На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Развитие России последних десятилетий ХХ - начала ХХI вв

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 04.12.2012. Сдан: 2012. Страниц: 29. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


ГБОУ СПО Самарский  социально-педагогический колледж
Заочное отделение 
 
 
 
 
 
 
 

Контрольная работа
По дисциплине: «История» 
 
 
 

 

                                            Выполнила:
                                           студентка 1 курса
                                           группы Б специальность 050144
                                           Дошкольное образование
                                            Кривошеева  М. В. 

                                           Проверила преподаватель
                                           Кожанова О.А. 
 
 
 
 

Сдано:
Оценка: 
 

Самара 2012г.
Оглавление
Развитие  России последних  десятилетий ХХ - начала ХХI вв. Основные этапы. 3
Причины перестройки во второй половине 80х годов ХХ века. 4
Истоки  «перестройки». 4
Первый  этап преобразований. 6
Экономическая «перестройка». Трудный  поворот к рынку. 7
Последствия перестроечных процессов. 8
Демонтаж  тоталитарных структур. Новое мышление и  гласность. 8
Новый этап политических реформ. Отмена 6-й статьи Конституции. 9
Декларация  о суверенитете. 10
Реформы в суверенной России. Социально-экономическая  и политическая ситуация в стране в конце  ХХв. – начале ХХIв. 12
Новая страна — новое  общество. 12
Развитие  частного бизнеса  в России. 13
Президентская гонка 1996г. 13
Новый этап либеральных  реформ. 14
Кризис  августа 1998г. и его  последствия. 14
Думские выборы 1999г. 16
Президентские выборы 2000г. 16
Взаимоотношения России с мировым  сообществом и  странами СНГ. 18
Россия  на международной  арене в 1990-е годы. 18
Внешняя политика XXI в. 20
Особенности деятельности международных  организаций 21
Как функционирует ООН. 21
Как функционирует ЮНЕСКО. 23
Цель  организации НАТО. 24
Европейский союз «ЕС». 25
Литература. 26 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Развитие России последних десятилетий ХХ - начала ХХI вв. Основные этапы.

 
    1985г., март  Избрание Генеральным секретарем ЦК КПСС М. С. Горбачева.
    1986-1990 гг.  Двенадцатый пятилетний план развития народного хозяйства СССР.
    1987г., декабрь Подписание между СССР и США договора о ликвидации ракет
           средней и меньшей дальности.
        1988г., июнь XIX Всесоюзная партийная конференция. Курс на реформу политической системы.
1989г., май - июнь I Съезд народных депутатов СССР.
    1989г., июль  Межнациональный конфликт в Фергане (Узбекистан).
        1990г., март Избрание на III Съезде народных депутатов СССР М. С. Горбачева президентом СССР.
    1990г., 12 июня Принятие Декларации о государственном суверенитете РСФСР.
        1991г, январь Начало официальной регистрации политических партий и организаций.
        1991г, весна Роспуск Совета Экономической Взаимопомощи и Организации Варшавского Договора.
        1991г., апрель Начало переговоров в Ново-Огарёво о заключении нового Союзного договора между президентом СССР и главами девяти союзных республик
    1991г., 12 июня Избрание всенародным голосованием президентом РСФСР
         Б.  Н. Ельцина
        1991г., июль Подписание договора между СССР и США об ограничении стратегических наступательных вооружении (ОСНВ-1)
    1991 г., 19-21авг. Антигосударственный путч в Москве. 

        1991г., 8 декабря Беловежское соглашение. Решение руководства России, Украины и Белоруссии о роспуске СССР и создании Содружества Независимых Государств (СНГ)
    1991г., 25 декабря Отставка М. С. Горбачева с поста президента СССР.
    1992г., январь Начало радикальной экономической реформы в России.
    1992г., октябрь Решение государств СНГ об участии в договорах между СССР
           и США о ликвидации их ракет средней  и меньшей дальности.
        1993г., январь Подписание договора между Россией и США об ограничении стратегических наступательных вооружении (OCНB-2)
1993г., 25 апреля Всероссийский референдум о доверии политике Президента России 1993г., 21 сентября Указ президента Российской Федерации «О поэтапной
            конституционной реформе и роспуске Верховного Совета РФ»
    1993г., 3-4 октября Вооруженное выступление оппозиционных сил в Москве.
1993г., 12 декабря Выборы в Федеральное Собрание России. Референдум о проекте
                  Конституции Российской Федерации
    1994г., нюнь  Присоединение России к программе «Партнерство во имя мира»,
           предложенной  государствами - членами НАТО.
    1994г., август  Завершен вывод российских войск из стран Европы.
    1994г., декабрь Война в Чечне (по декабрь 1996г.).
    1995г., 17 декабря Выборы в Государственную Думу.
    1996г., 3 июля Избрание президентом Российской Федерации Б. Н. Ельцина
        1997г., май Подписание в Париже Основополагающего акта между руководителями стран НАТО и России.
    1998г., август  Финансовый кризис России
    1999г., март  Операция НАТО против Союзной Республики Югославия.
        1999г., август Начало антитеррористической операции в Чечне (2ая чеченская война).
    1999г., 19 декабря Выборы в Государственную Думу.
    1999г., 31 декабря Заявление Президента Б. Н. Ельцина о досрочном уходе в отставку.
           Назначение  В. В. Путина исполняющим обязанности президента.
    2000г.,  26 марта Избрание Президентом Российской Федерации В. В. Путина.
        2000г., май  Указ Президента РФ о создании на территории России семи федеральных округов.
        2000г., декабрь Принятие Государственной Думой Федеральных конституционных законов о государственных символах России.
    2002г., май  Соглашение с НАТО о координации действий в обеспечении
                   международной безопасности.
    2002г., октябрь Проведение Всероссийской переписи населения.
    2003г., май  Принятие Закона «О крестьянском (фермерском) хозяйстве»
    2003г., декабрь Выборы в Государственную Думу IV созыва.
    2004г., 14 марта Избрание В. В. Путина Президентом Российской Федерации на
           второй  срок.
    2004г., сентябрь Введение нового порядка избрания российских губернаторов.
2008г., 2 марта Избрание Президентом Российской Федерации Д. А. Медведева.

Причины перестройки во второй половине 80х годов ХХ века.

Истоки  «перестройки».

   Весь  период 1961—1985 гг. сопровождался непрерывным падением темпов экономического развития.
    На рубеже 70—80-х гг. в мире начался  новый этап научно-технической революции, получивший название «микроэлектронная  революция». С этого времени уровень развития той или иной страны определяется уже не количеством выплавленной стали, добытого угля, а использованием информационных технологий. По этому показателю СССР отставал не только от ведущих западных стран, но и от новых индустриальных держав (Южной Кореи, Тайваня) на десятилетия. К середине 80-х гг. кризис советской системы приобретает открытый характер.
   В 1985 г. в США основная масса валового национального продукта (67%) создавалась в сфере услуг, торговле, на транспорте, и лишь 31% составлял вклад промышленности и строительства, тогда как в СССР соотношение было иным — соответственно 38% и 45%. На долю сельского хозяйства в СССР приходилось 17%, в США всего 2%. Чтобы покупать новейшие технологии и продовольствие, СССР вынужден был все больше сырья поставлять на экспорт. В 1985 г. в обмен на оборудование и хлеб ушло 20% добытой в стране нефти, 11% газа, 31% калийных удобрений, 24% хлопка и т. д.
   Видимость благополучия народного хозяйства, обеспечивалась за счет масштабного экспорта невосполнимых природных ресурсов - «нефтяного допинга». Именно экспорт нефти, позволял стране относительно безбедно существовать, «решая» продовольственную, космическую и другие «комплексные» программы.
  Наметившееся падение цен на мировом рынке приводит к сокращению потока нефтяных денег в страну, вслед за этим прекращается основанный на нефтедоходах экономический рост. Отражением общего экономического неблагополучия становится лавинообразное наращивание внешнего долга СССР. Обслуживание взятых за рубежом кредитов идет за счет получения новых.
  «Так  жить нельзя». Нарастание кризисных явлений в экономике разрушает основы внутренней социальной стабильности советского общества. К концу 80-х гг. прекращается рост жизненного уровня. Дискомфорт в той или иной мере ощущали все слои советского общества, особенно интеллигенция, давно жаждавшая подлинной демократии и свободы.
  Главная особенность почти всех предлагаемых проектов реформирования - микроэкономический характер реформ, т. е. их реализация на уровне предприятий и работников. При таком подходе сохранялись принципиальные основы советской экономической системы: Госплан, Госснаб и другие директивные органы. Не был решен принципиальнейший вопрос о реформировании собственности.
   К моменту прихода к власти М. С. Горбачева в силу закрытости советской системы большая часть населения страны находилась в плену старых представлений и привычек. В этих условиях реальные преобразования в обществе могли начаться только по инициативе «верха» и под его руководством.
  После прихода к власти 10 марта 1985 г.  М. С. Горбачева уже в апреле 1985 г. новый генсек предложил стране новую политику, получившую вскоре название «перестройка».
  Сегодня с достаточным основанием можно  сказать, что перестройка — это последняя попытка здравомыслящей части правящей элиты спасти прогнившую советскую систему, соединив «социализм и демократию».
  Административно-организационные  меры, должны были укрепить порядок и дисциплину и самое главное — активизировать «человеческий фактор».
  Весной 1985 г. главная проблема выбора стратегии  реформ носила не столько теоретический, сколько политический характер: управляемая  модернизация по любому сценарию была возможна лишь при жестком политическом контроле над ситуацией. Однако партийно-бюрократический аппарат в своей массе категорически не принимал самих идей модернизации. Для эффективного обновления советского строя требовалась упреждающая реформа политической системы, но ее необходимость осознается в полной мере лишь спустя два года. 
 

Первый  этап преобразований.

  Весной 1985 г. экономический кризис еще не стал определяющим фактором жизни советского общества. Это обстоятельство, а также баланс сил в Политбюро и правительстве определили характер первого этапа экономических преобразований, начатых под руководством Горбачева.
  Задача  перестройки системы управления экономикой была выдвинута на апрельском (1985 г.) Пленуме ЦК КПСС — с минимальными затратами за счет «скрытых резервов»  в короткий срок переломить наметившееся падение темпов экономического роста.
  Инициаторы  перестройки пытались одновременно решать противоречащие друг другу задачи, совмещать экономически несовместимое. Весь план двенадцатой пятилетки (1986—1990 гг.) был составлен на основе методов и подходов прошлого. Главные усилия в экономике сосредотачивались на опережающем развитии машиностроительной отрасли, темпы роста которой предполагалось увеличить в 1,5—2 раза. Особые надежды на первом этапе экономических реформ возлагались на так называемые «целевые программы научно-технического прогресса» по информатике и вычислительной технике, робототехнике, генной инженерии.
  Преобладание  в руководстве страной старой гвардии вынуждало Горбачева бесконечно маневрировать, попусту тратить время на поиски «консенсуса». Лишь небольшая часть обновленного Политбюро (А. Н. Яковлев и В. А. Медведев) выступала за структурные реформы и преобразование экономических отношений. Два года реформаторы безуспешно пытались преодолеть «застой».
  На  первом этапе перестройки так  и не было найдено адекватных способов реализации заявленного курса на «ускорение социально-экономического развития, совершенствование всех сторон жизни общества». Поэтому была сделана ставка на административные методы активизации «человеческого фактора».
   17 мая 1985 г. в соответствии с  постановлением ЦК КПСС и Указом  Президиума Верховного Совета  СССР, в стране началась беспрецедентная  по масштабу и радикализму  мер антиалкогольная кампания. Благородные  замыслы оздоровления советского  общества, не подкрепленные элементарным здравым смыслом и экономическими расчетами, обернулись дискредитацией идеи ускорения и громадными экономическими потерями. Закрытие винных заводов и магазинов, вырубка виноградников, свёртывание производства сухих вин и пива создали базу для стремительного роста самогоноварения. Это, в свою очередь, привело переходу сахара в категорию «дефицита» и очень скоро вернулось обратно в экономику в виде дефицита уже кондитерских изделий.

Экономическая «перестройка». Трудный поворот к рынку.

    На состоявшемся в феврале 1986 г. очередном XXVII съезде КПСС Горбачев расширил содержание концепции ускорения, распространив ее на общественные отношения. С этого момента во главу угла политики «ускорения» были поставлены задачи демократизации, борьбы с бюрократизмом, беззаконием.
   За короткое время был омоложен верхний эшелон руководства. Один за другим отстранены наиболее консервативные члены партийной верхушки. Секретарь  ЦК КПСС Б. Н. Ельцин возглавил Московский горком КПСС. Чистка коснулась также среднего и нижнего звена партноменклатуры. К началу 1987 г. было заменено 70% членов Политбюро, 60% секретарей обкомов, 40% членов ЦК КПСС.
  Неудачи первого этапа перестройки заставили  руководство искать иные пути продвижения  вперед, поставили на повестку дня вопрос о комплексной экономической реформе, и прежде всего о движении в сторону рыночной экономики.
  Летом 1987 г. был представлен план реформ. Это была программа осторожных рыночных преобразований, программа перехода к «социалистическому рынку». Попытка ее реализации с июня 1987 по декабрь 1991 г. составила содержание второго (и последнего) этапа экономической реформы М. С. Горбачева.
  Основными компонентами новой экономической  стратегии стали:
      расширение самостоятельности социалистических предприятий; перевод их на полный хозрасчет, самофинансирование и частичное самоуправление;
      развитие индивидуальной и кооперативной форм собственности, привлечение иностранного капитала в форме совместных предприятий.
  В июне 1987 г. был принят Закон о государственном  предприятии, который мыслился в качестве «несущей конструкции» новой хозяйственной системы. Новый закон существенно расширял права предприятий, включая право самостоятельного выхода на внешний рынок, осуществления совместной деятельности с иностранными партнерами.
  Неопределенность и временность положения директорского корпуса толкала их на проедание текущих доходов предприятий и скрытую их приватизацию через создаваемые при госпредприятиях кооперативы. Именно на этом этапе перестройки государственные органы утратили контроль над микроэкономическими процессами в стране, что во многом затруднило переход к рынку в дальнейшем.
   В конце 1986 — начале 1987 г. были приняты  первые решения о развитии кооперации, и лишь в 1988 г. — Закон о кооперации в СССР и Основы законодательства об арендных отношениях.
  Кооперативы пробили первую брешь в государственной  системе собственности, хотя на деле партийные власти попытались сразу  поставить кооперативы в определенные ограничительные рамки. Почти одновременно с решением о развитии индивидуальной трудовой деятельности было принято решение о борьбе с нетрудовыми доходами, а затем началась массированная кампания против личного подсобного хозяйства граждан. Эти меры подорвали развитие новых форм хозяйствования, придали им в ряде случаев откровенно криминальный характер. Существовавшие в 1987—1990 гг. благоприятные возможности для постепенного разгосударствления, формирования легитимной частной собственности, а в конечном итоге безболезненного выхода из социализма были упущены.
  Итогом  экономического реформирования стало  дальнейшее ухудшение экономического и финансового положения страны.

Последствия перестроечных процессов.

Демонтаж  тоталитарных структур. Новое мышление и гласность.

  Сердцевиной нового мышления стали выводы о приоритете общечеловеческих интересов и ценностей над классовыми, о необходимости деидеологизации межгосударственных отношений.
  По  меркам тоталитарного общества были по-настоящему радикальными провозглашенные Горбачевым идеи гласности и плюрализма. Впервые инакомыслие перестало считаться политическим преступлением. Провозглашая приоритет общечеловеческих ценностей над классовыми, Горбачев положил начало новому этапу духовного развития страны.
  Средства  массовой информации получают «сверху», хотя и сильно ограниченную, свободу критики существовавших реалий, всевозможных «безобразий, слабостей и прорех». В рамках политики гласности были сняты многие цензурные запреты, возвращены с полок «спецхранов» запрещенные к показу кинофильмы. Стали издаваться новые газеты и журналы, был пересмотрен реестр не подлежащих публикации статистических данных. Для исследователей приоткрылись ранее закрытые архивные и библиотечные фонды. Ураган новой информации в считанные месяцы разрушил всю систему мифов, на которых покоилась официальная идеология. Процесс размывания коммунистической идеологии постепенно шел и в предшествующие годы, но в условиях гласности эта идеология окончательно лишилась своей господствующей роли.
  Расстановка сил затрагивает и партийно-государственную элиту, и даже команду реформаторов, которая также распадается на отдельные группировки. За недостаточно радикальную либерализацию общественной жизни критикует «отца перестройки» группа его сторонников — А. Н. Яковлев, Э. А. Шеварнадзе, Б. Н. Ельцин.

Новый этап политических реформ. Отмена 6-й статьи Конституции.

  В 1988 г. в стране проходили многотысячные митинги под демократическими лозунгами, на которых уже ставился вопрос о демонтаже советской системы.
  В декабре 1988 г. в соответствии с установками  партконференции в действующую  Конституцию были внесены изменения, согласно которым высшим органом  власти в СССР становился Съезд народных депутатов.
  Летом 1989 г. перестройка стала делом миллионов, и в этом качестве обрела новых лидеров, новые цели и задачи. Соответственно, новое измерение получила и политическая реформа.
   Первый съезд народных депутатов, открывшийся в Москве 25 мая 1989г., по многим характеристикам отличался от прежнего Верховного Совета. На съезде начали оформляться политические фракции как реформистской, так и антиреформистской направленности. В противовес «агрессивно-послушному большинству» съезда, вопреки регламенту на съезде возникла Межрегиональная депутатская группа (МДГ). Ее лидерами стали такие известные ученые и политики, как А. Д. Сахаров, Ю. Н. Афанасьев, Б. Н. Ельцин, Г. X. Попов, А. А. Собчак (см.рис.), Г. В. Старовойтова (см.рис.). К концу работы съезда в ней насчитывалось около 150 депутатов. «Межрегионалы» не имели четкой программы реформ, единственное, что их объединяло в тот момент, — стремление отменить статью Конституции, закреплявшую монополию КПСС на власть в стране.
  В 1990 г. настроения в пользу отмены 6-й  статьи Конституции приняли массовый характер. Созванный в марте 1990 г. внеочередной III съезд народных депутатов СССР отменил эту статью и тем самым признал существование многопартийности в стране.
  Съезд учредил пост Президента СССР, внеся  необходимые поправки в Конституцию, в соответствии с которыми Президент  СССР являлся главой Советского государства и наделялся широкими полномочиями. Ему предоставлялось право налагать вето на законы, принимаемые Верховным Советом страны, объявлять военное или чрезвычайное положение в отдельных местностях. Единственным кандидатом на президентский пост стал М. С. Горбачев, за которого 15 марта 1990 г. было подано почти 60% голосов депутатов. Горбачев стал первым Президентом СССР. Введение института президентства стало шагом вперед в деле демократизации страны, создания правового государства.
   К осени 1998 г. в обществе уже реально  существовал широкий спектр политических ориентаций от принципиальных сталинистов до крайних радикалов, выступавших за полную смену административно-командной системы, введение многопартийности и частной собственности.
  С отменой 6-й статьи в СССР в конце 1989—1990 гг. создаются Либерально-демократическая партия России (ЛДПР) во главе с В. Жириновским (см.рис.), Демократическая партия Н. Травкина и Г. Каспарова (см.рис.), Крестьянская партия России.
   После «жаркого лета» 1989 г. реформаторское руководство страны столкнулось  с кризисом доверия. На многолюдных  митингах, демонстрациях выражалось открытое недовольство ходом перестройки, нерешительностью и непоследовательностью правительства Н. И. Рыжкова, неспособностью власти контролировать обстановку в стране.
  Непосредственной  причиной падения авторитета власти стали пустые прилавки магазинов, рост преступности.
  После выборов в стране сложилась принципиально  новая ситуация. Символом перемен  стало избрание 29 мая 1990 г. Б. Н. Ельцина  Председателем Верховного Совета России. Одновременно народ все более отказывал в доверии М. С. Горбачеву.

Декларация  о суверенитете.

  Вопрос  о российском суверенитете стал главным  на Первом съезде народных депутатов  Республики. 12 июня 1989г., выражая волю своих избирателей, делегаты съезда с редким для них единодушием большинством голосов приняли Декларацию о государственном суверенитете Российской Федерации. Ее принятие стало рубежом в развитии как Российской Федерации, так и всего Советского Союза, который мог существовать только до тех пор, пока Россия играла роль объединяющего начала.
  Период  после мая 1989 г. до декабря 1991 г. стал временем распада советской системы. За шесть лет перестройки ни одна из ее целей не была достигнута. Власть постоянно запаздывала с решением назревших вопросов. Наиболее тяжелые последствия для судьбы советской системы и советской государственности имели бездействие и нерешительность властей в национальном вопросе.
  Тлевшие десятилетиями межнациональные  конфликты стали разгораться. Чем больше союзная власть делала уступок, тем более радикальными становились требования республик по расширению их прав и изменению форм советской федерации.
  Вопрос  о суверенитете республик становится главным на выборах местных органов власти, прошедших весной 1990 г. И если год назад ни о каком отделении от Союза речь не шла, то теперь народную поддержку получили движения, выступавшие за полное государственное самопределение и выход из СССР.
  За  считаные месяцы проходит «парад суверенитетов», все союзные и большинство автономных республик приняли декларации о своем суверенитете, верховенстве республиканских законов над союзными. В декларациях республики объявлялись собственниками недр, земли. На карте появились новые названия республик — Молдова, Беларусь, Кыргызстан.
  Реальная  опасность неуправляемого распада  СССР, грозящая непредсказуемыми последствиями, заставляла центр и республики искать путь к компромиссу. Окончательно центр «дозрел» до осознания важности союзного договора лишь после того, как «парад суверенитетов» до неузнаваемости изменил Союз, когда центробежные тенденции набрали силу. 12 июня 1990 г. Совет Федерации (новый орган, созданный одновременно с учреждением поста Президента СССР) высказался за создание Союза суверенных государств с возможным сочетанием элементов федерации и конфедерации.
  Августовские  события ускорили окончательный  распад Советского Союза. 25 августа 1991 г. Украина объявила об образовании  независимого государства и отказалась принимать участие в подписании нового союзного договора. За ней последовали все остальные республики, кроме России и Казахстана. Ухудшение экономической ситуации в республиках способствовало их дальнейшей самоизоляции, разрыву экономических связей.
   Проходившее 8 декабря 1991 г. в Беловежской  пуще совещание глав трех республик  Украины, Белоруссии и России констатировало распад Союза как свершивший факт и объявило о создании Содружества Независимых государств (СНГ). 21 декабря, в Алма-Ате главы одиннадцати государств подписали Декларацию о создании СНГ, где говорилось, что Содружество СССР прекращает свое существование. 25 декабря 1991 г. Президент СССР М. С. Горбачев сложил свои полномочия.
  Крах  перестройки стал реальностью. Ее результат оказался вовсе не таким, на который рассчитывали М. С. Горбачев и его единомышленники. Им не удалось ни вывести СССР на мировые рубежи в промышленном производстве, ни модернизировать одряхлевшую советскую систему, ни создать новую модель социализма. Имя Горбачева в массовом сознании прочно связывается с крушением привычного жизненного уклада, со всеми невзгодами и потрясениями, обрушившимися на страну в конце 80 — начале 90-х гг.
  Основная  заслуга Горбачева в том, что  он осознал глубинную необходимость перемен и решился их инициировать. Горбачев никогда не ставил вопрос о ликвидации советской системы, он хотел лишь ее усовершенствования. Но механизмы, с помощью которых он пытался это сделать, оказались неэффективными. Именно в этом плане «фактор Горбачева» оказался решающим в ускорении развала планово-распределительной системы, развала неизбежного и в конечном итоге спасительного для России.
  Очевидно, не могут быть забыты заслуги М. С. Горбачева в разрушении «железного занавеса», ликвидации основ тоталитарной системы, проведении первых демократических преобразований.

Реформы в суверенной России. Социально-экономическая и политическая ситуация в стране в конце ХХв. – начале ХХIв.

Новая страна — новое  общество.

  В годы реформ одновременно менялись и социально-экономическое положение социальных групп, их активность и состояние сознания.
   Образование новых социальных групп  и слоев и размывание старых началось вслед за появлением в 1986—1988 гг. Законов  «Об индивидуальной трудовой деятельности» и «О кооперации». Уже к концу «романтического периода» рыночных реформ (1993—1994 гг.) реальностью становится многоликая, разношерстная категория богатых людей, получивших неофициальное название «новые русские». По мере снятия ограничений на предпринимательскую деятельность появляются новые слои и группы с достаточно четко обозначенными интересами. Наиболее богатые собственники в условиях посткоммунистической трансформации быстро осознали свои интересы и консолидировались в новый высший имущественный класс. К концу 1998 г. в России уже сформировались достаточно устойчивые новые социальные группы и слои, различающиеся по уровню доходов: олигархические, региональные и корпоративные элиты (так называемый «высший класс»), средний класс, аутсайдеры.
  В отличие от высшего класса, который  фактически сформировался за первое пятилетие реформ, становление среднего класса в России лишь началось. К тому же именно средние слои российского общества больше всего пострадали от финансового кризиса, начавшегося осенью 1998 г.

Развитие  частного бизнеса  в России.

  Частное предпринимательство в России зародилось задолго до либеральных реформ, еще  в годы брежневского «застоя». В годы перестройки в стране появились первые полулегальные коммерческие структуры. Десятки тысяч кооперативов разного профиля создавались как частными лицами, так и государственными и общественными предприятиями и организациями.
  После 1991 г. предпринимательская деятельность в стране была окончательно легализована. По мере углубления либеральных реформ в частном бизнесе происходит смена ценностных ориентаций и самой «фигуры предпринимателя». В 1993 г. настает время совершенно нового для России типа делового человека — предпринимателя, технолога. Его сфера в бизнесе — интеллектуальные услуги (аудит, консалтинг, инновационная и инжиниринговая деятельность).
  С началом рыночных реформ коренным образом  изменились условия функционирования всей культурной сферы российского  общества. Быстрее адаптировались к рынку те из них, кто давно работал на потребителя: архитекторы, художники, книгоиздатели.
   К середине 90-х гг. из-за границы начинают возвращаться известные представители  русской творческой интеллигенции (режиссер театра на Таганке Ю. Любимов, артист М. Козаков и многие другие). Значительным событием культурной жизни явилось возвращение в мае 1994 г. из вынужденной эмиграции Нобелевского лауреата писателя А. Солженицына (см.рис.).
  К концу 90-х гг. наблюдается оживление  в кинематографе. Открывается, особенно в столице, множество театров, театров-студий. Отличительная черта этого времени — проведение большого количества различных фестивалей, презентаций. Появляются десятки коммерческих радиостанций, новые популярные журналы и газеты.

Президентская гонка 1996г.

  Ключевым  фактором политической и экономической жизни России в 1996 г. стали президентские выборы. В отличие от предшествовавших им думских выборов выборы Президента РФ означали и выбор направления развития российского общества на годы вперед.
   Коммунисты и их сторонники после  успешно проведенной думской  кампании были уверены в победе их кандидата. Значительная часть населения страны была недовольна ходом и итогами либеральных реформ и хотела бы вернуться в доперестроечные времена. По этой причине Г. Зюганов основную ставку сделал на критику демократической власти.
  Второй  тур голосования завершился убедительной победой Б. Н. Ельцина. За него проголосовали более 53,8%, за Г. А. Зюганова — 40,3%. Из 108 миллионов избирателей 40 миллионов проявили равнодушие к политическому выбору страны и не пришли на избирательные участки.
  Но  после переизбрания Ельцин не смог ускорить рыночные реформы. Состояние  здоровья президента поставило на первый план борьбу за ускользающую власть, сделав реформы и самих реформаторов заложниками в этой борьбе. Все большую власть в стране стали приобретать ведущие банкиры и предприниматели, так называемые «олигархи». По мере роста их финансовой мощи росли и их претензии на участие в управлении государством, контроль за средствами массовой информации.

Новый этап либеральных  реформ.

  В начале весны 1997 г. в России сложилась взрывоопасная ситуация. Терпение людей достигло предела, также как и вера в способность властей переломить ситуацию. Во многих регионах граждане готовили акции протеста.
   В этих условиях в состав правительства  Черномырдина ввели двух первых вице-премьеров  — губернатора Нижнего Новгорода  Бориса Немцов и Анатолия Чубайса, возглавлявшего президентскую администрацию.
  Самое заметное в работе обновленного правительства  — предложение Думе о секвестре  неисполнимого бюджета. Кроме того, «молодые реформаторы» приступили к реальному регулированию естественных монополий, таких как РАО ЕЭС, «Газпром», выплатили долги пенсионерам. Одновременно были предложены долговременные программы по налоговой и жилищно-коммунальной реформам. Казалось, либеральные реформы удалось сдвинуть с мертвой точки. 1998 г. должен был стать для России первым годом экономического роста. Во всяком случае, об этом постоянно говорил В. С. Черномырдин.

Кризис  августа 1998г. и его последствия.

  Непростую ситуацию с бюджетом страны серьезно осложнили начавшийся еще в октябре 1997 г. мировой финансовый кризис и падение цен на нефть. Кризис вызвал отток капиталов из России. Сомнения иностранных кредиторов в способности российских властей удержать курс рубля в существующих границах стали причиной пересмотра ими своей инвестиционной политики в России. Чтобы обеспечить свое вхождение в российский рынок, инвесторы потребовали увеличения доходности государственных кредитных обязательств (ГКО). Летом 1998 г. она достигает рекордных котировок: 160—180% годовых, что неминуемо вело к девальвации рубля.
  Минфин  к августу оказался не в состоянии  обслуживать пирамиду ГКО — все  деньги, получаемые от продажи новых  порций этих ценных бумаг, уходили на погашение долгов по предыдущим. Более того, первый транш кредита МВФ в размере 4 миллиардов долл., выданный правительству Кириенко, был израсходован на те же цели практически за четыре недели. Правительственная антикризисная программа была подготовлена с большим опозданием, за считаные дни до 17 августа, когда наступал очередной срок выплат по обязательствам крупнейших российских коммерческих банков.
  Кульминацией  кризиса стали решения, принятые правительством и Центральным банком 17 августа 1998 г.:
      о расширении границ валютного коридора до 7,1—9,5 руб. за 1 долл. США (верхняя отметка которого была достигнута в обменных пунктах в тот же день);
      об отказе от обслуживания ГКО с прекращением торговли ими;
      о 90-дневном моратории на обслуживание внешних долгов частными российскими компаниями и банками.
   Россия, пусть на время, но признала свою неплатежеспособность.
  Однако  не «черный понедельник» стал днем национальной финансовой катастрофы. Фактически обвал рубля (девальвация в 2,5 раза), огромный инфляционный скачок (40% инфляции за последнюю неделю августа и две первые недели сентября) и развал всех рыночных механизмов произошел 23 августа, когда кабинет Кириенко во время сложнейшего маневра в финансово-экономической политике был отправлен в отставку.
  Кризис  отбросил страну на несколько лет  назад, кардинально изменил политическую и экономическую ситуацию. За год  покупательная способность среднедушевых доходов, исчисленная по мясу, упала почти на 30%, по сахару — на 42,5%.
   В сентябре 1998 г. новым премьер-министром  стал бывший глава Службы внешней  разведки и министр иностранных  дел в правительстве Кириенко академик Е. М. Примаков. Правительство  Е. М. Примакова было образовано как результат очередного компромисса между президентом и оппозицией.
  Создать долгосрочную экономическую программу  правительству Примакова так и не удалось, но свое девятимесячное пребывание у власти ему удалось завершить с неплохими результатами:начался рост в некоторых отраслях российской экономики, правда, пока на инфляционной основе: с августа 1998 г. все цены выросли как минимум в два-три раза, упала стоимость труда, снизились государственные расходы (над чем бились все либеральные правительства).
  Падение курса рубля, больно сказавшееся  на уровне жизни населения, помогло  отечественным товаропроизводителям восстановить утраченные позиции на российском внутреннем рынке. Кроме  того, правительство Примакова перестало  выплачивать огромные суммы по ГКО. К реальным заслугам кабинета Примакова  следует отнести осторожную политику в денежной сфере — оно не пошло, как ожидали вначале, на бесконтрольную эмиссию.
  Попытка Государственной Думы провести импичмент  президента дала повод Ельцину для  досрочной отставки правительства Е. М. Примакова. В мае 1999 г. Е. М. Примакова сменил «силовик» С. В. Степашин. Из-за отсутствия собственной экономической концепции и слабости команды Степашин смог продержаться лишь до 9 августа, когда президент Б. Н. Ельцин в очередной раз сменил «конфигурацию власти», и кресло главы правительства занял руководитель Федеральной службы безопасности РФ В. В. Путин. Предлагая Путина в качестве своего преемника, Б. Н. Ельцин в первую очередь думал о сохранении преемственности власти. Дума с легкостью приняла кандидатуру Путина, поскольку большинство рассматривало его как фигуру временную и техническую — «на период очередной избирательной кампании». Однако через три месяца политическая ситуация в стране кардинально изменилась.
  За  год производство продукции в  промышленности, сельском хозяйстве, транспорте, розничной торговле увеличилось на 3,5%. Ситуация на крупных и средних промышленных предприятиях была значительно лучше, чем в предыдущем году. Объем промышленной продукции вырос на 9,7%. Столь высоких темпов прироста промышленного производства в российской экономике не наблюдалось за весь период экономических реформ. На 8,5% вырос за год объем жилищного строительства, стабилизировался курс рубля, продолжала сокращаться безработица.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.