На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Специфика методов социально-психологической коррекции семейных отношений

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 04.12.2012. Сдан: 2012. Страниц: 16. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
     Курсовая  работа
     По  дисциплине «Социальная психология»
     Тема: «Специфика методов социально-психологической коррекции семейных отношений» 

 

      ОГЛАВЛЕНИЕ 

Введение.
1. Консультативная психологическая помощь семье
1.1 Виды консультативной  помощи
1.2 Основные принципы психокоррекционой модели
2. Основные этапы социально-психологической коррекции семейных отношений
2.1 Этап заключения диагноза
2.1.1 Диагностическое  интервью
2.1.2 Стандартизированные  психодиагностические методики.
2.2 Особенности  методов консультирования и коррекции
2.2.1 Методы консультирования  и коррекции молодых людей
2.2.2 Методы консультирования  и коррекции супружеской пары
2.2.3 Методы коррекции  детско-родительских отношений.
3. Завершающий  этап в системе социально-психологической  коррекции отношений.
Заключение.
Библиографический список использованной литературы
Приложения. 

 

      ВВЕДЕНИЕ 

     Выделение семейной психокоррекции в самостоятельную  область социально-психологической  практики произошло в начале 60-х  годов прошлого века. Коррекция семейных отношений является сравнительно молодой областью и в настоящее время продолжает динамично развиваться в рамках социальной психологии. Для общества в целом очень важно предотвратить развал супружеских и внутрисемейных отношений, помочь преодолеть трудности межличностного взаимодействия в семье.
     Развитие  и распространение психологической  помощи семье особенно актуально  для наших стран. Коррекционная  работа проводится с разными возрастными  группами и в различных условиях. Методы коррекции должны учитывать особенности ситуации и подбираться индивидуально.
     Целью данной работы является выявление специфики методов коррекции семейных отношений. Данная цель определяет следующие задачи:
     - анализ консультативной психологической  помощи семье как социально-психологического явления;
     - определение основных этапов  социально-психологической коррекции  семейных отношений;
     - выявление специфики использования  методов социально-психологической  коррекции семейных отношений  для разных социальных групп.
     Объектом  данного исследования является коррекция семейных отношений. Предметом – специфика методов социально-психологической коррекции семейных отношений.
     Данную  проблему разработали: Алешина Ю.Е., Фример Д., Малкина-Пых И.Г. и другие. 

 

      1. КОНСУЛЬТАТИВНАЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ СЕМЬЕ 

     1.1 Виды консультативной помощи 

     Все большую популярность стал приобретать  подход к семье, как к единице  социального воздействия и психологического анализа, которую можно рассматривать  как единое образование, обладающее определенными особенностями структуры, функционирования и развития. Таким образом, в центре внимания семейного психолога находятся паттерны взаимодействия, структура и процессы семьи в целом. То есть, задачей коррекции семейных отношений является создание условий для формирования функциональной семейной организации, которая обеспечит реализацию потенциальных возможностей каждого члена семьи.
     Существующие  сегодня виды консультативной помощи семье чрезвычайно разнообразны. Они могут различаться по ориентации на определенную группу клиентов, по характеру оказываемой помощи и по задачам, которые решает специалист. Эти различия формируют ту или иную модель помощи.
     Психокоррекционная  модель помощи предполагает, что причиной тех или иных проблем или неблагополучия в семье зависят от внутри семейного общения, личностных особенностях членов семьи или неблагоприятных обстоятельств. Здесь рассматриваются такие вопросы как: мотивация вступления в брак, поведение ребёнка, стереотипы родительской семьи, сформировавшийся жизненный стиль, отношение к людям и событиям, которые образуют систему эмоциональных связей и взаимоотношений, которые реализуются в общении. Эта модель предполагает анализ семейной ситуации клиента и его личности, и формулировку «диагноза», который позволяет оказать помощь семье и её членам. Помощь состоит в коррекции семейных отношений, в которых конфликты ведут к дезадаптации членов семьи. 

     1.2 Основные принципы  психокоррекционой  модели 

     В основе психокоррекционой модели помощи семьи лежит несколько принципов:
     -индивидуальный  подход. Объектом анализа и воздействия в рамках консультативной психологической помощи всегда является конкретная семья с присущими только ей особенностями развития, адоптации к жизненным ситуациям, способами решения конфликтов, планами.
     -использование  методов психологического воздействия. Специалист, работающий в рамках психотерапевтической модели, опирается, прежде всего, на: личностные ресурсы клиента и свои личностные ресурсы, и на психологический потенциал общения системы «консультант-семья».
     -использование потребности в помощи основывается на том факте, что психологические методы воздействия эффективны только для семей, добровольно обратившихся к психологу.
     Таким образом, психокоррекционная модель помощи предполагает:
     -установление  контакта с клиентом, который с медицинской точки зрения здоров, но страдает от неблагополучия семейной жизни, нуждается в помощи психолога;
     -проведение  психологической диагностики, направленной  на выявление причин неблагополучия, и определения возможных форм  помощи;
     -собственно консультативную работу, коррекционные или психотерапевтические мероприятия, направленные на устранение неблагополучия путём активации психологических ресурсов клиента или семьи в целом;
     -завершение  работы. Этап, в котором консультант  оценивает результат и позволяет закрепить положительные изменения, достигнутые в ходе работы (является необязательным).
     Область коррекции семейных отношений включает:
     -сферу  консультирования молодых людей  в вопросах добрачного консультирования;
     -сферу  консультирования супругов;
     -сферу  консультирования семьи.
     Для того чтоб проанализировать специфику  методов психокоррекции необходимо учесть существующие формы терапии (от них зависит темп, эффективность):
     -индивидуальное;
     -парное;
     -семьи  в целом;
     -групповое. 

 

      2. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КОРРЕКЦИИ СЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЙ 

     2.1 Этап заключения диагноза
     психологический коррекция семейный консультативный
     2.1.1 Диагностическое  интервью
     Ниже  приведены особенности проведения диагностического интервью, они являются общими для всех клиентов, обратившихся к психологу. Процессуальные аспекты работы имеют большее значение, чем содержательные, так как содержание высказываний лишь свидетельство того, как члены семьи воспринимают свои проблемы и взаимоотношения, важно тем, что оно характеризует самого рассказчика, его аналитическую деятельность, но не позволяет объективно оценить других членов семьи1. На данном этапе нужно побуждать членов семьи объяснять, почему они обращают внимание на то, а не на иное обстоятельство. Психотерапевт должен понимать то, что содержание высказываний не отражает процесс, а именно знание о процессе определяет содержание дальнейшей работы.
     Использование исследовательской позиции для  того, чтобы помочь клиентам прояснить  свои отношения с окружающими. Чем больше психолог узнает клиентов, тем больше они узнают о себе. Сообщая психологу о себе различную информацию, клиент постепенно открывается для восприятия новых представлений. Он учится лучше понимать свои собственные потребности и требования, предъявляемые к нему социальным окружением.
     Получение клиентами новой информации, помогающей изменить их представление об их проблемах. Одной из задач психолога является помощь дисфункциональной семье осознать свои особенности функционирования путем определения потребностей и закономерностей поведения членов данной семейной структуры.
 

      2.1.1 Диагностическое  интервью
     Используемые  в семейной психологии методы диагностики  кроме диагностического интервью включают еще и стандартизированные психодиагностические методики.
     Существенным компонентом практической эффективности семейной психокоррекции и психологического консультирования является корректное применение стандартизированных психодиагностических методик. К необходимым условиям. Обеспечивающих их использование, относятся:
     - глубокое овладение содержанием  основных диагностических процедур, умение их интерпретировать;
     - овладение приемами оперативного  планирования психодиагностического  обследования конкретной семьи;
     - овладение репертуаром конкретных  специализированных методик стандартизированной семейной психодиагностики, адекватных определенным условиям и задачам психолога;
     - овладение психометрикой и применение  стандартизированных психодиагностических  методик измерительного типа.
     Плюсы стандартизации состоят в том, что  эта процедура экономична, потенциально автоматизируем, при итерпритации психолог опирается на опыт разработчиков и пользователей методики, стандартизированные методики предохраняют психолога от «встречной проекции», от создания встречных концепций.
     Минусами  стандартизированных методик заключаются в том, что жесткая запрограммированность методики на диагностику определенного свойства повышает риск диагностической ошибки в том случае, если психолог неправильно построил программу диагностики – неправильно определил круг свойств, которые подлежат диагностике.
     Социально-психологические  проблемы семьи, можно свести к трем основным группам: добрачные, супружеские, проблемы взаимоотношений детей  и родителей.
     Диагностика взаимоотношений молодых людей  в добрачный период. Характер предбрачного ухаживания позволяет выявить истоки зарождения тех трудностей, которые прямо или косвенно могут проявиться на каком-либо из этапов жизненного цикла. Тесты, используемые психологом можно разделить на две группы, которые дают возможности исследовать у потенциальных супругов:
     - ценностную совместимость;
     - психофизиологическую совместимость.
     Методы  диагностики супружеских отношений  позволяют дать оценку взаимоотношений  супругов выявить особенности общения  и взаимоотношений, качества личности супругов, способы проведения семейного досуга, общность интересов и ценностей, а также позволяющих понять нравственно-психологические основы супружеских отношений.
     Диагностика детско-родительских отношений. В семье  тесно сплетены супружеские, родительские и детские взаимоотношения. С помощью методик диагностики детско-родительских отношений психолог может получить сведения об отклонениях ребенка, о том, как строятся отношения родителей и детей, выделить причины супружеских ссор и конфликтов. Эти методики разделяются на две группы: одни исследуют межличностные отношения в системе «родитель-ребенок» глазами родителя, другие – глазами ребенка. 

     2.2 Особенности методов  консультирования  и коррекции 

     2.2.1 Методы консультирования и коррекции молодых людей
     Психологическая работа с молодыми людьми рассматривает две задачи: добрачное консультирование и предбрачное консультирование.
     Добрачное консультирование предполагает решение  вопросов, связанных с формированием  образа потенциального партнера, коррекцией поведения клиента, формированием у него навыков успешного общения.
     Проблемы, связанные с поиском брачного партнера могут быть следствием таких  причин:2
     - особенности личности партнера; В этой ситуации первая задача  психолога – помочь клиенту  осознать свои особенности, их преимущества, принять их. Следующая – попытаться выяснить, кто должен быть тот человек с которым клиенту было бы хорошо.
     - давление социума или обстоятельств  побуждает к преждевременному  поиску брачного партнера; Консультанту  следует уважительно относиться к природе человека, к тем задачам, которые тот считает нужными для себя решить.
     - родительская семья препятствует  браку; Консультант не может переубеждать клиента, что следует делать, а чего нет, даже тогда, когда не понимает до конца мотивы и смысл происходящего процесса.
     -отношения  становятся ловушкой для потенциального  партнера; Влияние посторонних факторов  психолог изменить не в силах,  зато может помочь клиенту  пересмотреть сое отношение и  поведение в данной ситуации.
     - склад личности и его образ жизни препятствует браку; В этой ситуации для клиента супружеские отношения могут казаться опасными, из-за потери свободы, борьбы за власть. Для того чтобы сохранить безопасность, клиент склонен уходить в болезнь, что, по сути, является психологи ческой защитой. Здесь необходимым будет помочь осознать клиенту, что его поведение является уловками, позволяющими уклонится от реальных отношений, следующий шаг, - используя анализ поступков клиента, помочь понять ему, что отношения воспринимаются, как борьба за власть, заключением процесса является переориентация клиента на отношения, в которых каждый несет ответственность за другого.
     - клиент использует неэффективные  стратегии для поиска потенциального  брачного партнера. При работе  с таким клиентом необходимо сосредоточить его внимание на собственном внутреннем мире. Задача психолога следующая – помочь клиенту разобраться в себе и построить собственный образ партнера – сконструировать стратегию поиска более эффективной. Работа состоит из нескольких этапов:
    Исследование вкусов, интересов, склонностей, умений и предпочтений клиента.
    Работа с личностными особенностями, затрудняющими поиск потенциального партнера.
    Создание образа потенциального партнера с учетом сведений, полученных о себе.
    Обучение клиента технике знакомства.
    Сопровождение последующей активности клиента, направленной на поиск партнера.
     Предбрачное консультирование проводится в период предшествующий совместной семейной жизни, занимается анализом потенциальной  супружеской совместимости партнеров  и коррекцией их взаимоотношений. В решение семейных проблем супружеской совместимости взаимоотношения реализуются с точки зрения внутренней мотивации поведения супругов. При этом оценивается влияние семьи, в которой выросли каждый из супругов, учитывается присущая ей атмосфера, уравновешенность, разделение прав и обязанностей между отцом и матерью. Психологу следует понять, почему каждый супруг таков, какой он есть, чего ожидает от супружеского союза и почему реагирует на поведение партнера так, а не иначе3. Психоккорекция предбрачной пары может проходить в формате группы. Иногда этот вид коррекции оказывает более сильное влияние на формирование отношений в добрачный паре, чем консультирование индивидуальное, особенно если человек испытывает трудности, связанные с привычными стереотипами общения с матерью, отцом, неуверенностью в себе, низкой самооценкой4. Пребывание человека в специально организованных группах помогает молодым людям в решении проблем, возникающая при межличностном взаимодействии в добрачный период. В психоккорекционных группах выявляются факторы, оказывающие влияние на взгляды и поведение клиента, участник группы имеет возможность получить обратную связь и поддержку от других ее членов, имеющих сходные проблемы или опыт и способных благодаря этому оказать существенную помощь.  

     2.2.2 Методы консультирования  и коррекции супружеской  пары
     Проблема  психологического благополучия связана, в первую очередь, с тем, насколько  психологически совместимы друг с другом члены будущей семьи.
     Задачами  психокоррекции супружеских расстройств является облегчение эмоциональных страданий и трудностей, достижение благополучия пары в целом и каждого из партнеров в частности.
     Консультирование  супружеской пары проводится, в основном:
     -в  ситуациях конфликта, из-за возникающих противоречий;
     -в  ситуации измены;
     -в  ситуации развода.
     В исследовательской работе Д. С. Валлерстайна «Психологические задачи брака» расмотрены такие задачи, успешное выполнение которых, по его мнению, улучшает взаимодействие супругов (См. приложение). Выполнение этих задач желательно, в качестве стабилизатора отношений применять к семьям, обратившимся за психологической помощью.
     Во  время проведения работы психологу  необходимо пресекать стремление супругов перейти к взаимным обвинениям и  оскорблениям, его задача – дать надежду на построение новых лучших отношений.
     Психотерапевт продвигается вперед, используя:
     - противодействия неуместному отрицанию,  смещению и рационализации конфликта;
     - трансформация скрытого неявного  конфликта в открытую форму  взаимодействия;
     - поднятие скрытого внутреннего  конфликта до уровня межличностного  взаимодействия;
     - избавление от потребности создавать  «козла отпущения», что укрепляет  позицию одного из супругов  за счет принесения в жертву  другого;
     - конфронтация и интерпретация, преодолевающие сопротивление и снижающие конфликт, чувство вины и тревоги;
     - проигрывание терапевтом роли  родителя, контролирующего межличностную  опасность, служащего источником  эмоциональной поддержки и удовлетворенности,  обеспечивающего недостающие эмоциональные компоненты;
     - использование специалистом себя  самого для тестирования реальности;
     - просветительская функция терапевта  и его демонстрация на собственном  примере полезных моделей «здорового»  взаимодействия между супругами.
     Используя все эти примеры, психолог вместе с супругами приступает к поиску альтернативных вариантов преодоления  возникших проблем. Важно знать  главные проблемы во взаимодействии супругов, чего именно желают супруги, чего ждет окружение, что нужно каждому  супругу от другого супруга, других членов семьи, окружения. Также важно понять, что готов сделать каждый супруг ради другого, семьи, окружения. 

     2.2.3 Методы коррекции  детско-родительских  отношений.
     Методы  консультирования и коррекции семьи  рассматривают проблемные взаимоотношения родителей с детьми. Специфика работы варьируется от того, с какой возрастной группой детей она проводится, с маленькими детьми, подростками либо с взрослыми детьми.
     В системе взаимоотношения взрослого  с ребенком взрослый является ведущим звеном, от него зависит, как складываются эти отношения, поэтому важнейшей задачей терапии – формирование у родителей навыков сотрудничества с ребенком. Признание за ребенком права на собственный выбор, на собственную позицию обеспечивает взаимопонимание и лучшее взаимодействие в семье. 

 

      3. ЗАВЕРШАЮЩИЙ ЭТАП В СИСТЕМЕ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КОРРЕКЦИИ ОТНОШЕНИЙ 

     Завершающий, или терминационный, этап семейной психотерапии тесно связан с предыдущими  этапами5. Если начальный и средний этапы терапии проходят успешно, процесс переходит на завершающий этап. Когда членам семьи удается изменить свой взгляд на имеющиеся проблемы и они осознают свои внутренние проблемы и они осознают свои внутренние ресурсы, переход на завершающую стадию осуществляются без особого труда. От того, насколько успешно решены задачи предыдущих этапов, зависит и характер завершающего этапа.
     Завершающая сессия строится, таким образом, чтоб дать членам семьи возможность обменяться опытом участия в психотерапевтической работе. Очень важно чтобы они оценили успешное решение своих старых проблем и сумели повысить свою способность к разрешению новых.
     На  завершающей сессии необходимо также  уделить внимание укреплению личной идентичности членов семьи. В случае появления новх проблем, с которыми они не могут справиться, психотерапевт дает возможность еще одной или нескольких встреч. 

 

      ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

     Психокоррекционная  модель помощи предполагает, что причиной тех или иных проблем или неблагополучия в семье зависят от внутри семейного  общения, личностных особенностях членов семьи или неблагоприятных обстоятельств. Здесь рассматриваются такие вопросы как: мотивация вступления в брак, поведение ребёнка, стереотипы родительской семьи, сформировавшийся жизненный стиль, отношение к людям и событиям, которые образуют систему эмоциональных связей и взаимоотношений, которые реализуются в общении. Эта модель предполагает анализ семейной ситуации клиента и его личности, и формулировку «диагноза», который позволяет оказать помощь семье и её членам. Помощь состоит в коррекции семейных отношений, в которых конфликты ведут к дезадаптации членов семьи.
     Основными этапами в социально психологической  коррекции семейных отношений являюься:
     - этап заключения диагноза;
     - этап собственно коррекционной  работы;
     - завершающий этап.
     В зависимости от того с кем работает психолог, с супругами, родителями и  детьми, будущими супругами, меняется форма терапевтической работы. Психотерапевтическая работа может быть:
     -индивидуальной;
     -парной;
     -семьи  в целом;
     -групповой. 

 

      БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 

    Алешина Ю.Е. Индивидуальное и семейное психологическое  консультирование. - М.: Независимая  фирма "Класс", 2000. - 208 с.
    Алешина Ю.Е. Специфика психологического консультирования //Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. Журнал. - 1994. - №1. - С.22 - 33.
    Алешина Ю.Е., Гозман Л.Я., Дубовская Е.М. Социально-психологические методы исследования супружеских отношений. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1987. - 120 с.
    Бэндлер Р., Гриндер Д., Сатир В. Семейная терапия. - Воронеж: НПО "Модэк", 1993. - 128 с.
    Витакер К. Полночные размышления семейного терапевта. - М.: Независимая фирма "Класс", 1998. - 205 с.
    Горностай П.П., Васьковская С.В. Теория и практика психологического консультирования: Проблемный подход. - Киев: Наукова думка, 1995. - 128 с.
    Гулина М.А. Терапевтическая и консультативная психология. - СПб.: Издательство "Речь", 2001. - 352 с.
    Капустин С.А. Границы возможностей психологического консультирования //Вопросы психологии. - 1993. - №5. - С.50 - 56.
    Кочюнас Р.-А. Б. Основы психологического консультирования /Пер. с лит. - М.: Академический проект, 1999. - 239 с.
    Кратохвил С. Психотерапия семейно-сексуальных дисгармоний /Пер. с чешск. - М.: Медицина, 1991. - 336 с.
    Маданес К. Стратегическая семейная терапия. - М.: Независимая фирма "Класс", 1999. - 272 с.
    Майерс Д. Социальная психология. - СПб:Питер, 1998., с.225-268.
    Меновщиков В.Ю. Введение в психологическое консультирование. - М.: Смысл, 1998. - 109 с
    Мэй Р. Искусство психологического консультирования. - М.: Изд-во Апрель пресс, ЭКСМО-ПРЕСС, 2002. - 256 с.
    Навайтис Г. Семья в психологической консультации. - М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО "МОДЭК", 1999. - 224с.
    Обозов Н.Н. Психологическое консультирование (методическое пособие). - Санкт-Петербург: Санкт-Петербургский государственный университет. Ассоциация лекторов. Центр прикладной психологии,1993. - 49 с.
    Овчарова Р.В. Технологии практического психолога образования: Учебное пособие для студентов вузов и практических работников. - М.: ТЦ "Сфера", 2000. - 448 с.
    Осипова А.А. Общая психокоррекция: Учебное пособие для студентов вузов. - М.: ТЦ "Сфера", 2000. - 512 с.
    Спиркина Е.А. Подготовка психотерапевтов и психологов-консультантов (проблемы адаптации западного опыта) //Психологический журнал. - 1994. - №6. - Т.15. - С. 121 - 127.
    Хейли Д., Эриксон М. Стратегии семейной терапии /Перевод с англ. - М.: Институт общегуманитарных исследований, 2001. - 448 с.
    Шерман Р., Фредман Н. Структурированные техники семейной и супружеской терапии: Руководство. - М.: Независимая фирма "Класс", 1997. - 336 с.
    Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи. - СПб.: Издательство "Питер", 1999. - 656 с.
 

      ПРИЛОЖЕНИЕ

     Психологические задачи брака

     Девять  психологических задач брака  будут изложены кратко, а три задачи - налаживание и поддержание полноценной сексуальной жизни; обеспечение безопасного пространства для конфликтов и разногласий и способность каждого из партнеров сохранять двойное видение партнера - будут рассмотрены более подробно.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.