На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Реферат/Курсовая Борьба с безработицей

Информация:

Тип работы: Реферат/Курсовая. Добавлен: 04.12.2012. Сдан: 2011. Страниц: 5. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Борьба  с безработицей 

     Безработица наиболее остро проявилась в 1920-е годы в связи с проведением новой экономической политики. Безработица в годы НЭПа - продолжение тех процессов, которые начались после отмены крепостного права в России и развития капитализма. Возникновение наемного труда создало благоприятную почву для коммерческой деятельности частных посредников, ставших вскоре монополистами на рабочем рынке. Они практиковали варварские методы, как считает В.А. Гаген [3], которые ничуть не решали проблему. В конце XIX века в стране появилось общественное движение, выступавшее за создание некоммерческих бирж труда - рекомендательных контор, собиравших сведения о претендентах. Однако выяснилось, что благотворительные биржи оказались неконкурентоспособными "из-за несовершенства структуры". После Октябрьской революции безработица была объявлена "наследием капитализма", с которым следовало бороться. Уже в первые полгода после 1917 г. на ленинградской и московской биржах предложение преобладало над спросом. "Военный коммунизм" проходил на фоне закрытия частных фабрик, роста безработицы, национализации предприятий и вмешательства в производство профсоюзов. Причиной безработицы также служили недостаток сырья и топлива при военном положении, рассогласовании привычных хозяйственных связей, демобилизация армии, демилитаризация военной промышленности, выбросившая массы так называемых "оборонцев" - крестьян, нанятых в
годы  войны. В летние месяцы 1918 г. на каждые 100 предложений труда было всего 33 рабочих места. В это время биржи труда работали на началах посредничества, однако при стремительном росте безработицы они отошли от модели рекомендательных контор, поскольку не могли обеспечить провозглашенного права на труд. Биржи были переименованы в Органы учета и распределения рабочей силы. На них возлагалось снабжение кадрами народного хозяйства из числа безработных, а также переброска рабочей силы, контроль за условиями труда, статистический учет движения рабочей силы,
назначение  пособий, организация общественных работ. Штат работников Органов учета был укомплектован партийными и профсоюзными активистами. Кроме того, число бирж труда, которых до февральской революции было всего 6, увеличилось к сентябрю 1918 г. до 238, а корреспондентских пунктов - до 91. Практика централизации спроса и предложения труда, а также распределения работ в порядке общей очереди закреплялась Положением о биржах труда от 31 января 1918 г. Ликвидация частного трудового посредничества государственным сопровождалась введением обязательного найма рабочей силы. В результате частные конторы, посреднические бюро при профсоюзах, Союзы безработных для трудоустройства солдат к концу 1918 г. были ликвидированы. Однако неверно считать, что централизация найма рабочей силы решила проблему безработицы, если учесть явную перегруженность Отделов распределения. В годы НЭПа на 100 безработных приходилось 62,2 места и 50,1 посылок. Следовательно, из 100 безработных только половина посылалась на работу. С ликвидацией параллельного трудового посредничества избыток труда к 1919 г. превратился в кадровый дефицит. Причин тому несколько. С одной стороны, низкий уровень оплаты труда привел к нарушению трудовой мотивации занятых, что вызвало падение уровня производительности труда. С другой стороны, национализированные предприятия не проявляли инициативы, не стремились к рационализации производства. По оценке А. Аникста, вплоть до января 1921 г. хозорганы составляли программы увеличения штатов на 200-300%, не обращая внимания на недоиспользование уже занятых. Кроме того, хозяйство столкнулось не просто с дефицитом рабочей силы, а с дефицитом квалифицированной рабочей силы, частью отозванной на партийную и профсоюзную работу, частью мобилизованной в ряды Красной Армии, частично ушедшей самотеком в деревню (причину: низкая заработная плата, недостаток топлива и продовольствия, голод). Ситуация осложнилась отсутствием какого-либо статистического бюро, которое вело бы учет рабочей силы и определяло объем самотечного движения. Фиктивное преобладание спроса над предложением, распыление трудовых ресурсов, ухудшение их качества - все это привело к появлению особого института трудовой мобилизации, т.е. принудительного привлечения к труду. По стране прокатилась волна вербовок, отзывов квалифицированных рабочих из Красной Армии. Шагом, который закрепил монополию государства на рынке труда, явилось провозглашение 3 мая 1919 г. принципа всеобщей трудовой повинности, запрещающим отказываться от предложенного места. В итоге произошел закономерный переход к плановому снабжению предприятий трудовыми ресурсами, с характерной для него всеобщей, но неэффективной занятостью, принудительным закреплением человека за рабочим местом. Безработица из явной перешла в латентную. Таково было наследие, оставленное НЭПу «военным коммунизмом».
     Переход к НЭПу, передача мелких и средних предприятий частникам, опора на хозрасчет и стремление к удешевлению себестоимости продукции вызвали движение за рациональное использование рабочей силы. К началу 1922 г. всего безработных по стране насчитывалось свыше 100 тыс. человек, а к маю 1924 г. официально зарегистрировались уже 1424 тыс. безработных. Таким образом, за два с половиной года, по официальным данным, безработица выросла примерно в 14 раз. Источники новой, "восстановительной" безработицы были иными, нежели военной. При "военном коммунизме" рынок труда был неорганизованным, экономически распыленным, но к 20-м годам он был уже охвачен сетью Органов распределения. На первых порах основным источником безработицы служили: (1) массовый отток рабочей силы из деревень в город, возвращение фабрично-заводских рабочих в связи с ростом производства, увеличением реальной заработной платы и улучшением условий жизни в городе (рост притока кадров обгонял рост промышленности в 2 раза); (2) массовое высвобождение избыточных малоквалифицированных работников, нанятых при трудмобилизации;  (3) сокращение штатов госучреждений; (4) демобилизация Красной Армии; (5) вступление на рынок подростков и лиц, ранее не работавших по найму (большей частью женщин и разорившихся мелких собственников, не пригодных к физическому труду). В итоге в начале НЭПа из 150 тыс. зарегистрированных безработными чернорабочих было 30 тыс., индустриальных рабочих 33 тыс., лиц интеллигентного труда 37,2 тыс.  Трудоустройство последних было осложнено дальнейшим сокращением штатов совслужащих. В отличие от безработицы 1917-1918 гг. наметились тенденции увеличения спроса на индустриальный, но уменьшения спроса на интеллигентный труд, труд женщин, подростков и др. Постепенно формируется сегментация рынка труда, источники которой появились уже в начале НЭПа.
     Таким образом, с одной стороны, безработица как следствие восстановления народного хозяйства не могла уже быть разрешена военно-принудительными методами. Она требовала мер экономического порядка. С другой стороны, очень пестрый состав идущих работу и источников пополнения рынка труда, большая доля структурной безработицы требовали социальных мер. Правительство решилось на методы государственного регулирования рынка труда.
     В развитии институтов государственного регулирования рынка труда и трудового посредничества можно выделить два периода: 1) адаптация государственного посредничества к нуждам рынка (1921-1924 гг.); 2) его демонополизация (1924-1927 гг.). Становление трудового посредничества на первом этапе НЭПа определялось идеологическими установками о помощи рабочему классу. Государственное регулирование означало, что все операции по найму сосредоточиваются в одном месте, а работа распределяется в порядке общей очереди между добровольно обращающимися на биржу и в связи с принципом наибольшей нуждаемости. Однако новые методы отличались от практики трудмобилизаций, во-первых, правом безработного не регистрироваться, если он не намерен трудиться, во-вторых, правом отказаться от предлагаемой работы. Работодатель, хотя и нес уголовную ответственность за нанятых, не мог отказаться от присланного работника. Услуги биржи труда стали бесплатными, принципы ее деятельности закреплялись Постановлением НКТ (Наркомтруда) от 12.04.1922 г. В 1922 г. Органы распределения переименованы в Биржи труда, органом управления стал Комитет биржи. В постановлении говорилось о новых формах связи с профсоюзными органами, с одной стороны, и с хозорганами - с другой. Предполагалось предоставление работы в первую очередь членам профсоюзов, которые руководили работой экспертных комиссий при биржах труда, осуществляли контроль за вольным наймом и т.п. Внутри биржи организовывали профсекции, возглавляемые выдвиженцами профсоюзов. Установка на охват всего рынка труда привела к перегрузке бирж. На них легли статистические процедуры, переброски излишков рабочей силы, контроль за соблюдением трудового права, мероприятия по социальной помощи и, наконец, посреднические операции. Сюда включались также регистрация спроса и предложения труда по профессионально-квалификационному признаку, экспертиза безработных для подтверждения квалификации, подбор и посыл работников по заявленному спросу. На практике процедура посредничества выглядела так: биржа труда регистрирует всех обращающихся в качестве безработных, а затем выдает специальные билеты, предоставляющие льготы по уплате налогов и коммунальных платежей. В первую очередь биржи заботились о социально незащищенных слоях, трудоустройство которых в условиях конкуренции было особенно сложным. Правда, несовершенная система учета безработных обесценивала титанические труды статистиков. Во-первых, предоставление льгот усилило поток мнимых безработных, которые, пользуясь правом отказа от работы, затрудняли работу биржи, делали невозможным подсчет истинных масштабов безработицы. Во-вторых, не все квалифицированные рабочие регистрировались на бирже труда. Ограничение в регистрации способствовало развитию подпольного рынка труда. В-третьих, профсоюзы требовали снимать с работы не члена профсоюза с заменой его членом профсоюза. Поскольку достаточно было проработать где-нибудь один месяц по найму, чтобы вступить в профсоюз и стать "пролетарским элементом", в числе безработных к 1924 г. оказалось 42,1% членов профсоюзов, требовавших внеочередного трудоустройства. В результате при большом объеме безработицы лишь немногие подходили работодателям. Возник неудовлетворенный спрос. Хозяйственники, недовольные посылом некачественной рабочей силы, увидели в государственном регулировании тормоз в развитии промышленности, настаивая на демонополизации биржи труда. Заявки на рабочую силу поступали нерегулярно, предприятия начали сами подыскивать себе высококвалифицированных работников.
      Затрудняла деятельность биржи труда также неэффективная внутренняя организация и условия труда. Тесные помещения ограничивали пропускную способность, возникали очереди безработных и толчея. Кроме того, сказывалась неукомплектованность штатов бирж, тяжелые условия труда, приравнивание функций кадрового эксперта к работе секретаря-регистратора. Квалификация была низкой, поскольку грамотные люди уходили на хозяйственную работу. В середине 1923 г. появились новые ограничения, в частности, установлен предельный радиус найма через биржу - 15 верст, а также введен трехдневный срок исполнения спроса. Нередко раньше других трудоустраивались родственники. Против протекционизма и кумовства широкую кампанию развернули профсоюзы. В итоге биржи труда до 1924 г., захватив монополию, так и не смогли эффективно регулировать рынок труда. Государство выделяло деньги на социальную помощь безработным, а не подыскивало для предприятий нужные кадры. Местным биржам приходилось идти на многочисленные отступления от действующих правил. Все биржи захлебывались от потока мнимых безработных. Учтя опыт мест, НКТ в 1924 г. издает постановление "О прекращении выдачи билетов безработным лицам, состоящим на учете бирж труда". С отменой льгот поступление на биржи труда уменьшилось, и единственным мотивом обращения стало реальное получение работы. Добровольное обращение работников, разрешение вольного найма означало демонополизацию государственного посредника. Прекратилось административное преследование нанимателя за отказ от найма безработного. Контроль же за соблюдением норм трудового законодательства передается
органу  охраны труда, а также профсоюзам, которые сразу стали развивать практику коллективных договоров. Юридически демонополизация трудового посредничества была установлена Положением о Биржах труда в 1925 г., хотя НКТ СССР оставил за собой право на обязательный найм через посреднические органы, но в исключительных случаях. Первыми результатами демонополизации стали повышение качества деятельности бирж и переход от пассивного посредничества к активному. С 1924 г. усиливается информационная функция бирж - учреждена газета "Трудовой посредник", публикующая объявления о вакансиях и претендентах. Бюро, организованные по профессиональному признаку, вырабатывали методы посредничества, устанавливая отношения со своим кругом потенциальных работодателей, в том числе соглашения об использовании производственных мощностей для проведения практической экспертизы. Улучшается качественный состав претендентов. Таким образом, в 20-е гг. наряду с прогнозированием, организацией подготовки и переквалификацией кадров, социальной реабилитацией безработных и другими функциями, возложенными на биржу труда, посредничество выступало регуляционным механизмом рынка труда. С первыми шагами индустриализации рынок труда перестает напоминать капиталистический. Началось сворачивание НЭПа и переход к плановой экономике, при которой надобность в традиционных биржах труда полностью отпала. Их заменили отделы кадров и бюро по трудоустройству.
    В Советском Союзе рост сознательности и революционной активности масс тесно связан с вовлечением всей массы про
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.