Здесь можно найти образцы любых учебных материалов, т.е. получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Реферат/Курсовая Роль и место свободных экономических зон в экономике Российской Федерации

Информация:

Тип работы: Реферат/Курсовая. Добавлен: 04.12.2012. Сдан: 2011. Страниц: 17. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


  Содержание 
 
 

  Введение 

   1.Рыночная система и основные проблемы развития                         1.1.Понятие рыночной системы и особенности Функционирования
1.2.Развитие рыночной системы в Российской Федерации
   2.Роль и место свободных экономических зон в экономике Российской Федерации
2.1.Сущность и принципы функционирования свободных экономических зон
2.2.Свободные экономические зоны России и проблемы их функционирования 

  Заключение 

  Список  использованных источников 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  Введение 

  Одной из составных частей перестройки народного  хозяйства является радикальная  реформа деятельности внешнеэкономического комплекса. Кроме существенного  повышения его вклада в экономическое  и социальное развитие страны, реформа  одновременно предусматривает формирование в экономике открытого типа свободных  экономических зон (СЭЗ), что предполагает не только ее тесную взаимосвязь с  мировой экономикой, но и их состязательность. СЭЗ прочно вошли в мировую  хозяйственную практику и действуют  в различных странах. Сейчас в  мире, по разным данным, от 400 до 2000 СЭЗ, но к этому перечню нельзя с  полным основанием отнести ни одну российскую, поскольку те образования, которые в России называются «СЭЗ» не удовлетворяют международным требованиям, предъявляемым к такого рода зонам.
  СЭЗ России является территория, на которой устанавливается  особый режим хозяйственной деятельности иностранных инвесторов и предприятий  с иностранными инвестициями, а также  отечественных предприятий и  граждан. Порядок осуществления  хозяйственной деятельности иностранных  инвесторов, предприятий с иностранными инвестициями и условия льготно-экспортно-импортно-таможенного, налогового, валютного, банковского, визового, трудового и других видов регулирования  в зоне устанавливается законодательством  РФ, а также решением местных органов  власти.
  СЭЗ создаются  для ускорения социально-экономического развития России и его регионов, комплексного освоения природных богатств страны, увеличения ее экспортных возможностей, расширения производства, высококачественной импортозаменяющей продукции на основе развития торгово-экономического и научно-технического сотрудничества с зарубежными странами.
  Цель работы: рассмотреть возможность применения зарубежного опыта по созданию свободных  экономических зон в России и  выяснить основные причины неудовлетворительного  состояния уже сформированных. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Рыночная система  и основные проблемы  ее развития 

  1.1 Рыночная система  как один из  видов экономических  систем 

  Различные экономические системы отличаются по двум основным признакам:
  а) по форме  собственности на средства производства;
  б) по способу, посредством которого координируется и управляется экономика.
  В соответствии с этим выделяют
  1. Чистый  капитализм, или капитализм эпохи  свободной конкуренции. Характеризуется  частной собственностью на ресурсы  и использованием рынков и  цен для координации экономической  деятельности и управления ею.
  2. Командная  экономика. Эту систему характеризует  общественная собственность практически  на все материальные ресурсы  и коллективное принятие экономических  решений посредством централизованного  экономического планирования.
  3. Традиционная  экономика — система, в которой  техника производства, обмен, распределение  доходов базируются на обычаях  и традициях.
  В реальной действительности экономические системы, действующие в отдельных странах, являются смешанными, располагаясь между  крайностями чистого капитализма  и командной экономики. Так, бывший СССР был ближе к командной  экономике, но и в нем действовали  элементы рынка, США — ближе к  чистому капитализму, но при этом правительство играет активную роль.
  Итак, три  названные выше экономические системы  являются абстракциями и в чистом виде в реальной действительности никогда  не существовали. Однако анализ таких  чистых систем дает возможность понять в первом приближении, как функционирует  экономика. Для этого рассмотрим сначала основные принципы чистого  капитализма.
  Основные  принципы капитализма:
  1Частная собственность на ресурсы, подкрепленная правом завещания.
  2. Свобода  предпринимательства и выбора, которая  означает, что частные предприятия  могут по собственному усмотрению  приобретать ресурсы, организовывать  процесс производства и продавать  свои товары и услуги. Самой  широкой является свобода потребительского  выбора.
  3. Движущей силой системы является интерес. Каждая экономическая единица стремится делать то, что выгодно ей самой. Предприниматели стремятся получить максимальную прибыль, владельцы ресурсов — продать их по самой высокой цене, а покупатели — купить по самой низкой цене.
  4. Конкуренция,  которая означает:
  а) наличие  на рынке большого числа независимо действующих покупателей и продавцов  любого конкретного продукта или  ресурса так, что ни один покупатель или продавец не может предъявить спрос или предложить такое количество продукта, которого было бы достаточно, чтобы заметно повлиять на его цену.
  б) Свобода  вступления в отрасль и выхода из нее. Это означает, что не существует каких-либо искусственных препятствий, не допускающих расширения или сокращения отдельных отраслей.
  5. Основным  координирующим механизмом является  рыночная система. Решения, принимаемые  покупателями и продавцами, реализуются  через систему рынков.
  6. Роль  правительства, ограниченная установлением  общих юридических правил осуществления  индивидуального выбора решений  и использования частной собственности.
  Помимо  перечисленных выше принципов, свойственных почти исключительно чистому  капитализму, существуют формы деятельности, свойственные всем экономическим системам. К ним относятся:
  1. Широкое  использование средств производства. "Косвенное" производство с использованием орудий труда является более эффективным, чем прямое (ручное производство).
  2. Специализация  (разделение труда) позволяет  использовать преимущества, проистекающие  из различий способностей людей,  климатических и природных условий.  Недостатком специализации является  то, что она влечет за собой  монотонность труда, увеличивает зависимость от других производителей н порождает проблему обмена возникающими излишками.
  3. Применение  денег. Деньги являются удобным  средством обмена товаров в  противоположность бартеру (прямой  обмен товара на товар). Бартерный  обмен требует совладения потребностей, а деньги делают возможным  обмен даже там, где такого  совладения нет. При этом в  качестве денет может выступать все, что признается покупателями и продавцами как средство обмена.
  Общее представление  о функционирования капиталистической  системы дает модель кругооборота дохода (рисунок 1). 

  
  Рисунок 1 - Модель кругооборота ресурсов, продукта и дохода 

  Цены, уплачиваемые за использование земли, труда, капитала и предпринимательские способности  устанавливаются на ресурсном рынке. Здесь предприятия выступают  в роли предъявителей спроса, а  домохозяйства — в роли агентов  предложения. Цены на готовые товары и услуги формируются на рынке  продуктов, показанном в нижней части  диаграммы. Здесь уже домохозяйства  выступают в качестве предъявителей  спроса, а предприятия — в роли агентов предложений. 
 

  1.2. Развитие рыночной системы в Российской Федерации 

  Существуют  специфические проблемы в области  перехода к рынку: очень трудно переходить к рынку в стране, которая раньше в полной мере не пробовала жить в нормальной рыночной экономике. Последние 70 лет страна жила по законам тоталитарной экономики. Частная инициатива искоренялась или существовала в тисках государственной идеологии. Предполагалось, что это даст возможность существованию огромной очень централизованной государственной машине. Любая другая форма экономической деятельности, кроме работы на государственном предприятии и, отчасти, в кооперативах, преследовалась. Казавшаяся с виду эффективной и справедливой, государственная экономика работала не столь эффективно и не позволяла воздавать полностью за труд людей и их инициативу. Система распределения продукции не могла стимулировать увеличение ее производства. Нормой стала система распределения потребительских товаров по карточкам, талонам и др.
  Естественно, что такая система ограничения  потребительского спроса не давала в  полной мере промышленности реагировать  на потребительский спрос, и это  делало промышленность инертной. Промышленность выпускала по большей части продукцию, которая не отвечала, в основном, ни по качеству, ни по количеству запросам потребителей.
  Это происходило  потому, что регулирующая роль цен  не работала, а другого эффективного механизма регулирования и контроля не было. Неэффективность в использовании  ресурсов, огромные государственные  затраты на оборону, дотирование  неприбыльных предприятий перенапрягали  всю экономику. Понятно, что это  проявлялось и в социальной жизни. Реальный уровень затрат был ниже, чем в странах Запада и некоторых  странах Востока. Его увеличение могло привести лишь к росту денежной массы, т.к. импорт строго регулировался, а купить что-нибудь в магазинах было трудно из-за нехватки самой продукции. И в середине 1980-х гг. это привело к необходимости реформирования экономики путем внедрения рыночной экономики - с помощью хозрасчета, самоокупаемости на предприятиях и т.д. Для этого были проведены определенные политические изменения, но они не были эффективны - из-за огромной оппозиции со стороны консерваторов. Вследствие этого новый тип социализма с рыночным лицом провалился. Последовавший затем развал социалистического лагеря и самого СССР добавил проблем экономике России. Дело в том, что экономика России и республик бывшего СССР, а также стран социалистического лагеря были интегрированы в одну огромную систему. Поэтому ее развал увеличил во много раз количество экономических проблем. После провала "социализма с человеческим лицом" единственным выбором стала "смешанная экономика. Но при переходе к решению широкого комплекса общих проблем применительно к той или иной стране требуется тщательный учет самых разнообразных специфических условий их национальных хозяйств. К наиболее важным специфическим чертам России можно отнести следующие.
  Во-первых, специфические стороны менталитете значительной части населения страны на фоне разнообразия национальных, этнокультурных традиций и особенностей в образе мышления, связанных с ее многонациональностью:
  - исторически  сложившаяся иерархичность сознания  большей части населения страны, являвшейся на протяжении многих  веков империей, крестьянский менталитет  значительной части ее активно  занятого населения и соответствующие  ему культурные традиции (правда, существенно искаженные в последние  несколько десятилетий);
  - особо  укоренившаяся нерыночность и даже в определенном смысле антирыночность мышления;
  - глубокий  след в мышлении и хозяйственной  практике страны оставила практика  псевдопланирования. Она выражается в стремлении заформализовать все стороны социальной и даже личной жизни граждан, в безразличии к социальному расточительству, порожденному люмпенизацией населения (насильственным лишением его реальной собственности), в значительной степени квазиинформативности информационных систем (особенно в случаях, когда речь идет о состоянии хозяйства), отсутствии заинтересованности существенной части населения в получении правдивой информации, в неспособности или нежелании критического анализа и практического использования информации.
  Во-вторых, огромные масштабы страны с широкой  гаммой природно-географических и климатических  условий, обусловливающие прежде всего огромную инерционность хозяйственного потенциала.
  В-третьих, специфическая уникальная многонациональность, выражающаяся в том, что, по существу, страна представляет собой совокупность национальных этнокультурных регионов, скрепленных единой системой самых  разнообразных связей - социальных, политических, экономических и др.
  Эти три  главные черты дополняются другими, по сути, вытекающими из них производными - особенностями условий переходного  периода, заставляющими с большой  осторожностью и тщательным расчетом подходить к проблеме восстановления естественно-национальной хозяйственной  модели в России.
  Среди производных  специфических черт можно выделить следующие:
  - ускоренность  плановых структур и глубокая  милитаризация хозяйства, носящая  крайне экстенсивный характер, и связанная с этим гигантская диспропорциональность в наиболее важных аспектах: "потребление - накопление", "военная - гражданская сферы производства", "промежуточный - конечный продукт" и др.;
  - низкие  технический и технологический  уровни гражданского производства, связанные с неповоротливостью  и закостенелостью хозяйственной  системы, высокая степень обветшания  основных фондов, их физический  и моральный износ (последнее  связано с ресурсорасточительством  и экологической безопасностью);
  - доведенное  до крайней степени нищеты  состояние социальной сферы, выражающееся  в общей нищете большей части  населения при значительных разрывах  в доходах на душу населения  по различным группам, а также  и весьма опасном экологическом  состоянии среды;
  - политическая  нестабильность, особенно характерная  для последнего времени, отсутствие  практических основ для достижения  социального и национального  согласия, угрожающая социальной  стабильности эрозия вертикальной  ответственности в политической, экономической и социальной сферах  жизни.
  Учитывая  все эти психологические, социальные и экономические особенности  России, нетрудно понять, что бросать  ее в стихию рынка опасно - это  может вызвать катастрофу как в политическом, так и в экономическом плане. Но и затягивание введения реформ чревато не меньшими опасностями.
  Что же мешает России жить в рынке? Однозначно, рыночные механизмы не действуют потому, что  существует монополия государства  почти во всех отраслях. Конечно  же, существуют и многие другие причины, например, неотработанность ценового механизма регулирования, отсутствие организованного рынка средств производства, сырья и пр. Это не может не оказывать влияние на эффективность производства и сбыта продукции. Но проблема монополизма стоит на пути всех преобразований в российской экономике. Из этого следует, что ключевым моментом реформ и перехода к рыночной системе экономики является приватизация государственного имущества и фондов. Если это передать предпринимателям, конкурируя между собой в борьбе за покупателей и расширяя сектор экономики, рассчитанный на производство товаров потребления, будут направлять ресурсы в наиболее эффективные отрасли. В результате установится регулирующая роль цен, что будет способствовать повышению значения рынка для экономики.
  Но для  того, чтобы вся рыночная система  функционировала, нужно сделать  гораздо больше, чем просто отдать капитал в руки людей. Нужно создать  определенные условия со стороны  государства для помощи этим людям: льготные кредиты, эффективное налогообложение  и др. Нужно обуздать инфляцию и  укрепить национальную валюту, отрегулировать банковское дело как основной источник кредитов в рыночной экономике. Следует  выработать эффективную внешнеторговую политику, которая не сковывала бы деятельность отечественных предпринимателей и не сдерживала бы приток капитала из-за рубежа. А чтобы ресурсы  распределялись эффективно, необходимо стимулировать развитие бирж - как  фондовых, так и сырьевых, и биржи  труда.
  Перечисленные пункты должны были быть включены в  программу перехода к рыночной системе. Однако политическая нестабильность сильно повлияла на проведение экономических  реформ, и их ход замедлился.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.