На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Реферат/Курсовая Роль и функции рынка в обществе

Информация:

Тип работы: Реферат/Курсовая. Добавлен: 05.12.2012. Сдан: 2011. Страниц: 23. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Кафедра политологии и  права
Курсовая  работа по дисциплине «Экономическая теория» 

  «РОЛЬ  И ФУНКЦИИ  РЫНКА В ОБЩЕСТВЕ» 

П Л А Н 

       Введение
    1.Сущность  рынка и его  механизм
    2. Конкуренция в  рыночной системе
    3. Структура и инфраструктура  рынков
    4. Преимущества и недостатки рынка
    5. Условия формирования  и функционирования  рынка
    6. Особенности формирования  рынка в России 
        и сегодняшние  проблемы развития

        Использованная литература

Введение

 
    Современная рыночная система представляет собой  многообразие смешанных форм и как любая система является компонентом другой системы более высокого уровня — национальной, региональной, мировой.
    Рыночная  система состоит из взаимосвязанных, взаимообусловленных блоков, подсистем, которые, в свою очередь, включают определенные, тесно связанные между собой элементы. Расположение, порядок отдельных элементов, их удельный вес в общем объеме рынка определяют структуру, или внутреннее строение, рыночной системы. Совокупность всех рынков, разделенных на отдельные элементы на основе разнообразных критериев, образует систему рынков. Рыночная система прошла многовековые испытания и при всех ее недостатках обладает внутренним порядком, развивается по определенным законам, способна саморегулироваться и эффективно функционировать.
    Подобно любой самоорганизующейся экономической  системе рыночная система имеет две тенденции в своем развитии. С одной стороны, она стремится сохранить целостность, подчиняя себе элементы других систем или создавая недостающие ей звенья, т.е. создавая некий порядок, укрепляющий ее организованность. Например, рыночный механизм ценообразования распространяется рынком на все товары и услуги, на различные виды человеческого труда, на экономические ресурсы и т.д. С другой стороны, система, предоставленная самой себе, движется от состояния порядка, организованности, системности, к беспорядку, дезоорганизованности, бессистемности. Так, неотъемлемый элемент рыночной системы — конкуренция — может вызвать концентрацию и централизацию капитала в руках отдельной фирмы, что приведет к монополизации экономики и подрыву рынка. Поэтому для сохранения целостности рыночной системы государству необходимо регулировать рыночные связи. 
 
 
 
 

1. Сущность рынка  и его механизм 

    В экономической литературе существует множество определений рынка. А. Маршалл опирался на определение английского экономиста У. Стенли Джевонса, который понимал рынок как всякую группу людей, вступающих в тесные деловые отношения и заключающих крупные сделки по поводу любого товара. Из; определения В.И. Лениным товарного производства следует, что рынок — это форма взаимосвязи между отдельными, обособленными товаропроизводителями.
    Британская  энциклопедия характеризует рынок  как совокупность инструментов, посредством которых осуществляется обмен товарами и услугами в результате контактов покупателей и продавцов друг с другом. Лауреат Нобелевской премии в области экономики Фридрих Хайек, получивший ее за работы в области теории денег, конъюнктурных колебаний и анализа взаимозависимости экономических, социальных и структурных явлений, понимал рынок как сложное передаточное устройство, позволяющее с наибольшей полнотой и эффективностью использовать информацию, рассеянную среди бесчисленного множества индивидуальных агентов. Ф. Котлер, занимающийся проблемами маркетинга, определяет рынок как совокупность существующих и потенциальных покупателей товара.
    В современной экономической литературе наиболее распространенным является определение, в котором рынок рассматривается как механизм или приспособление, осуществляющее контакт между покупателями или предъявителями спроса и продавцами, или поставщиками товара, услуг.
    Рассмотренные определения рынка содержат общее  и особенное. Всеми признается, что рынок это совокупность отношений между покупателями и продавцами. Но поскольку эти отношения сложные, многогранные, состоящие из различных систем и блоков, экономисты различных школ и направлений рассматривают их в той плоскости, в какой находится исследуемая ими проблема. Например, Ф. Котлер рассматривает рынок с> точки зрения маркетинга, Ф. Хайек — с позиции информации, которую дает рынок, и т.д.
    Для определения роли и места рыночного  механизма в экономической системе следует использовать тот срез рыночных отношений, который характеризует рынок как способ осуществления координации, когда индивиды приспосабливают свои действия к| условиям, основываясь на информации, стимулах своего непосредственного окружения в условиях товарного производства.
    Координация может осуществляться не только с помощью рынка, но и путем централизованного планирования, посредством директив, которые менеджеры направляют своим подчиненным. В смешанной экономике имеет место сочетание различных способов координации. Подобный подход позволит рассматривать рыночную систему, как на микро-, так и на макроуровне. В микроэкономических исследованиях анализируются рыночные связи между домохозяйствами и фирмами, между фирмами и правительственными учреждениями; изучаются спрос и предложения на рынке определенного товара или услуги; процесс формирования затрат, получения прибыли; стратегия и тактика фирм, условия равновесия на отдельных рынках. В связи с тем, что рынки взаимосвязаны, и состояние на одном из них может влиять на цены и выпуск продукции на другом, и потому, что один товар может являться производственным ресурсом для другого товара, или из-за того, что два товара оказываются взаимозаменяемыми или взаимодополняемыми, необходимо рассматривать рынки во взаимодействиях, т.е. изучать общее равновесие на рынках.
    В макроэкономическом аспекте анализ рыночной системы не менее важен. Теории занятости и безработицы  требуют понимания того, как действуют рынки рабочей силы; теории инфляции рассматривают изменения среднего уровня цен всех товаров и услуг, продаваемых на различных рынках. Важнейший инструмент рынка, с помощью которого осуществляется обмен товарами и услугами — деньги, так же, как и процентные ставки, и другие аспекты финансовых рынков, входят в сферу изучения макроэкономики.
    Субъекты  рыночных отношений. Рынок есть совокупность конкретных экономических отношений и связей между покупателями и продавцами. К покупателям относятся потребители, приобретающие товары и услуги, а также фирмы, покупающие экономические ресурсы, при помощи которых они производят товары и услуги. К продавцам относятся фирмы, продающие товары и услуги, наемные работники, продающие свою рабочую силу, владельцы ресурсов, сдающие в аренду или продающие их. Государство может вступать в процессы товарообмена и выступать как продавцом товаров и услуг, так и их покупателем.
    Таким образом, большинство людей и  фирм действуют одновременно и как продавцы, и как покупатели, т.е. являются субъектами рыночных отношений.
    В экономической теории выделяют три  группы основных субъектов рыночных отношений: домохозяйства, фирмы и государство.
    Домохозяйство экономическая единица, представленная одним или несколькими лицами, которая владеет экономическими ресурсами, продает их или сдает в аренду производителям товаров и услуг, а на полученные от этих сделок доходы стремится максимально удовлетворить свои потребности, покупая товары и услуги для конечного потребления.
    Фирма - предприятие, компания или другая хозяйственная организация, преследующая коммерческие цели и для их реализации покупающая экономические ресурсы для изготовлений товаров и услуг с целью их продажи и получения прибыли.
    Государство это понятие используется в широком смысле и включает в себя:
    государственное  предпринимательство,  т.е.  деятельность государственных предприятий, выпускающих товары и услуги, необходимые для развития национальной экономики. Государственное предпринимательство  осуществляется  не только на 
    коммерческой основе. Сочетание коммерческих и некоммерческих начал в разных странах неодинаково;

    юридическую и политическую власть для осуществления, в случае необходимости, контроля над хозяйственными субъектами, и, в частности, рынком в целом, для достижения общественных целей;
    все правительственные учреждения, имеющие юридическую и политическую власть, но действующие порой не как единый орган, что наглядно иллюстрирует противоречия между законодательной и исполнительной властями:
    Каждый  участник рынка вступает в экономические  отношения, преследуя свои частные интересы, которые вовсе не Направлены на то, чтобы экономика в целом эффективно функционировала. Продавцы заинтересованы в возмещении затрат и получении прибыли путем удовлетворения платежеспособного спроса покупателей; покупатели — в получении максимума полезности на свой доход. Координация всех независимо принимаемых решений осуществляется под воздействием рыночного механизма, который осуществляет взаимосвязь и взаимодействие основных элементов рынка: спроса, предложения и цены.
    Спрос — это платежеспособная потребность, предложение — произведенный товар, доставленный на рынок, а цена — денежное выражение стоимости товара.
    Рыночный  механизм обеспечивает доведение решений  отдельных хозяйствующих субъектов друг до друга, увязку этих решений через систему цен и конкуренцию, взаимовлияние спроса и предложения.
    На  экономическое положение субъектов  рынка оказывает влияние рыночная конъюнктура — соотношение спроса и предложения как по отдельным товарам, так и по товарной массе и целом. Когда предложение превышает спрос, покупатели имеют возможность сравнивать между собой различные сорта товаров, их цены и оказывать предпочтение тому или иному товару. Такая ситуация возможна на рынке покупателей, т.е. на таком рынке, где имеет место конкуренция производителей и продавцов. Если спрос превышает предложение, отсутствует конкуренция между производителями и продавцами; главную роль играет количество товаров и услуг, а не их качество, то это рынок продавца. На таком рынке товарный ассортимент беден, отсутствует предпродажное и послепродажное обслуживание, все продается сразу, с «колес».
    Современный рынок является рынком покупателя. В индустриально-развитых странах состояние рынка определяет приоритетное положение потребителей продукции по сравнению с продавцами. В России осуществляется переход от рынка продавца к рынку покупателей.
    При равенстве спроса и предложения  цены на товары устанавливаются на уровне общественно необходимых  затрат и выступают как цены равновесия. При увеличении спроса и неизменном предложении происходит рост цен, результатом чего является рост прибыли и приток капитала в отрасли, на товары которых увеличился спрос. Это вызывает приток факторов производства и рост предложения, а увеличение предложения при неизменном спросе снижает цену. Таким образом, рыночный механизм восстанавливает нарушенное равновесие между спросом и предложением.
    Рынок является самонастраивающейся системой. Саморегулирование рынка обеспечивается с помощью его механизма. Механизм рынка в различных моделях рынка функционирует неодинаково, однако сущность его одна и та же в любом рынке.
    Основной  задачей рыночного механизма  является формирование рыночной цены. Возможно поэтому, в экономической литературе имеет место отождествление рыночной системы и системы ценообразования. Однако отождествлять рыночную систему и систему ценообразования неправомерно, поскольку рыночная система включает в себя не только систему ценообразования, но и другие элементы: систему конкуренции, рыночную инфраструктуру, различные рынки, где формирование цены осуществляется по особым законам, и т.д. Рынок и цена — категории, обусловленные товарным производством. При этом первичен рынок, а цена т- вторичная категория.
    Рыночная  цена — это инструмент выравнивания интересов продавцов и покупателей, уравновешивающий спрос и предложение. В результате формирования рыночной цены покупатели приобретают то, что хотели бы иметь по данной цене. Продавцы, соответственно, продают все то, что хотели реализовать по данной цене. В итоге сделки оказываются выгодными для обеих сторон. Сформировавшиеся под воздействием спроса, предложения, конкуренции рыночные цены оказывают огромное воздействие на все стороны хозяйственной жизни, выполняя ряд существенных функций.
    Информативная функция. Динамика рыночных цен на потребительские товары и услуги, рабочую силу, инвестиционные товары и производительные услуги, на капитал и другие объекты рынка дает участникам производства, потребителям, посредникам объективную информацию об общественно необходимом количестве, ассортименте и качестве товаров и услуг, поставляемых на рынок; характеризует возможности производства, позволяет каждому субъекту рыночных отношений сверять собственные возможности с меняющимися условиями рынка.
    Стимулирующая функция. Сущность ее выражается в том, что цены могут оказывать поощрительное или сдерживающее воздействие на производство и потребление различных видов товаров и услуг. Цены стимулируют научно-технический процесс, экономию затрат факторов производства, улучшение качества продукции, совершенствование структуры производства и потребления.
    Распределительная функция. С помощью цен осуществляется распределение и перераспределение национального дохода между отраслями, различными формами собственности, регионами, фондом накопления и фондом потребления, социально-экономическими группами. Рост цен — это сигнал к расширению производства, падение — сигнал к его сокращению. В результате изменения цен стихийные действия предпринимателей приводят к установлению более или менее оптимальных экономических пропорций.
    Учетная функция. Цены показывают, во что обходится обществу удовлетворение конкретной потребности. В этой функции цена служит средством исчисления всех стоимостных показателей как количественных (валовой внутренний продукт, национальный доход, объем капиталовложений, объем товарооборота, объем продукции фирм и др.), так и качественных (рентабельность, производительность, фондоотдача и др.).
    Функция сбалансирования  спроса и предложения. Через цены осуществляется связь между производством и потреблением, предложением и спросом.
    Функция цены как критерии обособления хозяйственной  деятельности. При прочих равных конкретных технологических, отраслевых и других условиях формы обособления зависят от соотношения рыночных и нерыночных трансакционных издержек. Если предельные затраты использования ценового механизма выше предельных затрат использования иерархии, то обособление хозяйственных субъектов будет происходить или по пути вертикальной интеграции (фирма будет распространять свою деятельность «вверх», от начальных стадий кооперации к конечным, или «вниз», от конечных стадий к начальным), либо пойдет по пути диверсификации, т.е. проникновения фирмы в разнородные, технологически не связанные между собой отрасли (фирма получает, минуя стадию опосредованной кооперации, денежные, кредитные и другие ресурсы). Если предельные затраты использования иерархии будут выше предельных затрат использования ценового механизма, то будет происходить обратный процесс.
    Санирующая  функция цены. Эта функция сводится к вымыванию неконкурентоспособных предприятий и свертыванию устаревших производств. 
 

2. Конкуренция в  рыночной системе 

    Важнейшим признаком рынка является его  конкурентный характер. Это означает, что в рыночной системе каждый субъект выступает как конкурирующая сторона по отношению ко всем остальным субъектам. Конкуренция в широком смысле означает возможность выигрыша в соревновании, в узком — обладание свойствами, создающими преимущества для участника экономического соревнования.
    Конкуренция обусловлена, во-первых, безграничными  потребностями людей и ограниченными ресурсами, которыми располагает общество; во-вторых, суверенным правом каждого субъекта рыночных отношений на реализацию своего экономического потенциала, что неизбежно приводит к столкновению между ними, к достижению поставленных целей за счет ущемления интересов других.
    Во  всем многообразии конкурентных отношений  можно выделить три уровня: 1) микроуровень, где объектами конкурентной борьбы выступают виды продукции, производства, качество товаров и услуг, цены; субъектами — отдельные фирмы; 2) ме-зоуровень — объектами конкурентной борьбы являются сферы наиболее выгодного приложения капитала; субъектами — отрасли, корпоративные объединения предприятий и фирм конгломератного типа; 3) макроуровень, воплощающий общее состояние хозяйственных систем, их сбалансированность, инвестиционный климат, налоговый режим, тарифно-таможенную политику и др.; субъекты — народнохозяйственные комплексы.
    Конкуренция в рыночной экономике выполняет следующие функции:
    нацеливает на создание каких-либо новых компонентов рыночных отношений, которые обеспечивали бы превосходство над соперниками (новая продукция, включая субституты, новые формы технологии и организации производства, новые методы распределения и сбыта и т.д.);
    способствует модернизации производства;
    стимулирует повышение качества продукции, видоизменение ассортиментного набора товаров и услуг, оказание дополнительных услуг, связанных с гарантийным обслуживанием.
    Выделяют  две основные группы методов конкуренции: ценовые и неценовые. Ценовая конкуренция — это соперничество предпринимателей за извлечение дополнительной прибыли на основе уменьшения издержек производства и реализации определенной продукции, снижения цен на эту продукцию без изменения ее ассортимента и качества. Неценовая конкуренция предполагает создание различий в качестве товаров и услуг. Она включает: изменение свойств продукции; придание продукции качественно новых свойств; создание новой продукции для удовлетворения тех же потребностей; создание новой продукции для удовлетворения потребностей, не существовавших ранее; обновление свойств товара; придание товарам свойств, являющихся символом моды; совершенствование услуг дополнительного характера, связанных с гарантийным обслуживанием, демонстрацией, установкой,и др.
    Следует различать два термина: конкурентную борьбу, под которой понимается степень соревновательности фирм, и конкурентность рынка, которая характеризует рыночную структуру. Понятие рыночной структуры отражает важнейшие аспекты рынка — количество фирм в отрасли, количество покупателей товаров и услуг, тип производимого продукта, возможности для входа в отрасль и выхода из нее, способность фирм воздействовать на спрос и др.
    Анализ  аспектов рынка позволяет выделить важнейший критерий конкурентности рынка — наличие или отсутствие у фирмы рыночной власти.
    Рыночная  власть означает способность продавца или покупателя влиять на цену товара. На основе этого критерия выделяют рынки совершенной конкуренции и несовершенной конкуренции.
    Совершенная конкуренция — это организационная структура рынков, характеризующихся большим количеством покупателей и продавцов, свободным вступлением и выходом, равным доступом к информации и однородным продуктом, в связи с чем отдельный предприниматель не имеет возможности влиять на цену.
    Несовершенная конкуренция — форма организации тех рынков, где производители могут влиять на рыночную цену, повышая или понижая ее. По степени полноты рыночной власти выделяют монополистическую конкуренцию, олигополию и чистую монополию.
    Рыночная  система характеризуется высокой  степенью неопределенности. Рынок сводит вместе экономически свободного продавца и экономически свободного покупателя. Экономически , свободные субъекты рынка могут покупать или отказываться от покупки, продавать или отказываться от продажи, диктовать свои цены, условия сделок и т.д. При этом выгода одних может обернуться убытком других, а равная экономическая свобода субъектов рынка неизбежно порождает экономический риск.
    Причинами экономических рисков в рыночной экономике являются:
    вероятностный характер рыночной ситуации.' Товаропроизводитель в погоне за прибылью стремится предугадать спрос, продать продукцию по высоким ценам. В то же время он рискует быть обойденным конкурентами, вложить деньги в производство неперспективных товаров, не пользующихся спросом, произвести товаров больше, чем требуется и т.д.;
    стихийные бедствия, которые могут снизить качество, производительность капитальных ресурсов фирмы, а то и вовсе их уничтожить;
    неблагоприятное стечение обстоятельств, связанное с возможными нарушениями производственного процесса, простоями, прерыванием основной деятельности и др.;
    нарушение обязательств со стороны других участников хозяйственной деятельности (неплатежи заемщика, отказ покупки или продажи товаров, несоблюдение сроков поставки сырья, материалов, оборудования);
    изменение цен, налогов, условий и порядка амортизации, что может вызвать уменьшение прибыли, остающейся в распоряжении фирм;
    изменение политической ситуации, колебания валютных курсов;
    преступная деятельность, мошенничество служащих при исполнении ими своих обязанностей;
    изменения в законодательстве, несовершенство законодательства, неправильное его применение государственными органами, несовершенство судебной системы;
    • наступление экономических кризисов, спадов производства.
    Несмотря  на то, что риск в хозяйственной  деятельности - обычное явление, в  экономической литературе нет единого определения экономических рисков.
    Риск  рассматривается как опасность, угрожающая успешному результату, как  негативное отклонение от поставленной цели. Следует отличать экономический риск от авантюры, которая предполагает принятие решений без учета условий, возможностей, реальных сил в расчете на случайный успех. Как правило, авантюра обречена на провал, поскольку строится на необоснованном риске.
    Высокая степень неопределенности в развитии рыночной экономики порождает различные виды экономических рисков. С учетом видов предпринимательской деятельности выделяют риски:
    производственный,  связанный с осуществлением любых видов производственной деятельности;
    коммерческий, связанный с процессом реализации товаров и услуг;
    финансовый, возникающий в сфере отношений рыночных субъектов с кредитными и финансовыми институтами.
    По  источнику возникновения различают риски:
    собственно хозяйственный;
    связанный с личностью человека;
    обусловленный природными факторами.
    Развитие  рыночных отношений в России открыло  широкий простор для хозяйственной инициативы, когда каждый предприниматель действует на свой страх и риск. Хозяйственную деятельность в нашей стране приходится осуществлять в условиях нарастающей неопределенности и изменчивости экономической среды. Вероятность убытков и потерь возрастает, вместе с тем усиливается необходимость страховой защиты от различных неблагоприятных явлений и случайностей.
    Возникновение страховых отношений связано  с развитием товарного производства и становлением рыночной системы  хозяйствования. Страхование реализует общественные и личные потребности в страховой защите от различных неблагоприятных явлений и случайностей. Наличие вероятностного, случайного характера наступления неблагоприятных событий предопределило возмещение материального ущерба путем его распределения между отдельными собственниками на солидарной основе. На зтих принципах осуществляется взаимное страхование участников общественного производства и в современных условиях. 
 

3. Структура и инфраструктура  рынков 

    Структура рыночной системы  это совокупность взаимосвязанных количественных и качественных соотношений между отдельными элементами рынка, характеризующая ее устойчивую определенность и обеспечивающая функционирование рыночной системы как единого целого.
    Признаками  любой структуры, в том числе  структуры рыночной системы, являются:
    тесная связь между ее элементами;
    определенная устойчивость внутренних связей;
    целостность, совокупность данных элементов.
    Рыночная  система в целом характеризуется  богатой и сложной структурой, для характеристики которой используют разнообразные критерии, позволяющие расчленять рыночную систему и выделять систему рынков по различным признакам.
    По  территориальному признаку можно выделить следующие системы рынков:
    местный (локальный) рынок;
    региональный рынок;
    • национальный рынок;
    -  мировой рынок.
    По  специфике функционирования рыночного механизма и полноте его регулирующих функций, выделяют:
    неразвитый рынок, который характеризуется тем, что рыночные отношения в нем носят случайный характер; обмен товарами и услугами — товарный (бартерный); функции рыночного механизма сводятся к дифференциации членов общества и созданию системы стимулов;
    свободный (совершенный) рынок, предполагающий неограниченное число участников рыночных отношений, свободную конкуренцию между ними, возможность осуществлять любую хозяйственную деятельность, абсолютную мобильность факторов производства, неограниченную свободу передвижения капитала, наличие у каждого участника полной информации о рынке, производство однородных товаров, невозможность влиять на решения конкурентов неэкономическими методами, невозможность влиять на цены. В условиях свободного рынка рыночный механизм выступает единственным регулятором экономических и социальных процессов. Поэтому свободный рынок — это абстракция, поскольку условиям такого рынка не отвечает никакая государственность;
    регулируемый рынок, в котором наряду с рыночным механизмом регулирующие функции выполняет государство. Регулируемый рынок — это результат гуманизации общества. Государство стремится смягчить удары рынка по интересам отдельных членов общества, но таким образом, чтобы сохранить мотивацию к творчеству, инициативному 
    труду и риску в хозяйственной деятельности. Вместе с тем неоправданное вмешательство государства в рыночные отношения приводит к их деформации;

    деформированный рынок — существует в условиях командно-административной   системы хозяйства. Важнейшими чертами деформации рынка выступают: отсутствие многообразных форм хозяйствования, основанных на различных формах собственности; натуральное распределение факторов производства; монополизм производителя и торговца;
    несбалансированность спроса и предложения в сторону спроса; скрытая инфляция; расцвет теневой экономики;
    попытка усиления региональных рынков и др.
    Регулирование экономики в условиях деформированного рынка осуществляется государством путем централизованного, директивного планирования.
    По степени ограничения конкуренции выделяют:
    рынок свободной (совершенной) конкуренции, в котором покупатели и продавцы не имеют рыночной власти;
    рынок монополистической конкуренции, где фирмы имеют незначительную рыночную власть, основанную на дифференциации товара или услуги;
    ; • олигополистический рынок,  в котором фирмы имеют значительную власть, по конкуренции сохраняется и порою бывает весьма разрушительной;
    • рынок чистой монополии, где фирма контролирует всю отрасль и выступает единственным продавцом;
    • рынок монопсонии со множеством продавцов  и лишь одним покупателем;
    • смешанный рынок.
    Монополия и моюшсония в чистом виде —  редкое явление, но на многих рынках друг с другом конкурируют лишь несколько  фирм. Поэтому целесообразно говорить о рынках, приближенных к монополии  и монопсонии.
    Рынок может существовать только тогда, когда его отдельные части выполняют все необходимые функции, обеспечивающие процесс общественного воспроизводства. Поэтому функциональная структура обязательно предполагает наличие трех его основных сегментов: рынка товаров и услуг, рынка капиталов и рынка рабочей силы. Каждый из этих рынков имеет свою, специфическую структуру. Так, рынок товаров и услуг распадается на множество специализированных рынков (рынок обуви, продуктов питания, туристических услуг и т.д.); рынок капитала — на рынок денежного капитала и рынок ценных бумаг; рынок рабочей силы — на рынок квалифицированной и неквалифицированной ^ рабочей силы, на рынки по отдельным специальностям.
    Вся рыночная система формирует свою инфраструктуру, т.е. совокупность институтов, систем, служб, предприятий, обслуживающих рынок и обеспечивающих нормальный режим его функционирования.
    Инфраструктура  рынка выполняет следующие функции:
    облегчает участникам рыночных отношений покупку или продажу товаров;
    повышает эффективность и оперативность работы субъектов рынка;
    организует оформление рыночных отношений;
    • облегчает экономический и юридический контроль.
    Основными элементами инфраструктуры современного рынка товаров и услуг являются товарные биржи, предприятия оптовой и розничной торговли, аукционы, ярмарки, посреднические фирмы; денежного рынка — банки; рынка ценных бумаг — фондовые биржи; рынка труда — биржи труда.
    Рыночная  инфраструктура ускоряет кругооборот  ресурсов, благ и доходов в рыночной экономике.
    Модель  кругооборота демонстрирует сложное, взаимосвязанное переплетение процессов принятия решений и экономической деятельности. Домохозяйства и предприятия присутствуют на обоих основных рынках, но в каждом случае в разных качествах. На ресурсном рынке домохозяйства выступают как владельцы и поставщики экономических ресурсов, а предприятия — как покупатели; на рынке благ они меняются позициями. Доходы домохозяйств от продажи экономических ресурсов служат основой потребительских расходов, которые формируют выручку фирм. Часть выручки фирм направляется на покупку экономических ресурсов и превращается в доходы домохозяйств. Так осуществляется непрерывный процесс кругооборота ресурсов, благ и доходов в рыночной экономике (рис. 1).

Рис. 1. Модель кругооборота ресурсов, благ и  доходов 
 

4. Преимущества и  недостатки рынка 

    Как и любое экономическое явление, рыночный механизм имеет преимущества и недостатки.
    Важнейшими  преимуществами рынка являются:
    функционирование  как  саморегулирующийся  механизм, который через цены на основе спроса создает ориентиры для капиталовложений в производство;
    эффективное распределение ресурсов — рынок направляет ресурсы на производство товаров, пользующихся спросом;
    высокая степень адаптивности к изменяющимся условиям. Так, повышение цен на энергоносители в 70-е годы в Западном мире вызвало внедрение ресурсосберегающих тех 
    нологий, поиск альтернативных источников энергии;

    возможность успешного  функционирования  в  условиях ограниченной информации (достаточно иметь информацию о ценах на товары и услуги, о стоимости экономических ресурсов для нормального хозяйствования);
    рыночная экономика — бездефицитная экономика. В любых ситуациях рыночный механизм обеспечит равенство спроса и предложения;
    создание рынком мощной системы стимулов;
    широкое использование достижений НТР. В погоне за прибылью товаропроизводители внедряют в производство новейшие достижения науки и техники, и конкуренция делает этот процесс непрерывным;
    обеспечение свободы и независимости как покупателей, так и продавцов, которые самостоятельно принимают решения о заключении сделок, найме рабочей силы и т.д.;
    способность быстро и эффективно удовлетворять разнообразные потребности людей;
    - рациональное использование ресурсов, принадлежащих фирме.
    К недостаткам рынка относятся:
    - автоматизм рыночного механизма достигается не сам по себе, а путем метода проб и ошибок, в результате чего общество может нести существенные потери;
    рынок не создает стимулы для производства товаров и услуг коллективного пользования (здравоохранение, культура, спорт, общественный транспорт и др.);
    неспособность сохранения невоспроизводимых ресурсов, принадлежащих всему человечеству, и защиты окружающей среды;
    игнорирование рынком возможных негативных для общества последствии принимаемых решений;
    рынок не имеет системы социальной защиты. Доходы в рыночной экономике получают только владельцы экономических ресурсов.  Инвалиды, дети, пенсионеры могут не иметь средств к существованию, поэтому государство должно решать социальные проблемы;
    . отсутствие действенных мотиваций для фундаментальных исследований в науке. Рынок реализует уже имеющиеся научно-технические достижения, но не выделяет средства для теоретических исследований;
    • нестабильное развитие, при котором взлеты рыночной конъюнктуры чередуются с ее падением.
    Неспособность рыночного механизма решать определенные задачи требует вмешательства государства в рыночные отношения. Государство берет на себя функции, которые принципиально не может выполнять рыночный механизм:
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.