На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Коммерческая тайна как объект безопасности предпринимательской деятельности

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 05.12.2012. Сдан: 2011. Страниц: 22. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


ЕКАТЕРИНБУРГСКИЙ   ФИЛИАЛ
НОУ ВПО  «МОСКОВСКИЙ ИНСТИТУТ
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА И ПРАВА» 
 
 
 
 
 
 
 

РЕФЕРАТ 

по  дисциплине: БЕЗОПАСНОСТЬ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 
 на  тему: «Коммерческая тайна как объект безопасности предпринимательской деятельности» 
 
 
 
 
 
 

                Выполнил  студент  …4… курса,
                группы  сокращенной подготовки
                Лосев ВВ         
                .
                Научный руководитель
                                                     Мурыгин Игорь Васильевич
                  Ф.И.О.
                Доктор  химических наук, профессор
                (должность,  ученая степень) 
                 
                 
                 
                 

Екатеринбург, 2011 г.

Содержание
    Коммерческая информация и коммерческая тайна……………….3
    Содержание коммерческой тайны…………………………………5
    Банковская тайна……………………………………………………9
    Коммерческая тайна и персонал…………………………………...11
    Работа с конфиденциальными документами……………………...14
    Компьютерная безопасность……………………………………….16
    Коммерческий шпионаж……………………………………………19
    Защита коммерческой информации………………………………..21
    Заключение…………………………………………………………..23
    Список литературы, сайты………………………………………….24

Коммерческая информация и коммерческая тайна.

Предпринимательская деятельность во всех сферах неразрывно связана с получением и использованием различного рода информации. Причем в  современных условиях информация представляет собой особого рода товар, имеющий  определенную ценность. Для предпринимателя зачастую наиболее ценной является информация, которую он использует для достижения целей фирмы и разглашение которой может лишить его возможностей реализовать эти цели, то есть создает угрозы безопасности предпринимательской деятельности. Конечно, не вся информация может, в случае ее разглашения, создавать эти угрозы, однако существует определенная ее часть, которая нуждается в защите.
Информация, используемая в предпринимательской деятельности весьма разнообразна. Ее можно разделить на два вида: промышленная и коммерческая. К промышленной относится информация о технологии и способе производства, технических открытиях и изобретениях, “ноу-хау”, конструкторская документация, программное обеспечение и т.п. Коммерческая информация – о финансово-экономическом положении предприятия (бухгалтерская отчетность), кредитах и банковских операциях, о заключаемых договорах и контрагентах, структуре капиталов и планах инвестиций, стратегических планах маркетинга, анализе конкурентоспособности собственной продукции, клиентах, планах производственного развития, деловой переписке и пр.
Вся эта информация представляет различную ценность для  самого предпринимателя и, соответственно, ее разглашение может привести (либо не привести) к угрозам экономической безопасности различной степени тяжести. Поэтому информацию необходимо разделить на три группы:
    информация для открытого пользования любым потребителем в любой форме;
    информация ограниченного доступа – только для органов, имеющих соответствующие законодательно установленные права (милиция, налоговая полиция, прокуратура);
    информация только для работников (либо руководителей) фирмы.
Информация, относящаяся  ко второй и третьей группам, является конфиденциальной и имеет ограничения  в распространении. Конфиденциальная информация – это документированная (то есть зафиксированная на материальном носителе и с реквизитами, позволяющими ее идентифицировать) информация, доступ к которой ограничивается в соответствии с законодательством РФ. Часть этой коммерческой информации составляет особый блок и может быть отнесена к коммерческой тайне.
Коммерческая  тайна, в соответствии с гражданским законодательством РФ, это информация, которая имеет действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности ее третьим лицам, к ней нет свободного доступа на законном основании и обладатель принимает меры к охране ее конфиденциальности. Следовательно, коммерческая тайна не может быть общеизвестной и общедоступной информацией, открытое ее использование несет угрозу экономической безопасности предпринимательской деятельности, в связи, с чем предприниматель осуществляет меры по сохранению ее конфиденциальности и защите от незаконного использования.
Однако не вся  информация, которой располагает  предприниматель, может быть отнесена к категории коммерческой тайны. Существует официально утвержденный перечень сведений, которые не могут составлять коммерческую тайну в РФ. К ним относятся:
    учредительные документы (устав, учредительный договор);
    документы, дающие право заниматься предпринимательской деятельностью (регистрационное удостоверение, свидетельство о регистрации, лицензии, сертификаты, патенты);
    сведения по установленным формам отчетности о финансово-хозяйственной деятельности, необходимые для проверки правильности исчисления и уплаты налогов и других обязательных платежей в государственную бюджетную систему РФ);
    документы о платежеспособности;
    сведения о численности работающих, их составе, заработной плате, наличии свободных рабочих мест;
    документы об уплате налогов и обязательных платежей;
    сведения о соблюдении установленных правил охраны труда;
    сведения о соблюдении установленных норм охраны окружающей среды;
    сведения о нарушении антимонопольного законодательства;
    сведения о реализации продукции, причинившей вред здоровью населения;
    сведения об участии должностных лиц предприятия в кооперативах, малых предприятиях, акционерных обществах и других организациях, занимающихся предпринимательской деятельностью.
Но и эти  сведения не предназначаются для  открытого доступа – всем желающим. Например, сведения о заработной плате работников предприятия, финансовая отчетность могут быть предоставлены только по требованию органов власти, управления, контролирующих и правоохранительных органов, а также других юридических лиц, имеющих на это право в соответствии с действующим законодательством РФ. В то же самое время клиенты фирмы вправе ознакомиться с ее уставом, свидетельством о регистрации, лицензией, сертификатами, патентами.

Содержание  коммерческой тайны

Как уже отмечалось, предприниматель в своей деятельности имеет дело с самой разнообразной информацией. Однако он не может всю информацию, которой обладает, сделать закрытой для внешних пользователей. Предприниматель в плане защиты наиболее важной информации решает сложную проблему. С одной стороны, он должен предоставить максимум информации о своей деятельности потребителям, контрагентам, кредиторам и т.п. для того, они сделали выбор в его пользу. Реклама привлекает покупателей, деловые связи, патенты и лицензии, “ноу-хау” - контрагентов, финансовое положение – инвесторов. С другой стороны, предприниматель должен оградить названные группы лиц, а также своих конкурентов от информации, утечка или разглашение которой может представлять угрозу его экономической безопасности. В выборе “золотой середины”, то есть определении того оптимального количества информации, которого будет достаточно для внешних пользователей и оно не будет представлять угроз экономической безопасности, и состоит первый шаг предпринимателя в процессе защиты информации, составляющей коммерческую тайну.
Получить информацию о деятельности фирмы можно двумя  способами: законным и незаконным. Законный способ – это получение информации из средств массовой информации, рекламных  проспектов фирмы, статей о фирме, с  выставок, пресс-конференций. Эта информация специально готовится работниками фирмы для открытого пользования всеми заинтересованными лицами. Незаконный способ – это получение информации, не предназначенной для внешних пользователей, без согласия руководства фирмы, с нарушением действующего законодательства и приводящее к прямым экономическим потерям для фирмы, либо к упущенной выгоде.
Наиболее ценной в этом плане является информация, представляющая коммерческую тайну. Она  важна, прежде всего, для конкурентов данной фирмы, а также для криминальных структур. Интересно, что в мировой практике в течении последних нескольких десятков лет 80-90% информации, интересующей конкурентов, получается последними из открытых источников – из газет, специальных журналов, на выставках и пр. Для этого многие фирмы даже используют специалистов, изучающих всю открытую информацию, “просеивающих” ее и выбирающих нужные сведения.
Вообще существует большое количество способов получения  информации. Так, американский журнал “Chemical engineering” опубликовал такой перечень из 16 источников получения информации.
    сбор информации, содержащейся в средствах массовой информации, включая официальные документы, например, судебные отчеты;
    использование сведений, распространяемых служащими конкурирующих фирм;
    биржевые документы и отчеты консультантов; финансовые отчеты и документы, находящиеся в распоряжении маклеров; выставочные экспонаты и проспекты, брошюры конкурирующих фирм; отчеты коммивояжеров своей фирмы;
    изучение продукции конкурирующих фирм; использование данных, полученных во время бесед со служащими конкурирующих фирм (без нарушения законов);
    замаскированные опросы и “выуживание” информации у служащих конкурирующих фирм на научно-технических конгрессах (конференциях, симпозиумах);
    непосредственное наблюдение, осуществляемое скрытно;
    беседы о найме на работу со служащими конкурирующих фирм (хотя опрашивающий вовсе не намерен принимать данного человека в свою фирму);
    так называемые “ложные” переговоры с фирмой-конкурентом относительно приобретения лицензии;
    наем на работу служащего конкурирующей фирмы для получения требуемой информации;
    подкуп служащего конкурирующей фирмы или лица, занимающегося ее снабжением;
    использование агента для получения информации на основе платежной ведомости фирмы-конкурента;
    подслушивание переговоров, ведущихся в фирмах-конкурентах;
    перехват телеграфных сообщений;
    подслушивание телефонных разговоров;
    кража чертежей, образцов, документации;
    шантаж и вымогательство.
В связи с  этим необходимо определить – какая  информация должна быть отнесена к коммерческой тайне и требует защиты, каков срок ее “хранения” в качестве тайны, какие ее части наиболее важны. Важность информации определяется ее ценностью для предпринимателя, которая, по мнению ряда специалистов, должна включать полезность (создание субъекту выгодных условий для принятия оперативного решения и получения эффективного результата), своевременность, достоверность и полноту.
Прежде чем  приступить к определению информации, относящейся к категории коммерческой тайны, предприниматель должен учесть, что вся имеющаяся информация по степени конфиденциальности, утрата которой может вызвать различные по тяжести последствия, может быть распределена по следующим группам:
    Высшая степень конфиденциальности. Данная информация является ключевой в деятельности фирмы, основой ее нормального функционирования. Утрата или разглашение этой информации нанесет непоправимый ущерб деятельности фирмы. Это – угроза высокой степени тяжести, последствия реализации которой могут ликвидировать саму фирму.
    Строго конфиденциальная информация. Утечка этой информации может вызвать значительные по тяжести последствия. Это информация о стратегических планах фирмы, о перспективных соглашениях и т.п.
    Конфиденциальная информация – ее разглашение наносит фирме ущерб, сопоставимый с текущими затратами фирмы, ущерб может быть преодолен в сравнительно короткие сроки.
    Информация ограниченного доступа – ее утечка оказывает незначительное негативное воздействие на экономическое положение фирмы (должностные инструкции, структура управления).
    Открытая информация. Ее распространение не представляет угроз экономической безопасности фирмы. Наоборот, отсутствие данной информации может оказать негативное воздействие на экономическое положение фирмы.
Каким же образом  можно осуществить разграничение  информации открытой и той, которая  нуждается в защите? Для этого  следует использовать следующие  критерии.
Во-первых, это  вероятность угрозы экономической безопасности фирмы. В случае получения этой информации конкурентами фирма понесет экономический ущерб. Так, широко известный напиток “кока-кола” производится на основе секретной формулы, являющейся коммерческой тайной, и обеспечивает процветание фирмы. В случае разглашения этой информации фирму ожидают серьезные экономические трудности.
Во-вторых, это  возможность защиты информации. Если, например, информация не входит в обязательный перечень открытого характера, то следует  определить - существует ли возможность ее защиты с помощью общих, либо специальных мер защиты.
В-третьих, это  экономическая целесообразность защиты информации. Только в том случае, если разглашение или утечка информации может нанести существенный экономический  ущерб фирме, следует организовывать ее защиту.
По функционально-целевому признаку выделяются следующие составляющие коммерческой тайны:
1. Деловая информация:
    сведения о контрагентах;
    сведения о конкурентах;
    сведения о потребителях;
    сведения о деловых переговорах;
    коммерческая переписка;
    сведения о заключенных и планируемых контрактах.
2. Научно-техническая  информация:
    содержание и планы научно-исследовательских работ;
    содержание “ноу-хау”, рационализаторских предложений;
    планы внедрения новых технологий и видов продукции;
3. Производственная информация:
    технология;
    планы выпуска продукции;
    объем незавершенного производства и запасов;
    планы инвестиционной деятельности.
4. Организационно-управленческая  информация:
    сведения о структуре управления фирмой не содержащиеся в уставе;
    оригинальные методы организации управления;
    система организации труда.
5. Маркетинговая  информация:
    рыночная стратегия;
    планы рекламной деятельности;
    планы обеспечения конкурентных преимуществ по сравнению с продукцией других фирм;
    методы работы на рынках;
    планы сбыта продукции;
    анализ конкурентоспособности выпускаемой продукции.
6. Финансовая  информация:
    планирование прибыли, себестоимости;
    ценообразование – методы расчета, структура цен, скидки;
    возможные источники финансирования;
    финансовые прогнозы.
7. Информация  о персонале фирмы:
    личные дела сотрудников;
    планы увеличения (сокращения) персонала;
    содержание тестов для проверки вновь принимаемых на работу.
8. Программное  обеспечение:
    программы;
    пароли, коды доступа к конфиденциальной информации, расположенной на электронных носителях.
Как правило, именно перечисленная выше информация в  наибольшей степени интересует конкурентов, партнеров, банки, криминальные структуры.
Информация, составляющая коммерческую тайну, может существовать в бумажной форме, на дискетах и лазерных дисках, на “жестком” диске компьютера, в памяти сотрудников.
Регулирование отношений, связанных с использованием конфиденциальной информацией должно начинаться с основного документа  – устава, в котором дается понятие  коммерческой тайны и устанавливается ответственность за ее несоблюдение.
Для более эффективной  организации работы по защите коммерческой информации весьма целесообразно разработать  и утвердить Положение о коммерческой тайне на предприятии (фирме). Этот документ основывается на действующем законодательстве и отражает специфику данного субъекта предпринимательства. Он включает перечень сведений, составляющих коммерческую тайну, степень конфиденциальности информации, порядок доступа к информации и круг работников предприятия, допущенных к информации той или иной степени конфиденциальности.

Банковская  тайна

Одной из специфических  разновидностей коммерческой тайны  является банковская тайна. Банковская тайна – это информация, доступ к которой банк, в соответствии с законом, имеет право ограничивать. Банки, как правило, работают с многочисленными клиентами, вкладчиками, корреспондентами, интересы которых могут пострадать при разглашении информации об их операциях, сделках, счетах и пр. Причем угрозы могут исходить как от конкурентов, так и от преступных сообществ. В связи с этим возникает необходимость в защите информации, которой обладают банки, в том числе и информации о деятельности лиц, пользующихся разнообразными услугами банков.
Особенность правового  режима банковской тайны заключается в том, что перечень сведений, включаемых в нее, устанавливается не только законодательно, но и самими банками. Причем, в Российской Федерации пока нет отдельного закона о банковской тайне, а законодательное регулирование осуществляется в основном Гражданским кодексом РФ (ст. 857) и Федеральным законом “О банках и банковской деятельности” (ст. 26). В этих законодательных актах предусмотрено, что банк гарантирует тайну банковского счета и банковского вклада, операций по счету и сведений о клиентах и корреспондентах. Кроме того, банки сами могут относить часть информации, которой они владеют к категории банковской тайны (если это не противоречит федеральному закону). Служащие банка обязаны хранить банковскую тайну.
Сведения, составляющие банковскую тайну, могут быть предоставлены только самим клиентам или их представителям. Государственным органам и их должностным лицам такие сведения могут быть предоставлены исключительно в случаях и в порядке, предусмотренных законом. Закон же предусматривает, что справки по операциям и счетам юридических лиц и граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, выдаются кредитной организацией им самим, судам и арбитражным судам (судьям), Счетной палате Российской Федерации, органам государственной налоговой службы и налоговой полиции, таможенным органам Российской Федерации в случаях, предусмотренных законодательными актами об их деятельности, а при наличии согласия прокурора – органам предварительного следствия по делам, находящимся в их производстве. Справки по счетам и вкладам в случае смерти их владельцев выдаются кредитной организацией лицам, указанным владельцем счета или вклада в сделанном кредитной организации завещательном распоряжении, нотариальным конторам по находящимся в их производстве наследственным делам о вкладах умерших вкладчиков, а в отношении счетов иностранных граждан – иностранным консульским учреждениям.
Коммерческие  банки тесно связаны с Банком России, который получает от них  большое количество информации. Законодательно установлено, что Банк России не вправе разглашать информацию о счетах, вкладах, конкретных сделках и об операциях из отчетов кредитных организаций, полученных им в результате исполнения лицензионных, надзорных и контрольных функций, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.
Кроме того, аудиторские  организации, осуществляющие обязательные ежегодные проверки кредитных организаций, также не вправе раскрывать третьим  лицам сведения об операциях, о счетах и вкладах кредитных организаций, их клиентов и корреспондентов, полученные в ходе проводимых ими проверок, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.
За разглашение  банковской тайны Банк России, кредитные, аудиторские и иные организации, а также их должностные лица и работники несут ответственность, включая возмещение нанесенного ущерба, в порядке, установленном федеральным законом. Гражданско-правовая ответственность выражается в применении способов защиты гражданских прав, предусмотренных ст. 12 ГК РФ. В случае разглашения банком сведений, составляющих банковскую тайну, клиент, права которого нарушены, вправе потребовать от банка возмещения причиненных ему убытков.
Несмотря на наличие ряда общих законодательных  норм, гарантирующих сохранение банковской тайны, в российском законодательстве отсутствует разъяснение того, что понимается под этой гарантией, какие условия должны при этом выполняться, каковы критерии обеспечения защиты информации, составляющей банковскую тайну и т. п. В связи с этим, реальное обеспечение защиты банковской тайны в современных условиях сопряжено со значительными трудностями.
В нынешних условиях угрозы банковской тайны зачастую исходят  не только от конкурентов и преступных группировок, но и от правоохранительных органов, например, налоговой полиции. Злоупотребления в этом случае могут иметь форму:
    изъятия конфиденциальных документов без надлежащего правового оформления (протокола выемки);
    проведения обыска без санкции прокурора;
    использования спецсредств (“жучков”) в собственных корыстных целях.

Коммерческая  тайна и персонал

В деле защиты предпринимательской  деятельности от различного вида угроз  значительное место занимает персонал предприятия, который может стать  как объектом, так и субъектом  таких угроз. Это процесс предполагает проведение превентивных и текущих мер, направленных на работу с кадрами. Важность работы с персоналом определяется тем, что в случае желания сотрудника разгласить сведения (в силу корыстных или других мотивов), являющиеся коммерческой тайной, воспрепятствовать этому не смогут никакие, даже дорогостоящие средства защиты. Западные специалисты по обеспечению экономической безопасности считают, что сохранность конфиденциальной информации на 80% зависит от правильного подбора, расстановки и воспитания персонала.
Угрозы экономической  безопасности фирмы со стороны, например, конкурентов, реализуемые через  ее персонал, могут принимать такие  формы как:
    переманивание сотрудников, владеющих конфиденциальной информацией;
    ложные предложения работы сотрудникам конкурентов с целью выведывания информации;
    выведывание конфиденциальных сведений у сотрудников в такой форме, что последние не догадываются о цели вопросов;
    прямой подкуп сотрудников фирм-конкурентов;
    засылка агентов к конкурентам;
    тайное наблюдение за сотрудниками конкурентов.
Организация эффективной  защиты экономической безопасности фирмы со стороны персонала включает три основных этапа работы с сотрудниками, допущенными к конфиденциальной информации:
    предварительный (в период предшествующий приему на работу);
    текущий (в период работы сотрудника);
    заключительный (во время увольнения сотрудника).
Предварительный этап является наиболее ответственным  и, соответственно, более сложным. В  случае возникновения необходимости  принять нового сотрудника на работу, связанную с допуском к конфиденциальной информации, целесообразнее всего соблюсти следующую технологию приема.
Прежде всего, на основании должностной инструкции и особенностей деятельности разрабатываются  требования к кандидату на должность. Они включают не только формальные требования - пол, возраст, образование, опыт работы, но и ряд морально-психологических качеств, которыми должен обладать кандидат. Это позволяет уточнить – какой работник необходим фирме, а самому кандидату - сопоставить собственные качества с требующимися.
Затем производится подбор кандидатов на вакантную должность. Методы подбора кандидатом могут быть разнообразными. Предпочтение следует отдавать тем методам, которые минимизируют возможность проникновения недобросовестных людей, либо представляющих интересы конкурентов или криминальных структур. К ним относятся:
    обращение в службы занятости, агентства по найму рабочей силы и прочие аналогичные организации;
    поиск кандидатов среди студентов и выпускников высших учебных заведений;
    подбор кандидатов по рекомендациям фирм-партнеров;
    подбор кандидатов по рекомендациям надежных сотрудников фирмы.
Подбор, основанный на случайном обращении кандидатов непосредственно в фирму, может  представлять угрозу ее экономической  безопасности в будущем.
Целесообразно, особенно при случайном подборе  кандидата, произвести запрос на предыдущее место работы с целью получения  характеристики его морально-деловых  качеств, а также данных о погашенных судимостях.
Для более полного  ознакомления с личностью кандидата имеется возможность воспользоваться услугами органов внутренних дел. Последние могут оказывать такого рода платные услуги в соответствии с приказом МВД РФ № 319 от 1994 г. Органы внутренних дел предоставляют сведения о наличии (отсутствии) судимости кандидата и о лицах, находящихся в розыске
После ознакомления с документами кандидата (личными  документами, об образовании, прежней  должности и стаже работы, характеристиками и рекомендациями), а последнего - с требованиями к нему и признания обоюдного соответствия, производится собеседование работника кадровой службы фирмы с кандидатом. Кандидат заполняет анкету, отвечает на вопросы, в том числе вопросы профессиональных и психологических тестов. Следует отметить, что психологические качества кандидата не менее важны, чем профессиональные. Психологический отбор позволяет не только выяснить морально-этические качества кандидата, его слабости, устойчивость психики, но и его возможные преступные наклонности, умение хранить секреты.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.