На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Государственный внутренний долг РФ. Анализ динамики и структуры государственного внутреннего долга за период 2005-2007 гг

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 05.12.2012. Сдан: 2011. Страниц: 31. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Государственное образовательное учреждение
среднего  профессионального образования
Тольяттинский социально-экономический колледж 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Государственный внутренний долг РФ. Анализ динамики и  структуры государственного внутреннего  долга за период 2005-2007 гг. 

КУРСОВАЯ  РАБОТА. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Исполнитель             Д.В.Алехин 

Руководитель              Т.И.Нестерова 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2008
Государственное образовательное учреждение
среднего  профессионального образования
Тольяттинский социально-экономический колледж 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Государственный внутренний долг РФ. Анализ динамики и  структуры государственного внутреннего  долга за период 2005-2007 г.г. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2008
    СОДЕРЖАНИЕ: 

Введение..…………………………………………………………………….........3
    Теоретические основы государственного внутреннего долга РФ
    Основные понятия и сущность государственного долга……….….........5
    История государственного долга России………………………………....9
    Понятие рынка внутреннего долга РФ…………………………………..13
    Управление государственным внутренним долгом…………………….16
    Принципы управления государственным долгом………………………19
    Обслуживание государственного внутреннего долга РФ………….…..21
    Государственный долг РФ. Анализ динамики и структуры государственного долга за 2005 – 2007 гг.
    Обслуживание государственного внутреннего долга за 2005г………...23
    Обслуживание государственного внутреннего долга за 2006г………...25
    Обслуживание государственного внутреннего долга за 2007г………...27
    Государственный долг РФ. Анализ динамики и структуры государственного долга за 2005 – 2007 гг. …………………………......28
    Государственный внутренний долг РФ, выраженный в     государственных ценных бумагах за 2005-2007 гг.……. ...………..…..32
    Заключение……………………………………………………………………….37
    Список использованной литературы…………………………………………...41
    Приложения 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

    ВВЕДЕНИЕ
    Государственные заимствования являются важнейшим  инструментом экономической политики государства, формирующим государственный долг.
    Политика  в области государственных заимствований, управления суверенными долгами для большинства стран является важной составляющей государственной финансовой политики. От ее эффективности зависят международный имидж государства, отношение политиков,    инвесторов,    потенциальных    партнеров    по    совместным    крупным международным бизнес-проектам, международных финансовых организаций, а также международный суверенный рейтинг.
    На  современном этапе проблема бюджетного дефицита в России не является главной проблемой экономики Российской Федерации, но сохраняет свою актуальность, поскольку большинство экономических проблем ведут именно к ней.
    Быстро  растущая задолженность государства  перед внутренними и внешними кредиторами служит очень большой проблемой даже в прогнозах самых оптимистично настроенных аналитиков.
    Бюджетная, долговая и валютная политика государства  неразрывно связаны между собой: государственный долг влияет на экономический рост, денежное обращение, уровень инфляции, ставки рефинансирования, занятости, объема инвестиций в экономику страны в целом и реальный сектор экономики, приводит к сокращению инвестиционных ресурсов в экономике, нарушению воспроизводственных процессов, снижению экономического роста.
    Необоснованная  бюджетная, денежно-кредитная и курсовая политика государства вызывает неуверенность  на финансовых рынках в отношении  инвестиционного климата, побуждая инвесторов к выдвижению требований более высокой премии за риск. Это особенно касается стран, развивающих и формирующих рынки ценных бумаг, где заемщики и кредиторы могут воздержаться от принятия долгосрочных обязательств, что может негативно отразиться на развитии финансовых рынков и экономическом росте.
    Для урегулирования задолженности на общегосударственном  уровне необходим серьезный анализ структуры долга, возможностей по его погашению, срочности и целесообразности ведения переговоров по его реструктуризации. При решении проблемы госдолга необходимо активно использовать теоретические наработки в этой области.
    Актуальность  исследования обусловлена и тем, что до сих пор не теряет своего значения вопрос об отраслевой принадлежности государственного долга.
    Цель  курсовой работы проанализировать   изменения   государственного   внутреннего долга за период 2005 – 2007 гг.  С поставленной целью будут  рассмотрены следующие задачи:
    Понять   сущность   государственного   внутреннего долга;
    Рассмотреть историю государственного долга России;
    Изучить рынок внутреннего долга РФ;
    Понять сущность управления государственным внутренним                     долгом;
    Изучить принципы управления государственным долгом;
    Исследовать обслуживание государственного внутреннего долга    РФ.
    Объектом  изучения данной работы является динамика государственного внутреннего долга, так как одной из наиболее актуальных проблем современности является именно задолженность России перед внутренними и внешними кредиторами.
    В курсовой работе были использованы следующие методы проведения анализа: сравнительный, анализ. 
 
 

    1.Теоретические основы государственного внутреннего долга РФ
    1.1.Основные понятия и сущность государственного долга
    Госдолгом считаются долговые обязательства России перед физическими и юридическими лицами, иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами международного права, включая обязательства по государственным гарантиям, предоставленным РФ. Бюджетный кодекс РФ предусматривает разделение государственного долга на внутренний и внешний. Классификация государственного долга была актуальной для России, так как не было конкретного определения деления на внутренний и внешний долг и из-за этого принимались необоснованные решения и возникали курьезные ситуации. Согласно Закону РФ «О государственном внутреннем долге Российской Федерации» № 3877-1 от 13 ноября 1992 г все рублевые гарантии и обязательства государства являются внутренним долгом.  Согласно же Закону РФ «О государственных внешних заимствованиях Российской Федерации и государственных кредитах, предоставляемых Российской Федерацией иностранным государствам, их юридическим лицам и международным организациям» № 76-ФЗ от 26 декабря 1994 года, внешним долгом являются заимствования из иностранных источников, по которым возникают финансовые обязательства Российской Федерации как заемщика или гаранта погашения внешних заимствований другого заемщика.
    Получается, что эти два закона положили в  основу классификации внешнего и  внутреннего долга два разных признака – валюта и источник заимствований.  Самым ярким примером можно считать внутренний валютный займ, который до 1997 года не был включен ни во внешний, ни во внутренний долг, так как удовлетворял сразу двум признакам. Он был номинирован в долларах США, но размещался среди резидентов.
    Классификация долга по типу долгового обязательства имеет важное аналитическое значение, так как она выявляет типы долговых активов и характеризует типы активов, которым располагают кредиторы:
    Внутренний  долг – это долг физическим и юридическим лицам, являющихся резидентами данного государства,  иностранным государствам, международным финансово-кредитным организациям в валюте Российской Федерации.
    Здесь выделяются его виды по следующим  признакам: вид займа, вид государственной ценной бумаги, причина появления задолженности (дефицит бюджета, признание долгов СССР и т.д.), источник заимствований (ценные бумаги, средства Банка России) В основном, денежные средства внутри страны привлекаются за счет выпуска займов, которые выпускаются в национальной валюте, ценных бумагах.
    Внешний долг – это долг физическим и  юридическим лицам, иностранным  государствам, международным финансово-кредитным  организациям в иностранной  валюте.
    В категорию "государственный долг" включаются все признанные долги Российской Федерации.
    Здесь денежные средства привлекаются  путем  займов в виде долговых ценных бумаг, но  размещенных на иностранных  фондовых рынках, в иностранной валюте или же получением кредитов у специализированных финансово – кредитных институтов. Порядок выпуска и размещения долговых ценных бумаг содержится в Федеральном законе «Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг» от 29 июля 1998 года.
    Государственный внешний долг и государственные  внешние активы Российской Федерации согласно Закону № 115 – ФЗ от 15 августа 1996 года «О бюджетной классификации Российской Федерации» классифицируются по трем признакам: характер государственной кредитной деятельности, субъект кредитной деятельности, тип кредитора или заемщика.
    В соответствии с этими признаками внешний государственный долг делится  на следующие виды: внешний долг СССР, внешний долг перед СССР, внешний  долг перед Российской Федерацией, чистая внешняя задолженность Российской Федерации.
    Все внешние долги Российской Федерации и перед Российской Федерации учитываются в разрезе международных финансовых организаций, правительств иностранных государств, иностранных коммерческих банков и фирм, а внешние долги СССР и перед СССР учитываются только правительствами иностранных государств, банков и фирм, так как СССР не имел никаких отношений с международными финансовыми организациями.
    Согласно  приказу Министерства Финансов Российской Федерации № 1н от 6 января 1998 года «О бюджетной классификации Российской Федерации» государственный внешний долг Российской Федерации с 1 января 1998 года классифицируется по единственному признаку – типу кредитора. В соответствии с этим приказом Министерство Финансов  выделяет долги по кредитам, полученным от правительств иностранных государств, иностранных коммерческих банков и фирм, международных финансовых организаций.
    Государственный долг — неизбежное порождение дефицита бюджета, причины которого связаны со спадом производства, ростом предельных издержек, необеспеченной эмиссией денег, возрастанием затрат по финансированию военно-промышленного комплекса, ростом объемов теневой экономики, непроизводственных расходов, потерь, хищений и т. д.
    Погашение накопленного долга может происходить различными способами: денежными выплатами, обменом долгового обязательства на налоговые освобождения, отказом от уплаты, аннулированием задолженности кредиторов, принятием задолженности другим органом и др.
    Государственный долг, как внешний, так и внутренний, возникает вследствие займов. В основе классификации государственных займов лежит ряд признаков:
    по эмитентам – займы, размещаемые федеральными и территориальными органами управления;
    в зависимости от места размещения – внешние и внутренние займы;
    в зависимости от обращения на рынке – рыночные и не рыночные займы; Рыночные займы свободно продаются и покупаются, а нерыночные не могут менять своих владельцев и не подлежат обращению на рынке.
    в зависимости от срока привлечения средств – краткосрочные (со сроком до одного года), среднесрочные (со сроком погашения от одного до пяти лет) и долгосрочные (от пяти лет и выше);
    в зависимости от обеспеченности долговых обязательств – закладные и беззакладные займы. Закладные обеспечиваются конкретным залогом, а беззакладные обеспечиваются всем имуществом государства;
    по выплачиваемому доходу – выигрышные, процентные, с нулевым купоном;
    в зависимости от метода определения дохода – займы с твердым и плавающим доходом;
    в зависимости от соблюдения срока погашения займа – с правом и без права досрочного погашения.
    Долговые  обязательства – это сложная  категория, отличающаяся, во-первых, по объектам долговых отношений; во-вторых, по форме образования и обслуживания; в-третьих по срокам обязательств.
    Основные  формы долговых обязательств РФ следующие: кредитные соглашения и договора; государственные ценные бумаги; договора о предоставлении гарантий РФ, договоров поручителей РФ; переоформление долговых обязательств третьих лиц в госдолг РФ; соглашения РФ о пролонгации и реструктуризации долговых обязательств. Во временном разрезе выделяют: краткосрочные (до 1 года), среднесрочные (до 5 лет), долгосрочные (до 30 лет) обязательства.
    Увеличение  госдолга происходит в результате капитализации  процентов по ранее полученным кредитам. Кроме того, он увеличивается вследствие обязательств, принятых государством к исполнению, но по различным причинам не профинансированных в срок.
    В общей постановке в проблеме госдолга можно выделить следующие основные аспекты: структура и динамика госдолга; механизм управления, обслуживания и  реструктуризации долга; влияние государственного долга на развитие экономики страны.
    Государственные займы – основная форма государственного кредита, представляющая кредитные  отношения, в которых государство  главным образом выступает в  качестве заемщика. Задолженность по государственным займам, в которой государство является заемщиком, включается в сумму государственного долга страны. Традиционная роль займов – обеспечение государственных расходов при недостатке бюджетных средств дополняется стремлением  использовать государственный кредит для проведения регулирующих мероприятий.
    Государственный кредит, при котором государство  выступает заемщиком, осуществляется  в форме государственных займов, путем выпуска государственных  долговых обязательств. Функционирование системы государственного кредита имеет следствием рост государственного долга.
    Внутренние  займы обычно оформляются путем  выпуска  облигаций  на  всю  сумму займа, кроме того внутренний государственный долг – это денежные  сбережения населения и часть  средств на  счетах  различных  банков  и  предприятий.
    1.2. История государственного долга России
    Кредитная история России началась в 1769 г., когда  Екатерина II сделала первый заем в Голландии. За последующие два с половиной столетия Российская империя заняла на рынке примерно 15 млрд. руб. Большая часть этих средств накануне революции была погашена. К этому моменту старейшими займами в составе русского государственного долга оставались 6%-ные займы 1817-18 гг. Их нарицательный капитал составлял 93 млн. руб., а непогашенная часть к 1 января 1913г. равнялась 38 млн. руб.
    На  протяжении всего XIX в. и в начале XX в. расходы государства превышали его доходы. Во второй половине XIX в. правительство активно финансировало строительство железных дорог, а также выкупало в казну частные линии.
    Стремясь  сгладить влияние экстраординарных расходов на структуру бюджета, оно  разделяло бюджет на обыкновенный и  чрезвычайный. Первый пополнялся из традиционных источников доходов (налоги, акцизы и пр.), доходную часть второго на 90% составляли средства, полученные от внутренних и внешних займов. Именно заемные средства шли на финансирование строительства железных дорог, ведение войн и борьбу со стихийными бедствиями. При благоприятном положении часть чрезвычайного бюджета шла на покрытие расходов по долгосрочной оплате государственных займов. Платежи по займам (проценты и погашение) осуществлялись за счет обыкновенного бюджета.
    Выпуск  новых займов был в непосредственной компетенции царя и министерства финансов. Однако после созыва Государственной Думы она получила право утверждать каждый конкретный заем. Время и условия займа по-прежнему определялись по решению правительства.
    По  большей части государственных  долгов выплачивалось 4% годовых. Сумма  всех бумаг с такой доходностью  составляла более 2,8 млрд. золотых рублей — около 2/3 всего рынка.
    Все ценности, размещаемые в то время  на рынке, разделялись на 3 категории:
    краткосрочные;
    долгосрочные;
    бессрочные;
    Срок  обращения краткосрочных обязательств ограничивался законом и колебался от 3 месяцев до 1 года. Купюры выпуска не должны были превышать 500 руб. Право эмиссии по краткосрочным обязательствам предоставлялось лично министру финансов с условием, что общая сумма обязательств в каждый момент не превысит 50 млн. руб. В 1905 г. права министра были расширены до 200 млн. руб. с правом выпуска краткосрочных обязательств, в том числе и на иностранных рынках. Государственное казначейство и частные лица имели право учитывать эти обязательства в Государственном банке, проценты считались в виде дисконта.
    Основу  государственного долга составляли долгосрочные и бессрочные займы. Долгосрочные займы могли заключаться на достаточно длительные сроки — 50–80 лет. Практиковался выпуск бессрочных обязательств, когда государство обязывалось выплачивать только договорный процент, т.е. для держателя заем становился рентой. Правительство оставляло за собой право принудительной скупки данного инструмента по номинальной стоимости. В этом случае заем погашался тиражами. Иногда государство скупало облигации на бирже.
    Также существовало формальное определение  внутренних и внешних займов. Первые ориентировались на иностранного покупателя и обращение за границей. Вторые были рассчитаны на российский рынок. Данное деление не имело никакого экономического значения, так как никаких ограничений на покупку иностранных выпусков для российских подданных и внутренних иностранцев не существовало.
    В 1906 г. в Основном законе имелась статья 114:
    “При  обсуждении государственной росписи  не подлежат исключению или сокращению назначения на платежи по государственным долгам и по другим принятым на себя Российским Государством обязательствам” Законодатели заранее пресекали соблазн нарушить одно из основных правил рынка — платить вовремя и полностью.
    Российское  правительство в результате длительных и кровопролитных усилий сумело создать репутацию надежного заемщика, который действует на рынке аккуратно, не злоупотребляя своим государственным статусом.
    Заимствование финансовых ресурсов использовалось с  разными целями, и далеко не всегда с целью реализации какого-либо конкретного проекта. Интересы финансовой стабильности, пусть даже в краткосрочном периоде, имели первостепенное значение. Это позволяло следовать выработанной экономической политике, не меняя ее курса.
    Отказавшись платить долги своим и иностранным гражданам, правительство Советской России заложило основу новой финансовой культуры (к моменту прихода большевиков к власти сумма взятых займов составляла примерно 15 млрд. руб. по золотому курсу на начало 1917 г.). Этот “революционный” способ решения финансовых трудностей в дальнейшем оказал громадное отрицательное влияние на экономическое развитие страны. Так началась новая кредитная история России, которая продолжалась до 1992 г., когда был легализован (т.е. узаконен, официально признан) внутренний государственный долг путем принятия целого комплекса решений правительства и указов президента по конверсии и обслуживанию долга перед населением и другими инвесторами.
    В период советской власти государственный  кредит продолжал функционировать в нашей стране в различных формах, поскольку он по-прежнему оставался важным источником пополнения бюджета, финансирования государственных расходов, покрытия бюджетного дефицита. Формы, инструменты, механизмы реализации государственного кредита претерпевали существенные изменения. В 20-е гг. еще существовали нормальные кредитные отношения и были некоторые элементы государственного долга. После установления в начале 30-х гг. режима централизованного планирования, когда все стало государственным, кредит в общепринятом понимании этого термина исчез, остались только денежные расчеты, проводимые через единственный на всю страну банк. Но доходы населения оказались относительно независимыми от указаний государства. Вот эти-то доходы и стали объектами государственного кредита. Были введены принудительные ежегодные займы у населения в размере не менее месячного фонда оплаты труда. Эти займы выпускались с 1925 до 1956 г. включительно. Затем они были прекращены. Погашение накопленной задолженности было отложено на 20 лет, выплата процентов по задолженности не предусматривалась. Так возник внутренний государственный долг.
    Каким-то  подобием государственного долга могла  считаться огромная задолженность  по кредитам Госбанка, прежде всего  аграрного сектора, т.е. колхозов и совхозов. Но теоретически она не образовывала государственного долга, так как с обеих сторон этого долгового отношения выступало государство: оно было и кредитором в лице государственного банка, и заемщиком в лице государственных предприятий, колхозов. Нарастание этой задолженности началось с начала 70-х гг. и продолжалось до начала «перестройки» (середина 80-х гг.).
    Падение производства, начавшееся в 1990 г., не было остановлено с переходом к реформам. Сокращение объема реальных доходов в стране и рост дефицита бюджета вынудили государство обратиться к заемным ресурсам для обеспечения текущих расходов бюджета. Это произошло в форме организации рынка государственных ценных бумаг в 1993-1994 гг. До этого практиковалась прямое кредитование дефицита бюджета Центральным банком России. Замену банковского кредитования выпуском ценных бумаг, несомненно, следует рассматривать как успех государственной финансовой политики в 1994-1995 гг. Но в дальнейшем развитие рынка государственных ценных бумаг вышло из-под контроля.

    1.3. Понятие рынка внутреннего долга РФ

    В недавнем прошлом на рынке государственных  долговых обязательств РФ имели место  следующие их виды: государственные  краткосрочные облигации (ГКО), облигации  государственного сберегательного  займа (ОГСЗ), облигации федерального займа с переменным купоном (ОФЗ-ПК), облигации внутреннего валютного займа, золотые сертификаты Министерства финансов РФ выпуска 1993 года, казначейские обязательства (КО).
    В зависимости от способности обращаться на фондовом рынке государственные ценные бумаги подразделяются на рыночные и нерыночные. Наиболее распространенным типом государственных ценных бумаг являются рыночные ценные бумаги, которые могут свободно обращаться и перепродаваться на вторичном рынке. Все перечисленные виды ценных бумаг относятся к рыночным. Торговля ими ведется интенсивно, они приобрели популярность среди различных инвесторов. Они высоколиквидны и обладают самым высоким рейтингом.
    Нерыночные  государственные ценные бумаги не могут  свободно обращаться на рынке. Они представляют собой кредит государству, но в отличие от рыночных ценных бумаг не могут быть проданы третьему лицу.
    В зависимости от срока обращения  государственные ценные бумаги подразделяются на краткосрочные (до 1 года), среднесрочные (до 5 лет) и долгосрочные (свыше 5 лет). К первому виду ценных бумаг относятся ГКО, ОГСЗ, золотые сертификаты; ко второму виду - ОФЗ, облигации внутреннего валютного займа со сроком обращения 1 год, 3 года; к третьему - облигации внутреннего валютного займа со сроком обращения  15 лет.
    Ценные  бумаги подразделяются по эмитентам. Все  перечисленные ценные бумаги выпущены центральным правительством РФ. От имени государства их выпускает  соответствующий уполномоченный орган, как правило, Министерство финансов. В качестве агента последнего часто выступает Центральный банк РФ, который в свою очередь может уполномочить определенные инвестиционные институты или банки выступить официальными дилерами.
    Кроме того, ценные бумаги разделяются на наличные (документированные) и безналичные, в том числе существующие в виде записей на счетах; по способу выплаты доходов.
    Мировой практике известны несколько способов выплаты доходов по государственным  ценным бумагам. В их числе:
    - установление фиксированного процентного  платежа;
    - применение ступенчатой процентной ставки;
    - использование плавающей ставки  процентного дохода;
    - индексирование номинальной стоимости  ценных бумаг;
    - реализация долговых обязательств  со скидкой (дисконтом) против  их нарицательной стоимости;
    - проведение выигрышных займов.
    В условиях стабильной экономики, при  отсутствии высокой инфляции чаще всего  используются фиксированная доходная ставка, выигрышные займы. В период высокой инфляции, как уже было отмечено выше, такие ценные бумаги не пользуются спросом. В этом случае используются более сложные механизмы выплаты процентов. Так, доход по купонам государственного сберегательного займа определялся на каждый купонный период и равнялся последней официально объявленной купонной ставке по облигациям федерального займа (ОФЗ). В свою очередь, ставка ОФЗ была привязана к доходности на рынке ГКО.
    Таким образом, очевидно, что доходность государственных  ценных бумаг для инвестора имеет  решающее значение. Методики определения  доходности различных видов ценных бумаг отличаются друг от друга, но в основе каждой лежит концепция современной величины потока платежей, получаемых владельцем облигации.
    Отношение между доходностью и сроками  до погашения называется временной  структурой процентных ставок, а его  графическим изображением является кривая доходности. Такие графики составляются специалистами на базе анализа рынка ценных бумаг, прогноза поведения процентных ставок, знания рыночных, экономических и политических факторов.
    Перед государством же стоит важнейшая  задача: с одной стороны, заинтересовать потенциальных инвесторов высокой доходностью и ликвидностью государственных ценных бумаг; с другой стороны, снижать затраты, связанные с обслуживанием государственного долга, так как затраты по размещению, рефинансированию, выплате доходов и погашение долговых обязательств осуществляется за счет государственного бюджета.
    Первый  опыт выпуска государственных ценных бумаг в России не очень удачный, так как основная часть средств  инвесторов идет не в реальный сектор экономики, а в основном на обслуживание государственных расходов, т.е. не на подъем экономики, а для решения текущих финансовых вопросов.
    1.4. Управление государственным внутренним  долгом
    Государственный долг является рычагом и объектом управления. В качестве рычага управления государственный долг дает возможность законодательным и исполнительным органам власти оказывать существенное влияние на финансовый рынок и денежное обращение, инвестиции и производство, занятость и организацию населением своих сбережений, а также на многие другие экономические процессы.
    Одновременно  с этим государственный долг выступает  как объект управления.
    Управление  государственным долгом – это  совокупность действий, связанных с  подготовкой к выпуску и размещению долговых обязательств государства, регулирование  рынка государственных ценных бумаг, обслуживание и погашение государственного долга, предоставление ссуд и гарантий.
    Управление  осуществляется Правительством Российской Федерации, в пределах полномочий, устанавливаемых  Федеральным Собранием РФ.
    В процессе управления государственным долгом государство определяет соотношение между различными видами долговой деятельности, структуру видов долговой деятельности  по срокам и доходности, механизм построения конкретных государственных займов, кредитов и гарантий, порядок предоставления и возврата государственных кредитов и государственных гарантий и выполнение финансовых обязательств по ним, порядок выпуска и обращения государственных займов. Также устанавливаются все другие необходимые практические аспекты функционирования государственного долга.
    Основными целями управления государственным  долгом являются:
    сохранение объёма государственного долга на экономически безопасном уровне;
    сохранение стоимости обслуживания государственного долга;
    обеспечение исполнения обязательств государства в полном объёме по    более низкой стоимости на среднесрочную и долгосрочную перспективу.
    Государство с помощью управления государственным  долгом решает следующие задачи:
    удержание величины внутреннего и внешнего государственного долга на уровне, обеспечивающем экономическую безопасность, выполнение органами власти взятых на себя долговых обязательств без значительного ущерба финансированию социально-экономических программ;
    минимизация стоимости долга на основе удлинения срока заимствований и снижения доходности государственных ценных бумаг, переход на другие рынки и переключение внимания на другие группы инвесторов;
    сохранение у Российской Федерации репутации государства всегда отвечающего по своим обязательствам;
    поддержание стабильности и предсказуемости рынка государственного долга;
    контроль за эффективным и целевым использованием заимствованных средств, государственных кредитов и гарантированных займов;
    своевременный возврат государственных кредитов и уплата процентов по ним;
    диверсификация долговых обязательств по срокам заимствований, доходности, формам выплаты дохода и другим параметрам для удовлетворения потребностей различных групп инвесторов;
    координация действий федеральных органов, органов субъектов Федерации и местного самоуправления на рынке государственных обязательств;
    решение прочих задач, определенных финансовой политикой Российской Федерации.
    Выплата доходов по займам и их погашение  обычно производятся за счет бюджетных  средств. Однако в условиях значительного  роста государственной задолженности и нарастающих бюджетных трудностей страна может прибегнуть и к рефинансированию государственного долга. Под рефинансированием понимается погашение старой государственной задолженности путем выпуска новых займов. Например, наша страна использовала рефинансирование при погашении задолженности по государственному 3%-ному внутреннему выигрышному займу 1966 г. По истечении срока действия этого займа облигации обменивались в течение одного года на облигации нового займа — внутреннего выигрышного займа 1982 г. без уплаты курсовой разницы.
    Активно рефинансирование применяется при выплате процентов и погашений по внешней части государственного долга. Однако непременным условием предоставления новых займов является хорошая репутация страны-должника в кругах международного финансового рынка, ее экономическая и политическая стабильность.
    Система управления государственным долгом представляет собой взаимосвязь  бюджетных, финансовых, учетных, организационных  и других процедур, направленных на эффективное регулирование государственного долга и снижение влияния долговой нагрузки на экономику страны.
    Специалисты в качестве недостатков системы  управления государственным долгом России выделяют отсутствие:
    1. законодательного закрепления целей государственных заимствований;
    2.  порядка применения операций реструктуризации, обмена долговых обязательств на инвестиции, конверсии и консолидации займов;
      3. ответственности за эффективность принятых решений при осуществлении государственных заимствований;
     4. пределов полномочий и ответственности Правительства РФ, органов федеральной исполнительной власти, Банка России и банков агентов;
     5. системы и механизма планирования в области управления государственным долгом;
     6. системы анализа и оценки рисков, связанных со структурой государственного долга;
      7.  координации долговой политики государства с политикой в области управления государственным долгом;
     8. достоверной, открытой и регулярной отчётности о государственном долге   и др.
    Система управления государственным долгом непосредственно связана с бюджетным процессом, поскольку долговая политика и система управления государственным долгом непосредственно влияет на формирование бюджетной политики. С учетом этого политика в области управления государственным долгом и система управления долгом являются необходимыми условиями для формирования обоснованной бюджетной политики и нормального функционирования бюджетного процесса.
    Следует отметить, что единой стратегии по управлению государственным долгом нет. Так внутренний долг влияет на экономику страны в целом, а возможности его эффективного управления, во многом определяются общим уровнем развития экономики и затрагивают практически все элементы  экономической системы, хотя проблема российского долга существует уже не одно десятилетие.
           1.5. Принципы управления государственным долгом
    В основу управления государственным  долгом положены следующие принципы:
    - безусловность - обеспечение точного  и своевременного выполнения  обязательств государства перед  инвесторами и кредиторами без  выставления дополнительных условий;
    - единство учета - учет в процессе  управления государственным долгом  всех видов ценных бумаг, эмитированных  федеральными органами власти, органами  власти субъектов федерации и  органами местного самоуправления;
    - единство долговой политики - обеспечение единого подхода в политике управления государственным долгом со стороны федерального центра по отношению к субъектам федерации и муниципальным образованиям;
    - согласованность - обеспечение максимально  возможной гармонизации интересов кредиторов и государства-заемщика;
    - снижение рисков выполнение всех  необходимых действий, позволяющих  снизить как риски кредитора,  так и риски инвестора;
    - оптимальность - создание такой  структуры государственных займов, чтобы выполнение обязательств по ним было сопряжено с минимальным риском, а также оказывало наименьшее отрицательное влияние на экономику страны;
    - гласность - предоставление достоверной, своевременной и полной информации о параметрах займов всем заинтересованным в ней пользователям.
    Управление  государственным долгом, как и  всякое управление, имеет четыре составляющие: прогнозирование, планирование, анализ и контроль. Однако эти функции  управления могут быть конкретизированы применительно к государственному долгу. Понятие управления государственным долгом может рассматриваться в широком и узком смысле.
    Управление  государственным долгом в широком смысле предполагает:
    - формирование политики в отношении  государственного долга;
    - определение основных показателей  и предельных значений государственной задолженности;
    - определение основных направлений  воздействия на микро- и макроэкономические  показатели;
    - определение приоритетных направлений  использования привлеченных ресурсов  и т.д.
    Политика  в отношении государственного долга  и его верхний предел определяются законодательными органами власти, а оперативное управление им осуществляет исполнительная власть.
    Управление  государственным долгом осуществляется посредством следующих методов:
    - рефинансирование - погашение части  государственного долга за вновь привлеченных средств;
    - конверсия - изменение доходности  займа;
    - консолидация - превращение части  имеющейся задолженности в новую  с более длительным сроком  погашения. Чаще всего использование  этого приема связано с желанием  государства устранить опасность, которая может грозить денежно-кредитной системе в случае массовых требований по погашению задолженности;
    -новация  - соглашения между государством-заемщиком  и кредиторами по замене обстояте6льств  в рамках одного и того же  кредитного договора;
    - унификация - решение государства  об объединении нескольких ранее  выпущенных займов;
    - отсрочка - консолидация при одновременном  отказе государства от выплаты  дохода по займам;
    - дефолт - отказ государства от  уплаты государственного долга.
    1.6. Обслуживание государственного внутреннего долга РФ
    Затраты по размещению, выплате доходов и  погашению долговых обязательств Российской Федерации осуществляются за счет средств  федерального бюджета. Обслуживание государственного внутреннего долга Российской Федерации производится Банком России и его учреждениями, если иное не предусмотрено Правительством Российской Федерации, путем осуществления операций по размещению долговых обязательств Российской Федерации, их погашению и выплате доходов в виде процентов по ним или в иной форме. Выполнение Банком России, другим специализированным финансовым институтом функций генерального агента Правительства Российской Федерации по размещению долговых обязательств Российской Федерации, их погашению и выплате доходов в виде процентов по ним осуществляется на основе специальных соглашений, заключаемых с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации выполнять функции эмитента государственных ценных бумаг. Банк России осуществляет функции генерального агента (агента) по обслуживанию государственного внутреннего долга безвозмездно.
    Оплата  услуг агентов по размещению и  обслуживанию государственного долга  осуществляется в пределах норм, утверждаемых Правительством Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета, выделенных на обслуживание государственного долга. Обслуживание государственного внутреннего долга субъекта Российской Федерации, муниципального долга производится в соответствии с федеральными законами, законами субъекта Российской Федерации и правовыми актами органов местного самоуправления. 

    2. Государственный долг РФ. Анализ  динамики и структуры государственного  долга за 2005 – 2007 гг.
    2.1 Обслуживание государственного  внутреннего долга за 2005г.
    Государственный долг играет существенную и многогранную роль в макроэкономической системе любого государства. Это объясняется тем, что отношения по поводу формирования, обслуживания и погашения государственного долга оказывают значительное влияние на состояние государственных финансов, денежного обращения, инвестиционного климата, структуру потребления и развития международного сотрудничества государств.
    Программа государственных внутренних заимствований  Российской Федерации на 2005-2007 год  представляет собой перечень всех внутренних заимствований Российской Федерации в виде разницы между объемом привлечения и объемом средств, направляемых на погашение основной суммы долга, по каждому виду заимствований.
    Программа государственных внутренних заимствований  Российской Федерации на 2005 год является приложением к федеральному закону о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период.
    Источник  полученных данных таблицы №1 «Российская  газета» О внесении изменений  в Федеральный закон «О федеральном  бюджете на 2005 год» (см. приложение 1).
    Таблица 2.1.1
    Программа государственных внутренних заимствований Российской Федерации на 2005 год  

Наименование  статей
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.