На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Понятие системы «директ-костинг» и её основные задачи на примере предприятия ОАО «Московская кондитерская фабрика «Красный Октябрь»

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 05.12.2012. Сдан: 2011. Страниц: 38. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 
Содержание 

Введение…………………………………………………………………………...4
I. Теоретические основы системы « директ-костинг» как элемент управленческого учета…………………………………………………………....9
1.1 Исторические предпосылки возникновения системы учета
«директ-костинг»……………………………………………………………….....9
1.2 Роль и значение  затрат в системе «директ- костинг»……………………..16
1.3 Система «директ-костинг». Преимущества и недостатки………………...25
II. Применение системы «директ-костинг»……………………………………28
2.1 Организация  учета затрат и результатов по системе «директ-костинг»…………………………………………………………………………..28
2.2 «Директ-костинг» и ценовая политика предприятия ОАО «Московская кондитерская фабрика «Красный Октябрь»…………………………………...36
2.3 Калькулирование  себестоимости в отечественном  учете по системе «директ-костинг» и целесообразность её применения на примере предприятия ОАО «Московская Кондитерская фабрика Красный Октябрь»
…………………………………………………………………………………...  46
Заключение…………………………………………………………………….... 49
Список литературы………………………………………………………………50
 


Введение 

     Отечественная система бухгалтерского учета затрат на производство отвечала требованиям  централизованно управляемой экономики: она обеспечивала получение информации обо всех фактически понесенных в  производственном процессе затратах; калькулировании полной себестоимости  продукции, работ или услуг в  основном для целей государственного централизованного ценообразования.
     Система получения информации о себестоимости  была налажена в организациях достаточно хорошо. Другое дело, что большая часть ее не была востребована, так как не было стимула для снижения затрат на производство, а значит, и управления процессом формирования себестоимости в организации. Необходимость составления точных, достоверных калькуляций была обусловлена системой государственного централизованного ценообразования.
     В настоящее время с развитием рыночных отношений увеличивается самостоятельность организаций, в том числе и в вопросах установления цен на свою продукцию с учетом складывающихся на рынке спроса и предложения, что является одной из характеристик этих отношений, в результате чего изменяются задачи, стоящие перед бухгалтерским учетом и его подсистемой - калькулированием. В этих условиях актуальна следующая задача калькулирования - не просто обеспечить фактическую себестоимость изделия, а рассчитать такую себестоимость, которая в сегодняшних условиях работы предприятия на рынке могла бы обеспечить ему определенную прибыль.
       Одним из альтернативных традиционному отечественному подходу к калькулированию полной себестоимости является подход, когда в разрезе объектов калькулирования планируются и учитываются неполная, ограниченная себестоимость. Эта себестоимость может включать в себя только прямые затраты, только переменные, зависящие от изменения объемов производства; она может калькулироваться на основе только производственных расходов, то есть расходов, связанных с изготовлением данной продукции выполнением работ или оказанием услуг, даже если они косвенные. Но, несмотря на различную полноту включения в себестоимость объекта калькулирования различных видов расходов, общим для этого подхода является то, что другие виды затрат, которые также по своей экономической сущности составляет часть текущих издержек, не включаются в калькуляцию, а возмещаются общей суммой из выручки (валовой прибыли). В этом основная отличительная особенность системы учета неполной себестоимости - система «директ-костинг».
          Актуальность темы курсовой работы заключается в том, что для принятия оптимальных управленческих и финансовых решений необходимо знать свои затраты и в первую очередь разбираться в информации о производственных расходах. Анализ издержек помогает выяснить их эффективность, установить, не будут ли они чрезмерными, проверить качественные показатели работы, правильно установить цены, регулировать и контролировать расходы, планировать уровень прибыли и рентабельности производства.
     Особая  значимость работы определила цель, которая  состоит в раскрытии преимуществ  и недостатков системы учета  «директ-костинг».
     Целевая направленность работы обусловила постановку следующих задач:
    Раскрытие роли и значения затрат в системе «директ-костинг».
    Рассмотрение калькулирования себестоимости в отечественном учете по системе «директ-костинг» и целесообразность её применения.
    Обоснование преимуществ и недостатков системы «директ-костинг».
     Методологией  исследования явились национальные российские стандарты по бухгалтерскому учету, в частности специальная  литература, а также материалы  периодической печати по теме исследования. 
      Теоретические основы системы «директ-костинг» как элемент управленческого учета.
     1.1 Исторические предпосылки возникновения  системы учета «директ-костинг».
     В условиях развивающихся рыночных отношений  эффективное управление производственной деятельностью организации все более зависит от уровня его информационного обеспечения. Существующая в настоящее время отечественная система бухгалтерского учета во многом еще остается учетом директивной экономики и выполняет функции расчета налогооблагаемой базы. До сих пор на наших организациях применяется затратный метод бухгалтерского учета, предусматривающий учет и исчисление полной фактической себестоимости единицы продукции (работ, услуг). Однако весь мировой опыт свидетельствует об эффективности использования маржинального метода бухгалтерского учета - системы учета «директ-костинг», в основе которой лежит исчисление сокращенной себестоимости продукции и определение маржинального дохода.
     Экономисты  затрудняются утверждать, кто из ученых стоял у истоков теоретического обоснования классификации затрат на прямые и косвенные, основные и накладные, постоянные и переменные, производственные и периодические. В 1781 году Т.Е. Клипштейн в своей книге "Учение об альтернативах в учете" на примере металлургического производства показал, как прямые затраты нужно относить на отдельные фазы (переделы): добывающее производство; угольное; переработка шлаков; плавка; кузнечное производство. Накладные расходы, по его мнению, следовало списать прямо на счет результатов за период.
     В 1899 году в статье "Бухгалтерия  и калькуляция в фабричном  деле", опубликованной в газете "Немецкая металлургия", немецкий ученый О. Шмаленбах провел различия между прямыми затратами покупателя и косвенными затратами . Кроме того, в данной статье были упомянуты такие понятия, как "первичные накладные расходы", "вторичные накладные расходы", "постоянные затраты", "переменные затраты", "прогрессивные затраты" и "дегрессивные затраты". О. Шмаленбах уже тогда считал теоретически правильным относить на конкретных покупателей только первичные накладные расходы, а вторичные — покрывать за счет валовой прибыли. Идея же организации учета сумм покрытия впервые им была обнародована в его работе "Основы учета себестоимости и политика цен", изданной в 1902 году.
     На  необходимость четкого разграничения  затрат между постоянными и переменными  их частями указывал также в 1903 году Г. Гесс. По этому поводу он писал: "К  постоянным затратам я отношу все  те статьи, которые предусматривают  подготовку предприятия, к общим переменным затратам - все оставшиеся элементы".
     Приведенные примеры теоретического и практического  приложения идеи разграничения затрат на постоянные и переменные не имели под собой еще основания - их зависимости от объема производства. Такую зависимость впервые обосновал Дж. Кларк. В 1923 году он предложил подразделять валовые издержки производства, в зависимости от объема производства, на постоянные и переменные. К постоянным, по его мнению, следовало относить: амортизацию основного капитала; расходы на содержание административного и технического персонала; поддержание оборудования в надлежащем состоянии; содержание сбытовой сети; сумму обычной прибыли на задействованный капитал. К переменным же затратам, согласно Дж. Кларку, следовало относить стоимость сырья, материалов, электроэнергии, рабочей силы, эксплуатации оборудования и др., изменяющихся в зависимости от величины объема производства.
     В 1936 году, развивая эти идеи, американский экономист Джонатан Гаррисон создал учение - «директ-костинг», согласно которому в составе себестоимости необходимо учитывать только прямые расходы. Основные идеи этой системы были опубликованы им в январе 1936 года в бюллетене Национальной ассоциации промышленного учета. Вначале эта концепция не получила широкого признания, ее критиковали сторонники полной себестоимости. Они утверждали, что полная себестоимость необходима для акционеров, вкладчиков капитала и даже для управляющих. И только в последующем «директ-костинг» стал преобладающим методом учета затрат.
     Появление системы «директ-костинг» имело и чисто бухгалтерскую причину. Счетные работники в то время пришли к выводу, что все затраты следует разделить на относящиеся к данному отчетному периоду (реализуемые в нем) и связанные с выработкой продукции (они относятся к тем отчетным периодам, когда произойдет реализация продукции). Первые получили название постоянных, вторые - переменных. Если этот подход правилен, то, естественно, в состав себестоимости можно и нужно включать только прямые затраты. Основным возражением против сказанного являлось то, что в этом случае оценка незавершенного производства в балансе оказывается заниженной, а расходы каждого отчетного периода - завышенными.
     В 30-е годы ХХ века исследования в области  системы «директ-костинг» также провели Вальтер Раутенштраух, Джон Х. Уильямс, Чарльз М. Кноппель. Ими были разработаны графики промежуточного бюджета и критического объема производства. С помощью этого графика можно было проследить связь между показателями объема, себестоимости и прибыли.
     Значительный  вклад в развитие идеи «директ-костинг» внес К. Румель, издав книгу "Единая система учета затрат на основе пропорциональности затрат и производственных величин". В ней содержится практическое руководство по использованию учета затрат как информационного инструмента, действующего по принципам «директ-костинга». Он же ввел понятие "учет затрат по блокам". По его мнению, если блок постоянных затрат противопоставить блоку пропорциональных затрат и отнести на изделия только пропорциональные затраты, а не эксплуатационные расходы, то такую систему следует называть "учетом затрат по блокам". Сущность идеи К. Румеля состоит в разделении затрат, пропорциональных объему, и затрат, пропорциональных длительности календарного периода. При этом затраты, пропорциональные объему, относятся прямо на носители затрат, в то время как затраты, пропорциональные длительности периода, собираются как нераспределенные в одном блоке.
     Значительное  развитие система «директ-костинг» получила после второй мировой войны. Усиление контроля за производственными затратами стало стимулировать дальнейшие исследования в области себестоимости. При этом широкое распространение получили расчеты, связанные с нахождением точки критического объема производства. В результате этого в начале 50-х годов в США ряд компаний стали возвращаться к учету только прямых затрат, но теперь к ним, кроме материалов и заработной платы рабочих, стали относить еще и переменные накладные расходы.
     Фактическое внедрение системы «директ-костинг» в США относится к 1953 году, когда Национальная ассоциация бухгалтеров-калькуляторов в своем отчете опубликовала описание этой системы. В 1961 году ею был опубликован второй отчет, где исследованию подверглись 50 крупных фирм, применяющих данную систему.
     В настоящее время система «директ-костинг» широко распространена во всех экономически развитых странах. В Германии и Австрии данный метод получил наименование "учет частичных затрат" или "учет суммы покрытия", в Великобритании его называют "учетом маржинальных затрат", во Франции - "маржинальная бухгалтерия" или "маржинальный учет".
     При описании этой системы в отечественной  литературе по бухгалтерскому учету  часто встречается термин "учет ограниченной, неполной или сокращенной  себестоимости". Приемлемым названием  для озвучивания этой системы  у нас в стране является термин: "маржинальный метод бухгалтерского учета". Это связано с тем, что  основным показателем при системе  «директ-костинг» является маржинальный доход. С его помощью определяется порог рентабельности производства, устанавливается цена безубыточной реализации продукции, строится ассортиментная политика предприятия и т.д. В этих условиях термин "маржинальный метод" для отечественных специалистов становится более понятным и значимым, чем «директ-костинг». Кроме того, как уже отмечалось, в Великобритании и Франции для характеристики данной системы также основной упор делается именно на маржинальную направленность.
     Невзирая  на то, что бухгалтерские стандарты  не разрешают в полном объеме использовать систему «директ-костинг» для составления внешней отчетности и расчета налогов, данный метод в настоящее время находит все более широкое применение в отечественной бухгалтерской практике. Он применяется во внутреннем учете для проведения технико-экономического анализа и обоснования для принятия как перспективных, так и оперативных управленческих решений в области безубыточности производства, ценообразования и т.д. 

       Роль и значение затрат в системе «директ-костинг».
      
     Система учета «директ-костинг» требует четкой детальной классификации затрат для контроля за их поведением в процессе функционирования организации.
     Все затраты, образующие себестоимость  продукции (работ, услуг), не одинаковы  не только по своему составу, но и по значению в изготовлении продукта, выполнении работ и услуг. Одни затраты - непосредственно связаны с изготовлением и выпуском продукции (затраты сырья, материалов, оплата труда рабочих и др.), другие - с управлением и обслуживанием производства (расходы на содержание аппарата управления, на обеспечение производственного процесса необходимыми ресурсами, на содержание основных средств в рабочем состоянии и т.д.), а третьи, не имея непосредственного отношения к производству, все-таки по действующему законодательству включаются в издержки производства (отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы, социальные нужды населения и др.). Кроме того, часть затрат прямо включается в себестоимость конкретных видов готовых изделий, а другая часть, в связи с производством нескольких видов продукции - косвенно.
     В системе учета «директ-костинг» поведение затрат, в первую очередь, зависит от того, какую управленческую задачу необходимо решить. Решению каждой задачи должен соответствовать свой классификационный признак.
     По  экономическому содержанию затраты целесообразно группировать в разрезе экономических элементов и статей калькуляции.
     Экономическим элементом принято называть первичный, однородный вид затрат на производство и реализацию продукции, который на уровне предприятия невозможно разложить на составные части. Для всех организаций установлен следующий единый перечень экономически однородных элементов затрат, включаемых в себестоимость продукции:
     - материальные затраты;
     - затраты на оплату труда;
     - отчисления на социальные нужды;
     - амортизация;
     - прочие затраты.
     Поэлементная  группировка затрат показывает, сколько  произведено тех или иных видов затрат в целом по организации за определенный период времени независимо от того, где они возникли и на производство какого конкретного изделия они использованы.
     К сожалению, классификация затрат по экономическим элементам не позволяет  исчислять себестоимость отдельных  видов продукции, установить объем  затрат конкретных структурных подразделений  организации. В этих целях используют классификацию затрат по статьям калькуляции.
     Калькуляционной статьей принято называть определенный вид затрат, образующий себестоимость  как отдельных видов, так и  всей продукции в целом.
     Группировка затрат по калькуляционным статьям позволяет определять назначение расходов и их роль, организовать контроль над ними, выявлять качественные показатели хозяйственной деятельности как организации в целом, так и отдельных ее подразделений, устанавливать, по каким направлениям необходимо вести поиск путей снижения издержек производства. На основании этой группировки строится аналитический учет затрат на производство, составляется плановая и фактическая калькуляция себестоимости отдельных видов продукции.
     В общем виде номенклатура статей калькуляции для производственных организаций при применении системы учета «директ-костинг» может выглядеть следующим образом:
     "Сырье и материалы;
     "Возвратные  отходы (вычитаются)";
     "Покупные изделия, полуфабрикаты и услуги производственного характера сторонних организаций ";
     "Топливо  и энергия на технологические  цели";
     "Заработная  плата производственных рабочих";
     "Отчисления  на социальные нужды";
     "Расходы  на подготовку и освоение производства";
      "Общепроизводственные расходы";
     "Потери  от брака";
     "Прочие  производственные расходы";
     "Итого  производственная себестоимость".
     По  местам возникновения затраты следует группировать и учитывать в разрезе производств, цехов, участков, отделов, бригад и других структурных подразделений организации, т.е. центров затрат. Такая группировка затрат необходима для организации учета по центрам ответственности и определения производственной себестоимости продукции (работ, услуг). Это позволяет оперативно контролировать затраты и результаты на разных уровнях и оценивать деятельность каждого подразделения и ответственного менеджера.
     Предыдущая  классификация затрат наилучшим  образом проявляет себя в зависимости  от сферы их возникновения и функциональной деятельности организации. По данному признаку затраты необходимо подразделять на снабженческо-заготовительные, производственные, сбытовые и организационно-управленческие.
     Такая группировка затрат способствует укреплению внутрихозяйственного расчета и  усилению взаимосвязи и взаимозависимости  между центрами ответственности, обеспечивает более точное предоставление информации о произведенных затратах, помогает менеджерам принимать совместные обоснованные решения о виде, составе, цене, путях  сбыта продукции и способствует повышению эффективности производственно-коммерческой деятельности организации.
     По  способу включения в себестоимость продукции затраты организации в системе учета «директ-костинг» подразделяются на прямые и косвенные.
     Прямыми являются расходы по производству конкретного вида продукции. Поэтому они могут быть отнесены на конкретные объекты калькуляции в момент их совершения или начисления прямо на основании данных первичных документов. К ним относятся: затраты сырья, материалов, заработная плата производственных рабочих и др. Они учитываются по дебету счета 20 "Основное производство", и их можно отнести непосредственно на себестоимость определенного конкретного изделия.
     Косвенные же расходы связаны с выпуском нескольких видов продукции. Такие расходы сначала собираются на соответствующих собирательно-распределительных счетах, а затем распределяются между отдельными изделиями согласно выбранной организацией методике (базе) их распределения (заработной плате производственных рабочих, количеству часов отработанного времени и т.п.).
     Деление затрат на прямые затраты и косвенные  имеет условный характер. Так, в добывающих производствах, где, как правило, добывается один вид продукции, расходы прямые. В комплексных производствах, в  которых из одних и тех же видов  сырья и материалов изготавливаются  несколько видов изделий, основные затраты являются косвенными. Расширение удельного веса прямых затрат способствует более точному определению себестоимости  продукции.
     По  роли, выполняемой в технологическом процессе изготовления продукции, и целевому назначению затраты организации необходимо подразделять на основные и накладные. Данное деление затрат необходимо для планирования, учета, анализа, контроля и регулирования производственной деятельности как организации в целом, так и отдельных подразделений.
     К основным расходам относятся все виды ресурсов, потребление которых связано с выпуском продукции или оказанием услуг, т.е. это затраты, непосредственно связанные с технологическим процессом изготовления продукции. К ним относятся: стоимость сырья, материалов и полуфабрикатов; стоимость топлива и энергии, израсходованных на технологические цели; расходы на оплату труда производственных рабочих и отчисления на социальные нужды; расходы по эксплуатации производственных машин и оборудования и т.д.
     Накладные расходы образуются в связи с организацией, обслуживанием производства, реализацией продукции и управлением. Они состоят из комплексных общехозяйственных расходов и расходов на продажу.
     Основные  затраты чаще всего выступают  в виде прямых затрат, а накладные — косвенных, но они не являются тождественными.
     Группировка затрат на основные и накладные необходима при организации учета по системе  «директ-костинг». Кроме того, одни и те же затраты, в зависимости от их роли в процессе изготовления продукции, могут выступать в качестве основных, а по способу включения в себестоимость отдельных видов изделий в условиях одновременного производства из одного исходного материала нескольких видов изделий — в качестве косвенных.
     В зарубежной литературе основные затраты называются затратами на продукт (product cost), а накладные - затратами периода (period cost) . Такое разделение затрат основано на том, что в себестоимость продукции должны включаться только производственные затраты. Они, как необходимые, формируют производственную себестоимость изделий и используются для расчета себестоимости единицы продукции. Затраты периода не являются необходимыми для производства продукции и не учитываются при определении себестоимости единицы продукции. Они используются для обеспечения процесса реализации продукции и функционирования организации как хозяйственной единицы и непосредственно списываются на уменьшение прибыли от реализации продукции.
     Такая группировка затрат редко встречается  в практике отечественного бухгалтерского учета. Между тем, она давно и  широко применяется в странах  с развитой рыночной экономикой, т.к. получаемая учетная информация более  адекватно отражает процесс рыночного  ценообразования и позволяет  всесторонне анализировать и  планировать соотношения объемов  производства, цен и себестоимости  продукции.
     Производственные  затраты включают в себя:
     - прямые материальные затраты;
     - прямые расходы по оплате труда с отчислениями на социальные нужды;
     - потери от брака;
     - производственные накладные расходы.
     Периодические расходы подразделяются на коммерческие, общие и административные расходы. К ним относится существенная часть общей массы расходов на управление, обслуживание производства, сбыт продукции, которая, как считают менеджеры, зависит не от объема производства и продаж, а от организации производственно-коммерческой деятельности, деловой политики администрации, продолжительности отчетного периода, структуры предприятия и других факторов.
     Важное  значение в системе учета «директ-костинг» имеет группировка затрат по отношению к объему производства. По данному признаку затраты подразделяются на переменные и постоянные.
     Переменными называются затраты, величина которых  изменяется вместе с изменением объема производства, т.е. зависят от деловой  активности организации. Переменный характер могут иметь как производственные, так и непроизводственные затраты. К производственным затратам относят прямые материальные затраты, прямые затраты на оплату труда, затраты на вспомогательные материалы и покупные полуфабрикаты.
     К непроизводственным переменным затратам можно отнести расходы на упаковку готовой продукции, для отгрузки ее потребителю, транспортные расходы, не возмещаемые покупателем, комиссионное вознаграждение посреднику за продажу  товара, которое напрямую зависит  от объема продажи.
     К постоянным относят затраты, величина которых в абсолютной сумме в течение отчетного периода практически не изменяется или слабо изменяется при изменении объема производства. К ним относятся расходы на рекламу, арендная плата, амортизация основных средств и нематериальных активов и др.
     Разделение  затрат на постоянные и переменные имеет большое значение для планирования, учета и анализа себестоимости продукции. Постоянные расходы, оставаясь относительно неизменными по абсолютной величине, при росте производства становятся важным фактором снижения себестоимости продукции, так как их величина при этом уменьшается в расчете на единицу продукции. Переменные же расходы возрастают в прямой зависимости от роста производства продукции, но рассчитанные на единицу продукции, представляют собой постоянную величину. Экономия по этим расходам может быть достигнута за счет осуществления организационно-технических мероприятий, обеспечивающих снижение их в расчете на единицу выпускаемой продукции. Кроме того, данную группировку затрат можно использовать при анализе и прогнозировании безубыточности производства и, в конечном счете, при выборе экономической политики организации. 

     
       Система  директ-костинг. Преимущества и  недостатки.
 
     «Директ-костинг» это система управленческого учета, основанная на делении расходов на постоянные и переменные в зависимости от изменения объема производства. Выделим присущие ему особенности, положительные и отрицательные моменты.
       Главной особенностью системы «директ-костинг», основанной на классификации расходов на постоянные и переменные, является то, что себестоимость продукции учитывается и планируется только в части переменных затрат. Постоянные расходы собирают на отдельном счете и с заданной периодичностью списывают непосредственно на дебет счета финансовых результатов.
     Постоянные  расходы не включают в расчет себестоимости  изделий, а как расходы данного  периода списывают с полученной прибыли в течение того периода, в котором они были произведены.
     По  переменным расходам оцениваются также  остатки готовой продукции на складах на начало и конец года и незавершенное производство.
     При системе «директ-костинг» схема построения отчетов о доходах и расходах многоступенчатая (Таблица 1). В них содержатся по крайней мере два финансовых показателя: маржинальный доход и прибыль. 
 

     Таблица 1
     Многоступенчатый отчет о доходах и расходах
№ п/п Наименование  показателей Значение
1 Выручка от реализации продукции (В)           
В  = 2000
2 Переменные  затраты (ПЗ)    ПЗ  = 1200
3 Маржинальный  доход (МД) МД = В – ПЗ = 800
4 Постоянные  расходы (ПР) ПР  =400
5 Прибыль (П)  
П = МД – ПР = 400
 
     Отчет о доходах и расходах не обязательно  должен быть двухступенчатым. Если переменные затраты подразделять на производственные и непроизводственные, то данный отчет  о доходах будет трехступенчатым. В этом случае на первом этапе определяется производственный маржинальный доход  как разность между объемом реализованной  продукции и переменными производственными  затратами. На втором этапе как разность между производственными маржинальными  и внепроизводственными переменными  затратами определяется маржинальный доход в целом по организации, на третьем этапе – прибыль  путем вычитания из общей суммы  маржинального дохода суммы постоянных расходов.
     Важной  особенностью «директ-костинга» является то, что благодаря ему можно изучать взаимосвязи и взаимозависимости между объемом производства, затратами (себестоимостью) и прибылью. Наглядно это изображено при помощи графика (Рисунок 1).
     Три главные линии показывают зависимость  переменных затрат, постоянных затрат и выручки от объема производства.
     Точка К называется точкой критического объема производства (точка рентабельности): объем производства, при котором  величина выручки от реализации продукции  равна ее полной себестоимости.
     Рисунок 1.
     Взаимосвязь между объемом производства, затратами  и прибылью. 

      Затраты, доход
                                            К      прибыль
                                  переменные   выручка от реализации
                                      полная с/с
                 убыток
                                                                 
                                    
                                                  Объем продукции                 
          

      
     Этот  график и многочисленные его модификации  используются при анализе и принятии управленческих решении.
     Из  определения точки критического объема производства (К) выводится формула:
     К = Зпост / МД изд,                    
     где Зпост - величина условно-постоянных затрат в составе текущих издержек производства отчетного периода;
     МД  изд – величина маржинального  дохода на единицу продукции (разница  между ценой реализации изделия  и величиной его себестоимости, исчисленной по условно-переменным расходам).
     Для обеспечения этих аналитических  расчетов необходимо вести раздельный учет переменных и постоянных расходов с подсчетом маржинального дохода по изделиям.
     Система «директ-костинг» заостряет внимание руководства организации на изменении маржинального дохода по организации в целом и по различным изделиям. Она позволяет учитывать изделия с большой рентабельностью, чтобы переходить в основном на их выпуск, так как разница между продажной ценой и суммой переменных расходов не затушевывается в результате списания постоянных косвенных расходов на себестоимость конкретных изделий.
     За  счет сокращения статей себестоимости  упрощается ее нормирование, учет, контроль и к тому же улучшается учет и  контроль условно-постоянных, накладных  расходов, поскольку их сумма за данный конкретный период показывается в отчете о доходах отдельной  строкой, что наглядно демонстрирует  их влияние на величину прибыли организации.
     Основное  достоинство системы «директ-костинг» в том, что на основе информации, получаемой в ней, можно принимать различные оперативные решения по управлению организацией. В первую очередь это касается возможностей проводить эффективную политику цен.
     С учетом по системе «директ-костинг» также связана возможность проведения демпинговой политики, расчета и выбора различных комбинаций цены на товар и объемов его реализации.
     Имея  учетные данные об ограниченной себестоимости  и маржинальном доходе по изделиям, можно решать такие управленческие задачи, как оптимизация ассортимента выпускаемой продукции, целесообразность принятия дополнительного заказа по ценам ниже обычного, производство комплектующих внутри предприятия  или наоборот закупка их на стороне, определение оптимального размера  партии или серии продукции, выбор  и замена оборудования и другие.
     Еще одно важное достоинство системы «директ-костинг» - это то, что ограничение себестоимости продукции лишь переменными расходами позволяет упростить нормирование, планирование, учет и контроль резко уменьшившегося числа статей затрат: себестоимость становится более “обозримой”, а отдельные затраты - лучше контролируемы. Так как чем больше контролируемых объектов, тем сильнее рассеивается внимание между ними, тем слабее становится контроль.
     Организация управленческого учета по системе «директ-костинг» связана с рядом проблем, которые вытекают из особенностей, присущих этой системе:
     - возникают трудности при разделении  расходов на постоянные и переменные, поскольку чисто постоянных или чисто переменных расходов не так уж много;
     - противники  системы «директ-костинга» считают, что постоянные расходы также участвуют в производстве данного продукта и, следовательно, должны быть включены в его себестоимость. «Директ-костинг» не дает ответа на вопрос, сколько стоит произведенный продукт, какова его полная себестоимость. Поэтому требуется дополнительное распределение условно-постоянных расходов, когда необходимо знать полную себестоимость готовой продукции или незавершенного производства;
     - ведение учета себестоимости  по сокращенной номенклатуре  статей не отвечает требованиям нашего учета, одной из главных задач которого до последнего времени являлось составление точных калькуляций;
     - необходимо в ценах, устанавливаемых  на продукцию организации 
     обеспечивать  покрытие всех издержек организации.
     - значительное искажение общей суммы прибыли за текущий период, поскольку остатки незавершенного производства оцениваются в разрезе лишь переменных производственных расходов;
     - несоответствие (вследствие той  же причины) размера действительной себестоимости выпущенной продукции с показателем "сокращенной" себестоимости, исчисленной по статьям переменных затрат, что резко снижает достоверность учета;
     - несовпадение результатов финансового  учета (и финансовых отчетов) с результатами управленческого учета, вследствие чего снижается доверие контролирующих органов - финансового, налогового управления и других к руководству фирмы, а это ведет к негативным последствиям;
     - нерешённость проблемы распределения  постоянных (косвенных) расходов, которые  также участвуют в процессе  производства продукции, а значит, должны быть включены в себестоимость;
     - сложность в определении номенклатуры  элементов калькулирования или деления расходов на переменные и постоянные.
     При системе «директ-костинг» не определяются полные затраты на изготовление продукции. Поэтому эта система не отвечает одной из основных целей отечественного бухгалтерского учета - составлению точных калькуляций. Однако следует иметь в виду, что не существует такой системы калькулирования затрат, которая позволила бы определить себестоимость единицы продукции со стопроцентной точностью. Любое косвенное отнесение затрат на изделие, как бы хорошо оно не было обосновано, искажает фактическую себестоимость, снижает точность калькулирования. С этой точки зрения самой точной является калькуляция по переменным (прямым) расходам, которая получается при калькулировании по системе «директ-костинг». В этом случае в калькуляцию включаются расходы, непосредственно связанные с изготовлением данного изделия. Поэтому критерием точности исчисления себестоимости изделия следует считать не полноту включения затрат в себестоимость, а способ отнесения на то или иное изделие.
     Пример 1. В связи с введением позаказного  метода учета затрат и разделением затрат на производственные (счет 20 «Основное производство») и периодические (счет 26 «Общехозяйственные расходы») у издательств возникает возможность воспользоваться правом прямого отнесения общехозяйственных затрат на реализованную продукцию, т.е. на счет 90 «Продажи», минуя косвенное их распределение на счете 20 «Основное производство» по заказам. В этом случае на счете 20 «Основное производство» числятся только прямые затраты на производство издания (гонорар с отчислениями, полиграфические услуги и бумага), величина которых прямо зависит от тиража издания. При увеличении тиража они изменяются прямо пропорционально (при условии выплаты гонорара потиражно — пропорционально тиражу издания) (Рисунок 2).
     Учтенные  на счете 20 «Основное производство» суммарные прямые (переменные) затраты, отнесенные к тиражу издания, дадут себестоимость одного экземпляра издания.
     Рисунок 2.
     Рост  прямых (переменных) затрат в зависимости  от тиража.
     
     Рисунок 3.
     Переменные  затраты на один экземпляр издания.
     
     Эта себестоимость ограничивает снизу  цену реализации, так как любая  продажа по цене ниже себестоимости, рассчитанной по переменным затратам, дает издательству убыток (отрицательный маржинальный доход) (Рисунок 3).
     Периодические затраты, не связанные напрямую с  издательским процессом (затраты будут существовать и без наличия производственного процесса), учтенные на счете 26 «Общехозяйственные расходы» (затраты на заработную плату работников издательства, арендные платежи, почтово-телеграфные и телефонные затраты и т.д.), образуют постоянные затраты, т.е. затраты, не связанные с тиражом издания (Рисунок 4).
     Постоянные  затраты показывают минимальный  уровень суммы маржинального дохода, который необходим издательству для безубыточной работы. Если сумма маржинального дохода (разница между ценой реализации и себестоимостью по переменным затратам, умноженная на количество реализованных экземпляров) меньше суммы постоянных затрат издательства, то финансовый результат от выпуска продукции - убытки, если больше - прибыль.
     Рисунок 4.
     Зависимость постоянных затрат от тиража издания.
     
     Если  поделить общую сумму постоянных затрат на количество реализованных экземпляров, то получим долю постоянных затрат в общей фактической себестоимости одного экземпляра издания.
     Рисунок 5.
     Зависимость удельных затрат от тиража издания
       

     Как видно из (рисунка 5), зависимость постоянных затрат на один экземпляр обратно пропорциональна тиражу издания. Сложив себестоимость одного экземпляра по переменным и по постоянным затратам, можно получить фактическую себестоимость реализованной продукции. По экономическому смыслу - это минимальная цена реализации, необходимая для безубыточной работы издательства.
     На  практике, поскольку часть тиража реализуется по подписке, к этой сумме добавляется сумма коммерческих расходов на экспедирование, пересылку и распространение подписных экземпляров. Они также являются переменными расходами, так как зависят от тарифов на обработку одного подписного экземпляра.
     Рисунок 6.
     Зависимость себестоимости подписных экземпляров  от тиража. 

     
          Таким образом, фактическая себестоимость одного подписного экземпляра отличается от фактической себестоимости экземпляров, реализуемых в розницу, на сумму коммерческих расходов. Поделив сумму коммерческих расходов на количество подписанных номеров, получают себестоимость одного экземпляра по коммерческим расходам и, сложив полученную величину с суммой фактической себестоимости, определяют полную себестоимость подписных экземпляров (Рисунок 6).
     Сумма прямых и коммерческих затрат дает минимальную цену реализации издания по подписке («нижнюю границу цены»), а добавив к ней постоянную составляющую, можно выйти на полную фактическую себестоимость издания по подписке, гарантирующую безубыточную работу издательства.
     В связи с тем что у большинства  периодических изданий часть  продукции распространяется по подписке, можно построить график поступления выручки от выпущенной продукции и сравнить его с затратами по периодам. Это позволит спрогнозировать финансовые результаты деятельности издательства на отчетный период. Кроме того, по запланированной выручке от реализации можно спрогнозировать денежные потоки издательства и определить обеспеченность издательства оборотными активами.
     Таким образом, использование метода «директ-костинг» в издательской деятельности позволяет иметь информацию о прямых переменных затратах на единицу издания, о коммерческих переменных затратах на единицу издания и об общей сумме постоянных затрат. Полученная информация даст возможность определить:
     - минимальную цену реализации розничной продукции;
     - минимальную цену реализации продукции по подписке;
     - минимальную цену для безубыточной работы
     - точку безубыточности по тиражу
     - финансовые показатели деятельности издательства и т.д. 

     II. Применение системы «директ-костинг». 

     2.1 Организация учета затрат и результатов по системе
     «директ-костинг». 

     Систему учета «директ-костинг» организация имеет возможность организовать в соответствии с выбранной учетной политикой.
     Этот вариант учета затрат на производство предусматривает разделение затрат на условно-переменные и условно-постоянные, подсчет сокращенной (частичной) производственной себестоимости и списание условно-постоянных затрат на уменьшение доходов в том отчетном периоде, в котором они возникли.
     Общий подход к организации данного  варианта учета заключается в  следующем. Как отмечалось, условно-переменные расходы связаны непосредственно с производственным процессом и находятся в прямой зависимости от объемов выпускаемой продукции. В общем виде они включают прямые материальные затраты (сырье, материалы, топливо и энергию на технологические цели, работы и услуги сторонних организаций и т. п.), прямые трудовые расходы (оплата труда, обязательные отчисления на социальное страхование и обеспечение), производственные косвенные расходы. Последний вид расходов можно с некоторой долей условности сравнить с общепроизводственными расходами, которые обычно относятся на счет 25 "Общепроизводственные расходы".
     К счету 25 создаются два субсчета:
     25-1 «Общепроизводственные переменные расходы» и 25-2 «Общепроизводственные постоянные расходы». Оборот счета 25-1 в конце отчетного периода, распределяясь по носителям затрат, списывается на счет 20 «Основное производство». Счет 25-2 закрывается счетом 90 «Продажи».
     В отличие от условно-переменных, условно-постоянные расходы не зависят от объемов  производства. Они представляют собой  совокупность расходов на управление, хозяйственное обслуживание производства, сбыт продукции. За редким исключением  к условно-постоянным расходам можно  отнести те затраты, которые при  традиционном варианте учета затрат на производство регистрируются по дебету счета 26 "Общехозяйственные расходы".
     Прямые  условно-переменные расходы собираются в бухгалтерском учете на счетах 20 "Основное производство" и 23 "Вспомогательные  производства". Косвенные условно-переменные расходы предварительно накапливаются  на счете 25 "Общепроизводственные расходы", а затем ежемесячно переносятся  на счета 20 "Основное производство" и 23 "Вспомогательные производства". Условно-постоянные расходы в части общих управленческих и хозяйственных затрат отражаются на счете 26 "Общехозяйственные расходы", а в части сбытовых расходов — на счете 44 "Расходы на продажу". В организациях, имеющих незначительный объем сбытовых расходов, могут оказаться целесообразными отказ от использования счета 44 "Расходы на продажу" и организация учета этих затрат на счете 26 "Общехозяйственные расходы".
     Суммы фактической себестоимости продукции, законченной производством и  переданной на склад, относятся со счета 20 "Основное производство" в дебет  счета 43 "Готовая продукция" или 90 "Продажи".
     Условно-постоянные расходы, собранные на счетах 26 "Общехозяйственные  расходы" и 44 "Расходы на продажу", в конце каждого отчетного  периода полностью списываются  на результаты продажи продукции (работ, услуг) за данный период: по дебету счета 90 "Продажи" и кредиту счетов 26 "Общехозяйственные расходы" и 44 "Расходы на продажу".
     Схема учетных записей при калькулировании  неполной себестоимости по системе «директ-костинг» проиллюстрирована на рисунке 7. Необходимо обратить внимание на то, что остатки незавершенного производства и готовой продукции, т.е. запасы, оцениваются в этом случае по неполной (переменной) себестоимости. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

         Рисунок 7.
         Схема учетных записей при калькулировании  неполной себестоимости по системе «директ-костинг» 

         Счет 20 «Основное производство»  Счет 43 «Готовая продукция»
            Счет 23 «Вспомогательное производство» Счет 40 «Выпуск продукции (работ, услуг) 

      Сальдо  – незавершенное 
      производство  по неполной
      (переменной) себестоимости
      на  начало периода
Счета
10,16,70,69         Прямые затраты Счет 90 «Продажи»
 

   Счет 25-1 «Общепроизводственные Неполная  (переменная)
             переменные расходы» себестоимость
                                                                      Неполная (переменная)                               проданной продукции
                             себестоимость готовой  продукции
      

  

10,16,70,69,68, Выручка
12,02 и др.
 


                                                                                                                                                                                                 Маржиральный
      доход
      Сальдо  – незавершенное производство Сальдо – готовая продукция на
            по неполной (переменной) складе по неполной (переменной)
      себестоимости на конец отчетного себестоимости
      периода 

Счет 25-2 «Общепроизводственные
Постоянные расходы»
Счет 26 «Общехозяйственные
расходы» 
 
 

      В конце отчетного периода постоянные расходы списываются
 на себестоимость  реализованной продукции
      Сальдо -
      прибыль
      предприятия 

     Маржинальный  доход – это разница между  выручкой от продажи продукции и  ее неполной себестоимостью, рассчитанной по переменным расходам. В состав маржинального  дохода входят прибыль и постоянные затраты организации. После вычитания  из маржинального дохода постоянных издержек формируется показатель операционной прибыли.  
 

     
      «Директ-костинг» и ценовая политика предприятия 
    ОАО «Московская кондитерская фабрика  «Красный Октябрь».
    2.2.1 Характеристика  предприятия, ассортимент. 

           В условиях рыночной экономики установление цены на производимую продукцию и оказываемые услуги имеет особое значение.
     Определение цены заключается в возможности  изучения положения на рынке в  целом и в предсказании реакции  потребителя на предлагаемый товар  и его цену. Устанавливая цену, в  первую очередь необходимо задумываться о том, будет ли спрос на продукцию  по предполагаемой цене. Если цена станет слишком высока и товар не будет  пользоваться спросом у покупателей, то продавец будет вынужден постепенно снижать ее до уровня, удовлетворяющего покупателей, с одновременным снижением  издержек по производству данного продукта (работы, услуги).
     Существует  несколько подходов к формированию цены в условиях рыночной экономики. Один подход - назначить такую цену, которая привлечет покупателей; другой -использовать цены конкурентов, чтобы установить для себя определенную границу цен; третий - использовать информацию о себестоимости продукции, с тем чтобы определить порог рентабельности, величину переменных затрат и маржинального дохода.
     В управленческом учете используют два  термина: "долгосрочный нижний предел цены" и "краткосрочный нижний предел цены".
     Долгосрочный  нижний предел цены показывает, какую минимальную цену можно установить, чтобы покрыть полные затраты организации на производство и реализацию продукции. Этот предел соответствует полной себестоимости продукции.
     Краткосрочный нижний предел цены - это та цена, которая способна покрыть лишь переменную часть издержек. Иными словами, это себестоимость, рассчитанная по переменным издержкам. Руководители российских организаций, как правило, недооценивают значение данного показателя.
     Очень часто бывают ситуации, когда при  недостаточной загруженности производственных мощностей привлечение дополнительных заказов оправданно, даже при цене, величина которой не покрывает всех издержек. Снижать цену на такие  заказы можно до ее краткосрочного нижнего предела.
       Московская кондитерская фабрика "Красный Октябрь" - одно из старейших предприятий кондитерской отрасли страны. В 1997 году фабрике исполнилось 130 лет. Фабрика "Красный Октябрь" является крупнейшим производителем кондитерских изделий в России.
     Фабрика специализируется на выпуске сахаристых кондитерских изделий. Ассортимент продукции насчитывает свыше 200 наименований.
     Годовой выпуск составляет около 60 тысяч тонн в том числе: карамели - 20 тыс.  т., конфет - 23 тыс. т., шоколада - 8 тыс. т., какао-порошка - 2 тыс. т., ириса - 7 тыс.т.
     Продукцию фабрики хорошо знают и любят  не только в нашей стране, но и  за рубежом.
     Ежегодно  на экспорт фабрика поставляет свыше 3000 тоны изделий.
     Фабрика "Красный Октябрь" является постоянным участником различных международных  и отечественных  выставок, ярмарок, конкурсов.
     За  широкий ассортимент и высокое  качество выпускаемой продукции  фабрика награждена медалями: золотыми - 7, серебреными - 4, бронзовыми - 4, а также  многими почетными дипломами  и грамотами.
     Фирменными  изделиями фабрики "Красный Октябрь" по праву называют карамель "Раковые  шейки", "Красный Октябрь", "Красный  мак", "Московские зори", конфеты "Суфле", "Мишка косолапый", "Трюфели", Сливочная помадка с цукатом", "Космические", шоколад "Золотой Ярлык", "Прима", "Слава", "Романс", наборы шоколадных конфет "Вдохновение", "Подмосковные вечера". Кроме того, предприятие выпускает широкий спектр продукции, разрешенной к употреблению во время Великого Поста. Это шоколадные изделия, карамель, какао, мармелад, цукаты морковные и др.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.