На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


контрольная работа Общество как социокультурная система, его признаки и черты

Информация:

Тип работы: контрольная работа. Добавлен: 05.12.2012. Сдан: 2011. Страниц: 26. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Содержание
Тема 13: Общество 
1. Общество как социокультурная система, его признаки и черты……………3 
2. Основные подходы к изучению общества……………………………………7 
3. Теории возникновения общества…………………………………………….21

Литература………………………….……………………………………………25 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    1. Общество как социокультурная система

    При социологическом анализе социального  взаимодействия как основы общественной жизни обычно обращают внимание на два важнейших аспекта:
    групповой характер общественной жизни;
    поведение людей в группах, которое регулируется, направляется 
    и упорядочивается определенной системой ценностей, норм, идей и правил.

    Эти два аспекта социальной жизнедеятельности  людей теснейшим образом взаимосвязаны, ибо социальное взаимодействие людей регулярно воспроизводит, как структуру социальных групп, так и систему ее ценностно-нормативных регуляторов.
    Отмеченные  два аспекта общественной жизни  в социологии принято обозначать двумя популярными понятиями - общество (социальная система) и культура (система культуры).
    Отметим наиболее общие моменты, которые  отличают общество (социальную систему) от культуры. В свое время, в конце 60-х годов, этот вопрос подробно обсуждался в работах отечественных социологов. Но затем складывающаяся плодотворная тенденция обсуждения методологических вопросов взаимоотношений культуры и общества в работах Э.С. Маркаряна, Э.В. Соколова, О.И. Генисаретского была официально запрещена партийными органами, усмотревшими в этой тенденции «тлетворное влияние буржуазной социологии».
    В работах указанных авторов, базирующихся на позитивных разработках западных социологов, различие между культурой и обществом, сводилось к тому, что:
    социум и культура являются двумя взаимосвязанными 
    подсистемами общественной жизни;

    особенность социальной системы выражает форму социальных 
    отношений между людьми, которая представлена различными социальными 
    группами и отношениями внутри и между группами.

    Под культурой предлагалось понимать содержательные аспекты человеческой деятельности, определяемые ценностями, идеалами, нормами и  т. д.
   Сходное толкование взаимоотношений понятий "общество" и "культура" имеется и в трудах ведущих западных социологов, которые, начиная с М. Вебера, подчеркивают важную роль ценностных стандартов в понимании общественного развития. Достаточно упомянуть ту роль, которую отводил Э. Дюркгейм «коллективным представлениям», или вспомнить, как М. Вебер объяснял развитие капитализма в Европе влиянием религиозно-этнических норм протестантизма. В современной западной социологии, начиная с 30-х годов, в трудах Т. Парсонса и его школы, а также в работах культур-антропологов А.Л. Кребера, К. Клакхона, Р. Линтона, Дж. Г. Мида и других было дано более строгое теоретическое и эмпирическое обоснование разделения понятий "обществ" и "культура", при этом подчеркивалась решающая роль культуры в плане как методологическом, познавательном, так и содержательном - в качестве решающего фактора эволюции и изменения общества.
    Особенность социологического подхода к пониманию  культуры заключается в том, что культура рассматривается как механизм регуляции поведения человека, социальных групп, функционирования и развития общества в целом.
    При самом общем социологическом  подходе к пониманию культуры обычно отмечаются три ее характеристики:
    культура представляет собой общеразделяемую систему 
    ценностей, символов и значений;

    культура - это то, что постигает человек в процессе своей 
    жизнедеятельности;

    культура - это все то, что транслируется от поколения к поколению.
   Таким образом, можно дать следующее определение: культура представляет собой систему социально приобретенных и транслируемых от поколения к поколению значимых символов, идей, ценностей, верований, традиций, норм и правил поведения, посредством которых люди организуют свою жизнедеятельность.
    Говоря о многообразии культурных форм и ценностей в современном мире, принимающих иногда форму конфликта, следует различать два уровня в системе культурных ценностей:
    фундаментальный уровень общеразделяемых ценностей, 
    принимаемых обществом в целом;

    уровень локальных ценностей (в западной социологии 
    обозначаемый термином «beliefs», переводимым обычно как верования или идеологии), служащий основой деятельности различных социальных групп и общностей, образующих субкультуры данного общества.

Признаки общества 
Признаки общества — это устойчивые черты, характеристики, которые позволяют отличать общество как целостное социальное образование от всех других (от социальной реальности, социальных отношений, институтов, общностей, культуры).
    Первый признак общества — территория, на которой происходит консолидация социальных связей.
  Многие общности нашли свою экологическую нишу для удовлетворения своих витальных потребностей, что придало жизнедеятельности индивидов неповторимые черты, обусловленные многообразием климатических условий и природным ландшафтом. С появлением государственных границ возникли дополнительные факторы, влияющие на локализацию социальных взаимодействий на определенных территориях.
  В современных условиях с развитием средств коммуникации социальные связи все активнее выходят за пределы территориально-государственных образований. Туризм, деловое сотрудничество, международные контакты начинают постепенно размывать очаговый характер социальных взаимодействий. Глобализация социальных связей позволяет, например, Н. Луману говорить об одном едином обществе, основу которого составляют коммуникативные процессы. «Понятие территориальных границ... становится излишним, и тем самым излишне предположение о многообразии региональных обществ».
  Однако  большинство социологов по-прежнему считают возможным рассматривать общество как способ организации социальной жизни, локализованной на определенной территории. При этом признается, что хотя современные национально-государственные границы, возникшие в результате конфликтов или компромиссов, во многом являются искусственными, эта искусственность не мешает границам быть реальным сдерживающим фактором развития социальных взаимодействий. И даже на уровне обыденного сознания мы воспринимаем общества именно как разделенные по территориально-государственным границам (китайское, французское, российское и другие общества), имея в виду конкретные виды социальных образований, сложившихся в определенном месте нашей планеты.
    Второй признак общества — универсальность, т.е. его всеобъемлющий, разносторонний характер.
   Общество включает в себя все многообразие социальных связей, отношений, все социальные институты и общности, сложившиеся в рамках определенного территориального пространства.
Благодаря своей универсальности общество может создать необходимые условия для удовлетворения разнообразных потребностей индивидов и предоставить последним широкие возможности для самоутверждения и самореализации. Только в обществе человек может заниматься узкопрофессиональной деятельностью, зная, что всегда сможет удовлетворить свои потребности в пище и одежде; только в обществе он может приобрести необходимые навыки, познакомиться с достижениями культуры, науки; только общество может предоставить ему возможность сделать головокружительную карьеру. Иными словами, общество обладает той универсальностью, которая позволяет индивиду выполнить свое основное предназначение — дать людям такие формы организации жизни, которые облегчат им достижение личных целей.
    Третий признак общества — автономность, способность существовать самостоятельно, что достигается за счет высокого уровня внутренней саморегуляции, обеспечивающей поддержку и постоянное воспроизводство сложной системы социальных отношений.
  Способность к воспроизводству социальных взаимодействий характерна и для каждого социального института, общности, организации в отдельности. Однако только в обществе складываются механизмы контроля и регуляции всей совокупности социальных связей. Это находит свое отражение в создании особых институтов, обеспечивающих координациию разнородных социальных образований, таких, как мораль, право, государство, а также комплексных систем ценностной легитимации социального порядка — религиозных верований идеологических доктрин. А главное, общество регулируется и управляется исключительно теми институтами и организациями и на основании тех норм и ценностей, которые возникают, создаются внутри него самого. Благодаря саморегуляции обеспечивается самостоятельность общества независимо от его размера.
    Четвертый признак общества — интегративность, которая проявляется, с одной стороны, в том, что ему удается подчинять себе каждое новое поколение, включать индивидов в единый контекст социальной жизни, побуждать их воспроизводить в своих действиях его сложнейшую структуру.
  Люди, связанные с обществом невидимыми нитями общности языка, культуры, происхождения, сами тяготеют к нему, ибо оно предоставляет им возможность использовать привычные образцы поведения, следовать устоявшимся принципам, создает неповторимую атмосферу духовного единство.
  С другой стороны, общество обладает внутренними механизмами не только поддержания ранее сложившихся структур, но и включения в сложившуюся ткань взаимосвязей новых социальных образований, создаваемых людьми в практической деятельности. Механизмы социальной интеграции необычайно сложны, но именно благодаря им происходят постоянное подчинение единой логике вновь возникающих институтов, общностей, организаций, их ориентация на сложившийся социальный порядок.
Итак,общество — это особый, необычайно сложный вид организации социальной жизни. Оно включает в себя все многообразие устойчивых социальных взаимодействий, все институты и общности, локализованные в рамках конкретных государственно-территориальных границ. Общество обладает такими механизмами саморегуляции, которые позволяют ему поддерживать свою целостность, упорядочивать отношения между институтами и общностями, интегрировать социальные новообразования и подчинять своей логике поведение основной массы населения, побуждая людей, живущих на соответствующей территории, воспроизводить в свои действия единую ткань многообразных социальных взаимодействий.
   Выделяя основные признаки общества, мы только подчеркиваем специфику этого сложного социального образования. Определим основные принципы его организации. 
 
 
 
 

2.Основные подходы к изучению общества. 

  Системный подход
  В социологии понятие «общество» имеет более широкое, универсальное значение, чем в обычном представлении. Как отмечал немецкий социолог и философ Георг Зиммель (1858 — 1918), общество имеет смысл, очевидно, только в том случае, если так или иначе противопоставляется простой сумме отдельных людей.
  Чтобы выяснить суть понятия «общество», следует различать три разных понятия — «страна», «государство», «общество».
  Страна  — часть света или территории, которая имеет определенные границы и пользуется государственным суверенитетом.
  Государство — политическая организация данной страны, включающая определенный тип режима власти (монархия, республика), органы и структуру правления (правительство, парламент).
  Общество  — социальная организация данной страны, основой которой служит социальная структура.
  Необходимо  отметить, что общество существовало и в ту далекую эпоху, когда не было стран и государств. С этой точки зрения «6щество» — социальная организация не только страны, но также нации, народности, племени.
  В самой социологии имеются различные трактовки понятия «общество». Дюркгейм рассматривал общество как надындивидуальную духовную реальность, основанную на коллективных представлениях. Сорокин считал общество надорганической системой бытия. По Веберу, общество — это взаимодействие людей, являющееся продуктом социальных, то есть ориентированных на других людей, действий. С точки зрения основоположника материалистической социологии Маркса, общество — это исторически развивающаяся совокупность отношений между людьми, складывающихся в процессе их совместной деятельности.
  Очевидно, что во всех рассмотренных выше определениях в той или иной степени выражен подход к обществу как к целостной системе элементов, находящихся в состоянии тесной взаимосвязи. Такой подход к обществу называется системным. Наиболее емко и образно выразил понимание системности общества Парсонс. По его мнению, общество — это такой тип социальной системы, который обладает наивысшей степенью самодостаточности относительно своей среды. Самодостаточность же, в свою очередь, означает стабильность отношений взаимообмена с окружающими системами и способность контролировать этот взаимообмен в интересах своего функционирования.
  Основная  задача системного подхода в исследовании общества состоит в объединении различных знаний по поводу общества в целостную систему, которая могла бы стать теорией общества. Только такой подход снимает главную проблему рассмотрения общества как суммы индивидов.
  С точки зрения системного подхода социальная система — это целостное образование, формируемое состояниями и процессами социального взаимодействия между действующими субъектами. Под социальным действием (взаимодействием) в социологии понимается осознанное действие человека, обычно вызываемое его потребностями, находящееся в связи с действиями других людей, сориентированное и (или) воздействующее на их поведение и в свою очередь испытывающее влияние поведения других. Основными элементами социальной системы выступают люди, социальные общности и институты, находящиеся в определенной (социальной) связи, взаимодействии и отношениях.
  В основе классификации социальных систем, как уже говорилось, обычно лежат типы социальных связей. Под социальными связями понимается социальное действие, выражающее зависимость и совместимость людей и их групп. Социальные связи  включают следующие основные элементы: субъекты социальных связей; предмет, содержание социальных связей; механизм социальных связей и его сознательное регулирование. С развитием общества социальные связи усложняются. К основным формам социальных связей относятся: социальный контакт, то есть неглубокая, непродолжительная и поверхностная связь единичного характера; социальное взаимодействие (действие) — межличностные (или социально-психологические) отношения, которые представляют собой непосредственные связи между индивидами, складывающиеся в конкретных условиях места и времени; социальное отношение — определенная устойчивая система связей индивидов, сложившаяся в процессе их взаимодействия друг с другом в условиях данного общества.
  В качестве основных видов социальных контактов обычно выделяют:
  — пространственные контакты — действия людей с учетом опосредованного воздействия на других или под предполагаемым воздействием со стороны других индивидов. Такого рода контакты представляются в основном двумя типами:
1) предполагаемый пространственный контакт — действие человека с учетом опосредованного обращения к предположительно существующему объекту — человеку или группе (примером такого контакта может служить реклама);
2) визуальный пространственный контакт — действие человека с учетом опосредованного воздействия на его поведение со стороны молчаливых наблюдателей. В психологии подобное называется «публичным эффектом»,'
  — контакты заинтересованности — выбор социального объекта, обладающего определенными ценностями и чертами, соответствующими представлениям и потребностям данного индивида;
  — контакты обмена, представляющие собой краткосрочные соприкосновения с объектами с целью обмена какими-либо ценностями (предметами, информацией и т.д.).
  Названные контакты — по сути, простейшие элементы, формы развиваемых, как правило, на их базе других видов социальной деятельности людей — социальных действий и отношений.
  Социальные  связи и взаимодействия лежат в основе образования социальных групп, общностей, социальных институтов и социальных организаций, социальных ценностей и норм, социального контроля и др.
  В широком смысле понятие «социальная группа» охватывает любое социальное объединение людей — от семьи и группы сверстников до общества данной страны. Но в социологии социальная группа обычно понимается в собственном смысле — как подсистема внутри общества, представляющая собой совокупность взаимодействующих людей, имеющих общий социальный признак, объединившихся ради реализации определенных интересов и целей. Члены социальной группы идентифицируют себя с ней и признаются другими ее членами. Понятие социальной группы выступает родовым по отношению к понятиям «социальный слой», «нация», «социальная общность».
  Социальная общность — форма социального взаимодействия людей, реально существующая и эмпирически фиксируемая совокупность индивидов, отличающаяся целостностью и выступающая самостоятельным субъектом социального поведения, действия. Некоторые социальные общности являются источником самодвижения, прогресса и отличаются от социальных групп, прежде всего большей устойчивостью и стабильностью. В отличие от социальных институтов и организаций социальные общности не создаются сознательно, а складываются под воздействием объективного хода общественного развития, совместного характера человеческой жизнедеятельности. Социальные общности бывают, устойчивыми и ситуативными. Основанием для их классификации служит выделение того или иного базового системообразующего признака — территориального, этнического, демографического, культурного и т.д.
 Социальные  институты — высокоорганизованные социальные системы, отличающиеся устойчивой структурой, глубинной интегрированностью своих элементов (социальных ценностей, норм, социальных ролей и групп), сфокусированных на реализации какой-либо базовой социальной потребности (семья, образование, религия, армия, спорт, культура и др.). Понятию «социальный институт» отводится центральное место в системно-структурном анализе социальных явлений. Социальный институт может быть определен как ведущий компонент социальной структуры общества. Социальные связи, лежащие в их основе, называются институциональными, а сам процесс придания этим связям упорядоченного, нормативного характера — институционализацией.
 Социальные  организации — сложные взаимосвязанные иерархические социальные системы (крупные вторичные социальные институты), образуемые для достижения определенных целей. Некоторые социологи отождествляют социальные организации и социальные институты, рассматривая первые как разновидность вторых, как их сложный вид. Государство и его органы, например, правомочно рассматривать и как социальный институт, и как социальную организацию. Характерными чертами социальной организации считаются:
 1) ее целевая природа;
 2) распределение ее членов по статусам и ролям;
 3) разделение труда и его специализация на функциональной основе;
   4) построение по вертикальному (иерархическому) принципу с выделением управляющей и управляемой подсистем;
 5) наличие специфических средств регулирования и контроля;
   6) системная целостность;
 7) взаимосвязь с внешней средой. По степени формализации социальных связей, взаимодействий и отношений социальные организации подразделяются на формальные и неформальные (самоорганизующиеся).
 Разграничение видов социальных систем весьма условно. Вычленение социальной системы по тому или другому критерию определяется задачей социологического исследования. Одна и та же социальная система (например, семья) может в равной степени рассматриваться и как социальная группа, и как система социального контроля, и как социальный институт, и как социальная организация. 

Детерминистский и функционалистский  подходы 

     Системный подход к обществу дополняется в социологии детерминистским и функционалистским подходами.
    Детерминистский подход ярче всего выражен в марксизме. С точки зрения этого учения, общество как целостная система состоит из следующих подсистем: экономической, социальной, политической и идеологической. Каждую из них  можно рассматривать как систему. Чтобы отличить эти системы от собственно социальной, их называют социентальными. Во взаимоотношениях между этими системами главенствующую роль играют причинно-следственные связи, то есть системы находятся в причинно – следственной  зависимости.
    В марксизме четко указывается  на зависимость и обусловленность всех систем от особенностей экономической системы, в основе которой лежит материальное производство, базирующееся на определенном характере отношений собственности. На основе детерминистского подхода в марксистской социологии получило распространение следующее определение общества.
    Общество  – это исторически сложившаяся  относительно устойчивая система связей, взаимодействий и отношений между  людьми, основывающаяся на определенном способе производства, распределения, обмена и потребления материальных и духовных благ, поддерживаемая силой политических, моральных, духовных, социальных институтов, обычаев, традиций, норм, социальных, политических институтов и организаций.
    Наряду  с экономическим детерминизмом  существуют школы и течения в  социологии, развивающие политический и культурный детерминизм.
    Политический  детерминизм в объяснении общественной жизни отдает приоритетное значение власти, авторитета.
    Примером  политического детерминизма является концепция общества американского  социолога Эдварда Шилза. Он вычленяет ряд признаков, совокупность которых дает представление о том, что такое общество.
      Социальная система является обществом только в том случае, если она не входит в качестве составной части в более крупное общество.
      Браки заключаются между представителями данного объединения.
      Оно пополняется преимущественно за счет детей тех людей, которые уже являются признанными представителями.
      Объединение имеет территорию, которую считает своей собственностью.
      Оно обладает собственной системой правления.
      У него собственное название и собственная история, т. е. такая история, в которой многие ее взрослые члены видят объяснение со своим собственным прошлым.
      У него имеется своя собственная культура.
        Э. Шилз осознаёт, что  многие из этих признаков могут быть отнесены к определённым социальным образованиям: племенам, государствам и т.д. И поэтому он формулирует системообразующий признак общества: “Для того чтобы быть обществом, социальная система должна обладать своим собственным внутренним “центром тяжести”, то есть она должна иметь свою собственную систему власти в рамках своих собственных границ, кроме того, она должна иметь свою собственную культуру. Упоминанием о культуре как дополнительном факторе, определяющим существование общества, является важным в концепции Э. Шилза. Он подчёркивает, что те или иные “коллективы образуют общество в силу своего существования под общей властью, которая осуществляет свой контроль над территорией, обозначенной границами, поддерживает и насаждает более или менее общую культуру”.
        Детерминистский подход дополняется в социологии функционалистским. С точки зрения функционализма, общество объединяет свои структурные элементы не путём установления между ними причинно следственных связей, а на основе функциональной зависимости.
        Функциональная зависимость – это то, что придаёт системе элементов в целом такие свойства, которыми в отдельности не обладает ни один элемент.
        Функционализм интерпретирует общество как целостную систему  согласовано действующих людей, стабильное существование и воспроизводство которых обеспечивается необходимым набором функций. Общество как система складывается при переходе от органической к целостной системе.
        Развитие органической системы состоит в саморасчленении, дифференциации, которые можно охарактеризовать как процесс формирования новых функций или соответствующих элементов системы. В общественной системе формирование новых функций происходит на основе разделения труда. Движущей силой этого являются общественные потребности.
        Производство средств, необходимых для удовлетворения потребностей, и непрерывное порождение новых потребностей Маркс и Энгельс назвали первой предпосылкой человеческого существования. На основе этого развития потребностей и способов их удовлетворения общество порождает известные функции, без которых оно не сможет обойтись. Люди приобретают особые интересы. Так, по мнению марксистов, над сферой материального производства надстраиваются социальная, политическая и духовная сферы, выполняющие свои специфические функции.
     Идеи  функционализма в большей мере присущи англо-американской социологии. Основные положения функционализма были сформулированы английским социологом Г. Спенсером (1820 - 1903) в его трёхтомном труде “Основание социологии” и развиты американскими социологами А. Радклиф – Брауном, Р. Мертоном, Т. Парсонсом.
     Основные  принципы функционального подхода:
     Также как сторонники системного подхода, функционалисты рассматривали общество как целостный единый организм, состоящий  из множества частей: экономической, политической, военной, религиозной и т. д.  Но при этом подчеркивали, что каждая часть может существовать только в рамках целостности, где она выполняет конкретные, строго определенные функции. Функции частей всегда означают удовлетворение какой-либо общественной потребности. Все же вместе они направлены на поддержание устойчивости общества и воспроизводство человеческого рода. Поскольку каждая из частей общества выполняет только ей присущую функцию, в случае нарушения деятельности этой части, то чем больше функции отличаются друг от друга, тем труднее другим частям восполнить нарушение функции.
     В наиболее развитой и последовательной форме функционализм развит в  социологической системе Т.Парсонса. Парсонс сформулировал основные функциональные требования, выполнение которых обеспечивает стабильное существование общества как системы:
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.