Здесь можно найти образцы любых учебных материалов, т.е. получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Анализ нормативно-правовой базы таможенно-тарифного регулирования ВЭД в таможенном союзе

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 05.12.2012. Сдан: 2011. Страниц: 23. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Федеральная таможенная служба России
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Российская таможенная академия»
Владивостокский филиал
__________________________________________________________________
Кафедра экономической теории 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА
по дисциплине «Таможенно-тарифное регулирование  внешнеэкономической деятельности и таможенная стоимость»  
 

студента _____________Марченко Константин Александрович_________ 
группа _________231 _____форма обучения ___________очная___________
факультет  ___________экономический     _____________________________ 
на тему: «Анализ нормативно-правовой базы таможенно-тарифного регулирования ВЭД в Таможенном союзе»                        
 
 

Научный руководитель: П.В. Довженко 
 
 
 
 
 
 

Владивосток
2011
 

Содержание 

 

Введение 

     Таможенно-тарифная политика в последние годы стала  одним из ключевых элементов государственного регулирования экономики. Она является своего рода узлом, в котором сплетаются интересы национального хозяйства и внешней торговли. Устанавливая различные ставки пошлин, можно способствовать насыщению внутреннего рынка или, наоборот, защитить отечественного товаропроизводителя, совершенствуя таможенные процедуры и отменяя необоснованные льготы можно привлечь иностранные инвестиции. Все страны в той или иной форме используют инструменты таможенно-тарифной политики, с помощью которых они решают многие приоритетные социально-экономические  проблемы, выходящие за рамки экспортно-импортной деятельности, в частности: реформирование и модернизация хозяйства, поддержание определенного уровня внутренних цен, стимулирование роста перспективных отраслей производства.
    Актуальность выбранной темы в том, что в условиях вступления РФ в таможенный союз возникла необходимость создания адаптированной системы таможенно-тарифного регулирования внешнеэкономической деятельности стран-участниц союза. Так как таможенно-тарифная политика является одним из ключевых элементов государственного регулирования экономики, в котором нашли свое отражение интересы национального хозяйства и внешней торговли, то необходимо отметить, что таможенно-тарифное регулирование должно способствовать развитию экономики стран-участниц и интеграции Таможенного союза во Всемирную торговую организацию.
    Цель  и общее направление данной работы – проанализировать нормативно-правовую базу таможенно-тарифного регулирования ВЭД в Таможенном союзе.
    Задачи, обусловленные целью курсовой работы следующие:
    Раскрыть особенности регулирования ВЭД, а так же необходимость таможенного законодательства;
    Изложить элементы таможенно-тарифного регулирования и их нормативно-правовую базу;
    Проанализировать нормативно-правовую базу таможенно-тарифного регулирования;
    Проанализировать внешнеторговый оборот, влияние на него тарифных мер;
    Оценить полноту реализаций функций элементов тарифного регулирования в системе государственного регулирования ВЭД;
    Внести предложения по совершенствованию таможенно-тарифного регулирования.
 

Глава 1. Нормативно-правовая база как элемент таможенно-тарифного регулирования внешнеэкономической деятельности в Таможенном союзе 

    Государственное регулирование ВЭД - использование  государственными органами и службами форм, методов и инструментов воздействия на экономические отношения между странами в соответствии с национальными и государственными интересами, целями и задачами. Целями государственного регулирования ВЭД являются создание условий доступа российских предпринимателей на мировые рынки посредством оказания государственного, организационного, финансового, информационного содействия; защита национальных и внешнеэкономических интересов, защита внутреннего рынка; создание и поддержание благоприятного международного режима во взаимоотношениях с различными государственными и международными организациями.
    Система государственного регулирования ВЭД  состоит из законодательно-правовой базы регулирования, организационной  структуры регулирования ВЭД, государственного программирования ВЭД и методов  государственного регулирования [18].
    В рамках Договора об учреждении Евразийского экономического сообщества от 10 октября 2000 года и основанных на нем Договора о создании единой таможенной территории и формировании Таможенного союза  от 6 октября 2007 года и Договора о Комиссии Таможенного союза от 6 октября 2007 года Межгосударственный Совет ЕврАзЭС и Комиссия Таможенного союза 27 ноября 2009 года приняли решения о вступлении в силу либо об утверждении основополагающих документов для практического функционирования Таможенного союза Белоруссии, Казахстана, России.
     Так же, принят Договор о Таможенном кодексе Таможенного союза от 27 ноября 2009 года, неотъемлемой частью которого является Таможенный кодекс ТС, который с 1 июля 2010 года вступил в силу. Принят также план мероприятий по введению в действие Таможенного кодекса Таможенного союза, содержащий, в частности, разработку и принятие предусмотренного этим Кодексом значительного числа международных договоров. Решение межгосударственного совета ЕврАзЭС от 27 ноября 2009 г. №130 «О едином таможенно-тарифном регулировании ТС Республики Беларусь, Республики Казахстан и РФ» - отражает решения, которые были приняты Комиссией ТС. Эти решения аналогичны решениям, принятым Решением межгосударственного совета ЕврАзЭС от 27 ноября 2009 г. №18 «О едином таможенно-тарифном регулировании ТС Республики Беларусь, Республики Казахстан и РФ».
     Данное  Соглашение особый акцент делает на том, что при возникновении споров. Связанных с применением или  толкованием положений данного  Соглашения, разрешаются путем консультаций и переговоров.
     Закон «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» от 8 декабря 2003 года № 164-ФЗ. Определяет основы государственного регулирования внешнеторговой деятельности, полномочия РФ и субъектов РФ в области ВТД в целях обеспечения благоприятных условий для внешней торговли РФ.
    Перечисленная нормативно-правовая база дает основу таможенно-тарифному регулированию стран - участниц Таможенного союза - Белоруссии, Казахстана, России между собой и с другими странами.
    С началом функционирования Таможенного  союза товары, выпущенные в свободное  обращение на территории одной из его стран, автоматически получают статус находящихся в свободном  обращении на всей территории союза. При этом применяется единый таможенный тариф и меры регулирования внешней торговли. Территории стран являются единой таможенной территорией, внутренние таможенные границы будут упразднены.
    Таможенно-тарифное регулирование представляет собой  систему, в которой таможенные тарифы являются основными инструментами, а таможенные пошлины их основной составляющей.
    Таможенный  тариф – наиболее распространенный инструмент государственного регулирования  внешней торговли, действующей через  механизм ценообразования. В зависимости  от того, какая сторона торговой политики считается важной, существует несколько дополняющих друг друга определений таможенного тарифа. Таможенный тариф в зависимости может определятся как:
    - инструмент торговой политики  и государственного регулирования  внутреннего рынка страны при его взаимодействии  с мировым рынком;
    - свод ставок таможенных пошлин, применяемых к товарам перемещаемых  через таможенную границу   и систематизированный в соответствии  с Товарной номенклатурой ВЭД.
    Единый  таможенный тариф таможенного союза  Республики Беларусь. Республики Казахстан и РФ (утвержденный решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС от 27 ноября 2009 года № 18 и Решением Комиссии ТС от 27 ноября 2009 года № 130) – свод ставок таможенных пошлин, применяемых к товарам, ввозимым на единую таможенную территорию из третьих стран, систематизированный в соответствии с единой товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности таможенного союза (ТН ВЭД ТС).
    Основными целями Единого таможенного тарифа являются [13]:
    1) рационализация товарной структуры ввоза товаров на единую таможенную территорию государств Сторон;
    2) поддержание рационального соотношения  вывоза и ввоза товаров на  единой таможенной территории  государств Сторон;
    3) создание условий для прогрессивных  изменений в структуре производства и потребления товаров в таможенном союзе;
    4) защита экономики таможенного  союза от неблагоприятного воздействия  иностранной конкуренции;
    5) обеспечение условий для эффективной  интеграции таможенного союза  в мировую экономику.
    Основными функциями таможенного тарифа являются:
    протекционистская – связана с защитой национальных товаропроизводителей. Взимание таможенных пошлин с импортных товаров увеличивает стоимость последних при их реализации на внутреннем рынке страны – импортера и тем самым повышает конкурентоспособность аналогичных товаров, производимых национальной промышленностью и сельским хозяйством;
    фискальная – обеспечивает поступление средств от взимания таможенных пошлин в доходную часть бюджета страны;
    балансировочная – относится к экспортным пошлинам, установленным с целью предотвращения нежелательного экспорта товаров, внутренние цены на которые по тем или иным причинам ниже мировых;
    регулирующая – оказывает определенное влияние на формирование страны производства, на механизм ценообразования, поощряет развитие одних отраслей и сдерживает развитие других.
    Виды  таможенного тарифа:
    импортный, который делится на простой (тариф, в котором для каждого товара предусмотрена одна ставка таможенной пошлины) и сложный (тариф, который предусматривает применение различных – двух и более ставок таможенных пошлин к одному и тому же товару, в зависимости от страны происхождения);
    экспортный.
          Следует обратить внимание, что в основе формирования таможенного  тарифа лежат следующие принципы:
    – эскалация ставок таможенных пошлин – повышение ставок таможенных пошлин по мере роста степени технической обработки продукции (сырье – полуфабрикаты – готовая продукция);
    – эффективного тарифа – установление низких ставок пошлин на товары, необходимые  для развития производства с высокой долей вновь созданной стоимости.
    Структура таможенного тарифа состоит из двух основных элементов: ставок таможенных пошлин и ТН ВЭД. При этом ставки таможенных пошлин являются едиными  и не подлежат изменению в зависимости  от лиц, перемещающих товары через таможенную границу. Видов сделок и других факторов, за исключением случаев, предусмотренных законодательством [18].
    Таможенная  пошлина в соответствии со статьей 4 ТК ТС – обязательный платеж, взимаемый таможенными органами в связи с перемещением товаров через таможенную границу. Таможенная пошлина представляет собой разницу между ценами на мировом рынке на товар и национальными затратами и ценами.
    Введение  таможенных пошлин влияет на повышение  цены импортируемого товара, реализуемого на внутреннем рынке, на доходы местных потребителей, производителей, государство.
    Таким образом, рассматривая роль таможенных пошлин можно отметить, что таможенные пошлины выполняют как экономическую  роль, с их помощью создаются стоимостные  барьеры, повышающие цену импортного товара и государство может стимулировать развитие определенной отрасли, так и торгово-политическую, которая проявляется в защите определенных отраслей экономики от конкуренции иностранных товаров и используется в качестве рычага давления на конкурентов с целью заставить их пойти на определенные уступки.
    Объектом  обложения таможенными пошлинами  являются товары, перемещаемые через  таможенную границу, а базой для  исчисления таможенных пошлин - таможенная стоимость товаров и (или) их физическая характеристика в натуральном выражении (статья 75 ТК ТС).
    Таможенные  пошлины выполняют три основные функции:
    защитная (протекционистская), которая реализуется путем установления высоких ставок таможенных пошлин с целью защиты отечественных производителей;
    регулирующая – изменение ставок таможенных пошлин с учетом изменения цен на мировом рынке;
    фискальная – установление высоких ставок таможенных пошлин на товары ввозимые с целью пополнения федерального бюджета.
    Говоря  об исчислении таможенных пошлин, стоит отметить, что таможенные пошлины исчисляются плательщиками таможенных пошлин. Исчисление сумм таможенных пошлин, подлежащих уплате, осуществляется в валюте государства-члена ТС, таможенному органу которого подана таможенная декларация (статья 76 ТК ТС). Плательщиками таможенных пошлин являются декларант или иные лица, на которых в соответствии с ТК ТС, международными договорами государств-членов ТС и (или) законодательством стран-участниц ТС возложена обязанность по уплате таможенных пошлин (статья 79 ТК ТС). Для целей исчисления таможенных пошлин применяются ставки, действующие на день регистрации таможенной декларации таможенным органом (статья 77 ТК ТС).
    По  способу взимания таможенные пошлины  классифицируются на [1]:
    адвалорные – начисляются в процентах от таможенной стоимости облагаемых товаров;
    специфические – начисляются в установленном размере за единицу облагаемого товара;
    комбинированные – сочетают оба названных вида таможенного обложения.
    По  объекту обложения [1]:
    ввозные – устанавливаются на ввоз товаров на таможенную территорию:
    вывозные – устанавливаются на товары, вывозимые с таможенной территории;
    транзитные – применяются к товарам, которые перемещаются по территории государства транзитом.
          Для исчисления ввозных  таможенных пошлин применяются ставки, установленные ЕТТ ТС, для исчисления вывозных пошлин – установленные законодательством государств-членов ТС в отношении товаров, включенных в сводный перечень товаров, формируемых комиссией ТС в соответствии с международными договорами государств-участниц ТС, регулирующими вопросы применения вывозных таможенных пошлин в отношении третьих стран (статья 77 ТК ТС).
    По  характеру таможенные пошлины классифицируются, как [18]:
    сезонные – пошлины, которые применяются для оперативного регулирования международной торговли продукцией сезонного характера, прежде всего сельскохозяйственной;
    специальные – пошлины, которые применяются в случае, если товары, которые ввозятся в страну, в объемах и на условиях, грозящих нанести ущерб отечественным производителям;
    антидемпинговые – пошлины, которые применяются к товарам, которые ввозятся в страну по ценам ниже, чем цены на внутреннем рынке страны экспортера;
    компенсационные – пошлины, которые устанавливаются на ввозимые товары, при производстве которых использовались какие - либо субсидии.
    В зависимости от страны происхождения  товара (СПТ) таможенные пошлины делятся  на:
    минимальные – пошлины, применяемые к товарам, ввозимым на таможенную территорию из стран, с которыми подписано соглашение о предоставлении РНБ. Устанавливается базовая ставка таможенной пошлины – соответствует ставкам таможенного тарифа (100%);
    максимальные - пошлины, применяемые к товарам, ввозимым на таможенную территорию из стран, с которыми не подписано соглашение о предоставлении РНБ. Устанавливается ставка таможенной пошлины – 200%;
    преференциальные - пошлины, применяемые к товарам, ввозимым на таможенную территорию из развивающихся и наименее развитых стран.  Устанавливается ставка таможенной пошлины – 75% и 0% соответственно.
    Определение страны происхождения ввозимого товара имеет особую важность, так как устанавливаемые странами ставки импортного таможенного тарифа в отношении товаров, ввозимых на их территорию, применяются этими странами, как правило, дифференцированно, в зависимости от страны происхождения товаров.
    Страна  происхождения товара определяется в соответствии с главой 7 Таможенного  Кодекса Таможенного союза, страной происхождения товаров считается страна, в которой товары были полностью произведены или подвергнуты достаточной обработке (переработке) в соответствии с критериями, установленными таможенным законодательством ТС. При этом под страной происхождения может пониматься группа стран, либо таможенные союзы стран, либо регион или часть страны, если имеется необходимость их выделения для целей определения страны происхождения товаров [1].
    Перечень  товаров, полностью произведенных  в данной стране приведен в Соглашении от 25 января 2008 года «О единых правилах определения страны происхождения  товаров» (например, полезные ископаемые, добытые из недр страны, в ее территориальном море (водах) или на дне этого моря; живые животные, родившиеся и выращенные в данной стране; продукция высоких технологий, полученная в открытом космосе на космических объектах, если данная страна является государством регистрации соответствующего космического объекта и т.д.). Также в данном Соглашении указаны критерии достаточной обработки и критерии, не отвечающие критериям достаточной обработки, эти критерии определены Комиссией ТС [12].
    В зависимости от страны происхождения товара товар может облагаться льготными таможенными пошлинами или полностью освобождаться от их уплаты – применение тарифных преференций.
    Тарифные  преференции – благоприятный, чем  обычно таможенный тариф, предоставленный  какой-либо страной товарам, поступающим из некоторых стран или групп стран. Цель таких преференций – создание условий повышения конкурентоспособности товаров из развивающихся стран на рынках развитых стран. В соответствии со статьями  XXXVI – XXXVIII ГАТТ, каждая развитая страна разрабатывает национальную систему тарифных преференций в соответствии с общей системой преференций. В таможенном союзе разработана единая система преференций (ЕСП) с учетом особенности развития экономики государств-участниц, но на принципах, установленных в общей системе преференций [11].
    Принципы  построения единой системы преференций:
    обязательное выполнение условий международных соглашений;
    таможенные преференции – невзаимные, односторонние;
    не дискриминационный характер таможенных преференций, т.е. они должны распространяться на все развивающиеся страны и наименее развитые страны без каких-либо исключений;
    периодичность пересмотра ЕСП;
    применение режима наиболее благоприятствуемой нации или режим наибольшего благоприятствования (РНБ);
    чувствительности преференциальных товаров;
    прозрачности, прогнозируемости.
    В рамках применения единой системы преференций  на уровне Комиссии ТС утверждены:
    – перечень развивающихся стран (103 государства) - снижение ставки ввозной пошлины на 25%;
    – перечень наименее развитых стран (49 государств) - применение нулевой ставки ввозной пошлины;
    перечень преференциальных товаров (товары из 49 товарных групп).
     Важное значение и особую роль при реализации таможенно-тарифного регулирования ВЭД играют тарифные льготы. Тарифные льготы - освобождение от уплаты ввозных таможенных пошлин (вне зависимости от страны происхождения товара).
    Основные  тарифные льготы (например, в отношении  гуманитарной и технической помощи, при ввозе товаров в качестве вклада иностранного учредителя в уставный капитал, в отношении транспортных средств, осуществляющих международные перевозки) закреплены в Соглашении от 25.01.2008 года «О едином таможенно-тарифном регулировании».
    Более специфические виды льгот отражены в Решении Межгоссовета ЕврАзЭС  от 27.11.2009 № 18. Указанные льготы в Решении Межгоссовета ЕврАзЭС предоставляются в отношении сырья или материалов, которые не производятся или не соответствуют техническим характеристикам аналогов в государствах-участниках таможенного союза
    Порядок и случаи предоставления тарифных льгот отражены в Таможенном кодексе ТС (ст.74).
    Таким образом, становление и работоспособное  функционирование Таможенного союза  России, Беларусии и Казахстана это  очень сложный и длительный процесс, который требует тщательной подготовки и проработки нормативно-правовой базы таможенно-тарифного регулирования. При формировании нормативно-правовой базы должны учитывать экономические интересы всех стран-участниц Таможенного союза, а так же соблюдены принципы государственного регулирования ВЭД.
 

Глава 2. Полнота реализации функций элементов  тарифного регулирования  в системе государственного регулирования ВЭД. 

     Для того чтобы оценить полноту реализации функций элементов таможенно-тарифного  регулирования сначала необходимо проанализировать цели Единого таможенного тарифа.
     В соответствии с Соглашением от 25 января 2008 года «О едином таможенно-тарифном регулировании», основными целями Единого таможенного тарифа являются:
     1) рационализация товарной структуры  ввоза товаров на единую таможенную  территорию государств Сторон;
     2) поддержание рационального соотношения  вывоза и ввоза товаров на  единой таможенной территории  государств Сторон;
     3) создание условий для прогрессивных  изменений в структуре производства  и потребления товаров в таможенном  союзе;
     4) защита экономики таможенного  союза от неблагоприятного воздействия  иностранной конкуренции;
     5) обеспечение условий для эффективной  интеграции таможенного союза  в мировую экономику.
     Для анализа реализации целей Единого  таможенного тарифа рассмотрим структуру товарооборота с 2008 по 2010 год.
     По  данным таможенной статистики в 2010 году внешнеторговый оборот России составил 625,4 млрд.дол. США (с учетом данных о торговле с Республикой Беларусь и Республикой Казахстан) и по сравнению с 2009 годом возрос на 33,3%, а с 2008 годом уменьшился на 15,5%.

Рис. 1 Внешнеторговый оборот РФ за 2008-2010 год
     Сальдо  торгового баланса сложилось  положительное в размере 134,3 млрд.дол. США, что на 66,2 млрд. дол. США меньше, чем в 2008 году. При этом в торговле со странами дальнего зарубежья сальдо равнялось 109,3 млрд.дол. США (уменьшение на 58,1 млрд.долларов США), со странами СНГ – 25,0 млрд.долл. США (уменьшение на 8,0 млрд.дол. США).
     Экспорт России в 2010 году составил 396,4 млрд.дол. США и по сравнению с 2009 годом увеличился на 31,4%, в том числе в страны дальнего зарубежья – 336,7 млрд.дол. США (рост на 32,1%).

Рис.2 Товарная структура экспорта РФ за 2008-2010 год. 

     Из  товарной структуры экспорта (рис. 2), видно, что основу российского экспорта в 2010 году составили топливно-энергетические товары, удельный вес которых в товарной структуре экспорта в эти страны составил 70,8% (в 2009 году – 69,6%). По сравнению с 2009 годом стоимостной объем этих товаров увеличился на 34,4%.
    В общем объеме экспорта в страны дальнего зарубежья основной стоимостной объем (52,4%) среди товаров топливно-энергетического комплекса занимала нефть сырая, физические объемы поставок которой возросли по сравнению с 2009 годом на 6,1%, а стоимостные объемы – на 40,7%.
    Проанализировав структуру экспорта России в страны дальнего зарубежья можно сделать вывод о том, что государство является экспортером сырьевых товаров, следовательно, в стране практически отсутствуют вывозные пошлины на эти сырьевые товары. Также сырьевая направленность экспорта говорит о том, что в таможенном тарифе должны быть указаны ставки вывозных пошлин на сырьевые товары, это необходимо для защиты сырьевых ресурсов государства, а также для пополнения доходной части бюджета.
     Импорт  России в 2010 году составил 229,0 млрд.дол. США и по сравнению с 2009 годом увеличился на 36,8%, в том числе из стран дальнего зарубежья – 197,4 млрд.дол. США (рост на 35,6%), из стран СНГ – 31,6 млрд.дол. США (рост на 4,8%).

     Рис. 3 Товарная структура импорта РФ за 2008-2010 год 

     Из товарной структуры импорта (рис. 3) видно, что на долю машин и оборудования в 2010 году приходилось 47,0% (в 2009 году – 46,1%, в 2008 – 55,9%) общего объема ввоза.
    В страну ввозятся товары, производство которых слабо развито в нашей  стране. Как видно из рисунка 3, к  таким товарам относятся легковые автомобили, оборудование, продукция химической промышленности, а также продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье.
     Доля  импортного товара на внутреннем рынке  не должна превышать 20%, например, в  нашей стране доля машин и оборудования намного превышает допустимой нормы.1 Это влечет за собой угрозу для отечественной машинной промышленности, которая в нашей стране и так плохо развита.
     По  проведенному анализу товарооборота  можно сделать вывод о реализации основных целей единого таможенного тарифа. И так часть этих целей, основываясь на проведенном анализе, не достаточно реализуются, например:
     1) поддержание рационального соотношения  вывоза и ввоза товаров на  единую таможенную территорию, потому  что основой Российского экспорта, является сырье (более 70%), а вывоз таких объемов сырья нерационален.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.