На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Управление запасами материально-технических ресурсов на базах, складах, в торговых организациях

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 05.12.2012. Сдан: 2011. Страниц: 27. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


КУРСОВАЯ  РАБОТА

По дисциплине: «ЛОГИСТИКА»

 
На тему:  Управление запасами материально-технических ресурсов на базах, складах, в торговых организациях 

                                 
                     
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
                                             Содержание 
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       

Введение

     Логистика – наука о планировании, организации, управлении и контроле движения материальных и информационных потоков в пространстве и во времени от их первичного источника до конечного потребителя.
     Логистика, хотя и имеет глубокие исторические корни, тем не менее, сравнительно молодая  наука.
     Все это позволяет сделать вывод  о том, что хотя о логистике  известно давно, она претендует на название научной и учебной дисциплины XXI века и будет со временем введена в качестве базовой дисциплины в программу высшей школы и послевузовского образования, а специалисты по логистике окажутся, востребованы практически всеми областями деятельности человека. В настоящее нестабильное время логистическая система только начинает получать свое развитие, в то время как в Европе логистические системы эффективно функционируют и дают положительные результаты, которые оказывают  непосредственное влияние на общий жизненный уровень страны. В нашей стране такие системы только начинают внедряться в практическую деятельность предприятий.
     Государство до недавнего времени не понимало всю сущность данных систем, и регулировало экономику, используя старые и примитивные методы управления.
     На  мой взгляд, логистические системы  позволяют организовать производство того или иного товара наиболее эффективно, так как с помощью них организатор  производственной деятельности может  «наладить» дела в своей отрасли.
     Одной из функциональных областей логистики является запасы. Запасы позволяют экономично и эффективно функционировать всей системе. Продукция может быть сосредоточена в запасах непосредственно у производителя, или же ее хранение может быть приближено к потребителю. Запасы продукции позволяют системе быстро реагировать на изменение спроса и обеспечивают равномерность работы транспорта.
     Выбранная мною тема «Управление запасами материально-технических ресурсов на базах, складах, в торговых организациях» стоит далеко не последней в ряду актуальности. Так как управление запасами представляет собой проблему, общую для предприятий и фирм любого сектора системы хозяйствования. Запасы требуется создавать в промышленности, розничной торговле, на предприятиях, фирмах.
     Целью моей работы служит выявление проблем управления запасами и их урегулирование. Также своей работой я хотела показать принцип работы складской логистики, торговых предприятий и фирм.
     Задачами  данной курсовой работы является:
     - изучение товарной политики и управление запасами в логистической системе, где подробно рассматриваются: проблемы управления запасами, основные понятия и товарная политика фирм, категория товарно-материальных запасов и основные системы управления запасами;
     - рассмотрение системы управления запасами на фирмах и складах;
     - анализ на примере ОАО “ТНГС”. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 1. Товарная политика и управление запасами в логистической системе

1.1. Проблемы управления запасами, основные понятия и товарная политика фирм

     Существует  много причин, по которым фирмы идут на создание запасов. Основным доводом является то, что на предприятиях должно быть определенное количество материальных ресурсов для поддержания производственного процесса. При отсутствии необходимого запаса предприятие может понести большие убытки.
     Имеются и другие причины для создания запасов: например, сезонность, т.е. только в определенный сезон можно доставить  продукцию потребителю. В свою очередь  цены на сырье, используемое изготовителями, могут подвергаться значительным сезонным колебаниям. Когда цена низкая, выгодно создавать достаточные запасы сырья, которых хватило бы на весь сезон высоких цен и которые можно было бы по мере надобности использовать в производстве. Другой довод, особенно важный для предприятий розничной торговли, состоит в том, что объем продаж и прибыль могут быть увеличены, если имеется некоторый запас товаров, который можно предложить потребителю.
     Создавая  запас, необходимо учитывать, что расширение ассортимента товаров на рынке приводит к сокращению жизненного цикла товара, а также влияет на поведение партнеров, покупателей и конкурентов. Запасы – это оборотный капитал, чем их меньше, тем эффективнее производство.1
     Перечисленные тенденции или другие характерные  явления для конкретных предприятий  и отраслей оказывают серьезное влияние на запасы.
     Запасы  формируются из различных товаров. В логистике понятие товар включает в себя фактический товар (в вещественной форме). Он может выражаться в товарной единице, т.е. в конкретном специфическом виде продукта.
     Товарный  ассортимент – это группа товаров, тесно связанных между собой хотя бы одним признаком: общая потребительская группа, общий канал распределения, сходный диапазон цен.
     Товарная  номенклатура – совокупность всех ассортиментных групп товаров и товарных единиц, предлагаемых для продажи. Товарная номенклатура характеризуется тремя показателями: шириной, глубиной и последовательностью. Ширина товарной номенклатуры – общая численность различных ассортиментных групп. Глубина товарной номенклатуры – число видов (вариантов) каждого отдельного варианта в каждой ассортиментной группе. Последовательность товарной номенклатуры означает степень близости между товарами различных ассортиментных групп, каналов распределения и других показателей.
     Решения, принимаемые в рамках товарной политики, определяют ряд позиций:
    номенклатуру товаров;
    глубину и ширину ассортиментных групп;
    диапазон размеров каждого товара;
    качество товара;
    модификации товара;
    выпуск новых товаров;
    стандартизацию товара;
    количество каждого вида товаров, выпускаемое за определенный период др.
     Товарная  политика формирует запасы товаров  на фирмах, а логистика рассматривает  политику фирмы в области управления запасами. Перспективным методом  управления запасами является управление запасами «точно в срок».
     «Точно в срок» - это философия, которая может быть применена в логистике ко всем аспектам предпринимательства, включая производство, отгрузку и закупку товаров. Основой этой философии является то, что все нежелательные запасы должны быть сведены к минимуму. Традиционная политика предполагает, что продукция имеется «на всякий случай» с тем, чтобы можно было удовлетворить непредвиденный спрос на нее. Такая практика обходится дорого из-за необходимости содержания большой площади складских помещений для хранения запасов. В процессе деятельности фирмы постоянно возникает вопрос: строить ли на имеющейся площади складские помещения для хранения запасов или направлять денежные средства на расширение производственных мощностей, а, следовательно, на увеличение выпуска продукции. Однако предприятия чаще выбирают второй подход, поскольку метод «точно в срок» связывает всю деятельность в процессе производства и распределения. Цель этого метода – производить и отгружать продукцию точно в срок для ее дальнейшего использования. Особое значение для реализации принципа «точно в срок» имеют такие аспекты, как закупки и производство вместе с контролем качества.
     Принцип «точно в срок» применяется к  закупкам для сокращения или устранения запасов. Предусматриваются наличие  нужного материала в соответствующем товарно-распределительном центре в требуемое время и доставка его на следующий день после заказа, причем в хорошем состоянии  и без потерь.
     Принцип «точно в срок» предполагает наличие  нескольких надежных поставщиков на длительный срок с гарантией высокого качества обслуживания. Тесное сотрудничество между производителями и поставщиками предусматривает совместную работу в проектировании изделия, обеспечении качества и стабильных графиков производства.2
     Для успешной реализации продукции по этому методу большое значение имеет способ транспортировки и отгрузки. Каждый вид транспортировки, естественно, имеет свои преимущества и недостатки. Например, автотранспорт эффективен при перевозке продукции мелкими партиями из товарно-распределительных центров в соответствии с графиком производства. Поэтому компании стали в большей мере использовать автотранспорт, чем железнодорожный транспорт; за последним сохраняется приоритет при перевозках на большие расстояния.
     Некоторые компании при использовании метода «точно в срок» стремятся сокращать количество поставщиков и находить их поближе к своим предприятиям.

1.2. Категория товарно-материальных запасов

     На  уровне фирм запасы относятся к числу объектов, требующих больших капиталовложений, и поэтому представляют собой один из факторов, определяющих политику предприятия и воздействующих на уровень логистического обслуживания в целом. Однако многие фирмы не уделяют ему должного внимания и постоянно недооценивают свои будущие потребности в наличных запасах. В результате этого фирмы сталкиваются с тем, что им приходится вкладывать в запасы больший капитал, чем предполагалось.
     Изменение объема товарно-материальных запасов  в значительной степени зависят  от превалирующего на данный момент отношения  к ним предпринимателей, которое, безусловно, определяется конъюнктурой рынка. Когда основная масса предпринимателей настроена оптимистично относительно возможностей экономического роста, они расширяют свои операции, увеличивают объем инвестиций в создание запасов. Тем не менее колебания уровней последних не вызывают одним лишь инвестированием. Важными факторами выступают здесь качество принимаемых решений, а также то, какая конкретно технология управления запасами используется.
     Более 20 лет назад западные экономисты пытались установить, до какой степени, возможно, сохранять неизменным соотношение уровней запасов и сбыта. Используя уравнение «фиксированного акселератора» (J = kD, J – уровень запасов, D – спрос и k – коэффициент неравномерности спроса), они пришли к выводу, что такая простейшая зависимость не соответствует реальному управлению запасами. Используя больший объем разнообразных данных за весьма длительный период и применяя модифицированный вариант указанного акселератора («гибкий акселератор»), зарубежные исследователи предположили, что фирмы осуществляют лишь частичную корректировку своих запасов, приближая их к искомому уровню в течение каждого из периодов производства. За 12-месячных периодов разницу между желаемым и действительным уровнем запасов удавалось сократить лишь на 50%. Такое изменение объясняют в основном совершенствованием системы управления запасами на основе использования компьютерной техники.
     Ряд ученых США пришли к заключению, что если бы удалось поставить  под контроль 75%  колебаний уровня инвестиций в товарно-материальные запасы, экономика этой страны не испытала бы ни одной из послевоенных рецессий во время которых цены, объем производства и прибыли падали, а  безработица росла. Следствием такого вывода стали требования к правительству принять меры, чтобы приглушить слишком резкие колебания уровня товарно-материальных запасов, уменьшить ущерб, который наносится этими колебаниями.3
     С этой целью были внесены предложения, включающие, в том числе ввод специального налога, которым облагались бы компании, допускающие чрезмерное колебание уровня своих запасов. До настоящего времени большинство предложений остались нереализованными, поскольку трудно определить, какое же именно колебание уровня запасов допустимо для каждой отдельной фирмы. Более того, некоторые специалисты – практики высказывали предложение, что вмешательство правительства, выражающееся в манипулировании ставками процента, не сможет заметным образом повлиять на объем инвестиций в товарно-материальные запасы на уровне фирмы. Однако установление государственного норматива уровня запасов и взимание штрафов за его превышение в Швеции опровергают излишнюю осторожность их американских коллег и подтверждают эффективность мер, которые привели к снижению товарно-материальных запасов и сокращению расходов на них.
     Товарно-материальные запасы всегда считались фактором, обеспечивающим безопасность системы  материально-технического снабжения, ее гибкое функционирование и являлись своего рода «страховкой». Существует три вида товарно-материальных запасов: 1) сырьевые материалы (в том числе комплектующие изделия и топливо); 2) товары, находящиеся на стадии изготовления; 3) готовая продукция. В зависимости от их целевого назначения они подразделяются на следующие категории:
     Буферный  запас организуется между поставщиком и потребителем. Он используется для компенсации издержек, связанных с движением материалов, для ослабления зависимости потребителя от поставщика, для обеспечения возможности закупки продукции, а также ее производства партиями оптимального размера.
     Запасы готовой продукции служат для обеспечения производства продукции партиями оптимального размера, удовлетворения ожидаемого спроса и компенсации отклонений фактического спроса от прогнозируемого (гарантийного) запаса.
     Запасы  для компенсации издержек связаны с продвижением материальных ресурсов. Обычно определение таких запасов не вызывает затруднений, если известно время задержки.
     Запасы, необходимые для удовлетворения ожидаемого спроса, содержатся для того, чтобы покрыть прогнозируемый спрос. Поскольку величина и время спроса предполагаются известными, то определение таких запасов также не вызывает особых затруднений.
     Гарантийный запас служит для удовлетворения непредсказуемого увеличения спроса. Наличие этих запасов компенсирует отклонение фактического спроса от прогнозируемого.
     Практически реализация концепции логистики  связывается с оптимизацией совокупных запасах на фирмах и компаниях. Критерием  оптимизации запасов служит издержки по закупкам, по содержанию запасов, в  результате отсутствия продукции и т.д.
     Типы   издержек:
     Издержки  по закупкам распадаются на издержки по оформлению заказа; издержки по оформлению договора о поставках и коммуникации с поставщиками; транспортные издержки, если стоимость транспортирования не входит в стоимость получаемого товара; издержки по складированию и получению заказа. Некоторые из этих видов издержек фиксируются в заказе и не зависят от его объема, другие – например, транспортные и складские издержки – находятся в прямой зависимости от величины заказа.
     Издержки  по содержанию запаса определяются затратами на складское хранение продукции в течение известного времени и непосредственно зависят от объема складируемой продукции. К издержкам этого рода относятся складские издержки и рентные платежи, если помещение арендуется, или текущие затраты по содержанию складов, принадлежащих производственной единице. К данному виду издержек относятся капитальные издержки. Страховые запасы поддерживаются как защита от потерь запасов на случай пожара и краж; они облагаются налогами по состоянию на день оценки. Этот уровень не всегда отражает действительное содержание запасов. К этой же группе относят потери от разрушений и порчи запасов.
     Потери  в результате отсутствия продукции  изготовитель несет в том случае, если он не может удовлетворить спонтанно возникший спрос из-за отсутствия продукции на складе. Эти потери могут быть двух  видов.
     Стоимость потерянных продаж, когда заказчик передает свой заказ другому изготовителю. В данном случае издержки определяются как потери прибыли от предполагаемых затрат.
     Потери, связанные с отложенным заказом. Если заказчик ожидает выполнения заказа, ожидание может создать дополнительные затраты на оформление заказа, транспортные и складские расходы, - в случае, если заказ не может быть выполнен через обычные каналы распределения. Определить эти издержки не составляет труда.
  
1.3. Основные системы управления запасами
     Логистическая система управления запасами проектируется  с целью непрерывного обеспечения  потребителя, каким-либо видом материального ресурса. Реализация этой цели достигается решением следующих задач:
      учет текущего уровня запаса на складах различных уровней;
      определение  размера гарантийного (страхового) запаса;
      расчет размера заказа;
      определение интервала времени между заказами.
     Для ситуации, когда отсутствуют отклонения от запланированных показателей и запасы потребляются равномерно, в теории управления запасами разработаны две основные системы управления, которые решают поставленные задачи, соответствуя цели непрерывного обеспечения потребителя материальными ресурсами. Такими системами являются:
     1)  система управления запасами с фиксированным размером заказа;
     2) система управления запасами с фиксированным интервалом между заказами.
     Система с фиксированным размером заказа. Само название говорит об основополагающим параметре системы. Это – размер заказа. Он строго зафиксирован и не меняется ни при каких условиях работы системы. Определение размера заказа является, поэтому первой задачей, которая решается при работе с данной системой управления запасами.
     В отечественной практике зачастую возникает  ситуация, когда размер заказа определяется по каким-либо частным организационным  соображениям. Например, удобство транспортировки  или возможность загрузки складских  помещений. Между тем в системе  с фиксированным размером заказа объем закупки должен быть не только рациональным, но и оптимальным, т.е. самым лучшим. Поскольку мы рассматриваем проблему управления запасами в логистической системе отдельной организации или экономики в целом, то критерием оптимизации должен быть минимум совокупных затрат на хранение
запасов и повторение заказа. Данный критерий учитывает три фактора, действующих  на величину названных совокупных затрат:
- используемая  площадь складских помещений;
- издержки на хранение запасов;
- стоимость оформление заказа.
     Эти факторы тесно взаимосвязаны  между собой, причем само направление  их взаимодействия неодинаково в  разных случаях. Желание максимально  сэкономить затраты на хранение запасов  вызывает рост затрат на оформление заказов. Экономия затрат на повторение заказа приводит к потерям, связанным с содержанием излишних складских помещений, и, кроме того, снижает уровень обслуживания потребителя. При максимальной загрузке складских помещений значительно увеличиваются затраты на хранение запасов, более вероятен риск появления не ликвидных запасов.
     Использование критерия минимизации совокупных затрат на хранение запасов и повторный  заказ не имеют смысла, если время  исполнения заказа чересчур продолжительно, спрос испытывает существенные колебания, а цены на заказываемые сырье, материалы, полуфабрикаты и прочее сильно колеблются. В таком случае нецелесообразно экономить на содержании запасов. Это, вероятнее всего, что не соответствует цели функционирования логистической системы управления запасами. Во всех других ситуациях определение оптимального размера заказа обеспечивает уменьшение издержек на хранение запасов без потери качества обслуживания.4
     Оптимальный размер заказа  по критерию минимизации совокупных затрат на хранение запаса и повторение заказа рассчитывается по формуле (она называется формулой Вильсона):
ОРЗ=(2AS/I)1/2                                            (1.3.1),
     Где ОРЗ – оптимальный размер заказа, шт.;
     А – затраты на поставку единицы  заказываемого продукта, руб.;
     S – потребность в заказываемом продукте, шт.;
     i – затраты на хранение единицы заказываемого продукта, руб./шт.
     Затраты на поставку единицы заказываемого  продукта (А) включает следующие элементы:
     - стоимость транспортировки заказа;
     - затраты на разработку условий поставки;
     - стоимость контроля исполнения заказа;
     - затраты на выпуск каталогов;
     - стоимость форм документов.
     Формула (1.3.1) представляет собой первый вариант формулы Вильсона. Он ориентирован на мгновенное пополнение запаса на складе. В случае если пополнение запаса на складе производится за некоторый промежуток времени, то формула (1.3.2) корректируется на коэффициент, учитывающий скорость этого пополнения;
ОРЗ = (2AS/ik)1/2                                          (1.3.2),
     Где k – коэффициент, учитывающий скорость пополнения запаса на складе.5
     Порядок расчета всех параметров системы  управления запасами с фиксированным  размером заказа приведен в табл. 1.3.1 Исходные данные для расчета параметров системы следующие:
     - потребность в заказываемом продукте, шт.;
     - оптимальный размер заказа, шт.;
     - время поставки, дни;
     - возможная задержка поставки, дни. 
 

Таблица 1.3.1
Расчет  параметров системы управления запасами
с фиксированным  размером заказа
п/п

Показатель

Порядок расчета

1 Потребность, шт. -
2 Оптимальный размер заказа, шт. См. формулу (1.3.1) и (1.3.2)
3 Время поставки, дни  
4 Возможная задержка поставки, дни  
5 Ожидаемое дневное  потребление,  шт./день
(1): (Количество  рабочих дней)
6 Срок расходования заказа, дни (2) : (5)
7 Ожидаемое потребление  за время  поставки, шт.
(3) * (5)
8 Максимальное  потребление за время поставки, шт.
( (3) + (4) ) * (5)
9 Гарантийный запас, шт. (8) – (7)
10 Пороговый уровень  запаса, шт. (9) + (7)
11 Максимальный  желательный запас, шт. (9) + (2)
12 Срок расходования запаса до порогового  уровня, дни
( (11) – (10) ) : (5)
 
     Гарантийный (страховой) запас позволяет обеспечить потребность на время предполагаемой задержки поставки. При этом под возможной задержкой поставки подразумевается максимально возможная задержка. Восполнение гарантийного запаса производится в ходе последующих поставок через использование второго расчетного параметра данной системы – порогового уровня запаса.
     Пороговый уровень запаса определяет уровень запаса, при достижении которого производится очередной заказ. Величина порогового уровня рассчитывается таким образом, что поступление заказа на склад происходит в момент снижения текущего запаса до гарантийного уровня. При расчете порогового уровня задержка поставки не учитывается.
     Третий  основной параметр системы управления запасами с фиксированным размером заказа – максимальный желательный запас. В отличие от предыдущих двух параметров он не оказывает непосредственного воздействия на функционирование системы в целом. Этот уровень запаса определяется для отслеживания целесообразной загрузки площадей с точки зрения критерия минимизации совокупных затрат.
     Система с фиксированным интервалом времени  между заказами – вторая и последняя  система управления заказами, которая  относится к основным. В этой системе  заказы делаются в строго определенные моменты времени, которые отстоят друг от друга на равные интервалы, например один раз в месяц, один раз в неделю, один раз в 14 дней.
     Определить  интервал времени между заказами можно с учетом оптимального размера заказа. Оптимальный размер заказа позволяет минимизировать совокупные затраты на хранение запаса и повторение заказа, а также достичь наилучшего сочетания взаимодействующих факторов, таких, как используемая площадь складских помещений, издержки на хранение запасов и стоимость заказа. Расчет интервала времени между заказами можно производить следующим образом:
                                                     I = N: S/OPЗ                                                  (1.3.3),
       Где N – количество рабочих дней в году, дни;
       S – потребность в заказываемом продукте, шт.;
     ОРЗ – оптимальный размер заказа, шт.
     Полученный  с помощью формулы (1.3.3) интервал времени между заказами не рассматривается как обязательный к применению. Он может быть скорректирован на основе экспертных оценок.6 Например, при полученном расчетном результате (4 дня) возможно, использовать интервал в 5 дней, чтобы производить заказы один раз в неделю.
     Порядок расчета всех параметров системы  управления запасами с фиксированным  интервалом времени между заказами представлен в табл. 1.3.2. Исходные данные параметров системы следующие:
     - потребность в заказываемом продукте, шт.;
     - интервал времени между заказами, дни;
     - время поставки, дни;
     - возможная задержка поставки.
Таблица 1.3.2
Расчет  параметров системы управления запасами с фиксированным интервалом времени между заказами
п/п
Показатель Порядок расчета
1 Потребность, шт. -
2 Интервал времени  между заказами, дни См. формулу (1.3.3) И комментарий  к ней
3 Время поставки, дни
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.