На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Особенности «социологизма» Э. Дюркгейма

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 05.12.2012. Сдан: 2011. Страниц: 14. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 
Липецк 2010
Содержание 

Введение  …………………………………………………………………………….3
    Учение о методе Э. Дюркгейма и концепция социального факта. Особенности «социологизма» Э. Дюркгейма…………………………...…………4
    Основное содержание социологической теории Э. Дюркгейма – поиск социальной солидарности. Нормальное и патологическое в развитии общества……………………………………………………………………...………9
    Что такое парадигма в социологической интерпретации? Какие парадигмы можно выделить в социологии? ……………..……………………………………14
Заключение………………………………………………………………………….18
Список  используемой литературы………………...………………………………19 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

       К наиболее значительным представителям социологического позитивизма конца XIX- начала XX в. относится французский  социолог Эмиль Дюркгейм. Сам он неоднократно подчёркивал значение социологических воззрений О.Конта и Г.Спенсера, которые он критически осмыслил и развил. Он продолжил разработку теории общества как единого социального организма, такой системы, элементы которой должны гармонировать между собой ради сохранения целого.
       Дюркгейм - один из общепризнанных создателей социологии как науки, как профессии и  предмета преподавания. Влияние его  идей присутствует в самых различных  отраслях социологического знания: от общей социологической теории до сугубо эмпирических и прикладных исследований. Все более или менее значительные социологические теории XX в. так или иначе, соотносились с теорией основателя Французской социологической школы. В самых разных странах мира формирование социологии происходило под воздействием дюркгеймовских идей.
       Дюркгейм  энергично выступил против индивидуалистических и психологических подходов в  объяснении 
явлений общественной жизни, согласно которым основную роль в поведении людей и в целом в историческом процессе играют внутренние, 
осознанные и неосознанные, психические факторы, т.е. влечения, желания, стремления  и интересы людей.

       В данной контрольной работе будут  рассмотрены основные направления  работы Э.Дюркгейма: учение о методе Э. Дюркгейма и концепция социального  факта, особенности  «социологизма»; основное содержание социологической теории Э. Дюркгейма – поиск социальной солидарности, нормальное и патологическое в развитии общества. А также будет рассмотрено такое понятие как парадигма в социологии, будут выделены основные виды социологических парадигм. 

       1. Учение о методе Э. Дюркгейма и концепция социального факта.
Особенности «социологизма» Э. Дюркгейма. 

       Эмиль Дюркгейм (1858-1917) - один из общепризнанных создателей социологии как науки. В  истории социологии он представлял  новую и важную главу в ее развитии. Это обусловлено тем, что Дюркгейм практически первым попытался теоретически обосновать и выделить специфический предмет научного изучения социологии - "социальную сферу".
       Эмиль Дюркгейм в течение нескольких лет  преподавал философию в провинциальных лицеях Франции. В 1885-1886 гг. он побывал в научной командировке в Германии, где познакомился с состоянием исследований и преподавания философии и социальных наук.
       В 1887 г. Дюркгейм был назначен преподавателем «социальной науки и педагогики» на филологическом факультете Бордоского университета. Там же в 1896 г. он возглавил кафедру «социальной науки» - по существу, первую кафедру социологии во Франции.
       С 1902 г. Дюркгейм преподавал в Сорбонне, где возглавлял кафедру «науки о  воспитании», впоследствии переименованную в кафедру «науки о воспитании и социологии».
       Главные работы были написаны и опубликованы Дюркгеймом во время его пребывания в Бордо. "О разделении общественного  труда" (1893) - докторская диссертация, в которой Дюркгейм раскрывает теоретические и социально-политические принципы своей теории. Одно из главных произведений Дюркгейма -"Правила социологического метода" (1895).В нем он излагает свою знаменитую концепцию "социологизма". Третья работа Дюркгейма - "Самоубийство: Социологический этюд" (1897) - считается классическим примером приложения теоретических установок к анализу практики социальной действительности. Уже в Париже в 1912 г. выходит еще один большой труд Дюркгейма под названием "Элементарные формы религиозной жизни", который явился результатом изучения религии как общественного феномена.
       С именем Дюркгейма связан также процесс  институционализации социологии на европейском континенте, ее преподавание как самостоятельной учебной дисциплины. Наконец, отмечая роль Дюркгейма в развитии социологии, нельзя не сказать о нем как об основателе французской социологической школы, которая сконцентрировалась вокруг основанного Дюркгеймом журнала "Анналы социологии" (1898-1913-первая серия и вторая серия 1925-1927 гг.).
       В социально-философской концепции Дюркгейма социология занимает центральное место среди общественных наук. Она вооружает, по его мнению, все другие общественные науки методом и теорией, на базе которых должны вестись исследования в различных областях общественной жизни.
       Для превращения социологии в самостоятельную  науку необходимо, считал Дюркгейм, наличие особого предмета и соответствующего метода. Социология должна изучать, полагал он, социальную реальность, элементами которой является социальные факты, в совокупности создающие общество.
       Основополагающие  принципы социологии Дюркгейма часто  обозначают как «социологизм». Этот термин, несомненно, огрубляет и  упрощает представление о дюркгеймовской теории. Тем не менее, он может служить  полезным ориентиром, указывающим на некоторые существенные особенности социологических воззрений французского ученого.
       Для понимания дюркгеймовского «социологизма» необходимо выделить и различать в нем два аспекта: онтологический и методологический.
       Онтологическая1 сторона «социологизма», т. е. концепция социальной реальности, выражена в следующих базовых положениях:
    Социальная реальность включена в универсальный природный порядок; она столь же устойчива, основательна и «реальна», как и другие виды реальности, а потому, подобно последним, она подчинена действию определенных законов.
      2. Общество - это реальность особого рода, не сводимая к другим ее видам.
       Речь  идет прежде всего о всемерном  подчеркивании автономии социальной реальности по отношению к индивидуальной, т. с. биопсихической реальности, воплощенной в индивидах. «...Общество - не простая сумма индивидов, но система, образованная их ассоциацией и представляющая собой реальность sui generis, наделенную своими особыми свойствами. Конечно, коллективная жизнь предполагает существование индивидуальных сознаний, но этого необходимого условия недостаточно. Нужно еще, чтобы эти сознания были ассоциированы, скомбинированы, причем скомбинированы определенным образом», - пишет Дюркгейм. 2
       3. Онтологическая сторона «социологизма» не сводится, однако, к признанию основательности и автономности социальной реальности. Утверждается примат социальной реальности по отношению к индивидуальной и ее исключительное значение в детерминации человеческого сознания и поведения, значение же индивидуальной реальности признается вторичным.
       Таким образом, характерная онтологическая черта «социологизма» — это «социальный  реализм». Дюркгейм признает, что генетически общество возникает в результате взаимодействия индивидов; но, раз возникнув, оно начинает жить по своим собственным законам.
       Методологический  аспект «социологизма» тесно связан с его онтологическим аспектом и симметричен ему.
       1. Поскольку общество - часть природы,  постольку наука об обществе - социология - подобна наукам о природе в отношении методологии. Ее познавательной целью провозглашается исследование устойчивых причинно-следственных связей и закономерностей. Дюркгейм настаивает на применении в социологии объективных методов, аналогичных методам естественных наук.
       Основной  принцип его методологии выражен в знаменитой формуле, согласно которой асоциальные факты нужно рассматривать как вещи». Исследованию должны подвергаться в первую очередь не понятия о социальной реальности, а она сама непосредственно; из социологии необходимо устранить все предпонятия, т. е. понятия, образовавшиеся вне науки.
       2.  Из признания специфики социальной  реальности вытекает самостоятельность социологии как науки, ее несводимость ни к какой другой из наук, специфика ее методологии и понятийного аппарата. Отсюда же и методологический принцип, согласно которому социальные факты должны объясняться другими социальными фактами.
       3.  Однако «социологизм» Дюркгейма  выходит за рамки этого методологического принципа. Поскольку в соответствии с его «социальным реализмом» общество оказывается доминирующей, высшей реальностью, постольку происходит социологизация как объясняемых, так и объясняющих фактов. Социологический способ объяснения провозглашается единственно верным, исключающим другие способы или включающим их в себя. Социология в результате выступает не только как специфическая наука о социальных фактах, но и как своего рода наука наук, призванная обновить и социологизировать самые различные отрасли знания: философию, гносеологию, логику, этику, историю, экономику и другие [2, С.127].
       По  Дюркгейму, предмет социологии —  социальные факты, составляющие систему социальной действительности. Социальные факты «составляют способы мышления, деятельности и чувствования, находящиеся вне индивида и наделенные принудительной силой, вследствие которой они ему навязываются»3. Социальные факты обладают реальностью sui generis и являются частью нашего объективного окружения. Как таковые, социальные факты выполняют роль сдерживающего фактора в поведении людей. Примерами могут служить социальные нормы, прописные истины общественной морали, образчики семейной жизни, религиозные ритуалы и обряды.
       При рассмотрении с такой точки зрения социальный факт приобретает некую  «вещественность», полноправную реальность, которая не зависит от собственных конкретных проявлений в том или другом индивиде. Отличительным признаком реальности sui generis социального факта является ее сопротивление нашим намерениям и действиям. Например, ответом на пренебрежение индивидом моральных и правовых норм обязательно будет ощутимое общественное порицание. Дюркгейм настаивал на том, что объяснение общественной жизни следует искать в самом обществе, которое есть нечто большее, чем просто сумма его частей; это система, формируемая объединением индивидов и приобретающая свойства реальности, со своими собственными ярко выраженными характеристиками. [1, С.25]
       Наиболее  четко принципы классического типа научности были сформулированы в  работе Э. Дюркгейма «Правила социологического метода» (1895г.). В данной работе Э. Дюркгейм излагает основные требования к социальным фактам, которые позволили бы существовать социологии в качестве науки.
       Первое  правило состоит в том, чтобы «рассматривать социальные факты как вещи». Это означает, что: а) социальные факты внешни для индивидов; б) социальные факты могут быть объектами в том смысле, что они материальны, строго наблюдаемы и безличны; в) устанавливаемые между двумя или множеством социальных фактов отношения причинности помогают формулировать постоянные законы функционирования общества.
       Второе  правило состоит в том, чтобы «систематически отмежевываться от всех врожденных идей». Это означает, что: а) социология прежде всего должна порвать свои связи со всякими идеологиями и личностными пристрастиями; б) она также должна освободиться от всех предрассудков, которыми обладают индивиды в отношении социальных фактов.
       Третье  правило состоит в признании примата (первенства, приоритета) целого над составляющими ее частями. Это означает признание того, что: а) источник социальных фактов находится в обществе, а не в мышлении и поведении индивидов; б) общество есть автономная система, управляемая своими собственными законами, не сводимыми к сознанию или действию каждого индивида.
       Итак, социология, по мнению Э. Дюркгейма, основывается на познании социальных фактов. Социальный факт специфичен. Он порожден объединенными действиями индивидов, но качественно отличается по своей природе от того, что происходит на уровне индивидуальных сознаний потому, что у него другое основание, другой субстрат — коллективное сознание. Для того чтобы возник социальный факт, указывает Дюркгейм, необходимо, чтобы, по крайней мере, несколько индивидов объединили свои действия и чтобы эта комбинация породила какой-то новый результат. А поскольку этот синтез происходит вне сознания действующих индивидов (так как он образуется из взаимодействия множества сознаний), то он неизменно имеет следствием закрепление, установление вне индивидуальных сознаний каких-либо образцов поведения, способов действий, ценностей и т. д., которые существуют объективно. Признание объективной реальности социальных фактов является центральным пунктом социологического метода, по Дюркгейму. [7, С.24-26] 
 
 

       2.  Основное содержание социологической  теории Э. Дюркгейма –
поиск социальной солидарности. Нормальное и патологическое в
развитии  общества. 

       Тема  социальной солидарности - главная  тема социологии Дюркгейма. По существу, солидарность для него - синоним  общественного состояния. Работа «О разделении общественного труда» была написана в 1893 году. В ней Дюркгейм предпринял попытку построения оригинальной социологической теории. В ее основание он положил понимание общества как самодостаточной, объективно существующей, независимой от ее членов величины. Первичность общества по отношению к составляющим его индивидам является одной из характерных черт социологии Дюркгейма. В признании первичности социальной организации он схож с Марксом. Основная цель работы — доказать, что социальная солидарность обеспечивается разделением общественного труда.[2, С. 175]
       По  мнению Дюркгейма, общество - это солидарность, или объединение людей в единый организм, существующий над ними и  независимо от их непосредственного  желания. Солидарность одно из основных понятий социологии, оно указывает  на те связи, которые соединяют людей в обществе. Солидарность выполняет в обществе функцию объединения разрозненных индивидов. До появления общества с его солидарностью человечество являло собой неорганизованную массу пралюдей. Благодаря солидарности люди объединены общими интересами и общей деятельностью, они образуют группы и сообщества, имеют возможность прогрессивно развиваться.
       Анализируя  солидарность, Дюркгейм создал типологию  общества. Подобно Конту и Спенсеру, он считает, что человечество прошло две стадии в своем развитии. Каждая из них сопряжена с определенным типом солидарности. Первый тип солидарности - солидарность механическая, ей соответствует сегментарный тип общества. Второй тип солидарности - солидарность органическая, она характерна для организованного типа общества. Механическая солидарность, или солидарность по сходствам, имеет следующие признаки.
       Первый - наличие репрессивного права. Преобладание уголовного права и соединение его с религиозными нормами. Любое отклонение от общественных традиций карается смертью или принудительным отторжением от группы сообщественников. Подобные примеры дошли до нас в самых древних письменных законах: Законах Ману, Законах Хаммурапи и др. Юридический прецедент древнегреческого остракизма также указывает на репрессивный характер права. Наказание в этом типе права является реакцией общества на преступление или проступок, его строгость пропорциональна коллективному возмущению. Наказывая, сообщество охраняет себя от инакомыслия и от нетрадиционного поведения, которое способно разрушить единство.
       Второй  признак механической солидарности выражается в преобладании коллективного сознания над индивидуальным. При этой диспозиции личность равна нулю, правит общее сознание и общее право. Социальные молекулы не имеют самостоятельного движения, они сцеплены в общий организм, который всецело определяет их действия.
       Механическому типу солидарности соответствует сегментарная структура общества. Ее можно представить графически как окружность, разделенную на сегменты, где каждый представляет собой самостоятельную группу сообщественников или клан. Клан - это семья родственников, повторяющих в миниатюре весь клан. Сегменты-кланы объединены в окружность-общество (орду). Репрессивное право, коллективное сознание и общая религия представляют собой те силы, которые не позволяют сегментам распасться на отдельные сообщества. Таким образом, первый тип человеческого общества образовался благодаря силам механической солидарности, стягивающей отдельные группы сообщественников в сообщество.
       Второй  тип солидарности назван Дюркгеймом органической солидарностью. Ей присущи следующие свойства. Во-первых, появление и действие реститутивного права, которое направлено не на наказание, а на защиту прав индивида. Оно предполагает сложную структуру института права, где уголовное право занимает лишь незначительную часть. Помимо него наличествует административное, гражданское, семейное и др. право, есть арбитраж и адвокатура. Во-вторых, видоизменено коллективное сознание. Оно содержит меньше общих чувств, а их интенсивность падает. В качестве примера, подтверждающего это, Дюркгейм приводит факт сокращения употребления поговорок - концентрированных выражений коллективной мысли.
       Данному типу солидарности соответствует органическая структура общества. В ней социальные элементы не однородны, не расположены в линейный ряд, но скоординированы и субординированы. Их сгруппированность происходит уже не по родовым признакам, а по профессиональным. В таком обществе сегменты неравнозначны. Каждый из них приобретает качество самостоятельной функции, следовательно, растет взаимозависимость и теряется необходимость в принудительном, механическом объединении.
       Для наглядного понимания можно воспользоваться  общей схемой дюркгеймовского описания механической и органической солидарности в соответствии с определенными типами обществ.
                                                                                                    Таблица 1
  Механическая  солидарность Органическая  солидарность
1) Морфологическая  (структурная) основа Основана на сходствах (преобладает в менее  развитых обществах) Основана на разделении труда (преобладает в более развитых обществах)
 
 
Сегментарный  тип (вначале на клановой, затем на территориальной основе) Организованный  тип (слияние рынков и рост городов)
 
 
Слабая взаимозависи-мость(относительно слабые социальные связи) Бульшая взаимозависимость (относительно сильные социальные связи)
    Относительно  малый объем населения Относительно  низкая материальная и моральная плотность
Относительно большой объем населения Относительно  высокая материальная и моральная плотность
2) Типы норм (воплощенные в праве) Правила с репрессивными санкциями Преобладание  уголовного права
Правила с реститутив-ными санкциями Преобладание  кооперативного права (гражданского, коммерческого, процессуального, административного и конституционного)
3) Формальные признаки  коллективного сознания Большой объем Высокая интенсивность
Высокая определенность
Власть группы абсолютна
Малый объем  Низкая интенсивность Низкая определенность
Булыпий простор  для индивидуальной инициативы и  рефлексии
4) Содержание коллективного  сознания Высокая степень  религиозности Трансцендентность (господство над интересами человека и беспрекословность)
Приписывание  высшей ценности обществу и интересам общества как целого
Конкретность  и детальный характер
Возрастающая  светскость Ориентированность на человека (связь с интересами человека и открытость для обсуждения)
Приписывание  высшей ценности достоинству индивида, равенству возможностей, трудовой этике и социальной справедливости
Абстрактность и общий характер.
 
       Решающую  роль в деле социальной интеграции Дюркгейм отводил идеалам и верованиям («коллективным представлениям»), видя в них главные компоненты морали и религии. Этим проблемам, носящим в значительной степени социально-философский характер, была посвящена его последняя крупная работа «Элементарные формы религиозной жизни. Тотемическая система в Австралии» (1912 г.). В этой работе им был высказан ряд интересных идей о структуре и социальных функциях религии. Немаловажным аспектом данной работы являлась попытка Дюркгейма выявить социальную природу познавательного процесса. Этим он сыграл важную роль в становлении социологии познания.
       Последовательно проводя мысль о «коллективном сознании» как источнике и регуляторе общественной жизни и общественного развития, Дюркгейм распространяет ее и на происхождение философских категорий. По его мнению, логические категории - суть «коллективные представления», они передают состояние коллектива, и в этом заложена их всеобщность и устойчивость. Он отмечал, что коллективные представления – «продукт громадной кооперации во времени и пространстве. Чтобы создать коллективные представления, множество различных умов соединили, синтезировали, сочетали свои идеи и чувства, многие поколения накапливали в них свои знания и опыт». В коллективных представлениях, по Дюркгейму, сконцентрирована своеобразная умственная жизнь, бесконечно более богатая и сложная, чем умственная жизнь индивида.
       Важную  роль в учении Дюркгейма играют разработанные  им правила различения нормального  и патологического, необходимые  для "управления поведением" (выражение  самого автора). Как отмечает известный  французский социолог Р.Арон, значимость для Дюркгейма этого различения определялась его реформаторскими устремлениями, в частности, надеждой учредить своеобразные "советы действия" по объективному и научному изучению феноменов, результаты деятельности которых служили бы определенным промежуточным звеном между наблюдаемыми фактами и установлением предписаний. И если некий феномен признается нормальным, то у общества нет оснований стремиться к его устранению; если же признается патологическим - общество располагает существенными аргументами в пользу необходимости реформ.
       Для Дюркгейма главным и решающим признаком нормальности факта выступает  частота его проявлений. "Социальный факт нормален для определенного  социального типа, рассматриваемого в определенной фазе его развития, когда он имеет место в большинстве  принадлежащих к этому виду обществ, рассматриваемых в соответствующей фазе их эволюции". Отсюда - раз в любом обществе совершается определенное число преступлений, самоубийств и т.д. и, следовательно, они относятся к регулярно совершаемым действиям, - то такие факты не являются патологическими феноменами. Патология начинается тогда, когда увеличивается средний для данного общества показатель.
       Причины социальных феноменов следует искать в социальной среде, в природе  самого общества. Объяснить социальный феномен - значит отыскать действенную причину его возникновения, отыскать предшествующее явление, неизбежно его порождающее. Причем, считает Дюркгейм, социолог располагает лишь одним средством доказать, что одно явление служит причиной другого - сравнением случаев, когда они одновременно присутствуют или отсутствуют. "Научное исследование не может достигнуть своей цели иначе, как сравнением фактов, и у него тем более будет шансов на успех, Чем увереннее оно будет, что собрало все явления, которые можно с пользой сравнить между собой". 
 
 

       3. Что такое парадигма в социологической интерпретации?
       Какие  парадигмы можно выделить в социологии? 

       Прежде  всего, необходимо указать, что парадигма – это совокупность основных положений и принципов, лежащих в основе той или иной теории, обладающих специальным категориальным аппаратом и признающихся группой ученных.
       Впервые термин «парадигма» ввел в научный  оборот американский философ и историк  науки Т. Кун. Исходя из данного определения, можно утверждать, что понятие парадигмы шире понятия теории. Иногда под парадигмой понимают крупные теории или группы теорий, а также всеми признанные достижения в данной области науки.
       Необходимо также отметить, что наличие в социологии нескольких парадигм также подтверждает ее статус самостоятельной науки. Все социологические парадигмы можно разделить на три уровня: макропарадигмы, микропарадигмы и универсальные общие парадигмы. Помимо данной классификации, существуют и другие.
       Одной из самых распространенных среди  них является классификация российского социолога Г. В. Осипова, который выделял следующие группы социологических парадигм:
    парадигмы социальных факторов (структурный функционализм и теория социальных конфликтов);
    парадигмы социальных дефиниций (символический интеракционализм и этнометодология);
    парадигмы социального поведения (теории обмена и социального действия).
       В западной социологической мысли  сегодня выделяется пять основных парадигм: функционализм, теория конфликта, теория обмена, символический интеракционализм, этнометодология. Таким образом, на сегодняшний момент не существует общенаучного мнения о системе социологических парадигм. Однако необходимо остановиться подробно на характеристике наиболее распространенных в социологии парадигмах.
       Парадигма социального конфликта. Теория конфликта, основоположником которой считается Георг Зиммель, в социологии разрабатывалась целым рядом исследователей: Р. Дарендорфом (ФРГ), Л. Козером (США), К. Боулдингом (США), М. Крозье, А. Турэна (Франция), Ю. Гальтунгом (Норвегия) и др.
       Сторонники  данной теории рассматривают конфликт как естественное явление социальной жизни. Его основой является объективно существующая в обществе дифференциация. Конфликт выполняет в обществе стимулирующую функцию, создавая предпосылки для развития общества.
       Однако  не все конфликты играют в обществе позитивную роль, поэтому на государство возлагается функция контроля над конфликтами, чтобы они не перерастали в состояние повышенной социальной напряженности.
       Теория  социального обмена. Наиболее интенсивно эта парадигма развивалась американскими исследователями Дж. Хомансом, П. Блау, Р. Эмерсоном
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.