На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


дипломная работа Взаимосвязь воспитания и перевоспитания в педагогическом процессе. Перевоспитание в теории и практике современной школы

Информация:

Тип работы: дипломная работа. Добавлен: 05.12.2012. Сдан: 2011. Страниц: 39. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


ЗАБАЙКАЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ  им. Н.Г. ЧЕРНЫШЕВСКОГО.
ФАКУЛЬТЕТ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ.
Кафедра педагогики.
Выпускная квалификационная работа.
Взаимосвязь воспитания и перевоспитания в педагогическом процессе.
Перевоспитание  в теории и практике современной  школы.
Студентки 542 группы
Желуницыной О.А.
Руководитель: к.п.н., доц.
Баркин Г.А.
 
Работа защищена « ____ » июня 2000 г. с оценкой « ______________ ».

Чита 2000г.
Оглавление.
страницы
Введение………………………………………………………...4.
Глава 1. Процесс  воспитания. 
1. Содержание процесса воспитания………………..6. 
2. Особенности воспитательного процесса………...7. 
3. Воспитательный процесс, как система и его роль в целостном педагогическом процессе………………...…………………………..9. 
4. Личностный подход к воспитанию.……………..12.

Глава 2. Трудновоспитуемость  и ее особенности.
2.1. Отрицательные  явления в духовном мире личности  и пути их преодоления. ……..…………...15.
2.2. Кто же  они – трудные дети? ………………………..22.
2.3. Особенности  личности трудновоспитуемого. …….24.
2.4. Диагностика  трудновоспитуемости. ……………….27.
Глава 3. Перевоспитание личности.
3.1. Сущность  перевоспитания. ………………………..30.
3.2. Функции и  задачи перевоспитания. ………………33.
3.3. Методы перевоспитания (переубеждение,
переучивание, “метод взрыва”, ”реконструкция” характера, переключение, самосовершенствование, поощрение и наказание). ………………………….. 35.
3.4. Основные  направления перевоспитания. ……….. 58.
3.5. А. С. Макаренко  и В. А. Сухомлинский о трудных  детях. ………………………………......60.
Заключение ...…………………………………………………63.
Приложение .....…..…………………………………………65.
Список литературы. ………………………………………….67.
Введение.
Педагогика –  одна из интереснейших социальных дисциплин, которая дело с самыми широкими социальными  процессами. Эти процессы наполнены  шумом голосов, деянием рук человеческих. И за всем этим космосом чувств, диалогов – реальные люди, реальные дети, реальные воспитатели.
Сталкиваются  не просто отдельные личности, коллективы – сталкиваются поколения. Поколения  воспитателей и воспитуемых. И даже поколения тех, кто претендует на лидерство в педагогических спорах.
Педагогика никогда  не может стать монополией ни узких  специалистов, ни 
– тем более – отдельных групп, кланов.

Современное воспитание – дело всенародное. Оно должно быть основано на народных традициях, и осуществляться в интересах народа, государства.
Современное воспитание – всегда сплав научных знаний о человеке, опыта человеческой культуры, народной мудрости. Если один из этих компонентов  не учитывается, воспитание становится неизбежно ущербным, где зарождаются  педагогические ошибки, которые порождаются  усложнением задач воспитания.
Корни надо искать главным образом в недостатках  знаний детской психологии, особенностей ребенка, его развития, в педагогических заблуждениях и самоуверенности.
Если учитель  допустит промахи в своих действиях, то может нормальный ребенок превратиться в трудновоспитуемого.
И только тогда, когда воспитание будет взаимодействовать  в совокупности с самовоспитанием  и перевоспитанием и будет  обеспечено положительное психическое  развитие подростка, трудновоспитуемость  будет преодолена.
Объект исследования: процесс обучения. 
Предмет исследования: процессы воспитания, самовоспитания и перевоспитания. 
Цель исследования: теоретические основы процесса воспитания и самовоспитания и их развитие на современном этапе. 
Цель определила следующие задачи:

1. Проанализировать  психолого-педагогическую литературу  по проблеме воспитания, самовоспитания  и перевоспитания.
2. Охарактеризовать  сущность воспитания, самовоспитания  и перевоспитания. 
Методы теоретического и сравнительно-исторического анализа.

Глава 1. Процесс  воспитания.
1.1. Содержание  процесса воспитания.
Под содержанием  воспитания понимают систему знаний, убеждений, навыков, качеств и черт личности, устойчивых привычек поведения, которыми должны обладать учащиеся в  соответствии с поставленными целями и задачами. 
Умственное, физическое, трудовое и политехническое, нравственное, эстетическое воспитание, слитые в целостном педагогическом процессе, и дают возможность достичь главную цель воспитания: формирование всесторонне и гармонически развитой личности.

В основе современной  идеологии воспитания лежат идеи:
1. Реализм целей  воспитания. Реальная цель сегодня  – разносторонне развитие человека, опирающееся на его способности  и дарования.
Средство достижения этой цели – освоение человеком  базовых основ культуры. Это культура жизненного самоопределения: экономическая  культура и культура труда, политическая, демократическая и правовая; нравственная и экологическая; художественная и  физическая; культура семейных отношений.
2. Совместная  деятельность детей и взрослых. Поиск совместно с детьми нравственных  образцов, лучших образцов духовной  культуры, деятельности, выработка  на этой основе собственных  ценностей, норм и законов жизни  составляют содержание работы  воспитателя, обеспечивая активную  личную позицию школьника в  воспитательном процессе.
3. Самоопределение.  Развивающее воспитание предполагает  формирование целостной личности  – человека с твердыми убеждениями,  демократическими взглядами и  жизненной позицией.
4. Личностная  направленность воспитания. В центре  всей воспитательной работы школы  должна стоять не программа,  не мероприятие, не формы и  методы, а сам ребенок, подросток,  юноша – высшая цель, смысл  нашей педагогической заботы. Движение  от ближайших интересов воспитанников  к развитию высоких духовных  потребностей должно стать правилом  воспитателя.
5. Добровольность. Воспитательный процесс, если  он организован как принудительный, ведет к деградации нравственности, как ребенка, так и учителя.  Детей нельзя обязать “воспитываться”.  Свободная воля воспитанника  проявляется, если воспитатели  опираются на интерес, стремление к самостоятельности, романтику, чувство товарищеского и гражданского долга.
6. Коллективная  направленность. В содержании воспитательной  работы предстоит преодолеть  отношение к коллективу, как к  сугубо дисциплинарному средству, способному подавлять личность, а не возвышать её духовные, нравственные силы.
1.2. Особенности  воспитательного процесса.
В целостном  педагогическом процессе важное место  занимает процесс воспитания (воспитательный процесс). Сущность, а также роль и место этого процесса легче  всего обнаружить, рассматривая его  в структуре более общего процесса формирования личности. Там, где формирование личности имеет управляемый, контролируемый характер, где люди руководствуются  сознательными намерениями, действуют  не стихийно, а по заранее намеченному  плану в соответствии с поставленными  задачами, и проявляется воспитание. В 
– процесс целенаправленного формирования личности. Это специально организованное, управляемое и контролируемое взаимодействие воспитателей и воспитанников, у которых конечная цель – формирование личности.

Воспитательный  процесс имеет ряд особенностей. Прежде всего, это процесс целенаправленный. Наибольшую эффективность обеспечивает такая его организация, при которой  цель воспитателя превращается в  цель, близкую и понятную воспитаннику.
Современный воспитательный процесс характеризуется единством  целей и сотрудничеством при  их достижении.
Особенность воспитательного  процесса проявляется в том, что  деятельность воспитателя, управление этим процессом, обусловлена не только объективными закономерностями. Это  в значительной мере искусство, в  котором выражается своеобразие  личности воспитателя, его индивидуальности, характера, его отношения к воспитанникам. Соответствие субъективным факторов, выражающих внутренние потребности  личности, объективных условиях, в  которых личность живет и формируется, помогает успешно решать задачи воспитания. (с.м. Таблицу № 1 ).
Сложность воспитательного  процесса:
- его результаты  не так явственно осуществимы  и не так быстро обнаруживают  себя, как, например, в процессе  обучения;
- между педагогическими  проявлениями воспитанности и  невоспитанности лежит длительный  период образования необходимых  свойств личности, где личность  подвергается одновременному воздействию  множества разнохарактерных влияний  и накапливает не только положительный,  но и отрицательный опыт, требующий  корректировки;
- воспитательный  процесс очень динамичен, подвижен  и изменчив.
Воспитательный  процесс отличается:
1. длительностью,  по сути - длится всю жизнь.  К. Гельвеций писал:
“Я продолжаю  еще учиться, мое воспитание еще  не закончено. Вся моя жизнь есть, собственно говоря, лишь одно длительное воспитание.”
2. непрерывностью. Процесс школьного воспитания  – это процесс непрерывного, систематического  взаимодействия воспитателей и  воспитанников. Если процесс воспитания  прерывается, идет от случая  к случаю, то воспитателю постоянно  приходится заново прокладывать  “след” в сознании ученика,  вместо того чтобы углублять  его, вырабатывать устойчивые  привычки;
3. процесс комплексный.  Единство целей, задач, соединения  форм и методов воспитательного  процесса подчинены идее целостного  формирования личности. Эта способность  требует соблюдения целого ряда  важных педагогических требований, тщательной организации взаимодействия  между воспитателями и воспитанниками;
4. вариативностью (неоднородностью) и неопределенностью  результатов.
Уровень профессиональной подготовки воспитателей, их мастерство, умение руководить процессом оказывают  большое влияние на его ход  и результаты. Факторы неопределенности: большие индивидуальные различия воспитанников, их социальный опыт, отношение к  воспитателю;
5. двусторонним  характером. Идет в двух направлениях: от воспитателя к воспитаннику (прямая связь) и от воспитанника  к воспитателю (обратная связь)
Управление воспитательным процессом строится главным образом на обратных связях, т. е. на той информации, которая поступает от воспитанников. Чем больше ее в распоряжении воспитателя, тем целесообразнее воспитательное воздействие.

1.3. Воспитательный  процесс, как система, и его  роль в целостном педагогическом  процессе.
Процесс воспитания - сложная динамичная система. Каждый компонент этой системы может  рассматриваться как система, создавая свои компоненты. 
Системный подход к анализу воспитательного процесса обязательно предусматривает изучение взаимодействия системы со средой, т. к. любая система не может существовать вне определенной среды, она может быть понята только во взаимодействии. 
Необходимо зафиксировать участие элементов и систем в процессе, т. е.

В непрерывном  изменении во времени. Поэтому процесс  воспитания рассматривается как  динамичная система, где определяется как он зарождался, развивался и  каковы пути его дальнейшего развития в будущем.
Критерии выделения  и анализа систем в воспитательном процессе:
- цель и задачи;
- содержание  воспитательного процесса;
- условия протекания  воспитательного процесса;
- взаимодействие  воспитателей и воспитанников;
- методы, применяемые  в воспитательном процессе;
- формы воспитательной  деятельности;
- этапы (стадии) развития процесса во времени  и мн. др. 
По целевому критерию структура воспитательного процесса представляет совокупности задач, на решение которых направлен процесс. В условиях современной отечественной школы процесс воспитания направлен на:

- целостное воспитание  личности с учетом цели всестороннего  гармонического развития личности;
- формирование  нравственных качеств личности  на основе общечеловеческих ценностей,  социально ориентированной мотивации,  гармоничности интеллектуальной, эмоциональной  и волевой сфер развития личности;
- приобщение  школьников к общественным ценностям  в области науки, культуры, искусства;
- воспитание  жизненной позиции, соответствующей  демократическим преобразованиям  общества, правам и обязанностям  личности;
- развитие склонностей,  способностей и интересов личности  с учетом ее возможностей и  желаний, а также социальных  требований;
- организацию  познавательной деятельности школьников, развивающей индивидуальное и  общественное сознание;
- организацию  личностной и социально ценной, многообразной деятельности, стимулирующей  образование, обусловленной целью  воспитания качеств личности;
- развитие важнейшей  социальной функции личности  – общение в изменяющихся условиях  трудовой деятельности и повышение  социальной напряженности.
Критерий –  последовательность этапов, через которые  обязательно должен пройти процесс, направленный на качественное решение  поставленных задач. 
Данная структура очень важна для понимания глубинной закономерности единства и постепенности воспитательного процесса. ( с.м. Таблицу № 2 ).

Эффективность воспитания зависит:
1. От сложившихся  воспитательных отношений.
2. От соответствия  цели и организации действий, помогающих эту цель достигнуть.
3. От соответствия  социальной практики и характера  (направленности, содержания) влияния  на воспитанников.
Сам процесс  воспитания динамичен. Это выражается в его непрерывном развитии, динамичности, подвижности, изменчивости. Воспитательный процесс развивается в соответствии с действующими причинами. Он изменяется в зависимости, например, от возрастных особенностей учеников, он становится иным в различных условиях и конкретных ситуациях. Бывает так, что одно и  тоже воспитательное средство в одних  условиях оказывает сильное воздействие на воспитанников, а в других – самое незначительное.
Диалектика воспитательного  процесса раскрывается в его противоречиях, внутренних и внешних. Именно противоречия рождают ту силу, которая поддерживает непрерывное течение процесса. Одним  из основных внутренних противоречий, проявляющихся на всех этапах становления  личности, выступает противоречие между  возникающими у нее новыми потребностями  и возможностями их удовлетворения.
Возникающие при  этом «рассогласование» побуждает  человека активно пополнять, расширять  опыт, приобретать новые знания и  формы поведения, усваивать нормы  и правила. Какую направленность приобретут эти новые качества, зависит  от многих условий: деятельности, активности, жизненной позиции личности.
Назначение воспитания – правильно сориентировать формирование личности, а это возможно лишь на основе глубокого знания движущих сил, мотивов, потребности, жизненных планов и ценностных ориентаций воспитанников.
Внешние противоречия также сильно сказываются на направленности и результатах воспитательного  процесса. Отмечу сильно обострившееся  противоречие содержание информации (исторической, литературной, политической) внесение немалую сумятицу в молодые умы. Противоречие между словом и делом  нередко становится причиной многих затруднений и недостатков воспитания также, как и преобладание словесных  методов воспитания и относительно их обособленности от практического  поведения личности.
Особенно внимательно  педагогам надо относиться к противоречию между внешними влияниями и внутренними  стремлениями воспитанников. Без зоркости к внутреннему содержанию действий ребенка, деятельность педагога обречена на безнадежный формализм.
1.4. Личностный  подход.
Психолого-педагогические исследования последних десятилетий  показали, что первостепенное значение в личностном подходе имеет не столько знания воспитательного  возраста и индивидуальных особенностей, сколько учет личностных характеристик  и возможностей воспитанников. Личностный подход понимается как опора на личностные качества, которые выражают важные для воспитания характеристики –  направленность личности; ее ценностные ориентации, жизненные планы, сформировавшиеся установки, доминирующие мотивы деятельности и поведения.
Ни возраст, взятый в отдельности, ни индивидуальные особенности  личности (характер, темперамент, воля и др.), просматриваемые изолированно от названных ведущих качеств, не обеспечивают достаточных оснований  для высококачественного личностно  – ориентированного воспитания. Ценностная ориентация, жизненные планы, направление  личности, безусловно, связаны с  возрастом и индивидуальными  особенностями. Но только приоритет  главных личностных характеристик  выводит на правильный учет данных качеств.
Принцип личностного  подхода в воспитании требует, чтобы  воспитатель:
1. постоянно  изучал и хорошо знал индивидуальные  особенности темперамента, черты  характера, взгляды, вкусы, привычки  своих воспитанников.
2. умел диагностировать  и знал реальный уровень сформированности  таких важных личностных качеств,  как образ мышления, мотивы, интересы, установки, направленность личности, отношение к жизни, труду, ценностные  ориентации, жизненные планы и  др.
3. постоянно  привлекал каждого воспитанника  к посильной для него и все  усложняющейся по трудности воспитательной  деятельности, обеспечивающей прогрессивное  развитие личности.
4. своевременно  выявлял и устранял причины,  которые могут помешать достижению  цели, а если эти причины не  удалось вовремя выявить и  устранить – оперативно изменял  тактику воспитания в зависимости  от новых сложившихся условий  и обстоятельств.
5. максимально  опирался на собственную активность  личности
6. сочетал воспитание  с самовоспитанием личности, помогал  в выборе целей, методов, форм  самовоспитания.
7. развивал самостоятельность,  инициативу, самостоятельность воспитанников,  не столько руководил, сколько  умело организовывал и направлял  ведущую к успеху деятельность.
Проектируя будущие  результаты воспитания, надо помнить  о постепенном снижении потенциальных  возможностей воспитанников при  выработке ряда качеств из-за уменьшения с возрастом пластичности нервной  системы, нарастания психологической  сопротивляемости внешнему воздействию  и необратимости сензитивных  периодов.
Учитывая возросший  уровень знаний современных школьников, их разнообразные интересы, воспитатель  и сам должен всесторонне развиваться: не только в области своей специальности, но и в области политики, искусства, общей культуры, должен быть для  своих воспитанников высоким  примером нравственности, носителем  человеческих достоинств и ценностей.
Глава 2. Трудновоспитуемость  и ее особенности.
2.1. Отрицательные  явления в духовном мире личности.
Основные внешние  причины.
В педагогике и  психологии господствует идея социальной обусловленности отрицательных  явлений в психике личности, отнюдь не связанная с социальной природой. Наоборот, всякое проявление безнравственности, правонарушения и преступления есть следствие разрыва здоровых связей личности с обществом, искажений, отклонений в ее социальном развитии.
Причины и содержание отрицательных явлений в духовном мире личности меняется постоянно.
Уже в 20 – 30 годы были выделены три группы причин, определяющих трудновоспитуемость и отклонения в поведении: социальная испорченность, педагогическая запущенность и аномальные болезненные отклонения в психическом  развитии. Этими причинами в те годы являлось массовое сиротство, беспризорность миллионов детей, низкий уровень  духовного развития родителей, консерватизм учителей, ошибки в школьном и семейном воспитании.
Отрицательные внешние явления, сочетаясь со слабостями и отклонениями в психике, создают  внутренние причины трудновоспитуемости  и аморальности. 
Возникает негативная установка личности к окружающему миру.

К 60 годам изменяются показатели детских правонарушений и преступлений. Четко прослеживается тенденция: если в 20 – 30 годы отрицательные  явления во внутреннем мире детей  были следствием плохих жизненных условий, нужды и голода, то в 60-е детскую  психику уродуют материальные излишества и нездоровый образ жизни (культ  удовольствия, легкая, красивая жизнь).
Произошли существенные изменения и в психологии трудновоспитуемых: прежде превалировали такие отрицательные  качества, как жестокость, анархизм, воровство, недоверие к советской  власти. У трудных детей 60 годов  в первую очередь бросались в  глаза эгоизм, зависть, лживость, лень, умение лавировать, пользоваться слабостями окружающих, чувство безнаказанности.
Изменились и  силы, участвующие в перевоспитании: в 20 – 30 годы перевоспитание осуществлялось в специальных учреждениях, а  в 60-е – усилиями широких слоев  населения, общественности, школы, семьи, производства, органов милиции и  т.п. Больше стало возможностей для  эффективного решения проблем перевоспитания.
В настоящее  время ведущие место среди  внешних причин трудновоспитуемости  занимают ошибки и недостатки в школьном и семейном воспитании. Поскольку  семья и школа – общественные ячейки, а воспитание – процесс  социальный, то причины трудновоспитуемости  по-прежнему носят социальный характер.
Социалистическая  система ликвидировала коренную причину безнравственности, правонарушений и преступлений. Но в сознании людей, еще остались пережитки прошлого в виде мещанской психологии, жажды  наживы, тунеядства и др. Алкоголизм, маскируясь под традиционное гостеприимство, сохраняется еще и потому, что  повышается материальное благосостояние, увеличивается свободное время. В первую очередь от алкоголизма  страдают люди с низким культурным уровнем, безвольные, опустившиеся. Здесь  прослеживается важная закономерность: если благоприятные для расцвета личности социальные условия не сочетаются с духовным развитием людей, ростом их образования и культуры, то проявляются  такие пережитки прошлого, как  жадность, спекуляция, пьянство, протекционизм, мещанство.
Очередная причина  появления отрицательных явлений  во внутреннем мире людей – недостатки в хозяйственном и культурном строительстве, в организации труда  на производстве, в сфере обслуживания населения.
В наше время  воспитание нового человека является задачей государственной важности. От ее решения зависит в конечном счете темпы и уровень перехода к новым общественным отношениям. Между тем школа недостаточно полно удовлетворяет резко возросшие  запросы детей, не всегда обеспечивает квалифицированное руководство  эстетическим и техническим развитием  детей. По данным многочисленных педагогических исследований, школьная жизнь не удовлетворяет  многих учащихся. Это ведет к отчуждению части детей от школы, усложняет  руководство их нравственным воспитанием. 
Значительную трудность представляет несогласованность и противоречивость воспитательных влияний, связанная, во-первых, с отсутствием единства требований педагогов, во-вторых, с несогласованностью действий школы и семьи. Возникает неустойчивая воспитательная среда, в котором хозяином положения является ребенок, не обладающий ни нравственной достаточной зрелостью, ни жизненным опытом.

Неустойчивость  воспитательных влияний и их противоречивость ведут к неустойчивости поведения, к непрочности сформированных положительных  качеств, порождают безволие, легкую внушаемость и чрезмерное самомнение – качества, характерные для большинства  трудных детей.
Педагогической  наукой установлено, что: 
1. Ни одна отдельно взятая причина не может привести к сложным отрицательным изменением в психике. Трудновоспитуемым, правонарушителем, преступникам, асоциальной личностью человек становится только под воздействием совокупности неблагоприятных причин. Следовательно, система перевоспитания должна быть направлена на то, чтобы не дать возможности отрицательным различным влияниям и неблагоприятным условиям соединиться, действовать в комплексе. В этом случае отдельные личностные недостатки вступают в более легкой форме и при активном участии трудовых, учебных коллективов, самого воспитуемого успешно устраняются.

2. Переделка,  перестройка, внутреннего мира  человека – процесс естественный, необходимый по отношению ко  всем без исключения людям.  В его основе лежат единые  процессы перестройки сознания  и поведения.
Причем важно, чтобы были определены научные основы перевоспитания как органической части  системы воспитания.
Внутренние предпосылки.
Нередко бывает, что люди живут в идентичных условиях, переживают одни и те же события, испытывают одинаковые отрицательные воздействия. Но один человек выходит из жизненных  испытаний закаленным, другой –  духовно сломленным, без веры в  себя и людей – деградирует. Следовательно, неблагоприятные условия, обстоятельства, вредные влияния одним воспринимаются и усваиваются, другим отвергаются. Внутренний мир личности ил способствует образованию отрицательных качеств, или оказывает острое сопротивление  злу, активизирует борьбу человека с  негативными явлениями.
В науке предрасположенность  к отрицательному и сопротивляемость ему объясняются различно. Буржуазные ученые, например, определяли предрасположенность  к преступности по конституции тела, длине конечностей, овалу лица, величине головы и др. Нелепость подобных рассуждений вскоре выяснилась, стала  очевидной всем. Но до сих пор  в буржуазной науке живет идея наследственной обусловленности аморального  поведения. В отличии от нее советская  педагогика выделяет четыре основные группы внутренних предпосылок, способствующих образованию отрицательных явлений.
Первая группа – факторы положительного развития личности, искаженные в результате неправильного воспитания. 
К ним относятся: a) Направленность личности, которая придает устойчивость жизненной позиции человека, помогает ему отличать нравственное от безнравственного, отметать всякие попытки извне разрушить духовные ценности личности, выражающие ее общественную сущность. b) Уровень общего развития личности. Исследования показывают, что эрудиция, развитость ума и другие показатели общего развития помогают воспитанникам отличить действительные нравственные ценности от мнимых, правильно осуществить выбор идеала, критически отнестись к оценке действий и поступков людей. Общее развитие способствует интенсивному росту сознания и самосознания, на базе которых формируется объективная самооценка – важный фактор борьбы самой личности с имеющимися недостатками. c) Диалектика формирования внутреннего мира личности. Сердцевиной является процесс развития. Диалектика всякого развития построена на возникновении и разрешении внутренних противоречий, борьбе старого и нового, положительного и отрицательного. Чтобы предотвратить возникновение отрицательных явлений в духовном мире личности, необходимо учитывать сложность и противоречивость воспитания отдельных качеств их взаимосвязь. d) Все возрастающая нетипичность личности. Это явление прогрессивное: общество создает предпосылки для все более полного расцвета индивидуальности человека, для проявления и развития дарований и способностей для личного и социального самоутверждения в различных сферах жизни и труда. Нетипичность личности ярко проявляется в подростковом возрасте, когда по данным многих исследований, уже оформляются устойчивые профессиональные интересы, завершается физиологическое созревание, формируются половые особенности, индивидуальность становится неповторимой за счет дарований и способностей. В целом факторы положительного развития являются основой воспитания сопротивляемости личности и преодоления ее отрицательных свойств. Но для этого учебно-воспитательный процесс должен соответствовать основным принципам и требованиям воспитания.

Вторая группа – факторы отрицательного развития личности, возникшие в результате пробелов и отклонений в психическом  развитии.
Дети с отклонениями в психическом развитии обостренно реагируют только на отрицательное, слабо замечают и воспринимают положительное  в окружающем мире. Вялые и апатичные, они не могут напряженно учиться  и трудиться.
Отклонение в  психике при правильном лечении  и воспитании могут быть устранены. Положительные социальные и педагогические влияния в этом случае играют решающую роль.
Пробелы в психическом  развитии. В следствии упущений и  ошибок в воспитании могут возникнуть недостатки в психическом развитии, пробелы и искажение являющиеся внутренней предпосылкой отрицательного в духовном мире личности. Если психические  состояния соединяются с психологическими ошибками, неизбежно появление грубости, неуважения к людям вообще. На этой основе формируется индивидуализм.
Нередко вследствие тяжелой семейной атмосферы у  ребенка возникают неврозы. Истеричность, вспыльчивость ведут к драчливости, скандальности, неуживчивости, вообще к недостаткам в развитии воли, а затем и к отрицательным  волевым качествам.
Третья группа – уже сформированные отрицательные  качества.
В соответствии с принципом детерминизма, внутреннее изменяется под влиянием внешнего, а всякое новое внешнее воздействие  преломляется через духовный мир  личности. И то того, как примет личность эти внешние влияния, что усвоит, а что отбросит, зависит результат  внешнего воздействия. Уже сформированные под воздействием внешнего внутренние образования, уровень развития становятся важнейшими факторами дельнейшего  изменения духовного мира личности, более того, обладают свойством саморазвития. В этом случае человек ищет и создает  благоприятные условия, чтобы сохранить  свой внутренний мир, удовлетворить  свои потребности, применить свои силы и способности.
Четвертая группа внутренних предпосылок трудновоспитуемости  – несформированность социально  ценного индивидуального опыта. Основой формирования положительных  качеств является социально ценный жизненный опыт. Он создает противодействие  отрицательным влияниям. Не случайно там, где школа много работает над созданием здорового образа жизни, включением детей в общественно  полезные дела, где идет обогащение индивидуального опыта на основе традиций народа.
В системе воспитания индивидуальный жизненный опыт должен быть соединен с социально ценным опытом коллектива, с традициями и  обычаями народа.
Существующая  в школе система воспитательной работы не учитывает разнообразия развития определенной категории детей, не дает им возможности проявить себя, свои положительные качества. Происходит отставание общего и нравственного  развития части подростков.
Перед школой и  общественностью стоит важная задача – организовать разносторонний практический опыт детей. В противном случае все  словесные воспитательные воздействия  окажутся бесполезными, неэффективными, лишенными реальной практической базы.
Слабости и  недостатки положительного опыта ведут  к отрицательному: обману родителей  и учителей, бесцельному время  препровождению, хулиганским действиям, употреблению спиртных напитков и др. Асоциальный опыт деятельности и  поведения всегда вытекает из педагогических ошибок, недостатков в работе школы: ученику теряет интерес к учению из-за своих неудач, неумения учиться, думать и поступать самостоятельно, критически относиться к отрицательному опыту некоторых взрослых. Асоциальный  опыт включает в себя безнадзорное поведение, неподчинение, своеволие, бесцельное времяпрепровождение, устойчивую конфликтность  с окружающими, нездоровый образ  жизни.
В основе асоциального опыта лежит нездоровый образ  жизни. Не случайно правонарушения в 9 случаях из 10 совершаются подростками  тогда, когда они не учатся, не заняты общественно полезным трудом. 80% правонарушителей, впервые совершивших преступление, находились в нетрезвом состоянии.
Следовательно, асоциальный жизненный опыт личности является основным источником аморальных поступков и действий. Именно при  наличии подобного опыта в  духовном лице личности обретает тенденцию  к саморазвитию, к дальнейшей духовной деформации. Все предыдущие группы внутренних предпосылок образования  отрицательных явлений в духовном мире личности, как и внешние причины, не действуют изолированно друг от друга. Взаимодействие неблагоприятных  внутренних факторов осуществляется на почве асоциального опыта, Этот опыт есть и следствие других отрицательных  явлений в духовном мире, и в  условиях их дальнейшего усугубления. Первичные же отрицательные явления  возникают из неудач в деятельности и отношениях вследствие неподготовленности, недостаточности развития положительных  качеств личности.
2.2. Кто же  они – трудные дети?
До недавнего  времени очень модным было утверждение: нет плохих школьников, есть плохие учителя, а поскольку это так, то нет и трудных детей, их придумали  горе- педагоги для того, чтобы как-то объяснить свое неумение воспитывать.
Трудный ребенок  – это маленький человек, у  которого в силу самых разнообразных  причин видно ненормальности, какие-то отклонения в умственном развитии. Обычные методы и приемы воспитания, которые приводят к хорошим результатам  в работе с основной массой детей, к трудным детям применять  безрезультатно, надо искать какие-то другие, особенные методы и приемы воспитания.
Трудные дети - понятие  сложное. У каждого из них что-то свое, особенное, индивидуальное, не похожее  на других трудных детей: своя причина, свои особенности отклонения от нормы, свои пути воспитания. Надо помнить, что  трудного ребенка, каким бы он ни был, мы должны поставить на дорогу гражданской, трудовой, духовной жизни.
Умственное воспитание с каждым годом играет все большую  роль в формировании духовного, морального, гражданского облика человека. Нельзя допустить, чтобы в школе была группа детей, чувствующих себя неудачниками, ни на что не способными. Одной из причин правонарушений среди несовершеннолетних и среди молодежи вообще является как раз то , что некоторые подростки  переживают горечь собственной интеллектуальной неполноценности. Если к этому прибавляется еще неблагополучная обстановка в семье, то опасность срывов в  моральном поведении трудных  воспитанников еще больше возрастает.
Основные причины, в силу которых ребенок становится трудным, неуспевающим, отстающим, в  подавляющем большинстве кроются  в воспитании, в условиях окружающих ребенка в годы раннего детства. Родители и воспитатели дошкольника  и младшего школьника имеют дело с самым тонким, самым чутким, самым нежным, что есть в природе  – с детским мозгом. И если ребенок стал трудным, если все что  посильно другим людям, ему не посильно, значит в детстве он не получил  для своего развития от окружающих людей того, что должен был получить. 
Трудным ребенок становится именно в этом возрасте – от года до семи – восьми лет. И если воспитатель не увидел, не понял этого, не уяснил причин, истоков отклонения от нормального умственного развития, трудности его дальнейшей умственной жизни еще больше усугубляются. Если же эти причины, истоки понятны, изучены, исследованы в действие вступает могущественная сила – воспитание, построенная на таких же строго научных основах, как и лечение больного.

2.3. Особенности  личности трудновоспитуемого.
Осуществление перевоспитания немыслимо без глубокого  анализа поведения трудных детей (особенностей их психики, обусловивших это поведение). 
Трудному подростку свойственны в основном те же качества личности и возрастные особенности, которые присущи всем его сверстникам. При этом именно общее, присущее всем преобладает над особенным, специфическим, характерным лишь для трудных подростков.

Это значит, что  перевоспитание должно осуществляться на основе общих принципов учебно-воспитательного  процесса с учетом специфических  особенностей трудновоспитуемых. Это  требует всестороннего и объективного анализа особенностей поведения  трудных детей. Между тем особенности  поведения трудных детей есть прежде всего своеобразное отражение  неблагоприятных внешних влияний. Поэтому типичные черты трудных  подростков свидетельствуют о типичных ошибках в их воспитании. Одной  из таких ошибок является недостаточное  внимание к мотивам поступков  и поведения трудных подростков.
Трудновоспитуемость и сам процесс перевоспитания связаны не только с изменением поведения, но и с преобразованием всей мотивационной  сферы трудного подростка. Когда  трудновоспитуемость возникает, формируется  и особая, ее поддерживающая и оправдывающая  система мотивов. Наличие антиобщественных мотивов поведения способствует образованию вредных привычек и  отрицательных качеств. Но бывает и  наоборот: совершение поступков, неправильное поведение ведут к поиску мотивов, с помощью которых подросток  как бы оправдывает себя, утешает, что ничего плохого не произошло, что иначе он не мог поступить.
Мотивационная среда трудных подростков включает:
- ведущие мотивы, определяющие отрицательную направленность  личности;
- житейские или  бытовые мотивы, регулирующие в  основном взаимоотношения трудного  подростка с окружающими людьми, определяющие его ситуативное  поведение. 
Определяя мотивы поведения трудных подростков, нельзя по одинаковым причинам или похожим условиям судить о сходстве мотивов. Даже в совершении группового проступка каждый подросток действует по разным мотивам. Именно вследствие различия мотивационной сферы трудный подросток весьма своеобразно реагирует на различные воспитательные влияния. И определить направление перевоспитания можно только в том случае, когда будут ясны мотивы поведения каждого конкретного подростка.

Для всех трудных  подростков характерна потребность  в ярких впечатлениях, эмоциональных  переживаниях.
Следовательно, перевоспитание должно перестроить  мотивационную сферу подростка  и переключить его чувства, переживания  на общественно полезные дела.
Среди отрицательных  качеств трудного подростка всегда есть такое, которое является главным, ведущим, определяющим все поведение  подростка. 
Для многих трудных подростков характерен, например, эгоизм. Чаще всего он проявляется в виде потребительских наклонностей и личных установок. 
Эгоизмом страдают преимущественно избалованные дети. 
Беспринципность – другая распространенная черта трудных детей.

Для таких детей  нет твердых норм морали. Чтобы  перевоспитать такого подростка, требуется  восстановление единых требований в  семье и школе, создание твердых  правил, четкого режима, традиций.
Поведение некоторых  подростков может определяться легкомысленным отношением к жизни. Личность трудного подростка формируется в зависимости  от типа нервной системы, от темперамента, всех биологических и психических  компонентов. К примеру, сангвиник  острее переживает неудачу, более страстно протестует против несправедливости, ошибок педагогов, активнее борется  за осуществление своих желаний. Флегматик не реагирует на “мелочи  жизни”, но тяжело переживает конфликтные  длительные состояния с окружающими  и т. д.
Как показывают исследования, в характере трудного подростка нередко уживаются  крайние противоположности: развитый ум и почти не развитые чувства (или  наоборот), ограниченный кругозор и  богатый отрицательный опыт в  бытовой жизни и т. д. Все это  создает внутреннюю напряженность  и противоречивость желаний, чувств, что выражается в противоречивых поступках подростка. Это и есть первая особенность поведения трудновоспитуемых, которую обязан учитывать педагог, организуя перевоспитание.
Вторая особенность  поведения трудных детей - конфликтные  длительные отношения с окружающими. Вначале конфликтные отношения  возникают, как правило, помимо воли подростка с одним из родителей  или педагогов. Затем конфликтная  среда расширяется и завершается  окончательно испорченными отношениями  с большинством взрослых и сверстников.
Третьей особенностью, характеризующей поведение трудновоспи- туемых, является жизненная эгоистическая  позиция: они все оценивают с  точки зрения того, выгодно им это  или нет; что они получат для  себя, если выполнит требование родителей  или педагогов. Погоня за удовольствиями, часто нездоровыми (вино, табак, карты) на высокой стадии трудновоспитуемости  становится основным стимулом поведения. При этом дело доходит до воровства, злостного хулиганства.
Четвертая особенность  – крайняя неустойчивость их интересов  и стремлений, перемена настроений, желаний (в 2 - 3 раза более высокая  интенсивность).
Пятая особенность  поведения трудновоспитуемых –  это противодействие воспитательным воздействиям.
Особенности развития трудного ребенка:
- основные отклонения  в развитии психики, которые  породили неправильное поведение;
- систему ведущих  мотивов и стимулов поведения  трудных детей; главные отношения  трудного подростка с окружающим  миром.
Особенно часто  трудные подростки отвергают  требования нелюбимых педагогов, т. е. тех, которые случайно или преднамеренно  обидели их, унизили их личное достоинство. Если подросток стал на путь продуманного противодействия воспитательным влияниям педагогов – это свидетельствует  о сложности трудновоспитуемости  и о серьезных ошибках в  воспитательном процессе.
2.4. Диагностика  трудновоспитуемости. 
(. Передовой педагогический опыт показывает, что важным условием, предупреждающим трудновоспитуемость является ликвидация второгодничества.

Для этого следует:
1. Усилить формирование  положительных мотивов и стимулов  учения, воспитание интереса к  знаниям, уважение к науке,  любви к школе. Работа в этом  направлении многообразна: постоянная  связь обучения с трудом, применение  знаний на практике, убеждение  в необходимости изучать тот  или иной предмет (материал), показ  значимости знаний в ведущих  профессиях наших дней, встречи  с представителями популярных  профессий и т.д. Конечно, формирование  положительных мотивов нельзя  ограничивать лишь удовлетворением  познавательных интересов трудных  подростков. Надо обратить особое  внимание на достижение успехов  в учении, в какой- то мере  удовлетворить тщеславие подростка.  Существует общее правило: без  постоянных успехов в учении  интереса к знаниям не воспитывать.
2. Установить  причины второгодничества и пробелы  в знаниях. Нужна постоянная  диагностика учебной деятельности  всех подростков.
3. Осуществлять  индивидуальную работу со слабоуспевающими  на уроке. 
Оправдывает себя опыт индивидуальных самостоятельных знаний для трудных детей. Умело надо осуществлять индивидуальный подход. Тактичность, внимание, бережное отношение к любой самостоятельной мысли отстающих подростков, поощрение каждого, хотя и небольшого, успеха – важное условие профилактической работы со слабоуспевающими учениками.

4. Проводить  регулярную внеурочную работу  со слабоуспевающими и второгодниками. Важное место принадлежит индивидуальным  консультациям (по графику), групповым  занятиям .
5. Осуществляя  предупреждение второгодничества, не следует забывать специальную  работу не посредственно с  второгодниками. Работа с второгодниками  и предупреждение второгодничества, как показывает массовый опыт, резко снижает количество трудных  детей в школе, нормализует  психическое развитие подростков.
((. Недостаток  надзора - проблема общешкольная  и общественная. Нужна система  мер, чтобы усилить воспитательное  влияние окружающей среды и  взять под контроль стихийное  воздействия. Для этого необходимо:
1. подготовить  к работе воспитательный актив  общественности в микрорайоне  школы (штат общественных воспитателей, шефов, инструкторов по спорту  или туризм и т.д.)
2. определить  структуру, функции и программу  различных типов учреждений общественного  воспитания (общественные детские  библиотеки, спортивные комплексы,  секции подростков при клубах  ДСО и т. д.);
3. согласовать  воспитательную работу в школе  и по месту жительства с  деятельностью специальных организаций  по работе с трудными детьми.
4. направить  усилия педагогического коллектива  на изучение воспитательных возможностей  окружающей социальной сферы,  на диагностику воздействия
«улицы»., групп  подростков, усилить одновременно управление свободным временем подростков. 
(((. Семья. 
Исследуя факторы, отрицательно влияющие на ребенка в семье, ученые установили, что наиболее опасными являются: испорченные семейные взаимоотношения, ведущие к раздору семьи, и неправильные педагогические установки родителей, противоречащие требованиям школы. Педагогу в борьбе против трудновоспитуемости надо знать и учитывать причины испорченности семейных отношений. Без педагогических знаний, без постоянных связей со школой даже хорошая во всех отношениях семья не может рассчитывать на успех в воспитании ребенка.

Трудным ребенок  становится под влиянием многих причин:
. испорченности  отношений в семье,
. неправильных  воспитательных установок,
. не совершенности  влияний и т.д. 
Надо все время анализировать процесс и результаты влияния на ребенка, вовремя устранять причины, порождающие трудновоспитуемость, не давать им соединяться вместе.

Как уже говорилось, трудным подросток становится тогда, когда совпадает сразу несколько  неблагоприятных факторов и причин: безнадзорность и второгодничество, педагогические ошибки и нездоровое влияние семьи.
Глава 3. Перевоспитание личности.
3.1. Сущность  перевоспитания.
« Педагогическая энциклопедия » ( т.3, стр.369 ) определяет перевоспитание как систему воспитательных воздействий педагогов, направленных на переделку, «перековку» неправильно  сформировавшейся личности воспитанника, на исправление тех его качеств, привычек и черт, которые противоречат нормам и требованиям общества. Односторонность  такой формулировки очевидна: все  сведено к исправлению негодной личности; ребенку отводится пассивная  функция – изменяться под воздействием воспитателя. 
Первая задача перевоспитания – включить подростка в жизнь коллектива.

При этом условии  перевоспитание органически входит в общую систему воспитательной работы школы и начинает плодотворно  воздействовать на поведение и сознание трудного подростка. Причем связь между  воспитанием и перевоспитанием  построена на прямой и обратной зависимости: воспитание включает в себя элементы перевоспитания, а перевоспитание опирается  на достигнутые в воспитании результаты. Взаимосвязь воспитания и перевоспитания может быть выражена так: нормализация и повышение качества воспитательного  процесса – главное условие и  решающий фактор перевоспитания.
В воспитании важную роль играет слово. В перевоспитании действие слова ограничено. Здесь  воздействуют в первую очередь примеры  и организация нового опыта поведения.
В перевоспитании существует цепь последовательно связанных  между собой элементов:
- Анализ положительных  и отрицательных свойств характера  подростка, исследование его потребностей, отклонений в поведении.
- Изучение педагогической  обстановки, среды окружения ребенка  с последующей нейтрализацией  или устранением вредных влияний  и усилением положительных воздействий  окружающей среды. Подростка необходимо  поставить в положение активного  сопротивления неблагоприятным  условиям внешней среды.
- Перестройка  отрицательного стереотипа. Переключение  сил и способностей на полезные  дела, изменение окружающей среды  (перевод из школы в школу,  из класса в класс.) Надо, чтобы  в результате такой перестройки  подросток не мог проявлять  свои недостатки и пороки, чтобы  вся его жизнь требовала применения  положительных качеств, сил и  способностей.
- Изменение привычного  поведения подростка путем вовлечения  его в новые виды деятельности. В результате должны усиленно  развиться положительные качества.
- На базе ускоренного  развития положительных качеств  осуществляется устранение недостатков.  Быстрыми темпами должно идти  общее развитие.
Пока не будет  устранена односторонность развития возможен рецидив.
Сущность перевоспитания заключается не только в борьбе с  недостатками подростка и искоренении  пороков и отрицательных качеств, но и в нормализации всей психической  жизни подростка, в ускоренном развитии всего положительного фонда личности.
Вокруг центрального звена перевоспитания концентрируются  и все остальные элементы. При  изучении личности подростка мы не столько должны отыскивать в нем  недостатки, сколько находить то положительное, на базе которого будет строиться  перевоспитание.
Анализ процесса перевоспитания позволяет выделить в нем четыре основные функции: восстановительную, компенсирующую, исправитель-ную и  стимулирующую.
Процесс восстановления положительных качеств требует  постоянного возвращения памяти подростка к тем добрым делам, которые он в свое время совершал.
Компенсирующая  функция перевоспитания призвана дополнить  восстановительную. У трудного подростка  не всегда удается восстановить все  его духовные силы. Необходимость  компенсации вытекает из ощущения подростком слабости, в какой либо области.
Каждый трудный  подросток стремиться компенсировать тот или другой недостаток усилением  деятельности в той или иной области, которую любит, в которой может  добиться быстрых успехов.
При этом осознанно  или неосознанно подросток развивает  те качества, которые он считает  сильной стороной своей натуры.
Компенсация всегда связана с тремя факторами  в перевоспитании: необходимостью изменить свое поведение в новых условиях, желанием добиться успеха в заинтересовавшей подростка деятельности и , наконец, утвердить себя в глазах сверстников  как личность, достойную уважения.
Стимулирующая функция перевоспитания тесно связана  с восстановительной и компенсационной. Стимулирование должно помочь активизировать действия ученика в той области, где проявляются его положительные  качества, осудить отрицательные  поступки подростка.
Исправительная  функция перевоспитания – наиболее важная среди всех остальных. Сущность исправления состоит в том, чтобы  трудный подросток как можно  скорее освободился от груза отрицательных  качеств.
При перевоспитании не обойтись без наказания. Но главная  основа исправления, а стало быть, уничтожения недостатков – опора  на положительное. Необходимо фиксировать  внимание ребенка на положительных  сторонах его личности, усиливая в  нем веру в свои силы и строя  свою работу с ним не на подчеркивании  того, что не следует делать, а  наоборот, на хороших сторонах характера.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.