На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Создание российско-белорусского государства и геополитика России

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 05.12.2012. Сдан: 2011. Страниц: 11. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение высшего
профессионального образования 
Пермский  Национальный Исследовательский Политехнический Университет 

Кафедра государственного управления и истории 
 
 
 

      Контрольная работа по дисциплине: «Геополитика»
     Тема: Создание российско-белорусского государства и геополитика России 

                          Выполнил:
      Студент гр. ГМУ-08-1з
      Полушкина Е.С.
      Проверила:
      Поварницын  Б.И. 
 
 
 
 
 

     Пермь, 2011 
 
 

Содержание: 

Введение                                                                                                           2
1. От партнерства к договору о создании Союзного государства             3
2. Геополитическое  значение союза                                                              6
3. Препятствия  для экономической интеграции                                           6
Заключение                                                                                                       7
Список литературы                                                                                          8 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение
Для России конца  ХХ в. примечательным явлением стало выдвижение множества геополитических концепций, по-разному рисующих положение нашей страны в мире. Сложный переходный период после распада Советского Союза — мощной сверхдержавы — характеризуется обилием проектов “обустройства России”, зачастую слишком идеологизированных и даже совершенно фантастических. Опять заспорили “западники” и “славянофилы”, громко заявили о себе евразийцы. Но при жарких спорах о судьбе и будущем России фактически были утрачены академические исследования современной геополитической ситуации и реальных, а не воображаемых
прожектерами  и идеологами отношений с другими  странами. Иными словами, пока не сложился нормальный, объективный геополитический анализ, принятый в западной науке. В данной связи актуальным представляется изучение географической конфигурации современных внешних связей страны и ее внешней политики для определения того, насколько реалии отличаются от геополитических проектов и каковы действительные геополитические позиции России.1
Интерес к судьбе Содружества Независимых Государств (СНГ), чрезвычайно высокий в начале 90-х годов, значительно снизился в настоящее время. Амбициозные планы тогдашнего российского руководства установить свой контроль над постсоветским пространством, используя механизмы СНГ, оказались иллюзорными. Стоящие у власти прагматики-либералы во главе с    Д. Медведевым отдают себе отчет в том, что реинтеграция бывших союзных республик на базе этой организации практически невозможна.2
Вместе с тем  вопрос о будущем постсоветского мира, даже если не связывать его  с СНГ, отнюдь немаловажен как  с научной, так и с практической точек зрения. Прежде всего нас интересует, сможет ли Россия обеспечить себе благоприятное внешнее окружение и сохранить свое влияние в бывших союзных республиках.
Нежизнеспособность  СНГ, но вместе с тем явно обозначившаяся тенденция к формированию новой  структуры постсоветскою мира (в  котором лидерство России отнюдь не бесспорно), представляют для Москвы, с одной стороны, серьезный вызов, а с другой - определенный стимул к проведению более жесткой, избирательной  и в конечном счете более эффективной политики в рамках Содружества. Не случайно с начала 2000 г. был сделан явный крен в сторону развития двусторонних отношений, о чем со всей определенностью заявил бывший в то время секретарем Совета безопасности РФ С. Иванов, находясь в Мюнхене в феврале 2001 г. При этом первостепенную роль в системе двусторонних связей, безусловно, играет союз России и Белоруссии. 
 
 

    От  партнерства к  договору о создании Союзного государства.
 
После распада  СССР Белоруссия взяла курс на тесное сотрудничество с Россией, что вполне объяснимо. Ведь эта республика во многом зависит от поставок российского  сырья и энергоносителей. Минск  делал все от него зависящее, чтобы  сохранить хозяйственные связи  с восточным соседом. Определенные ожидания связывались с получением материальной помощи в ликвидации последствий  чернобыльской аварии. Одновременно белорусское руководство демонстрировало  и политическую лояльность в отношении  Москвы. Оно объявило о безъядерном  статусе своей страны и признало Россию единственной правопреемницей  Советского Союза в качестве ракетно-ядерной  державы. Минск никогда не претендовал  на доминирующую роль в СНГ и не приписывал нашей стране «имперских амбиций».3
Белоруссия - одна из немногих стран Содружества, выразивших заинтересованность в сохранении российского  военного присутствия на своей территории. 6 января 1995 г. состоялось подписание рассчитанных на 25 лет российско-белорусских соглашений о завершении строительства и  последующем использовании военных  объектов в Барановичах, где находятся  системы предупреждения о ракетном нападении, и о совместной эксплуатации аналогичных военных объектов в  Вилейке.
Самое тесное сотрудничество во всех областях, прежде всего в  экономической и военно-политической, заложило основу "особых" отношений  между двумя странами. Точкой отсчета в процессе ре-интеграции этих бывших союзных республик стал акт подписания Б. Ельциным и А. Лукашенко Договора об образовании Сообщества России и Белоруссии и решение Высшего совета Сообщества о первоочередных мерах по реализации указанного договора (2 апреля 1996 г.). По сути, создавался политический союз двух стран, предусматривающий, в частности, взаимодействие их дипломатий во внешнем мире и совместные мероприятия в области обороны.
стороны заключили  Договор о Союзе России и Белоруссии, а 23 мая приняли Устав Союза. В  Уставе содержится механизм функционирования этого объединения. Главным руководящим  органом Союза был определен  Высший совет. В качестве представительного органа было сформировано Парламентское собрание, функционирующее и по сей день.
Союз России и Белоруссии стал приносить конкретные результаты. На его западных границах были созданы общая пограничная и таможенная службы, велась подготовка единого таможенного кодекса. Успешно работал Комитет по вопросам безопасности. Создавались благоприятные условия для углубления экономической интеграции, которая включает не только торговлю (кстати, товарооборот между нашими странами с 1996 по 2000 г. увеличился вдвое), но и регулирование совместной внешнеэкономической деятельности, производственную кооперацию. Интенсивно развивались связи Белоруссии (и ее отдельных областей) непосредственно с российскими регионами. Средства, выделенные из бюджета Союза, позволили дать старт ряду перспективных совместных программ, имеющих не только экономическое, но и большое социальное значение. 21 ноября 1999 г. был подписан Договор о создании единой энергетической системы России и Белоруссии.
При рассмотрении вопроса о создании российско-белорусского союза следует
принимать во внимание несколько факторов, повлиявших на развитие
объединительной инициативы:
     1) стремление ослабить кризис в  СНГ и закрепить интеграционные  тенденции
в Содружестве;
     2) решить проблему «изоляции» России, в связи с расширением НАТО  и
ослаблением влияния  России в Европе;
     3) претворить в жизнь идею «избирательного»  подхода к интеграции на
постсоветском пространстве, перейти к двусторонней модели межгосударственных
отношений, как  более перспективной форме интеграции;
     4) хотя бы частично осуществить  идею создания «славянского союза»  из
стран наиболее близких России по политическому, экономическому и культурному
развитию.4
Российско-белорусские  отношения активно развивались  еще до образования СНГ. В декабре 1990 года впервые в истории двусторонних отношений между Россией и Белоруссией был подписан политический договор со сроком действия десять лет.
В последующие  годы, по мере того как в Содружестве  стали проявляться
несовпадающие интересы объединенных в нем новых  независимых государств и
разнонаправленность их геостратегических устремлений, вошедшие в СНГ страны начали отдавать предпочтение двусторонним и региональным связям, а не многостороннему сотрудничеству. На этом фоне российско-белорусские отношения занимают особое место и интеграция российской и белорусской экономик не имеет аналогов в других странах СНГ.
В то же время  сходство Союза России и Белоруссии с Европейским Союзом -
не более чем  внешняя аналогия, за которой стоит  совсем другое содержание.
Согласно западной классификации, в региональных международных  объединениях, коим по существу и является Союз России и Белоруссии, выделяются следующие виды экономического сотрудничества. В зонах свободной торговли между странами-участницами ликвидируются тарифы и другие торговые барьеры. Участники таможенного союза в дополнение к ликвидации барьеров во внутрирегиональной торговле принимают единые таможенные правила и тарифы для торговли с третьими странами. Общий рынок представляет особой союз, в котором осуществляется свободное перемещение по территории региона товаров, рабочей силы и капитала.
Экономический союз обладает всеми чертами общего рынка, страны-участницы
которого при этом согласовывают и координируют свои экономические курсы.
Наконец, всеобъемлющая  экономическая интеграция предполагает полную
экономическую унификацию хозяйственных институтов и экономических стратегий развития, включая создание общей валютной системы. (Эта схема носит, прежде всего, теоретический характер, на практике же встречаются различные комбинации вариантов подобных отношений.) Российско-белорусское сотрудничество скорее подпадает по этой классификации под промежуточное определение между таможенным союзом и общим рынком, т. е. занимает весьма далекое место от собственно экономической интеграции.
При этом данное сотрудничество - качественно иное явление, нежели современные интеграционные процессы в западных странах. Прежде всего, это – не интеграция двух рыночных, основанных па частной собственности экономик.
Белорусскую экономику  вообще еще нельзя назвать рыночной - в ней практически не представлена частная собственность, она контролируется и направляется государством. Российская экономика является экономикой переходного периода со смешанными формами собственности, в которой роль рынка и частного капитала значительно больше. Но в своем взаимодействии с Белоруссией Россия представлена, прежде всего, государством. Роль частного российского капитала в российско-белорусской экономической интеграции минимальна в силу, как общего характера белорусской экономики, так и сознательной политики белорусских властей. Кроме того, если в западных интеграциях речь идет об установлении новых связей, то в российско-белорусском случае - скорее о сохранении старых, сложившихся в социалистической системе разделения труда. В условиях перехода к рынку это можно сделать лишь целенаправленными волевыми усилиями, зачастую
ограничивающими действие рыночных механизмов.5 
 
 
 

    Геополитическое значение союза
 
Российско-белорусская  интеграция и основана на политической воле, на
сознательных  целенаправленных усилиях правительств обеих стран. Чем же
обусловлена эта  политическая воля, какие мотивы стоят  за интеграционными
усилиями России и Белоруссии? Интеграционную политику России невозможно
объяснить чисто  экономическими причинами (как, впрочем, и любую другую, все дело, однако, в пропорциях экономики и политики). Для России интеграция имеет, прежде всего «геополитическое» значение. Союз с Белоруссией
обеспечивает  России прямой доступ к Калининградскому анклаву, сохраняет
открытыми ворота в Европу, экономит значительные средства, необходимые для
создания системы  военно-стратегического сдерживания  на
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.