На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Статистико-экономический анализ уровня и эффективности производства продукции животноводства

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 05.12.2012. Сдан: 2011. Страниц: 31. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


     Российский государственный  аграрный университет –
       МСХА имени К.А. Тимирязева
     (ФГОУ  ВПО РГАУ-МСХА имени К.А. Тимирязева)
 

 
 
Учетно-финансовый факультет
Кафедра статистики
КУРСОВАЯ  РАБОТА
 
на тему:

“Статистико-экономический  анализ

уровня  и эффективности производства

продукции животноводства”

 
 
 
     Выполнила:
     студентка 306 группы
     учетно-финансового  факультета
     Шевель  О.А.
 
     Научный руководитель:
к.э.н.. доцент
Кагирова  М.В.
 
 
 
МОСКВА 2011
 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение

       Продукция животноводства – очень важная составляющая жизни человека. Она необходима человеку в качестве пищи и в качестве сырья для переработки. Поэтому проблема производства высококачественной и недорогой продукции животноводства в настоящее время является актуальной.
       Цель  курсового проекта: используя экономические и статистические методы, провести экономико-статистический анализ уровня и эффективности производства продукции животноводства в отдельно взятом регионе, то есть сопоставить затраты на производство и реализацию продукции с полученной выручкой и прибылью. Также необходимо найти закономерности, объяснить, почему одна группа предприятий лучше другой и выявить возможные резервы повышения уровня и эффективности производства продукции животноводства.
       Сущность  экономико-статистического анализа, в основном, сводится к следующему:
    проектирование и расчет статистических показателей, характеризующих уровень (объем) изучаемого явления по единицам статистической совокупности и его состав;
    изучение различий в уровне  этих показателей по совокупности предприятий путем расчета показателей вариации, проведения статистических группировок, применения графического метода;
    уяснение причин (факторов), вызывающих различия в изучаемых показателях, а также содержания и способов расчета показателей, характеризующих эти факторы, расчет по имеющимся данным этих показателей;
    оценка влияния факторов (их комплекса и каждого фактора в отдельности) на изучаемые в проекте результативные показатели с использованием статистических методов изучения взаимосвязей в массовых явлениях – аналитических группировок, разложения составных показателей, индексного, корреляционно-регрессионного и других методов.
       В процессе экономико-статистического  анализа будут использоваться метод статистических группировок, графический и табличный метод, метод комбинационной группировки, корреляционно-регрессионный анализ, индексный анализ, расчеты средних и относительных величин и т. д.
       Экономико-статистический анализ уровня и эффективности производства продукции растениеводства проводится по совокупности из 30 хозяйств Московской области.
       Данный  курсовой проект состоит из четырех  глав. Первая глава включает себя первый этап экономико-статистического анализа, то есть проведение аналитической группировки, выделение типических групп и расчет сводных данных по выделенным группам и в целом по выборочной совокупности. Во второй главе по типическим группам изучаются: уровни результативных показателей деятельности растениеводства, структура сельскохозяйственных угодий, размеры и уровни концентрации и интенсификации производства, уровень экономической эффективности и её связь с результативными и факторными показателями растениеводства, уровень кредиторской и дебиторской задолженности. В третьей главе проводится комбинационная группировка и корреляционно-регрессионный анализ. В четвертой – исследуется динамика изменения основных показателей.
 

 Глава 1 Анализ вариации в изучаемой совокупности

    Для анализа уровня и эффективности  продукции животноводства, с помощью полученных по 42 выбранным хозяйствам данных,  были рассчитаны относительные показатели, которые наиболее полно характеризуют уровень производства продукции сельского хозяйства:
    Стоимость валовой продукции животноводства в текущих ценах, тыс. руб.
    Среднегодовая численность работников в расчете на 100 га с.-х. угодий, человек;
    Затраты на корма в расчёте на 100 га с.-х. угодий, тыс. руб.;
    Удой на 1 среднегодовую корову молочного стада, ц;
    Рентабельность животноводства, %;
     Система показателей статистики животноводства должна обеспечить достоверное и всестороннее освещение состояния отрасли в каждый данный момент, раскрыть закономерности ее развития и наиболее существенные взаимосвязи, оценить эффективность ведения производства и мер его регулирования, раскрыть имеющиеся диспропорции, показать возможные пути их преодоления и использования имеющихся резервов.
    Составной частью сводной обработки данных статистического наблюдения является построение рядов распределения. Целью его является выявление основных свойств и закономерностей исследуемой статистической совокупности. В зависимости от того, какой признак (качественный или количественный) взят за основу группировки, различают соответственно тип рядов распределения. Таким образом, ряды распределения, построенные по количественному признаку, называются вариационными. Величины того или иного количественного признака у отдельных единиц совокупности более или менее различаются между собой. Такое различие в величине признака носит название вариации. Вариация является объективным свойством статистической совокупности. Вариация вызвана индивидуальными, специфическими условиями отдельных единиц, часто случайными.
    Итак, у нас имеется совокупность с.-х. предприятий, по которой изучим вариацию.
    Таблица 1. Относительные показатели, характеризующие уровень эффективности производства продукции животноводства.
№ хозяйства В расчете  на 100 га с-х угодий Удой  на 1 корову, ц Стоимость валовой продукций на 100 га Выручка на 100 га, тыс. руб. Рентабельность
Числен-ность Работ-
ников, чел
Затраты на корма, тыс. руб Прибыль от реализации продукции животноводства, тыс руб
1 2,19 140,72 -9603,00 49 315,08 300,23 -27,26
2 5,09 317,20 98,00 30 551,70 462,43 0,82
3 1,57 237,95 -1688,00 49 609,83 522,36 -7,05
4 4,49 275,20 230,00 43 691,34 538,31 0,97
5 2,14 141,57 -1004,00 35 734,01 649,62 -5,88
6 3,18 338,03 -2218,00 44 764,70 648,99 -8,56
7 3,14 419,20 -9435,00 57 850,28 734,08 -21,41
8 3,10 545,34 303,00 40 894,72 764,79 1,03
9 4,20 545,23 -4982,00 46 1084,12 965,39 -10,44
10 2,43 410,70 865,00 53 1086,47 910,53 1,35
11 3,67 655,94 -3072,00 42 1133,13 947,86 -11,68
12 2,58 585,97 3598,00 42 1139,07 1008,66 6,78
13 2,80 797,07 -11548,00 60 1229,82 998,09 -27,60
14 3,53 856,76 4092,00 68 1665,43 1597,15 7,41
15 3,71 1271,71 -21564,00 27 1734,13 2299,84 -19,58
16 2,70 867,51 -421,00 62 1782,80 1400,53 -1,21
17 4,42 717,60 8886,00 50 1820,94 2137,81 11,17
18 2,84 670,29 14161,00 77 1942,41 1729,28 22,85
19 4,23 1274,59 -944,00 57 2065,60 1794,84 -2,55
20 3,90 982,12 5729,00 52 2066,57 1988,59 9,31
21 4,36 1113,45 2533,00 55 2295,06 1933,10 3,10
22 7,10 1237,17 193,00 54 2431,71 2295,69 0,46
23 3,87 1269,49 -2314,00 77 2498,81 2849,04 -2,62
24 2,79 812,82 6547,00 67 2646,18 2210,97 13,85
25 4,55 1085,78 11518,00 60 2648,57 2117,06 14,89
26 5,10 1076,97 4837,00 76 2927,77 2664,68 6,87
27 6,21 1429,93 7036,00 62 3237,27 2563,24 10,34
28 4,40 1668,15 6458,00 70 3249,31 2827,86 4,47
29 5,87 1190,26 19327,00 55 3411,55 3088,74 17,56
30 4,20 1412,48 5434,00 76 3599,73 2876,27 9,34
31 6,13 1734,92 3206,00 65 3706,88 3300,20 7,08
32 4,87 1884,20 2896,00 87 3738,42 3172,33 5,73
33 4,93 1841,78 20924,00 67 3780,61 2854,85 3,59
34 8,16 1779,30 18,00 66 3833,41 3493,35 0,03
35 5,95 1500,00 9602,00 74 3862,75 3842,06 7,47
36 7,18 1492,35 45966,00 57 3919,85 3672,77 25,60
37 7,11 2519,00 -6016,00 58 4340,53 5351,44 -7,33
38 6,71 2463,32 -614,00 73 4988,19 4638,89 -0,59
39 10,31 3089,07 8360,00 68 5949,34 5266,70 16,26
40 155,99 14084,73 -6809,00 73 23540,72 10944,01 -15,70
41 63,56 15640,69 -8885,00 80 25623,94 26610,64 -8,16
42 38,78 12053,10 40744,00 74 30284,62 27387,55 8,63
    Таким образом, на основании данных представленных в таблице 1 можно сделать вывод, что самый высокая стоимость валовой продукции на 100 га с.-х. угодий равен 30284,62 тыс. руб. Самая низкая – равен 315,08 тыс. руб. Разница в стоимости валовой продукции составила 29969,54 тыс. руб. на 100 га с.-х. угодий. Эта разница стоимости валовой продукции выше среднего значения, равного 4063,75 тыс. руб., в 7,37 раз. Это в свою очередь указывает на неравномерность эффективности производства предприятий. Данная совокупность предприятий состоит из очень разных по показателям хозяйств. Об этом говорит не только стоимость валовой продукции животноводства на 100 га с.-х. угодий, но и показатель рентабельности этих предприятий. Здесь есть как очень убыточные хозяйства (-27,6 %), так и высоко  рентабельны (22,85%).
     Показатели  в Таблице 1 отранжированы по стоимости валовой продукции на 100 га сельскохозяйственных угодий. Предварительный анализ показывает взаимосвязь таких признаков, как выручка от реализации продукции на 100 га сельскохозяйственных угодий и стоимость валовой продукции животноводства на 100 га. Однако связь с другими показателями носит неявный характер, это касается, в частности, трудообеспеченности на 100 га сельскохозяйственных угодий: заметен разброс значений, то есть с увеличением выхода валовой продукции численность работников в некоторых хозяйствах растёт, а в некоторых, напротив, снижается. Распределение рентабельности реализации продукции животноводства также не поддаётся каким-либо очевидным на данном этапе исследования закономерностям.
     Для решения ряда вопросов, таких как  оценка однородности совокупности, обоснование  необходимости проведения группировки  и выбора группировочного признака, расчёта ошибок выборки необходим  анализ вариации признака, то есть колеблемости, изменчивости его величины у отдельных единиц совокупности. Для измерения вариации признаков используются такие показатели, как размах вариации, дисперсия, среднее квадратическое отклонение, коэффициент вариации. В данном курсовом проекте эти показатели будут рассчитываться по двум выбранным признакам: выручка от реализации продукции животноводства и стоимость валовой продукции животноводства в расчёте на 100 га сельскохозяйственных угодий.
     Размах  колебаний, или размах вариации, представляет собой разность между максимальным и минимальным значениями признака в совокупности:
     R = Xmax – Xmin
     Размах  вариации зависит от величины только крайних значений признака, поэтому  область его применения ограничена достаточно однородными совокупностями. Точнее характеризуют вариацию признака показатели, основанные на учёте колеблемости всех значений признака. К таким показателям относятся:
     дисперсия
     среднее квадратическое отклонение, равное корню  из дисперсии: . Оно показывает средний размах отклонений в тех же единицах, в которых задан сам признак;
      коэффициент вариации . Он используется для относительной характеристики вариации признака в разных совокупностях, а также для сравнения разноимённых признаков в одной и той же  совокупности.
           При этом, если V <33 % - совокупность однородна и группировка данных нецелесообразна; V > 33 % - совокупность неоднородна и группировка данных целесообразна.
     Также необходимым является расчёт ошибок выборки, которые покажут, на какую величину в среднем выборочные параметры будут отличаться от генерального:
    средняя ошибка выборки: .
    предельная ошибка выборки: , где t – значение критерия нормального распределения при определённом уровне вероятности p (при p = 0,95, t = 1,96).
    В конце рассчитывается доверительный интервал генеральной средней  , который показывает, в каких пределах находится средняя, учитывая ошибку.     
     Рассчитаем  рассмотренные показатели для имеющихся данных:
     Таблица 2.Показатели вариации.
Показатели  Выручка от реализации продукции животноводства на 100 га с.-х. угодий, тыс.руб. Стоимость валовой  продукции на 100 га с.-х. угодий, тыс. руб
Среднее 3532,4 4063,75
Стандартная ошибка 868,7 999,71
Медиана 2174,4 2363,39
Мода #Н/Д #Н/Д
Стандартное отклонение 5629,6 6478,88
Дисперсия выборки 31692207,9 41975892,29
Эксцесс 14,0 10,14
Асимметричность 3,7 3,29
Интервал 27087,3 29969,53
Минимум 300,2 315,08
Максимум 27387,6 30284,62
Сумма 148360,8 170677,36
Счет 42,0 42,00
Коэффициент вариации 1754,3 2018,96
     Проанализируем  данные Таблицы 2. Как видно из таблицы  показатели вариации по двум признакам  несущественно различаются. Несущественно  различаются средние двух признаков. Что касается размаха вариации, который дает представление о вариации, то здесь тоже наблюдаются несущественные различия: так размах выхода валовой продукции 100 га равен 29969,53 тыс. руб., а тот же показатель по второму признаку (выручка от реализации на 100 га сельскохозяйственных угодий)  составил 27087,32 тыс. руб. Далее рассмотрим относительные показатели вариации.  Итак, сравним коэффициенты вариации. Коэффициент вариации первого признака равен 2018,96%, а второго признака -  1754,30%. Коэффициент вариации показывает, на сколько процентов каждое значение отличается от средней величины признака в совокупности. Колеблемость первого фактора больше, чем второго.  Величина средней ошибки показывает, на сколько в среднем мы можем ошибаться, если на основании показателя выборочной совокупности будем судить о характере совокупности предприятий генеральной совокупности. Соответственно, средняя ошибка зависит от колеблемости признака в генеральной совокупности (чем больше вариация признака, тем больше ошибка выборки) и от объема выборки (чем больше обследуемый объем, тем меньше будет величина расхождений выборочных и генеральных характеристик). Средняя ошибка составила 999,71 тыс. руб. – первый признак и 868,66 – второй признак.
     Сопоставим  величину предельной ошибки выборки. Предельная ошибка позволяет установить пределы, в которых будет заключено значение параметра в генеральной совокупности, при этом выводы гарантируются с установлением уровня доверия. Предельная ошибка, рассчитана с уровнем доверительной вероятности и составила по первому признаку 1959,43 тыс. руб., а по второму – 1702,57 тыс.руб. Исходя из этого с вероятностью 95% можно утверждать, что величина генеральной средней по каждому рассматриваемому признаку будет находиться в пределах: от 2104,32 до 6023,18 тыс. руб. для первого признака и от 1829,83 до 5234,97 тыс. руб. для второго признака.
     В качестве группировочного признака возьмем показатель, имеющий высокую  степень вариации – это показатель выхода валовой продукции на 100 га. Величина этого показателя зависит от экономических факторов (уровня интенсивности). Следовательно, он может быть взят в качестве группировочного признака для решения задачи выделения качественно различных по уровню развития сельскохозяйственного производства групп предприятий.
      Статистическая  группировка – важнейшая часть  второго этапа статистического  исследования – сводки, в результате которой на основании зарегистрированных при статистическом наблюдении значений получаются общие (сводные) признаки для  всей совокупности единиц объекта наблюдения.
    Статистическая  группировка – это метод разделения сложного массового явления на существенно  различные группы. Она позволяет  исчислить показатели для каждой группы и, таким образом, всесторонне охарактеризовать состояние, развитие и взаимосвязи изучаемого явления в целом. Одновременно группировка представляет собой процесс объединения в группы однородных единиц, по которым возможна сводка значений варьирующих признаков и получение статистических показателей.
    Группировку проводят поэтапно. Наиболее ответственный этап группировки состоит в том, чтобы отобрать такие признаки, которые позволили бы отделить отличные группы единиц. Уровень развития сельскохозяйственного производства может быть охарактеризован уровнем выхода валовой продукции животноводства на 100 га с.- х. угодий. Этот показатель возьмем в качестве группировочного признака.
       Далее проанализируем ранжированный ряд  распределения хозяйств и график.
Таблица 3. Ранжированный ряд распределения  предприятий по выходу валовой продукции на 100 га с.-х. угодий, тыс.руб.
№ п/р Выход  валовой  продукции животноводства на 100 га с-х. угодий, тыс.руб. № п/п
1 315,08 35
2 551,70 6
3 609,83 20
4 691,34 9
5 734,01 27
6 764,70 31
7 850,28 33
8 894,72 5
9 1084,12 32
10 1086,47 3
11 1133,13 17
12 1139,07 25
13 1229,82 42
14 1665,43 16
15 1734,13 28
16 1782,80 2
17 1820,94 18
18 1942,41 14
19 2065,60 8
20 2066,57 4
21 2295,06 38
22 2431,71 10
23 2498,81 12
24 2646,18 19
25 2648,57 24
26 2927,77 34
27 3237,27 36
28 3249,31 30
29 3411,55 23
30 3599,73 22
31 3706,88 11
32 3738,42 21
33 3780,61 1
34 3833,41 37
35 3862,75 7
36 3919,85 26
37 4340,53 41
38 4988,19 15
39 5949,34 29
40 23540,72 39
41 25623,94 13
42 30284,62 40
       Между предприятиями, как видно, имеются  весьма существенные различия. Ранжированный  ряд показывает размах вариации (Хmin =315,08 тыс. руб. и Xmax= 30284,62 тыс. руб.) и интенсивность возрастания группировочного признака.
       Для большей наглядности изобразим  ранжированный ряд графически, для этого построим огиву Гальтона, в которой на оси абсцисс отложим номера предприятий в ранжированном ряду, а на ординате – величину группировочного признака (Рисунок 1)

    Рисунок 1. Огива распределения хозяйств
    График  показывает, что возрастание стоимости валовой продукции на 100 га с.-х. угодий происходит в основном плавно, без больших скачков: от 1 до 39, разрыв между этими предприятиями составил  5949,34 – 315,08 = 5634,26 тыс.руб., а от 40 до 42 предприятия наблюдается резкий скачок вверх и разрыв составляет 30284,62– 5949,34 = 24335,28 тыс.руб.
       Построим  интервальный ряд распределения  предприятий по стоимости валовой продукции животноводства на 100 га с.-х. угодий (Таблица 4, Рисунок 2). Для этого имеющуюся совокупность предприятий необходимо разделить на группы. Поскольку группировочный признак имеет количественный характер и изменяется непрерывно, то число групп можно ориентировочно определить по следующей формуле: n = vN, где N – число предприятий. Так как в нашем случае число предприятий = 42, то n = 6,481 ?7. Теперь установим величину интервала h по формуле:
    
       Так как наблюдается отрыв предприятий с номерами 40-42, то целесообразно предварительно выделить их в отдельную группу. Тогда Xmax = 5949,34 тыс. руб., а Xmin = 315,08 тыс. руб., а число предприятий = 39,следовательно n ? 6. Величина интервала составит: h = 5949,34 – 315,08 /6 = 939,04 тыс. руб.
    В результате получилось семь групп предприятий.
Таблица 4. Интервальный вариационный ряд распределения хозяйств по выходу валовой продукции на 100 га с.-х. угодий
№ группы Интервалы по выходу валовой продукции животноводства на 100 га сельскохозяйственных угодий Число хозяйств
Нижняя  граница Верхняя граница
1 315,08 1254,12 13
2 1254,12 2193,17 7
3 2193,17 3132,21 6
4 3132,21 4071,25 10
5 4071,25 5010,30 2
6 5010,30 5949,34 1
7 Свыше 5949,34 3
Итого х 42
 

Рисунок 2. Распределение предприятий по группам
       Интервальный  ряд распределения показывает, что  в совокупности преобладают предприятия  с размером выхода валовой продукции на 100 га с.-х. угодий до 1254,12 и от 3132,21 до 4071,25 тыс.руб. Хозяйств с наибольшим размером выручки немного – 3.. Поскольку объединить можно лишь качественные однородные группы, не смешивая разных типов хозяйств, то далее необходимо провести оценку выделенных выше групп путем расчета по каждой из них ряда существенных показателей, которые раскроют качественные особенности групп. Проведем типологическую группировку предприятий, для этого составим сводную таблицу по группам интервального ряда. Рассчитаем и проанализируем по группам интервального ряда наиболее важные показатели, влияющие на уровень и эффективность производства продукции животноводства.
       Аналитическая группировка проводится для изучения взаимосвязи между признаками, положенными  в основание группировки, и признаками, используемыми для характеристики групп. Она позволяет оценить качественные особенности каждой группы интервального ряда, объединить однородные и малочисленные группы и таким образом обеспечить переход к типологической группировке, при которой выделяются крупные, качественно своеобразные группы, представляющие типы единиц, сформировавшиеся под влиянием основного процесса развития изучаемого явления.
    Далее рассматриваем промежуточную аналитическую  группировку (табл.5) и обеспечиваем переход от нее к типологической группировке.
Таблица 5. Уровень  интенсификации и эффективности предприятий по группам (аналитическая промежуточная группировка)
№ группы Число хозяйств В расчете  на 100 га с-х угодий Удой  на 1 корову, ц Выручка на 100 га, тыс. руб. Стоимость валовой продукции на 100 га, тыс. руб Рентабельность
Числен-ность работни-ков, чел Затраты на корма, тыс. руб Прибыль от реализации продукции животноводства, тыс руб
1 13 2,98 395,02 -38456 45,92 709,11 852,64 -8,65
2 7 3,61 919,04 9939 59,62 1879,66 1868,27 2,26
3 6 4,50 1099,91 23314 63,38 2305,25 2574,68 5,73
4 10 5,49 1655,82 120867 65,76 3070,62 3633,98 8,46
5 2 6,87 2485,05 -6630 66,84 4917,06 4664,36 -3,57
6 1 10,31 3089,07 8360 67,70 5266,70 5949,34 16,26
7 3 57,55 12838,34 25050 75,52 25147,33 26483,09 4,01
 
    Для оценки качественных особенностей групп  сопоставим их между собой по полученным показателям. 1-я, самая крупная по численности группа отличаются от следующих групп сильной убыточностью, низкими затратами и выручкой, также низким уровнем обеспеченности рабочей силой. Поэтому их следует выделить как низшую по продуктивности и эффективности типическую группу.
    Группа  7 с высоким уровнем затрат, выручки и численностью работников в расчете на 100 га с.-х. угодий малочисленна, поэтому целесообразно объединить их в высшую типическую, наиболее продуктивную и эффективную группу.
    Группы  2, 3, 4, 5 и 6 следует объединить в среднюю типическую группу. Они практически по всем показателям занимают промежуточное положение между низшей и высшей типическими группами, хотя рентабельность в этих предприятиях есть как положительная, так и отрицательная.
    Таким образом, мы выделили следующие группы предприятий: 1 – низшая, в нее входят 13 предприятий; 2 – средняя, в нее входят 21 предприятий и 3 – высшая, в нее входит 3 предприятий.
    Проведем  по типическим группам сводку (суммирование) статистических данных. Рассчитаем относительные  статистические показатели, необходимые  для выявления по типическим группам уровня производства продукции животноводства и наиболее существенные различия в них. Результаты оформим в Таблице 6. На основании свода данных рассчитаем и составим типологическую группировку.
      Таблица 6. Статистические показатели типических групп предприятий с различным  выходом валовой продукции на 100 га с.-х. угодий.
№ группы Число хозяйств В расчете  на 100 га с-х угодий Удой  на 1 корову, ц Выручка на 100 га, тыс. руб. Стоимость валовой продукции на 100 га, тыс. руб Рентабельность Выручка на 1 работника
Трудообеспеченность, чел Затраты на корма, тыс. руб Прибыль от реализации продукции животноводства, тыс руб
1 13 2,98 395,02 -38456 45,92 709,11 852,64 -8,65 238,3016
2 26 4,95 1416,92 155850 64,58 2727,29 3738,13 6,20 551,3321
3 3 57,55 12838,34 25050 75,52 25147,33 26483,09 4,01 436,9475
В среднем * 21,82 4883,43 47481,33 62,01 9527,91 10357,95 0,52 408,86
3 группа к 1 * 1934,08 3250,08 169,64 164,47 3546,31 3106,03 135,94 136,94
 
    В высшей группе количество хозяйств гораздо  меньше, чем в низшей и в средней, что говорит о неравномерности эффективности производства. В целом группы достаточно многочисленны, что позволяет получить их типические характеристики и установить закономерности развития и причины различия.
    По  группам сопоставляются значения показателей  вначале результативных, а затем  факторных. Поскольку показатели закономерно увеличиваются от I к III группе, то сначала целесообразно сравнить эти крайние группы.
    По  данным таблицы видно, что стоимость валовой продукции на 100 га с.-х. угодий в III группе больше, чем в I на 3106,03%. Сумма прибыли (убытка) от реализации продукции животноводства в III группе также выше, чем в I, на 169,64%. Эти различия в результатах производства и реализации продукции обусловлены влиянием комплекса факторов, о чем можно судить по данным сопоставления факторных показателей. Высшая типическая группа ведет крупное интенсивное производство. Обеспеченность трудовыми ресурсами на 100 га с.-х. угодий в III группе больше, чем в I, на 1934,08%.
      Хозяйства низшей группы убыточны.
      Также можно сказать, что по всем показателям  II группа ближе к I, и почти все показатели у II группы выше средних.
    Показатели  степени различия между группами целесообразно сопоставить также  между собой. Так, сильнее всего  III группа отличается от I по выручке, по затратам на корма. Высокие результаты III группы достигнуты как за счет большого использования материальных ресурсов для интенсификации производства, так и благодаря лучшему их использованию, что обеспечило рост выручки и рентабельности животноводства.
 

Глава 2 Расчёт и анализ основных показателей, характеризующих производство продукции животноводства на предприятиях по типическим группам
       По  выделенным группам предприятий, различающихся  валовым  выходом продукции животноводства на 100 га с.-х. угодий, проведём всесторонний анализ с целью выяснения различий между ними в результатах и факторах производства и выявления на этой основе резервов роста эффективности.

2.1Анализ  размера предприятий

       После проведенной типологической группировки  необходимо провести по выделенным группам  расчет и анализ размеров предприятий, их специализации, уровня интенсивности, эффективности производства, провести разложение составных относительных показателей, использовать методы индексного, факторного анализа, провести комбинационную факторную группировку. Кроме того, проводится корреляционно-регрессионный анализ связи факторных и результативного показателей. Выявление взаимосвязи между полученными результатами и определяющими их факторами является основной целью выполнения данного этапа курсового проекта. Приступим к выполнению указанных действий.
       В первую очередь рассчитаем показатели размера как средние величины по типическим группам (в расчете  на одно предприятие). Показатели размера  очень важны для характеристики предприятий. Они описываются индивидуальными  признаками, а в статистических совокупностях – средними величинами. Масштабы производства оцениваются двояко:
    по объему используемых ресурсов;
    по фактическим результатам производства.
       Прямыми показателями размеров производства являются объемы произведенной продукции. Они  различаются по форме выражения и степени обобщения – от частных натуральных до обобщающих стоимостных. Натуральных показателей недостаточно даже в узкоспециализированных предприятиях, поскольку  в сельском хозяйстве получают не только основную, но также  сопряженную и побочную продукцию; поэтому для оценки используют показатели валовой, конечной, реализованной и товарной продукции. Косвенным показателем размеров предприятий являются объемы используемых ими ресурсов (земельных угодий, поголовья животных, рабочей силы, основных и оборотных средств производства) в расчете на 1 предприятие.
       Результаты  расчета представлены в таблице 7.
Таблица 7. Показатели размеров производства (в расчете на одно предприятие)
Показатели Типические  группы В среднем 3 группа  к 1, % 3 группа ко 2,%
1 2 3
Число организаций 20 19 3 42 15,00 15,79
Среднегодовая численность работников, чел. 138 209 495 165 359,59 236,82
в т.ч. Работников, занятых в  с/х  производстве,чел. 128 204 342 147 268,29 167,90
Площадь с.-.х. угодий, га 4282 3888 861 2424 20,10 22,13
Уставный  капитал, тыс.руб. 10153 21027 11066 19156 108,99 52,63
Выручка от продажи товаров, продукции, работ, услуг, тыс.руб. 63944 131986 333982 93549 522,30 253,04
в т.ч. От продажи с.-х. продукции собственного производства и продуктов ее переработки, тыс.руб. 59408 125596 268142 80589 451,36 213,50
Амортизация в сельском хозяйстве, тыс.руб 4470 8862 10480 4925 234,44 118,26
 
     На  основании этой таблицы можно  судить о размерах производства в  типических группах сельскохозяйственных предприятий. Как  видим, предприятия высшей типической группы практически по всем показателям опережают предприятия I и II групп. Так, например большие различия по сравнению с низшей типической группой предприятий проявляются по объемам трудовых ресурсов – сравнивая среднегодовую численность рабочих, видим, что на 357 человек в третьей группе больше, чем в первой (больше на 359,59%) и больше чем во второй на 286 человек (больше на 236,82%)  Выручка от продажи товаров, продукции, работ, услуг, тыс.руб.  в высшей группе предприятий выше на 270038 тыс. руб. или 522,30% и выше, на 201996 тыс. руб или 253,04%  чем во второй группе.  Единственными  показатель, значение которых  в высшей группе меньше, чем в низшей и средней, - численность предприятий и размер уставного капитала и, что в свою очередь определяет сумму средств, первоначально инвестированных собственниками для обеспечения уставной деятельности организации, минимальный размер имущества юридического лица, гарантирующего интересы его кредиторов, что, безусловно,  влияет на объем производства продукции сельского хозяйства.
       Подводя итог всему вышесказанному, делаем вывод о более крупных размерах предприятий в высшей типической группе предприятий по сравнению  с низшей. Так как группы выделялись в первую очередь по среднегодовой численности работников, по численности работников, занятых в  с/х производстве, по площади с.-.х. угодий, выручке от продажи товаров, продукции, работ, услуг, можно предположить, что размеры влияют на результативный показатель и более крупные предприятия производят  больший объем сельскохозяйственной  продукции.

2.2 Уровни результативных показателей деятельности животноводства

    Рассмотрим  результативные показатели деятельности производства продукции животноводства. Наиболее важным из них является стоимость валовой продукции животноводства в расчете на 100 га с.-х. угодий.
 
 
    Таблица 8. Уровни результативных показателей деятельности животноводства.
№ группы Число хозяйств Прибыль на 100 га с.-х. угодий, тыс руб Удой на 1 корову, ц Выручка на 100 га, тыс. руб. Стоимость валовой  продукции на 100 га, тыс. руб Рентабельность Выручка на 1 работника
1 20 -28517 50,91 1054,22 1360,45 -3,22 333,2339
2 19 145911 65,42 3001,97 4205,59 7,04 558,0986
3 3 25050 75,52 25147,33 26483,09 4,01 436,9475
В среднем * 47481,33 63,95 9734,50 10683,04 2,61 442,76
3 группа к 1 * 169,64 148,33 2385,41 1946,64 135,94 136,94
 
      Как видно из таблицы 8, стоимость валовой продукции в III группе гораздо выше, чем в I. Также видно, что хозяйства высшей типической группы ведут более интенсивную деятельность по сравнению с организациями низшей группы. Различия по результатам производства по типическим группам еще выше, чем различия по ресурсам. Организациями высшей группы произведено на 1946,64% (в 17,26 раза) больше валовой продукции в расчете на 100 га с.х. угодий. Отсюда и больше размер выручки на одно предприятие. В высшей типической группе этот показатель выше на 2385,41% (в 23,85 раза), чем в низшей. Таким образом, организации, входящие в высшую типическую группу имеют более крупный размер по сравнению с организациями низшей группы, как по показателям потребляемых ресурсов, так и по показателям результатов производства, занимая гораздо меньшую площадь.
      Причина столь не ровного распределения  по группам состоит в том, что предприятия высшей группы ведут интенсивное производство, об этом говорит размер удоя, и относительно высокие показатели по производству продукции, при сравнительно низкой обеспеченности земельными ресурсами.
      Предприятия высшей группы ведут интенсивное производство, средние по размерам. Во вторую группу входят крупные хозяйства, ведущие экстенсивное производство. Можно сказать, что интенсификация производства результативней, чем экстенсификация. В низшей группе предприятия, с наименьшей интенсификацией производства и с недостаточными ресурсами. 

2.3 Анализ структуры поголовья и продукции животноводства

       Для начала рассмотрим специализацию предприятий  в отрасли сельского хозяйства.
Таблица 9. Специализация предприятия в отрасли сельского хозяйства
Показатели Типические  группы В среднем  по всей совокупности
I (низшая) II (средняя) III (высшая)
Результаты  от реализации продукции животноводства 38,41 93,40 99,24 74,30
Результаты  от реализации продукции растениеводства 59,94 6,60 0,76 25,09
Прочее 1,65 0,00 0,00 0,61
Затраты на продукцию животноводства 45,34 89,67 99,33 73,12
Затраты на продукцию растениеводства 53,18 10,33 0,67 26,27
Прочее 1,48 0,00 0,00 0,61
 
       Из  таблицы 9 видно, что все предприятия по данным группам ориентированы, в основном, на производство продукции животноводства, специализация плавно возрастает от первой (низшей) группы предприятий к третьей (высшей) (от 38% до 99%).
Таблица 10.Структура выручки от реализации продукции животноводства, %
Показатели Типические  группы В среднем по всей совокупности
I II III
Результаты  от реализации всей продукции животноводства 100 100 100 100
Результаты  от реализации сырой продукции животноводства 94,8 74,4 67,0 76,3
в т.ч. молоко 71,9 57,7 24,4 51,7
Мясо  КРС 22,9 10,4 6,2 11,7
свинина 0,00 6,2 0,0 3,4
яйца 0,0 0,1 36,4 9,6
Результаты  от реализации переработанной продукции  животноводства 4,7 24,5 5,8 15,8
мясопродукты 2,1 2,2 5,8 3,1
молоко 2,7 22,3 0,0 12,7
Прочая 0,5 1,1 27,3 7,9
       Проанализируем  данные таблицы 10, можно увидеть, что в предприятиях всех групп основной удельный вес в выручке занимает молоко, на втором месте - откормочное поголовье с молодняком. Во второй группе реализуется свинина, во второй и третьей – яйца, причем в высшей группе на выручку от реализации яиц приходится около трети общего объема выручки от реализации продукции животноводства.

2.4 Уровень интенсификации производства продукции животноводства

Таблица 11. Показатели интенсивности производства продукции
№ группы Типические  группы (на 100 га с.-х. угодий) Структура В среднем
1 2 3 1 2 3
Затраты на оплату труда в животноводстве 281,66 691,90 3914,68 23,18 21,37 14,18 19,58
Мат.затраты, включенн. в себест. в животноводстве 804,06 2133,25 21564,60 66,16 65,89 78,11 70,05
Затраты на корма 579,23 1578,25 12838,34 47,66 48,75 46,50 47,64
Затраты на прочую продукцию с/х в животноводстве 12,16 17,13 3891,13 1,00 0,53 14,09 5,21
Затраты на нефтепродукты в животноводстве 59,47 126,69 680,83 4,89 3,91 2,47 3,76
Затраты на электроэнергию в животноводстве 50,79 101,12 1103,41 4,18 3,12 4,00 3,77
Затраты на топливо в животноводстве 0,41 2,77 738,30 0,03 0,09 2,67 0,93
Затр.на зап.части рем.и стpоит. матеp. в  животнов. 45,74 116,41 907,55 3,76 3,60 3,29 3,55
Затр.на оплату усл.и раб.,вып. стор.орг. в  животн. 56,26 190,89 1405,03 4,63 5,90 5,09 5,21
Амортизация в животноводстве 51,54 162,28 857,13 4,24 5,01 3,10 4,12
Прочие  затраты в животноводстве 37,84 131,78 810,19 3,11 4,07 2,93 3,37
Итого затрат в животноводстве 1215,34 3237,37 27608,48 100,00 100,00 100,00 100,00
 
       Из таблицы 11 видно, что производство продукции в третьей группе предприятий более интенсивно, чем в первой группе предприятий.
       Сумма затрат в животноводстве на 100 га с.-х. угодий в третьей группе предприятий  больше, чем в первой в 22,72 раза. Рассмотрим, за счет каких составляющих структуры затрат получили такую высокую разницу. Самые высокие показатели по материальным затратам, а именно затратам на корма, что объясняется увеличением поголовья от низшей группы к высшей. Также высокие показатели по затратам на топливо и нефтепродуктам. То есть можно сделать вывод, что при прочих равных условиях предприятия третьей группы хозяйств более механизированы, либо техника на предприятиях первой группы простаивает и не используется. Велика разница в амортизационных отчислениях между третьей и первой группой предприятий (в 16,63 раза). Делаем вывод о том, что основные средства предприятий третьей группы  имеют большую стоимость, чем основные средства предприятий первой группы, следовательно, на предприятиях третьей группы используется более новая и дорогостоящая техника, которая позволяет вести более интенсивное производство.
       По  остальным затратам прослеживается та же тенденция, затраты на 100 га с.-х. угодий в третьей группе предприятий больше чем в первой в 10-12 раз.
       Проанализировав все сделанные ранее выводы по интенсивности производства продукции  животноводства, подведем итоги: предприятия  третьей группы ведут более интенсивное  производство, за счет более производительной техники.

2.5 Анализ эффективности производства

       Под экономической эффективностью производства понимается степень использования  производственного потенциала, которая  выявляется соотношением результатов  и затрат общественного производства. Экономическая эффективность отражает отдачу совокупных вложений.
       Уровень экономической эффективности  производства определяют такие показатели: прибыль  на единицу земельной площади  и на 1 работника; выручка от реализации продукции животноводства в расчете  на 100га и 1 работника; рентабельность реализации продукции животноводства.
       Таблица12. Показатели производственной эффективности
Показатели продуктивности Группы  предприятий В среднем  по всей совокупности Высшая  группа к низшей ,%
Низшая Средняя Высшая
Удой  на 1 корову, кг. 56,75 64,49 61,25 60,83 107,93
Среднесуточный  привес КРС, ц/гол. 1,83 2,01 1,41 1,75 76,84
Среднесуточный  прирост свиней, ц/гол. 1,62 0,00 0,41 0,68 25,62
Валовой надой в рассчете на 100 га с/х угодий, ц 1321,30 1442,13 1507,45 1423,63 114,09
 
       При переходе от низшей группы к высшей наблюдается увеличение только при производстве молока (валовой надой и продуктивность 1 коровы выше). По продуктивности 1 головы свиней в низшей группе самый высокий показатель, в средней равен 0. В высшей группе на 114,09% выше валовой надой в расчете на 100 га с/х угодий, чем в низшей группе. В отношении прироста КРС самый низкий показатель. 
         Рассмотрим экономическую эффективность в расчете на одного работника.
       Таблица 13. Показатели эффективности использования трудовых ресурсов
Показатели Группы предприятий Высшая  группа к низшей ,%
Низшая Средняя Высшая
В расчёте на 1 работника с/х производства:    
выручка от реализации продукции животноводства, тыс. руб. 238,41 526,73 504,13 211,45
валовая продукция, тыс. руб. 283,85 621,62 501,40 176,64
оплата  труда, тыс. руб. 87,03 127,68 79,16 90,96
Прибыль от реализации продукции животноводства, тыс. руб. -21,80 22,85 25,40 *
       В данном случае наблюдается также  достаточно четкая тенденция увеличения большинства показателей от низшей группы к высшей. В расчете на 1 работника валовая продукция самая высокая  в высшей группе. Так, выручка в расчёте на 1 работника возрастает от 1-й типической группы к 3-й на 211,45%, валовая продукция – на 176,64%. Это говорит о том, что уровень производства в 3 типической группе значительно превышает уровень производства в 1 группе предприятий.
       Можно сделать следующий вывод: по большинству  показателей видно, что наиболее эффективное производство осуществляется в хозяйствах средней типической группы, так как соотношения результатов и ресурсов здесь максимальны.
       Анализ  прироста массы прибыли (убытка) от реализации продукции животноводства в расчете на 100 га с.х. угодий
     Для анализа массы прибыли изучаются  сведения об объёмах реализованной  продукции, затратах на неё и сумме выручки от реализации, по низшей и высшей типическим группам хозяйств.
 Таблица 14. Исходные данные по типическим группам
Показатели Типические  группы
I (0) III (1)
Объём реализации в расчете на 100 га с.х. угодий, ц (q)
Молоко  1280,47 1225,41
Мясо КРС 10,91 12,33
Цена  реализации 1 ц, руб. (p)
Молоко  1314,55 1381,95
Мясо  КРС 1236,78 1703,82
Полная  себестоимость 1 ц , руб. (z)
Молоко  966,80 1106,00
Мясо  КРС 7792,79 9668,84
     Прирост массы прибыли в расчете на 100 га с.х. угодий по каждой группе рассчитывается как разность между выручкой и затратами:
M0 = ?p0q0 - ?z0q0 = 373733,1 руб. в расчете на 100 га с.-х. угодий;
M1 = ?p1q1 – ?z1q1 = 239918,3 руб. в расчете на 100 га с.х. угодий.
     При разложении прироста по факторам используются следующие формулы:
?Mp = ?p1q1 - ?p0q1 = 88359,72 руб. в расчете на 100 га с.х. угодий
?Mz = ?z0q1 – ?z1q1 = -193717 руб. в расчете на 100 га с.х. угодий
?Mq = (?p0q1 – ?p0q0) – (?z0q1 – ?z0q0) = -28457,7 тыс. руб. в расчете на 100 га с.х. угодий
     Ip = ?p1q1 / ?p0q1 =1,05       Iz = ?z1q1 / ?z0q1 =1,15       Iq = ?p0q1 / ?p0q0 = 0,95
     Рост  массы прибыли от высшей группы к  низшей составит в абсолютном выражении -133,81 тысячи рублей в расчете на 100 га с.х. угодий.
     Индекс  изменения цены реализации показывает, что цена в высшей группе больше чем в низшей на 105%, за счёт чего масса прибыли в высшей группе больше чем в низшей на 88,36 тыс.руб. в расчете на 100 га с.-х. угодий.
     В свою очередь себестоимость реализованной  продукции в III группе выше в среднем на 115%, поэтому масса прибыли  меньше в ней на 193,72 тыс.руб. в расчете на 100 га с.х. угодий. Больший на 95%  объем реализации по сравнению с 1 группой стал причиной снижения возможной прибыли на 28,46 тыс. руб. в расчете на 100 га с.х. угодий. Что объясняется убыточностью реализации мяса КРС.

2.6 Уровень финансового состояния предприятий

    Рассмотрим  уровень дебиторской и кредиторской задолженности предприятий.
Таблица 15. Показатели финансового состояния по группам предприятий
Показатели Типические  группы В среднем  по всей совокупности
I (низшая) II (средняя) III (высшая)
Число предприятий 20 19 3 42
Размеры кредиторской задолженности, тыс. руб.:  
    на 100 га с/х угодий 774,41 959,80 55190,05 18974,75
    на 1 предприятие 31443,25 37321,58 475002,33 181255,72
Размеры дебиторской задолженности, тыс. руб.:  
    на 100 га с/х угодий 171,49 706,25 22124,36 7667,37
    на 1 предприятие 6963,00 27462,21 190417,00 74947,40
Отношение кредиторской задолженности к дебиторской 4,52 1,36 2,49 2,79
Размер  выручки) по отношению к краткосрочной кредиторской задолженности 1,36 3,13 0,46 1,65
Размер  прибыли (убытка) по отношению к краткосрочной  кредиторской задолженности -0,05 0,21 0,02 0,06
     По  данным таблицы можно сделать  вывод, что наилучшее финансовое состояние  у высшей типической группы. Об этом говорит тот факт, что в хозяйствах этой типической группы отношение прибыли (убытка) к краткосрочной кредиторской задолженности больше 0 и отношение выручки к кредиторской задолженности максимально, т.е. можно говорить о кредитоспособности этих предприятий.
     Как видно из данных таблицы, предприятия 3 типической группы ведут свою деятельность, широко используя такие инструменты, как кредиторская и дебиторская  задолженность. Их кредиты максимальны (55190 тыс. руб. на 100 га с.х. угодий). Дебиторской задолженности приходится 22124,36 тыс. руб. в расчете на 100 га с.х. угодий.
     Отношение кредиторской задолженности к дебиторской  самое лучшее в хозяйствах 2 группы, здесь на 1 рубль дебиторской задолженности приходится 1,36 рубля кредиторской, что на 3,16 рубля меньше чем в 1-й.
     Хозяйства первой типической группы имеют 5 копеек убытка на каждый рубль заёмных средств, хозяйства третьей – 2 копейку прибыли на рубль заёмных средств. Что означает лучшее использование материальных средств этими хозяйствами, что, естественно, положительно влияет на эффективность производства продукции в этих хозяйствах.
 

Глава 3 Факторный анализ результативных показателей по группам предприятий
       Основным  показателем производства продукции  животноводства является стоимость валовой продукции на 100 га сельскохозяйственных угодий. В процессе проделанной работы рассматривалось влияние различных факторов на данный показатель, но в не в полной мере. Для полноценного исследования влияния факторов воспользуемся методами корреляционно-регрессионного анализа и факторной комбинационной группировки.

3.1 Факторная комбинационная  группировка по  двум признакам

       Для проведения факторной комбинационной группировки необходимо выделить два  признака, у которых есть причинно-следственная связь. Вообще стоимость валовой продукции на 100 га с.-х. угодий зависит от достаточно большого количества факторов: от затрат на производство продукции; от количества субсидий, полученных предприятием; от плотности поголовья с.-х. животных, участвующих в производственном процессе; и еще ряд факторов. Для проведения факторной комбинационной группировки возьмем такой показатель, как затраты на корма на 100 га с.-х. угодий и обеспеченность работниками на 100 га с.-х. угодий.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.