На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Прекращение брака в Древнем Риме

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 05.12.2012. Сдан: 2011. Страниц: 14. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


      Санкт-Петербургский  Государственный  Университет
Юридический факультет
Кафедра теории и истории  права и государства
 
 
Курсовая  работа 
 

Тема:
Прекращение брака в Древнем  Риме 
 
 
 
 
 

      Студентки … 

Преподаватель: … 
 
 
 
 
 
 
 

Оценка _________________
Дата проверки ___________ 
 
 
 
 
 
 
 
 

Санкт-Петербург
2008 год

Оглавление

 

 Введение

      Понятие «римское право» означает правопорядок, действовавший на протяжении  тринадцативековой истории Рима, со времени основания Города (754 г. до н.э.) до смерти императора Юстиниана (565 г. до н.э.), когда завершилась более чем тысячелетняя эпоха этого правопорядка, что отразилось в знаменитой кодификации, известной под названием Corpus juris civilis (Свод гражданского права).
     Сейчас изучение римского права носит исключительно историографическое значение. Причина необходимости такого изучения, прежде всего, кроется в том, что научная разработка права достигла у римлян такой глубины, которой не достигали никакие народы до них, даже с более древней культурой. Можно говорить, что эта разработка не превзойдена до сих пор. Римские юристы первыми создали строгую специальную терминологию, которой и сейчас пользуется весь цивилизованный мир, разработали юридические категории и понятия, основали и развили метод юридического рассуждения.
     Во-вторых, изучение права предполагает не только формирование представлений относительно современных правовых норм, но и понимание причин их возникновения и эволюции. Именно римское право представляет собой важнейший пример историко-правовых источников современного права, история которого хотя и связана с историей государства, однако имеет собственную логику, которая задана эволюцией общественных отношений во всех сферах жизни социума.
    В-третьих, поскольку в результате тысячелетней традиции римское право пронизало содержание и форму всех современных кодексов, то их нельзя понять и интерпретировать, не поднимаясь к первоистокам.
      Все вышесказанное в большей мере относится не к римскому праву вообще, а к римскому частному праву, которое является более ценным массивом римского права, нежели римское публичное право, т.к. оно более развито и до тончайших деталей приспособлено к регулированию отношений, возникающих из форм товаропроизводства и товарооборота.
      В свою очередь, очень интересным при исследовании римского права является наблюдение за развитием института семейного права, в частности, вопросами брака и его расторжения, т.к. этот институт в силу своих гражданско-правовых корней рассматривался как разновидность сделки, очень близкой к сделкам из имущественных отношений.
      Римский брак по своему характеру принципиально отличался от современного. Современное гражданское (в т.ч. семейное как его подотрасль) право рассматривает брак как сложную юридическую сделку, в которой имеют место волеизъявления сторон и государства. Римское же право рассматривало брак как фактическое состояние вещей, хотя и влекущее за собой важнейшие юридические последствия.
      В нашем праве брак возникает посредством начального торжественного акта – «бракосочетания», и прекращается лишь в результате столь же торжественного акта (юридическое постановление о разводе) или смерти одного из супругов. Римский же брак такого торжественного акта не предусматривал. Он возникал и существовал по причине наличия двух элементов: сожительство (объективное требование) и супружеская любовь (субъективное требование), поэтому при отсутствии одного из этих элементов прекращался.
     Однако взгляд римского права на брак как на состояние вещей не означает материалистического воззрения на сами эти отношения. "Напротив, римское представление о браке высоко духовное и исполнено благородства.
       Брак основан на постоянной affectio meritalis (супружеская любовь), которая сообщает совместному проживанию характер возвышенного достоинства. Отсутствие affectio расторгает его ipso jure, поскольку теперь брак являлся бы лишь «узами» в изначальном смысле этого слова"1.
      В случае, когда терялось наличиствование хотя бы одного из вышеуказанных моментов, брак подлежал расторжению. Причем юридическая возможность, условия, поводы и порядок расторжения римского брака в разное время говорили не только о развитии права вообще, но и о состоянии нравственности общества в том числе2.
      Цель  данной работы – подробно рассмотреть объективные основания прекращения брака и субъективные, которые в определенный период времени имели свою специфику.
 

 Глава 1. Прекращение брака по объективным основаниям

     В отличие от признания брака недействительным, где решался вопрос о действительности самого соглашения о заключении брака как сделки, под прекращением брака понимают прекращение на будущее время отношений супружества, возникших из действительного брака3. Римское право издавна признавало только один гражданский вид брака, известный под равнозначными названиями: nuptae, justae nuptae, justum, legitimum matrimonium. К его расторжению могли привести объективные или невольные причины, т.е. те, которые упраздняли одно из необходимых условий действительности брака.
     Брак  нередко прекращался ipso jure сам собою, совершенно независимо от воли супругов, а именно вследствие:
    смерти одного из супругов;
    утраты свободы одним из супругов;
    утраты гражданства одним из супругов;
    изменения семейного состояния одного из супругов;
    назначения мужа вольноотпущенницы сенатором;
    наступающего кровосмешения.
     Смерть одного из супругов. Естественная смерть мужа, жены или обоих супругов приводила к прекращению брака как явление, вызывающее общую утрату правоспособности. Со смертью одного из супругов отпадало основное условие брака - существование брачной связи. В этом случае мужчины могли сразу же вступать в новый брак, в то время как для женщин был определен tempus lugendi (траур сроком до 10 месяцев, назначался для предотвращения turbatio sanguinis, или кровосмешения. Не придерживающиеся этого срока наказывались инфамией)4.
     Утрата  свободы одним  из супругов (сapitis deminutio maxima) - наибольшая степень ограничения правового состояния, которая наступала вследствие утраты статуса свободы. Только свободный человек мог быть римским гражданином и членом римской семьи. При этом если взятый в плен и обращенный в рабство супруг возвращался в Рим, то в силу postliminium - особой юридической фикции - считалось, что manus никогда не прекращалась. Если это была форма брака sine manu, которая рассматривалась как некоторая только фактическая, но не юридическая связь, то такой брак считался прекращенным. Это связано с тем, что postliminium применялся к res juris, но не к res facti. Однако брак считался продолжавшимся все время, если оба супруга были вместе в плену5.
     Capitis deminutio media, т.е. утрата римского гражданства, а значит, утрата всех общественных и частных прав, основывавшихся на цивильном праве. Лицо, подвергнутое capitis deminutio media, переставало быть субъектом jus civile, но "гражданской смерти", как при capitis deminutio maxima, здесь не наступало: человек оказывался в положении перегрина и на него распространялось jus gentium. Capitis deminutio media применялось в виде наказания, налагаемого государственной властью.
     Capitis deminutio minima, т.е. изменение семейного состояния одного из супругов, которое устанавливало такую степень агнатического родства с другим супругом, при которой вступление в брак было бы невозможно. Например, paterfamilias усыновлял мужа своей дочери, не освободив ее предварительно от patria potestas6.
     Назначение  мужа вольноотпущенницы  сенатором приводило к относительному отсутствию connubium. Это упраздняющее основание было отменено Юстинианом.
     Incestum superveniens – наступающее кровосмешение – возникает в случае, когда посредством усыновления создается агнатское родство между супругами, которое может служить препятствием к браку. Например, тесть усыновляет зятя, который делается в результате, с точки зрения гражданского права, братом (приемным) собственной жены7.
 

 Глава 2. Субъективные основания прекращения брака

      1. Царский период

     К субъективным причинам расторжения  брака можно отнести те причины, которые зависели от воли супругов или их pater familias.
     Для римлян на протяжении существования  этого народа всегда был характерен прочно сложившийся патриархальный строй, в основе которого лежит моногамная семья с абсолютным домовладыкой во главе, власть которого объединяет все элементы семьи в одно крепкое целое.
     Существовало  три формы перехода во власть мужа:
    посредством длительного пребывания в браке (usus);
    посредством религиозного брачного обряда (confarreatio);
    посредством либерального акта coemptio.
     Usus. Жена попадала под власть мужа, если супруги непрерывно находились в браке в течение года. Законом XII таблиц было определено, что женщина, не желавшая над собой установления власти мужа фактом давностного с ней сожительства, должна была ежегодно отлучаться из своего дома на три ночи и таким образом прерывать годичное давностное владение ею.
     Confarreatio - форма брака, которая была в обыкновении у патрициев. Она представляла собой торжественный обряд религиозного характера, который осуществлялся в присутствии десяти свидетелей вместе с Pontifex Maximus и заключался в посвященном Юпитеру священнодействии с жертвоприношением и общим совершением священных возлияний, а также вкушением полбенного хлеба.
     Coemptio состояла в особом применении mancipatio. Естественно, что при таком типе брака (cum manu) не могло быть и речи о разводе в том смысле, в котором его понимают в наше время и как его стали понимать римляне в более поздние времена. В данный период речь могла идти только о том, что муж, не желая больше держать у себя жену, избавлялся от нее таким же путем, каким ее приобретал8. Изначально расторжение брака было по сути расторжением договора купли-продажи. Контрагенты договора по взаимному согласию определяли условия, при которых возможно было возвратить женщину обратно в ее семью. Со временем такие договоры становились привычными, последовательно повторялись, становились обычными и могли подразумеваться там, где о них не было даже упомянуто. Так создавались обычные правила об основаниях, по которым возможно было возвратить жену родителям или об основаниях развода в первоначальном смысле слова.
     С усилением религиозного освящения брака и, в особенности, с появлением чисто религиозной формы совершения брака (confarreatio) купля-продажа для брака выходит из употребления. Это обстоятельство оказывает сильное влияние на строй семейных отношений. Жена перестает быть покупаемой вещью и наряду с мужем участвует в отправлении семейного культа. Таким образом, появляются основания для развода, лежащие в религиозных воззрениях и верованиях. К противорелигиозным поступкам долгое время относили прелюбодеяние как действие, нарушающее интересы семейного культа, делающее сомнительным происхождение ребенка и возможным введение в семью чужой крови.
     С уничтожением купли-продажи обстоятельства развода должны были перемениться: с одной стороны, муж больше не сдерживался в вопросе о разводе материальными расчетами, с другой стороны, усложнились взаимные отношения между супругами. И должны были увеличиться поводы к разводу. Но в действительности дело обстояло не так. При указанных обстоятельствах у мужа мог появиться несправедливый произвол в вопросе о разводе. Жена, находящаяся под властью мужа-хама, за себя постоять не могла, т.к. была persona alieni juris, т.е. являлась лицом чужого права. Но за нее могли вступиться и вступались ее родственники. Ведь беспричинный, несправедливый развод считался обидой по отношению как к женщине, так и по отношению к ее родным. Эта обида могла вызвать отмщение со стороны обиженных.
     При таком порядке отношений муж, желавший расторгнуть брак во избежание ссоры с близкими жены, должен был постараться получить одобрение своих действий с их стороны. Вследствие этого родственники вместе с мужем обсуждали поступки обвиняемой жены и решали вопрос о разводе.
     В древнем Риме выработалось особенное домашнее судилище, получившее название judicum domesticum, игравшее огромную роль в решении вопросов о разводе и в поддержке добрых нравов внутри родовых соединений9.
     Этот  семейный суд дополнял патриархальную организацию древнеримской семьи. Он объединял собой исполнительную власть с совещательной и благодаря этому суду семья могла самоуправляться и составлять в центре государства "независимую республику".
     Современные юристы старались определить точно состав, подведомственность и производство этих семейных судов; но эти старания оставались и должны были остаться тщетными. Настоящая юрисдикция не имела ничего общего с публичной магистратурой; она регулировалась не законами, а нравами10.
     Известно, что этот суд составлялся не из законной семьи, не из агнатов, но из естественной семьи, т.е. когнатов, ближних, а иногда даже друзей. Для обозначения членов домашнего суда впоследствии стали употребляться выражения: propinqui, neсessarii; но они однозначны с выражением cognati.
     Можно сказать, что judicum domesticum участвовал в разводе обязательно, и эта обязательность, получившая свое начало в первобытной суровости отношений и необходимости содействия близких родичей при самозащите от правонарушения, поддерживалась нравами древних Римлян и сохранялась благодаря их консервативности.
     Принимая  такое деятельное участие при  определении оснований для развода, judicum domesticum, однако, не участвовал в его совершении. Муж сам, разрывая брачный союз, изгонял, а иногда и наказывал виновную жену. Такое совершение развода самим мужем, несмотря на все ограничения, представляло для него возможность злоупотреблений.
     Но  этот возможный произвол, однако, сдерживался тем обстоятельством, что в римском праве был предусмотрен штраф за неосновательный развод.
     Под неосновательным разводом подразумевался развод, не одобренный домашним судом. Кроме того, известно, что закон Ромула "jus divortendi ne esto"11 ограничивает право мужа расторгнуть брак лишь случаями, когда жена нарушает супружескую верность, прибегает к колдовству над детьми либо сокрытием ключей от помещения, где хранятся вина12. Нарушение этого закона наказывалось тем, что муж терял свое имущество: половину в пользу оставленной жены, половину - храму богини Церере. Впрочем, следует заметить, что в римской истории не упоминается ни одного примера применения этого штрафа13.
     Сама  процедура расторжения брака  была противоположна процедуре его заключения.
     Римская жизнь знала особый религиозный  акт, обратный confarreatio, и направленный на уничтожение того общения, которое возникало вследствие confarreatio; этот акт – акт diffareatio. Исключением было запрещение развода для Flamen Dialis - жреческого сословия14. Следует заметить, что развод при confarreatio был таким деянием, от которого всякий верующий римлянин, а таковыми были тогда если не все, то подавляющее большинство, всеми силами старался воздержаться и прибегал к нему только в крайности. Виновная жена могла быть и здесь отторгнута, как и при других формах брака; но расторжение его вызывалось только наиболее тяжкими проступками жены. С другой стороны, известно, что наиболее тяжкие проступки женщины, такие как, например, прелюбодеяние, пьянство и т.д. влекли за собой смертную казнь по приговору домашнего суда. Таким образом, возможность развода при браке confarreatio сводилась до минимума.
     Брак coemptio - форма, созданная по образцу былой купли, следовательно, развод при такой форме отличался от confarreatio, т.к. решающим моментом было не совершение религиозных обрядов, а совершение мнимого обряда купли (mancipatio). Для расторжения такого брака требовалось совершение гражданского акта - remancipatio. Одного изгнания "преступной" жены мужем было недостаточно; она все же считалась бы его женой как подвластная ему. Необходимо было разорвать ту связь: с одной стороны господства, с другой – подчинения, которая соединяла супругов в браке cum manu. Remancipatio совершалась посредством манципации жены мужем какому-нибудь другому лицу и manumissio со стороны последнего. Сам муж не мог совершить manumissio, потому что жена уже была не рабой, a fliae loco.
     Итак, можно сделать следующий вывод. Развод, как акт, разрушающий брачный союз, возможен был испокон веков, а именно с того времени, когда с усовершенствованием понятия о браке появилось понятие и о разводе. Но возможность развода с самого начала подвергалась строгой регламентации, и совершать развод мог только муж; жена была для этого неправоспособна.
     Для определения справедливых и основательных  причин развода римское право в течение всего первого периода придерживалось частно-правовой точки зрения. Публичная власть не вмешивалась, предоставляя его ведению властей семейных. Все древние авторы сходились во мнении, что в первые пять веков не было ни одного развода, потому что "развод был не противозаконен, но нравственно невозможен"15.

      2. Период республики

     Уже к концу первого периода республики уклад семейно-брачных отношений начинает изменяться.
     Наряду  со старой формой брака cum manu сперва параллельно с ней появляется иная форма - брак sine manu. Затем эта новая форма начинает вытеснять прежний брак.
     Точное появление брака sine manu является спорным. Но несомненно то, что брак иного характера, чем cum manu появляется в эпоху XII таблиц. И за таким сожительством право уже в раннюю эпоху признавало силу matrimonium justum16.
     По  своим основным принципам этот брак являл собой полную противоположность браку cum manu. Вступление в такой брак не влекло изменения правосубъектности женщины. Она сохраняла статус persona sui juris (если имела его раньше), либо продолжала подчиняться отцовской власти. При этом кровные родственные связи с ее прежней семьей не порывались, как не возникало агнатского родства между женой и семьей мужа. Мужу теперь никакая власть над женой не принадлежала: супруги в личном отношении считались юридически равными субъектами. И хотя муж окончательно решал ряд вопросов семейной жизни и обязан был управлять своей женой, какого бы то ни было подобия manus у него больше не было17.
     В случае, если жена была persona alieni juris относительно своего отца, то пока семейная жизнь шла хорошо и мирно, это двойное подчинение не оказывало никакого влияния. Но при несогласиях происходило столкновение авторитета мужа с отеческой властью и, соответственно, победа последней. Внутреннее единство семьи нарушалось вмешательством власти отца. И этим вмешательством нельзя было пренебречь, т.к. отец мог взять дочь обратно, расторгнув брак даже против ее воли18. При этом он не обязан был собирать judicum domesticum, т.е. мог действовать самостоятельно. Но его ограничивал надзор цензоров и их право наложить на лицо nota censorial со всеми ее тягостными последствиями для римского гражданина. Следует заметить, что общественное мнение и подчинение ему были развиты в Риме до замечательных размеров. Поэтому цензор вмешивался всякий раз, как только усматривал что-нибудь оскорбляющее общественную совесть. Отец имел власть de jure (неограниченную); но его законный произвол мог ограничить цензор. Другим сдерживающим обстоятельством было то, что, расторгнув брак дочери без надлежащего основания, отец лишался права требовать обратно данное за дочерью приданое (dos). Это совместное существование свободы жены от власти мужа и подчинение ее отеческой власти было большим недостатком римского свободного брака, вызвавшим совместно с другими неблагоприятными обстоятельствами падение семейных связей.
     Как сожительство, основывающееся на свободном  соглашении мужа и жены, брак sine manu мог быть расторгнут как по взаимному согласию обоих супругов (divortium mutuo dissensu), так и в одностороннем порядке – инициатива исходила либо со стороны мужа, либо со стороны жены (repudium). Каких-либо законных причин для развода не требовалось19. Следует отметить, что по мере утверждения брака sine manu, право жены на прекращение брака было распространено и на встречающиеся еще случаи брака cum manu. Естественно, что repudium со стороны жены не могло непосредственно приводить к прекращению manus. Но уже начиная с 3 века до н.э. было принято, что repudium со стороны жены in manu обязывало мужа к прекращению manus посредством remancipatio. Первый известный случай подобного рода относится к 227 г. до н.э.20 Не смотря на это, право развода долгое время не употреблялось во зло. Но переход от полного подчинения жены мужу к почти полной независимости от него в свободном браке был резок и вызвал неблагоприятные последствия. Несвоевременная и неудачная эмансипация женщины внутри семьи привела к такой же эмансипации ее в обществе и способствовала падению нравов. Постепенно институт judicium domesticum теряет свое влияние и значение. Но нравственная идея брачного союза, появившаяся со времен утверждения confarreatio, не погибла окончательно. Она нашла себе поддержку в малосвойственной ей области имущественных штрафов за нарушение доброй нравственности. Охранявшие ее прежде семейные власти пали и ослабли. Но на смену им выступила власть публичная.
     Нельзя  сказать, что это вмешательство было активным. Появились лишь признаки и первые зачатки этого вмешательства государственных властей в область нравов21.
     По  отношению к разводу, при разборе  дела о возврате приданого (actio rei uxoriae) у суда появляется особая функция обсуждения поведения супругов и рассмотрения основательности поводов для развода. Если развод возникал без вины жены и, следовательно, по вине мужа, то она получала свое приданое целиком (dos integra). Но если жена была виновата в разводе, то считалось справедливым в наказание за ее поведение (mores mulieris) сделать вычет из ее приданого в пользу имеющихся детей (propter liberos) или прямо для мужа (propter mores).
     Таким образом, у суда, разбиравшего дело по actiones rei uxoriae, появилась особая штрафная функция. Поэтому такой суд или процесс получил название judiсum de moribus. Его цель состояла в том, чтобы наказать виновного, и на будущее время предупредить появление неосновательных разводов. Но так как в данный период вмешательство публичной власти было невелико, то не был точно определен размер штрафа, и судья сам в каждом конкретном случае устанавливал штрафную сумму.
     О форме развода того времени нет определенных сведений. Но можно предположить, что форма, бывшая в ходу в императорские времена, существовала уже тогда. Между присутствующими развод совершался словесно, а между отсутствующими - рег nuntium. И в том, и в другом случае требовалось произнесение разводной формулы. При заявлении о прекращении брака, т.е. при отказе от брака, употребляются такие выражения как "имей у себя твои вещи" или же "возьми с собой твои вещи".22 Эти слова и были, очевидно, общепринятыми, хотя встречаются указания и на другие выражения, что говорит против строгой обязательности приведенных слов.
     Наконец, что касается последствий развода, то про них тоже мало известно. Есть только несколько определенных указаний. В личном отношении последствия развода должны были смягчиться (сравнительно с предыдущим временем). Жена и муж не подвергались никакому личному взысканию даже за самый неосновательный развод. Это привело к тому, что теперь не только муж, но и жена могли вступать в другой брак. Напротив, в имущественном отношении развод вызывал много последствий, неблагоприятных для подавшего повод к разводу. В конце республиканского периода, когда в Риме воцарилась всеобщая безнравственность, почувствовалась потребность в затруднении разводов законодательным путем23.
     Изобилие  законов, издаваемых в интересе нравственности, есть верный симптом общественной безнравственности. Нравственность обращается к последней и бессильной для нее санкции закона именно тогда, когда она перестает руководить совестью граждан24.

      3. Период империи

     Начавшееся в республиканский период падение нравов достигает в начале императорского периода своего апогея. Подтачивание семьи, ослабление ее устойчивости посредством частых разводов в то время, как и сейчас, оказывали самое отрицательное влияние: сокращалась рождаемость, с одной стороны, разлагались общественные отношения в самом их корне, с другой стороны.
     Под влиянием таких причин создается  publico coercitio morum, сохранявшийся во все остальное время римской империи.
     Среди мер правительства, направленных на ограничение безнравственного поведения, особенно выделяется законодательная деятельность императора Августа (27 г. до н.э. - 14 г. н.э.). Он издал ряд решительных законов и, прежде всего, Lex Julia de adultieriis, закон 18 г. до н.э., устанавливающий наказания за прелюбодеяния (relegatio). Наказанию подвергаются не только непосредственные виновники, но и попустители. В качестве таковых подлежат наказанию муж и отец виновной жены, если они не возбуждают преследования. В то же время этот закон легализовал внебрачные сожительства лиц, между которыми брак был запрещен законом (например, браки между вольноотпущенниками и представителями сенаторского сословия). Такое сожительство лиц, ни одно из которых не состояло в браке, с намерением создания жизненной общности называлось конкубинатом. Дети, рожденные в конкубинате, хотя и не признавались законными, все же имели некоторые права наследования после родителей, ряд прав был признан и за конкубиной25.
     Есть другой закон либо того же 18 г. до н.э., либо 4 г. н.э. (спорный вопрос) - Lех Julia de maritandis ordinibus, внесший целый ряд весьма существенных положений в область брачного права. Этот закон был дополнен затем в 9 г. н.э. по предложению консулов Папия и Поппеа, причем эти дополнения у позднейших юристов объединяются с предыдущим законом под общим именем Lex Julia et Papia Poppea26. Август коснулся, во-первых, adulterium, признав его delictum publicum и создав для него quaestio perpetua. Затем он определил форму развода (divortiis modum imposuit)27. При свободном браке расторжение его совершалось посредством произнесением определенной формулы. Так же Август признал необходимым точно определить момент развода и сделать его достоверным. В законе de adulteries он установил, что развод должен совершаться в присутствии семи свидетелей. Они должны были быть взрослыми римскими гражданами, иначе развод не являлся действительным28. В этом законе было проявлено отношение к разводу, как к акту официальному, требующему соблюдения определенного порядка. Участие в нем не только супругов, но и посторонних лиц, было важным нововведением.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.