На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Финансовый контроль в рыночной экономике: сущность, история развития, современное состояние

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 05.12.2012. Сдан: 2012. Страниц: 32. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Содержание
 
Введение…………………………………………………………………………….....3
    Теоретические основы финансового контроля……………………………...5
      Понятие и роль финансового контроля……………………………………..5
      Формы и методы проведения финансового контроля………………………10
    Эволюция и современное состояние финансового контроля………………20
      История развития финансового контроля в России…………………………20
      Органы финансового контроля, их функции и основные показатели деятельности……………………………………………………………………………………28
    Проблемы и направления повышения эффективности финансового контроля………………………………………………………………………………………36
Заключение……………………………………………………………………………41
Список литературы……………………………………………………………………43
 
 


Введение

Задача создания эффективной, работоспособной  и действенной системы государственного финансового контроля является одной  из главных задач, стоящих перед  государством. Более чем десятилетняя практика российского реформирования показывает, что экономика несет  значительные потери из-за низкой финансовой, бюджетной, налоговой дисциплины. В  то же время опыт развитых стран  свидетельствует, что эффективный  действенный контроль является необходимым  условием существования сильного государства  и важным фактором государственного строительства. Этим и определяется актуальность темы курсовой работы. Последнее  десятилетие XX века стало для нашей  страны временем смены производственных отношений, политических и экономических  основ российской государственности. Возникла необходимость слома прежних  принципов хозяйствования, скорейшего создания новой эффективной экономической  системы и построения на ее основе процветающего гражданского общества.
Это оказалось настолько сложным, что до сих пор не выработан  единый подход к реализации экономической  стратегии. Бесспорно одно - успешное движение России по пути прогресса  невозможно без наведения должного порядка во всех жизненно важных сферах, и, прежде всего в финансово-экономической  сфере.
Соблюдение экономическими субъектами действующего законодательства, эффективное  распоряжение управляющими вверенной  им собственностью необходимо контролировать. И, прежде всего такой контроль должен присутствовать в сфере финансов, являющейся главным индикатором  экономического здоровья. Именно поэтому  в развитых странах уделяется  такое внимание вопросам организации  финансового контроля всех сторон экономической  жизни и особенно сферы государственных  финансов.
Для России в высшей степени актуальна  организация эффективной всеобъемлющей  системы финансового контроля. Существовавшая ранее в стране система финансового  контроля была ориентирована на экономику, в которой основная роль принадлежала государственной собственности, управляемой  административно-командными методами. Экономические преобразования вызвали  необходимость построения принципиально  новой системы финансового контроля – целостной, действующей на единых принципах, охватывающей все стороны  экономической жизни.
Целью работы является закрепление  и углубление теоретических и  практических знаний по дисциплине «Финансы», выявление проблем в области финансового контроля, и определение направления повышения его эффективности.
Задачи курсовой работы:
1. Рассмотреть понятие и сущность  финансового контроля.
2. Раскрыть значение финансового  контроля 
3. Привести классификацию форм и методов финансового контроля.
4. Выявить основные проблемы  в области финансового контроля  в России.
5. Раскрыть основные направления для совершенствования в этой области.
При написании работы использовался  широкий круг источников, в том  числе учебная и научная литература, нормативно-правовые акты, а также  ряд публикаций в современной  периодической печати по данной тематике.
 


    Теоретические основы финансового контроля.
1.1 Понятие и  роль финансового контроля
Финансовый контроль обычно рассматривают в двух аспектах:
1) строго регламентированную  деятельность специально созданных  контролирующих органов за соблюдением  финансового законодательства и  финансовой дисциплины всех экономических  субъектов;
2) неотъемлемый элемент  управления финансами и денежными  потоками на макро- и микроуровне  с целью обеспечения целесообразности  и эффективности финансовых операций.
Оба аспекта контроля взаимосвязаны, но различаются целями, методами и  субъектами контроля. Если в первом случае преобладает правовая и количественная сторона контроля, то во втором —  упор делается на аналитическую сторону  финансового контроля.
Контроль за состоянием экономики, развитием социально-экономических  процессов в обществе является важной сферой деятельности по управлению народным хозяйством. Одним из звеньев системы  контроля выступает финансовый контроль. Его назначение заключается в  содействии успешной реализации финансовой политики государства, обеспечении  формирования и эффективного использования  финансовых ресурсов во всех сферах и  звеньях народного хозяйства.
Требование соблюдения законности в деятельности по образованию, распределению  и использованию денежных фондов государства и субъектов местного самоуправления имеет конституционную  основу: органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные  лица, граждане и их объединения  обязаны соблюдать Конституцию  Российской Федерации и законы (ч. 2 ст. 15 Конституции РФ).1
Под финансовым контролем  понимают регламентированную нормами  права деятельность государственных, муниципальных, общественных и иных хозяйствующих субъектов по проверке своевременности и точности финансового  планирования, обоснованности и полноты  поступления доходов в соответствующие  фонды денежных средств, правильности и эффективности их использования.2
Финансовый контроль –  есть важнейшее средство обеспечения  законности в финансовой и хозяйственной  деятельности. Финансовый контроль предупреждает  бесхозяйственность и расточительность, выявляет факты злоупотреблений  и хищений товарно-материальных ценностей и денежных средств. Действенность финансового контроля, осуществляемого различными субъектами – органами государственной власти, местного самоуправления, аудиторами, аудиторскими организациями, – в решающей мере и с правоохранительными органами.
Финансовый контроль –  это совокупность действий и операций по проверке финансовых и связанных  с ними вопросов деятельности субъектов  хозяйствования и управления (государства, предприятий, учреждений, организаций) с применением специфических  форм и методов его организации. Он осуществляется законодательными и  исполнительными органами власти всех уровней, а также специально созданными учреждениями и включает: контроль за соблюдением финансово-хозяйственного законодательства в процессе формирования и использования фондов денежных средств, оценку экономической эффективности  финансово-хозяйственных операций и целесообразности произведённых  расходов.
Финансовый контроль в  отличие от других видов контроля (экологического, санитарного, административного  и др.) связан с использованием стоимостных  категорий. Предметом проверок выступают  такие финансовые (стоимостные) показатели, как прибыль, доходы, рентабельность, себестоимость, издержки, обращения, налог  на добавленную стоимость, отчисления на различные цели и в фонды. Эти  показатели носят синтетический  характер, поэтому контроль за их выполнением, динамикой, тенденциями охватывает все стороны производственной, хозяйственной  и коммерческой деятельности предприятий, а также механизм финансово-кредитных  взаимосвязей. Объектом финансового  контроля являются денежные, распределительные  процессы при формировании и использовании  финансовых ресурсов, в том числе  в форме фондов денежных средств  на всех уровнях народного хозяйства.
Финансовый контроль осуществляется путем применения научно обоснованных методов установления степени соответствия практики управления финансовыми ресурсами  во всех сферах производства и распределения  общественного продукта задачам  финансовой политики. Институт финансового  контроля представляет собой составной  элемент общей структуры контрольных  органов государства и вместе с тем выступает как важнейший  составной элемент финансовой системы.
Государственный финансовый контроль — это установленная  законодательством деятельность органов  государственной власти и управления всех уровней по выявлению, предупреждению и пресечению:
    ошибок и злоупотреблений в управлении государственными денежными и иными материальными ресурсами (капиталами), а также используемыми в хозяйственной деятельности и отчуждаемыми нематериальными объектами государственной собственности, влекущих прямой или косвенный финансовый и/или материальный ущерб государству;
    несоблюдения финансово-хозяйственного, в том числе бюджетного, законодательства;
    недостатков в организации систем управления (в том числе внутреннего контроля) финансово-хозяйственной деятельностью государственных органов, организаций с полным или частичным государственным участием или особо с ним связанных.
В общем и целом цель государственного финансового контроля — обеспечение соблюдения принципов законности, целесообразности и эффективности распорядительных и исполнительных действий по управлению — включая стадии планирования, формирования, распределения и использования — государственными финансовыми ресурсами, материальными ценностями и нематериальными объектами, их сохранности и приумножения для выполнения функций государства.
Поскольку финансовый контроль является одной из функций управления, то ему присущи общие принципы управления, на которых базируется процесс государственного управления и управления конкретным предприятием и организацией, но конечно с преломлением содержания этих принципов применительно  к функции контроля.
В этой связи можно выделить следующие основные принципы.
Принцип независимости устанавливает  недопустимость какого-либо силового, материального или морального воздействия  на субъект контроля.
Принцип объективности предопределяет правильное, полное и объективное  объяснение результатов контроля на основе сопоставления содержания проверенных  фактов с законами, основными положениями, инструкциями и распоряжениями руководящих  органов, регулирующими проверяемую  деятельность и действия должностных  лиц при ее выполнении.
Принцип гласности вытекает из сущности контроля, осуществляемого  в интересах государства. Результаты контроля доводят до сведения коллектива, чья деятельность проверялась, вышестоящих  органов управления, а также в  необходимых случаях - до средств  массовой информации. Гласность результатов  контроля и принятых по ним решений  мобилизует на устранение выявленных отрицательных факторов и обеспечение  успешного выполнения возложенных  на них обязанностей, воспитывает  их в духе соблюдения действующих  законов и положений.
Можно выделить и частные  принципы, например:
Принцип законности обусловлен Конституцией Российской Федерации, предусматривающей, что государство, все его органы (в том числе и контрольные) действуют на основе законности, обеспечивают охрану интересов общества и граждан. Органы финансового контроля, их должностные  лица при исполнении своих обязанностей должны соблюдать Конституцию Российской Федерации и российские законы.3
Принцип непрерывности означает, что все объекты контроля (управляемая  система) подлежат постоянно осуществляемому  субъектами контроля (управляющей системой) предварительному оперативному и периодическому последующему контролю в сроки, установленные  исходя из условий, характера и свойств  их деятельности. Это обеспечивает постоянное наблюдение за ходом выполнения планов и заданий, принятие мер по корректировке деятельности по мере выявления отклонений от регламентированных значений (условий).4
Принцип эффективности (действенности) контроля проявляется в своевременности  и полноте выявления отклонений от заданного, их причин и виновников, а также оперативности в исправлении  допущенных отрицательных результатов  и обеспечении возмещения нанесенного  материального ущерба.
Наличие терминологического хаоса и неоднозначности использования  в законодательстве того или иного  понятия можно попытаться объяснить  недостаточной теоретической проработанностью новых для российской правовой системы  институтов. Система финансового  контроля, сложившаяся еще в советское  время, не могла органично воспринять постепенно претендовавшие на все более  строго определенное место в ее структуре  такие институты, как независимый  государственный аудит и независимый  негосударственный аудиторский  финансовый контроль.
В системе финансового  контроля во многих странах наряду с государственным финансовым контролем  существуют государственный аудит  и негосударственный независимый  финансовый контроль за финансово-хозяйственной  и коммерческой деятельностью организаций, учреждений, осуществляемые аудиторскими организациями и индивидуальными  аудиторами. При подготовке проекта  закона об аудиторской деятельности российские законодатели ориентировались  на сложившуюся в Великобритании практику осуществления аудиторских  проверок. Такое внимание к родоначальникам  аудита представляется оправданным, однако следует учитывать особенности  российской правовой системы, близость ее к романо-германской правовой семье, а также федеративное устройство России.
Поэтому финансовый контроль можно определить не только как составную  часть единого механизма контроля, но и как экономико-правовое явление - реализацию контрольной функции  финансов, представляющее собой систему  взаимосвязанных и взаимодействующих  элементов, которые являются по сути своей различными аспектами деятельности, направленной на достижение единой цели. Они разграничиваются как по поставленным перед ними задачам, так и по субъектному  составу, объекту воздействия и  сферам приложения усилий, приоритетности публичных или частных интересов.
Во-первых, к таким составным  частям-элементам относятся государственный  финансовый контроль, государственный  аудит и негосударственный независимый  аудиторский финансовый контроль.
Во-вторых, говоря о субъектном составе, необходимо отметить, что финансовый контроль осуществляется в нашей  стране не только государственными органами, представляющими государственный финансовый контроль и государственный аудит, но и аудиторскими организациями и индивидуальными аудиторами, т.е. разграничение по субъектному составу отражает и правовую природу вида финансового контроля.
В-третьих, именно при системном  анализе финансового контроля выявляется такая специфика рассматриваемого явления, которая позволяет утверждать, что его сущностная характеристика - тесная взаимосвязь и взаимопроникновение  публичных и частных интересов, поэтому разграничение внутри указанной  системы может также осуществляться в зависимости от их приоритетности на разных этапах проводимой контрольной  деятельности, например:
    государственный финансовый контроль и государственный аудит - приоритет публичных интересов;
    негосударственный аудиторский финансовый контроль - приоритет частных интересов хозяйствующих субъектов.
С учетом вышеизложенного  финансовый контроль призван обеспечивать интересы и права как государства и его учреждений, так и всех других экономических субъектов. Финансовые нарушения влекут санкции и штрафы.
Таким образом, финансовый контроль – это контроль за законностью  и целесообразностью действий в  области образования, распределения  и использования денежных фондов государства и муниципальных  образований в целях эффективного социально-экономического развития страны и ее регионов. 

1.2 Формы и методы  финансового контроля 
Финансовый контроль можно условно  классифицировать по разным критериям. В частности, по субъектам проведения выделяют:
    государственный, реализуемый через общегосударственный контроль (президентский, контроль представительных органов власти и местного самоуправления, контроль исполнительных органов власти, контроль финансово-кредитных органов) и ведомственный (структуры подразделений министерств и других органов государственного управления);
    негосударственный (внутренний – внутрихозяйственный (внутрифирменный, корпоративный)) и внешний – аудиторский (независимый, вневедомственный).
Классификация финансового  контроля по субъектам проведения приведена  на рис. 1.
Рис 1. Классификация финансового  контроля по субъектам проведения
Государственный финансовый контроль предназначен для реализации финансовой политики государства, создания условий для финансовой стабилизации. Это, прежде всего разработка, утверждение и исполнение бюджетов всех уровней и внебюджетных фондов, а также контроль за финансовой деятельностью государственных предприятий и учреждений, государственных банков и финансовых корпораций. Финансовый контроль со стороны государства негосударственной сферы экономики затрагивает лишь сферу выполнения денежных обязательств перед государством включая налоги и другие обязательные платежи, соблюдение законности и целесообразности при расходовании выделенных им бюджетных субсидий и кредитов, а также установленных правительством правил организации денежных расчетов, ведения учета и отчетности.
Неверно разграничение понятий "Государственный финансовый контроль " и "государственный аудит" в зависимости от некой принадлежности к той или иной ветви власти в свете теории разделения властей, т.к., вводя конституционный орган, призванный осуществлять государственный аудит, в систему государственных органов публичной власти, определяющим фактором правового статуса контрольного органа не считается его строгая привязка к парламентской форме контроля. В противном случае существующая во многих государствах, в том числе и в России, система подотчетности в совокупности с законодательно установленным механизмом формирования может плавно перерасти в отношения власти и подчинения (вертикальные, субординационные отношения), что грозит полной потерей статуса независимого государственного органа и исключает возможность эффективного осуществления контрольных мероприятий. Кроме того, вызывает некоторое сомнение одноаспектность применения понятий "внешний контроль" и "внутренний контроль". Ведь трудно согласиться с тем, что государственный финансовый контроль (его разновидность - налоговый контроль), осуществляемый в соответствии с нормами НК РФ налоговыми органами, является внутренним по отношению к объекту контроля.5
Поэтому государственный  финансовый контроль следует определить как структурный элемент единой системы финансового контроля, представляющий собой подсистему взаимосвязанных  единством поставленных для решения  задач и используемых методов  контрольных мероприятий, осуществляемых различными по своему правовому статусу  государственными органами (как общей, так и специальной компетенции) и их подразделениями, наделенными  при этом исполнительной властью.
При этом государственный  аудит обособлен от подсистемы государственного финансового контроля и не связан напрямую в организационно-правовом, финансовом и функциональном планах с негосударственным аудиторским финансовым контролем. Это, вид финансового контроля, который представляет собой специфическое комплексное явление, отвечающее в то же время всем принципам контрольной деятельности, которые присущи государственному финансовому контролю и негосударственному аудиторскому финансовому контролю (независимость, законность, объективность, эффективность, оперативность, гласность), и осуществляемое с использованием в ходе проводимых контрольных мероприятий как методов и приемов государственного финансового контроля, так и негосударственного аудиторского финансового контроля. Государственный аудит наделен особым правовым статусом конституционным и политически нейтральным органом государственной власти - Счетной палатой для установления соблюдения законности финансовых операций подконтрольными субъектами, их достоверности, выявления целесообразности и экономической эффективности осуществляемой ими финансово-хозяйственной деятельности, определения потенциала повышения результативности использования бюджетных средств, государственной собственности, анализа государственных инвестиционных проектов.
Таким образом, с учетом приведенного определения государственного аудита должен быть пересмотрен и усовершенствован правовой статус государственного органа, его осуществляющего, определены механизмы  повышения его авторитетности в  системе органов и организаций, проводящих финансовый контроль в Российской Федерации.
В пункте 1 ст. 1 Федерального закона от 7 августа 2001 г. N 119-ФЗ "Об аудиторской  деятельности" (с изм. и доп. от 14, 30 декабря 2001 г., 30 декабря 2004 г., 2 февраля 2006 г.) закреплено легальное определение  понятий аудиторской деятельности, аудита как "предпринимательской  деятельности по независимой проверке бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности организаций  и индивидуальных предпринимателей". Наиболее важным признаком аудиторского контроля является его независимость, что повышает его эффективность  и необходимость для хозяйствующих  субъектов. К целям аудита п. 3 ст. 1 Закона об аудиторской деятельности относит выражение мнения о достоверности  финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемых лиц и соответствии порядка  ведения бухгалтерского учета законодательству РФ. При этом данное положение существенным образом отличается от формулировки Временных правил об аудиторской  деятельности (утратили силу), в которых  закреплялось, что "основной целью  аудиторской деятельности является установление достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности экономических  субъектов и соответствия совершенных  ими финансовых и хозяйственных  операций нормативным актам, действующим в РФ." Разграничивая виды финансового контроля в зависимости от субъектного состава, т.е. субъектов, осуществляющих тот или иной вид финансового контроля, а также в зависимости от правовой природы этих субъектов, выделяем государственный аудит наряду с ГФК как самостоятельный вид подсистемы государственного контроля, относя при этом негосударственный аудиторский финансовый контроль, осуществляемый аудиторскими организациями и индивидуальными аудиторами, к подсистеме контроля негосударственного. Положив в основу деления финансового контроля на виды критерий отношения субъекта, проводящего контрольные мероприятия, к объекту контроля, следует выделять внешний и внутренний финансовый контроль, определяя при этом государственный аудит как внешний финансовый контроль. Это, в свою очередь, позволяет четко отграничить его от государственного финансового контроля и негосударственного аудиторского финансового контроля, способных выступать по отношению в объекту контрольной деятельности в виде внешнего или внутреннего контроля (в частности, вневедомственный и внутриведомственный государственный финансовый контроль)
Государственный аудит представляется видом финансового контроля, развивающимся  в русле становления рыночной экономики в Российской Федерации  в направлении достижения единой цели осуществления финансового  контроля и вобравшим в себя сущностные проявления как государственного финансового  контроля, так и нового для нашего государства независимого негосударственного аудиторского финансового контроля. На сегодняшний день мы имеем несовершенный  понятийный аппарат, отсутствие должной  теоретической базы осуществления  финансового контроля в новых  экономических условиях, недостаточную  практическую деятельность по осуществлению  контрольных мероприятий, не реализованный  объем полномочий, предоставленных  Счетной палате как органу, призванному  проводить государственный аудит  в России.6
Аудиторский (независимый) контроль - сравнительно новое направление  финансового контроля. Аудит - это  форма предпринимательской деятельности аудиторов (аудиторских фирм) по осуществлению  независимых вневедомственных проверок бухгалтерской (финансовой) отчетности, платежно-расчетной документации, налоговых  деклараций и других финансовых обязательств и требований хозяйствующих субъектов, а также по оказанию им иных аудиторских  услуг.
Основной целью деятельности аудиторов является установление достоверности  бухгалтерской (финансовой) отчетности хозяйствующих субъектов и соответствия совершаемых ими финансовых и хозяйственных операций нормативным актам РФ. Аудиторы и аудиторские фирмы имеют право на деятельность после профессиональной аттестации и государственной регистрации в качестве субъекта предпринимательской деятельности. При этом они получают лицензию и регистрируются в государственном реестре аудиторов и аудиторских фирм.
В РФ аудиторская деятельность специализирована. Банковский аудит  лицензируется Центральным банком РФ, аудит страховых организаций, общий аудит, а также аудит  инвестиционных фондов - соответствующими подразделениями Минфина РФ.
При Президенте РФ создана  Комиссия по аудиторской деятельности. Ее основная задача - организация разработки системы по государственной поддержке  становления и развития рынка  аудиторских услуг в РФ, а также  защита интересов государства, хозяйствующих  субъектов, аудиторов и аудиторских  фирм.
В Положении о Комиссии сформулированы ее полномочия:
- выдача генеральных лицензий  на осуществление лицензирования  аудиторской деятельности;
- организация ведения  государственных реестров аудиторов,  аудиторских фирм и их объединений;
- организация публикаций  в СМИ сведений о выдаче  и аннулировании лицензий на  осуществление аудиторской деятельности, а также о зарегистрированных  объединениях аудиторов и аудиторских  фирм и т.д.;
- комиссия имеет право  направлять аудиторам, аудиторским  фирмам и их объединениям обязательные  для исполнения предписания об  устранениях ими нарушений законодательства  РФ в области аудиторской деятельности.
При осуществлении своей  деятельности аудиторы наделены широкими правами и одновременно имеют  определенные обязанности. Аудиторы имеют  право:
- проверять у хозяйствующих  субъектов в полном объеме  документацию о финансово-хозяйственной  деятельности, наличие денежных  средств, ценных бумаг, материальных  ценностей;
- получать разъяснения  по возникшим вопросам и дополнительные  сведения для аудиторской проверки;
- по письменному запросу  получать необходимую для осуществления  проверки информацию от третьих  лиц, в том числе при содействии  государственных органов, получивших  проверку;
- самостоятельно определять  формы и методы проведения  аудиторской проверки исходя  из требований нормативных актов,  конкретных условий договора  с хозяйствующим субъектом, а  также содержания поручения органов  суда, прокуратуры и т.д. При  этом допускается привлечение  на договорной основе к участию  в проверке аудиторов, работающих  в других аудиторских фирмах;
- отказаться от проведения  аудиторской проверки в случае  предоставления проверяемым хозяйствующим  субъектом необходимой документации, а также в случае необеспечения  государственными органами, поручившими  проведение проверки, личной безопасности  аудитора и членов его семьи  при наличии такой необходимости;
Обязанности аудиторов сводятся к следующему:
- неукоснительно соблюдать  законность в ходе проведения  проверки;
- квалифицированно предоставлять  аудиторские услуги;
- обеспечивать сохранность  документов, получаемых в ходе  проверки и не разглашать их  содержание без согласия хозяйствующего  субъекта, за исключением случаев,  специально предусмотренных законом.
Существуют два вида аудиторских  проверок в зависимости от субъектов, инициирующих их - обязательное и инициативное. Обязательная проверка проводится в  случаях, прямо установленных законодательными актами РФ, а также по поручению  органов дознания, следователя при  наличии санкции прокурора, суда, арбитражного суда, при наличии в  производстве возбужденного (возобновленного  производством) уголовного дела, принятого  к производству гражданского дела или  дела, подведомственного арбитражному суду. Инициативная проверка проводится по решению самого хозяйствующего субъекта.
По результатам проверки оформляется аудиторское заключение (ревизионный сертификат), имеющее  силу официального документа. Заключение аудитора по результатам обязательной проверки, инициированный государственным  органом, имеет силу заключения экспертизы, назначенной в соответствии с  процессуальным законодательством.
Текст аудиторского заключения состоит из вводной, аналитической  и итоговой частей. Во вводной части  приводится юридический адрес аудиторской  фирмы, фамилии всех аудиторов, принимавших  участие в процессе, номер и  дата выдачи лицензии и т.п. В аналитической  части излагаются результаты экспертизы организации бухгалтерского учета, составления соответствующей отчетности и состояния внутреннего контроля, а также факты выявленных существенных нарушений в системе учета  и отчетности, влияющих на достоверность, несоблюдения законодательства при  совершении финансово-хозяйственных операций, которые нанесли или могут нанести ущерб интересам собственников хозяйствующего субъекта, государства и третьих лиц. Итоговая часть содержит запись о подтверждении достоверности финансовой отчетности хозяйствующего субъекта.
Внутрихозяйственный контроль - это контроль финансово-хозяйственной  деятельности, осуществляемый экономическими службами самого предприятия или  организации. Объектом этого контроля выступают как предприятие в  целом, так и отдельные его  структурные подразделения.
Важнейшими функциями  внутрихозяйственного контроля выступают:
- формирование учетной  политики;
- ведение бухгалтерского  учета;
- составление в установленные  сроки достоверной бухгалтерской  отчетности;
- контроль за движением  имущества и выполнением обязательств;
- обеспечение соответствия  всех осуществляемых предприятием (учреждением) хозяйственных операций  законодательству.
Внутрихозяйственный контроль осуществляется бухгалтерий, финансовым отделом и некоторыми другими  экономическими службами. Ключевым звеном в системе внутрихозяйственного контроля является главный (старший) бухгалтер. При осуществлении своих функций  главный бухгалтер подчиняется  непосредственно руководителю предприятия (учреждения), чьим приказом он назначается  и освобождается от должности.
Главный бухгалтер совместно  с руководителем предприятия  подписывает все документы, служащие основанием для приемки и выдачи товарно-материальных ценностей и  денежных средств, расчетные, кредитные, финансовые обязательства и хозяйственные  договора. Названные документы без  подписи главного бухгалтера признаются недействительными и не принимаются  к исполнению.
Главный бухгалтер не принимает  к оформлению и исполнению документы  по операциям, противоречащим действующему законодательству и нарушающим договорную и финансовую дисциплину. При получении  незаконного распоряжения он обязан до исполнения письменно заявить  об этом первому руководителю. При  получении письменного подтверждения  об исполнении названных документов главный бухгалтер исполняет  его. В этом случае вся полнота  ответственности за совершенную  операцию ложится на руководителя предприятия.
Обязанностью главного бухгалтера является также осуществление предварительного финансового контроля за правильностью  и законностью расходования средств.
По форме проведения финансовый контроль подразделяется на предварительный, текущий (оперативный) и последующий.
Предварительный финансовый контроль проводится до совершения финансовых операций и имеет важное значение для предупреждения финансовых нарушений. Он предусматривает оценку обоснованности финансовых программ и прогнозов для предотвращения неэкономного и неэффективного расходования средств. Примером такого контроля на макроуровне является процесс составления и утверждения бюджетов всех уровней и финансовых планов, внебюджетных фондов на основе оценки обоснованности распределения ВВП и разработки микроэкономических показателей развития экономики страны. На микроуровне – это процесс разработки финансовых планов и смет, кредитных и кассовых заявок, финансовых разделов бизнес-планов, составление прогнозных балансов, а также учредительных договоров, договоров о совместной деятельности и т.д.
Текущий (оперативный) финансовый контроль производится в момент совершения денежных сделок, финансовых операций, выдачи ссуд и субсидий и т.д. Он предупреждает возможные злоупотребления при получении и расходовании средств, способствует соблюдению финансовой дисциплины и своевременности осуществления финансово-денежных расчетов. Большую роль в этом играют бухгалтерские службы.
Последующий финансовый контроль, проводимый путем анализа и ревизии отчетной финансовой и бухгалтерской документации, предназначен для оценки результатов финансовой деятельности хозяйствующих субъектов, сопоставление финансовых планов и прогнозов с результатами оценки эффективности осуществления предложенной финансовой стратегии, сравнения финансовых издержек с прогнозируемыми и т.д.
Основными методами государственного финансового контроля являются:
    проверки;
    обследования;
    надзор;
    анализ финансового состояния;
    наблюдение (мониторинг);
    ревизии.
Проверки производятся по отдельным вопросам финансово-хозяйственной  деятельности на основе отчётных, балансовых и расходных документов. В процессе проверки выявляются нарушения финансовой дисциплины и намечаются мероприятия  по их устранению.
Объектами документальных проверок являются бухгалтерская, статистическая, операционно-техническая отчетность, сметы расходов и расчеты к  ним, расчеты по налогам и т.п.
Обследование в отличие  от проверки охватывает более широкий  спектр финансово-экономических показателей  обследуемого экономического субъекта для определения его финансового  состояния и возможных перспектив развития. В ходе обследования могут  осуществляться контрольные обмеры выполнения работ, расхода материалов, топлива, энергии и т.д. Надзор производится контролирующими органами за экономическими субъектами, получившими лицензию на тот или иной вид финансовой деятельности, и предполагает соблюдение ими установленных  правил и нормативов, нарушение которых  влечёт за собой отзыв лицензии. Например, осуществляется надзор со стороны  ЦБ России за деятельностью коммерческих банков; со стороны Департамента страхового надзора Минфина России — за страховыми фирмами.
Анализ финансового состояния  как разновидность финансового  контроля предполагает детальное изучение периодической или годовой финансово-бухгалтерской  отчетности с целью общей оценки результатов финансовой деятельности и ликвидности, обеспеченности собственным  капиталом и эффективности его  использования.
Наблюдение (мониторинг) —  постоянный контроль со стороны кредитных  организаций за использованием выданной ссуды и финансовым состоянием предприятия-клиента; неэффективное использование полученной ссуды и снижение ликвидности  может привести к ужесточению  условий кредитования, требованию досрочного возврата ссуды.
Ревизия — наиболее глубокий и всеобъемлющий метод финансового  контроля, представляющий собой взаимосвязанный  комплекс проверок финансово-хозяйственной  деятельности предприятий, учреждений и организаций, проводимых с помощью  определенных приемов фактического и документального контроля. Ревизия  проводится для установления целесообразности, обоснованности, экономической эффективности  совершенных хозяйственных операций, проверки соблюдения финансовой дисциплины, достоверности данных бухгалтерского учета и отчетности – для выявления  нарушений и недостатков в  деятельности ревизуемого объекта.
Комплексная ревизия охватывает все стороны хозяйственной и  финансовой деятельности объекта контроля, а ее содержательная часть соответствует  подходам, применимым к ревизии. Другой отличительной чертой комплексной  ревизии является охват ею всех уровней  управления: министерство — ведомство  — предприятие (выборочно). Результатом  ее являются не только выводы, но и предложения  по улучшению не только финансово-хозяйственной, но и производственной деятельности объекта контроля.
 


    Эволюция и современное состояние финансового контроля.
2.1 История развития  финансового контроля в России
В настоящее время интересно  и важно рассмотреть российскую историю преобразований, происходящих в этой сфере, чтобы извлечь уроки, выявить тенденции и взаимосвязи, а также определить основные направления  изменений в организации контроля, отвечающие принципам лучшей практики управления общественными финансами.
В Древнерусском государстве  специальные финансово-контрольные  учреждения отсутствовали; управление финансами, слабо развитое в то время, сосредоточилось в учреждениях, осуществляющих общее управление государством, а именно в Боярской Думе — постоянном Совете князя, стоявшем во главе управления государством.
В XI—XIII веках контрольные  функции за действиями властей осуществлялись народом через вече, своего рода древний орган представительной власти в России. Ещё одним органом, осуществлявшим функции контроля в  эту эпоху закон устанавливал князя.
Народные восстания в  странах Западной Европы (в Англии, Франции и других странах) против абсолютизма и налогового гнета  и буржуазные революции XVII века, возглавляемые  парламентами, добивавшиеся также установления контроля над государственными финансами, закончились поражением. Однако при  этом проводимая в этих странах политика меркантилизма стала осуществляться под определенным контролем (например, во Франции с 1665 по 1683 годы контроль над финансами осуществлял суперинтендант финансов Ш.-Б. Кольбер). В конечном итоге  установление парламентского контроля над государственными финансами  преследовало политические цели и стремилось к превращению контрольных органов  в специальный инструмент политического  воздействия на власть монарха.
При становлении династии Романовых взаимоотношения общества и власти стали регламентироваться законами Соборного Уложения 1649г., разработанного и принятого Земским собором. В Уложении в число особо опасных  вошли преступления и против денежной монополии государства. Первый орган  государственного финансового контроля России - Большая Казна - действовал с конца 15 века для того, чтобы  четко определить полномочия и упорядочить  финансовый контроль Указом Алексея  Михайловича Романова 10 марта 1656г. был  учрежден Приказ Счета Большой казны (Счетный Приказ). Счетный Приказ стал неким прообразом современной  Счетной Палаты России. Счетный Приказ вел учет доходов и расходов государства  по книгам и документации других центральных приказов и земельных учреждений, требовал отчетов от местных финансовых органов.
Следующий этап в развитии системы государственного контроля связывается с Петром I, который  заботился об устройстве правильной «счетной и контрольной части». Учрежденный 22 февраля 1711 года Правительствующий  сенат должен был, во-первых, собирать как можно больше денег, «понежели  деньги суть артерии войны», а во-вторых — «смотреть во всем государстве  расходов, и ненужные, а особливо напрасные отставлять». Таким образом, обязанности Государственного контроля возлагаются на Сенат, при котором  в качестве параллельных и отчасти  подчинённых органов состояли Ближняя  канцелярия (до 1719 года) и Ревизион-коллегия (начиная с 1720 года), проверявшие  ведомости о приходе и расходе  сумм, поступивших после проверки их камер- и штатс-конторами.
При Екатерине I (1725—1727) высшим учреждением в государстве, а, следовательно, и высшим финансовым учреждением, стал Верховный тайный совет. Он был учрежден 8 февраля 1726 года в составе шести  членов под председательством императрицы. В финансовом управлении Сенат стал подчиняться Верховному тайному  совету, который указом от 1 ноября 1727 года был уполномочен рассматривать  ведомости о приходе и расходе  денежной казны и провианта.
В царствование Анны Иоанновны  издается важный в истории финансового  контроля правовой акт «Регламент или  инструкция Ревизион-коллегии» (1733). Акт  этот раскрывал тяжелое положение  с контрольным делом. Поэтому  для облегчения работы Ревизион-коллегии было создано девять счетных комиссий, а также Генеральная счетная  комиссия, на которую была возложена  ревизия запущенных счетов за прошлые  годы.
В 18 веке организация финансового  контроля не достигла серьезных успехов: менялись названия, разделялись функции, но отсутствие независимости у контрольных  органов тормозило развитие.
Лишь в 19 веке при реформах М. Сперанского государственный  контроль по существу стал независимым. Управлению ревизией государственных  счетов были предоставлены широчайшие полномочия. А одной из обязанности  было "усмотреть выгоды, приобретенные  казной при разных операциях". Это  были ростки, говоря современным языком, аудита эффективности. Манифестами от 25 июля 1810 года и 25 июня 1811 года управление государственными доходами и расходами было разделено на 3 части, из которых первая была вверена министру финансов, вторая — государственному казначею, третья — государственному контролёру. Государственному контролёру были даны все права министра и поручено высшее наблюдение за проверкой счетов по всем военным и гражданским департаментам. Обычно государственный контролер присутствовал на заседаниях Сената. Большое значение имело и то, что государственный контролёр получил право непосредственного доклада императору. А это означало, что по сравнению с законодательствами Западной Европы, идея независимого Государственного контроля в России получила наиболее широкое развитие. Государственному контролеру на правах отдельного министерства были даны полномочия не только следить за правильностью оформления доходов и закономерностью расходования финансовых средств, но и вменено в обязанность сообщать Государственному совету свои заключения по всем сметам, представляемым другими министерствами на утверждение Государственного совета, а также представлять императорской власти отчёты, в которых произведенные расходы должны были рассматриваться с точки зрения правильности и хозяйственной эффективности.
Эта реформа не принесла положительных изменений, поскольку  требования Государственного контроля о доставлении сведений присутственными  местами практически не исполнялись  по причине острого сопротивления  приближенных императора, отстаивавших свои частные интересы, и отсутствия чиновников, знающих порядок составления  отчетов. И опять контроль превратился  в наблюдательный, а все учреждения проверяли сами себя и представляли свои отчеты по соответствующим департаментам  министерств. Был сведен на нет важнейший принцип финансового контроля - осуществлять ревизию по первичным документам, что, несомненно, давало возможность чиновникам скрывать подлинное положение.
При Николае I счетные отделения  Казенных палат появились во всех губерниях. Значительно расширились  штаты финансовых контролеров, были предусмотрены льготы.
Вслед за укреплением государственной  власти началось укрепление органов  государственного контроля России. В 1827 года при Министерстве императорского дворца был учрежден особый контроль, независимый от Государственного контроля.
В итоге обсуждения проекта  реформы на Государственном совете Главное управление ревизии государственных  счетов было преобразовано в Государственный  контроль. Наряду с этим были установлены  правила отчетности для министерств  и главных управлений, а в 1836 году окончательно сформировалась так называемая «система генеральной отчетности», которая просуществовала до первых лет царствования Александра II (1855—1881).7
В этом же 1836 году было утверждено новое положение о Государственном  контроле, которое изменило его устройство и расширило права. Государственный  контроль теперь состоял из Совета Государственного контроля, контрольных департаментов для ревизии счетов гражданского, военного и морского ведомств, канцелярии Государственного контроля, контрольного архива.
Эпоха Александра II подарила России легендарного в своем роде государственного деятеля - В.А.Татаринова. Основываясь на опыте изучения работы контрольно-счетных учреждений европейских  стран, он предложил проект реформы  государственного контроля, в которой  были развиты идеи о независимости  финансового контроля. К сожалению  не все из начинаний увидели свет. Однако к концу 19 века сложилась  система контроля, в основу которой  легли идеи реформатора.
Началом преобразований явилось  наведение должного порядка в  системе государственной отчетности, а именно введением единства бюджета  и единства кассы, закрепленных законом  в 1862г. С этого же года роспись  государственных доходов и расходов стала ежегодно публиковаться. Введение новой контрольно-ревизионной системы  позволило создать в губерниях  независимые от местных властей  контрольные палаты. Постепенно общественное мнение по-новому стало воспринимать значение контрольного финансового  органа для улучшения управления финансами и предотвращения финансовых нарушений.
В 1892г. в России был принят Закон о Государственном контроле. Высший орган государственного финансового  контроля - Государственный контроль был самостоятельным и равноправным государственным ведомством.
После Октябрьской революции 1917 года государственному контролю уделялось  видное место в осуществлении  экономической политики новой власти. При этом финансовый контроль не отделялся  от учета. Однако нельзя сказать, что  во всех случаях государственный  финансовый контроль был независим  и проводился с соблюдением принципа законности.
Первым шагом в реформировании контроля стало образование в  конце октября 1917 года при старом Государственном контроле Коллегии Государственного контроля и назначение Советом Народных Комиссаров временного заместителя Народного комиссара  по государственному контролю. В состав Коллегии вошли лица, избранные Всероссийским  Центральным Исполнительным Комитетом (ВЦИК).
Решающим шагом в направлении  слома старого аппарата государственного контроля после победы Революции  был сделан 18 января 1918 года. В этот день Совет Народных Комиссаров издал  декрет «О Центральной контрольной  коллегии и местных учетно-контрольных  коллегиях и комиссиях». Этим декретом старые органы Государственного контроля были отстранены от осуществления контроля. Устанавливалась новая система контрольных органов, центральным звеном которой стала Центральная контрольная коллегия, созданная ВЦИК. Положение в значительной степени расширяло сферу деятельности контроля и компетенцию его органов. Впервые устанавливалось их право наблюдать не только за законностью и правильностью поступления средств и исполнения расходов, но и за их целесообразностью. Одновременно органам государственного контроля предоставлялось право самостоятельно вводить предварительную и фактическую ревизию подотчетных учреждений.
В связи с началом гражданской  войны и исходя из новых задач  государственного строительства, Постановлением ВЦИК от 2 мая 1918 года и Постановлением СНК от 11 мая 1918 года Государственный  контроль был преобразован в Народный комиссариат государственного контроля во главе с Народным комиссаром и  Коллегией. При этом преобразование Государственного контроля было определено статьей 47 Конституции РСФСР 1918 года, в которой определялось, что Народный комиссариат государственного контроля в лице своего Народного комиссара  и Коллегии всецело был ответственен перед Советом Народных Комиссаров РСФСР и ВЦИК. В то время страна остро нуждалась не только в системе  финансового контроля, но и в сильном  государственном административном контроле, в контроле за исполнением  решений государственной власти.
30 апреля 1923 года Постановлением  Президиума ЦИК Наркомом Рабоче-крестьянской  инспекции (РКИ) был назначен  Валериан Владимирович Куйбышев (1923—1926; 1934—1935), который сразу же  развернул работу по повышению  эффективности деятельности государственного  контроля. При этом одной из  первых задач В. В. Куйбышева  стала разработка нового Положения  о Народном Комиссариате РКИ  с учетом опыта предшествующей  работы.
В результате этого анализа  было разработано и 12 ноября 1923 года утверждено Положение о Народном Комиссариате РКИ ЦИК СССР. Функция  РКИ по совершенствованию государственного аппарата стала основной. Но РКИ  по-прежнему оставалась органом государственного финансового контроля. Так, в соответствии с Положением о Народном Комиссариате РКИ СССР на Рабкрин была возложена  обязанность тщательно изучать  бюджет Союза и союзных республик  и местные бюджеты, учитывать  опыт их исполнения с точки зрения финансовой реальности и хозяйственной  целесообразности, давать заключения по отчетам исполнения росписи государственных  доходов и расходов, составляемых народными комиссариатами финансов СССР и союзных республик. На РКИ  возлагалось также проведение обследований и изучение производственных планов и их выполнение хозяйственными организациями, а также выполнение плановых заданий административными и культурно-просветительными органами.
В обязанность РКИ входила  проверка деятельности всех государственных  и общественных предприятий и  их объединений (в том числе кооперативных  и профсоюзных, акционерных компаний, смешанных обществ, концессионных  предприятий, субсидирующихся государством или оперирующих при участии  государственных средств) с точки  зрения достигнутых на деле результатов  и систематическое инспектирование  их на основе материалов обследования и научных данных. РКИ была обязана  осуществлять наблюдение за проведением  в жизнь законов и постановлений  органов государственной власти с тем условием, что это наблюдение устанавливалось в первую очередь  за исполнением норм, направленных на совершенствование государственного аппарата.
В феврале 1956 года XX съезд  КПСС подвел итоги пятой пятилетки. Наряду с вопросами развития народного  хозяйства, съезд рассмотрел работу Министерства государственного контроля СССР. В отчетном докладе Первый секретарь ЦК КПСС Никита Сергеевич  Хрущев подверг острой критике работу контрольных органов и указал, что Министерство государственного контроля СССР не справляется с задачей  проверки исполнения директив партии и правительства. В связи с  критикой, которой подверглась деятельность Министерства, работа госконтроля стала  перестраиваться и сосредотачиваться  на фактическом контроле за точным и безусловным выполнением решений  партии и правительства всеми  звеньями государственного и хозяйственного аппарата. С тех пор значение контрольных  органов в советском государстве  неуклонно снижалась. Далее при  Н.С. Хрущеве министерство превратили в комиссию, снизив его статус и  полномочия.
Система финансового контроля в  СССР была ориентирована на экономику, в которой основная роль принадлежала государственной собственности, управляемой  административно-командными методами. Государственный контроль за деятельностью  исполнительной власти принадлежал  Советам народных депутатов. Им были подконтрольны все другие государственные  органы и их должностные лица. Другими  важными элементами системы финансового  контроля были органы народного контроля, которые сочетали в себе государственный  и общественный контроль.
Фактический крах в России на рубеже последнего десятилетия ХХ века административно-командной  экономики и вынужденный переход  страны к рыночным методам хозяйствования, следствием чего стал отказ от преобладания государственной формы собственности и ликвидация в 1990 году органов народного контроля, подорвали прежние позиции государственного финансового контроля, разрушили его целостную систему. Упразднение механизмов контроля за деятельностью исполнительной власти создало почву для многочисленных злоупотреблений и даже хищений государственных средств.
Принятая в 1993 году Конституция  Российской Федерации провозгласила  построение в России демократического общества. Началось коренное преобразование структуры государственной власти, основанное на принципах бюджетного федерализма и разделения властей. В частности, в Конституции 1993 г. были законодательно закреплены государственная и муниципальная формы собственности, в том числе и финансовые ресурсы как объект, входящий в понятие «имущество» (ч.2 ст. 8 Конституции), а также разделение государственной собственности на государственную собственность Российской Федерации и государственную собственность субъектов Российской Федерации (п. «д» ст. 71, п. «г» ст. 72 Конституции). Однако вопросы финансового контроля в Конституции 1993 года в свете указанных принципов не нашли должного отражения. Например, в Конституции отсутствуют указания на контрольные полномочия парламента, очень кратко и фрагментарно освещен вопрос организации контроля за исполнением федерального бюджета (ст. 101-103).
В этих условиях реальный контроль за государственными финансами продолжал  осуществлять только Минфин России, но это был внутренний контроль исполнительной власти и ему подлежали, в основном, только средства федерального бюджета. Региональные органы исполнительной власти, которые согласно Конституции получили право самостоятельно распоряжаться  государственной собственностью субъектов  Российской Федерации, стали создавать  собственные финансовые органы и  органы финансового контроля. Но это  также был только внутренний контроль исполнительной власти. Деятельность же самой исполнительной власти в  финансово-материальной сфере, особенно в условиях масштабной приватизации, — оставалась абсолютно бесконтрольной
Вместе с тем, несмотря на свою краткость, указание в Конституции 1993 года (п. 5 ст. 101), что «Для осуществления контроля за исполнением федерального бюджета  Совет Федерации и Государственная  Дума образуют Счетную палату, состав и порядок деятельности которой  определяются федеральным законом» имеет огромное значение. Впервые  в истории России открылась возможность  организовать принятый во всех демократических  странах внешний, независимый от исполнительной власти контроль за управлением  государственными финансовыми средствами.
11 января 1995 года в соответствии  с Конституцией был принят  Федеральный закон № 4-ФЗ «О  Счетной палате Российской Федерации», согласно которому был создан  контрольно-счетный орган федерального  уровня — Счетная палата Российской  Федерации — единственный государственный  орган финансового контроля на  федеральном уровне, статус, задачи, полномочия, порядок и виды деятельности  которого определены отдельным  законом. 
В своем выступлении на Совещании руководителей высших контрольно-ревизионных органов  государств — участников СНГ заместитель  Председателя Правительства Российской Федерации, Министр финансов Российской Федерации А.Л.Кудрин так охарактеризовал  ее роль в государственном финансовом контроле: «Честно вам скажу, Правительство, Минфин почти некому по-настоящему проверить, кроме Счетной палаты. Но бюджетные средства — это 80-90% работы Правительства, контроль за всеми основными расходами: и операционными и выполнение программ. Поэтому роль Счетной палаты переоценить нельзя».
 


2.2 Органы  финансового контроля, их функции  и результаты деятельности
Органы финансового контроля представлены органами, осуществляющими государственный и негосударственный финансовый контроль.
Для проведения финансового  контроля со стороны представительных органов созданы специальные  структуры: комитеты и комиссии Совета Федерации и Государственной  Думы, Счетная палата РФ.
Особое место в системе  финансового контроля со стороны  представительных органов принадлежит  Счетной палате РФ. Сфера полномочий Счетной палаты - контроль за федеральной  собственностью и федеральными денежными  средствами. Контролю подлежат все  юридические лица - государственные  органы и учреждения, включая государственные  внебюджетные фонды и ЦБР; органы местного самоуправления, коммерческие банки, страховые фирмы и другие коммерческие фонды и негосударственные  некоммерческие организации - в части, связанной с получением, перечислением  или использованием ими средств  федерального бюджета и внебюджетных фондов, использованием федеральной  собственности, а также наличием у них налоговых, таможенных и  иных льгот, предоставленных федеральными органами.
Счетная палата - юридическое  лицо. Возглавляется председателем, назначаемым Госдумой на шесть лет, и заместителями председателя, назначаемыми Советом Федерации также на шесть  лет. Коллегия Счетной палаты помимо председателя и заместителей включает 12 аудиторов: каждая из палат Федерального Собрания назначает по шесть аудиторов. Текущую контрольную работу выполняет  аппарат - инспектора Счетной палаты.
Президентский контроль за финансами осуществляется в соответствии с Конституцией РФ путем издания  указов по финансовым вопросам, подписания федеральных законов; назначения и  освобождения от должности министра финансов РФ; представления Государственной  Думе кандидатуры для назначения на должность председателя Центрального Банка.
Определенные функции  финансового контроля выполняет  Контрольное управление Президента РФ. Как структурное подразделение  Администрации Президента оно подчиняется  непосредственно Президенту, но взаимодействует  со всеми органами исполнительной власти. Среди его функций - контроль за деятельностью  органов контроля и надзора при  федеральных органах исполнительной власти, подразделений Администрации  Президента, органов исполнительной власти субъектов Федерации; рассмотрение жалоб и обращений граждан  и юридических лиц.
Контрольное управление наделено правом требовать от руководителей  государственных органов, организаций  и предприятий (независимо от формы  собственности) представления документов, материалов и любой информации, необходимой  для проведения проверок; привлекать к проверкам специалистов и представителей правоохранительных органов и вносить  на рассмотрение Президента предложения  по результатам проверок. Оно вправе направлять предписания об устранении финансовых нарушений, которые должны быть рассмотрены соответствующими должностными лицами в течение 10 дней. Но оно не имеет права самостоятельно применять какие-либо санкции.
Органы исполнительной власти всех уровней осуществляют финансовый контроль непосредственно в пределах своих полномочий, а также направляют и контролируют деятельность подведомственных им управленческих структур, в том  числе финансовых.
На основании Конституции  РФ и Закона "О Совете Министров - Правительстве РФ" Правительство  РФ контролирует процесс разработки и исполнения федерального бюджета, осуществление единой политики в  области финансов, денег и кредита. Оно контролирует и регулирует финансовую деятельность министерств и ведомств; направляет деятельность подведомственных им специальных органов финансового  контроля. Правительством РФ утверждено Положение о Министерстве финансов, Положение о Федеральном казначействе, Положение о Федеральной службе финансово-бюджетного надзора, Положение о Федеральной налоговой службе. При Правительстве РФ действует Контрольно-наблюдательный совет, выполняющий ряд контрольных функций в области финансов.
Важнейшее место в системе  финансового контроля со стороны  исполнительных органов занимает Министерство финансов РФ (Минфин РФ), которое не только определяет направления финансовой политикй страны, но и непосредственно контролирует ее осуществление. Все структурные подразделения Минфина РФ в той или иной форме контролируют финансовые отношения. Прежде всего, Минфин РФ осуществляет финансовый контроль в процессе разработки федерального бюджета; контролирует поступление и расходование бюджетных средств и средств федеральных внебюджетных фондов; участвует в проведении валютного контроля; контролирует направление и использование государственных инвестиций, выделяемых на основе решений Правительства РФ.
По результатам контроля Минфин РФ вправе требовать устранения выявленных нарушений; ограничивать и приостанавливать финансирование из федерального бюджета предприятий и организаций при наличии у них фактов незаконного расходования средств, а также непредставления ими соответствующей отчетности; взыскивать государственные средства, используемые не по назначению, с наложением предусмотренных штрафов.
Большую роль в проведении финансового контроля играет осуществляемое Минфином РФ методическое руководство организацией бухгалтерского учета в стране, а также проведение аттестации по аудиту и лицензированию аудиторской деятельности.
Контрольные полномочия Минфина  РФ распространяются на финансовые средства только федерального уровня. Бюджетное законодательство РФ предусматривает финансовую самостоятельность субъектов Федерации и органов местного самоуправления. Они сами несут ответственность за формирование и использование своих бюджетов и внебюджетных фондов.
Оперативный финансовый контроль в рамках Министерства финансов РФ осуществляют Контрольно-ревизионное  управление (КРУ) и органы Федерального казначейства, созданного в соответствии с Указом Президента.
Контрольно-ревизионное  управление Минфина и его органы на местах осуществляют контроль за бюджетными средствами на государственных предприятиях и в коммерческих структурах, получающих средства из бюджетов всех уровней  и внебюджетных фондов; проверяют  финансовую деятельность предприятий, находящихся в муниципальной  собственности, а также исполнение смет и соблюдение финансовой дисциплины местными администрациями. Кроме того, органы КРУ проводят проверки по заданиям правоохранительных органов.
Органы Казначейства призваны осуществлять государственную бюджетную  политику; управлять процессом исполнения федерального бюджета, осуществляя  при этом жесткий контроль за поступлением, целевым и экономным использованием государственных средств.
Задачи Казначейства:
контроль за доходной и  расходной частью федерального бюджета  в процессе его исполнения;
контроль за состоянием государственных  финансов в целом и представление  высшим органам законодательной  и исполнительной власти отчетов  о финансовых операциях Правительства  РФ и состоянии бюджетной системы;
контроль совместно с  Банком России за с
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.