На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Геополитические последствия распада СССР

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 05.12.2012. Сдан: 2012. Страниц: 15. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Министерство  образования и науки Российской Федерации
Государственное образовательное  учреждение высшего профессионального  образования
АМУРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ
(ГОУВПО «АмГУ»)
 
 
 
 
Факультет:  Экономический
Кафедра : ЭТиГУ
Специальность:  080504 – Государственное и муниципальное управление
 
 
 
 
КУРСОВАЯ РАБОТА
 
 
 
 
На тему: геополитические  последствия распада СССР
 
По дисциплине: геополитика
 
 
Исполнитель
студент группы 931  _____________________ 
                                          (подпись, дата)
Руководитель
ст. пр.    _____________________ Е.В.Данченко
(подпись, дата)
Нормоконтроль 
ст. пр.    _____________________ Л.Н. Михайленко
(подпись, дата)
 
 
 
 
Благовещенск 2012
 


РЕФЕРАТ
 
Курсовая работа содержат 26 страниц, 9 источников
 
 Значение распада Советского Союза и системы социализма с позиций нынешнего дня оценить чрезвычайно трудно. Время прошедшее с момента фактического развала СССР, по меркам истории слишком мало. Поэтому даже границы России нельзя пока считать окончательно определившимися. Геополитическое положение РФ еще неопределеннее: политическая система, характер международных отношений, положение в геополитическом пространстве бывшего СССР ее очень зыбки.
Нам трудно свыкнуться с  мыслью, что мы, россияне, превратились в исчезающую нацию. Сегодня Россия если и обогнала все остальные  страны по какому-то показателю, то это по депопуляции вымиранию населения. По прогнозу ООН, к 2050 г. численность населения нашей страны составит 104 млн. 258 тыс. человек, то есть почти на треть меньше, чем сегодня. Таким образом, Россия будет уступать по численности населения не только Пакистану и Ирану, но и Эфиопии, Бангладеш, Нигерии и Заиру.
Прогнозы на вторую половину столетия еще менее утешительны. Впрочем, существует более близкий  и реальный для нынешних поколений  россиян вызов. Речь идет об опасности  для России уже в этом столетии не просто выпасть из будущего, из процесса мирового развития, но и перестать  существовать как страна, во всяком случае, в тех границах и формах, в которых она существует сегодня.
 


СОДЕРЖАНИЕ
 
Введение          4
    Геополитические последствия распада СССР   5
    Геополитическое положение России    9
    Российская Федерация в международных
политических отношениях       12
      Российско – украинские отношения    12
      Российско – белорусские отношения    13
      Россия – Казахстан       13
      Россия – США        14
      Российско – китайские отношения     15
    Россия и североатлантический регион    20
Заключение         22
Библиографический список       26 

Введение

 
С геостратегической точки  зрения Россия отождествляется с  самой Евразией. Она объединяет евразийский  Запад и евразийский Восток, являясь  самостоятельным, особым геополитическим  организмом — ни Востоком, ни Западом  — со своей особой культурой «Срединной Империи».
История многократно ставила  перед российской государственностью самые трудные задачи. И, тем не менее, Россия, ведомая русским народом, находила силы вставать с колен, преодолевать препятствия, социальные потрясения и  набирать новую силу.
В оценках геополитического и международного положения России исследователи отмечали и продолжают отмечать специфичность отношений  страны с ее ближайшими соседями, и  в частности, с Европой. С одной  стороны, ее культурную близость с Европой, а с другой — объективную специфичность, обусловленную, в числе прочего, ее географическим положением, огромной территорией, а также культурно-историческим (византийским) наследием. Кроме того, на оценки исследователей-геополитиков, политологов, экономистов и т.д. существенно  повлияли изменения, произошедшие в  Евразии за 90-е годы XX в.
Страна оказалась перед  необходимостью выбирать из небольшого числа вариантов: стать «другой  Европой», пассивным придатком, адептом  Запада, вновь ли попытаться превратиться в «третий Рим» и настойчиво и  энергично продвигать свои теократические идеи на Запад, или взять на вооружение «неоконсервативный» подход, предполагающий смещение центра России в восточные  регионы.
 


    Геополитические последствия распада СССР для России
 
Значение распада Советского Союза и системы социализма с  позиций нынешнего дня оценить  чрезвычайно трудно. Время, прошедшее  с момента фактического развала  СССР, по меркам истории слишком  мало. Поэтому даже границы России нельзя пока считать окончательно определившимися. Геополитическое положение РФ еще  неопределеннее: политическая система, характер международных отношений, положение в геополитическом  пространстве бывшего СССР ее очень  зыбки.
Распад Советского Союза, появление 15 суверенных государств можно  считать состоявшимися в политическом и правовом смыслах. И далеко не все  независимые государства горят  желанием найти какие-либо формы  объединения с Россией. Связующим  звеном в первую очередь остаются ранее сложившиеся экономические  связи. Все республики бывшего СССР страдают от нарушения этих связей.
Рынки республик десятилетиями  были приспособлены к товарам  друг друга, спрос на которые на Западе, в Японии, многих странах АТР, за исключением сырья и некоторых  товаров, тонких технологий, практически  отсутствует или ограничен. При  попытках выйти со своими товарами на рынки конвертируемых валют республики СНГ конкурируют друг с другом и терпят взаимный ущерб.
К числу факторов, которые  еще как-то связывают бывшие советские  республики, относятся: демографические, социальные, культурные, психологические.
Очень важный момент в политических, экономических и иных отношениях государств на постсоветском пространстве — сохранение единого социального  пространства. Вариантов решения  этой проблемы пока нет, но для начала можно взять схему, по которой  формируется Европейское сообщество, где национальная безопасность каждого  государства определяется готовностью действовать согласованно во многих сферах общественной жизни и, прежде всего, в социально-экономической сфере.
В разрушение СССР имеется  больше потерь, чем приобретений:
    утрачено более 5 млн. км2 территории (СССР);
    потеряны выходы к Балтике (кроме Санкт-Петербурга и «анклавного» Калининграда) и к Черному морю;
    в ресурсном отношении потеряны шельфы морей: Черного, Каспийского, Балтийского;
    «сдвиг» всей нашей территории на север и восток;
    потеряны прямые сухопутные выходы к Центральной и Западной Европе;
    появление на новых рубежах России нескольких маложизнеспособных стран, экономически слабых соседей (Армения, Азербайджан и др.). В итоге, Россия к концу XX в. вынуждена в тяжелых условиях оставаться для них донором;
    русская нация вошла в число «рассеченных народов в главной полосе расселения, на главной магистрали Запад-Восток»;
    на юге Россия практически выполняет роль защитника Европы от исламского фундаментализма. Это противостояние включает РФ в военную конфронтацию в Таджикистане, а возможно, к концу XX в. и в других республиках Средней Азии;
    на востоке России — «вакуум» по населению (всего 8 млн. человек живет на Дальнем Востоке) при экономической насыщенности региона. В Сибири и на Дальнем Востоке, в Забайкалье и Приморье противостоит России третье по силе государство мира — КНР. По обеим сторонам Амура районы различаются по плотности населения на два порядка. Китайскую и вьетнамскую эмиграцию специалисты оценивают цифрами от 150—200 тыс. человек до 500 тыс., а иногда и до 2 млн. (например, так считают эксперты Института Европы РАН);
    Россия получила необустроенные границы;
    последствия развала СССР – попытки конфедерализации России.
Ослабление научно-технического потенциала страны связано с «утечкой умов», обусловленной бедственным  положением науки и образования, разрушением передовых технологий. Число научных работников России сократилось более чем на 1/3 и  сейчас составляет около 350 тыс. человек  против 1,2 млн.
К последствиям геополитического развала СССР надо отнести и усиливающиеся  региональные контрасты: разница в  доходах населения страны составляет приблизительно 1:14. В перспективе  можно ожидать еще большего разрыва  в доходах. Тому есть несколько причин:
    усиление вывоза сырья (нефть, газ, руды, алмазы, драгметаллы и др.) из ресурсных районов страны (это стимулируется Западом, Китаем и Японией, другими странами АТР);
    влияние мощного лобби, представляющего топливно-энергетический комплекс, финансовые структуры в Москве;
    в Москве, Санкт-Петербурге, в Екатеринбурге оборачивается более 95% финансов России.
Результатом развала СССР явилась и сложная демографическая  ситуация в РФ. За годы реформ она  стала катастрофической. По данным Госкомстата, население России (несмотря на довольно активную иммиграцию русских, украинцев, белорусов из стран «ближнего  зарубежья» — Прибалтики, Казахстана, Таджикистана и других регионов) убывает.
Экономическое, демографическое, научное, техническое ослабление России означает уменьшение ее международной  роли, катастрофическое падение имиджа страны.
Внешние проблемы России теснейшим  образом переплетены с внутренними, которые ползучим образом перерастают  во внешние (Чечня, Абхазия, Грузия, в  перспективе дестабилизация Дагестана, Ингушетии и всего Кавказского  региона). В этой связи возникает  проблема границ страны: с Прибалтикой, Китаем, Японией и другими государствами. С проблемой границ связаны еще и такие геополитические аспекты: выход к морям, включенность в мировые коммуникации и пространственное положение по отношению к центрам сегодняшней и будущей мировой активности.
Проблема доступа к  морям может рассматриваться  в военном, внешнеэкономическом  и ресурсном планах. Реальное военное  значение Черного и Балтийского  морей имеет для страны региональный характер.
Вывод: геополитическая уязвимость России очевидна, более того, она  возрастает, и это особенно опасно в условиях «третьего передела мира», продвижения НАТО к границам России, войн НАТО в Европе.
 


    Геополитическое положение России
 
Развал СССР, суверенизация  национальных республик и другие факторы создали пространство, где  не существует строгих юридических  норм, границ, где каждая республика и даже национальный округ имеет  не только свою суверенную неустойчивую территорию, но и аморфную законодательную  базу. Отсюда и вытекает отсутствие конкретных социальных, экономических  перспектив для жителей республик, краев, областей, округов, в частности, и для России в целом. По этому  поводу А. Дугин пишет: «для того чтобы строить планы относительно «интересов государства», необходимо иметь ясное представление, о каком именно государстве идет речь... Полагаем, что речь надо вести о политическом субъекте, которого в случае русских нет».
В статусе России много  неясного: наследница СССР (а что  тогда представляют собой другие субъекты СНГ?), межэтническая федерация, многонациональное государство, адепт  Запада, в частности США (территория которого должна быть поделена на три  самостоятельные республики)?
Таким образом, Россия, в  зависимости от обстоятельств может  выступать в различных ипостасях: как объект для дележа между мировыми державами, как региональная держава  и как держава, обладающая мощным ядерным потенциалом.
Нынешняя Россия — фрагмент СССР. Подобные образования представляют и другие страны независимого содружества. Бельгийский геополитик Жан Тириар сравнил СССР с плиткой шоколада, где его дольки — это бывшие советские республики. После того как плитка разломана, ее невозможно сделать монолитной никаким иным путем, кроме переплавки всей плитки, и новой штамповки.
Развал СССР начался с  культурно-политической экспансии, затем  она была закреплена экономической  экспансией, в 90-е годы последовала  и военная, в частности, приближение войск блока НАТО к границам России. Подобную схему экспансии детально описал русский философ И.А. Ильин в 40-х годах XX в., говоря, что весь кризис, переживаемый ныне Россией и миром, есть кризис по существу своему духовный. Далее философ говорит о том, что идет измельчание духовного характера, утрата духовного измерения жизни, обмеление и прозаизация человеческого бытия, торжество пошлости в духовной культуре, отмирание рыцарственности и вырождение гражданственности. По его мнению, вселенское властолюбие, разрешающее себе все средства — весь этот единый и ужасный недуг имеет не русское, а западноевропейское происхождение.
Немаловажный рычаг в  руках западных «друзей» — продовольственная  зависимость РФ. По оценкам специалистов, 30% ввозимых продуктов питания из-за рубежа — уже угроза национальной безопасности. Россия перешагнула через  эту красную черту в 1994—1995-х  гг. К 1999 г. она ввозила из-за рубежа около 50% сельскохозяйственной продукции. А в Москве и Санкт-Петербурге эта планка поднялась до 70—80%. Естественно, сбрасывая в РФ недоброкачественные продукты питания, решая проблему депопуляции населения нашей страны.
Успешно идет реализация рекомендаций Римского клуба, представленных им в  ООН. В них четко сказано, что  «численность населения России к  2010 г. не должна превышать 50 млн. человек».
Россия может сдержать продовольственную, экономическую  экспансию, но для этого нужна  политика, направленная на оживление, собственного экономического потенциала, в первую очередь сельского хозяйства. В этой сфере экономики надо менять паритет цен, налоговую и кредитную  политику. Но есть и другие, не менее  эффективные источники получения  продуктов питания и валюты. По различным экспертным оценкам, из-за отсутствия надлежащего государственного контроля за промыслом и вывозом  морепродуктов за рубеж Российская Федерация ежегодно несёт убытки в виде реального ущерба и неполученного дохода в размере от 2 до 5 млрд. долл. в год.
Еще более мощный источник поступления валюты — экспорт  энергоносителей, в котором заинтересовано большинство промышленно развитых стран Востока и Запада.
Еще один источник больших  финансовых поступлений валюты в  Россию — поставки вооружений в  различные регионы мира.
 
 

    Российская Федерация в международных политических отношениях


      Российско-украинские отношения


 
Наиболее жесткую по отношению  к России позицию занимает Украина. Этим она создает трудности не только для России, но и для самой  себя. Политика Президента Украины  в конце 90-х годов XX в. может расколоть Украину, и поставить ее на грань гражданской войны. Подписанный в 1997 г. полномасштабный договор с неопределенным статусом Севастополя снял многие негативные моменты в отношениях России с Украиной.
В последние годы украинские политические лидеры часто представляют Россию в образе внешнего врага.
Киев требует от России обеспечить полный режим свободной  торговли с Украиной, отменить все  дискриминационные меры и ограничения  на ее товары. Для решения таких  вопросов в 1993 г. был создан Экономический союз стран СНГ, но Украина сразу же отказалась в нем участвовать. Она не присоединилась к Таможенному союзу России, Белоруссии, Казахстана и Киргизии.
Фактически экономика  Украины ориентирована на Россию, а политика — на Запад. Это, безусловно, накладывает отпечаток на общественное сознание, мнение жителей республики. В различных ее регионах настроения полярно противоположны. Такая борьба противоположностей, как мы отмечали выше, может привести к развалу  Украины. А расширение НАТО на Восток усилит эти негативные процессы в  политической и экономической жизни  двух славянских республик. Попытка  Украины стать связующим звеном между Россией и НАТО может  быть рассмотрена как негласное  объявление войны России, так как  «Украина с территориальными амбициями  представляет собой огромную опасность  для всей Евразии, и без решения  украинской проблемы вообще говорить о континентальной экономике  бессмысленно». Можно сказать, что без абсолютного контроля Москвы над акваторией Черного моря невозможно говорить о пресечении талассократического влияния, идущего с запада, из атлантистской Турции — исторически самого давнего и упорного недоброжелателя России, или других стран Средиземноморья, а этот контроль возможен только после заключения действенного полномасштабного договора.

      Российско – белорусские отношения


 
Отношения между Россией  и Белоруссией также складываются далеко не просто. Геополитическая  картина Белоруссии отлична от украинской. За исключением небольшой части  западных белорусов подавляющее  большинство ее населения, бесспорно, принадлежит русскому пространству: это русские люди, если брать культурно-религиозный, этнический аспект. Поэтому интеграция с Белоруссией, хотя и с определенными  сложностями, идет практически с  весны 1996 г., когда был подписан Договор об образовании Сообщества. В мае 1997 г. подписан Устав Союза Белоруссии и. России, в декабре 1998 г. Декларация «О дальнейшем единении Республики Беларусь и Российской Федерации». Согласно этим документам Белоруссия имеет равный голос с Россией, создаются союзные органы, решения которых обязательны для исполнения каждой из стран. Для Москвы и Минска окончательное

      Россия - Казахстан


 
Перспективы успешной интеграции стран постсоветского пространства во многом зависят и от уровня контактов  между Россией и Казахстаном. При анализе отношений Россия - Казахстан необходимо учитывать  ориентацию лидеров этой республики на «многовекторную политику».
Президент Казахстана Нурсултан  Назарбаев сделал сенсационное заявление  «От Союза Советского — к союзу  Евразийскому». С кафедры Российской Академии он объявил о соглашении между Россией, Казахстаном и  Белоруссией, знаменующем новый  уровень сближения, — избрание наднационального парламента, создание исполнительного  наднационального органа с конкретными  властными полномочиями.
Хотя, лидеры России и Казахстана, декларируя о геополитическом сближении, не торопятся претворить его на практике. В первом пакете документов, подготовленных и принятых главами СНГ (1991 — 1992 гг.), были четко обозначены: единое экономическое, правовое, военно-оборонное пространство, общая валюта. Это было обусловлено  работающей тогда еще союзной  промышленностью, действующими технологическими связями, цепочками разделения труда  во всех основных отраслях.

      Россия  – США


 
Отношения между Россией  и США обусловлены текущими и  стратегическими интересами двух великих  государств-лидеров, реализующих два  различных геополитических подхода
Один из важнейших факторов, который предопределяет стратегические отношения между Россией и  США, — ракетно-ядерный потенциал  обоих государств.
Партнерское сотрудничество России — США может стать становым хребтом сообщества глобальной безопасности. В основу такого сотрудничества лягут  отсутствие территориальных претензий  друг к другу, острой экономической  конкуренции (кроме военной), а также  отсутствие идеологических разногласий, неотягощенность исторической памяти народов двух стран и т. д. Объединить усилия РФ и США может: мирное освоение космоса, защита окружающей среды (проблемы экологии носят на исходе XX в. глобальный характер, а в начале XXI в. они значительно обострятся), нераспространение ракетно-ядерного оружия, контроль за распространением обычных вооружений, сокращение ядерного вооружения не только в РФ — США, но и в других государствах, военно-техническое и военно-технологическое сотрудничество, совместная борьба с терроризмом.
Вполне понятную озабоченность  у России вызывают попытки американцев  подменить механизмы ООН механизмами  НАТО (пример — действия США в  Боснии и Ираке).
Двустороннее экономическое  сотрудничество скорее напоминает игру в одни ворота. Совместное заявление  «Партнерство для экономического прогресса», подписанное в 1994 г. президентами, декларировавшее дальнейшее открытие американского рынка путем снятия остающихся ограничений, противодействие антидемпинговой политике США, законодательное закрепление за Россией статуса страны с «переходной экономикой», так и осталось на бумаге. По-прежнему блокируется доступ РФ на американские рынки высоких технологий, включая рынки оборонного и стратегического сырья.
На практике Белый дом  реализует тезис 3. Бжезинского: Россия может быть или империей, или демократией, но она не может быть и тем, и другим.
В геополитическом, военно-стратегическом плане России необходимо действовать  с расчетом на дальнюю перспективу.

      Российско – китайские отношения


 
Огромная часть российской границы от Казахстана до Японского  моря разделяет и соединяет нас  с самой могущественной в геополитическом  и военном отношении страной  Азиатско-тихоокеанского региона (АТР) — Китаем. Бурное развитие этого  региона требует от России осознания  своих геополитических интересов.
С геополитической, поенной, экономической точек зрения самой  уязвимой частью РФ является граница  с Китаем. Огромная российская территория — это запустение, заброшенность гигантских регионов Сибири и Дальнего Востока, богатых практически всеми видами сырья и энергоресурсов, огромными массивами тайги, полей, лугов и т. д. На Сибирь и Дальний Восток приходится половина мировых запасов угля и почти одна треть мировых запасов нефти и газа.
Всего же на территории от Урала  до Дальнего Востока залегает почти 80% всех разведанных запасов угля, 7,1 млрд, т железных руд, 98,5 млн. т  марганцевых руд, а запасы древесины (в том числе наиболее ценных хвойных  пород) превышают млрд. куб. м. Численность  же населения от Байкала до Владивостока — всего около двух десятков миллионов, тогда как в Китае — более 1,2 млрд. человек. Заселенность региона  — очаговая при рыхлой инфраструктуре. Кроме того, большинство территорий от Казахстана до Владивостока — зона рискованного земледелия, а в конце  XX в. — это очаги экономического и экологического бедствия. В силу названных и других причин, предопределяющих развитие этого региона, следует особо подчеркнуть, что развитие этих громадных богатейших территорий нельзя доверять только рынку. Государство обязано санировать развитие его производительных сил. Без решения данной проблемы Россия не сможет конкурировать с другими мировыми державами. Для этого необходима хорошо продуманная научная стратегия развития региона, поддержанная выверенной внешней политикой. Такая строго научная программа позволит России вовремя включиться в процесс геополитической и геоэкономической революции в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Китай подает нам пример.
Геополитика Китая носит  на себе отпечаток моря и континента. Во внешней политике он никогда не был последовательным сторонником  талассократии, а больше ориентировался на континентальные теллурократические принципы, потому и называется он с  давних времен «Срединной империей». В  XIX в. страна попала под влияние колониальных держав, до октября 1949 г. (Провозглашение КНР) геополитика Китая характеризовалась как проатлантистская. С 1949 по 1959 гг. — ориентация на просоветскую внешнюю политику. С 1960 по 1979 гг. его внешняя политика во многом носила конфронтационный для СССР характер. Вершиной этой конфронтации были бои за остров Даманский в конце зимы 1969 г. В середине 70-х годов XX в. Китай активно вел переговоры с представителями мондиалистской «трехсторонней комиссии», т. е. снова выступал как сторонник атлантистской геополитики. В конце XX в. контакты КНР с Западом стали значительно прочнее и обширнее, чем с Россией, по отношению к которой проводился «зондаж» настроений правительственных кругов РФ по «спорным территориям», т. е. по сути предъявлялись России территориальные претензии. Наш южный сосед — замкнутая расово-культурная общность, не имеющая в этом отношении общих черт с евразийскими народами. Это и иная философия, имеющая свою тысячелетнюю историю. Все это вместе взятое, плюс динамичное развитие с 1979 г. делают Китай потенциальным геополитическим противником России на юге и на востоке.
Итак, с одной стороны  границы — динамично развивающийся  Китай, добивающийся с 1979 г. самых высоких результатов в мире в экономической сфере,  располагающий самым значительным людским потенциалом — более 1 млрд. 200 млн. человек, с другой стороны — слаборазвитая и нестабилизированная экономика при отличной ресурсной базе, растянутости коммуникаций (железных и автодорог, неразвитости авиационной связи и т. д.), примитивная разрушающаяся инфраструктура, стихийное развитие рыночных отношений («дикий капитализм») — вот реальность этого огромного геополитического пространства. К. этому добавляется несовершенное военно-техническое обустройство границы, значительное ослабление мощи российской армии и военно-морского флота. Таким образом, Восточный регион — самое слабое звено в геополитической и геоэкономической структуре России, что прямо угрожает ее национальной безопасности.
Сложность современной ситуации в Сибири и на Дальнем Востоке  России во многом обусловлена отсутствием  глубоко проработанной научной  стратегии развития региона.
При подготовке подобной стратегической программы, рассчитанной на десятилетия, на первое место выдвигается цель стратегии развития. Этой целью должно стать развитие экономического и  военного потенциала России с учетом огромной ее роли в жизни АТР. В  отношении Китая должна продолжаться политика, направленная на развитие максимально  дружественных и тесных отношений, на присутствие России в Азиатско-Тихоокеанском  регионе. Но если не удастся коренным образом переломить создавшуюся  в РФ социально-экономическую ситуацию в 90-х годах, то страна войдет в АТР  только в качестве второстепенной региональной державы или сырьевой колонии  Японии, Китая и других стран АТР. Стать доминирующей страной этого  региона (а Россия формально принята  в АТР в 1997 г.) РФ сможет только в том случае, если сформирует процветающую экономику. Главное звено в стратегии развития России — социально-экономическое и экологически продуманное освоение Восточной Сибири и Дальнего Востока.
Подъем производительных сил Сибири и Дальнего Востока  — дело всего общества.
Существуют и другие подходы  к решению проблем Сибири и  Дальнего Востока. Например, создана  Ассоциация по сотрудничеству между  республикой Корея, Дальним Востоком и Сибирью. Двенадцать российских регионов провозгласили решимость ориентировать  свою экономику на интеграцию в АТР.
Под контроль государства  должна перейти и деятельность огромной Западносибирской зоны: от севера Тюменской  области до республики Алтай. Здесь  создан огромный индустриальный и агропромышленный комплекс с природными и людскими ресурсами, относительно развитыми  транспортными связями, научно-промышленным потенциалом.
Существует много вариантов  проектов строительства отношений  между Россией и Китаем. Один из них — налаживание активных связей с Монголией. Монголия объективно является стратегическим союзником России. Важно  не допустить в ней усиления прокитайских позиций и поддерживать связи  внешней Монголии с населением внутренней Монголии и, в частности, с Синьцзянем и Тибетом, с перспективой создания Монголо-Тибетской Федерации, В нее  потенциально могли бы войти такие  республики России, как Бурятия, Хакассия, Тува, Алтай. Желательно создание не подконтрольного  Китаю самостоятельного государства  в Маньчжурии. В этом регионе возможно объединение усилий России и Японии, которая в 30-х годах уходящего  века воссоздавала Маньчжурское государство  со столицей в Харбине. Таким образом, считает А. Дугин, Тибет — Синьцзян — Монголия — Маньчжурия составляют вместе пояс безопасности России.
 
 

    Россия и североатлантический регион


 
Североатлантический регион (САР) играет ведущую роль в большой  политике, что объясняется, прежде всего, его важным стратегическим местоположением: это транзитный район между Европой  и Северной Америкой.
По основным макроэкономическим показателям (товарооборот, инвестиции, перевозки) трансатлантические связи  все еще превалируют над всеми  прочими. Так, объемы двусторонней торговли между США и ЕС почти на 50% больше, чем объемы транстихоокеанской торговли,
Этот регион удерживает центральное  место как район размещения наиболее крупных группировок военно-морских  флотов и военно-воздушных сил  великих держав, оснащенных ядерным  оружием. Здесь по-прежнему находятся  на боевом дежурстве подводные атомные  лодки-ракетоносцы и стратегические бомбардировщики.
Значение региона для  НАТО увеличилось в связи с  намерением этого союза перейти  от стратегии передовых рубежей  к концепции «сокращенного передового присутствия». В этой связи США  полагают сократить число своих  войск в Европе, следовательно, им надо укрепить надежность океанских  коммуникаций для быстрой переброски при необходимости сил быстрого реагирования.
Все большее значение приобретают  хозяйственный и ресурсный потенциалы североатлантического региона, в частности, промысловое рыболовство.
Российский север, арктический  евроазиатский массив, по мнению ученых, сможет стать буфером, связующим звеном между Европой и Азией, способствуя укреплению азиатского сектора в триаде США — Западная Европа — Япония.
Главные цели российской политики в североатлантическом регионе  — это обеспечение национальной безопасности, поддержание добрососедских отношений с государствами региона для сохранения политического и военно-стратегического баланса, минимизирование факторов риска и недопущение конфликтных ситуаций; использование потенциала хозяйственного сотрудничества для решения социально-экономических проблем России. Северо-западные области и округа России (Архангельская, Мурманская, Ненецкий автономный округ), республики Коми и Карелии имеют тесные экономические горизонтальные связи с северными соседями. Руководители этого региона, как и руководители страны, следуют стратегии приспособления к условиям, сложившимся в северных странах Европы. В нынешних условиях Россия не может стать в этих отношениях лидером и применяет тактику маневрирования, а не самостоятельной глобальной политики.
Во взаимоотношениях России и США в этом регионе все  еще сохраняется модель ядерного сдерживания. В конце XX в. эта угроза, безусловно, потеряла остроту, но вопрос безопасности держав (и стран региона) остается центральным в отношениях двух стран.
С конца 1997 г. российско-шведские отношения заметно улучшились. В конце XX в. каких - либо серьезных препятствий для успешного развития двусторонних связей практически нет, растет товарооборот, увеличивается число шведских инвестиций российскую экономику.
Продолжают оставаться стабильными  отношения с Финляндией. Им не помешало вступление страны в ЕС. Торгово-экономические  связи после резкого спада  стали в конце 90-х годов усиливаться. Через Финляндию, балтийское региональное сотрудничество открылись новые  возможности для РФ сближения  с Евросоюзом.
Таким образом, баланс отношений  со странами САР находится в состоянии  постоянной трансформации.
 


Заключение
 
Распад СССР не прошел по самому зловещему  сценарию глобальной гражданской войны  в ядерной стране. Удалось предотвратить  и расползание ядерного оружия –  оно было сконцентрировано на территории России, которая сохранила за собой  м
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.