Здесь можно найти образцы любых учебных материалов, т.е. получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Прибыль: экономическая природа и функциональная роль

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 05.12.2012. Сдан: 2012. Страниц: 19. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Федеральное агенство по образованию
Московский  государственный университет
Экономики, Статистики и Информатики(МЭСИ)
Тверской  филиал
Кафедра Мировой  экономики
 
 
 
 
 
 
 
Курсовая  работа
По дисциплине: Микроэкономика
На тему: Прибыль: экономическая природа
 и функциональная  роль
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Тверь, 2010
 
Содержание.
Введение                                                                                                                  3
1. Прибыль как экономическая категория                                                        5
1.1 Экономическая природа  прибыли                                                               5
1.2 Виды прибыли                                                                                                8
2. Функции прибыли                                                                                           10       
2.1 Функциональная роль  прибыли                                                                    12                                  
3. Роль прибыли на предприятии                                                                        13
3.1 Рентабельность предприятия                                                                       13
3.2 Максимизация прибыли
Заключение                                                                                                               
Список литературы                                                                                                
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Введение.
Повышение или уменьшение прибыли на капитал зависит от тех же причин, которые вызывают повышение и уменьшение заработной платы за труд, — от возрастания  или уменьшения богатства общества; но эти причины весьма различно отражаются на заработной плате и прибыли. Возрастание  капитала, увеличивающее заработную плату, ведет к понижению прибыли. Когда капиталы многих богатых купцов вкладываются в одну и ту же отрасль  торговли, их взаимная конкуренция  естественно ведет к понижению  их прибылей; а когда во всех отраслях торговли данного общества происходит такое же увеличение капитала, та же конкуренция должна произвести подобное действие во всех отраслях». Так писал  о прибыли Адам Смит в своем  труде «Исследование о природе  и причинах богатства народов» Является ли таковым определение прибыли в современной экономической теории?
Некоторые авторы утверждают, что понятие прибыли самое  сложное в экономической науке.
В современных учебниках  Запада по  рыночной экономике понятие "прибыль" трактуется просто как  разница между доходом товаропроизводителей и издержками производства без анализа  ее сущности и происхождения. В политической экономии социализма, понятие "прибыль" вообще было исключено, так как в  социалистическом обществе не было эксплуататоров, а значит и прибыли.
Цель данной курсовой работы – изучить природу и функциональную роль такой экономической категории, как «прибыль».
Прибыль выступает непосредственной целью хозяйственной деятельности и всех субъектов рыночной экономики, занятых предпринимательством. Несмотря на то, что эта категория является объектом экономической теории и  занимает основополагающую роль в рыночной экономике, вот уже в течение  ряда столетий не смолкают споры о ее сущности и формах.
Актуальность данной работы заключается в том, что с переходом  экономики государства на основы рыночного хозяйства усиливается  многоаспектное значение прибыли. Акционерное, арендное, частное или другой формы  собственности предприятие, получив  финансовую самостоятельность и  независимость, вправе решать, на какие  цели  и в каких размерах направлять
3
прибыль, оставшуюся после  уплаты налогов в бюджет и других обязательных платежей и отчислений.
Получение прибыли - непременное  условие и цель предпринимательства  любой хозяйственной структуры. Прибылью оценивается эффективность  хозяйствования, прибыль - главный источник финансирования экономического и социального  развития; прибыльность служит основным критерием выбора инвестиционных проектов и программ оптимизации текущих  затрат, расходов, финансовых вложений.
Таким образом, прибыль обрела важнейшую, ведущую роль в новом  хозяйственном и финансовом механизме  управления социально-экономическим  развитием. Это база финансовой устойчивости и обеспечения доходов предприятий, государства, населения.
Прибыль, как критерий эффективности производства и как показатель, имеющий две границы: объем производства продукции или услуг (реализации) и себестоимость, обладает одним важным свойством: она отражает конечный результат интенсивного и экстенсивного развития. Последнее связано с фактором роста объема производства и естественной экономии от относительного снижения условно-постоянных элементов себестоимости: фонд оплаты труда (соответственно - начисления, идущие во внебюджетные фонды), амортизация, энергетическое топливо, платежи бюджету за ресурсы, внепроизводственные и некоторые другие расходы. В отечественной практике при анализе прибыли этот фактор выделяется редко.
Что касается процесса планирования прибыли и себестоимости, то он демократизировался, т.е. ушел от центра к предприятиям, которые избавлены от контроля сверху до момента налогообложения. Однако в случае снижения объема производства и реализации продукции падение  прибыли и рентабельности происходит в опережающем снижение объема темпе. Особенно чувствительно такое негативное явление для "подстегивания" инфляции: ведь относительная экономия  на  условно-постоянных расходах, в частности на оплате труда (кроме сдельщиков), превращается в перерасход. И чем быстрее падает объем, тем еще резче должна падать прибыль, подрывая и без того нестабильную доходную базу бюджета.
Задачами курсовой работы является изучение экономической природы  прибыли, ее функций, видов, а также  вопросов максимизации прибыли.
 
4
1. Прибыль как экономическая  категория.
1.1 Экономическая  природа прибыли.
В учебниках и научных  статьях категория "прибыль" неразрывно связывается с категорией дохода, капитала, процента, воздержания, ожидания и многими другими. В практическом же плане прибыль не представляет никакого секрета и во всех странах  с рыночной экономикой ее количественная величина определяется как разница  между общей выручкой от реализации товаров и услуг и совокупными  издержками. В теоретическом плане  мы снова вынуждены рассмотреть  два подхода к оценке экономической  природы прибыли.
К. Маркс в "Капитале" определил прибыль как превращенную форму прибавочной стоимости. Последняя по Марксу представляет собой неоплаченный прибавочный труд наемного рабочего, занятого в сфере материального производства. Рабочий своим трудом создает стоимость большую, чем стоит его рабочая сила. Эта разница привлекает капиталиста и ради нее он развивает свою бурную деятельность. На поверхности буржуазного общества присвоение чужого труда затушевывается и прибыль выступает как порождение движения всего авансированного капитала, как результат издержек производства. Таким образом, в марксистской трактовке прибыль есть результат эксплуатации наемного труда капиталом и отношение "капиталист - наемный рабочий" составляет основное отношение капиталистического общества.
С такой трактовкой прибыли  Маркса согласиться невозможно по ряду причин. Если под эксплуатацией понимать присвоение продукта неоплаченного труда, то капитализм охватывает всю историю человеческой цивилизации. Важно видеть не только сам факт отчуждения продукта неоплаченного труда, но и то, в чьих интересах используется отчужденный продукт.
Современная экономическая  мысль рассматривает прибыль  как доход от использования всех факторов производства, т.е. труда, земли  и капитала. Но и в таком понимании  нет единства и четкости. В одних  случаях прибыль рассматривается  как плата за услуги предпринимательской  деятельности, в других - как плата  за новаторство и талант в управлении фирмой, в-третьих - как плата за риск и т.д. Все эти определения расплывчаты и скорее выражают вознаграждение предпринимателю за его умение соединять факторы
5
производства и эффективно их использовать. Однако доход в  виде процента и ренты получают и  те люди, которые передают право  распоряжения своим капиталом в  той или иной форме другим лицам  и сами в экономической деятельности не участвуют. Речь идет о нетрудовых доходах, получаемых законным путем.
За каждым фактором производства стоят  конкретные люди и группы людей. За трудом - наемные рабочие, за капиталом - его владельцы, за землей - его собственники. И если мы признаем, что всякое экономическое  благо есть результат взаимодействия факторов производства, то обязаны  признать и то, что все группы населения, стоящие за этими факторами  участвуют своим трудом в создании благ и новой стоимости. Разница  лишь в том, что одни участвуют  сегодняшним живым трудом, а другие прошлым, воплощенным в материальных элементах производства. Это их накопленный  овеществленный труд. Он может быть результатом трудовых усилий целого ряда поколений. Всякое экономическое  благо есть в конечном счете продукт труда всего общества. И эффект его усилий принимает форму доходов (прибыли) на всех уровнях хозяйственной деятельности.
Прибыль образуется в результате реализации продукции. Ее величина определяется разницей между доходом, полученным от реализации продукции, и издержками (затратами) на ее производство и реализацию. Общая масса получаемой прибыли  зависит, с одной стороны, от объема продаж и уровня цен, устанавливаемых  на продукцию, а с другой - от того, насколько уровень издержек производства соответствует общественно необходимым  затратам.
Первое - объем продаж - зависит  от эффективности осуществления  коммерческой работы: от умения создавать  выгодные условия для реализации своей продукции, т.е. проводить маркетинг, организовать рекламу, сбыт, сформировать ценовую и товарную политику и  т.д.
Второе - уровень издержек производства - зависит от эффективности  организации производства и труда, выбранной технологии, технической  оснащенности предприятия.
Вместе с тем прибыль  на предприятии зависит не только от реализации продукции, но и от других видов деятельности, которые ее либо увеличивают, либо уменьшают. Поэтому  в теории и на практике выделяют так называемую «балансовую прибыль». Ее название говорит само за себя. Она состоит из прибыли от реализации продукции (выручка от реализации
6
продукции без косвенных  налогов минус затраты (расходы) на производство и реализацию продукции) плюс внереализационные доходы (доходы по ценным бумагам, от долевого участия в деятельности других предприятий, от сдачи имущества в аренду и т.п.) минус внереализационные расходы (затраты на производство, не давшее продукции, на содержание законсервированных производственных мощностей, убытки от списания долгов и т.д.).
Кроме того, выделяется валовая  прибыль, которая представляет собой  балансовую прибыль за минусом или  плюсом финансового результата от операций с основными фондами (средствами), нематериальными активами и иным имуществом.
Во всех странах с рыночной экономикой прибыль облагается налогом. Поэтому на практике принято выделять налогооблагаемую прибыль. Последняя представляет собой валовую прибыль за вычетом отчислений в резервные фонды, доходов по видам деятельности, освобожденной от налогообложения, отчислений на капиталовложения.
В результате на предприятии, как это принято называть в  теории и на практике, остается так  называемая чистая прибыль. По своей  величине она представляет налогооблагаемую прибыль за минусом налога на прибыль  и налога на превышение фактических  расходов на оплату труда по сравнению  с нормируемой.
Из чистой прибыли предприятие  выплачивает дивиденды и различные  социальные налоги, и образуют фонды. В результате остается прибыль неиспользованная, или убыток, непокрытый деньгами.
В условиях рыночных отношений, как свидетельствует мировая  практика, имеется два основных источника  получения прибыли.
Первый - это монопольное  положение предприятия по выпуску  той или иной продукции или  уникальности продукта. Поддержания  этого источника на относительно высоком уровне предполагает проведение постоянной новации продукта. Здесь  следует учитывать такие противодействующие силы, как антимонопольную политику государства и растущую конкуренцию  со стороны других предприятий.
Второй источник связан с  производственной и предпринимательской  деятельностью, поэтому касается практически  всех предприятий.
7
Эффективность его использования  зависит от знания конъюнктуры рынка  и умения постоянно адаптировать под нее развитие производства. Здесь, по сути, все сводится к маркетингу. Величина прибыли в данном случае зависит:
во-первых, от правильности выбора производственной направленности предприятия по выпуску продукции (выбор продуктов, пользующихся стабильным и высоким спросом);
во-вторых, от создания конкурентоспособных  условий продажи своих товаров  и оказания услуг (цена, сроки поставок, обслуживание покупателей, послепродажное обслуживания и т.д.);
в-третьих, от объемов производства (чем больше объем продаж, тем  больше масса прибыли);
в-четвертых, от ассортимента продукции и снижения издержек производства.
Однако получение прибыли  в условиях рынка всегда связано  с риском - над предприятием постоянно  висит угроза потерять вложенный  капитал целиком или частично. Именно поэтому в теории и на практике используется понятие «предпринимательская прибыль», которая по своей величине должна быть больше, чем процент, получаемый по вкладам в банк.
 
1.2 Виды прибыли.
Видами прибыли являются:
- балансовая прибыль;
- прибыль от реализации продукции (работ, услуг);
- прибыль от финансовой деятельности;
- прибыль от прочих внереализационных операций;
- Валовая прибыль;
- налогооблагаемая прибыль;
- чистая прибыль;
- бухгалтерская прибыль;
-экономическая прибыль;
- сверх прибыль и монопольная сверх прибыль.
8
Балансовая прибыль -  конечный финансовый результат (прибыль или убыток), выявленный за отчётный период на основании бухгалтерского учета организаций, учреждений и оценки статей баланса. Прибыль или  убыток, выявленные в отчетном году, но относящиеся к операциям прошлых лет, включаются в финансовые результаты отчётного года.
Прибыль от реализации продукции (работ, услуг) – часть балансовой прибыли компании, которая напрямую связана с обеспечением финансового  результата от основных видов трудовой деятельности. Определяется раздельно  по каждому виду работы. Исчисляется  как разность между торговой наценкой и издержками обращения.
Прибыль от финансовой деятельности – разница между доходами и расходами, связанными с финансовыми операциями.
Валовая прибыль - прибыль, которая представляет собой разницу между выручкой и издержками на производство продукции.
 
Налогооблагаемая прибыль определяется специальным расчетом. Она равна балансовой прибыли, уменьшенной на сумму:  
- отчислений в резервный и другие  аналогичные фонды, создание которых предусмотрено законодательством (до достижения размеров этих фондов не более 25% уставного фонда, но не свыше 50% прибыли, подлежащей налогообложению);
- рентных платежей в  бюджет;
- доходов по ценным  бумагам и  от долевого участия  в деятельности других предприятий; 
- доходов от казино, видеосалонов  и пр.;
- прибыли от страховой  деятельности;
- прибыли от отдельных  банковских операций  и сделок;
- курсовой разницы, образовавшейся  в результате изменения курса  рубля по отношению к котируемым  Центральным банком Российской  Федерации иностранным валютам; 
Чистая  прибыль - часть балансовой прибыли  предприятия, остающаяся в его распоряжении после уплаты налогов, сборов, отчислений и других обязательных платежей в  бюджет. Чистая прибыль используется для увеличения оборотных средств предприятия, формирования фондов и
9
резервов, и реинвестиций в производство.
Бухгалтерская прибыль - разница между ценой реализации (доходами от продажи) и бухгалтерскими издержками.
Экономическая прибыль -  выручка минус экономические издержки.
Неотъемлемым  признаком рыночной экономики является появление консолидированной прибыли.
Консолидированная прибыль  - это прибыль, сводная по бухгалтерской отчетности о деятельности и финансовых результатах материнских и дочерних предприятий. Консолидированная бухгалтерская отчетность представляет собой объединение отчетности двух и более хозяйствующих субъектов, находящихся в определенных юридических и финансово-хозяйственных взаимоотношениях. Необходимость консолидации определяется экономической целесообразностью. Предпринимателям выгодно вместо одной крупной фирмы создавать несколько более мелких предприятий, юридически самостоятельных, но экономически взаимосвязанных, т.к. в этом случае может быть получена экономия на налоговых платежах. Кроме того, в связи с дроблением и ограничением юридической ответственности по обязательствам снижается степень риска в ведении бизнеса, достигается большая мобильность в освоении новых форм вложения капитала и рынков сбыта.
Также можно выделить еще  одну разновидность прибыли –  сверхприбыль. Так, предприятия, работающие в лучших условиях и имеющие самую низкую себестоимость, получают сверхприбыль, которая равна разнице между общей рыночной ценой и наименьшей себестоимостью изделия. Именно здесь предприниматели получают  максимальную норму прибыли, превышающую среднюю для отрасли. Но, как правило, они обладают такой прибылью не постоянно.
В рамках сверхприбыли, необходимо выделить монопольную сверхприбыль. Так монополии имеют возможность  сами устанавливать на рынке выгодные им цены. Крупный капитал использует это в собственных интересах, чтобы получать монопольную сверхприбыль – избыток прибыли сверх обычного, нормального для всех бизнесменов прироста капитала. Этот избыток вместе с обычным приращением авансированной суммы образует монопольно высокую прибыль.
2. Функции прибыли
В народнохозяйственной практике и экономической литературе денежными
10
накоплениями называют чистый доход общества, реализуемый в  денежной форме на предприятиях сферы  материального производства. Чистый доход – это категория производства, связанная с процессом деления  труда на необходимый и прибавочный.  Прибавочный продукт -  это продукт, созданный трудом людей на предприятии, который выступает как чистый доход общества.
В любом общественном производстве труд всегда делится на две части  – необходимый и прибавочный  труд, продукт которого всегда служит удовлетворению общих общественных потребностей.
Прибавочный продукт всегда выступает в двух формах: натурально-вещественной (в виде определенной массы потребительской  стоимости) и стоимости. В условиях товарно-денежных отношений стоимость  прибавочного продукта (чистый доход  общества) реализуется в денежной форме и обособляется в самостоятельную  категорию -  денежные накопления.
Денежные накопления реализуются  в виде прибыли, акцизов, налога на добавленную  стоимость, отчислений на социальное и  медицинское страхование и пр. Большая часть денежных накоплений реализуется в форме прибыли. По экономическому содержанию прибыль  есть денежное выражение части стоимости  прибавочного продукта.
Как финансовая категория  прибыль выполняет функции: воспроизводственную, стимулирующую и контрольную.
Воспроизводственная функция  -  один из источников финансирования расширенного воспроизводства.
Стимулирующая  -  источник образования поощрительных фондов и социального развития коллектива.
Контрольная  -  один из основных показателей результативности хозяйственной деятельности предприятия.
Прибыль  - важнейшая финансовая категория, призванная отражать финансовый результат хозяйственной деятельности предприятия. Прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия, используется им самостоятельно и направляется на дальнейшее развитие предпринимательской деятельности. Никакие органы, в том числе государство, не имеют права вмешиваться в процесс использования чистой прибыли предприятия.  Рыночные условия хозяйствования определяют
11
приоритетные направления  собственной прибыли. Развитие конкуренции  вызывает необходимость расширения производства, его совершенствования, удовлетворения материальных и социальных потребностей трудовых коллективов.
Наряду с финансированием  производственного развития прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия, направляется на удовлетворение потребительских  и социальных нужд. Так, из этой прибыли  выплачиваются единовременные поощрения  и пособия уходящим на пенсию, а  также надбавки к пенсиям; дивиденды  по акциям и вкладам членам трудового  коллектива в имущество предприятия. Производятся расходы по оплате дополнительных отпусков сверх установленной законом  продолжительности, оплачивается жилье, оказывается материальная помощь. Кроме  того, производятся расходы на бесплатное питание или питание по льготным ценам (исключая специальное питание  отдельных категорий работников, относимое на затраты производства в соответствии с действующим  законодательством).
Обеспечивая производственные, материальные и социальные потребности  за счет чистой прибыли, предприятие  должно стремиться к установлению оптимального соотношения между фондом накопления и потребления с тем,  чтобы  учитывать условия рыночной  конъюнктуры  и вместе с тем стимулировать  и поощрять результаты труда работников предприятия.
Прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия, служит не только источником финансирования производственного  и социального развития, а также  материального поощрения,  но и  используется в случаях нарушения  предприятием действующего законодательства для уплаты различных штрафов  и санкций. Так, из чистой прибыли  уплачиваются штрафы при несоблюдении требований по охране окружающей среды  от загрязнения, санитарных норм и правил. При завышении регулируемых цен  на продукцию (работы, услуги) из чистой прибыли взыскивается незаконно  полученная предприятием прибыль.
2.1 Функциональная  роль прибыли.
Анализируя функции прибыли  в экономической жизни
хозяйствующего субъекта, можно отметить, что прибыль необходима для:
1) оценки эффективности  работы фирмы;
2) принятия решений, связанных  с вложением средств в
предприятие, покупкой его  акций;
3) достижения целей собственников-акционеров;
12
4) использования данных  о прибыли прошлых отчетных  периодов
для прогнозирования деятельности предприятия;
5) принятия управленческих  решений (необходимо анализировать
финансовые результаты, для  того, чтобы обосновать управленческие
решения прошлых и будущих  периодов);
6) определения величины  налогооблагаемой базы.
В связи с эти прибыль  можно рассматривать как:
1) главную цель предпринимательской  деятельности;
2) основной внутренний  источник формирования финансовых
ресурсов;
3) главный источник возрастания  рыночной стоимости предприятия;
4) базу экономического  развития государства.
3. Роль прибыли  на предприятии.
В экономической литературе отмечается возрастание роли и значения прибыли в современных условиях хозяйствования. Прибылью оценивается эффективность хозяйствования, прибыль – главный источник финансирования экономического и социального развития; прибыльность служит основным критерием выбора инвестиционных проектов и программ оптимизации текущих затрат, расходов, финансовых вложений. Действительно, с прибылью прямо или косвенно связаны все другие экономические рычаги предпринимательской деятельности (финансы, кредиты, затраты, цены и т.п.), без которых невозможно «выжить» любому предприятию в рыночных условиях. 
Прибыль формируется под воздействием большого количества взаимосвязанных факторов, которые влияют на результаты деятельности предприятия разнонаправлено: одни – положительно, другие – отрицательно. Более того, отрицательное воздействие одних факторов способно снизить или даже свести на нет положительное влияние других. Многообразие факторов не позволяет их четко ограничить, и обуславливает их группировку. Учитывая, что предприятие является одновременно и субъектом, и объектом экономических отношений, то наиболее важным представляется деление их на внешние и внутренние. 
Среди внешних факторов можно выделить следующие: экономические условия хозяйствования, емкость рынка, платежеспособный спрос потребителей, государственное регулирование деятельности предприятий торговли и др. Особенное значение имеет уровень, динамика и колебание
13
платежеспособного спроса, потому что он предопределяет стабильность получения торговой выручки. 
Следующим значительным фактором являются цены, устанавливаемые поставщиками товаров. В условиях конкуренции повышение закупочных цен не всегда сопровождается адекватным повышением продажных цен. Розничные торговые предприятия часть повышения цен поставщиками зачастую компенсируют за счет снижения доли собственной прибыли в розничной цене товаров. Повышение же цен на услуги транспортных предприятий, коммунального хозяйства и других аналогичных предприятий напрямую увеличивает текущие расходы торгового предприятия, тем самым уменьшая прибыль. 
Наряду с вышеперечисленным следует обратить внимание на такие серьезные макроэкономические факторы, как налоговая и кредитная политика государства, развитие деятельности общественных организаций потребителей товаров и услуг, развитие профсоюзного движения и, наконец, политическая стабильность в государстве. 
Внешние и внутренние факторы тесно связаны между собой. Но внутренние факторы напрямую зависят от организации работы самого предприятия. 
Важным фактором является объем розничного товарооборота, потому что при неизменной доли прибыли в цене товара рост объема продажи позволяет увеличить сумму прибыли. При наращивании объема товарооборота необходимо помнить о его структуре, так как прибыльность тех или иных товарных групп различна. Разумеется, нельзя отдавать предпочтение только высокорентабельным товарам, лишь рационализация структуры товарооборота позволит достичь нормального уровня прибыли. 
Другим существенным фактором является применяемый порядок ценообразования. Прибыль от реализации товаров в первую очередь зависит от уровня торговой надбавки. При этом важно выбрать правильную коммерческую стратегию, потому что рост доли прибыли в составе торговой надбавки может привести к обратному результату, то есть из-за высоких цен снизится объем реализации товаров. Логичным следствием может стать в некоторых случаях снижение уровня торговой надбавки для ускорения реализации товаров (например, дифференцированная уценка товаров, в том числе сезонная, праздничная или разовая). Это позволит увеличить сумму прибыли за счет объема товарооборота и за счет ускорения оборачиваемости оборотных средств: чем меньше срок реализации товаров, тем большую суму прибыли получает предприятие в единицу времени. Также очевидно, чем большей суммой оборотных средств располагает предприятие, тем больше
14
прибыли оно получит в  результате одного их оборота. При этом важна не только общая сумма оборотных  средств, но и соотношение между  собственными и заемными средствами, поскольку использование кредитов увеличивает издержки торгового  предприятия. 
Следующим значительным фактором, тесно связанным с ценообразованием, является уровень издержек обращения. Известно, что при неизменной величине торговой надбавки за счет снижения расходов предприятия можно увеличить суму получаемой прибыли. Осуществление режима экономии позволяет снижать текущие затраты предприятия. При этом необходимо учитывать, что под режимом экономии понимается не абсолютное, а относительное снижение издержек обращения. 
Степень влияния вышеназванных факторов зависит не только от соотношения их самих, но и от стадии жизненного цикла предприятия, от компетенции и профессионализма его менеджеров. Практика показывает, что влияние отдельных факторов количественно оценить невозможно. К примеру, деловая репутация предприятия, то есть сформировавшееся мнение о предприятии на рынке по различным аспектам его деятельности (потенциальные возможности, кредитоспособность, качество реализуемых товаров, уровень качества обслуживания и т.п.), основой которого является безусловное выполнение обязательств и установление многолетних традиций работы.

3.1 Рентабельность предприятия.

Прибыль  -  один из основных финансовых показателей плана и  оценки хозяйственной деятельности предприятий. За счет прибыли осуществляются финансирование мероприятий по научно-техническому  и социально-экономическому развитию предприятий,  увеличение фонда оплаты труда их работников. Многоаспектное значение прибыли усиливается с переходом экономики государства на основы рыночного хозяйства.  Предприятие любой формы собственности вправе решать, на какие цели и в каких размерах направлять прибыль, оставшуюся после уплаты налогов в бюджет и других обязательных платежей и отчислений.
Гражданским кодексом РФ закрепляется, что предпринимательская деятельность означает инициативную самостоятельность  деятельность, направленную на получение  прибыли. При этом предприятие как  хозяйствующий субъект, самостоятельно осуществляющий свою деятельность, распоряжается  выпускаемой продукцией и остающейся в его
15
распоряжении чистой прибылью. Ведущее значение прибыли в качестве финансового показателя предпринимательской деятельности предприятия вместе с тем не означает его уникальности. Анализ стимулирующей роли прибыли показывает, что в отдельных хозяйствующих субъектах преобладает стремление извлечь высокую прибыль в целях увеличения фонда оплаты труда в ущерб производственному и социальному развитию коллектива.
В ряде случаев рост прибыли обусловлен необоснованным повышением цен на продукцию.
Стремление любыми путями получить высокую прибыль с целью увеличения фонда оплаты труда приводит к  росту объема денежной массы в  обращение, не обеспеченной товарными  ресурсами. Отсюда -  дальнейший рост цен, инфляции, а, следовательно, эмиссии  денег. Для реальной оценки уровня рентабельности предприятия можно воспользоваться  методами комплексного анализа прибыли  по  технико-экономическим факторам. Комплексный анализ прибыли рекомендуется  проводить в определенной последовательности. Прежде всего валовую прибыль анализируют по ее составным элементам, главным из которых является  прибыль от реализации товарной продукции. Анализируют изменение объема  и структуры реализации, изменение уровня цен на реализованную продукцию, а также на определенное сырье, материалы, топливо, энергию и другие затраты. Кроме отмеченных методов факторного анализа прибыли
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.