На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Дефицит бюджета и бюджетный излишек. Государственный долг

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 05.12.2012. Сдан: 2012. Страниц: 35. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


?Содержание.
 
 
Введение..............................................................................................................3
 
1. Государственный бюджет, понятие и проблемы формирования.
 
        1.1 Понятие государственного бюджета. Бюджетное устройство в Республике Беларусь..........................................................................................4
 
        1.2 Формирование доходной части государственного бюджета и налоговая политика в Республике Беларусь....................................................9
 
        1.3 Формирование расходной части государственного бюджета........12
 
2. Дефицит бюджета и бюджетный излишек. Государственный долг.
 
         2.1 Понятие и виды бюджетных дефицитов. Бюджетный излишек. Сбалансированный бюджет.............................................................................16
 
         2.2 Способы финансирования дефицита государственного бюджета.............................................................................................................21
 
         2.3 Проблема государственного долга..................................................23
 
Заключение........................................................................................................25
 
Список  литературы..........................................................................................27
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Введение.
 
Определяющую роль в формировании и развитии экономической структуры любого современного общества играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках избранной властью экономической политики. Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование, является финансовый механизм - финансовая система общества, главным звеном которой является государственный бюджет. Именно посредством финансовой системы государство образует централизованные и воздействует на формирование децентрализованных фондов денежных средств, обеспечивая возможность выполнения возложенных на государственные органы функций. Экономические и политические реформы, проводимые в Беларуси с начала девяностых годов, также не могли не затронуть сферу государственных финансов, и, в первую очередь, бюджетную систему. Государственный бюджет, являясь главным средством мобилизации и расходования ресурсов государства, дает политической власти реальную возможность воздействовать на экономику, финансировать ее структурную перестройку, стимулировать развитие приоритетных секторов экономики, обеспечивать социальную поддержку наименее защищенным слоям населения. Очевидно, что успех экономического развития в нашей стране в большой степени зависит от того, насколько бюджетная политика государства будет отвечать требованиям времени.
Целью данной работы рассмотрение бюджетной политики, основных направлений и методов финансирования бюджетного дефицита страны..
Курсовая работа состоит из двух глав. В первой главе раскрывается понятие бюджета, его сущность, анализируется бюджетное устройство РБ, 
структура государственного бюджета нашей страны. Во второй главе
рассматриваются понятия и сущность бюджетного дефицита и государственного долга, основные виды бюджетных дефицитов, пути их финансирования, показывается роль бюджетного дефицита как
индикатора экономической безопасности страны.
От эффективности проведения бюджетной политики зависят реализация программ экономического и социального развития, устойчивость финансового положения страны, регулирование экономических процессов, обеспечивающих рост объемов производства, развитие здоровой конкурентной среды во всех секторах экономики, социальную защиту населения.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
1. Государственный бюджет, понятие и проблемы формирования.
 
1.1 Понятие государственного бюджета. Бюджетное устройство в Республике Беларусь.
 
Прежде чем говорить о бюджетном устройстве РБ, необходимо определить, что представляет собой бюджет государства.
Государственный бюджет – это централизованный фонд финансовых ресурсов, финансовый план формирования и использования денежных средств государства, предназначенный для финансового обеспечения функций государственных органов, экономического и социального развития государства или соответствующей административно-территориальной единицы.
По форме государственный бюджет выступает, как роспись доходов и расходов государства, утверждаемая на определенный срок в законодательном порядке. Назначение бюджета проявляется в концентрации средств для выполнения функций государства. Финансовые отношения, складывающиеся у государства с организациями и населением по выполнению своих функций, называются бюджетными и регулируются законодательством.
Совокупность бюджетных отношений по формированию и использованию бюджетного фонда страны и составляют понятие государственного бюджета.
Бюджет разрабатывается в форме баланса и состоит из двух частей: доходы и расходы. Доходы служат финансовой базой деятельности государства, расходы – удовлетворению общегосударственных потребностей. Через госбюджет перераспределяется около 50% ВВП.
Необходимость госбюджета возникает :
1) в условиях регулярного товарно-денежного обращения (возникает необходимость регулирования товарно-денежных отношений);
2) в связи с образованием и развитием государства;
3)  в связи с необходимостью ресурсов для удовлетворения государством растущих общественных потребностей.
Именно с помощью бюджета государство имеет возможность сосредоточивать финансовые ресурсы на решающих участках социального и экономического развития, с помощью бюджета происходит перераспределение национального дохода между отраслями, территориями, сферами общественной деятельности. Ни одно из звеньев финансов не осуществляет такого многовидового и
многоуровневого перераспределения средств, как бюджет. Вместе с тем, отображая экономические процессы, протекающие в структурных звеньях экономики, бюджет дает четкую картину того, как поступают в распоряжение государства финансовые ресурсы от разных субъектов хозяйствования, показывает, соответствует ли
размер централизуемых ресурсов государства объему его потребностей. Именно бюджет, показывая размеры необходимых государству финансовых ресурсов и реально имеющихся резервов, определяет налоговый климат страны; именно бюджет, фиксируя конкретные направления расходования средств, процентное соотношение расходов по отраслям и территориям, является конкретным выражением экономической политики государства. Бюджет выступает инструментом регулирования и стимулирования экономики, инвестиционной активности, повышения эффективности производства, именно через бюджет осуществляется социальная
политика.
              Таким образом, при правильном подходе бюджет объективно может быть не просто средством государственного экономического регулирования, он может реально влиять на рост экономики и социальной сферы, ускорение темпов научно-технического прогресса, обновление и совершенствование материально-
технической базы общественного производства. Но здесь важно подчеркнуть, что проявление присущих бюджету свойств, его использование в качестве инструмента распределения и контроля возможно только в процессе человеческой деятельности, что находит свое выражение в создаваемом государством бюджетном механизме, который является конкретным выражением бюджетной политики, отражающим нацеленность бюджетных отношений на решение экономических и социальных задач.
Таким образом, основным звеном финансовой системы любой страны является государственный бюджет, что обусловлено его содержанием и значимостью в экономической, политической и социальной жизни общества. Как неотъемлемая часть
общегосударственных финансов, бюджет возникает и действует там, где существует государство и развитые товарно-денежные отношения. В этой связи немаловажным является рассмотрение бюджета как исторической категории.
Так, на начальных ступенях развития человеческого общества государство имело возможность значительную часть своих затрат покрывать за счет поступлений от государственных хозяйств, имуществ, использования рабского труда и т. д. Принудительные сборы с граждан осуществлялись лишь в исключительных случаях.
При феодализме потребности правителей вначале удовлетворялись за счет доходов от собственных имений, но по мере роста расходов устанавливались обязательные подати со своих граждан.
В условиях роста производительных сил, возникновения городов, расширения обмена начали развиваться товарно-денежные отношения. На данном этапе развития появляется возможность покрывать всевозрастающие расходы государства денежными
налогами, таможенными и другими сборами с товаропроизводителей и отдельных граждан. Общегосударственные расходы стали направляться на поддержку некоторых слоев населения, а также на развитие транспорта, промышленности,
торговли, образования и здравоохранения. Для обоснования потребности в ресурсах, их конкретного направления, выяснения возможности финансового обеспечения государственных расходов, начинают составлять отдельные сметы затрат и доходов. По мере развития круг прогнозируемых на год расходов, источников их
покрытия увеличивается, растет количество разрозненных смет. И постепенно отдельные сметы затрат и поступлений пытаются объединить в общую смету доходов и расходов, чтобы иметь возможность рассчитать свои финансовые ресурсы. Так, в конце 17 века в Англии делается попытка составить единую общую смету доходов и расходов, которая получает название бюджет. В конце же 18 – начале 19 века практически все государства Европы имели свои бюджеты, в которых отражались доходы и расходы казны на текущий год. По размерам бюджета, его структуре и сбалансированности судили об экономическом потенциале государства, состоянии его финансовых ресурсов, платежеспособности.
Беларусь, лишенная государственной самостоятельности, не имела своего бюджета, однако участвовала в формировании доходов государственного бюджета России. Основная часть доходов поступала в виде косвенных налогов. Вообще, обложению подвергались не доходы, а имущество. Все же бюджетные
поступления на территории Беларуси в 1913 году составили 85,6 млн. руб., в том числе на долю Государственного бюджета приходилось 78,8%. Расходы определились в сумме 61,2 млн. руб., из которых ассигнования по государственному бюджету составили 70,4%.
После образования РБ 07 января 1919 года постановлением временного рабоче-крестьянского Правительства БССР был учрежден Комиссариат финансов.
Первый бюджет был составлен в 1921 году, но исполнен с огромным дефицитом.
С образованием в 1922 году СССР, Государственный бюджет БССР вошел в состав бюджетной системы государства. Основные направления бюджетной политики БССР определялись решениями и постановлениями центрального правительства.
И только с обретением независимости бюджет РБ получает новое назначение, происходят некоторые изменения в его структуре, содержания доходов и расходов. В доходную базу бюджета полностью стали зачисляться налог с оборота и подоходный налог с населения. Впервые в бюджете республики появились такие доходы,
как средства от выкупа, акционирования, доходы от внешней экономической деятельности. В связи с этим доходную базу бюджета удалось несколько расширить.
Однако, несмотря на существенное увеличение доходов бюджета РБ, их не хватило для покрытия всевозрастающих расходов. Официально был запланирован дефицит бюджета в сумме 3,7 млрд. рублей, что составило примерно 11,6% ко всем расходам.
Быстрый рост расходов бюджета был вызван не только инфляционными процессами, но и переориентацией направления бюджетных ресурсов на новые приоритеты и потребности, необходимостью самостоятельного обеспечения внутренней и
внешней безопасности.
В последующие годы в структуре и содержании бюджета РБ происходили более существенные изменения в связи с созданием новой налоговой системы, принятием новых законов и законодательных актов. Также на содержании и структуре
бюджетных доходов и расходов существенно отразились кризисные явления в экономике, расстройство денежного обращения, социальная напряженность в обществе.
Бюджетное устройство представляет собой совокупность таких элементов как организация и принципы построения бюджетной системы, бюджетного процесса, взаимоотношения между многочисленными видами бюджетов, совокупность бюджетных прав. Вообще, в разных странах мира бюджетное устройство отличается особенностями в зависимости от государственного устройства, территориально-административного деления, уровня развития экономики и других специфических черт конкретного
государства.
               Бюджетная система, представляющая собой основанную на экономических отношениях и правовых нормах совокупность бюджетов отдельных административно-территориальных образований каждого государства, занимает главное место в бюджетном устройстве. Бюджетные системы разных стран отличаются своей структурой, количеством отдельных видов бюджетов, ибо во многом зависят от их государственного устройства и ее территориального деления. В бывшем Советском Союзе бюджетное устройство базировалось на принципе демократического централизма. Традиционно Государственный бюджет состоял из союзного бюджета, бюджетов союзных республик и бюджета государственного социального
страхования. Большая доля поступлений централизовалась в союзном бюджете, а затем распределялась между республиками и ведомствами.
                  В настоящее время бюджетная система Республики Беларусь включает в себя республиканский бюджет, местные бюджеты и бюджет г.Минска. Наша бюджетная система основывается на принципах единства, самостоятельности всех бюджетов, их полноты, реальности и гласности.
Основными принципами организации бюджетной системы, на которых строится разграничение доходов и расходов между бюджетами, являются:
1. Единство бюджетной системы обеспечивается единой законодательной базой, единой формой бюджетной документации, использованием единой бюджетной классификации, представлением необходимой статистической и бюджетной информации о республиканском и местных бюджетах для составления консолидированных бюджетов, согласованными принципами бюджетного процесса.
2. Полнота бюджетов обеспечивается включением в них всех налогов, определенных законодательством РБ, других обязательных платежей и иных поступлений, а также определением размера и порядка расходования денежных средств.
3. Реальность бюджетов обеспечивается финансированием расходов, исходя из объема реально поступающих доходов и средств, привлекаемых для покрытия дефицита бюджета.
4. Гласность бюджетов обеспечивается доведением до граждан, через средства массовой информации, хода обсуждения принятия Закона  о бюджете РБ. Утвержденные бюджеты и отчеты об их исполнении публикуются в печати.
5. Самостоятельность бюджетов как части бюджетной системы заключается в том, что утверждение республиканского бюджета осуществляется законом РБ, местных бюджетов – решениями соответствующих местных Советов депутатов, а их исполнение возлагается на Правительство РБ и местные исполнительные и распорядительные органы на основе бюджетного регулирования.
Принципы разграничения доходов и расходов между бюджетами:
1.       Административно-территориальное деление РБ.
В соответствии с Конституцией РБ и делением территории РБ на административно-территориальные единицы, каждая административно-территориальная единица имеет свой бюджет.
2. Наличие закрепленных источников доходов у бюджета каждого уровня.
Каждый местный Совет депутатов самостоятельно формирует свой бюджет, основываясь на:
- закрепленных источниках доходов;
- нормативах отчислений от республиканских налогов и других обязательных платежей;
- дополнительных источниках, установленных местными Советами депутатами;
- суммах дотаций, субсидий, получаемых из вышестоящих бюджетов;
- потребности в расходах на финансирование мероприятий по экономическому и социальному развитию.
Местные Советы депутатов самостоятельно в пределах своих полномочий определяют направления использования средств местных бюджетов, за исключением, переданных им из вышестоящего бюджета, финансовых ресурсов, имеющих целевое назначение.
В составе местных бюджетов образуются резервные и целевые бюджетные фонды, размеры которых определяются соответствующими местными Советами депутатов.
3. Самостоятельность местных органов власти и управления в процессе составления, рассмотрения, принятия и исполнения местных бюджетов.
Местные исполнительные и распорядительные  органы, Советы депутатов в пределах своей компетенции самостоятельно составляют, рассматривают, утверждают и исполняют бюджеты исходя из общегосударственных интересов и интересов населения, проживающего на соответствующей территории. Вмешательство любых органов в процесс составления, рассмотрения, утверждения и исполнения местных бюджетов не допускается, за исключением случаев, предусмотренных законами РБ.
Составление, рассмотрение, утверждение и исполнение бюджетов всех уровней представляет собой бюджетный процесс, от которого во многом зависит воздействие бюджета на общественные процессы. Совокупность юридических норм, регулирующих бюджетное устройство, образует бюджетное право. Развитие бюджетного права связано с приобретением независимости Беларуси,
расширением прав местных Советов народных депутатов, выполнением региональных программ, финансированием мероприятий по повышению уровня жизни населения.
Все названные элементы бюджетного устройства функционируют в их единстве и взаимосвязанности и обеспечивают проведение единой бюджетной политики государства через республиканский и местные бюджеты.
Итак, государственный бюджет, являясь основным финансовым планом государства, главным средством аккумулирования финансовых средств, дает политической власти реальную возможность осуществления властных полномочий, дает государству реальную экономическую и политическую власть.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
1.2             Формирование доходной части
государственного бюджета и налоговая политика
в Республике Беларусь.
 
Доходы бюджета – это часть централизованных финансов государства, необходимых для выполнения его функций. Состав бюджетных доходов, формы мобилизации денежных средств в бюджет зависят от системы и методов хозяйствования, а также от решаемых в обществе экономических задач. При формировании доходов основного финансового плана государства возникают финансовые взаимоотношения между участниками процесса. Это дает основание рассматривать доходы, как совокупность денежных отношений по поводу изъятия и централизации части финансовых ресурсов в бюджет. Эти отношения всегда имеют распределительный характер, стоимостную форму, и их обязательным участником является государство. Именно государство для образования бюджета вступает в финансовые отношения с субъектами хозяйствования, взимая на общегосударственные нужды часть созданного или полученного ими национального дохода.
Сопоставление доходов государственного бюджета с его расходами позволяет определить сумму и уровень дефицита – показателя, применяемого международными финансовыми организациями для оценки
финансового состояния страны. Доходы бюджета - это денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии законодательством в распоряжение органов государственной власти соответствующего уровня. Функционирование государственного бюджета происходит посредством особых экономических форм – доходов и расходов, выражающих последовательные этапы перераспределения стоимости общественного продукта. Доходы и расходы бюджета – это объективно обусловленные категории, каждая из которой имеет характерное общественное значение; доходы служат финансовой базой деятельности государства, расходы – удовлетворению общегосударственных потребностей.
Формы и методы образования доходов бюджета изменяются под воздействием многих объективных и субъективных факторов, первостепенное значение среди которых имеет уровень развития производительных сил, финансовой науки. Значение также имеет конкретная сложившаяся экономическая и социальная ситуация, экономическая политика государства. В любом случае главное назначение доходов бюджета – создание устойчивой финансовой базы, позволяющей органам власти всех уровней управления осуществлять свои функции, удовлетворять общегосударственные потребности. Назначение доходов бюджета – покрыть расходы бюджета, найдя такие формы финансовых взаимоотношений с субъектами хозяйствования, методы изъятия доходов в бюджет, которые бы стимулировали повышение производительности труда, рациональное использование всех ресурсов, увеличение поступлений. В этом заключается не только фискальное назначение доходов, но и их стимулирующая функция, обеспечивающая расширение материальной основы их роста, укрепление доходной части бюджета.
Выделяют следующие основные принципы формирования доходов государства:
1. Обусловленность конкретных видов платежей существующими экономическими и социально-политическими факторами, постоянным совершенствованием системы бюджетных доходов в соответствии с потребностями развития экономики. Установление платежей в бюджет в размере необходимом для полного обеспечения закономерных темпов роста экономики и реализации социальных программ.
2. Обязательное изъятие в бюджет, которое не связано с трудовыми усилиями предприятия.
Сфера деятельности позволяет разделить доходы бюджета на платежи, поступающие от субъектов материального производства, а также от учреждений, организаций, предприятий непроизводственной сферы. Платежи зависят также от вида предприятий, формы его управления, организации коммерческой деятельности.
Согласно ст.4 Закона Республики  Беларусь «О бюджете Республики Беларусь на 2007 год» от 29 декабря 2006 года  № 191-З установлено:
1. доходы республиканского бюджета составляют 30611083279,0 тыс. рублей.
2. Доходы республиканского бюджета на 2007 год формируются за счет:
2.1. налогов и сборов (пошлин):
налогов на доходы и прибыль;
налога на добавленную стоимость;
акцизов (за исключение акцизов, полностью зачисляемых в бюджеты областей и г.Минска);
таможенных пошлин и таможенных сборов;
налога за использование природных ресурсов (экологического налога);
налогов, сборов и иных платежей, зачисляемых в республиканский бюджет (акцизы на автомобильное топливо, налога на приобретение автотранспортных средств, налога с пользователей автомобильных дорог и др. согласно ст.20, 21 Закона);
других налогов, сборов в соответствии с законодательными актами РБ.
2.2. неналоговых доходов:
за пользование банками денежными средствами республиканского бюджета;
по бюджетным займам, предоставленным за счет средств республиканского бюджета;
дивидендов на доли (акции), находящиеся в республиканской собственности;
части прибыли, уплачиваемой организациями в соответствии с законодательными актами РБ;
арендной платы от сдачи находящегося в республиканской собственности имущества в соответствии с законодательными актами РБ;
от реализации республиканского имущества, а также имущественных прав на объекты интеллектуальной собственности;
от реализации конфискованного и иным способом обращенного в доход государства имущества;
штрафов в соответствии с законодательными актами РБ;
прочих доходов в соответствии с законодательными актами РБ;
Налоги, сборы (пошлины) и другие доходы подлежат зачислению в полном объеме на счета Главного государственного казначейства Министерства финансов РБ и распределяются им по нормативам, установленным настоящим Законом.
Исходя из функциональной классификации, все доходы республиканского бюджета можно подразделить на следующие группы:
1)      текущие доходы;
2)      капитальные доходы;
3)      доходы свободных экономических зон;
4)      доходы государственных целевых бюджетных фондов.
Налоговая политика, наряду с бюджетной политикой, является важнейшим инструментом государственного регулирования экономики.
Вообще, главное назначение налогов – пополнять бюджет и
обеспечивать выполнение функций государства. По своей форме их можно определить как обязательные денежные платежи, взимаемые в бюджет. Налоги неизменно связаны с государственным бюджетом, поскольку участвуют в его формировании. Свое назначение и функции налоги осуществляют в едином бюджетном процессе,
выполняя фискальную и стимулирующую функции.
Первая реализуется посредством изъятия части доходов населения, предприятий для выполнения доходов бюджета, вторая выражается через экономические рычаги, воздействуя на усиление мотивации к труду, экономное расходование ресурсов, расширение и техническое перевооружение производства. Итак, налоги – один из важнейших инструментов рыночной экономики, а поэтому их использование в управлении хозяйством  представляет значительный интерес для Беларуси. Вводя новые или отменяя какие-то прежние налоги и сборы, повышая или понижая ставки, используя другие рычаги, государство не просто формирует свой бюджет, но и создает в обществе соответствующую экономическую, политическую атмосферу, стимулы для трудовой активности граждан. И в этом смысле налоги могут быть либо предпосылкой, либо преградой на пути к благополучию страны.
На начальном этапе проведения реформ государство нуждается в значительном объеме централизованных финансовых ресурсов и соответственно увеличивает налоговое бремя. Однако долгосрочной эта стратегия быть не может, поскольку сдерживает экономический рост и не способствует привлечению инвестиций. Ее должна сменить налоговая политика, направленная на стимулирование экономического роста, создание благоприятного инвестиционного климата.
При разработке подходов в области совершенствования налоговой политики и решении задач увеличения доходов бюджета, Правительство целенаправленно и последовательно проводит курс на сокращение налоговой нагрузки.
Реальное же снижение налогового давления на экономику может быть достигнуто только за счет сокращения количества применяемых налогов или снижения их ставок (при условии качественного построения моделей взимания каждого из налогов). Такие решения как раз и составляют основу налоговой политики
государства и всегда зависят от состояния текущей экономической ситуации в стране.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
1.3 Формирование расходной части государственного бюджета.
 
Общегосударственные расходы представляют собой расходы Республики Беларусь, которые она осуществляет как полноправный субъект мирового сообщества, суверенная республика.
Расходы государственного бюджета — это экономические отношения, возникающие в связи с распределением фонда денежных средств государства и его использованием по отраслевому, целевому и территориальному назначению. Многообразие конкретных видов бюджетных расходов обусловлено целым рядом факторов: природой и функциями государства, уровнем социально-экономического развития страны, разветвленностью связей бюджета с народным хозяйством,
административно-территориальным устройством государства, формами предоставления бюджетных средств и т.п. Сочетание этих факторов порождает ту или иную систему расходов бюджета любого государства на определенном этапе социально-экономического развития. Для выяснения роли и значения бюджетных расходов в экономической жизни общества их классифицируют по
определенным признакам. В теории и практике финансов существуют несколько признаков классификации расходов бюджета.
В первую очередь, расходы бюджета подразделяются по их
влиянию на процесс расширенного воспроизводства. В этом случае выделяются текущие и капитальные бюджетные расходы. Текущие расходы связаны с предоставлением бюджетных средств юридическим лицам на их содержание и покрытие текущих потребностей. Эти расходы включают затраты на государственное
потребление (содержание экономической и социальной инфраструктуры, государственных отраслей народного хозяйства, закупки товаров и услуг гражданского и военного характера, текущие расходы государственных учреждений), текущие субсидии нижестоящим органам власти, государственным и частным
предприятиям, транспортные платежи, выплату процентов по государственному долгу и другие расходы. Как правило, эти расходы, в основном, соответствуют затратам, отраженным в обычном бюджете или бюджете текущих расходов и доходов.
           Капитальные расходы представляют собой денежные затраты, связанные с вложением в основной капитал и прирост запасов. Они включают в себя капиталовложения за счет бюджета в различные отрасли народного хозяйства, инвестиционные субсидии и долгосрочные бюджетные кредиты государственным и частным предприятиям, местным органам власти. Данная группа расходов
отражается в бюджете капитальных расходов и доходов государства.
Из республиканского бюджета финансируются:
капитальные вложения в объекты, относящиеся к республиканской собственности;
природоохранные мероприятия, осуществляемые в соответствии с общегосударственными программами;
мероприятия по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС;
общегосударственные программы по социальной защите населения;
другие общегосударственные целевые программы;
затраты, связанные с внешэкономической деятельностью;
государственные учреждения и организации образования, подготовки кадров, науки, культуры, здравоохранения, физической культуры, социального обеспечения;
затраты по закладке и обновлению государственных запасов и резервов;
расходы на содержание республиканских государственных органов, в том числе судов, правоохранительных органов, органов государственной безопасности;
национальная оборона, пограничные войска, таможенные органы;
погашение кредитов банка, выданных на покрытие бюджетных расходов, государственного долга и процентов по ним;
погашение внешнего долга и уплата процентов по кредитам, полученных от иностранных государств и банков, международных финансовых организаций;
образование резервных и государственных целевых бюджетных фондов;
выдача заемных средств (ссуд), дотаций, субсидий юридическим и физическим лицам, областным бюджетам и бюджету города Минска;
другие расходы, предусматриваемые в республиканском бюджете на соответствующий финансовый год.
Структура доходов и расходов государственного бюджета определяется основными приоритетами государственного развития.
Расходы на государственное управление определяются с учетом необходимости дальнейшего совершенствования и сокращения расходов на содержание аппарата органов государственного управления.
Расходы, связанные с международной деятельностью, определяются с учетом объема покупки свободно конвертируемой валюты на общегосударственные цели и исходя из прогнозируемого курса белорусского рубля к доллару США.
Из республиканского бюджета финансируются расходы на открытие и содержание дипломатических представительств, консульских учреждений Республики Беларусь за рубежом, международное сотрудничество,  международные культурные и информационные связи, отчисления в бюджет Союзного государства и прочие расходы на международную деятельность.
Общая потребность в средствах на осуществление мероприятий по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий предусматривается в соответствии с Государственной программой работ по ликвидации последствий катастрофы на ЧАЭС (государственные капитальные вложения, расходы, связанные с предоставлением льгот, выплатой компенсаций пострадавшему населению и другие расходы, связанные с предупреждением и ликвидацией последствий чрезвычайных ситуаций).
Расходы по обслуживанию внутреннего и внешнего государственного долга предусматриваются в полном объеме ассигнований, исходя из общей суммы этого долга на начало планируемого периода финансового (бюджетного) года, его прироста в данном финансовом (бюджетном) году и размера процентной ставки, взимаемой Национальным банком Республики Беларусь за его обслуживание.
Расходы на пополнение государственных материальных запасов и резервов определяются в соответствии с планом накоплений и обновления этих резервов Правительством Республики Беларусь. Пополнение государственных запасов и резервов предполагает создание государственных запасов драгоценных металлов и камней, а также осуществление расходов по закладке материальных ценностей в резерв, государственные капитальные вложения по строительству и содержанию складов, резервуаров и т.д.
Прочие расходы включают в себя расходы, которые не могли быть предусмотрены в выше перечисленных разделах: резервные фонды, проведение выборов и референдумов и др.
Для усиления контроля за целевым использованием бюджетных ассигнований Министерство финансов Республики Беларусь перешло на постатейное финансирование расходов по республиканскому бюджету в разрезе разделов Бюджетной классификации через систему государственного казначейства. Переход на казначейскую систему исполнения республиканского бюджета осуществлялся по учреждениям и организациям, финансируемым из республиканского бюджета и расположенным в г. Минске и областных центрах, в течение 1998 г.; по учреждениям и организациям, финансируемым из республиканского бюджета и расположенным в городах областного подчинения и районах, – с января 1999 г. в целях эффективного проведения бюджетной политики, обеспечения оперативного финансирования государственных программ, усиления контроля за рациональным и целевым использованием средств республиканского бюджета органам государственного казначейства предоставлены, в частности, права требовать и получать от юридических и физических лиц информацию об осуществлении бюджетно-финансовых операций по формированию и использованию государственных финансовых средств; получать от банков, иных финансово-кредитных учреждений сведения о состоянии счетов органов государственного управления предприятий, организаций и учреждений, использующих средства республиканского бюджета, целевых государственных бюджетных и внебюджетных фондов, движении средств по этим счетам; ограничивать и приостанавливать финансирование расходов за счет государственных средств в случае несоблюдения их получателями законодательства, непредставления ими информации о движении государственных финансовых средств по счетам, нецелевого и неэкономного их использования. В настоящее время органы государственного казначейства руководствуются Указаниями о порядке финансирования органов государственного управления, учреждений, организаций, а также иных юридических лиц, получающих средства из республиканского бюджета через территориальные органы государственного казначейства, утвержденными приказом Минфина РБ от 30.11.1998 № 282. Вместе с тем за время, прошедшее с момента принятия этого документа, работники органов государственного казначейства не только приобрели опыт работы в области исполнения республиканского бюджета по расходам через территориальные органы государственного казначейства, но изменились и экономические условия, в которых происходит финансирование за счет бюджетных средств.
Исполнение республиканского бюджета по расходам осуществляется в соответствии с законами Республики Беларусь о бюджете на очередной финансовый (бюджетный) год, "О бюджетной системе Республики Беларусь и государственных внебюджетных фондах", "О бюджетной классификации Республики Беларусь", другими законодательными и нормативными правовыми актами, регулирующими бюджетные отношения, и обеспечивается через автоматизированную систему государственного казначейства. Финансирование расходов республиканского бюджета производится в соответствии с законом Республики Беларусь о бюджете на очередной финансовый (бюджетный) год на основании росписи доходов и расходов бюджета, источников покрытия дефицита бюджета с учетом изменений, внесенных в нее в установленном порядке в процессе исполнения бюджета в пределах поступающих доходов и привлеченных источников финансирования дефицита республиканского бюджета, с использованием автоматизированной системы государственного казначейства.
Республиканский бюджет исполняется по росписи доходов и расходов бюджета, источников покрытия дефицита бюджета с поквартальным распределением, в соответствии с которой осуществляется исполнение бюджета по расходам, производится финансирование республиканских органов государственного управления и иных государственных организаций, подчиненных Правительству Республики Беларусь, а также других юридических лиц, получающих ассигнования из бюджета.
Средства из республиканского бюджета перечисляются с Единого казначейского счета Минфина (далее – ЕКС) в Нацбанке РБ и счетов территориальных органов государственного казначейства в учреждениях Открытого акционерного общества "Сберегательный банк "Беларусбанк" согласно предъявленным распорядителями средств платежным поручениям на счета поставщиков (подрядчиков) товаров (работ, услуг), оплачиваемым за счет средств бюджета, как правило, минуя текущие счета распорядителей бюджетных средств.
В сентябре 2007 года Президент РБ своим указом уточнил отдельные показатели бюджета на 2007 год. Согласно документу возрастут макроэкономические параметры, характеризующие республиканский бюджет (доходы, расходы, дефицит) и предусмотренные в законе «О бюджете Республики Беларусь на 2007 год». В частности, планируется увеличить доходы на 9,8%, расходы – на 7,7%, а дефицит сократить на 37.5%.
При этом доходы республиканского бюджета к концу 2007 года могут достичь 33,6 трлн. рублей, расходы составят более 34,47 трлн. рублей, дефицит утвержден в размере 874,57 млрд. рублей.
Увеличиваются также расходы на государственные капитальные вложения.
В связи с корректировкой республиканского бюджета в Государственную инвестиционную программу на 2007 год дополнительно включены 42 объекта и увеличено ее финансирование. Это в основном объекты производственного и социального назначения.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
2. Дефицит бюджета и бюджетный излишек. Государственный долг.
 
2.1 Понятие и виды бюджетных дефицитов. Бюджетный излишек. Сбалансированный бюджет.
 
До сих пор нет единого мнения по поводу влияния бюджетного дефицита на развитие экономики. В настоящее время можно выделить три основные точки зрения на то, является ли это влияние отрицательным или положительным.
Согласно монетаристской  теории, которой придерживался американский экономист Милтон Фридмен, бюджетный дефицит – негативное явление, так как он усиливает инфляционные процессы, вытесняет частные инвестиции и сдерживает развитие производства и народного хозяйства в целом. Дефицит государственного бюджета – это своего рода бомба замедленного действия, взрыв которой разрушает экономическую систему необоснованной эмиссией денег и, как следствие, гиперинфляцией. Кроме того, он может стать тяжким бременем для будущих поколений, вынужденных обслуживать долги и возвращать займы другим странам, в случае если покрытие дефицита осуществляется при помощи последних.
Вторая точка зрения – кейнсианская – появилась во времена мирового экономического кризиса 1929-1933, когда рост государственных займов рассматривался как средство подъема покупательной способности нации, предотвращения кризисов и устранения безработицы. Такие займы становятся важнейшим источником инвестиций, когда другие их источники отсутствуют или незначительны. Основоположником этой теории был английский экономист Дж. М. Кейнс, а среди сторонников стоит отметить американцев А Хансена, Г. Маултона, С. Хорриса. В 1940 году Кейнс, ссылаясь на опыт Германии  и Великобритании, заявил, что с помощью финансирования за счет государственных займов можно добиться полной занятости в условиях современной индустриальной экономики.
Таким образом, концепция дефицитного финансирования бюджетных расходов подразумевает следующее:
?       для состояния  национальной экономики дефицит государственного бюджета не является деструктивным, т.к. все расходы, в том числе превышающие доходы, совершаются на территории данного государства и способствуют росту благосостояния страны;
?       дефицит бюджета означает увеличение доходов хозяйствующих субъектов и населения, что стимулирует рост покупательной способности, производительности труда и расширение национального производства. Это в свою очередь приводить к росту налоговых поступлений.
Третья точка зрения – эклектическая, основана на объединении разнородных принципов и взглядов. Одни сторонники эклектизма утверждают, что рост дефицита бюджета поддерживает высокий уровень процентных ставок даже при уменьшении темпов инфляции, а также завышает обменный курс национальной денежной единицы на внешних рынках. Другие экономисты (их еще называют экономистами неоклассического направления), возглавляемые Робертом Барро из Гарварда, считают, что рост бюджетного дефицита не обязательно сведется к повышению процентных ставок. Роберт Баррро полагает, что государственный долг подразумевает под собой его покрытие через будущие налоги. А ожидания налогоплательщиков относительно того, что грядущее увеличение налогов уменьшит их располагаемый доход, приведет к сегодняшнему росту сбережений как защитной мере, направленной на сохранение определенного уровня жизни.
Также экономисты неоклассического направления считают, что для покрытия дефицита должны привлекаться экстраординарные доходы, -  эмиссия денег, расширение заимствований, - что ведет к росту внутреннего и внешнего долга государства, к расстройству денежно-кредитной системы, девальвации национальной валюты. Кроме того, повышение процентных ставок по государственным ценным бумагам, неизбежное при росте дефицита бюджета, вызывает эффект вытеснения частных инвестиций, нарушает естественный ход рыночного саморегулирования экономики.
Существуют разные точки зрения по поводу регулирования бюджетного дефицита.
Так, например, до Великой депрессии 30-х годов ежегодно сбалансированный бюджет считался наиболее приемлемой целью государственной финансовой политики. Это означает, что каждый финансовый год бюджет должен балансироваться, то есть должно существовать равенство между доходами и расходами. Однако при более тщательном рассмотрении этой проблемы становится очевидным, что сбалансированный бюджет в основном исключает или в значительной степени уменьшает эффективность фискальной политики государства, имеющей антициклическую, стабилизирующую направленность. Хуже того, ежегодно балансируемый бюджет на самом деле углубляет колебания экономического цикла.
Концепция сбалансированности бюджета в ходе экономического цикла предполагает возможность одновременно достичь соответствия между доходами и расходами бюджета (на протяжении экономического цикла) и осуществлять антициклическое воздействие на рыночные процессы. Логическое обоснование этой концепции сводится к следующему. Для того, чтобы противостоять спаду, правительство должно снижать налоги и увеличивать государственные расходы, то есть сознательно вызывать дефицит бюджета. В ходе последующего экономического подъема ему следует повышать налоги и снижать правительственные расходы. Возникающее положительное сальдо бюджета может использоваться на покрытие государственного долга, возникшего в период спада. Основная проблема, возникающая в ходе практической реализации данной концепции, заключается в том, что спады и подъемы в экономическом цикле могут быть неодинаковыми по глубине и продолжительности.
Следующая концепция связана с идеей функциональных финансов. В соответствии с этим подходом, целью финансовой политики государства должна выступать сбалансированность экономики, а не бюджета. При этом достижение макроэкономической  стабильности может сопровождаться как устойчивым положительным сальдо, так и растущим бюджетным дефицитом. Сбалансированность бюджета, согласно данной концепции, становится второстепенной проблемой в связи с тем, что:
?       налоговые поступления в бюджет автоматически возрастают по мере ускорения экономического роста. Макроэкономическая сбалансированность стимулирует этот рост, следовательно, дефицит бюджета будет автоматически самоликвидироваться;
?       государственная власть обладает монопольным правом устанавливать налоги и создавать деньги, следовательно, ее способность финансировать дефицит практически безгранична;
?       проблемы, порождаемые значительным государственным долгом, не являются столь уж обременительными для экономики, особенно экономики высокоразвитой.
Таким образом, вторая и третья концепции лежат в основе финансовой политики, ориентированной на бюджетный дефицит и опирающейся на потенциал денежного хозяйства страны. Такая политика предполагает:
наличие четкой программы финансовых мероприятий в рамках денежного потенциала страны;
контроль за развитием бюджетного дефицита и поиск источников его покрытия;
выделение бюджетных средств на мероприятия, дающие значительный экономический эффект.
Однако при всей привлекательности политики бюджетного дефицита, крупные дефициты приводят к значительным отрицательным последствиям даже для “богатых” в экономическом отношении стран. Так, американская экономика длительные годы функционировала в условиях устойчивого дефицита федерального бюджета. Однако к середине 90-х годов дефицит федерального бюджета приобрел особо крупные масштабы, что заставило правительство изыскивать действенные средства борьбы с ним.
Из всего вышесказанного можно сделать кое-какие выводы:
  - Бюджетный дефицит представляет собой финансовое явление, которое не всегда свидетельствует  о тяжелом положении экономики. Надо четко представлять себе, какие процессы протекают внутри самой финансовой системы, какие изменения воспроизводственного цикла отражает дефицит бюджета.
- Отсутствие бюджетного дефицита также не означает, что экономика определенной страны не имеет проблем и динамично развивается. Однако все страны стремятся достигнуть сбалансированности бюджета или не превышать предельно допустимую величину дефицита бюджета – 2-3%.
До сих пор нет единого мнения по поводу влияния бюджетного дефицита на развитие экономики. Одни считают, что бюджетный дефицит – негативное явление, другие заявляют, что дефицит бюджета не представляет опасности для национальной экономики, третьи – объединили разные подходы и взгляды.
Чтобы определить воздействие бюджетного дефицита на состояние национальной экономики в целом, необходимо оценить качество самого дефицита, проанализировать причины, которые обусловили его наличие, а также воздействия на экономическую, финансовую,  социальную и другие сферы.
Для нормализации бюджетного дефицита необходимо «лечить» экономику, так как без обеспечения динамизма в ее развитии и реально ощутимой эффективности невозможно добиться финансовой устойчивости страны, какие бы прогрессивные меры не применялись при этом.
Финансирование бюджетного дефицита может осуществляться за счет разнообразных форм кредита (как внутреннего, так и внешнего) и денежной эмиссии.
Несомненно, также то, что бюджетный дефицит относится к так называемым отрицательным экономическим категориям, типа инфляции, кризиса, безработицы, банкротства, которые, однако, являются неотъемлемыми элементами экономической системы.
Одной из основных задач бюджетной политики государства
является регулирование дефицита госбюджета. Бюджетный дефицит - это сумма, на которую ежегодные расходы бюджета превосходят его доходы. Предельные размеры дефицита республиканского бюджета, бюджетов областей и города Минска устанавливаются законом о бюджете Республики Беларусь на очередной финансовый год. Законопроект, составленный Министерством финансов, представляется в парламент.
Государственный долг – это сумма задолженности государств своим или иностранным физическим или юридическим лицам. В зависимости от этого различают внутренний и внешний государственный долг. Бюджетный дефицит и государственный долг тесно взаимосвязаны. Ежегодный дефицит может покрываться либо за счет роста государственного долга, либо путем эмиссии денег. Даже
бездефицитный государственный бюджет не может свидетельствовать о здоровье экономики, если у государства большой долг. Поэтому к дефициту государственного бюджета следует подходить очень внимательно.
Различают следующие виды бюджетных дефицитов:
1. Циклический дефицит госбюджета – результат действия
встроенных стабилизаторов.
2. Структурный дефицит госбюджета – разность между расходами и дохода
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.