На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Социальные потребности: общение, труд, общность

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 05.12.2012. Сдан: 2012. Страниц: 23. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Министерство труда, занятости  и социальной защиты РТ 
ГАОУ СПО «Международный колледж сервиса» 
 

 
 
 
 
 
Реферат по дисциплине человек и  его потребности
на тему: «социальные потребности: общение, труд, общность »
 
 
 
 
Выполнила студентка
     группы 239041п
   Бутылина Елена
Проверила: Ковалева Ф. Р.
 
 
 
Казань 2011
Содержание:
    Введение……………………………………………………………….....3
    Потребности и интересы человека……………………………………..4
    Деятельность человека, ее основные формы…………………………..6
    Социальные потребности человека…………………………………….9
    Социальные взаимодействия и общественные отношения………….12
    Социальные группы, их классификация………………………….......16
    Социальная структура общества……………………………………....19
    Социальные статусы…………………………………………………...23
    Заключение……………………………………………………………..27
    Список используемой литературы…………………………………...29
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
   
      Введение.
 С точки зрения социальной  сферы жизнедеятельности общества  человек рассматривается как  существо общественное.  Это означает, что выделение данной сферы  в жизнедеятельности людей связано  с основной потребностью человека  жить среди себе подобных индивидов, решать самые важные жизненные проблемы в ходе совместной деятельности.  Удовлетворяя свои потребности в общении, человек становится членом различных социальных общностей (семьи, первичной группы, организации).
  Вовлекаясь в социальную сферу жизнедеятельности, каждый  человек интегрируется в сложную систему социальных отношений, которые представляют собой определенные устойчивые связи индивидов, сложившихся в ходе их взаимодействия друг с другом в условиях данного общества. Социальные отношения по своей природе объективны, независимы от воли и сознания людей. Эти устойчивые связи преломляются через внутреннее состояние личности индивида и выражаются в его деятельности как личное отношение к окружающей действительности. Потребности индивидов, природа и способ удовлетворения этих потребностей ставят индивидов в зависимость друг от друга, обуславливают объективную необходимость их взаимодействия друг с другом. Это обстоятельство придает специфические черты поведению людей в рамках социальной сферы жизнедеятельности общества.
   Общество - продукт совокупной деятельности множества людей. Человеческая деятельность есть способ существования или бытия общества. Общество вырастает из самого жизненного процесса, из обычной и повседневной деятельности людей. Не случайно латинское слово socio означает соединять, объединять, затевать совместный  труд. Вне непосредственного и опосредованного взаимодействия людей общество не существует.
          Потребности и интересы человека.
В целях развития человек вынужден удовлетворять различные нужды, которые называются потребностями.
Потребность -  это нужда человека в том, что составляет необходимое условие его существования. В мотивах (от лат.movere – приводить в движение, толкать) деятельности проявляются потребности человека.
Однако в научной теории понятие  потребности обозначает не переживаемую человеком нужду, а постоянное противоречие между наличной ситуацией и необходимыми условиями жизни и развития человека (так, например, утоление жажды стаканом воды не ликвидирует потребность  человека в труде, без которой  невозможна его нормальная жизнедеятельность). Поэтому потребности выступают постоянным внутренним побудителем всякой активности (в том числе и человеческой деятельности).
Виды потребностей человека:
- Биологические (органические, материальные) – потребности в пище, одежде, жилище и др.
- Социальные – потребности в общении с другими людьми, в общественной деятельности, в общественном признании и др.
- Духовные (идеальные, познавательные)  - потребности в знаниях, творческой деятельности, создании прекрасного и др.
Биологические, социальные и духовные потребности взаимосвязаны. Биологические  в своей основе потребности у  человека в отличие от животных становятся социальными. У большинства людей  социальные  потребности господствуют над идеальными: потребность в  знаниях выступает нередко как средство обрести профессию, занять достойное положение в обществе.
Существуют и другие классификации  потребностей, например, следующая.
  Базовые потребности
 Первичные (врожденные)
Вторичные (приобретенные)
    Физиологические: в воспроизводстве рода, пище, дыхании, одежде, жилище, отдыхе и т.д.
 
    Экзистенциальные (лат. exsistentia – существование) в безопасности своего существования, комфорте, гарантии занятости, страхования от несчастных случаев, уверенности в завтрашнем дне
    Социальные: в социальных связях, общении, признании, заботе о другом человеке и внимании к себе.
    Престижные: в самоуважении, уважении со стороны других, достижении успеха и высокой оценки, служебном росте
    Духовные: в самоактуализации, самореализации, самовыражении

Потребности каждого следующего уровня становятся насущными, когда удовлетворены  предыдущие.
Следует помнить о разумном ограничении  потребностей, поскольку, во-первых, не все потребности человека могут  быть удовлетворены в полной мере, во-вторых, потребности не должны противоречить  нравственным нормам общества.
Разумные потребности  – это потребности, которые помогают развитию в человеке его подлинно человеческих качеств: стремление к истине, красоте, знаниям, желание приносить добро людям и др.
Потребности лежат в основе возникновения  интересов и склонностей.
Интерес (лат.interest –  иметь значение) – целенаправленное отношение человека к какому – либо объекту его потребности.
Интересы людей направлены не столько  на предметы потребностей, сколько  на те общественные условия, которые делают более или менее доступными эти предметы, прежде всего, материальные и духовные блага, обеспечивающие удовлетворение потребностей.
Интересы определяются положением различных социальных групп и  индивидов в обществе. Они в  большей или меньшей степени  осознаются людьми и являются важнейшими побудительными стимулами к различным  идам деятельности.
Существует несколько классификаций  интересов:
- по их носителю: индивидуальные, групповые, всего общества.
- по направленности: экономические, социальные, политические, духовные.
От интереса следует отличать склонность. Понятие «интерес» выражает направленность на определенный предмет. Понятие «склонность» выражает направленность на определенную деятельность.
Не всегда интерес сочетается со склонностью (многое зависит от степени  доступности той или иной деятельности).
Интересы человека выражают направленность его личности, которая во многом определяет его жизненный путь, характер деятельности.
 
        Деятельность человека, ее основные формы.
Деятельность – способ отношения человека к внешнему миру, состоящий в преобразовании и подчинении его целям человека.
Деятельность человека имеет определенное сходство с активностью животного, но отличается творческо – преобразующим отношением к окружающему миру.
Деятельность человека
Активность животного
Приспособление  к природной среде путем ее масштабного преобразования, ведущего к созданию искусственной среды  существования человека. Человек  сохраняет свою природную организацию  неизменной, поменяв в тоже время  свой образ жизни.
Приспособление  к условиям среды прежде всего путем перестройки собственного организма, механизмом которой являются мутационные изменения, закрепляемые средой
Целеполагание в деятельности
Целесообразность  в поведении
Сознательная  постановка целей, связанных со способностью анализировать ситуацию (раскрывать причинно-следственные зависимости, предвидеть результаты, продумывать наиболее целесообразные способы их достижения)
Подчинение  инстинкту, действия изначально запрограммированы
Воздействие на среду специально изготовленными средствами труда, создание искусственных объектов, которые усиливают физические возможности  человека
Воздействие на среду осуществляется, как правило, органами тела, данными природой. Отсутствие способности изготавливать орудия труда с помощью ранее созданных  средств 
Продуктивный, творческий, созидательный характер
Потребительский характер: не создает ничего нового по сравнению с тем, что дано природой

 
Виды деятельности, в которые  неизбежно включается каждый человек  в процессе своего индивидуального  развития: игра, общение, учение, труд.
Игра-это особый вид деятельности, целью которого не является производство какого-нибудь материального продукта, а сам процесс- развлечение, отдых.
Характерные черты игры: происходит в условной ситуации, которая, как правило, быстро меняется; в ее процессе используются так называемые замещающие предметы; нацелена на удовлетворение интереса ее участников; способствует развитию личности, обогащает ее, вооружает необходимыми навыками.
Общение - это вид деятельности, при котором происходит обмен идеями и эмоциями.
Структура общения:
    Субъект – тот, кто является инициатором общения (отдельные люди, группы, сообщества, человечество в целом)
    Цель – это то, ради чего у человека возникает необходимость в общении
    Содержание – это та информация, которая передается в межличностных контактах от одного к другому
    Средства – это способы передачи, переработки и расшифровки информации, передаваемой в процессе общения ( с помощью органов чувств, тестов, схем и т.д.)
    Получатель информации.
Виды общения:
    Контакт масок - формальное общение, когда отсутствует стремление понять и учитывать особенности личности собеседника. Используются привычные маски (вежливости, учтивости, безразличия, скромности, участливости и т.п.) – набор выражений лица, жестов, стандартных фраз, позволяющих скрыть истинные эмоции, отношение к собеседнику.
    Светское общение – его суть в беспредметности, т.е. люди говорят не то, что думают, а то, что положено говорить в подобных случаях; это общение закрытое, потому что точки зрения людей на тот или иной вопрос не имеют никакого значения и не определяют характера коммуникации. Например: формальная вежливость, ритуальное общение.
    Формально-ролевое общение – когда регламентированы и содержание, и средства общения и вместо знания личности собеседника обходятся знанием его социальной роли.
    Деловое общение – это процесс взаимодействия в общении, при котором происходит обмен информацией для достижения определенного результата. Т.е. это общение целенаправленное. Оно возникает на основе и по поводу определенного вида деятельности. При деловом общении учитывают особенности личности, характера, настроения собеседника, но интересы дела более значимы, чем возможные личностные расхождения.
    Духовное межличностное общение (интимно-личностное) – раскрываются глубинные структуры личности.
Учение – это вид деятельности, целью которого является приобретение человеком знаний, умений и навыков.
Учение  может быть организованным (осуществляется в образовательных  учреждениях) и неорганизованным (осуществляется в других видах деятельности, таких  как их побочный, дополнительный результат). Учение может приобрести характер самообразования.
По вопросу, что такое  труд, существует несколько точек  зрения:
- труд – это любая  сознательная деятельность человека. Там, где есть взаимодействие  человека с окружающим миром,  можно говорить о труде;
-труд – один из видов  деятельности, но далеко не единственный.
Труд -  это вид деятельности, которая направлена на достижение практического полезного результата.
Характерные черты  труда: целесообразность, нацеленность на достижение запрограммированных, ожидаемых результатов; наличие мастерства, умений, знаний; практическая полезность; получение результата; развитие личности; преобразование внешней среды обитания человека.
В каждом виде деятельности ставятся специфические цели, задачи, используется особый арсенал средств, операций и методов для достижения поставленных целей. Вместе с тем  ни один из видов деятельности не существует вне взаимодействия друг с другом, что обуславливает системный  характер всех сфер общественной жизни.
 
        Социальные потребности человека.
В отличие от биологических и  материальных потребностей социальные потребности не так настойчиво дают о себе знать, они существуют как  само собой разумеющееся, не побуждают  человека к их немедленному удовлетворению. Было бы, непростительной ошибкой делать вывод, что социальные потребности играют второстепенную роль в жизни человека и общества.  
 Наоборот, социальные потребности в иерархии потребностей играют определяющую роль. На заре возникновения человека, для обуздания зоологического индивидуализма люди объединялись, создавали табу на владение гаремами, совместно участвовали в охоте на дикого зверя, четко понимали различия между "своими" и "чужими", совместно вели борьбу со стихиями природы. Благодаря превалированию потребностей "для другого" над потребностями "для себя" человек стал человеком, создал собственную историю. Бытие человека в обществе, бытие для общества и через посредство общества - центральная сфера проявления сущностных сил человека, первое необходимое условие реализации всех остальных потребностей: биологических, материальных, духовных.                                          
  Социальные потребности существуют в бесконечном многообразии форм. Не пытаясь представить все проявления социальных потребностей, мы будем классифицировать эти группы потребностей по трем признакам-критериям: 1) потребности для других; 2) потребности для себя; 3) потребности вместе с другими.  
1. Потребности для других - это потребности, выражающие родовую сущность человека. Это - потребность общения, потребность защиты слабого. Наиболее концентрировано потребность "для других" выражается в альтруизме - в потребности жертвовать собой во имя другого. Потребность "для других" реализуется, преодолевая вечный эгоистический принцип "для себя". Примером потребности "для других" может служить герой рассказа Ю. Нагибина "Иван". "Ему доставляло куда больше удовольствия стараться для кого-то, нежели для самого себя. Наверное, это и есть любовь к людям... Но признательность не била из нас фонтаном. Ивана безбожно эксплуатировали, обманывали, обирали".
2. Потребность "для себя": потребность самоутверждения в обществе, потребность самореализации, потребность самоидентификации, потребность иметь свое место в обществе, в коллективе, потребность власти и т. д. Потребности "для себя" потому называются социальными, что они неразрывно связаны с потребностями "для других", и только через них могут быть реализованы. В большинстве случаев потребности "для себя" выступают как иносказательное выражение потребностей "для других". Об этом единстве и взаимопроникновении противоположностей - потребностей "для себя" и потребностей "для других" - так пишет П. М. Ершов: "Существование и даже "сотрудничество" в одном человеке противоположных тенденций "для себя" и "для других" возможно, пока речь идет не об отдельных и не о глубинных потребностях, а о средствах удовлетворения тех либо других - о потребностях служебных и производных. Притязание даже на самое значительное место "для себя" легче реализовать, если при этом по возможности не задевать притязания других людей; наиболее продуктивными средствами достижения эгоистических целей являются такие, в которых содержится некоторая компенсация "для других" -тех, кто претендует на то же место, но может довольствоваться и меньшим..."  
3. Потребности "вместе с другими". Группа потребностей, выражающая побудительные силы многих людей или общества в целом: потребность безопасности, потребность свободы, потребность мира.  Особенность потребностей "вместе с другими" - объединение людей для решения назревших задач общественного прогресса. Так, нашествие немецко-фашистских войск на территорию СССР в 1941 г. стало мощным стимулом для организации отпора, и эта потребность носила всеобщий характер.  
 
   4. Социальные взаимодействия и общественные отношения.
  В повседневной жизни люди связаны между собой и обществом множеством невидимых нитей: они взаимодействуют друг с другом по личным, учебным, экономическим, политическим, правовым и другим вопросам. На основе непосредственных контактов между людьми формируются социальные связи.
Социальная связь – это совокупность зависимостей между людьми, реализованных через социальные действия, их взаимные отношения, которые объединяют людей в социальные общности. Структура социальной связи выглядит следующим образом: субъекты связи (двое или более людей); предмет связи (по поводу чего она осуществляется); механизм регулирования взаимоотношений.
Виды социальных связей:
- Социальные контакт  - простые, элементарные связи между отдельными индивидами.
-Социальные действия  – действия, которые ориентированы на других индивидов и рациональны, т.е. осмыслены и преследуют определенную цель.
-Социальные взаимодействия (интеракция) – систематические, достаточно регулярные, взаимообусловленные действия субъектов, направленные друг на друга.   
-Социальные отношения  – отношения между людьми (или группами людей), осуществляющиеся в соответствии с законами социальной организации общества.
Контакты между людьми могут  быть единичными (например, поездка  в автобусе с другими пассажирами) и регулярными (например, ежедневная встреча с соседом по подъезду). Социальные контакты характеризуются, как правило, отсутствием глубины  в отношениях между субъектами: партнер  по контакту может быть легко заменен другим человеком. Социальный контакт- это первый шаг к установлению социальных отношений, скорее участие, но еще не взаимодействие. Социальные связи возникают в том случае, если контакт вызывает взаимную заинтересованность. Многообразие этих связей составляет структуру социальных отношения.
Социальные действия следуют сразу  за контактами  в том случае, если индивид желает продолжать социальные связи.
Немецкий социолог, философ, историк  М.Вебер предложил следующую классификацию  социальных действий:
- Целерациональное – действие, предполагающее ясное осознание цели, соотнесенной с рационально осмысленными средствами ее достижения.
-Ценностно-рационально – действие, ориентированное на определенные ценности (этические, религиозные, эстетические), принятые индивидом.
-Традиционное – действие, формулированное на основе подражания определенным образцам поведения, закрепленным в культурной традиции и не подлежащих критике.
-Аффективное – действие, главной характеристикой которого является определенное эмоциональное состояние индивида.
Основной характеристикой социальных взаимодействий является глубокая и  тесная координация действий партнеров.
Условия возникновения социального  взаимодействия: наличие двух или  более индивидов, обусловливающих  поведение и переживания друг друга; совершение индивидами каких-то действий, влияющих на взаимные переживания  и поступки; наличие проводников, передающих влияния и воздействия  индивидов друг на друга; наличие  общей основы для контактов, соприкосновения.
Выделяют следующие типы социального взаимодействия:
    По видам:
-физическое;
-вербальное;
-жестовое.
    По сферам:
-экономическое (индивиды выступают как собственники и наемные работники, предприниматели);
-профессиональное (индивиды участвуют как водители, банкиры, профессора)
-семейно-родственные (люди выступают  в роди отцов, матерей, сыновей, бабушек);
-демографическое (включает контакты между представителями различных полов, возрастов, национальностей, рас);
-религиозное (подразумевает контакты  между представителями разных  религий, одной религии, а также  верующих и неверующих); 
-территориально-поселенческое (столкновения, сотрудничество, конкуренция между местными и пришлыми, городскими и сельскими, временно и постоянно проживающими, эмигрантами и, иммигрантами и мигрантами).
Принято различать 2 основные формы  социального взаимодействия- сотрудничество и соперничество.
Сущность сотрудничества - обоюдная заинтересованность, выгодность взаимодействия для обеих сторон, при котором ни одна из них лучше не ущемлена в той степени, которую сама сочтет неразумной, неприемлемой, т.е. каждая сторона получает то, что признается приемлемым, обоснованным. Направленность этого взаимодействия на достижение возникающей совместной цели (но не аналогичной), что содействует также укреплению гарантий сотрудничества, дружбы, партнерства. Подкрепление длительного взаимовыгодного сотрудничества такими средствами обмена, как верность, признательность, уважение, поддержка.
Сущность соперничества -   стремление опередит, отстранить, подчинить или уничтожить соперника, т.е. ущемить его неприемлемой для него степени, форме. Отсутствие общей, совместной цели, но обязательное наличие аналогичной цели относительно кошельком покупателя (экономическая конкуренция), властью (политическая конкуренция) и т.д. Каждая сторона считает соперника, его социальные позиции, действия препятствием на пути достижения цели. Подкрепление длительного соперничества  происходит негативными средствами обмена, такими как зависть, неприязнь, озлобление.
Также существует такие формы социального  взаимодействия, как конкуренция (индивидуальная или групповая борьба за обладание дефицитными ценностями) и конфликт (особое взаимодействие, индивидов групп и объединений при столкновении их несовместимых взглядов, позиций и интересов).
Когда взаимодействия превращаются в  стабильную систему, то они становятся социальными отношениями.
Социальные отношения определяются природой самого общества, воспроизводят его, поддерживает социальный порядок. Социальные отношения складываются между группами людей.
В отличие от социального взаимодействия социальные отношения – это устойчивая система, ограниченная определенными  нормами (может, даже и неформальными). В данной системе выделяют следующие  элементы:
-субъекты – стороны, между которыми возникают отношения;
-потребности – отношения между субъектами и объектами;
-интересы – отношения субъект-объект;
-ценности – отношения между идеалами взаимодействующих субъектов.
В обществе существуют различные социальные группы, выделяемые по признаку положения  в обществе, величины доходов, способа  добывания средств к существованию.
 
 
   5. Социальные группы, их классификация.
Люди в процессе своей жизнедеятельности  объединятся, и человеческое общество представляет собой множество различных  социальных общностей и групп.
Социальная общность - это реально существующая, эмпирически фиксируемая совокупность людей, характеризующаяся относительной целостностью и выступающая самостоятельным субъектом исторического и социального действия.
Признаки социальной общности:
    Сходство условий жизнедеятельности.
    Общность потребностей.
    Наличие совместной культуры.
    Формирование собственной культуры.
Социальная идентификация членов общности, их самопричисление к этой общности.
Социальные общности отличаются необычным  разнообразием конкретных форм и  видов. Они могут варьироваться:
- по количественному  составу: от нескольких лиц до многочисленных масс;
-по продолжительности существования: от минут и часов (например, пассажиры поезда, театральная аудитория) до столетий и тысячелетий (например, этносы - народ, нация);
-по степени связи  между индивидами: от относительно устойчивых объединений до весьма аморфных, случайных образований (например, очередь, толпа, аудитория слушателей, болельщики футбольных команд), которые называют «квазигруппами» (лат.quasi- мнимый, якобы), или «социальными агрегациями». Для них характерна непрочность взаимосвязей между контактирующими людьми.
Социальные общности подразделяются на устойчивые (нация) и кратковременные (пассажиры в автобусе).
Виды социальных общностей:
    Классовые общности и слои.
    Исторические формы общности.
    Социально-демографические общности.
    Корпоративные общности.
    Этнические и территориальные общности.
    Общности, сложившихся в зависимости от интереса индивидов.
В целом все множество реальных социальных общностей можно разделить  на два больших подкласса: массовые и групповые (социальные группы).
Социальные группы – устойчивые совокупности людей, которые имеют отличные, только им присущие признаки (социальное положение, интересы, ценностные ориентации).
Появление социальных групп, во-первых, связано с общественным разделением  труда и специализацией деятельности, во-вторых, вызвано исторически сложившимся  разнообразием условий быта, культуры, социальных норм и ценностей. В группах, как правило, осознается цель совместной деятельности, каждый участник занимает свое место, есть один или несколько лидеров.
В чем же преимущество группы? Оказывается, уже само пребывание в группе побуждает каждого из ее членов проявлять себя максимально успешно. В ней действуют так называемые групповые ожидания - не высказываемые требования каждого к каждому и четкие ориентации на мнения всех или большинства. Эти ориентации столь действенны, что иногда члены группы под влиянием мнений товарищей легко меняют свои впечатления и убеждения, лишь бы не оказаться в группе изгоем.
Виды социальных групп
группы
              Ее сущность
  Малая группа
Небольшое число людей (от 2-3 до 20-30 человек), которые хорошо знают друг друга, заняты каким-либо общим делом  и находятся в прямых взаимоотношениях между собой. Характерны общие цели, задачи деятельности, психологические  особенности. Представляет собой элементарную ячейку общества.
Семья, школьный класс,экипаж самолета, компания друзей
Большая группа
Многочисленная совокупность людей, занимающих одинаковое положение в структуре и имеющих вследствие этого общие интересы.
Нация,класс, страта
Характер взаимодействия
Первичная группа
Группа, в которой взаимодействие носит непосредственный,межличностный характер и предполагает взаимную поддержку
Группа друзей, сверстников, соседей
Вторичная группа
Группа, взаимодействие в которой  обусловлено достижением конкретной цели и носит формально-деловой  характер
Организации, профсоюзы, политические партии
Факт существования
Номинальная группа (социальная категория)
Искусственно сконструированная  группа, которая выделяется для целей  статистического учета населения
Пассажиры пригородных поездов, покупатели стирального порошка «Аист»,
проживающие в отдельных и коммунальных квартирах
Реальная группа
Группа, критерием выделения которой  служат осознаваемые людьми реальные признаки (пол, возраст, национальность, доход, профессия, место жительства)
Мужчины, женщины, русские, дети, учителя, горожане
Способ организации и регулирования  взаимодействия
Формальная (официальная) группа
Группа, создающая и существующая лишь в рамках официально признанных организаций
Школьный класс, футбольная команда «Спартак»
Неформальная (неофициальная) группа
Группа, обычно возникающая и существующая на базе личных интересов ее участников, которые могут совпадать или  расходиться с целями официальных  организаций
Поэтический кружок, клуб любителей  бардовской песни

 
В совокупности социальные группы образуют социальную структуру общества.
 
 
          Социальная структура общества.
Человеческое общество неоднородно, не едино, так как между людьми существуют многочисленные различия, например: индивидуальные психологические (характеры, потребности и интересы, темпераменты, нравственные особенности), возрастные (молодые, пожилые), социальные (бедные, богатые, работающие пенсионеры), профессиональные (гуманитарии, «технари»), национальные, религиозные, культурные (образованные, необразованные). Эти различия определяют разнообразие направлений деятельности членов общества, их положения в нем, структуру общества.
 
Структура общества - это совокупность коллективных и индивидуальных отношений его членов, выраженных и воплощаемых в виде различного типа организаций (институтов), предприятий. Последние в гражданском обществе независимы от государства.  Это следует подчеркнуть особо, так как до самого последнего времени в нашей стране все общественные организации (не говоря уже о предприятиях) вполне определенно «работали» на государство, на власть. Все общественные организации и предприятия обслуживают три вида общественных отношений: социокультурные, производственные и политические. Изобразим сказанное в виде схемы.
 
 
 
 
Социокультурные семья

отношения  средства массовой информации (СМИ)

 церковь

  творческие союзы

 учреждения культуры

 
 
 частные предприятия

Производственные акционерные общества

отношения
    профессиональные объединения 

 
 партия

Политические  движения

отношения фронты

 лоббистские группы

 
 
Социальная структура организует общество в единое целое.
 

  






 
 
Как уже отмечалось, кроме понятия  «группа», в социологии существует понятие «квазигруппа».
Квазигруппа – малоустойчивая, неформальная совокупность людей, объединенная, как правило, одним или очень немногими типами взаимодействия, имеющая неопределенную структуру и систему ценностей и норм.
Существуют следующие  разновидности квазигруппы:
-аудитория – объединение людей во главе с коммуникатором (например, концертная, или радиоаудитория).Здесь имеет после такой тип социальных связей, как передача – прием информации непосредственно или с помощью технических средств;
-фан-группа – объединение людей на основе фанатичной приверженности спортивной команде, рок-группе или религиозному культуру;
-толпа – временное собрание людей, объединенных каким-либо интересом или идеей.
Основные свойства квазигруппа
                      Свойство
                       Его сущность
Анонимность
Индивид чувствует себя неузнаваемым и неуязвимым в квазигруппе, не ощущает социального контроля и ответственности
Внушаемость
Члены квазигруппы более  внушаемы, чем люди, находящиеся  за ее пределами
Социальная заражаемость
Быстрая передача эмоций, настроений индивиду, а также быстрая  их перемена
Бессознательность
Индивиды как быстро растворяются в толпе и пропитываются  коллективными бессознательными инстинктами, их действия в квазигруппе обусловлены, как правило, больше подсознательным, чем сознанием, и имеют иррациональный и непредсказуемый характер

 
В современных условиях, когда требуется  огромная работа по координации деятельности и ресурсов, возрастает значение организаций.
Организация - это большая, ассоциация людей, действующих на основании неличных связей, созданная для достижения специфических целей (больницы, учебные заведения, фирмы, финансовые компании, банки, правительственные учреждения и т.д.). Организации по большей части «спроектированы» - учреждены с определенными целями, располагаются в зданиях или на физических пространствах, специально сконструированных, чтобы помочь в достижении этих целей.
Группы и организации непосредственно  влияют на поведение человека. Это  влияние может быть как положительным, так и отрицательным.
Воздействие малой группы на человека
                    Позитивное
                       Негативное
    Отношения, складывающиеся в группе, приучают человека выполнять существующие социальные нормы, формируют ценностные ориентации, усваиваемые личностью
    В группе человек совершенствует свои коммуникативные умения
    От членов группы человек получает информацию, позволяющую ему правильно воспринимать и оценивать себя
    Группа дает человеку уверенность в себе, снабжает его системой положительных эмоций, необходимых для его развития
    Цели группы достигаются за счет ущемления интересов отдельных ее членов в ущерб интересам всего общества, т.е. имеет место групповой эгоизм
    Воздействие, которое группа оказывает обычно на одаренных творческих личностей: их оригинальные идеи отвергались большинством потому, что были непонятны, а сами неординарные личности сдерживались, подавлялись в своем развитии, преследовались
    Иногда человек идет на внутренний конфликт и ведет себя комфортно (лат.conformis – подобный), т.е. осознанно расходясь в мнениях с окружающими людьми, тем не менее соглашается с ними, исходя из каких-либо соображений

 
Таким образом, несмотря на то что реальное общество составляют люди, отдельные индивиды,  подлинными субъектами общественных отношений являются социальные группы.
Каждый человек занимает определенное место в социальных структурах общества. Эти места в структурах общества называют социальными позициями. Располагаясь на этих позициях, индивид включается в систему социальных отношений общества. Позиции индивида в различных структурах различаются в зависимости от его возможности занимать высшую или низшую позицию в рамках данной структуры. Простые позиции не дают нам возможности ставить индивида выше, или ниже других. Например, такой позицией может считаться национальность. Однако, существуют ранговые позиции индивида, которые обязательно должны оцениваться по отношению к другим позициям такого рода как высшие или низшие. Такие ранговые позиции называются статусами.  
 
 
          Социальные статусы.

        и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.