На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Деятельность банка России по организации платежной системы

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 05.12.2012. Сдан: 2012. Страниц: 30. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):



 
 
 
Содержание
 
Введение
1. Порядок организации и проведения кассовых операций в кредитных организациях РФ.
1.1. Правовая база регулирования платежной системы
1.2. Платёжная система Банка России, как основа всей платёжной системы страны
1.3. Организация работы по ведению кассовых операций.
2.              Формы безналичных расчетов, установленные банком России
3.Основные направления стратегии  Банка России  по совершенствованию платежной системы  России
Заключение
Решение задач
Литература

42
 


Введение

 
Платежная система является неотъемлемой частью финансовой инфраструктуры рыночной экономики, в условиях которой организация и функционирование денежно-кредитной, банковской и платежной систем определяется в значительной мере потребностями рынков, а государственный контроль обеспечивает их стабильность и безопасность. Развитие финансовой инфраструктуры, включая реформу платежной системы, стало первоочередной задачей в странах, где происходит становление рыночной экономики.
Современная экономика любого государства представляет собой широко разветвленную сеть сложных отношений миллионов входящих в нее хозяйствующих субъектов. Хорошо отлаженная платежная система играет ключевую роль в развитии межбанковских денежных рынков и рынков ценных бумаг.
Эффективность функционирования финансовых рынков и банковского сектора экономики во многом зависит от действующей в стране платежной системы.
В экономике, связанной рыночными отношениями, платежная система обеспечивает выполнение предприятиями и частными лицами обязательств друг перед другом посредством отлажено работающей банковской системы. Коммерческие банки действуют в соответствии с политикой Центрального Банка России.
Интеграция России в мировую экономику, закрепление ее позиций на мировом рынке диктуют необходимость создания передовых платежных систем, отвечающих современным мировым требованиям и достижениям в данной области. Поэтому вопрос построения эффективной системы денежного обращения в России является одним из ключевых аспектов реформирования экономики. Безусловно, главным проводником этих реформ должен быть Банк России, как орган, организующий и обеспечивающий функционирование платёжной системы России. В связи с этим тема данной курсовой работы приобретает актуальность, определённую непосредственно сложившейся ситуацией в расчётно-платёжной сфере РФ.
Целью курсовой работы является раскрытие роли Банка России в развитии и функционировании платёжной системы страны. Это предполагает необходимость решения следующих задач:
-         характеристика понятия и элементов платёжной системы;
-         определение функций и принципов платёжной системы;
-         определение роли Центрального банка в организации платежей и расчётов в экономике;
-         характеристика платёжной системы Банка России;
-         выявление стратегий Банка России в области совершенствования платёжной системы России.
Объектом данной работы является деятельность Центрального банка, направленная на бесперебойное функционирование и развитие платёжной системы России. А предметом - роль Банка России в развитии платёжной системы страны.
Методическая база курсовой работы включает статистический метод, анализ, синтез, индукцию и т.д.
Информационной базой курсовой работы являются: учебная литература, труды российских и зарубежных экономистов, интернет, статьи в журналах .
 
 

 


1. Порядок организации и проведения кассовых операций в кредитных организациях РФ.

 

1.1. Правовая база регулирования платежной системы

 
Платежная система - это совокупность организаций, методов, процедур, законов и нормативов, соглашений между организациями-участниками, направленных на осуществление своевременного, полного и эффективного осуществления денежных платежей между различными физическими и юридическими лицами, потребность в выполнении которых возникает в ходе их хозяйственной деятельности.
Основными законодательными актами, действующими на территории РФ и регулирующими механизм межбанковских расчетов, являются:
1.  Гражданский  кодекс РФ. Принят Государственной Думой 22 декабря 1995 года ч. II (с изм ., внесенными Федеральным законом от 26.01.1996 № 15-ФЗ,Постановлением Конституционного Суда РФ от 23.12.1997 №21-11).
2.  Федеральный закон от 10.07.2002 №86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)". Принят Государственной Думой 27 июня 2002 года.
3.  Федеральный закон от 02.12.90 N 395-I (ред. от 11.07.2011) "О банках и банковской деятельности".
 
Нормативные документы ЦБ РФ:
 
1.   Положение о безналичных расчетах в российской федерации от 3 октября 2002 г. № 2-П (в ред. Указания ЦБ РФ от 03.03.2003 № 1256-У).
 
Положение регламентирует общие подходы к организации расчетов и единый документооборот в банках. При многообразии форм собственности, деятельности предприятий в условиях развития товарно-денежных отношений Положение о расчетах исходит из принципа свободы выбора предприятиями форм расчетов и закрепления их в договорах, невмешательства банка в договорные отношения предприятий. Положение распространяется на все государственные, кооперативные, акционерные, совместные, общественные предприятия, объединения, организации и учреждения, коммерческие банки, финансово-расчетные и финансово-кредитные центры и физические лица. В положении уточнен порядок расчетов платежными требованиями, оплачиваемыми с акцептом, а также дано определение окончательности и безотзывности платежей, которое позволит исключить финансовые риски участников и обеспечить еще более высокую степень надежности платежной системы
 
2.   Положение о порядке осуществления безналичных расчетов физическими лицами в российской федерации от 1 апреля 2003 г. № 222-П.
 
Настоящее Положение регулирует осуществление безналичных расчетов физическими лицами в валюте Российской Федерации на территории Российской Федерации по банковским счетам, открываемым на основании договора банковского счета либо без открытия банковского счета, если иное не предусмотрено настоящим Положением.
 
3. Положение ЦБР от 9 октября 2002 г. N 199-П "О порядке ведения кассовых операций в кредитных организациях на территории Российской Федерации".
 
Регламентирует требования Банка России к помещениям кредитных организаций для совершения операций с ценностями и программно-техническим комплексам, регламентирует порядок работы кредитных организаций с денежной наличностью по обслуживанию юридических и физических лиц с использованием программно-технических комплексов, предназначенных для приема, выдачи и хранения наличных денег, а также уточняет отдельные положения, регулирующие порядок ведения кассовых операций в кредитных организациях.
 
         4.__Положение "О системе валовых расчетов в режиме реального времени Банка России", где регламентируется порядок функционирования электронной системы банковских платежей срочных платежей - механизма платежей реального времени на территории РФ, функционирующего в структуре Центрального Банка.
 
В дополнение к положениям, Банк России выпускает инструкции, указания и разъяснения, регламентирующие прикладные вопросы осуществления расчетов, конкретизирующие и разъясняющие другие нормативные акты.
Вместе с тем в действующем законодательстве Российской Федерации не сформирована системная правовая база, которая бы регламентировала правоотношения в сфере функционирования платежных систем.
В настоящее время ни один из законодательных актов не содержит определения национальной платежной системы и не дает представления о ее структуре, субъектах (операторах), требованиях к организации и функционированию платежных систем, функциях по наблюдению и надзору в национальной платежной системе. Кроме того, необходимо правовое обеспечение платежных инноваций, появление которых вызвано технологическим развитием, таких как электронные деньги, интернет-платежи, мобильные платежи, а также всесторонним применением электронных средств платежа и электронной обработки платежной информации. В связи с этим необходимы учет технологической специфики и ее адекватное отражение в нормах законодательства о национальной платежной системе.
В настоящее время Государственной Думой 14 июня 2011 года  принят Федеральный закон Российской Федерации от 27 июня 2011 г. N 161-ФЗ г. Москва "О национальной платежной системе", разработанный Минфином России совместно с Банком России.
Принятие данного закона, по мнению профессионального сообщества, ликвидирует пробелы в законодательстве и позволит обеспечить сбалансированное правовое регулирование всех элементов национальной платежной системы. Предметом законопроекта является деятельность организаций, составляющих структуру национальной платежной системы: операторов платежных систем, операторов по переводу денежных средств (включая операторов электронных денег) и операторов услуг платежной инфраструктуры. Законопроект определяет требования к организации и функционированию платежных систем, порядок осуществления надзора и наблюдения в национальной платежной системе. В частности, глава “Общие положения” содержит глоссарий используемых в законопроекте понятий: оператор по переводу денежных средств, оператор платежной системы, оператор электронных денег, платежный агент, платежная система, платежная инфраструктура, операционный центр, клиринговый центр, расчетный центр, перевод электронных денег, электронные деньги, электронные средства платежа. Почти все данные понятия ранее в законодательстве не применялись.
В законопроекте сформулированы требования к деятельности операторов платежных систем, операторов по переводу денежных средств (включая операторов электронных денег) и операторов услуг платежной инфраструктуры. При этом оператор платежной системы определяется как ключевое звено платежной системы: разрабатывает и определяет правила платежной системы, привлекает операторов услуг платежной инфраструктуры, обеспечивает управление рисками и надежность платежной
системы. Оператор платежной системы подлежит регистрации в реестре операторов платежных систем, который ведет Банк России.
          В законопроекте содержатся положения, устанавливающие требования к деятельности оператора электронных денег и порядку осуществления перевода электронных денег[12].
 
 

1.2. Платёжная система Банка России, как основа всей платёжной системы страны

 
Национальная платежная система России складывается из различных, связанных между собой, платежных систем - универсальных, ориентированных на обработку разнородных по источниками и назначению платежей, и специализированных, направленных на обслуживание какого-либо сегмента национальной экономики или какой-либо категории плательщиков. Регулирующей и надзирающей инстанцией национальной платежной системы является Центральный Банк, также представляющий собой системообразующее ядро и обеспечивающий связность различных, в общем случае не контактирующих между собой, платежных систем: региональных, специализированных, отраслевых. Звенья платежных систем - банки, небанковские расчетные и клиринговые организации, филиалы кредитных учреждений, платежные агенты.
Структура платежной системы России приведена на рисунке 1.
 

 
Рис.1 Структура платежной системы России
 
В соответствии со ст.3 Федерального закона от 10 июля 2002 года №86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" одной из целей деятельности ЦБ РФ является обеспечение бесперебойного функционирования платёжной системы [2].
Для реализации этой цели Банк России выполняет такие функции:
-         координирует, регулирует и лицензирует организацию расчётных, в том числе клиринговых, систем в РФ;
-         проводит межбанковские безналичные расчёты через свои учреждения;
-         устанавливает правила, формы, сроки и стандарты осуществления расчётов, обязательные для всех субъектов хозяйствования, предприятий, организаций и населения.
 
Основным инструментом совершения безналичных расчетов на территории Российской Федерации является сеть валовых расчетов Центрального Банка, и каждое кредитное учреждение (либо его структурно обособленный филиал) в обязательном порядке должно иметь открытый корреспондентский счет в одном из Расчетно-кассовых Центров (РКЦ) - подразделении Банка России, организованные в местах расположения банков и обеспечивающем платежные операции на подведомственной территории. В зависимости от условий связи и наличия учреждений банков могут организовываться межрайонные РКЦ.
Таким образом, все кредитные организации и филиалы являются клиентами Центрального Банка и отношения между сторонами регулируются договорами корреспондентского счета. В некоторых случаях, клиентами сети расчетов Банка России могут становиться и юридические лица небанковского сектора.
Участниками платёжной системы Банка России являются все кредитные организации, расположенные на территории РФ, и их филиалы, имеющие корреспондентские субсчета в учреждениях ЦБ, а также учреждения Банка России.
В соответствии со ст.48 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)", Банк России вправе осуществлять расчетное обслуживание следующих клиентов, не являющихся кредитными организациями: органов Федерального казначейства, органов, исполняющих бюджеты субъектов РФ и муниципальных образований (местные бюджетам), государственных внебюджетных фондов и бюджетных учреждений, финансируемых из бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ, а также других клиентов в регионах, где отсутствуют кредитные организации.
Расчетная сеть Банка России обеспечивает осуществление расчетов по платежам в рублях с использованием средств, хранящихся на счетах в Банке России. Таким образом, платежная система ЦБ РФ является валовой системой, т.е. расчеты по всем платежам проводятся по счетам участников на индивидуальной основе.
Все платежи в системе осуществляются в пределах остатка на счете участника системы на момент проведения операции и являются безотзывными и окончательными. Каждый платеж реализуется индивидуально, время его проведения не зависит от местоположения участников системы.
Платёжная система Банка России предусматривает все принятые в настоящее время виды межбанковских расчётов:
-         межфилиальные расчёты с применением авизо;
-         межрегиональные электронные платежи;
-         внутрирегиональные электронные платежи;
-         электронные расчёты между кредитными организациями и клиентами одного РКЦ.
Такое разделение обуславливается неодинаковой затратой ресурсов на осуществление платежа, различными процедурами их обработки и, соответственно, сказывается на размере взымаемых сумм комиссии.
В настоящее время отмечается тенденция быстрого роста объема платежей в системе БЭСП ( Система валовых расчетов в режиме реального времени банка России) на фоне стабильного роста платежей в системе внутрирегиональных электронных расчетов (ВЭР) и его снижения в системе межрегиональных электронных расчетов (МЭР). Также значительно увеличилась величина средней суммы платежа в системе БЭСП, нежели в системах ВЭР и МЭР. Доля платежей кредитных организаций (филиалов) преобладает в общем объеме платежей, проводимых через платежную систему Банка России, и сохраняется значительная доля платежей Федерального казначейства и его территориальных органов.
На 01.07.2010 количество участников платежной системы Банка России составило 17 719, из них:
- 627 учреждений Банка России, из них 36,7% (230) являются участниками системы банковских электронных срочных платежей (системы БЭСП);
- 3267 кредитных организаций (филиалов), из них 31,0% (1012) являются участниками системы БЭСП;
- Федеральное казначейство и его территориальные органы, при этом все являются участниками системы БЭСП. [13 ]
В 2009 году была проведена значительная работа по совершенствованию нормативной базы системы БЭСП.
Пересмотру подверглись основополагающие нормативные акты Банка России, регулирующие функционирование системы БЭСП:
Положение Банка России от 25.04.2007 № 303-П "О системе валовых расчетов в режиме реального времени" (Указание Банка России от 16.07.2010 № 2468-У "О внесении изменений в Положение Банка России от 25.04.2007 № 303-П "О системе валовых расчетов в режиме реального времени"), Указание Банка России от 25.04.2007 № 1822-У "О порядке проведения платежей и осуществления расчетов в системе валовых расчетов в режиме реального времени Банка России" (Указание Банка России от 29.09.2010 № 2504-У "О внесении изменений в Указание Банка России от 25.04.2007 № 1822-У "О порядке проведения платежей и осуществления расчетов в системе валовых расчетов в режиме реального времени Банка России").
В связи с внесенными изменениями значительно упростилась процедура включения клиентов Банка России в состав участников системы БЭСП, в частности изменились критерии участия и порядок включения (исключения) кредитных организаций (филиалов) в состав (из состава) участников системы БЭСП. В итоге, начиная с августа 2010 года, для включения имеющей лицензию на осуществление банковских операций кредитной организации в систему БЭСП в качестве ассоциированного участника необходимо выполнить практически единственное требование – быть участником электронного обмена с Банком России[19].
В клиринговой системе Банка России платежи осуществляются на двух уровнях: в пределах одного региона - внутрирегиональные платежи, составляющие основную часть проходящих через расчетную систему Центрального Банка РФ платежей (почти 90% по количеству и 82% по объему), и платежи, участники которых находятся в разных регионах - межрегиональные платежи. Клиринговая система Банка России обеспечивает:
?      относительно быстрое зачисление средств на счета клиентов;
?      возможность управления ликвидностью путем предоставления, кредитным организациям внутридневных кредитов и кредитов "овернайт", обеспеченных залогом;
?      реализацию мероприятий денежно-кредитной политики Банка России через обслуживание кредитных, депозитных, валютных и других сделок Банка России;
?      расчеты на рынке ценных бумаг и валютном рынке.
Так же как центральные банки многих стран Банк России совмещает в одном лице функции клиринговой организации и регулятора рынка платежных услуг. Основная масса переводов денежных средств в стране осуществляется через расчетную сеть Банка России, которая фактически является единственной полноценной клиринговой системой.
 
 

1.3. Организация работы по ведению кассовых операций.

 
Ведение кассовых операций в банках регламентируется Положением о порядке ведения кассовых операций в кредитных организациях на территории Российской Федерации, утвержденным Приказом ЦБ РФ от 09.10.2002 № 199-П (в ред. от 01.06.2004).
Указанным положением установлен порядок ведения кассовых операций при совершении банковских операций и сделок, хранения, перевозки и инкассации денежной наличности и ценностей для кредитных организаций (филиалов) и их внутренних структурных подразделений (дополнительных офисов, кредитно-кассовых офисов, операционных касс вне кассового узла, обменных пунктов и иных внутренних структурных подразделений).
Отношения кредитных организаций с клиентами по кассовому обслуживанию, а также учреждениями Банка России осуществляются на договорной основе.
Для комплексного кассового обслуживания физических и юридических лиц, а также для выполнения операций с наличными деньгами и другими ценностями кредитные организации создают кассовое подразделение, состоящее из приходных, расходных, приходно-расходных, вечерних касс, касс пересчета и других. Целесообразность создания тех или иных касс, их количество и численность кассовых работников, а также необходимость установки банкоматов определяются руководителем кредитной организации.
Для обеспечения своевременной выдачи наличных денег с банковских счетов организаций и физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, а также со счетов по вкладам граждан кредитным организациям устанавливается сумма минимально допустимого остатка наличных денег в операционной кассе на конец дня. Фактический остаток денег в кассе не должен быть ниже установленного.
Минимальный остаток наличных денег в операционной кассе устанавливается кредитной организацией по согласованию с учреждением ЦБ РФ, исходя из объема оборота наличных денег, проходящих через кассу, графика поступления денежной наличности от клиентов, порядка ее обработки и других особенностей организации налично-денежного оборота и кассовой работы.
Порядок осуществления в России расчетно-кассовых операций регулируется также Положением Центрального Банка России за N 318-П от 24.04.2008 года "О порядке ведения кассовых операций и правилах хранения, перевозки и инкассации банкнот и монеты Банка России в кредитных организациях на территории Российской Федерации".
Положение ЦБ "О порядке ведения кассовых операций …" охватывает обширный круг вопросов. Им определяется и устанавливается следующий порядок кассовых операций:
 
1.      Порядок ведения кассовых операций с валютой Российской Федерации в виде банкнот и монеты Банка России (далее - наличные деньги) при осуществлении банковских операций и других сделок;
2.      Порядок работы с вызывающими сомнение в платежеспособности денежными знаками Банка России (далее - сомнительные денежные знаки Банка России);
3.      Порядок работы с неплатежеспособными, не имеющими признаков подделки денежными знаками Банка России (далее - неплатежеспособные денежные знаки Банка России);
4.      Порядок работы с денежными знаками Банка России, наличие признаков подделки которых не вызывает сомнения у кассового работника кредитной организации (далее - имеющие признаки подделки денежные знаки Банка России);
5.      Правила хранения, перевозки и инкассации наличных денег в кредитных организациях на территории Российской Федерации.
 
Новое Положение от 24.04.2008 года за N 318-П более подробно расписывает технические тонкости по ведению кассовых операций, хранению, перевозке и инкассации денежных средств.
 
 
 
 

2.              Формы безналичных расчетов, установленные банком России

 
Под формой безналичных расчетов подразумевается совокупность экономических отношений, возникающих в процессе перечисления средств между плательщиками, получателями (взыскателями) и посредниками. Эти отношения должны быть зафиксированы документально. Каждая форма безналичных расчетов включает в себя следующие элементы:
1) способ передачи информации;
2) вид расчетного документа;
3) порядок документооборота.
В настоящее время порядок осуществления безналичных расчетов регламентируется Положением о безналичных расчетах в Российской Федерации (утв. ЦБ РФ от 3 октября 2002 г. N 2-П).
Это Положение регулирует осуществление безналичных расчетов между юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями в валюте РФ (т.е. в рублях) и на ее территории и не распространяется на порядок осуществления безналичных расчетов с участием физических лиц, не являющихся предпринимателями.
Безналичные расчеты осуществляются через кредитные организации (филиалы) и/или Банк России по счетам (далее - банки), открытым на основании договора банковского счета или договора корреспондентского счета (субсчета), если иное не установлено законодательством и не обусловлено используемой формой расчетов.
Существует несколько форм безналичных расчетов:
а) расчеты платежными поручениями;
б) расчеты по аккредитиву;
в) расчеты чеками;
г) расчеты по инкассо.
 
Формы безналичных расчетов избираются клиентами банков самостоятельно и предусматриваются в договорах, заключаемых ими со своими контрагентами (далее по тексту - основной договор). Банки не вмешиваются в договорные отношения клиентов. Взаимные претензии по расчетам между плательщиком и получателем средств, кроме возникших по вине банков, решаются в установленном законодательством порядке без участия банков.
 
При осуществлении безналичных расчетов используются следующие расчетные документы:
а) платежные поручения;
б) аккредитивы;
в) чеки;
г) платежные требования;
д) инкассовые поручения [8].
В зависимости от специфики экономической деятельности, осуществляемой клиентами банка и требованиями необходимости выполнения ими оговоренных договорных обязательств, безналичные межбанковские платежи могут реализовываться в различных формах. Некоторые из форм, такие как расчеты с использованием платежных требований, аккредитивов и чеков используются в России незначительно, в то время как расчеты с применением платежных поручений составляют более трех четвертей от общего количества платежей и более 90% от их суммы. Преобладание расчетов платежными поручениями обуславливается их широким применением как по платежам за товары и услуги, так и по операциям неторгового характера - расчетам с бюджетами всех уровней, расчетами по перечислению налогов и сборов.
Каждая из форм расчетов характеризуется особой схемой осуществления и сопутствующего ей документооборота.
Платежное поручение - надлежащим образом оформленное распоряжение владельца счета банку о перечислении конкретной суммы с его счета на счет получателя платежа. При отсутствии средств на счету плательщика, банк помещает поручение в картотеку неоплаченных в срок документов. По поступлении на счет плательщика средств в объеме, достаточном для оплаты, платежные поручения оплачиваются частями в порядке установленной очередности. В таких обстоятельствах операция оплаты поручения производится на основании платежного ордера.
Платежными поручениями могут производиться:
а) перечисления денежных средств за поставленные товары, выполненные работы, оказанные услуги;
б) перечисления денежных средств в бюджеты всех уровней и во внебюджетные фонды;
в) перечисления денежных средств в целях возврата/размещения кредитов (займов)/депозитов и уплаты процентов по ним;
г) перечисления денежных средств в других целях, предусмотренных законодательством или договором.
В соответствии с условиями основного договора платежные поручения могут использоваться для предварительной оплаты товаров, работ, услуг или для осуществления периодических платежей.
Платежное поручение составляется на бланке формы 0401060.
Платежные поручения принимаются банком независимо от наличия денежных средств на счете плательщика.
Простота схемы осуществления платежей с помощью платежных поручений сопровождается высоким риском неисполнения сторонами своих обязательств: поставщику не гарантируется своевременное зачисление средств, а плательщику - получение оплаченных товаров или услуг. Эти риски призвана устранить следующая форма расчетов - расчеты с помощью платежных требований.
В перспективе Банк России планирует внесение изменений в Положение Банка России от 3.10.2002 № 2-П "О безналичных расчетах в Российской Федерации" в части введения платежного поручения формы 0401070, а также порядка осуществления расчетов через корреспондентские счета (субсчета) кредитных организаций (филиалов), открытые в Банке России.
Платежное требование - это требование поставщика к получателю произвести оплату отгруженных товаров или выполненных работ на основании требования, представленного в банк плательщика. Платежные требования выписываются поставщиком по фактического исполнения услуги. Оформляются требования на стандартном бланке в трех экземплярах и вместе с приложенными отгрузочными документами отправляются банковской почтой в банк плательщика. Банк плательщика передает плательщику платежное требование, в то время, как отгрузочные документы остаются в картотеке банка.
После акцепта плательщика, банк плательщика совершает платеж банку поставщика на заявленную в требовании сумму. Плательщик должен в трехдневный срок либо акцептовать платежное требование, поставив на его первом экземпляре оттиск своей печати и подписи уполномоченных лиц, и затем оплатить его в том же порядке, что и обычные платежные поручения, либо обосновать свой отказ в акцепте - тогда неакцептованное требование, совместно с отгрузочными документами и обоснованием отказа, отправляется через банк поставщика самому поставщику. В практике укоренились следующие формы акцепта:
- положительный - плательщик явно заявляет в письменной форме о согласии;
- отрицательный - плательщик явно заявляет в письменной форме только в случае отказа от оплаты;
- предварительный - плательщик уведомляет банк о своем согласии оплатить требование до списания денег с его счета
Использование платежных требований как формы безналичных расчетов в предпринимательской деятельности позволяет организовать оперативную и эффективную систему расчетов за отгруженные товары, выполненные работы и оказанные услуги. Их применение особенно важно для субъектов хозяйствования, имеющих большую потребительскую сеть оптовых поставок.
Аккредитив - поручение банка плательщика банку поставщика об оплате поставщику товаров или услуг на условиях, предусмотренных аккредитивным заявлением.
Банками могут открываться следующие виды аккредитивов:
- покрытые (депонированные) и непокрытые (гарантированные);
- отзывные и безотзывные (могут быть подтвержденными).
Аккредитив является покрытым, когда банк плательщика предварительно депонирует средства, предназначаемые для оплаты, в банке поставщика и непокрытым, когда этого не производится;
отзывным, если установлено право банка плательщика изменять или аннулировать его, или безотзывным, если аккредитив не может быть изменен без согласия поставщика.
Аккредитив предназначен для расчетов с одним получателем средств.
Преимущества аккредитива по сравнению с иными формами расчетов заключаются и в возможности установления различных форм исполнения: по предъявлении - в этом случае сумма переводится поставщику после поступления надлежащих документов в банк и их проверки; либо исполнение аккредитива с рассрочкой, позволяющей поставщику своевременно получить средства, а плательщику получить отсрочку платежа.
Чек - это ценная бумага, содержащая ничем не обусловленное распоряжение чекодателя банку произвести платеж указанной в нем суммы чекодержателю. Чекодателем является юридическое лицо, имеющее денежные средства в банке, которыми он вправе распоряжаться путем выставления чеков, чекодержателем - юридическое лицо, в пользу которого выдан чек, плательщиком - банк, в котором находятся денежные средства чекодателя.
Представление чека в банк, обслуживающий чекодержателя, для получения платежа считается предъявлением чека к оплате.
Плательщик по чеку обязан удостовериться всеми доступными ему способами в подлинности чека. Порядок возложения убытков, возникших вследствие оплаты плательщиком подложного, похищенного или утраченного чека, регулируется законодательством.
 
Инкассовое поручение является расчетным документом, на основании которого производится списание денежных средств со счетов плательщиков в бесспорном порядке.
Инкассовые поручения применяются:
1) в случаях когда бесспорный порядок взыскания денежных средств установлен законодательством, в том числе для взыскания денежных средств органами, выполняющими контрольные функции;
2) для взыскания по исполнительным документам;
3) в случаях, предусмотренных сторонами по основному договору, при условии предоставления банку, обслуживающему плательщика, права на списание денежных средств со счета плательщика без его распоряжения.
 
Проводя анализ используемых в банковской практике форм безналичных расчетов, нельзя не упомянуть о расчетах с использованием пластиковых карт.
Внедрение банковских карточек в качестве одного из основных средств безналичных расчетов является важнейшей задачей "технологической революции" банковской деятельности. Это средство расчетов, обладая множеством несомненных достоинств, предоставляет как владельцам карт, так и кредитным организациям, занимающимся их выпуском и обслуживанием, массу преимуществ. Для владельцев карт это удобство, надежность, практичность, экономия времени, отсутствие необходимости иметь при себе крупные суммы наличных денег.

и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.