На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат История античной культуры

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 05.12.2012. Сдан: 2012. Страниц: 21. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 
 
 
РЕФЕРАТ
По дисциплине Культурология
Тема: История античной культуры.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Содержание 
Введение      3
1.История античной культуры  4 
2.Культура Древней Греции   5 
3.Древнеримская культура   22 
Заключение     29
Глоссарий     31 
Литература  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
ВВЕДЕНИЕ
Культурология - это наука  о культуре и предметом её являются объективные закономерности общечеловеческого  и национальных культурных процессов, памятники, явления и события  материальной и духовной жизни людей.
Слово культура - в лексиконе  практически каждого человека. Явления  культуры изучает множество конкретных наук – археология, этнография, история, социология, а также науки, изучающие  различные формы сознания, - философия, искусство, эстетика, мораль, религия  и т.д.
В настоящее время понятие  культура означает исторически определённый уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организации  жизни и деятельности людей, а  также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях.(1)
Культура – это весьма сложная, многоуровневая система. Принято  подразделять культуру по её носителю. В зависимости от этого вполне правомерно. Прежде всего, выделять мировую  и национальную культуры.
Мировая культура – это  синтез лучших достижений всех национальных культур различных народов, населяющих нашу планету.
Национальная культура, в  свою очередь, выступает синтезом культур  различных классов, социальных слоёв  и групп соответствующего общества.
В соответствии с конкретными  носителями выделяются также культуры социальных общностей, семьи, отдельного человека. Общепринятым считается выделение  народной и профессиональной культуры.
Материальная культура –  это культура труда и материального  производства, культура быта. Культура топоса, т.е. места жительства, культура отношения к собственному телу, физическая культура.
Духовная культура выступает  многослойным образованием и включает в себя познавательную и интеллектуальную культуру, философскую, нравственную, художественную, правовую, педагогическую, религиозную.
По содержанию и влиянию  культуры на человека ряд исследователей предлагает делить её на прогрессивную  и реакционную.
Исторически культуру связывают  с гуманизмом. В основе культуры лежит мера развития человека. Ни достижения техники. Ни научные открытия сами по себе не определяют уровня культуры общества, если в нём нет человечности, если культура направлена не на совершенствование  человека. Таким образом, критерием  культуры является гуманизация общества. Цель культуры – всестороннее развитие человека.
1. История античной культуры
Античная культура – колыбель нашей цивилизации, именно здесь  сформировались философия, наука, искусство, рациональное мышление, и формы жизни  греков, их гений до сих пор волнует  и отчасти вдохновляет людей  Нового времени. Несмотря на то, что  античной культуре посвящены тысячи и тысячи исследований, ясного понимания  природы этой культуры и путей  ее формирования так и не существует.
Античная культура — уникальное явление, давшее общекультурные ценности буквально во всех областях духовной и материальной деятельности. Всего  три поколения деятелей культуры Древней Греции создали искусство  высокой классики, заложили основы европейской цивилизации и образы для подражания на многие тысячелетия. 
Культура Древнего Рима, которая во многом продолжила античные традиции Греции, отличается религиозной  сдержанностью, внутренней суровостью и внешней целесообразностью. Практицизм римлян нашел достойное выражение  в градостроительстве, политике, юриспруденции, военном искусстве. Культура Древнего Рима во многом определила культуру последующих  эпох в Западной Европе. 
Императорский Рим создал целую художественную систему, олицетворяющую могущество и власть: базилики, храмы  и дворцы, украшенные фресками и  мозаиками, колоссальные статуи, «домашние» портреты, конные памятники, триумфальные арки и колонны с рельефами  в память о реальных исторических событиях стали мощным основанием культуры последующих эпох. 
В кризисе, охватившем римский  мир в III веке н. э., можно обнаружить начало переворота, благодаря которому зародился средневековый Запад. Варварские нашествия V века можно рассматривать как события, ускорившие преобразование, придавшее ему разбег и глубоко изменившее облик этого мира.
2.Культура Древней  Греции
Главная для античности древнегреческая  культура формировалась на основе нескольких предшествовавших культур. Критская (минойская) культура (3—2-е тыс. до н. э.) существовала за счет активной морской торговли со всем Средиземноморьем, экспортируя вино, оливковое масло, изделия художественного ремесла, оружие и получая взамен цветное стекло и фаянс из Египта, медь с Кипра, коней с сирийских пастбищ, слоновую кость и драгоценные металлы из Ливии. 
Крито-микенская цивилизация  — первая в Европе — возникла примерно на рубеже 3-2-го тыс. до н.э. Ее материальная основа включала производящее хозяйство, медно-бронзовую металлургию, городские поселения с оборонительными  стенами, дворцы. 
Города на Крите и материковой  Греции формировались вокруг дворцов. На Крите они были неукрепленными, на материке — крепостями. Размеры  этих сооружений грандиозны. Один из дворцов  на Крите занимал площадь в 10 тыс. кв. м и имел два или три этажа. Крепость в Микенах отличалась стенами  толщиной до 10 м и высотой до 18 м. 
Дошедшие до нас памятники  — в основном дворцы и захоронения  знати, где найдено огромное количество предметов, представляющих блестящие  образцы ремесла и искусства. Это сосуды из керамики, камня и  металла, бронзовое оружие, изделия  ювелиров. 
Микенцы и особенно критяне  были отличными мореходами и построили  флоты, состоявшие из парусно-гребных  кораблей, способных совершать дальние  морские походы. Критяне изобрели киль и шпангоуты, чем придали  большую прочность корпусу судна. 
Крит стал первой морской  державой на Средиземном море, его  общество можно охарактеризовать как  восточную деспотию, где земля  принадлежала государству. О его  патриархальном укладе свидетельствуют  групповые гробницы и двухэтажные  жилища. 
Безусловное господство на море давало критянам возможность не строить оборонительных сооружений. Сохранились дворцы в Кноссе и  Фесте, царская вилла, дома вельмож. Дворец в Кноссе напоминает город-лабиринт: там помещаются залы для зрелищ и  состязаний, жилые помещения, мастерские и др. Являясь как бы продолжением холма, дворец снаружи — живописное чередование лестниц и террас, каменных и кипарисовых колонн. В залы свет проникает из типичного для Крита открытого центрального двора, а также через специальные отверстия в перекрытиях и потолках: теплый климат позволял обилие проемов. На стенах дворцов - яркие фрески совершенной техники исполнения и гипсовые рельефы, изображающие сцены придворной жизни, животных и растения: кабан, преследующий зайца, кот, подкарауливающий петуха, сцены игры с быком, танцовщицы и юноши с ритуальными сосудами, придворные дамы в пышных юбках, затянутые в корсеты и с обнаженной грудью. 
Реализм фресок первого стиля  сменяется стилизацией и скованностью второго стиля, фрески которого более  похожи на орнамент. Ярко выражена и  стилистическая эволюция в керамике: геометрический многоцветный рисунок  сменяется на сосудах рисунком натуралистическим, а затем - стилизациями, близкими к  орнаменту. 
Около 1450 г. до н.э. на Крит вторглись  греческие (ахейские) племена, более  примитивные и воинственные, которые  подпали под влияние критской культуры и сохранили лишь некоторые  черты своей родной северной культуры, например, носили усы и бороды. Центром  новой цивилизации стал город  материковой Греции Микены. Во главе  государства стоял царь с довольно обширным окружением и развитой сетью  чиновников. Правитель являлся крупнейшим землевладельцем, но также собирал  и подати. Наряду с его наместниками в некоторых районах остались и местные цари, при некоторых  из них существовали еще советы старейшин. Цари, противостоявшие земледельческим  общинам, по-видимому, выделились из воинской верхушки; иногда они были пришельцами. 
Расшифрованные хозяйственные  документы говорят о наличии  большого количества рабов — в  некоторых хозяйствах до нескольких сотен, в отличие от домашнего  рабства критской культуры и последующей  древнегреческой. Говорится также  о рабах, являвшихся собственностью бога или богини (очевидно, храма). Рабов  держали и ремесленники, которые  одновременно могли быть совладельцами  общинной земли. Не все ремесленные профессии нам известны, но упоминаются пекари, гончары, плотники, корабелы, кузнецы, ювелиры, оружейники. Идет речь о различных видах одежды, предметах роскоши, инкрустированных столах, колесницах. 
В перечне богов встречаются  и греческие боги (кроме Аполлона и Ареса) и женские прототипы  Посейдона (Посидея) и Зевса (Дивия). В критской мифологии была и богиня ветров. Дионис упоминается не как  бог, а обыкновенный человек, вероятно, известный многим своим соотечественникам (родоначальник виноделия?). Центральной  фигурой микенской мифологии  была богиня-Мать. 
Дворцы в Микенах, Тиринфе, Пилосе и другие похожи на критские. Также украшены росписями, однако обнесены мощными стенами (кроме Пилоса). Место  центрального открытого Двора занимает большой прямоугольный зал с  четырьмя колоннами и очагом в  центре (мегарон). Более холодный климат не позволял иметь много окон (в  мегароне их вообще не было — свет проникал через двери и отверстие в  потолке над очагом). Мастерские были уже выведены за пределы дворца, сооружены скрытые водопроводы. 
Сохранились три системы  письменности Эгейского мира: иероглифическое  письмо (начало 2-го тыс. до н.э.), линейное письмо А (XVII-XIV вв. до н.э.) и линейное письмо Б (XIV-XIII вв. до н.э.). Последнее удалось расшифровать. В нем содержалось 88 знаков — больше, чем в письме звуковом и гораздо меньше, чем в иероглифическом. Оказалось, что это письмо слоговое, но заимствованное у догреческого племени, т. к. мало соответствует звуковому строю греческого языка. Сохранились только хозяйственные записи на глиняных табличках, но, очевидно, существовала уже устойчивая устная традиция фольклора, поскольку именно этому времени соответствует содержание сказаний троянского и фиванского циклов. 
Микенский дворец - это дворец Атридов и Агамемнона, который  возглавил объединенный поход на Трою, сплотивший племена греков в  единый народ. Истинной целью похода был захват плодородных земель. 
На широкой круглой  площади на подходе ко дворцу были обнаружены шахтные гробницы. Для  позднемикенской эпохи (XIV—XII вв. до н. э.) характерны купольные гробницы. В одной из них была обнаружена гробница "Агамемнона", наиболее пышная как по монументальности, так и по обилию золотой утвари и украшений. Наиболее ценными находками в этих гробницах являются золотые посмертные маски владык. Тут важно отметить существование постоянных отношений ахейцев с Египтом. 
Передвижение народов  на севере Балканского полуострова  привело в XII—XI вв. до н.э. к вытеснению ахейцев на острова и в Малую Азию дорийскими племенами, имевшими железное оружие. Войны привели к значительному истреблению ахейского населения, царская власть уже не восстанавливалась - только на Крите ахейская монархия продержалась до IV в. до н.э. Дорийские племена жили по законам военной демократии. Ликвидация дворцов привела к фактическому исчезновению ахейской культуры, лишь некоторые черты которой проявились впоследствии. 
Собственно древнегреческая  культура качественно определилась лишь к VIII в. до н.э. Можно выделить следующие периоды ее развития:  
1. Гомеровская Греция (XI—VIII вв. до н.э.)  
2. Архаическая Греция (VII—VI вв. до н.э.) 
3. Классическая Греция (V - первые три четверти IV в. до н.э.)  
4. Эллинизм (конец IV — до I в. до н.э.). 
Рост населения и недостаток плодородных земель на гористом полуострове  заставили греков организованно  расселяться по всему средиземноморскому и черноморскому побережью, создавая земледельческие колонии. Получая  из метрополии товары в обмен на зерно и часть из них продавая местному населению, колонии стали  и торговыми центрами, выступая посредниками между Грецией и другими странами. В активные торговые связи оказались  втянуты все страны Сре-диземнбморья. Торговля стала основным занятием прежде всего малоазиатских и италийских городов. Получило развитие судостроение: на судах появились палубные надстройки, паруса; скамьи для гребцов размещались в два, затем в три яруса. 
Основным типом боевого  корабля была триера. Ее средние показатели: длина— 40 м, водоизмещение —100 тонн. Гребцы располагались в три яруса, имелась мачта с парусом. Отдельные корабли-"рекордсме-ны" были гораздо крупнее, их водоизмещение достигало 3—4 тыс. тонн и даже более. 
Важным ремеслом в Древней  Греции было керамическое производство. Имея очень простое оснащение - ручной и ножной гончарный круг, печь для  обжига — греческие ремесленники изготавливали огромное количество высококачественных остродонных амфор  и пифосов, которые выполняли  функции тары, десятки видов столовой и парадной посуды, черепицу и т. п., обеспечивая всем этим не только свою страну, но и огромные пространства трех континентов, где археологи  и сегодня находят остатки  изделий античных гончаров. 
Древним грекам античной эпохи  принадлежат крупные достижения в области материальной культуры. Например, в добыче и обработке  металлов: меди, серебра, золота, железа. Шахты, в которых добывалась руда, достигали глубины 120 м. В них использовались водоотливные приспособления, в том  числе архимедов винт, мельницы для  дробления руды. 
Греки изобрели кузнечную  сварку, использовали способ амальгамации для извлечения благородных металлов, в обработке которых достигли высочайшего мастерства, применяя технологии ковки, литья, штамповки,волочения и  др. 
Греция экспортировала железо, шерсть, керамику, серебро, оливковое  масло. Острова Самос и Хиос славились  обработкой металлов. Ткачество и  кожевенное дело развивались в Лидии, ремесло — в Ионии (Милет). Появились  деньги (ранее мерой стоимости  служили быки), улучшалось качество товаров, росло число рабов, занятых  ремесленным трудом. Греки вытеснили  финикийцев, ранее расселившихся  по Средиземноморью. Однако не следует  забывать, что изначально ни торговля, ни ремесленный труд не были почетными  занятиями у греков: полис —  это сообщество земледельцев. 
Нашествие дорийцев, разрушив монархию, обновило крестьянскую общину. Недобрая память о монархии — и  об изнуряющих налогах тоже — навсегда осталась в основе греческой культуры. Даже против письменности долгое время  сохранялось предубеждение, т. к. она  ассоциировалась с налоговыми и  долговыми списками. Патриархальные родовые группы, возглавлявшиеся  выборным басилеем (царем), объединялись во фратрии, фратрии — в филы (племена), имевшие общего предка и населявшие одну деревню. 
В процессе миграции (или  противостояния миграции) возникали  объединения деревень, очевидно, вокруг укреплений, которые со временем превращались в города. Полис по-прежнему делился  на филы и управлялся несколькими  басилеями, один из которых признавался  главным. Существенной чертой полиса являлось наличие военной родовой аристократии, которая в гомеровскую эпоху  сосредоточила в своих руках  всю полноту власти. Не следует  забывать, что возможность заниматься земледелием (основным для колоний-полисов) обеспечивалась и завоеваниями территорий. Сам полис можно рассматривать  как форму организации, с помощью  которой аристократии удалось покончить  с властью общины: в полисе филы лишь представлены. 
В конце VII — в VI в. до н. э. политическая ситуация изменилась, владельцы мастерских и купцы стали теснить родовую аристократию. Но рост значимости ремесла и торговли привел и к упадку сельского хозяйства в метрополии. Не устраивала общину и зарождающаяся "тимократия" - власть богатства. Однако во многом интересы общины и нового класса совпадали. Особенно настоятельной была потребность в судебной реформе. Хранителями правовых традиций и их толкователями являлись аристократы. Переход к фиксированным правовым нормам (с записью законов) значительно подорвал возможность судебного произвола и взяточничества. В содержании же новых законодательств отражалась борьба уже между общиной и торгово-ремесленным сословием. 
Ранние законодательства отстаивали мировоззрение и интересы общины. Лишь в законах Харонда (г. Латан на Сицилии) можно заметить влияние новых политических слоев: фиксация норм торговых отношений, представление о соразмерности наказания (правда, в примитивной форме — "око за око"). Целью же большинства законов оставалась защита крестьянства от экономически активных чужестранцев: законы Залевка (италийский г. Локры) прямо запрещали посредничество, давая возможность крестьянам самим заниматься сбытом. Следуя древним традициям общины и ограждая граждан от крючкотворства, это законодательство не признавало письменных контрактов — только соглашения при свидетелях. 
Законы Драконта, афинского  архонта (621 г. до н.э., отсюда - "драконовские меры") своей жестокостью напоминают табуальные запреты — очень многие нарушения карались смертью. Убийство еще воспринималось как преступление не против личности, а против государства (общины, рода), запрещалось носить в  городе оружие и безопасность граждан  обеспечивалась силами должностных  лиц. (Как ранее в функции жреца  входила обязанность очищать  местность от осквернения - от пролитой крови.) Правда, дела об остальных преступлениях  должен был возбуждать сам пострадавший. 
В основном защищало интересы общины при торговых отношениях и  законодательство Солона (Афины, 594 г. до н. э.): аннулируются долги, отменяется долговое рабство, ограничиваются возможности  приобретения земельных участков, запрещается  вывоз сельскохозяйственной продукции (кроме оливкового масла), ремесленники не получают политических прав. 
Первоначально демократия выражалась в разрушении наследственных прав аристократии на власть, но одновременно ужесточалась структура правления: во всех полисах  на этом этапе к власти пришли тираны. Иногда они захватывали власть только для изменения государственного строя, введения новых законов, как  Питтак на Лесбосе. Но чаще пытались сделать  свою власть наследственной, чему народ  отчаянно противился. Тем не менее  власть тиранов была демократична не только формально: стараясь добиться одобрения  народных масс, они заботились о  благосостояния населения, о сохранении народных традиций. 
Но борьба с родовой  аристократией вела и к разрушению родовых структур - почти во всех полисах деление на филы стало  территориальным, а не патриархальным. 
Уже во второй половине VI в. до н. э. борьба аристократии и общины стала не столь непримиримой: если в конце VII в. в Сикионе проявление антиаристократических тенденций было связано с поддержкой культа Диониса и запретом рецитации Гомеровских поэм, утверждающих аристократические идеалы, то в конце VI в. Гомеровские поэмы были включены в постоянную программу Панафинейских празднеств. Это объяснялось тем, что тираны (как Писистрат в Афинах) часто были из аристократов, прославивших себя в войне. В 509 г. до н. э. Клисфен, свергнув тиранию Писистратидов в Афинах, заменил родовые филы территориальными, включил в число граждан много других жителей полиса и рядом социальных реформ закрепил победу демоса над аристократией. 
Такой демократизм был  вызван военными соображениями. Активность персов в VI в. привела к упадку малоазиатских колоний, и центр политической и культурной жизни переместился в Афины. Участие торговоремесленного населения в политической жизни полиса позволило Афинам создать мощный флот и не только победить персов, но и возглавить антиперсидский Эллинский союз. Именно использование экономической мощи всей зоны Эгейского моря обеспечило расцвет культуры Афин в V в. до н.э. 
Во второй половине V в. противостояние торгово-ремесленного сословия и родовой аристократии превратилось в противостояние Афин и Спарты. 30-летняя война между двумя коалициями государств подорвала экономическую и политическую мощь Греции. 
Значительную роль в эволюции социальной структуры играло общественное мировоззрение. Как и в Египте, мифология в Греции изначально фиксировала  и символически интерпретировала сезонные земледельческие работы: культ Деметры, богини плодородия (дочь которой, Персефона, треть года проводит в подземном  царстве), культ Диониса, бога плодородия и виноградной лозы, виноделия; орфический культ. Позднее, как и в Египте, возник мотив загробного мира, потустороннего существования. В культе Деметры счастливое посмертное существование (воздаяние) обеспечивалось посвящением и выполнением определенных обрядов. 
У орфиков и в культе Диониса родилась идея бессмертной  души, способной на существование  отдельно от тела. Но если орфики создали  сложную картину посмертного  воздаяния, считая, что душа переселяется из одного тела в другое, и отодвигая  момент слияния с божеством в  далекое будущее, то простонародный культ Диониса демонстрировал возможность "регулярного" освобождения души под воздействием вина, в оргиастических шествиях. Демократическому сознанию импонировала такая легко достижимая свобода, иллюзорное, но реально ощутимое улучшение своего положения. 
Независимо от своего содержания различные культы выполняли консолидирующую  роль: либо в местных (родовых) полисных масштабах, либо становились идеологией даже межполисных объединений: дорический гексаполис вокруг святилища Аполлона в Книде, объединение 12-ти племен Северной и Центральной Греции с центром  в Дельфах (19, 60). Объединения племен как бы на религиозной почве стали  прообразом последующих политических и военных союзов. 
Под влиянием трудовой и  социальной практики мифология была подвергнута несвойственной ей систематизации (Гесиод) и даже направленной обработке (орфики). Но этапным в зарождении новой формы сознания следует  считать осмысление аллегорического, предметно-вещественного содержания мифа, например, миф о Дионисе  воспринимался как иносказание  о возделывании виноградника и получении  вина (22, 164). В период возникновения  философии такого рода "бытовые" интерпретации мифов продолжались и множились (4,99-101). 
Различие в социальных позициях основных противостоящих сил  — земледельцев, аристократии и  купечества — способствовало окончательному формированию основных направлений в философии — материализма, объективного и субъективного идеализма, которые определили в свою очередь и основные подходы в искусстве. 
Ценностные установки, характерные  для героической эпохи, были результатом  ориентации на родовые идеалы, тогда  как для гражданского общества достаточными были нормы, т. е. следование законам (материализм). Оппозиционное отношение к крепнущему влиянию торговоремесленной чужеземной идеологии сблизило впоследствии общины с ее родовой аристократией так, что аристократ Платон выступал против частной собственности, возведя общинные идеалы и традиции военной демократии в принцип государственного устройства. Сам объективный идеализм Платона можно истолковать как поэтизацию закона, процесса его осознания, государственного воплощения. 
Поскольку для торгово-ремесленного слоя законы полиса долгое время были враждебными, а этническая среда  чуждой, постольку все общественные нормы поведения воспринимались им как искусственные, субъективные (софисты). Такая точка зрения была близка рабам и деклассированным элементам. Следует, однако, иметь в  виду, что отношение к различным  течениям в философии менялось в  зависимости от изменения положения  данного слоя в обществе. 
Распад старых родовых  связей, рост личной экономической  самостоятельности привели к  росту самосознания, фактически к  становлению личности в современном  смысле этого слова. Возник интерес  к внутреннему духовному миру человека, к его индивидуальным особенностям. Это кардинальное изменение структуры  субъекта не могло быть еще осознано, но было отмечено и выражено в различных  формах общественного сознания. 
Прежде всего интерес  к внутреннему миру выразился  в оформлении лирики как литературного  жанра (в VII в. до н.э.). И естественно, что ведущей темой нового жанра стала любовь. Наряду с наиболее яркой лирикой о любви-страсти (поэтесса с о. Лесбос Сапфо, Алкей, Пиндар) возникла лирика о любви-игре, развлечении или разновидности интеллектуального общения, где также проявляется индивидуальность (Анакреонт). 
Наряду с интимной лирикой (а быть может, в противовес) возникла лирика гражданская, обратившаяся уже  к обществу, а не к отдельному герою (Солон, Тиртей), а также ямбы - стихи назидательной, нередко сатирической направленности (Архилох, Мимнерм, Гиппонакт). 
Сочетание различных типов  мировоззрения с лирическим началом  создало греческую трагедию —  наивысшее достижение античной культуры периода высокой классики. Для  драматических представлений строили  на склонах холмов обширные амфитеатры, рассчитанные на десятки тысяч зрителей. 
Трагедия, возникшая из культовых  игр и ритуалов праздника Диониса, первоначально являла собой усложненный  диалог хора с актером (затем двумя, тремя). Великие Дионисии (март-апрель) знаменовались состязаниями трагиков: каждый представлял три трагедии и драму сатиров. Вместо подвигов в трагедии изображались страсти  и страдания человека. 
Победа личностного начала над родовым особенно занимала "отца трагедии" Эсхила. В трилогии "Просительницы", "Египтяне", "Данаиды" он выражает сочувствие к девушкам, насильно выданным замуж, и оправдывает убийство ими  своих женихов в брачную ночь. В то же время он поет гимн браку  по любви — одна из данаид сохранила  жизнь своему мужу, т. к. полюбила его. 
В трилогии "Орестея" жена не может простить мужу, что он пожертвовал  их дочерью, ставит государственное  выше личного. В то же время Эсхил  отстаивает новый патриархальный брак: сын убитого, Орест, принимает сторону  отца и мстит матери. Впервые в  мировой литературе Эсхил воспевает  знание в образе Прометея, принесшего огонь людям. 
Особенно ярко отображены судьба и страдания человека на фоне близких мифологическому сознанию объективно-идеалистических представлений  о роке (потом - законе), который торжествует  вопреки всему. В трагедии Софокла  царь Эдип пытается бороться с судьбой: узнав от оракула о том, что  ему предстоит убить отца и жениться на собственной матери, он уходит из дома (не зная, что он приемный сын). Во время странствий Эдип убивает своего настоящего отца, не подозревая об этом. В городе, освобожденном им от сфинкса, он женится на своей матери - вдовствующей царице. Чтобы избавить город от мора, он предпринимает отчаянные попытки найти и наказать убийцу прежнего царя (себя). 
Величайший из трех трагиков, "философ на сцене", Эврипид  отчасти разделял убеждение софиста  Протагора, что "человек есть мера всех вещей", а все социальные нормы, обычаи и представления есть нечто враждебное и чуждое личности. В трагедии "Медея" - одном из первых шедевров мировой драматургии - муж Медеи Ясон, для которого она пожертвовала всем, женится на другой, молодой и богатой, чтобы... обеспечить Медею и ее детей, т. е. "ради семьи" предает чувства  жены. Медея не рассуждает, не борется - она страшно мстит, отвергая все  социальные устои, слушаясь только голоса страсти. Автор Явно на ее стороне: внутренний мир человека оказался наивысшей  ценностью мироздания. 
Если общий эмоциональный  фон трагедии был обусловлен ее прямым родством с официальными культами, сущностью которых было жертвоприношение, то родоначальниками комедии были более  древние фаллические обряды, тесно  слившиеся с общинным мировоззрением. Использование фаллических песен  против притеснителей общины придало  комедийному жанру обличительную  направленность. При этом главным  оружием стало высмеивание. 
Правда, высокая комедия  Аристофана (ок. 445 - ок. 385 гг. до н. э.), ориентированная  на достаточно образованную и равноправную аудиторию, отличалась интеллектуальным характером. С позиций общинной морали он доказывал неприемлемость субъективного толкования социальных процессов и норм и вытекающего отсюд
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.