На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Лекции Профессиональное мастерство спортивного тележурналиста

Информация:

Тип работы: Лекции. Добавлен: 05.12.2012. Сдан: 2012. Страниц: 37. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


В широком смысле журналистика — это вид творческой деятельности человека, где основой  профессии является объективное  освещение любых сторон реальной действительности. Журналистами называют специалистов, которые занимаются журналистикой  в качестве основного вида профессиональной деятельности.
Журналист осуществляет оперативный поиск актуальной информации, ее отбор, проверку на достоверность  и переработку в журналистский  материал определенного жанра. Считается, что основная функция журналисткой деятельности — формирование общественного  мнения и создание информационного  канала между государством и обществом.
«наши публицисты, к сожалению, не жалуют спорт, считая эту тему, по-видимому, «несерьезной». Но ведь это одна из сторон жизни, и уже поэтому избегать её непозволительно»[7]. Исследователь прав в том, что спорт – неотделимая область общественной деятельности. Тем не менее, исходя из своего понимания публицистики, Прохоров пишет об отсутствии в ней произведений спортивной тематики. С нашей точки зрения, произведения спортивных журналистов на страницах газет, журналов, а также радио, телевидения составляют спортивную публицистику. Все эти материалы социально ориентированны и оказывают влияние на формирование мнения у специальной аудитории, называемой спортивной общественностью. Поскольку мы позволяем себе говорить о специализированном направлении, очевидно, что аудитория спортивных материалов не столь велика, как, например, у потребителей политической информации. Но игнорировать эту аудиторию мы считаем, непозволительным. Если мы называем произведения средств массовой информации публицистикой, в чем же тогда различия спортивной публицистики и спортивной журналистики?    
 Понятие спортивной  журналистики гораздо более широкое.  Его мы обозначим, пользуясь  определением журналистики, данное  Е. Прохоровым в большой советской  энциклопедии: спортивная журналистика  – это социально-значимая  деятельность по сбору, обработке и распространению актуальной спортивной информации через каналы массовой коммуникации (пресса, радио, телевидение, интернет), опирающаяся на специальный предмет рассмотрения, описания, анализа и аудиторию. Кроме того, это и совокупность всех продуктов деятельности спортивного журналиста, предмет изучения и преподавания, а также содружество порождаемых профессий. Спортивная публицистика – произведения спортивной тематики, оказывающие влияние на сознание спортивной общественности и поднимающие темы, актуальные для современности. Публицистика и журналистика – неразрывно связанные между собой явления, поскольку оба ориентируют и влияют на общественное мнение. В контексте изучения специализированного направления журналистика и публицистика станут для нас синонимами.    
 Каков так называемый  специальный предмет исследования  в спортивной журналистике? Спорт  и физическая культура, а также  события социальной жизни вокруг  этих предметов.  Каждое специализированное направление обладает своим предметом рассмотрения, описания и анализа. Экономическая журналистика рассматривает преимущественно экономические вопросы и проблемы, политическая – политические и так далее. В названиях этих специализаций изначально заложено представление о предмете деятельности. Возникает вопрос: может ли спортивная журналистика поднимать экономические вопросы, а экономическая – спортивные? Есть ли события, на которые реагируют и экономические, и спортивные журналисты?
Спортивная журналистика является составным элементом журналистики вообще, взаимодействуя с другими  специализированными направлениями  в рамках пограничных вопросов и  проблем.    
 Нельзя сегодня не  согласиться с утверждениями  А. Мураковского: «В журналистике недвусмысленно заявляет о себе необходимость специализации…  
В своей работе «Спортивная  пресса как тип» П. Воронков выделяет пять таких функций: эскейпизм, функция  эмоциональной мены, информационная, аналитическая и воспитательная[9]. К общим он относит последние три функции. Действительно, спортивная пресса, как и любая другая, стремится информировать читателя (зрителя, слушателя), подаёт факты в обработанном, аналитическом варианте, а также даёт положительный или отрицательный пример материалами, воспитывая аудиторию, которая является регулярным потребителем подобной информации. Установка на эскейпизм и функция эмоциональной мены, по мнению исследователя присущие только спортивной журналистике, по описанию представляют собой единую развлекательную функцию. По мысли автора работы, спортивная газета – «то издание, которое сегодня и сейчас не станет говорить о проблемах», «обеспечивает удержание экспрессии, «энергии на минус», альтернативный вариант выхода плохих качеств личности»[10]. Исследователь считает спортивную прессу идеальной, считая конечной её целью «содействие установлению мира на  земле»[11]. С этим соглашаться наивно.    
 Функция эмоциональной  мены как уникума для спортивной  журналистики не состоятельна. Прочтение  спортивной газеты, просмотр спортивной телепередачи, прослушивание спортивной радиопрограммы приносит не только эмоциональную разрядку и избавление от отрицательных эмоций, накопившихся за день. Спортивная журналистика имеет свою специфическую аудиторию, называемую любителями спорта. Эту аудиторию можно разделить, как минимум, на три части: специалисты, то есть люди непосредственно занятые в спортивной индустрии (спортсмены, тренеры, спортивные чиновники, журналисты, работники спортобъектов и др.), пассивные  и активные болельщики.     
 Только вторая группа  может получать эмоциональную  разрядку и получать сугубо  положительные эмоции от спортивной  журналистики. Это люди, которые  не являются каждодневными потребителями  спортивной информации. Спорт приходит  к ним в часы досуга. Обычно  это потребители общественно-политических  изданий или радио- телеканалов, читающих (смотрящих) на спортивную полоску (спортпрограммы). Для них неважно то или иное поражение российских спортсменов. Это не приносит никаких эмоций - полоса пролистывается, телевизионный канал выключается, об отрицательном событии в мире спорта тут же забывается. Если появляются положительные эмоции, то внимание на программе или статье задерживается, а житейские проблемы на время забываются. Так осуществляется  развлекательная функция. Следует заметить, что это единственный случай, когда задачи спортивной журналистики расходятся с задачами спортивной публицистики. Развлекательная функция журналистики не  способствует заметному влиянию на формирование общественного мнения.    
 Для заинтересованных  людей и активных болельщиков  всё гораздо сложнее. Они переживают  и радость победы, и горечь  поражения. Спортсмены, тренеры и  чиновники, о которых пишут  спортивные журналисты,  по-разному реагируют на информацию. Реакция зависит от положительной или отрицательной оценки прессы. Сами журналисты реагируют на материалы коллег с точки зрения конкуренции или обычного перенимания положительного опыта. Активные болельщики – категория особая. Для них окружающий мир является лишь преградой, отвлечением от спортивной информации, которую они черпают отовсюду, но преимущественно из специализированных спортивных СМИ. Активные болельщики не мыслят себя без продуктов спортивной журналистики. Их настроение зависит только от результата, который показала любимая команда или спортсмен. Они наиболее подвержены воздействию мыслей спортивного журналиста. Эта группа ощущает на себе проявление информационной, аналитической, воспитательной, пропагандистской функций спортивной журналистики, тогда как пассивные болельщики ограничиваются информационной и развлекательной функциями.    
 К сожалению, известны  случаи проявления агрессии после  просмотра телепрограмм о спорте. Отрицательные эмоции проявляются  после поражения любимой команды  особенно у футбольных фанатов.  Не редки антиобщественные действия  с порчей имущества и окрестной  территории. Как ни странно, к  антиобщественным действиям приводят  и сильные положительные эмоции  после побед на крупнейших  турнирах самых популярных соревнований. Следует заметить, что спортивная  журналистика несёт на себе  функцию стресса. Она находит  своё отражение во внутренних  и внешних эмоциональных проявлениях.  Внутренние эмоции влияют на  настроение. Если есть успехи  в спорте у тех, за кого  переживаешь, то повышается доля  оптимизма во взгляде на окружающую  действительность, а специалисты  получают оправдание своей работе, когда видят осуществление ожидаемого  результата. Напротив, при неудачах  поддерживаемого клуба или спортсмена, все вышеперечисленные симптомы  приобретают отрицательный эффект. Внешние эмоции проявляются у  активных болельщиков в абсолютной  форме (демонстрации, антиобщественные  проявления), у пассивных и активных  болельщиков – локально (способствуют  успешной общественной деятельности).     
 Функция стресса для  спортивной журналистики не является  уникальной. Функция стресса присуща  и политической журналистике, и  экономической. К примерам здесь  можно отнести реакцию журналистов  на экономический кризис или  на выборы президента страны. Это общезначимые классические  ситуации, но есть и локальные,  характерные только для аудитории,  потребляющей сугубо экономическую  или политическую информацию. Например, значительный рост курса европейской  валюты по отношению к американскому  доллару или ключевые перестановки  в списочном составе партии  «Единство». В спортивной журналистике, как в политической и экономической,  функция стресса реализуется  ежедневно, поскольку спортивный  календарь не имеет значительных  пауз.    
 Помимо информационной, аналитической, воспитательной, развлекательной  и стрессовой функции спортивной  журналистике присущи мировоззренческая и пропагандистская. По различным международным соревнованиям можно изучать географию. Спортивные журналисты, побывавшие на них, рассказывают не только о состязаниях, но и о том, что их окружает в той стране, где проходят турниры. Соревнования проверяют присущие человеку качества, такие как самоотверженность, мужество, верность, целеустремлённость, дружелюбие. Влияние политической составляющей и осознание силы рычага воздействия на многочисленную аудиторию спортивной информации и при советской власти, и сегодня, позволяют выделять реальную возможность пропаганды той или иной идеологической установки.     
 Нужно признать, что  все эти функции носят универсальный  характер. Но все ли отличия  спортивной журналистики от других  направлений находятся лишь в  области предмета рассмотрения, описания, анализа и обусловленной  этим предметом разнородной аудиторией?     
 Специфика спортивной  журналистики, как нам представляется, обнаруживается в характеризующих  её особенностях. Одно из главных  качеств – запрограммированность оперативных событий, а значит материалов. Кто, кроме спортивного журналиста, может заранее знать, в каком месте и в какое время произойдёт то или иное событие, о котором обязательно придётся рассказать? Отставку того или иного чиновника можно только прогнозировать, как погоду или падение рубля на валютном рынке. Аварии и катастрофы прогнозировать и вовсе невозможно. Журналисты часто не могут найти тему, над которой стоит поработать, мучаются в тщетных поисках. Хорошо, что существуют праздники и памятные даты. Материал с историческим прошлым можно планировать заранее, как и брифинги, на которые приглашают за один или несколько дней до события. Спортивный журналист точно знает, о чём ему нужно будет написать через месяц или полгода конкретного числа и месяца. Причина всему – спортивный календарь.     
 У спортсмена жизнь  расписана по часам, у спортивного  журналиста тоже. В этой ситуации  спортсмен от журналиста отличается  только тем, что его век в  этом статусе короток. Спортивный  журналист, привязанный к своей  профессии, может ощущать этот  напряжённый график на протяжении  всей жизни. Перед началом каждого  года спортивные федерации по  видам спорта составляют календарь  соревнований, расписывая время  и место проведения турниров  и матчей. Спортивного журналиста  в федеральных  средствах массовой информации интересуют календари игр по своему виду спорта как национальные, так и международные, но на высшем государственном уровне (чемпионаты России элитных лиг, а также соревнования с участием первых спортсменов страны в каждом из олимпийских  видов спорта). Провинциального спортивного журналиста, в основном, интересуют внутренние соревнования общероссийского масштаба, где он отслеживает выступления спортсменов своего региона, хотя существует интерес и к зарубежным стартам, но только с участием земляков. Провинциальных спортивных журналистов, нужно заметить, меньше всего коснулось дробление специализаций. Они по-прежнему пишут и о футболе с хоккеем, и о лёгкой атлетике с фехтованием. Тем не менее, при появлении местных специализированных спортивных изданий процесс ограничения в освещении одного или группы видов спорта, возможно, в отдалённой перспективе произойдёт. Международные федерации, как правило, определяют время и место проведения самых престижных турниров за год, два, а то, как в случае с Олимпийскими Играми, и за шесть лет вперёд. О возможных изменениях во времени и дате проведения, а также о координатах этого состязания в ближайшей перспективе спортивный журналист узнаёт заранее и вновь может всё спланировать.     
 Планируются материалы  о конкретных событиях преимущественно  репортажного плана. Появление  репортажей, информационных заметок  зависит лишь от присутствия  журналиста на известном заранее  месте события. Планируются и  интервью, но это делать сложнее,  поскольку, во-первых, бывает невозможно  предположить, кто окажется героем  соревнования, во-вторых, захочет ли  этот герой беседовать. Тем не  менее, степень планируемости велика, особенно в спорте больших достижений, когда нужно общаться с признанными звёздами спорта своей страны независимо от результата, поскольку  получают возможность защищать честь страны немногие и выбор журналиста чрезвычайно сужается. Нельзя не заметить, что аналитические жанры (статья, корреспонденция, портрет, зарисовка) заранее планируются в рамках всех журналистских специализаций, поскольку такого рода материалы требуют времени для написания, а значит, следуют, спустя заметный промежуток времени после завершения событий. Именно поэтому для спортивной журналистики в качестве уникальной черты мы отмечаем планируемость событий и материалов информационных.    
 Ещё одна особенность  – работа со статистикой. Спортивный  журналист выдаёт множество цифр, как никто другой в журналистике. Это и данные протоколов матчей, и собственные подсчёты по  различным параметрам игры, и  всевозможные таблицы и графики.  Ни один оперативный материал  в серьёзной спортивной прессе  не обходится без статистической  подборки.  Потребителям спортивной информации важен и результат на табло, и то, как сыграли или отсоревновались те или иные спортсмены, а также каковы их позиции или позиции страны, которую они представляют, в перспективе итогов всего  соревнования, которое может продолжаться, как месяц, так и около года, в зависимости от специфики самого турнира. Спортивному журналисту, чтобы проанализировать ситуацию в конкретном матче или соревновании, подтвердить свои мысли фактами, приходится оперировать цифрами. Например, в футболе ведётся не только подсчёт голов, но и фиксируется количество фолов, жёлтых и красных карточек у команд, число офсайдов, поданных угловых, нанесённых ударов в сторону или створ ворот, количество попаданий в штанги и перекладины, фиксируется процент и время владения мячом соперников, число замен, количество минут, проведённых тем или иным футболистом на поле и вся его личная статистика. Все эти цифры сегодня служат заметным подспорьем в оценке поединка и игры конкретных исполнителей на футбольном поле. Газеты, интернет-сайты и телеканалы визуально знакомят читателей и зрителей с полными или усечёнными протокольными данными соревнований и с различными таблицами, радиожурналисты используют цифры в разговорном комментарии.    
 Подводя итоги работе, заметим, что спортивная журналистика  и спортивная публицистика выделяются  не только специальным предметом  описания и аудиторией, но, кроме  того, планируемостью оперативных материалов и наличием в работах многочисленных статистических данных.
Спорт и еще, пожалуй, искусство - вот что содержит в  себе, неся в массы, эстетические идеалы человечества, отражает его мечты  о гармонии и красоте. В противовес политике и экономике, честность  и конструктивность - те черты спорта, которые призваны стабилизировать  мир. Напротив, мы располагаем счастливыми примерами того, как спорт - и только спорт! - становился единственной причиной прекращения войн и окончания кровопролитий.  Во время Олимпийских Игр - и это святой закон - прекращаются любые вооруженные конфликты. задачей спортивной прессы должно быть содействие достижению мира на земле через демонстрацию иных путей разрешения противоречий - на спортивной площадке 
Исследования показывают , что 75% потребителей спортивной информации - люди мужского пола. Однако нужно отметить как несомненную заслугу отечественной журналистики все увеличивающееся привлечение к спорту женской аудитории. Возрастное ограничение покупателей обусловлено только уровнем материальной самостоятельности (и состоятельности), а читателей - это более широкое понятие, включающее в себя явления семейного и общественного "секонд-хэнда", - только умением читать. 
Задача средств массовой информации - освещать все проявления человеческой жизнедеятельности. На подробное  освещение какой бы то ни было отдельной  стороны направлены специальные  типы СМИ. Так, спортивная пресса предоставляет  публике всеобъемлющую информацию, связанную со спортом. Она оперативно сообщает результаты уже завершившихся соревнований, дает анонсы и прогнозы на предстоящие, рассказывает о специфике видов спорта в целом и правилах отдельных турниров, в частности.
 
Существует острая полемика, должна ли спортивная пресса нести  воспитательную нагрузку или она  предназначена исключительно для  рекреативно-разгрузочных целей? Такой подход к спортивной прессе, который считает ее лишь проводником оторвано спортивной информации и источником занимательного чтения для удовольствия, не учитывает того очевидного факта, что в сегодняшних условиях, на рубеже тысячелетий, в нашей стране как никогда низко упал интеллектуальный уровень, авторитет школьного образования и, в конечном счете, склонность народа к чтению высокохудожественной литературы. Другими словами, регулярно можно наблюдать, что, вне зависимости от слоя и социальной группы, спортивная газета подчас оказывается чуть ли не единственным систематическим чтением людей, в особенности подрастающего поколения, которому спорт интересен поболе политики и экономики. Как следствие, на плечах редакционных коллегий спортивных газет лежит моральная ответственность за нравственное воспитание гармонично развитой и образованной личности. Это, на первый взгляд, неожиданная нагрузка на совокупность типологических признаков спортивной прессы, однако каждое издание обязано в той или иной мере ее нести. И различные редакции подходят к осуществлению этой функции по-разному.  
 
 
  Типологически спортивные издания  могут быть как серьезными, так  и таблоидными, как информационными, аналитическими, так и комбинированными - информационно-аналитическими. Познакомимся ближе с самыми значительными представителями разных типов.
 
 
Общие типологические характеристики ежедневных спортивных газет.  
 
 
  1. Аудитория - вся страна. Этим  продиктованы выбор тем и концепция  отбора информации из новостного  событийного потока. Рассматриваются  только общезначимые вопросы:  чемпионаты высшего и первого  дивизионов, крупнейшие турниры,  соревнования, кубки, ведущие чемпионаты и турниры за рубежом, игры национальных сборных России по различным видам спорта.  
 
 
  2. Объект отражения - спортивная  жизнь и ее участники во  всевозможных проявлениях. Юмор, случайности и закономерности, подготовка, тренировочный процесс, соревнования, остаточные впечатления и планы  на будущее - все это находит  отражение на полосах газет.  
 
 
  3. Основные потребители информации - мужчины. Без комментариев. И  о чем только думают женщины?   
 
 
  4. Повышенная даже по сравнению  с общественно-политическими изданиями  оперативность. Спорт живет только  сегодняшним днем, и невозможен  какой-либо "секонд-хэнд" в преподнесении информации. Переживающий болельщик, с нетерпением ожидающий узнать интересующий его результат, остро чувствует любую сколь угодно малую временную протяженность. Это приводит к специфичным условиям работы спортивного журналиста - максимально ускоренной стадии создания текста вплоть до подготовленного (а иногда даже и экспромтного) транслирования своих мыслей и анализа.   
 
 
  5. Превалирование факта над комментарием. Болельщик должен успеть очень  много, и на подробный разбор  нет места в ежедневной газете. К тому же, наш вдумчивый и  инициативный любитель спорта  расположен делать выводы сам.   
 
 
  6. Ведущие жанры - репортаж и  информационная заметка. Наиболее  волнующий и захватывающий, исключительно  репортаж в состоянии передать  эмоциональный накал и динамику  происшедшего события. Часто применяется  прием повествования в настоящем  времени, что еще более усиливает  эффект присутствия и соучастия.  Планета спорт - самая интересная  и событийно насыщенная планета  в галактике Млечный Путь, и  даже круглосуточному специализированному  спортивному телевизионному каналу  не под силу выхватить десятой  части калейдоскопа происходящих  каждый день на этой красочной  и необъятной планете свершений.  Что уж тут говорить о газете?! Она была бы в плачевном  состоянии, если бы не жанр  информационной заметки - короткие  сводки всегда прекрасно уточняют  и дополняют картину истекших  суток.  
 
 
  7. Эволюция жанра интервью и  привнесение в него элементов комментария, аналитики, публицистики, очерка, зарисовки, проблемной статьи. Интервью является третьим ведущим жанром спортивной журналистики, продиктованным ее личностной и гуманистической направленностью, ориентацией на субъекта, стремлением максимально полно использовать "живой человеческий" голос, а еще - создавать героев. Журналист старается превратить каждую беседу с ярким спортсменом, тренером, болельщиком, специалистом не только и не столько в околоспортивный разговор, а в психологическое исследование, эмоциональную зарисовку, представляющую нам наглядный образ Человека, документальный очерк, живописующий трудный тернистый путь к славе, многострадальную биографию спортивной личности. Только через трудности осуществляется развитие. Так реализуется воспитательная функция спортивных газет.  
 
 
  8. Преобладание коротких синтаксических  конструкций . Назывные (номинативные) и слова-предложения призваны усилить иллюзию быстротечности и необратимости происшедшего, отразить динамику спорта, передать эмоции и подсознательный, ассоциативный уровень восприятия. Так сглаживается существенный недостаток печатной речи - замедленное восприятия слова по отношению к образу.   
 
 
 
Цель спортивной прессы идеальна и недостижима. Она заключается  в содействии установлению мира на земле и достигается следующей  технологией: войны - следствия противоречий, противоречия - итог несовершенства человеческой природы, в данном случае проявляющемся через отрицательные эмоции. Спортивная пресса призвана снимать стрессовые ситуации и направлять негативную энергию на переживания, связанные со спортом. Для этого поддерживается и развивается интерес к спорту и окружающей жизни в целом, попутно претворяется в жизнь процесс воспитания гармонично развитой личности. Чтобы достичь выполнения задачи постоянного поддержания интереса к спорту, пресса использует всевозможные методики, попытка типологизировать которые приводит к следующим результатам. Осуществляя информационную, аналитическую и публицистическую, воспитательную функции, функции эскейпизма и эмоциональной мены, журналистика использует богатство лексических, синтаксических и концептуальных ("самодостаточная система", "развлекательный таблоид") приемов.  
 
 
  Спортивная "пресса представляет собой  особый социальный институт, следовательно, относится к явлениям надстроечного  характера. Следуя диалектическому  методу, надо признать, что пресса (в  данном случае журналистика) является живым организмом, находящимся в  постоянном развитии" . Твердо верим и мы, что прогрессивное развитие спортивной прессы на пути к достижению идеалов гармоничного мира никогда не остановится.
 
 
Журналистское образование  для пишущих в спортивные издания, возможно, и нужно, но точно не в том формате, в котором оно сейчас существует. Для того чтобы хорошо писать о каких-либо видах спорта, необходимо в них разбираться. Журналист должен быть хотя бы продвинутым болельщиком. А желательно, чтобы он сам в этом виде спорта чего-то достиг или занимался на уровне детской или юношеской спортшколы. Но в спортивной журналистике принципиально важно понимание не только журналистских основ профессии, но и каких-то жизненных основ,  которые дает не журналистское образование.  Спортивная журналистика требует профессионализма в журналистике и профессионального знания темы. Требования к спортивным журналистам, наверное, такие же, как и для всех журналистов. Это правильное, точное донесение информации, интересное, логичное, изложенное грамотным русским языком. Спортивному журналисту нужно обязательно знать историю нашего спорта. Наличие специального образования у спортивных журналистов было бы только плюсом. Но есть талантливые люди и без такого образования. Очень интересно, когда бывшие спортсмены выступают в качестве пишущих журналистов.
 
 
 
Ведущими мировыми спортивными  телеканалами являются Sky Sports, ВВС4 (Великобритания), Canal Plus (Франция), Rai Sport (Италия), El Deportes (Испания), GOL (Бразилия), Zee Sports (Индия), CCTV5 (Китай), и др. Существуют также транснациональные телевизионные каналы, принадлежащие крупным мировым развлекательным холдингам. Такие телеканалы вещают на большинство стран, как Европы и мира. Это, прежде всего Eurosport (Франция), RTL sport (Германия), Viasat (Швеция). Спортивные трансляции важнейших соревнований проходят также на общенациональных телеканалах.
В России ведущими спортивными  изданиями являются газеты «Советский Спорт» (1924) и «Спорт-Экспресс» (1991). Спортивными телеканалами на территории страны считаются общенациональный «Спорт» (2004), спутниковый НТВ-плюс (1996), а также кабельный Viasat Sport (2006). Трансляции важнейших международных спортивных событий проходят на общенациональных «Первом» и РТР.
 
В начале XX века начинают формироваться  профессиональные организации спортивных журналистов. В 1908 году появилась «Ассоциация бейсбольных журналистов США» (Baseball writers association of America) (BBWAA). Но только с 1941 году появилась
Ассоциация футбольных журналистов» (Football Writers Association of America (FWAA)), насчитывающая более 850 членов. С 1956 года существует «Ассоциация баскетбольных журналистов (Basketball writers association). Ведущих журналистов объединяет Национальная ассоциация спортивныхвещателей и журналистов (National Sportscasters and Sportswriters Association), созданная в 1959 году. 
 
Отдельно стоит выделить женскую ассоциацию спортивной журналистики (Association of Women in Sports Media), основанную в 1987 году, и насчитывающую более 700 членов, и помогающую своим журналисткам получать доступ к самым важным источникам и получать аккредитацию на ведущие соревнования.
В США создана строгая  система поощрений спортивных журналистов  за высокий профессионализм. В частности, существует отдельная премия «Эмми», которая вручается по 30-ти номинациям за достижения спортивного телевидения. Печатная пресса учредила несколько премий, по различным жанрам журналистики.
Кроме того, на протяжении XX века ведущие университеты США учредили отделения журналистики (School of journalism), где есть специализация - «спортивная журналистика». Среди них стоит отметить Колумбийский университет, школа журналистики Беркли при университете Южной Калифорнии, и др.
 
На рубеже XXI века спорт в США превратился в отдельную, чрезвычайно многоплановую сферу жизни человека и общества, вовлеченным в процесс мировой глобализации, стал продуктом, генерирующим положительную энергию, представляющим захватывающее зрелище с непредсказуемымфиналом. Отсюда тесная связь между профессиональным спортом, большим бизнесом и рекламой, индустрией развлечений и мировой поп-культурой. Кроме того, в условиях глобализации спортивная журналистика США формирует и продвигает ключевые бренды, например «Найк» (Nike), «Рибок» (Reebok), Мак Дональде (McDonalds), Кока-Кола (Coca Cola), и.т.д.  являясь важным направлением в литературном творчестве в целом. Специализированная журналистика создает имиджи спортсменов и команд, что, в свою очередь влияет на объем спортивной рекламы в СМИ и масштабы инвестиций за рубеж. Спорт взаимодействует с другими сферами жизни человека, и, в первую очередь, с политикой и общественным мнением. В наши дни спортивная журналистика является важной составной частью культурно-развлекательной индустрии США, питающейся и поддерживающей свое существование за счет спонсорских и рекламных капиталов.
 
 
Сегодня очень многие смотрят  трансляции различных матчей, игр, соревнований, чемпионатов как шоу, не задумываясь  над их нюансами, сложностями организации  и подготовки.
взять интервью у футболиста, к примеру, не так-то просто. Перед  играми они с журналистами не общаются, а во время тренировок их можно  снимать только в определенные дни. 
 
 
А.В. Гусев
Художественно-публицистические жанры 
в спортивной журналистике
 
Спортивная журналистика, как и публицистика в целом, взаимодействует  с художественной литературой. Восприятие соревнований всегда эмоционально. Факт, преломлённый через восприятие журналиста, приобретает особое эмоциональное  содержание, что и делает возможной  его трансформацию в художественный образ. Именно он помогает воссоздать в журналистике дух соревнования, передать впечатления от спортивного  события. Спортивная журналистика имеет  свою специфическую аудиторию, её составляют и профессиональные спортсмены, и  любители спорта. В нашем докладе  мы рассмотрим основные жанры спортивной журналистики – аналитическую статью, отчет, обзор, очерк, интервью. Сразу  отметим, что границы между ними достаточно условны и размыты.
Одним из самых популярных видов печатной спортивной журналистики можно назвать аналитическую  статью. Она предусматривает прежде всего анализ спортивного события, сложившейся ситуации или действий отдельно взятого футболиста или, скажем, футбольного матча в целом. Не менее востребованным жанром печатной спортивной журналистики является отчёт. Его основная задача – описание спортивного события. Также к отличительным чертам отчёта можно отнести и то, что повествование ведётся в определённых пространственно-временных рамках. Обзор не так остро востребован читателями и имеет чисто информативную функцию. Он, как правило, представляет собой  сжатое сообщение о том, что объединено обшей темой. Очерк – редкий жанр в спортивной журналистике, главной его особенностью является то, что он соединяет в себе как публицистическую составляющую, так и художественную. Интервью тоже можно встретить почти во всех печатных изданиях, посвящённых спорту. Главная особенность этого жанра – его вопросно-ответная форма. Примечательно также, что в интервью главенствующей точкой зрения является мнение собеседника, а не автора материала. Чаще всего таким собеседником является президент клуба или федерации, главный тренер команды, ведущий, именитый игрок или спортсмен; участником беседы может быть и признанный эксперт в определённом виде спорта.
Несмотря на то, что можно выделить жанры печатной спортивной журналистики, границы между  ними размыты, и в реальном материале  встречается комбинация признаков  того или иного вида. Такого рода смешанные, синтетические жанры  характерны и для произведений современной  литературы, в них органично соединены  документальные факты и художественный вымысел.
 
 
 
 
Чемпионат.com (ранее чемп.ру) — новостной спортивный ресурс рунета, нередко доставляющий своими криворукими редакторами, посетителями, а такжевзаимоисключающими параграфами. Первые доставляют лулзы путем очепяток в статьях и новостях, вторые — своими Срачами. Срачи заключаются в том, что после опубликования в новостной ленте какого-нибудь относительно громкого события, в половине случаев через 5-6 часов следует опровержение этой самой новости (что, впрочем, характерно для подобного рода ресурсов, хотя одминесрация портала активно открещивается от причастности к «желтой прессе». 70% пользователей — школота, 20% — быдло и толсто-троллей, 8% — разного рода долбоёбы и лишь 1-2% — ценители ногомяча, адекватные люди, но они обычно молчат. Принадлежит СУПу.
 
 
Вам доводилось слушать  репортаж о спортивном матче по радио? Комментатор один видит то, что  творится на поле и его задача –  максимально эмоционально и образно  передать самые интересные моменты. Он является проводником, усилителем и  преобразователем информации… И естественно, главную роль в успехе спортивного комментатора играют его личные качества. Помимо компетентности, очень важна харизма, тонкое чувство юмора, умение передать эмоциональные всплески. Он один должен дать нам картину не только накала борьбы, но и бурную реакцию трибун, их ликование, разочарование, надежду… Слушая хорошего комментатора, мы сами получаем от него вместе с информацией о происходящем на поле, порцию мощной энергетики. У каждого комментатора свой неподражаемый стиль, они узнаваемы. Лучшие из них знамениты на всю страну… 
Их работа напоминает творческий процесс, когда художник, с помощью некоторых средств пытается донести до нас то, как он видит мир, своё отношение к событиям, свои эмоции… 
Задача хдожника – дать зрителю почувствовать то, что происходит где-то… Может быть, в реальной жизни, а может быть, в фантазиях… Для этого мастер должен вложить частичку своей души, отдать зрителю часть своей энергии, которая донесёт до него неповторимый букет эмоций… Это умение мы называем Талантом… Талант – это умение быть искренним, без фальши…
 
 
 
 
 
Спорт занимает первое место в здоровье человека каждой страны. Россия стремится сделать  все что только возможно для своих граждан, чтобы из здоровье улучшалось, а вредные привычки исчезали. За последнее время уже начата активная борьба с курением, это уже привело к тому, что многие курильщики бросили вредную привычку, и взялись за здоровье всерьез!
В Белоруссии спорт также занимает большое место. На сайте champ.by вы можете прочитать все самые свежие и интересные новости в мире спорта. Здесь же вы найдете блог любимых спортсменов, пообщаетесь онлайн с любителями спорта, а так же сможете принять участие в опросе. Любопытно еще и то, что вы можете узнать новости не только о спорте Белоруссии, но и проследить за мировыми новостями спорта.
Спорт – занятие  общегосударственного значения! Потому так значимо участие на олимпийских  играх каждой страны. Каждая страна надеется победить, некоторые стремятся  хотя бы достичь лучших результатов, кто-то просто хочет принимать участие  в соревнования, понимая, что не сможет занять призовые места. Спорт объединяет людей, болельщики находят друзей, так  же как и сами спортсмены находят  новых знакомых из других команд.
Спорт помогает развиваться  человеку всесторонне, не только физически. В любом спорте необходима логика, чтобы рассчитать примерно следующий  шаг соперника, и опередить его  или сделать лучше. Кроме того, если спортсмен понимает, что он может сорваться, оступиться и т.п., он должен сориентироваться на месте, чтобы выбраться из ситуации в  лучшем свете, во всяком случае, в лучшем, чем могло бы быть!
Спорт позволяет  человеку укреплять свой иммунитет, болезни, типа простуды, уже с трудом могут взять верх над организмом. Потому спортсмены реже болеют, да и  постоянные разминки благоприятно действуют  на профилактику болезней мышц и суставов.
Спорт – это особое занятие, тут важна каждая мелочь, каждая болячка и трещина. Потому человек который пишет статьи и обзоры о спорте, должен знать все о спортсмене как о своем родственнике, иначе его комментарии к матчам и соревнованиям будут не справедливыми, как минимум, ведь судьи то на это точно не делают поблажек. Вы должны так же уметь рассматривать спортсмена как человека и как деятеля спорта отдельно и вместе. Это дает полную картину спортивной игры в тот или иной момент игры. Так после развода спортсмен может играть гораздо хуже из-за переживаний. Вы конечно должны написать о том, что сыграл спортсмен плохо, однако предположите что это связано с личными проблемами. Даже мужчины иногда любят узнать о спортсмене, точнее о его личной жизни, хотя такие моменты как ссоры и сплетни мужчин не интересуют.  
Не зная всех тонкостей любого вида спорта, невозможно в нем полностью  разбираться. Спортсменам намного  легче быть спортивными журналистами, у них есть личный опыт, знания, которые  им передал тренер – всё это  помогает им в карьере журналиста. 
 
Я думаю, что у спортивного журналиста с богатым опытом, каждый вид спорта вызывает интерес. Чем больше ты узнаешь – тем больше тебя это интересует. Каждый вид спорта требует тщательной подготовки журналиста, причем командные виды спорта больше, чем индивидуальные.  
Ум – может многое значить для журналиста, да и не только может, а значит на самом деле. Очень важна для журналиста полная осведомленность, ведь он не должен упасть лицом в лужу перед читателями, слушателями и телезрителями. Журналист, который плохо осведомлен, не может дать хорошей и точной заметки в своем расследовании.
Журналист спорта так  же должен быть человеком любопытным. И хотя в обычной жизни эта  черта кажется отрицательной, для  журналиста любопытство – обязательная характеристика! Однако, не смотря на весь запас знаний, в одно из профессиональных качеств журналиста, входит их компетентность. Есть вещи, которых просто нельзя допускать.
 
Юмор у спортивного  журналиста всячески приветствуется —  ведь без него невозможно принять  ошибки и поражения. Немудрено, что  знаменитые «ляпы футбольных» комментаторов  уже практически выделились в  отдельный юмористический жанр.
 
 
Любая журналистская деятельность немыслима без конечной цели, поставленной перед ней. Спортивная пресса призвана снимать стрессовые ситуации и направлять эмоциональную энергию на переживания, связанные со спортом. Для этого  поддерживается и развивается интерес  к спорту и окружающей жизни в  целом, попутно претворяется в жизнь  процесс воспитания гармонично развитой личности. Чтобы достичь выполнения задачи постоянного поддержания  интереса к спорту, пресса использует всевозможные методики, попытка типологизировать которые приводит к следующим результатам. Осуществляя информационную, аналитическую и публицистическую, воспитательную функции, а также функцию эмоциональной разрядки, журналистика использует все богатство лексических, синтаксических и концептуальных («самодостаточная система», «развлекательный таблоид») приемов. Сегодня пресса представляет собой социальный институт, который постоянно развивается и имеет хорошие перспективы в ближайшем будущем для развития не только себя, но и такой сферы, как спорт.
   

 
 
 

Новости спорта на современном радио


 

Часть 1

 
Радио наряду с телевидением и Интернетом является одним из оперативных средств  массовой информации. Человек может  слушать его в фоновом режиме и в то же время получать необходимые  сведения, в том числе и из мира спорта.  
У радио есть свои особенности:
    подача информации в оперативной, короткой и доходчивой форме;
    создание первого впечатления о событии;
    показ спектра мнений;
    раскрытие сюжета через краткий анализ.
Одна из ведущих функций на радио  – информационная. На протяжении многих лет зафиксирован стойкий интерес  аудитории к новостным программам. Есть свой постоянный слушатель и  у спортивных новостей.

Часть 2

Спортивные новости могут входить  в общий блок новостей или составлять отдельный выпуск (около двух-пяти минут) и имеют свое постоянное место  в сетке вещания. Выпуск включает в себя российскую и зарубежную информацию по различным видам спорта, если это общефедеральные каналы, и в дополнение – хронику местных спортивных событий, если это региональные радиостанции.  
Каждый выпуск новостей спорта обычно начинается с приветствия ведущего и коротких лидов предстоящих новостей.  
Сам блок спортивных новостей, как правило, состоит из нескольких (трех-шести) коротких, информативно-насыщенных сюжетов, рассчитанный максимум на пять минут и очень редко больше (особенно эта тенденция проявляется во время Олимпийских игр). 
В настоящее время для многих радиостанций стало престижным делать специальные спортивные выпуски новостей. Кроме привычных радиостанций («Маяк», «Эхо Москвы»), спортивные новости появились на радиостанциях, имеющих отдаленное отношение к информационному вещанию – «Радио Шансон» (Москва), «Ретро FM» (Москва), «Европа Плюс – Томск» и др. Кроме того, существуют так называемые программы-«сидикейшн» (новости спорта и другие программы, создаваемые промоушн-организациями и медиагруппами, не имеющими собственного выхода в эфир). К их числу относятся ежедневные спортивные новости – «Прямая подача» (продукт медиагруппы «Седьмое небо» г. Казань).

Общефедеральные радиостанции

«МАЯК» 
«Маяк» – радиостанция, занимающая ведущее место в российском информационном пространстве. В ее спортивной службе информации работает 11 человек, не считая внештатных сотрудников. Главный принцип, которого здесь придерживаются, – спортивная новость должна быть свежей и значимой.  
Спортивные новости выходят каждый час после основного выпуска новостей. На протяжении дня идет полноценное освещение спортивных событий, от подготовительного периода до их завершения. Немаловажными критериями при верстке выпуска новостей являются оперативность, значимость и интерес. Поэтому в основе «Спортивных новостей» лежит эксклюзивная информация собственных московских, региональных и международных корреспондентов, информация подписных агентств: «РИА Новости», ИТАР ТАСС, «Интерфакс», РБК, Associated Press и Reuters, а также ресурсы Интернета. Для полноты раскрытия спортивных событий в выпусках часто используются комментарии специалистов, дающих прогноз или оценку спортивных выступлений. 
   Скачать 
«ЭХО МОСКВЫ» 
Еще один лидер информационного вещания – радиостанция «Эхо Москвы». Это первая негосударственная станция в нашей стране, и поэтому здесь всегда стремятся к независимому и объективному освещению разных событий, происходящих в стране и мире, в том числе и спортивных. Программа спортивных новостей выходит ежедневно, пять раз в день под названием «Спорт-курьер». Хронометраж программы 3 минуты. Иногда он расширяется – для более подробного освещения спортивного события.  
«Спорт-курьер» имеет высокие стабильные рейтинги благодаря проверенным временем принципам: локальность, воздействие, практическая польза, релевантность, сенсация. И главный из них – «первая новость должна быть ударной».  
Источниками информации для «Эха Москвы» являются все ведущие российские, а также зарубежные информагентства, отечественная и иностранная спорт-пресса, некоторые спортивные интернет-ресурсы.

Часть 3. Местные  радиостанции

 
Радио «СИБИРЬ» 
Радио «Сибирь» – первая коммерческая радиостанция в Томске. Спортивные новости отдельным выпуском начали выходить с 1995 года. Сейчас над ними работает Олег Игрушкин. Он предоставляет самую свежую информацию из мира спорта в стране и за рубежом. Особое внимание уделяется событиям, происходящим в футбольном клубе «Томь», так как Олег является пресс-атташе ФК «Томь». Периодичность – по будням три раза в день. 
«Эхо – Москвы» в Томске 
На франчейзинговой радиостанции «Эхо Москвы в Томске» спортивные новости появились в 2004 году. Автор и ведущий Сергей Михальков. По будням три раза в день – утром, днем и вечером – Сергей представляет подробные обзоры спортивной жизни в городе и области, кроме того, он уделяет особое внимание выступлениям томских спортсменов на национальных и международных соревнованиях.

Часть 4. Cпортивные новости 
как программа-«синдикейшн»

На сегодняшний день в нашей  стране существует несколько медиагрупп, создающих специальные программы для внутрироссийского радиорынка. Одна из них – «Седьмое небо» (г. Казань). Среди различных передач, предлагаемых для эфира, выделяются спортивные юмористические новости «Прямая подача». Они представляют собой ежедневные спортивные выпуски, в основе которых лежат три реальных спортивных события, произошедшие за последние 24 часа в стране и за рубежом. Необычность этих новостей состоит в том, что здесь два ведущих, точнее две ведущие – Даша и Ксюша. Длительность программы 2 минуты.

 
 
 
Современные спортивные радиопрограммы способны познакомить радиослушателя как с краткой, так и с более подробной информацией из мира спорта, с представлением анализа, оценки актуальных спортивных событий, историко-значимых явлений, с соответствующей интерпретацией фактов.  
Всплеск появления спортивных программ на различных радиостанциях (в 2002–2003 гг.) в настоящее время пошел к некоторому их сокращению. В частности, из шести программ, существовавших в то время на радиостанции «Маяк», к 2006 г. осталось только две «На спортивной волне «Маяка» и «Спортивный канал».  
Если рассматривать спортивные радиопрограммы с точки зрения классификации, то здесь можно выделить четыре вида программ:
    информационные (обзорные);
    информационно-аналитические (спортивные каналы);
    аналитические;
    спортивные трансляции.
К информационным программам относятся:
    спортивные новости (подробнее см. предыдущий раздел).
    обзорные программы, продолжительностью до 5-10 минут, где представлены обзоры спортивных событий в целом или по тому или иному виду спорта за прошедший день.  
    К примеру: «Стометровка» («Авторадио-Новосибирск», хронометраж 6 мин.); «Голевой момент» (радиостанция «Радио «Альфа» г. Пермь, хронометраж 5 мин.); «Полный финиш» («Авторадио» г. Москва, хронометраж 5 мин.).
Информационно-аналитические спортивные программы представляют собой комбинированные передачи, состоящие из нескольких жанров, например, новости и беседа. Это самый распространенный вид среди спортивных радиопрограмм. Яркими примерами служат:
    Передача «На спортивной волне «МАЯКА» состоящая из двух частей: блока спортивных новостей (5 минут) и беседы с приглашенным в студию гостем, комментирующим центральное спортивное событие. Кроме того, здесь постоянно используется интерактив с радиослушателями.
    «Футбольные хроники» («Русское радио-2»). Здесь представлены новости футбола и комментарии известных специалистов по футболу.
К этому же виду программ относятся  спортивные каналы, получившие распространение  в последнее время: «Спортивный  канал» («Маяк»), «Вечерний спортивный канал» («Эхо Москвы»). 
Их содержание представляет собой обзор спортивных событий дня, актуальные интервью со спортсменами, тренерами, комментарии специалистов. 
Аналитических спортивных радиопрограмм в настоящее время очень мало. В основном они представляют собой беседы журналистов с представителями спорта (например: «Спортивный проспект» («Русское радио-2») – авторская программа Александра Кузмака и Рамаза Чиаурели. Ведущие приглашают в студию спортсменов, тренеров и спортивных чиновников для того, чтобы честно и открыто поговорить о событиях и проблемах профессионального спорта) или еженедельные программы с итогами спортивных событий за неделю («Стадион» с Ириной Родниной («Радио России»)). 
   Скачать 
 
В настоящее время спортивные трансляции на радио, по сравнению с полными радиотрансляциями 1930–1980-х годов, ограничиваются короткими (5–15 мин.) прямыми включениями со стадионов или спортзалов. Большие возможности открывает интернет-вещание. Первым среди российских интернет-проектов стал Rambler-Аудио (http://audio.rambler.ru/), который позволяет прослушивать в режиме реального времени прямые трансляции с места событий. Кроме того, здесь существует архив за 2004–2005 гг. по 14 видам спорта.
 
Одной из особенностей современного радиорынка является то, что радио может затрагивать самые разные жизненные аспекты. Анализируя систему общенациональных (федеральных), региональных и местных каналов, различающихся по охвату аудитории, типам собственности, направленности и форматам вещания, популярности у слушателей, можно сделать вывод, что спорт сегодня, наряду с политикой, экономикой, культурой, занимает достойное место в современном отечественном радиовещании.  
К этой теме сформировался стабильный интерес аудитории, которая имеет возможность выбрать различные формы получения информации: через обзор спортивных событий в новостях, прослушивание спортивного репортажа или специальных программ, посвященных событиям в мире спорта. 
Немаловажную роль в освещении спорта на радио играет и журналист, работающий в данном жанре. Радиослушателям мало знать, на какой половине поля в данную минуту находится мяч, кто кому его отпасовал и куда бежит такой-то полузащитник. Для них важен анализ и оценка происходящего. И задача спортивного журналиста оперативно, достоверно и динамично вводить в курс дела. В настоящее время это не так трудно сделать благодаря использованию постоянно расширяющегося спектра источников информации, новейших технологий – Интернета, сотовой связи, SMS-сообщений и т.д.

 

 
 
Спортивные  новости
Тема спорта всегда входила  в основной информационный блок теленовостей. На многих телеканалах до сих пор  придерживаются этой традиционной политики, в их число входят: «Первый канал», «Россия», «НТВ», «ТВЦ», «REN-TV». 
В начале XXI века, с появлением спортивных каналов – «НТВ-Плюс. Спорт», «7ТВ», «Спорт», специализированные новости стали выходить самостоятельными программами.
«Спорт»
 
С 2003 года в связи с  увеличением внимания руководства  канала РТР к освещению спортивной тематики спортивные новости были выделены из информационной программы «Вести»  в новую программу «Вести. Спорт» (вначале она выходила на канале «Россия», затем перешла на канал  «Спорт»).  
«Вести. Спорт» построены по принципу: 5 сюжетов и 4 закадровых материала, которые разбиваются между собой устными информациями, читаемыми ведущим в студии в прямом эфире. Приоритет материалов определяется исходя из важности спортивного события. Хронометраж программы 10 минут. Выходит ежедневно. В начале 2005 года у программы появился специализированный региональный выпуск ««Вести. Спорт. Местное время» (подготовкой которого занимаются спортивные журналисты регионов).
НТВ-ПЛЮС. СПОРТ
 
На спутниковом канале НТВ-ПЛЮС. СПОРТ выходит специальная  пятнадцатиминутная программа спортивных новостей «Пресс-Центр» пять раз в  день в будние дни и три раза в день в выходные. Главная задача новостей – оперативное освещение  мировых и российских спортивных событий.
7 ТВ
 
Программа спортивных новостей «7 новостей» на канале «7 ТВ» выходит 11 раз в день. Само название отражает суть информационного выпуска: семь новостей в динамичном ритме. Новаторство передач состоит в том, что здесь нет привычного ведущего новостей, а используется закадровый комментарий (использована система известного канала Euronews). Приоритет в этой программе отдается российскому спорту и российским спортсменам, выступающим в чемпионатах мира, Европы, играющим в лучших Лигах – НБА, НХЛ. Новости рассчитаны на широкий круг зрителей, но в первую очередь на тех, кто интересуется профессиональным спортом. Через каждые два часа телезрители имеют возможность получать очередной блок новой информации или подробности о событиях, проанонсированных в предыдущих выпусках. Превью
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.