На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


контрольная работа Русская литература

Информация:

Тип работы: контрольная работа. Добавлен: 05.12.2012. Сдан: 2012. Страниц: 20. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


?
Оглавление
Введение
 
3-4
Глава1. Идейный пафос творчества А.Н. Островского
 
5-9
Глава2. Катерина Кабанова и Лариса Огудалова. Трагические судьбы героинь Островского
10-23
§1.1. Катерина Кабанова – женщина, которая бросила вызов обществу
 
10-16
§1.2 Лариса Огудалова – героиня романса
 
16-23
Глава3. Катерина Кабанова и Лариса Огудалова как отражение русского женского национального характера
 
24-30
Заключение
 
31-32
Библиографический список
 
33

Введение
 
Александр Николаевич Островский дал миру  подарил русскому читателю и русскому театралу огромное количество великолепных пьес: от искрометных комедий, удивительных по  трагическому накалу драм, но самыми известными его произведениями являются пьесы «Гроза» и «Бесприданница», вошедшие в обязательную школьную программу, как ключевые в творчестве этого автора. Два женских образа, которые создал писатель: сильную и чистую душой Катерину Кабанову и тонкую мечтательную Ларису Огудалову – навсегда вошли в отечественную культуру, однако так и не получили однозначной трактовки, что, впрочем, естественно, для любого героя, созданного писателем-реалистом, каким являлся Островский.  Рожденные действительностью, и отражающие существующие черты женского характера и реальные судьбы, героини Островского выражают собой все самое чистое, самое лучшее, что было в женщине девятнадцатого века. Они являются самыми точными, и самыми отчетливыми женскими портретами, какие только мог создать драматург, и каждая из них представляет собой не только конкретный образ, но и  отражает типичные черты, присущие русскому национальному женскому характеру, в его положительном проявлении. Сравнение этих двух героинь проводилось неоднократно, но в нашей работе мы обратимся не только к анализу, но и к синтезу: в качестве концепции работы мы представляем мысль о том, что два этих образа неразрывно связанны, но не как иллюстрация эволюции взглядов писателя, а как портретная характеристика русского женского национального характера.
В нашей работе мы проанализируем два этих знаковых для всего творчества Островского характера, и сравним Катерину Кабанову и Ларису Огудалову, чтобы ответить на вопрос: почему эти разные образы, созданные в конце девятнадцатого века с полным правом называются типическими характерами, национальными характерами. Целью нашей работы будет сравнительный анализ характеров Катерины Кабановой и Ларисы Огудаловй, как ключевых женских образов в творчестве Александра Николаевича Островского, в которых автор синтезирует представление о русском национальном женском характере.
Исходя из этого мы ставим перед собой следующие задачи:
1. Рассмотреть основной идейный пафос пьес А.Н. Островского, и выявить место, которое занимают пьесы «Гроза» и «Бесприданница» в его литературном творчестве.
2. Последовательно проанализировать образ Катерины Кабановой и Ларисы Огудаловой, и выявить основные черты характера героинь, их роль и место в художественном мире пьес «Гроза» и «Бесприданница».
3. Провести сравнительный анализ образов Катерины Кабановой и Ларисы Огудаловой,  и выявить,  как в творчестве Островского  происходит создание русского национального женского характера.
Таким образом, наша работа будет состоять из следующих частей: в первой главе мы кратко охарактеризуем идейный пафос творчества А.Н. Островского, вторая глава будет разделена на два параграфа, в которых будет представлен анализ образов Катерины Кабановой и Ларисы Огудаловой соответсвенно; в третьей части будет проведен сравнительный анализ характеров двух героинь, как носительниц типических черт русского национального женского характера. В конце работы будет представлен список исследований, легших  основу нашего анализа.

Глава1. Идейный пафос творчества А.Н. Островского
 
В первой главе нашей работы, мы обратимся к идейному пафосу творчества Островского, и рассмотрим те философские идеи, которые лежат в основе всех его произведений в целом, и в его ключевых пьесах «Гроза» и «Бесприданница», которые, по мнению его современников и критиков двадцатого столетия, являются наиболее яркими и занимают особое место в его творчестве.
Александр Николаевич родился Москве, в семье чиновника, ставшего позднее частнопрактикующим ходатаем по гражданским делам. В 1835—1840 г-х он учился  в Первой Московской гимназии, и впоследствии был принят на юридический факультет Московского университета, откуда однако вышел не окончив курса. Большое влияние на формирование мировоззрения молодого Островского оказали статьи В. Г. Белинского и А. И. Герцена. «Юношей Островский жадно слушал вдохновенные слова профессоров, среди которых были блестящие, прогрессивные ученые, друзья великих писателей, о борьбе с неправдой и злом, о сочувствии «всему человеческому», о свободе как о цели общественного развития… Высшим авторитетом в искусстве же, для него стал Белинский»[1].
В 1843 году Островский поступил на службу в Московский совестный суд, а позднее перешел на службу в канцелярию Московского коммерческого суда, в которой прослужил до 1851-го. В этих учреждениях, ведавших торговыми делами, будущий драматург приобрел исключительно большой запас наблюдений над тем миром замоскворецкого купечества, который он впоследствии с таким блеском изобразил. Свою приверженность к идейному реалистическому искусству, стремление следовать заветам В. Г. Белинского Островский выразил и в литературных критических статьях этого периода, в которых он утверждал, что особенностью русской литературы является ее «обличительный характер». Первые литературные опыты Островского в прозе отмечены влиянием натуральной школы – это «Записки замоскворецкого жителя». Литературная известность Островскому принесла опубликованная в 1850 году комедия «Свои люди - сочтемся». Комедия была запрещена к представлению на сцене, а автор, по личному распоряжению Николая I, отдан под надзор полиции.
В начале 50-х годов, в годы усиливавшейся правительственной реакции, произошло кратковременное сближение Островского с «молодой редакцией» реакционно-славянофильского журнала «Москвитянин», члены которой стремились представить драматурга певцом «самобытного русского купечества и его домостроевских устоев». Однако он быстро разочаровывается в реакционных славянофильских идеях. На развитие творчества Островского оказали сильнейшее влияние статьи Н. Г. Чернышевского, а позднее Н. А. Добролюбова, творчество Н. А. Некрасова и М. Е. Салтыкова-Щедрина. Однако Островский мало интересовался той активной идеологической жизнью, какую вела в пореформенные десятилетия разночинная, а отчасти и дворянская интеллигенция, теми политическими, философскими, моралистическими исканиями, которые имели тогда решающее значение в ее деятельности. Герои Островского почти всегда люди идеологически пассивные, или не возвышающиеся до теоретических интересов, или пренебрегающие ими. По мнению Лотмана: «Понимание драматизма жизни, которое выразил Островский, его представление о драматическом конфликте как форме борения личности с порабощающим человека «общим порядком бытия», о речи персонажа как важнейшем элементе драматического действия, сложное соотношение стихий комического и трагического — все эти особенности его произведений готовили возможность революционного переосмысления законов драматургии и театра, происшедшего в конце XIX — начале XX в»[2]
Наиболее полную и убедительную оценку творчества Островского дал Добролюбов в статьях «Темное царство» и «Луч света в темном царстве». В произведениях Островского критик видел, прежде всего, замечательно правдивое и разностороннее изображение действительности. Обладая «глубоким пониманием русской жизни и великим умением изображать резко и живо самые существенные ее стороны»[3]. Островский явился, по определению Добролюбова, настоящим народным писателем. Творчество Островского отличается не только глубокой народностью, идейностью, смелым обличением социального зла, но и высоким художественным мастерством.
Но Островский не был вместе с тем и писателем-моралистом, ставившим перед своими героями отвлеченные этические задачи, как это делали Достоевский и Толстой: в жизни средних слоев русского общества его интересовала «обыденная» человеческая нравственность, поэтому свои пьесы драматург строил не на политических или идейных конфликтах, а на конфликтах «повседневности». Основным пафосом его пьес и является разоблачение отрицательных свойств жизни общества в сфере их «обычной» гражданской нравственности. Островский противопоставлял бытовому самодурству и тиранству, хищничеству и мотовству, честность, моральную стойкость и чистоту, внутреннее благородство интересов и побуждений.
Островский создал великое множество замечательных произведений, как комедийного, так и трагического содержания, однако вершиной его драматургии принято считать пьесы «Гроза» и «Бесприданница». Стремление «опростить» конфликт пьесы до социального, сохранив при этом его философскую глубину, выразилось в них с наибольшей силой – оба произведения построены на абсолютно реалистичной коллизии, недаром считается, что в основу «Грозы» положено реальное уголовное дело Клыковых, а за право называться «Калиновом» борются сразу несколько городов Тверской области. Анненков так писал о назначении пьес Островского и их влиянии на умы общественности того времени: «Чего ожидать образованной мысли, морали и эстетике от этого мира, который в высших своих представителях - купцах - поражает отсутствием - всякой человеческой логики или изобретением немыслимой логики вроде той, какая царствует в сумасшедших домах? Только тремя сторонами может он соприкасаться с образованным миром: он обязан или возбуждать сострадание, или производить смех пополам с отвращением, или выслушивать урок и заучивать его на память»[4].
Однако реальность происходящего наполнена символами, которые призваны помочь читателю или зрителю погрузиться в философский подтекст каждой пьесы. Имена героев, стихи, которые они читают, песни, которые они поют или слушают, места, связанные с ними – все это позволяет пьесам Островского вырасти из реалистического описания пусть и острых, но все-таки реальных конфликтов и достичь той философской глубины, которая позволяет им оставаться актуальными и сегодня.
Даже современному читателю легко представить мир, окружающий Катерину Кабанову или Ларису Огудалову, поскольку именно эти героини его пьес будут поняты и приняты всегда. Островский был драматургом «своего времени», поэтому его пьесы наполнены социальной проблематикой 50х - 70-х годов девятнадцатого века, но в драмах «Гроза» и «Бесприданница», и комедии «Свои люди - сочтемся» автору удалось уловить «вечную» проблему, создать «вечные» образы. В своей самой известной комедии, Островский рисует противостояние хищников, в котором выигрывают молодость и беспринципность, в драмах – «горячие сердца» сталкиваются с «темным царством», и гибнут, несмотря на внутреннюю силу.
Именно столкновение духовного идеала с жестокостью мира является основным идейным стержнем всех произведений островского, но как писатель-реалист, он не может позволить себе идти против существующей действительности, в которой такое противостояние всегда трагично. Раз за разом на страницах его произведений происходит гибель духовного, торжествует цинизм, власть денег, пресловутое «темное царство» губит одну душу за другой, но каждая павшая в этой битве душа в конечном итоге становится победительницей, «светлые» герои умирают, сохранив духовность, по воле внутреннего нравственного закона. Наибольшее внутреннее отличие «Грозы» от «Бесприданницы» в этом ключе – это разная тональность финалов. В ранней пьесе, Островский показывает бунт, который, в конечном итоге, приведет к краху зла, в написанной спустя много лет «Бесприданнице», зло остается в мире, вытесняя оттуда неспособную на бунт Ларису, с ее мечтательностью и желанием любить.
Но испокон веков в идее самой драматургии лежит понятие «катарсиса» - духовного очищения, в трагедии - через страдание, то есть через сострадание зрителя героям пьесы. Островский в своих произведениях создает такие образы, которые вызывают бурную эмоциональную реакцию, образы сложные и многогранные, противоречивые настолько, что критики до сих пор ломают копья, пытаясь дать как можно более объективную оценку тому или иному персонажу. И в большей степени данное утверждение касается именно главных героинь «Грозы» и «Бесприданницы», которые, несомненно, входят в галерею русских национальных женских характеров, и отражают представления автора о чистом и духовном герое.

Глава2. Катерина Кабанова и Лариса Огудалова. Трагические судьбы героинь Островского
 
§1.1. Катерина Кабанова – женщина, которая бросила вызов обществу
 
С именем Катерины Кабановой многое связано в русской культуре, ее образ до сих пор не получил однозначной оценки в русской критике, однако все без исключения исследователи говорят о глубоких национальных корнях этого образа. В данной части нашей работы мы обратимся к анализу образа Катерины, и рассмотрим, какие черты русского женского национального характера позволяют Катерине и в наше время оставаться воплощением русской женственности, наряду с такими персонажами, как Наташа Ростова, Татьяна Ларина, Анна Каренина и др.
Истоки «национальности» данного образа следует искать в самом характере и жизненной философии Катерины, однако драматическая форма «Грозы» не позволяет нам увидеть внутренние переживания героини, ее мельчайшие жесты, услышать ее интонацию, поскольку специфика драмы как жанра заключается в том, что она предназначена не для читателя, а для зрителя. Но как любое литературное произведение, она может быть прочитана и интерпретирована, и каждый характер получает в ней глубокую характеристику, но не через текст повествования, а через монологи героев, авторские ремарки, символические образы.
Анализируя характер Катерины Кабановой, мы обратимся не только к ее монологам, но и погрузимся в окружающие ее мир, в те декорации, реальные и символические, которыми ее окружает автор. В первую очередь, это место действия – город Калинов.
Город Калинов - провинциальный город, имеющий под собой реальную основу – любой провинциальный город вообще (именно поэтому до сих пор срезу несколько городов оспаривают право считаться прототипом «Калинова»); быт и Нарвы его обитателей исторически реальны, несмотря на некоторый гротеск, Л.М. Лотман пишет, что «в «Грозе» основное действие развертывается между членами купеческой семьи Кабановых и их окружением. Однако события возведены здесь в ранг явлений общего порядка, герои типизированы, центральным персонажам приданы яркие, индивидуальные характеры»[5]. Провинциальное население России жило по законам домостроя, но не в его реальном религиозном понимании, а в его сниженном толковании, как свода жестоких законов, запрещающих всякое свободомыслие и личностную активность. Семья живет по четкой иерархической схеме, на вершине которой находится Кабаниха, самодурство которой разрушает личность ее сына, ломает семью и является основной причиной того, что его брак рушится. Домостроевская традиция действительно опирается на подчинение младших старшим, но при этом старшие члены семьи должны являться идеалом христианского поведения, носителем доброты, сострадания, морали, и Катерина, воспитывавшаяся в духе «правильного» «Домостроя», не может гармонично существовать в обществе духовно пустых или сломленных людей. «Катерина, … неспособна воспринимать любое действие вне его содержания. Религия, семейные и родственные отношения, даже прогулка над Волгой — все, что в среде калиновцев, и в особенности в доме Кабановых, превратилось во внешне соблюдаемый ритуал, для Катерины или полно смысла, или невыносимо. Катерина несет в себе творческое начало развития»[6].
В монологе Катерины, описывающим ее мы узнаем, что прежде героиню окружала красота и гармония, она «жила, точно птичка на воле». Ее детская жизнь является зеркальным отражением жизни теперешней: вместо любящей матери – свекровь, которая ее ненавидит, вместо природы, которая ее окружала – высокие «калиновские» заборы и замки. Вместо радостной работы и рассказов странниц, которые она слушала с благоговением – домашние дела и мрачные пророчества Феклуши.
Детство Катерины было радостным, безоблачным, она жила в древне, мать в ней «души не чаяла», не принуждала работать по хозяйству. Жила Катерина свободно: вставала рано, умывалась родниковой водой, ползала цветы, ходила с матерью в церковь, потом садилась за какую-нибудь работу и слушала странниц и богомолок, которых было много в их доме. Девочке снились волшебные сны, в которых она летала под облаками. Но уже с детства у Катерины обнаруживается сильный свободолюбивый характер, который трудно заподозрить в этой восторженной, почти блаженной девочке, которая видит ангелов в церкви. Обиженная шестилетняя девочка побежала к Волге, села в лодку и оттолкнулась от берега. В этом поступке истинно национальный женский протест – разрушение гармонии внешнего и внутреннего мира приводит не к открытому сопротивлению, не к борьбе, а к уходу от мира. Шестилетний ребенок вряд ли задумывался о смерти, хотя этот эпизод перекликается к концовкой пьесы, скорее здесь показано стремление к природной гармонии, которое Катерина испытывает с детства. Повторимся – разрушение гармонии между внутренним и внешним миром приводит девочку к стремлению эту гармонию восстановить, а не разрушить до конца внешний мир, Катерина не «боец», она – творец, ее воображение творит ангелов, наделяет Бориса чертами романтического героя, придает каждому ее действию глубокий смысл.
Основными чертами характера Катерины-девушки являются набожность и духовная страстность. Она готова любить все и всех вокруг себя: природу, солнце, церковь, свой дом со странницами, нищих, которым она помогает. Из всего существующего она  выбирает  только  то, что не противоречит ее натуре, остальное она не замечает. Но  если  она встречает на своем пути то, что противоречит  ее  идеалам,  то она становится непокорной и упрямой, и стремиться защитить себя от постороннего, чуждого. Критики так оценивают обстановку, в которой выросла Катерина: «Эта обстановка давала широкий простор мечтательности девушки, мечты которой окрашивались в тона религиозной экзальтации… Однако эти условия содействовали также и тому, что в сознании Катерины прочно укладывались и укреплялись нормы патриархально-домостроевской морали, прежде всего супружеской верности и покорности, подкрепленные авторитетом религии»[7].
После  замужества  Катерина, как уже было сказано выше, попадает в совершенно иной мир, полный обмана и жестокости, героиня уже не чувствует такого восторга от посещения церкви, она не может заниматься привычными ей делами, грустные, тревожные мысли не дают ей спокойно любоваться природой. Как творец, Катерина стремиться силой собственного воображения переделать окружающий мир, она терпит Кабаниху, с ее тиранией, Тихона, с его изломанной психикой, согласуясь со своими нравственными убеждениями, но ее внутренний мир требует другого, возвышенного наполнения, под которым для нее с детства мыслилась любовь. «Катерина же обладает не только силой, но и глубиной переживаний, вытекающей из ее нравственной незаурядности и прежде всего из смутных и неосознанных ею самой романтических стремлений»[8]. Катерина отчаянно пытается найти свое счастье в любви к Тихону, говоря: «Я буду мужа любить. Тиша, голубчик мой, ни на кого я тебя не променяю»[9].  Но любые проявления этой любви пресекаются Кабанихой: «Что на шею-то виснешь, бесстыдница? Не с любовником прощаешься»[10], - а Тихон не противиться своей матери, хотя он мог бы полюбить Катерину, и дать ее внутреннему миру гармонию. В реальности Катерина становится абсолютно одинокой, но пустота в душе человека, а тем более в душе такой сильной в своем романтическом созидании девушки, не может существовать долго. Катерина заполняет ее любовью к Борису. Реальный Борис и образ, который любит Катерина, абсолютно несхожи, ведь Катерина видит в нем идеал, которым он не является, и это первая причина трагедии девушки. Вторая, более важная, заключается в том, Катерина Кабанова девушка духовно развитая, и для нее законы церкви, запрещающей измену, так же важны, как и чувство внутренней полноты, порожденное любовью к Борису. Конфликт между внутренними убеждениями и внутренними стремлениями и приводит Катерину к трагическому финалу.
Задавленная тиранией Кабанихи, Катерина снова поступает как в детстве – она пытается найти гармонию, и идет на свидание с Борисом, хотя осознает, что совершает грех, но она приносит чистоту своей совести в жертву, в попытке сотворить для себя другую судьбу. Можно ли говорить о том, что Катерина осознавала, что эта попытка обречена на провал? Скорее всего так, но осознавала она и то, что ей не выжить и без этой попытки, недаром она говорит, что ее ничем не удержишь, и если ей все опостылеет, то она выброситься в Волгу.
Она хотела насытиться любовью, зная, что в этом мире она обречена, но в глубине души героиня надеялась, как надеется любой человек, что ее любовь окажется спасительной, что она вырвется из этого «темного царства». Героиня ищет своего героя, свою «родственную душу», но никого не  может  найти, разум ее смиряется, но сердце ждет того единственного, который  поможет ей выжить и  бороться за правду в этом мире лжи и лукавства. Затуманенное сердце Катерины не видит в истинного лица Бориса, она сама творит его, но она не в силах сделать так, чтобы Борис, которого она творит в своем сердце, воплотился в реальном Борисе. И разумом Катерина понимает это, говоря ему: «Ты меня загубил». Борис не может  дать  Катерине  того, что  она  просит:  понимания, защиты и такой же самоотверженной любви, он оставляет Катерину одну, бросает «на съеденье волкам».
В Катерине мы видим тот самый классический для русской литературы конфликт: внутренний конфликт между сердцем и разумом, готовностью любить и жестокостью и несправедливостью законов общества. Грех, в котором она себя обвиняет, висит на душе Катерины тяжким  камнем, «естественно, что страсть вызывает в душе Катерины сначала бурю сомнений, а затем тяжелую, трагическую борьбу первого глубокого и искреннего чувства со столь же глубоким и искренним сознанием морального долга замужней женщины… эта внутренняя борьба вызывает у Катерины смутные стремления к личной свободе, в смысле неопределенного, эмоционально предвосхищаемого нравственного идеала»[11], поэтому она ужасно  боится надвигающейся грозы, ставшей символом ее бунта. Катерина боялась грозы с тех пор, как стала думать о Борисе. Для ее  чистой души даже мысль о любви к постороннему человеку - грех. Единственным способом хотя бы  частично  от  него  избавиться  она  считает  покаяние. Даже в этом она противопоставлена окружающему ее миру, в котором Варвара учит ее: «не пойман, не вор». «Обманывать-то я не умею; скрыть-то ничего не могу»[12] - такова Катерина. Тихон простил жену, но  будучи очень религиозной, Катерина не способна заглушить в себе совесть. Девушка не может простить себя, она стыдится смотреть в глаза мужу, которому изменила. Возможно, оцени Тихон этот поступок правильно, и не может жить с пятном на своей совести. Преследуемая своим грехом, Катерина уходит из жизни, чтобы спасти свою   душу, но и в уходе этом отражается поэтическая натура героини: мечтающая взлететь Катерина делает шаг с обрыва, улетая от людей, как птица, в объятия Волги.
Два емких художественных символа скрепляют смысл «Грозы». Первый - мощный катаклизм, пронесшийся не только в природе, но и в мире людей. Второй - великая река, в которую бросилась несчастная женщина, ее колыбель и ее могила. Гроза, как символ наказания,, прошла над городом Калиновом, лишившимся последнего искреннего и чистого человека в нем, внутренняя гроза героини – ее самоубийство, которым она наказывает себя сама. Волга – символ женского начала, сила, которая неподвластна людям, символ свободы, которую обретает Катерина. По собственной свободной воле она согрешила, а когда отказали ей в покаянии, сама себя покарала. Самоубийство для верующего человека- грех еще более страшный, чем измена, но Катерина пошла на это. Порыв к свободе, к воле оказался у нее сильнее страха загробных мучений, ведь Бог Катерины намного милосерднее людей, которые ее окружали.
Катерина - истинно трагическая героиня. Герой трагедии всегда нарушитель миропорядка, некоего людского или вселенского закона. Хотя он субъективно и не хочет ничего нарушать, но объективно его поступок оказывается нарушением, но карают героя не общество, не некие высшие силы – герой трагедии, переживший катарсис является сам для себя судьей и палачом. Такова и Катерина: свободно отдавшись впервые посетившему ее свободному чувству, она нарушила патриархальный покой и неподвижность, но причиной ее гибели стал ее внутренний конфликт. Мир русской патриархальной жизни, в котором Катерина воплощала все самое светлое: искреннюю религиозность, высокую нравственность, созидательную женскую силу, сам взорвался изнутри, потому что из него стала уходить свобода, то есть сама жизнь.
Катерина потому является воплощением национального женского характера, что в ней заключена идея нравственности и свободы. Идеальная свобода – это свобода внутренняя, свобода без угрызений совести, без конфликта с внешним миром и миром души. В Катерине раскрыта полная силу русской нравственности, которая не позволяет совершать сделок с совестью, которая является мерилом всей человеческой жизни. Смерть Катерины, как ее сознательное решение – это одно из проявлений силы этой нравственности. Можно бесконечно спорить о том, была ли героиня «Грозы» сильной или слабой духом, совершила она революцию в мире «темного царства» или оказалась его жертвой – истинный смысл образа Катерины, как нам видится, не в этом. Катерина создана как воплощение духовной преобразующей силы и нравственности. Даже в ее имени отражается эта высокая духовность: имя Екатерина происходит от греческого слова «катариос» — чистый, непорочный[13].
Именно такой предстает пере нами Катерина Кабанова, творческая и страстная натура которой оказалась неподвластна гнету провинциального быта, а высокая духовная чистота сделала даже ее самоубийство актом очищения и преображения мира.

§1.2 Лариса Огудалова – героиня романса
 
Лариса Огудалова – образ не менее известный, чем Катерина Кабанова, и вызывает не меньшую полемику. Основным вопросом остается вопрос о силе нравственности Ларисы и о смысле ее последних слов. Островский создал действительно противоречивый образ, в данной части работы мы попытаемся найти ответ на вопрос, в чем заключается истинная сила характера Ларисы Огудаловой, и почему она, столь непохожая на чистую духовно Катерину, также остается воплощением женской трагедии.
Современное понимание этого образа во многом строится на восприятии фильма известного фильма «Жестокий романс», спорить о соответствии режиссерской версии и авторского замысла мы не станем, но нам кажется, что название фильма очень точно отражает стилистику пьесы. По определению, жестокий романс – это городская баллада о любви, наполненная преувеличенным трагическим пафосом, сентиментальная, но не дающая ощущения катарсиса [], этот трагический пафос присущ всем главным героям пьесы, кроме самой Ларисы, которая взлетает как чайка – птица, давшая корень ее имени – над духовно мелкими людьми. «Бесприданница» - это пьеса о быте и нравах, но в ней нет такого прорыва, который мы находим в «Грозе». Гибель Ларисы – не предрешенная самой Ларисой данность, а результат мгновенного выбора героини, которая до последнего момента находится в плену собственных иллюзий, именно поэтому ее смерть – не самоубийство, а выстрел Карандышева. Лотман, в статье «Островский и русская драматургия его времени» так оценивает трагедию Ларисы Огудаловой, героиня: «современная женщина, ощущающая себя личностью, самостоятельно принимающая важные жизненные решения, сталкивается с жестокими законами общества и не может ни примириться с ними, ни противопоставить им новые идеалы. Находясь под обаянием сильного человека, яркой личности, она не сразу осознает, что обаяние его неотделимо от могущества, которое ему придает богатство, и от беспощадной жестокости «собирателя капиталов». Смерть Ларисы — трагический выход из неразрешимых нравственных противоречий времени»[14].
Пьеса «Бесприданница» написана в конце 70-х годов XIX века, во время торжества нуворишей — разбогатевших купцов, когда все большее влияние на людей оказывали деньги, заслонившие подлинные ценности. Трагические последствия этого отразились в судьбе главной героини драмы. Лариса — мягкая, чистая девушка, но воспитана она в лучших европейских традициях – ее научили тому, что полагается иметь европейской девушке: хорошие манеры и музыкальное образование. Но Лариса не понимает истинного смысла этого образования, которое является лишь красивой оправой для ценной вещи. Ее мать, удачно «пристроившая» уже двух дочерей, ни одна из которых не обрела счастья, прочит и Ларисе удачный брак с обеспеченным человеком. Действует Огудалова старшая отнюдь не во благо дочери, в этом мире наживы трагедия начинается уже с того, что мать пытается подороже продать дочь, для собственной выгоды.
Лариса лишена материнской любви, она лишена любви вообще, как и Катерина, и ее сердце требует того, чтобы этот недостаток любви был восполнен. Здесь она ближе к образу Татьяны Лариной, душа которой ждала «кого-нибудь», но в отличие от Татьяны, история которой завершается браком пусть и с нелюбимым, но с уважаемым ею и обществом человеком, который Татьяну любит, Лариса не получает заслуженной любви ни от своего избранника Паратова, ни от своего жениха Карандышева.
Лариса, наивная молодая девушка, никак не может поверить, что в обществе, где она, по воле матери, должна вращаться, все определяют деньги. «Она воплощает традиции дворянского воспитания, и в ее характере проявляется резкое
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.