На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


контрольная работа Прогнозирование занятости

Информация:

Тип работы: контрольная работа. Добавлен: 05.12.2012. Сдан: 2012. Страниц: 14. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
    Содержание:
    Введение...........................................................................................................3
    1. Понятие занятости населения.....................................................................4
    2. Проблемы занятости населения.................................................................6
    3. Проблемы государственного регулирования занятости населения.......8
    4. Состояние и прогнозирование ситуации на рынке труда.....................12
    Заключение....................................................................................................15
    Список  литературы.......................................................................................16 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Введение.
    Актуализация проблем занятости обусловлена рядом обстоятельств.
    Во-первых, занятость населения – важнейшее  связующее звено между экономической и социальной составляющей воспроизводственного процесса. С одной стороны, занятость населения является условием для создания валового внутреннего продукта, фундамента благосостояния сего общества, с другой – созданные материальные и духовные богатства служат базой  для воспроизводства главной производительной силы – самого человека, его трудового потенциала.
    Во – вторых, рыночные отношения, создавая гибкую систему мотивационных механизмов производительного труда, одновременно формируют условия, при которых в не полной мере обеспечивается реализация конституционного права на труд и доход в общественном хозяйстве.
    В-третьих, перед страной все острее встает необходимость формирования занятости. адекватной объективной потребности инновационного развития экономики. особую значимость приобретают такие конкретные проблемы, как выбор оптимальных форм и методов регулирования занятости, соотношения частных и государственных инициатив, централизация и децентрализация воспроизводства трудового потенциала.
    Целью данной работы является рассмотрение понятия занятости населения, обозначение  ее проблем.
    Задачами  работы являются:
      изучение понятия занятости населения;
      обозначение проблем занятости;
      изучение особенностей занятости населения;
      анализ статистических данных о занятости населения в РФ.
 
 
    1. Понятие занятости   населения
    С проблемами труда, трудовых отношений, оплаты труда и его производительности связана не менее важная проблема занятости населения, под которой понимается мера вовлечения людей в трудовую деятельность и степень удовлетворения их потребности в труде, обеспечения рабочими местами. Осуществление определенной политики занятости, создание условий для рациональной занятости представляет задачу, возникающую как в рыночной, так и в нерыночной экономике. Однако пути и способы решения этой задачи и даже ее постановка несколько различаются.
    Содержание  понятия «занятость» включает в себя как потребность людей в различных видах общественно полезной деятельности, так и степень удовлетворения этой потребности. Целью обеспечения полной и продуктивной занятости является достижение роста эффективности труда, формирование структуры занятости в соответствии с потребностями совершенствования отраслевой и региональной структуры производства, учет социально-демографических факторов.
    Кроме того, под занятостью как экономической  категорией следует понимать совокупность социально-экономических отношений в обществе, обеспечивающих возможности приложения труда в различных сферах хозяйственной деятельности и выполняющих функцию связующего звена в воспроизводстве рабочей силы на всех уровнях организации общественного труда и производства.
    ФЗ  «О занятости населения в РФ» № 1032 – 1 от 19 апреля 1991 года трактует понятие «занятость» как «деятельность граждан, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей, не противоречащая законодательству Российской Федерации и приносящая, как правило, им заработок, трудовой доход»1.
    В специальной литературе можно встретить  большое количество определений  занятости: продуктивная, рациональная, оптимальная, сбалансированная, эффективная. Все они лишь уточняют основное содержание занятости, состоящее в необходимости поддержания такого соответствия между занятой рабочей силой и ее свободным резервом, между личными и вещественными факторами производства, которое способствовало бы достижению максимальной эффективности функционирования производства и росту доходов населения.
    Различают понятия полной и эффективной  занятости. Полная занятость характеризует такое состояние, при котором обеспечены работой все нуждающееся в ней и желающие работать, что соответствует наличию сбалансированности между спросом и предложением рабочей силы. Эффективная занятость характеризуется с двух точек зрения: с экономической, как наиболее рациональное использование человеческого ресурса и социальной как наиболее полное соответствие интересам человека труда. Таким образом, если полная занятость отражает занятость с количественной стороны, то эффективная -  с качественной.
    Сформулированная  в России в период становления  рыночных отношений концепция занятости  базируется на следующих основных принципах:
    1. Исключительное право граждан  распоряжаться своими способностями к производительному и творческому труду. Принуждение в какой-либо форме к труду не допускается, за исключением случаев, особо установленных законодательством.
      2. Ответственность государства за реализацию права граждан за труд, содействие занятости трудовой деятельностью, на которую способен человек и которую он желает осуществить.
    Таким образом, в рамках данной концепции  можно достичь полной занятости  при любом ее уровне, если спрос  населения на рабочие места удовлетворяется  при условии экономической целесообразности создания и использования рабочих мест.  

    2. Проблемы занятости  населения
      Проблема занятости населения  — это проблема вовлечения  людей в трудовую деятельность  и степень удовлетворения их  потребности в труде рабочими  местами. Добиться такого положения, чтобы занято было все трудоспособное население невозможно. Ведь одни вступают в рабочую силу, другие выходят из ее состава, третьих увольняют или они сами увольняются, четвертые находятся в поисках работы, т.е. происходит нормальное движение рабочей силы, часть которой на какой-то промежуток времени остается без работы.
    Одним из видов структуризации рынка труда  является его разделение по демографическим  и профессиональным признакам.
    Различают:
    рынок труда молодежи.
    Ситуация, складывающаяся на российском молодежном рынке труда в последние годы, является достаточно напряженной и характеризуется тенденциями к ухудшению. Растут масштабы регистрируемой и скрытой безработицы среди молодежи, увеличивается ее продолжительность. Борьба за выживание российских предприятий приводит к ужесточению условий вступления молодежи на рынок труда. Между тем возможности молодых людей и без того ограничены в силу их более низкой конкурентоспособности по сравнению с другими категориями населения.
    рынок труда лиц предпенсионного возраста и пенсионеров.
    Для него характерны невысокая производительность труда, низкая экономическая активность, отсутствие или ограничение возможностей для переобучения.
    рынок труда женщин.
    Его особенностью являются возможные продолжительные перерывы в работе, связанные с рождением и воспитанием детей, снижение по этой же причине профессиональных способностей.
          Поиск путей решения  проблем занятости привел к образованию  нестандартных ее форм, которые выходят  за рамки нормативной продолжительности рабочего времени и круглогодичной занятости. Их использование позволяет сократить общую численность незанятого населения, ищущего работу, и в первую очередь из числа слабо защищенных категорий граждан. Кроме того, повышение занятости идет, как правило, без увеличения количества рабочих мест за счет деления их между работниками и сокращения рабочего времени.
    Под гибкими формами занятости2 понимаются:
    занятость с различными режимами неполного рабочего времени. Не полностью занятыми считаются работники, у которых продолжительность рабочего времени ниже установленного государством норматива, в том числе занятые на сезонных работах.
    Занятость в режиме рабочего дня или сокращенной  рабочей недели, а также административные отпуска без  сохранения содержания или с частичной оплатой за последние несколько лет стали широко распространенной практикой на многих российских предприятиях. Различают две формы неполной занятости: видимую и невидимую. Невидимая неполная занятость - это в большей мере аналитическое понятие, данное явление с большим трудом поддается формализации и измерению. Оно отражает дисбаланс в использовании труда и других факторов производства. Симптомами неполной занятости могут быть низкие доходы и неполное использование квалификационного потенциала работника или низкая производительность.
    занятость с использованием нестандартных организационных форм рабочего времени, которая включает в себя занятость по краткосрочным контрактам, в том числе работу случайного характера. Во многих странах данная разновидность занятости осуществляется путем заключения трехсторонних соглашений между службой занятости, предпринимателем и временным работником;
    самозанятость граждан. Эта такая форма трудовой активности населения, которая осуществляется без установления формальных трудовых отношений (с работодателем или в качестве работодателя), - как правило, мелкое предпринимательство в сфере производства или услуг. К самостоятельным работникам относят тех лиц, которые трудятся за свой счет, сами организуют свою работу, владеют средствами производства, отвечают за свою продукцию и сами ее реализуют. К этой категории занятых относятся и помогающие им члены семьи.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
    3. Проблемы государственного регулирования занятости населения
    Исследование занятости и ее места в государственном регулировании зачастую сводится к рассмотрению рынка труда как системы отношений, распространяющей свое влияние не только на сферу обращения, где происходит купля – продажа рабочей силы, но и на трудовую деятельность, а также и за ее пределами – в сферу формирования работника. С этих позиций можно выделить два подхода к определению границ рынка труда – узкий и расширенный.
    Представители первого подхода полагают, что на рынке труда лица, стабильно занятые, не представлены, так как их трудовые услуги, будучи купленными, реализуются в сфере общественного производства.
    Расширенный подход заключается в понятие  «внутреннего рынка» и определив  его как «административную организацию, где вознаграждение за труд и распределение трудовых ресурсов регулируется комплексом правил и процедур».3
    Для эффективности использования рынка  занятых государству следует  сотрудничать4 с различными органами страны.
    Наименование  органов     Возможные области сотрудничества     Проблемы  сотрудничества.
    Государственные органы управления в сфере труда  и занятости     -Разработка  профессиональных квалификационных  стандартов и характеристик.      - Исследование рынка  труда.
    - Финансирование переподготовки безработных через образовательные учреждения.
    - Поддержка системы профессионального образования через приглашения школ  к участию в выставках, конференциях, совещаниях.
    - Создание системы трудоустройства выпускников профессиональных образовательных учреждений.
    - Отсутствие взаимодействия с  органами управления образованием.     - Отсутствие механизмов, способствующих  развитию сотрудничества между  образованием и индустрией.
    - Отсутствие заинтересованности в сотрудничестве.

     Для регулирование занятости государство предпринимает следующие действия:  
- в период массовой безработицы сокращает законодательно установленную продолжительность рабочего дня и рабочей недели;

- рекомендует  проводить на предприятиях «разделение  рабочих мест» между работниками  (для увеличения занятости);
- досрочно  увольняет на пенсию работников государственного сектора экономики, которые не дослужили до пенсии 2-3 года.
- создает  новые рабочие места и организует  общественные работы, особенно для  хронически безработных и молодежи.
    Реализация  государственной политики занятости  населения также должна осуществляется, на мой взгляд, по таким основным направлениям, как:
    создание правовой базы, регулирующей вопросы занятости и социальной защиты безработных;
    распространение не только на государственный сектор экономики, но и на частный.
    создание условий со стороны государства для самозанятости населения.
    В этом плане мировой опыт показывает, что наибольший эффект приносит содействие со стороны государства развитию малого и среднего бизнеса. Для этого  должна быть сформирована соответствующая  законодательная база, то есть приняты законы о льготном налогообложении начинающих предпринимателей, предоставлении льготных кредитов в качестве стартового капитала для желающих открыть свое дело и др.
    обучение, переобучение и повышение квалификации кадров.
    поощрение территориальной мобильности рабочей силы.
    Это значит, что государство «должно оказывать всяческое содействие и материальную помощь  тем гражданам и семьям, которые решили поменять место жительства и переехать в те районы, которые испытывают недостаток рабочей силы»5. Кроме того, важным направлением государственной политики занятости должны быть мероприятия по организованному набору рабочей силы.
      регулирование международных потоков рабочей силы.
    В этих целях должны быть подписаны  международные соглашения, регулирующие передвижение рабочей силы между государствами.
    Также, я думаю, к основным направления  государственной политики на рынке  труда необходимо отнести:
    осуществление мер по предупреждению высвобождений работников, смягчению последствий массовых высвобождений на основе проведения предувольнительных консультаций по вопросам трудоустройства, широкого информирования о потребности работодателей в кадрах, возможности профессионального обучения и переподготовки с последующим трудоустройством;
    создание единой информационной системы о спросе на рабочую силу и ее предложении, расширение доступа населения к информации о вакансиях с целью сокращения времени поиска гражданами работы;
    содействие незанятой молодежи в возрасте до 18 лет, не имеющей профессии, специальности и впервые вступающей на рынок труда, в направлении в учреждения профессионального образования для получения соответствующего образования до начала трудовой деятельности.
    Расширение  занятости в будущем зависит  и от иностранных инвестиций. В целом инвестиции в реконструкцию и технологическое переоборудование предприятий будут иметь трудосберегающий эффект. Но увеличение капитальных вложений означает создание новых рабочих мест.
    Следует отметить, что структурные сдвиги в российской экономике, которые  сопровождаются высвобождением большого числа работников с предприятий, испытывающих экономические трудности, повышают значимость территориальных аспектов политики занятости. Поэтому в этих условиях приоритетом государственной политики занятости становится содействие занятости и обучению безработных в тех регионах и населенных пунктах, где происходит реструктурирование или ликвидация крупных предприятий, влекущие массовое высвобождение работников.
    Одним из ключевых элементов нового подхода к политике занятости является повседневное внедрение современных методов профилирования6 безработных, которые получили широкое распространение в практике служб занятости промышленно развитых стран. Профилирование позволяет с помощью специальных обследований выявить категории безработных, которые нуждаются в наибольшем внимании со стороны службы занятости, а также реализовать наиболее эффективные подходы к решению проблем таких безработных. Услуги службы занятости в части трудоустройства оказываются более результативными, если они становятся обязательным дополнением системы пособий по безработице.
    Одним из инструментов реализации политики государства в области занятости  населения является прежде всего  стратегическое планирование, предусматривающее  использование правового, экономического и финансового механизмов. «Основными  формами стратегического планирования занятости населения в Российской Федерации являются: разработка прогнозов состояния рынка труда, федеральных целевых программ содействия занятости населения, комплексных программ создания и сохранения рабочих мест, составление генеральных схем их развития»7.
    Государственным органам необходимо больше направлять бюджетных средств на мероприятия  по содействию трудоустройству населения, куда входят: организация ярмарок вакансий и учебных рабочих мест, социальная адаптация безработных граждан на рынке труда, информирование населения и работодателей о положении на рынке труда, организация временного трудоустройства безработных граждан, особо нуждающихся в социальной защите и др., а также мероприятия по профессиональному обучению безработных граждан и профессиональной ориентации граждан.
    Подводя итог, хочу отметить, что забота государства  о достижении в стране наиболее полной и эффективной занятости населения и росте на этой основе его доходов является важнейшим аспектом государственного регулирования рыночной экономики. Главное при этом: уже на предварительных стадиях разработки различных программ и прогнозов обеспечить жесткую координацию решения экономических и социальных вопросов, встраивание проблем занятости населения в общую систему макроэкономических расчетов и обоснований как на федеральном, так и на региональном уровне.
    На  мой взгляд, регулирование и стратегическое планирование занятости имеет очень важное значение для экономики страны. Для успешной подготовки и принятия управленченских решений в области занятости необходим глубокий количественный и качественный анализ населения как производственной силы общества, субъекта производства. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    4. Состояние и прогнозирование ситуации на рынке труда.
    Политика  государства на рынке труда направлена на обеспечение рациональной структуры  занятости, достижение сбалансированности рабочей силы и рабочих мест, предупреждение массовой безработицы, создание новых и повышение эффективности существующих рабочих мест, развитие кадрового потенциала, совершенствование системы обучения, переобучения, переподготовки и повышения квалификации кадров, рост мобильности трудовых ресурсов.
    В этих целях намечаются меры по структурной перестройке экономики, стимулированию производства, поддержке отечественных производителей, оздоровлению финансового состояния предприятий. Общеэкономическую, бюджетную и кредитную политику предусматривается в большей степени ориентировать на повышение инвестиционной активности и реализацию важнейших целевых инвестиционных программ, на поощрение иностранных инвестиций для создания новых рабочих мест.
    Для преодоления негативных явлений  в сфере занятости на федеральном  и региональном уровнях предполагается:
    - проведение сбалансированной инвестиционной и налоговой политики, стимулирующей более полное использование имеющихся рабочих мест;
    - развитие малых предприятий, направление капитальных вложений как в перспективно развивающиеся отрасли, так и в отрасли традиционной занятости; разработка на основе прогнозов социально-экономического развития генеральной схемы создания рабочих мест;
    - введение системы стимулирования предпринимательства, малого и среднего бизнеса, индивидуальной трудовой деятельности прежде всего в регионах с критической ситуацией на рынке труда;
    - совершенствование механизма привлечения иностранной рабочей силы, обеспечивающего приоритетное право российских граждан на занятие вакантных мест, в том числе за счет установления квоты, соответствующей возможностям российского и региональных рынков труда;
    - разработка специальных программ по стабилизации занятости в регионах с кризисной ситуацией, монопромышленных городах, районах Крайнего Севера.
    Способность рынка труда к саморегулированию незначительна. Поэтому главным направлением государственной политики в трудовой сфере является формирование эффективной системы создания рабочих мест, сохранения кадрового потенциала, опережающее предотвращение роста безработицы. Для этого на основе демографического прогноза определяется общая потребность в рабочих местах, потребность отраслей, регионов исходя из общеэкономических тенденций развития страны, что называется прогнозированием занятости населения. Данные о потребности в рабочих местах служат базой для построения генеральной схемы создания рабочих мест как в регионе, так и в отраслях. База разрабатывается Минтрудом РФ и Минэкономики РФ и учитывается при формировании федеральных целевых программ, проведении инвестиционных конкурсов, при составлении программ профессиональной подготовки кадров, трудоустройства безработных.
 Рис. 1 Уровень  безработицы 1992-2009 гг.
Источник: Госкомстат РФ
    Общая численность безработных в России в декабре 2009г. по сравнению с  аналогичным периодом прошлого года выросла на 26,1% (по сравнению с  ноябрем 2008г. - на 9,7%) и составила 9,5 млн  человек, или 7,7% от экономически активного населения. Такие данные содержатся в оперативном докладе Федеральной службы государственной статистики (Росстат) РФ8. За 2008г. количество безработных увеличилось на 4,3% по сравнению с показателем 2007г.; безработица, рассчитанная в среднем за месяц, составила 4,8 млн человек. Число официально зарегистрированных безработных уже в марте составило 2,2 млн человек и превысило прогноз на этот период. Реальная безработица, по данным Росстата, почти в три раза выше — 6,4 млн человек, или 8,5% экономически активного населения.
    В органах государственной службы занятости в качестве безработных  на конец августа 2009 г. были зарегистрированы 2,1 млн человек. В то же время, сообщает Росстат8, реальные располагаемые денежные доходы россиян, по предварительным данным, в августе 2009г. сократились на 6,8% по сравнению с соответствующим периодом 20089г.
    Вместе  с тем в 22 регионах10 сохраняется рост численности безработных граждан, зарегистрированных в органах службы занятости. Среди них Карачаево-Черкесская Республика, Удмуртская Республика, Еврейская автономная область, Кемеровская область, Оренбургская область, Республика Ингушетия, Ярославская область, Республика Алтай, Забайкальский край, Пензенская область, Белгородская область, Самарская область, Алтайский край, Чеченская Республика, Амурская область, Свердловская область, Омская область, Брянская область, Тверская область, Вологодская область, Республика Дагестан и Ставропольский край.
    В следующем году общая безработица  продолжит расти, предупреждает Минэкономразвития11. Среднегодовой показатель увеличится на 200 000 человек до 7 млн — 9,6% экономически активного населения (в этом году — 9,3%), Официально регистрируемая безработица не изменится — 2,2 млн человек.
    Причин  высокого уровня опасений россиян несколько. Экономические: пособие по безработице в России ниже прожиточного минимума в большинстве регионов, а службы занятости зачастую занимаются лишь регистрацией, не оказывая действенной помощи в трудоустройстве.
    Психологические и ментальные: работают страхи, заложенные в 1990-е гг., когда безработица превышала 14%, а уровень жизни населения резко снизился — не только у безработных, но у безработных сильнее. Кроме того, работа как основа стабильности (и безработица как символ жизненного провала) заложены в сознании части людей еще советской пропагандой. Безработица для многих означает катастрофическое падение собственного статуса среди окружающих и в собственных глазах.
    Согласно  опросу Левада-центра12, треть россиян находится под угрозой массовых увольнений, а 36% считают вероятной потерю работы в связи с ликвидацией предприятия или своего рабочего места. В конце апреля 2009 года Аналитический центр Юрия Левады (Левада-центр) провел опрос 1,6 тыс. граждан из 46 регионов РФ с целью выяснить их мнение о ситуации на рынке труда. Результаты опроса показали, что россияне всерьез обеспокоены ростом безработицы и боятся масштабных увольнений. Так, согласно результатам опроса, большинство — 86% — утвердительно ответили на вопрос о том, стали ли они больше бояться потерять работу. При этом четверть респондентов отметила, что на их предприятии проходили массовые сокращения за последние три месяца. Отметим, что, по данным Росстата, в конце апреля 2009 года уровень безработицы достиг рекордной отметки 10,2% экономически активного населения, по методологии Международной организации труда, или 7,7 млн человек. По прогнозу ФБК, уровень безработицы к концу 2009 года достигнет 11-12%, или 8,5-9 млн человек.
    Заключение.
    Из  всего вышеизложенного можно  сделать следующие выводы:
    Проблема  занятости населения, которая тесно  связана  проблемами труда, трудовых отношений, оплаты труда и его  производительности, является ключевым вопросом в рыночной экономике, и, не решив его, нельзя построить экономически сильную державу.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.