На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Реферат Использование тактики недружественного слияния для расширения бизнеса. Способы захвата власти, мотивация захватчика. Технологии для фиксирования первоначального положения компании-цели после ее захвата. Роль руководителя в корпоративных конфликтах.

Информация:

Тип работы: Реферат. Предмет: Менеджмент. Добавлен: 26.09.2014. Сдан: 2011. Уникальность по antiplagiat.ru: --.

Описание (план):


21
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ РФ
МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ "МАМИ"
РЕФЕРАТ
по дисциплине "Корпоративный менеджмент"
на тему "Наиболее распространенные способы враждебного поглощения в современной России"
Студент:
11-ВЭФМе-3,Силаева М.А.
Преподаватель:
Кучеров А.П.
Москва, 2010
Содержание
    Введение
    1. Как происходит захват власти
    2. Стратегия захвата
    Заключение
    Список использованных источников

Введение

Бизнес существует по жестоким законам животного мира. В нем есть "волки" и "овцы", сильные "поедают" слабых. Разница лишь в том, что на лесной тропе хищник и жертва остаются один на один - и это основной принцип естественного отбора. В мире бизнеса даже самую сильную компанию легко превратят в "овцу" специалисты по корпоративным захватам, или рейдеры. Во времена борьбы Британии за мировое господство рейдерами (от англ. "raider") называли военные корабли в одиночку уничтожавшие торговые корабли противника. По хитрости и вероломству им не было равных. По сути - это были "пираты в законе", "флибустьеры на службе Ее Величества". В современном бизнесе рейдеры - это специалисты по перехвату оперативного управления или собственности фирмы с помощью специально инициированного бизнес-конфликта. И если в развитых экономиках это означает скупку акций у мелких акционеров по цене выше той, которую может предложить руководство компании, то в России в самом разгаре "дикое" рейдерство. Здесь предприятия не покупают, а захватывают под любым предлогом и любыми средствами на несколько часов, чтобы тут же продать его основные активы заказчику налета. По данным главы МЭРТа, в 2005 году в России было более ста корпоративных конфликтов, которые широко освещались в прессе. Согласно статистике управления экономической безопасности правительства Москвы, в 2005 году в столице было зафиксировано 117 силовых захватов бизнеса, в 2004 году - 177, в 2003 году - 151. Это официальная статистика. По оценке же экспертов, ежегодно только в Москве рейдерской атаке подвергаются более 300 предприятий, суммарные активы которых превышают 4 млрд. долларов. Официальная статистика не фиксирует большую часть недружественных поглощений. Директора предприятий, подвергшихся агрессии, зачастую нарушают закон и всеми силами стараются скрыть информацию о корпоративном конфликте от правоохранительных органов. Методы рейдеров порой очень далеки от норм деловой этики, но чаще всего вполне законны. В ход идут манипуляции общественным мнением, лоббизм, биржевые махинации. Не брезгуют рейдеры и силовыми захватами, а порой и подкупом. Главный расход в бюджете любого рейдерского захвата - это либо гонорары юристам, оспаривающим собственность, либо банальные взятки чиновникам, судьям, милиции. Рейдеров принято делить на наемников, работающих под крышей крупной бизнес-структуры, и "свободных художников" (независимые команды). Наемником быть проще и безопаснее: работодатель предоставляет финансовые ресурсы и при необходимости защитит от ответных действий противника. Наемные рейдеры проводят рекогносцировку, разрабатывают стратегию захвата и после утверждения плана руководством обеспечивают его реализацию. За это они получают 20-25 процентов "добычи". Независимые команды получают все, но при этом им приходится самостоятельно изыскивать необходимые для проведения операции средства и защищаться в острых ситуациях. В дальнейшем поглощенные компании и / или их активы продаются по максимально высоким ценам заинтересованным лицам. Подобные рейдеры стараются действовать менее жестко. Ведь "проблемный" актив невозможно продать по максимальной цене, что идет вразрез с основным принципом работы - получением быстрой астрономической прибыли. К явной агрессии прибегают тогда, когда приобретают активы для себя, или тогда, когда начавшийся корпоративный конфликт уже не может быть урегулирован более или менее мирными способами. За пять лет (с 2000 по 2004 годы) Торгово-промышленная палата России насчитала примерно 5 000 захватов. И только за один прошлый год - уже 1 900! Мнение о рейдерстве в России, высказанное Виктором Плескачевским, председателем комитета Госдумы по собственности, звучит следующим образом: "Нигде в мире нет такого рейдерства, как в России. В мировой практике рынок поглощений - один из самых тонких и цивилизованных. Сегодня ни одно АО не защищено от возможности захвата. Только "крупняк", у которого есть юридические службы, более-менее защищен. А "мелочь", имеющая недвижимость в Москве, - это самый вкусный кусок для захватчика. Проблема превращается в макроэкономическую - снижается инвестиционная привлекательность России". Бизнес, связанный с недружественными поглощениями, в настоящее время весьма популярен. За один захват средняя рейдерская фирма, в которой трудится полтора десятка человек, запрашивает от 500 000 до нескольких десятков миллионов долларов. Срок исполнения "заказа" - от трех месяцев до нескольких лет. А ведь еще насколько лет назад термин "слияние и поглощение" ничего не говорил даже опытным российским юристам. Хотя механизмы, называемые ныне так красиво, активно использовались еще зарождающейся рыночной экономикой перестроечной России. Ныне на смену "пацанам в спортивных костюмах" пришли "белые воротнички" из отделов инвестирования. Вместо столь популярных в начале 90-х методов физического воздействия современные рейдеры активно используют административный и судебный ресурсы. Хотя и методы физического воздействия на топ-менеджмент компании-цели все еще остаются востребованными. Крупные корпорации, за копейки приобретая дорогие активы, расширяют границы своих империй и создают новые холдинги. Некоторые крупные торгово-промышленные и финансовые группы были созданы именно путем недружественных поглощений. Иногда рейдерская фирма является дочерней или аффилированной по отношению к таким структурам. Последние десять лет в публикациях деловых СМИ на тему бизнес-конфликтов в качестве их участников регулярно упоминаются "Альфа-Эко", "Атон", "Вашъ финансовый попечитель", "Ведомство", "Интеко", МДМ, "Мечел", "Росбилдинг", "Разгуляй", Русский банк развития, "Русский проект", "Сигма". Некоторые из них - самостоятельные игроки, некоторые работают на кого-то. Отдельного упоминания в свете истории с ЮКОСом достойны "Роснефть" и "Газпром". Здесь было все: и заинтересованные государственные органы, и "нужные" решения суда, и неоднократные попытки силового перехвата управления, и мощная PR-кaмпания. Фактически в случае с ЮКОСом мы имеем дело с агрессией против агрессора.

1. Как происходит захват власти

На рынке существует ряд игроков, использующих тактику слияний для расширения своего бизнеса. Их можно условно классифицировать следующим образом:

1. Финансово-промышленные группы, которые строят вертикально интегрированные холдинги "от сырья до покупателя".

2. Прямые конкуренты, стремящиеся к контролю над большей частью локального рынка конкретной продукции или услуги.

3. Инвестиционные компании, для которых недружественные поглощения являются способом заработка.

4. Специализированные компании, действующие в интересах существующих либо потенциальных заказчиков.

5. Корпоративные шантажисты ("greenmailers").

Исходя из определения потенциально опасного для бизнеса субъекта, можно выделить следующие мотивации "захватчика":

увеличение доли на рынке;

устранение конкурентов;

установление контроля над продавцами или поставщиками;

"приобретение доходов" атакуемой компании;

перепродажа активов или компании в целом по более высокой цене;

корпоративный шантаж.

Определившись с мотивами, "поглощающая компания" выбирает цель, после чего начинается самый важный подготовительный этап планирования захвата, практически не заметный для компании-цели, при этом в нем задействованы весьма серьезные силы и ресурсы. У организаций, специализирующихся на недружественных поглощениях, существует понятие "рейдпригодный объект". В первую очередь к ним относятся компании, стоимость бизнеса которых значительно дешевле, чем принадлежащие им активы. Зачастую это как раз неэффективные предприятия, которые не платят дивиденды, ущемляют права миноритарных акционеров. Подготовительный этап начинается со сбора и анализа информации - прежде всего открытой, находящейся в свободном доступе. Здесь, в частности, помогает мониторинг прессы, где упоминается интересующая рейдера организация. Сравнительно нетрудно получить в России и закрытую информацию. Например, данные, предоставляемые для налоговых органов юридическим лицом, сведения об экспортных и импортных операциях (таможня), о зарегистрированных на компанию недвижимости и транспортных средствах. Стратегически важны данные о распределении акций между владельцами той или иной фирмы, не менее ценна инсайдерская информация. Наибольший интерес для "захватчика" представляют:

корпоративная информация: учредительные документы, положения, регламентирующие деятельность органов управления, протоколы собраний, протоколы заседаний советов директоров, сведения о дочерних и зависимых обществах, о величине и структуре уставного капитала, оперативная информация об изменениях в реестре акционеров компании;

финансово-экономическая информация: бухгалтерские балансы, сведения о наличии и структуре дебиторской и кредиторской задолженности, о наличии ликвидного имущества и его правовом статусе, информация об имеющихся обременениях имущества, информация о контрагентах компании-цели, информация о налоговой и банковской истории предприятия;

сведения о менеджменте и собственниках компании-цели: данные о занимаемых должностных позициях, количестве принадлежащих им акций или долей в уставном капитале, способе приобретения и оплаты акций долей в уставном капитале, личная информация.

Как правило, ни одна успешная сделка по агрессивному захвату не обходится без участия федеральных или местных властей, органов судебной власти, правоохранительных и контролирующих ведомств. На представителей компании-цели демонстрация захватчиком плотного альянса с властями всегда производит сильнейшее впечатление. Административный ресурс никогда не афишируется, но при этом его незримое присутствие ощущается. Захватчик оценивает возможности привлечения СМИ, производит оценку правовых, экономических, административных рисков и затрат. Собрав или купив информацию о жертве, профессиональный рейдер разрабатывает план захвата с подробным бюджетом, как правило, 10-25 процентов от рыночной стоимости объекта. В любом случае, если рейдеру удалось получить контроль над активами жертвы хотя бы на несколько часов - дело сделано. Формально фирма-покупатель захваченных активов - "добросовестный приобретатель", и на то, чтобы отсудить у нее (или у следующего покупателя) эти активы, если это вообще удается, уходят долгие месяцы и годы.

2. Стратегия захвата

В процессе реализации всякая стратегия недружественного поглощения может многократно корректироваться в соответствии с конкретными обстоятельствами; кроме того, любая серьезная стратегия должна предусматривать несколько возможных вариантов развития событий, в зависимости от которых компания-агрессор будет предпринимать те или иные шаги. Но, как показывает практика, любой план эксплуатирует одну технологию, успешная реализация которой и является основой для поглощения компании-цели. Эта технология включает в себя:

1. Создание для компании-цели таких условий, при которых будет невозможно осуществить быстрый вывод активов или же обременить ее существенными обязательствами, что ощутимо снизит стоимость предприятия.

Это достигается путем наложения ареста на основании судебных определений об обеспечении иска на все значимые активы организации, а также запрета менеджменту предприятия заключать сделки, эмитировать векселя и т.п. Определение обычно выносит суд общей юрисдикции или арбитражный по абсурдному иску миноритарного акционера, нового генерального директора общества и т.п. в порядке применения обеспечительных мер. В некоторых случаях, когда ресурсы компании-агрессора не позволяют ей получить нужное определение, арест активов компании-цели может быть осуществлен в рамках уголовного процесса на основании шагов, предпринимаемых дознавателем, следователем или прокурором в ходе расследования уголовных дел.

Пример 1

Рейдеры купили 34 процента обыкновенных именных акций "Завода по производству аскорбинок" у двух акционеров. Затем за счет скупки акций у миноритариев довели пакет до 46 процентов. Определением суда арестовали акции оппозиции (по 17% у трех акционеров), а чтобы их директор не вывел активы, наложили арест на недвижимость. После этого они провели внеочередное общее собрание акционеров, переизбрали совет директоров, который тут же назначил своего гендиректора. Арест с недвижимости сняли, новый руководитель продал ее "прокладке" (фирме-"однодневке") по заниженной цене, иначе пришлось бы проводить через собрание акционеров одобрение крупной сделки. А "прокладка" перепродает недвижимость добросовестному приобретателю.

2. Приобретение акций / долей, задолженности компании-цели для того, чтобы установить юридический контроль над предприятием или хотя бы создать условия, которые обеспечивали бы агрессору серьезное влияние на компанию-цель.

Этот способ применяют, например, когда большинство акций объекта "распылено" по мелким держателям, - акции скупают с целью собрать контрольный пакет. Поскольку легких рейдерских объектов остается все меньше и меньше, рейдерам приходится придумывать новые методы работы уже с консолидированными пакетами. Например, рейдеры не скупают акции, а фактически воруют активы, которые им интересны. В столице это, конечно же, недвижимость.

Пример 2

В налоговую инспекцию был отправлен фальшивый протокол внеочередного собрания акционеров одного из крупнейших заводов с решением об избрании нового генерального директора. Новый руководитель подписал договор купли-продажи комплекса зданий общей площадью 2 768 кв. м. Покупателем является, конечно, фирма-"однодневка", которая тут же перепродает желаемую недвижимость. На оформление обеих сделок ушло меньше месяца. Новый собственник защищен от претензий прежнего, истинного, хозяина статусом "добросовестного приобретателя". "Однодневка" благополучно ликвидируется, закрывается и "нищая" жертва. Все, дело сделано. Бывший директор узнал о том, что он уже не собственник здания, только когда ЧОП "выносило" его из кабинета. Конечно, было возбуждено уголовное дело по статье 159 Уголовного кодекса, но виновные давно уже в "теплых странах", так что дойти до суда этому уголовному делу явно не суждено.

3. Создание условий, которые препятствуют проведению срочных дополнительных эмиссий акций в целях уменьшения доли участия компании-агрессора в уставном капитале компании-цели в процентном отношении.

Данные условия обычно создаются либо путем наложения запретов на проведение дополнительной эмиссий с помощью определений об обеспечении иска, либо с помощью достижения соответствующих неформальных договоренностей с уполномоченными регистрирующими органами исполнительной власти по рынку ценных бумаг. В некоторых случаях указанные действия совершаются вместе с шагами по нейтрализации активности крупных акционеров компании-цели.

4. Проведение мероприятий, направленных на нейтрализацию действий крупных акционеров компании-цели.

Эти мероприятия в самом общем случае именуются блокировкой. В результате применения этого приема в корпоративной борьбе крупный акционер (участник) компании-цели, по крайней мере, на некоторое время, лишается возможности осуществлять права по принадлежащим ему акциям (долям). С помощью блокировки агрессор также добивается уменьшения общего количества голосов на общем собрании акционеров (участников) компании-цели, необходимых для принятия важных решений. Второй вспомогательной целью использования блокировки является видимое снижение стоимости пакета акций (доли) в глазах соответствующего собственника. Отдельным способом нейтрализации собственников крупных пакетов акций является передача реестра другому регистратору на основании определений различных судов о принятии мер в обеспечение иска. В дальнейшем крупный пакет просто похищается у собственника и многократно перепродается добросовестным приобретателям, но об этом более подробно будет сказано ниже.

Пример 3

"Захватчики" приобрели 5 процентов акций ОАО "Рога и копыта" у миноритарных акционеров. Противник подключил защиту - крупный банк. Под "прикрытием" проведения переговоров агрессоры скупили еще 10 процентов и наложили арест на недвижимость. Компания-цель блокирует регистрацию "рейдерского" пакета у реестродержателя. На основании определения суда по иску подставного акционера реестр был передан другому реестродержателю. В итоге банк выкупил "рейдерский" пакет по двойной цене. Причем 100-процентная прибыль в таких сделках считается неудачей. Обычно речь идет о 300-1 000-процентных прибылях.

5. Совершение враждебных корпоративных действий в отношении компании-цели.

В основном эти действия сводятся к проведению внеочередных общих собраний акционеров (участников) компании-цели и формированию параллельных органов управления предприятием. Также довольно часто враждебные корпоративные действия материализуются в виде судебного оспаривания действий и решений органов управления компании-цели. В отношении компании-цели инициируется значительное число часто абсурдных исков. Однако, как показывает практика, они сильно действуют на нервы руководителям и крупнейшим акционерам компании-цели. Используя несовершенство действующего законодательства, агрессоры часто осуществляют враждебные корпоративные действия в дополнение к другим в качестве средства устрашения или психологического воздействия. Например, если дополнительный выпуск ценных бумаг акционерного общества может быть признан недействительным в течение трех месяцев с даты начала его размещения, то решение совета директоров (наблюдательного совета) общества об утверждении отчета об итогах этого выпуска ценных бумаг может быть оспорено в течение более длительного срока. На практике этим часто пользуются, правда, обычно безрезультатно.

6. Проведение политики, направленной на дестабилизацию ситуации в компании-цели, а также создание последней различных проблем с поставщиками, потребителями, фискальными и правоохранительными органами, органами государственной власти и управления.

Указанные действия сводятся к направлению различных жалоб и заявлений в государственные, правоохранительные и фискальные органы. Довольно часто компании-агрессоры прибегают к такому испытанному приему, как возбуждение уголовного преследования по надуманным основаниям в отношении руководителей предпри­ятия-цели, его основных акционеров. Большое внимание уделяется также работе с контрагентами предприятия: основных поставщиков и покупателей щедро снабжают дезинформацией о близком банкротстве компании-цели, что часто приносит плоды. Например, поставщики отказываются поставлять комплектующие на условиях отсрочки платежа, требуя предоплату. Такие внезапные изменения сбытовой политики основных поставщиков способны полностью парализовать нормальную работу компании-цели, при этом ее руководство вынуждено вести войну на два фронта: с агрессором и с собственными контрагентами.

Пример 4

Последним "залпом" захватчиков по Московскому заводу счетно-аналитических машин им. Калмыкова стало письмо в налоговую инспекцию, где черным по белому написано, что гендиректор Михаил Шурыгин слагает с себя полномочия. Его поддельная подпись заверена нотариусом из Санкт-Петербурга (фамилия неразборчива).

Пример 5

В течение нескольких месяцев проводилась "черная" пиар-кампания по диск и т.д.................


Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.