На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Организация предпринимательской деятельности оптовых предприятий малого бизнеса

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 05.12.2012. Сдан: 2012. Страниц: 34. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


СОДЕРЖАНИЕ
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты организации предпринимательской деятельности оптовых предприятий малого бизнеса 5
      Особенности и проблемы коммерческой деятельности как вида предпринимательства малых предприятий в сфере оптовой торговли
5
1.2 Маркетинговый подход к организации коммерческой деятельности оптового предприятия 10
1.3 Организация и установление системы коммерческих связей 13
Глава 2. Оценка эффективности и пути оптимизации коммерческой деятельности ООО «Торговый Дом «Волга-опт» 20
2.1 Общая характеристика оптового предприятия ООО «ТД «Волга-опт» 20
2.2 Анализ финансово-экономического положения 28
2.3 Оценка организации коммерческой деятельности и разработка мер по ее совершенствованию 33
Выводы  и предложения 41
Список использованной литературы 44
Приложения 46

 

Введение
    В секторе торговли работает около 42% малых предприятий Российской Федерации, на которых трудятся свыше 3 млн. человек. На торговлю приходится более 60% оборота  малых предприятий Российской Федерации.
    Задачей коммерческого аппарата торговых организаций  и предприятий является вовлечение в товарооборот продукции предприятий-изготовителей  разных форм собственности и различных  организационно-правовых структур, поставщиков-посредников, граждан, занимающихся индивидуально-трудовой деятельностью, зарубежных поставщиков и других источников.
    В связи с этим необходимо расширять  сферу договорных отношений с  поставщиками и изготовителями товаров, повышать эффективность и действенность  договоров поставки. Договоры поставки должны активно воздействовать на производство для равномерного увеличения выпуска товаров народного потребления, изготовления их из дешевого альтернативного сырья, формировать оптимальный ассортимент товаров для торговой сети.
     Роль  оптовой торговли предусматривает её активное участие в обеспечении устойчивой реализации товаров потребителям. Предприятия оптовой торговли контролируют полноту ассортимента в магазинах обслуживаемой зоны, добиваясь постоянного наличия в продаже товаров, имеющихся на складах, участвуют совместно с промышленностью в рекламных мероприятиях, организуют перепродажу излишне закупленных магазинами товаров в другие районы, где на них имеется спрос. Всё это обуславливает актуальность данной темы.
     Цель  исследования - изучить особенности организации предпринимательской деятельности  в оптовой торговле и дать предложения по ее совершенствованию.
     Эта цель определила следующие задачи исследования:
     - проанализировать коммерческую деятельность предприятия как вид предпринимательской деятельности;
     -        выявить проблемы и перспективы  малого бизнеса;
     - рассмотреть государственную поддержку  малого предпринимательства;
     - определить маркетинговый подход к организации коммерческой деятельности оптового предприятия;
     - дать краткую характеристику оптовому предприятию ООО «ТД «Волга-опт»;
     - проанализировать финансово-экономическое положение предприятия;
     - предложить направления совершенствования организации предпринимательской деятельности ООО «ТД «Волга-опт».
     Объектом  исследования является ООО «ТД «Волга-опт», а предметом - процессы организации коммерческой деятельности  в оптовой торговле.
     Исследованию организации коммерческой  деятельности предприятия  в  оптовой торговле посвящен ряд  теоретических концепций и практических  методик отечественных и зарубежных ученых, таких как: Алексеева А.И., Васильев Ю.В. [9], Бунеева Р.И [10], Герчикова И.Н. [11], Половцева Ф.П. [16], Савицкая Г.В. [17], Хеддервик К.[20]
      Курсовая  работа представлена в двух главах: теоретической и практической. В  теоретической части подробно рассмотрены аспекты, относящиеся к заданной теме, такие как понятие и особенности коммерческой деятельности малого оптового предприятия, проблемы и перспективы развития малого бизнеса, маркетинговый подход к организации коммерческой деятельности и установление системы коммерческих связей.
      В практической части  проведён анализ организационной структуры и  финансово-экономического положения  на примере оптового предприятия  ООО «ТД «Волга-опт», дана оценка эффективности коммерческой деятельности и пути её совершенствования.
 

       Глава 1. Теоретические аспекты организации предпринимательской деятельности оптовых предприятий малого бизнеса
     1.1 Особенности и проблемы коммерческой деятельности как вида предпринимательства малых предприятий в сфере оптовой торговли
     В настоящее время в экономике  России одновременно функционируют  крупные, средние и малые предприятия, а также осуществляется деятельность, базирующаяся на личном и семейном труде.
     Федеральный Закон "О государственной поддержке  малого предпринимательства в Российской Федерации" № 209-ФЗ от 24 июля 2007 г. определяет субъекты малого предпринимательства как "коммерческие организации, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов не превышает 25 процентов, доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого предпринимательства, не превышает 25 процентов и в которых средняя численность работников за отчетный период не превышает следующих предельных уровней:
     в промышленности - 100 человек;
     в строительстве - 100 человек;
     на  транспорте - 100 человек;
     в сельском хозяйстве - 60 человек;
     в научно-технической сфере - 60 человек;
     в оптовой торговле - 50 человек;
     в розничной торговле и бытовом  обслуживании населения - 30 человек;
     в остальных отраслях и при осуществлении  других видов деятельности - 50 человек.
     Под субъектами малого предпринимательства  понимаются также физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица". [4]
     Размеры предприятий зависят от специфики  отраслей, их технологических особенностей, от действия эффекта масштабности. Есть отрасли, связанные с высокой  капиталоемкостью и значительными объемами производства, и отрасли, для которых не требуются большие размеры предприятий, а, напротив, именно малые их размеры оказываются предпочтительнее.
     Особую  роль для отдельно взятой страны играет малый бизнес как ведущий сектор, который определяет темпы экономического роста, структуру и качественный состав валового национального продукта.
     Основные  преимущества и характерные черты  малого бизнеса:
     1) мобильность, возможность принятия более гибких, своевременных и оперативных решений;
     2) ориентация производителей в основном на региональные и местные рынки;
     3) поддержание уровня занятости населения и создание новых рабочих мест;
     4) выполнение вспомогательных функций по отношению к крупным предприятиям;
     5) малый первоначальный объем инвестиций. [23]
     Оптовая торговля – это все виды деятельности, связанные с продажей товаров  и услуг тем, кто перепродает  их или использует в корпоративных  целях. К оптовой торговле не относится  сбытовая деятельность производителей (их основная функция – производство) и розничных торговцев.
     Оптовые торговцы (их еще называют дистрибьюторами) во многом отличаются от розничных.
     Во-первых, оптовики меньше занимаются продвижением, их не очень интересует атмосфера  и расположение собственных заведений.
     Во-вторых, объем оптовых сделок, как правило, больше, а количество меньше, чем в розничной торговле.
     В-третьих, Правительство по разному подходит к регулированию оптовой и розничной торговли, что отражается в законодательстве и налогообложении.
     Основные  функции оптовиков:
     1) Продажа и продвижение.
     Оптовики  облегчают производителям (и делают это с меньшими затратами) доступ к большому числу корпоративных  покупателей. У оптовиков больше связей, и порой покупатели доверяют им больше, чем производителям, неизвестно где находящимся.
     2) Закупки и формирование ассортимента.
     Оптовые торговцы способны производить  отбор товара и составлять такой ассортимент, какой нужен покупателям, тем самым избавляя розничных торговцев от лишней работы.
     3) Массовость.
     Оптовые торговцы помогают своим корпоративным покупателям экономить средства, поставляя товар с меньшими затратами (и ценами).
     4) Складирование.
     Оптовики  сами занимаются хранением товара, сокращая таким образом затраты  и риски поставщиков и покупателей.
     5) Транспортировка.
     Оптовики  обычно могут обеспечить быструю доставку товаров покупателям, так как находятся к ним ближе, чем фирма-производитель.
     6) Финансирование.
     Оптовики  осуществляют финансирование своих  клиентов, предоставляя кредиты и  оплачивая большие партии товара.
     7) Принятие риска.
     Оптовые торговцы принимают на себя часть риска, получая право собственности на товар и неся потери из-за воровства, повреждения, порчи, старения продуктов.
     8) Маркетинговая информация.
     Оптовые торговцы предоставляют своим поставщикам  и покупателям информацию о деятельности фирм-конкурентов, появлении новых продуктов, изменении цены и так далее.
     9) Услуги по управлению и консультационные услуги. [10, c.66-69]
     Оптовики  нередко помогают розничным торговцам  совершенствовать их деятельность, обучая продавцов, принимая участие в разработке планировки магазина и оформления витрин, устанавливая новые системы учета и контроля запасов. Они могут также оказывать помощь и промышленным покупателям, предоставляя им услуги по обучению и техническому обслуживанию.
     Существует четыре типа компаний, занимающихся оптовой торговлей:
     - собственные оптовые торговцы;
     - брокеры и агенты;
     - отделения и конторы производителей и розничных торговцев;
     - разные специализированные оптовики. [9, c.123-125]
     Мелким  фирмам приходится работать в условиях сильной рыночной конкуренции, с которой не все способны справиться. В большинстве случаев (около 90 %) фирмы разоряются не из-за нехватки финансов или нерациональной технологии, а из-за отсутствия управленческих знаний, которые необходимы для принятия грамотных решений в рыночных условиях. Причинами неудачи могут стать: некомпетентность или нехватка опыта в области коммерции и финансовых операций, в поставках, производстве и управлении, малые объемы продаж, жесткая конкуренция, слишком большие издержки производства.
     Россия  существенно отстает в развитии малого и среднего предпринимательства  от развитых стран. Так, вклад предпринимателей в ВВП России не превышает 12 процентов, тогда как в США этот показатель - более 50 процентов.
     Среди основных проблем развития малого и среднего предпринимательства в сфере торговли следует выделить:
     - наличие административных барьеров в организации и деятельности малых предприятий;
     - дефицит финансовых ресурсов;
     - сложности в реализации права выкупа арендуемых помещений;
     - проблемы подключения к инженерным коммуникациям.
     В последние годы активно реализуется  административная реформа. Многое удалось сделать. В то же время, ряд нерешенных проблем остается. По прежнему к числу серьезных барьеров можно отнести необходимость получения значительного количества разрешительных документов, наличие чрезмерной налоговой и статистической отчетности. Поэтому сохраняется актуальность решения задачи по дальнейшему сокращению количества необходимых разрешительных и отчетных документов.
     Одним из существенных барьеров, ограничивающих развитие малого бизнеса, является дефицит  финансовых ресурсов. Недостаток финансирования означает:
     - отсутствие доступа к банковским  кредитным услугам, как для пополнения оборотных средств, так и для реализации начатых или намеченных инвестиционных проектов;
     - отсутствие кредитования начинающих  предпринимателей (стартапов).
     Большая часть российских предпринимателей отмечает значительные сложности с  привлечением финансирования и на старте, и в период развития бизнеса. Действующие механизмы государственной поддержки: субсидирование процентных ставок, предоставление госгарантий по кредитам и т.д. - эффективны, если малая компания работает на рынке хотя бы несколько лет. Для стартапа получить ссуду достаточно сложно. Поэтому необходимо совершенствовать механизмы финансовой поддержки стартапов, предполагающих раздел рисков между государством и коммерческими банками.
     Не  менее острой является проблема выкупа арендуемых помещений. Федеральный  закон от 22 июля 2008 г. N 159-ФЗ "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" открыл дорогу приватизации недвижимости, арендуемой малым бизнесом, - дал арендаторам право преимущественного выкупа. Однако процесс идет очень медленно. Основными причинами являются малые сроки рассрочки платежа, "запретительные листы" на выкуп объектов, расположенные вдоль центральных магистралей, высокие рыночные цены на недвижимость.
     Острой  проблемой остается ограниченные возможности  подключения к инженерным коммуникациям, в первую очередь - источникам электроэнергии. Это относится, прежде всего, к высокой стоимости получения разрешения на подключение или использование дополнительных мощностей. Снижение стоимости подключения к сетям для предприятий малого и среднего бизнеса ослабило финансовую нагрузку на малых предпринимателей. Однако проблема получения согласования технических условий подключения к сетям остается. [8] 

1.2 Маркетинговый подход  к организации  коммерческой деятельности  оптового предприятия
     Маркетинговые исследования играют ключевую роль в  реализации маркетингового подхода  к ведению бизнеса. Ими охватываются факторы маркетинговой микро- и  макросреды, а информация, получаемая в ходе исследований, используется маркетинговыми менеджерами для  принятия решений по сегментированию рынка, выбору целевого рынка, по разработке маркетинговых комплексов, а также по организации контроля над их реализацией. [22]
     Маркетинговый подход предусматривает ориентацию экономического анализа на потребителя. Выбор стратегии организации должен осуществляться на основе анализа существующих и прогнозирования будущих стратегических потребностей в данном виде товара или услуги, стратегической сегментации рынка, прогнозировании жизненных циклов будущих товаров, анализе конкурентоспособности своих товаров и товаров конкурентов, прогнозировании их конкурентных преимуществ, а также механизма действия закона конкуренции. Маркетинговый подход следует применять при решении любой задачи в любом подразделении организации.
     В этом случае приоритетами выбора критериев экономического анализа целесообразны следующие:
     - повышение качества товаров в соответствии с нуждами потребителей;
     - экономия ресурсов у потребителей за счет повышения качества товаров;
     - экономия ресурсов при производстве товаров за счет реализации фактора масштаба, научно-технического процесса, совершенствования системы менеджмента.
     Маркетинг как управленческая деятельность включает в себя:
     - изучение спроса (текущего и перспективного) на конкретный товар на определенном рынке или его сегменте, требований потребителей к товару: его качеству, новизне, технико-экономическим и эстетическим характеристикам, уровню цены и другим ориентирам, включая возможные каналы сбыта;
     - составление, исходя из комплексного  учета рыночного спроса программы маркетинга по продукту (или группе продукта), в которой на основе анализа всех необходимых факторов рассматриваются возможные издержки производства конкретного продукта
     - установление верхнего предела  цены товара и рентабельности  его производства;
     - разработку на основе программ  маркетинга инвестиционной политики фирмы, расчет полных издержек производства и уровня рентабельности по фирме в целом;
     - определение конечного результата  хозяйственной деятельности фирмы: валовых доходов и чистой прибыли после вычета стоимости материальных затрат, оплаты труда, уплаты всех видов налогов и отчислений, включая проценты за кредит.
     Важная  особенность маркетинга как управленческой деятельности состоит в том, что  он предполагает принятие решений на базе многовариантных экономических расчетов с использованием компьютерной техники и ориентирован на создание организационных, экономических и юридических условий для эффективного функционирования и развития фирмы в целом. Поэтому важнейшее значение имеют выработка и принятие обоснованных решений по конкретным видам маркетинговой деятельности.
     Маркетинг включает в себя реализацию сбытовой политики, предполагающей определение  каналов и методов сбыта по каждому конкретному виду продукта и определенному рынку; исчисление возможных затрат на организацию сбыта, расходов на рекламу, транспортировку и доставку товара. Однако сама организация сбыта и проведения коммерческих операций относятся к оперативно-хозяйственной деятельности фирмы, на повышение эффективности которой направлены все функции управления, в том числе и маркетинг.
     Такая совокупность видов деятельности в  рамках маркетинга по существу означает качественно новый подход к управлению производством. Суть этого подхода состоит в том, что исходным пунктом глубокого и всестороннего выявления возможностей конкретного производства, путей его интенсификации и повышения эффективности становится анализ платежеспособного рыночного спроса на соответствующие товары, потребностей потребителя.
     Маркетинговая деятельность - это деятельность, прежде всего ориентированная на перспективу. В этом заинтересован как потребитель, так и производитель. В фирмах используются специфические методы в области осуществления текущей и перспективной маркетинговой деятельности.[11,с.314-317]
     Роль маркетинговых исследований в принятии решений может быть разной. В мире наблюдается тенденция к сближению управляющей и исследовательской функций, к все более тесному сотрудничеству менеджеров с исследователями рынка. Так, прежде маркетинговые менеджеры использовали исследования лишь для оценки роли тех или иных рыночных факторов и на основе этой информации принимали решение. Сейчас, наряду с этим, с помощью исследований информационно обеспечиваются, тестируются конкретные варианты маркетинговых решений. Более того, все чаще исследователей привлекают к участию в самом процессе принятия маркетинговых решений. Да и сама работа маркетинговых менеджеров теперь нередко напоминает исследование. Это становится возможным по двум причинам. Во-первых, все больше маркетинговых менеджеров разбираются в технологиях исследований, а во-вторых, маркетинговые исследования, благодаря использованию специальных методов анализа, становятся все более глубокими. [22] 

     1.3 Организация и  установление системы  коммерческих связей
     В процессе продвижения товаров на рынок торговля выполняет связующие функции между производством и потребителями. Возникающие между ними взаимоотношения называются хозяйственными связями.
     Понятие «хозяйственные связи» включает экономические, организационные, коммерческие, правовые, административные и другие отношения, складывающиеся между покупателями и продавцами в процессе поставок товаров.
     Система хозяйственных связей формируется  на основе свободно совершаемых актов  купли-продажи по инициативе сторон и централизованного распределения отдельных видов товаров по квотам и для государственных нужд.
     В хозяйственных связях по поставкам  товаров чётко прослеживаются три  этапа взаимодействия участников:
     1) Этап формирования хозяйственных  связей состоит из подготовительных планово-организационных мероприятий органов управления торговлей и промышленностью и непосредственных участников. Эти мероприятия включают планирование производства товаров народного потребления, розничного товарооборота, рыночных товарных ресурсов и их распределение, составление заявок и заказов торговли на производство, потребность и поставку товаров, прикрепление торговых организаций и предприятий к поставщикам, изучение и определение источников и поставщиков – производителей товаров, чья продукция не распределяется в плановом порядке, и др.
     2) Этап оформления коммерческих  связей представляет собой принятие  участвующими в них организациями  и предприятиями взаимных обязательств, которые определяют их права  и обязанности по поставкам  товаров в форме соглашений договоров поставки, заключаемых между организациями и предприятиями оптовой и розничной торговли и промышленности. Соглашения обеспечивают организацию длительных коммерческих договорных связей. Заключение договора поставки означает осуществление оптовой закупки товаров, оплата стоимости которых предполагается впоследствии, после их поступления в адреса получателей.
     3) Этап функционирования представляет  собой процесс выполнения участниками  этих связей взятых на себя  в соответствии с заключенными  договорами взаимных обязательств по поставкам товаров: организацию отгрузки поставщикам товаров в сроки, количестве и ассортименте, предусмотренных договором, приёмку отгруженных товаров получателями, расчёты за поставленные товары. [10,c.129]
     Хозяйственные связи на поставку товаров различают по структуре и числу участников, срокам действия, ведомственному признаку.
     Межотраслевые хозяйственные связи должны обеспечивать формирование товарных, и прежде всего рыночных ресурсов и бесперебойное продвижение товаров в сферу обращения. Установление таких связей обеспечивается главным образом через промежуточные звенья товаропроизводящей цепи - многочисленные и разнообразные предприятия - посредники. В то же время в этих коммерческих связях в качестве прямых получателей принимают активное участие розничные торговые предприятия, а также некоторые производственные предприятия-потребители, использующие  
отдельные товары народного потребления в качестве сырья для выпуска 
других, то есть внерыночные потребители.

     В процессе перемещения товаров непосредственно в сфере обращения и их доведения до конечного потребителя звенья оптовой и розничной торговли широко взаимодействуют, устанавливая так  называемые внутриотраслевые хозяйственные связи. Основной целью установления таких связей является формирование торгового ассортимента рыночных ресурсов потребительских товаров, их рациональное распределение по районам страны, торговым системам и предприятиям в объеме и ассортименте, соответствующих спросу  
населения, и доведение этих товаров при помощи промежуточных звеньев 
до конечного пункта товаропроводящей цепи - до магазина. В своей  
значительной части хозяйственные связи, межотраслевые и внутриотраслевые, устанавливаемые предприятиями оптовой, розничной торговли с промышленностью, определяют их взаимоотношения по поставкам товаров, выпуск которых еще только намечен в очередном хозяйственном году. Хозяйственные связи по поставкам предварительно заказываемых товаров по продолжительности функционирования чаще всего бывают годовыми. Такие связи возникают главным образом по поставкам товаров, распределение которых по определенным районам страны, отдельным торговым системам и предприятиям частично осуществляется в централизованном порядке на основе госзаказа. При этом имеется в виду поставка товаров в районы Крайнего Севера, Дальнего Востока, а также закупка товаров предприятиями системы военторгов.

     Структура коммерческих связей может быть простой и сложной.
     Простые хозяйственные связи заключаются  непосредственно между предприятием-изготовителем  товаров и розничными торговыми  организациями. Они устанавливаются  при закупке многих продовольственных  товаров, особенно скоропортящихся, а  также непродовольственных, имеющих несложный ассортимент и крупногабаритных. Такие связи называются прямыми. Преимущества прямых хозяйственных связей заключаются в том, что устраняются излишние звенья перевалки товаров, ускоряется товарооборачиваемость, повышается эффективность воздействия на изготовителя по вопросам обновления ассортимента, повышения качества товаров, сокращается время на согласование условий поставки.
     Сложная структура хозяйственных связей предполагает участие в них посредников, число которых может быть различно. Такая структура хозяйственных связей менее эффективна, снижает оперативность управления процессом доведения товаров до потребителя, уменьшает эффективность воздействия на изготовителя по выпуску нужного ассортимента. Она целесообразна при поставках товаров, когда требуется накопление, подсортировка, преобразование ассортимента у посредника.
     По  срокам действия заключенных договоров  различают разовые, краткосрочные (до одного года) и длительные (более  года) хозяйственные связи. Подавляющая часть хозяйственных связей представляет из себя заключение договоров с поставщиками на поставку товаров в течении  
определенного срока, который варьируется от разовых поставок до  
3,6 месяцев и 1 года. В таких случаях продаются и покупаются уже 
произведенные и находящиеся на складах промышленных или оптовых 
торговых предприятий, в том числе и завезенные по импорту.

     Сущностью таких хозяйственных связей являются полная свобода в 
реализации и закупках товаров предприятиями продавцами и  
покупателями. Но любая торговая фирма предпочитает иметь дело  
с устоявшимся кругом поставщиков и старается заключить с ними более 
длительные договора, с возможностью их продления (1год).

     В рамках годовых хозяйственных связей заранее определяется четкий 
порядок взаимоотношений между конкретными предприятиями - поставщиками и покупателями по поставкам товаров: конкретизируются объем и артикульный ассортимент, сроки поставок по их видам и назначению, и регулируется процесс их организации. При установлении таких связей по поставкам товаров за счет централизованно выделяемых из бюджета средств взаимоотношения между участниками строятся на основе госзаказа, предполагающего предварительное определение ресурсов в групповом ассортименте и предварительное прикрепление конкретных предприятий - покупателей к производителям товаров. В связи с этим участники коммерческих связей по поставкам товаров на основе госзаказа в определенной мере ограниченны как в выборе друг друга, так и относительно 
максимального предела согласуемого ими объема будущих поставок.

     При установлении хозяйственных связей по поставкам свободно реализуемых товаров участники - оптовые покупатели и поставщики-производители строят свои взаимоотношения на основе свободного выбора друг друга, придерживаясь, тем не менее, сложившихся ранее традиционных взаимоотношений. Такой характер хозяйственных связей по поставкам товаров позволяет участвующим в них предприятиям - оптовым покупателям и поставщикам-производителям - определять объем и ассортимент будущих поставок по взаимному согласованию на основе спроса и предложения, исходя из производственных возможностей промышленных предприятий.
     Годовые хозяйственные связи в отдельных  случаях корректируют,  
однако в целом они характеризуются стабильностью взаимоотношений 
и постоянством состава участников. Их в основном корректируют при  
ежегодном переоформлении и нередко в ходе выполнения поставок. Корректировка при переоформлении хозяйственных связей обычно  
происходит в связи с изменяющейся коньюктурой рынка, изменением 
финансовых возможностей покупателя, а также возможностей производителей и касается состава участников и общих условий поставок. Корректировка в ходе выполнения поставок возникает чаще всего в связи с конкретными требованиями отдельных участников об изменении частных сроков, объема или ассортимента поставок, а также в связи с частичным или полным отказом покупателей от получения товаров.

     В случае отказов покупателей от получения  товаров, когда  
поставщики-производители вынуждены без остановки производства  
прерывать поставку, установленные ранее хозяйственные связи могут  
нарушиться и в связи с необходимостью перепоставки товаров возникать 
новые. То же самое в случаях отказов оптовых покупателей может 
происходить и у поставщиков оптовых предприятий, с той лишь  
разницей, что эти товары, как правило, уже находятся на их 
складах.

     Как правило, отказы оптовых покупателей - оптовых и розничных  
предприятий - от дальнейшего получения заказанных товаров возникают в тех случаях, когда такие товары накапливаются у них в избытке. Необходимость в ликвидации запасов заставляет их в свою очередь искать торговые предприятия, заинтересованные в приобретении таких товаров, что в случае успеха также приводит к установлению новых хозяйственных связей. Такие хозяйственные связи отличаются кратковременностью: их продолжительность определяется лишь временем, необходимым для осуществления поставки товаров, которая чаще всего бывает разовой.

     Организация хозяйственных связей предполагает выполнение следующих коммерческих функций:
     - воздействие торговли на выпуск промышленными предприятиями необходимых рынку товаров через ее участие в формировании планов производства;
     - работа по заключению хозяйственных договоров;
     - обеспечение выполнения договорных обязательств и имущественная ответственность за их несоблюдение;
     - организация оптовых закупок и продажи;
     - рекламно-информационная работа;
     - установление оптимальных отношений между партнерами по хозяйственным связям;
     - правовое регулирование хозяйственных взаимоотношений и др.
     Эти функции и их значимость меняются по мере развития рыночных отношений и повышения самостоятельности и ответственности сторон, вступающих в коммерческие связи. [19, c.187-192]
     Мировой опыт и отечественная практика показывают, что функционирование эффективных  хозяйственных связей между поставщиками и покупателями товаров немыслимо без участия оптовых звеньев, выступающих в роли активного коммерческого посредника.
     В условиях рыночной экономики установление прямых договорных связей – важнейшая  задача развития оптимальных связей по поставкам товаров. [10,c.129]
 

      Глава 2. Оценка эффективности  и пути оптимизации  коммерческой деятельности ООО «Торговый Дом «Волга-Опт»
     2.1 Общая характеристика  оптового предприятия  ООО «ТД «Волга-опт»
     Обществом с ограниченной ответственностью (ООО) признается учрежденное одним или несколькими лицами общество, уставный капитал которого разделен на доли определенных учредительными документами размеров; участники общества с ограниченной ответственностью не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости внесенных ими вкладов. Участники общества, внесшие вклады не полностью, несут солидарную ответственность по его обязательствам в пределах стоимости неоплаченной части вклада каждого из участников. [7, ст.87]
     Предприятие работает на рынке Волгоградского региона более 5 лет. Многолетний коммерческий опыт, грамотный управленческий персонал, наработанные годами, связи и капитал — все это позволило фирме сразу же стать лидером в регионе по оптовым продажам бытовой техники, товаров хозяйственного назначения, посуды и лакокрасочной продукции отечественных производителей, а также Белоруссии и Украины.
     В настоящее время группа компаний «Волга-опт» успешно сотрудничает с предприятиями и организациями по всей нашей стране. Клиентская база фирмы насчитывает свыше 90 предприятий, магазинов, предпринимателей Волгоградской, Астраханской, Саратовской, Воронежской, Ростовской областей, Калмыкии, Ставропольского и Краснодарского краев, городов: Москва, Санкт - Петербург, Нижний - Новгород, Челябинск, Магнитогорск и др.
     Основная  задача деятельности фирмы ООО «ТД «Волга-опт» - обеспечение потребителей современными и качественными товарами народного потребления. Для достижения оптимальной экономической эффективности компания предлагает широкий ассортимент изделий от различных производителей с учетом интересов и потребностей конкретного заказчика. При этом специалисты оказывают необходимую техническую помощь, проводят консультации по выбору товаров.
     Наличие удобно расположенной собственной  базы с офисом и складом, возможностью выполнения погрузо-разгрузочных работ позволяет иметь постоянный большой текущий запас товаров.
      ООО «ТД «Волга-опт» действует на основании  Устава, является юридическим лицом  – обществом с ограниченной ответственностью. Устав утверждён учредителями и зарегистрирован местными органами власти под регистрационным номером 1083443006162 в Едином государственном реестре юридических лиц 29 сентября 2008 года (Прил.1,2). Место нахождения общества: Россия, 400012, г. Волгоград, ул. Джаныбековская, д. 2А. Предприятие имеет собственную печать и расчётный счёт в банке.
     ООО «ТД «Волга-опт» является самостоятельной хозяйственной единицей, действующей на основе полного хозяйственного расчета, самофинансирования и самоокупаемости.
     ООО «ТД «Волга-опт», как и любое другое предприятие, осуществляющее финансово-хозяйственную деятельность, получает доход, с которого уплачивает различные налоги и платежи в бюджет. Средства, остающиеся у предприятия после уплаты этих налогов и платежей, поступают в его полное распоряжение.
     Организационная структура ООО «ТД «Волга-опт» представляет собой линейно-функциональную организационную структуру (рис. 2.1).
     Общая численность организации составляет 45 человек:
    Директор – 1 чел;
    Директор по персоналу – 1 чел;
    Директор по логистике – 1 чел;
    Коммерческий директор – 1 чел;
    Финансовый директор – 1 чел;
    Секретарь – 1 чел;

     Рис. 2.1. Организационная  структура ООО  «ТД «Волга-опт» 

     
    Ведущий специалист отдела кадров – 1 чел;
    Специалист отдела кадров – 2 чел;
    Ведущий специалист отдела закупок – 1 чел;
    Менеджер по закупкам – 5 чел;
    Ведущий специалист отдела сбыта – 1 чел;
    Торговый представитель – 5 чел;
    Ведущий специалист отдела логистики – 1 чел;
    Логист – 2 чел;
    Начальник склада – 1 чел;
    Кладовщик – 1 чел;
    Водитель автопогрузчика – 5 чел;
    Ведущий специалист транспортного отдела – 1 чел;
    Водитель-экспедитор – 7 чел;
    Грузчик – 5 чел;
    Главный бухгалтер – 1 чел;
    Бухгалтер – 2 чел;
    Главный финансист – 1 чел;
    Финансист – 2 чел;
     Каждый  сотрудник компании имеет свою должностную инструкцию и непосредственные обязанности.
     Должностные обязанности директора:
    Руководит в соответствии с действующим законодательством производственно-хозяйственной и финансово-экономической деятельностью предприятия, неся всю полноту ответственности за последствия принимаемых решений, сохранность и эффективное использование имущества предприятия, а также финансово-хозяйственные результаты его деятельности.
    Организует работу и эффективное взаимодействие всех структурных подразделений, цехов и производственных единиц, направляет их деятельность на развитие и совершенствование производства с учетом социальных и рыночных приоритетов, повышение эффективности работы предприятия, рост объемов сбыта продукции и увеличение прибыли, качества и конкурентоспособности производимой продукции, ее соответствие мировым стандартам в целях завоевания отечественного и зарубежного рынка и удовлетворения потребностей населения в соответствующих видах отечественной продукции.
    Обеспечивает выполнение предприятием всех обязательств перед федеральным, региональным и местным бюджетами, государственными внебюджетными социальными фондами, поставщиками, заказчиками и кредиторами, включая учреждения банка, а также хозяйственных и трудовых договоров (контрактов) и бизнес-планов.
    Обеспечивает правильное сочетание экономических и административных методов руководства, единоначалия и коллегиальности в обсуждении и решении вопросов, материальных и моральных стимулов повышения эффективности производства, применение принципа материальной заинтересованности и ответственности каждого работника за порученное ему дело и результаты работы всего коллектива, выплату заработной платы в установленные сроки.
    Решает вопросы, касающиеся финансово-экономической и производственно-хозяйственной деятельности предприятия, в пределах предоставленных ему законодательством прав, поручает ведение отдельных направлений деятельности другим должностным лицам - заместителям директора, руководителям производственных единиц и филиалов предприятий, а также функциональных и производственных подразделений.
    Обеспечивает соблюдение законности в деятельности предприятия и осуществлении его хозяйственно-экономических связей, использование правовых средств для финансового управления и функционирования в рыночных условиях, укрепления договорной и финансовой дисциплины, регулирования социально-трудовых отношений, обеспечения инвестиционной привлекательности предприятия в целях поддержания и расширения масштабов предпринимательской деятельности.
    Защищает имущественные интересы предприятия в суде, арбитраже, органах государственной власти и управления.
     Должностными  обязанностями директора по персоналу являются:
    На стратегическом уровне участвовать в управлении компанией.
    Организация и проведение мероприятий по организационному развитию.
    Работы по обеспечению организации необходимым персоналом.
    Организация работы по обучению и повышению профессионального уровня работников.
    Формирование корпоративной культуры.
    Принятие бюджета на персонал и последующий контроль над его исполнением.
    Организация и планирование работы кадрового отдела.
     Должностные обязанности коммерческого директора:
    Организовать работу по составлению перспективных и текущих планов деятельности предприятия.
    Изучать рынок сбыта и покупательского спроса на продукцию предприятия.
    Проводить исследования, анализ и оценку нужд реальных и потенциальных потребителей продукции предприятия.
    Организовать поиск потенциальных клиентов и потребителей продукции предприятия.
    Определять надежность и финансовую состоятельность существующих и потенциальных заказчиков.
    Изучать деятельность конкурентов и составлять заключения об их возможной политике на рынке.
    Разрабатывать совместно с руководством предприятия ценовую политику предприятия.
    Принимать меры по своевременному заключению договоров с потребителями продукции, расширению прямых и длительных хозяйственных связей, обеспечивать выполнение договорных обязательств по сбыту продукции (по количеству, номенклатуре, ассортименту, качеству, срокам).
    Участвовать в рассмотрении поступающих претензий потребителей и подготовке ответов на предъявленные иски, а также претензий потребителей при нарушении ими условий договора.
    Участвовать от имени предприятия в ярмарках, торгах, на выставках, биржах по рекламированию и реализации продукции предприятия.
    Координировать работу подчиненных ему работников.
     Должностные обязанности директора по логистике:
    Управляет логистикой (обеспечивает составление логистических прогнозов и планов; координирует проведение работ по проектированию логистических систем и внедрению их на предприятии; рассчитывает затраты на логистику, разрабатывает бюджет на логистику и обеспечивает его соблюдение; организует работы по созданию и внедрению логистических информационных систем).
    Управляет материально-техническим снабжением и закупками (разрабатывает планы закупок; координирует поиск поставщиков; руководит анализом условий договоров поставок и надежности поставок; обеспечивает составление и своевременное размещение заказов у поставщиков; координирует заключение договоров с поставщиками; принимает участие в определении видов и сроков платежей по заключенным договорам; организует взаимодействие с поставщиками; обеспечивает составление отчетов; анализирует выполнение заказов и результаты поставок).
    Управляет запасами (анализирует планы производства и отчеты по их выполнению; планирует объемы запасов, необходимых для непрерывного производства с увязкой с затратной базой на хранение и обслуживание запасов; координирует работы по расчетам затрат на формирование и хранение запасов, расходов на приобретение, на эксплуатацию мест хранения, текущее обслуживание, страхование; оценивает затраты и издержки на запасы; проектирует и применяет системы управления запасами; моделирует схемы управления запасами; разрабатывает методы учета, оценки и моделирования запасов; координирует инвентаризацию запасов; контролирует состояние запасов).
    Организует складскую деятельность (определяет типы, месторасположение и размер складов, необходимых для хранения материально-технических ресурсов и готовой продукции; определяет виды складского оборудования и производит расчеты его оптимального количества; рассчитывает затраты на складскую деятельность; координирует складской технологический процесс; оптимизирует процессы перемещения ресурсов и продукции внутри предприятия; разрабатывает методические указания по организации складского учета).
    Контролирует управление транспортировкой товаров из других регионов РФ.
    Управляет логистическим персоналом.
     Должностные обязанности финансового директора предполагают:
    Управление финансовыми ресурсами предприятия.
    Ведение переговоров, переписки и необходимого документооборота с коммерческими структурами, банками, кредитными и инвестиционными учреждениями, а также различными третьими организациями в целях выявления потенциальных источников кредитования, финансирования, совместного финансирования и инвестирования.
    Проведение анализа предприятия с точки зрения финансового и экономического состояния, аудит, вертикально-горизонтальный анализ, тренд-анализ, расчет финансовых коэффициентов и показателей.
    Исследование всех видов расходов предприятия, включая расходы на энергию, коммунальные услуги, закупку сырья или товаров, а также комиссии, издержки транспорта и производства.
    Контроль над реализацией планов и бюджета, расходованием заемных и бюджетных средств.
    Финансовый анализ основных показателей предприятия.
    Разработка предложений по улучшению производительности предприятия, снижению расходов предприятия, а также упреждению появления лишних расходов и издержек, повышению эффективности финансовой политики.
    Формирование инвестиционной политики предприятия на основе изучения состояния рынка, анализа спроса и предложения, эффективности инвестиционных вложений.
    Контроль над своевременным получением средств доходных статей бюджета, а также оформлением в заданные сроки банковских и отчетных операций, оплату счетов и процентных ставок по кредитам, над выплатой денежных средств работникам в счет заработной платы, перевод налогов в установленном законодательством РФ порядке.
    Разработка и определение направлений налоговой политики предприятия.
    Полное руководство над разработкой различных документов финансового и бухгалтерского учета на предприятии, включая не установленные в нормативно-правовом порядке документы. [21]
 
2.2 Анализ финансово-экономического  положения
     Произведем  анализ финансовой устойчивости предприятия  на основе финансовых коэффициентов. Финансовые коэффициенты представляют собой относительные  показатели финансового состояния  предприятия.
     Исходные  данные для расчета финансовых коэффициентов представлены в табл. 2.1.
     Финансовую  устойчивость предприятия характеризуют  коэффициенты автономии, соотношения  собственных и заемных средств, маневренности, коэффициент обеспеченности запасов собственными источниками формирования и рентабельность предпиятия. [9, c.53]
     Коэффициент автономии (Кавт) – одна из важнейших  характеристик устойчивости финансового  состояния предприятия, его независимости  от заемных источников средств. Коэффициент  автономии определяется как отношение  капитала и резервов к валюте баланса.
     Кавт = Итог III раздела баланса / Валюта баланса
     Нормальное  минимальное значение коэффициента автономии оценивается обычно на уровне 0,5 т.е.: Кавт ? 0,5.
     Кавт2008 =  19285 тыс. руб. / 39265 тыс. руб. = 0,49
     Кавт2009 =  22822 тыс. руб. / 42856 тыс. руб. = 0,53
     Кавт2010 =  25332 тыс. руб. / 45941 тыс. руб. = 0,55
Таблица 2.1.
Исходные  данные для расчета основных финансовых показателей ООО «ТД «Волга-опт» за 2008 – 2010 гг.
Показатели Методика  расчета 2008 г. 2009 г. 2010 г.
1.Внеоборотные  активы Итог I раздела баланса 14010 14216 15185
2.Запасы (с НДС) Стр. 210 + стр. 220 23715 27057 29737
3. Денежные  средства и краткосрочные финансовые  вложения Стр. 250 + стр. 260 215 271 567
4. Оборотные  активы Итог II раздела баланса 25255 28640 30756
5. Капитал и резервы Итог III раздела баланса 19285 22822 25332
6.Долгосрочные  обязательства Итог IV раздела баланса 5000 5000 5000
7.Краткосрочные  обязательства Итог V раздела баланса 14980 15034 15609
8. Баланс Валюта баланса 39265 42856 45941

 
     Значения  коэффициента автономии, соответствующие приведенному ограничению, означают, что все обязательства предприятия могут быть покрыты за счет его собственных средств.
     Из  расчетных данных следует, что предприятие  обладает достаточной степенью финансовой самостоятельности, так как, значение коэффициента автономии выше критериального. Положительным моментом может являться увеличение данного показателя в 2010 году по сравнению с результатами 2009 и 2008 гг.
     Коэффициент соотношения заемных и собственных  средств (Кз/с) является финансовой характеристикой, дополняющей коэффициент автономии, и определяется как частное от деления величины обязательств предприятия на величину его собственных средств. [20, c.168]
     Кз/с = (Итог IV раздела баланса + Итог V раздела баланса) / Итог III раздела баланса.
     Кз/с2008 = (5000 тыс. руб + 14980 тыс. руб.) / 19285 тыс. руб. = 1,04
     Кз/с2009 = (5000 тыс. руб. + 15034 тыс. руб.) / 22822 тыс. руб. = 0,88
     Кз/с2010 = (5000 тыс. руб. + 15609 тыс. руб.) / 25332 тыс. руб. = 0,81
     На  конец 2010 года наблюдается сокращение плеча финансового рычага с 0,88 до 0,81, что свидетельствует о снижении финансовой зависимости от внешних инвесторов на конец исследуемого периода.
     Коэффициент маневренности (Кмн) – еще одна важная характеристика устойчивости финансового состояния предприятия. Коэффициент маневренности определяется как отношение собственных оборотных средств предприятия к общей величине капитала и резервов.
     Кми = (Итог III раздела баланса -  Итог I раздела баланса) / Итог III раздела баланса. [15, c.79]
     Кми2008 = (19285 тыс. руб. – 14010 тыс. руб.) / 19285 тыс. руб. = 0,27
     Кми2009 = (22822 тыс. руб. – 14216 тыс. руб.) / 22822 тыс. руб. = 0,38
     Кми2010 = (25332 тыс. руб. – 15185 тыс. руб.) / 25332 тыс. руб. = 0,40
     Коэффициент маневренности показывает, какая  часть собственных средств предприятия находится в мобильной форме, позволяющей относительно свободно маневрировать этими средствами. Высокое значение коэффициента положительно характеризует финансовое состояние предприятия. Оптимальной (рекомендуемой) величиной коэффициента считается значение, равное 0,5 (Кмн = 0,5).
     Как видим, рассматриваемое предприятие  не может достаточно свободно маневрировать частью собственных средств, независимо от внешних источников финансирования. Положительным моментом является устойчивая динамика роста данного коэффициента.
     Коэффициент обеспеченности запасов собственными источниками финансирования (Коб.зап). Коэффициент определяется как отношение величины собственных оборотных средств к стоимости запасов предприятия.
     Коб зап = (Итог  III раздела баланса – Итог I раздела баланса) / Стр. 210
     Коб зап 2008 = (19285 тыс. руб. – 14010 тыс. руб.) / 23715 тыс. руб. = 0,22
     Коб зап 2009 = (22822 тыс. руб. – 14216 тыс. руб.) / 27057 тыс. руб. = 0,32
     Коб зап 2010 = (25332 тыс. руб. – 15185 тыс. руб.) / 29737 тыс. руб. = 0,34
     Нормальные  значения коэффициента определены статистически  в пределах:
     Коб зап ? 0,6 - 0,8
     Полученные  расчетные значения коэффициентов  свидетельствуют о несоответствии полученных значений критериальным.
     Все расчёты по финансовой устойчивости сведены в табл. 2.2.
Таблица 2.2.
Коэффициенты  финансовой устойчивости ООО «ТД «Волга-опт» за 2008 – 2010 гг.
Показатели 2008 г. 2009 г. 2010 г. Изменение (±)
2009г.  к 2008г. 2010г. к 2009г.
Коэффициент автономии 0,49 0,53 0,55 0,04 0,02
Коэффициент соотношения заемных и собственных  средств 1,04 0,88 0,81 -0,16 -0,06
Коэффициент маневренности 0,27 0,38 0,40 0,10 0,02
Коэффициент обеспеченности запасов собственными источниками формирования 0,22 0,32 0,34 0,10 0,02

 
     Таким образом, за период 2008 – 2010 гг. финансовая устойчивость предприятия повышается.
     Платежеспособность  предприятия характеризуется на основе анализа расчетных коэффициентов  ликвидности.
     Коэффициент абсолютной ликвидности (Кал) равен  отношению величины наиболее ликвидных  активов к сумме наиболее срочных обязательств и краткосрочных пассивов. Под наиболее ликвидными активами подразумеваются денежные средства предприятия и краткосрочные финансовые вложения. Краткосрочные обязательства предприятия включают: краткосрочные кредиты и займы, кредиторскую задолженность и прочие краткосрочные пассивы. [9, c.68]
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.