Здесь можно найти образцы любых учебных материалов, т.е. получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


контрольная работа Как складывалась современная этническая карта мира

Информация:

Тип работы: контрольная работа. Добавлен: 05.12.2012. Сдан: 2012. Страниц: 25. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Как складывалась современная этническая карта мира 
С ростом численности населения, развитием его производительных сил, усложнением общественной организации и прогрессом культуры все более массовыми делаются переселения (миграции), нарастают темпы смешения и хозяйственно-культурного взаимодействия между отдельными народами и целыми их группами, часто живущими далеко друг от друга. Большое значение для этнической истории Европы, Азии и Северной Америки имело так называемое великое переселение народов, происходившее в IV — IX столетиях. Именно в это время произошло расселение славян по Восточной Европе и освоение ими почти всего Балканского полуострова, распространение германцев по Центральной и Северной Европе и проникновение их на Британские острова, где раньше жили кельты, формирование романских народов в результате смешения латинизированного населения различных провинций бывшей Римской империи с «варварскими племенами», вторгшимися в ее пределы.
В конце IV в. в Европу переселились гунны  и основали в бассейне Дуная крупное государство с этнически смешанным населением. Следом за гуннами в Восточную Европу пришли другие тюркские племена — хазары, авары, болгары, печенеги, половцы и т. д. Одна из групп болгар поднялась по Волге и сыграла видную роль в этногенезе чуваш и татар, а другая, перейдя в 679 г. Дунай растворилась к югу от него среди славян, передав свое наименование болгарскому народу. В VIII — IX вв. с Южного Урала на Средний Дунай переселились венгры (мадьяры), по языку родственные уграм западной Сибири — хантам и манси. Массовые передвижения тюркских народов имели место в Южной Сибири, Центральной и Средней Азии, где во второй половине I тыс. сложился ряд сменявших друг друга племенных объединений и государств, которые включали весьма разнородные этнические общности. С VI — начала VII вв. начались арабские завоевания, сопровождавшиеся расселением арабов по странам Передней Азии и Северной Африки и ассимиляцией ими местного населения.
На  Востоке и Юго-Востоке Азии в I и начале II тыс. завершается этническая, а вместе с тем и государственная консолидация корейцев и японцев. Китайцы, называвшие себя «хань» (по имени династии 3 в. до н. э.), постепенно осваивают территорию к югу от горного хребта Циньлина, где смешиваются с различными народами. Они распадались на местные группы, сильно отличающиеся друг от друга. В Индокитае этнические территории вьетнамцев, бирманцев и таи расширяются за счет кхмеров и индонезийцев. С Суматры расселяются малайцы, которые осваивают Малакку, а затем распространяются почти на всей Индонезии, взаимодействуя с родственными им другими группами индонезийцев и образуя при этом ряд новых этносов.
В первой половине II тыс. н. э. большое  влияние на этническую историю Азии и Европы оказали завоевания монголов, захвативших другие, преимущественно тюркские, народы, вошедшие в XIII в. в состав обширной, хотя и эфемерной империи Чингисхана и его преемников. В результате монгольских завоеваний, сопровождавшихся перемещением на огромные расстояния целых этнических общностей, резко усилилось смешение между народами разного происхождения, и создались предпосылки для формирования в Центральной, Средней и Передней Азии, на Кавказе и в Восточной Европе новых этносов. Примером этих этнических процессов может служить появление различных групп татар в Сибири, Волго-Камье, Крыму и некоторых других районах нашей страны.
 
 
Вслед за монголо-татарами на Кавказ и в  Малую Азию, а несколько позднее — и на Балканский полуостров проникли новые группы тюркских народов — огузов, родственных современным среднеазиатским туркменам. Они смешались с местным населением и сыграли существенную роль в формировании новых этносов, в том числе азербайджанцев и турок- османов. Примерно в то же время (XIV — XV вв.) завершилось распространение племен, говоривших на языках банту, из восточных и центральных районов Африканского континента на всю южную его половину.
К концу XV столетия в Азии, Европе и Африке сложились почти все этносы, существующие в наши дни.
В этнической истории всего мира большое  значение имели великие географические открытия и тесно связанное с этим переселение больших масс европейцев в XVI — XIX вв. в Америку, Австралию и Океанию. Главную роль в этих миграциях играли сначала испанцы и португальцы, а позднее — голландцы, французы и особенно англичане. Многие группы этих народов, оторвавшихся от своих материнских этносов, в новых местах обитания положили начало совершенно новым этническим общностям. В их образовании в одних случаях главную роль играло коренное аборигенное население колониальных стран, в других же случаях — потомки переселенцев из Европы, т. к. аборигены были почти полностью истреблены, искусственно изолированы или вытеснены со своих этнических территорий. По первому пути шло формирование народов Мексики, многих стран Центральной и Южной Америки. Второй путь этнического развития характерен для Канады, США, Аргентины, Уругвая, Австралии, многих островов Океании — Новой Зеландии, Гавайев и др. В некоторых американских странах, особенно на островах Карибского моря, в Венесуэле, Бразилии и Гайяне, большую роль в этнической истории играли наряду с европейскими иммигрантами и индейцами потомки рабов африканского происхождения.
К числу важнейших этнических процессов XVI — начала XX вв. относится расселение русских в Сибири, а частично также  на Кавказе и в Средней Азии. В отличие от многих других народов русские переселенцы почти никогда не отрывались от родного этноса. Однако их хозяйственно-культурная дифференциация на новых местах и смешение с коренным населением часто приводили к возникновению новых этнографических групп в составе самого русского народа. В это же время наряду с русскими в разные районы азиатской части нашей страны переселились значительные группы украинцев, белорусов, татар, мордвы и других народов. Переселенцы эти частично сохраняли свои языки, культурные особенности и самосознание, частично же постепенно
сливались с  соседним более многочисленным населением (чаще всего русским).
Таким образом, к началу XX в. современная  этническая карта мира в основных чертах сложилась. Конечно, этнические процессы (в частности, миграции) продолжались и позднее, но они существенно не могли изменить этнический состав населения крупных регионов планеты.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Этномиграционные процессы
Этномиграционные процессы представляют собой совокупность перемещений, совершаемых людьми разных национальностей между странами, регионами, городами, поселениями.
Миграции (от лат, migratio — переселение) различают внутренние (перемещения населения внутри страны) и внешние (из одной страны в другую). Употребляются также термины: иммиграция (от лат. imigrare — вселяться) — въезд иностранцев в какую-либо страну на постоянное жительство, и эмиграция (от лат. emigrare — переселяться, выселяться) — переселение из какой-либо страны в другую, вызываемые различными причинами (экономическими, политическими, религиозными и пр.). Часто термином «эмиграция» обозначают совокупность эмигрантов, проживающих в какой-либо стране.
Эмиграционные процессы обусловлены:
    региональными различиями уровня и качества жизни;
    изменениями в размещении производства и рабочих мест;
    масштабами, характером и региональными различиями воспроизводства трудовых ресурсов, соотношением прироста трудовых ресурсов и рабочих мест по регионам;
    политической, национальной, расовой дискриминацией;
    межнациональными, межэтническими конфликтами и войнами.
Эмиграционные процессы являются важнейшим механизмом смешения людей разных национальностей и становления многонациональных регионов и территорий. Так, в результате эмиграционных процессов в СССР все национально-государственные образования превратились в многонациональные по составу населения. В России многонациональными стали не только республики, края, области, но также все крупные города, многие сельские поселения.
С распадом СССР и образованием суверенных государств эмиграционные процессы усилились. В основном миграционные потоки идут в одном направлении: этнические россияне переселяются из ближнего зарубежья в Россию. Среди беженцев и вынужденных переселенцев, прибывающих в Россию, люди разных национальностей.
Великие переселения народов
Миграции  происходили с древних времен. Современная этническая карта мира складывалась в результате межэтнических миграционных процессов.
Большое значение для этнической истории  Европы, Азии и Северной Африки имело великое переселение народов, происходившее в IV — IX столетиях, когда на развалинах древних империй и большинства стран этой части суши начался процесс образования новых этносов, из которых многие существуют и в наше время. Именно тогда произошло расселение славян по Восточной Европе и освоение ими почти всего Балканского полуострова, распространение германцев по Центральной и Северной Европе и проникновение их на Британские острова, где раньше жили кельты.
В VIII — IX вв. с Южного Урала на Средний  Дунай переселились венгры (мадьяры), по языку родственные уграм Западной Сибири — хантам и манси. Массовые передвижения тюркских народов .имели место в Южной Сибири, Центральной и Средней Азии, где во второй половине первого тысячелетия н. э. сложился ряд сменявших друг друга племенных объединений и государств. С VI — начала VII вв. начались арабские завоевания, сопровождавшиеся расселением арабов по странам Передней Азии и Северной Африки и ассимиляцией ими местного населения.
Колоссальное  значение для этнической истории  всего мира имело переселение  больших масс европейцев в XVI — XIX вв. в Америку, Австралию и Южную  Африку. Главную роль в этих грандиозных миграциях играли сначала испанцы и португальцы, а позднее — голландцы, французы и особенно англичане.
К числу крупных межэтнических  миграций относится расселение русских в Сибири и частично также на Кавказе и в Средней Азии. В отличие от многих других народов русские переселенцы почти никогда не отрывались от родного этноса. Наряду с русскими в XVIII — XIX вв. в разные регионы азиатской части нашей страны переселились значительные группы украинцев, белорусов, татар, коми, мордвы и других народов.
Следует отметить, что в период существования СССР межэтнические миграции усилились, особенно на восток, север и юг страны. Причинами межэтнической миграции являлись быстрое хозяйственное освоение страны и развитие многих регионов, создание современных промышленных и научных центров, развитие транспортной сети и коммуникаций. В СССР рост межэтнических миграций был связан также с необходимостью оказать помощь отсталым народам, с перебазированием многих крупных предприятий на восток в период Великой Отечественной войны, освоением целины, строительством БАМа и т. п.
Бурное  развитие послевоенной Западной Европы сопровождалось переселением сюда сотен тысяч, даже миллионов иностранных рабочих (турок, югославов, африканцев и др.). Основная причина притока иммигрантов — безработица, низкий жизненный уровень, другие трудности. Нередко межэтнические миграции вызываются национальными (а также религиозными) притеснениями или опасностью таковых, как было при разделе Британской Индии по религиозному признаку на Индию и Пакистан. Известны и случаи насильственного переселения целых народов, а также миграции беженцев и вынужденных переселенцев.
Межэтнические миграции — сложный и противоречивый процесс, социально-политические последствия  которого могут быть далеко неоднозначны. Наряду с положительным влиянием на процессы сближения народов, взаимовлияния и взаимообогащения их культур межэтнические миграции могут способствовать «размыванию» этнических особенностей, смешению культур и языков, а в результате — потере национальной самобытности. Крайне негативную роль играет вынужденная межэтническая миграция, особенно связанная с обострением межнациональных конфликтов. Вообще, во второй половине XX в. к межэтнической миграции отношение скорее негативное, чем позитивное.
Внутри  Российской Федерации растет миграционный поток с севера и Сибири на юг и в Центральную Россию. В тоже время идут потоки беженцев и вынужденных переселенцев с Северного Кавказа в различные регионы страны. Современная межэтническая миграция в России в большей мере порождает негативные последствия, чем приносит положительные результаты.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Середина I тысячелетия — бесспорный рубеж в истории Европы. По одну сторону от него остался древний  мир римлян и греков. По другую —  та история, которую каждый европейский  школьник учит как историю своей  страны.
 По традиции содержанием  эпохи видятся грандиозные перемещения  народов. Их прямым следствием  стали падение Римской империи  и образование варварских королевств. Слова «переселение народов»  попали в нашу речь от немцев. Французские историки привычно  называют то же самое «германскими  нашествиями». Тут можно улыбнуться. Но едва ли — усмотреть большую  разницу. Различаются интонации.  А по существу то и другое  названия имеют в виду одну  картину. Придя в неописуемую  подвижность, народы толкают друг  друга до тех пор, пока от  античного мира не остается  камня на камне. Миграционные  процессы захватывают огромные  пространства Евразии и радикально  меняют этнический, культурный и  политический облик целой страны  света. 
 В понятии «переселение народов»  акцент сделан на «переселении».  Мы поступим рассудительно, если  спросим себя еще и о том,  что мы понимаем под словом  «народ»?
 
 
Кто куда пошел 
 События приняли для Рима  катастрофический оборот в конце  IV века. Появившиеся в степях Восточной  Европы гунны молниеносным ударом  разгромили готов, контролировавших  территорию современной Украины.  Часть побежденных пошла за победителями. Другие униженно просили императора Валента позволения перейти Дунай и поселиться в пределах Римской империи. Вскоре взаимное недоверие готов и римлян вылилось в военную конфронтацию, развязка которой наступила 9 августа 378 года. Разгром римлян при Адрианополе, во Фракии, был столь сокрушительным, что сам император Валент пропал без вести. Недавние беглецы неожиданно оказались хозяевами положения. Адрианопольская катастрофа явилась переломным моментом в истории отношений империи и наступающих варваров. В череде военных столкновений и договоров под единоличный контроль готов фактически перешли целые римские провинции на Балканах и в Подунавье.
 
 Вторжение готов под предводительством  Радагайса в Италию закончилось истреблением полчищ варваров. Но ночью 31 декабря 406 года вандалы, аланы и свевы прорвали границу империи на Рейне. Три года грабежей и насилий, по выражению очевидца, превратили Галлию в один погребальный костер. Осенью 409 года вандалы, аланы и свевы сумели пробиться через пиренейские перевалы в Испанию и закрепиться там.
 
 Новость о взятии Рима  вестготами во главе с королем  Аларихом 24 августа 410 года потрясла воображение современников. Три дня Вечный город находился в руках варваров. По договору с римскими властями готы получили значительные территории в Южной Галлии, еще больше расширили их военным путем и глубоко продвинулись в Испанию, вытесняя оттуда вандалов. Вандалы и примкнувшие к ним аланы через Геркулесовы столбы (современный Гибралтарский пролив) переправились в римскую Африку — теперешние территории Алжира и Туниса. В 455 году они с моря вторично атаковали и разграбили Рим.
 
 К середине V века западные  провинции Римской империи оказались  под страшным ударом гуннов. В  451 году сражавшиеся плечом к  плечу римляне и готы остановили  гуннский натиск в истребительной  битве на Каталаунских полях в Галлии. Гуннская держава распалась со смертью своего предводителя Аттилы два года спустя, хотя врагов у римлян от этого не стало меньше. Подобно взорвавшемуся вулкану, она выбросила в римский мир огромные куски прежней гуннской коалиции.
 
 Римская Британия мало-помалу  становилась добычей англов, саксов, ютов. На свою долю Галлии помимо  преуспевших первыми готов претендовали  бургунды, затем и франки. Франкский  король Хлодвиг в сражениях с римлянами и готами в 481 и 507 годах объединил под своей властью три четверти галльских земель. Его сыновья довершили дело, в 534 году расправившись со слабосильным бургундским королевством. После 476 года Италию контролировали варварские отряды под предводительством Одоакра, происходившего из скиров. Можно сказать, что это и было падением Римской империи. Современники на это уже не обратили особого внимания. Лакомый кусок у разношерстного воинства Одоакра в 493 году вырвал король Теодорих, выступавший во главе той части готов, которая в свое время подчинилась гуннам.
 
 От Римской империи осталось  то, что современники продолжали  называть Римской империей, но  мы сегодня называем Византией.  Византийский император Юстиниан  попытался силой вернуть империи  Западное Средиземноморье. Успехи  его полководцев, Велисария и Нарсеса, были столь же грандиозны, сколь и непрочны. В ожесточенной борьбе византийцы сокрушили королевства вандалов в Африке и готов в Италии. Все усилия пошли прахом буквально через несколько лет. Начиная с 568 года большей частью Италии овладели новые варвары — лангобарды. Но византийским императорам в это время было уже не до них. Они столкнулись с неразрешимыми трудностями на Востоке в борьбе с персами, а затем и арабами.
 
 Авары, следующие после гуннов  хозяева европейских степей, и  их союзники славяне жестоко  опустошали Балканский полуостров, осаждали города, не делая исключения  и для византийской столицы.  С грабительскими набегами и  вражескими армиями в какой-то  мере еще можно было совладать.  Едва ли не худшим злом для  византийских Балкан, изрядно обезлюдевших  после вторжений VI века, оказалась  мирная славянская колонизация.  «Мирные» разбойники просто приходили  и селились на этих землях. Отнюдь не склонные платить  установленные в стране налоги, чересчур подчиняться властям, переселенцы стремились оставаться независимыми. Такое неуправляемое население нельзя было по-настоящему ни победить, ни прогнать, ни научить жить по местным порядкам. Быть императором с таким народом — если не утопия, то точно наказание.
 
Этнографические понятия древних 
 Набросанная картина варварских  вторжений по-своему резонна.  Вот только надо почувствовать  и оценить ее односторонность.  В своем изложении мы естественным  образом идем по стопам римских  и греческих писателей. Повторяя  за ними, мы незаметно для себя  перенимаем схематизм их жизненного  восприятия, начинаем думать, как  они. В этом не было бы  ничего зазорного, если бы только  их взгляды на жизнь нас  вполне устроили. Держимся ли  мы сами тех же взглядов, что  и древние авторы текстов, ставших  для нас свидетельствами эпохи? 
 
 Слова о чужих народах  — способ, которым древние авторы  стремились определить сходства  и отличия между большими группами  людей. Чужие народы, в их понятии,  суть похожие между собой и  неизменные единицы мира. Мир  людей складывается из народов.  А это означает, что все чужие  люди — обязательно какой-нибудь  чужой народ. Они не могут  оказаться, к примеру, просто  бандой разбойничающего на римской  границе случайного сброда. На Рейне в IV веке такие банды называли себя германским словом «аламанны», что приблизительно и значит «банда». Однако в устах римлян «аламанны» — это такое дикое племя. С легкой руки римлян французы этим словом зовут немцев до сих пор.
 
 Племена издревле делят землю  и дают названия странам. Разные  народы не похожи языком, общественным  укладом, боевым вооружением и  военной тактикой, в конце концов, тем, как люди одеваются, стригутся  и причесываются. Римляне и  греки считают эти признаки  существенными, но вторичными. В  их глазах чужие племена построены  на фундаментальном принципе происхождения. Гунны родятся от гуннов, готы от готов. Народ — не отношения между людьми, а некоторое качество, присвоенное индивиду лично неотъемлемым фактом его рождения. В каком-то обобщенном, но вполне серьезном смысле варварские народы мыслятся как коллективы дальних родственников. Отсюда, по убеждению древних, людей одного народа как родню объединяют узнаваемые черты физического облика — телосложение, цвет волос и тому подобное.
 
 В такой связи чужие народы  рисуются частью скорее природы,  нежели истории. Воображение греков  и римлян отказывалось верить  в то, что народ может сформироваться  или измениться на их глазах, в переживаемых исторических  обстоятельствах. Если народа  не было, а потом он появился, значит, он переместился из неведомого  пространства земли в известное. Больше ему неоткуда взяться.
 
 Древние римляне и греки  были трезвыми людьми и трезвыми  глазами смотрели на социальную  жизнь. Но это у них касалось  только самих себя. Рим и Греция  виделись им «обществами», а не  «племенами». Римская империя  сделала римлянами половину света.  Быть римлянином — социальный  навык и правовое определение.  Римлянами становятся, до цивилизации  умственно и нравственно дорастают.  Чужие «племена» — другое дело. Кому не дано жить в цивилизованном  обществе, тех заведомо не может  сплотить ничто, кроме глухого,  животного зова крови. За описаниями  варварских «народов» и их  «переселений» в конечном счете встает античный стереотип понимания того, как соотносятся «цивилизация» и «варвары».
 
 Если древние авторы уверяют  нас в факте эпохального «переселения  народов», то это потому, что что-нибудь  другое они элементарно затрудняются  себе представить. Они загоняют  себя в интеллектуальный тупик  тем, что не признают у варваров  наличия «общества», видят в них  сплошные «народы», отправляют само понятие «народ» кудато в область биологии. По-человечески их можно понять. Римляне и греки таким способом претендуют на законченное совершенство собственного мира. Едва ли, однако, мы обязаны плестись в хвосте их идеалов и интеллектуальных способностей. Зачем нам чужие предрассудки? Или нам мало своих?
 
 Было бы славно, если бы  мы подумали что-нибудь другое. Народы — если говорить о  них — начинаются с того, что  становятся фактами воображения.  Никто не может знать ни  всех своих соплеменников, ни  тем более предков. Остается  эту связь себе воображать. Народы  — умственные явления, из которых  родятся человеческие поступки.
 
 Взятые в исторической перспективе,  народы напоминают движущиеся  из прошлого в будущее монолиты. Сплошь и рядом мы сами примерно  так и выражаемся. Это не лишено  смысла, но чересчур образно. Народы  по-настоящему существуют в калейдоскопе  обстоятельств сложных человеческих взаимоотношений.
 
Гунны как умственное явление 
 Ужасающее нашествие гуннов  во многих отношениях выглядит  как экстремальный пример «переселения  народа». Этнографические зарисовки  латинских и греческих писателей  откровенно тяготеют к зоологии. По словам одного, гуннов «можно  принять за двуногих зверей»  или «грубо обтесанные в виде  человеческих фигур чурбаны». Если  это и был «род людей, —  продолжает другой, — то только  в том смысле, что гунны обнаруживали  подобие человеческой речи». Их  черные лица — «безобразные  комки с дырами вместо глаз».  Откуда они свалились? Ученые  писатели античности отвечали  себе так: «Гунны были долго  заключены в неприступных горах». Или же — «жили по ту сторону  Меотийских болот (то есть Азовского моря) у Ледовитого океана».
 
 Впечатляющая картина фантастических  пришельцев расплывается и теряет  убедительность по мере нашего  знакомства со свидетельствами,  не достигающими уровня ученого  обобщения. Особенно любопытен  рассказ греческого автора Приска. В 448 году он участвовал в посольстве императора Феодосия II к всесильному и грозному правителю гуннов — Аттиле. С одним гунном Приск разговорился. Гунн оказался бывшим греческим купцом. На хорошем греческом языке они поспорили о достоинствах и недостатках Римской империи. В стане гуннов, сообщает Приск, обретался римский аристократ Орест, будущий отец последнего римского императора Ромула Августула. Замуж за Аттилу хотела красавица Гонория, дочь императора Констанция, сестра царствующего императора Валентиниана. Из династических соображений брат обрек ее на вечную девственность. Измученная такой несправедливостью, Гонория передала Аттиле перстень в знак их обручения и просьбу завоевать Италию и избавить ее от тирании брата.
 
 Приск рассказывает, как за столом Аттилы «смешивают латинскую, готскую и гуннскую речи». Он приводит одно слово «по-гуннски»: у них вместо вина пьют то, что они сами называют «мед». Всего латинские и греческие авторы записали два «гуннских» слова, и оба они — безусловно славянские. Зато имя Аттилы совершенно точно происходит из языка готов. Оно буквально значит «папа» или «папочка». Правда, историки не уверены, что «Аттила» — это имя, а не титул правителя гуннов, принимаемый за имя по ошибке. Германский героический эпос Средних веков явно не считает Аттилу чужим героем. В «Песне о Нибелунгах» Аттила выступает под именем истребителя бургундов Этцеля. Скандинавская «Эдда» помнит о нем как об Атли. О происхождении гуннов повествует готское предание, записанное через 100 лет после крушения гуннской державы. Согласно этой легенде готы прогнали от себя нескольких колдуний. От их соития со встреченными в пустыне нечистыми духами и пошли гунны. Надо уловить оба смысла сказанного. Имеется в виду: гунны готам — родные люди, хотя и черти из преисподней, с другой стороны. Насчет их происхождения мы знаем больше благодаря китайцам. «Гунны» — то же самое, что «хунну» или «сюнну», кочевавшие в степях Забайкалья и Монголии за 7 веков до Аттилы. Для защиты от «хунну» и началось строительство Ваньличанчэн, фортификационного сооружения на северной границе Китая, которое европейцы называют Великой китайской стеной. Ко II веку от былого могущества «хунну» не осталось и следа. Полностью разгромленные новыми кочевыми народами, «хунну» двинулись на Запад, увлекая за собой массу тюркоязычных племен Центральной Азии, ираноязычных кочевников Средней Азии, угроязычные и самодийские племена юга Западной Сибири и Приуралья. Их бегство превратилось в нашествие, втягивавшее в общее движение кочевых орд бесчисленные народы.
 
 Ядро воинов, пришедших из  Азии, легко вбирало других. Эти  другие не вполне теряли собственное  этническое лицо. Отметить этот  видимый парадокс важно для  понимания эластичности и хрупкости  этносов в «эпоху переселения  народов». Гунны — на самом  деле и гунны, и не гунны.  Армия Аттилы в исторической  битве на Каталаунских полях состояла из едва ли не одних германцев. Быстрая дезинтеграция гуннской империи, стремительное исчезновение самого имени гуннов последовали за первыми значительными неудачами и смертью вождя. Гунны снова оказались готами, скирами, ругиями, гепидами, сарматами. Греческий эпитет, которым награждает гуннов Приск, означает «случайно сбежавшаяся толпа», «сброд». Гунны — не проблема Азии, пришедшая в Европу. Прежде всего это проблема этнической истории Европы, в которой необозримые массы людей были готовы приобщиться к гуннам. Если бы не они, ни о каких гуннах никто бы в Европе и не услышал.
 
Кто кого разрушил первым
 Если варварский мир разрушил  Римскую империю, то это потому, что сначала Римская империя  разрушила варварский мир. Рим  и был настоящей причиной тех  катаклизмов, которые потрясли  Европу и в конечном счете привели его к катастрофе.
 
 Германский мир, каким мы  его знаем в середине I тысячелетия,  обязан своим существованием  инициативе и энергии Рима. Его  экспансия переворачивала жизнь  соседей. Военный, политический, культурный пресс империи уничтожал  устоявшиеся формы жизни той  части Европы, которая оставалась  за ее границами. Завороженные  величием и богатствами цивилизации  средиземноморского юга, варвары  стремились к тому же. Успех  предприятия был настолько полным, что к концу античности, когда  готы, бургунды, франки оказались  хозяевами Римской империи, для  них было уже совершенно невозможно  представить самих себя, не прибегая  к этнографическим, политическим, нравственным категориям Древнего  Рима.
 
 Римляне хотели себе понятных  и управляемых германцев. Им  казалось проще и лучше иметь  дело с немногими вождями, которые  бы контролировали своих соплеменников.  С плохо организованной и управляемой  массой населения не совладает  никакая сила. С хаосом без  толку воевать и ни о чем  нельзя договориться. Римляне в  своей практической политике  насаждают среди своих соседей  королевскую власть, фактически  провоцируя их консолидацию.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.