На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Система налогообложения недропользования в России

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 05.12.2012. Сдан: 2012. Страниц: 34. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


       Введение 

       Ничто не требует столько мудрости и  ума, как определение той части, которую у подданных забирают, и той, которую оставляют им. Шарль  Л. Монтескье.
       Говоря  об истоках происходящего сегодня  в России кризиса, называют разные причины. В большинстве публикаций прослеживается мысль, что кризис в Россию импортирован извне: из Америки, из Европы, из других частей света. При этом анализируются  причины, приведшие к мировому системному финансовому кризису.
       По  мнению некоторых российских исследователей, основой и первопричиной происходящих в России кризисных событий является кризис недропользования, те глубинные  экономические процессы, которые  связаны с воспроизводством, добычей  и реализацией полезных ископаемых. Мировой кризис обнажил кризис российский, глубинная сущность которого до поры до времени была завуалирована высоким  спросом на российское минеральное  сырье на мировом рынке. С начала рыночных реформ (да и в последние  годы советской власти) недропользование - это основной доминирующий сектор экономики нашей страны. Это - более  половины доходной части консолидированного бюджета и созданные накопительные  фонды нашей страны (золотовалютные резервы, резервный фонд и фонд национального  благосостояния). Это - основа создания необходимой рынку финансовой системы  и финансовой олигархии. Это - основная часть рынка ценных бумаг, его "голубых  фишек". Это - львиная доля экспорта и поступления валюты в страну. Это - основа притока и оттока капиталов  и основа сегодняшнего корпоративного долга западным банкам. Это - основа геополитического влияния нашей  страны, основа нашей "великости". Это - основа экономической и национальной безопасности. В связи с этим, важность системы налогообложения  недропользования сложно переоценить, наиболее важные экономические и  финансовые показатели поставлены в  зависимость от эффективности ее функционирования. Вступивший в силу в конце 90-х годов Налоговый кодекс Российской Федерации, стал, по сути, ключевым нормативным документом, задачами которого было установление единых правил и условий для обеспечения устойчивых темпов экономического развития, а также повышения деловой активности российского бизнеса. Однако, на сегодняшний день Налоговый кодекс не обеспечивает в должной мере решение поставленных перед ним ранее задач по стимулированию развития бизнеса и росту экономики, а является инструментом создания избыточной налоговой нагрузки на бизнес. По мнению ряда специалистов, основной проблемой, мешающей сегодня налоговым органам реализовать свой функционал с полной и положительной отдачей, является отсутствие тщательно проработанной системы, которая бы полноценно сочетала в себе механизмы правового регулирования стимулирующей, регулирующей и фискальной функций, в том числе в отношении налогового администрирования недропользования.
       В связи с этим, целью данной курсовой работы был анализ существующей системы  налогообложения недропользования в России, ее законодательной основы и эффективности реализации на практике, возникающих проблем и возможностей совершенствования в дальнейшем. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       1 Общая характеристика понятия «Добываемые полезные ископаемые»
       1.1 Общая характеристика  понятия «добываемые  полезные ископаемые» 

       К полезным ископаемым относится продукция  горнодобывающей промышленности и  разработки карьеров, содержащаяся в  фактически добытом из недр (или  отходов) минеральном сырье (или  породе, жидкости)
       Данная  продукция по своему качеству должна соответствовать государственному стандарту Российской Федерации, стандарту  отрасли, региональному стандарту, международному стандарту. В случае их отсутствия для отдельного добытого полезного ископаемого - стандарту  организации. Не относится к полезным ископаемым продукция обрабатывающей промышленности, полученная при их дальнейшей переработке (например, нефтепродукты, известь).
       Видами  добытого полезного ископаемого  являются:
       - антрацит, уголь каменный, уголь  бурый и горючие сланцы;
       - торф;
       - углеводородное сырье:
       -  нефть обезвоженная, обессоленная  и стабилизированная;
       - газовый конденсат из всех  видов месторождений углеводородного  сырья, прошедший операции по  сепарации, обезвоживанию, отделению  легких фракций и прочих примесей;
       - газ горючий природный (растворенный  газ или смесь растворенного  газа и газа из газовой шапки)  из всех видов месторождений  углеводородного сырья, добываемый  через нефтяные скважины (далее  - попутный газ);
       - газ горючий природный из всех  видов месторождений углеводородного  сырья, за исключением попутного  газа;
       - товарные руды:
       а) черных металлов (железо, марганец, хром);
       б) цветных металлов (алюминий, медь, никель, кобальт, свинец, цинк, олово, вольфрам, молибден, сурьма, ртуть, магний, другие цветные металлы);
       в) металлов, образующих собственные месторождения (титан, цирконий, ниобий, редкие земли, стронций, литий, бериллий, ванадий, германий, цезий, скандий, селен, цирконий, тантал, висмут, рений, рубидий);
       г) многокомпонентные комплексные  руды;
       - полезные компоненты многокомпонентной  комплексной руды, извлекаемые из  нее, при их направлении внутри  организации на дальнейшую переработку  (обогащение, технологический передел);
       - горно-химическое неметаллическое  сырье (апатит-нефелиновые и фосфоритовые  руды, калийные, магниевые и каменные  соли, борные руды, сульфат натрия, сера природная и сера в  газовых, серно-колчеданных и  комплексных рудных месторождениях, бариты, асбест, йод, бром, плавиковый  шпат, краски земляные (минеральные  пигменты), карбонатные породы и  другие виды неметаллических  полезных ископаемых для химической  промышленности и производства  минеральных удобрений);
       - горнорудное неметаллическое сырье  (абразивные породы, жильный кварц  (за исключением особо чистого  кварцевого и пьезооптического  сырья), кварциты, карбонатные породы  для металлургии, кварц-полевошпатовое  и кремнистое сырье, стекольные  пески, графит природный, тальк  (стеатит), магнезит, талькомагнезит, пирофиллит, слюда-московит, слюда-флогопит, вермикулит, глины огнеупорные для производства  буровых растворов и сорбенты, другие полезные ископаемые, не  включенные в другие группы);
       - битуминозные породы;
       - сырье редких металлов (индий,  кадмий, теллур, таллий, галлий), другие  извлекаемые полезные компоненты;
       - неметаллическое сырье, используемое  в основном в строительной  индустрии (гипс, ангидрид, мел природный,  доломит, флюс известняковый,  известняк и известковый камень  для изготовления извести и  цемента, песок природный строительный, галька, гравий, песчано-гравийные смеси, камень строительный, облицовочные камни, мергели, глины, другие неметаллические ископаемые, используемые в строительной индустрии);
       - кондиционный продукт пьезооптического  сырья, особо чистого кварцевого  сырья и камнесамоцветного сырья  (топаз, нефрит, жадеит, родонит, лазурит,  аметист, бирюза, агаты, яшма);
       - природное алмазы, другие драгоценные  камни из коренных, россыпных  и техногенных месторождений,  включая необработанные, отсортированные  и классифицированные камни (природные  алмазы, изумруд, рубин, сапфир, александрит,  янтарь);
       - концентраты и другие полупродукты, содержащие драгоценные металлы  (золото, серебро, платина, палладий, иридий, родий, рутений, осмий), получаемые  при добыче драгоценных металлов, то есть извлечение драгоценных  металлов из коренных, россыпных  и техногенных месторождений;
       - соль природная и чистый хлористый  натрий;
       - промышленные или минеральные  подземные воды, содержащие полезные  ископаемые или природные лечебные  ресурсы, термальные воды;
       - сырье радиоактивных металлов (уран  и торий).[4]
       Таким образом, к полезным ископаемым относится  продукция, являющаяся результатом  разработки месторождения, получаемая из минерального сырья с применением  перерабатывающих технологий, являющихся специальными видами добычных работ. 
 

       1.2 Экономическое содержание, исторический характер  и значение системы платежей за недропользование 

       Платежи за пользование недрами по своей  правовой природе представляют собой  вознаграждение, уплачиваемое пользователем  недр собственнику недр - государству в связи с предоставлением участков недр в пользование. Этим они отличаются от налогов - обязательных, индивидуально безвозмездных платежей, взимаемых с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований (ст. 8 Налогового кодекса РФ, далее - НК РФ)[10]. К другим отличительным чертам платежей за пользование недрами следует отнести их дифференцированный размер в зависимости от характеристики объекта, а также использование их по целевому назначению - на воспроизводство минерально-сырьевой базы.
       В принципе платежи за пользование  недрами как вознаграждение пользователя недр собственнику устанавливаются  по соглашению сторон и могут быть различными: или фиксированными, или  переменными как процент от продукции (дохода), или представлять их комбинацию. В зависимости от стадии освоения участка недр платежи выступают  в виде:
       - бонусов (bonus) - разовых платежей, уплачиваемых при заключении  соглашения и (или) по достижении  определенного результата и установленных  в соответствии с условиями  соглашения;
       - ренталс (rentals) - ежегодных платежей  за проведение поисковых и  разведочных работ, установленных  за единицу площади использованного  участка недр в зависимости  от экономико-географических условий,  размера участка недр, вида полезного  ископаемого, продолжительности  указанных работ, степени геологической  изученности участка недр и  степени риска;
       - роялти (royalty) - регулярных платежей, установленных в процентном отношении  от объема добычи минерального  сырья или от стоимости произведенной  продукции и уплачиваемых инвестором  в денежной форме или в виде  части добытого минерального  сырья.
       С точки зрения срока уплаты платежи  могут быть единовременными (бонусы, включая сборы, плату за использование  геологической информации) или регулярными (ренталс, роялти), размер которых меняется в зависимости от стадии разработки месторождения.
       Аналогичная система платежей существует и за рубежом. К примеру, в США добывающие компании в связи с предоставлением  права пользования недрами уплачивают бонусы, арендную плату, роялти. В Норвегии налогообложение предприятий в  нефтегазовой отрасли включает в  себя стандартный налог на компании в 28%, специальный налог в 50% и роялти на месторождениях.
       Месторождения полезных ископаемых значительным образом  отличаются друг от друга. Природные  характеристики полезных ископаемых на данном месторождении, глубина их залегания  и сложность извлечения, а также  местоположение участка недр по отношению  к населенному пункту, транспортным путям, рынку сбыта и другие факторы - все это в совокупности определяет доходность того или иного месторождения. Понятно, что данный показатель существенным образом отличается на каждом месторождении. Как следствие, применение равного  налогообложения ко всем участкам недр приводит к тому, что добывающие предприятия разрабатывают высокодоходные месторождения полезных ископаемых (которых не так и много), извлекая сверхдоходы в свою пользу, а в  отношении других месторождений - лишь "снимают сливки". Очевидно, что  подобный подход не способствует полному  извлечению полезных ископаемых и тем  самым эффективному использованию  недр. Именно это лежит в основе критики существующей системы налогообложения  в недропользовании[12.c98].
       С нашей точки зрения, целью налогообложения  пользования недр должно быть, с  одной стороны, максимальное извлечение государством как собственником  недр ренты в свою пользу, а с  другой - полное извлечение полезных ископаемых из недр при их добыче.
       В экономической литературе различают  абсолютную и дифференцированную ренту. Абсолютная рента как избыточный доход собственника природных ресурсов возникает при эксплуатации любого объекта (земельного участка, месторождения полезных ископаемых и т.д.).
       Помимо  абсолютной ренты у собственника может возникнуть дополнительный сверхдоход - дифференцированная рента при условии, что доход от использования природного объекта превышает издержки и  среднюю прибыль на капитал. Она  представляет собой избыточный чистый доход, создаваемый на предприятиях, характеризующихся более благоприятными горно-геологическими условиями, местоположением  и природным качеством добываемого  сырья (горная рента 1) или ведущих  более интенсивно (за счет дополнительных капитальных вложений) свое производство (горная рента 2)[12.c135]. Некоторые авторы полагают, что при эксплуатации самоневоспроизводимых природных ресурсов не возникает дифференциальная рента II, а образуется только дифференциальная рента I; в прочих условиях имеют место оба эти вида ренты.
       Ясно, что дифференциальная рента I должна принадлежать собственнику месторождений - государству, а дифференциальная рента II - лицу, применяющему передовую технологию, - недропользователю.
       Итак, рента всегда отражает разницу в  прибыли при добыче полезных ископаемых на разных участках недр, возникающую  в связи с разницей в затратах на добычу, обусловленную как природными условиями, так и применением  новой передовой технологии извлечения природных ресурсов, в транспортных расходах, а также в доходах  от реализации полезных ископаемых, имеющих  разную физико-химическую характеристику, и т.д.
       При разработке старых месторождений затраты  на извлечение природных ископаемых будут с каждым годом увеличиваться, а значит, у недропользователя  скорее будет формироваться убыток, а не нормативная прибыль и  тем более сверхприбыль. Государство, стремящееся извлекать в полном размере находящиеся в недрах полезные ископаемые, обязано использовать гибкую систему налогообложения  с предоставлением соответствующих  налоговых льгот. Вместе с тем  при образовании дифференциальной ренты I государству следует увеличить размер платежей за пользование природными ресурсами на участках недр с лучшими горно-геологическими, природными и экономико-географическими условиями разработки месторождения.
       В рыночной экономике рента изымается  через налоговую систему. В мировой  практике применяются различные  налоговые схемы изъятия ренты:
       - устанавливаются специальные налоги  на добычу нефти с плавающей  налоговой ставкой, которая варьируется  в заданных пределах - минимальном  и максимальном - в зависимости  от текущей рентабельности разработки  месторождения; - устанавливается дополнительная  или увеличенная ставка налога  на доходы (прибыль) предприятия;
       - применяется специальный налоговый  режим раздела продукции, при  котором государство получает  свою, установленную в концессионном  соглашении долю продукции в  виде товарной нефти, либо ее  стоимостном выражении. Доля государства  зависит, как правило, от потока  наличности предприятия-концессионера[9].
       Каждая  из этих налоговых схем дополняется  системой штрафов и налоговых  льгот, стимулирующих инвестиции в  геологоразведку и добычу и обеспечивающих соблюдение природоохранного законодательства. Также устанавливаются различные  скидки при добыче трудно извлекаемых  запасов, на истощенных месторождениях и т.п. После перехода на рыночные условия в России действовали  две налоговые схемы в недропользовании (и соответственно в нефтедобыче), кардинально отличавшиеся друг от друга.
       Первая  схема налогообложения недропользователей в России была введена в 1992 г. федеральным  законом «О недрах» и просуществовала  до 2001 г. Основными платежами в  этой схеме были: - разовые и регулярные платежи за право добычи полезных ископаемых. Регулярные платежи устанавливались  при выдаче лицензии в виде процентной налоговой ставки (в заданных минимальном  и максимальном пределах) от стоимости  первых товарных продуктов, получаемых из добываемого минерального сырья. Для нефти это была сама товарная нефть, предельные ставки платежа от 6 до 16%.
         Отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы, которые устанавливались в виде твердой процентной ставки. Для нефти она равнялась 10%.
       Казалось  бы, нефтедобывающие предприятия  должны были тогда платить налогов  до четверти (от 16 до 26%) от стоимости  товарной нефти. Однако платили они  в лучшем случае 2-3%, поскольку законодательство позволяло вводить трансфертные внутрифирменные цены на добытую  нефть на устье скважины, которые  были на порядок и более ниже фактических  цен реализации. Было множество и  других легальных механизмов так  называемой «оптимизации» налогообложения. Правительство об этом знало, но «оптимизация»  сохранялась[12.c146].
       Представляется, что целью первой схемы налогообложения  недропользователей (1992-2001 гг.) было не изъятие ренты в бюджет, а ее передача узкому кругу лиц - владельцам добывающих компаний с тем, чтобы  в переходный к рынку период за короткое время создать в России финансовую олигархию. Вторая схема  налогообложения готовилась долго. Почти целый год ее обсуждали  на всевозможных совещаниях, парламентских  слушаниях и т.п., где она, как  правило, подвергалась обструкции. Но Правительство РФ настаивало на ее введении, и она была принята и  введена с 1 января 2002 г. Началась, по существу, новая эра в нефтегазовой экономике.
       Во-первых, были отменены отчисления на воспроизводство  минерально-сырьевой базы (МСБ), что  еще более осложнило проблему финансирования геолого-разведочных  работ из федерального бюджета. Был  отменен целевой фонд воспроизводства  МСБ, что сразу же снизило финансирование геологоразведки из федерального бюджета  с 18 млрд. до 6 млрд. рублей в год. В  результате такого "усовершенствования" платежи в бюджет перестали зависеть от геологических условий разработки месторождений. По сути, это привело к существенному ухудшению условий функционирования тех компаний, основной объем добычи которых привязан к старым, сильно истощенным месторождениям.
       Во-вторых, исключили из закона «О недрах» платежи  за право добычи. Вместо них ввели  налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ). Тем самым Правительство  РФ решило, что горную ренту оно  может не собирать в бюджет. Поэтому  вместо горной ренты в виде дифференцированных платежей за добычу была принята плоская  шкала НДПИ, что противоречит мировой  практике.
       В-третьих, особые правила формирования НДПИ были установлены для нефти. Потонную ставку накрепко «привязали» к мировым  ценам на нефть (подробнее о формировании НДПИ – в 3-ей главе).
       В-четвертых, были резко увеличены вывозные таможенные пошлины на нефть. Россия является первенцем  по введению таможенных пошлин на нефть. До этого никто в мире ещё не додумался. Пошлины начали вводить  в 1999 г., но до 2002 г. их размер был небольшим - от 2 до 30 евро за одну тонну. С 2002 г. механизм расчета пошлин прочно привязали  к мировым ценам на нефть. С 1 февраля  размер вывозной пошлины на нефть  составляет 100,9 долларов за тонну, или 3329,7 руб. (при курсе 1$ = 33 руб.).
       За  период с 2003-го по 2005 год доля платежей и налогов за недропользование в  сумме доходов, поступивших в  федеральный бюджет, возросла с 21,6% до 44,5%. Из этой динамики можно сделать  вывод, что целью нового налогообложения  является изъятие у нефтяников как  можно больше средств в федеральный  бюджет. Поэтому денежные потоки нефтяников существенно сократились. Это позволило  в какой-то мере уменьшить ставки других налогов (НДС, налога на прибыль  и т.п.)[7.c245].
       Использование рентных доходов также изменилось в последние годы. В Советском  Союзе сумма ренты распределялась на следующие основные цели: обеспечение  бесплатного образования и медицинского обслуживания, усиление обороноспособности, капитальные вложения как в нефтегазодобычу и воспроизводство МСБ, так и во все обслуживающие и инфраструктурные отрасли, в том числе в тяжелую промышленность, машиностроение, и пр.
       В рыночной России сумма нефтяных рентных  доходов и ценовой ренты изымается, главным образом, в Стабилизационный фонд, то есть направляется на поддержание  экономики развитых капиталистических  стран.
       В этой связи заметим, что федеральный  бюджет – это баланс доходов и  расходов государства. Однако в России горная и ценовая рента поступает  в федеральный бюджет в виде доходов, но не направляется на расходы, а отчисляется  в Стабилизационный фонд. Какой же это баланс? Но если рента не расходуется, то это не есть доходы бюджета государства, а доходы общества, которое и должно ими распоряжаться.
       Действующее законодательство о недрах (ч. 1 ст. 39 Закона РФ от 21 февраля 1992 г. N 2395-1 "О  недрах") предусматривает следующие  платежи при пользовании недрами:
       - разовые платежи за пользование  недрами при наступлении определенных  событий, оговоренных в лицензии;
       - регулярные платежи за пользование  недрами (за предоставление пользователям  недр исключительных прав на  поиск и оценку месторождений  полезных ископаемых, разведку полезных  ископаемых, геологическое изучение  и оценку пригодности участков  недр для строительства и эксплуатации  сооружений, не связанных с добычей  полезных ископаемых, строительство  и эксплуатацию подземных сооружений, не связанных с добычей полезных  ископаемых, за исключением инженерных  сооружений неглубокого залегания  (до пяти метров), используемых  по целевому назначению);
       - плата за геологическую информацию  о недрах;
       - сбор за участие в конкурсе (аукционе);
       - сбор за выдачу лицензий[4].
       Кроме того, пользователи недр уплачивают другие налоги и сборы, установленные в  соответствии с законодательством  Российской Федерации о налогах  и сборах. Это прежде всего налог  на добычу полезных ископаемых и акцизы.
       Налог на добычу полезных ископаемых был  введен сравнительно недавно: 1 января 2002 г. Федеральным законом от 8 августа 2001 г. N 126-ФЗ. Он кардинальным образом  изменил систему платежей при  пользовании недрами, исключив регулярные платежи за добычу полезных ископаемых и заменив их налогом.
       Сегодня реформа экономики страны во многом базируется на обеспеченности государства  доходами от нефтегазового комплекса, которые направляются на модернизацию других отраслей и поддержку социального  сектора. Однако действующее российское законодательство о недропользовании и существующая система налогообложения  не обеспечивают оптимального изъятия  экономической ренты в доход  государства. Однако действующее российское законодательство о недропользовании и существующая система налогообложения не обеспечивают оптимального изъятия экономической ренты в доход государства. Исходя из этого, доработка налогового законодательства, обеспечивающего оптимальное изъятие природной ренты в доход государства, а также стимулирование недропользователей к проведению поисковых и геологоразведочных работ, является краеугольным камнем совершенствования законодательства о недрах. Кроме того, существующая система налогообложения не обеспечивает реальных стимулов к разработке месторождений. К тому же усредненные ставки не обеспечивают изъятие в доходы государства основной части природной ренты у нефтяных компаний с высоким уровнем прибыли. Можно сделать вывод, что действующая система налогообложения оказалась неэффективной[9]. 
 

       1.3 Зарубежный опыт  платежей за природные  ресурсы 

       Плата за природные ресурсы, как форма  реализации экономических отношений  между собственником природных  ресурсов и их пользователем, занимает центральное место в экономическом  механизме природопользования.
       В зарубежных странах доходы от эксплуатации природных ресурсов, как правило, изымаются через систему налогов, ориентированных на изъятие ренты  у пользователя природных ресурсов. В государствах, богатых естественными  ресурсами, практикуются такие налоги, как роялти, налог суверена, специальные  налоги на прибыль добывающих компаний, дифференцированные рентные платежи, земельный налог и т.д. Кроме  того, доходы от эксплуатации природных  ресурсов могут перераспределяться на основе договоров о разделе продукции и другими способами.
       Рассмотрим  такие платежи в зарубежных странах  на примере пользования недрами.
       Обязательные  платежи, взимаемые государством за пользование недрами, чаще всего  бывают в форме прямых или косвенных  налогов, либо особых целевых платежей. Профессор Б.Д.Клюкин, классифицируя  систему платежей в зарубежных странах  по основным критериям, выделяет три их основных вида[9]:
       - налог на собственность (собственника), обычно представленную в виде  месторождения полезного ископаемого  и горное имущество в стоимостном  выражении, определяемом в ценах,  установленных в соответствии  с законодательством или рыночными  ценами (ad valorem tax);
       - налог на единицу добытого  полезного ископаемого (production tax);
       - подоходный налог (income tax), уплачиваемый  в тех случаях, когда недропользователь  получает прибыль и оказывает  влияние на стоимость добываемого  полезного ископаемого.
       Например, во Франции система налогообложения  разведочной и добычной деятельности включает три налога (налог на прибыль, налог на минеральные ресурсы, представляющий собой прогрессивный налог на годовой оборот компании, взимаемый  центральным правительством, налог  на добычную деятельность в пользу местных органов власти). Ставки и база налогообложения устанавливаются  ежегодно парламентом, включая и  местный налог. По отзывам специалистов, французская система налогообложения  в области недропользования считается  наиболее эффективной в мире.
       В Германии установлена специальная  система платежей за пользование  недрами: налог на рудное поле, налог  на горные разработки. В особую систему  выделена плата за пользование недрами  для добычи углеводородов. Следует  отметить, что в последние годы в Великобритании, Дании, Норвегии, Нидерландах также введены специальные  налоги на добычу углеводородов.
       В США в области недропользования действуют три основных налога: налог  на недвижимость (горные предприятия, оцениваемые по рыночной стоимости), налог на добытую продукцию и  подоходный налог.
       Платежи недропользователей в форме арендной платы учитывают как арендную плату за землю, так и аренду участка  недр.
       Платежом, зависящим от объемов извлекаемых  предприятием полезных ископаемых (или  их стоимости), является роялти. Роялти выплачивается независимо от прибыльности компаний, выплачивается с самого начала производства, поэтому легко  контролируется. Величина роялти в  большинстве стран мира находится  в пределах от 12,5 до 20 процентов стоимости  добытой нефти.
       В системе недропользования и разовые  платежи, которые относятся к  категории бонусов. Их размер является предметом переговоров и соответствующих  соглашений.
       Опыт  многих государств показывает, что  механизмы взимания налогов достаточно разнообразны. С учетом специфических  особенностей России нами могут быть заимствованы различные элементы налоговых  систем, применяемых в странах  с развитой рыночной экономикой, или  неналоговые методы изъятия рентных  доходов (например, договора о разделе  продукции), используемые в странах  с формирующимися рыночными отношениями.
       Анализ  зарубежных налоговых инструментов показывает, что существует два основных типа платежей. Во-первых, платежи за природные ресурсы, предназначенные  для перераспределения (изъятия) ренты, возникающей у пользователей  природных ресурсов в процессе их эксплуатации. При их определении  исходят из величины рентного дохода и ориентируются на ту его долю, которая должна быть изъята у пользователя природного объекта.
       Во-вторых, платежи, направленные на поддержание  существующей системы управления природопользованием. Они являются инструментом сбора  средств, необходимых для покрытия административных расходов по контролю за эксплуатацией природных ресурсов и некоторых инфраструктурных затрат (всевозможые лицензионные сборы  и т.п.). Дополнительные платежи взимаются  за услуги, связанные с оценкой  природных ресурсов (лабораторный анализ, геологические и топографические  исследования территорий, регистрация  и сертификация документов и т.д.). Эти платежи идут не в общий, а  в специальный фонд, предназначенный  для улучшения качества соответствующих  услуг. Как уже отмечалось, при  перераспределении ренты в зарубежной практике предпочтение отдается налогам, взимаемым непосредственно с  пользователей природных ресурсов, то есть прямым способом. Однако существуют и косвенные налоги, посредством  которых изымается избыточный доход, полученный за счет перераспределения  ренты с потребителей природного сырья. К наиболее важным прямым налогам  на природные ресурсы относятся следующие. Арендная плата (или земельная рента), налог на доступ к природному ресурсу, налог на добычу и разведку и т.п. - это плата за право пользования природными ресурсами. Она рассчитывается на единицу арендованной территории. Подобный налог стимулирует геологоразведочные и эксплуатационные работы. Однако понятно, что цель налога - предотвращение спекуляций и сверхинтенсивной эксплуатации природных ресурсов, а не сбор средств в государственную казну. Это достигается путем получения дифференциальной ренты или налога с доходов. Арендная плата устанавливается на номинальном уровне па первые годы эксплуатации природного ресурса, но затем постепенно увеличивается с тем, чтобы побудить арендатора развивать свое производство. Роялти - это платеж государству за право использовать истощаемый природный ресурс. Он рассчитывается исходя из валовой выручки производителя, а не его чистой прибыли[7].
       Система платежей за природные ресурсы может  обеспечивать либо изъятие доходов  рентного происхождения с целью  передачи их от пользователя к собственнику, либо так называемую административную плату, то есть покрытие расходов на контроль за использованием природных ресурсов, оформление их передачи собственнику и т.д. В первом случае речь идет о  налогах на природные ресурсы, а  во втором, -о плате за предоставление лицензии или налоге на недвижимость.
       Наряду  с налоговыми на практике используются и неналоговые методы изъятия  доходов. Прежде всего это договор  о разделе продукции между  государством в лице государственной  компании и заинтересованной компанией-подрядчиком  использования минерально-сырьевых ресурсов. 
 
 
 

       2 Анализ и динамика поступления НДПИ в бюджет
       2.1Анализ  поступления налога  на добычу полезных  ископаемых в федеральный  бюджет  

       Федеральным законом «О федеральном бюджете  на 2008 год» поступление налога на добычу полезных ископаемых в 2008 году установлено  в объеме 731570,3 млн. рублей, в том  числе: налога на добычу полезных ископаемых в виде углеводородного сырья - 723535,9 млн. рублей (из них: нефть - 631445,6 млн. рублей, газ горючий природный из всех видов месторождений углеводородного  сырья - 86983,6 млн. рублей, газовый конденсат  из всех видов месторождений углеводородного  сырья - 5106,7 млн. рублей) и налога на добычу прочих полезных ископаемых - 8034,4 млн. рублей[3].
       Прогнозируемый  ФНС России на 2008 год объем поступлений  во все уровни бюджетов налога на добычу полезных ископаемых с учетом переходящих  платежей должен был составить 789966,2 млн. рублей, из них в федеральный  бюджет - 741999,5 млн. рублей. При расчетном  уровне собираемости в размере 98,6 % поступления данного налога во все  уровни бюджетов прогнозировались ФНС  России в объеме 778817,4 млн. рублей, из них в федеральный бюджет - 731570,3 млн. рублей.
       Расчеты по прогнозам поступлений налога на добычу полезных ископаемых на 2008 год  ФНС России в Минфин России не представляла, так как фактически исключена  из процесса подготовки прогнозных показателей.
       В прогнозируемом ФНС России на 2008 год  объеме поступлений налога на добычу полезных ископаемых в федеральный  бюджет в общей сумме 731570,3 млн. рублей поступления по нефти предусматривались  в сумме 631445,6 млн. рублей, или 86,3 % от общего объема прогнозируемых поступлений  на добычу полезных ископаемых в федеральный  бюджет; газу горючему природному - 86983,6 млн. рублей, или 11,9 %; газовому конденсату - 5106,7 млн. рублей, или 0,7 %; драгоценным  металлам и драгоценным камням - 3666,5 млн. рублей, или 0,5 %; прочим полезным ископаемым - 4367,9 млн. рублей и 0,6 процента.
       Следует отметить, что объемы поступлений  в федеральный бюджет налога на добычу полезных ископаемых, определенные проектом федерального закона о федеральном  бюджете на 2008 год и впоследствии утвержденные Федеральным законом  «О федеральном бюджете на 2008 год», составили 731570,3 млн. рублей, т. е. не отличались от прогнозных расчетов ФНС России[3].
       Информация  о прогнозируемых и фактических  объемах поступления налога на добычу полезных ископаемых в 2008 году в федеральный  бюджет представлена в таблице 1: 

Таблица 1 - Прогнозируемые и фактические  объемы поступления НДПИ в 
                     2008 г. в федеральный бюджет
                                                                                                               в тыс. руб.
Наименование  показателя Прогнозные показатели Минфина России Прогнозные  показатели ФНС России Утверждено  в федеральном бюджете
первоначально с учетом изменений отклонения
в тыс. руб. в  %
НДПИ, всего 731570,3 731570,3 731570,3 1083188,2 351617,9 48,1
в том  числе: налог на нефть
631445,6 631445,6 631445,6 979580,5 348134,9 55,1
налог на газ горючий природный 86983,6 86983,6 86983,6 87056,8 73,2 0,08
налог на газовый конденсат 5106,7 5106,7 5106,7 5977,6 870,9 17,1
налога  на прочие полезные ископаемые 8034,4 8034,4 8034,4 9095,9 1061,5 13,2
налог на добычу на континентальном шельфе РФ - - - 1477,4 1477,4 100

 
       Минфин  России довел до ФНС России роспись  доходов федерального бюджета на 2008 год в объемах, утвержденных Федеральным  законом от 26 декабря 7 года № 189-ФЗ «О федеральном бюджете на 2008 год». Поступление администрируемых ФНС  России доходов установлено в  объеме 2658364,2 млн. рублей, в том числе  налога на добычу полезных ископаемых - 731570,3 млн. рублей, или 27,5 % от общего объема поступлений доходов.
       Фактически  уже за 9 месяцев 2008 года в федеральный  бюджет поступило налога на добычу полезных ископаемых в объеме, превышающем  годовые бюджетные назначения на 108832,9 млн. рублей, или на 14,9 процента.
       Минфин  России в соответствии с проектом федерального закона «О внесении изменений  в Федеральный закон «О федеральном  бюджете на 2008 год», принятым Государственной  Думой Федерального Собрания Российской Федерации 10 ноября 2008 года в первом чтении, письмом от 13 ноября 2008 года № 02-04-03/2991 довел до ФНС России как  до администратора доходов федерального бюджета дополнительные объемы поступлений  доходов в федеральный бюджет на 2008 год.
       Проектом  вышеназванного федерального закона поступление  налога на добычу полезных ископаемых в 2008 году предусмотрено в объеме 1083188,2 млн. рублей (увеличение по сравнению  с первоначально утвержденными  объемами на 351617,9 млн. рублей), из них: по нефти - 979580,5 млн. рублей (на 348134,9 млн. рублей), газу горючему природному из всех видов  месторождений углеводородного  сырья - 87056,8 млн. рублей (на 73,2 млн. рублей), газовому конденсату из всех видов  месторождений углеводородного  сырья - 5977,6 млн. рублей (на 870,9 млн. рублей), прочим полезным ископаемым - 9095,9 млн. рублей (на 1061,5 млн. рублей), а также  по налогу на добычу полезных ископаемых на континентальном шельфе Российской Федерации, в исключительной экономической  зоне Российской Федерации, при добыче полезных ископаемых из недр за пределами  территории Российской Федерации - в  сумме 1477,4 млн. рублей[3].
       Минфин  России пояснил, что поступления  доходов федерального бюджета в 2008 году, учтенные в проекте, определены исходя из уточненного прогноза основных параметров социально-экономического развития Российской Федерации в 2008 году, фактического поступления доходов  в федеральный бюджет за январь-сентябрь 2008 года и ожидаемой оценки поступлений в октябре-декабре 2008 года.
       ФНС России направила в Минфин России справку об изменении поступлений  доходов в федеральный бюджет в 2008 году (письмо от 24 ноября 2008 года №  САЭ-15-11/1328) и предложила внести изменения  в роспись доходов федерального бюджета на 2008 год по объемам поступлений  налога на добычу полезных ископаемых. При этом объемы увеличения поступлений  данного налога, представленные ФНС  России в Минфин России, полностью  идентичны объемам, предложенным ранее  Минфином России.
       Федеральным законом от 1 декабря 2008 года № 197-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный  закон «О федеральном бюджете  на 2008 год» утверждено поступление  в федеральный бюджет налога на добычу полезных ископаемых в объеме 1083188,2 млн. рублей.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.