На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Реформы органов государственного управления СССР 1946-1948гг

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 05.12.2012. Сдан: 2012. Страниц: 16. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


?22
 
Кафедра менеджмента
 
 
 
 
 
 
 
КУРСОВАЯ РАБОТА
По курсу: «История государственного управления в России»
Тема: «Реформы органов государственного управления СССР 1946-1948гг.»
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
2010


22
 
ОГЛАВЛЕНИЕ:
 
Введение…………………………………………………………...…………………3
1. Аппарат государственного управления…………...……………………………..5
2. Особенности государственного управления в послевоенные 1940-е годы…...8
    2.1. Феномен эффективности советского государственного управления в Великой Отечественной войне…………………………………………………...…8
    2.2.Тенденции, роль и противоречия послевоенного государственного управления…………………………………………………………………...……..12
3. Реформы органов государственного управления в 1946-1948 годах……………………………………………………………………………...….15
3.1.Реформа высшего исполнительно-распорядительного органа СССР…...15
3.2.Реформа отраслевых органов центрального управления…………..…….16
3.3.Реформа плановых органов………………………………………...………18
3.4.Реформа комплектования и управления вооруженными силами…………………………………………………………….…………………19
Заключение……………………………………………………...…………………..21
Список использованной литературы………………………….………..................22


22
 
Введение
             
              После победы в Великой Отечественной войне начался совершенно новый период в жизни советского государства. В 1945г. победа породила в народе надежды на лучшую жизнь, ослабление пресса тоталитарного государства на личность, ликвидацию его наиболее одиозных издержек. Открывалась потенциальная возможность перемен в политическом режиме, экономике, культуре.
Советский Союз представлял собой победоносную, но полностью разрушенную страну. Для того чтобы выиграть величайшую в истории войну, пришлось понести потери, которые превышали потери врага и вообще потери любой нации в любой войне. Этот период не может не волновать нас – граждан сегодняшней России, т.к. поколение наших родителей являются детьми тех трудных лет.
Эта тема выбрана нами не случайно. Послевоенный период – период становления нового общества. Переход от террора и массовых репрессий, "идолопоклонничества" и культа личности к более свободному обществу, в котором политика государства направлена на восстановление народного хозяйства и укрепление СССР на мировой арене.
С окончанием Великой Отечественной войны советский народ получил возможность приступить к мирному созидательному труду. Предстояло возродить сотни разрушенных городов и поселков, восстановить железные дороги и промышленные предприятия, поднять материальный уровень жизни людей. Стратегическую задачу развития общества партийно-государственное руководство страны видело в построении социалистического общества.
Целью данной курсовой работы является изучение Реформ органов государственного управления в период с 1946-1948гг.
На основе поставленной цели выделяются следующие задачи:
1)     Уточнение формулировки понятия аппарата государственного управления;
2)     Изучение основных элементов системы Советских органов государственного управления в период Великой Отечественной войны;
3)     Рассмотрение предпосылок Реформ органов государственного управления в 1946-1948 годах;
4)     Проведение анализа специфики Реформ органов в государственном управлении, Реформы вооруженных сил.
Объектом исследования являются структура и функции органов государственного управления, относящиеся к периоду 1946-1948гг.
Предметом исследования является функциональное состояние органов государственного управления СССР в послевоенный период.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 


22
 
1.Аппарат государственного управления
 
Государство – совокупность институтов (политический аппарат, законодательные органы, исполнительная власть на центральном и местном уровне, суд, полиция, вооруженные силы), основной функцией которых является основанное на праве управление жизнью общества на определенной территории. Государственное управление – деятельность органов государственной власти и их должностных лиц по практическому воплощению выработанного на основе соответствующих процедур политического курса.
Система государственных органов и учреждений, посредством которых осуществляются задачи и функции государства, именуется государственным аппаратом.
На структуру государственного аппарата и принципы его формирования оказывают влияние различные факторы исторического, культурного, экономического, политического и иного характера. Основным структурным элементом государственного аппарата является государственный орган. Каждый орган государственной власти представляет собой относительно самостоятельное, структурно обособленное звено государственного аппарата, осуществляющее строго определенные функции, регламентируемые законодательством. На каждом этапе исторического развития общества в зависимости от тех конкретных задач и функций, которые выполняет государственная власть, могут меняться характер и структура государственного аппарата, его органов.
Органы государственной власти обладают рядом таких характерных признаков, которые позволяют отличать их от других органов негосударственных общественно-политических организаций:
- порядок организации и деятельности органов государственной власти основан на единстве правовых принципов, закрепленных в конституции страны и других законодательных актах;
- органы государственной власти для выполнения возложенных на них функций и задач наделены государственно-властными полномочиями;
- между органами государственной власти и функциями государства существует тесная обратная связь;
- органы государственной власти для обеспечения возложенных на них задач и функций располагают необходимыми материальными средствами.
Органы государственной власти выступают от имени государства, представляя государство в целом как в международных, так и во внутригосударственных отношениях. Решая конкретные задачи и выполняя функции в определенных областях общественной жизни, органы государственной власти таким образом участвуют в решении наиболее общих задач государства в осуществлении его функций.
Рассмотрим структуру органов государственного управления, представленную в Конституции 1936г.
Согласно ст.30 Конституции 1936г высшим  органом  государственной   власти   СССР является Верховный Совет СССР, который осуществляет законодательную   власть.  Верховный  Совет  СССР  состоит  из  двух палат: Совета Союза и Совета Национальностей. Обе палаты равноправны.  Совету   Союза   и   Совету  Национальностей  в одинаковой мере принадлежит законодательная инициатива.
              В соответствии со ст.48  Верховный  Совет  СССР  избирает  на совместном заседании обеих палат Президиум Верховного Совета СССР. Президиум Верховного   Совета   СССР  подотчетен  Верховному Совету СССР во всей своей деятельности. Президиум Верховного совета обязан осуществлять общее руководство местными советами, разъяснять законы и определять порядок проведения их в жизнь,  назначать и изменять высшее командование  Вооруженных  Сил СССР.
              Верховный  Совет  СССР  образовывает  на  совместном заседании обеих палат Правительство СССР — Совет Народных Комиссаров СССР (с 1946г – Совет Министров СССР).
              Высшим исполнительным и распорядительным органом государственной власти Союза Советских Социалистических Республик является Совет Народных Комиссаров СССР. Совет Народных Комиссаров СССР ответственен перед Верховным Советом  СССР  и  ему  подотчетен,  а  в  период  между  сессиями Верховного  Совета  —  перед  Президиумом Верховного Совета СССР, которому подотчетен. Совет Народных Комиссаров СССР издает  постановления  и распоряжения  на  основе  и  во  исполнение действующих законов и проверяет исполнение.
              30 июня 1941г. постановлением Президиума Верховного Совета СССР, ЦК ВКП(б) и Совета Народных Комиссаров ввиду чрезвычайного положения и в целях быстрой мобилизации всех сил народов СССР для отпора врагу был создан Государственный Комитет Обороны под председательством И. В. Сталина. В руках ГКО была сосредоточена вся полнота власти в государстве. Никогда еще – ни до, ни после войны – в стране не имелось органа с такими неограниченными полномочиями, просуществовавшего свыше 4 лет и не предусмотренного Конституцией СССР. Постановления ГКО имели силу законов военного времени. Партийные, советские; хозяйственные, военные и общественные организации, все граждане СССР обязаны были неукоснительно выполнять постановления и распоряжения ГКО. Своего большого аппарата сам ГКО не имел, а действовал через партийные, государственные органы и общественные организации.


22
 
2.Особенности государственного управления
в послевоенные 1940-е годы
 
2.1.Феномен эффективности советского государственного управления в Великой Отечественной войне
 
Великая Отечественная война изменила все, создала катастрофические условия. Неизмеримо возросла ответственность всей системы власти и управления за судьбы многомиллионного советского народа, государства. Правительство — высший рас­порядительный и исполнительный орган управления — призвало всех в первый же день войны сплотиться, организоваться во имя защиты Отечества и победы над фашизмом.
Государство, его управление должно было стать сражающим­ся, овладеть соответствующим арсеналом, сыграть роль воюю­щего субъекта, «управлять войной».
Трудность заключалась в том, что до сих пор система государственного управления была ориентирована согласно Консти­туции СССР на мирный созидательный процесс и лишь в пред­военные годы частично трансформировалась применительно к условиям полыхавшей мировой войны. Теперь же пришлось од­новременно воевать и перестраиваться форсированно, на ходу, в военной обстановке, в условиях реально угрожавшей армии, го­сударству, общественному устройству катастрофы.
Государственное управление приобрело такие специфические черты, как милитаризация, экстремальность, чрезвычайность, директивность и другие. Милитаризация становится составной частью общего курса на укрепление государственности, обеспечение безусловной власти центра над периферией, подавления сепаратистских, националистических настроений на местах.
Ужесточены командно-административные методы государственного управления, партийное руководство всеми его структурами сверху донизу. Всесоюзная коммунистическая партия большевиков берет на себя все больше административных и хозяйственных функций, превращается в монопольный субъект государственной власти и управления. Партийное руководство сливается с государственным управлением, формируется партийно-советское управление.
Усиливалось общесоюзное централизованное начало во всей системе государственного управления. В связи с продолжавшимся разукрупнением и специализацией наркоматов приняты меры по улучшению руководства хозяйственными ведомствами. Для координации их деятельности при Совете народных комиссаров СССР созданы шесть хозяйственных советов: по металлургии и химии, по машиностроению, по оборонной промышленности, по топливу и электрохозяйству, по товарам широкого потребления, по сельскому хозяйству и заготовкам. Эти советы имели право давать обязательные распоряжения наркоматам соответствующего профиля и фактически руководили ими.
Сказались и такие факторы, как перестановка кадров в государственных органах, общественных организациях в связи с мобилизацией на фронт, обновление личного состава государствен­ного аппарата за счет выдвижения людей, не подлежащих при­зыву и мобилизации в армию, не имевших необходимого опыта руководящей и административной работы.
В основу управления, внутренней политики в целом также «положен принцип максимальной централизации политическо­го, хозяйственного и военного руководства»[1], что укрепило ис­полнительную вертикаль сверху донизу, придало директивность, оперативность, результативность ее функционированию.
Чрезвычайный характер придан всем звеньям управленчес­кой системы как по вертикали, так и по горизонтали. Чрезвы­чайность управления проявилась по двум направлениям: 1) ми­литаризированные, максимально централизованные конституци­онные органы действовали в чрезвычайных условиях, выполня­ли чрезвычайные функции, применяли чрезвычайные методы, добивались чрезвычайных результатов; К таким органам принадлежал  Президиум Верховного Совета СССР,  к компетенции которого принадлежало назначение и смена высшего командования  Вооруженных  Сил СССР; в  период между сессиями Верховного Совета СССР объявление состояния войны в случае военного нападения на СССР или  в случае необходимости выполнения международных договорных обязательств по взаимной обороне от агрессии; объявление общей и частичной мобилизации.
        2) создана система чрезвычайных, неконституционных, с особыми полномочиями орга­нов, функционировавших на чрезвычайной, не предусмотренной Конституцией СССР, нормативно-правовой основе[2].
Основными чрезвычайными органами являлись: Ставка Глав­ного командования, замененная Ставкой Верховного командова­ния (СВК), Государственный Комитет Обороны (ГКО), област­ные и городские комитеты обороны, Совет по эвакуации, Комитет по эвакуации продовольственных запасов, промышленных това­ров и предприятий промышленности, Управление по делам эваку­ации при Совет Народных Комиссаров СССР и местные республиканские, краевые, обла­стные управления, эвакопункты на железных дорогах, речных пор­тах, комитет по продовольственному и вещевому снабжению Крас­ной Армии, Комитет по разгрузке транзитных грузов, Транспорт­ный комитет. Они создавались в связи с чрезвычайной необ­ходимостью, действовали, видоизменялись в меру осознанной по­требности, без какого-либо предварительного довоенного плана, но по итогам коллективного обсуждения тогда же разработанных проектов; оформлялись соответствующим законодательным по­рядком без изменения Конституции СССР. Учреждались соответ­ствующие должности, аппараты, вырабатывалась в творческих поисках технология чрезвычайного управления[3].
Государственное управление военной сферой приобрело не только приоритетное значение, но и всеобъемлющий характер, новые функции, осуществлялось на основе законов военного вре­мени, чрезвычайными методами, обеспечивало интенсивное во­енное строительство[4], качественно новый уровень военно-организаторской работы, победное в конечном итоге, хотя и с от­дельными ошибками и сбоями, выполнение Вооруженными Силами основных задач по защите страны и разгрому врага.
Государственное управление, подчиненное законам военно­го времени, учитывало и послевоенную перспективу, что отра­зило веру советского народа и его управленческого корпуса в победу и свое будущее, которая сыграла роль фундаментально­го морально-патриотического фактора.
Эффективно проявила себя в годы Великой Отечественной войны система Народного Комиссариата — центральное звено государ­ственного управления.
Особенностью государственного управления военного вре­мени являлось своеобразное сочетание двух противоположных тенденций: централизации и децентрализации.
Централизованная система государственного управления, ее конституционные и чрезвычайные органы опирались на проф­союзные, комсомольские, кооперативные и другие обществен­ные организации.
Государственное управление 1941—1945гг., перестроенное адекватно условиям и задачам войны, действовало по-военному, функционировало в состоянии повышенной мобильности, опера­тивно, целенаправленно, решало вопросы быстро сообразно не­прерывно менявшейся ситуации.
Система государственного управления стала одним из источ­ников и механизмов победы, она опиралась на поддержку, пат­риотизм, самоотверженный энтузиазм советского народа. В годы войны проявилось как никогда единство народа, его государствен­ной власти и управления.
 

2.2.Тенденции, роль и противоречия послевоенного  государственного управления

 
Военное государственное управление было перестроено в мир­ное на основе послевоенной концепции, планово, постепенно, что проявилось в демилитаризации, децентрализации и частичной демократизации, упразднении чрезвычайных органов и методов неконституционного характера, восстановлении и развитии кон­ституционных принципов, извлечении уроков довоенного и во­енного опыта, творческого их применения, сохранения и усиле­ния руководящей роли ВКП(б) и в других содержательных на­правлениях этого процесса.
Государственное управление отказалось от военно-мобили­зационных принципов. Постепенно возобновился нормальный режим труда в учреждениях, во всем аппаратном механизме уп­равления, на предприятиях.
Изменили профиль многие структуры центрального управ­ления. Наркомат минометного вооружения преобразован в Нар­комат машиностроения и приборостроения, Наркомат боеприпа­сов — в Наркомат сельскохозяйственного машиностроения, Нар­комат танковой промышленности — в Наркомат транспортного машиностроения; и так далее. Самое современное оборудование подве­домственных предприятий, воплотившее достижения военно-тех­нической науки и инженерные решения, было переключено на производство сложной гражданской техники для нужд народно­го хозяйства и населения.
Демилитаризованное государственное управление отказалось от законов, задач, методов военного времени, стало функциони­ровать на основе законов мирного времени в соответствии с при­сущей ему и определенной Конституцией СССР созидательной природой. Обновлен личный состав управленческого аппарата за счет квалифицированных специалистов, в том числе демобили­зованных из армии служащих.
В русле послевоенной децентрализации государственной вла­сти и управления перераспределены полномочия союзных и рес­публиканских органов, расширены права республик, прерогати­вы их властных и управленческих структур, усилена ответствен­ность за соответствие республиканских законов союзным, Кон­ституции и их исполнение. Республиканские конституции, за­конодательные акты унифицировались на союзно-правовой ос­нове, в том числе и в нормировании распорядительных и испол­нительных функций органов управления.
Воссозданная и развитая система представительных органов обновила состав, изменила высшие союзные и республиканские органы управления.
Изменена структура центрального управления. Сокращено выросшее за годы войны количество многочисленных комите­тов, управлений, главков, советов при союзном и республиканс­ких правительствах, исполкомах местных советов депутатов трудящихся.
Изменен статус и возросла роль плановых органов, их ответ­ственность за сроки и качество реализации государственных пла­нов.
Существенно возросло значение прокуратуры, надзора за со­блюдением законности всеми органами управления.
Применялись различные меры материального стимулиро­вания управленцев, работников производства; поощрялись и организовывались массовые движения новаторов, в том числе и сферы управления, основанные на энтузиазме, трудовом геро­изме, но приоритетными оставались командно-административ­ные методы, которые временами ужесточались.
В послевоенную систему государственного управления влились новые кадры обученных специалистов. В учебных заведе­ниях, краткосрочных школах и на курсах прошли подготовку, переподготовку, повышение квалификации многие работники государственных, общественных, в том числе партийных, ком­сомольских, профсоюзных и других органов, хотя острой оста­валась проблема управленцев-профессионалов.
Максимально усилено партийное влияние, совмещение ру­ководства ВКП(б) и государственного управления. Партийные структуры присваивали властные и управленческие функции, подчиняли себе все звенья разветвленной политической системы сверху донизу. Формировался режим диктата через всевластный бюрократический аппарат партии и Советов.
Усилен контроль со стороны партийных органов как в целом над промышленностью и сельским хозяйством, так и над отдель­ными отраслями экономики.
Явственно ощущалась и осознавалась назревшая необходи­мость радикальных реформ государственного управления и общества. Обозначилось противоречие между этой необходимостью и консервативно-догматической позицией сталинской элиты. Эти и другие противоречия опуты­вали все сферы общественной жизни, особенно управленческую, снижали качество и эффективность всей системы управления. На рубеже 40—50-х гг. обозначились кризисные явления в управле­нии, обнажались его изъяны. Накапливалось нетерпение иници­ативных управленцев, способных разрешить сложившиеся противоречия.

3. Реформы органов государственного управления в 1946-1948 годах
 
3.1. Реформа высшего исполнительно-распорядительного органа СССР
 
С окончанием войны начались реформы в сфере государ­ственного управления. Государственное управление 1941—1945гг., перестроенное адекватно условиям и задачам войны, действовало по-военному, функционировало в состоянии повышенной мобильности, опера­тивно, целенаправленно, решало вопросы быстро сообразно не­прерывно менявшейся ситуации. «В целом все изменения систе­мы управления страной в годы войны были продиктованы чрез­вычайными обстоятельствами и, как показал опыт, были вполне адекватными тем условиям и задачам, которые приходилось ре­шать руководству»[5]. Победа советского народа 1945г. не была предопределена заранее и справедливо считается победой госу­дарственной власти и управления, всех звеньев и должностных лиц этой системы. В управлении работали миллионы професси­ональных, инициативных, смелых организаторов, применялись меры материального, морального поощрения, должностного про­движения, а также мобилизационные, жесткие дисциплинарные меры воздействия.
В 1946—1947гг. упразднили возник­шие во время войны разного рода комитеты, главки и тому по­добные органы, обязанные своим появлением специфическим условиям и потребностям военного времени. 15 марта 1946г. высший исполнительно-распорядительный орган СССР — Совет Народных Комисса­ров преобразован в Совет Министров, который формировался, утверждался Верховны­м советом, отчитывался перед ним, подлежал их консти­туционному контролю, а народные комиссариа­ты — в министерства. Реформой закреплено единство власти и управления, конституционное верховенство представитель­ных органов в лице Советов депутатов трудящихся. При такой формальной иерархии и вопреки ей значительно усилен статус органов исполнительной власти и управления, где все больше и полнее сосредоточивались властные и управленческие функции. Реформы государственного управления проводились постановлениями Совета министров.
Председателем Совета Министров, т. е. правительства СССР, стал сам Сталин. Значительно возросла роль и республиканских правительств, возглавлявшихся высокопоставленными лицами из партийной элиты. Изменился статус президиумов союзного и республи­канских советов министров, которые управляли повседневно, оперативно подведомственными учреждениями и организация­ми.
Авторитет решений Совета Министров еще более повышался тем, что в практику вошло принятие совместных постановлений Совми­на и ЦК ВКП(б), а поскольку почти все министры являлись членами или кандидатами в члены Центрального Комитета, то Совмин на деле вы­ступал как один из исполнительных органов Центрального комитета Всесоюзной коммунистической партии большевиков.
 
3.2. Реформа отраслевых органов центрального управления
 
Весной 1946г. преобразованы отраслевые органы централь­ного управления. Сокращено выросшее за годы войны количество многочисленных комите­тов, управлений, главков, советов при союзном и республиканс­ких правительствах, исполкомах местных советов депутатов трудящихся.
Ключевым звеном этой системы стали мини­стерства — штабы отраслей, возглавляемые членами правитель­ства. Они осуществляли исполнительные и распорядительные функции, управляли отдельными отраслями народного хозяйства и культуры.
Министерская система находилась в стадии становления, была динамичной, постоянно перестраивалась. Министерства дробились, разукрупнялись в связи со специализацией отраслей народного хозяйства и культуры или объединялись. В 1946г. имелось 49 министерств СССР, в 1947г. — 58, в 1948г. — 59[6]. Изменялось соотношение и количество обще­союзных и союзно-республиканских министерств. Количество пер­вых колебалось по годам от 28 до 36, а вторых — от 19 до 23, что отразило тенденции централизации и децентрализации, поиски оптимального варианта их взаимодействия[7]. В республиках складывалась соответствующая им структура отраслевых министерств и соответственно структура отделов областных, краевых испол­комов. Отделы исполкомов создавались в зависимости от струк­туры хозяйства областей, краев, входили в ведомственную систе­му, возглавлявшуюся министерствами. Сохранен и усилен принцип подчинения наиболее важных предприятий непосредственно союзным министерствам.
Усилено административно-бюрократическое начало в работе органов управления, усложнена его структура, действовали па­раллельные звенья в аппарате, что лишало его гибкости; стано­вились громоздкими штаты управленческого персонала.
В до­полнение к прежним наркоматам, переименованным в мини­стерства, создавались новые наркоматы-министерства специ­ализированного профиля, что во многом определялось задача­ми восстановления и реконструкции предприятий. Так, в начале 1946г. были образованы Наркомат по строительству предприятий тяжелой индустрии, Наркомат по строительству военных и военно-морских предприятий, Наркомат по строи­тельству топливных предприятий. Вместо двадцати пяти отрасле­вых народных комиссариатов промышленности в 1945г. через два года, в 1947г., их имелось уже 34. Бюрократическо-управленческий аппарат значительно вырос.
 
 
3.3.Реформа плановых органов
 
Изменен статус и возросла роль плановых органов, их ответ­ственность за сроки и качество реализации государственных пла­нов. 15 декабря 1947г. постановлением ЦК ВКП(б) Государствен­ная плановая комиссия Совета министров была освобождена от реше­ния задач внедрения новой техники и проблем материально-технического снабжения и преобразована в Государственный плановый комитет (Госплан). Новому Госплану оставили толь­ко функции планирования, учета и контроля. Обязанности снабжения передали Государственному комитету по снабже­нию народного хозяйства Совета Министров СССР (Госснаб СССР). Вопросы внедрения новой техники передали в ведение вновь созданного Государственного комитета по внедрению новой техники в народное хозяйство Совета Министров СССР (Гостехника СССР).
Особыми функциями обладало ведомство государственного контроля, представленное в 1940 наркоматом, преобразованным в 1946 году в мини­стерство, и вертикально построенной системой республиканских и других местных структур. Министерство госконтроля как бы подменяло прокурорский надзор, занимаясь поиском виновных в срыве государственных планов, в разных злоупотреблениях, нарушениях финансовой дисциплины и так далее.
Сильное, организованное бюрократи­чески ведомство жестко контролировало исполнение решений правительства во всех отраслях управления и народного хозяйства, соблюдение финан­сово-бюджетной дисциплины, действовало независимо от других управленческих структур, выявляло недостатки, злоупотребления, привлекало виновных к судебной ответственности, «стало, по сути, главным фискальным учреждением в стране»[8].
 
 
3.4.Реформа вооруженных сил
 
С окончанием войны прекратила свое существование Ставка Верховного Главнокомандования. С 1946г. Красная Армия стала именоваться Советской Армией. Управление всеми вооруженными силами стало осуществляться одним ведомством. Народный комиссариат военно-морского флота был упразднен. Военное командование утратило право награждения военнослужащих орденами и медалями.
Демилитаризованное государственное управление отказалось от законов, задач, методов военного времени, стало функциони­ровать на основе законов мирного времени в соответствии с при­сущей ему и определенной Конституцией СССР созидательной природой. Обновлен личный состав управленческого аппарата за счет квалифицированных специалистов, в том числе демобили­зованных из армии служащих.
Изменили профиль многие структуры центрального управ­ления. Наркомат минометного вооружения преобразован в Нар­комат машиностроения и приборостроения, Наркомат боеприпа­сов — в Наркомат сельскохозяйственного машиностроения, Нар­комат танковой промышленности — в Наркомат транспортного машиностроения; и т.д. Самое современное оборудование подве­домственных предприятий, воплотившее достижения военно-тех­нической науки и инженерные решения, было переключено на производство сложной гражданской техники для нужд народно­го хозяйства и населения.
Ликвидированы чрезвычайные органы управления: Государственный комитет обороны, Ставка Верховного главнокомандования и другие.[9]
Опыт прошедшей войны, новое вооружение и боевая техника оказали существенное влияние на организационные формы Вооруженных Сил СССР. Они в те годы состояли из следующих видов: сухопутные войска, военно-воздушные силы, военно-морской флот, войска ПВО страны (с 1948г.), воздушно-десантные войска (с 1946г.) - во главе со своими главнокомандующими. Основными типами соединений являлись стрелковая, механизированная и танковая дивизии. В целях укрепления военной дисциплины, повышения боевой готовности войск в 1946г. были утверждены Дисциплинарный устав и Устав внутренней службы Вооруженных Сил СССР, а также Уставы строевой (1947г.), гарнизонной и караульной службы (1950г.).
15 марта 1946г. Верховный Совет СССР принял Закон о преобразовании Совета Народных Комиссаров СССР в Совет Министров СССР и народных комиссариатов в министерства. Народный комиссариат внутренних дел СССР соответственно был преобразован в Министерство Внутренних Дел СССР, Народный комиссариат внутренних дел союзных и автономных республик - в соответствующие Министерство внутренних дел, а Народный комиссариат государственной безопасности СССР - в Министерство государственной безопасности СССР.
 


22
 
Заключение
 
Изменения в государственном аппарате были обусловлены окончанием войны, необходимостью восстановления и развития народного хозяйства, внешнеполитической обстановкой.
Послевоенное управление перестроено вновь на конституционной основе: демилитаризация, децентрализация, демократизация, упразднение чрезвычайных органов и методов, развитие управленческого творчества, организации политической активности широких слоев народа, участия их в налаживании мирного управления.
Попытки совершенствования системы органов государственного управления проводились не только за счет количественных изменений, но и путем перераспределения компетенции между органами.
Государственное управление перевело страну на мирные рельсы, решило комплекс задач четвертого пятилетнего плана, превратило СССР во вторую ядерную державу, способствовало сохранению и укреплению мира в борьбе с инициаторами обострения противостояния двух мировых систем.
Послевоенная советская система управления отягощена противоречиями. Процветало отсутствие планомерности, систематичности в решении сложных социально-экономических, политических, духовных проблем, утверждались директивный стиль, власть растущей номенклатурной бюрократии, чрезмерно разбухшего аппарата государственных, общественных, особенно партийных органов, их узких номенклатурных групп и первых лиц. Усилено административно-бюрократическое начало в работе органов управления, усложнена его структура, действовали параллельные звенья в аппарате, что лишало его гибкости; становились громоздкими штаты управленческого персонала.
 
 
 
 
 
Список использованной литературы:
1.      История государства и права России: Учебник /Отв. ред. Ю.П. Титов.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.