На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Стадии правотворческого процесса

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 05.12.2012. Сдан: 2012. Страниц: 24. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


ФЕДЕРАЛЬНО  ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ 

«БЕЛГОРОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
(НИУ  «БЕЛГУ») 

ЮРИДИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ 

КАФЕДРА ТЕОРИИ И ИСТОРИИ  ГОСУДАРСТВА И  ПРАВА 

СТАДИИ  ПРАВОТВОРЧЕСКОГО ПРОЦЕССА 

Курсовая  работа студента
По  дисциплине «Теория  государства и  права»
 
Содержание 
 

Введение………………………………………………………………………....…3
Глава I. Правотворческий процесс: понятие, структура, принципы, юридическая техника
1.1 Понятие правотворчества и его признаки……………………………………6
1.2 Структура  и стадии правотворческого процесса……………………………10
1.3 Принципы  правотворчества………………………………………………….18
1.4 Юридическая  техника………………………………………………………..21
Глава II. Правотворческий процесс в Российской Федерации
2.1 Виды  правотворчества в РФ. Законотворческий  процесс в РФ……………25
2.2 Особенности  референдума как вида правотворческого  процесса…………29
Заключение…………………………………………………………………………35
Библиографический список………………………………………………………37 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ 

Каждое  государство стремится надлежаще  урегулировать общественные отношения  в различных сферах действительности. 

Основной  закон Российской Федерации - Конституция, закрепив принцип разделения властей, исходит из того, что каждая ветвь  власти принимает нормативные акты по вопросам своего ведения. 

Между тем, коренные изменения, происходящие в обществе и российской правовой действительности, предъявляют повышенные требования к современному законотворческому  процессу. 

Насколько важен сам процесс создания закона, выработки первоначальной концепции будущего акта, составление и обсуждение проекта, учет мнений и интересов различных социальных групп, соотношение с другими нормативными актами, способность будущего закона "вписаться" в уже существующую правовую систему, способность адаптироваться новому закону, экономические основы его существования и реального применения. 

Процесс создания правовых норм начинается с  возникновения объективных общественных закономерностей, требующих правового  регулирования, проходит через институты общества и государства, реализуется законодательной, исполнительной и судебной властями в присущих им формах. Но процесс создания правовых норм не может быть произвольным, субъективным, он базируется на принятых и закрепленных конституционно нормативных правилах, которые государство обязано соблюдать. Оно связано собственной правовой системой, и эта зависимость закреплена в Основном законе государства. Отступая от принципа законности либо создавая законы, неспособные прижиться в обществе, противоречащие друг другу и общественной системе в целом, государственная власть ослабляет свой авторитет, снижает степень общественного доверия. 

Реальность  показывает, насколько широк круг вопросов, неурегулированных правом, без которых невозможно реализовать экономические и социальные программы, выдвигаемые жизнью. 

Некачественное  законотворчество имеет негативные социальные, юридические, а порой  и политические последствия. Вызывает опасение и то обстоятельство, что "деятельность по созданию нормативно-правовых актов может превратиться в череду бесконечных теоретических споров и дискуссий" 

В связи  с вышесказанным, актуальным, нам  представляется анализ современного правового  регулирования законотворчества в  РФ, поиск путей совершенствования  Российского законотворчества. 

Итак, цель данной курсовой работы - исследовать  правотворческий процесс и его  этапы. Исходя из поставленной цели, ставим следующие задачи: 

- рассмотреть  понятие, структуру, принципы, юридическую  технику правотворческого процесса; 

- проанализировать  современные тенденции развития  правотворческого процесса РФ; 

- исследовать  виды правотворчества в Российской  Федерации, в том числе, особенности  референдума, как вида законотворческого  процесса; особенности правотворческой  деятельности судов; 

- в заключение  работы наметить проблематику  законотворческого процесса в  РФ, пути решения сложившейся  проблематики. 

В связи  с тем, что тема "Правотворчество" достаточно обширна, и могла бы быть предметом не одной курсовой работы, и даже монографии, нам представляется актуальным, обратить внимание, прежде всего, на проблемные аспекты законотворчества в Российской Федерации. Ведь именно правовые проблемы и пробелы в этой области юриспруденции мешают развитию всей правовой системы страны. 

В работе будут проанализированы большая часть монографий посвященных законотворчеству, изданных за последние двадцать лет и весь пласт Российского законодательства направленного на регулирование "правоотношений законотворчества". Так, например, можно выделить таких экспертов: Д.А.Керимов, С.В.Поленина и другие. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава I. Правотворческий процесс: понятие, структура, принципы, юридическая техника 

1.1 Понятие правотворчества  и его признаки 

В современном  обществе люди и различного рода их объединения постоянно соприкасаются с правилами (нормами), зафиксированными в законах и подзаконных актах - с их требованиями, запретами и дозволениями, с необходимостью их соблюдения, исполнения и применения, с теми последствиями, которые наступают при их нарушении. Каждое государство устанавливает в общественных отношениях определенный порядок, который с помощью законодательства и законности формулирует их в правовых нормах, обеспечивает, охраняет и защищает. Законодательство охватывает большинство сфер человеческой жизнедеятельности, расширяет границы своего регулирующего воздействия на общественные отношения по мере усложнения социального бытия, непосредственно сопровождая людей в их общении друг с другом. 

Столь значительная роль законодательства в  жизни личности и общества предполагает знание, прежде всего, того, каким образом оно создается, формируется и развивается, в чем суть законотворчества. Без такого знания исключается сколько-нибудь успешная деятельность по созданию законов и подзаконных актов, призванных служить задачам обеспечения свободы личности и прогресса общества. 

Законотворчество, как и всякое творчество, предполагает у законодателей не только общую  культуру, но требует от них специальных  знаний, определенных навыков овладения  искусством формирования и формулирования законодательных актов. Эти знания в мировой юридической теории и практике именуются законодательной техникой, представляющей собой определенную систему требований при создании нормативно-правовых правил, законов и подзаконных актов, их систематизации. 

Успешная  деятельность по созданию законов (иных правовых нормативных актов) зависит, прежде всего, от правовой культуры законодателя, его подлинно творческого отношения  к своей миссии, от владения юридической  наукой и приемами законодательной  техники. Суть правовой культуры законодателя, как составной части всеобщей культуры, в образе мышления и соответствующего действия, основанного на признании и познании общечеловеческих ценностей права, требований законности и режима правопорядка, в соответствии с которыми осуществляются законотворческая деятельность и правореализуемая практика. 

Правовая  культура законодателя тысячами нитей  связана с общей культурой. Ее мощное благотворное влияние на правовое сознание, мышление, мировоззрение  творящих законы, на их ценностные правовые установки непосредственно (или опосредствованно) определяют характер законодательства, отвечающего историческому и национальному духу народа, его чаяниям, потребностям и интересам. Вместе с тем правовая культура законодателя обратно воздействует на общую культуру, защищает и создает условия ее свободного развития путем выработки прогрессивных законов, установления режима правовой стабильности, последовательного проведения в жизнь требований законности и установления режима правопорядка. 

В культуре законотворчества аккумулируются: разносторонние знания действительности, ее истории  и перспектив развития; специальные  знания о праве, законе и законодательной  технике, умелое их использование в  практической деятельности по созданию законов и их реализации. Овладение этими знаниями и их использование в процессе законотворчества позволяют создавать научно обоснованные и технически совершенные законодательные акты, в полной мере отвечающие назревшим и назревающим потребностям общественного прогресса. Законодатель, следовательно, должен обладать всесторонними и глубокими знаниями, постоянно пополнять их в повседневном общении с народом, обогащаться его мудростью. И для того, чтобы переложить все эти знания, народную мудрость и свой собственный жизненный опыт на язык закона, ему следует овладеть мастерством законотворчества, профессионально использовать приемы законодательной техники. 

Динамизм  экономических, политических и социально  культурных потребностей современного общества выдвигает все новые и новые задачи правового опосредования соответствующих общественных отношений. Многогранность и глубокая социальная обусловленность этих задач наглядно обнаруживается уже простым перечислением проблем, встающих перед законотворчеством, а именно необходимостью: 

- исследования  различных социальных факторов, обусловливающих потребность в  нормативно-правовом регулировании  соответствующих общественных отношений; 

- выявления  и тщательного учета при формировании  законов многообразных интересов  социальных и национальных образований, общественных групп и общества в целом, их особенностей, обычаев, традиций; 

- использования  в процессе создания закона  соответствующих достижений науки,  техники и культуры; 

- проведения  сравнительного анализа проектируемого  закона не только с аналогичными установлениями прошлых и ныне действующих законодательных систем других государств, но и с другими регуляторами общественной жизнедеятельности; 

- постановки  в целесообразных и возможных  случаях специальных экспериментов  для определения оптимального варианта правового регулирования соответствующих групп общественных отношений и выработки наиболее эффективной формы правового воздействия на эти отношения, 

- определения  связи, соответствия и взаимодействия  проектируемого закона с данной правовой системой в целом и прежде всего с Конституцией; 

- совершенствования  организационных форм, процедуры  создания закона и т.д. 

Столь объемные и трудоемкие задачи не могут  быть успешно осуществлены без творческого  подхода и решения их законодателем. 

Законотворчество  характеризуется органическим единством  трех его основных компонентов: познания, деятельности и результата, которые  в своих диалектических взаимопереходах  составляют относительно законченный  цикл законотворчества, вслед за которым  по восходящей линии следуют в той же последовательности аналогичные циклы, образующие в своей целостности систему этого процесса. На самом деле, для того чтобы в законах адекватно отражались происходящие в обществе процессы, надо постоянно обнаруживать, изучать и умело использовать объективные закономерности, направляющие эти процессы. 

Если  познание в законотворчестве является процессом преобразования объективной  действительности в факт законодательного сознания и принятия соответствующего решения, то реализация этого решения в действительность по созданию закона представляет собой обратный процесс превращения законодательного сознания в объективно существующий закон. Тем самым, итогом законотворчества, его продуктом, выступает результат - закон. Но этот итог - лишь промежуточный, первичный результат, вслед за которым наступает действие самого закона, заключающееся в практическом регулировании соответствующих общественных отношений. 

Изучение  действия закона позволяет определить его эффективность, целесообразность, научную обоснованность и т.д., что в свою очередь, воздействует в порядке обратной связи на законотворческий процесс, позволяет уточнить, откорректировать, дополнить существующее законодательство, повысить его уровень, обогатить его практическим опытом. 

1.2 Структура и стадии  правотворческого  процесса 

Право, как любое социальное явление, имеет  свою функцию. Рожденное общественными  отношениями, т.е. определенными социальными  связями, которые по своей природе  хаотичны, право естественно выступает  определенным фактором стабильности. Отсюда с очевидностью вытекает тот факт, что для нормального функционирования общества необходим регулятор, который поддерживал бы определенный порядок в разрозненных общественных отношениях и обеспечивал их взаимосвязь и взаимодействие. Таким регулятором, нам представляется право. Выполняя функцию стабилизации общественных отношений, оно в то же время выступает связующим звеном между государством и обществом, позволяя им взаимодействовать друг с другом. 

Сабо  Имре считает, "что общество в определенный момент своего развития с неизбежностью приходит к необходимости посредством общего правила внести порядок и устойчивость в повторяющиеся общественные отношения. Здесь, возникает вопрос, все ли отношения могут быть урегулированы государством через право? Правовая деятельность государства в этой связи может быть названа трансформирующей деятельностью: экономические и иные общественные отношения она преобразует в правовые отношения, которые затем фиксируются в правовых нормах." 

С точки зрения некоторых авторов, сфера правового регулирования - это то социальное пространство, которое подвержено действию права. 

- сфера  возможного /потенциально/ регулирования; 

- сфера  необходимого регулирования; 

- сфера  законодательного регулирования; 

- сфера  правореализующего регулирования. 

Границы государственного воздействия могут  быть рассмотрены с двух сторон: его возможности и его необходимости. Верхний предел правового регулирования  общественных отношений является пределом возможного. 

Нижняя  граница /необходимость вмешательства/ определяется важностью для государства тех или иных общественных отношений. Этот предел является наиболее шатким. Существует множество общественных отношений, эффективность которых поддерживается путем саморегуляции, посредством взаимодействия норм морали, обычаев и других не правовых регуляторов. 

Говоря  о правотворческой деятельности государства, следует обратить внимание на то, что она является частью процесса правообразования. Характеризуя этот процесс, следует отметить, что есть, прежде всего, перевод объективных законов общественного развития на язык решений, облеченный в соответствующую юридическую форму. "Обычно сложившаяся в жизни норма реального поведения предшествует правовым предписаниям. В законе часто закрепляется то, пишет В.Н.Кудрявцев,- что уже оправдало себя на практике, сформировалось как оптимальная форма поведения". 

Закономерно было бы рассматривать правотворчество  как часть процесса правообразования. Правотворчество - сложное социальное явление, имеющее управленческую природу. Это одна из форм государственного руководства обществом. Как любой социальный процесс - это сознательная, целенаправленная деятельность, осуществляемая через право и правовые нормы. 

"Комплексный  подход к правотворчеству требует развития реальных связей между различными явлениями, участвующими в формировании права, осуществляющих переход от материальных факторов к сознанию и от него - к правовым нормам," - считает А.Нашиц. Правотворчество - основное, начальное звено механизма правового регулирования. Оно начинается тогда, когда необходимость нововведений уже назрела и их направление уже определено общественным развитием. На этом этапе в процесс правообразования вступают компетентные государственные органы. Согласно традиционной точке зрения, правотворчество - это деятельность государства, направленная на создание юридических норм. Р.Лукич определяет "правотворчество как комплексную деятельность, состоящую из операций, которые являются разновидностью умственной деятельности, и каждая из которых, выполняется различными способами и методами." В этом случае правотворчество толкуется как юридически неформализованная деятельность человеческого разума, т.к. она так или иначе, направлена на создание юридических законов. По определению А.С.Пиголкина правотворческий процесс представляет собой "порядок осуществления юридически значимых действий по подготовке, принятию и опубликованию нормативного акта, которые процессуально оформлены, юридически опосредованы, носят официальный характер". 

На основании изложенного попытаемся дать определение правотворчества. Получается, это организационно-оформленная деятельность государства по возведению, закона государственной воли путем выявления потребностей в нормативно-правовом регулировании общественных отношений и создания в соответствии с потребностями новых правовых норм, замена и отмена действующих. 

Любой процесс, в том числе, и правотворческий, протекает в определенных формах и может быть разбит на стадии /этапы/. 

Становление правовой системы - это длительный процесс, который происходит поступательно, т.е. через создание отдельных нормативных актов. Нормативный акт - это завершающее звено и непосредственный результат правотворческой деятельности. Соответственно, правотворческий процесс есть порядок последовательных операций, в результате которых в правовую систему вливается новый элемент. 

Логично было бы сделать вывод о том, что  в процесс правотворчества не следует включать организационные  действия, содействующие непосредственной правовой работе над нормативным актом. В частности к правотворчеству не относится деятельность по учету, анализу и обобщению предложений о совершенствовании законодательства, организационные мероприятия по совершенствованию работы правотворческих органов и т.д. Собственно правотворчество - это деятельность по подготовке, обсуждению, утверждению и опубликованию нормативных актов, совершаемая компетентными органами. 

Как любая  процессуальная деятельность правотворчество  возникает лишь при наличии определенного  юридического факта. Основанием возникновения правотворческого процесса является принятие официального решения о подготовке проекта нормативного акта. 

Именно  с момента принятия официального решения о подготовке проекта  нормативного акта возникает определенное правоотношение, и с этого момента все действия по созданию нормативного акта качественно отличаются от действий, совершавшихся ранее и представляющих собой не процесс правотворчества, а предшествующие ему условия и предпосылки. 

Несмотря  на различные виды и особенности  правотворческого процесса можно выделить общие стадии и принципы. 

Говоря  о стадии правотворческого процесса, определим ее как самостоятельный  этап процедурных действий по формированию государственной воли, организационно обособленный комплекс тесно связанных между собой действий, которые направлены на создание данного нормативного акта. Стадия правотворческой деятельности всегда выступает этапом процесса по подготовке и приданию официального значения нормативному акту. Определение количества стадий зависит от понимания сущности правотворческого процесса. Некоторые ученые, определяя правотворчество как процедуру официального происхождения проекта нормативного акта в правотворческом органе, вселяют стадии законодательной инициативы, обсуждения законопроекта, его принятие и опубликование. 

Другие, например, А.Г. Братко и В.В. Лазарев, помимо стадии законодательной инициативы выделяют и такие стадии, как "решение  компетентного органа о необходимости  изучения акта, выработка его проекта, включение в план законопроектных работ и т.п.; разработка проекта нормативного акта и его предварительное обсуждение; рассмотрение проекта нормативного акта в том органе, который уполномочен его принять; принятие нормативного акта; доведение содержания принятого акта до его адресата." 

По мнению Исакова В. "проблему подготовки и принятия законов в правовом государстве можно разделить  на три предметные сферы: 

Пpoблема законодательной политики. 

Проблемы  организации законодательного процесса. 

Проблемы  юридической техники." 

Законодательная инициатива - это важнейшая функция правительства, которое перекладывает всю ответственность на парламент. Действующая Российская Конституция лишила права законодательной инициативы Генерального Прокурора, руководителей органов всероссийских общественных организаций и т.д., но сохранила право законодательной инициативы индивидуального депутата. Широкое использование депутатами этого права привело к тому, что парламент оказался буквально затоплен морем депутатских проектов. В этом бумажном ворохе тонут действительно серьезные законопроекты, необходимые для становления современной правовой системы. 

Какой-либо концепции развития законодательства в настоящее время нет. Оно  развивается методом проб и ошибок, а также за счет механического  копирования западных образцов. Ясно, что движение по этому пути имеет свои пределы и рано или поздно встанет вопрос: какую правовую систему мы хотим у себя иметь. Глава государства работает фактически как третья палата парламента, и "вето" президента из исключительного политического события превратилось в рабочий момент законотворческого процесса. 

Но с  другой стороны, существует ряд причин, по которым глава государства  вынужден накладывать "вето". Во-первых, слишком много инициаторов законотворчества. Министерства и ведомства используют в лоббистских интересах депутатов и депутатские группы, и непрочитанные законопроекты идут в парламент, хотя в них нет предмета закона. Например, законопроект о защите Байкала. Во- вторых не скоординированные действия различных структур. Если в разработке новых законов будет участвовать главное государственно-правовое управление президента РФ, то главе государства будет сложнее отказаться от подписания закона. Он должен давать поручения Институту законодательства и сравнительного правоведения при правительстве РФ проводить экспертизы, готовить законопроекты и т.д. Ситуация значительно бы улучшилась, если: 

1.Правительство  не было бы критикой и тормозом  законодательного процесса, а концентрировало  свое внимание на качественной  подготовки законопроектов. 

2. Процент  технического брака был существенно  сокращен за счет более качественной  работы комитетов, комиссий и  служб парламента и т.д. 

3. На  фоне многочисленных утрат, которые  переживает наше общество, к сожалению,  деградирует и наш русский  язык. А, ведь, язык российского законодательства отличался особым функциональным стилем, чрезвычайной чистотой речи, самыми высокими лингвистическими стандартами. Сейчас, когда за эталон права берут западные образцы, когда в депутаты избираются люди без высшего образования, а иногда - ранее судимые, трудно сохранить исторически сложившуюся российскую культуру языка. 

По словам Бородина Р.В. "некоторые законы откровенно отражают узко групповые интересы, их качество низкое." 

Представляется, что наиболее удачными является широкое понимание правотворчества, т.е. включение в этот процесс деятельности по подготовке и обсуждению проектов нормативных актов, в которой участвуют другие государственные органы, общественные организации, широкие круги общественности. На основании такого понимания и более развернутой является классификация стадий правотворческого процесса, предложенная И.Л. Дюрягиным и А.С. Приголкиным. Авторы выделяют стадии двух основных этапов правотворчества: 

"Первый - предварительное формирование  государственной воли, внешне выражается в составлении проекта нормативного акта. Данная ситуация носит подготовительный характер и состоит из действий, которые непосредственно не порождают правовых норм. Она создает основу для последующих стадий, являясь предпосылкой принятия акта. Здесь можно выделить ряд самостоятельных этапов: принятие решения о разработке проекта акта, подготовка проекта, его обсуждение, согласование и доработка. 

Второй - официальное возведение государственной  воли в норму права, т.е. издание нормативного акта. На этом этапе правотворческого процесса решающее значение имеет деятельность самого правотворческого органа. Сюда мы относим внесение проекта на обсуждение правотворческого органа, непосредственное обсуждение проекта, принятие нормативного акта и его опубликование." 

Перечисленные стадии присущи всем видам правотворчества. 

Наиболее  полно они проявляются при  издании законов высшими законодательными органами государства. Эта деятельность наиболее полно моделирует правотворческий  процесс, и хотелось бы остановиться более подробно на ней с точки зрения стадийности, как одного из видов правотворчества. 

1.3 Принципы правотворчества 

Законотворческий  процесс - это не только особая форма  государственной деятельности по разработке и установлению правовых норм, но и творческий процесс, строящийся на основополагающих принципах, образующих его логические основы. В юридической литературе выделяют четыре основополагающих принципа:
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.