На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


контрольная работа Культура греческой Античности

Информация:

Тип работы: контрольная работа. Добавлен: 05.12.2012. Сдан: 2012. Страниц: 21. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


     Тема 10. Культура греческой Античности  

     Введение           3
    Понятия «Восток» и «Запад» в истории и культурологии. Крито-микенская культура – ранняя цивилизация Запада     3
    Греческая культура доклассического, классического и эллинистического периодов. Особенности полисной организации и мировоззрение древних греков (космологизм, антропоцентризм, гармония и мера)             7
     2.1. Периоды древнегреческой культуры      7
      Особенности полисной организации и мировоззрение древних греков                    11
    Искусство Древней Греции. Пластика как ведущее средство формообразования в искусстве. Основные достижения древнегреческой культуры                    13
      Искусство Древней Греции              13
      Пластика как ведущее средство формообразования в искусстве   14
      Основные достижения древнегреческой культуры          16
     Заключение                 19
     Библиографический список               20
     Понятия и термины                21  
Введение
 

     Античная  цивилизация (I тыс.до н.э.- V в.до н.э.), получившая название от латинского слова antiguus, что значит древний, вписала золотые страницы в историю мировой культуры. Достижения античной культуры легли в основу последующего культурного развития европейских народов. История мирового искусства переполнена воспоминаниями об античном мире, воспроизведением античных сюжетов, темами греческой и римской мифологии, историей и бытом до такой степени, что античность неразрывно сливается со всей историей мировой художественной культуры со времен, когда античное общество завершило свое существование, и до наших дней. К античности восходят современные литературные жанры и философские системы, принципы архитектуры и скульптуры, основы астрономии, математики, естествознания. Без знания истории Древней Греции и Рима, без представления об основных чертах античной культуры современный человек не может в полной мере понять и оценить культурные сокровища, созданные человечеством.  
 

     
    Понятия «Восток» и «Запад»  в истории и  культурологии. Крито-микенская  культура – ранняя цивилизация Запада
 
     Понятие культуры характеризует одновременно социальную (родовую) и индивидуальную (личностную) стороны жизнедеятельности человека.
     Понятия «Восток» и «Запад» не имеют четко  определенного смысла. В современных исследованиях оба понятия используются для обозначения двух цивилизационных типов развития: восточного, где преобладает традиция, и западного, в котором доминирует новаторство1. Чаще всего под Востоком понимают Азию, а под Западом Европу и Северную Америку.
     Как гласит один из законов культурологии  «все культуры внутренне едины и одновременно уникальны. Определяемые общими родовыми социальными потребностями, культуры выступают способом адаптации, приспособления человеческих сообществ к конкретным условиям среды»2.
     Так понятия «Запад и «Восток» сопоставляются еще со времен античности. Однако сходство или различие между «Востоком» и «Западом» интересует культурологию не в географическом отношении, а как единство и многообразие между двумя типами культур.
     «Запад» и «Восток» – условная смысловая  конструкция, применяемая для первичной типологии мировой культуры, они выражают две стороны целого всемирной культуры, поэтому одновременно характеризуют и единство культуры человечества, и разделенность на принципиально отличные друг от друга, а во многом и противоположные модели культурной идентичности.
     О чертах, отличающих культуры Запада и  Востока друг от друга, можно говорить лишь с большей или меньшей  долей условности. Во-первых, потому что культуры эти неоднородны  по своему содержанию, и если характеризовать  их обобщенно, отвлекаясь от специфики включенных в них национальных культур, то такая характеристика будет весьма бедной. Во-вторых, восточная культура неоднородна гораздо в большей степени, чем западная, в ней сосуществуют разные религии, тогда как культура Запада объединяется одной религией — христианством. Поэтому академик                  В. М. Алексеев называл культуру Востока «горизонтальной», а Запада — «вертикальной».
     В течение долгого времени проблема «Восток—Запад» рассматривалась преимущественно  с позиций европоцентризма. Различие между восточной и западной культурами усматривалось в том, что Восток просто отстал в своем культурном развитии от Запада. В настоящее время стало ясно, что развитие культуры в различных регионах идет разными путями. С этой точки зрения «Восток» и «Запад» — это не расположенные одна над другой ступеньки культурного прогресса, а две мощные ветви человеческой культуры, развивающиеся одновременно, но по-разному.
     Во  многих источниках подлежат сравнению культуры «Запада» и «Востока». Основными культурными различиями являются:
     - в особенностях образа жизни  на «Западе» - познание внешнего  мира и активное воздействие  на него; самостоятельная деятельность  человека, ускоренный темп жизни,  на «Востоке» - самоизоляция от  внешнего мира, уход во внутреннюю духовную жизнь; пассивное подчинение человека жизненной силе природы;
     - в философии на «Западе» - идея  бытия; стремление к точным  формулировкам истины в словах; для мудреца главное — владение  даром слова, на «Востоке» - идея небытия; истинное знание невыразимо в словах; истинная мудрость выражается не в словах, а личным примером;
     - в науке на «Западе» - развитие  науки, как практической, так и  теоретической, на «Востоке» - отставание от Запада; развитие  практических знаний (медицина и  пр.);
     - в искусстве на «Западе» - утилитарность, реализм; с эпохи Возрождения — индивидуализм, ценность авторского стиля, на «Востоке» - неутилитарность, символизм, условность; синтез различных видов искусства; в изобразительном искусстве декоративность, отсутствие перспективы; деиндивидуализм, личность творца не обозначается;
     - в этике на «Западе» - активность, утилитаризм; «нормативная недостаточность», разнообразие и лабильность норм  социального поведения, стремление  к творчеству, расшатывание, на «Востоке»  - созерцательность, консерватизм, аскетизм; «нормативная избыточность», строгость поведенческих регулятивов, уважение к обычаям и традициям, церемониальность социальных контактов;
     - в политической жизни на «Западе» - динамизм, на «Востоке» - инерционность.
     Причины, обусловившие особенности восточной и западной культуры, связаны главным образом со следующими различными условиями жизни народов в этих регионах:
     - климатические и исторические условия на «Западе» - прохлада и холод, менее благоприятные условия для земледелия, на «Востоке» - тропический, континентальный: резкие перемены температуры, влажности, изобилие растительности;
     - динамика социально-экономического  развития на «Западе» - существование  многих государств на относительно  небольшой территории; меньший срок существования государств, на «Востоке» - обширность территорий, затрудненность торгово-экономических связей; длительное существование больших имперских систем;
     - межкультурные контакты на «Западе» - перекличка этнических культур,  готовность перенимать опыт других культур, опирающаяся на религиозное единство, на «Востоке» - замкнутость этнических культур, слабость взаимообмена между ними; наличие нескольких религий.
     Несмотря  на различия, существует определенный параллелизм культурного развития Востока и Запада (так, по мнению востоковедов, Восток имел свою эпоху Ренессанса, который выражался в специфически восточных формах). В настоящее время стало почти общепризнанным, что взаимодействие западной и восточной культур необходимо и полезно для культурного прогресса человечества. Несомненно, оно ведет к их сближению. Однако это не означает исчезновения различий между ними.
     Периодизация  античной культуры.
     В истории греческой культуры выделяют несколько периодов, которые являются одновременно и культурными эпохами:
     - эгейский или крито-микенский  (III—II тыс. до н. э.),
     - гомеровский (XI—IX вв. до н. э.),
     - архаический (VIII—VI вв. до н. э.),
     - классический (V—IV вв. до н. э.),
     - эллинистический (вторая половина IV — середина I в. до н. э.).
     Первую, крито-микенскую, эпоху иначе называют периодом древнейших цивилизаций в Греции минойской и микенской (ахейской, эгейской). Кроме того, первые три эпохи часто объединяют под общим именем доклассического периода. Так вся культура Греции разбивается на доклассический, классический и эллинистический периоды, развитие культуры Греции которых мы рассмотрим в следующем разделе.
     У истоков греческой культуры находятся Крит и Микены, чья культура еще не стала водоразделом между Древним Востоком и Западом. Более того, характерная для этой эпохи (II тыс. до н.э.) «дворцовая» культура сближает ее с восточными прототипами: такая же централизация хозяйственной, религиозной и военно-политической жизни, что и в культуре Египта; наличие жреческого сословия и мощной бюрократии, где ключевой выступает фигура писца, а пирамиду власти венчает царь-жрец; преобладание хтонической религиозности (религия земли и плодородия)/
     Крито-микенская  культура, эгейская культура, условные термины для обозначения культуры Греции Древней эпохи бронзы (около                           2800—1100 до н. э.). Более употребителен термин эгейская культура. Различия памятников этой культуры в отдельных частях Греции позволили выделить её географические варианты: культура Крита получила название минойской культуры, материковой Греции — элладской культуры, островов Эгейского моря - кикладской культуры.
     Античным  миром называют группу государств, сложившихся в древности на побережье  Средиземного моря.
     Центром раннего этапа античности (конец III и середина II тысячелетия до н.э.) был Крит, а несколько позже - та часть греческого материка, где находится город Микены. В целом культуру этого периода (примерно XY век до н.э.) называют крито-микенской.
     В ней еще много неясного для  историков. До сих пор не вполне расшифрованы критские письмена. Только предположительные ответы даются на вопросы: что это были за люди, к какой этнической группе они принадлежат, каков был их общественный строй и т.д.?
     Часть ученых считает, что на Крите существовала рабовладельческая монархия. Другие полагают, что там было еще родовое, доклассовое общество типа военной демократии с вождем во главе.
     Резиденцией верховного правителя Крита был  Кносс, город близ северного побережья  острова.
     В 1900 г. выдающийся английский археолог А. Эванс приступил к раскопкам  г. Кносса. Ему удалось открыть обширный дворец, построенный в конце III тысячелетия до н.э. и полностью перестроенный около 1700 года до н.э.
     Кносский  дворец заставил вспомнить греческий  миф о лабиринте. Согласно мифу, на Крите когда-то царствовал правитель Минос. У него был подземный дворец - Лабиринт с такими запутанными ходами, что никто не мог оттуда выбраться. Там обитало чудовище минотавр - полубык-получеловек. Каждый год Минос отдавал ему на съедение нескольких юношей и девушек. Афинскому герою Тесею удалось убить Минотавра и самому выйти из Лабиринта с помощью клубка ниток, привязав кончик у входа и потом постепенно разматывая его.
     Как будто бы просто сказка. Но раскопки показали, что, оказывается, Лабиринт действительно  существовал. Сказание о чудовищном быке тоже имело историческую основу: на покрытых фресками стенах Лабиринта, а также на каменных и золотых сосудах дворца постоянно встречаются изображения быка.
     Позднее дворцы, подобные Кносскому, были открыты  в других местах Крита. Можно было сделать заключение, что уже с XXII века до н.э. на Крите существовали раннеклассовые государства. Особенного могущества и культурного расцвета критское общество достигло в XYIII - XY веках до н.э.
     Раскопки  на Крите и в Микенах показали связь двух культур. Возникло понятие крито-микенской культуры. Стало ясно, что это была цивилизация эпохи бронзы с развитым общественным строем, с высоким уровнем техники и культуры.
     В 1952 году удалось прочитать и часть  найденных при раскопках документов. Это сделали английские ученые М. Вентрис и Дж. Чэдвик. Оказалось, что они написаны на одном из ранних диалектов греческого языка.
     Открытие  этой письменности составило целую  эпоху в изучении древнейшей цивилизации  Греции, показав, как много правды таилось в легендах и преданиях.
     Критские города и дворцы были разрушены в середине II тысячелетия до н.э. в результате извержения вулкана на острове Санторин в Эгейском море и вызванного им землетрясения.
     Господство  в Эгейском бассейне перешло к  ахейцам, жившим в городах-крепостях  материковой Греции.
     Критской  культуры не стало, но еще около трех столетий близкая ей микенская культура существовала на греческом материке. 
 

     
    Греческая культура доклассического, классического и  эллинистического периодов. Особенности полисной организации и  мировоззрение древних греков (космологизм, антропоцентризм, гармония и мера)
 
     2.1. Периоды древнегреческой  культуры 

     Греческая культура уходит своими корнями в III-м  тыс. до нашей эры. Принято выделять три основных периода древнегреческой  культуры: доклассический (до VI в. до н.э.), классический (V—IV вв. до н.э.) и эллинистический (2-я половина IV — сер. I в. до н.э.).
     Доклассический  период
     В настоящее время считается, что  история Древней Греции начинается примерно на рубеже III тыс. до н.э., когда  на ее территории повсеместно распространяются бронзовые орудия труда. На рубеже III- II тыс. до н.э. на островах появляются настоящие города, с этого времени центром цивилизации становится остров Крит, культуру которого иногда называют Минойской по имени Миноса, - легендарного царя острова.
     Религия играла огромную роль в жизни острова, там сложилась особая форма царской  власти - теократия , при которая  светская и духовная власть принадлежит  одному лицу. Среди дошедших до нас  памятников ремесла и искусства  критской цивилизации следует отметить, кроме прекрасных фресок, замечательные бронзовые статуэтки, оружие, великолепную красочную керамику.
     Доклассический  период в развитии античной философии  называют также досократическим (или досократовским)-от имени древнегреческого мыслителя Сократа, положившего начало классической философии. В этот период центрами развития философской мысли являлись греческие колонии Элея, Милеет, Эфес и др.
     Центральным вопросом учений досократиков был вопрос о первоначале мира.
     Мир - это упорядоченный Космос, он всегда был, есть и будет вечно живым огнем, закономерно воспламеняющимся и закономерно потухающим. Образование этого Космоса происходит на основе всеобщей изменчивости явлений, всеобщей текучести вещей. Движение свойственно всему существующему. Вся природа, не останавливаясь, изменяет свое состояние. Таким образом, в раннегреческой философии присутствует совмещение философского и физического, естественно - научного подхода в объяснении первоначала мира.
     Расцвет Минойской культуры приходится на XVI- 1-ю пол. XV вв. до н.э.
     Расцвет Микенской цивилизации приходится на XV- XIII вв. до н.э. Как и на Крите, основными центрами культуры были дворцы.
     Период XI-IX вв. до н.э. получил название гомеровского периода по имени великого Гомера.
     До  нас дошло мало памятников Гомеровского периода. Основными строительными материалами были дерево и необожженный кирпич, монументальная скульптура тоже была деревянной. Наиболее ярко искусство этого периода проявилось в керамических вазах, расписанных геометрическим орнаментом, а также в терракотовых и бронзовых статуэтках.
     Гомеровский период был бесписьменным. В целом  гомеровский период был временем упадка, застоя культуры, но именно тогда  вызрели предпосылки стремительного подъема греческого общества в архаическую  и классическую эпоху.
     В период архаики с окончательным  разложением родовой общины происходит формирование античного полиса - города-государства, гражданской общине которого принадлежала и окружающая город сельскохозяйственная территория. Наиболее крупными полисами были Афины, Спарта, Аргос, Фивы.
     Для греческой религии характерен политеизм. Богом света и поэзии был Аполлон, которого обычно сопровождали девять муз - покровительниц искусств и наук. Богиней красоты была Афродита, мудрости - Афина, богом огня и кузнечного мастерства - Гефест, войны - Арес. Каждая отрасль хозяйственной деятельности имела своего дога-покровителя: Деметра покровительствовала земледелию; Афина - ткачеству, Дионис - виноделию, Гермес - торговле и т.д.
     Кроме общегреческих богов в каждой области Греции почитались и местные божества, населявшие леса, горы, источники, луга.
     Помимо  мифов о богах и начале мира, у греков были очень распространены всевозможные мифы о героях, причем наиболее популярные объединялись в  циклы, например, о Троянской войне, о подвигах Геракла, Персея и многих других героях.
     Важным  фактором культурного развития Греции были игры, устраивавшиеся в честь  некоторых богов. Самыми значительными  из них были: Олимпийские игры - спортивные состязания, посвященные Зевсу, проходившие раз в четыре года в Олимпии, начиная с 776г. до н.э.; Пифийские игры - спортивные и музыкальные состязания в честь Аполлона в Дельфах (раз в четыре года); Истмийские - в честь Посейдона, проводившиеся под Коринфом раз в два года.
     Классический  период
     Классический период (480-323 до н.э) разделяется на эпоху расцвета (V в. до н.э.) и эпоху кризиса полиса ( IV в. до н.э.)
     В классический период целью воспитания гражданина стало его физическое и духовное совершенство. В систему  образования входили гимнастика, музыка, танцы, чтение, письмо. Большую роль в развитии интеллектуального образования сыграли софисты - странствующие философы, которые за плату обучали желающих грамматике, математическим дисциплинам, риторике, диалектике и пр. Софисты считали, что истин может быть столько же, сколько и людей, и особенно славились своим умением убеждать и доказывать.
     В этот период жил один из родоначальников  диалектики как метода отыскания  истины великий мудрец Сократ (470 - 399 до н.э.) Он утверждал, что существуют абсолютные истины, абсолютные этические ценности, но ими владеет только бог. Не интересуясь традиционными философскими проблемами, все внимание Сократ уделяет человеку, природе, возможностям, воспитанию.
     Основой человеческого существования и  развития он считает разум. Истину, по мнению Сократа, можно познать в споре с помощью наводящих вопросов.
     В лице Сократа человеческий разум  впервые стал мыслить логически. Логическое мышление продолжали его  ученики, Платон, а ученик Платона  – Аристотель - основал логику
     В классическую эпоху наука еще тесно связана с натурфилософией, но с увеличением объема знаний некоторые направления начинают оформляться как самостоятельные дисциплины. Например, в V в. до н.э. наблюдается прогресс в медицине, связанный с именем Гиппократа (460 - 370 до н.э.)
     Болезни он объясняет вполне реальными причинами, не зависящими от божественных сил. Лечить каждого человека следует в зависимости  от его индивидуальных особенностей, мобилизуя силы организма с помощью  диеты, правильного ухода, естественных целительных средств. Гиппократ считал, что врач должен соблюдать особые этические нормы, прежде всего - не вредить пациенту.
     В литературе V в. до н.э. основными жанрами  стали трагедия и комедия. Творцом  классической греческой трагедии является Эсхил (525- 456 до н.э.). Он оживил драму, введя в нее второго актера, сделал театральное действие более динамичным, интересным.
     В эпоху кризиса полиса жили два  выдающихся античных философа - Платон и Аристотель, оказавшие громадное  влияние на развитие как философии, так и христианской теологии.
     Очень высокого уровня в этот период достигает  риторика - наука об ораторском искусстве. Речь Исократа (436- 338 до н.э.) и Демосфена (384- 322 до н.э.) долгое время оставались непревзойденными образцами литературного  мастерства. Оба оратора, хотя и с разных позиций, отстаивают идею панэллинизма - единства греков, сознавая, что отдельный полис не может выжить самостоятельно.
     Кризис  полисной идеологии оказал большое  влияние на развитие греческой скульптуры. Восхищение доблестями прекрасного и благородного гражданина, которого изображали мастера V в. до н.э., сменилось интересом к человеческой личности. Наиболее прославленные скульптуры IV в. до н.э.- Пракситель (2-я треть , IV в. до н.э.), Скопас (IV в. до н.э.) и др.
     В целом под воздействием кризиса полиса в IV в. до н.э. происходят принципиальные сдвиги, поиски новых путей развития культуры, зарождаются тенденции, получившие свое завершение в эпоху эллинизма.
     Эллинистический период
     В эпоху эллинизма в значительной мере исчезает характерный для классической эпохи разрыв между теорией и практикой, наукой и техникой. Это характерно для творчества знаменитого Архимеда (287 - 212 до н.э.) Он создал понятие бесконечно большого числа, ввел величину «пи» для вычисления длины окружности, открыл гидравлический закон, названный его именем, стал основоположником теоретической механики и т.д. В это же время Архимед внес большой вклад в развитие техники, создав винтовой насос, сконструировал множество боевых метательных машин и оборонительных орудий.
     Успешно развивалась в это время естествознание, особенно медицина.
     В эллинистическую эпоху развивается  новая отрасль знания, практически  полностью отсутствовавшая в  классическую эпоху - филология в  широком смысле слова: грамматика, критика  текста, литературная критика и пр. Наибольшее значение имела александрийская школа, главной заслугой которой является критическая обработка текста и комментирование классических произведений греческой литературы: Гомера, трагиков, Аристофана и др.
     Литература  эпохи эллинизма, хотя и становится более разнообразной, значительно уступает классической.
     Характеризуя  культуру эллинизма в целом, следует  отметить, что в политике и науке  был сделан шаг вперед, а в искусстве  она осталась «ученицей» классической Греции. Культура, созданная в эпоху античного рабовладельческого общества, занимает совершенно особое место в том наследии, на которое опирается в своем последующем историческом развитии человеческая цивилизация.
     Лучше и поэтичнее многих главную особенность  греческого искусства обозначил Гегель, сказавший, что греческое искусство - это второй рай человеческого духа.
     Сталкиваясь с греческим искусством, многие выдающиеся умы выражали неподдельное восхищение. Один из виднейших исследователей искусства  древней Греции, Иоганн Винкельман (1717-1768) говорил о греческой культуре так: «Знатоки и подражатели греческих произведений находят в их мастерских творениях не только прекраснейшую натуру, но и больше, чем натуру, а именно некую идеальную ее красоту, которая …. создается из образов, набросанных разумом».
     Греки всегда полагали, что только в прекрасном теле может жить прекрасная душа. Поэтому  гармония тела, внешнее совершенство - непременное условие и основа идеального человека. 

     
      Особенности полисной организации  и мировоззрение  древних греков
 
     Древнегреческая цивилизация развивалась на юге  Балканского полуострова, островах Эгейского и Ионического морей  и в прибрежных регионах Малой  Азии. На ее развитие оказали влияние  два географических фактора:
     - выход к морю;
     -территория, разбитая горами на многочисленные долины, что затрудняло политическую общность и как следствие привело к образованию городов-государств (полисов).
     Греция  на протяжении многих веков не представляла собой единого географического  пространства. Каждая область Греции имела свою особенность ландшафта, свои индивидуальные особенности культуры.
     Не  представляла собой единства античная Греция и в социально-политическом плане: она существовала в рамках особой государственной системы - независимых  городов-государств, полисов, чьи рубежи чаще всего определялись природными границами. Различие в культуре полисов проявлялись в языковых диалектах, собственных календарях, монетах, почитаемых богах и уважаемых героях.
     Города-полисы не только соперничали, но и воевали  друг с другом, как Афины и Спарта.
     Несмотря  на региональные и культурные различия античная культура обладала определенной целостностью. Единство выражалось не только в общности интересов и необходимости объединения против общего врага, но и в едином мировосприятии, в характерных особенностях всей античной культуры.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.