На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


контрольная работа Управление сферой культуры: региональный аспект

Информация:

Тип работы: контрольная работа. Добавлен: 05.12.2012. Сдан: 2012. Страниц: 16. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


РОССИЙСКАЯ  ФЕДЕРАЦИЯ
МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
ФГБОУ ВПО  «ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
ИНСТИТУТ  ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

СПЕЦИАЛЬНОСТЬ «Государственное и муниципальное управление»

К О Н Т Р О  Л Ь Н А Я      Р А Б О Т  А

По предмету:  Теория и механизмы современного государственного          управления

На тему: Управление сферой культуры: региональный аспект

Вариант №:18

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Содержание 

Введение
1. Понятие и структура сферы культуры
2. Культурная деятельность на уровне государства, субъекта РФ
3. Характерные особенности разработки региональной политики в области культуры
4. Задачи деятельности Управления культуры ХМАО
5. Функции деятельности Управления культуры ХМАО
6. Итоги развития сферы «Культура» ХМАО
7. Материально-техническая база учреждений культуры ХМАО
8. Проблемы и пути решения
Заключение
Список литературы 

 

      Введение 

     Культура связана с культом, она из религиозного культа развивается, она есть результат дифференциации культа, разворачивания его содержания в разные стороны. Философская мысль, научное познание, архитектура, живопись, скульптура, музыка, поэзия, мораль — все заключено органически целостно в церковном культе, в форме еще не развернутой и не дифференцированной. Древнейшая из Культур — Культура Египта началась в храме, и первыми ее творцами были жрецы. Культура связана с культом предков, с преданием и традицией. Она полна священной символики, в ней даны знаки и подобия иной, духовной действительности. Всякая Культура (даже материальная Культура) есть Культура духа, всякая Культура имеет духовную основу — она есть продукт творческой работы духа над природными стихиями.
     Во многом, современное понятие «культуры» как цивилизации сформировалось в XVIII — начале XIX веков в Западной Европе. В дальнейшем, это понятие, с одной стороны, стало включать отличия между разными группами людей в самой Европе, а с другой стороны — различия между метрополиями и их колониями по всему миру. Отсюда то, что в данном случае понятие «культуры» является эквивалентом «цивилизации», то есть антипода понятию «природы». Используя такое определение, можно с лёгкостью классифицировать отдельных людей и даже целые страны по уровню цивилизованности. Отдельные авторы даже определяют культуру просто как «всё лучшее в мире, что было создано и сказано» (Мэтью Арнольд), а всё что не попадает в это определение — хаос и анархия. С этой точки зрения, культура тесно связана с социальным развитием и прогрессом в обществе.
     Сфера культуры и досуга — это лицо города, своеобразный индикатор уровня его развития, духовного состояния горожан.
     Поэтому управление сферой культуры является важным явлением в социальной политике, во многом определяющим комфортность проживания населения на данной территории.
     Целью работы является рассмотрение темы: «Управление сферой культуры на примере ХМАО».
     Задачи контрольной работы:
    дать понятие управления сферой культуры и рассмотреть ее структуру;
    изучить характерные особенности разработки региональной политики в области культуры;
    рассмотреть основные задачи, функции деятельности Управления культуры ХМАО;
    подвести итоги развития сферы «Культура» в ХМАО.
     Предмет - особенности организации и реализации процесса управления сферой культуры.
     Методы исследования:
     - сбор информации
     - анализ собранной информации. 

 

      1. Понятие и структура сферы культуры 

     Право участия в культурной жизни и пользования учреждениями культуры, а также доступ к культурным ценностям каждого гражданина РФ гарантируется Конституцией РФ (ст. 44). Закон РФ «Основы законодательства Российской Федерации о культуре» был первым «отраслевым» законом и послужил основой для формирования регионального законодательства в сфере культуры.
     Культура — это исторически сложившийся уровень развития общества, выраженный в типах и формах реализации творческих сил и способностей человека, а также в создаваемых людьми культурных ценностях. Отрасль культуры призвана сохранять исторические, национальные памятники культуры, пополнять копилку культурных достижений в области литературы, искусства, художественного творчества, музыки, живописи, скульптуры, зодчества, приобщать людей к творениям культуры, воспитывать культурного человека, проводить исследования в области культуры.
     С понятием «культура» тесно связаны такие понятия, как культурные ценности, культурное наследие, культурные блага, культурная деятельность. Рассмотрим их более подробно.
     Культурные ценности — нравственные и эстетические идеалы, нормы и образцы поведения, языки, диалекты и говоры, национальные традиции и обычаи, мир символики, исторические топонимы, фольклор, художественные промыслы и ремесла, произведения культуры и искусства, результаты и методы научных исследований культурной деятельности, имеющие историко-культурную значимость здания, сооружения, предметы и технологии, уникальные в историко-культурном отношении территории и объекты.
     В соответствии с действующим законодательством в Российской Федерации допускаются все формы собственности на культурные ценности, здания, сооружения, имущественные комплексы, оборудование и другое имущество культурного назначения.
     Культурное наследие — это материальные и духовные ценности, созданные в прошлом, а также памятники и историко-культурные территории и объекты, значимые для сохранения и развития самобытности народов, их вклада в мировую цивилизацию.
     Культурное наследие народов РФ, в том числе культурные ценности, хранящиеся в фондах государственных и муниципальных музеев, архивов и библиотек, картинных галерей, в ассортиментных кабинетах предприятий художественной промышленности и традиционных народных промыслов, включая помещения и здания, где они расположены, не подлежат приватизации.
     Приватизация других объектов культуры допускается в порядке, устанавливаемом федеральным законодательством при условии сохранения культурной деятельности в качестве основного вида деятельности, сохранения профильных услуг, организации обслуживания льготных категорий населения.
     Культурные блага — услуги, предоставляемые юридическими и физическими лицами для удовлетворения гражданами своих культурных потребностей.
     Культурная деятельность — деятельность по сохранению, созданию, распространению и освоению культурных ценностей.
     К отрасли культуры относятся разнообразные организации и виды деятельности.
     К достижениям культуры, как правило, приобщаются на досуге, поэтому и существует термин «культурно-досуговая» сфера.
     Одной из функций местных органов культуры является организация и проведение массовых мероприятий развлекательного характера: праздников, фестивалей, иных зрелищных мероприятий.
     Культурно-досуговая сфера вышла далеко за пределы традиционной клубной практики и культурно-массовой работы. Ее характеризуют: всплеск самоуправляемых общественных инициатив в виде фондов, ассоциаций, движений, формальных и неформальных любительских объединений; широкий спектр развлечений, предоставляемый досуговой индустрией и, наконец, вторжение в культуру рынка с его жесткими законами.
     Особенность современной ситуации — развитие любительского движения, создание различных объединений, возрождение камерных, салонных форм общения.
     На выбор вида досуговой деятельности влияет много факторов образовательного, социального, экономического характера, а также состояние материально-технической базы учреждений культуры как основы социального досуга. Все эти факторы отражаются на статусе, типологии и функциональных особенностях учреждений культуры и досуга.
     Многие сферы массовой культуры и досуга самоокупаемые, а некоторые (например, организация концертов популярных эстрадных артистов, и др.) служат источниками пополнения местных бюджетов. Местная власть должна способствовать развитию всех форм организации культурней и досуговой деятельности на территории местного самоуправления. [2] 

     2. Культурная деятельность на уровне государства, субъекта РФ 

     В настоящее время объектом культурной деятельности являются преимущественно культуропроизводящие и культуросохраняющие учреждения и организации. Однако для поступательного прогрессивного развития необходимо чтобы объектом культурной деятельности стало всё общество в целом.
     В связи с этим, формирование и осуществление осмысленной культурной деятельности является одной из важных задач государства, во многом определяющих его жизнеспособность и место в цивилизованном мире. Государство должно, с одной стороны, формировать культурную жизнь общества в целом, с другой стороны - согласовывать культурные потребности и интересы различных слоев общества, территориальных, национальных и других общностей.
     К полномочиям федерального уровня власти относится определение политики в области культуры и искусства, приоритетов реформирования отрасли, определение в федеральном бюджете необходимых финансовых средств для решения этих задач, контроль и финансирование деятельности федеральных учреждений культуры.
     На уровне субъектов РФ реализуются федеральные программы в области культуры и искусства, разрабатываются региональные целевые программы, а также необходимые для осуществления региональной политики нормативно-правовые и организационно-методические документы, предоставляется материально-финансовая, методическая и иная помощь учреждениям культуры и искусства.
     Политика в сфере культуры строится на основе общих принципов государственной политики. Федеральный закон 2003 г. относит к вопросам местного значения поселений и городских округов создание условий для обеспечения жителей услугами организаций культуры, организацию библиотечного обслуживания, охрану и сохранение объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) местного (муниципального) значения.  Таким образом, культурное развитие города есть динамическая поступательная трансформация системы общественных и культурных отношений в рамках определенной геополитической структуры. Культурное развитие города определяется социальной и культурной политикой государства и субъекта федерации. [3] 

 

      3. Характерные особенности разработки региональной политики в области культуры 

     Для настоящего времени характерен процесс самоорганизации провинции, сущность которого заключается в фактическом самоопределении регионов, в самостоятельном выборе ими своих моделей развития. Процесс этот пока преимущественно спонтанный, однако, в его рамках рождается, а правильнее сказать - возрождается идеология регионализма.
     Региональная политика понимается как деятельность государства по регулированию экономического, социального, этнополитического развития страны в пространственном (региональном) аспекте. Из этого следует, что такая политика должна строиться дифференцированно.
     С одной стороны, под "регионом" понимается географическое пространство(территория), отличающаяся совершенно определенным характером направления развития всех его структур - экономических, этнических, демографических, социокультурных и других.
     При этом отмечается, что территория региона может совпадать или не совпадать с национально-территориальными или административными границами. В плане экономического регионализма в России насчитывается традиционно десять-одиннадцать регионов (Северо-Западный, Центральный, Поволжский, Центрально-Черноземный и другие), которые относятся к числу укрупненных экономических регионов. С другой стороны, под "регионом" подразумевается совокупность административных единиц. Поскольку территориальное начало федеративного устройства России является абсолютным, то в этом аспекте все субъекты Федерации выступают как регионы, чем и обусловлено применение термина "региональная система культуры" при рассмотрении вопросов совершенствования системы управления в сфере культуры ХМАО. [4]
     Основной смысл государственной региональной политики заключается в переломе идеологии иждивенчества и зависимости от Центра (федеральных органов власти), формирование опережающих технологий социально-культурного и научно-технического развития в регионах России.
     Сразу следует отметить, что будущее социальных систем, в том числе культурных, отличается высокой степенью неопределенности, и прогнозирование его крайне затруднительно, но и крайне необходимо. Необходимость формирования региональной системы культуры и новой системы управления ею вытекает из ситуации, сложившейся в экономической, кадровой и социальной политике и характеризующейся следующим:
     1. Возрастают финансовые потребности культуры, а государственное финансирование данной сферы все еще происходит по остаточному принципу. Решение рассматриваемой проблемы в рамках региональной системы позволит распределять интегрированные средства, поступающие из бюджета и прочих источников в состав единого регионального фонда финансирования, наиболее рационально и эффективно.
     2. Жестко регламентированный жизненный путь человека в условиях унитарного государства сегодня постепенно начинает сменяться собственной стратегией личности, принимаемой в условиях выбора. Образуется все больший разрыв между государственными и личными планами человека.
     3. Происходящие структурные и содержательные изменения в сфере культуры приводят к изменению всей модели управления и стиля управления. Отношения между органами управления федерального, регионального и местного уровней строятся на основе новых моделей управления, одним из механизмов реализации которых являются соглашения, заключенные между органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и Минкультуры России. Стиль управления культурным процессом приобретает системный уровень.
     Министерство культуры России начало активно развивать вертикальные связи, определяется характер взаимодействия между федеральными и региональными органами власти. Они строятся на партнерской основе и, как правило, достаточно конструктивными. Стали заключаться соглашения о культурном сотрудничестве между Министерством культуры РФ, ее субъектами и их межрегиональными формированиями. Такие документы были подписаны с администрациями Приморского края, Тульской областью. [5] 

     4. Задачи деятельности Управления культуры ХМАО 

     - комплексный анализ и прогнозирование тенденций развития культуры и искусства, обоснование целей и приоритетов развития отдельных видов культурной деятельности на территории области;
     - реализация государственной политики в сфере культуры, искусства, кинематографии, музыкального и художественного образования детей;
     - участие на уровне области в разработке и реализации государственной финансовой, инвестиционной, ценовой, налоговой политики в сфере культуры;
     - сохранение традиционных форм культуры (художественные промыслы и ремесла, фольклор, бытовой уклад, народные праздники, обряды и т.п.) и создание условий для их развития;
     - обеспечение условий для реализации прав граждан - жителей ХМАО на приобщение к культурным ценностям, на свободу их творческой деятельности;
     - создание условий для приобщения детей к богатствам национальной и мировой культуры, их культурного просвещения;
     - установление и развитие культурных связей с другими областями, регионами, а также межнациональных связей в области культуры;
     - создание условий для организации досуга населения, развития самодеятельного творчества и профессионального искусства;
     - реализация прав граждан на библиотечное обслуживание.
 

      5. Функции деятельности Управления культуры ХМАО 

     - изучение интересов и потребностей населения в сфере культуры, анализ и прогнозирование развития социально-культурной ситуации в ХМАО;
     - разработка перспективных программ, а также предложений для включения в комплексные программы развития территории, обеспечение их реализации;
     - формирование сети муниципальных учреждений культуры: культурно-досуговых, народного творчества, библиотек, музеев, образовательных учреждений культуры, создание условий для их деятельности;
     - оказание помощи муниципальным учреждениям и предприятиям культуры в решении вопросов содержания и развития материально-технической базы;
     - осуществление взаимодействия с иными организациями, не относящимися к муниципальному ведению и неподведомственными Управлению культуры: детскими, молодежными и семейными объединениями, студиями, творческими лабораториями, мастерскими, видеосалонами и т.п., с целью привлечения их к реализации культурных программ;
     - осуществление функций органа управления, уполномоченного в области охраны объектов культурного наследия местного значения, организация и координация работы по его сохранению, использованию и популяризации;
     - анализ состояния государственно-церковных отношений и выработка предложений по их совершенствованию, а также формирование единой политики органов местного самоуправления в отношении религиозных конфессий, действующих на территории области;
     - создание условий для организации зрелищных мероприятий, координация с этой целью деятельности муниципальных учреждений культуры и иных организаций культуры независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности;
     - обеспечение учреждений культуры квалифицированными кадрами;
     - внедрение новых научных разработок и передового опыта в сфере культуры;
     - осуществление контроля за финансово-хозяйственной деятельностью подведомственных учреждений культуры;
     - осуществление мероприятий по обеспечению сохранности муниципальной собственности в подведомственных учреждениях и предприятиях культуры ХМАО;
     - организация библиотечного обслуживания населения и создание условий для комплектования и сохранности библиотечных фондов муниципальных библиотек;
     - создание условий для работы учреждений и предприятий культуры различных форм собственности, фондов, общественных объединений, творческих союзов и их участия в реализации программ по сохранению и развитию культуры муниципального образования;
     - проведения квалификационных экзаменов и аттестации муниципальных служащих по ведущим, старшим и младшим муниципальным должностям муниципальной службы;
     - утверждение сметы доходов и расходов подведомственных учреждений культуры и предоставление отчетов об исполнении областного бюджета по разделу "Культура" в финансовые органы.
 

      6. Итоги развития сферы «Культура» ХМАО 

     Организацией досуга и предоставлением услуг культуры в ХМАО занимаются 638 основных учреждений культуры различных форм собственности:
     - 191 учреждений культуры субъекта РФ,
     - 132 муниципальных учреждения,
     - 37 - ведомственных,
     - 220 - работают на коммерческой основе,
     - 58 творческих союзов и фондов.
     Учреждениями культуры оказывается до 70 видов услуг населению, как на коммерческой основе, так и за счет средств бюджета области и привлеченных средств.
     Муниципальные учреждения культуры ежегодно проводят до 3 тыс. мероприятий для различных категорий населения, до 1950 киносеансов.
     В области библиотечного обслуживания населения работают 59 муниципальных библиотек. Данное направление характеризуют следующие основные показатели деятельности:
     - Количество читателей - 54624 чел.
     - Книговыдача
     - 1221989 экз.
     - Посещения библиотек
     - Финансовые средства на развитие библиотек (всего)
     - 17078,3 тыс. руб.
     Из них финансовые средства на комплектование фондов - 1323,0 тыс. руб. Большинство муниципальных библиотек являются общественными центрами в отдаленных районах области. В библиотеках ХМАО читают инвалиды, ветераны войны и труда. Читателями библиотек являются свыше 1000 семей. Библиотеки проводят работу с пенсионерами, инвалидами в координации с Советами ветеранов и органами социальной защиты. Совместно организуется неделя информационной поддержки людей, имеющих ограниченные физические возможности.
     В рамках муниципальной целевой программы «Развитие муниципальных библиотек ХМАО на 2008-2011 гг.» реализованы следующие направления деятельности:
     1. «Местная власть - население - библиотека»
     2. «ХМАО в истории России»
     3. «Человек Читающий» - программа организации акций по продвижению книги и чтения.
     4. «Единство в книге».
     5. «Вместе с книгой мы растем».
     6. «Становление». Цель программы- профориентация от детей-дошкольников до взрослых.
     В рамках программы активно развивается исследовательская работа библиотеки, собственная и пользователей. Итог - проведение чтений по конкретным темам литературного краеведения, с участием писателей, литературоведов, краеведов, преподавателей, студентов и учащихся. Всего в действует 10 направлений, которые вошли в программу «Развитие муниципальных библиотек ХМАО на 2008 - 2011гг.».
     В области сложилась стабильная система начального профессионального музыкального и художественного образования.
     1. Ежегодно в 12 музыкальных и художественной школах обучаются до 3000 детей.
     2. Успешно реализуются 36 авторских и инновационных программ.
     3. При детских музыкальных школах работает 40 творческих коллективов.
     4. Учащиеся детских музыкальных, школы искусств, детской художественной школы приняли участие в конкурсах, фестивалях и выставках: 12 международных; 15 региональных; 9 областных и 4 городских, 14 внутришкольных конкурсов.
     5. По итогам участия в конкурсах, фестивалях и выставках Лауреатами и Дипломантами стали 234 учащихся.
     Развитие системы и повышение качества художественного образования детей:
     - сохранение бюджетного финансирования для системы детских музыкальных и художественной школ города;
     - участие в реализации муниципальной целевой программы «Развитие системы образования ХМАО на 2009-2011 годы»;
     - создание условий для реализации творческого потенциала детей, в т.ч. и на ранней стадии развития;
- расширение спектра дополнительных образовательных услуг.
Сохранение, развитие и эффективное использование библиотечного ресурса для обеспечения информационного образования и совершенствования библиотечного обслуживания населения:
- информатизация и компьютеризация библиотек;
- улучшение состояния и качества библиотечных фондов;
- организация доступа населения к информационным ресурсам;
- модернизация библиотек;
- реализация муниципальной целевой программы «Развитие муниципальных библиотек ХМАО на 2008-2011 годы».
В результате реализации целевой муниципальной программы «Реализация приоритетного национального проекта «Образование» на муниципальном уровне 2006-2009 гг.» по отрасли «Культура» в городе Ханты-Мансийске были присуждены гранты:
- грант в размере 200 тыс. рублей присужден Детской школе искусств;
- грант в сумме 50 тыс. рублей лучшему преподавателю муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей в сфере «Культура» - Кудрявцевой Вере Алексеевне, преподавателю Детской музыкальной школы № 4», заслуженному работнику культуры РФ;
- грант в сумме 30 тыс. рублей для поддержки одаренных детей
- Васильевой Ольге, учащейся Детской музыкальной школы № 4;
     За 2008-2009 гг. на поддержку талантливых педагогов и молодежи в сфере «Культура» области направлено 825,8 тыс. рублей.
     Для населения ХМАО - ветеранов Великой Отечественной войны и труда, детей-инвалидов, пожилых людей силами творческих коллективов музыкальных школ за 2009 год дано более 300 концертов. Осуществлялись местные и выездные концерты. 

     
    Материально-техническая база учреждений культуры ХМАО
 
     На развитие библиотечного дела в 2009 году выделены средства из областного бюджета в сумме 17 млн. руб., что на 32 % больше предыдущего года. Расходы на капитальный ремонт учреждений составили 7320,4 тыс. руб., что в 4,3 раза больше по сравнению с 2008 годом.
     Ремонтные работы проводились в различныхучреждениях культуры ХМАО. Установлены пожарно-охранные сигнализации, приобретено множество компьютерной техники.
     На приобретение оборудования, подписных изданий, компьютеризацию библиотек области израсходовано 5481,7 тыс.руб., в том числе 3332,7 тыс. руб. - внебюджетные средства.
     В 2008 году осуществлялась поддержка низкооплачиваемых категорий работников культуры. Работникам библиотек, культурных центров, установлены 55% надбавки к должностным окладам, с 15% до 50% - за стаж работы в библиотечной сфере. Стимулирование труда педагогов детских музыкальных и художественной школ ХМАО осуществляется за счет выплат из 25%-го надтарифного фонда и за счет муниципальных грантов, предусмотренных муниципальной целевой программой «Реализация приоритетного национального проекта «Образование» на муниципальном уровне на 2006-2008 гг.».
     Приоритетные направления работы в сфере культуры в 2009 году - улучшение качества организации отдыха и доступности услуг культуры для жителей ХМАО:
     - поддержка самодеятельного творчества;
     - расширение спектра услуг на бесплатной основе или по доступным для населения ценам;
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.