На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Малый бизнес в условиях преодалевания последствий финансово-экономического кризиса

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 05.12.2012. Сдан: 2012. Страниц: 17. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


    ВВЕДЕНИЕ.

    Слова “предпринимательство”, “бизнес” и “рынок” связаны с неразрывными узами. Опыт ведущих стран современного мира со всей очевидностью доказывает необходимость наличия в любой национальной экономике высокоразвитого и эффективного малого предпринимательского сектора. Поэтому переход Узбекистана на рыночные отношения невозможно осуществить без соответствующего этому развитию данного сектора экономики, так как именно он является тем элементом, который буквально тащит за собой экономическое и социальное развитие.
    Таким образом, предпринимательство в Узбекистане выполняет не только экономические функции, оно теснейшим образом связано со всеми сферами жизнедеятельности общества.
    «Всемирный финансово-экономический кризис, разразившийся в 2008 году и приобретающий сегодня большие масштабы и глубину в оценках многих международных экспертов и специалистов, получает больше вопросов, чем ответов о причинах и прогнозах его дальнейшего развития»1, И.А. Каримов.
    Цель  моей курсовой работы является: «Малый бизнес в условиях преодоления последствий финансово-экономического кризиса». Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи: изучить сущность малого бизнеса, разобраться в функционировании малого бизнеса в условиях кризиса, а также рассмотреть государственную поддержку малого бизнеса.
 

           ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ МАЛОГО БИЗНЕСА И ИСТОРИЯ  ЕГО РАЗВИТИЯ В  УЗБЕКИСТАНЕ

    1.1 Сущность малого  бизнеса.

    Предпринимательская деятельность (предпринимательство) инициативная деятельность, осуществляемая субъектами предпринимательской деятельности в соответствии с законодательством, направленная на получение дохода (прибыли) на свой риск и под свою имущественную ответственность2.
    Как показывает мировая и отечественная  практика, основным показателем, на основе которого предприятия (организации) относятся  к субъектам малого бизнеса, является в первую очередь средняя численность  работников, занятых на данный момент на предприятии. Иногда под малым бизнесом понимается деятельность, осуществляемая небольшой группой лиц, или предприятие, управляемое одним собственником. Как правило, наиболее общими показателями, на основе которых субъекты хозяйственной деятельности относятся к субъектам малого бизнеса, является численность персонала (занятых работников), размер капитала, объем оборота (прибыли, дохода). Однако почти во всех развитых странах первым критерием отнесения предприятий к субъектам малого бизнеса является численность работающих. К малому бизнесу в Узбекистане относят, как правило, предприятия с числом занятых от 1 до 500, где:
        От 1 до 20 – ремесленные;
        От 20 до 100 – малые;
        От 100 до 500 – средние предприятия.
    Но  часто, в зависимости от важности малого бизнеса в экономике страны, он самостоятельно разделяется на различные группы. В ФРГ, например, официальное определение понятия малого предпринимательства отсутствует, но в соответствии с классификацией федерального министерства хозяйства к мелким относят фирмы с числом занятых до 49 человек и ежегодным оборотом мене 1 млн. марок. При этом мелкие и средние предприятия – это фирмы, которыми руководят юридически самостоятельные владельцы, участвующие в производстве, полностью
    На  развитие малого бизнеса в Узбекистане наибольшее влияние оказывают следующие факторы:
      в развитии средств связи произошел скачок;
      расширение сферы услуг, базирующейся на малых предприятиях;
      уменьшение стоимости и упрощение использования информационных систем;
      повысился общеобразовательный уровень людей с одновременным накоплением опыта в крупных компаниях;
      содействие малыми фирмами решению вопроса о безработице;
      сокращение рабочей смены;
      большая конкурентноспособность за счет меньших издержек, связанных со снижением накладных расходов и меньшими колебаниями заработной платы.
    По  мере развития малого бизнеса образуются различные формы организации  частных фирм. В настоящее время  известны три основные правовые формы: единоличные, корпорации и партнерства.
    Фирма, находящаяся в единоличном владении наиболее простая форма для мелкого бизнеса. Обычно для открытия такого предприятия достаточно лишь получить лицензию от местных властей и зарегистрировать торговое имя. Деловые партнерства представляют собой организацию из двух и более лиц, между которыми заключается контракт на совместное владение предприятием. Партнерства могут быть полными и ограниченными. Третий тип – корпорации. И хотя формально управление корпорацией должно быть отделено от ее владения, нередко бывают случаи, когда корпорацией владеет и руководит один собственник при помощи подставных лиц, которые реально не вкладывают в нее средства и не принимают участие в управление ею.

    1.2 Этапы развития предпринимательской деятельности в Узбекистане

    Не  вызывает сомнений, что культивирование  предпринимательской деятельности длительный процесс, осуществление которого происходит в три этапа:
    1 этап- создание законодательной  и нормативно правовой базы, а  также организованных структур  поддержки малого и частного  бизнеса; начало построения звеньев  рыночной инфраструктуры предпринимательства;
    2 этап- завершение формирования системы  рыночной инфраструктуры в масштабах  всей республики; количественный  рост предприятий частного сектора;  обогащение спектра форм предпринимательской  деятельности, обеспечивающее рост  доли малого и частного бизнеса; структура национального дохода и валового внутреннего продукта.
    3 этап – образование характерных  для стран с развитой рыночной  экономикой организационных структур  частного предпринимательства, в  том числе ориентированных на  субконтрактные отношения с крупными предприятиями, увеличение количества экономических субъектов, функционирующих на собственной финансовой основе, что приведет к существенному сокращению масштабов государственной поддержки.
    Время, необходимое для реализации каждого этапа, может варьироваться в зависимости от экономического и финансового состояния региона (области). Главным критерием, обусловливающим переход к новому этапу, является решение задач предыдущего. Содействие государственных республиканских и местных органов власти позволили синхронизировать протекание этих процессов на территории всей страны.
    На  наш взгляд, в настоящее время  можно констатировать в целом  по республике наступление второго  этапа.
    Указ  Президента Республики УЗбекистан «О мерах по дальнейшему стимулированию развития частного предпринимательства, малого и среднего бизнеса» от 09.04.1998 г. определил становление предпринимательства как один из экономических приоритетов текущего момента. В нём в качестве субъектов малого и среднего бизнеса рассматриваются:
     - микро фирмы независимо от  форм собственности со среднегодовой  численностью занятых работников  в производственных отраслях  до 10 человек; в сфере торговли, услуг и других отраслях непроизводственной  сферы – до 5 человек.
      - малые предприятия независимо от форм собственности со среднегодовой численностью занятых в сфере промышленности до 40 человек: в строительстве, сельском хозяйстве и других производственных отраслях – до 20 человек; в науке, научном обслуживании, розничной торговле и других отраслях непроизводственной сферы – до 10 человек;
     - средние предприятия независимо  от форм собственности со среднегодовой  численностью работников свыше  установленной для малых предприятий,  но не превышающей в промышленности 100 человек, в строительстве 50 человек, в сельском хозяйстве, других производственных отраслях, оптовой торговле – 30 человек; в розничной торговле, сфере услуг и других непроизводственных отраслях – 20 человек.
    Становление рыночной экономики в Узбекистане. Сопровождается инвестиционной реформой, направленной на создание рыночной инфраструктуры, призванной обеспечить эффективную мобилизацию и размещение свободных денежных средств населения. В короткие сроки удалось организовать сеть рыночных институтов, осуществляющих услуги для предпринимателей в купле – продаже товаров, материальных ценностей, акций, недвижимости; в кредитном обслуживании и выпуске ценных бумаг. Если на более раннем этапе приватизировались, как правило, небольшие и средние предприятия, то сегодня меняют форму собственности крупные хозяйственные субъекты.
 

ГЛАВА 2. ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ МАЛОГО БИЗНЕСА В УСЛОВИЯХ КРИЗИСА

    2.1. Сущность антикризисной  программы.

    Получив начало с провалов и несостоятельности  ипотечного кредитования в США, кризис нашел свое масштабное отражение  в кризисе ликвидности важнейших банков и финансовых структур, катастрофическом падении индексов и рыночной стоимости крупнейших компаний на ведущих фондовых рынках мира. Все это, в свою очередь, явилось причиной серьезного спада производства, резкого снижения темпов роста экономики во многих странах, со всеми вытекающими отсюда негативными последствиями.
    Многие  ведущие аналитические и экспертные центры, анализируя и обобщая материалы, связанные с состоянием и возможными последствиями глобального финансового  кризиса, приходят к следующим выводам.
    Первое  — подтверждаются практически глобальные масштабы кризисных процессов, происходящих в финансово-банковской системе, неизбежность рецессии и экономического спада, свертывание  объемов инвестиционной активности, снижение спроса и сокращение объемов международной торговли, а также серьезные социальные потери, которые могут коснуться многих стран в мире.
    Второе  — разразившийся глобальный финансовый кризис продемонстрировал серьезные  пробелы и необходимость кардинального реформирования действующей мировой финансово-банковской системы, подтвердил отсутствие должного контроля за деятельностью банков, которые в основном обслуживали свои корпоративные интересы, увлекаясь различными спекулятивными операциями на кредитном рынке и рынке ценных бумаг.
    Третье  — масштабы, глубина и последствия  финансово-экономического кризиса  в каждом отдельном государстве  будут во многом зависеть, прежде всего, от прочности финансово-валютной системы, капитализации и ликвидности  национальных кредитных институтов, их зависимости от иностранных и корпоративных банковских структур, а также размеров золото-валютных резервов и способности оплачивать зарубежные кредиты, в конечном итоге — от уровня устойчивости, диверсификации и конкурентоспособности экономики страны.
    Четвертое — скорейший выход из мирового финансового кризиса и смягчение  его последствий во многом зависит  от эффективности и согласованности  принимаемых мер в рамках отдельных  государств и мирового сообщества в  целом3.
    Президент Узбекистана Ислам Каримов заявил 13 февраля на заседании правительства, посвященном итогам социально-экономического развития страны в 2009 году, что в настоящее время антикризисная программа мер по предотвращению и нейтрализации последствий мирового экономического кризиса доведена до конкретных исполнителей как в отраслевом, так и в территориальном плане, а также создана правительственная комиссия для обеспечения жесткого контроля за выполнением программы4.
    По  словам президента, с учетом растущей интегрированности экономики республики в мирохозяйственные и финансово-экономические связи, мировой кризис, прежде всего его последствия, оказал и продолжает оказывать на экономику страны негативное воздействие. "Прежде всего, это воздействие проявляется на результатах деятельности базовых экспортоориентированных отраслей и связанных с ними смежных производств в связи с резким сокращением спроса и снижением цен на мировом рынке на важнейшие виды экспортируемой нашей страной продукции, - сказал Ислам Каримов. - Что в свою очередь отрицательно сказывается на сбалансированности и эффективности экономики в целом, создает много проблем в реализации предусмотренных проектов, в достижении поставленных целей. Одним словом, истекший год для нас, прежде всего тружеников страны, выдался весьма сложным и трудным".
    Между тем, "несмотря на все возникшие  проблемы и трудности, республике удалось  добиться в 2009 году не только стабильного функционирования экономики, но и обеспечить высокие устойчивые темпы ее роста. Хотел бы особо отметить результаты реализуемой в нашей стране политики по стимулированию труда, повышению заработной платы и обеспечению роста доходов населения. В 2009 году средняя заработная плата в бюджетных организациях выросла более чем в 1,5 раза, а в целом по экономике - в 1,4 раза. В результате средняя зарплата в прошлом году составила в эквиваленте более 300 долларов. Реальные же доходы населения в расчете на душу населения увеличились за год на 23 процента. На 2010 год размер средней заработной платы предусматривается увеличить в бюджетной сфере в 1,4 раза. Показатель роста инфляции - сохранить на уровне 7-9 процентов", - сообщил в своем докладе президент.
    По  его словам, несмотря на ухудшение  конъюнктуры внешнего рынка, внешнеторговый оборот увеличился в 2009 году на 21,4 процента, при этом экспорт товаров и услуг возрос на 28,7 процента. В результате существенно выросли объемы положительного сальдо во внешнеторговом балансе, что служит важнейшим показателем надежности платежного баланса и устойчивости в целом экономики республики.
    Антикризисная программа мер  Узбекистана показывает скромные, но убедительные позитивные результаты. Об этом заявил Президент Узбекистана Ислам Каримов, выступая на правительственном заседании 13 февраля 2009 года. По его словам, реализация антикризисной программы, рассчитанной на 2009-2012 годы, будет важнейшим приоритетом в социально-экономическом развитии Узбекистана на текущий год.
    Ислам Каримов отметил, что резкое сокращение спроса и снижение цен на мировом рынке на экспортируемую страной продукцию отразилось на деятельности базовых отраслей и отрицательно сказывается на эффективности экономики. Отчетливо понимая, что избежать негативных последствий кризиса не удастся, Узбекистан еще во второй половине 2008 года приступил к разработке антикризисной программы.
    «Говоря коротко, антикризисная программа  находится в действии, и итоги  января месяца 2009 года свидетельствуют  о скромных, но достаточно убедительных результатах ее реализации»5, – подчеркнул Ислам Каримов. Рассказывая о конкретных разделах программы, глава Узбекистана отметил, что она предусматривает ускоренную модернизацию и перевооружение предприятий, а также внедрение гибких технологий, прежде всего, в базовых отраслях, экспортоориентированных и локализуемых производствах. Ряд мер направлен на поддержку предприятий-экспортеров – это льготные кредиты на пополнение оборотных средств, освобождение до 2012 года от налогов и сборов предприятий с иностранными инвестициями, выпускающих готовую продукцию, реструктуризация задолженности по кредитам и другие льготы.

    2.2 Выполнение антикризисной программы в 2009.

    Президент Республики Узбекистан издал указ  «О программе мер по поддержке предприятий реального сектора экономики, обеспечению их стабильной работы и увеличению экспортного потенциала» в ответ на мировой кризис.
    В целях преодоления негативных последствий  мирового финансово-экономического кризиса, обеспечения устойчивых темпов экономического роста и макроэкономической сбалансированности, стабильной работы базовых отраслей реального сектора экономики и содействия занятости населения, осуществления адресной поддержки экспортеров, предприятий ведущих отраслей промышленности и малого бизнеса:
    1. Утвердить разработанную Кабинетом  Министров Республики Узбекистан Программу мер по поддержке предприятий базовых отраслей реального сектора экономики, обеспечению их стабильной работы и увеличению экспортного потенциала, согласно приложению №1.
    2. Считать решающими факторами  преодоления негативных последствий  мирового финансово-экономического  кризиса в сфере реального сектора экономики республики:
    активизацию процессов модернизации, технического и технологического перевооружения, прежде всего в базовых отраслях экономики, внедрение современных гибких мини-технологий, обеспечивающих производство качественной, конкурентоспособной экспортоориентированной продукции;
    дальнейшее повышение конкурентоспособности продукции отечественных производителей на внутреннем и внешнем рынках, расширение объемов реализации и освоение предприятиями-экспортерами новых видов товаров и перспективных рынков сбыта продукции;
    введение жесткого режима экономии, резкое снижение производственных затрат и себестоимости продукции, в том числе за счет рационализации технологических процессов, снижения материалоемкости, электро- и энергоемкости производства и других затрат;
    соблюдение технической и производственной дисциплины, внедрение международных стандартов управления качеством продукции;
    осуществление гибкой ценовой политики, совершенствование механизмов экспорта в условиях быстрого изменения конъюнктуры цен на мировых рынках.
    3. Определить важнейшей задачей  Кабинета Министров, руководителей  министерств, ведомств, хозяйственных  объединений и предприятий безусловную  реализацию мер по обеспечению  устойчиво стабильной работы  предприятий, увеличению производства конкурентоспособной экспортоориентированной продукции, определенных в утвержденной Программе мер, а также мобилизацию дополнительных факторов и ресурсов по преодолению негативных последствий мирового финансово-экономического кризиса.
    4. Для обеспечения мониторинга и системного контроля за ходом реализации Программы мер по поддержке предприятий базовых отраслей реального сектора экономики, обеспечению их стабильной работы и увеличению экспортного потенциала создать Рабочую группу в составе согласно приложению №2.
    5. Совету Министров Республики  Каракалпакстан, хокимам областей  и г.Ташкента обеспечить безусловное  выполнение мероприятий, предусмотренных  утвержденной Программой мер,  а также оказание всестороннего содействия предприятиям реального сектора экономики в расширении экспорта, повышении конкурентоспособности продукции и обеспечении стабильной работы предприятий.
    6. Возложить на Центральный банк  Республики Узбекистан, руководителей коммерческих банков персональную ответственность за своевременное принятие необходимых мер по финансовой поддержке предприятий реального сектора экономики, оперативное выделение по их обоснованным заявкам кредитных ресурсов на пополнение оборотных средств и реализацию инвестиционных проектов, в том числе на льготной основе.

    2.3 Функционирование субъектов малого бизнеса на современном этапе

    В 2009 году субъектами малого предпринимательства (бизнеса):
    произведено 50,1 процента ВВП (в январе-декабре 2008г. – 48,2 процента);
    обеспечена занятость 8402,3 тыс.человек или 74,2 процента всех занятых  
    в экономике, в том числе в индивидуальном секторе занято 6446,2 тыс.человек,  
    на малых предприятиях и микрофирмах – 1956,1 тыс.человек;

    произведено промышленной продукции на 4739,4 млрд.сум (16,9 процента  
    всего промышленного производства республики) или 121,5 процента к уровню 
    января-декабря 2008г.;

    освоено 2966,6 млрд.сум инвестиций (23,7 процента от общего объема освоенных инвестиций республики) что составляет 131,2 процента к уровню января-декабря 2008г., выполнено строительных работ на 2855,8 млрд.сум (41,6 процента общего объема строительных работ) или 117,4 процента к уровню января-декабря 2008г.;
    обеспечен рост грузооборота автомобильного транспорта на 8,3 процента  
    (73,4 процента общего объема грузооборота республики), пассажирооборота  
    – на 8,7 процента (81,7 процента общего объема пассажирооборота);

    сформировано 46,5 процента общего объема розничного товарооборота  
    республики, который составил 7671,0 млрд. сум (рост на 12,8 процента), платных  
    услуг, соответственно, 48,7 процента и 3067,6 млрд.сум (13,3 процента);

    экспортировано продукции на 1723,6 млн.долл.США (14,6 процента общего  
    объема экспорта), или 121,4 процента к уровню января-декабря 2008г., импортировано – на 4015,1 млн.долл.США (42,5 процента всего импорта) и 116,0 процента к уровню января-декабря 2008г.

    Доля  продукции частного предпринимательства  в общем объеме продукции (работ, услуг) малого бизнеса за январь-декабрь 2009 года характеризуется следующими данными:
          объем продукции 
(работ, услуг) малого предпринимательства, млрд.сум
    доля  частного сектора  
в объеме продукции (работ, услуг) малого предпринимательства,  
в %
                 
    Промышленность     4739,4     33,9
    Сельское  хозяйство     12375,1     100,0
    Строительство     2855,8     68,5
    Розничный товарооборот     7671,0     76,4
    Платные услуги     3067,6     93,2
    Перевозка грузов, млн.тн     388,9     86,0
    Перевозка пассажиров, млн.пасс.     4354,9     97,6
    Экспорт, млн.долл.США     1723,6     5,3
    Импорт, млн.долл.США     4015,1     17,7

    Таблица 1. Доля продукции малого  частного предпринимательства в ВВП 

    Численность занятых в частном секторе  малого предпринимательства составила 7791,7 тыс.человек или 92,7 процента общего количества занятых в сфере. Доля малого предпринимательства в общем объёме продукции (работ, услуг) по отраслям экономики характеризуется следующими данными:
    
    Диаграмма 1. Численность занятых в малом  бизнесе. 

  Зарегистрировано  на 1 апреля т.г. за  январь-март т.г.
создано ликвидировано
       
Республика   
Узбекистан
227155 13020 5153
Республика  
Каракалпакстан
10044 656 240
области:      
Андижанская 18642 995 233
Бухарская 14664 825 1211
Джизакская 6219 559 253
Кашкадарьинская 44449 1175 116
Навоийская 6157 351 193
Наманганская 12584 868 267
Самаркандская 14575 723 542
Сурхандарьинская 12119 801 288
Сырдарьинская 5706 607 65
Ташкентская 16920 991 377
Ферганская 18417 1107 392
Хорезмская 11557 942 147
г.Ташкент 35102 2420 829

    Таблица 2. Количество малых  предприятий и микрофирм (бизнеса) 

 
 
     
Валовой внутренний продукт Промышленная  продукция Строительные  работы Розничный товарооборот Платные услуги
                                   
Республика                  Узбекистан     38,0     15,8     39,2     48,5     39,9
Республика 
Каракалпакстан
    45,6     16,3     76,3     42,9     32,7
области:                              
Андижанская     36,5     6,7     95,9     45,8     34,3
Бухарская     44,2     12,3     53,0     44,7     60,7
Джизакская     53,3     31,0     99,0     51,9     38,7
Кашкадарьинская     37,2     21,8     70,7     39,4     74,7
Навоийская     20,4     2,8     44,5     52,3     49,3
Наманганская     62,7     31,0     76,0     50,7     58,1
Самаркандская     62,0     28,9     84,6     58,8     50,5
Сурхандарьинская     50,7     14,1     84,2     39,7     63,8
Сырдарьинская     49,0     27,6     89,8     61,2     51,4
Ташкентская     39,3     14,0     70,2     36,9     50,9
Ферганская     42,5     10,7     80,3     44,6     53,6
Хорезмская     54,5     31,9     83,7     51,3     58,3
г. Ташкент     52,0     33,6     47,9     54,6     26,0

    Таблица 3. Удельный вес малого предпринимательства  по отраслям  экономики
     Численность занятых в частном  секторе малого предпринимательства  составила 7717,7  тыс.человек или 91,8 процента общего количества занятых в сфере.              
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.