На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Законодательство о защите прав потребителей

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 05.12.2012. Сдан: 2012. Страниц: 24. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


?2
 
Министерство образования и науки РФ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Омский государственный технический университет»
 
 
 
Факультет гуманитарного образования
Кафедра «Государственное, муниципальное управление и таможенное дело»
 
 
Реферат
Тема: «Законодательство  о  защите прав  потребителей».
 
 
 
Выполнил: Янушко В.С.
Гр. БЭ-329.
Проверил: Полуаршинов А.В.
 
 
Омск 2012

Введение
 
Защита прав потребителей – понятие, вошедшее в нашу  действительность а для некоторых не вошедшее до сих пор. По моему мнению эта проблема актуальна на сегодняшний день так как 98% людей не знают своих прав и наш с Вами долг донести до них это. Если сейчас провести социологический опрос, мало кто действительно сможет назвать свои права. Все мы жалуемся что живем в России, а в действительности мы сами же и виноваты, потому что зная свои права жилось бы легче. Сейчас мы рассмотрим  «Законодательство  о  защите прав  потребителей»
До недавнего времени потребители в нашей стране по существу были бесправны. Производители товаров и услуг, торговля диктовала им свои условия. Ведомственные  нормативные акты и инструкции  ограничивали  права потребителя и не давали  им возможности  предъявить свои обоснованные  претензии. Судебная защита практически  отсутствовала. Потребители не могли реализовать свои фундаментальные права, закрепленные в резолюции  Генеральной Ассамблеи ООН  (N 39/248 от 9 апреля 1985 г).
Только с принятием  Верховным Советом  Российской Федерации 7 февраля  1992 года Закона «О защите прав потребителей» потребители получили правовые возможности в отстаивании своих прав. Закон вобрал в себя  лучший опыт соответствующей международной и зарубежной  национальной  законодательной  практики.
Закон издан для регулирования отношений, возникающих между потребителями и предпринимателями, установления прав потребителей на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества, на безопасность их жизни и здоровья, получения информации о товарах (работах, услугах) и их изготовителях (исполнителях,  продавцах),  просвещения потребителей, государственной и общественной защитой их интересов,  объединения в общественные организации потребителей, а также определении механизма реализации этих прав.
              Цель моей курсовой работы – изучить и понять смысл Закона  РФ «О защите прав потребителя» и других источников российского законодательства о защите прав потребителей.
 
1) Общая характеристика законодательства РФ о защите
прав потребителей
 
Закон об охране прав потребителей появился во многих западно-европейских странах еще в 70-е годы. Монополизация производства  торговли заставила правительства прибегнуть к мерам государственного регулирования, принятию законодательства, целью которого является прямое вторжение в договорные отношения сторон для защиты одной из них – потребителя.
Основным нормативным актом регулирующим отношения по защите прав потребителей в Российской Федерации является закон РФ «О защите прав потребителей”, введенный в действие 7 апреля 1992 года, который дополнился Федеральным законом от 9 января 1996 г. № 2-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон РФ «О защите прав потребителей» и Кодекса РСФСР об административных правонарушениях» (Закон).
Закон регулирует отношения, возникающие между потребителями и предпринимателями (продавцами) по поводу продажи товаров, осуществления работ и оказания услуг, то есть в области в области удовлетворения многочисленных бытовых потребностей граждан.
Закон не содержит каких либо общих критериев разграничения компетенции по регулированию упомянутых отношений между РФ и республиками в ее составе.
Закон не распространяется на потребителей – юридических лиц, а также на потребителей – физических лиц (граждан), если они используют, приобретают, заказывают, либо имеют намерение приобрести или заказать товар, работу, услугу не для личных бытовых нужд, а например, для предпринимательской деятельности.
Под личными бытовыми нуждами следует понимать удовлетворение бытовых потребностей не только гражданина, который непосредственно приобрел данный товар, но также и любых других граждан, которые пользуются вещью на законных основаниях с согласия непосредственного приобретателя, прежде всего члены семьи.
Под предпринимателями понимаются изготовители, исполнители, продавцы, выступающие на рынке как предприятия, организации или учреждения, т. е. юридические лица, независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности их имущества.
Одним из важнейших  прав потребителя является право на получение товаров, результатов работ и услуг, соответствующих обязательным требованиям стандартов, условиям договора, обычно предъявляемым требованиям а также информации о продукции (ст. 4 Закона).
Гражданский кодекс РФ (ГК) (ст. 245) устанавливает, что качество проданной вещи должно соответствовать условиям договора, а при отсутствии указаний в договоре – обычно предъявляемым требованиям.
Несмотря на принципиальное совпадение подходов в ГК и Законе, некоторые различия все же есть.
1. Закон в отличие от ГК не первое место поставил не договор, а обязательное требование стандартов.
Законом РФ от 28 мая 1992г. «О поставках продукции и товаров для государственных нужд» установлено, что продукция (товары, (работы, услуги) поставляемая по государственным контрактам, должна соответствовать обязательным требованиям государственных стандартов и особым условиям, устанавливаемым этими контрактами. В связи с этим на практике возникают вопросы о требованиях к качеству товаров, поставляемых не для государственных нужд, и о соотношении этого Закона и «Закона о защите прав потребителей».
В законе РФ «О поставках продукции и товаров для государственных нужд» зафиксированы два критерия: обязательные требования ГОСТ и условия договора. Два других критерия (обычные требования, информация о товаре) также должны учитываться при определении качества товара, поставляемых для государственных нужд с цель дальнейшей реализации населению. Один принципиальный момент зафиксированный Законом от 28 мая 1992г.: для определения требований к качеству продукции может применяться лишь нормативная документация установленная законодательством. Правовая форма этих документов приобретает существенное значение, поскольку она связана с компетенцией соответствующего органа.
2. ГК отсылает обычно предъявляемым требованиям в тех случаях, когда требования о качестве договором вообще не предусмотрены (существенное условие).
Закон предал обычно предъявляемым требованиям самостоятельное значение, независящее от наличия или отсутствия в договоре условия о качестве.
3. Закон дополнительно ввел новый критерий – информация о продукции – критерий качества.
Специфическим правом потребителя в сфере торгового обслуживания является право на обмен товаров ненадлежащего качества. Оно действует лишь в области торгового обслуживания и не применимо к отношениям, возникающим в других сферах оказания услуг.
Согласно Закону (ст.23) обмену подлежат не все доброкачественные товары. Такое право распространяется лишь на непродовольственные товары, за исключением тех, которые будут включены в специальные перечни, утверждаемые правительствами РФ и республик в составе РФ.
Обмен доброкачественного товара, в отличие от недоброкачественного, может быть произведен только в том торговом предприятии, где он был приобретен.
Потребитель может осуществить свое право на обмен доброкачественного товара в течение 14 дней, не считая дня покупки. При не согласии потребителя с отказом в обмене он вправе предъявить к продавцу соответствующий иск.
 
Законодательство об экспертизах некачественных и опасных продовольственного сырья и пищевых продуктов, их использовании и уничтожении
 
В целях охраны здоровья населения и предотвращения оборота некачественных пищевых продуктов на потребительском рынке Правительство РФ своим постановлением от 29 сентября 1997 г. N 1263 утвердило Положение о проведении экспертизы некачественных и опасных продовольственного сырья и пищевых продуктов, их использовании и уничтожении.
Этим постановлением определена компетенция государственных органов по проведению экспертизы и определению дальнейшей судьбы некачественной продукции:
?      органы санитарно – эпидемиологического надзора проводят экспертизу продукции, не отвечающей требованиям санитарных правил, норм и гигиенических нормативов;
?      органы ветеринарного надзора ответственны за экспертизу продукции животноводства, птицеводства и рыбы, а также продуктов растениеводства, не отвечающих требованиям ветеринарно-санитарных правил и норм;
?      органы надзора в области стандартизации и сертификации проводят экспертизу в отношении продукции, не отвечающей требованиям государственных стандартов и не прошедшей в установленном порядке государственной сертификации;
?      органы контроля за качеством зерна и продуктов его переработки – в отношении этих продуктов, не отвечающих требованиям государственных стандартов;
?      органы контроля в торговле – в отношении продукции, не отвечающей обязательным требованиям качества, а также продукции с истекшим сроком годности.
В соответствии с утвержденным Положением некачественной и опасной признается продукция:
?      не соответствующая обязательным требованиям качества и безопасности, установленным санитарными и ветеринарно – санитарными правилами и нормами, государственными стандартами и технической документацией;
?      имеющая явные признаки недоброкачественности, не вызывающие сомнений у компетентного лица, осуществляющего проверку качества и безопасности продукции;
?      не имеющая документов изготовителя (поставщика) продукции, подтверждающих ее происхождение, качество и безопасность, а также надлежащих документов о сертификации продукции;
?      свойства которой не соответствуют данному виду и наименованию продукции;
?      маркировка которой не соответствует требованиям нормативной и технической документации;
?      с неустановленным сроком годности для продукции, на которую такой срок должен быть установлен, или с истекшим сроком годности.
Пищевая продукция, происхождение которой ее владелец не может подтвердить, а также имеющая явные признаки недоброкачественности, подлежит утилизации и уничтожению без проведения экспертизы. До утилизации или уничтожения она должна быть денатурирована ее владельцем в присутствии представителя соответствующего органа любым способом, исключающим возможность ее использования в пищу.
В остальных случаях обнаруженная некачественная пищевая продукция подлежит экспертизе с целью определения возможности ее дальнейшего использования или уничтожения. На период экспертизы, принятия и исполнения решения эта продукция хранится в отдельных помещениях на складе или в изолированной камере холодильника с соблюдением условий, исключающих к ней доступ, и подлежит строгому учету. Отбор проб (образцов) продукции осуществляется представителем соответствующего органа в присутствии ее владельца.
Экспертиза включает оценку соответствия сопроводительной документации на продукцию требованиям нормативной и технической документации, оценку ее внешнего осмотра, исследований, состояния упаковки и маркировки продукции. Выясняются также условия производства, закупки, поставки, транспортировки, хранения и реализации продукции. При необходимости проводятся лабораторные исследования (испытания) качества и безопасности.
На основании результатов экспертизы оформляется заключение о разрешении или постановление о запрещении ее использования по назначению.
Ответственность за передачу продукции для дальнейшего использования или уничтожения возлагается на владельца продукции.
Уничтожение проводится в присутствии комиссии, образуемой владельцем продукции совместно с организацией, ответственной за ее уничтожение.
Инфицированные продукты, опасные для людей и животных, перед уничтожением или в его процессе подвергаются обеззараживанию.
Уничтожение оформляется актом, один экземпляр которого в 3-дневный срок представляется органу, принявшему решение об уничтожении.
Все расходы, связанные с хранением, транспортировкой, экспертизой, использованием или уничтожением некачественной и опасной пищевой продукции, несет ее владелец.
 
2) Права потребителей на получение объективной информации о товаре (работе, услуге) и ответственность другой стороны договора за их нарушение
 
Потребитель вправе потребовать от продавца (изготовителя,  исполнителя) предоставления необходимой  и  достоверной  информации  о  его предприятии, реализуемых им товарах (работах,  услугах) и о режиме его работы. Если в подобной информации потребителю отказано или она  доводится не в полной форме, то он имеет право добиться получения ее с помощью статьи 8.
Указания в настоящей статьи  информация в наглядной  и доступной форме доводится до сведения  потребителей при заключении договоров купли-продажи и договоров о выполнении работ (оказание услуг) способами, принятыми в отдельных  сферах обслуживания  потребителей, на русском языке, а по усмотрению  изготовителя на государственных языках  субъектов Российской Федерации и родных языках народов РФ.
 
Ответственность за ненадлежащую информацию о товаре
В случае  если предоставление недостоверной или недостаточно полной информации о товаре (работе, услуге), а также изготовителе (исполнителе, продавце) повлекло приобретение товара (работы,  услуги) не обладающего необходимыми потребителю свойствами, потребитель  вправе расторгнуть договор и потребовать возмещение причиненных ему убытков; невозможность использования приобретенного товара (работы, услуги) по назначению, потребитель вправе  потребовать предоставления  в разумно короткий срок надлежащей информации.  Если информация в оговоренный срок не будет предоставлена, потребитель вправе расторгнуть договор и потребовать возмещения причиненных ему убытков. При этом потребитель обязан возвратить товар изготовителю.
В случае причинения вреда жизни,  здоровью и имуществу  потребителя он вправе предъявить продавцу (изготовителю, исполнителю) требования предусмотренные статьей 14 настоящего Закона,  а также потребовать возмещения убытков, причиненных природным объектом, находящимся во владении потребителя на праве собственности,  либо по иным основаниям,  предусмотренным законом или договором.
При рассмотрении  требований  потребителя  о  возмещении убытков, причиненных недостоверной или недостаточно полной информации о товаре, необходимо исходить  из предположения об отсутствии у потребителя специальных познаний о его свойствах и характеристиках.
 
3) Права потребителей на безопасность товара (работы,
услуги) и ответственность другой стороны договора
за нарушение этих прав
 
Введеные в действие на территории РФ законы “О сертификации продукции и услуг”, “О стандартизации”, “О защите прав потребителей” ужесточают требования к качеству и безопасности производимых (подаваемых) изготовителями (исполнителями, продавцами) товаров или оказываемых ими услуг.
Указанные законы предусматривают обязательную сертификацию товаров (работ, услуг), потенциально опасных для здоровья, жизни и имущества граждан, в том числе при их импорте в РФ.
Закон “О защите прав потребителей” (ст.5) устанавливает что потребитель имеет право на то, чтобы товары (работы, услуги) при обычных условиях их использования, при их хранении и транспортировке были безопасны для его жизни, здоровья, окружающей среды, а также не причиняли вреда его имущества. В целях обеспечения упомянутого права в стандартах устанавливаются обязательные требования которые должны это обеспечивать.
Безопасность должна обеспечиваться при разработке и изготовлении товаров, путем обеспечения возможности его ремонта и технического обслуживания. Ответственность за определение необходимости и разработку специальных правил несет изготовитель (исполнитель). это обстоятельство важно, поскольку распределение обязанностей между государственными органами, исполнителями (изготовителями) и продавцом может иметь существенное значение при определении ответственного за причиненный вред лица в том случае, если специальные правила не были разработаны, утверждены, доведены до потребителя либо оказались недостаточными или не были утверждены требования к продукции по ее безопасности.
Закон требует не только довести до сведения потребителя специальные правила использования, транспортировки, хранения и утилизации товаров результатов работ), но и предупредить его о продолжительности срока службы (годности) изделия (то есть о его потенциальной опасности после истечения указанного срока), необходимые действия по его истечении и возможных последствиях в случае не выполнения этих действий. Предупреждение должно быль сделано продавцом (исполнителем) в порядке, установленном Законом для предоставления потребителю информации о продукции. В случае, если изготовитель (исполнитель) не обеспечит безопасность товаров (работ, услуг) в течение установленных сроков, он обязан возместить потребителю убытки в соответствии со статьей 12 Закона.
Каждый из органов, контролирующих безопасность товаров, реализует предоставленные ему полномочия в закрепленной области или по определенной группе товаров (работ, услуг) в соответствии со своей компетенцией, установленные законодательством.
Длительное время существовала практика, когда все требования по безопасности, утвержденные специальными контролирующими органами, переносились в государственный стандарт на соответствующую продукцию (или на них делалась ссылка), который утверждался Госстандартом. Определенный шаг в этом направлении сделан Положением о Госстандарте России, утвержденным постановлением правительства России от 25.12.95г. Этим документом установлено, что разграничение полномочий по отдельным видам деятельности в области стандартизации, метрологии и сертификации межу Госстандартом России и другими центральными органами федерально исполнительной власти регулируются положениями об этих органах и соглашениями между ними и Госстандартом России.
Закон “О защите прав потребителей” не ограничивается установлением порядка и формы правового регулирования требований к безопасности товаров (работ, услуг). Одновременно устанавливается порядок проверки соответствия изготовленной продукции упомянутым требованиям, а также меры, направленные на предотвращение поступления опасной продукции к потребителю. Для указанной цели предусматривается введение обязательной сертификации продукции на соответствие требованиям безопасности.
На сертифицированные товары в установленном порядке выдается сертификат. Номенклатуру товаров (работ, услуг) подлежащих обязательной сертификации, согласно Закону определяет Госстандарт России.
Продукция прошедшая сертификацию и выпускаемая предприятиями может оказаться фактически не соответствующей установленным требованиям безопасности. На этот случай Закон предусматривает: если установлено, что при использовании, транспортировке или хранении товаров (результатов работ) с соблюдением установленных правил они причиняют или могут причинить вред – принять меры по изъятию их из оборота, приостановить их производство.
Закон недостаточно четко дифференцирует обязанности изготовителей (исполнителя) и продавцов в случае выпуска продукции с нарушением требований к безопасности. Необходимые меры должны приниматься немедленно, независимо от того, кем установлены эти факты и обстоятельства. Производство продукции и ее реализация должны быть приостановлены до устранения причин, вызывающих вред, т. е. до устранения нарушений производственного происхождения или других недостатков.
Законом установлено, что за нарушение требований по безопасности товаров (работ, услуг) предусмотренных п.5 ст.5, а также за необоснованную выдачу сертификата ответственность определяется п.2 ст.41 Закона (до 3-х должностных окладов на руководителей и органов сертификации).
Изготовитель обязан:
?      обеспечить изготовление продукции в соответствии с установленными требованиями к ее качеству;
?      представить продукцию на сертификацию;
?      разработать специальные правила использования продукции;
?      установить срок службы (годности) продукции;
?      обеспечить разработку и доведение до потребителя необходимой информации;
?      в установленных случаях приостановить производство и реализацию продукции либо снять ее с производства, принять меры по изъятию из оборота и у потребителей опасной продукции;
?      в установленных случаях возместить в полном объеме причиненный ущерб.
 
Продавец обязан:
?      обеспечить реализацию товаров, имеющих сертификат безопасности;
?      обеспечить доведение до потребителя необходимой информации;
?      в установленных случаях приостановить реализацию, принять меры по изъятию из оборота и у потребителей опасной продукции;
?      в установленных случаях возместить в полном объеме починенный ущерб.
Итак, если изготовитель (исполнитель) не обеспечит безопасность товаров (работ, услуг) в течение установленных сроков, он обязан возместить потребителю убытки в соответствие со ст.12 Закона.
 
4) Права потребителей в случае продажи им товаров
ненадлежащего качества
 
1. Статья 18, открывающая главу II Закона, претерпела серьезные изменения по сравнению с первоначальной редакцией. Кроме того, при применении главы II необходимо учитывать главу 30 ГК РФ, регулирующую договор купли-продажи, которая содержит, в частности, общие положения о купле-продаже (параграф 1) и нормы о розничной купле-продаже (параграф 2). В связи с этим важно отметить два обстоятельства: первое – положения параграфа 1 применяются к отдельным видам договора купли-продажи (розничной, поставке и др.), если иное не предусмотрено правилами ГК об этих видах договоров (п. 5 ст. 454 ГК). Таким образом, приоритет отдается специальным нормам; второе – к отношениям по договору розничной купли-продажи с участием покупателя-гражданина, не урегулированным ГК, применяются законы о защите прав потребителей и иные правовые акты, принятые в соответствии с ними (п. 3 ст. 492 ГК). Таким образом, в принципе установлена следующая иерархия применения норм о розничной купле-продаже: специальные нормы ГК, общие положения о купле-продаже, законодательство о защите прав потребителей. (см. п. 3 комментария к ст. 1)
2. Статья 18 определяет права потребителя в случае продажи товара ненадлежащего качества (в первой редакции – с недостатками). В тексте Закона эти понятия применяются как равнозначные. Потребитель вправе предъявить любое из перечисленных требований по своему усмотрению при обнаружении в товаре недостатка. Из этого правила сделаны три исключения, два из которых связаны с характером товара, а одно со спецификой продавца.
В отношении технически сложных товаров, перечень которых утвержден Правительством РФ, в новой редакции Закона предусмотрено серьезное нововведение: для того чтобы заменить их на аналогичный товар или товар другой марки или расторгнуть договор купли-продажи, недостаточно наличия простого недостатка.
Необходимо, чтобы недостаток был существенным. Остальные перечисленные в статье требования могут быть предъявлены при наличии любого недостатка в этих товарах. Условие о замене товара лишь при наличии существенного недостатка распространено ГК (ст. 503) также и на дорогостоящие товары, понятие которых не раскрывается.
Вторым исключением из объема прав потребителя, установленных ст. 18, является правило, согласно которому в отношении товара, купленного в комиссионном магазине и имеющего недостатки, требования о безвозмездном устранении недостатков или о возмещении расходов на их исправление, а также о замене на товар аналогичной марки (модели, артикула) может быть удоволетворено лишь с согласия продавца. В отношении других требований действует обязанность продавца их удовлетворить. При этом на технически сложные товары, купленные в комиссионном магазине, также распространяется правило о необходимости наличия существенного недостатка для предъявления требований о замене или расторжении договора. Поскольку комиссионный магазин, согласно ст. 990 ГК, совершает сделки от своего имени, приобретает права и становится обязанным по сделке с третьими лицами (покупателями), то на него, естественно, ложатся все неблагоприятные последствия приемки и продажи товаров с недостатками. В случае удовлетворения требований потребителя об уменьшении покупной цены магазин не вправе, если это не оговорено в договоре комиссии, относить сумму уценки на комитента.
Комиссионер не вправе также в этом случае требовать от покупателя возвратить купленную вещь для возврата ее комитенту. По смыслу Закона комиссионер обязан заменить товар с недостатками на такой же товар другой марки, если он имеется в продаже, и произвести соответствующий перерасчет цены. Комиссионер должен быть более внимателен к качеству вещей, принимаемых на комиссию, и согласовывать со сдатчиком последствия удовлетворения требований покупателя при заключении договора комиссии, т.е. указывать, что, если вещь окажется недоброкачественной, уценка и убытки относятся на счет комитента (сдатчика вещи).
Необходимо отметить, что в новой редакции Закона содержание нормы, связанной с комиссионными магазинами, существенно изменено. Первоначальная редакция Закона (пп. «д» п. 1 ст. 17) четко устанавливала, что определенные требования потребителя (устранение недостатков товара или возмещение расходов на их устранение, замена на товар аналогичной марки) подлежат удовлетворению только с согласия комиссионного магазина.
В новой редакции условия удовлетворения указанных требований сохранены, однако почему-то исчезло указание о том, что речь идет о продаже товара комиссионным магазином. Вместо этого упомянутое правило распространено на товары, закупленные продавцом по договору комиссии, которые реализуются неизвестно по какому договору.
Неудачность новой редакции очевидна (не говоря о том, что по договору комиссии товары не закупаются, а принимаются для реализации потребителю по договору купли-продажи).
Верховный суд толкует это нововведение в том смысле, что указанный порядок удовлетворения требований потребителя распространяется на товары, проданные потребителям как комиссионными магазинами, так и другими продавцами, если последние приняли их от граждан по договору комиссии.
Третьим исключением являются товары, на которые установлен срок годности. В соответствии с характером этих товаров (продукты питания, парфюмерия, медикаменты и др.) потребитель вправе потребовать замены их на товар надлежащего качества или возврата уплаченной суммы, т.е., по существу, расторжения договора. Замена возможна на такой же товар или другой. На эти товары распространяются общие правила, связанные с расторжением договора (возврат недоброкачественного товара, возмещение убытков и др.). Согласно ст. 503 ГК, потребитель вправе потребовать соразмерного уменьшения цены. Вместе с тем не может практически применяться право требовать безвозмездного устранения недостатков.
Потребитель не может обратиться к организации, выполняющей функции продавца, к изготовителю товара и организации, выполняющей его функции.
3. При безвозмездном устранении недостатков (так называемом гарантийном ремонте) возникает вопрос о его объеме и правовом регулировании. Некоторые продавцы и изготовители при реализации технически сложных товаров в документах, устанавливающих гарантийные обязательства, указывают, что эти обязательства не действуют, если изделие не работает или работает ненадлежащим образом в связи с недостатками так называемых расходных материалов.
Для правильного решения этого вопроса необходимо определить, что входит в состав товара, из каких частей он состоит. Задача непростая. Например, входят ли «в состав» автомобиля аккумулятор, шины, лампы в фарах, радиоприемник и т.д. или они являются расходными материалами, комплектующими изделиями? Для ответа необходимо обратиться к понятиям комплектности товара и комплекта товаров. Статья 478 ГК, регулирующая вопрос о комплектности товара, не содержит определения этого понятия. Напротив, ст. 479 ГК указывает, что комплект товаров – это их определенный набор. При этом каждый из товаров, входящих в комплект, является самостоятельным товаром, который может продаваться и использоваться по своему целевому назначению, независимо от других товаров, включенных в комплект. Состав комплекта является чисто договорным условием.
Типичным примером комплекта товаров является набор мебели, который может изменяться по желанию покупателя.
В отличие от комплекта, под комплектностью следует понимать такую совокупность составных частей, которые и образуют собственно товар с определенными потребительскими свойствами. Эти составные части конструктивно скомпонованы в единое изделие и, как правило, самостоятельно не используются. Вместе с тем отдельные части товара – комплектующие изделия (например, шины для транспортных средств) могут быть отделены от основной части товара и, как правило, изнашиваются быстрее последней. Именно в силу этого п. 3 ст. 470 ГК допускает возможность установления на эти части в договоре купли-продажи самостоятельного гарантийного срока, отличающегося по продолжительности от гарантийного срока на основное изделие. Если договором это не предусмотрено, гарантийный срок на основное изделие распространяется и на комплектующие изделия.
Технически сложные изделия иногда не могут выполнять свои функции без так называемых расходных материалов и деталей, которые собственно не входят в состав товара.
Например, порошки для копировальных аппаратов, батарейки для фонариков и различных приборов, фильтры и т.п.
Потому по избежание споров по поводу того, на что именно распространяются гарантийные обязательства, изготовитель (продавец) товара должен точно определить его комплектность.
Согласно ст. 478 ГК, комплектность определяе
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.