На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Приватизация: концепции, реализация, эффективность

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 05.12.2012. Сдан: 2012. Страниц: 22. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Министерство  образования и науки РФ
Государственное образовательное учреждение высшего  профессионального образования
«УФИМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  АВИАЦИОННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
 
Институт  экономики и управления
 
Кафедра экономической  теории
Процент выполнения работы
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                     
Номер учебной недели



 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Курсовая работа
по дисциплине
«ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ»
Тема
Приватизация: концепции, реализация, эффективность.
 
                                                                Выполнил:     студент группы УП-107
       Арсланова Л.Р. 
                                                                                        ______________________
                         (подпись)
                                                                Руководитель: доцент кафедры ЭТ                                                                Марьина А.В. 
                                                 _____________________
             (дата и подпись) 
 
 
Уфа – 2011
 
 
 
Министерство  образования и науки РФ
Государственное образовательное учреждение высшего  профессионального образования
«УФИМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  АВИАЦИОННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Институт  экономики и управления
Кафедра экономической теории
 
Задание
на курсовую работу по дисциплине «Экономическая теория»
 
Студент Арсланова  Л.Р. Группа УП-107     Консультант Марьина А.В.
 
1. Тема курсовой работы 
Приватизация: концепции, реализация, эффективность.
2. Основное содержание 
3. Требования к структуре и  оформлению курсовой работы
3.1. Курсовая работа должна содержать следующие разделы:
Введение
Гл. 1. Приватизация: понятие, цели, этапы.
Гл. 2. Итоги  приватизации
Заключение
Список использованной литературы
Приложения
3.2. Курсовая работа должна быть  оформлена в соответствии с  требованиями, изложенными в «Методических  указаниях к написанию и оформлению рефератов и курсовых работ по дисциплине «Экономическая теория». – Уфа: УГАТУ, 2009.
3.3. Графические материалы должны  содержать: рисунки (графики, диаграммы), табличные представления статистики и т.п.
4. Источники информации
Книги, учебники, учебные пособия, монографии, материалы периодической  печати, статистические данные, материалы сети Интернет.
На все источники, приведенные  в списке литературы, должны быть ссылки по тексту курсовой работы.
 
 
 
Дата выдачи задания _________  Дата окончания работы              
Руководитель                           (дата и подпись)
 
 
График выполнения курсовой работы
по дисциплине «Экономическая теория»
 
студента  Арслановой Л.Р. группы УП– 107
 
на тему:
Приватизация: концепции, реализация, эффективность.
 
 
Наименование этапа работ
Получение и согласования задания
1
4
3
Составление плана курсовой работы
4
13
4
Сбор теоретической информации для первой главы и ее непосредственное написание
10
33
7
Корректировка плана курсовой работы
1
3
 
Сбор практической информации для  второй главы и ее непосредственное написание
10
33
12
Внешнее оформление курсовой работы, сдача ее рецензенту и подготовка к защите
3,7
13
14
Защита
0,3
1
16-17
Итого
30
100
-

 
 
 
Студент  Арсланова Л.Р.          
 
Руководитель  Марьина А.В.                                __________ 

содержание
 
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Приватизация: понятие, цели, этапы
1.1. Понятие, принципы и способы  приватизации государственного  (муниципального) имущества
1.2. Цели и этапы приватизации
1.3. Особенности процесса приватизации  в развитых странах.
Глава 2. Итоги приватизации ……………………………
2.1. Основные итоги приватизации  в 1993-2003 гг……..
2.2. Состояние российской экономики  на 2010г………........
Заключение…………………………………………………………   
Список изученной литературы

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Введение
Анализ теории и практики приватизационного процесса занимает все более важное место  в отечественной экономической  науке по нескольким причинам. Во-первых, необходимостью осмысления происходящих в экономиках различных стран  изменений при переходе от административно-командной  к рыночной экономике; во-вторых, постоянным вниманием российских исследователей к проблемам развития отношений  собственности.
В теории приватизации и практики сохраняется  множество дискуссионных и нерешенных проблем как методологического, так и прикладного характера.
Следует иметь ввиду, что до сих пор по-разному трактуется само понятие «приватизация», его соотношение с категориями «частная собственность», «разгосударствление». Особенно важными являются вопросы о месте приватизации в экономической реформе; о целях приватизации; наконец, о сочетании экономической эффективности и социальной справедливости.
Целью данной работы является рассмотрение эволюции российского законодательства о  приватизации, а также особенностей процесса приватизации в развитых странах. Для этого необходимо решить следующие  задачи:
    Определить экономическое содержание процесса приватизации;
    Изучить основные принципы, способы и этапы приватизации;
    Проанализировать  итоги приватизации в стране.
В первой главе  рассматривается понятие, цели и  этапы приватизации. Во второй главе  подводятся основные итоги приватизации, а также рассматривается состояние  российской экономики на данный период времени.
При написании  работы использовался материал из периодических  изданий, научной и научно-методической литературы, а также законодательные и правительственные документы.
Глава 1. Приватизация: понятие, цели, этапы
      Понятие, принципы и способы приватизации государственного (муниципального) имущества
Приватизация - это правовая форма преобразования публичной собственности в частную по особым правилам, установленным законом. Она сочетает в себе специфические юридические приемы прекращения публичной формы собственности и приобретения собственности гражданами и юридическими лицами.
 
В статье 1 ФЗ от 21 декабря 2001 г. N 178-ФЗ  "О  приватизации государственного и муниципального имущества" дано следующее определение приватизации: "Под приватизацией государственного и муниципального имущества понимается возмездное отчуждение имущества, находящегося в собственности РФ (далее - федеральное имущество), субъектов РФ, муниципальных образований, в собственность физических и (или) юридических лиц".
В учебной  и научной литературе приватизацию принято определять как отчуждение (переход) недвижимого имущества  из государственной или муниципальной  собственности в частную собственность  граждан или юридических лиц  в порядке, установленном специальным  законодательством, а также переход  в указанном порядке к названным  лицам принадлежащих публично-правовым образованиям акций открытых акционерных  обществ .
 
Приватизация  государственного и муниципального имущества осуществляется на основе следующих принципов:
1) признание  равенства покупателей государственного  и муниципального имущества и  открытости деятельности органов  государственной власти и органов местного самоуправления;
2) возмездность (за плату либо посредством передачи в государственную или муниципальную собственность акций открытых акционерных обществ, в уставный капитал которых вносится государственное или муниципальное имущество);
3) самостоятельность  органов местного самоуправления  в принятии решений и осуществлении  приватизации муниципального имущества.
 
Законодательство  РФ о приватизации состоит из ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества", принимаемых  в соответствии с ним других федеральных  законов и иных нормативных правовых актов РФ. Однако нормы о приватизации государственного и муниципального имущества, содержащиеся в других федеральных законах, не должны противоречить Федеральному закону "О приватизации государственного и муниципального имущества".
Приватизация  государственного и муниципального имущества может осуществляться только следующими способами:
1) преобразование  унитарного предприятия в открытое акционерное общество;
2) продажа  государственного или муниципального имущества на аукционе;
3) продажа  акций открытых акционерных обществ  на специализированном аукционе;
4) продажа  государственного или муниципального имущества на конкурсе;
5) продажа  за пределами территории РФ  находящихся в государственной  собственности акций открытых акционерных обществ;
6) продажа  акций открытых акционерных обществ  через организатора торговли на рынке ценных бумаг;
7) продажа  государственного или муниципального  имущества посредством публичного предложения;
8) продажа  государственного или муниципального имущества без объявления цены;
9) внесение  государственного или муниципального  имущества в качестве вклада  в уставные капиталы открытых  акционерных обществ;
10) продажа  акций открытых акционерных обществ  по результатам доверительного  управления.
 
По существу все перечисленные в Законе способы  приватизации могут быть сведены  к:
- преобразованию  крупных и средних государственных  и муниципальных унитарных предприятий в ОАО;
- аукционной  продаже;
- иным формам  продажи;
- внесению  имущества, находящегося в публичной  собственности в качестве вклада, в уставные капиталы хозяйственных  обществ.
 
Таким образом, приватизация является правовой формой преобразования публичной собственности в частную по особым правилам, установленным законом. Она осуществляется на основе принципов равенства покупателей государственного и муниципального имущества, возмездности и самостоятельности органов местного самоуправления.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
1.2. Цели и этапы приватизации
В становлении  российского приватизационного  законодательства можно выделить несколько  этапов в соответствии со сменой различных  моделей осуществления приватизации органами государственной власти в  исследуемый период.
 
Период массовой приватизации (1992-1994 гг.)
 
Закон РСФСР  от 3 июля 1991 г. № 1531-I «О приватизации государственных  и муниципальных предприятий  в РСФСР» (далее – Закон о  приватизации 1991 года), с которого следует  вести отсчет российской приватизации, предусматривал пять способов приватизации государственной собственности: продажа  предприятия по конкурсу, на аукционе, продажа долей (акций) в капитале предприятия, выкуп арендованного  имущества, преобразование предприятия  в акционерное общество. В соответствии со статьей 3 Закона Государственная программа приватизации, утверждаемая высшим законодательным органом, устанавливала цели, приоритеты и ограничения при проведении приватизации.
Одновременно  в целях упорядочения процесса приватизации и исключения злоупотреблений в  ходе приватизации был принят Закон  РСФСР от 3 июля 1991 г. № 1529-I «Об именных  приватизационных счетах и вкладах  в РСФСР», который предусматривал открытие для каждого гражданина РФ именных приватизационных счетов, зачисления на них средств, поступающих от государства для их дальнейшего использования исключительно для оплаты выкупаемого у государства приватизируемого имущества. Данный закон не был реализован, поскольку в итоге возобладала «ваучерная» модель массовой приватизации [1].
В соответствии с требованиями Закона о приватизации 1991 года Постановлением Верховного Совета РФ 11 июня 1992 г. № 2980-1 была утверждена Государственная программа приватизации государственных и муниципальных предприятий в РФ на 1992 год [2]. Она содержала конкретный механизм приватизации государственных и муниципальных предприятий и предоставляла трудовым коллективам значительные льготы в процессе акционирования предприятий.
Так, согласно пункту 5.4. Государственной программы  приватизации, при продаже акций  акционерных обществ открытого  типа по предложению трудового коллектива предприятия мог применяться  один из трех вариантов льгот.
Во всех вариантах 10% средств, поступивших от продажи акций (за исключением акций, продаваемых членам трудового коллектива приватизируемого предприятия), должны были зачисляться на личные лицевые  счета приватизации его работников.
Анализ  нормативной правовой базы, сформировавшейся в период массовой приватизации, показывает, что формализация отношений собственности, урегулирование процедур передачи государственной собственности в частные руки серьезно отставали от стремительных процессов «первоначального накопления» российского капитала. Поэтому законодательство периода 1992-1994 гг. объективно носило внутренне противоречивый, компромиссный характер, а приватизационная практика не соответствовала декларируемой идеологии (формирование «эффективного» собственника, повышение эффективности деятельности предприятий и создание социально ориентированной рыночной экономики, привлечение иностранных инвестиций и т.п.).
Среди серьезных  недостатков законодательства 1992-1994 годов можно выделить, в частности, следующие.
    приватизация не была основана на объективном, дифференцированном и индивидуальном подходе к выбору объектов приватизации в целях повышения эффективности их деятельности;
    законодательно не были обеспечены равные права и возможности по участию в приватизации всех слоев российского общества, и не соблюдался принцип социальной справедливости;
    в нормативных правовых актах не были установлены обязательные условия и требования для приватизируемых предприятий;
    не определялся порядок приватизации предприятий как единых имущественных комплексов,
    не был урегулирован порядок возмещения ущерба государству, причиненный в результате приватизации;
    не была установлена ответственность должностных лиц органов государственной власти и руководителей предприятий за незаконные действия в ходе приватизации;
    не были установлены ограничения в допуске иностранных инвесторов к приватизации стратегически важных объектов;
    законодательно не были определены полномочия и ответственность Правительства Российской Федерации за реализацию Государственной программы приватизации.
 
Период денежной приватизации (1994-1999 гг.)
 
Указ  Президента РФ от 22 июля 1994 г. № 1535 «Об основных положениях Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации после 1 июля 1994 года» свидетельствовал о переходе от «ваучерного» к денежному этапу приватизации и определял особенности приватизации в период денежной приватизации.
Формально введение новой приватизационной модели было связано с острой необходимостью решения двух задач – пополнения федерального бюджета и привлечения  инвестиций для реструктурирования предприятий.
Одним из элементов формирования системы  реального контроля за ходом приватизации стало принятие в 1995 году Федерального закона «О Счетной палате Российской Федерации», наделившего этот конституционный орган правом оценивать законность, эффективность и целесообразность действий органов исполнительной власти в сфере распоряжения государственным имуществом (в том числе его приватизации, продажи) [3].
Новый Федеральный  закон от 21 июля 1997 г. № 123-ФЗ «О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества в Российской Федерации» (далее – Закон о приватизации 1997 года) значительно улучшал правовое регулирование  отношений по приватизации и содержал ряд новаций.
Закон о  приватизации 1997 года частично восполнил  пробелы  законодательства о приватизации, ввел новые способы приватизации государственного и муниципального имущества, существенно изменил  форму проведения конкурсов, акцент был перенесен  с приватизации предприятий на государственное имущество. Вместе с тем необходимо отметить, что вопреки требованиям Закона о приватизации 1997 года Государственной Думой так и не была принята Государственная программа приватизации. На деле это означало, что Закон о приватизации 1997 года по существу не действовал, а приватизация осуществлялась на базе Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в РФ [4] и Основных положений Государственной программы приватизации после 1 июля 1994 года [5] в части, не противоречащей закону.
Анализ  нормативной правовой базы в период денежной приватизации позволяет сделать  выводы о том, что, несмотря на существенные положительные сдвиги, законодательство, как и в предыдущие годы, имело целый ряд недостатков. В частности, не была обеспечена полноценная и непротиворечивая правовая основа для приватизации объектов государственной собственности по рыночной цене без занижения ее реальной стоимости; не был создан механизм запрещения и ограничения участия иностранного капитала и резидентов РФ; не был определен порядок расторжения сделок приватизации и возмещения ущерба в связи с невыполнением покупателем объекта приватизации инвестиционных условий, сделок, совершенных без стоимостной оценки или без оплаты объекта приватизации.
 
Период совершенствования правовых основ распоряжения государственной собственностью (1999-2003 гг.)
 
В сентябре 1999 г. Правительством Российской Федерации  был принят программный документ нового периода приватизации – Концепция  управления государственным имуществом и приватизации в Российской Федерации (далее – Концепция) [6].  В этом документе дана общая оценка итогам предыдущих этапов приватизации с точки зрения их соответствия первоначально продекларированным целям и задачам. Целью государственной политики в области приватизации в соответствии с новой Концепцией должно стать кардинальное повышение эффективности функционирования российских предприятий и народно– хозяйственного комплекса в целом.
Несмотря  на некоторые пробелы, правительственная  Концепция 1999 года фактически сформулировала основные требования к новому законодательству о приватизации, в соответствии с  которыми и был принят новый Федеральный  закон от 21 декабря 2001 г. № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» (далее – Закон о приватизации 2001 года) [7].
В Законе о приватизации 2001 года впервые сформулированы основные принципы приватизации (равенство  покупателей государственного и  муниципального имущества, открытость деятельности органов государственной  власти, отчуждение государственного имущества в собственность физических и (или) юридических лиц исключительно на возмездной основе) [8], а также перечисляются десять способов приватизации государственного имущества, применяемых в зависимости от размеров предприятия, ликвидности или результатов первичных продаж.
Вместе  с тем Закон о приватизации 2001 г. не лишен серьезных недостатков. В частности, он не содержит норм, устанавливающих, что прогнозный план приватизации должен включать сведения о стоимости федерального имущества (прогноз начальной цены пакетов акций), которое предполагается приватизировать. А также в Законе не определен порядок рассмотрения Государственной Думой утвержденного Правительством Российской Федерации прогнозного плана (программы) приватизации федерального имущества и отчета Правительства Российской Федерации о результатах приватизации федерального имущества. 
В целом  анализ нового Федерального закона о  приватизации показывает, что законодательный (представительный) орган страны оказывается  фактически устраненным от непосредственного  влияния на процессы приватизации в  России. Такое положение дел еще  раз подчеркивает настоятельную  необходимость создания эффективной  системы внешнего финансового контроля за деятельностью органов исполнительной власти в сфере распоряжения и управления собственностью государства.
В целом  в течение 2002-2003 годов были разработаны  детальные механизмы и процедуры  реализации для шести способов приватизации из десяти, указанных в новом Законе о приватизации. В 2003 году Правительство Российской Федерации впервые утвердило Прогнозный план (программу) приватизации федерального имущества на 2004 год и основные направления приватизации федерального имущества до 2006 г. [9] в соответствии с процедурой и требованиями нового Закона о приватизации, а также Концепции управления федеральным имуществом.
Таким образом, в результате проведения приватизации, как на чековом, так и на денежном её этапах, поставленные перед органами по управлению государственным имуществом задачи не были решены в полном объеме.
Реформы в сфере приватизации сопровождаются масштабным изменением правовых условий. По этой причине в ходе дискуссий  на тему приватизации необходимо учитывать  количественные и качественные различия между странами.
 
1.3. Особенности процесса приватизации  в развитых странах.
 
За сравнительно небольшой срок (1987-1995) Венгрия прошла три этапа приватизации: 1-й этап - “спонтанная приватизация”; 2-й  этап - “централизованная приватизация”; 3-й этап - снятие многих ограничений  в целях ускорения приватизации любой ценой, преобладание тенденции  к “самоприватизации” приватизации.
За 1990-1991 годы в Венгрии было приватизировано 25% всей государственной собственности (в том числе 7% перешло в частные  руки, в частности в собственность  иностранных фирм, 18% - в акции  различных компаний и холдингов). В 1992 году примерно половина из 1800 предприятий  были приватизированы, 10% из них были переданы в частные руки. К 1994 году было приватизировано 80-85% государственной  собственности.
В Венгрии  строго соблюдаются два основных принципа проведения приватизации.
1. Венгрия  представляет собой исключение  из всех постсоциалистических  стран, охваченных идеями всеобщего  и бесплатного раздела госимущества. Строго соблюдается закрепленный  законодательным порядком принцип  проведения приватизации только  на основе платности.
В Венгрии  считают, что смысл приватизации не просто в смене собственника, а в утверждении слоя новых  владельцев, способных к ответственным  и заинтересованным действиям ради приумножения капитала. В Венгрии  изначально была отброшена, как несостоятельная  модель создания нового слоя собственников  на основе административного передела. Это коренное отличие венгерской модели приватизации от российской.
2. Вторым  принципом приватизации в Венгрии  является ее подчиненность задачам  повышения экономической эффективности.  Подчеркивается, что речь идет  не просто о том, чтобы как  можно скорее распродать все  государственное имущество, а  о том, чтобы провести этот  процесс наиболее рационально.  Если, согласно прежним представлениям, доходы от приватизации должны  были пополнять доходы госбюджета  и погашать государственный долг, то впоследствии этот подход  изменился.
 
Модели  ваучерной приватизации.
Каждый  взрослый гражданин Чехословакии мог  за сумму, равную средней недельной  заработной плате, купить книжку купонов. Ценность купонов была выражена не в денежных единицах, а в пунктах. В ходе первой волны приватизации каждый владелец ваучерной книжки мог использовать купоны общим достоинством в 1000 пунктов. Купонная приватизация была проведена в два этапа.
В ходе первого  этапа было приватизировано 1491 предприятие, а также было распределено государственного имущества на 300 млрд. крон.
Отбор предприятий  для участия в ваучерной приватизации осуществлялся на основе приватизационных проектов. На первом этапе приватизации власти дали понять примерный размер уставного капитала предприятия, и изложили свои требования относительно доли, продаваемой на ваучеры. Руководство предприятий само вносило коррективы в приватизационные проекты с целью их попадания в ваучерную приватизацию.
Движение  ценных бумаг, выпускаемых в ходе купонной приватизации, было полностью  дематериализовано. Проведение и завершение процесса торгов находилось полностью  в руках Министерства Финансов.
В каждом туре публиковались административно  установленные цены акций предприятий (в пунктах), количество предлагаемых (оставшихся) акций и масштабы излишнего  спроса, зарегистрированного в предшествующем туре.
В конце  каждого тура Центр ваучерной приватизации Федерального министерства финансов производил следующие операции:
1) если  спрос на акции данной компании  был равен или меньше предложения  акций все заявки удовлетворялись  по цене установленной для этого тура. Власти затем сокращали предложение акций компаний, предложение которых оказывалось излишним;
2) при  превышении спроса над предложением  менее, чем на 25%, и значительном участии ИФП заявки индивидуальных инвесторов удовлетворялись полностью, а заявки фондов рационировались пропорционально количеству затребованных акций. Каждый ИФП должен был получить по крайней мере 80% своей заявки;
3) если  спрос превышал предложение более, чем на 25%, а рационирование заявок ИФП приводило к тому, что 80% их заявок удовлетворить не оказывалось возможным, продажа не осуществлялась (пункты возвращались их собственникам) и в следующем туре цена повышалась.
Количество  туров заранее не устанавливалось, что не могло не отразиться на ходе приватизации и поведении инвесторов.
Корректировка цен между вторым и третьим  турами привела к тому, что в  третьем туре предложение акций  многих фирм оказалось избыточным. После четвертого тура правительство объявило, что пятый тур будет окончательным. К концу пятого тура было продано 92% акций.
 
С конца 1995 года в Польше началась “ваучерная” приватизация. По своей модели она напоминает приватизацию в Чехии. Так же как в Чехии и Словакии приватизационные купоны (ваучеры) являются именными, что значительно снижает возможности проведения финансовых махинаций с ними. Как правило они делимы. По сравнению с российским аналогом значительно более понятной является техника обмена ваучеров (купонов) на акции предприятий. Польское правительство установило жесткий контроль над инвестиционными (приватизационными) фондами, которые играют большую роль в реализации государственной собственности.
Всеобщая  приватизация проводилась в Польше в три этапа.
На первом этапе несколько сот предприятий  были коммерциализированы и превращены в компании, принадлежащие Казначейству. Оценка имущества участвовавших в программе приватизации предприятий не проводилась. Условием участия предприятия в программе всеобщей приватизации являлся годовой оборот эквивалентный 10 млн. долларов и наличие положительной прибыли.
На втором этапе было создано 20 государственных  инвестиционных фондов. Акции приватизированных  предприятий были распределены следующим  образом: 60% акций переданы в НИФы, причем 33% выделено “ведущему” НИФу, управляющему компанией, а оставшиеся 27% были распределены среди остальных фондов в качестве миноритарных участий; 25-30% остались у Министерства приватизации; 10-15% - бесплатно распределены среди работников предприятия. Акции, принадлежавшие государству были переданы пенсионным фондам Объединения социального страхования.
В ходе третьего этапа началась собственно приватизация. Все взрослые граждане по внесению регистрационной оплаты (около 20 долларов, что ровно 10% среднемесячной зарплаты) получили акции национальных инвестиционных фондов (НИФов).
В массовой приватизации приняли участие около 600 предприятий, 27 млн. взрослого населения, 20 НИФов (они являются холдингами 25-30 предприятий). Каждому взрослому поляку был выдан сертификат, дающий держателю право на акции в НИФах.
 
Единства  и различия в практике массовой приватизации в России и Восточной Европы достаточно очевидны. Российский вариант в существенных своих чертах ближе к опыту  Чехии и Словакии.
Однако  российская ваучерная приватизация по многим пунктам проигрывает даже опыту Чехословакии. Различия в экономических структурах и географии этих стран, менталитете населения и многом другом, безусловно играют свою роль. И все же необходимо констатировать, что недостатки российской ваучерной приватизации были не продуктом специфики нашей страны, а результатом сознательного выбора.
Спекулятивные моменты ваучерной приватизации в России значительно более выражены, чем в Чехии и Словакии. Этому способствовали:
- выпуск  чека на предъявителя;
- фиксирование  номинальной стоимости чека в  рублях, а не в условных единицах;
- отсутствие  механизмов поддержания курсовой  стоимости чека в процессе  аукционов и ее соответствия  стоимости приобретаемых на нее  активов;
- локальный  характер аукционов;
- отсутствие  ограничений на участие в них  физических и юридических лиц.
Польская  модель всеобщей приватизации исходила из концепции, что контроль над предприятиями  должен быть сконцентрирован в руках  малого количества фондов. Расчет строился на сбросе населением акций предприятий  и фондов.
Достоинством  чехословацкого подхода к приватизации является скорость преобразований. Однако за скорость приватизации пришлось платить ценой неполноты, половинчатости преобразований. В целом ряде случаев приватизация осуществлялась скорее по форме, чем по существу, а фактическими владельцами многих предприятий была и остается местная администрация. В России подобная практика приняла еще более уродливые формы.
Серьезным отличием приватизации в странах  Восточной Европы является также  то, что Венгрия, Чехия и Польша, в отличии от России, имели возможность решать вопрос недостаточности инвестиций путем привлечения иностранного капитала.
 
К особенностям восточногерманского варианта можно  отнести:
- определенность  политического выбора направления  реформ - возврат к капиталистическому  варианту развития, решительная  приватизация;
- возможность  опереться на сформированную  правовую базу и институциональные  структуры (в виде налоговых  служб, системы социального обеспечения, ведомства по приватизации).
Германская  модель получила название “социа
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.