На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Эффективность

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 05.12.2012. Сдан: 2012. Страниц: 58. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Введение
 
Многие  страны мира имеют высокоразвитое и  высокопроизводительное сельское хозяйство  благодаря всемерному развитию кооперации. Кооперация заключает в себе большие  потенциальные возможности роста  темпов производства экономического и  социального развития села. Она является одним из наиболее надёжных путей  укрепления сельского хозяйства  и имеет ряд преимуществ перед  другими формами хозяйствования.
Экономический механизм деятельности кооперативов имеет более гибкий характер и позволяет сельхозтоваропроизводителям легче адаптироваться к условиям рыночной экономики и новым экономическим отношениям. Формирование рынка в агропромышленном производстве вызывает необходимость развития кооперации, которая исторически и логически сопутствует становлению реальных товарно-денежных отношений. Сельскохозяйственные потребительские кооперативы востребованы сельхозтоваропроизводителями для решения проблем снабжения, сбыта, кредитования, обслуживания. С развитием сельскохозяйственных потребительских кооперативов особую актуальность приобретают проведение научных исследований по организации и оптимизации их деятельности, гармонизации системы организационно-экономических взаимоотношений между кооперативами и хозяйствами, входящими в них.
Теоретической базой кооперативного движения в  аграрной сфере являются труды классиков  российской кооперации М. И. Туган-Барановского, А. И. Чупрова, Н. П. Макарова, К. А. Пожиткова, А. В. Чаянова, Н. Д. Кондратьева и других. Исследования этих авторов позволили разработать общие принципы формирования кооперативной системы в аграрной экономике. Затем изучение вопросов по различным видам межхозяйственного и агропромышленного кооперирования было продолжено рядом учёных-экономистов аграриев современного периода. В. Ф. Башмачниковым, И. Н. Буздаловым и др.  Несмотря на большое количество работ, посвящённых вопросам развития сельскохозяйственной потребительской кооперации, практически неисследованной остаётся организация деятельности сельскохозяйственных потребительских кооперативов на районных уровнях с учётом конкретных местных условий и потребностей членов кооперативов. Оценка механизма экономических отношений, планирование деятельности, выявление основных направлений совершенствования их в сельскохозяйственных потребительских кооперативах, оптимизация их деятельности требует более углубленной разработки.
Молочное  скотоводство занимает одно из основных мест в продовольственном подкомплексе страны.
Значимость  рынка молока и молочных продуктов  определяется также тем, что эти  продукты составляют неотъемлемую часть  в рационе питания населения  наряду с мясом, зерном и другими  продуктами. Молоко - один из самых ценных продуктов питания человека. Оно  содержит все необходимые для  питания человека вещества - белки, жиры, углеводы в сбалансированных соотношениях, а также ферменты, витамины, минеральные вещества и  другие важные элементы питания, необходимые  для обеспечения нормального  обмена веществ.
В настоящее  время более 50% молока от общего объёма производства приходится на личные подсобные  хозяйства населения. В них сосредоточено 60% поголовья КРС, в том числе  коров. Однако механизм реализации этого  скоропортящегося продукта не разработан основательно. Организация реализации молока через снабженческо-сбытовые кооперативы является одним из важнейших  направлений решения этой проблемы.
В связи  с этим тема дипломной работы является актуальной.
Цель  дипломной работы состоит в том, чтобы изучить механизм организации  реализации молока от ЛПХ, предложить мероприятия по повышению уровня его экономической эффективности. В соответствии с целью были поставлены следующие задачи:
- изучить  теоретические основы деятельности  сельскохозяйственных потребительских  кооперативов, современное состояние  производства молока ЛПХ в  Декабристском муниципальном округе  Ершовского района;
- ознакомиться  с природно-экономической характеристикой  СПСК «Целинник», рассмотреть организацию  реализации молока;
- разработать  и предложить мероприятия по  совершенствованию деятельности  СПСК «Целинник» по реализации  молока от ЛПХ населения.
Объектом  исследования в дипломной работе является СПСК «Целинник», расположенный  в Ершовском районе Саратовской области. Это успешно развивающееся предприятие, которое активно работает с личными подсобными хозяйствами населения в Декабристском муниципальном округе и за его пределами.
Предмет нашего исследования – организация  реализации молока снабженческо-сбытовым кооперативом от личных подсобных хозяйств населения.
В качестве информационных источников использованы труды отечественных ученых, первичная  документация, годовые отчеты, мнения специалистов предприятия, нормативные  материалы.
При написании  дипломной работы в процессе исследования деятельности СПСК «Целинник» применялись  следующие экономические методы: статистический, абстрактно-логический, монографический, расчётно-конструктивный.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Глава 1 . Теоретические основы деятельности сельскохозяйственных потребительских  кооперативов
 
1.1 Сущность и социально  - экономическая роль  сельскохозяйственной  потребительской кооперации
Кооперация  – очень широкое понятие и  имеет несколько значений. В современной  экономической литературе, прежде всего, под кооперацией понимают форму организации труда, при которой определённое число людей совместно участвуют в одном или разных, но связанных между собой процессах труда. Кооперация труда обусловлена общественным разделением труда и представляет собой одну из её форм, наряду со специализацией и концентрацией. Основными формами организации труда в сельском хозяйстве являются производственные бригады (комплексные, отраслевые, специализированные), звенья, механизированные отряды, уборочно-тракторные, посевные и другие комплексы.1
Кроме того, под кооперацией понимают форму  организации производства, представляющую собой объединение товаропроизводителей или граждан для достижения общих  хозяйственных целей. Кооперация как  организационно – правовая форма  хозяйствования представлена системой различных кооперативов и их союзов. Значительное развитие в сельском хозяйстве  кооперация получила после принятия Государственной думой в 1995 году Закона «О сельскохозяйственной кооперации». Сельскохозяйственные кооперативы  стали основной организационно-правовой формой хозяйствования на селе.
В широком  смысле слова кооперация представляет собой форму производственных связей товаропроизводителей, координацию  деятельности хозяйствующих субъектов, их производственных подразделений  и отдельных граждан. Это сотрудничество может осуществляться на внутрихозяйственном, межхозяйственном и межотраслевом уровнях. Примером такого вида кооперации может служить сотрудничество между несколькими компактно расположенными крестьянскими (фермерскими) хозяйствами с целью оказания друг друга при выполнении механизированных, обмене инвентарём и другими средствами производства. Экономические отношения между участниками такой кооперации строятся на основе устной договорённости партнёров.
Сельскохозяйственная  потребительская кооперация становится важнейшим компонентом рыночных отношений. Необходимость создания и развития сельскохозяйственных потребительских  кооперативов обусловлена несколькими  причинами:
- разрушение  в ходе аграрной реформы установившихся  вертикальных экономических связей  между предприятиями по производству, переработке и реализации сельскохозяйственной  продукции создало трудности  с продвижением продукции по  цепочке «производитель сырья  - переработчик – потребитель»;
- разрушение  производственной инфраструктуры  села обострило проблемы снабжения  сельского хозяйства материально-  техническими ресурсами;
- острая  потребность сельскохозяйственных  товаропроизводителей в краткосрочных  и долгосрочных кредитах, которую  не может удовлетворить существующий  рынок финансовых услуг.
Перечисленные проблемы можно решить объединением материальных, технических и финансовых ресурсов сельскохозяйственных товаропроизводителей путем развития сельскохозяйственных потребительских кооперативов2.
В настоящее  время кооперативы стали неотъемлемой частью агропромышленного производства практически всех развитых стран, через  них проходит от 20 до 100% сельскохозяйственной продукции. Они позволяют успешно защищать интересы товаропроизводителей. Наибольшую выгоду от организации кооперативов получают хозяйства, тяготеющие по своей социально-экономической природе к такой форме объединения.
Основное  значение для сельского хозяйства  заключается не только в их социальных устремлениях, а в том, что в  лице кооперативов найдены средства концентрации сельскохозяйственного  производства и всего агропромышленного  комплекса. При кооперации обеспечивается удачное сочетание между исторически  сложившимися мелким сельскохозяйственным производителем и экономически обоснованными  крупными предприятиями перерабатывающей промышленности, снабженческо-сбытовой системы.
Участие в кооперативе сельхозтоваропроизводителей практически полностью устраняет зависимость результатов их деятельности от размеров хозяйств, поскольку позволяет беспрепятственно пользоваться преимуществами оптовых продаж и закупок, осуществлять переработку сельскохозяйственной продукции на современном оборудовании.
Сельскохозяйственный  потребительский кооператив, являясь  некоммерческой организацией, ориентирован на предоставление услуг своим членам, получения ими максимальной выгоды от совместной деятельности в сфере  реализации сельскохозяйственной продукции, её переработке, снабжения средствами производства.
Через кооператив усиливается уровень экономической  защиты каждого его члена. Он позволяет  предотвратить изъятие доходов  из сектора сельскохозяйственного  производства в посреднические коммерческие структуры, с ним не связанные. Таким  образом, даёт возможность фермерам участвовать в создании добавленной  стоимости.
Сельскохозяйственный  потребительский снабженческо-сбытовой кооператив существенно расширяет  возможности получения достоверной  информации о ситуации на рынке для  отдельных его членов, позволяет  точнее увязать производственные возможности  хозяйств с потребностями рынка, требованиями общества к качеству продукции. Одновременно у государства появляется профессиональный партнёр, с которым можно более эффективно (чем с каждым хозяйством в отдельности) решать стратегические задачи аграрного сектора.
Через кооператив малые сельскохозяйственные товаропроизводители  получают возможность использовать преимущества крупных предприятий, занять потенциально равное с ними положение на рынке. Кооператив позволяет  повысить конкурентоспособность мелких и средних хозяйств, смягчить и  преодолеть слабость мелкого хозяйства, увеличивать потенциал роста  средних и крупных сельхозпроизводителей.
Развитие  сельскохозяйственной потребительской  кооперации даёт возможность хозяйствам более эффективно осуществлять свою деятельность благодаря:
снижению  стоимости различных услуг, издержке и увеличению доходов хозяйств-членов кооперативов;
выполнению  некоторых функций кооперативами, так как у членов К(Ф)Х появилась возможность больше времени затрачивать на производство сельскохозяйственной продукции;
правовой  защищённости сельхозтоваропроизводителей и социально-нетрудоспособных слоёв населения;
повышению коэффициентов использования мощностей  по переработке сырья конкурентоспособности  готовой продукции на продовольственном  рынке;
создание  новых рабочих мест для членов семей сельхозтоваропроизводителей;
улучшение социального обустройства сельских населённых пунктов3.
 
 
1.2 Развитие сельскохозяйственной  потребительской кооперации
В развитии кооперации в России в 19 – начале 20вв.  можно выделить три этапа: первый – зарождение и становление  кооперации (середины 60-х годов 19 века по 1917г.); второй – полное огосударствление кооперации (с1918 по 1985г.); третий – разгосударствление и возрождение кооперации на основе сущностных кооперативных принципов (с 1986г. по настоящее время).
История развития кооперации в деревне ведёт  своё начало с середины 60-х годов 19 века, после крестьянской реформы  – отмены крепостного права. В 70-х  годах развитие кооперации проходило  преимущественно в двух формах: ссудосберегательных товариществ и крестьянских артельных сыроварен.
В конце 90-х годов наступили качественный сдвиг и ускорение в развитии кооперации. В конце 19 века были приняты  Положение о мелком кредите и  Устав крестьянских сельскохозяйственных обществ, а вначале 19 века – новый  закон об учреждениях мелкого  кредита, типовые уставы земских  касс мелкого кредита, обществ потребителей и кооперативных товариществ.
В начале 20 века наибольшее развитие в России получила потребительская и кредитная  кооперация. С 1901 по 1917г. число потребительских  обществ возросло с600 до 20000, или почти  в 34 раза, кредитных кооперативов –  с 837 до 16055, или в 19 раз. Потребительская кооперация взяла на себя основные функции по снабжению сельского населения промышленными и продовольственными товарами. Сельское население стремилось оградить себя от безудержной спекуляции созданием потребительских кооперативов. Кредитные кооперативы нетолько выдавали мелкий кредит, но и поставляли технику в деревню.
Первая  мировая война оказала огромное влияние на развитие кооперации по двум направлениям – потребительской  кооперации в деревне и кооперации по сбыту.
Таким образом, на первом этапе (с середины 1860-х  годов до 1917 года), который характеризуется  зарождением и становлением кооперации в сельском хозяйстве, широкое распространение получили кооперативы: кредитные, потребительские, по переработке и сбыту сельскохозяйственной продукции и др.       Благодаря кооперации крестьянин получил возможность пользоваться выгодами и преимуществами крупного хозяйства, значительно повысилась производительность крестьянского хозяйства, крестьянин стал конкурировать с крупным капиталистическим сельским хозяйством. До 1917 года кооперация была единственным широким общественным движением, объединившим народные массы. Никаких других форм организации трудящихся при самодержавии не существовало. Поэтому кооперация приобретала совершенно исключительное значение и выдвигалась на первый план в качестве общественной силы.
В развитии кооперации в годы советской власти можно выделить три периода: первый период (с 1917 по 1929г.) характеризуется  развитием различных видов кооперации и многообразием её форм; второй (с 1929 по 1940г.) – проведением коллективизации  и свёртыванием кооперативных принципов; третий (с 1950 по 1985г.) – укрупнением колхозов и развитием межхозяйственной кооперации.
Потребительская кооперация успешно развивалась  в годы НЭПа. В 1927 году 39%, а в 1929 году 58,5% крестьянских хозяйств стали членами потребительской кооперации. Из общего объёма товаров, поступающих в деревню через розничную оптовую сеть, на долю потребительской кооперации в 1927году приходилось 48,9%, в 1929году – 68,6%.
Таким образом, развитие кооперации в годы советской  власти (1917 – 1985 гг.) характеризуется  сокращением многообразия её форм, отступлением от основных принципов, огосударствлением  кооперативной собственности.
Попытка возродить кооперацию в России на основе её сущностных принципов была сделана в годы перестройки. В1988 году был принят закон «О кооперации». Созданные на его основе кооперативы  сделали резкий рывок в сторону предпринимательской деятельности, образовался негосударственный сектор экономики в промышленности, строительстве, бытовом обслуживании.
Экономические преобразования, «шоковая терапия» в  начале 90-х годов повлияли и на развитие потребительской кооперации. Производственный и кадровый потенциал  потребкооперации оказался невостребованным, резко упали объёмы производства.4
Федеральный закон «О потребительской кооперации» (1992г) и ряд постановлений правительства  направлены на демократизацию, повышение  роли пайщиков как подлинных хозяев, упорядочение взаимоотношений с  государством. Кооперативным организациям было предоставлено право создавать фонд развития потребкооперации, привлекать земные средства населения, были отсрочены платежи по кредитам, предоставлен ряд других льгот. Всё это позволило остановить продолжавшийся на протяжении многих лет спад производства и добиться устойчивого роста объёмов торговле, заготовках, производстве. С 1999 года большинство кооперативных организаций в системе потребкооперации в целом работают без убытка, общий оборот достиг более 70 млрд. руб., что в некоторых регионах составляет около 70% местного бюджета.
Центросоюз  потребительских обществ России объединяет 77 областных и республиканских  организаций, 1300 районных. В его составе 3400 потребительских обществ. Потребкооперация осуществляет многогранную деятельность: торговлю, заготовку сельскохозяйственной продукции и сырья, производство товаров народного потребления, подготовку специалистов высшей и средней  квалификации, кадров массовых профессий. Для этого имеется соответствующая  материально- техническая база: более 110 тыс. предприятий торговли и общественного  питания; заготовительные пункты; промышленные предприятия по производству хлеба, кондитерских, колбасных, макаронных изделий, безалкогольных напитков; предприятия  бытового обслуживания, а также свыше 100 учебных заведений по подготовке кадров.
В системе  потребкооперации занято 430 тыс. человек. Она обеспечивает товарами первой необходимости 30 млн. человек (практически всё сельское население), вырабатывает свыше 400 наименований продовольственных товаров. Организации  потребительской кооперации участвуют  в поставке картофеля, овощей, плодов и иной продукции в города и  промышленные центры, для нужд армии, МВД, других спецпотребностей.
Важна социальная роль потребительской кооперации. Она  обеспечивает занятость сельского  населения путём развития подсобных  хозяйств, возрождения народных промыслов, создания цехов по подработке сельскохозяйственной продукции, использования труда  надомников, увеличения закупок лекарственно-технического сырья, дикорастущих плодов, ягод, грибов. Это даёт людям дополнительный заработок. Кооперативные организации выдают товары в долг, осуществляют продажу  в самых отдалённых и труднодоступных  населённых пунктах.
Таким образом, с 1986 года происходит разгосударствление кооперации и её возрождение на основе важнейших кооперативных принципов. Однако развитие кооперации не смогло предотвратить резкий спад сельскохозяйственного производства в период аграрной реформы.
 
 
 
 
 
 
 
 
1.3 Организация сельскохозяйственного  потребительского снабженческо-сбытового  кооператива
Потребительские кооперативы определяются Гражданским  кодексом как некоммерческие организации (ст.50, п.3). Они могут осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они  созданы (ст.116, п.5). Целью деятельности потребительских кооперативов является не получение прибыли, а удовлетворение потребностей членов кооператива в тех или иных видах услуг. Финансовым результатом от предпринимательской деятельности потребительских кооперативов является доход, а не прибыль. Он направляется на развитие деятельности  кооператива и распределяется между его членами согласно положениям, заложенным в уставных документах.
В соответствии с законом «О сельскохозяйственной кооперации» сельскохозяйственная кооперация – система сельскохозяйственных производственных и потребительских  кооперативов и их союзов. Под сельскохозяйственным потребительским кооперативом понимают сельскохозяйственный кооператив, созданный  сельскохозяйственными товаропроизводителями (гражданами и (или) юридическими лицами) при условии их обязательного  участия в хозяйственной деятельности кооператива. А сельскохозяйственный товаропроизводитель - физическое или  юридическое лицо, осуществляющее производство сельскохозяйственной продукции, которая  составляет в стоимостном выражении  более 50% общего объёма производимой продукции.
Современная классификация сельскохозяйственных потребительских кооперативов сложилась  на основании изучения исторических этапов развития кооперации в сельском хозяйстве и современных требований российской экономики5.
Потребительские кооперативы в зависимости от вида их деятельности подразделяются на перерабатывающие, сбытовые (торговые), обслуживающие, снабженческие, садоводческие, животноводческие, кредитные, страховые и др.
Целью деятельности сельскохозяйственных потребительских  снабженческо-сбытовых кооперативов является организация сбыта продукции  сельхозтоваропроизводителей – членов кооператива, снабжение их средствами производства и оказание других видов услуг в соответствии с их потребностями.
Сбытовые (торговые) кооперативы осуществляют продажу продукции, а также её хранение, сортировку, сушку, мойку, фасовку  и транспортировку, заключают сделки, изучают рынок сбыта, организуют рекламу указанной продукции. Такие кооперативы помогают сельскохозяйственным товаропроизводителям завоевать рынки сбыта и ориентируют их производство на потребности рынка.
Снабженческие кооперативы образуют для закупки  и продажи средств производства, удобрений, известковых материалов, кормов, нефтепродуктов, оборудования, запасных частей, пестицидов, гербицидов и других химикатов, а также в  целях закупки любых других товаров, необходимых для производства сельскохозяйственной продукции; контроля качества закупаемой продукции; поставки семян, молодняка  скота и птиц; производства сырья  и материалов и поставки их сельскохозяйственным товаропроизводителям; закупки и поставки необходимых потребительских товаров (продовольствия, одежды, топлива, медицинских и ветеринарных препаратов, книг и др.).
Функции по сбыту:
- Анализ  качества продукции, её хранение  и реализация;
-Изучение  рынков и ценовой политики  на них, конкурентоспособности  производимой продукции;
- Поиск наиболее  выгодных показателей;
- Заключение  договоров на поставку продукции  в кооперативе и её реализацию;
- Установление  выгодных цен на производство  продукции;
-  Выработка  предложений сельскохозяйственным  товаропроизводителям – членам  кооператива на производство  продукции, конкурентоспособной  на рынке. 
Функции снабжения:
- Приобретение  через кооператив ГСМ, запасных  частей и т. д. 
- Изучение  рынка по поставкам данного  вида товаров, производителей, ценовой  политики на них, конкурентоспособность  товаров на рынке;
- Соотношение  качества товаров и цен на  них;
- Заключение  договоров на поставку данных  видов товаров хозяйству –  члену кооператива6.
Имущество сельскохозяйственного потребительского снабженческо-сбытового кооператива  формируется за счёт собственных  и заёмных средств. Размер заёмных  средств не должен превышать 60% от общего объёма средств кооператива. Собственные  средства включают в себя паевые взносы членов, доходы от хозяйственной деятельности, размещения своих средств в кредитных учреждениях, от ценных бумаг и других источников, а также за счёт средств, безвозмездно переданных сторонними организациями.
К моменту  государственной регистрации кооператива  каждый его член вносит 25% обязательного  паевого взноса, а остальную часть  – в течение 9 месяцев с момента  регистрации кооператива.
Часть оценочной  стоимости паевого взноса, превышает  размер обязательного пая, передаётся с согласия члена кооператива  в его дополнительный пай.
Доход, определяемый по годовому балансу кооператива, распределяется в следующей последовательности:
1.отчисления  в резервный фонд и неделимый  фонд;
2.осуществляются  обязательные платежи в государственный  бюджет и кредиторам;
3.на выплату  причитающихся по дополнительным  паям членов и ассоциированных  членов кооператива дивидендов, общая сумма которых не должна  превышать 30% от дохода кооператива,  подлежащего распределению;
4.оставшаяся  часть распределяется среди членов  кооператива в виде кооперативных  выплат, которые направляются на  пополнение паевых взносов членов  кооператива пропорционально их  участию в деятельности кооператива.
Резервный фонд формируется в размере 10% от уставного капитала ежегодными вложениями не менее 3 % в год, а неделимый  фонд – решением квалификационного  большинства общего собрания в размере 10% от уставного капитала с ежегодными отчислениями не менее 3% в год.
Вступление  в кооператив влечёт для членов кооператива  следующие обязательства:
- поставлять  в кооператив не менее 50% товарной  продукции;
- производить  заказы через кооператив на  средства производства и имущество,  необходимые для его хозяйственной  деятельности, и которые кооператив  в силах ему предоставить;
- отдавать  приоритет кооперативу при необходимости  получения тех или иных его  услуг.
Каждый  член кооператива обязуется внести обязательный и дополнительный паевые взносы, размер которых определяется общим собранием членов кооператива  по мере производственной необходимости. Член кооператива и сторонние  пользователи платят за пользованием услугами кооператива по позициям:
- сбыт - % от  объёма поставки продукции в  кооператив без учёта затрат  на текущие расходы;
- снабжение  - % от суммы поставки средств производства и других услуг;
- дополнительные  услуги - % от объёма услуги (транспорт,  очистка и т. д.).
Вступая в кооператив, новый сельхозтоваропроизводитель берёт на себя обязательство поставлять свою продукцию, приобретать через кооператив основные средства и ресурсы и пользоваться его услугами. При выходе из кооператива обязательным требованием является подача заявления о выходе за 3 месяца до конца периода действия обязательства.
Плата за пользование услугами кооператива  может быть установлена как разница  в ценах по позициям:
- По сбыту  – между ценами продажи покупателю  и расчётными внутрикооперативными  ценами (комиссионное вознаграждение);
-  По снабжению  – между ценами приобретения  и ценами поставки членам кооператива;
- По прочим  услугам – между фактическими  затратами по оказанию услуг  и тарифами на них, установленными  для членов и не членов кооператива7.
Рассмотрим  механизм формирования сельскохозяйственного  потребительского снабженческо-сбытового  кооператива.
Толчком к созданию кооператива является совместное обсуждение людьми их общих  проблем или потребностей и попытка  принятия общего решения. Это обсуждение, даже если оно носит неофициальный  характер, должно быть хорошо подготовлено и проведено таким образом, чтобы  каждый имел возможность высказать  свою точку зрения. Все кооперативы  основываются на очень строгом соблюдении принципов демократии. Пришедшие  на собрание лояльно настроенные  представители коллективных предприятий  и частные лица, являющиеся потенциальными членами, могут участвовать в  принятии решения о создании кооператива.
Для координации  различных решений и выполнения задач, поставленных членами кооператива, избирается председатель, который к  тому же должен уметь проводить деловые  собрания. Секретарю в обязанности  вменяется ответственность за корреспонденцию, ведение протоколов собраний, составление  вместе с председателем повестки собраний для распространения её среди членов кооператива. Казначей несёт ответственность за денежные средства (если таковые имеются) и  с самого начала ведёт финансовую отчётность.
Ключевыми мероприятиями по созданию кооператива  являются:
1.разработка  бизнес-планов ТЭО);
2.подготовка  уставов;
3.проведение  учредительных собраний;
4.выделение  и оформление земельных участков  и передача (сдача в аренду) государственного, муниципального и иного имущества  под формирование производственной  базы СПСК;
5.подготовка  проектно-сметной документации на  создание производственной базы;
6.набор необходимого  оборудования с учётом перспективы  развития СПСК;
7.определение  потребностей и источников формирования  оборотных средств для их эффективного функционирования;
8.подбор, подготовка  и повышение квалификации кадров  для работы в СПСК.
Для того чтобы зарегистрировать кооператив, необходимы следующие документы:
-копия Устава  в двух экземплярах;
-протокол  организационного собрания с  подписями;
-заявление  на государственную регистрацию;
-ксерокопия  паспорта представителей кооператива,  которому      поручено  вести    дела по оформлению  регистрации;
-доверенность  от кооператива этому представителю;
-ксерокопии  паспортов всех создателей кооператива,  если это физические лица;
-юридические  документы по регистрации, если  это юридические лица;
-квитанция  об оплате регистрационного сбора;
-письмо с  указанием почтового адреса кооператива,  место нахождения правления или  исполнительных органов;
-гарантийное  письмо о предоставлении юридического  адреса под офис;
-справка  из банка о зачислении в  накопительном счёте 25% суммы  общих обязательных паёв всех  создателей кооператива.
Подготовленные  документы представляются в регистрационный  орган-отдел юстиции. После проверки всех документов на соответствие требованиям  регистрации председатель кооператива  получает временное свидетельство  о государственной регистрации, диклорацию на изготовление печатей, один экземпляр зарегистрированного Устава и один экземпляр зарегистрированного протокола собрания. После этого подготавливается семь копий протокола собрания, из них четыре копии Устава и протокола собрания необходимо зарегистрировать у нотариуса или в регистрационном органе.
Затем кооператив ставится на учёт в органах статистики, куда представляются заверенные копии  Устава и протокола, временное свидетельство  о регистрации, квитанцию об уплате пошлины и справку от регистрационного органа о постановке на учёт.
После этого  кооператив встаёт на учёт в банке. Для этого предоставляется Устав, протокол и свидетельство о регистрации, а также карточка с образцами  подписей руководителя и бухгалтера, заявление на открытие счёта в  банке. На основании этого берётся  справка об открытии счёта в банке  и договор банковского счёта, изготавливается печать, штамп, бланки. Кооператив становится на учёт в фондах социального страхования, в пенсионном фонде, в фонде обязательного  медицинского страхования, в фонде  занятости. Регистрационному органу выдаётся свидетельство и присваивается  ИНН.
После регистрации  кооператива рекомендуется основную работу муниципальных и региональных органов власти сосредоточить на оказании консультационной и практической помощи, а именно:
1.в подборе  и подготовке кадров;
2.в подборе  необходимого оборудования;
3.в отработке  механизма внутрихозяйственных  отношений в кооперативе, а  также между членами кооператива;
4.в проведении  мониторинга деятельности созданных  кооперативов, выполнениям мер государственной,  региональной и муниципальной  поддержки сельскохозяйственных  потребительских снабженческо-сбытовых  кооперативов;
5.в проведении  анализа  и разработке предложений  по совершенствованию создания  и деятельности СПСК, их государственной,  региональной и муниципальной  поддержки, обеспечения имуществом, землёй, кадрами и т.д.;
6.в освещении  результатов деятельности кооперативов  и их пропаганде среди населения.
Кооператив  ведёт бухгалтерскую и статистическую отчётность в порядке, установленном действующим законодательством  РФ и в установленные сроки представляет отчётность в соответствующие государственные органы; представляет информацию необходимую для налогообложения, контроля деятельности и ведения общегосударственного сбора и обработки информации.
Управление  в СПСК осуществляют общее собрание членов кооператива (собрание уполномоченных), правление и наблюдательный совет.
Общее собрание созывается не реже 2 раз в год. Оно  считается правомочным при присутствии  на нём 50 % его членов.
Общее собрание - является высшим органом управления.  К исключительной компетенции общего собрания членов относятся рассмотрение, принятие решений по следующим вопросам:
1) утверждение  устава, внесение изменений и  дополнений к нему;
2) выборы  генерального директора, членов  правления, заслушивание отчетов  об их деятельности, прекращение  их полномочий;
3) утверждение  программ развития, годового отчета  и бухгалтерского баланса и  т.д.
Большинство решений, принимаемых на общем собрании, являются решениями, которые предварительно были приняты правлением. Общее собрание их утверждает или отклоняет.
Некоторые решения, принимаемые правлением, требуют  предварительного одобрения общим  собранием. Это обязательно при  изменении устава, создании филиалов, вступлении в союз или ассоциацию кооперативов, и, конечно, при ликвидации или реорганизации кооператива.
Практика  показывает, что проводить детальное  обсуждение стратегических направлений  деятельности, а также вносить  предложения относительно улучшения  деятельности кооператива на общем  собрании не целесообразно. Такие вопросы  и предложения должны обсуждаться  на протяжении года. На рассмотрение общего собрания можно вынести одну определённую проблему, но её обсуждение нужно тщательно  организовать, чтобы избежать ситуаций, когда обсуждается широкий круг вопросов, но не будет принято ни одного решения.
Наконец, созыв общего собрания является обязательной процедурой в демократической жизни  снабженческо-сбытового кооператива. Соблюдение процедур – это очень  важный момент, т. к. именно таким способом можно проверить, управляется ли кооператив на незыблемых демократических  основах.
Правление сельскохозяйственного потребительского снабженческо-сбытового  кооператива  из пяти человек является его исполнительным органом, избирается на два года. Решение  принимается общим числом голосов  его членов.
Председатель  кооператива является членом правления  и возглавляет его.
Правление руководит кооперативом. Оно несёт  полную ответственность за управление кооперативной организацией. Хотя правление  и может делегировать функцию  принятия решений исполнительному  директору, председателю, члену правления. Это лицо должно отчитаться перед  Правлением, которое несёт полную ответственность за принятые решения  перед Общим собранием и отчитывается перед ним.
Правление сельскохозяйственного потребительского снабженческо-сбытового кооператива  выполняет следующие функции:
- Приём заявлений  о вступлении в члены кооператива  или ассоциированные члены кооператива,  выходе из членов кооператива  или ассоциированных членов кооператива;
- Предварительное  рассмотрение вопросов об исключении  из членов кооператива или  ассоциированных членов кооператива;
- Заключение  договоров с ассоциированными  членами кооператива;
- Утверждение  размера и формы возвращаемого  пая при выходе из кооператива,  установление места нахождения  земельного участка в случае, если в счёт пая выходящему из кооператива выделяется земельный участок;
- Формирование  повестки дня общего собрания членов кооператива и его созыв;
- Принятие  совместно с наблюдательным советом  кооператива решения о погашении  приращенных паёв, выплате дивидендов  или кооперативных выплат;
- Совершение  не отнесённых к компетенции  общего собрания членов кооператива  сделок;
- Рассмотрение  совместно с наблюдательным советом  кооператива заключения аудиторского  союза, касающегося результатов.
Наблюдательный  совет в составе трёх человек  избирается общим собранием из членов сельскохозяйственного потребительского снабженческо-сбытового кооператива, а председатель наблюдательного совета – общим собранием из членов этого совета. Наблюдательный совет правомочен принимать решения при присутствии 100 % его членов большинством голосов.
Для осуществления  своих функций кооператив привлекает наёмный персонал, в том числе  из числа своих членов. Трудовые отношения работников в кооперативе  регулируются законодательством о  труде РФ, законами и иными нормативными и правовыми актами. Кооператив вносит отчисления от своих доходов в  установленном порядке в фонд социального страхования РФ, Пенсионный фонд, Фонд занятости населения и  Фонд обязательного медицинского страхования.
Основные  положения системы взаимоотношений  в кооперативе находят отражение  в Уставе и внутреннем регламенте. Внутренний регламент утверждается, как и Устав, общим собранием  кооператива и обязателен к выполнению всеми членами.
Как и  любая организация, сельскохозяйственный потребительский снабженческо-сбытовой кооператив может быть реорганизован  и ликвидирован. Реорганизация кооператива (слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование) осуществляется по решению Общего собрания кооператива в соответствии с действующим законодательством РФ.
Кооператив  может быть ликвидирован:
1.по решению  общего собрания кооператива;
2.по решению  суда в случае допущенных при  его создании грубых нарушений  закона, если эти нарушения носят  неустранимый характер, либо осуществления  деятельности без надлежащего  разрешения, либо деятельности, запрещённой  законом, либо деятельности с  иными неоднократными или грубыми  нарушениями законодательства;
3.в случае  признания судом кооператива  банкротом, либо в случае объявления  им о своём банкротстве в  порядке, установленном законом;
4.в других  случаях, предусмотренных действующим  законодательством.
Выплата денежных сумм кредиторам ликвидируемого кооператива производится ликвидационной комиссией (ликвидатором) в порядке  очерёдности, установленной статьёй 64 ГК РФ, в соответствии с промежуточным  ликвидационным балансом.
После завершения расчётов с кредиторами ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс, который утверждается общим собранием  кооператива или органом, принявшим  решение о ликвидации кооператива, по согласованию с ревизионным союзом, в который входит кооператив.
Оставшееся  после удовлетворения требований кредиторов имущество ликвидируемого кооператива  передаётся его членам и распределяется между ними. При этом в первую очередь выплачивается стоимость  паевых взносов ассоциированных  членов. Затем членам ликвидируемого кооператива выплачивается стоимость  дополнительных взносов, внесённых  ими в порядке субсидиарной ответственности, и стоимость дополнительных паевых взносов.
Оставшиеся  денежные средства или иное имущество  кооператива распределяются между  членами ликвидируемого кооператива  пропорционально их паям.
Ликвидация  кооператива считается завершённой, а кооператив – ликвидированным, после внесения записи о ликвидации в единый государственный реестр юридических лиц, о чём орган, осуществляющий государственную регистрацию, публикует соответствующие сведения в официальном печатном органе.
Документация  и бухгалтерская отчётность ликвидируемого кооператива передаются на хранение в государственный архив, который  обязан допускать для ознакомления с указанными материалами основных и ассоциированных членов ликвидируемого кооператива и его кредиторов, а также выдавать, по их просьбе, необходимые копии, выписки и справки8.
Снабженческо-сбытовые кооперативы занимают особую нишу в  развитии 3 сферы АПК и его производственной инфраструктуры. Снабженческо-сбытовые кооперативы подвержены большим  рискам, чем кредитные кооперативы, так как в первую очередь, являются конкурентами такой мощной монополизированной прослойки рыночной экономики, как  класс перекупщиков сельхозпродукции и средств производства для сельского хозяйства.
Кооперативам  приходится уже на первых этапах своего существования выдерживать борьбу с крупными элеваторами и другими  организациями, целью деятельности которых является максимальное извлечение прибыли. Поэтому конкуренты снабженческо-сбытовых кооперативов всеми средствами пытаются подорвать кооперативное дело и  отторгнуть от него сельхозтоваропроизводителей. Иногда члены кооператива, «попадаясь» на условия противников кооперации, пользуются услугами частных лиц, а не кооператива, из-за сиюминутной выгоды, что в последствии может привести к гибели кооператива.
Важно, что  опыт работы сельскохозяйственных потребительских  снабженческо-сбытовых кооперативов показывает, что члены кооператива всемерно поддерживают деятельность своих кооперативов, в результате это подтверждается эффективностью их деятельности.
Субсидии  из федерального бюджета по национальному  проекту «Развитие АПК» предоставляются  сельскохозяйственным потребительским  снабженческо-сбытовым кооперативам на возмещение части затрат, на уплату процентов по кредитам, полученным на закупку отечественного сельскохозяйственного  сырья для промышленной переработки, горючесмазочных материалов, запасных частей и материалов для ремонта сельскохозяйственной техники, минеральных удобрений, средств защиты растений, кормов, ветеринарных препаратов и других материальных ресурсов для проведения сезонных работ, перечень которых утверждается Министерством сельского хозяйства Российской Федерации, на покупку молодняка скота и птицы, а также на уплату страховых взносов при страховании урожая сельскохозяйственных культур.
Создание  сельскохозяйственных потребительских  кооперативов по обслуживанию малых  форм хозяйствования, организация их эффективной работы, рост объёмов  и видов оказываемых услуг  позволят увеличить или стабилизировать  их долю в производстве, переработке  и сбыте сельскохозяйственной продукции, увязать интересы различных сфер экономики региона. Кроме того, это  закладывает основы системы сельскохозяйственных потребительских кооперативов, включая  кредитные и страховые. Расширение системы сельскохозяйственных потребительских  кооперативов позволит:
1.защитить  и реализовать экономические  и социальные интересы малых  форм хозяйствования посредством  их самоорганизации и самодеятельности, т.е. за счёт их собственных  средств;
2.осуществить  мобилизацию и включить в хозяйственный  оборот неиспользуемые ресурсы,  особенно в первичных хозяйственных  звеньях;
3.организовать  эффективные кооперативные инфраструктуры, обслуживающие сельское хозяйство,  соединяющие интересы всех участников  производства, переработки и реализации  сельскохозяйственной продукции;
4.осуществить  меры, способствующие достижению  социальной справедливости, улучшению  социального положения сельского  населения и ослаблению возросшей  социальной напряжённости;
5.повысить  занятость и доходы сельского  населения.
Создание  сельскохозяйственных потребительских  снабженческо-сбытовых кооперативов, с одной стороны, оказывает опосредованное влияние на развитие малых форм хозяйствования путём облегчения их доступа к рынкам снабжения и сбыта, услугам, с другой стороны, оказывает прямое воздействие на сокращение масштабов безработицы, повышение занятости и доходов сельских жителей.
Опосредованное  влияние развития сельскохозяйственных потребительских снабженческо-сбытовых кооперативов проявляется в росте  объёмов производства сельскохозяйственной продукции как за счёт расширения посевных площадей  и поголовья  скота, так и за счёт повышения  эффективности использования ресурсного потенциала, роста урожайности сельскохозяйственных культур и продуктивности животных.
Непосредственный  эффект от создания новых и расширения действующих сельскохозяйственных потребительских снабженческо-сбытовых кооперативов проявляется в создании новых рабочих мест, повышения  занятости и доходов сельского  населения, в дополнительных поступлениях в бюджет и внебюджетные фонды9.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Глава 2 . Сырьевая база и  каналы реализации молока в Декабристском  округе
2.1 Организационно-экономическая характеристика  деятельности СПСК «Целинник»
Сельскохозяйственный  потребительский снабженческо-сбытовой кооператив «Целинник» расположен в левобережной части Саратовской области, в восточной части Ершовского района на левобережье реки Большой Узень.  Административный центр-посёлок Целинный, который основан в 1954году как центральная усадьба Целинного хозяйства «Декабрист». Расстояние до областного центра города Саратова - 220 км, до районного центра города Ершова - 18 км, до станции Мавринка Приволжской железной дороги – 3 км.
Кооператив  располагает хорошими тепловыми  ресурсами. Дата прехода температуры через +5 – 13-15 апреля, через +10 – 26 апреля. Продолжительность безморозного периода составляет 185-190 дней. Самые поздние заморозки весной бывают в первой декаде мая, самые ранние заморозки осенью – в третьей декаде сентября. Главная особенность климата – частая повторяемость засух и суховеев.
Сельскохозяйственный  потребительский снабженческо-сбытовой  кооператив «Целинник» был зарегистрирован 26 марта 2007 г. на основании Общего организационного собрания от 20 марта 2007г.,  на котором  были утверждены следующие положения:
1.Учреждение  снабженческо-сбытового  сельскохозяйственного  потребительского кооператива.
2.Утверждение  Устава снабженческо-сбытового сельскохозяйственного  потребительского кооператива.
3.Выборы  председателя и членов наблюдательного  совета
4.Утверждение  размера вступительных взносов  на покрытие затрат на регистрацию  кооператива.
Основной  экономической деятельностью СПСК «Целинник» является торговля молочными  продуктами. Кооператив имеет 20 штатных работника, которые обслуживают 324 ЛПХ.
Для организации деятельности СПСК «Целинник» формируются органы его  управления. Структура и основные функции их определены Законом «О сельскохозяйственной кооперации»  и Уставом кооператива.
Система управления в кооперативе определяется, прежде всего, юридическим базисом, который включает в себя:
   - Федеральный  закон «О сельскохозяйственной  кооперации», который является  юридической основой, на которую  опираются кооперативы в своей  деятельности и управлении;
- Устав, который  разрабатывается в соответствии  с Федеральным законом, определяет  органы управления и контроля  в кооперативе, порядок их создания, сферу компетенции и процедуры  принятия решений;
- Внутренний  регламент дополняет устав, уточняя  функции каждого органа управления, чётко определяют их компетенцию;
Тщательно разработанные устав и внутренний регламент играют важную роль. В то же время демократическое управление требует соответствующего способа управления, а именно: постоянного общения с членами кооператива, распространения информации, позитивной личной позиции руководителей.
Создание  кооператива начинается с определения  его организационной структуры, членской базы, потребностей хозяйств – членов в осуществлении тех  или иных услуг, экономической обоснованности создания кооператива и разработки уставных документов.
Организационная структура будет включать в себя взаимодействие органов управления кооперативом и создание хозрасчётных подразделений.
СПСК  по реализации молока предполагает наличие  лаборатории по определению качества молока, молоковозов для транспортировки  продукции и охладителей молока, приёмного пункта, определение каналов сбыта, форму сбыта и видов реализуемой молочной продукции.
Органы  управления кооперативом установлены  Федеральным законом « О сельскохозяйственной кооперации». Организационно- управленческая структура СПСК «Целинник» представлена на рис.1.


Рис.1. Организационно – управленческая структура СПСК «Целинник»
 
Рисунок 1 показывает нам, что к подразделениям СПСК «Целинник» относятся  транспортный пункт (гараж, склады, молоковоз), приёмный пункт (лаборатория, весовая, охладители) и бухгалтерия. В кооперативе имеется гараж, в котором находятся молоковозы, предназначенные для транспортировки молока на рынки сбыта, а также для его сбора у ЛПХ. Все необходимые запасные части, ремонтная техника, запасы горючего и другой необходимый инвентарь расположены в складе, который также находится на территории СПСК «Целинник».
После закупки  молока у ЛПХ его отправляют в  лабораторию, где его взвешивают и определяют кислотность (не больше 18%). Если молоко проходит по норме, то далее  определяют его жирность,  плотность,  наличие воды, чистоту. Затем, после  определения перечисленных свойств  молока, его охлаждают в специальных  охладителях, которые находятся  в приёмном пункте кооператива. В  пункте приема молока выписывают накладные, где указывается количество, жирность, плотность молока. Накладные заполняются  по каждому хозяйству, поставляющему  молоко на утро и на вечер.
Накладные поступают  к главному бухгалтеру. Бухгалтер  заносит данные в отчет за каждые десять дней по поступлению молока, и высчитывает общий объем  поступления молока от ЛПХ.
Собранное молоко кооператив доставляет молоковозами до потребителя по приемлемым для себя ценам.
Бухгалтерия в кооперативе так же  занимается решением таких вопросов, как:
    постановка бухгалтерского учёта;
    ведение бухгалтерского учёта;
    анализ финансовой и хозяйственной деятельности;
    составление бухгалтерской отчетности и т.п.
Ведение бухгалтерского учета имеет положительное  значение  для кооператива, т.к. обеспечивает менеджмент предприятия информацией  для принятия управленческих решений.
СПСК  «Целинник» расположен в Декабристском  муниципальном округе, где большая  доля сельского населения занимается разведением молочного поголовья  с целью получения молочной продукции  для дальнейшей её реализации.
Таблица 1
Поголовье коров и производство молока в  ЛПХ Декабристского муниципального округа за период 2007-2010 годы
Годы
2007
565
760
2730
3592
2008
600
750
2665
3553
2009
674
747
2626
3515
2010
674
713
2240
3141
В среднем за 4 года
628,25
742,5
2565,25
3450,25

 
Анализ  таблицы показывает, что за период с 2007 по 2010 года количество личных подсобных  хозяйств увеличилось на 109 ЛПХ. Произошло  увеличение поголовья коров –  с 760 голов до 713.Так же наблюдается  сокращение производства молока: если в 2007 году оно составляло 2730 т, то в 2010 – 2240 т. Надой на одну фуражную корову в среднем за три года составил 3450,25кг.
Наглядно  данную динамику можно увидеть на рисунке 2.

Рис.2. Динамика изменения поголовья коров и  производства молока в ЛПХ Декабристского муниципального округа за период 2007-2010 годы.
 
Из диаграммы, изображённой на рисунке 2, видно, что  надой на одну фуражную корову уменьшается  за период с 2007 по 2010 годы.
Величина  удоя у коров изменяется: постепенно нарастает после отёла (этот период называется раздоем). Наивысший суточный удой обычно бывает в конце первого, на втором, иногда на третьем месяце лактации. Потом достигает пика и  при правильном кормлении довольно долго держится на одном уровне. Потом надои постепенно начинают снижаться: корова готовится к следующему отёлу, говоря языком ветеринаров, - “идёт  в запуск”10.
Производство  и реализация сельскохозяйственной продукции является для многих сельских жителей одним из основных средств  получения дохода.   (Таблица 2).
 
 
Таблица 2
Реализация  молока Декабристского округа за 2007-2010 года

Анализ  таблицы свидетельствует о том, что выращиванием молочного поголовья  занимаются все ЛПХ округа. В 2010 году количество личных подсобных хозяйств  сократилось на 83 ЛПХ, т.е. на 40%. Это  привело к уменьшению численности  поголовья коров на 233 головы. Основная доля поголовья коров по данным 2010 года сосредоточена в п. Центральный  – 111 голов. Что касается количества реализуемого молока, то здесь наблюдается  та же ситуация – резкое сокращение примерно на 40%. Это было связано  с уменьшением молочного поголовья.
В ЛПХ  на снижение поголовья влияет вынужденный  забой коров из-за их заболеваемости, яловости, наличия поголовья коров  до 3 лет. Падеж приплода в хозяйствах высокий, это происходит не только из-за неудовлетворительной зоотехнической работы, но и из-за несовершенной  комовой базы, физиологической выбраковки, из-за увеличения затрат на одну голову, себестоимость молока повышается, снижая, тем самым эффективность производства молока. 
              Важнейшим условием успешного развития молочного скотоводства в хозяйствах является обеспеченность скота кормами. Для этого решающее значение имеет укрепление кормовой базы, то есть системы производства кормов, обеспечивающей потребность животноводства11.
На рисунке 3 показана структура затрат на производство и реализацию молока в ЛПХ в  расчёте на 1 голову скота.
 

Рис.3. Круговая диаграмма структуры средних  затрат на производство и реализацию молока ЛПХ Декабристского муниципального округа Ершовского района Саратовской области.
 
Данные  диаграммы позволяют сделать  вывод, что наибольшие затраты при  производстве и реализации молока приходятся на корма (54%) и на ГСМ (16%), а на амортизацию  транспорта – 10%, стоимость ремонта  средств производства – 7%, плата пастуху – 5%, ветеринарное обслуживание – 3% и на прочие расходы 5%.
На рисунке 4 приведена структура кормов в  ЛПХ используемых для кормления  коров.
 
 

 
Рис.4. Круговая диаграмма структуры кормов в  ЛПХ Декабристского муниципального округа Ершовского района Саратовской области в расчёте на 1 голову скота.
 
Наибольшие  затраты на производство и реализацию молока в ЛПХ Декабристского муниципального округа  приходятся на корма (54%). Данные диаграммы, изображенной на рисунке 4, позволяют нам сделать вывод, что основная доля в ЛПХ приходится на сено, и составляет 50% от общей  структуры кормов. Удельный вес  соломы занимает второе место– 30%. Наименьшая доля в кормах приходится на концентрированные  корма и составляет 20% в общей  структуре кормового рациона.
СПСК  «Целинник» реализует молоко не только от ЛПХ Декабристского округа, но и  от ЛПХ близлежащих населённых пунктов.
 
 
 
 
 
 
 
Таблица 3
Реализация  молока от ЛПХ за 2010 год («молочный  кооператив»)
 
Населённый пункт
Сафаровка
61
112
279924
Рефлектор
28
85
434220
Верхазовка
45
45
137796
Советское
13
26
70248
Орошаемое
24
43
151716
Дергачи
1
2
10476
Ершовский МО
50
102
450936
Декабрист
115
264
797244
Итого
337
679
2332560

 
Проанализировав таблицу, можно сделать вывод, что  основная доля поголовья коров сосредоточена  в п. Декабрист (264 голов), что составляет 40% от общего поголовья. Незначительное поголовье находится в п. Дергачи  – 0,76% от общего поголовья. Наибольший удельный вес в реализации молока также занимает п. Декабрист, который  составляет 34% от общего количества реализованного молока.
В Декабристском  муниципальном округе помимо разведения коров, ЛПХ занимаются выращиванием птицы, овец, свиней. Динамика поголовья  животных и птицы показана в таблице 4.
 
 
 
 
 
 
 
 
Таблица 4
Динамика  поголовья животных и птицы Декабристского муниципального округа Ершовского района Саратовской области за 2007-2010 года
Название животных
2007 год
2008 год
2009 год
2010 год
Крупный рогатый скот
1700
1800
1812
1856
Лошади
15
26
26
15
Коровы
760
750
747
713
Свиньи
400
250
250
185
Овцы
600
833
850
1340
Птица
2308
2350
2440
1800

 
Анализ  таблицы показывает, что поголовье  КРС и овец за период с 2007 по 2010 года увеличилось, а именно: поголовье  КРС – на 156 голову, овец – на 740 голов. Так же по данным таблицы наблюдается  уменьшение численности свиней на 215 голов, птицы на 508 и коров на 47 голов. 

 
Рис.5. Динамика поголовья животных и птицы Декабристского муниципального округа Ершовского района Саратовской области за 2007-2009 года.
На рисунке  5 изображён график, отражающий изменение поголовья животных и птицы Декабристского муниципального округа.
2.2. Анализ финансовых результатов  СПСК «Целинник».
Для осуществления  своей деятельности СПСК «Целинник»  создает денежные фонды, порядок  их формирования и использования  устанавливают общим собранием  членов кооператива в соответствии с уставом кооператива и положениями  о его деятельности.
Стартовым капиталом  кооператива является паевой фонд, который формируют пайщики при  вступлении в кооператив.
Паевой фонд – сумма паев членов кооператива  и ассоциированных членов кооператива  в денежном выражении.12 Он создается в целях обеспечения финансовой стабильности СПСК «Целинник», обеспечения обязательств кооператива, обеспечения его уставной деятельности. Размер паевого фонда не должен превышать размер чистых активов предприятия. Размер паевого фонда зависит от:
- количества  членов кооператива и ассоциированных  членов кооператива;
- величины  паевых взносов.
Паевой фонд кооператива обеспечивает финансовую устойчивость его развития, так как  представляет собой собственный  капитал кооператива. В СПСК «Целинник» паевой фонд сформирован в основном за счёт дополнительных и обязательных взносов ЛПХ – членов кооператива. Обязательный паевой взнос на сегодняшний  день составляет 6000 руб.
СПСК «Целинник» является некоммерческой организацией, его основная деятельность это удовлетворение потребностей своих членов.
Структура  паевого фонда и его динамика с развитием кооператива колеблется по годам (табл.5).
 
 
 
Таблица 5
Анализ  финансовых источников формирования имущества
Элементы пассива баланса
2007 год,  тыс руб.
2008 год,  тыс руб.
2009 год,  тыс руб.
2010 год,  тыс руб.
Структура пассива баланса, %
2007 год
2008 год
2009 год
2010 год
Паевой фонд
41
41
41
319
0,94
0,77
0,75
6,9
Резервный капитал
1333
1333
1333
1333
30,57
25,07
24,34
28,72
Нераспределеная прибыль
142
168
569
2794
3,26
3,16
10,39
60,24
Итого
1516
1542
1943
4446
34,77
29
35,5
95,86
Займы и кредиты
2500
3000
3000
-
57,34
56,42
54,77
-
Кредиторская задолженность
344
775
534
192
7,89
14,58
9,75
4,14
Итого
2844
3775
3534
192
65,23
71
64,5
4,14
Всего
4360
5317
5477
4638
100
100
100
100

 
Анализируя таблицу видно, что  паевой фонд не изменялся до 2009 года, и можно определить, как изменяется его значение  в структуре баланса: 0,94% в 2007 году и 0,75% в 2009г. Снижение произошло  за счет увеличения нераспределенной прибыли и увеличение кредиторской задолженности. В 2010 году паевой фонд вырос  на 278 тыс. рублей, и в структуре  баланса составил 6,9% это напрямую связано с увеличением членской базы. Из анализа видно, что коэффициент финансовой независимости составляет 0,35 в 2007 году и 0,96 в 2009 году. Чем выше значение данного коэффициента, тем финансово устойчивее, стабильнее и более независимо от внешних кредиторов предприятие. На практике установлено, что общая сумма задолженности не должна превышать сумму собственных источников финансирования, то есть источники финансирования кооператива (общая сумма капитала) должны быть хотя бы наполовину сформированы за счет собственных средств. Таким образом, критическое значение коэффициента независимости — 0,5. Видно, что в 2007 году коэффициент был ниже критической оценки. А в 2010 году кооператив увеличил собственный капитал почти в 3 раза, и соответственно увеличился коэффициент финансовой независимости и превысил критическую отметку.  
Коэффициентом, обратным коэффициенту финансовой независимости является коэффициент финансовой зависимости. Критическое значение коэффициента финансовой зависимости —2. Коэффициент финансовой зависимости составляет 2,9 в 2007 году и 1,04 в 2010 году. То есть в 2010 году коэффициент был ниже критической отметки. На это повлияло резкое сокращение заемного капитала на 6,7%.
Если  рассматривать структуру баланса, то в течении всего анализируемого периода заметно, что до 2009 года большим весом преобладает заемный капитал (65,23%; 71%; 64,5% соответственно по годам) над собственным. В 2010 году наоборот, уже собственный капитал преобладает над заемным. Отсюда можно произвести расчет плеча финансового рычага:
Плечо фин.р.=2844/1516=1,87 по 2007 году;
Плечо фин.р.=192/4446=0,04 по 2010 году.
Анализ общих затрат на производство и себестоимости продукции.
Объектами анализа себестоимости являются общая сумма затрат на производство, в том числе затраты по статьям  и элементам (Табл.6).
 
 
 
 
 
 
 
Таблица 6
Затраты по деятельности кооператива
Элементы затрат
2007 год 
2008 год
2009 год 
2010 год 
отклонения 2010 года к 2007 г., раз
Себестоимость продукции товаров  тыс.руб.
8909
17314
12851
24934
2,8
Проценты к уплате тыс.руб.
94
463
584
548
5,8
Прочие расходы тыс.руб.
1153
1857
1726
3249
2,8
Всего затрат
10156
19634
15161
28731
2,8

 
Анализ  таблицы показывает, что себестоимость  продукции в отчетном году выросла  по сравнению с базисным почти  в 3 раза. Проценты к уплате за анализируемый период возросли в 5,8 раз, так же как и прочие расходы (в 2,8 раз). За счет этого произошли отклонения по затратам в общем, они выросли в отчетном году на 283%.
Основные  средства – это материально-вещественные ценности, используемые в качестве средств труда, которые действуют в неизменной натуральной форме в течение длительного периода времени и утрачивают свою стоимость по частям.
Основные  средства являются наиболее дорогостоящим  производственным ресурсом кооператива. Они переносят свою стоимость  на себестоимость сельскохозяйственной продукции частями, в течении нескольких производственных циклов.
Обеспеченность  кооператива основными средствами наглядно видно из таблицы 7.
 
 
 
Таблица 7
Состав и структура основных средств СПСК "Целинник"
Основные средства
Отклонения 2009г. к 2007г., %
2007 год
2008 год
2009 год
2010 год
Сумма тыс. руб
Уд. Вес  в  %
Сумма тыс. руб
Уд. Вес  в  %
Сумма тыс. руб
Уд. Вес в %
Сумма тыс. руб
Уд. Вес в %
Машины и оборудование
1771
94,4
1796
94,5
4704
97,8
5056
100
285,5
Продуктивный скот
105
5,6
105
5,5
105
2,2
-
-
-
Итого
1876
100
1901
100
4809
100
5056
100
269,5

 
Из таблицы  видно что основные фонды СПСК «Целинник» составляют только машины и оборудование, и продуктивный скот. Стоимость их в 2010 году составляет 5056 тыс. руб. и по сравнению с 2007 годом их стоимость выросла на 269,5%. В основном рост произошел за счет машин и оборудования (285,5%). В период с 2007 года по 2010 кооператив приобрел молоковозы, охладители, оборудование необходимое для определения качества молока.
Анализ  эффективности использования основных фондов в кооперативе включает ряд  общепринятых показателей:
    фондоотдача – это производство валовой продукции на 1 руб. основных фондов. То есть она показывает сколько продукции получено на 1 руб. основных фондов;
    фондоемкость – обратный показатель фондоотдачи. Он показывает, сколько основных средств принимало участие в производстве единицы продукции и указывает на условный расход основных фондов на производство продукции.
 
 
Таблица 8
Анализ эффективности использования  основных фондов в кооперативе
Показатели
Стоимость валовой продукции,        тыс. руб.
10277
20186
15535
20630
2
Стоимость основных фондов, тыс. руб.
1876
1901
4809
5056
2,7
Фондоотдача, руб.
5,5
10,6
3,2
4,1
0,7
Фондоемкость, руб.
0,2
0,1
0,3
0,3
1,5

 
Таким образом стоимость валовой продукции в 2010 году увеличилась в 2 раза по сравнению с 2007 годом. Фондоотдача в 2010 году снизилась на 70% по сравнению с 2007 годом и составила 4,1 рублей. Самая высокая фондоотдача была в 2008 году, и составила 10,6 рублей, что почти в 2 раза больше по сравнению с 2007. Фондоемкость же наоборот, увеличилась за анализируемый период в 1,5 раза, так темпы роста стоимости основных фондов значительно превышают темпы роста стоимости валовой продукции. Самый низкий показатель фондоемкости в 2008 г., составляет 0,1 руб.
Таблица 9
Динамика производственной  себестоимости  молока за 2007-2010 годы в кооперативе  «Целинник»
Показатель
1 литр молока, руб
0,97
1,06
1,18
1,03
106,2

 
Из данной таблицы видно что себестоимость  единицы продукции изменялась в  течении всего времени. В 2008 году она выросла по отношению к 2007 году на 75% и была в этом году самой высокой за анализируемый период. В 2010 году себестоимость выросла в 1,1 раз по отношению к 2007 году.
Проведем  анализ себестоимости и выявим факторы, влияющие на ее изменение по годам(табл.10).
Таблица 10
Влияние изменения затрат на 1 голову и удой на уровень себестоимости производства молока
Вид продукции
Условная с/с 1ц,руб
Затраты на 1голову,руб.
Удой на 1 голову, ц
С/с 1 ц руб.
Отклонения отч. года к базисному, руб
баз
отч
баз
отч
баз
отч
Всего
в том числе
за счет затрат
за счет удоя
Молоко
13,4
40,3
35,92
31,41
0,97
1,03
0,43
0,06
-0,54
0,6

 
Из данного  анализа видно, что по отклонениям  затраты составили 0,06 рублей, за счет удоя на одну голову они увеличились на 0,6 рубля и уменьшились за счет затрат на 0,54 рубля. По данным анализа видно что эти факторы незначительно повлияли на изменение себестоимости, и она увеличилась на 0,06 рублей.
Производственная  себестоимость молока входит в цену, по которой кооператив закупает его  у своих членов, у ЛПХ. От сюда следует вывод, что затраты на производство молока в ЛПХ окупаются в любом случае.
  В сельском  хозяйстве прибыль – это часть  чистого дохода созданного в  сельском хозяйстве и реализованного  в сфере обращения только после  продажи чистый доход принимает  форму прибыли.
   Валовая  прибыль – это разница между  выручкой (после уплаты НДС) и  полной себестоимости реализованной  продукции.
  Чем больше  предприятие реализует продукции,  тем больше получает прибыли.
Таблица 11
Динамика  прибыли 
Показатели
Валовая прибыль, тыс.руб.
215
1015
958
3391
15,77
Окупаемость издержек
0,02
0,05
0,06
0,12
6
Рентабельность продаж
0,02
0,06
0,07
0,12
6
Рентабельность капитала
0,05
0,19
0,17
0,73
14,6

 
       Таким образом из анализа видно, что валовая прибыль по годам резко колеблется,  в 2010 году по сравнению с 2007 годом увеличилась более чем в 15 раз. Как видно по данным прибыль резко сократилась в 2009 году на 93,8% по отношению к 2008 году, это снижение было вызвано за счет снижения цен на продукцию, повышения себестоимости и самый главный фактор это падеж скота, а также изменение количества членов в кооперативе.
Кооператив  с каждого рубля, потраченного на производство и реализацию продукции имел 0,02 рубля прибыли в 2007 году, и 0,12 в 2010 году. В 2007 году кооператив имел 0,02 руб. прибыли с 1 руб. продаж, и в 2010 году прибыль с 1 рубля продаж составила 0,12 руб.
В 2007 году кооператив имел 0,05 руб. прибыли с 1 руб. стоимости капитала. В 2010 году – 0,73 рублей.
Проведём  факторный анализ прибыли от реализации молока в СПСК «Целинник» (таблица 12).
 
Таблица 12
Показатели  для факторного анализа прибыли
Показатели
+; -
Выручка от реализации, тыс. руб.
9127
18329
13809
28325
4675
Объём реализации, т.
1190
1744
1459
2875
269
Цена реализации 1 л.
7,67
10,51
9,47
9,85
1,79
Себестоимость 1 л.
7,45
9,93
8,81
8,67
1,36
Валовая Прибыль, тыс. руб.
215
1015
958
3391
743
Затраты, тыс. руб.
8909
17314
12854
24934
10563,2
Переменные затраты,
6843
10028
11669
21219
8393
Постоянные затраты, тыс. руб.
2066
7286
1182
3715
2170,2

 
Приведём  далее факторный анализ, используя  формулу:
П=Кi x (Цi-Ci).
Выполним  расчеты, способом цепной подстановки, используя данные, приведённые в  таблице 8.
П20072007 х (Ц20072007) = 1190 х (7,67-7,45) = 261,8 тыс.руб.
Пусл1= К2010 х (Ц 20072007) = 2875 х (7,67-7,45) = 632,5тыс.руб.
Пусл2 = К2010 х (Ц 20102007) = 2875 х (9,85-7,45) = 6900 тыс.руб.
П2010 = К 2010 х (Ц 20102010) = 1459 х (9,85-8,67) = 1721,62 тыс.руб.
При этом общее изменение прибыли от реализации молока в 2010 году по сравнению с2007 годом составит:
общ = П 20102007 = 1721,62– 261,8= 1459,82тыс.руб.
Общее изменение  прибыли произошло:
1.За счёт  увеличения количества реализованной  продукции:
к = Пусл12007 = 632,5 – 261,8 = 370,7 тыс.руб.
2. За  счёт увеличения цены реализации:
ц = Пусл2 – Пусл1 = 6900 – 632,5 = 6267,5тыс.руб.
3. За  счёт увеличения себестоимости:
с = П 2010 – Пусл2 = 1721,62 – 6900 = -5178,38 тыс.руб.
Общее отклонение прибыли составила 1459,82 тыс.руб, изменения произошли за счёт: увеличения количества реализации прибыль возросла на  370,7 тыс.руб; за счёт изменения цены реализации прибыль увеличилась на 6267,5 тыс.руб, а за счёт увеличения себестоимости прибыль снизилась на 5178,38 тыс.руб.
Проведем  факторный анализ рентабельности молока, используя данные для факторного анализа прибыли (таблица 8).
Факторная модель анализа следующая:
Ri = Кi*(Цi – Vi) – Нi / Кi* Vi + Нi  * 100%
Определим базисную рентабельность, используя  метод маржинального дохода:
R2007 = К2007*(Ц2007 – V2007) – Н2007 / К2007* V2007 + Н2007  * 100%
R2007=1190*(7,67 – 5,6) – 1,7/1190*5,6 + 1,7 *100% = 37%
 Для того, что бы выявить влияние количества реализованной продукции на рентабельность заменим  плановые показатель фактическим:
Rусл1= К2010*(Ц2007 – V2007) – Н2007 / К2010*V2007 + Н2007*100%
Rусл1=2875*(7,67 – 5,6) – 1,7 / 2875*5,6+1,7*100%=37%
Что бы выявить  влияние цены на изменение рентабельности заменим плановый показатель на фактический:
Rусл22010*(Ц2010 – V2007) – Н2007 / К2010*V2007 + Н2007* 100%
Rусл2= 2875*(9,85 – 5,6) – 1,7 /2875*5,6 + 1,7 *100% = 75,9%
Что бы определить влияние переменных затрат на рентабельность меняем план на факт:
Rусл32010*(Ц2010 – V2010) – Н2007 / К2010*V2010 + Н2007 * 100%
Rусл3=2875*(9,85 – 7,4) – 1,7 / 2875*7,4 + 1,7 *100% = 33,1%
 Что  бы определить влияние постоянных  затрат на рентабельность меняем  план на факт:
R20102010*(Ц2010 – V2010) – Н2010 / К2010*V2010 + Н2010* 100%
R2010=2875*(9,85 – 7,4) – 1,3 / 2875*7,4 + 1,3 *100% = 33,1%
Приведенные данные показывают, что факторный  уровень рентабельности ниже планового:
?Rобщ = R2010 – R2007 = 33,1 – 37= - 3,9%
Это изменение  произошло за счет:
    изменения количества реализованной продукции:
?Rк = Rусл1 – R2007 = 37 – 37 = 0 %,
увеличение  роста продукции никак не повлияло на рентабельность;
    цена реализации:
?Rц =   Rусл2 – Rусл1 = 75,9 – 37 = 38,9%,
при увеличении цены увеличилась рентабельность на 38,9 %;
    удельные переменные затраты:
 ?Rv =   Rусл3 – Rусл2 = 33,1 – 75,9= - 42,8% ,
увеличение  переменных затрат  привело к  снижению рентабельности на 42,8%;
    постоянные затраты:

и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.