На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Реферат Принципы системно-диагностического анализа регионального развития. Метод экономического районирования. Объекты управленческого влияния региональной администрации. Программно-целевой метод в прогнозном обосновании. Метод типологии и классификации.

Информация:

Тип работы: Реферат. Предмет: Менеджмент. Добавлен: 25.07.2009. Сдан: 2009. Уникальность по antiplagiat.ru: --.

Описание (план):


Реферат
Научно-методические основы обоснования перспективного регионального развития

1. Принципы системно-диагностического анализа регионального развития
Современные процессы регионального развития объективно свидетельствуют о том, что решение сложных управленческих задач невозможное без комплексного исследования регионов и разработки оптимальных стратегий управления на средне и долгосрочную перспективу. Организационной формой такого исследования есть инновационная модель комплексной региональной программы, ее базовые идеи, которые объединенные и реализованные с помощью специальных организационных принципов, способные в довольно короткий срок решить проблемы информационного дефицита и повысить качество управленческого выбора за счет системного подхода к решению имеющихся проблем.
Эти идеи являются такими:
· любое качественное решение в управлении региональным развитием требует учет большого объема информации, поскольку экономические, социальные, политические, духовные, экологические процессы на практике тесно взаимосвязанные. Через это частичные решения предопределяют новые проблемы;
· эффективный подход к решению управленческих задач невозможный без продуманной комплексной аналитической информации и прогнозирования развития ситуации под действием конкретных факторов. Итак, экспертная оценка состояния узловых проблем может включать выявления факторов и тенденций развития;
· ситуационно-факторный и системно-диагностический анализ развития региона дает возможность обосновать оптимальную стратегию управленческой деятельности. Итак, анализ развития региона ориентированный на выявление «точек роста» и иерархии проблем, которые определяют баланс целей и возможностей в принятии управленческих решений.
Итак, стратегия управления региональным развитием строится с учетом результатов много аспектного анализа состояния региона и его основных подсистем. На первом аналитическом этапе исследования обнаруживаются основные характеристики объекта, факторы влияния и взаимодействия в развития конкретных процессов, потом выясняются тенденции развития и определяются условия, за которые он будет оптимальной.
Для эффективного управления необходимо прежде всего получить комплексную и глубокую оценку состояния конкретного региона. Нужно знать точный экономический и социальный диагноз, чтобы не нарушить имеющегося баланса стабильности и поддержать новые начинания. Важно выяснить сильные стороны не только экономики, а и социальной структуры, по возможности лучшее знать слабые места, поскольку именно там будет осуществляться основная проверка потенциала власти.
Исследовательская работа по оценке социально-экономического развития региона ведется преимущественно за пятью основными направлениями:
· морфологический анализ региона: географическое положение, экологическая и географическая регионализация, поселковая и экономико-инфраструктурная карта региона;
· анализ производственного потенциала региона: развитие промышленности и АПК, транспорта, связи, торговли и обслуживание, финансовой системы, республиканской, областной и муниципальной собственности, внешнеэкономических связей;
· разработка компьютерной макромодели экономики региона: сведение в систему имеющихся данных экономического мониторинга, создание систем балансовых уравнений на основе расчета коэффициентов корреляции для региона, которые дают возможность постоянно пополнять оперативную базу данных и моделировать развитие хозяйственного комплекса и экономики региона;
· комплексный анализ населения: социально-демографические характеристики, занятость, межэтнические отношения, политическая структура, уровень жизни, качество развития социальной сферы, состояние общественной мысли (установка, оценка, ценности и ожидание населения);
· анализ информационных процессов: характер связей государственных структур управления и население региона, качество информирования население о деятельности региональных и местных администраций, способы и эффективность распространения информации в структурах самой администрации, роль печати в формировании общественной мысли и обеспечения взаимодействия граждан и политической власти. Это дает возможность получить системную картину состояния и тенденций развития региона, а также обнаружить основные (проблемные) линии связи между развитием разных процессов.
Соответственно общим целям и задач исследования необходимо получить на первом этапе информацию высокой управленческой ценности. На основе этой информации надо разработать оптимальную стратегию деятельности региональной администрации. С этой целью к работе привлекают экспертов-аналитиков, способных системно и глубоко изучать фактические данные о развитии тех или других конкретных процессов. Перед ними относятся определенные задачи по любом из основных направлений анализа:
оценить фактические данные и основные показатели, которые было проанализировано; определить факторы, которые влияют на развитие процессов (состояний) изучение;
обнаружить тенденции развития, грунтуясь на выделении доминантных факторов;
рассмотреть связь явлений изучение с другими социальными и экономическими процессами;
сформулировать выводы относительно возможностей и механизма управленческого регулирования.
Такой подход к собиранию и обработки информации дает возможность предоставить ей тематического и логически сравнительного вида. На практике все основные блоки исследования осуществляются параллельно, тем не менее в логике изложения для практических целей управления они подаются последовательно. Блоки исследования содержат результаты анализа состояния хозяйственного комплекса региона, качества естественной среды, главных характеристик населения, построения политической системы, формирование общественной мысли.
Комплексный системно-диагностический анализ есть фундаментом любого регионального исследования. Основной акцент в аналитической работе ставят, с одной стороны, на изучении характеристик населения и социальных процессов, а со второй -- на глубоком исследовании экономики, ее ведущих областей. При этом можно использовать два подхода: выявление разногласий, «узких мест», потенциально проблемных факторов; определение сильных сторон, источников стабильности, положительных начинаний, «точек роста» эффективности.
Главнейший объект управленческого влияния региональной администрации -- это люди с их интересами и потребностями, требованиями к власти и с конкретными ожиданиями. Итак, факторы социального поведения следует изучать очень тщательно. Анализируют демографическую ситуацию, этнополитический баланс, миграцию. Дают характеристики уровня жизнь, состояния рынка работы, анализируют развитие системы социального сервиса: торговли и обслуживание, здравоохранения, образовательной и культурной сфер, оценивают тенденции развития криминогенной ситуации и проявляют связи между этими процессами. Итак, рядом с экономическим потенциалом исследуют потенциал социальной активности и позиции разных групп населения. Это дает возможность определить отношения влиятельных социальных групп к политике регионального развития и довольно точно прогнозировать их реакцию в случае изменения административной стратегии.
Стратегию деятельности администрации разрабатывают соответственно установленным приоритетным целям. Иногда они не согласованы, тогда формируют несколько пакетов рекомендаций относительно оптимальной стратегии. Варианты компромиссной политики регионального развития могут быть обработаны лишь после проведения детального факторного и ресурсного анализа. На основе полученных результатов можно спроектировать структурные, инвестиционные, правовые условия, которые администрация способная создать для обеспечения режимов содействия.
2. Метод экономического районирования
Интегральное экономическое районирование. Под экономическим районированием понимают такое членение территории страны, которая выходит из объективных закономерностей территориального разделения труда, формирование территориально-производственных комплексов разных масштабов и структуры, необходимости сохранения экологического равновесия и гармонического развития экономики и культуры национально-территориальных образований и есть важнейшей предпосылкой действующего регионального программирования, проведение эффективной государственной политики.
Расширение функций территориальных органов власти в решении социально-экономических вопросов и прочие факторы предопределяют повышение интереса к проблемам экономического районирования, которое предусматривает максимальную дееспособность территориальных экономических систем и создания таких отношений между районами, которые бы оказывало содействие повышению эффективности общественного хозяйства. Этого можно достичь прежде всего за счет хозяйственной специализации районов соответственно их естественным и экономическим условиям.
Экономическое районирование оказывает содействие экономии материальных ценностей в сфере оборота, создает условия для сокращения аппарата управление, ускоряет решение социально-экономических задач.
Итак, система управления, которое предусматривает научно обоснованное районирование, будет не только более экономной сравнительно из современной, а и более гибкой, способной связывать в границах больших районов общегосударственные и местные интересы социально-экономического развития.
По данным исследований, целесообразной есть практика использования нескольких разных по назначению, то есть разноцелевых, сетей районирования, а именно макро-, и микрорайонов.
Экономический район -- это часть территории страны, целостное звено общественного хозяйства, которое выделяется специализацией, комплексностью, пропорциональностью развития производств и инфраструктуры.
Указанные признаки районов разных рангов неодинаковые: чем выше ранг района, тем большая комплексность отраслевой структуры хозяйства, разнообразная специализация, более разветвленные экономические связи, тем не менее выраженное территориально-экономическое единство.
Современная концепция экономического районирования состоит в признании дифференциации его целевой функции. При обосновании схем районирования необходимо учитывать не только условия районирования, а и объективные особенности, актуальные задачи управления социально-экономическим развитием районов на этом этапе.
Основными требованиями к схеме основных экономіко - географических районов есть:
· правильное отображение важнейших объективных особенностей территориального разделения труда в стране;
· детализация территориальных пропорций общественного хозяйства, учет его территориальной структуры;
· предусматривание более совершенных структур территориального управления.
Результаты районирования зависят от того, насколько полно учтенные его критерии и наиболее важные показатели элементов природы и общества. В частности, для изучения территориальной организации хозяйства, региональных аспектов взаимодействия общества и природы исключительно важное значение имеет микрорайонирование. Одним из его видов есть внутренне областное районирование. Оно обусловлено социальными и экономическими процессами, такими как урбанизация, возрастание территориальной концентрации производства, формирование территориальных систем хозяйства вследствие интеграции производства.
Внутренне областное районирование дает возможность научно обосновать развитие хозяйственных комплексов, изучать и регулировать взаимодействие хозяйства и естественной среды. Оно грунтуется на анализе естественных и социально-экономических процессов, явлений и факторов.
Потребность в новых комплексных природо-хозяйственных подходах к районированию для улучшения территориального управления подчеркивается в многих научных работах. Предлагается выделять районы территориального управления за тремя факторами: географическая среда (условия развития), экономический фактор (причины развития) и административное деление (условия управление). Комплексный подход к внутренне областному районированию обеспечивается при таких условиях:
1) учете отличий в специализации хозяйства внутри области и выявлении их постоянства и хозяйственной целесообразности;
2) выявлении районо-образовательного значения городов, промышленных узлов и других центров, которые развиваются вместе с возрастанием территориальной концентрации областей, специализации внутренне областного экономического района и определяют его место в иерархии районов высшего ранга;
3) анализе транспортно-экономических связей, их интенсивности и конфигурации, которые отображают характер территориальной организации хозяйства вокруг промышленных узлов и центров на базе определенных областей специализации;
4) в учете вероятности любых больших новостроек в районе, эксплуатации открытых источников естественных ресурсов и формировании разных локальных территориально-производственных комплексов с оценкой возможного их влияния на экономику района;
5) в учете особенностей отдельных частей области и района с чрезмерной заселенностью, заболоченностью, гористостью и другими компонентами естественной среды, которые заметно влияют на специализацию хозяйства.
Из приведенных выше предпосылок внутренне областного районирования важнейшей есть специализация отдельных частей области на выпуске определенных видов продукции.
При слабо выраженном географическом разделении труда внутри области районо образовательными факторами есть, прежде всего:
а) однородность специализации сельского хозяйства;
б) экономическое тяготение к тому или другого транспортного узла или участка железной дороги, плеса судоходной речки, а также к тому или другого центра в соседней области;
в) однородность и большая специфичность природно-ресурсного потенциала сравнительно с другой территорией области (например, повышенные лесистость, заболоченность и т.п.).
К главным критериям выделения внутренне областных районов относят производственную специализацию и комплексность развития. При этом важное значение для внутренне областного районирования имеют густота населения (в отдельности городского и сельского), его трудовые привычки, которые влияют на специализацию хозяйства отдельных районов, и т.п..
Основным критерием внутренне областного районирования считают наличие ядра (промышленного узла) со специализацией в границах большого экономического района. К районо образовательным факторам належат также сформированные локальные системы расселения и элементы инфраструктуры: сеть путей, система энергопотребления, сеть мест обслуживание население и кратковременного отдыха, а также строительная база.
Итак, характерными чертами для внутренне областного экономического района есть общность условий и процессов развития хозяйства и его взаимодействие с естественной средой. Эта общность определяет, прежде всего, ресурсный потенциал территории и сходство социально-экономических и естественных условий использование его компонентов. Итак, внутренне областной экономический район есть целостностью, которая получается природно-хозяйственным комплексом определенной местности в системе социально-экономических отношений.
Являются разные методики внутренне областного районирования, в зависимости от местных условий развития хозяйства, особенностей его территориальной организации при непременном единстве методологии районирование. В частности, возможное выделение внутренне областных районов на основе глубокого анализа совокупности физико-географических, экономических, исторических, транспортных и других условий развития и размещение хозяйства.
Выделение внутренне областных районов, который рассматривается как процесс, есть важным средством обработки, систематизации, обобщение и использование пространственной экономико-географической информации. В этом случае для него характерная комплексность охвата связей между естественными, производственными и разселенческими компонентами.
Районирование можно осуществлять дедуктивным («сверху») и индуктивным («снизу») методами. Методически более правильным есть районирование «сверху», поскольку дает общее представление о возможном диапазоне типов совокупности. Однако и оно не гарантирует точности результатов, поскольку не все его разнообразия факторов и условий районо образования, являются довольно продуктивными, активизируют мышление и помогают лучше оценить выделенные районы.
Особым методом внутренне областного районирования есть метод, который учитывает агломерацию производств хозяйства с последовательным использованием местных естественных и трудовых ресурсов или географического положения (например приморско- хозяйственный комплекс). Он состоит в определении контуров территориально-хозяйственных комплексов с учетом их энерго - производственных циклов.
Дальнейшее изучение внутренне областных районов требует проведение их типологизации за определенными признаками. Это своего рода стенографический метод, который дает возможность свести значительный объем информации к небольшому количеству категорий.
Один из вариантов внутренне областного районирования Украины за определенными признаками и принципами показан на рис. 14. Любой из внутренних районов области есть одной из нее функционально отличных частей. Между собою территории районов различаются более ограниченным набором специализированных областей при меньшей комплексности их хозяйства, чем по области в целом, частью которого они являются. В них также разные за размерами территории, количество населения, природно-хозяйственный потенциал, специализация и т.п.
Специализация внутренне областных районов отображает направление развития их хозяйственных комплексов, то есть деление общественной работы, что сложился исторически соответственно естественным, экономическим и другим особенностям территории. Поэтому важно обнаружить факторы, которые могут обусловить изменения направлений развития хозяйства и определить новые линии специализации районов, а также их значение для территориально-хозяйственных комплексов высших градаций.
Знание реальных возможностей и путей дальнейшего развития внутренне областных районов дает возможность более точно определить их параметры, состав и границы.
Внутренне областные районы, равно как и другие административные единицы, являются исторической категорией. С развитием общественного хозяйства и важными изменениями в территориальном делении границы и состав районов иногда значительно изменяются. В целом движимость сети внутренне областного районирования относительно большая сравнительно с сетью районов более высоких градаций. Нередко проведение одной транспортной магистрали, создание одного мощного индустриального узла или мощной оросительной системы могут обусловить образование новых или изменение границ внутренне областных районов. Еще более скорое может измениться направление специализации таких районов под влиянием индустриального, транспортного и большого сельскохозяйственного строительства. Тем не менее, в целом контуры внутренне областных районов остаются достаточно стойкими на протяжении продолжительного времени, которое дает возможность ставить конкретные задачи развития хозяйства на перспективу.
Отраслевое экономическое районирование. Задачами научно обоснованного отраслевого районирования есть:
1) выявление современной роли (места) и потенциальных возможностей разных территорий в развития производств;
2) изучение условий развития производства в каждом районе, особенностей приемов и методов хозяйствование, которое обеспечивают наиболее экономное использование ресурсов и рентабельность производства;
3) определение путей усовершенствования отраслевой комплексности, взаимодействия данной области с другими видами производства в районе, разногласий, трудности и региональных проблем, решение которых оказывает содействие повышению производительности общественной работы;
4) предусматривание изменений в естественной ситуации.
Главными признаками, за которыми осуществляется отраслевое районирование, есть специализация, концентрация, структура производства, система отраслевых центров, стойкость связей этого производства с другими областями в границах определенной территории, особенности балансов сырья и готовой продукции и т.п. Иногда отраслевые районы выделяют лишь за показателями специализации и отраслевой структуры производства. Тем не менее, для районирования их недостаточно, поскольку сопредельные территории с одинаковой специализацией могут значительно отличаться одна от одной путями повышения экономической эффективности производства, которое может стать отдельным признаком для выделения нескольких отраслевых районов.
Итак, с учетом изложенного, отраслевой экономический район -- это территория с определенным объединением областей и производств, которая имеет специфические условия, структуру, проблемы и перспективы развития, территориальную организацию и географическое положение.
· Отраслевые специализированные районы отличаются один от другого: естественными и экономическими условиями формирования;
· расстоянием к источникам сырья;
· топливно-энергетических ресурсов и мест потребления выработанной в районе готовой продукции;
· производственной специализацией и структурой;
· уровнем развития и степенью «зрелости»;
· особенностями территориальной организации производства и т.п..
В экономическом анализе отраслевых районов важно определить направление их развития и повышение эффективности производства. Для этого нужно:
· дать правильную экономическую оценку размещения области;
· определить факторы положительного или отрицательного влияния на его экономическую эффективность:
· определить возможные перспективы рационального размещения производств области.
Анализ отраслевых специализированных районов предусматривает изучение и обоснование:
· структуры и пропорциональности объединения производств;
· рационального уровня их развития и территориальной концентрации;
· территориально-производственных связей;
· экономически оправданных зон сбыта и потребление готовой продукции;
· перспектив развития и направлений эффективного использования капитальных вложений.
Определение и анализ отраслевых специализированных районов должны оказывать содействие:
· обеспечению рационального объединения отраслевого и территориального управления;
· правильному территориальному распределению капитальных вложений;
· усилению концентрации и кооперирование производств;
· специализации предприятий и рационализации хозяйственных связей между ними;
· созданию больших объединений, усовершенствованию территориального управления.
Разновидностью отраслевого экономического районирования есть выделение производственно-сбытовых зон. Главный метод промышленного и сельскохозяйственного производственно-сбытового зонирования -- определение экономических границ равнозначных производственно-транспортных затрат по одноименной или взаимозаменяемой продукции с следующим корректированием балансов производства и потребление.
Зонирование перевозок означает выделение наиболее выгодных зон распространения продукции из отдельных источников.
Размер зоны, которая потребляет выработанную продукцию, зависит:
· от степени дифференциации производственных затрат на разных предприятиях, которые вырабатывают продукцию определенного вида;
· от транспортных затрат, которые возрастают в меру отдаления пункта потребление от места производства.
Пункты, в которых продукция разных источников имеет одинаковую стоимость, образовывают систему грузового распределения, а линии, которые соединяют эти пункты, -- границы оптимальных зон распространения продукции. При этом в конкретных расчетах учитывается, кроме производства, разная стоимость перевозки продукции отдельными видами транспорта, на разных участках транспортных путей и в разных направлениях.


Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.