На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Cоциально-экономические эксперименты и их виды

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 05.12.2012. Сдан: 2012. Страниц: 29. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


СОДЕРЖАНИЕ
 
 
введение 2
1Социологические исследования 4
1.1 Социологическое исследование и его виды 4
1.2 Понятие методологии 8
1.3. Методы социологических исследований 13
1.4 Общая характеристика программы социологического исследования 22
2Социологическое исследование образа  жизни молодёжи Брянска 26
2.1 Понятие образа жизни 26
2.2 Анализ исследования образа жизни молодёжи 35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 45
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 47
Приложения
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
введение
Общественная  жизнь постоянно ставит перед  человеком множество вопросов, ответить на которые можно лишь с помощью  научного исследования, в частности  социологического. Однако не всякое исследование в области социологии является собственно социологическим. Их важно различать  потому, что сегодня часто приходится встречаться с произвольным толкованием  такого исследования, когда чуть ли не любая конкретно-социальная разработка той или иной обществоведческой  проблемы (особенно если при этом используются опросные методы) неправомерно называется социологическим исследованием.
Актуальность  данной  курсовой работы направлена на выявление необходимости изучения социологических исследований с помощью грамотно подобранных методов и программ.
Объектом изучения является сам процесс социологического исследования: формы и методы проведения исследования, формулировка проблемы, определение объекта и предмета исследования, определение целей и задач исследования, интерпретация и операционализация основных понятий, выдвижение рабочих гипотез, разработка рабочего плана исследования, обоснование выборки, разработка схемы сбора и анализа исходных данных.          Предметом - методология социологического исследования (техники, методы, процедуры).
Цель данной курсовой работы - изучить методологию, методы и программы социологического исследования, рассмотрев как теоретические аспекты  так и провести социологическое исследование образа жизни молодёжи в Брянске.
Задачи курсовой работы:
      изучить теоретические аспекты социологических исследований;
      рассмотреть образ жизни как объект социального проектирования;
      выявить проблему, объект, предмет, цели и задачи исследования образа жизни молодёжи;
      определить значение методов, методологий и программ в социологическом исследовании;
Социологическое исследование, как и любое другое исследование в любой дисциплине или науке, играет очень большое значение. Оно позволяет
исследователю двигаться  вперёд в его исследованиях, подтверждая  или опровергая свои домыслы и догадки, собирать и оценивать информацию о изучаемом явлении.
Социологическое исследование служит как бы связующим  звеном между теоретическими знаниями и реальной действительностью. Оно помогает
устанавливать новые закономерности развития общества в целом или  каких-либо его структурных элементов в частности. С помощью его можно решать очень большой круг вопросов и задач, анализируя полученные данные и давая конкретные рекомендации для разрешения проблемы.
Таким образом, роль социологического исследования в процессе изучения общества, а конкретно образа жизни молодёжи, трудно переоценить, поэтому именно оно и будет рассмотрено в данной курсовой работе.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
1Социологические исследования
1.1 Социологическое исследование и его виды
Как известно, типология  — это научный метод, основу которого составляет расчленение объектов, явлений  или процессов и их группирование  по общности каких-либо признаков. Необходимость  определения типов социологического исследования диктуется, прежде всего, тем, что уже в самом начале его проведения перед социологом возникают вопросы относительно выделения общего, особенного или  неповторимого в исследовании социальных объектов, явлений или процессов  общественной жизни. Если ему удается  обоснованно идентифицировать свое исследование с имеющимися видами, то это позволяет более эффективно использовать уже накопленный другими  исследователями опыт при организации  и проведении конкретно-социологического исследования.
В широком смысле социологическое исследование - это специфический вид систематической познавательной деятельности, направленной на исследование социальных объектов, отношений и процессов с целью получения новой информации и выявления закономерностей общественной жизни на основе теорий, методов и процедур, принятых в социологии.
 В более  узком смысле социологическое  исследование представляет собой  систему логически последовательных  методологических, методических и  организационно-технических процедур, подчиненных единой цели: получить  точные и объективные данные об изучаемом социальном объекте, явлении или процессе.
Иными словами, социологическое  исследование — это специфическая  разновидность социальных исследований, рассматривающая общество как целостную социокультурную систему и опирающаяся на особые методы и приемы сбора, обработки и анализа первичной информации, которые приняты в социологии.
При этом любое  социологическое исследование предполагает несколько этапов. Первый, или этап подготовки, состоит в обдумывании  целей, составлении программы и  плана, определении средств и  сроков проведения исследования, а  также в выборе способов анализа  и обработки социологической  информации. Второй этап предусматривает  сбор первичной социологической  информации — собранных необобщенных сведений в различных формах (записей  исследователей, выписок из документов, отдельных ответов опрашиваемых, и т. д.). Третий этап заключается  в подготовке собранной в ходе социологического исследования (анкетного  опроса, интервью, наблюдения, контент-анализа и других способов) информации к обработке, составлении программы обработки и собственно обработке полученной информации на ЭВМ.Четвертый, или заключительный этап — это анализ обработанной информации, подготовка научного отчета по итогам исследования, а также формулирование выводов и выработка рекомендаций и предложений для заказчика или иного субъекта управления, выступившего инициатором проведения социологического исследования.
Социологические исследования подразделяются по многим основаниям, и поэтому могут быть предложены различные их типологии  и классификации. Так, по характеру  добываемого социологического знания различают исследования теоретические  и эмпирические (конкретные). Для  теоретических социологических  исследований решающее значение имеет  глубокое обобщение накопленного фактического материала в области социальной жизни. В центре эмпирических исследований находятся накопление и сбор фактического материала в указанной области (на основе непосредственного наблюдения, опроса, анализа документов, данных статистики и других способов получения информации) и его первичная обработка, включая и начальный уровень обобщения. Однако было бы ошибкой разрывать, а тем более противопоставлять эмпирическое и теоретическое в социологическом исследовании. Это две стороны целостного исследования социальных явлений, постоянно взаимодействующие, дополняющие друг друга и взаимообогащающиеся.
 В зависимости  от того, проводятся они однократно  или многократно, социологические  исследования подразделяются на разовые и повторные. Первые позволяют получить представление о состоянии, положении, статике какого- либо социального объекта, явления или процесса в данный момент. Вторые используются для выявления динамики, изменений в их развитии. Количество повторных социологических исследований и временные интервалы между ними определяются их целями и содержанием. Разновидностью повторного социологического исследования является панельное, когда один и тот же социальный объект изучается по идентичной программе и методике через определенный интервал времени, благодаря чему появляется возможность установить тенденции его развития. Наиболее наглядный пример панельного социологического исследования — периодические переписи населения.
 По характеру  поставленных целей и задач,  а также по широте и глубине  анализа социального явления  или процесса социологические  исследования подразделяются на разведывательные, описательные и аналитические.
 Разведывательное (или пилотажное, зондажное) исследование наиболее простое; с его помощью можно решать весьма ограниченные задачи. По сути, это "обкатка" инструментария, т. е. методических документов: анкет, бланков- интервью, опросных листов, карточек наблюдения или карточек изучения документов. Программа такого исследования, как и сам инструментарий, упрощена. Обследуемые совокупности сравнительно невелики: от 20 до 100 человек. Разведывательное исследование, как правило, предваряет глубокое изучение той или иной проблемы. В ходе его проведения уточняются цели и задачи, гипотезы и предметная сфера, вопросы и их формулировка. Особенно важно такое исследование проводить тогда, когда проблема изучена недостаточно или вообще ставится впервые. С помощью разведывательного исследования получают оперативную социологическую информацию об изучаемом социальном объекте, явлении или процессе.
 Описательное  исследование — более сложный  социологический анализ. С его  помощью получают эмпирическую  информацию, дающую относительно  целостное представление об изучаемом  социальном объекте, явлении или  процессе. Обычно это исследование  проводится тогда, когда объектом  анализа является сравнительно  большая совокупность, отличающаяся  различными свойствами и характеристиками (например, трудовой коллектив крупного  предприятия, где работают люди  разных профессий, пола, возраста, имеющие различный стаж работы, и т. д.). Выделение в структуре  объекта изучения относительно  однородных групп (например, по  уровню образования, возрасту, профессии)  позволяет оценить и сравнить  интересующие социолога характеристики, выявить наличие или отсутствие  связей между ними. В описательном  исследовании могут быть применены  один или несколько методов  сбора эмпирических данных.
 Сочетание  различных методов повышает достоверность  и полноту социологической информации, позволяет сделать более глубокие  выводы и более обоснованные  рекомендации.
 Аналитическое  исследование — наиболее сложный  социологический анализ, позволяющий  не только описывать элементы  изучаемого объекта, явления или  процесса, но и выявлять их  причины. Поиск причинно-следственных  связей — основное назначение  данного исследования. Если описательным исследованием устанавливается лишь связь между характеристиками изучаемого явления, то аналитическим выясняется, носит ли эта связь причинный характер, и что является основной причиной, определяющей то или иное социальное явление. С помощью аналитического исследования изучается совокупность факторов, обусловливающих данное явление. Обычно их классифицируют как основные и не основные, постоянные и временные, контролируемые и неконтролируемые и т. д.
 Аналитическое  исследование невозможно без  детально разработанной программы  и четко отшлифованного инструментария. Обычно такое исследование проводят после разведывательного и описательного, в ходе которых собирают сведения, дающие предварительное представление об определенных элементах изучаемого социального объекта, явления или процесса. Аналитическое исследование чаще всего носит комплексный характер. По используемым методам оно намного разнообразнее, чем разведывательное и описательное.[7, 126с.]
 Как показывает  проведенный анализ, в основу  классификации социологических  исследований можно положить  концепцию структуры социологического  исследования. При таком подходе  основаниями для классификации  социологических исследований являются  структурные элементы социального  познания: предмет исследования, его  метод, тип субъекта исследования, условия и предпосылки исследования, получаемое знание. Каждое из  этих оснований, в свою очередь,  подразделяется на ряд подоснований и т. д.
1.2 Понятие методологии
Методология является основным критерием отбора наукой фактов и знаний об окружающем мире, поэтому  изучение методологии актуально  в наше время. С формальной точки  зрения, методология не связана с  сущностью знания о реальном мире, но скорее имеет дело с операциями, при помощи которых конструируется знание. Эмпирические социологические  исследования являются важным уровнем  социологического познания. Конкретные методологические части программы  исследований и методические приемы с одной стороны, должны отвечать необходимым требованиям, а с  другой - отвечать реальным возможностям их выполнения
Методологией  называют систему принципов научного исследования. Именно методология определяет, в какой мере собранные факты  могут служить реальным и надежным основанием объективного знания.
Если методология  содержательна, если она неотъемлемая функция теории, то соответственно в структуре самой теории можно  выделить несколько методологических уровней.
Наиболее высокий  уровень — всеобщая научная методология — выражение эвристической функции диалектико-материалистической философии, т.е. диалектический метод. Диалектический подход не привесок к конкретному социологическому исследованию. Это система принципов, которыми руководствуется социолог при разработке программы и процедур исследования. Так, диалектика утверждает, что качества или устойчивые свойства предмета (социального объекта в нашем случае) обнаруживаются как нечто сохраняющееся в многообразных отношениях этого предмета с другими. Отсюда вытекает методологический принцип, согласно которому следует предусмотреть определенные исследовательские процедуры, чтобы "схватить" именно устойчивые свойства объекта.
Как применяется  этот принцип на практике? Например, в исследовании структуры мотивов  трудовой деятельности мы должны были выявить некоторое устойчивое мотивационное "ядро" и своего рода "периферию" мотивационной структуры. Для каждой исторической эпохи характерно свое, специфическое ядро мотивов трудовой деятельности. По одной из возможных классификаций выделяем три основных типа стимулов: прямое принуждение (низший уровень стимулирования), экономическое стимулирование (средний), моральное, нравственное, идейное стимулирование (высший). Различные варианты сочетания этих трех типов стимулов в каждую данную эпоху составляют основное мотивационное ядро трудовой деятельности.
Всеобщее диалектическое правило, о котором идет речь, предписывает такой порядок действий, при котором  в исследовании должны быть предусмотрены  процедуры, позволяющие рассмотреть  общую структуру мотивов труда  в многообразии ее проявлений.
Можно провести анализ структуры мотивов трудовой деятельности в принципиально разных ситуациях. Мы выделяли в качестве наиболее значимых три типа конкретных ситуаций. Первая - проективная (воображаемая ситуация), в которой находятся выпускники школы, решающие вопрос о выборе первой профессии. Они оценивают различные преимущества и недостатки избираемой специальности. Особенность проективной ситуации в том, что здесь исключается влияние конкретных производственных условий, люди как бы отвлекаются от них. Выявляются не мотивы труда как таковые, но ценностные ориентации, так сказать, личностно-значимые нормативы оценки содержания и условий трудовой деятельности.
Второй тип  ситуации - реальная уравновешенная. В  ней находятся молодые рабочие, оценивающие положительные и  отрицательные стороны своей  реальной работы. Здесь мотивационная  структура выявляется в оптимальном  варианте. На нее влияют и содержание труда, и многообразные конкретные условия его организации, стимулирующие  или, напротив, сдерживающие активность рабочего.
Третий тип  ситуации — стрессовая или даже конфликтная. В такой ситуации находятся  рабочие, меняющие место работы, так  как по каким-то мотивам она их не устраивает. В этой ситуации выявляется "порог", предельная граница мотивационного ядра, за которым обнаруживаются такие элементы мотивации, которые составляют "периферию".
Сопоставляя данные, полученные при обследовании достаточно большой совокупности рабочих в  трех описанных ситуациях (причем выборочные группы должны быть выровнены по существенным признакам), мы обнаруживаем, что некоторые  мотивы трудовой деятельности постоянно  присутствуют во всех трех ситуациях (содержание труда, размер заработка, возможности  продвижения по работе, престиж профессии), другие - специфичны только для одной или нескольких ситуаций. Первая группа, по-видимому, и составляет мотивационное ядро, т.е. устойчивое сочетание, характеризующее отношение к труду в различных его состояниях и связях в данных социальных условиях (середина 60-х годов).
Диалектический  принцип требует, далее, рассматривать  социальные процессы в их развитии, изменении. Нельзя абсолютизировать существенные состояния отношения к труду, фиксируемые в определенных общественных условиях, распространять их на иные условия, не выяснив, имеются ли для этого  объективные основания. Анализ мотивации  отношения рабочих к труду, спустя 15 лет, позволяет обнаружить в ней  немаловажные изменения, объясняемые  изменениями в целостном образе жизни рабочих.
Этот пример показывает, как в правилах процедуры реализуется  общеметодологическое требование: рассматривать  явления и процессы в многообразии их связей и в динамике, таким  образом выявляя их устойчивые и изменчивые свойства.
Итак, в иерархии эвристических принципов научного познания верхний уровень принадлежит  всеобщей научной методологии, выражающей логико-гносеологическую функцию марксистской философии.       
 Следующий  "этаж" методологической пирамиды  занимают методологии различных  областей знания. Здесь мы обнаруживаем  и общую методологию социологического  исследования,   в   которой реализуется  эвристическая   функция общесоциологической теории.
Рассмотрим, как  действует эта функция при  разработке специальной социологической  теории личности.
Если  личность — результат социального  процесса, то нормы ее поведения  и ее социальные функции рассматриваются  как навязанные извне предписания. Но откуда "являются" эти предписания? Почему именно такие, а не иные позиции  и роли навязываются индивидам? Объясняется  это отношениями в сфере производства, социально закрепляющими ту или  иную структуру общественного разделения труда, структуру социальных позиций.
"Выбор"  ролевых предписаний в одних  социальных условиях для одних  социальных групп весьма широк,  а для других "выбора" вовсе  нет. Эталоны, по которым происходит  интериоризация ролей, также не заданы откуда-то, от "природы" человека как биологического существа. Они в основе своей — социально-культурные эталоны, возникшие как определенные ценностные ориентации, характерные для целых социальных групп. Эти ориентации, в свою очередь, не что иное, как отражение в форме потребностей и интересов людей их реального общественного положения, их реальных возможностей, определяемых социальной структурой и общественными отношениями.
Можно, следовательно, сказать, что общие социальные условия, определяя некоторые предписания, предопределяют также и характер восприятия личностью этих предписаний. Личность является и субъектом и  объектом исторического процесса и  в качестве субъекта сама влияет на исторический процесс, изменяя, преобразуя его. Но базой взаимодействия в нашей  схеме остаются объективные общественные отношения.[10, 521с.]
Выступая в  качестве прикладной логики, т.е. методологии  социологического исследования, общая  социологическая теория  помогает нащупать принципиальную структуру  и основные линии взаимосвязей в  изучаемом объекте.
Специальная (частная) методология есть выражение поисковой  функции специальной социологической  теории.    
 Подведем итог. Понятие "методология" — собирательный термин, имеющий различные аспекты. Всеобщая научная методология как выражение эвристической функции марксистской философии является методом поиска наиболее общих подходов к изучению предмета. Общесоциологическая методология, функцию которой выполняет философско-социологическая теория исторического материализма, дает указания относительно принципиальных основ разработки частных социологических теорий в соотнесении с их фактуальным базисом. Последние же, в свою очередь, содержат особые методологические функции, выступая в качестве прикладной логики исследования данной предметной области.
Понятие "методология" сохраняет также и более узкий  смысл, нередко употребляется в  нашей литературе в значении конкретно-научной  системы приемов исследования, в  частности измерения социальных характеристик, и в значении "металогики науки". Основная проблема, которая  здесь ставится, — вопрос о соотношении  между теорией и эмпирическими  данными,  между  различными  уровнями  научного обобщения, о теории и эксперименте.
1.3. Методы социологических исследований
 В отличие  от методологии методы  - это система более или менее формализованных правил сбора, обработки и анализа информации. Но и здесь методологические посылки играют важнейшую роль, прежде всего в выборе тех или иных приемов для изучения поставленной проблемы. Затем обнаруживается, что конструирование методики для изучения отдельных сторон вопроса так или иначе включает исходные посылки, касающиеся природы объекта в целом и отсюда - способов, с помощью которых мы должны извлечь необходимые сведения.
Метод — основной способ сбора, обработки или анализа данных.
Методы социологических  исследований:
1.Метод опроса в социологическом исследовании.
  Опрос - метод  сбора информации посредством  обращения с вопросами к определенной  группе людей (респондентам). В  90% маркетинговых исследований используется  данный метод. Выделяют:
      массовый опрос (случайно отобранная группа людей - неспециалистов по теме опроса);
      экспертный опрос (респонденты - специалисты по теме опроса);
      глубинное интервью, т.е. беседа по теме в свободной форме;
      фокусированный опрос, который предполагает сбор данных по конкретной ситуации с предварительной подготовкой респондентов;
      социометрический опрос служит для измерения внутригрупповых отношений.
 Особенности  метода опроса заключаются в  том, что информация отражает  социальную реальность с точки  зрения ее преломления в сознании  опрашиваемых, т.е. данный метод  позволяет работать с мнениями  людей. Особенность связана с  тем, что данный метод позволяет  получать первичную и разнообразную  информацию об отношении людей  к каким-либо событиям, о мотивах  поведения и ценностных ориентациях,  о характере отношений с другими  людьми. Данный метод позволяет  охватить массовую аудиторию,  но с этим связана относительная  дороговизна и высокая трудоемкость.
При проведении опроса группа опрашиваемых может подвергаться или однократному, или многократным обследованиям. В первом случае получается как бы поперечный срез данной группы по многим парамет-рам для фиксированного момента времени. Во втором случае одна и та же группа опрашиваемых, называемая панелью, неоднократно изучается в течение определенного периода времени. Выделяют качественные и количественные методы. Количественные методы:
      Методам опроса присущи следующие достоинства:
      Высокий уровень стандартизации, обусловленный тем, что всем респондентам задаются одни и те же вопросы с одинаковыми вариантами ответов на них;
      Возможность проведения статистического анализа заключается в использовании методов математической статистики и соответствующих пакетов прикладных программ для персональных компьютеров;
      Возможность анализировать полученные результаты применительно к конкретным рыночным сегментам обусловлена возможностью подразделить общую выборку на отдельные категории в соответствии с различными критериями (пол, возраст, образование, и т.п.).
2. Один из методов социологического исследования - наблюдение, под которым понимается сбор первичной социальной информации путем прямой и непосредственной регистрации исследователем событий и условий, в которых они имеют место, простейший метод сбора первичной информации, лежащей в основе других методов. Он заимствован из естественных наук, куда пришел из жизни. Однако наблюдение в обыденной жизни и научное наблюдение - не одно и то же. Научное наблюдение отличается планомерностью, систематичностью, последующей проверкой полученного результата.
 В специальной  литературе можно встретить различные  виды наблюдений: формализованные  и неформализованные, включенные, когда исследователь является  участником событий (например, журналист,  социолог меняют профессию, становясь  грузчиком, водителем такси, токарем  и т.д.), и невключенные, когда наблюдение осуществляется при условии невмешательства исследователя в изучаемые события. Есть полевые наблюдения, проводимые в естественной среде, в естественных условиях, и лабораторные, проводимые в специально созданных условиях. Последние чаще всего используются в рамках психологических и социально-психологических экспериментов.
Наблюдения бывают систематическими, проводимыми по заранее  жестко разработанному плану изучения объекта в течение определенного  времени, и несистематическими (кратковременными), проводимыми на стадии "разведки" в качестве первичной основы для  формулирования гипотез исследования или для контроля данных, полученных другими способами (из документов, с  помощью опросов и т.д.).
 Каждый вид  (тип) наблюдения имеет свои  положительные и отрицательные  стороны. Положительной стороной  включенного наблюдения является  то, что оно позволяет узнавать  все детали событий, их подоплеку,  движущие мотивы главных действующих  лиц. Негативные его стороны  - опасность утратить объективность  оценки изучаемого явления, так  как исследователь нередко отождествляет  себя с наблюдаемыми. В этой связи возникает сложность с подбором исполнителя. Целый ряд сфер жизни почти или полностью недоступен для наблюдения.
 Невключенное наблюдение значительно проще, но оно дает поверхностную информацию об изучаемом явлении. При таком наблюдении затруднено выявление мотивов действий людей, сравнительно пассивна роль наблюдателя.
 При всей  привлекательности наблюдения как  метода сбора социальной информации (простое и не требующее больших  финансовых затрат) у него есть  немало слабых мест. Прежде всего,  это трудности с обеспечением  репрезентативности (достоверности)  полученных данных. Наблюдатель  фиксирует относительно локальные  события, факты. Практически трудно  охватить большое количество  явлений. Отсюда возникает вероятность  ошибок в интерпретации событий, поступков людей с точки зрения их мотивов. Вероятность ошибок возможна еще и потому, что социолог не только наблюдает, у него всегда есть своя система (мера) отсчета. Опираясь на эту систему, социолог по-своему толкует, интерпретирует те или иные факты, события. Но при всей субъективности восприятия основное содержание материалов все-таки отражает объективную ситуацию. Практика не только подтверждает принципиальную способность наблюдения давать объективную информацию, но и является решающим средством выявления и преодоления субъективности результатов наблюдения. С целью получения объективной информации об изучаемом явлении, социальном факте используются следующие способы контроля: наблюдение за наблюдением; контроль другими методами; обращение к повторному наблюдению; исключение из записей оценочных терминов и т.п.
3.Метод анализа документов. Контент-анализ - метод анализа содержания текста документов.  Контент-анализ используется:
      Для изучения общественного мнения читателей;
      Для описания событий, явлений, социальных процессов и социальных изменений в обществе;
      Для интерпретации ответов на открытые вопросы анкет читателей
      анализ программ TV, радио;
      изучение имиджа лидера;
      изучение аудитории прессы, телеаудитории в том числе новых социальных явлений, формирующихся в обществе.
 Использовать  контент-анализ можно основного как основный метод, так и вспомогательный для иного.В качестве анализируемых документов используются: документальная официальная информация (правительственные материалы, заявления, данные статистики, текущие документы различных организаций, деловая корреспонденция, протоколы, финансовая отчетность и т.п.); данные из архива, публикации в СМИ, протоколы собраний и т.п.
Качественные  методы в социологии:
1.Метод фокус-группы.
 Фокус-группы - это другой полезный метод получения идей и предложений. В случае фокус-группы небольшая группа людей собирается вместе в помеще-нии, чтобы выяснить некоторые интересующие заказчика исследования вопросы. Дискуссия направляется модератором, который старается следовать примерному направлению вопроса, одновременно отмечая комментарии, сделанные каждым участником в ходе обсуждения. Таким образом, каждый собеседник остается открытым для мыслей другого и предо- ставляет свои соображения на суд остальных.
Фокус-группы являются одним из наиболее часто используемых методов маркетинговых исследований; они могут оказаться продуктивными в достижении многих целей, включая следующие: выдвижение гипотез, которые в дальнейшем могут быть проверены количественно, предоставление информации, которая может оказаться полезной при создании опросной анкеты, предоставление дополнительной базовой информации по товарным категориям, высказывание впечатлений по концепциям нового продукта.
Хотя фокус-группы различаются по размеру, большинство их составляет от 8 до 12 человек. Меньшие группы легко подчиняются мнению одного или двух человек; в больших по размеру могут установиться беспорядок и путаница, в связи с тем что люди должны будут долго ждать возможности ответить или поучаствовать в обсуждении. Респонденты обычно отбираются таким образом, чтобы группы были однородными, с минимальной возможностью конфликтов между членами группы по вопросам, не относящимся к предмету исследования, различиям в восприятии, опыте и способности к разговору.
2.Интервью.  Глубинное интервью является методом сбора информации, который представляет собой неструктурированную беседу респондента и интервьюера.
 Нарративное интервью - свободное повествование рассказчика (респондента) без всякого вмешательства со стороны интервьюера.
 Полуструктурированное интервью предусматривает составление общего плана разговора с перечислением тематических блоков.
 Биографическое - тематические блоки соответствуют жизненным циклам индивида;
 Лейтмотивное - отслеживание динамики какого-либо  аспекта жизнедеятельности индивида  на протяжении его биографического  пути;
 Фокусированное - получение более подробной информации  об одном из жизненных циклов  индивида.
 Экспертная  оценка - это компетентное мнение, мнение эксперта по какой-либо проблеме, находящихся в сфере его компетенции. Собираются они обычно в ходе экспертных интервью, то есть опросов лиц, профессионально разбирающихся в обсуждаемой проблеме.
 Вопрос отбора  экспертов - это вопрос о том,  кого можно считать экс-пертом в данной области - связан с обоснованием применения данного ме-тода и решается каждой раз в соответствии с целями и задачами исследова-ния, сформулированными в программе.
Среди несомненных  плюсов этого метода - тот, что экспертный опрос не требует большого количества участников.
 Еще одним  его плюсом является то, что  организация экспертного опроса  представляет собой относительно  простую работу. После того, как  определен круг экспертов, практически  все интересующие исследователя  вопросы можно адресовать экспертам  напрямую. Здесь нет необходимости  убеждать экспертов и актуальности  проблематики, а также готовить  инструкцию.
3.Тестирование.  В некоторых социологических исследованиях сведения о социальной совокупности приходится получать путем анализа данных об индивидах, составляющих данную общность. И в этом социологам помогает процедура тестирования. Тестом называется кратковременное испытание, с помощью которого измеряется уровень развития или степень выраженности некоторого психического свойства (черты, характеристики), а также совокупности психических свойств личности или же психических состояний (отношений, взаимовосприятие) групп и общностей.
 Непременная  особенность тестовой методики - многократный контроль информации  относительно измеряемой характеристики. В сущности, тест представляет  серию испытаний, по совокупному  выполнению которых определяется  степень выраженности данного  свойства. Тестовые показатели всегда  относительны.
 Обоснование  надежности теста можно искать  в корреляции с другими показателями, измеряющими то же свойство, и  с данными, измеряющими частные  составляющие данного свойства. Но важнейшие критерии обоснования  содержатся в теоретических представлениях  об объекте исследования. В основе  любой психодиагностической процедуры  - некоторая концепция личности, определенная "модель" человека.
Следует также  помнить, что обычно тест имеет так  называемый "ключ", т.е. сопровождается инструкцией, в которой указаны  правила итогового шкалирования по oтесту. Неопытный исследователь может принять за "ключ" весовые характеристики шкальных пунктов, часто указываемые в литературе. Но работа с тестом предполагает определенный порядок соотнесения пунктов по их "весам", причем в разных тестах - разный. Не зная "ключа", пользоваться тестом нельзя.
 Особенно  полезны в социологии групповые  тесты. Они весьма широко распространены  при изучении отношений в коллективах,  в прикладных исследованиях широкого  профиля. 
4. Измерение социальных установок.  В последнее время в связи с бурным всплеском социальной, в том числе и политической, активности населения особую актуальность приобрели исследования взаимоотношений различных групп общества (национальных, политических и т.д.), а также отношений между этими группами и социальными институтами (органами власти, ассоциациями, средствами массовой информации и др.).
Часто в основе таких, порой конфликтных взаимоотношений  лежит различие интересов, ценностных ориентаций или мировоззренческих  представлений, выступающих побудительным  мотивом массового поведения, не всегда принимающего социально благоприятную  форму. [3, 61с.]
Учитывая назревшую  актуальность использования точных и эффективных методик для  изучения новых социальных явлений  и процессов, порождённых перестройкой общественной жизни страны, в настоящем  разделе расскажем о правилах конструирования наиболее эффективных  шкал для измерения установок.
5. Шкала самооценок - это наиболее простой вид шкалы измерения установки. Она может быть сконструирована в форме обычного вопроса или в виде числовой оси с положительными и отрицательными градациями.
 При конструировании  шкалы самооценки в форме "традиционного"  вопроса её позиции обязательно  располагаются симметрично и  состоят из равного числа положительных  и отрицательных оценок, разделённых  "нейтральной" позицией.
6.Шкала ранжирования  отличается той особенностью, что результаты измерения установок при её помощи анализируются в соответствии с правилами, применимыми для ранговых шкал.
 Наиболее  простой приём измерения установок  по правилам такой шкалы - ранжирование  респондентами тех объектов, отношение  к которым с их стороны интересует  исследователя. Так, для выявления  шансов на успех того или  иного кандидата при многомандатных выборах респондентам предлагают расположить карточки с фамилиями кандидатов в порядке предпочтения. В этом случае все объекты значимы с точки зрения предмета исследования. Итог ранжирования даст информацию о шансах кандидатов быть избранными.
Более сложный  вариант измерения установок  при помощи ранговой шкалы - метод  парных сравнений. Суть его заключается  в том, что обозначенные на карточках  объекты (их наименования) для оценки парами поочерёдно показывают респондентам, предлагая указать более предпочтительный. При этом такой сравнительной  оценке подвергаются все возможные  сочетания пар объектов.
 Сложность  применения метода парных сравнений  заключается в том, что с  ростом числа объектов, подлежащих  оценке респондентом, резко возрастает  число пар.
 
  1.4 Общая характеристика программы социологического исследования
 Как уже отмечалось, социологическое исследование — это сложный процесс познавательной деятельности, в ходе которого социолог (субъект познания) последовательно осуществляет переход от одних качественных этапов познания к другим, от непонимания сущности исследуемого социального объекта к получению необходимых и достоверных знаний о нем. Какой бы ни была специфика конкретного социологического исследования, оно всегда проходит определенные этапы. В социологии выделяют, как правило, четыре основных этапа социологического исследования. Анализ показывает, что любое социологическое исследование начинается с разработки его программы, которую можно рассматривать в двух аспектах. С одной стороны, она представляет собой основной документ научного поиска, по которому можно судить о степени научной обоснованности того или иного социологического исследования. А с другой стороны, программа является определенной методологической моделью исследования, в которой фиксируются методологические принципы, цель и задачи исследования, а также способы их достижения. Кроме того, поскольку с разработки программы, собственно, и начинается социологическое исследование, то она представляет собой результат его первоначального этапа.
Таким образом, в  процессе разработки программы социологического исследования создается гносеологическая модель исследования, а также решаются вопросы его методологии, методики и техники. Любая программа социологического исследования должна удовлетворять  следующим основным требованиям: теоретико-методологической обоснованности; структурной полноте, т. е. наличию в ней всех структурных  элементов; логичности и последовательности ее частей и фрагментов; гибкости (она  не должна сковывать творческие возможности  социолога); ясности, четкости и понятности даже для неспециалистов.
Исходя из того что программа играет центральную  роль в социологическом исследовании, важно сформулировать функции, которые  указывают на ее предназначение и  раскрывают ее основное содержание.
1. Методологическая  функция заключается в том,  что из имеющегося многообразия  концептуальных подходов и аспектов  видения объекта она определяет  ту методологию, которую будет  применять социолог.
2. Методическая  функция предполагает конкретизацию  и обоснование методов исследования, т. е. получения социологической  информации, а также ее анализа  и обработки.
3. Гносеологическая функция обеспечивает снижение уровня неопределенности в понимании исследуемого объекта после разработки программы по сравнению с его пониманием до ее разработки.
4. Моделирующая  функция состоит в представлении  объекта как особой модели  социологического исследования, основных  его аспектов, этапов и процедур.
5. Программирующая  функция заключается в разработке  программы как таковой, представляющей  собой специфическую модель исследовательского  процесса, которая оптимизирует  и упорядочивает деятельность  социолога- исследователя.
6. Нормативная  функция указывает на наличие  программы, построенной в соответствии  с установленной структурой, как  основополагающего требования и  признака научности социологического  исследования. Программа задает  нормативные требования социологической  науки по отношению к конкретному  исследованию.
7. Организационная  функция предполагает распределение  обязанностей между членами исследовательского  коллектива, разделение и упорядочение  труда каждого социолога, контроль за ходом исследовательского процесса.
8. Эвристическая  функция обеспечивает поиск и  получение нового знания, процесс  проникновения в сущность изучаемого  объекта, открытие глубинных пластов,  а также переход от незнания  к знанию, от заблуждения к  истине.[8, 97с.]
 Отсутствие  или неполная разработанность  программы отличает спекулятивные  и недобросовестные исследования. Поэтому при проведении экспертизы  качества социологического исследования  особое внимание уделяется проверке  научной состоятельности его  программы. Невнимание к построению  корректной и полной в научном  плане программы существенно  сказывается на качестве проводимого  исследования, значительно сужает  познавательные возможности социолога,  а также снижает актуальность  и социальную значимость социологического  исследования и его результатов.
Важное значение социологическое исследование играет и при исследовании и разрешении проблем, возникающих в социальных, производственных и других сферах деятельности человека.
 Образ жизни  – достаточно выразительная характеристика повседневных форм жизнедеятельности личности, групп, общностей, активно влияющая на дееспособность страны. Он может оказывать как стимулирующее, так и сдерживающее влияние на развитие общества. Поэтому внимание к исследованию этого феномена социальной реальности всегда актуально. Во второй главе исследуем образ жизни молодёжи в Брянске.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
2 Социологическое исследование образа  жизни молодёжи Брянска
2.1 Понятие образа жизни
Анализ  механизмов функционирования и развития образа жизни приобретает большое  значение для понимания социальных изменений в обществе, в конкретных группах и структурах жизнедеятельности  личностей. Как правило, в исследовательской  практике решение этих задач связывается  с изучением идентичности, ментальности, социального мышления, конструирования  социальных представлений, общественно-политической и социальной активности. Используя богатый познавательный потенциал «образа жизни», философы, экономисты, социологи, историки пытались преодолеть господствовавшие в советской науке стереотипы объяснения механизмов социального воспроизводства. Идея целостности жизнедеятельности и ее целостного анализа тут просто-напросто «растворялась», поскольку изучались отдельные элементы образа жизни. Образ жизни – общесоциологическая категория, применяемая для характеристики:
1) совокупности  конкретных форм жизнедеятельности  людей во всех сферах общественной  жизни, складывающейся в качественно  определённый, упорядоченный способ  жизни; 
2) совокупности  социальных условий и способов  реализации потребностей людей.   
Данное понятие  отражает идею детерминации поведения  людей особенностями их среды  обитания: от географических – до ментальных характеристик.
Образ жизни  можно анализировать с количественной и качественной сторон. Первая сторона описывается понятиями и характеристиками «уклад жизни» и «уровень жизни»; вторая – понятиями «качество жизни» и «стиль жизни».
Уклад жизни – социально-экономическая категория, используемая для характеристики основных черт труда, быта представителей определенной социальной группы, общества или этногеографической группы. Это понятие фиксирует, прежде всего, производственные характеристики жизнедеятельности. Городской образ жизни в этом плане характеризуется как промышленный.
Уровень жизни – совокупность количественно измеряемых параметров образа жизни. Анализируя уровень жизни, можно выделить два аспекта:           
1) психофизиологический  – темп, ритм, интенсивность и  т.п.;
2) экономический  – стандарт жизни, выражающий  степень удовлетворения материальных  и культурных потребностей людей  в смысле обеспеченности потребительскими  благами: размер оплаты труда, доход, объём потребления благ и услуг, уровень потребления товаров, продолжительность рабочего и свободного времени, жилищные условия, уровень образования, здравоохранения и др. Существуют различные показатели уровня жизни и методики их расчёта.
Качество жизни – это мера взаимодействия между средой и её использованием, мера оценки степени удовлетворения материальных и духовных потребностей, не поддающихся прямому количественному измерению (содержательность труда, досуга, уровень рекреации, уровень социального комфорта, уровень личностной самореализации и др.). Ряд авторов относят сюда и качество жилищ, качество функционирования социальных институтов, личную физическую безопасность, социальное обеспечение и т.п. Перечень огромен, вплоть до эстетики среды. Практически это перечисление всего, что нужно. Понятие используется для сравнительного анализа образов жизни.
 
Стиль жизни – социально-психологическая категория для характеристики повседневного поведения людей и социальных групп. Данное понятие фиксирует внимание на субъективной стороне повседневной жизни: специфике мотивации, способах и формах обоснования поступков, привычных для отдельных групп форм поведения, способах самореализации и самопрезентации. Стилевые особенности жизнедеятельности носят локальный и индивидуальный характер.[5, 60с.]
Категория "образ жизни" широко используется представителями различных дисциплин, связанных с изучением общественной и культурной жизни людей: экономики, социологии, социальной психологии, истории, теории культуры и т.п. Актуальность изучения образа жизни людей в современных условиях связана прежде всего с практикой целенаправленных социокультурных изменений. В настоящее время стало очевидным, что ускорение общественных процессов, изменение структурных компонент экономики во многом обусловили динамику качественных, содержательных характеристик жизнедеятельности людей
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.