На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Финансовая система. Государственный бюджет

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 05.12.2012. Сдан: 2012. Страниц: 17. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Федеральное агентство образования
Санкт-Петербургский университет
сервиса и экономики
 
 
 
 
 
 
 
Реферат
по дисциплине
 
 
 
государственное регулирование экономики
 
«Финансовая система. Государственный бюджет»
 
 
 
 
 
 
 
Выполнила:
Студентка 3 курса заочного отделения
Специальность: 080502
Цупринова Евгения Сергеевна
Паспорт №  5810 038121
       
 
 
 
 
 
 
 
 
 
г. Великие Луки
2012 год
 
 

Введение

Анализ закономерностей  развития финансов в разных условиях общественного воспроизводства  свидетельствует о наличии общих  признаков в их содержании. Это  обусловлено сохранением объективных причин и условий функционирования финансов.
Однако общие признаки всех финансовых отношений не исключают  определенные различия между ними.
В связи с этим финансовая система представляет собой совокупность различных сфер (звеньев) финансовых отношений, каждая из которых характеризуется особенностями в формировании и использовании фондов денежных средств, различной ролью в общественном воспроизводстве.
Актуальность данной темы заключается в особой важности, для настоящего момента развития страны, как качественного функционирования финансовой системы в целом, так и её составляющих.
 

Финансовая система

Термин «финансы» происходит от лат. «financia», что означает платеж. Впервые со значением «денежный платеж» он начал широко использоваться в 13-15 вв. в Италии, города которой (Флоренция, Венеция, Генуя) являлись в то время крупными центрами торговли, денежных расчетов и банковского дела. В дальнейшем термин «финансы» получил международное распространение и стал употребляться как понятие, связанное с системой денежных отношений, образованием денежных ресурсов, мобилизуемых государством для выполнения своих функций.
В условиях товарно-денежных отношений любая экономическая  структура не может функционировать  без нормально организованного  потока денежных средств между государством и производственными структурами, государством и различными слоями населения, между регионами и отдельными государствами. Такие денежные потоки отражают процессы реальной жизни общества, устанавливая связи и отношения между гражданами и юридическими учреждениями (фирмами, акционерными обществами, агропроизводителями, институтами культуры и т. д.). Через финансовый механизм государство (правительство) реализует все свои функции по управлению, ограничению, контролю и аудиту за функционирующими производственными и финансовыми структурами. В ходе выполнения этих функций финансы используются в качестве индикатора роста национальной экономики, роста благосостояния, а также как инструмент устранения негативных моментов в экономическом росте. Они стимулируют снижение издержек производства и их конкурентоспособность на мировом рынке, формируют структуру производства, межотраслевые и территориальные пропорции.
Следовательно, финансы  как экономическая категория  представляет собой экономические отношения по поводу распределения и использования фондов денежных средств для обеспечения общественных потребностей.
Финансовая система - это совокупность разнообразных  видов фондов финансовых ресурсов, сконцентрированных в распоряжении государства, нефинансового сектора экономики (хозяйствующих субъектов), отдельных финансовых институтов и населения (домохозяйств) для выполнения возложенных на них функций, а также для удовлетворения экономических и социальных потребностей.
Финансовая система государства является отображением форм и методов конкретного использования финансов в экономике.
Финансовые системы некоторых  государств могут отличаться по своей  структуре, но они все имеют общий  признак - это различные фонды  финансовых ресурсов, которые отличаются по методам мобилизации и их использованию, однако, тесно связаны между собой, имеют прямое и обратное влияние на экономические и социальные процессы в государстве, а также на формирование и использование фондов финансовых ресурсов в разрезе отдельных звеньев.
Становление финансовых отношений  происходит одновременно с развитием  товарно-денежных отношений в целях  обслуживания потребностей государства  в организации экономической  и культурной жизни, содержании аппарата управления, армии, здравоохранения, образования, пенсионного обеспечения и т. д.
Следует уяснить, что финансовые отношения - понятие более узкое, чем денежные отношения; они являются их составной  частью. Если денежные отношения охватывают все экономические отношения, связанные  с выполнением функций денег, то финансовые отношения связаны с движением фондов денежных средств производственного и непроизводственного назначения.
В финансовые отношения не входят денежные отношения, связанные с  товарным и денежным обращением в  розничной торговле; с оплатой транспортных, бытовых, коммунальных, зрелищных и прочих услуг, с движением денег при их дарении и наследовании.
Из всего многообразия денежных связей общества система финансовых отношений включает:
1) денежные отношения, складывающиеся между предприятиями как хозяйствующими субъектами. Они заключаются во взаимных платежных обязательствах поставщиков и покупателей, системе штрафных санкций за их нарушение, материальном вознаграждении за выполнение особых требований заказчика и пр.;
2) денежные отношения, складывающиеся между государством и предприятиями. Они охватывают систему платежей в госбюджет, отчисления в различные фонды и организации отраслевого и территориального уровней;
3) денежные отношения между предприятиями  и банковской системой, возникающие по поводу получения и погашения кредитов;
4) денежные отношения, складывающиеся  внутри предприятий: во-первых, между  предприятием в целом и его  структурными подразделениями; во-вторых, между предприятием и работником  по поводу оплаты труда;
5) денежные отношения между государственными органами различных уровней управления по поводу распределения дифференциальной ренты, финансирования природоохранных мероприятий и пр.;
6) денежные отношения между государством  и населением по поводу получения  выплат и льгот из общественных фондов потребления и т.д.
Таким образом, субъектами финансовых отношений выступают государство, предприятия, организации и работники  предприятий, граждане. А объектом финансовых отношений являются финансовые ресурсы, которые включают чистый доход, амортизационные отчисления на реновацию, налоги и неналоговые платежи, финансовые резервы, часть средств общественных организаций и пр.
Сущность и роль финансов проявляется  в их функциях. Финансы призваны выполнять, прежде всего, две основные функции: распределительную и контрольную. Распределительная функция заключается в первичном и вторичном распределении (перераспределении) чистого дохода. Первичное распределение обеспечивает процесс расширенного воспроизводства, вторичное - образование и пополнение централизованных денежных фондов государства, необходимых для выполнения возложенных на него функций. В результате формируются и используются целевые денежные фонды государства, субъектов хозяйствования и доходов населения. Контрольная функция проявляется в осуществлении контроля за распределением и использованием финансовых ресурсов. Она реализуется посредством финансовой информации, выражающейся в различных финансовых показателях (прибыль, рентабельность, выручка, и пр.). Эти показатели позволяют контролировать соблюдение установленных норм и нормативов, эффективность экономических процессов как на микро-, так и на макроуровне.
Вместе с тем, иногда выделяют, кроме  названных, воспроизводственную и  стимулирующую функции финансов. Воспроизводственная функция состоит в том, что финансы играют важную роль в процессе производства товаров и услуг, кругооборота основных фондов, подготовки квалифицированной рабочей силы. Увеличение инвестиций создает предпосылки для накопления, расширения основных фондов. Рост социальных расходов, направляемых на образование, здравоохранение, социальное обеспечение, страхование, создает условия для подготовки и воспроизводства квалифицированной рабочей силы. Стимулирующая роль финансов способствует расширению и совершенствованию производства, полной занятости, развитию научно-технического сотрудничества, внедрению инноваций.
Эти функции финансы выполняют  через финансовую систему, представляющую собой совокупность финансовых отношений  и соответствующих им финансовых учреждений, организующих образование, распределение и использование денежных фондов.

Первичные и вторичные  финансы.

На уровне микроэкономики - на предприятиях и в домашних хозяйствах - образуются первичные финансы. Здесь  собственники факторов производства применяют труд и его вещественные условия для получения первичных доходов, в том числе денежных средств. Эта исходная финансовая деятельность включает два момента: образование денежных средств (что происходит посредством начального распределения доходов) и расходования таких средств. 
            На уровне микроэкономики доходы и расходы балансируются (уравновешиваются) следующим образом. На предприятиях состояние финансов отражается в счете прибылей и убытков (затрат). В домашнем хозяйстве полученные доходы (от использования факторов производства) сопоставляются с расходами (затратами на текущее потребление и сбережения). 
           Первичные финансы на уровне макроэкономики служат базой вторичных финансов государства. Они образуются в результате последующего распределения (или перераспределения) доходов главным образом с помощью налогов. Налоги - обязательные платежи предприятий и населения, которые государство взимает с учетом величины первичных доходов.
Финансовые отношения.
Финансовые отношения - это экономические отношения между субъектами, которые связаны с формированием, распределением и использованием денежных средств с целью обеспечения потребностей государства, предприятий (организаций, учреждений) и граждан. Характер и содержание финансовых отношений определяются характером денежных отношений. 
При создании, функционировании и ликвидации хозяйствующие субъекты вступают в различные финансовые отношения с учетом специфики их организационно-правового статуса.

Классификация финансовых отношений.

Финансовые отношения  можно разделить на следующие  основные группы: 
1. Отношения с другими самостоятельно хозяйствующими субъектами различных форм собственности, возникшими с целью образования и распределения выручки и осуществления внереализационных операций, включая. 
2. Отношения самостоятельно хозяйствующих субъектов и физических лиц через акции, облигации и другие ценные бумаги. 
3. Отношения предприятия как юридического лица и персонала. 
4. Отношения, основанные на трудовых отношениях, внутри предприятия. 
5. Отношения головного предприятия (холдинга) с его дочерними предприятиями и филиалами. 
6. Отношения предприятия с бюджетом и внебюджетными фондами, а также фискальными (налоговыми) органами при уплате налогов и обязательных сборов. 
7. Отношения предприятия с финансово-кредитными учреждениями (банками, инвестиционными компаниями, фондами).

Международные финансовые отношения.

Экономического сотрудничество между государствами предполагает наличие международных финансовых отношений. За последние годы значительно расширились межгосударственные финансовые, кредитные, расчетные и валютные отношения. Являясь одной из форм экономического, научно-технического и культурного сотрудничества между государствами, эти отношения вместе с тем имеют специфические особенности.       Учет этих особенностей позволяет объединить указанные отношения в одну группу международных финансовых отношений. Динамичное развитие международных финансовых отношений привело к созданию международных финансовых организаций и образованию мировых финансовых центров.

Бюджетный федерализм.

БЮДЖЕТНЫЙ ФЕДЕРАЛИЗМ - устройство бюджетной системы государства, при котором каждый из уровней  государственной власти располагает  собственным бюджетом и действует в пределах закрепленных за ним бюджетных полномочий. Форма автономного функционирования бюджетов различных уровней государственной власти основана на четких, закрепленных законодательством нормах. Термин «бюджетный федерализм» употребляется в мировой экономической литературе не только в отношении государств, имеющих федеративное устройство, но и в отношении унитарных государств, поскольку характеризует главным образом экономический аспект межбюджетных отношений.
Основными принципами бюджетного федерализма являются: равноправие всех субъектов федерации в их финансовых отношениях с центром; разграничение сфер финансовой деятельности и ответственности между центром и субъектами федерации; самостоятельность бюджетов различных уровней. Для Российской Федерации с ее огромной территорией, географической протяженностью, федеративным характером государственного устройства, исторической и национальной спецификой отдельных регионов совершенствование модели бюджетного федерализма имеет исключительно важное значение.

Направления финансового  регулирования со стороны государства, программы государственных затрат

Финансовая политика - мероприятия государства по мобилизации финансовых ресурсов, их распределению и использованию на основе финансового законодательства страны. Выделяются две формы финансовой политики - фискальная, т.е. политика в области налогообложения, и бюджетная, т.е. политика в области расходования бюджетных средств. В основе финансовой политики лежат теоретические концепции государственных финансов.
Так, кейнсианство основывается на том, что проблемы расширенного воспроизводства надо решать с позиций обеспечения эффективного спроса, недостаток которого провоцирует экономические кризисы; что капиталистическая система не может сама регулироваться без вмешательства государства и главный инструмент регулирования экономики - бюджетная политика. На государство и финансовую политику в целом сторонники кейнсианства возлагают задачи обеспечения занятости рабочей силы и производственного оборудования. Государственные расходы рассматриваются ими как важный фактор достижения эффективного спроса. Правительственный спрос, обеспечиваемый налогами и займами, должен оживить предпринимательскую активность и привести к росту национального дохода и занятости. Эта концепция основывается на принципе дефицитного финансирования, т.е. допускается дефицит госбюджета для обеспечения необходимого размера государственных расходов, который покрывается с помощью займов.
Неоконсервативная стратегия - теория экономики предложения - основывается на ограничении вмешательства государства в хозяйственную жизнь, особенно в социальную область. Главная задача - увеличение объема предложения, стимулирование производства, повышение его эффективности. Государство должно помогать предпринимателю. В области финансов это выражается в сокращении объема перераспределяемого через финансовую систему национального дохода, снижение размеров социальных расходов, стимулирование роста сбережений как источника производственного инвестирования. Налоги должны быть сокращены, уменьшена степень их прогрессивности. Выдвигается необходимость борьбы с бюджетным дефицитом и порождаемой им инфляцией. В структуре государственных расходов, по мнению неоконсерваторов, должен быть увеличен удельный вес затрат, связанных с поощрением НТП, развитием образования, науки. Налоговая политика должна быть «нейтральной» для развития экономики, дающей простор рыночным силам. Они придерживаются также позиции ежегодного балансирования бюджета.
Направления финансовой политики зависят от экономического состояния страны. Кризисное положение экономики предопределяет финансовую политику, направленную, с одной стороны, на прекращение спада производства и его стимулирование (например, в виде отдельных налоговых льгот производителям), на мобилизацию финансовых ресурсов в целях их эффективного вложения в отдельные отрасли экономики, а с другой - на сдерживание всех социальных программ, сокращение расходов на оборону и т.п. Соответственно при переходе экономики в другое состояние меняются направления финансовой политики.
Усиление роли государства  в перераспределении национального  дохода проявляется в разработке и реализации программ государственных затрат - программ, охватывающих основные направления финансового регулирования: затраты на научные исследования, воспроизводство квалифицированной рабочей силы, государственное потребление и военные расходы, затраты на социальные цели (социальную инфраструктуру), улучшение воспроизводства капитала, расширение потребительского рынка, охрану окружающей среды, социальное страхование, расширение производственной инфраструктуры.
Среди методов финансового  регулирования выделяются прямые и  косвенные. Прямые методы финансового регулирования - финансирование средствами государственного бюджета затрат на расширенное воспроизводство, непроизводительные расходы государства, развитие инфраструктуры, научные исследования, проведение структурной политики, содержание военно-промышленного комплекса. Косвенные методы финансового регулирования - воздействие на финансовые возможности производителей товаров и услуг и на размеры потребительского спроса через налоговую систему.
 

Финансовая политика.

Под финансовой политикой  понимают комплекс мероприятий государства  по использованию финансовых отношений, мобилизации финансовых ресурсов, их распределению и использованию на основе финансового законодательства. Финансовая политика государства является лишь средством осуществления его социально-экономической политики и выполняет вспомогательную роль.
Именно в рамках социально-экономической политики может разрабатываться и проводиться в жизнь эффективная финансовая политика.
По содержанию финансовая политика предполагает:
·  разработку общей концепции такой политики, определение ее основных направлений, целей, задач;
·  создание адекватного финансового механизма – системы установленных государством форм, видов и методов организации финансовых отношений;
·  управление финансовой деятельностью государства и других субъектов хозяйственных отношений.
Финансовая  политика состоит из следующих главных компонентов:
      налоговой политики;
      бюджетной политики;
      денежно-кредитной политики;
      ценовой политики;
      таможенной политики;
      социальной политики;
      инвестиционной политики;
      политики в области международных финансов.
Финансовая  политика РФ основывается на следующей системе социально-экономических приоритетов:
·  достижение социальной стабильности в обществе;
·  оздоровление государственных финансов;
·  восстановление нормального функционирования кредитной системы;
·  поддержка сбалансированности натурально-вещественных и денежных потоков;
·  достижение финансово-экономической самостоятельности и усиление ответственности регионов в рамках единого федеративного государства;
·  создание равных условий в бюджетно-налоговой сфере для регионов;
·  создание условий по пресечению финансовых злоупотреблений и коррупции.
К основным задачам финансовой политики можно отнести:
      обеспечение условий для формирования максимально возможных финансовых ресурсов;
      установление рационального с точки зрения государства распределения и использования финансовых ресурсов;
      организацию регулирования и стимулирования экономических и социальных процессов финансовыми методами;
      выработку инструментов финансового механизма и его развитие в соответствии с изменяющимися целями и задачами стратегии;
      создание эффективной и максимально деловой системы оперативного управления финансами.
 

Государственный бюджет.

Центральное звено финансовой системы представлено государственным  бюджетом. Государственный бюджет - это роспись денежных доходов и расходов государства. Он представляет собой централизованный фонд денежных ресурсов, которым располагает правительство страны для содержания государственного аппарата, вооруженных сил, а также выполнения необходимых социально-экономических функций. В нем объединяются все основные финансовые институты - расходы, различные виды доходов, государственные займы. Проект бюджета ежегодно обсуждается и принимается законодательным органом страны.
Построение  бюджета основано на соблюдении определенных принципов:
1. Принцип единства - сосредоточение  в бюджете всех расходов и  всех доходов государства. В  государстве должны существовать  единая бюджетная система, единообразие  финансовых документов и бюджетной  классификации.
2. Принцип полноты означает, что по каждой статье бюджета учитываются все затраты и все поступления.
3. Принцип реальности  предполагает правдивое отражение  доходов и расходов государства.
4. Принцип гласности  - это обязательное информирование  населения об основных расходах и источниках доходов.
В настоящее время  не все эти принципы строго соблюдаются (особенно принципы полноты и единства), однако отсутствие обезличенности финансового  фонда, которым распоряжаются правительства  разных уровней, и четкое разграничение  источников поступлений средств в распоряжение центрального правительства и местных органов власти являются важнейшей особенностью современных государственных бюджетов развитых стран.
Бюджетная система выполняет  три функции: фискальную - создание финансовой базы функционирования государства в условиях фактического отсутствия у него собственных доходов; функцию экономического регулирования - использование налогов для проведения своей экономической политики; социальную - использование государственного бюджета для перераспределения национального дохода.
Главная функция госбюджета - проведение в жизнь финансовой политики, организация выполнения финансовой программы правительства. Через  него распределяется более половины вновь созданной стоимости. Концентрируемые  в руках государства крупные финансовые ресурсы являются материальной основой его деятельности, создают широкие возможности для его активного вмешательства в хозяйственную жизнь.
Госбюджет служит катализатором  развития НТП в условиях резкого  обострения конкуренции на мировых рынках. В начале 90-х годов доля государства в финансировании НИОКР составляла в западных странах от 40 до 60%. Государство не только стимулирует процесс накопления, но и воздействует на реализацию общественного продукта, создавая дополнительный спрос через государственные закупки товаров и услуг. Гарантированный государственный рынок наряду с перераспределением совокупного платежеспособного спроса позволяет частично разрешать противоречие между производством и потреблением.
Структура государственного бюджета в каждой стране имеет свои национальные особенности. Они зависят от характера административной системы, структурных особенностей экономики, ряда других факторов. Госбюджет всегда представляет собой компромисс между основными группами носителей различных социально-экономических интересов в стране: между работодателями и наемными работниками, между центром и регионами, между отраслями и фирмами - и сопровождается борьбой в парламенте, партиях, печати.

Расходы государственного бюджета.

Это расходы государства, связанные с выполнением им функций политического, социального и хозяйственного регулирования. Выделяется несколько классификаций государственных расходов: народнохозяйственная, институциональная, функциональная.
Народнохозяйственная  классификация государственных расходов подразумевает выделение в них трансформационных и трансфертных расходов. Трансформационные расходы - это такие расходы, в обмен на которые государство получает товары или услуги. Это - государственные инвестиции, государственное потребление товаров и услуг, выплаты заработной платы из бюджета. Трансфертные расходы осуществляются безвозмездно. Это - субсидии, пособия домохозяйствам, расходы на социальное обеспечение, переводы государственным предприятиям и учреждениям.
Институциональная классификация государственных расходов.
Это распределение средств по министерствам, департаментам. Она не дает представления об эффективности и рациональности использования средств.
Функциональная классификация  государственных расходов (по целевому назначению) дает представление о приоритетах экономических действий государства: оборона, образование, НИОКР, социальное обеспечение.
Каковы тенденции развития государственных расходов? Наиболее активно развиваются трансфертные платежи, медленнее - трансформационные расходы, стагнируют государственные инвестиции. В целом происходит увеличение доли государственных расходов в ВНП. Но при этом надо учитывать, что цены на товары и услуги, приобретаемые государством, растут, как правило, быстрее цен для частного сектора, т.е. на деле усиление государственной активности несколько меньше.
Свойства государственных  расходов состоят в их подвижности - в период экономического роста  они уменьшаются, а в периоды  кризисов - возрастают.

Структура расходов государственного бюджета.

Структура расходов государственных  бюджетов развитых стран отражает направления  и цели экономической политики государства. Эти расходы подразделяются на: затраты  на социальные нужды (40 - 50 % госбюджета), затраты на хозяйственные нужды (10 - 20%), расходы на вооружение и материальное обеспечение внешней политики (10 - 20%), административно-управленческие расходы (5 - 10%), платежи по государственному долгу (до 7 - 8%). Структура расходов государственного бюджета оказывает регулирующее воздействие на размеры спроса и капиталовложений, а также на отраслевую и региональную структуру экономики, национальную конкурентоспособность на мировых рынках.
Первое место в бюджетных  расходах занимают социальные статьи: социальные пособия, образование, здравоохранение и др. В этом проявляется главное направление бюджетной политики, как и всей государственной экономической политики в целом - стабилизация, укрепление и приспособление существующего социально-экономического строя к изменяющимся условиям. Эти расходы призваны смягчить дифференциацию социальных групп, свойственную рыночному хозяйству. Впрочем, облегчение доступа представителей относительно менее обеспеченных слоев к получению квалификации, достойному медицинскому обслуживанию, гарантированной минимальной пенсии и сносному жилью не только играет социально стабилизирующую роль, но и обеспечивает хозяйство важнейшим фактором производства - квалифицированной и здоровой рабочей силой, а значит, увеличивает национальное богатство страны.
В затратах на хозяйственные нужды обычно выделяют бюджетные субсидии сельскому хозяйству, капиталовложения в инфраструктуру, дотации государственным предприятиям, расходы на осуществление государственных программ. В периоды кризисов и депрессий расходы государственного бюджета на хозяйственные цели, как правило, растут, а во время «перегрева» конъюнктуры - сокращаются.
Расходы на вооружение и  материальное обеспечение внешней  политики, а также административно-управленческие расходы (содержание правительственных  органов, полиции, юстиции и проч.) воздействуют на структуру спроса, расширяя его объемы.
Расходы на кредитование экспорта, страхование экспортных кредитов и вывозимого капитала, финансируемые  из бюджета, стимулируют экспорт  и в долгосрочном плане улучшают платежный баланс, открывают для экономики страны новые зарубежные рынки, способствуют укреплению национальной валюты, обеспечению поставок на внутренний рынок необходимых товаров из-за рубежа. Это внешнеэкономический аспект политики бюджетных расходов.
Действенность государственного регулирования экономики с помощью бюджетных расходов зависит, во-первых, от относительных размеров расходуемых сумм (их доли в ВВП); во-вторых, от структуры этих расходов; в-третьих, от эффективности использования каждой единицы расходуемых средств. Поскольку уровень развития ГРЭ, его конкретные цели, национальный опыт программирования, доли государственной собственности в экономике в разных странах неодинаковы, постольку различна и роль бюджетных расходов в хозяйстве.

Доходы государственного бюджета.

Доходы государственного бюджета - налоги, взимаемые центральными и местными органами власти, государственные займы, поступления внебюджетных (целевых) фондов, неналоговые поступления: доходы от государственной собственности, государственной торговли, международного туризма, а также эмиссия бумажных денег.
Существуют различные  классификации доходных источников государства. Первая - это деление  доходов на налоги и неналоговые  поступления (сборы, взносы). Вторая - на обычные (постоянные) и чрезвычайные (периодические) доходы. Так, кредиты раньше служили чрезвычайным источником доходов, сейчас они стали постоянным. Третья - на доходы от государственного и частного сектора. В свою очередь доходы от государственного сектора подразделяются на доходы от собственного госсектора и доходы от иностранных государств (помощь, репарации, оплата процентов по кредитам). Доходы от частного сектора подразумевают доходы от продажи ему услуг государственных предприятий, от сдачи в аренду или прокат государственной собственности.
Подавляющая часть всех доходов бюджетов западных стран  образуется за счет налогов (90% поступлений  на центральном и 70% - на местном уровне). Через налоговый механизм в бюджет направляется до 30% ВНП в США и  Японии, до 40-50% - в Германии, Франции, Швеции.
В структуре всех налогов  ведущее место занимает индивидуальный подоходный налог (от 1/до 1/всех поступлений в бюджет), затем - налог на прибыли компаний (до1/5). Эти налоги обладают высокой эластичностью, т.е. сумма поступлений по ним в бюджет зависит от величины ВНП, что позволяет использовать их как рычаг централизованного государственного воздействия на экономику.
В последние годы возрастает значение взносов на социальное страхование, уплачиваемых и наемными работниками, и предприятиями. Поступления от компаний обычно превышают взносы трудящихся, однако они включаются в производственные издержки и в конечном итоге перекладываются на потребителей через механизм цен.
Государственные займы  и эмиссия бумажных денег - это  не основные источники доходов бюджета, они используются для покрытия его дефицита, когда не хватает налоговых поступлений. Кроме того, для пополнения доходов федерального бюджета взимаются специальные фискальные пошлины.
 

Основные направления финансового  регулирования в современной России.

В условиях командно-административной системы в Советском Союзе  государственный бюджет представлял  собой основной финансовый план образования  и использования общегосударственного фонда денежных средств, направляемых на выполнение директивного плана социально-экономического развития страны. Финансирование народного хозяйства страны осуществлялось почти целиком за счет бюджета, основным источником которого были платежи предприятий в форме налога с оборота и отчислений от прибыли (до 70% объема прибыли).
За годы экономических  реформ в структуре бюджета произошли  изменения, связанные с увеличением  прямых налогов в формировании доходной части бюджета, уменьшением расходов на финансирование народного хозяйства, повышением затрат на содержание государственного аппарата. Возникли и серьезные проблемы и противоречия в бюджетном регулировании макроэкономики. Они были связаны с запаздыванием принятия годовых бюджетов (в 1992-1993 гг. они принимались в конце финансового года); наличием в бюджетах «защищенных» статей, полностью обеспеченных ресурсами, и «незащищенных», выполнение которых зависело от возможного поступления дополнительных доходов; с противоречивым характером процессов стабилизации денежного обращения и стабилизации всей макроэкономики (снижением безработицы и инфляции): снижение предложения денег обеспечивается рестриктивной бюджетной политикой, которая усилива
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.