На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Налоговая система Таджикистана

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 05.12.2012. Сдан: 2012. Страниц: 31. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………....3 Общая характеристика налоговой системы таджикистана
1.1 Особенности налогообложения в Республике Таджикистан………..5
1.2 Общегосударственные налоги  Таджикистана………………………..8
1.3 Местные налоги Таджикистана……………………………………...14
2 Характеристика  налогового администрирования республики таджикистан
2.1 Принципы создания нормативно-правовой  базы в сфере налогового регулирования………………. …………………………………………………..18
2.2 Органы, осуществляющие  контроль и регулирование налогов в Таджикистане……………………………………………………...……………..21
2.3 Порядок организации  налогового контроля в Таджикистане…...…25
3 Применение  международного опыта в сфере  налогообложения
3.1 Особенности налогообложения  нерезидентов Таджикистана……..33
3.2 Применение международных соглашений в области налогообложения………………………………………………………………..37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………...………43
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………….………..46
 
 
 
ВВЕДЕНИЕ
Налоги являются необходимым  звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства. В современном цивилизованном обществе налоги  -   основной источник  доходов государства. Помимо этой сугубо финансовой функции налоговый механизм используется для экономического воздействия государства на общественное производство, его динамику и структуру, на состояние научно-технического прогресса.
Совокупность  налогов, сборов, пошлин и других платежей, взимаемых в установленном порядке, образуют налоговую систему государства, которая является важнейшим механизмом системы государственного регулирования  экономики.
 Налоговая система Таджикистана складывается под влиянием различных экономических, политических и социальных условий. Ее задачи - обеспечение государства финансовыми ресурсами с помощью перераспределения национального дохода; противодействие спаду производства, создание благоприятных условий для развития предпринимательства; реализация социальных программ.
В настоящее время налоговая  система Республики включает в себя два направления:
    по типу налогообложения - прямые и косвенные налоги и
    по распределению налоговых доходов между бюджетами - республиканские и местные налоговые поступления.
Данная тема актуальна, так  как на примере модели налоговой  политики Таджикистана можно понять, к чему необходимо стремиться и чего избегать.
Основной целью данной курсовой работы является изучение системы налогообложения Таджикистана. Исходя из цели, можно сформулировать ряд задач:
    Провести анализ налоговой системы Таджикистана;
    Изучить местные и общегосударственные налоги Республики Таджикистан;
    Провести анализ деятельности налоговых служб Таджикистана;
    Рассмотреть организацию налогового регулирования и контроля Республики Таджикистан;
    Определить особенности налогообложения нерезидентов;
    Рассмотреть  применение международных соглашений в области налогообложения.
          Предметом исследования в курсовой работе является механизм функционирования налоговой системы Республики Таджикистан.
Методологической основой  исследования является системный подход к предмету исследования, реализуемый  посредством таких общенаучных  методов, как метод научной абстракции, анализ, сравнение, моделирование.
Информационной базой  данной работы послужили различные учебные пособия по предметам: налоги и налогообложение, налоговые системы зарубежных государств; статьи периодических изданий; налоговый кодекс Республики Таджикистан.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
1 Общая характеристика  налоговой системы таджикистана
1.1 Особенности налогообложения в республике Таджикистан
Налоги в настоящее  время представляют важнейший источник или средство для удовлетворения общих потребностей государства. [3]
Налоги являются одним  из признаков государства. Денежные средства, полученные посредством взимания налогов, позволяют государству  осуществлять поставленные перед ним  задачи и функции, независимо от формы  государственного устройства, правления  или политического режима. 
Важной опорой любого как развивающегося, так и развитого государства является формирование его собственной налоговой системы.
После перехода к рыночным отношениям процесс формирования налоговой  системы и налоговых правоотношений в Республике Таджикистан в обязательном порядке должен базироваться на историческом подходе с учетом национальных и  духовных традиций, опыта и методов  налогообложения, сложившихся в  Таджикистане с древнейших времен. [1]
Определяющее значение для  формирования налоговой политики, системы  налогов и налоговой службы Таджикистана имеет введение в действие с 1 января 1999 года Налогового кодекса. Этот документ регламентирует общие положения налоговой системы Республики Таджикистан, перечень действующих налогов и сборов, порядок их введения, исчисления, взимания и отмены, а также весь комплекс взаимоотношений государства с налогоплательщиками и их агентами.
Поступления от общегосударственных  налогов распределяются между республиканским  и местным бюджетами, а также  государственными фондами. Платежи  по местным налогам поступают  в соответствующие местные бюджеты.
В Республике Таджикистан, так  же как и в большинстве стран  СНГ, сложилась двухуровневая налоговая  система (рис 1).




 


 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Рисунок 1 – Налоговая  система Таджикистана
В рамках первого Налогового кодекса были объединены в один документ все основные административные положения, а также все конкретные налоги, которые администрировались в Республике Таджикистан. В ходе шестилетней  практики применения в первый Налоговый  кодекс было внесено множество поправок, что затрудняло его практическое использование.
Второй, новый, Налоговый  кодекс был принят в ноябре 2004 г. и вступил в силу с 1 января 2005 г. На основе этого Кодекса были установлены 15 республиканских и 4 местных, всего 19 видов налогов. Хотя согласно названному Кодексу были введены различные  виды налогов, последние три года в доходах государственного бюджета  Таджикистана основную долю составляли налог на добавленную стоимость (НДС) (от 30 до 35%), налог на прибыль (от 25 до 32%), акцизный налог (от 5,4 до 9,0%) и  налог с населения (от 5,4 до 9,0%). Если принять налоговые поступления  за 100%, то на долю выше указанных четырех  видов налогов приходилось свыше 85%, а все остальные налоги и  сборы составляли 15%. [4]
Происходящие коренные изменения  в политической, социально-экономической  и иных сферах жизни Республики Таджикистан, связанные с формированием рыночных отношений, выдвигают институты  налогового права в качестве важнейшего инструмента реализации государственной  политики и функциональных обязанностей.
Согласно ст. 3 Налогового кодекса Республики Таджикистан  налоговая система Республики Таджикистан  представляет собой совокупность предусмотренных  настоящим Кодексом налогов, принципов, форм и методов их установления, изменения и отмены, уплаты и применения мер по обеспечению их уплаты, а  также форм и методов налогового контроля и ответственности за нарушение  налогового законодательства. 
Налоги, сборы, пошлины и другие обязательные платежи, взимаемые в установленном законодательном порядке, являются источниками формирования республиканского и местных бюджетов.
Согласно ст. 5 Налогового кодекса Республики Таджикистан  налогом является платеж в государственный  бюджет, носящий обязательный и индивидуально  безэквивалентный характер. [5]
Несмотря на то что налоговое  законодательство Республики Таджикистан, в отличие от законодательства других государств о налогах и сборах , содержит понятие "налоговая система", для реализации требований данного  нормативного акта необходима активность субъектов финансовой деятельности государства. [6] 
Нынешний этап - это этап совершенствования налоговой системы, рационализации структуры налоговых  органов, ее адаптирования к складывающимся условиям экономического развития, а  также международным торгово-экономическим  отношениям.
Таким образом, в нынешних условиях суверенного Таджикистана необходимо существование развитой и устойчивой налоговой системы, которая эффективно и справедливо служила бы интересам национального государства. Для достижения этой цели необходимо в первую очередь знание теории правового регулирования налоговых платежей и иных государственных сборов, а также практически эффективных и справедливых методов налогообложения.
 
1.2 Общегосударственные налоги Таджикистана
Общегосударственные налоги действуют на территории всей страны и формируют основу доходной части государственного бюджета.
Поступления от общегосударственных  налогов распределяются между республиканским бюджетом и местными бюджетами в соответствии с бюджетным законодательством Республики Таджикистан.
Налоги исчисляются в  денежном выражении и уплачиваются в национальной валюте Республики Таджикистан, если иное не установлено законодательством Республики Таджикистан. [5]
Общегосударственные налоги Республики Таджикистан представлены на рисунке – 2.












 
 


 
 
 
Рисунок 2 – Общегосударственные  налоги Республики Таджикистан
 
С учетом части 7 статьи 2 настоящего Кодекса, освобождение от любого общегосударственного налога или изменение налоговой ставки, предусмотренных настоящим Кодексом, может осуществляться путем внесения изменений и дополнений в настоящий Кодекс. [5]
Плательщиками налога на добавленную  стоимость являются все предприятия  и организации вне зависимости  от видов деятельности, форм собственности, ведомственной принадлежности, организационно-правовых форм, численности работающих и т.д. Налогоплательщиками являются также индивидуальные, семейные, фермерские, частные предприятия, осуществляющие реализацию товаров, работ и услуг, облагаемых данным налогом, предприятия с иностранными инвестициями, осуществляющие производственную и иную коммерческую деятельность на территории Республики, а также международные объединения и иностранные юридические лица, осуществляющие эту деятельность на территории Таджикистана.
Объектами обложения НДС  являются налогооблагаемые операции и  налогооблагаемый импорт. Согласно таджикскому налоговому законодательству налогооблагаемыми операциями являются поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг (кроме освобождённых от НДС). Стоимость налогооблагаемой операции определяется на основе суммы (стоимости, в том числе в натуральной форме), которую получает или имеет право получить налогоплательщик от клиента или от любого другого лица, включая любые пошлины, налоги и (или) другие сборы, но без учёта НДС.
Ставка НДС составляет 20% налогооблагаемого оборота и (или) налогооблагаемого импорта.
Налогоплательщиками акцизного  налога являются все юридические  и физические лица, осуществляющие производство подакцизных товаров  на территории Таджикистана и импорт подакцизных товаров.
Объектом налогообложения  в отношении подакцизных товаров, производимых на территории Таджикистана, налогооблагаемой операцией является отпуск подакцизных товаров за пределы  производственного помещения, а  в случае импорта – налогооблагаемой операцией является импорт подакцизных  товаров на территорию Республики в  соответствии с таможенным законодательством.
Механизм взимания налога на прибыль юридических лиц в  Таджикистане во многом схож с механизмами  его взимания в странах СНГ. Однако в Республике имеются определённые особенности в обложении данным налогом. В качестве плательщиков данного налога выступают предприятия и организации резидентные и иностранные. Ставки налога представлены на рисунке 3.
 


 




 
 
 
Рисунок 3 – Ставки налога на доходы организаций
В качестве объекта налогообложения  выступает разница между валовыми доходами и вычетами. Отличительной  же особенностью является порядок определения  объекта налогообложения по предприятиям-нерезидентам. Прибыль таких предприятий, полученная через постоянные учреждения в Таджикистане, облагается в общепринятом порядке, а по прибыли, не связанной с постоянным учреждением, в качестве объекта  обложения выступает доход у  источника выплаты без осуществления  вычетов.
Налог с продаж (хлопка-волокна  и алюминия) имеет ограниченный круг применения. Плательщиками данного  налога являются юридические и физические лица, осуществляющие поставки на внутренний и внешний рынки хлопкового волокна  и алюминия первичного. Введение данного  вида налога обусловлено тем, что хлопок и алюминий являются для Таджикистана стратегически важным экспортным сырьевым ресурсом и составляют одну из основных статей поступления государственного бюджета Республики.
Объектом налогообложения  является стоимость товаров собственного производства, реализованных товаров, полученных в обмен на другие товары, переданных безвозмездно или с частичной  оплатой, в залог, по фьючерсным (форвардным) сделкам, передаваемых в качестве давальческого  сырья или связанных с переменой  владельца (переработчика).
Ставки налога с продаж для расчёта сумм налога определяются в процентах от биржевой цены облагаемых товаров: для хлопкового волокна  – 15%, для алюминия первичного – 4%.
Налог на имущество предприятий  в Таджикистане установлен в размере 0,5% среднегодовой балансовой остаточной стоимости имущества, рассчитанной как среднеарифметическое остаточной балансовой стоимости такого имущества на начало и конец отчётного года. К числу плательщиков относятся все без исключения юридические лица (в том числе и иностранные), имеющие имущество, а также филиалы и другие обособленные подразделения, имеющие свой расчётный счёт и составляющие отдельный баланс на территории государства.
Земельный налог в Таджикистане устанавливается с учётом состава  угодий, их качества и месторасположения  земельного участка, кадастровой оценки земель, характера использования  и экологических особенностей. Плательщиками  данного налога являются юридические  и физические лица, имеющие в собственности, владении и пользовании земельные  участки.
Плательщиками налога на пользователей  автомобильных дорог являются плательщики  НДС – юридические лица, резидентные  предприятия, филиалы и иностранные  предприятия, осуществляющие свою деятельность через постоянные учреждения.
Объектом налогообложения  признаётся поставка товаров (выполнение работ, оказание услуг), подлежащая обложению  НДС, включая поставку товаров, облагаемых по нулевой ставке. Поставки товаров (выполнение работ, оказание услуг), освобождённые от НДС, не являются объектом налогообложения. При импорте товары, подлежащие обложению НДС, не облагаются на логом на пользователей автомобильных дорог.
Ставка налога устанавливается  дифференцированно: 0,5% - для торговых, заготовительных, снабженческих, сбытовых предприятий; 2% - для других предприятий  и организаций.
Данным налогом не облагаются бюджетные организации, государственные  органы власти и управления, религиозные  объединения и организации, национально-культурные общества, за исключением их предпринимательской  деятельности.
Социальные взносы являются обязательными платежами в Фонд социальной защиты населения Таджикистана, которые в целях осуществления  социального страхования уплачиваются плательщиками страховых взносов  согласно установленным Налоговым  кодексом ставкам к суммам заработной платы или другой налоговой базе.[2]
Плательщиками налога по упрощённой системе являются предприятия, не являющиеся плательщиками НДС, за исключением предприятий, занятых производством подакцизной продукции кредитных организаций, страховщиков, инвестиционных фондов, профессиональных участников рынка ценных бумаг.
Объектом налогообложения  является валовая выручка (ст. 303 НК РТ). Валовая выручка исчисляется  на кассовой основе как сумма выручки  полученной от реализации товаров (работ, услуг), продажной цены имущества, реализованного за отчетный период и не реализационных доходов в рамках предпринимательской  деятельности за вычетом налога с  розничных продаж.
Ставка налога устанавливается  в размере 4% от объекта налогообложения. 
Налоговым периодом для предприятий  при применении упрощенной системы  налогообложения является квартал.
Предприятие представляет налоговый  орган в срок до 10 числа месяца, следующего за отчетным периодом декларацию о подлежащей уплате сумме налога и уплачивает в этот же срок причитающийся  налог. [5]
Таким образом, налоговая  система Республики Таджикистан  включает в себя общегосударственные  налоги и местные налоги. Из материала  данной курсовой работы можно сделать  вывод, что основную часть налоговой  системы составляют общегосударственные  налоги, из которых идут основные поступления  в бюджет Таджикистана.
 
1.3 Местные налоги Таджикистана
Перечень местных налогов, взимаемых на территории Республики Таджикистан определен в семнадцатом разделе Налогового кодекса.
Местные Маджлисы народных депутатов имеют право устанавливать  на своей территории местные налоги, предусмотренные в статьи 6 на основе положений XVII раздела НК.
Акты налогового законодательства, принимаемые местными Маджлисами народных депутатов, должны определять порядок  уплаты и взимания местных налогов. Если в актах налогового законодательства местных маджлисов народных депутатов  не установлено иное при налогообложении  применяются процедурные положения  разделов II и III Налогового кодекса.
Местные Маджлисы народных депутатов имеют право, несмотря на положения, установленные в разделе XVII:
а) исключать отдельные  категории из состава налогоплательщиков или устанавливать для них  пониженные ставки местных налогов;
б) устанавливать пониженные ставки местных налогов.
Инструкции по применению местных налогов издаются соответствующим  местным налоговым органом совместно  с соответствующим местным финансовым органом по согласованию с Министерством финансов Республики Таджикистан и Налоговым комитетом Республики (ст.324). [5]
Местные налоги Республики Таджикистан представлены на рисунке 4.
 




 
 
 
 
Рисунок 4 – Местные налоги Республики Таджикистан
Налог с владельцев транспортных средств уплачивается ежегодно всеми  юридическими и физическими лицами, в том числе иностранными юридическими и физическими лицами, имеющими соответствующие  транспортные средства, к которым  относятся автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие.
Налог с розничных продаж уплачивается юридическими лицами, созданными в соответствии с законодательством  Таджикистана, их филиалами, представительствами  и другими обособленными подразделениями; иностранными юридическими лицами, компаниями, их филиалами и представительствами; индивидуальными предпринимателями, самостоятельно реализующими товары.
Объектом налогообложения  по налогу с розничных продаж признана стоимость товаров, реализуемых в розничной торговле на территории города (района). При реализации товаров налогоплательщик (продавец) должен включить сумму налога в цену товара, предъявляемого к оплате покупателю этих товаров.
Предельная ставка налога с розничных продаж определена налоговым  кодексом в размере 5%. Законодательные  органы местных советов в этом пределе устанавливают ставку на соответствующей территории.
Налогоплательщиками налога на недвижимое имущество признаются физические лица-собственники недвижимого имущества или лица, пользующиеся этим имуществом, являющимся объектов налогообложения в соответствии с пунктом 2 настоящей статьи и находящимся в данном районе (городе).
Объектами налогообложения  признаются следующие виды имущества: жилые дома, квартиры, дачи, гаражи и  иные здания, строения, помещения и  сооружения (недвижимое имущество).
Налоговой базой по данному  налогу могут быть: рыночная стоимость  объекта, инвентаризационная стоимость  объекта, страховая стоимость объекта  или стоимость объекта, исчисленная  на основе стоимости единицы площади  с учетом её корректировки на коэффициент  местоположения. Местные Маджлиси народных депутатов на своей территории могут  установить один из вышеуказанных механизмов определения налоговой базы.
Ставки налога на недвижимое имущество установлены в статьях 327и 329. [5]
Таким образом, исходя из данного  материала, можно сделать вывод  о том, что в Республике Таджикистан, так же как и в большинстве стран СНГ, сложилась двухуровневая налоговая система. Первый уровень - общегосударственные налоги, второй уровень – местные налоги.
Налоговый кодекс осуществляет эволюционное преобразование налоговой  системы путем устранения выявленных в ходе ее функционирования недостатков  и недочётов.
Изменения, внесенные в  налоговую систему Налоговым  кодексом, направлены на решение следующих задач:
    Построение понятной, справедливой и стабильной налоговой
системы, установление правовых механизмов взаимодействия всех ее элементов  на всей территории Республики Таджикистан;
          2. Формирование рациональной налоговой системы, обеспечивающей сбалансированность общегосударственных и частных интересов, способствующей развитию предпринимательства, активизации инвестиционной деятельности и наращиванию национального богатства страны и благосостояния ее граждан;
3. Создание единой налоговой правовой базы, совершенствование системы ответственности за налоговые правонарушения и улучшение налогового администрирования.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
2 ХАРАКТЕРИСТИКА НАЛОГОВОГО  АДМИНИСТРИРОВАНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ ТАДЖИКИСТАН
2.1 Принципы создания нормативно-правовой базы в сфере налогового регулирования
Первое место в системе  налогового законодательства занимают регламенты, утверждаемые Комиссией ЕС, - правовые акты общего и прямого действия. Они предназначены для закрепления наиболее важных решений институтов ЕС по вопросам, не урегулированным налоговым законодательством государств-членов. В частности, путем принятия регламента учреждаются налоги или закрепляются отдельные элементы налога.
С целью гармонизации национальных законодательств Совет и Комиссия ЕС принимают директивы, позволяющие сблизить национальные правовые нормы в установленные сроки для решения интеграционных задач без существенного нарушения налогового суверенитета государств-членов.
Директивы, принятые в отношении  налогов, можно разделить на две группы:
1) директивы, устанавливающие  единые требования к определению
элементов налогов государств-членов и закрепляющие порядок взаимодействия их налоговых органов (например, Директива  № 90/435 от 23 июля 1990 года об общей системе налогообложения материнских и дочерних компаний в разных государствах-членах и др.);
2) директивы, вносящие изменения и дополнения в принятые ранее директивы (например, Директива № 84/386 о внесении изменений и дополнений в Шестую директиву о НДС и т.д.).[2]
Существенное место в  системе источников налогового права  большинства стран занимают международные договоры. Среди них наибольший интерес представляют договоры об избежании двойного налогообложения, заключаемые государствами-членами на двусторонней основе, и Конвенция об устранении двойного налогообложения в связи с корректировкой (уточнением размеров) прибыли ассоциированных предприятий.
Порядок правового регулирования  налогов в ЕС во многом определяется сложившимися в сообществах подходами  к проведению интеграционной налоговой  политики и выбором наиболее эффективных  юридических средств достижения их целей, установленных в ст. 2 и 3 Договора о ЕС. Однако в каждом отдельном государстве налоговое право формировалось на основе сложившихся правовых традиций и особенностей развития конкретной финансовой системы. По мере формирования в Европе общего рынка в этих государствах формировалась двухуровневая система европейского налогового права, в основу которой были положены принципы права ЕС. Причем ее функционирование основано на разграничении налоговой юрисдикции и разделении налоговых доходов государств и сообществ.
В ряде государств вопросы  разграничения компетенции центральных и местных органов власти в сфере налоговых отношений находят продолжение в конституционных законах, принимаемых в развитие и на основе прямого предписания конституции. При этом конституционные законы не имеют широкого распространения в качестве источников налогового права. Лишь в некоторых европейских государствах законодатель считает необходимым ввести в этот вид законов финансово-правовые нормы, которые можно разделить на нормы, разграничивающие компетенцию центральных и местных органов государства в области финансов (налогов), и нормы, определяющие виды государственных и местных доходов (налогов).[2]
Налоговые кодексы, как одна из форм универсальных законов, охватывают практически все аспекты налогообложения и являются наиболее полным источником налогового права, содержащим исчерпывающий перечень материальных и процессуальных норм о налогообложении. Значение кодексов в системе источников определяется не только их обширным содержанием, позволяющим подробно регулировать различные виды налоговых отношений, но и большим влиянием на развитие налогового права в целом.
Общие законы о налогах действуют наряду с законами, регулирующими отдельные виды налогов.[2]
Формирование налоговой системы  в Республике Таджикистан проходило  в условиях социально-экономического и политического краха, почти  полного прекращения производства и, соответственно, налоговых поступлений. В период 1991-1998 годов вводились  в действие отдельные законы и  нормативно-правовые акты в области  налогообложения. Однако итоги функционирования налоговой системы показали невозможность  формирования полноценного бюджета  за счет налоговых поступлений.
Очередным этапом налоговой реформы  стало принятие с 1 января 1999 года Налогового кодекса, в основе которого использованы зарубежные схемы и модели налогообложения. Установлены принципы построения и  функционирования налоговой системы, порядок ввода, изменения и отмены налогов, определено правовое положение  налогоплательщиков, налоговых агентов  и других участников, установлены  положения по определению объектов налогообложения, исполнению налоговых  обязательств, привлечению к ответственности  за налоговые правонарушения. При  создании Налогового кодекса преследовалась цель через такой экономический  инструмент, как налоги, воздействовать на развитие производства, усиление экономической  интеграции, избежание двойного налогообложения.
Для насыщения рынка товарами были значительно уменьшены перечень подакцизных товаров и сумма  взимаемого акцизного налога. В соответствии с принятым Кодексом введены 14 общегосударственных  и 3 местных налога. Поступления от общегосударственных налогов распределяются между республиканским и местным  бюджетами, а также государственными фондами. Платежи по местным налогам поступают в соответствующие местные бюджеты.
Итак, с принятием Налогового кодекса главная задача налоговой реформы достигнута, но установленные налоги, сборы и отчисления пока не обеспечивают тот уровень централизации средств, который позволил бы финансировать необходимые государственные расходы и поддерживать приемлемый дефицит бюджета.
 
2.2 Органы, осуществляющие контроль и регулирование налогов в Таджикистане
Для должного функционирования налоговой  системы обязательно наличие  соответствующих органов регулирования  и контроля.
Налоговый комитет при Правительстве  Республики Таджикистан (далее - "Комитет") является центральным уполномоченным органом исполнительной власти Республики Таджикистан в сфере обеспечения государственного контроля за полной и своевременной уплатой налогов, кроме случаев, в которых Налоговым кодексом Республики Таджикистан предусмотрено взыскание налогов другими органами, осуществляющим функции по обеспечению исполнения и соблюдения налогового законодательства, выработке механизмов налогового администрирования с целью обеспечения своевременного и полного поступления налогов в бюджеты всех уровней, участию в подготовке проектов законов и других нормативных правовых актов по вопросам налогообложения, в том числе договоров с другими государствами, разъяснению налогоплательщикам их прав и обязанностей и своевременному информированию налогоплательщиков об изменениях налогового законодательства.
Комитет как уполномоченный государственный  орган и находящиеся в его ведении территориальные налоговые органы - налоговые управления по Горно-Бадахшанской автономной области, по областям, городу Душанбе, налоговая инспекция крупных налогоплательщиков при Комитете с отделениями по областям и г. Душанбе, налоговые инспекции по городам, районам, районам в городах образуют единую централизованную систему налоговых органов Республики Таджикистан.
Уполномоченный государственный орган является центральным государственным исполнительным органом, обеспечивающим практическую реализацию функций налоговых органов в Республике Таджикистан и, в установленных нормативными правовыми актами случаях, за пределами Республики Таджикистан, осуществляющим руководство системой налоговых органов Республики Таджикистан и непосредственно подчиняющимся Правительству Республики Таджикистан.
Территориальные налоговые  органы являются структурными подразделениями уполномоченного государственного органа на местах и подчиняются непосредственно по вертикали соответствующим вышестоящим налоговым органам.
Уполномоченный государственный орган входит в систему центральных органов исполнительной власти Республики Таджикистан.
Уполномоченный государственный  орган и территориальные налоговые органы являются юридическими лицами, имеют самостоятельные балансы, специальные счета в Казначействе Министерства финансов Республики Таджикистан, его органах на местах, печати с изображением Государственного герба Республики Таджикистан со своим наименованием на государственном языке.
Руководители налоговых  органов по Горно-Бадахшанской автономной области, областям и городу Душанбе, налоговых инспекций в районах, городах и районов в городах, инспекции крупных налогоплательщиков с отделениями по областям и городу Душанбе обеспечивают реализацию возложенных на налоговые органы задач на соответствующих территориях, организуют, координируют и контролируют деятельность подчиненных им подразделений.
Налоговые органы обладают всей полнотой власти в вопросах обеспечения  государственного контроля за полной и своевременной уплатой налогов, кроме случаев, в которых настоящим Кодексом предусмотрено взимание налогов другими органами.
Основные функции налоговых  органов Республики Таджикистан  представлены в рисунке 5.


 
 
 
 




 
 


 
 
 
 
 
 
 

 
 
 
Рисунок 5 – Основные функции  налоговых органов Республики Таджикистан
Правовую основу деятельности налоговых органов и подразделений  налоговой полиции составляют Конституция Республики Таджикистан, конституционные законы, настоящий Кодекс и другие законы Республики Таджикистан, совместные постановления Маджлиси Милли и Маджлиси намояндагон, Маджлиси Оли Республики Таджикистан, постановления Маджлиси Милли, постановления Маджлиси намояндагон, нормативные правовые акты Президента Республики Таджикистан и Правительства Республики Таджикистан, международные правовые акты, признанные Республикой Таджикистан.[3]
Деятельность налоговых  органов и подразделений налоговой полиции Республики Таджикистан осуществляется на основе принципов, представленных в рисунке 6.


 


 
 


 
 
 
Рисунок 6 – Основные принципы деятельности налоговых органов  и подразделений налоговой полиции  Республики Таджикистан
 В системе налоговых органов и подразделений налоговой полиции не допускается создание и деятельность политических партий и других общественных объединений, преследующих политические цели. Сотрудники налоговых органов и подразделений налоговой полиции не могут быть ограничены в своей служебной деятельности решениями политических партий и других общественных объединений.
Налоговые органы и подразделения налоговой полиции осуществляют свою деятельность во взаимодействии с другими государственными органами, общественными объединениями и гражданами, а также налоговыми органами других государств на основе международных договоров и обязательств, признанных Республикой Таджикистан.
Изучив и проанализировав  органы, осуществляющие контроль и регулирование налогов Таджикистана, их полномочия и функции можно сделать вывод о том, что в целях усиления борьбы с налоговой преступностью контролирующие органы нуждаются в расширении собственной компетенции.
 
2.3 Порядок организации  налогового контроля в Таджикистане
Комитет возглавляет Председатель Налогового комитета при Правительстве Республики Таджикистан (далее - "Председатель"), назначаемый на должность и освобождаемый от должности Правительством Республики Таджикистан. 
Председатель несет персональную ответственность за выполнение возложенных на Комитет полномочий, функций, задач и обязанностей в установленной сфере деятельности. Председатель имеет заместителей, назначаемых на должность и освобождаемых от должности по представлению Председателя Комитета Правительством Республики Таджикистан. Количество заместителей Председателя устанавливает Правительство Республики Таджикистан.
Председатель имеет следующие полномочия:
- распределяет обязанности между своими заместителями и другими работниками Комитета и устанавливает степень их ответственности за организацию и руководство соответствующими направлениями деятельности Комитета и исполнение возложенных на них обязанностей;
- утверждает Положения о территориальных налоговых органах (налоговых управлениях, налоговых инспекциях) и структурных подразделениях центрального аппарата Комитета;
- устанавливает штатную численность территориальных налоговых органов в пределах утвержденной предельной численности работников системы Налогового комитета при Правительстве Республики Таджикистан;
- назначает на должность и освобождает от должности сотрудников центрального аппарата Комитета, первых руководителей и других должностных лиц налоговых органов согласно наименования должностей, установленных Председателем Комитета;
- вносит на утверждение Правительства Республики Таджикистан кандидатуры заместителей Председателя Комитета и представителей Налогового комитета при Правительстве Республики Таджикистан в зарубежных странах;
- организует прием на работу сотрудников в систему налоговых органов на контрактной и конкурсной основе, обеспечивает ротацию руководящих работников в системе налоговых органов;
- решает в соответствии законодательством Республики Таджикистан о государственной службе вопросы, связанные с прохождением государственной службы в системе налоговых органов Республики Таджикистан;
- в соответствии с нормативными правовыми актами Республики Таджикистан утверждает штатные расписания и сметы расходов на содержание центрального аппарата Комитета и территориальных налоговых органов в пределах утвержденных на соответствующий период ассигнований, предусмотренных в республиканском бюджете;
- вносит в Правительство Республики Таджикистан предложения о внесении изменений и дополнений в настоящее Положение, предложения о предельной штатной численности работников и другие предложения по вопросам организации деятельности Комитета и территориальных налоговых органов;
- вносит в Министерство финансов Республики Таджикистан предложения по формированию республиканского бюджета в части финансового обеспечения деятельности Комитета и территориальных 
налоговых органов;
- вносит предложения в Правительство Республики Таджикистан об утверждении персонального состава членов коллегии Комитета, кроме лиц, входящих в нее по должности;
- представляет в установленном порядке в Правительство Республики Таджикистан проекты нормативных правовых актов по вопросам, входящим в компетенцию Комитета;
- представляет в Правительство  Республики Таджикистан в установленном порядке предложения о создании, реорганизации или ликвидации предприятий (организаций) системы Комитета;
- в установленном порядке издает приказы, постановления, инструкции, методические рекомендации и контролирует их исполнение;
- отменяет противоречащие  Налоговому кодексу Республики Таджикистан, законам и иным нормативным правовым актам Республики Таджикистан приказы, инструкции и указания руководителей нижестоящих налоговых органов;
- устанавливает полномочия руководителей территориальных налоговых органов и организаций системы Комитета по самостоятельному решению кадровых, финансовых и других вопросов;
- представляет в установленном порядке в Правительство Республики Таджикистан- списки работников Комитета и территориальных налоговых органов для представления к государственным наградам Республики Таджикистан и присвоению почетных званий;
- в установленном нормативными правовыми актами порядке поощряет работников, а также налагает на них дисциплинарные взыскания;
- в установленном нормативными правовыми актами порядке представляет Комитет во всех государственных органах и иных организациях;
- исполняет другие функции и полномочия, установленные Налоговым кодексом Республики Таджикистан, другими законами и нормативными правовыми актами Республики Таджикистан, настоящим Положением, а также отдельные полномочия, предоставленные ему Правительством Республики Таджикистан.
Структурными подразделениями  Комитета являются управления по основным направлениям деятельности Комитета. В состав управлений включаются отделы и сектора. В Комитете образуется коллегия в составе Председателя Комитета (Председатель коллегии), его заместителей (по должности), руководителей отдельных подразделений центрального аппарата Комитета. Члены коллегии, кроме лиц, входящих в нее по должности, утверждаются и освобождаются от выполнения своих обязанностей Правительством Республики Таджикистан по представлению Председателя Комитета.
Коллегия на своих заседаниях рассматривает основные вопросы организации работы налоговых органов по совершенствованию налогового администрирования, повышению собираемости налогов и иных обязательных платежей, обсуждает вопросы практического руководства деятельностью территориальных налоговых органов и другие вопросы. 
Решения коллегии принимаются большинством голосов её членов, оформляются протоколами и реализуются приказами Председателя Комитета.
В случае разногласий между  Председателем Комитета и членами коллегии, свое решение принимает Председатель, а члены коллегии могут сообщить свое мнение в Правительство Республики Таджикистан.
Финансирование расходов на содержание центрального аппарата Комитета и территориальных налоговых органов осуществляется за счет средств республиканского бюджета и в установленном порядке по согласованию с Министерством финансов Республики Таджикистан за счет специальных средств.
Налоговый комитет при  Правительстве Республики Таджикистан  и территориальные налоговые органы являются юридическими лицами, имеют печать с изображением Государственного герба Республики Таджикистан со своим наименованием на государственном и русском языках, соответствующие печати, штампы, бланки и финансируются из единого казначейского счета Министерства финансов Республики Таджикистан.[10]
Для осуществления налогового контроля в Республике проводятся налоговые  проверки.
Налоговая проверка - осуществляемая налоговыми органами проверка исполнения налогового законодательства Республики Таджикистан. Участниками налоговых проверок являются должностные лица налоговых органов, указанные в предписании, и налогоплательщик.
Налоговые проверки осуществляются исключительно налоговыми органами в соответствии с настоящим Кодексом.
Налоговые проверки подразделяются на документальную проверку и рейдовую проверку.
В таблице 1 представлены виды документальной проверки и их определения.
Таблица 1 – Виды документальной проверки в Республике Таджикистан
Вид документальной проверки
Определение
    Комплексная проверка
 
    Тематическая проверка
 
 
    Встречная проверка
- проверка исполнения  налогового обязательства по  всем видам налога;
- проверка исполнения  налогового обязательства по  отдельному виду налога;
- проверка, проводимая в отношении третьих лиц в случае, если при проведении налоговых проверок у налогового органа возникает, необходимость в получении дополнительной информации о правильном отражении в налоговом учете проведенных операций налогоплательщиком. При этом проверяющее должностное лицо имеет право проверять у третьих лиц правильность отражения в налоговом учете проведенных конкретных операций налогоплательщика, которые указаны в предписании о проведении встречной проверки.

 
Рейдовая проверка проводится налоговыми органами в отношении  отдельных налогоплательщиков по вопросам соблюдения ими отдельных требований налогового законодательства Республики Таджикистан, а именно:
1) постановки налогоплательщиков  на регистрационный учет в налоговых органах;
2) правильности применения  контрольно-кассовых машин с фискальной  памятью;
3) соблюдения правил производства, разлива (упаковки), хранения и  реализации подакцизной продукции.
Должностное лицо налогового органа, проводящее рейдовую проверку, не имеет права требовать от налогоплательщика  информацию, не связанную с предметом  проверки, который предусмотрен в  предписании о проведении рейдовой проверки.
Документальные налоговые  проверки, в том числе внеочередные, на основании обращений правоохранительных органов осуществляются налоговыми органами исключительно по тем налогоплательщикам, в отношении которых получено письменное подтверждение о возбуждении уголовного дела по признакам преступлений, связанных с налогообложением, в соответствии с законодательством Республики Таджикистан.
Проведение налоговой  проверки не должно приостанавливать деятельность налогоплательщика за исключением случаев, когда индивидуальный предприниматель работает без привлечения наемного работника и его участие в процессе проверки обязательно.
Налоговый орган вправе проверять  обособленные подразделения юридического лица независимо от проведения налоговой  проверки самого юридического лица.[10]
Таким образом, в Таджикистане Налоговый комитет при Правительстве Республики Таджикистан является центральным уполномоченным органом исполнительной власти Республики Таджикистан в сфере обеспечения государственного контроля за полной и своевременной уплатой налогов. Так же за контролем и регулированием налогов в Республике следят территориальные налоговые органы - налоговые управления по Горно-Бадахшанской автономной области, по областям, городу Душанбе, налоговая инспекция крупных налогоплательщиков при Комитете с отделениями по областям и г. Душанбе, налоговые инспекции по городам и районам. Налоговая полиция тоже играет свою роль в регулировании и контроле налогов. Каждое подразделение выполняет свою чётко определённую функцию. Для осуществления налогового контроля в Республике проводятся налоговые проверки: документальная и рейдовая.
По завершении налоговой  проверки должностным лицом налогового органа составляется акт налоговой  проверки с указанием:
1) места проведения налоговой  проверки, даты составления акта;
2) вида проверки;
3) должности, фамилии,  имени, отчества должностных лиц  налогового органа, проводивших  налоговую проверку;
4) фамилии, имени, отчества  либо полного наименования налогоплательщика (налогового агента);
5) местонахождения, банковских  реквизитов налогоплательщика (на  логового агента), а также его  идентифи
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.