На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Суицидальное поведение подростков

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 05.12.2012. Сдан: 2012. Страниц: 67. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Введение………………………………………………………………... 2
Глава 1. Теоретические аспекты  суицидального (саморазрушающегося) поведения подростков………………………………………………………...7
1.1. Понятие суицида и суицидального поведения…………………..7
1.2. Особенности суицидального поведения подростков.………….11
1.3. Структура и динамика суицидального поведения….…………..15
 Глава 2. Профилактические  меры  суицидального поведения среди подростков……………………………………………………………………..23
2.1. Причины и типология суицидального поведения………………23
2.2. Предотвращение суицида и меры предупреждения побуждений к самоубийству………………………………………………………………….28                            
2.3. Методические рекомендации по организации работы по профилактике детско-подросткового суицидального поведения в школе и семье…………………………………………………………………………….33
Заключение………………………………………………………….…...49
Список литературы…………………………………………………..….51
Приложение
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Введение 
В настоящее время саморазрушающее поведение, в том числе среди подростков, становится массовым явлением. Под саморазрушающим поведением мы понимаем такой способ взаимодействия человека с окружающими людьми и самим собой, при котором ему наносится вред, то есть его действия направлены на нанесение прямого или косвенного ущерба собственному соматическому или психическому здоровью, несут угрозу целостности и развитию личности.
Распространенность суицидов, токсикомании, нехимических зависимостей и других видов саморазрушающего поведения, алкоголизация, наркотизация достигли в России масштабов социальной катастрофы. Статистика фиксирует опасные тенденции – происходит «омоложение» саморазрушающего поведения, то есть оно затрагивает детей и подростков на все более ранних возрастных этапах. Такие виды разрушающего поведения как наркомания, токсикомания, алкоголизм провоцируют нарушения в развитии эмоционально-волевой, интеллектуальной, ценностно-смысловой сфер личности подростка, а также отрицательно влияют на его соматическое здоровье, провоцируя возникновение хронических заболеваний. Эти виды саморазрушающего поведения, приобретенные в подростковом возрасте, легко закрепляются в форме «вредных привычек», сопровождающих человека на протяжении всей жизни [6, c.17].
Следствием этого является ухудшение здоровья людей. Многие формы  такого поведения отрицательно сказываются на способности к построению межличностных отношений, самореализации в трудовой деятельности. Таким образом, аутодеструктивное поведение негативно влияет на интеллектуальный, профессиональный, генетический потенциал общества.
Многие проблемы подростков детерминируются особенностями  современной социокультурной ситуации.
В настоящее время в  российском обществе нет устоявшегося взгляда на воспитание детей и подростков. Существует многообразие стандартов и норм. В воспитании присутствуют как стандарты, традиционно присущие российской системе – помощь старшим, социальная справедливость, так и ценности Запада – конкурентоспособность, материальное благополучие, стремление к стандартам «общества потребителей». Большая часть подрастающего поколения усваивает именно ценности западной культуры. Это порождает у молодежи тенденции к эмиграции из страны или переезду в крупные города.
У другой части молодежи формируется ощущение собственной несостоятельности от несоответствия завышенным стандартам и аутодеструктивное поведение становится способом совладания с ним. Остро стоит вопрос гуманизации общества. В воспитании и образовании декларируется стремление к утверждению гуманистической парадигмы, но это мало отражается на практике.
Больше распространен  директивный способ передачи норм поведения и ценностей в процессе воспитания без учета потребностей подростка и особенностей возраста. Имеет место дистанцирование как школы, так и родителей от помощи подросткам в разрешении их проблемам [9, c. 26]
Таким образом, столь широкому распространению саморазрушающегося поведения среди подростков способствует дестабилизация и постоянная трансформация общественно - экономических и социально-психологических отношений, негативное влияние некоторых аспектов школьного и семейного воспитания, деструктивными аспектами влияния СМИ и стереотипов массового сознания. Вследствие этого в педагогической и психологической практике необходимо решение задач формирования благополучной, социально адаптированной личности, способной к саморазвитию, реализации своего творческого потенциала.
Все формы саморазрушающегося поведения приводят к ухудшению качества жизни или даже к смерти, снижению критичности к своему поведению, когнитивным искажениям, снижению самооценки и эмоциональным нарушениям. Большинство людей осознает это, но такое поведение продолжает распространяться. Происходит это по причине того, что саморазрушающееся поведение является одним из компенсаторных, зашитых механизмов адаптации и стабилизации личности, попыткой приспособления к неблагоприятным условиям, когда критичность мышления нарушена или не сформирована и человек, действуя под влиянием безысходности, тревоги, страха, вины, стыда, усталости, азарта или сильного аффективного состояния гнева и злости, не думает об отдаленных последствиях своих действий.
Практическая значимость курсовой работы заключается в разработке программы профилактики суицидального поведения у подростков, которая включает в себя социально-психологический тренинг разработку программы которой мы предпримем в нашей курсовой работе.
Целью курсовой является: выявить склонность к суицидальному (саморазрушающемуся)   поведению у несовершеннолетних.
Объект -  особенности суицидального поведения несовершеннолетних.
Предмет - причины суицидального  поведения у несовершеннолетних.
Гипотеза. Мы предполагаем, что профилактика суицидального (саморазрушающегося) поведения у подростков будет наиболее успешной, если:
- включить оказания помощи  по проблеме через такие методы  как беседы, дискуссии, метод мозгового  штурма, ролевые игры, тренинги;
- будет направлена на  развитие мотивационной сферы  подростков в отношении здорового  образа жизни.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд следующих  задач:
1. Провести анализ литературы  по проблеме саморазрушающегося  поведения среди несовершеннолетних  и его профилактике.
2. Рассмотреть особенности суицидального поведения подростков.
3. Составить программу профилактики саморазрушающегося поведения у несовершеннолетних подростков.
Для решения поставленных задач были использованы следующие  методы: анализ педагогической, психологической  и социологической литературы по данной теме; были отобраны для исследования следующие методы опроса (беседа, анкетирование); тест Личко «ПДО»; тест фрустрационной толерантности Розенцвейга; тест «определение направленности личности Басса»; диагностическая анкета о критических ситуациях подростков.
В настоящее время написано уже большое количество научных  и особенно популярных монографий по этой теме, в которых эта проблема рассмотрена с различных сторон изучению психологических особенностей девиантного поведения у подростков (Ю.В. Антонян, Ю.В. Попов, С.В. Бородин, С.А. Беличева, Б.С. Братусь, И.С. Кон, Т.А. Донских, С.Н. Ениколопов, А.Е. Личко, В.В. Ковалев, Д.В. Колесов, В.Т. Кондратенко, В.В. Королев, Ц.П. Короленко, В.Ф. Пирожков, А.А. Реан, П.И. Сидоров);
- проблеме психологии  аддиктивного поведения в подростковом  возрасте (У.А. Абшаихова, B.C. Битенский, А.Д. Борохов, Ю.Р. Вагин, В.В. Гульдан, Т.А. Донских, В.Ю. Завьялов, Н.Я. Иванов, Ц.П. Короленко, С.А. Кулаков, Е.А. Кошкина, А.Е. Личко, Н.Ю. Максимова, Т.И. Петракова, О.Л. Романова, Н.А. Сирота, И.Н. Толстых, М.В. Шведова, В.М. Ялтонский).
- особенностям социальной  перцепции подростков (Е.Ф. Бажин, Н.Б. Берхин, А.А. Бодалев, Г.В. Драгунова, В.Н. Князев, И.С. Кон, СВ. Кондратьева, Т.В. Корнева, В.А. Крутецкий, Г.И. Кузнецова, Н.В. Кузьмина, В.Н. Куницина, Ж. Лендел, В.Н. Лозоцева, Н.С. Лукин, Л.И. Марисова, А.В. Мудрик, А.В. Петровский, М.А. Попов, З.Ф. Семенова, М.Г. Тайчинова, Я.И. Украинский, Д.И. Фельдштейн, М.Ф. Хижуковская, Д.Б. Эльконин);
-  закономерностям формирования  характера в подростковом возрасте (Л.И. Божович, Л.С Выготский, А.Н. Леонтьев, А.Е. Личко, Д.И. Фельдштейн, Д.Б. Эльконин).
В литературе описываются  разнообразные типы суицидов подростков: демонстративно-шантажный, аффективный (импульсивный), истинный, подражательный (скопированный), философский (метафизический), ритуальный, с мотивацией самоустранения и другие (Е.М. Вроно, Н.А. Ратинова, А.Е. Личко, А.А. Александров, Н.М. Иовчук, А.А. Северный, Л.В. Трегубов, И.О. Вагин).
Для подростка обычно критерием  хорошей адаптации служит ощущение комфортности в среде сверстников, безотносительно ее социальной направленности. Благополучие в перспективе, даже собственное  здоровье, мало волнует подростков, если для этого необходимо чем-то поступиться в настоящем.
Данная курсовая работа состоит  из введения, теоретической части, практической части, заключения, библиографического списка, заключения и приложений.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СУИЦИДАЛЬНОГО (САМОРАЗРУШАЮЩЕГОСЯ) ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ
 
       Понятие суицида и суицидального поведения
 
Самоубийство - одна из вечных проблем человечества, поскольку  существует как явление практически  столько же, сколько существует на Земле человек.
Величайшие умы человечества размышляли, и размышляют до сих пор, над этой проблемой. Сотни философов, социологов, психологов, врачей изучали,  и продолжают изучать, проблему самоубийства в самых различных аспектах.
Суицид - умышленное самоповреждение  со смертельным исходом. Исключительно  человеческий акт, суицид встречается  во всех культурах.
Люди, совершающие суицид, обычно страдают от сильной душевной боли и находятся в состоянии  стресса, а также чувствуют невозможность  справиться со своими проблемами. Они  часто страдают психическими болезнями, особенно большой депрессией, и смотрят  в будущее без надежды.
Суицид рассматривается  как ведущая причина смертей  во всем мире, поэтому он является значительной общественной проблемой. Кроме того, некоторые исследователи полагают, что официальная статистика недооценивает  действительное число суицидов [30, c. 12].
Тем не менее, нельзя переоценивать  важность изучения самоубийства. Поскольку  социальная норма числа самоубийств  характеризуется постоянством, превосходящим  норму общей смертности, то изучению в первую очередь подвергаются резкие скачки общего (среднегодового или  среднемесячного) показателя самоубийств  – как ответной реакции на общественные кризисы.
В русском языке слово  самоубийство означает “намеренное  лишение себя жизни”. В научной  литературе исследователи также  говорят, что самоубийство - деяние умышленное. Таким образом, ситуации, когда смерть причиняется лицом, которое не может отдавать себе отчета в своих действиях или руководить ими, а также в результате неосторожности субъекта относят не к самоубийствам, а к несчастным случаям.
Теперь следует осветить сам механизм формирования внутри личности суицидальной направленности.
Собственно суицидальное поведение - “любые внутренние и внешние  формы психических актов, направляемые представлениями о лишении себя жизни”.
Внутреннее суицидальное поведение включает в себя суицидальные мысли, представления, переживания, а  также суицидальные тенденции, среди  которых можно выделить замыслы  и намерения. Практически целесообразно  пользоваться тремя ступенями из этой шкалы:
Пассивные суицидальные мысли  характеризуются представлениями, фантазиями на тему своей смерти, но не на тему лишения себя жизни как  самопроизвольного действия (“хорошо  бы умереть”, “заснуть и не проснуться”  и т.п.) [26, c.36].
Суицидальные замыслы - это  активная форма проявления суицидальности, т.е. тенденция к самоубийству, глубина  которой нарастает по мере разработки плана ее реализации. Продумываются  способы, время и место самоубийства.
Суицидальные намерения  предполагают присоединение к замыслу  решения и волевого компонента, побуждающего к непосредственному переходу во внешнее поведение.
Период от возникновения  суицидальных мыслей до попыток их реализации традиционно называется пресуицидальным (пресуицидом) [29, c.33].
Длительность его может  исчисляться минутами (острый пресуицид) или месяцами (хронический пресуицид). В случаях продолжительного пресуицида процесс развития внутренних форм суицидального  поведения отчетливо проходит описанные выше этапы. Однако эта последовательность обнаруживается далеко не всегда. При острых пресуицидах можно наблюдать появление суицидальных замыслов и намерений сразу же.
Внешние формы суицидального  поведения включают в себя суицидальные попытки и завершенные суициды [2,c.55].
Суицидальная попытка - это  целенаправленное оперирование средствами лишения себя жизни, не закончившееся  смертью. Она в своем развитии проходит две фазы обратимая и  необратимая.
Исходя из суицидальной попытки  и ее фаз, можно в каждом конкретном случае решить вопрос, имел ли место  переход от суицидальных тенденций  к покушению на самоубийство.
В соответствии со всем вышеизложенным, суицид можно рассматривать как  действие, подчиненное конкретной цели покончить с собой, но включенное в более широкую систему предметной деятельности с соответствующим  ей мотивом.
Суицидальное поведение - понятие более широкое и помимо суицида включает в себя суицидальные покушения, попытки и проявления.
К покушениям относят все  суицидальные акты, не завершившиеся  летально по причине, не зависящей от суицидента (обрыв веревки, своевременно проведенные реанимационные мероприятия  и т.д.). Суицидальными попытками  считают демонстративно-установочные действия, при которых суицидент  чаще всего знает о безопасности применяемого им при попытке акта. К суицидальным проявлениям относят  мысли, высказывания, намеки, не сопровождающиеся, однако, какими-либо действиями, направленными  на лишение себя жизни.
В литературе часто встречаются  термины "аутотравматизм", "аутоагрессивный  акт", которые нередко отождествляют  с суицидальными действиями. Если конечной целью аутоагрессивного акта является самоубийство, его следует  относить к суицидальным действиям. В то же время нет оснований, например, относить к суицидальным действиям  умышленное членовредительство или аутоагрессивные акты людей, находящихся в состоянии психоза.
В современной литературе, особенно западной, широко распространены понятия "аутодеструктивного", или "саморазрушительного", поведения. А.Г. Амбрумова не без основания считает, что существует ряд взаимопереходящих форм саморазрушительного поведения, крайней точкой которого является суицид [3,c. 91].
К саморазрушительному поведению  наряду с суицидальным относят злоупотребление  алкоголем, наркотиками, сильнодействующими медикаментозными средствами, а также  курение, намеренную рабочую перегрузку, упорное нежелание лечиться, рискованную  езду на автотранспортных средствах, особенно управление автомобилем и мотоциклом в нетрезвом состоянии. В более  широком смысле аутоагрессивными действиями считают некоторые религиозные  обряды, сопровождающиеся самоистязанием и жертвами, жестокую эксплуатацию, войны, т.е. все те осознанные ауто- и гетероагрессивные действия, которые приводят к индивидуальному или массовому саморазрушению и самоуничтожению людей [19, c.66] .
В городе суициды совершаются  более часто, чем в деревне. Максимум их приходится на май, минимум - на декабрь.
По мнению ряда авторов, суицидальное поведение в детском возрасте очень редко бывает связано с  психическими заболеваниями, в подавляющем  большинстве случаев это ситуационно-личностные реакции, в первую очередь реакция  оппозиции. У подростков же роль психических  расстройств (депрессивное состояние  и др.) в происхождении суицидального  поведения несколько возрастает. Существует и противоположное мнение, согласно которому в детском возрасте, по сравнению с подростковым, суицидальное поведение носит более серьезный характер.
 
 
      Особенности суицидального поведения подростков
 
 Суицидальное поведение  подростков имеет ряд особенностей, свойственных растущему организму  и личности.
Суицидальная активность резко возрастает с 14 – 15 лет и  достигает своего максимума в 16 – 19 лет.
 Одной из причин  выбора суицидального способа  решения проблем, носящих возрастной  характер, является неадекватное  отношение к смерти. Особенностью  детского понимания смерти является  двойственность смерти и бытия.  В сознании происходит как  бы раздвоение: с одной стороны,  подросток видит себя в гробу,  горько оплакиваемого родственниками, с другой стороны, предполагает, что может быть свидетелем  собственных похорон. Свою «временную»  гибель подросток воспринимает  как способ воздействия на  значимых близких. Только к концу подросткового возраста формируется правильное представление о смерти как необратимом прекращении жизни.
Считается, что половина суицидальных попыток в подростковом возрасте являются демонстративными, т.е. без настоящего намерения умереть, а лишь разыграть для окружающих спектакль, производящий впечатление  суицидальной попытки с целью  привлечь к себе внимание, добиться каких – то преимуществ, избавиться от грозящих неприятностей. Тем не менее, различить истинные и демонстративные  попытки не всегда легко. Отсутствие страха смерти лежит в основе выбора всевозможных опасных игр, отсутствие жизненного опыта приводит к драматическим  способам ухода из жизни [19, c.36]. Подросток по причине своей некомпетентности может выбрать сильнодействующие лекарственные препараты, очень похожие на витамины, для демонстративно – шантажного поведения. И наоборот, иногда безобидные способы суицида, с точки зрения взрослого, свидетельствуют об искреннем желании уйти из жизни. Специалисты предлагают все суицидальные попытки расценивать как истинные и подвергать их глубокому анализу.
 Средний подростковый  возраст характеризуется наличием  философской интоксикации: подросток  постоянно рассуждает о смысле  жизни и смерти, происходит нравственное  самоопределение [18,c. 42].
При исследовании психотравмирующих  обстоятельств, приведших к суициду, выявлено, что по сравнению со взрослыми суицидентами, конфликт у подростков был более кратковременный, его длительность составляет от нескольких дней до года. Суицидальные конфликтные ситуации могут складываться для подростка могут складываться из незначительных, по мнению взрослых, неурядиц. Однако некоторый максимализм в оценках, неумение прогнозировать последствия своих поступков и предвидеть исход сложившейся ситуации создают ощущение безысходности, неразрешимости конфликта, порождают чувство отчаяния и одиночества. Все это делает даже незначительную конфликтную ситуацию суицидоопасной, что подчас недооценивается окружающими взрослыми.
 В детском и подростковом  возрасте возникновению суицидального  поведения способствуют депрессивные  состояния, которые проявляются  иначе, чем у взрослых:
 • печальное настроение
 • чувство скуки
 • чувство усталости
 • нарушение сна
 • соматические жалобы
 • неусидчивость, беспокойство
 • фиксация внимания  на мелочах
 • чрезмерная эмоциональность
 • замкнутость
 • рассеянное внимание
 • агрессивное поведение
 • непослушание
 • злоупотребление  алкоголем или наркотиками
 • плохая успеваемость
 • прогулы школы.
У подростков, как правило, нет совпадения конечной цели самоубийства – смерти – и его психологического смысла. Анализ результатов опроса подростков – суицидентов позволили установить, что часть из них хотели «дать понять человеку, в каком он отчаянии», другие думали «заставить раскаяться человека, который плохо с тобой обращался», третьи своим поступком решили показать «как ты любишь другого», некоторые надеялись «повлиять на другого, чтобы он изменил решение», часть расценивали свою попытку как «призыв, чтобы пришла помощь от другого». Независимо от формулировки, более половины суицидов – это обращение к другому человеку, причем значимому другому. Подростком руководит не желание умереть – целью самоубийства выступает желание повлиять на другого.
 У подростков причины  суицидального поведения равномерно  распределяются между любовными  конфликтами, конфликтами с родителями  и неприятностями в школе.
 Причиной суицида подростка,  чаще всего, является длительная  конфликтная ситуация в семье.  Чаще всего преобладают давящий  стиль воспитания, требования безапелляционного  выполнения указаний, что препятствует  формированию у подростков самостоятельности  в принятии решений. В форме  наказаний используются унижающие  высказывания, болезненные для самолюбия  и снижающие самооценку подростка [22, c.77]. Семью могут постичь такие кризисные ситуации, как смерть близких, развод или потеря работы. Родители находятся в подавленном состоянии, бывает, что ищется ответственный за возникшие проблемы. В тоже время одним из сильных факторов, удерживающих молодых людей в жизни, являются отношения с родителями. Если отношения строятся на доверительной основе, родитель относится к ребенку как к партнеру, то тогда формируются защитные механизмы, предохраняющие подростка от суицидального поведения.
Школьные причины суицидального  поведения обычно связаны с отношениями  с учителями, администрацией. Именно в школе формируются такие  важные социальные запросы подростка, как: потребность в самоуважении (так как низкая оценка успеваемости связывается с недостаточным  развитием способностей и интеллекта); потребность в положительной  оценке значимых для него взрослых (следствием негативной оценки педагога обычно бывает отрицательная оценка родителей); потребность в общении (мнение учителя может определять мнение коллектива сверстников, низкие оценки не способствуют улучшению отношений  ученика в классе).
Отношения со сверстниками (особенно противоположного пола) являются весьма значимым фактором суицидального  поведения подростков. Одним из объяснений важности этих отношений служит чрезмерная зависимость от другого человека, возникающая обычно в качестве компенсации  плохих отношений со своими родителями, из – за постоянных конфликтов и отсутствия контакта с ними. Бывает, что отношения с другом или подругой становятся столь значимыми, что любое охлаждение привязанности, а тем более, измена, уход к другому воспринимается как невосполнимая утрата, лишающая смысла дальнейшую жизнь [2,c.32].
 Покушение на жизнь  может быть подражанием поведению,  демонстрируемому с экранов телевидения  или присутствующих на страницах  литературных произведений. В подростковых  компаниях наблюдается повышенный  интерес к темам смерти и  самоубийства, обсуждается их «тайна»  и «красота». Руководствуясь подобными  стереотипами, суициденты рассматривают  посягательство на свою жизнь  не с точки зрения общественной  морали, а с позиции эффектности  действий.
 
1.3. Структура и динамика суицидального поведения
 
Структура суицидального  поведения. Важно подчеркнуть, что  суицидальное поведение имеет как  внутренние, так и внешние формы своего проявления.
Внутреннее суицидальное поведение - внутренняя форма проявления суицидального поведения, включающая в себя пассивные суицидальные мысли, замыслы и намерения, а также  соответствующий эмоциональный  фон суицидальные переживания.
Пассивные суицидальные мысли  характеризуются представлениями, фантазиями на тему своей смерти без  активной проработки планов действий, связанных с исполнением самоубийства.
Суицидальные замыслы - это активная форма проявления суицидальности, т.е. тенденция к самоубийству, глубина которой нарастает параллельно степени разработки плана ее реализации. Человеком продумывается способ суицида, время и место его совершения.
Суицидальные намерения - непосредственное побуждение к суицидальным действиям и принятие решения  о самоубийстве. Суицидальные намерения  предполагают присоединение к замыслу  решения и волевого компонента, побуждающего к непосредственному переходу к  внешнему проявлению [30, c.74].
Структура суицидальных переживаний  основывается на отношении к двум полярно противоположным ценностям: собственной жизни и смерти. Отношение  к жизни выражается в четырех основных формах:
1) в ощущении безразличия;
2) в чувстве сожаления  о своем существовании;
3) в переживании его  тягостности, невыносимости;
4) в отвращении к жизни.
Отношение к смерти выступает  в формах:
1) страх смерти, хотя и  сниженный в своей интенсивности;
2) ощущение безразличия;
3) чувство внутреннего  согласия на смерть;
4) желание смерти.
В структуре суицидальных переживаний выделенные формы встречаются  в различных сочетаниях, создавая множество индивидуальных вариантов. Однако для диагностики суицидального переживания как такового психологу необходимо установить одновременно наличие любой пары элементов из двух перечисленных рядов.
Внешнее суицидальное поведение - внешняя форма суицидального  поведения, проявляющаяся в форме  суицидальных высказываний или же практических суицидальных действий различных типов. Такие действия, связанные с использованием тех или иных средств и способов, отражают психологию суицидента, приводя  к завершенному суициду или к  его попытки.
Динамика суицидального  поведения. Рассмотрев основные компоненты структуры суицидального поведения, проследим их развитие в динамике. Очевидно, что вне зависимости  от того, идет ли речь о законченном  суициде или о незавершенной  попытке, основной практический и теоретический  интерес представляет период жизни  человека, предшествующий суицидальному  акту. Этот период времени - предсуицид - характеризуется особым психическим  состоянием личности, которое обусловливает  повышенную вероятность суицидального действия. Предсуицид - отрезок времени от возникновения первых суицидальных мыслей и переживаний до их реализации [34, c.46].
В предсуициде выделяются две фазы: предиспозиционная и суицидальная, которые, в свою очередь, обладают различной степенью выраженности внутренних и внешних форм суицидального поведения.
Предиспозиционная фаза отличается исключительной эмоциональной напряженностью для суицидента. В этом периоде у людей отмечается фиксация внимания на непреодолимых трудностях, на мыслях об отсутствии потенциальных возможностей решения возникших проблем [32, c.63].
Попав в конфликтную критическую  ситуацию, фрустрирующую их личностно-значимые потребности, люди испытывают острую необходимость в помощи других людей. Характерной особенностью этого периода является потребность к установлению неформального, эмпатического контакта, потребность в сопереживании, эмоциональной поддержке ("поиск опоры"). Практически все суициденты отмечают, что им очень хотелось найти поддержку, поделиться своими переживаниями, разделить тревогу. Искажение эмоциональных и мотивационно-ценностных связей с ближайшим социальным окружением, нарастающее чувство тревоги, вызванное ожиданием неблагополучного развития событий, характеризуют эту фазу, как начало процесса социально-психологической дезадаптации.
При невозможности или  недостаточной способности человека к установлению глубокого интимного  контакта в кругу близких людей  происходит прогрессирующее углубление дезадаптации. При этом возникает  одно из самых болезненных и часто наблюдаемых переживаний у суицидентов - переживание одиночества, отверженности и изоляции. Обязательное общение не только не уменьшает чувства одиночества, а обостряет его.
На фоне выраженной обостренной  борьбы мотивов, отраженной в переживаниях негативной модальности, возникают  нестойкие, довольно диффузные мысли  о невыносимости существования  в данной ситуации. Разработка этой темы расширяет сферу кризисных  оценок, которые переносятся человеком  на более обобщенный уровень, принимая форму мировоззренческой рефлексии [16, c. 79].
Зачастую человек углубляется  в размышления о смысле жизни, неоднозначности человеческого  существования. В некоторых случаях  эти размышления буквально завладевают  человеком, неотступно преследуя его, что, конечно же, не должно расцениваться как проявление психического отклонения. Сомнения в смысле жизни в значительно большей степени отражают истинно человеческие переживания, они являются признаком самого человеческого в человеке.
В рассматриваемом периоде  у человека возникает чувство, что  его жизнь не имеет будущего, что  в ней есть только прошлое. Жизнь  воспринимается только ретроспективно. Он пытается найти утешение в воспоминаниях  о приятных моментах из его прошлой  жизни, но эти воспоминания, как правило, только отягощают восприятие настоящего, усиливая контраст между прошлым  и будущим. Появляется ощущение внутренней пустоты и бессмысленности существования. Утеря смысла жизни является центральным  звеном в суицидальном поведении [42, c. 81].
Мысли о смерти, как правило, при этом носят налет теоретизирования, особенно свойственного молодым людям, без какого-либо желания умереть. Размышления на тему смерти могут приобретать форму художественных образов - в записных книжках, в тетрадях изображаются рисунки, иллюстрирующие депрессивное состояние человека (гробы, кресты, виселицы и т.д.). Известны факты, когда накануне самоубийства суициденты посещали кладбища, в романтических тонах описывали их в письмах родным, в разговорах с товарищами и коллегами по работе.
Тем не менее, глубина разработки экзистенциальных мотивов может приводить и к истинным суицидальным попыткам, носящим своеобразный философско-религиозный, мировоззренческий характер. При этом вопросы о ценности и смысле жизни ставятся с такой напряженностью, что неизбежно влекут за собой крайние решения.
На высоте предиспозиционной фазы появляются симптомы деперсонализации: неопределенное чувство внутренней измененности, отчужденности, гнетущее настроение, переживание какой-то "неестественности" окружающего, его непонятности и враждебности. Некоторые люди после неудавшейся попытки вспоминают об ощущении "внутренней паники", "внутренней катастрофы", предчувствии какой-то беды. Появляется гипертрофированное стремление к самоанализу, самонаблюдению, возникает обостренная рефлексия.
На фоне подобного рода состояний появляются суицидальные мысли, а позднее - и обдумывание  способа суицида, "примеривание" к нему. Суицидальный период, начало которого связано с появлением суицидальных замыслов, длится вплоть до покушения на свою жизнь.
Переходу в суицидальную фазу предсуицида обычно способствует дополнительная ситуативная психотравматизация, которая еще более углубляет дезадаптацию и убеждает человека в неизбежности катастрофы. Само принятие решения о самоубийстве, даже в результате "обдумывания", свидетельствует о переживаниях необычайной глубины и силы.
Характерными особенностями  поведения людей в этой фазе являются: замкнутость, аутичность, стремление к  уединению вплоть до полной изоляции, утрата интереса к окружающему. Человек  как бы отделен психологическим  барьером от других людей, полностью  поглощен своим "Я", своими мучительными переживаниями.
Суицидальные тенденции  в этой фазе в одних случаях  развиваются стремительно, а в  других медленно, с периодами усиления и ослабления.
Нередко в суицидальной фазе перед совершением суицидальной попытки у людей отмечались особенности  поведения, обусловленные аффективным  сужением сознания [32, c.51]. При этом наблюдается фрагментарное восприятие окружающего, снижение реакции на внешние раздражители, эмоциональная заторможенность, неадекватные действия и высказывания.
Вместе с тем отмечены и другие формы проявления поведенческих  форм активности: расчетливость, решительность, хладнокровие ("зловещее спокойствие") и даже агрессивность. Иногда принятие суицидального решения сопровождается суетливостью, двигательной возбужденностью, беспричинной веселостью. Однако во всех случаях неестественность поведения сразу же бросается в глаза.
С большим постоянством у  людей отмечается расстройства сна, разнообразные неврастенические или  неврозоподобные вегетативные проявления: повышенная утомляемость, вялость, чувство бессилия и т.п.
Психическое состояние накануне суицидальной попытки (а равно как и завершенного суицида) бывает неоднородным, что обусловливается разнообразным сочетанием индивидуально-личностных и ситуационных факторов, создающих множество вариантов.
Так, депрессивное состояние (в психологическом смысле), выявляемое у большинства суицидентов. характеризуется  тяжелыми, мучительными эмоциями и  переживаниями - тревогой, тоской, отчаянием. Влечения и волевая активность резко  снижаются. Почти всегда в различной  степени выражены ощущение собственной  неполноценности, недееспособности и  самоотрицания. Появляется чувство  вины и нередко - потребность в самообвинении.
Измененным кажется течение  времени, его мучительное замедление, вызывающее ощущение "бесконечности" ситуации: i; У меня было такое чувство - говорил один из суицидентов, - что  этот кошмар никогда не кончится. Никогда!"
В случае продолжительного предсуицида развитие суицидального  поведения отчетливо проходит все  описанные этапы. Однако эту последовательность можно обнаружить не всегда. При острых предсуицидах предиспозиционная фаза свернута, и суицидальные замыслы и намерения появляются без предшествующих ступеней, характеризуясь усилением роли аффективных компонентов [36, c.29].
Сравнительный анализ факторов длительности предсуицида показывает, что решающую роль в этом играют глубина переживаемого конфликта, личностная значимость фрустрирующего события, его истинное содержание и, наконец, психологический склад личности.
Суицидальный период заканчивается  суицидальным актом, отличающимся полной аффективной охваченностью, суженностью сознания суицидента. Иногда наблюдаются эмоциональная опустошенность и безразличие к происходящему.
Один из суицидентов вспоминает: "Я смотрел, как кровь вытекает из меня, и чувствовал себя спокойно и безмятежно. Боли никакой не было. Потом появилось дремотное состояние, как перед сном. Ну а затем, очевидно, потерял сознание".
В ряде случаев перед попыткой самоубийства люди оставляют предсмертные записки (примерно каждый пятый-шестой суицидент). В оставленных записках обычно звучат слова самообвинения  и содержатся просьбы о прощении их близкими людьми. Иногда в записках обвиняются те, кто явился, по мнению суицидента, виновником его поступка.
В случае неудавшейся попытки  в постсуицидальном периоде некоторое  время может наблюдаться сохранение суицидальных мыслей и намерений. При  этом как в прямой, так и в  косвенной форме высказывается  сожаление о сохранении жизни, об утрате ее ценности. Проявляется пассивное "согласие на смерть". Так реагируют  главным образом те, кто считает  невозможным свое возвращение в  условия, которые привели их к суициду.
Вероятность попытки повторного суицида довольно велика. Считается, что у прибегавших к суицидальной попытке риск завершенного суицида на ближайший год увеличивается в десятки раз.
Психодиагностика  суицидального поведения
Почти каждый, кто всерьез  думает о самоубийстве, так или  иначе, дает понять окружающим о своем  намерении. Самоубийства, часто, не возникают  внезапно, импульсивно, непредсказуемо или неизбежно. Они являются последней  каплей в чаше постепенно ухудшающейся адаптации. Среди тех, кто намерился  совершить суицид, от 70 до 75 % тем  или иным образом раскрывают свои стремления. Иногда это будут едва уловимые намеки; часто же угрозы являются легко узнаваемыми. Очень важно, что 3/4 тех, кто совершает самоубийства, посещают врачей, психологов, педагогов, работников социальных служб, до этого  по какому-либо поводу в течение  ближайших недель и месяцев. Они ищут возможности высказаться и быть выслушанными. Однако очень часто врачи, соцработники и семья не слушают их.
Суицидальными людьми, в  целом, часто руководят амбивалентные  чувства. Они испытывают безнадежность, и в то же самое время надеются на спасение.
Часто желания за и против суицида настолько уравновешенны, что если близкие в эти минуты проявят теплоту, заботу и проницательность, то весы могут накрениться в сторону  выбора жизни. Поэтому очень важно  знать во время беседы с суицидальным человеком об особых ключах и предостерегающих признаках самоубийства.
Различают склонности к суицидальному  поведению, в зависимости от типа личности. Так приводится статистика, что в 36% суициды совершают истероиды, в 33% - инфантильные эмоционально лабильные субъекты, и в 13% - у субъектов отмечались астенические черты.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Глава 2. ПРИЧИНЫ СУИЦИДАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ  И МЕРЫ ПО ИХ ПРОФИЛАКТИКИ
 
2.1. Причины и  типология суицидального поведения
 
Необходимость борьбы с суицидальными  происшествиями вытекает, прежде всего, из абсолютной ценности человеческой жизни, трагической бессмысленности  гибели людей. В возрастной динамике резкий рост суицидов наблюдается после 13 лет. Во Франции в группе 15-19-летних самоубийство является четвертой, а  в США - третьей по статистической значимости причиной смерти (после  транспортных происшествий, насильственной смерти и рака). У подростков значительно  чаще, чем среди взрослых, наблюдается  так называемый "эффект Вертера" - самоубийство под влиянием чьего-либо примера (в свое время опубликование  гетевского "Вертера" вызвало  волну самоубийств среди немецкой молодежи). В большинстве стран, где ведется статистика, за последние 30 лет количество юношеских самоубийств заметно возросло, в то время как среди взрослых показатели суицидов в значительной степени остались прежними.
Серьезность проблемы, с  одной стороны, и длительное ее замалчивание официальными кругами, с другой стороны, породили в обществе различные "мифы", предубеждения. Так, у неспециалистов существует упрощенное отношение к  фактам самоубийств, стремление объяснить  их исключительно влиянием психических  расстройств. Между тем, изучение обстоятельств  суицидальных случаев показывает, что  подавляющая часть людей из числа  лишивших себя жизни - это практически  здоровые лица, попавшие в острые психотравмирующие  ситуации.
Для психолога-практика проблема профилактики суицидального поведения  является одной из наиболее значимых сфер профессиональной деятельности.
Феномен суицида (самоубийство или попытка самоубийства) чаще всего  связывается с представлением о  психологическом кризисе личности, под которым понимается острое эмоциональное  состояние, вызванное какими-то особыми, личностно значимыми психотравмирующими событиями. Причем, это кризис такого масштаба, такой интенсивности, что  весь предыдущий жизненный опыт человека, решившегося на суицид, не может  подсказать ему иного выхода из ситуации, которую он считает невыносимой.
Такой психологический кризис может возникнуть внезапно (под влиянием сильного аффекта). Но чаше внутренняя душевная напряженность накапливается  постепенно, сочетая в себе разнородные  негативные эмоции. Они накладываются  одна на другую, озабоченность переходит  в тревогу, тревога сменяется  безнадежностью. Человек теряет веру в себя, в способность преодолеть неблагоприятные обстоятельства, возникает  внутренний конфликт "неприятия  самого себя", "самоотрицание", появляется ощущение "потери смысла жизни"[26, c.51].
В основе суицидального поведения (независимо от его типологического  своеобразия) лежит конфликт. В любом  конфликте существуют:
во-первых, объективные требования, предъявляемые к человеку ситуацией;
во-вторых, субъективное осознание  значимости, осмысление этих требований и степени их сложности для  личности;
в-третьих, оценка личностью  своих возможностей для преодоления, снятия фрустрирующей ситуации;
в-четвертых, реальные действия личности в такой ситуации.
Конфликтная ситуация приобретает  характер суицидоопасной, когда человек  осознает ее как высокозначимую, предельно  сложную, а свои возможности - как  недостаточные, переживая при этом острую фрустрацию ведущих потребностей и выбирая суицидальные действия как единственно возможный для себя выход.
Содержание суицидогенных конфликтов определяется, прежде всего, сферой их возникновения, т.е. предметом конфликта и уязвимостью личности к трудным ситуациям [22, c.39].
Все множество конфликтов, лежащих в основе суицидального поведения людей может быть классифицировано следующим образом:
1. Конфликты, вызванные  спецификой условий профессиональной  деятельности и социального взаимодействия  людей:
индивидуальные адаптационные  трудности (ценностно-мировоззренческого, биофизиологического и микросоциального характера);
служебные и межличностные  конфликты с сослуживцами, администрацией, руководством.
2. Конфликты, обусловленные  спецификой лично-семейных взаимоотношений:
- неразделенная любовь, измена  любимой девушки, жены;
- развод;
- тяжелая болезнь, смерть  близких;
- половая несостоятельность.
3. Конфликты, связанные  с антисоциальным поведением  человека:
- опасение уголовной ответственности;
- боязнь позора в связи  с асоциальным проступком.
4. Конфликты, обусловленные  состоянием здоровья:
- психические заболевания;
- хронические соматические  заболевания;
- физические недостатки (дефекты речи и особенности  внешности, воспринимаемые как  недостаток - дисморфофобия).
5. Конфликты, обусловленные  материально-бытовыми трудностями.
6. Другие конфликты.
Суицидоопасная ситуация включает, как правило, взаимодействие конфликтов различных типов. Однако не всякий конфликт ведет к суициду. Суицидоопасные реакции, снижение или  утрата ценностей жизни не могут  появиться вне связи с личностными  особенностями.
Необходимо подчеркнуть, что какой-либо единой личностной структуры, специфичной для суицидального  поведения и достаточно определенно  указывающей на вероятность его  возникновения, обнаружить не удалось.
Вместе с тем наибольшей уязвимостью, склонностью к ригидному, неадаптивному поведению обладают люди с акцентуированными и психопатическими чертами характера. В одном случае речь идет о практически здоровых людях, отличающихся гипертрофированной заостренностью каких-либо характерологических  черт, а в другом - о тех, у кого пограничные расстройства могут  в привычных для них условиях жизни быть стертыми, компенсированы адаптивными эталонами поведения. В трудных же условиях, на фоне возрастных кризисов, недостаточной социальной и физической зрелости личности, компенсаторные механизмы расстраиваются, что и  приводит к дезадаптации [12, c.36].
К характерным личностным особенностям суицидентов можно  отнести:
-  низкий или заниженный  уровень самооценки, неуверенность  в себе;
- высокая потребность  в самореализации;
- симбиотичность, высокая значимость теплых, эмоциональных связей, искренности взаимоотношений, наличия эмпатии, понимания и поддержки со стороны окружающих;
- трудности при принятии  решений;
- высокий уровень тревожности,  снижение уровня оптимизма и  активности в ситуации затруднений;
- тенденция к самообвинению,  преувеличение своей вины;
- низкая самостоятельность;
-недостаточная социализация, инфантильность и незрелость  личности.
Знание характера конфликтной  ситуации, которая создала предпосылки  для возникновения психологического кризиса, а также личностных характеристик  человека, дают психологу некоторые  основания для определения суицидального  потенциала личности.
Суицидальное поведение  может быть истинным, аффективным  и демонстративно-шантажным [36, c.40].
Истинный суицид - осознанные действия, целью которых является совершение акта самоубийства, желание  лишить себя жизни. Серьезность и  устойчивость намерения подтверждаются выбором места, времени и способа  суицидального действия, активной предварительной  подготовкой, а в ряде случаев - наличием предсмертных записок. При истинных суицидальных действиях период, предшествующий самоубийству, отличается большей длительностью (от нескольких суток до месяца и  более).
Аффективный суицид - суицидальные действия, обусловленные необычайно сильным аффектом, возникшим в  результате внезапного острого психотравмирующего события или под влиянием аккумуляции  хронических психотравм. В отличие от истинного суицида, при котором психотравма, осознанная и переработанная человеком, вызывает определенный тип целенаправленного, хотя и неадаптивного поведения, при аффективных суицидальных действиях психотравмирующая ситуация не успевает подвергнуться сознательной личностной переработке. Такие суициды характеризуются "свернутостью" и интенсивностью динамики, стремительным ростом эмоциональной напряженности, крайне эмоционально насыщенными отрицательными переживаниями гнева, обиды, оскорбленного достоинства, чести и т.п. Восприятие конфликтной ситуации становится избирательно фрагментарным, отрывочным. Суициденты не реагируют на обращения окружающих, никакие аргументы в расчет не принимаются. Охваченность суицидальным побуждением обусловливает отсутствие страха смерти и боли [28,c.69].
Демонстративно-шантажное  суицидальное поведение - сознательная манипуляция индивидом жизнеопасными  действиями при сохранении для него высокой ценности собственной жизни  с целью изменения конфликтной  ситуации в благоприятную сторону. Личностный смысл демонстративно-шантажных  попыток состоит в оказании психологического давления на окружающих значимых лиц с целью изменения конфликтной ситуации в благоприятную для себя сторону (вызвать к себе жалость, сочувствие, избавиться от грозящих неприятностей и т.п.). При демонстративно-шантажных попытках человек понимает, что его действия не должны повлечь за собой смерть и для этого предпринимает все меры предосторожности.
Следует иметь в виду, что количество суицидальных попыток  многократно превышает количество осуществленных самоубийств. У взрослых они предположительно соотносятся  как  6-10 к 1, а у подростков как 50:1 или даже 100:1. Поскольку большинство  суицидальных попыток остаются неизвестными, многие специалисты считают даже эти цифры заниженными. Юноши  совершают самоубийства как минимум  вдвое чаще девушек; хотя девушки  предпринимают такие попытки  гораздо чаще, многие из них имеют  демонстративный характер. Неудачные  суицидальные попытки большей частью не повторяются; хотя 10 процентов мальчиков  и 3 процента девочек от 10 до 20 лет, совершивших  неудачные суицидальные попытки, в  течение ближайших двух лет все-таки покончили с собой.
 
 
 
 
 
 
 
2.2. Предотвращение  суицида и меры предупреждения побуждений к самоубийству
 
Диагностика предсуицидального  синдрома имеет важно профилактическое значение. Лица, находящиеся, а в  предсуицидальном периоде, нуждающиеся  в индивидуальной, групповой и (или) семейной психотерапии. Особую практическую значимость имеет анализ факторов, удерживающих детей от самоубийства. К их числу относят: отсутствие психических  заболеваний, протекающих с депрессивными  расстройствами; лучшая интегрированность в семье; когнитивные функционирование, не достигшее уровня конкретного или формального мышления; наличие культуральных и духовно-религиозных факторов, делающих суицид менее приемлемым или табуирующих его; проведение индивидуализированной терапии, направленной на купирование травматизации и избирательно адресующейся к слабым сторонам акцентуированной или психотической личности (сенситивность, склонность к депрессивным состояниям у шизоидов и циклоидов) [37, c.54].
Многие из черт, свидетельствующих  о суицидальности, сходны с признаками депрессии. Ее основным симптомом является потеря возможности получать удовольствие и испытывать наслаждение от тех  вещей в жизни, которые раньше приносили счастье. Поступки и настроение как бы выдыхаются и становятся безвкусными. Психика лишается сильных чувств. Человеком овладевает безнадежность, вина, самоосуждение и раздражительность. Заметно ослабевает двигательная активность или, наоборот, возникают приступы громкой, быстрой, порой беспрестанной речи, наполненные жалобами, обвинениями  или просьбами о помощи. Часто  бывают нарушения сна или волнообразная  усталость. Соматические признаки тревоги  проявляются дрожанием, сухостью губ  и учащенным дыханием. Появляются ничем не обусловленные соматические нарушения в виде болей в голове, боку или животе. Больные постоянно  ощущают свою нежеланность, греховность и бесполезность, в силу чего приходят к заключению, что жизнь не имеет смысла.
Психогенные причины депрессии  часто связаны с потерей: утратой друзей или близких, здоровья или работы. Она может наступить в годовщины утраты, причем человек может не осознавать приближающейся даты.
Если человека постигает  утрата, то это, естественно, порождает  не только депрессию, но и гнев. Если нет возможности выразить свои чувства, то они вытесняются в бессознательное, в результате чего внутреннее напряжение и фрустрация осложняют процесс  горя. Важно помнить, что почти  всегда можно найти физиологическое  и психологическое объяснение депрессии. Депрессия не обязательно обозначает, что человек находится в состоянии  психоза или испытывает суицидальные намерения [26, c.36].
Подавляющее большинство  этих больных не утрачивают связей с реальностью, заботятся о себе и далеко не всегда поступают на стационарное лечение. Однако когда  они решаются на попытку самоубийства, ими овладевает отчаяние. Несмотря на это, существует достаточно «нормальных» людей с депрессивными переживаниями, которые не заканчивают жизнь  самоубийством.
Затянувшаяся депрессия  и одиночество становятся опасными, если:
- вы чувствуете враждебность  к людям, к которым раньше  относились хорошо;
- у вас нет интереса к чему бы то ни было;
- ваше здоровье существенно подорвано;
- попадаете в зависимость  от лекарств или алкоголя;
- вы избегаете общества  и большую часть времени проводите  в одиночестве; 
- вы думаете о самоубийстве.
Предотвращение суицидальных попыток.
Снятие психологического напряжения в психотравмирующей  ситуации.
Уменьшение психологической  зависимости от причины, повлекшей  суицидальное поведение.
Формирование компенсаторных механизмов поведения.
Формирование адекватного  отношения к жизни и смерти.
Распознавание суицида: профилактика
Слово «превенция» (профилактика) происходит от латинского «praevenire» — «предшествовать, предвосхищать». Знание социальных и психологических предвестников суицида может помочь нам понять и предотвратить его. «Почему он устремил свою силу и ум на разрушение этой силы и этого ума?» Этот вопрос задают почти все, кто был знаком с жертвой самоубийства.
Социологи рассматривают  самоубийство как барометр социального  напряжения. Психологи интерпретируют его как реакцию давления на личность. Однако и те, и другие согласны, что  самоубийство возникает, если у человека появляется чувство отсутствия приемлемого  пути к достойному существованию. Вместе с тем далеко не каждый, у кого нарушены связи с обществом или  возникли неудачи на работе, становится жертвой самоубийства. Не существует какой-либо одной причины, из-за которой  человек лишает себя жизни. Предрасполагающие  факторы также различаются от человека к человеку, и не выявлено какого-то единого причинного фактора  суицида [35, c. 32].
«Если бы я только знал, что  она замышляла самоубийство! Я  просто не мог и подумать, что  произойдет такое несчастье!» —  восклицают близкие. И все же почти каждый, кто всерьез думает о самоубийстве, так или иначе, дает понять окружающим о своем намерении. Самоубийства не возникают внезапно, импульсивно, непредсказуемо или неизбежно. Они являются последней каплей в чаше постепенно ухудшающейся адаптации. Среди тех, кто намеревается совершить суицид, от 70 до 75% тем или иным образом раскрывают свои стремления. Иногда это будут едва уловимые намеки; часто же угрозы являются легко узнаваемыми. Очень важно, что 3/4 тех, кто совершает самоубийства, посещают своих врачей до этого по какому-либо поводу в течение ближайших месяцев. Они ищут возможности высказаться и быть выслушанными. Однако очень часто врачи и семья не слушают их.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
2.3. Методические  рекомендации по организации  работы по профилактике детско-подросткового  суицидального поведения в школе  и семье
 
Нами были отобраны следующие  методы для выявления склонности к суицидальному поведению.
Предупреждение побуждений к самоубийству и повторных суицидальных попыток у подростков группы риска  относится к одной из важных задач  родителей, воспитателей и школьных психологов.
Применяемые методы исследования:
1. Диагностическое интервью с семейным анамнезом.
2. Тест Личко “ПДО”. По тесту Личко “ ПДО” определение неустойчивого типа акцентуации или в сочетании его с гипертимным, эмоционально-лабильным, шизоидным, эпилептоидным и истероидным может служить прямым указанием на высокий риск социальной дезадаптации и, вследствие углубления конфликта, риск развития саморазрушающего поведения. Риск социальной дезадаптации и развития саморазрушающего поведения зависит от уровня дисфункции личности :
Акцентуация характера и  крайние варианты нормы.
Непсихотические расстройства личности.
Психотические расстройства личности .
Типы саморазрушающего поведения:
Угроза для жизни,
Ущерб для физического  здоровья,
Ущерб для духовного и  нравственного развития,
Ущерб для будущего социального  статуса.
3.Тест фрустрационной толерантности Розенцвейга
4. Тест «определение направленности  личности Басса».
5.Тест тревожности Тэммл – Дорки - Амен.
Обучение социальным навыкам  и умениям преодоления стресса. Оказание подросткам социальной поддержки  с помощью включения семьи, школы, друзей и т.д. может проводиться  социально- психологический тренинг проблем - разрешающего поведения, поиска социальной поддержки, ее восприятия и оказания, индивидуальных и групповых психокоррекционных занятий по повышению самооценки, развитию адекватного отношения к собственной личности, эмпатии. Овладение навыками практического применения активной стратегии проблем, совершенствование поиска социальной поддержки, психологическая коррекция пассивной стратегии избегания, увеличение уровня самоконтроля, замена “значимых других”, выработка мотивации на достижение успеха может быть основано на тренинге поведенческих навыков.
Алгоритм действий классного руководителя, социального педагога при работе с детьми, склонными к суицидальному и аддиктивному поведению.
1.  Если классный руководитель/соц. педагог заметил у ребенка признаки  суицидального/аддиктивного  поведения,     прежде всего не стоит бить тревогу. Можно попросить ребенка задержаться в классе и провести с ним спокойную, по возможности доверительную беседу. Далее стоит деликатно отправить ребенка на консультацию к школьному психологу, который сможет дать квалифицированную помощь, выяснить причины такого поведения, побеседовать с родителями и посодействовать в поиске квалифицированных врачей и психологов.
2. Если же психолога в школе нет, после беседы с ребенком следует провести беседу с родителями так же максимально спокойно. Родителям надо объяснить, что в данном случае возможно только спокойное поведение, никаких обвинений и скандалов, и, тем более, игнорирования изменений в поведении ребенка.
3. Рассказать родителям «Алгоритм действий родителей детей, склонных к суицидальному и аддиктивному поведению».
Рекомендации  классному руководителю, социальному  педагогу
по ведению беседы при работе с детьми, склонными  к суицидальному и аддиктивному поведению.
• Разговор должен быть абсолютно спокойным, ни в коем случае нельзя повышать голос. Вы должны показать, что то, что происходит с ребенком для вас важно, и вы готовы помочь. Пример: «Мне кажется, что с тобой что-то происходит - ты не такой, как обычно - грустный, задумчивый, отрешенный... у тебя что-то случилось? Если ты позволишь, я буду рад/рада тебе помочь».
• В то же время разговор должен быть уверенным.
• К разговору стоит подготовиться.
• Следует показать ребенку, что, не смотря ни на что, вы готовы помочь ему справиться с возникающими трудностями.
• Важной задачей такого разговора является уговорить ребенка обратиться за помощью - к школьному психологу либо родителям. Это должно так же происходить без сильного давления, но настойчиво.
Методические  рекомендации для педагогов-психологов
Консультирование подростков, склонных к самоубийству.
   Если замечена  склонность школьника к самоубийству, следующие советы помогут изменить  ситуацию.
1. Внимательно выслушайте решившегося на самоубийство подростка. В 
 состоянии душевного  кризиса любому из нас прежде  всего необходим кто – нибудь, кто готов нас выслушать. Приложите все усилия, чтобы понять проблему, скрытую за словами.
2. Оцените серьезность намерений и чувств ребенка. Если он или она уже имеют конкретный план самоубийства, ситуация более острая, чем если эти планы расплывчаты и неопределенны.
3. Оцените глубину эмоционального кризиса. Подросток может  испытывать серьезные трудности, но при этом не помышлять о самоубийстве.
4. Внимательно отнеситесь ко всем, даже самым незначительным обидам и жалобам. Не пренебрегайте ничем из сказанного. Он или она могут и не давать волю чувствам, скрывая свои проблемы, но в то же время находится в состоянии глубокой депрессии.
5. Не бойтесь прямо спросить, не думает он или она о самоубийстве. Опыт показывает, что такой  вопрос редко приносит вред. Часто подросток бывает рад возможности открыто высказать свои проблемы. Следующие  вопросы и замечания помогут завести разговор о самоубийстве и определить степень риска в данной ситуации:
- Похоже, у тебя что-то  стряслось. Что тебя мучает? (Так  можно завязать разговор о  проблемах подростка).
- Ты думал когда-нибудь  о самоубийстве? (Этот вопрос поможет определить степень риска. Чем более разработан план, тем выше вероятность его осуществления).
Утверждение о том, что  кризис уже миновал, не должны ввести вас в заблуждение. Часто ребенок  может почувствовать облегчение после разговора о самоубийстве, но вскоре опять вернется к тем  же мыслям. Поэтому так важно не оставлять его в одиночестве  даже после успешного разговора. Поддерживайте его и будьте настойчивы. Человеку в состоянии душевного  кризиса нужны строже утвердительные указания. Осознание ва
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.