На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Социально-экономическое развитие Тверской области

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 05.12.2012. Сдан: 2012. Страниц: 37. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Министерство сельского хозяйства  Российской Федерации
Российский государственный аграрный
университет – МСХА имени К.А. Тимирязева
(РГАУ – МСХА имени К.А.Тимирязева)
 
 
 
Гуманитарно-педагогический факультет
Кафедра прогнозирования и планирования АПК
 
 
 
КУРСОВАЯ РАБОТА
Дисциплина «Региональная экономика  и управление»
 
 
 
 
 
Тема: « Социально-экономическое развитие Тверской области»
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  Выполнила  студентка 4 курса  406 группы
                                                                Гуманитарно-педагогического факультета
                                                        Коростылева Екатерина Николаевна
 
 
Руководитель : Доцент кафедры
Воронина А.Ю.
 
Защитил                                                                                      Оценка
 
«___»___________
 
 
Москва 2012 г.

Содержание

 
 
 
 

Введение

 
Актуальной курсовой работы. Совершенствование механизмов регионального развития становится одним из наиболее актуальных вопросов в области повышения общего качества управления народным хозяйством. Российские регионы обладают существенным потенциалом развития, который при определенных условиях может стать дополнительным источником роста экономики страны. Вместе с тем существующие межрегиональные диспропорции способны в долгосрочной перспективе оказаться серьезным ограничителем роста российской экономики. В этой связи политика государства в отношении регионов не должна сводиться к выстраиванию межбюджетных отношений и реализации отдельных инвестиционных проектов. В современных условиях неотъемлемой частью стратегии развития страны должна стать выработка единой региональной политики, направленной на достижение ключевых целей, стоящих перед Россией в долгосрочной перспективе.
Как показывает опыт последних лет, разработка комплексных программ развития регионов пока не имеет четкой и  единообразной логики. Сказывается  тот факт, что в предыдущие годы вопросам пространственного развития не уделялось должного внимания. Кроме того, определенную сложность при разработке региональной стратегии государства представляет недостаточное методическое и инструментальное обеспечение таких работ.
Помимо определения ключевых задач  и ориентиров долгосрочного развития национальной экономики необходимо четкое понимание того, за счет использования каких факторов можно добиться заявленных целей. В связи с этим неотъемлемой частью стратегии государства в этом вопросе должен стать комплексный прогноз социально-экономического развития страны, отражающий динамические и структурные характеристики развития экономики, в том числе с учетом региональной компоненты. При этом необходимым условием является внедрение новых методических подходов к прогнозированию развития регионов страны.
Существенные различия (в десятки раз) наблюдаются между субъектами РФ и по важнейшим экономическим параметрам: объему валового регионального продукта на душу населения, среднегодовой численности занятых, уровню собственных доходов и расходов бюджета на душу населения, инвестициям в основной капитал и др. Как ни в какой другой развитой стране мира, в России до сих пор весьма контрастны по условиям жизни населения центр и провинция: столица и региональные центры и, в свою очередь, региональные центры и периферия. Именно поэтому в работе будет проведено сравнение показателей с другими областями Центрального федерального округа.
Целью настоящего исследования является всестороннее изучение социально-экономического состояния Тверской области, выявление тенденции и факторов, влияющих на данных ход развития экономики региона, а также оценке политики государства.
Для реализации данной цели предстоит  решить следующие задачи:
    дать экономико-географическую характеристику Тверской области;
    выяснить демографическую ситуацию в Тверской области;
    рассмотреть состояние здравоохранения, образования и науки, социальной защиты населения, потребительского рынка, экономического потенциала, инвестиционного климата Тверской области;
    изучить государственные мероприятия, направленные на реализацию приоритетных направлений экономического развития Тверской области;
    определить приоритетные направления развития транспортного комплекса Тверской области.
Объектом исследования является Тверская область, предметом -  социально-экономическая сфера региона.
Соответствует поставленной цели и  задачам структура работы: введение, глава первая «Тверская область как субъект Российской Федерации», глава вторая «Особенности социально-экономического развитие Тверской области на современном этапе», глава третья «Перспективы развития Тверской области», заключение, библиографический список, приложение.
 

Глава 1 Тверская область как субъект Российской Федерации

1.1 Экономико-географическая характеристика Тверской области

 
Тверская область расположена  в центральной полосе европейской части России, в 160 км к северу от Москвы.
Территория области составляет 84,1 тыс. кв. км (0,41% территории России). Граничит с Белгородской, Воронежской, Липецкой, Орловской, Брянской областями и республикой Украина. Население области (на 01.01.2004 г.) - 1443,7 тыс. человек (1% населения России). Плотность населения области составляет 17,2 человека на кв. км, область занимает 17 место среди регионов ЦФО по этому показателю.1
Работа на региональном рынке требует  детального понимания условий работы на этом рынке, характеристик спроса и предложения, конкурентной среды рынка, институциональной среды и рисков, которые приходится учитывать в работе.
Для характеристики этих процессов  на региональном уровне удобно пользоваться SWOT-анализом.
Анализ экономического развития региона позволяет определить привлекательность регионального рынка для работы на нем, инвестиционную привлекательность рынка, уровень жизни населения.
Анализ социального развития позволяет  охарактеризовать уровень развития человеческого капитал региона, и определить состояние платежеспособного спроса. Анализ социального развития позволяет сделать вывод о наличии потенциального спроса на продукцию, его величину и характеристики, а также состояние рабочей силы в регионе.
Анализ промышленного (технологического) развития региона представляет собой анализ конкурентной среды на рынке региона и наличие инфраструктуры для обеспечения деятельности в регионе.
Анализ политической ситуации в  регионе показывает институциональные  условия для работы бизнеса, позволяет выявить необходимые для взаимодействия с местными властями механизмы работы.
Оценка уровня экономического развития региона позволяет сделать вывод  о том, насколько развита среда  для работы бизнеса, насколько благоприятны условия для развития бизнеса, о рисках, с которыми сталкивается бизнес при работе в регионе.
Уровень экономического развития региона  также влияет на уровень доходов  населения, который в свою очередь  определяет потребности населения. Поэтому степень экономического развития позволяет установить наличие платежеспособного спроса в регионе и его характеристику.
Характеристику экономического развития региона удобнее всего проводить  по следующим показателям:2
    Промышленное производство
    Сельское хозяйство
    Инвестиции
    Инфляция
    Бюджет
Промышленное производство региона  характеризуется индексом и объемом  промышленного производства.
Объем промышленного  производства Тверской области в 2011 году составил 1462 млн. рублей, или 3,4% объема промышленного производства ЦФО. Объем промышленного производства соседней Ярославской области, в 2011 г. по сравнению с 2010 г. составил 110.5 процента, в декабре 2011 г. по сравнению с декабрем 2010 г. – 116.5 процента (в организациях без субъектов малого предпринимательства – 112.7% и 117.4% соответственно). Из чего следует, что промышленность в Ярославской области развивается активнее.
Индекс промышленного  производства региона показывает темп роста показателя промышленного производства области. Сравнение значений индекса промышленного производства разных периодов позволяет сделать вывод об изменениях условий для работы бизнеса, изменениях рисков региона, изменении ситуации на рынках сбыта продукции отраслей региона. Более подробно основные показатели промышленного производства представлены в сравнительной таблице 1, из которой видно, что Тверская область занимает 10 место.
Таблица 1. Основные показатели промышленного производства в 2011 году. Сравнительная таблица3
 
Объем отгруженных товаров собственного производства,
млрд. рублей
Индекс  промышленного производства,  
в процентах к предыдущему году
всего
 
 
в том  числе
всего
в том  числе
добыча  полезных ископаемых
обрабатывающие  производства
производство  и распределение электроэнергии, газа и воды
добыча  полезных ископаемых
обрабатывающие  производства
производство  и распределение электроэнергии, газа и воды
Российская  Федерация
28115.2
6212.1
18286.8
3616.3
108.2
103.6
111.8
104.1
Центральный федеральный округ 
7289.6
620.6
5527.2
1141.8
109.3
108.0
111.5
104.9
Области:
               
Белгородская
406.4
73.6
310.5
22.3
111.8
114.6
110.4
112.2
Брянская
83.9
0.3
70.7
12.9
122.1
110.1
119.1
147.8
Владимирская
209.5
1.6
186.0
21.9
117.3
105.1
119.32
95.0
Воронежская
207.0
2.8
163.5
40.7
103.5
97.5
104.5
98.2
Ивановская
85.8
0.5
61.9
23.4
111.0
103.5
114.3
101.9
Калужская
289.7
1.7
274.4
13.6
144.9
135.0
149.3
99.9
Костромская
92.3
0.2
67.5
24.7
115.3
129.4
118.6
105.4
Курская
171.7
38.4
79.3
54.0
107.5
112.7
103.6
104.9
Липецкая
326.5
2.9
301.3
22.4
110.7
106.4
111.7
107.3
Московская
1539.7
8.4
1290.6
240.7
117.3
80.6
119.3
110.2
Орловская
62.3
0.1
52.7
9.5
118.9
95.1
121.3
104.6
Рязанская
153.3
1.4
123.0
28.9
110.3
126.8
111.5
101.1
Смоленская
152.7
0.9
98.4
53.4
108.3
115.0
111.6
99.0
Тамбовская
60.5
0.1
49.8
10.6
100.6
137.3
102.1
91.2
Тверская
182.2
1.2
122.7
58.3
118.7
111.3
122.5
106.1
Тульская
269.8
1.8
233.9
34.1
113.7
120.1
114.4
107.7
Ярославская
185.8
0.6
157.9
27.3
107.6
100.7
109.4
97.4
г.Москва
2810.3
484.1
1883.0
443.2
102.3
-
101.9
104.1

 
 


Состояние сельского хозяйства  области представлено в таблице 2.
Таблица 2. Продукция сельского хозяйства4
в фактических ценах, млн. рублей
 
Продукция сельского хозяйства
Хозяйства всех категорий
8069,6
10155,4
18144,5
24751,9
+ 206,7
Сельхозорганизации
3194,5
5303,3
8969,7
13118,2
+310,6
Хозяйства населения
4692,1
4568,4
8483,3
10268,8
+118,8
Крестьянские (фермерские) хозяйства  
и индивидуальные предприниматели
 
183,0
 
283,8
691,5
1364,9
+645,8
Продукция растениеводства
Хозяйства всех категорий
3778,5
3290,0
6109,1
10019,8
+165,2
Сельхозорганизации
951,8
1124,2
1417,5
2826,2
+196,9
Хозяйства населения
2777,6
2076,0
4453,8
6325,7
+127,7
Крестьянские (фермерские) хозяйства  
и индивидуальные предприниматели
 
49,1
 
89,8
237,8
867,9
+1667,6
Продукция животноводства
Хозяйства всех категорий
4291,2
6865,4
12035,4
14732,1
+243,3
Сельхозорганизации
2242,7
4179,0
7552,2
10292,0
+358,9
Хозяйства населения
1914,6
2492,4
4029,5
3943,1
+105,9
Крестьянские (фермерские) хозяйства  
и индивидуальные предприниматели
133,9
 
194,0
453,8
497,0
+271,2

Автором курсовой работы были рассчитаны темпы роста по основным направления  сельского хозяйства Тверской области. Из таблицы 2 мы можем выяснить сколь внушительных результатов достиг регион за последние 11 лет.
По выпуску сельскохозяйственной продукции Тверская область занимает 13 место в ЦФО, что становится ясно из таблицы 3.
Таблица 3. Продукция сельского хозяйства в 2010 г. Сравнительная таблица.
  Всего,
млрд.
рублей
В процентах  к предыдущему году,
всего
в том  числе
в том  числе
растениеводство
животноводство
растениеводство
животноводство
             
Российская  Федерация
2618.5
1179.8
1438.7
88.7
76.2
100.9
Центральный федеральный округ
586.0
267.0
319.0
84.5
65.8
103.8
Области:
           
Белгородская
100.9
22.8
78.0
100.0
66.8
113.2
Брянская
27.1
12.4
14.7
94.7
85.6
101.6
Владимирская
19.3
7.9
11.4
79.5
59.3
99.6
Воронежская
69.3
32.7
36.6
72.9
50.9
106.1
Ивановская
10.7
4.6
6.1
91.5
78.3
101.6
Калужская
21.6
11.0
10.6
92.6
87.9
96.9
Костромская
13.6
6.1
7.5
89.1
77.8
98.5
Курская
40.5
25.3
15.2
80.0
68.7
100.3
Липецкая
35.7
18.1
17.6
78.3
58.9
105.7
Московская
78.1
45.5
32.6
84.1
73.7
98.0
Орловская
27.3
14.7
12.6
85.0
68.1
108.0
Рязанская
26.8
12.5
14.3
74.3
52.0
101.5
Смоленская
15.1
5.7
9.4
92.3
91.6
92.7
Тамбовская
37.0
21.8
15.2
73.0
58.4
101.5
Тверская
18.1
6.1
12.0
93.5
82.4
100.1
Тульская
26.3
13.6
12.7
77.5
66.7
91.8
Ярославская
18.6
6.2
12.3
92.7
71.2
105.1
г.Москва
-
-
-
-
-
-

 

1.2 Демографическая ситуация в Тверской области

 
Решающую роль в демографическом  развитии тверского края сыграла  внешняя исходящая миграция. Из-за близости области к Москве и Санкт-Петербургу массовая миграция началась здесь раньше, чем в других регионах, а масштабы ее были больше. На протяжении почти полутора столетий наш край питает демографическими ресурсами обе столицы России. Например, известно, что в начале ХХ в. каждый десятый житель Петербурга был выходцем из Тверской губернии. Миграция не только вызвала общее сокращение численности населения, но и наложила отпечаток на демографические процессы в регионе. Столицы в первую очередь притягивают наиболее активных, квалифицированных, преимущественно молодых людей. Результатом этого являются: ускоренное старение, снижение рождаемости, ухудшение качественных характеристик остающегося населения.
На настоящий момент, в масштабах  страны, по данным Росстата5, удельный вес численности жителей Тверской области в общей численности населения России составляет 0,95%. В сопоставлении и с другими субъектами, по численности Тверской регион расположен на 34 месте.
Таблица 4. Численность населения Тверской области
Всего
1406,6
1390,4
1379,5
1369,4
1363,4
1350,2
-4,1
Городское
1033,8
1025,8
1021,7
1017,5
1016,5
1010,2
-2,3
Сельское
372,8
364,6
357,8
351,9
346,9
340,0
-8,8

В результате расчетов выявлены отрицательные  темпы роста численности населения  Тверской области, что является негативной тенденцией и требует серьезного анализа со стороны Администрации  области.
В области продолжаются процессы урбанизации. Доля городского населения составляет 74% от всех живущих в области. По сравнению с 2002 годом, эта цифра выросла на 1,6 процентных пункта.
Более половины, а именно 58,6% населения  проживает в 12 крупных городах.
В масштабах ЦФО, среди 18 субъектов, входящих в его состав по численности населения Тверской области занимает 7 место. По рождаемости в 2010 году Тверская область вышла на 4 место, уступив Костромской, Ярославской и Курской областям.
 

Таблица 5. Изменение численности населения. Сравнительная таблица
  Число родившихся на 1000 человек населения
Число
умерших на 1000 человек населения
Число детей, умерших  в возрасте до  
1 года на 1000 родившихся живыми
Коэффициент миграционного  прироста, убыли (-) на 10000 человек населения
2009
2010
2009
2010
2009
2010
2009
2010
Российская  Федерация
12.4
12.5
14.2
14.2
8.1
7.5
18

Центральный федеральный округ
10.8
10.7
15.5
15.2
7.3
6.6
46
42
Области:
               
Белгородская
11.0
10.9
14.4
14.4
5.2
5.1
67
39
Брянская
11.1
10.7
16.9
17.0
7.4
7.7
0.1
-20
Владимирская
10.8
10.7
18.4
18.0
7.1
7.0
8
5
Воронежская
10.4
10.2
17.0
17.0
7.8
7.1
29
23
Ивановская
10.6
10.4
18.6
18.4
8.0
6.7
18
5
Калужская
10.5
11.0
16.7
16.5
7.6
7.0
49
6
Костромская
11.8
12.1
17.2
17.7
10.4
6.4
-4
-19
Курская
10.8
11.2
17.6
17.6
8.7
7.9
8
7
Липецкая
10.9
10.9
16.5
16.7
6.6
6.0
9
11
Московская
11.0
10.9
15.9
15.4
7.4
6.7
109
91
Орловская
10.4
11.0
16.6
17.4
6.4
7.2
8
-9
Рязанская
10.1
10.2
17.8
18.1
8.9
8.3
23
2
Смоленская
10.8
10.4
19.2
18.4
8.2
5.5
0.2
-21
Тамбовская
9.3
9.5
17.3
17.5
6.1
4.2
3
-8
Тверская
11,1
11,0
20,0
20,1
9,1
7,8
22
-3
Тульская
9.5
9.5
19.4
19.3
7.6
7.1
16
1
Ярославская
10.9
11.3
16.6
17.2
6.1
6.9
24
13
г.Москва
11.0
10.7
11.4
10.9
6.7
6.1
55
75

По результатам представленных статистических данных, мы можем говорить о следующей динамике. Темп роста количества родившихся детей в Тверской области составляет -1%, умерших детей стало больше на 0,5%. Отрицательные значения хоть и небольшие, но подобная динамика создает поле для работы здравоохранительных организаций.
В период между переписями 1959 и 1989 гг. среднегодовой темп сокращения составлял 0,3%, между переписями 1989 и 2002 гг. - 0,9%. По данным последней переписи, численность Тверской области продолжает снижаться. За последние пять лет снижение составило 3 % (с 23,1% в 2005 году до 20,1% в 2010 году)6.
Особую озабоченность вызывают высокие показатели смертности населения  трудоспособного возраста. Около 40% всех смертей населения Тверской области приходится на наиболее трудоспособный возраст 25-64 года. В этом возрасте более 80% всех смертей обусловлены неинфекционными болезнями и внешними причинами.
Во многом эти факторы являются следствием семейного неблагополучия, кризиса семейных отношений.
Анализ статистики о семейно брачной сфере позволяет сделать вывод о сохраняющейся высокой доле разводов, что составляет более 50% от регистрируемых браков:
Таблица 6. Брако-разводная статистика Тверской области7
Показатель
Темпы роста, %
Число браков
11992
12009
11863
-1,1
Число разводов
7243
7447
6498
-10,3

Из таблицы мы видим, что за девять лет число браков уменьшилось  незначительно (-1,1), что на фоне значительного  уменьшения числа  разводов  (-10,3) является свидетельством благоприятной статистикой для демографии.
Пик разводов приходится на наиболее репродуктивный возраст - 25 -39 лет (54% разводов), почти 70% разводов происходит в семьях с детьми. Доходы в семьях с детьми (как правило, материнских) после развода родителей существенно снижаются. Кроме того, воспитание детей в неполных семьях накладывает негативный отпечаток на формирование будущего репродуктивного поведения детей.
Тенденциями последних десятилетий  в семейно-брачной сфере стало  распространение материнских семей  и нерегистрируемых сожительств. Все это приводит к сохранению высокой доли детей, воспитывающихся в неполных семьях, в которых по объективным причинам воспитательный потенциал самой семьи снижается.
Семейное неблагополучие во многом обусловлено социально-экономическим  положением семьи. Низкие доходы семей с детьми являются одной из главных угроз демографической, экономической и социальной безопасности как отдельной семьи, так и региона в целом.
Улучшение демографической ситуации - одна из важнейших задач власти Тверского региона. Политика Правительства области, направленная на улучшение демографической ситуации определена в соответствии с Концепцией демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации.
В целях реализации Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации «Об утверждении Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года»8, а также продолжения реализации региональной политики, направленной на снижение темпов естественной убыли населения, создание условий для устойчивого демографического развития Тверской области, воспроизводства населения, достижение оптимальной возрастной структуры населения и качества человеческого потенциала, с целью обеспечения комплексной реализации мероприятий, направленных на улучшение демографической ситуации в области был принят План мероприятий по улучшению демографической ситуации в Тверской области на 2007-2012 годы. Он закреплен в постановлениях Администрации Тверской области №371-па от 27 ноября 2007 г. «Об утверждении Плана мероприятий по улучшению демографической ситуации в Тверской области на период до 2010 года» и №152 от 31.03.2010 г., приложением к которому стал План мероприятий по улучшению демографической ситуации в Тверской области на 2010-2012 годы.
Одним их результатов выполнения Плана  мероприятий по улучшению демографической  ситуации в Тверской области стал рост рождаемости: численность детского населения от 1 до 6 лет с 2007 года возросла на 9,8% (2007 год - 73,9 тыс. детей, 2010 - 81,1 тыс. детей)9.
План мероприятий по улучшению  демографической ситуации в Тверской области на период до 2012 года включает следующие основные направления:
    Снижение смертности, прежде всего от управляемых причин, от заболеваний, определяющих высокую смертность населения в трудоспособном возрасте (в том числе профессиональных), младенческой смертности, улучшение состояния здоровья населения, создание условий для увеличения ожидаемой продолжительности жизни населения.
    Повышение рождаемости, развитие учреждений родовспоможения и улучшение медицинской помощи женщинам во время беременности и родов, материальная поддержка семей при рождении и воспитании детей. Стимулирование устройства на воспитание в семьи детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
    Укрепление института семьи, возрождение и сохранение духовно-нравственных традиций семейных отношений, ориентация населения на расширенное демографическое воспроизводство.
    Оказание содействия гражданам, на иждивении которых находятся дети, в сочетании выполнения трудовых обязанностей и обязанностей, связанных с воспитанием детей. Повышение уровня занятости женщин, имеющих малолетних детей.
    Информационное обеспечение реализации мероприятий, направленных на улучшение демографической ситуации в Тверской области.
    Организация общественного контроля реализации Плана мероприятий по улучшению демографической ситуации в Тверской области на 2010-2012 годы.
 

Глава 2 Особенности социально-экономического развитие Тверской области на современном этапе

2.1 Здравоохранение

 
Задачи по охране здоровья населения  региона реализуются программно-проектным  способом.
В Тверской области выстроена система  целевых программы:
    территориальная программа государственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи гражданам Российской Федерации на территории Тверской области;
    ведомственная целевая программа отрасли здравоохранения;
    долгосрочные целевые программы Тверской области в сфере здравоохранения: ДЦП «Развитие здравоохранения Тверской области на 2009-2011 годы», ДЦП «Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотическими средствами, психотропными веществами и их незаконному обороту в Тверской области», ДЦП «О неотложных мерах по предупреждению дальнейшего распространения ВИЧ-инфекции «АНТИ-ВИЧ/СПИД» в Тверской области» (финансирование ДЦП прилагается);
    разработана новая Приоритетная долгосрочная целевая программа «Снижение детской смертности в Тверской области»;
    приоритетный национальный проект «Здоровье»;
    закон Тверской области от 31.03.2008 № 23-ЗО «О бесплатном обеспечении лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения отдельных категорий граждан в Тверской области».
Тверская область занимает всего  лишь 18 место в ЦФО по обеспеченности населения учреждениями здравоохранения (табл. 6), но в регионе ведется активная работа по нескольким направлениям.
 

Таблица 7. Обеспеченность населения учреждениями здравоохранения

 
  Число больничных коек
на 10000 человек населения,
коек1)
Мощность амбулаторно-поликлинических учреждений на 10000 человек населения, посещений в смену
2009
2010
место, занимаемое в Центральном федеральном  округе  
в 2010 г.
2009
2010
место, занимаемое в Центральном федеральном  округе  
в 2010 г.
Российская  Федерация
96.8
93.7
x
257.7
258.3
x
Центральный федеральный округ
98.8
92.2
x
276.9
268.7
x
Области:
           
Белгородская
82.0
81.3
16
232.8
232.3
16
Брянская
95.7
92.2
14
238.3
243.1
11
Владимирская
78.5
77.2
17
318.6
314.7
3
Воронежская
93.1
91.1
15
221.8
241.2
13
Ивановская
104.0
103.9
5
215.5
275.7
4
Калужская
101.9
99.7
9
259.3
257.4
7
Костромская
108.0
96.6
11
222.0
234.2
15
Курская
93.7
94.0
12
245.1
241.5
12
Липецкая
105.2
100.0
8
317.2
321.0
2
Московская
91.5
75.2
18
245.1
219.9
17
Орловская
100.3
102.0
6
243.6
254.2
8
Рязанская
107.7
99.2
10
236.4
236.5
14
Смоленская
115.3
110.3
2
266.0
262.0
6
Тамбовская
101.2
100.3
7
256.1
250.4
9
Тверская
103.1
108.4
3
202.6
209.9
18
Тульская
111.3
106.2
4
245.0
244.2
10
Ярославская
112.5
115.2
1
262.5
273.3
5
г.Москва
101.6
93.3
13
350.7
322.2
1

В Тверской области прослеживается хороший темп роста числа больничных коек (+5,1). Учитывая неблагоприятную тенденцию по Российской Федерации (-3,2%) этот показатель является хорошим достижением.
Развивая все направления здравоохранения, тем не менее, выстроены приоритеты.
Приоритетное развитие службы материнства и детства предусматривает реализацию права ребенка на пользование наиболее совершенными услугами системы здравоохранения, средствами лечения болезней и восстановления здоровья. Предоставление матерям надлежащих услуг по охране здоровья в дородовом, в родах и послеродовом периодах (Конвенция о правах ребенка 1990 г.).
Проект «Улучшение помощи мамам и малышам» направлен на внедрение в учреждениях здравоохранения наилучших научно-обоснованных медицинских практик в области охраны здоровья матери и ребенка и репродуктивного здоровья. Проект реализуется с участием Центрального института организации и информатизации здравоохранения Минздравсоцразвития России и Университетской исследовательской компании в РФ. Пилотными площадками в данном проекте определены Ярославская, Костромская, Тамбовская, Тверская и Ивановская области. Врачи специалисты Тверской области выступают как главные эксперты выше названного проекта.
В 2009 г. открыто новое направление деятельности центра - вакцинация против вируса папиломы человека у девочек 12-13 лет, как профилактика рака шейки матки. В настоящее время вакцинацией охвачены все детские дома области и интернаты. В 2010 г. осуществлена реализация медико-психологической программы «Семейные ценности» для учащихся старших классов общеобразовательных школ с целью формирования устойчивых семейных ценностей и ответственного отношения к своему здоровью.
В рамках программы «Улучшения демографической ситуации» приобретено современное оборудование и реактивы для диагностики врожденной патологии у плода. За 3 года обследовано более 50 тыс. женщин, что позволило снизить число детей, рожденных с тяжелой врожденной патологией на 13%. Эти затраты оправданы, т.к. на одного ребенка с синдромом Дауна государство ежегодно тратит около 1 млн. рублей.
Реализуются мероприятия по снижению онкологической заболеваемости и смертности. На базе Областного онкологического диспансера функционирует передвижной маммограф, который оснащен оборудованием для передачи телемедицинской информации в режиме реального времени, что позволяет существенно улучшить качество диагностики и способствует раннему выявлению патологии молочной железы.
В 2011 году область приступила к выполнению комплекса мероприятий, направленных на вступление в программу по совершенствованию оказания помощи больным с сосудистыми заболеваниями. Определены лечебные учреждения, на базе которых в 2012 году планируется создание трех первичных и регионального сосудистых центров. Для их подготовки из областного бюджета в 2011 году выделено 57 млн. руб. для приобретения необходимого оборудования. С целью организации первичного сосудистого центра на 60 коек в городской клинической больнице № 6 г. Твери из областного бюджета муниципалитету выделено 57 млн. руб. для капитального ремонта здания неврологического отделения. В 2012 году планируется выделить на эти цели 135 млн. руб. из областного бюджета для приобретения оборудования и медикаментов и 250 млн. руб. из федерального бюджета для закупки оборудования.
Разработана программа по совершенствованию  работы скорой медицинской помощи г. Твери, реализация которой позволит повысить качество медицинского обслуживания за счет формализованных алгоритмов первичной диагностики и постоянного оперативного контроля обслуживания вызовов на основе автоматизированной обработки карты вызова; получить возможность круглосуточного получения информации о больных и пострадавших; сократить материальные затраты на основе алгоритмов рационального управления ресурсами (бригадами СМП), а также контроля за расходом медицинских средств. Стоимость программы составляет 4 млн. руб.
В 2011 году в области в подведомственных учреждениях Минздрава России работало 6402 врачей, 64,7% из которых - женщины. 3285 врачей или 51,3% имели квалификационную категорию. Обеспеченность врачами на 10 тыс. населения составила 47,1 (2009 г. - 46,7; 2010 г. - 44,0%). Врачебные должности в целом были укомплектованы на 84,2%10.
 

2.2 Образование и наука

 
Система образования Тверской области включает в себя следующие образовательные учреждения:11
Муниципальные учреждения дошкольного  образования - 504
Государственные и муниципальные  общеобразовательные учреждения - 567
Государственные образовательные  учреждения для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей - 7
Государственные и муниципальные  учреждения дополнительного образования  детей - 169
Учреждения начального профессионального  образования - 41
Учреждения среднего профессионального  образования - 43
Государственные учреждения и филиалы высшего профессионального образования - 33
Государственные учреждения повышения  квалификации – 2.
Целью региональной политики в сфере  образования является повышение  качества и доступности предоставляемых  образовательных услуг населению Тверской области на всех уровнях образования за счет эффективного использования материально-технических, кадровых, финансовых и управленческих ресурсов.
В целях эффективного управления системой образования Тверской области реализуются  ведомственная целевая программа Министерства образования Тверской области и долгосрочные целевые программы Тверской области: «Развитие образования Тверской области», «Профилактика правонарушений и преступности несовершеннолетних в Тверской области».
В соответствии с региональной программой развития сети образовательных учреждений Тверской области:
в системе дошкольного  образования введено дополнительно около 2000 мест за счет строительства и капитального ремонта детских садов и школ, введения малозатратных форм предоставления образовательной услуги. Возвращено в образовательную сеть 17 дошкольных учреждений, используемых ранее не по назначению.
Апробируется практика электронного учета потребности детей в  дошкольных образовательных учреждениях, которая доступна для ознакомления в сети Интернет. В результате целенаправленных совместных действий региона и муниципальных образований увеличился охват детей услугами дошкольного образования: средний показатель по региону вырос с 65,7 до 66,9%.
в системе общего образования реализуется целый ряд программ и проектов. Приоритетный национальный проект «Образование» (далее - ПНПО), национальная образовательная инициатива «Наша новая школа», Комплекс мер по модернизации общего образования, социальная программа «Школьный автобус», Информатизация образования Тверской области, Кабинеты здоровья в общеобразовательных учреждениях, Совершенствование питания школьников и другие.
Важным направлением деятельности в условиях введения новых федеральных  государственных образовательных  стандартов стало создание современных условий обучения в общеобразовательных учреждениях региона, изменение образовательной среды. Все общеобразовательные учреждения Тверской области получили доступ к информационным образовательным ресурсам Интернет. Сопровождение данной деятельности осуществляется ГУ «Центр информатизации образования Тверской области»12. 170 информационных ресурсных центров базовых школ подключены к виртуальному ведомственному каналу, созданы условия для использования возможностей видеоконференцсвязи. Функционирует образовательный портал Тверской области. Создана и начала работу виртуальная школа Тверской области, посредством которой осуществляется дистанционное образование детей-инвалидов, получающих образование на дому. Открыт региональный центр дистанционного образования детей-инвалидов. В рамках реализации ПНПО в школы Тверской области поставлено компьютерное и учебно-лабораторное оборудование для предметов естественно - научного цикла.
Для обеспечения доступности начального образования для школьников из сельской местности осуществляется реализация социальной программы «Школьный автобус». Парк школьного автотранспорта Тверской области составил 323 единицы, которым пользуется более 30% учащихся, проживающих в сельской местности. Для повышения безопасности подвоза учащихся школьные автобусы оснащаются навигационными системами ГЛОНАСС.
В результате мер, предпринятых в 2010/11 учебном году, увеличилась доля школьников, обучающихся в общеобразовательных  учреждениях, отвечающих современным  требованиям, с 74% до 75,7% .
С 1 сентября 2011 года во всех общеобразовательных  учреждениях Тверской области введены  федеральные государственные образовательные  стандарты начального образования. Проведено обучение учителей начальных  классов школ Тверской области на основе новой модульно - накопительной системы повышения квалификации13.
В рамках Приоритетного национального  проекта «Образование» 6 626 педагогических работников получают дополнительное вознаграждение за выполнение функций классных руководителей.
С сентября 2011 года начинается следующий этап развития образования - реализация мероприятий комплекса мер по развитию общего образования. Его задачи - повышение уровня заработной платы учителей и качества школьного образования, совершенствование системы повышения квалификации работников сферы образования, изменение условий предоставления образовательных услуг, осуществление мер, направленных на энергосбережение.
В 2011 году получили дальнейшее развитие инновационные формы организации  жизнедеятельности воспитанников детских домов и школ-интернатов через семейные группы (26 ед.). В 2011 году организована деятельность Школ приемных родителей на базе 5 педагогических колледжей, в которых прошли обучение - 45 кандидатов в замещающие родители. Сопровождение развития ребенка осуществляют Психолого-медико-педагогическая комиссия и Центр диагностики и консультирования для детей и подростков, нуждающихся в психологической, педагогической и медико-социальной помощи.
В системе начального и среднего профессионального образования разработана программа развития системы профессионального образования Тверской области на 2011-2013 годы. Внедряются новые механизмы взаимодействия с работодателями, обновляется перечень профессий, по которым осуществляется подготовка в учреждениях начального и среднего профессионального образования, заключаются договорные отношения, соглашения о партнерском сотрудничестве с работодателями.
В логике мероприятий приоритетного  национального проекта «Образование» реализуется система конкурсных мероприятий поддержки лидеров образования. С 2006 года поддержку получили всего 560 образовательных учреждений, работников системы образования всех уровней и талантливой молодежи Тверской области.
В системе высшего  образования Тверская область занимает 15 место в ЦФО, что создает потенциал для роста.
 

Таблица 8. Численность студентов  
государственных высших учебных заведений
  Всего, тыс.человек
На 10000 человек населения
2009/10
2010/11
2009/10
2010/11
место, занимаемое  
в Централь-ном феде-ральном округе в 2010/11 г.
Российская  Федерация
6135.6
5848.7
432
409
x
Центральный федеральный округ
1759.5
1651.4
474
429
x
Области:
         
Белгородская
74.7
73.5
488
479
3-4
Брянская
49.3
46.6
381
365
9-10
Владимирская
49.1
46.2
343
323
11
Воронежская
114.3
111.9
505
479
3-4
Ивановская
49.5
46.3
465
436
5
Калужская
25.8
25.0
258
247
17
Костромская
20.7
20.2
301
293
13
Курская
47.5
45.8
414
407
6
Липецкая
34.6
33.4
299
285
14
Московская
132.8
117.2
197
165
18
Орловская
42.7
41.4
526
527
2
Рязанская
43.3
44.9
376
389
7
Смоленская
34.5
36.6
357
373
8
Тамбовская
40.3
39.7
370
365
9-10
Тверская
36.2
35.4
266
262
15
Тульская
40.9
40.1
265
259
16
Ярославская
41.3
40.5
316
319
12
г.Москва
882.0
807.0
835
699
1

Темп роста численности студентов  в Тверской области за последние два года составляет -2,2%. Учитывая показатель по Российской Федерации (-4,7%) можно считать это хорошим показателем.

2.3 Социальная защита населения

 
Во всех муниципальных образованиях Тверской области действуют государственные  учреждения «Комплексный центр социального обслуживания населения» (далее - КЦСОН).
КЦСОН - это многопрофильные учреждения, которые оказывают населению социально-бытовые, социально-медицинские, социально-экономические, социально-психологические, социально-правовые, социально-педагогические, социокультурные услуги.
Деятельность КЦСОН осуществляется по трем функциональным направлениям:14
- решение общих вопросов социальной  поддержки граждан; 
- социальная поддержка семьи,  женщин и детей; 
- социальная поддержка граждан  пожилого возраста инвалидов.
Основными задачами центров является: организация социального обслуживания; оказание социальной помощи семьям, детям  и гражданам, находящимся в трудной  жизненной ситуации; содействие в  реализации законных прав и интересов, улучшении социально-экономических условий жизни.
В структуре КЦСОН:
- 103 отделения социального обслуживания  на дому,
-11 специализированных отделений  социально - медицинского обслуживания  на дому,
- 36 отделений срочного социального  обслуживания,
- 17 отделений социальной помощи семье и детям.
Самой распространенной и наиболее приемлемой формой для пожилых людей  и инвалидов является надомное обслуживание, которое помогает решать проблемы граждан  пожилого возраста и инвалидов, частично утративших способность самообслуживания и нуждающихся в посторонней поддержке.
Кроме гарантированных бесплатных социальных услуг пожилым гражданам, находящимся на надомном обслуживании оказываются и дополнительные платные  виды, не входящие в гарантированный  перечень.
Деятельность отделения срочного социального обслуживания направлена на оказание гражданам, вне зависимости от их возраста, нуждающимся в социальной поддержке, помощи разового характера: помощь в оформлении документов, оказание услуг психолога, вещевая помощь, услуги пункта проката, консультативная помощь и др.
Для обеспечения равной доступности  социальных услуг на территории всей Тверской области реализуется программа  «Социальный автомобиль», позволяющая мобильно оказывать социальные услуги гражданам, проживающим в сельской и труднодоступной местности. Услуга «социального такси» предоставляется бесплатно гражданам пожилого возраста, инвалидам, семьям, воспитывающим детей-инвалидов, многодетным семьям.

2.4 Потребительский рынок

 
Состояние потребительского рынка  в 2011 году характеризовалось следующими основными показателями:15
- оборот розничной торговли  составил 117,8 млрд рублей, или 109 % в сопоставимых ценах к уровню 2010 года;
- сохранялась тенденция формирования  оборота розничной торговли, в  основном, за счет продажи  товаров торгующими организациями и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность в стационарной торговой сети (вне рынка), их оборот, по сравнению с 2010 годом, возрос на 17 %;
- объем реализации платных услуг  в 2011 году составил 28809 млн рублей, или 110 % к уровню 2010 года, в том числе бытовых услуг (Бытовые услуги Тверской области в разрезе муниципальных образований) - 1696 млн рублей.
- средняя  обеспеченность торговыми площадями  (Обеспеченность торговыми площадями  розничной торговли в разрезе муниципальных районов и городских округов Тверской области) на 1000 жителей по Тверской области составила 435,7 кв. м, что говорит о высоком потенциале развития и потребности в новых торговых точках.
- в 2011 году на территории Тверской области действовали 37 рынков (Реестр розничных рынков Тверской области (по состоянию на 10.02.2012 года), в том числе универсальных - 31, вещевой - 1, сельскохозяйственный - 1, продовольственных - 3, автомобильный - 1;
В целях  дальнейшего совершенствования  работы предприятий потребительского рынка Тверской области, подведения итогов работы предприятий торговли, общественного питания и бытового обслуживания предусмотрено ежегодное проведение торжественного мероприятия, посвященного Дню работников торговли, бытового обслуживания населения и жилищно-коммунального хозяйства, а также конкурса «Лучшие предприятия общественного питания Тверской области».

2.5 Экономический потенциал

 
Министерство  экономического развития Тверской области  за последние два года доказало свою работоспособность, превратилось в хорошо отлаженный механизм. Сегодня в рамках деятельности Министерства оказывается серьезная помощь малому и среднему бизнесу: восемь видов субсидий, четыре фонда, лизинговая компания, которая сейчас начинает свою работу. Эта очень масштабная работа была сделана в кратчайшие сроки, причем в условиях экономического кризиса. Важно при этом, что инфраструктура разворачивалась в том числе за счет федерального бюджета. Если по лимиту Тверская область должна была получить на поддержку малого и среднего бизнеса 80 млн. рублей, по факту область получила в три раза больше.
Одним из основных секторов экономики  Тверской области является агропромышленный комплекс. И не только потому, что  в регионе отсутствуют запасы углеводородов.
Традиционно тверская семья кормилась от земли. Сегодня на селе проживает каждый четвертый житель области. В аграрно-промышленном комплексе региона более 500 сельскохозяйственных предприятий различных форм собственности, 3200 крестьянских (фермерских) хозяйств и более 177 тысяч подсобных хозяйств, которые держат скот16. Перерабатывающие предприятия представлены по всем отраслям, от молочных и мясных до льноперерабатывающих. Научно-производственную основу аграрной отрасли достойно представляют завод по выпуску сельскохозяйственных машин для льноводства, научно-исследовательские институты по льноводству и использованию мелиорированных земель.
Таким образом, логично констатировать, что Тверская область обладает достаточно высоким производственным и ресурсным  потенциалом для развития сельского  хозяйства, а Правительством региона  прилагаются все усилия для создания оптимальных условий поддержки агропромышленного комплекса.
Аграрная политика региона определяется долгосрочной целевой программой «Государственная поддержка развития агропромышленного комплекса Тверской области на 2009-2014 годы». Она обеспечивает участие региона в госпрограмме и софинансировании средств из федерального бюджета. При этом важнейшей задачей руководство считает своевременное доведение бюджетных средств до сельхозпроизводителей, особенно обеспечение весенне-полевых и уборочных кампаний. Объем государственной поддержки, который выделяется из федерального и областного бюджета, позволяет решать первоочередные задачи развития производства и сельских территорий. Об этом свидетельствует и динамика развития отрасли. За последнее время Тверская область достигла ряда положительных результатов в сельском хозяйстве: статистика отмечает увеличение посевных площадей сельскохозяйственных культур, увеличение производства мяса скота и птицы на убой, рост числа сельскохозяйственных потребительских кооперативов.
Тверская область характеризуется  высоким уровнем индустриализации. Промышленное производство является основой  экономики области. В нем занята четверть трудовых ресурсов области и производится более трети валового регионального продукта.
Ведущее место в хозяйственном комплексе области занимает промышленное производство. Промышленный потенциал Тверской области представлен 13 отраслями, объединяющими более трех тысяч предприятий.
Ведущие отрасли промышленности - машиностроение, электроэнергетика, пищевая, легкая, деревообрабатывающая, химическая. 
 Рисунок 1. Отраслевая структура промышленности Тверской области

Тверские машиностроительные предприятия  занимают ведущие места в России по выпуску пассажирских магистральных вагонов, одноковшовых экскаваторов, башенных высотных кранов, противопожарного оборудования, металлорежущих станков для авиационной промышленности.
Предприятиями легкой промышленности производятся ткани хлопчатобумажные, шерстяные и шелковые, пряжа, натуральные и искусственные кожи, обувь, трикотажные и швейные изделия.
Предприятия химического профиля  выпускают искусственные волокна  и нити, стеклопластики и изделия из них, полиграфические краски и многую другую продукцию.
Транспорт – одна из важнейших отраслей народного хозяйства Тверской области. Благодаря транспорту промышленность области получает сырье, фабрикаты, готовые изделия из различных районов СНГ, а сельское хозяйство – минеральные удобрения, зерноуборочные комбайны и другую продукцию. В свою очередь промышленность и сельскохозяйственные предприятия отправляют в другие области, края, республики СНГ и зарубежные страны экскаваторы, башенные краны, льнокомбайны, искусственное волокно, древесину, хлопчатобумажные ткани и прочее.
В области получил развитие железнодорожный, автомобильный, речной и трубопроводный транспорт.
Автомобильные и железные дороги, водные пути обеспечивают внутреннюю связность системы, расселения и хозяйственного комплекса. По этим дорогам, транспортный комплекс области обслуживает пассажирские и грузовые перевозки, играя роль базовой инфраструктуры в системе жизнеобеспечения области. Самым дешевым и традиционным для области является водный транспорт; быстрым на
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.