На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


контрольная работа Международные сопоставления

Информация:

Тип работы: контрольная работа. Добавлен: 05.12.2012. Сдан: 2012. Страниц: 29. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):




Содержание.
 
 
I. Теоретическая часть.  Международные сопоставления в статистике …
Введение …………………………………………………………..…….……
3
Глава 1.
Общие принципы методологии  международных сопоставлений …………………………………………………….
 
6
    1.1.
Цели международного сопоставления ...……..…………………
6
1.2.
Требования, предъявляемые к  результатам международных сопоставлений .……….……….…………………………..……….
 
9
Глава 2.
Показатели  и  этапы  проведения международных сопоставлений валового внутреннего продукта .…….…………
 
11
2.1.
Сущность ВВП, как основного макроэкономического показателя ………………..………………………..……………..
 
11
Глава 3.
Трудности, возникающие  при сопоставлении ряда компонентов  ВВП, и пути их преодоления...………….…………………………..……………...
 
 
 
23
Заключение……………………….…………………………………………..
28
II.  Практическая  часть. Статистическое исследование социально-экономических  явлений и процессов ……………………………………...
 
30
Список  литературы ………………………………….………………………..
41

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 


I. Теоретическая часть.  Международные сопоставления в статистике Введение.
 
Научная дискуссия о  том, что такое статистика, является ли она наукой и какова ее роль в  обществе, всегда интересовала ученых и специалистов. В настоящее время  этот вопрос по-прежнему актуален. С  одной стороны, в России и ряде других стран, завершается переход к статистике рыночной экономики, что требует пересмотра сложившихся принципов и определений. С другой стороны, интенсивное развитие информационно-коммуникационных технологий меняет сложившиеся стереотипы о производстве статистических данных и соответственно о статистике.
За исторический период после возникновения статистики было предложено множество определений  статистики. Среди авторов определений  не только сами статистики, но и философы, математики, экономисты, социологи, государственные  деятели. Имеется даже специальное исследование, в котором собрано около 200 определений статистики.  В нем, в частности, приводятся такие определения:
- статистика описывает  состояние  государства в настоящее   время  или в некоторый известный  момент в прошлом (1792г.);
- статистика — это  бюджет вещей (Наполеон Бонапарт);
- цель статистики заключается  в представлении фактов в наиболее  сжатой форме (1833г.);
- статистика состоит  в наблюдении явлений, которые  могут быть подсчитаны или  выражены посредством чисел (1895г.);
- статистика - это численное  представление фактов из любой  области исследования в их  взаимосвязи (1909г.);
- статистика - есть совокупность  методов и принципов, согласно  которым проводится сбор, анализ, сравнение, представление и интерпретация  числовых данных (1925г.).
           В наиболее ранних определениях статистика неразрывно связана с государством. Само слово «статистика» происходит от латинского слова  
 

«status» - состояние, положение  вещей, итальянское слово «stato» - означает государство, а «statista» - знаток государства.
Среди определений статистики как науки в современных источниках можно найти следующее: «Статистика  – наука, которая изучает количественную сторону качественно определенных массовых явлений и процессов, выявляя  действующие количественные зависимости, тенденции и закономерности в конкретных условиях места и времени». Данное определение не содержит указаний на связь между статистикой и государственным управлением или обществом. Предметом статистики являются любые массовые явления и процессы. Есть мнение, что статистика имеет четвертое значение. Это «эффективное орудие, инструмент познания, используемый в естественных и общественных науках для установления специфических закономерностей, которые действуют в конкретных массовых явлениях, изучаемых данной наукой».
В течение нескольких десятилетий во всем мире возрос интерес  к международным сопоставлениям наиболее важных макроэкономических показателей  таких, как  ВВП, национальный доход  и др. Это связано с расширением  внешнеэкономических связей, углублением интеграционных процессов, интенсификацией международного экономического сотрудничества. Правительства всех стран мира хотят знать, какое место занимает их страна в мировой и региональной экономике, в каком соотношении  находится экономика их страны с экономиками  других стран, с которыми они сотрудничают или конкурируют на мировых рынках. В связи с этим они организуют различные международные сопоставления макроэкономических показателей или охотно откликаются на приглашения участвовать в таких сопоставлениях.
 
          Экономические международные сопоставления - комплекс экономико-статистических приемов, направленных на сравнение экономических  
(натуральных и стоимостных) показателей различных стран, и   органически
связанный с ним научный анализ. Экономические международные  
сопоставления  используются для объективного изучения уровней, структуры  

 
и тенденций экономического развития разных стран, позволяя вскрывать  резервы производства и его эффективности. В этом заключается актуальность выбранной темы.
Целью данной работы являются: изучение теории и практики проведения международных сравнений как  одного из новых направлений развития макроэкономической статистики а также  возможностей использования результатов  сопоставлений для оценки социального экономического положения стран; анализ показателей ВВП на душу населения в сопоставимой валюте (по паритетам покупательной способности), индексов человеческого развития, экономической свободы, конкурентоспособности и др.
С  целью  логического  изложения  работы  и   переработки  материалов выбрана  следующая  структура  реферата. Реферат  состоит  из  трех  крупных  разделов  -  глав.   В  первой  главе  реферата  раскрыты  общие принципы, цели международных сопоставлений и требования, предъявляемые к ним.  Вторая  глава посвящена понятию ВВП, как основного  макроэкономического  показателя. В третьей главе перечислены трудности, возникающие при сопоставлении ряда компонентов ВВП, и пути их преодоления. В  конце  реферата  сформулировано  заключение  по  данной  теме.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Глава 1. Общие принципы методологии 
        международных сопоставлений.
 
В связи с переходом  нашей страны к рыночным отношениям  возникла необходимость перестроить  отечественную статистику, внедрить в нее показатели и систему показателей, приспособленных для характеристики функционирования рыночной экономики. Это касается и макроэкономических показателей, призванных обеспечить наиболее общую характеристику важнейших результатов и пропорций экономического развития. С вступлением России в Международный валютный фонд (МВФ) и Международный банк реконструкции и развития (МБРР) возникла необходимость применять в отечественной статистике систему национальных счетов (СНС), используемую в большинстве стран мира и рекомендованную рядом международных организаций.
Система национальных счетов дает описание финансовых потоков, характеризующих деятельность всех экономических агентов во всем их многообразии и взаимосвязи от момента производства до момента конечного потребления или создания разных видов накопления.
С внедрением СНС логическим продолжением явились разработки программ международных сопоставлений, цель которых привести разнообразие в экономическом развитии и достигнутом уровне жизни к некоторым стандартам, позволяющим делать сравнения. В основе международных сопоставлений лежат показатели паритетов покупательной способности и расчет ВВП методом конечного использования.
Необходимость международных  сопоставлений возникает тогда, когда взаимодействуют две или более страны. Любое государство заинтересовано в получении информации о других странах. Заинтересованность стран в сопоставлении самих себя с другими странами возникает при наличии тесных контактов.
1.1. Цели международного  сопоставления.
Целями разработки программ международных сопоставлений является:
    Оценка уровней общеэкономического развития стран;
    Определение  реальных паритетов покупательской способности валют;
    Сравнение эффективности национальных экономик;
    Выявление экономического и военного потенциалов;
    Изучение финансовых возможностей стран (взносы в бюджеты международных организаций и т.п.);
    Определение политики экономической помощи развивающимся странам и мер по ее реализации;
    Анализ конъюнктуры рынков (емкость рынков, покупательская способность валют в сравнении с официальными валютными курсами);
    Изучение международной экономической интеграции;
    Создание экономических теорий (моделей развития и т.п.). 
Основной целью сопоставления  является получение сравнимых в  международном плане показателей  ВВП различных стран, индексов  
физического объема, как ВВП в целом и в расчете на душу, так и  основным его компонентам и наиболее важным аналитическим группам. В частности, предполагается обеспечение сравнимых данных по следующим компонентам ВВП:
1. Расходы на индивидуальное  конечное потребление домашних хозяйств;
2. Расходы на индивидуальное  конечное потребление некоммерческих 
организаций, обслуживающих  домашние хозяйства;
3. Расходы на конечное  потребление государственного управления;
4. Валовое накопление  основного капитала;
5. Изменение запасов  материальных оборотных средств  и чистое приобретение ценностей;
6. Чистый экспорт товаров  и услуг.
Указанная группировка  обеспечит данные для анализа  различий в структуре использования  ВВП на конечное потребление, накопление и экспорт и сравнимые данные о показателе фактического конечного  
 
потребления домашних хозяйств, который является важным в контексте сравнительного анализа уровня жизни. Кроме того, сопоставление обеспечит сравнимые данные по ряду аналитических групп расходов ВВП (например, расходы на продовольственные и непродовольственные товары и др.).
Сопоставления позволят получить сравнимые данные о паритете покупательской способности, которые  важны не только в контексте пересчета  ВВП стран в сравнимую валюту, но и для анализа различий в уровнях цен, соотношений между ППС и валютными курсами.
Информация, полученная в результате сопоставления ВВП  и ППС, и аналитические исследования на ее основе состояния экономики  стран и регионов, а также мировой  экономики и уровня бедности будут полезны органам государственного управления, принимающим решения по вопросам формулирования экономической политики и организации международного экономического сотрудничества, а также для международных организаций при решении их практических задач.
Для получения результатов международных сопоставлений должны быть рассчитаны паритеты покупательной способности (ППС).
Паритет покупательной  способности (ППС) - количество денежных единиц страны, необходимых для покупки некоего набора товаров, который можно купить за 1 денежную единицу базисной страны или за 1 единицу общей валюты.  Другими словами, ППС «А / Б»  показывает - сколько единиц валюты А необходимо затратить в стране А, чтобы приобрести «тот же объем товаров и услуг», который может быть приобретен на одну единицу валюты Б в стране Б.
Оценка ППС требует  сбора данных о национальных среднегодовых  ценах по странам. Для целей сопоставлений  определяется уровень цен, где отслеживается  изменение цен во времени.
Использование ППС для  пересчета ВВП в сравнимую валюту означает, что цены, необходимые для расчета паритетов, должны быть согласованы с ценами, которые использовались для оценки ВВП и его компонентов.
1.2. Требования, предъявляемые к  результатам международных сопоставлений.
В специальной литературе даются характеристики требований, предъявляемых к результатам международных сопоставлений.
1. Характерность результатов.  Это требование означает, что  на результаты сравнения должны  оказывать влияние цены, количества и веса лишь сопоставляемых стран. Оно выполняется лишь при прямых парных сопоставлениях. Все многосторонние сопоставления этому требованию удовлетворяют в определенной степени, поскольку многосторонние сопоставления основываются на использовании всей информации сравниваемых стран.
2. Независимость от выбора базовой страны (инвариантность индексов), т.е. конечные результаты сопоставления не должны зависеть от того, какая  страна выбрана в качестве базы сравнения. Базовая страна должна рассматриваться не более как начало отсчета. При использовании методов, не обеспечивающих инвариантность индексов, результаты сопоставления в значительной степени зависят от выбора базовой страны. Так, при сопоставлении трех стран в зависимости от того, какая из них  
принимается за базу сравнения, ранжированный ряд по величине определенного показателя может быть разным.
3. Транзитивность (переводимость  индексов) означает логическую взаимосогласованность  индексов, исключающую противоречивые результаты. Математически это требование выражается так: результаты прямого сопоставления (страны А и В) должны быть равны результатам сопоставления через третьи страны (страны А и С; страны С и В).
4. Внутренняя согласованность  индексов означает, что индексы для показателя в целом должны быть согласованы с индексами для его компонентов (частей). Это требование взаимосвязано с требованием аддитивности, т.е. когда объем показателя должен быть равен сумме объемов его элементов (составляющих).
 


5. Требование независимости  индексов от выбранной системы  единиц измерения состоит в том, что результаты сопоставления должны быть одинаковыми, независимо от того, единицами измерения какой страны при этом пользуются (важно только, чтобы при сопоставлении использовалась какая-то единая система измерения).
 


Глава 2. Показатели  и  этапы проведения международных сопоставлений валового внутреннего продукта.
2.1.  Сущность ВВП,  как основного макроэкономического  показателя.
 
Валовой внутренний продукт (ВВП) - основной макроэкономический показатель, характеризующий результаты экономической деятельности, темпы и пропорции воспроизводства. На его базе определяются уровни экономического развития стран. Поэтому показатели ВВП занимают центральное место в современной макроэкономической статистике (ее теории, методологии и практике). Международными организациями – ООН, Евростат, ОЭСР, МВФ, МБРР - ВВП рекомендуется в качестве основного показателями международных сопоставлениях. ВВП применяется при межстрановых сопоставлениях объемов экономической деятельности, (размер ВВП по паритету покупательной способности валют), при сравнении уровня жизни населения (ВВП на душу населения), для характеристики темпов роста экономики (процент прироста ВВП). А также в качестве масштаба для измерения других экономических величин: дефицит государственного бюджета или расходы на образование, здравоохранение, оборону и т.д. (обычно показываются в процентах от ВВП).
Рассмотрим, что же представляет собой ВВП.
Во-первых, ВВП – это  показатель производства данного продукта, который представляет собой стоимость  произведенных конечных товаров и услуг. Это означает, что стоимость промежуточных товаров и услуг, использованных в процессе производства (таких, как сырье, материалы, топливо, энергия, семена, корма, услуги грузового транспорта, оптовой торговли, коммерческие и финансовые услуги и т.п.), не входит в ВВП. В противном случае ВВП содержал бы повторный счет.
Во-вторых, ВВП - это внутренний продукт, потому что он произведен резидентами. К резидентам относятся все экономические  единицы независимо от их национальной принадлежности и гражданства, имеющие центр экономического интереса на экономической территории данной  

страны. Это означает, что они занимаются производственной деятельностью  
на экономической территории страны длительное время (не менее одного года). Экономическая территория страны - территория, административно управляемая Правительством данной страны, в пределах которой лица, товары и деньги могут свободно перемещаться.
В-третьих, ВВП - это валовой  продукт, потому, что он исчисляется  до вычета потребления основного капитала. Потребление основного капитала представляет собой уменьшение стоимости основного капитала в течение отчетного периода в результате его физического и морального износа и случайных повреждений, не носящих катастрофического характера.
Также одним из основных показателей международных сопоставлений является индекс физического объема ВВП на душу населения.
Номинальные стоимостные  показатели в национальной валюте пересчитываются  с помощью паритетов покупательной  способности  в реальные величины. Отношение ВВП на душу населения сопоставляемой страны к ВВП на душу населения базисной страны (группы стран) называются индексом физического объема ВВП на душу населения.
Хотя индекс физического  объема ВВП на душу населения является основным показателем международных сопоставлений, для того чтобы его получить, рассчитываются паритеты покупательной способности (ППС).
Для проведения международных  сопоставлений показатели ВВП различных  стран должны быть выражены в единой валюте.
Проведение международных  сопоставлений макроэкономических стоимостных показателей требует решения двух основных проблем:
1) унификация экономического  содержания сравниваемых показателей;
2) выбор метода пересчета  показателей из национальных  валют в единую денежную единицу,  т. е. выбор метода расчета результатов сопоставлений.
Первая проблема решается на основе использования стандартных  международных классификаций и применения единой методологии.
Решение второй проблемы (выбор формулы расчета, весов, способов агрегирования частных индексов и т.д.) определяется экономическим содержанием, целями и задачами проводимого сопоставления, исходной информацией (степенью ее детализации, точностью, сопоставимостью), аналитическими требованиями, предъявляемыми к результатам.
Сложившаяся после  второй мировой войны система валютных курсов с 60-х годов и особенно после распада Бреттон-Вудского соглашения в начале 70-х годов и создания плавающих и фиксированных валютных курсов перестала обеспечивать удовлетворительную точность сопоставлений макроэкономических стоимостных показателей, так как система валютных курсов стала обслуживать только сферу внешнеэкономической деятельности. Современные валютные курсы могут колебаться в течение года, месяца и дня по различным политическим и конъюнктурным причинам и в результате таких колебаний не отражают реальное изменение покупательной способности валют.
Кроме того, применение в этих целях валютных курсов не может обеспечить удовлетворительную степень точности результатов расчета, так как официальные валютные курсы обслуживают далеко не все операции,  
включаемые в ВВП, и на их величину оказывают влияние факторы,  не имеющие прямого отношения к сопоставлению объемов произведенных товаров и услуг, например международные потоки капиталов, соотношение между спросом и предложением валюты той или иной страны и т.д. Кроме того, использование официальных валютных курсов, хотя и позволяет обеспечить сравнимую оценку ВВП различных стран, однако не устраняет различий в уровнях цен сопоставляемых стран. Поэтому с середины 50-х годов в основе Программы международных сопоставлений  ВВП, осуществляемой Организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) под эгидой ООН с целью обеспечения международных сопоставлений макроэкономических показателей, лежат расчеты паритетов покупательной способности валют, которые представляют собой коэффициенты, характеризующие соотношение между ценами стран.
Паритет представляет собой количество единиц валюты, необходимое для покупки некоего стандартного набора товаров и услуг, который можно приобрести за одну денежную единицу базовой страны, например доллар США.
ППСВ выступают  своего рода дефлятором, аналогом индексов потребительских цен. Различие между ними состоит в том, что индексы цен определяют изменение покупательной способности валюты одной страны во времени, а ППСВ измеряют изменение покупательной способности валют разных стран в один и тот же период времени. При этом индексы потребительских цен (национальные дефляторы), в отличие от паритетов покупательной способности (ППС), строятся на основе допущений, связанных с игнорированием изменение структуры ВВП во времени, тогда как при построении межстранового ППСВ предполагается абстрагирование (в определенных пределах) от различий в структуре национальных объемов ВВП.
Значения показателей, пересчитанных из национальных валют с помощью ППС в сопоставимую валюту, носят наименование "реальные объемы". В то же время, значения в национальных валютах и для международных сопоставлений, пересчитанные в сопоставимую валюту по валютным курсам, носят наименование "номинальные объемы". ППС является своеобразным пространственным "дефлятором", аналогом динамических индексов цен. Если динамические индексы цен измеряют изменение покупательной способности валюты одной страны во времени, то ППС измеряют различия в покупательной способности валют разных стран в пространстве. При этом существуют некоторые особенности ППС:
1) могут сравниваться  страны, разные по масштабам национальных  экономик;
2) сопоставление  осуществляется в течение базисного  года.
ППСВ - это статистическая категория. Они не используются для  обмена валют, а являются техническим  инструментом обеспечения международной  сравнимости ВВП. Расчет паритетов покупательной способности валют  

представляет собой достаточно сложный и трудоемкий процесс, предполагающий сбор и обработку большого массива информации о ценах, объемах произведенной и используемой продукции по отдельным группам товаров.
Важным расчетным показателем  является сопоставимый уровень цен. Сопоставимый уровень цен рассчитывается как отношение ППС к валютному курсу. Различие между ППС и валютным курсом используется в качестве критерия выявления ''более дешевых'' или ''более дорогих'' стран. Индексы сопоставимого уровня цен также могут рассчитываться по каждому компоненту расходов ВВП. Этот показатель (которым широко пользуются туристы на бытовом уровне) применяется при разделении стран на ''дешевые'' (с низкими значениями показателя) и ''дорогие'' (с высоким национальным уровнем цен). Выявлены закономерности, что более высоким значениям ВВП на душу населения соответствуют более высокие сопоставимые уровни цен.
Базовый подход международных  макроэкономических сопоставлений  заключается в следующем:
1. ВВП каждой страны  разбивается на ряд однородных товарных групп (первичные группы) согласно компонентам конечного использования ВВП.
2. В рамках каждой товарной  группы экспертным путем отбирается  некоторое число товаров-представителей, по которым производится регистрация национальных цен, затем на их основе рассчитываются индивидуальные и групповые ППСВ.
3. Групповые ППСВ агрегируются  в сводный ППС, как правило,  по средним взвешенным, где в качестве весов выступает доля расходов на элементы конечного использования.
По первичным товарным группам рассчитывается частный  ППСВ по формуле средней геометрической невзвешенной из индивидуальных соотношений цен:

где - среднегрупповой индекс цен страны А к стране В;
- произведение n-сомножителей;
- индивидуальный индекс цен  страны А к стране В;
- число товаров-представителей  в группе.
Для международных сопоставлений  наблюдаемые цены должны быть согласованны с данными о расходах, т.е. с ценами, используемыми для расчета расходов в национальных счетах. Одновременно показатель потребления населения охватывает поступления из всех источников (от всех институциональных единиц). Поэтому фиксируемая в ходе наблюдения цена должна являться полной, т.е. той, которую потребитель должен был бы заплатить, если бы не было субсидий ''по социальной защите''.
В ЕПС используется три  основных уровня дезагрегирования:
      Основные компоненты ВВП;
      Аналитические категории;
      Первичные группы.
В состав основных компонентов  ВВП входят:
      Конечное национальное потребление;
      Коллективное потребление органами общего управления;
      Валовое накопление основного капитала;
      Прирост запасов;
      Сальдо внешнеторговой деятельности.
Компоненты  «конечное  национальное потребление» и «коллективное  потребление органами общего управления» пересчитывается согласно концепции «фактического потребления», т.е. расходы государства, связанные с удовлетворением потребностей населения (здравоохранение, образование и т.п.), переносятся из государственных расходов в конечное потребление, соответственно коллективное потребление органами общего управления включает в себя расходы на общее управление и оборону.
Аналитические категории  определяют состав товаров и услуг  в агрегатах ПМС.
Основные агрегаты ПМС:
      Пищевые продукты, напитки, табачные изделия;
      Одежда и обувь;
      Валовая рента, топливо, энергия;
      Мебель, домашние принадлежности, оборудование и эксплуатация;
      Расходы на медицинское обслуживание, здравоохранение;
      Транспорт и связь;
      Расходы в области досуга, развлечений, образования и культуры;
      Коллективное потребление органами общего управления;
      Валовое накопление основного капитала;
      Изменение запасов;
      Чистый экспорт.
Количество индивидуальных товаров, по которым проводится регистрация и сопоставление цен, различается в зависимости от первичных групп. Если они содержат разнородные товары, характеризующиеся высокой вариацией цен, цены должны регистрироваться по относительно большому числу товаров по сравнению с первичными группами, отличающимися большей однородностью.
 
2.2.  Основные этапы  по сопоставлению ВВП и ППС.
 
Подготовка и проведение международных сопоставлений ВВП и ППС охватывают несколько этапов:   
    Разработка методологии проведения международных сопоставлений:     
- классификация расходов  валового внутреннего продукта;
          - основные принципы отбора товаров-представителей  и наблюдения цен;
    Отбор потребительских товаров(услуг)-представителей и   инвестиционных товаров-представителей;    
    Сопоставление объемов строительных работ;
    Сопоставление жилой ренты;
     

    Сопоставление нерыночных услуг;
    Сбор информации и обработка исходных данных.
Основные принципы формирования списков
 товаров-представителей.
Международные сопоставления  базируются на использовании ценового метода с использованием корзины  товаров-представителей. Такой корзиной является заранее подготовленный список товаров-представителей, в котором перечисляются товары, услуги, объекты, отобранные из всей совокупности товаров и услуг, составляющих конечное использование ВВП (потребление домашних хозяйств, инвестиционные товары (машины и оборудование, строительные работы)). Базой для составления списка товаров-представителей является детальная классификация расходов ВВП для целей международных сопоставлений. Наименьший уровень детальной дезагрегации называется первичной группой, которая должна содержать однородные товары. Уровень первичной группы является уровнем расчета групповых ППС.
Выбор репрезентантов в  корзину является одной из проблем  проведения международных сопоставлений  для получения достоверных результатов  расчетов ППС  и  реальных объемов  ВВП. В список товаров-представителей, в отношении которых собирается первичная информация о ценах, включаются товары и услуги, характерные для экономики стран. Отобранные товары и услуги должны быть в наличии на внутреннем рынке и пользоваться спросом потребителя. Описание товаров-представителей (подробная спецификация его марки или модели) должно обеспечить подбор каждой страной по возможности идентичных товаров.
При составлении списков  товаров-представителей большое внимание  должно уделяться следующим вопросам:
    подбору оптимального числа товаров- представителей для каждой  первичной группы;
    улучшению структуры распределения товаров-представителей между отдельными первичными группами.
С этой целью предлагается провести актуализацию списков товаров-представителей, использовавшихся в сопоставлениях за  предыдущий  год.
Идентичность товаров.
Идентичность (сопоставимость) товаров означает, что отбираемый репрезентант должен быть в максимальной степени сопоставим с аналогом в  другой стране, что подразумевает  не только физическую (техническую) идентичность, но и экономическую эквивалентность.
При этом все товары можно  разделить на идентичные (полное совпадение), аналогичные (есть различия) и несопоставимые (наличие непреодолимых различий).
На каждый репрезентант подготавливается спецификация, которая помогает специалистам произвести идентификацию товара на внутреннем рынке.
Детальное описание репрезентанта  содержит идентификационный алфавитно-цифровой код в соответствии с классификацией расходов ВВП, наименование марки и  модели, место изготовления, детальные технические характеристики (размеры, вес, мощность, материал изготовления, срок службы, соответствие международным стандартам и другие), указание сферы применения, иллюстрацию (если это необходимо).
В сопоставлении используются товары-представители, которые идентичны или аналогичны. Чтобы гарантировать наивысшую степень идентичности, все страны будут получать информацию о каждом параметре описания товара. При этом необходимо, чтобы все отклонения товаров, подобранных странами, от первоначального описания были точно обозначены.
Равнорепрезентативность.
Репрезентативность товаров  означает включение в список широко распространенных видов.
Концепция равнорепрезентативности  означает, что набор сопоставляемых товаров и услуг участвующих  стран одинаково репрезентативен для внутреннего потребления всех стран. Товары,  

 
продаваемые в достаточных  количествах и репрезентативные для внутреннего рынка, имеют  тенденцию к относительному занижению  цены по сравнению с нерепрезентативными  товарами.
Для получения равнорепрезентативности имеется специальная расчетная методика Евростата, так называемый «метод астерисков» (звездочек). Каждая страна указывает посредством звездочек (астерисков), какие из оцененных товаров репрезентативны. Для каждой первичной группы и пары стран индекс типа Ласпейреса рассчитывается по формуле средней геометрической невзвешенной на основе данных об индексах цен товаров с астериском базовой страны и, подобным же образом, индекс типа Пааше рассчитывается по формуле средней геометрической невзвешенной на основе данных об индексах цен товаров с астериском страны-партнера. Средняя геометрическая этих двух индексов составляет бинарный индекс Фишера.
Этот метод требует, чтобы репрезентативные товары от каждого национального  рынка были включены в каждую первичную группу. Нет необходимости для страны оценивать все товары, но по крайней мере один репрезентативный товар должен быть оценен. Отбор товаров для списка особенно важен и не может быть сделан без тщательного изучения национальных рынков.
Поэтому абсолютно необходимо, чтобы все страны очень активно  участвовали бы в подготовке списка товаров.
Репрезентативность - общие  замечания.
Обязанность участвующих  стран - гарантировать, что их потребительские  образцы будут основательно представлены в корзине товаров и услуг, которую используют для наблюдений. Страны должны знать, какие предметы торговли являются репрезентативными для конкретной первичной группы.
Поскольку индекс типа Ласпейреса основывается только на товарах, отмеченных астериском, количество этих товаров не должно быть слишком
 
малым. Абсолютный минимум: 1 или 2 для групп с малым количеством  товаров или малой долей расходов, 3 - 4 - для больших групп.
Индекс типа Ласпейреса между двумя странами может быть рассчитан, только когда другие страны предоставляют цены (не обязательно с астериском) для репрезентативных товаров первой страны. В этом причина того, почему количество товаров не должно быть слишком мало и почему всем странам необходимо предоставлять также цены для нерепрезентативных товаров.
Итак, страны должны предоставлять  не только цены для своих собственных  предложенных товаров, но и для такого множества товаров, предлагаемых странами-партнерами, насколько это возможно.
 
Классификация товаров  согласно требованиям
репрезентативности.
Действенным способом выработки  общей методики охвата, распределения  астерисков и определения репрезентативности общего списка является следующая классификация  пунктов:
А: Товары, репрезентативные для страны - это товары, которые  должны быть предложены или могут быть представлены страной. Их легко найти и продаются они в больших количествах. Часто эти товары-представители включены в ИПЦ.
В:  Товары не репрезентативные, но общедоступные.
На примере можно  объяснить это так. При наличии  множества различных типов специй на российском рынке соевый соус легко найти, и могут быть даны многие цены. Но, рассматривая объемы продажи по сравнению с перцем, можно обнаружить, что соевый соус - продукт меньшей важности и не является репрезентативным для российского потребления специй.
C: Товары не репрезентативны  и их трудно найти.
Эти предметы трудно встретить  или их количество недостаточно для  оценки.
Может быть сложно определить, к какой категории принадлежат  некоторые товары. Информация об их рыночных объемах и т. п. может быть предоставлена специалистами по  ИПЦ, производителями или импортерами.
Все страны должны собирать цены для каждого из своих репрезентативных товаров (категории А). Они создают  основу для индекса типа Ласпейреса в расчетах. Впоследствии индекс типа Пааше рассчитывается на репрезентативных товарах другой страны. Чтобы обеспечить базу для последнего, необходимо также собирать цены для нерепрезентативных товаров. Поэтому достаточное количество товаров категории В должно быть оценено. Также некоторые цены на товары категории С могут быть представлены, но надо осознавать, что крайне редкие товары не должны быть оценены, потому что даже без астерисков они имеют некоторое влияние на результаты и могут иметь нарушающее воздействие, если соотношения цен на них значительно отличаются от обычных товаров.
Всем участвующим странам  следует собирать цены на такое множество  товаров и услуг, насколько это  возможно.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Глава 3. Трудности, возникающие  при сопоставлении ряда компонентов  ВВП, и пути их преодоления.
 
Рассмотрим  ряд проблем, связанных с сопоставлением тех компонентов ВВП, которые  требуют процедур учета, отличных от общей методологии.
Среди практических вопросов международных сопоставлений ВВП  следует отметить трудности, возникающие  при подборе для сопоставляемых стран идентичных товаров-представителей с ценами. Концепция идентичности товаров-представителей предполагает схожесть не только физических характеристик товаров и услуг, по и аналогичность условий реализации товара. Процесс подбора идентичных товаров-представителей включает разработку подробных спецификаций, которые детально описывают технико-экономические характеристики товаров, условия их реализации и т.д. В том случае, когда подобранные товары-представители различаются по своим характеристикам, статистики вынуждены вносить в их цены коррективы на различия в качестве - для приведения их к сопоставимому виду. Иногда внесение подобных коррективов требует применения сложных математических методов, например, метода регрессии.
Весьма трудным является определение цен на отобранные товары-представители. Дело в том, что эти цены должны соответствовать средним ценам, по которым они учтены в соответствующих категориях ВВП. Принимая во внимание, что одни и те же товары реализуются в стране по разным ценам (региональные цены, различные цены отпуска тем или иным категориям потребителей, разные каналы реализации продукции и т.д.), их определение по конкретным товарам является достаточно сложной статистической задачей. Во многих случаях исходной базой для сравнения цен в контексте международного сопоставления ВВП служат данные о ценах, собираемые статистическими органами для расчетов национальных индексов потребительских цен.
 


Особенно сложно решить эти проблемы в строительстве, где трудно найти абсолютно идентичные строительные объекты. Поэтому на практике применяется метод стандартизированных строительных объектов, суть которого состоит в следующем. Создают подробное описание нескольких строительных объектов, например, жилого здания, школы, больницы, административного здания, дороги и т.д. Описание этих стандартных объектов включает их основные объективные характеристики и типы материалов, которые необходимо использовать при их возведении. Они оцениваются в ценах стран, участвующих в сопоставлениях, что обеспечивает основу для исчисления индексов цен на строительную продукцию. Эти индексы применяются затем для переоценки продукции в сравнимые цены.
Сложно решить также проблемы сопоставления нерыночных услуг, оказываемых органами государственного управления и некоммерческими организациями, обслуживающими домашние хозяйства. Эти проблемы связаны с тем, что нерыночные услуги предоставляются бесплатно и, следовательно, отсутствуют цены, сопоставление которых могло бы помочь определить соответствующие ППСВ. Поэтому для сопоставления нерыночных услуг применяются несколько иные подходы. Как правило. Нерыночные услуги коллективного потребления (общее управление, безопасность, наука и т.д.) сопоставляются путем переоценки их стоимости в сравнимые цены по элементам затрат (промежуточное потребление, оплата труда, потребление основного капитала и т.д.). Для переоценки применяются индексы цен и тарифов на соответствующие элементы затрат.
Продукция нерыночных услуг индивидуального потребления (образование, здравоохранение и т.д.) сопоставляются иногда с помощью физических индикаторов. Стоимость услуг страны A в национальных ценах умножается на коэффициент, выражающий соотношение некоторых показателей стран A и B в физических единицах, например, число врачей, студентов, коек в больницах и т.д. С помощью этого метода определяют стоимость нерыночных услуг в стране B в ценах страны A. Аналогичным образом  

можно исчислить  стоимость услуг страны B в ценах страны A. Оба эти подхода позволяют таким образом исчислить для нерыночных услуг индексы физического объема. Если индекс стоимости этих услуг, исчисленный путем сопоставления стоимости услуг в национальных ценах A и B, разделить на индекс физического объема, то косвенным образом можно определить величину ППСВ для этих услуг. Обычная процедура расчета же предусматривает получение индекса физического объема путем деления индекса стоимости на индекс цен.
Методы сопоставления  нерыночных услуг, и особенно метод  переоценки по элементам, могут дать удовлетворительный результат, если уровни производительности труда в сопоставляемых странах примерно одинаковы. Если же они значительно различаются, тогда в эти расчеты вносятся поправки. Общепризнанно, что результаты сопоставлений нерыночных услуг носят условный характер и уступают по надежности результатам сопоставления рыночных товаров и услуг.
При оценке жилищных услуг, являющихся важным элементом расходов домашних хозяйств на потребление, трудно добиться сопоставимости оплаты этих услуг в разных странах, поскольку  имеются существенные различия, как между странами, так и внутри стран в жилищных условиях, в зависимости от размера оплаты и от целого ряда факторов.
Особую проблему представляет сопоставление расходов стран на оборону. Поскольку в составе  ВВП не предусмотрена отдельная  статья для отражения этих расходов, они учтены в нескольких статьях. Оплата труда военнослужащих отражена в статье «Оплата труда» как элемент расходов на создание коллективных нерыночных услуг, оказываемых органами государственного управления. Затраты на приобретение военной техники, включая военное оборудование длительного пользования, учитываются как промежуточное потребление органов государственного управления, оказывающих коллективные услуги. В конечном счете, все упомянутые расходы   на   оборону   входят   в   состав   коллективного   потребления
 
государственного управления. Проблемы сопоставления нерыночных услуг описаны выше. Переоценка этих услуг в сравнимую валюту производится по компонентам затрат: оплата труда  переоценивается по индексам ставок оплаты труда, а промежуточное потребление - по индексам цен на соответствующие продукты. Однако в качестве индекса цен на материальные расходы на оборону весьма трудно подобрать адекватный индекс цен.
Сопоставление цен на товары и услуги, данные которого служат основой для исчисления ППС, должно выявить так называемые «чистые индексы цен», очищенные от различий в качестве продуктов, понимаемом в широком экономическом аспекте, то есть с включением не только физических характеристик товаров, но и типов магазинов, размеров упаковки товаров и некоторых других ценообразующих факторов. На практике применение такого принципа в полной мере требует значительных затрат, и он реализован с известной долей приближения.
В некоторых странах  значительную долю в потреблении  населением продуктов сельского хозяйства занимают продукты, произведенные в своем хозяйстве и условно оцененные для включения их в общие итоги потребления и ВВП. Для целей сопоставления условные цены на эти продукты должны быть приняты во внимание при определении средних национальных цен соответствующего продукта, поступающего потребителям из различных источников. Однако далеко не всем странам удалось осуществить этот принцип, поэтому можно ожидать некоторого искажения средних цен на ряд сельскохозяйственных продуктов (овощи, фрукты, молочные продукты) в отдельных странах. Степень охвата цен, по которым продаются товары в городской и сельской местности, различается по странам, что также вносит свои искажения.
          Не смотря на перечисленные выше трудности, проведение международного сопоставления дает жизненно необходимую информацию. Эта информация, имеющая политико-экономический характер, будет использована широким кругом потребителей: органами государственного  

управления стран в  связи с принятием ими решений по широкому кругу вопросов международного сотрудничества, статистическими ведомствами стран, научно-исследовательскими организациями и отдельными учеными, международными организациями. Например, она будет использована Программой развития ООН для исчисления индекса человеческого развития, одним из элементов которого является ВВП на душу населения по ППС. Некоторые международные организации будут использовать данные сопоставления для определения доли взносов стран-членов организаций в их бюджеты.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение.
За годы своего существования  статистика прошла сложный путь становления  и развития. На современном этапе  в условиях реформирования системы  государственного управления, проведения экономических реформ потребовалась  организация обеспечения органов власти и управления всех уровней объективной, научно-обоснованной и оперативной официальной статистической информацией на основании использования современных технологий сбора, обработки и распространения статистических данных.
Современный этап развития отечественной статистики характеризуется накоплением ценных и огромных по своим масштабам первичных данных при достаточно высоком уровне их научного обобщения и практического использования. При этом значительный объем информации, полученной органами государственной статистики на ранних этапах развития, остается недостаточно изученным. Независимо от уровня и стадии экономического развития, характера политической системы, статистика на протяжении своего существования всегда выступала необходимым инструментом государственного управления и одновременно наукой, исследующей количественную сторону и качественное содержание массовых явлений. Выполняя самые разнообразные функции сбора, систематизации и анализа сведений, характеризующих экономическое и социальное развитие общества, она всегда выступала в качестве информационной базы данных, необходимых для реализации управленческих, научно-исследовательских и прикладных задач.
В условиях развития рыночной экономики и перехода отечественной  системы учета на международные стандарты значимость статистики постоянно возрастает. Современные экономисты и менеджеры должны в надлежащей мере владеть методами сбора, обработки и анализа данных о разнообразных социально-экономических явлениях и процессах, уметь пользоваться статистической информацией для принятия адекватных управленческих решений.
Государственная статистика является важным компонентом системы  государственного управления. Но немаловажно  учитывать место государственной  статистики в социуме в целом. С одной стороны, это будет напоминать о необходимости поддержки ее связей с другими общественными институтами, а с другой, продемонстрирует большую заинтересованность в ней.
 
II.  Практическая  часть. Статистическое исследование социально-экономических  явлений и процессов.
 
Задание:
    Проведение выборочного наблюдения:
    - Обосновать размер выборки (обеспечивающий необходимый уровень ошибки).
    - Провести выборку одним из способов бесповторным или повторным методом.
    Осуществление группировки.
    Построение интервального ряда распределения.
    Характеристика используемых статистических показателей (относительные, абсолютные и т.п.).
    Расчет средних величин и показателей вариации.
    - Расчет средней арифметической по исходной выборке и оценка ее по структурным данным, характеристика оценки по критериям.
    -  Структурные средние (по сгруппированным данным).
    -  Сравнение видов средних.
    -  Абсолютные показатели вариации (по исходным данным).
    -  Относительные показатели вариации (по исходным данным).
 
Решение:
         Выборочное наблюдение – это такое несплошное наблюдение, при котором отбор подлежащих обследованию единиц осуществляется в случайном порядке, отобранная часть изучается, а результаты распространяются на всю исходную совоку
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.