На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


дипломная работа Эмоциональные аспекты межличностных отношений

Информация:

Тип работы: дипломная работа. Добавлен: 05.12.2012. Сдан: 2012. Страниц: 49. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Эмоциональные аспекты межличностных отношений
 
 
Содержание
 
Введение………………………………………………………………………….....Ст.1
Глава 1. Теоретические основы исследования……………………………….Ст.4
1.1.Теории межличностных отношений…………………………………………..Ст.5
1.1.1.Зарубежные теории межличностных отношений…………………….Ст.7
1.1.2.Отечественные теории межличностных отношений…………………Ст.11
1.2.Межличностные отношения: определение понятий…………………………Ст.13
1.3.Перцептивные стороны межличностных отношений. Аттракция в межличностных отношениях…………………………………………………………….Ст.18
1.4.Проявление эмоционального аспекта в межличностных отношениях……...Ст.23
1.5.Дисгармония как результат неудовлетворённости в межличностных отношениях………………………………………………………………………………..Ст.25
1.5.1.Понятие «дисгармония»………………………………………………..Ст.26
1.5.2.Понятие «неудовлетворённость»……………………………………...Ст.26
1.5.3.Причины неудовлетворённости и дисгармонии в межличностных отношениях……………………………………………………………………………….Ст.28
1.6.Молодость и межличностные  отношения……………………………………Ст.43
1.7.Диагностика межличностных отношений……………………………………Ст.44
1.8.Значимость исследования проблем неудовлетворённости в межличностных отношениях……………………………………………………………………………….Ст.46
Выводы……………………………………………………………………………...Ст.47
Глава 2.Эмпирическое исследование………………………………………….Ст.48
2.1.Методика исследования……………………………………………………….Ст.48
2.2.Описание развития  исследования…………………………………………….Ст.
2.3.Предикаты неудовлетворённости……………………………………………..Ст.
Выводы……………………………………………………………………………..Ст.
Рекомендации……………………………………………………………………....Ст.
Выводы (общие)……………………………………………………………………Ст.
Заключение…………………………………………………………………………Ст.
Глоссарий…………………………………………………………………………...Ст.
Список литературы………………………………………………………………...Ст.
Примечание 1 (анкета)
Примечание 2 (пилотажное исследование причин и сравнение выборок)
Примечание (краткое определение  встречающихся понятий)
 
 
 
 
 
 
 
 
Введение
 
В данной работе делается попытка дать причины нарушений отношений в близких межличностных связях людей, что впрочем, не избавляет нас от субъективности.
У человека родившегося  в нашем обществе всё начинается с эмоционального общения, потребность в котором сопровождает на протяжении всей жизни. И каждый раз при смене в развитии ведущие потребности, необходимость в эмоциональном общении всегда остаётся, только лишь меня свои формы выражения.
Эмоциональные аспекты межличностных отношений – решающие факторы взаимодействия (привязанность, неприязнь, любовь, вражда, симпатия, антипатия). Как бы рациональны не были бы отношения с партнёром, если вы испытываете, друг к другу неприязнь, то  наверняка будете поддерживать отношения, а если будете, то это будет причинять множество неудобств, неудовлетворённости.
Мы будем изучать  в данной работе такие эмоциональные  аспекты межличностных отношений, как неудовлетворённость.
Об актуальности данной проблемы уже говорит то, что наиболее частым поводом для обращения за психологической помощью являются люди с проблемами связанными с неудовлетворённостью в межличностных отношениях (конфликты, кризисы, сложности в личных и семейных отношениях.). Это может быть неудовлетворенность качеством имеющихся отношений, угроза их распада, уже осуществившийся разрыв, сомнения в выборе или в избраннике, измена - реальная или мнимая. Это может быть череда неудачных контактов, союзов, встреч, а также необъяснимое запустение личной жизни, одиночество, изоляция от внешнего мира - как добровольные, так и вынужденные. На этой почве происходит разрушение отношений и если молодые люди уже состоящие в браке, то у них возникают мысли о разводе.
К тому же на протяжении всей истории развития человечества существовали проблемы во взаимоотношениях между полами.
Дисгармонии в межличностных  отношениях близких людей может  определённо влиять как на социальное поведение человека, на его здоровье, так и на его психическое состояние, что в целом может отражаться через человека на жизнь общества. Как считают Б. Блюм, С. Ашер и С. Уайт [55.], «не вызывает сомнения связь между дезорганизацией отношений в семье, с одной стороны, и психическими и эмоциональными расстройствами, с другой»[55.]. Несмотря на актуальность данной темы, в психологии уделяется мало внимания нарушениям в близких межличностных отношениях, неудовлетворённости этими отношениями. Как правило, данные отношения чаще рассматриваются в рамках семьи или коллектива, в особенности в отечественной психологии, в меньшей степени принимаются в расчёт ещё «не оформленные», т.е. другими словами мало уделяется внимания отношениям полов, которые не зарегистрированы социальными институтами.  Так же следует обратить внимание на то, что большинство исследований по разводам и неудовлетворённости либо удовлетворённости в супружеских отношениях были проведены в период 70-х и начала 90-х годов ХХ в., в дальнейшем работы на данные темы копируют проведённые исследования. Как известно мы вступаем в новое информационное общество, что меняет многие прошлые традиции, происходит сглаживание культурных различий и т.п., тем более уже тогда (в 80-90 г.) начинали говорить о разрушении «традиционной» семьи, о кризисе института семьи.
Молодые люди, оказавшиеся  неспособными создать прочные отношения и добротную семью, попадают в условия психической травматизации, невротизирующая роль которой распространяется на ближних. В распавшейся или конфликтующей семье создаются предпосылки для неправильного психического развития детей. Дети из таких семьях чаще других оказываются неспособными на создание в будущем прочной и благополучной собственной семьи.
Фундаментально разрабатывали  многие проблемы психологии межличностного взаимодействия отечественные психологи: Б.Г. Ананьев, Г.М. Андреева, В.Н.Мясищев, В.Н.Куницына и др.
Психологические механизмы, обеспечивающие процесс развития межличностных  отношений, изучали К.А. Абульханова, Г.М. Андреева, Л.И.Анцыферова, А.А. Бодалёв, Т.П. Гаврилова, Л.В. Жемчугова, Г.А. Ковалёв, Н.В.Крогиус, Б.Д. Парыгин, Л.А. Петровская, В.А. Петровский, А.А. Леонтьев, А.Н.Леонтьев, Б.Ф. Ломов, Н.Н. Обозов, и др.
Зарубежные исследовали: Г.Л.Бардиер, К.Хорни. Т.Лири. М.Эрджил [24.] М.Арнольд [25.] Р.Акоффа и Ф.Эмери,.[33.] Г. Клаус.[34.]  К.Томас.[38.] Р. Бэйлс [39.] и другие.
Так же можно привести следующие исследования и работы: А.А.Корник, Е.А.Корник – диагностика  удовлетворённости в значимых отношениях (1988); А.М.Швец, Е.А.Могилёвкин, Е.Ю.Каргаполова (2004) – мотивация вступления в  брак и её влияние на кризис будущей семьи; Martin и Bumpass (1989), Norton и Moorman (1987) – исследования влияние возраста и уровня образования супругов на развод; Cleek и Pearson (1985) – исследование разведённых людей, их причин разрыва отношений, и др.
Целью исследования является изучение причин неудовлетворённости межличностными отношениями у людей первого периода зрелости.
Общая гипотеза
Гипотеза пилотажного исследования заключается в том, что внутренние (личные) причины нарушений в отношениях доминируют над внешними (среда).
Гипотеза исследования «молодых пар» заключается в том, что партнёры в близких отношениях склонны видеть причины дисгармонии  в личности.
Объектом исследования выступают испытуемые первого периода зрелости (от 18 до 25 лет) проживающие в России и Казахстане. Т.ж. молодожёны – от начала отношений до 1-го года в браке, проживающие в Кургане.
На уровне межличностных  отношений объектом анализа является система "личность - личность", "личность - группа". В нашем исследовании будет использоваться система "личность - личность".
Предмет исследования близкие межличностные отношения.
Задачи исследования:
1.Анализ литературы  по изучаемой проблеме. В том  числе сопоставления данных изучения  ситуаций являющихся разрушением  отношений, таких как: мотивы  и причины вступления в отношения, неудовлетворённость в процессе отношений и развод или прекращение отношений – в каждой из ситуаций присутствует неудовлетворённость.
2.Разработка анкеты  «Причины неудовлетворенности межличностными  отношениями».
3.Выявление различия в оценки причин неудовлетворенности отношениями у студентов, обучающихся в России и Казахстане.
4. Выявление причин  неудовлетворённости в отношениях  у молодых пар.
Методы исследования: ОМО, СОМО, Лири, анкета «Причины неудовлетворённости межличностными отношениями».
Теоретическая значимость исследования состоит в анализе причин неудовлетворённости отношениями и выявлении психодиагностических возможностей.
Практическая  значимость работы определяется тем, что результаты могут иметь выход в практику брачно-семейного психологического консультирования, могут быть использованы для оптимизации близких и супружеских отношений, а также улучшить подготовку молодёжи к браку.
Под неудовлетворенностью межличностными отношениями по- нимаем: ситуацию, когда происходит депривация реализации каких-либо потребностей, стремлений, желаний, которые ожидаются от межличностных отношений, от других людей, в результате чего возникает переживание отрицательного отношения, которое может выражаться так же в виде недовольства, желании удовлетворить или желание показать неодобрение сложившейся ситуацией, в желании прекратить отношения в виду их «бессмысленности» или если они дают «противоположный эффект» (не тот, какой хотелось бы, «отрицательный»).
Неудовлетворённость в  межличностных отношениях может иметь как осознанный, так и неосознанный характер, что может влиять на степень разрешения и понимания неудовлетворённости.
 
 
 
 
 
 
Глава 1. Теоретические  основы исследования
 
“Известно множество  различных 
интерпретаций того факта, что индивид
 ищет общество себе подобных”
[28. С. 61].
 
Мы свободны перед  собой в своей ответственности  за свою жизнь, осознавая это мы ввергаем себя в экзистенциальную изоляцию. Мы расплачиваемся за свою индивидуальность, автономию, независимость и самоконтроль своим одиночеством. Выйдя из общности определённой природой, из некого «стада», выделившись и решивши идти своим собственным путём человек, стал одиноким скитальцем в бесконечных просторах природы и просторах взаимоотношений с другими скитальцами. Видимо буддийские монахи и другие религиозные люди востока, да и не только…,  пытаются соединиться с природой, стать единым с ней, что возвращает человека в мир который его и породил, достигая целостности и гармонии. Но люди в большей части своей дисгармоничны, и гармония обесценивается, так как она замыкается сама в себе. Человек – существо экспериментирующее, что уже содержит в себе не гармоничность, стремление что-то менять, открывать, узнавать, двигаться и развиваться.
Кто-то принимает своё одиночество, кто-то пытается его преодолеть с помощью каких-либо отношений, так некоторые компенсируют одиночество через зависимые отношения, которые сами называют любовью (тут не идёт речь о любви вообще, а как известно существует различные виды «любви», которые, если так можно выразится, отражают «симптоматику» субъекта отношений, но эта проблема уже отдельной беседы).
Отношения как средство, способное помочь разделить одиночество. Люди заданные такой целью, так или  иначе разочаровываются и осознают что отношения ни чего не изменили. М.Бубер выделил два типа отношений: "Я-Ты" и "Я-Оно". Последний тип взаимосвязи - это отношения без взаимности, где другой это средство, функция, объект. Бубер противопоставляет "Я-Ты" отношения, которые построены на взаимности и включающие переживания другого. Основной способ переживания "Я-Ты" отношений - диалог. [42.]
Итак, в первой главе мы для начала приведём известные в психологии теории межличностных отношений. Потом дадим определения понятию «межличностные отношения», и разберем то, что туда входит, какие виды отношений мы знаем. Далее остановимся на конкретной теме нашего исследования неудовлетворённости в межличностных отношениях. Приведём виды диагностики межличностных отношений. Так же укажем значимость исследований данной темы.
 
 
 
1.1 Теории межличностных отношений
 
"Счастье  только тогда настоящее, 
когда есть с кем его разделить" 
...из фильма "В диких условиях"
 
Впервые в отечественной  литературе межличностные (меж-персональные) отношения анализировались в 1975 г. в книге «Социальная психология».
Е.С. Кузьмин, Г. Л. Бардиер, А. П. Марьяненко [27.] исследующими тему «Эмпирические  характеристики отношения человека к человеку», пишут: «Наиболее широко в описании и измерении отношений  в литературе представлен аттитьюдный  подход [23.], где личные отношения рассматриваются как тенденции воспринимать, оценивать другого и действовать в отношении его определенным образом. Психологическая классификация отношений К.Хорни построена на тенденциях «к», «против» и «от» другого человека. Критериями социально-психологической классификации Т. Лири являются два вида связей между людьми: сила (доминантность—подчинение) и принятие (вражда—любовь). В экспериментальном исследовании М.Эрджила [24.] интерперсональные аттитюды измерялись сходными параметрами: «выше—ниже» и «любовь — нелюбовь». Описывая эмоции в их связи с личностью, М.Арнольд делит их на любовь и ненависть, которые могут быть либо импульсивными, либо являться эмоциями сопротивления.[25.] Эмоционально-чувственная сторона отношения широко представлена в социометрическом подходе, где речь идет о «сгустках эмоционального отношения», на основе которых возникают симпатии и антипатии [26.] Исследования отношения человека к человеку представлены в литературе достаточно разнообразно. В описаниях отношений используются понятия потребностей, интересов, тенденций, эмоций, активности, действия, чувств, оценок, интерпретаций и т. д. Изучаются различные аспекты отношений: тенденциозный, чувственный, когнитивный, поведенческий. [27.].
Так как межличностные отношения  включают эмоциональный компонент как определяющий формированию отношения, и в психологии рассматривают чувства, которые, так или иначе, влияют на отношения.
В социальной психологии выделяют конъюнктивные (связанные) и  дизъюнктивные чувства (альтернативные)[30.]
А. Ф. Лазурский [31.] предлагал  изучать чувства в трех направлениях: удовольствие—неудовольствие, возбуждение—успокоение,  напряжение—облегчение.
Считают, что чувства  строятся на основе оценок другого  человека, проявляются как эмоциональные  отношения и. располагаются в континууме от неприятия до симпатии и любви.[32.]
Описание так называемых «межсубъектных чувств» дано в работе Р. Акоффа и Ф. Эмери, которые предлагают следующие критерии их классификации: благоприятный—неблагоприятный, за—против, нравится—не нравится.[33.]
Разнообразно представлен  в литературе поведенческий аспект отношения. Выделяются три вида воздействия  человека на человека: информирование, инструктирование и стимулирование.[30.]
Г.Клаус указывает на проскриптивную и инцентивную активность человека.[34.]
В.В.Абраменкова описывает интерактивные и конативные взаимодействия.[35]
Е.В.Субботский исследует прагматический и альтруистический стили общения.[36.]
С точки зрения интенциональности  говорят об активации, интердикции, дестабилизации и констатации.[37.]
Р.Акофф и Ф.Эмери останавливают свое внимание на конфликте, сотрудничестве, эксплуатации, соревновании и конкуренции.[33.]
К.Томас говорит о соперничестве, сотрудничестве, компромиссе, избегании, приспособлении.[38.]
Р.Бэйлс сводит взаимодействие к позитивным и негативным эмоциям и к постановке и решению проблем общения.[39.]
Я.Рейковский все действия человека в социальном окружении дифференцирует на просоциальные и ипсоцентрические, в рамках которых располагаются альтруизм, помощь, кооперация, ипсоцентрические действия, эгоизм, эксплуатация.[40.]
В рамках когнитивного подхода изучаются  следующие формы отношения: восприятие, представление о другом человеке, мнение о нем, эмоциональная оценка, первое впечатление, интерпретация  другого человека, его стереотипизация, предубеждения по отношению к нему.[32.] Исследуются отдельные виды отношения человека к человеку. Например, В. В. Абраменкова рассматривает гуманное отношение, Л. П. Колчина — агрессию, П. М Ершов описывает «позиционные отношения».[35.]
Значительная часть исследований проводится с учетом тех или иных объективных связей между людьми. Так Р. Борман исследует дружбу, любовь, увлечение, флирт, влюбленность в рамках сексуального поведения.[41.]
Критерий классификации отношений «внутренняя зависимость — автономность» был предложен рядом авторов в исследовании отношений супругов.[43.]
В.Н.Мясищев, описывая отношение к другим людям как вид отношений личности, пишет о дружбе и вражде.[44.]
В.Б.Ольшанский классифицирует межличностные отношения так: восприятие и понимание людьми друг друга, межличностная привлекательность, взаимовлияние и поведение.[30.]
Н.Н.Обозов выделяет отношения симпатии—антипатии, привлекательности—непривлекательности и указывает на возможность перехода привлекательности в приятельские, товарищеские, дружеские и интимно-любовные отношения.[16.]
А.А.Ершов говорит о подавляющих и вдохновляющих отношениях,[45.] Б.Д. Додонов — о практических и теоретических.[46.]
Т.Мусейибова рассматривает отношения сближения, отчуждения и нейтральные позиции.[47.] Резюмируя исследования многих авторов, Я. Л. Коломинский описывает структуру отношения в рамках поведенческого, эмоционального и когнитивного компонентов.[48.]
Исходя из вышеизложенного можно  заключить, что исследования отношения человека к человеку представлены в литературе достаточно разнообразно. В описаниях отношений используются понятия потребностей, интересов, тенденций, эмоций, активности, действия, чувств, оценок, интерпретаций и т.д. Изучаются различные аспекты отношений: тенде- нциозный, чувственный, когнитивный, поведенческий.
На базе принципа паритетности социальные психологи, изучающие межличностные  отношения, разработали теорию справедливости, включающую четыре основных положения:
1.Участвующие во взаимоотношениях люди пытаются максимизировать свои выгоды.
2.Пары и группы могут максимизировать свои коллективные вознаграждения, вырабатывая правила или нормы в отношении способов справедливого распределения среди всех заинтересованных участников.
3.Когда индивиды замечают нарушения справедливости во взаимо- отношениях, они испытывают напряжение. Чем больше воспринимаемая несправедливость, тем выше переживаемое напряжение.
4.Индивиды, замечающие нарушения справедливости во взаимо- отношениях, будут предпринимать шаги по восстановлению справедливости.
Целый ряд исследований подтверждает обоснованность теории справедливости: "В частности, было показано, что  когда взаимоотношения оказывались  несправедливыми, напряжение испытывали оба партнера. То, что лишенный заслуженного им вознаграждения (эксплуатируемый) человек испытывает напряжение, по-видимому, не противоречит здравому смыслу. Однако … получивший незаслуженное вознаграждение человек также может испытывать напряжение, возможно, вследствие возникающего у него чувства вины или дискомфорта, вызванного нарушением баланса" [52. С. 403.]
 
1.1.1.Зарубежные  теории межличностных отношений
Стоит вспомнить для  начала описывания основных межличностных  теорий кто был одним из первых задавшийся мыслью что личность и  межличностные отношения являются взаимообуславливающими, а это был Салливан Г.С.
Интепресональная  теория Салливана. Американский психиатр Гарри Стэк Салливан утверждал, что человеческую личность можно изучить лишь с помощью научного исследования межличностных отношений. Его межличностная теория (interpersonal theory) подчеркивает важность различных этапов развития в жизни человека: младенчества (infancy), детства (childhood), ювенильной эры (juvenile era), предъюности (preadolescence), ранней юности (early adolescence), поздней юности (late adolescence) и зрелости (adulthood). В основе здорового психического развития человека лежит способность устанавливать близкие отношения с другими людьми. Помехой удовлетворительным межличностным отношениям может служить тревога (anxiety).
Теория межличностных  отношений разрабатывалась Вильямом Шутцем в период с 1955 по 1966 годы. В.Шутц создал теорию ФИРО (фундаментальной ориентации межличностных отношений, трехмерную теорию интерперсонального поведения). Основной ее мыслью является та, что каждый индивид имеет характерный способ социальной ориентации по отношению к другим людям, и эта ориентация определяет его межличностное поведение. В теории делается попытка объяснить межличностное поведение индивида на основе трех потребностей - включения, контроля, аффекта (расположения). Эти потребности развиваются в детстве во взаимодействии со взрослыми, прежде всего с родителями. Если эти потребности не были удовлетворены в период детства, индивид чувствует себя некомпетентным, незначительным и недостойным уважения. Для преодоления этих чувств он вырабатывает у себя защитные механизмы, которые проявляются как характерные способы поведения, наблюдаемые при межличностном контакте.
В.Шутц выделяет три типа "нормального" межличностного поведения внутри каждой области, которые соответствуют разным, степени удовлетворения соответствующих потребностей:
1). Дефицитарное поведение,  предполагающее, что индивид прямо  не пытается удовлетворить свои  потребности;
2). Чрезмерное - индивид  постоянно пытается, во что бы то ни стало удовлетворить потребности;
3). Идеальное поведение  - потребности адекватно удовлетворяются.
Шутц (1958) указал на тесную связь между биологическими и  межличностными потребностями:
1) биологические потребности  возникают как отражение необходимости в создании и поддержании удовлетворительного равновесия между организмом и физической средой так же, как социальные потребности касаются создания и поддержания равновесия между индивидом и его социальной средой;
2) неудовлетворение биологических потребностей ведет к физическим заболеваниям и смерти; психическая болезнь, а иногда и смерть может быть результатом неадекватного удовлетворения межличностных потребностей;
3) хотя организм и  способен определенным образом  адаптироваться к недостаточному удовлетворению биологических и социальных потребностей, но это принесет лишь временный успех.
Характерные способы  поведения двух или более индивидов  в межличностном взаимодействии могут быть совместимыми, либо нет. Шутц определяет межличностную совместимость как такие отношения между двумя или более индивидами, при которых достигается та или иная степень взаимного удовлетворения межличностных потребностей. Так, в разработанной им теории групповой совместимости, утверждающую в качестве основной детерминанты совместимости гармонизацию ориентаций на власть  и ориентаций на личностную близость.
Шутц так же разработал опросника FIRO, его известная русскоязычная  версия «Опросник межличностных  отношений» (ОМО). Этот опросник будет далее в практической части данной работы использован в исследовании молодых пар, поэтому и решили более подробно описать здесь идею Шутца. Опросник ОМО основан на основных постулатах трехмерной теории межличностных отношений В.Шутца. Важнейшей идеей данной теории является положение о том, что каждый индивид имеет характерный способ социальной ориентации по отношению к другим людям, и эта ориентация определяет его межличностное поведение.
Следующий интересный и  значимый подход, который нельзя не упомянуть при обзоре теорий межличностных отношений, это:  транcактный подход Эрика Берна.
В трансактном анализе  личность человека подразделяется на три части. Выделяется Родительское, Взрослое и Детское состояние  личности. Каждая часть представляет собой способ проявления нашей субличности, совокупность связанных друг с другом моделей поведения, мыслей, чувств, желаний. Выделяют состояния Я: 1.Родитель; 2.Взрослый; 3.Ребенок.
Родительское  состояние Эго – копируется с подлинных родителей или авторитетных личностей. Когда человек находится в родительском состоянии Эго, он проявляет иногда попечительные и ласковые свойства своих подлинных родителей, а в других случаях - карательные установки, нечестность или предрассудки родителей.
Взрослое состояние  Эго – рациональная и логическая часть личности, занятая преимущественно обработкой данных, наподобие большого электронного мозга; чувства и эмоции тем самым ко Взрослому отношения не имеют. Взрослый - это тот, кто работает.
Состояние Эго  – Ребенок - это часть личности, сохранившаяся от подлинного детства. Дети могут быть капризными. Ребенок рождается свободным и откровенным. Когда он становится старше, его личность складывается в процессе ранних взаимодействий с родителями или милыми, очень счастливыми или очень несчастными, упрямыми или податливыми. Дети способны выходить за пределы ненужных или бессмысленных общественных условностей (Родитель) и не любят тратить время на всесторонние логические выкладки (Взрослый). Детскому состоянию Эго свойственны спонтанность, интуиция и творчество.
Вот так, исходя из занимаемой нами роли в межличностном взаимодействии мы строим те или иные отношения, вступаем в конфликт используя неадекватное ролевое поведение или принимаем адекватную роль и строим полноценные отношения [19.].
Так же кроме трансактного анализа роли можно рассматривать и с более социализаторских сторон, так теория ролей - социально-психологическая теория личности и межличностных отношений человека, опирающаяся на понятие роли социальной. Теория ролей представляет личность и межличностные отношения в терминах ролевого поведения человека.
Дж. Л. Морено создал две основные теории, на которых построены все остальные, это.: Теория Ролей и Теория Спонтанности.
В Теории ролей - Роль – это функциональная форма, принимаемая индивидом в специфические моменты для реагирования на специфические ситуации, в которых принимают участие другие люди или объекты. Гипотеза Морено: «Роль первична по отношению к проявлениям личности. Не роли проявляются из личности, но личность проявляется из ролей».
В Теории спонтанности:
1. Новое поведение  в старой ситуации или адекватное  поведение в новой ситуации.
2. Способность быстро  перемещаться между реальностью и фантазией.
Так, же межличностные  отношения другими авторами рассматриваются  в сфере коммуникации. Так, у Ч.Бергера можно отметить такие теоретические направления внутри исследовательской сферы межличностной коммуникации:
- теории межличностной  адаптации, «Теория определяет  три типа факторов, которые определяют  ожидания индивидов от интеракции: Required{R} - фактор потребности, Expectations{E} - фактор ожидания, Desired{D} - фактор желания. Все три фактора объединяются в конструкцию, определяющую позицию индивида, т.е. чего индивид хочет, ждет, к чему стремится. Если эта позиция соответствует тому, как ведет себя партнер в реальной интеракции, то велика вероятность, что взаимность между двумя индивидами возникнет. Если нет, то индивид либо будет двигаться по направлению к поведению партнера, либо будет стремиться "уравнять" отношения, ориентируюсь больше на себя» [15.]
- теории неопределенности, «Бергер (Berger) и Калабрис (Calabrese) в  70-ых гг. XX века, основываясь на  наблюдениях за начальным этапом  общения прежде незнакомых людей,  разработали теорию снижения  неопределенности, чтобы объяснить  повторяющиеся модели начальных этапов интеракции. Они отметили, что количество вербальной и невербальной информации, используемой в интеракции взаимно связано с неопределенностью, а неопределенность, в свою очередь, связана с такими условиями, как откровенность самораскрытия, внимание и стремление к получению информации». «В последнее десятилетие большой интерес представляет собой теория управления неопределенностью (uncertainty management theory; Brashers). Одним из ее интереснейших выводов является то, что некоторые индивиды сознательно стараются увеличить неопределенность при особых обстоятельствах: в случае, например, возможного серьезного заболевания». [15.]
Психоаналитический  подход объективных отношений. Реконстру-кция раннего развития, предложенная в теории объектных отношений, имеет значительную объяснительную ценность при рассмотрении личности взрослого и паттернов его отношений. [51.] Термин "объект" используется в связи с понятием влечения. Объект (предмет, человек в целом, частичный человек, фантазия) служит для удовлетворения потребности, снятия напряжения, вызванного ею. Объектное отношение означает взаимо- зависимость, т.е. влияние субъекта на объекты и обратное влияние - объектов на личность.
Фрейд указывал, что восприятие значимости других людей и неудачи в отношениях с ними определяют природу, характер и функционирование внутри психических структур. Ранее, в 1895 году, он заявил, что опыт вознаграждения и фрустрации со стороны объекта прочно запоминается. В начале жизни объект воспринимается в связи с либидным удовлетворением: инстинктивные влечения должны искать удовлетворение и как можно скорее находить объекты и становиться зависимыми от объектов в контексте уже сложившихся отношений.
В топографической модели Фрейд подчеркнул патологическое влияние  травматического опыта в отношениях с объектом. Там же он показал, как бессознательные желания и фантазии могут превращать нейтральные отношения с объектом в травматические, оставляя тревожные и разрушительные воспоминания. Беспомощность и зависимость ребенка обусловливают детское ощущение опасности и потребность быть любимым, которые ребенок проносит через всю свою жизнь [50.]
Теория объектных отношений  в психоанализе разрабатывались  Кляйн, Малер, Ферберн, Кернберг, Кохут, Мастерсон и другие, они почёркивали  важность взаимоотношений между Я и объектами как главного организующего принципа человеческой жизни, источник здорового или аномального развития [71. с.66.]
 
1.1.2.Отечественные теории межличностных отношений
А.В.Петровский, М.Г.Ярошевский межличностные отношения рассматривают в категории общения. В то время как общение эти авторы рассматривают, как многоплановый процесс развития контактов между людьми, порождаемый мотивами совместной деятельности. И в едином процессе общения можно условно выделить три стороны: коммуникативную (передача информации), интерактивную (взаимодействие) и, наконец, перцептивную (взаимовосприятие). Но межличностные отношения на наш взгляд имеют более широкое содержание, и общение является важнейшей частью отношений, без которого невозможны межличностные отношения, но не исчерпывающей. Общение – это способ и средство взаимодействия, отношений.
Психология  отношений В.Н.Мясищева. У истоков теории Мясищева лежат идеи Лазурского о классификации личности, согласно типам их отношений к окружающей действительности. Основное положение заключается в том, что личность, психика и сознание человека в каждый данный момент представляют единство отражения объективной действительности и отношения человека к ней. Психология, отношения человека в развитом виде выступают как целостная система индивидуальных, избирательных, сознательных связей личности с различными сторонами объективной действительности: с явлениями природы и миром вещей; с людьми и обществ, явлениями; личность с самой собой как субъектом деятельности. Система отношений определяется всей историей развития человека, она выражает его личный опыт и внутренне определяет его действия, переживания. Отношение как связь субъекта с объектом едино, однако имеет структуру, отдельные компоненты которой могут выступать как частичные отношения, его стороны, или виды. Оно определяется рядом признаков: избирательностью, активностью, целостно-личностным характером, сознательностью. Важнейшими видами отношений Мясищев считал потребности, мотивы, эмоциональные отношения (привязанность, неприязнь, любовь, вражда, симпатия, антипатия), интересы, оценки, убеждения, а доминирующим отношением, подчиняющим себе другие и определяющим жизненный путь человека, – направленность. Высшая степень развития личности и ее отношений определяется уровнем сознательного отношения к окружающему и самосознанием как сознательным отношением к самому себе [49.].
Кузьмин Е. С., Бардиер Г. Л., Марьяненко А. П. выделяют шесть наиболее информативных факторов позволяющих выделить общие характеристики отношения человека к человеку[27.]..
1.Направленность – она может быть с положительным полюсом (дружественность, открытость, тактичность, симпатии, стремления принести пользу другому человеку, альтруизм), а так же с отрицательным полюсом (причинения вреда, унижения, бесцеремонность, скрытность, антипатии, эгоизм). Таким образом, происходит  координация либо как конфронтация собственных интересов субъекта с интересами другого человека.
2.Интенсивность – она определяется заинтересованностью другим человеком, степенью актуализированности отношения к нему. Включает: эмоциональную привязанность; вдохновение; эмоциональную поддержку; реальную помощь; привлечение внимания к себе; стремление к простран- ственно-временной и функциональной близости с партнером. Этому единству противопоставляется: безразличие, нейтральное отношение, пассивность, уход.
3.Экс-интериоризация  в отношении - отношение субъекта либо определяется соотношением его интересов с интересами партнера (интериоризация), либо определяет это соотношение (экстериоризация). Тенденция интериоризации характеризуется: рефлексивностью; искатель- ностью; стремлением выяснить характер отношений; скрытностью. Тенденция экстериоризации: директивности, стремления доминировать,  бесцеремонности, открытости.
4.Сдержанность—экспансивность - объективный либо субъективный характер интересов человека и способом достижения этих интересов. Сдержанность в отношении: субъективная независимость; ограничение общения, самоконтроль. Экспансивность включают элементы: навязчивости, эмоциональной экспансивности, нерациональности.
5.Амбициозность—утилитаризм. Амбициозность (претенциозность, конфликтность,  стремлением к выяснению и изменению отношений) – выдвижение человеком своих интересов далеко за пределы реальных возможностей соотношения их с интересами партнера, а утилитаризм (лесть; расчетливость; неискренность, удовлетворенность отношениями и их сознательном использовании) – сужение области общих интересов до удовлетворения своих конкретных, определенных, часто предметно ограниченных целей.
6.Дистанционная  тенденция в отношении – это стремление сблизиться с другим человеком (желание понравиться, заинтересовать; стремление «возвысить себя», обратить на себя внимание; кокетство) и избегание другого человека (стремление разорвать отношения; уступчивость; бездействие)[27.].
Выделенные шесть характеристик, Кузьмин Е.С., Бардиер Г.Л., Марьяненко А.П. [27.].делят ещё на две группы:
1.тенденции субъекта во взаимоотношениях (направленность, интенсивность, экс-интериоризация). Содержательные характеристики отношений;
2.собственные интересы субъекта в отношении, их определение и выражение (сдержанность — экспансивность, амбициозность—утилитаризм, дистанционная тенденция). Стилевые характеристики отношений.
 
1.2 Межличностные отношения: определение понятий
Г.М.Андреева пишет, что  межличностные отношения существуют внутри различных форм общественных отношений (экономических, социальных, политических, идеологических и иных разновидностей).
Межличностные отношения возникают  на основе фундаментальной потребности человека в принадлежности (к общности, находится рядом с людьми) и любви, т.ж. общении, быть признанным и принятым, потребность в одобрении, признании, авторитете…
Вообще, отношение – это 1.) относиться. 2.) cвязь, касательство, участие. 3.) Взаимное общение, связь между кем-чем-нибудь, образующаяся из общения на какой-нибудь почве.
Идея отношения богата потенциальными смыслами. Она включает в себя идеи целостности, субъектно-объектной связи, активности, развития, актуальности-потенциальности, взаимодействия, деятельности, социальности (диалогичности), рефлексивности, творчества [8.с.79].
Таким образом, под отношениями  часто имеют в виду состояние, характер действий, переживаний и  установки.
Отношения всегда связаны с объектом, который отражается в сознании. На основе этого, отношение может быть:
А) бесстрастным – не препятствует адекватному отражению, но не достаточно для глубины его;
Б) страстным – содействует глубине  и богатству отражения;
В) пристрастным – искажается тенденциями, в которых субъективные компоненты отношения делают отражение неадекватным, неправильным [8.с.81].
«Объективные отношения и связи (отношения зависимости, подчинения, сотрудничества, взаимопомощи и др.) неизбежно и закономерно возникают  в любой реальной группе. Отражением этих объективных взаимоотношений между членами группы являются субъективные межличностные отношения» [14.]
Термин «межличностные» указывает не только на то, что объектом отношения выступает другой человек, но и на взаимную направленность отношений. В их основе лежат разнообразные эмоциональные состояния взаимодействующих людей.
Отношения межличностные — объективно проявляющиеся взаимосвязи людей, отраженные в содержании и направленности реального их взаимодействия и общения и порождающие субъективное видение своей позиции и положения других, что, в свою очередь, "задает" определенный характер межличностных взаимосвязей, прежде всего, в рамках совместной деятельности. Межличностные отношения определяют психологические особенности, степень интенсивности и "знаковую" направленность целого комплекса аттитюдов, диспозиций, ценностных ориентаций, социальных стереотипов, нормативных предписаний, которые реализуются в условиях прямого контактного и опосредствованного взаимодействия людей. [64.]
Межличностные отношения — это система установок, ориентации, ожиданий, стереотипов и др. диспозиций, через которые люди воспринимают и оценивают друг друга. [63.]
«Где бы мы ни встречали людей, мы видим, что они живут в группах, разве что только отдельные люди были, например, искусственно или по причине безумия изолированы от общества» - пишет А.Адлер. То есть человек всегда с кем-то вступает в контакты, общается и налаживание межличностных контактов, общения является важным в жизни человека, на столько что иначе человек или деградирует или становится вне общества…, так как чувство общности является фундаментальной потребностью после удовлетворения физической потребности.
Итак, межличностные отношения – это объективная взаимосвязь, которая субъективно переживается субъектами отношений.
Далее рассмотрим, какие возможны проявления, характеризующие межличностные  отношения, которые выражаются в  понятиях: близость, интимность, романтика. Это сделано для того, что бы определить форму межличностных отношений какую мы нацелены исследовать.
Близость — одно из важнейших оснований и характеристик позитивного полюса отношений типа "симпатия — антипатия", определяющая причина и одновременно следствие сложившихся и относительно устойчивых аттракционных взаимосвязей между людьми.[64.]
Э. Эриксон рассматривает  близость как способность одного человека заботиться о другом, делиться с ним всем существенным без боязни потерять при этом себя.
В социально-психологическом  плане понятие "близость" является практически антонимом понятия "социальная дистанция". По сути дела, в первом случае речь идет о системе взаимоотношений и межличностного взаимовосприятия, построенных в логике идентификации и приязни, а во втором — конфронтации, своего рода межличностного противостояния и отчуждения. Формы проявления близости могут быть различными как по психологическому содержанию, так и по степени выраженности, эмоциональной насыщенности.
Близкий – находящийся неподалеку, в небольшом расстоянии. Недалекий по времени. Коротко знакомый, связанный дружескими отношениями, взаимной симпатией. Отвечающий интересам, взглядам, по душе. Имеющий свободный доступ, вхожий куда-нибудь.[66.]
Снинонимы понятию  «близкий»: ближний, близлежащий, граничащий, окрестный, пограничный, порубежный, прилегающий, прилежащий, смежный, сопредельный, соприкасающийся, соседний, родной, родственный, сродный, причастный, прикосновенный; приближенный.
Э. Фромм, пишет: "есть лишь одна форма близости, которая  не тормозит развития личности и не вызывает противоречий и потерь энергии, это зрелая любовь; этим термином я обозначаю полную близость между двумя людьми, каждый из которых сохраняет полную независимость и в каком-то смысле отделенность. Любовь поистине не вызывает конфликтов и не приводит к потерям энергии, поскольку она сочетает две глубокие человеческие потребности: в близости и в независимости" [22.]
Э. Эриксон пришел к  выводу, что именно способность индивида к установлению адекватных ситуации форм близости с партнерами по взаимодействию является одним из главных проявлений качественной личностной идентичности в социальной жизни. Близость является не только следствием, но и условием полноценного развития личности.
При этом важно понимать, что способность индивида к установлению полноценных близких отношений  ни в коем случае не означает формирование некоей фиксированной позитивной установки в отношении социального окружения. Это, скорее, способность к широкой вариативности в континууме "принятие — отвержение" при сохранении целостности личности: "Необходимо напомнить, что одним из компонентов близости является отдаление, то есть готовность отвергать, игнорировать или разрушать те силы и тех людей, чья сущность кажется угрожающей своей собственной. Близость с определенной частью людей или идеей не будет по-настоящему полной без эффективного отрицания другой части. Так, слабость или чрезмерность в отвержении является существенным аспектом неспособности достичь близости вследствие неполной идентичности: тот, кто не уверен в "своей точке зрения", не может отвергать разумно" [29.С.178] В этих условиях все попытки установить отношения близости, неизбежно приобретают характер идеализации объекта, на который они направлены. В случае успеха подобных попыток, возникающие отношения, какие бы внешние формы они не принимали (сексуальные отношения, деловое взаимодействие, дружба и т. д.), в своей психологической сути являются, как правило, симбиотической зависимостью.
Близкое межличностное  взаимодействие представляет собой частный случай межличностного взаимодействия в малой группе.
Близкие отношения – они содержат в себе доверительность, «духовность», принятие, общность, симпатия, все, что способствует налаживанию более частых и более глубоких отношений. К близким отношениям относят дружбу, сексуальные отношения, даже деловые отношения – там, где минимальная дистанция.
Близкие отношения отличает большая интимность и присутствие намного большего сексуального характера. Как указывает Д.Б. Эльконин, интимно-личные отношения "строятся на основе не только взаимного уважения, но и полного доверия и общности внутренней жизни". Но близкими отношениями  могут как включать понятие интимно-личностные отношения (по Эльконину), так может быть что и не быть интимно-личностных, что бывает в зависимых отношениях.
Интимный - относящийся к области глубоко личного, сокровенного; задушевный, близкий. Не подлежащий разглашению среди других, обычно скрываемый от других. [66.]
Слово интимность происходит от латинского intimus, что означает "самый внутренний" или "самый глубинный". Интимность можно определить как отношения, при которых два любящих человека тесно взаимодействуют и совершенно свободно делятся своими чувствами, мыслями и планами. Интимность обычно отмечена взаимным признанием, преданностью, нежностью и доверием.
В понятие интимность входят компоненты: любовь, откровенность, доверие, преданность, честность, сопереживание и нежность.
В «глубоких» отношениях проявляется кроме близости –  интимность. А так как всё это  происходит в общении, получается интимное общение, с помощью которого они  контактируют как личности.
Интимно-личное общение [лат. intimus — самый глубокий, внутренний] — форма общения, основным содержанием которой является установление и поддержание отношений с другим человеком как личностью во всем богатстве ее индивидуальных проявлений.
Интимные отношения – это по настоящему духовные отношения, которые в отличии от близости, не ограничиваются лишь близкой дистанцией и общностью, а данная связь ещё более расширяется до глубокого проникновения друг в друга. Но интимность - это не то же самое, что романтические отношения или даже любовь. Друзья могут работать или развлекаться вместе и получать удовольствие от общения друг с другом, но при этом мало или совсем не обмениваться своими сокровенными мыслями и чувствами; можно даже полюбить кого-то, но не открывать предмету любви свои чувства. А интимные отношения, таким образом, предполагают открытость сокровенного, самое близкое «соприкосновение личностей».
И ещё для различения понятий приведём другие бытующие определения  близких отношений, а это романтические  отношения, сексуальные. И в заключение определим – значимые отношения.
Романтический - содержащий в себе романтизм, романтику или склонный к ней; свойственный романтикам; являющийся романтиком; мечтательно настроенный, наивно-возвышенный. [66.]
Романтик - человек, романтически настроенный, склонный к мечтательности, к идеализации людей и жизни. [66.]
Романтика - Элемент чувства и эмоциональной оценки в чем-нибудь. То, что создает эмоциональное, возвышающее отношение к чему-нибудь. [66.]
Романтика — образ жизни, подчеркивающий положительные эмоции, альтруизм, возвышенные отношения между людьми (как правило — между мужчиной и женщиной) и другие ценности, и противопоставляющий их материальным ценностям. Романтика связана обычно в оценке ситуации со стороны идеальных образов взаимоотношений. Романтика или романтичные отношения возникают как правило в лишь в некоторых ситуациях, когда влияние внешнего мира в сознании людей нивелируется, а на первый план выходят их отношения между собой, возникает влечение друг к другу. Как правило это происходит в уединённой (интимной) обстановке.
Романтические отношения – частично основаны на сходстве и, так же как и дружба, находятся под влиянием стиля общения. В отличие от дружбы, они основаны также на сексуальном желании и иногда на нереалистичных ожиданиях и фантазиях. [53.C.297] В отношении романтических отношений, можно было бы добавить следующее – это сексуальные отношения облечённые «духовным одеялом» или иначе высоко эмоционально окрашенные.
Определенная степень  физической близости является одной из ключевых характеристик романтических отношений. Близость может подразумевать просто поцелуй, соприкосновение рук или объятия, но она также может включать и разнообразные сексуальные действия. [53.C.285] Одно из отличий между дружбой и романтическими отношениями состоит в том, что любовная связь подразумевает определенную степень физической близости. [53.C.285]
Так, же отметим понятие сексуальные отношения - любые отношения между мужчиной и женщиной, при которых имеет значение пол партнёра по отношениям.
То есть, даже деловые  отношения могут быть сексуальными, если восприятие человека как работника  или начальника смешивается с  его восприятием как носителя своего пола, т.е. мужчины или женщины. Но, оговоримся здесь, что не обязательно  отношения между мужчиной и женщиной, так как существуют различные сексуальные ориентации. Эти отношения прежде всего приобретают физическо-чувственную близость партёров.
Итак, подведя небольшой  итог вышеобозначенным понятиям можно  сказать следующее: "близкие" отношений являются объеденяющим понятием всем остальным разновидностям, так как другие понятия (интимность, романтизм, сексуальность в отношениях)  лишь являются некоторой стороной или степенью близких отношений.
Так же можно выделить в степени близости межличностных отношений другие типы, например: одно дело приятельские отношения, другое — дружеские и третье — супружеские.
Мы же в данной работе будем изучать близкие межличностные  отношения, под которыми будем понимать степени отношений все которые  были описаны выше.
В литературе так же встречается  понятие значимые отношения, значимые люди, значимое окружение и т.д.
Значимые отношения – это отношения оказывающие влияние на субъектов взаимодействия, но может и только на одного, что выражается в качественном изменении их или его смысловых образований и поведенческой активности, изменении мотивационно-смысловой и эмоциональной сфер. Но значимость здесь ещё не означает положительную сторону отношений, возможна ситуация когда значимость основана на безвыходности или не имения альтернативы, какой-либо необходимости, которую нельзя получить сейчас другим способом. Но чаще значимые отношения предполагают эмоционально-положительное восприятие, эмоциональную привлекательность, статусность и т.д.
Таким образом значимые отношения - это критерий необходимости и форма признания.
«Исходя из таких критериев, как глубина отношения, избирательность  в выборе партнеров, функции отношений, Н.Н.Обозов предлагает (не претендуя  на полноту и законченность) следующую  классификацию межличностных взаимоотношений [54]: отношения знакомства, приятельские, товарищеские, дружеские, любовные, супружеские, родственные и деструктивные отношения». [16.] И он отмечает: "...Разные виды межличностных взаимоотношений предполагают включение в общение тех или иных уровней характеристик личности..."[16,с.117].
 
1.3.Перцептивные  стороны межличностных отношений.
Межличностные отношения  строятся в общении, таким образом, в общении возникает восприятие друг друга. При восприятии людьми друг друга могут происходить различные процессы искажения, которые могут, как неблагоприятно сказываться на взаимопонимание и дальнейшее отношение, так и быть не замеченными или помогать в восприятии. Итак, далее рассмотрим механизмы межличностного восприятия. Начнём с того, что определим проблему восприятия, как её изучают социальные психологи. Понятия: социальная перцепция, каузальная атрибуция, а так же аттракция, аффилиация и другие механизмы восприятия которые могут так или иначе влиять на удовлетворённость или неудовлетворённость отношениями, взаимодействиями с другими людьми.
Перцепция социальная [лат. perceptio— восприятие и socialis — общественный] — восприятие, понимание и оценка людьми социальных объектов (других людей, самих себя, групп, социальных общностей и т.п.) От того как мы воспринимаем человека или группу, так мы и будем действовать по отношению к ним.
Атрибутивная  теория является теорией, пытающейся объяснить, как люди дают логические объяснения ответов на вопросы, начинающиеся с "почему". Это касается той информации, которую они используют, устанавливая причинные связи, и того, что они делают с этой информацией для ответа на вопросы о причинах. [54. С. 127-137.] Часто выводя причинные связи мы можем ошибаться, тем более действую стандартно и не основываясь на подтверждении информации.
Каузальная  атрибуция (от лат. causa — причина и attribuo — придаю, наделяю) — интерпретация субъектом межличностного восприятия причин и мотивов поведения других людей. В исследованиях выявлены отдельные закономерности каузальной атрибуции, в частности следующая: если неудачи приписываются внешним событиям, а удачи внутренним, то это оказывает мотивирующее влияние на деятельность (в экспериментах Э Джонсона и Р. Нисбета). Нарушение общения, через что проявляется отсутствие взаимопонимания, чему способствует неверная атрибуция друг друга.
«Каузальная атрибуция  осуществляется чаще всего неосознанно  – либо на основе идентификации  с другим человеком, то есть при приписывании другому тех мотивов или чувств, которые сам субъект, как он считает, обнаружил бы в аналогичной ситуации, либо путем отнесения партнера по общению к определенной категории лиц, в отношении которой выработаны некоторые стереотипные представления. Стереотип здесь – сформировавшийся образ человека, которым пользуются как штампом» [14.].
 Каузальная атрибуция  включает в себя: 1) Ошибки атрибуции  2) Принципы определения причинности  3) Роль установки при восприятии  человека человеком 4) Формирование  первого впечатления о человеке.
Механизмы и «эффекты»  межличностного восприятия: 1) Идентификация, эмпатия и рефлексия в процессе межличностного восприятия 2) «Эффекты» межличностного восприятия 3) Явление стереотипизации в межличностном восприятии 4) Межличностная аттракция.
«Межличностная  перцепция», или межличностное восприятие. понимание термина обусловлено специфическими чертами восприятия другого человека, к которым относится не только восприятие физических характеристик объекта, но и его поведенческих характеристик, формирование представления о его намерениях, мыслях, способностях, эмоциях, установках и т. д. Подход к проблемам восприятия, связанный с так называемой транзактной (трансактной) психологией, особенно подчеркивает мысль о том, что активное участие субъекта восприятия в транзакции предполагает учет роли ожиданий, желаний, намерений, прошлого опыта субъекта как специфических детерминант перцептивной ситуации.
В целом в ходе межличностной  перцепции осуществляется: эмоциональная  оценка другого, попытка понять причины  его поступков и прогнозировать его поведение, построение собственной стратегии поведения.
Содержание  межличностного восприятия зависит от характеристик как субъекта, так и объекта восприятия потому, что они включены в определенное взаимодействие, имеющее две стороны: оценивание друг друга и изменение каких-то характеристик друг друга благодаря самому факту своего присутствия. Интерпретация поведения другого человека может основываться на знании причин этого поведения. Но в обыденной жизни люди не всегда знают действительные причины поведения другого человека. Тогда, в условиях дефицита информации, они начинают приписывать друг другу как причины поведения, так и какие-то общин характеристики.
Сэр Фрэнсис Гальтон впервые определил, что «подобное женится на подобном» в 1870 году, но гипотеза соответствия стала интересовать социальных психологов лишь в контексте исследований физической привлекательности (Berscheid et al., 1971). Идея состоит в том, что романтические партнеры обычно подбирают себе пару на основании того, что они похожи с точки зрения физической привлекательности, причем это верно не только для пар, пребывающих на стадии ухаживания, но и для людей уже вступивших в брак (Zajonc et al., 1987). Люди обычно негативно реагируют на пары, которые «не подходят» друг другу. Непохожие пары оцениваются как менее перспективные, менее симпатичные и менее удовлетворенные своими отношениями, чем пары, в которых партнеры схожи с точки зрения привлекательности (Forgas, 1993). [53.]
Кроме ошибок, возникающих  из-за различной позиции субъекта восприятия, выявлен еще целый ряд достаточно типичных ошибок атрибуции. Келли суммировал их следующим образом: 1-й класс - мотивационные ошибки, включающий в себя различного рода “защиты”: пристрастия, асимметрия позитивных и негативных результатов (успех - себе, неуспех - обстоятельствам); 2-й класс - фундаментальные ошибки (свойственные всем людям), включающие в себя случаи переоценки личностных факторов и недооценки ситуационных. Более конкретно фундаментальные ошибки проявляются в ошибках “ложного согласия”, когда “нормальной” интерпретацией считается такая, которая совпадает с “моим” мнением и под него подгоняется); ошибках, связанных с неравными возможностями ролевого поведения (когда в определенных ролях гораздо “легче” проявить собственные позитивные качества, и интерпретация осуществляется при помощи апелляции к ним); ошибках, возникающих из-за большого доверия конкретным фактам, чем к общим суждениям и т. д.
Среди эффектов межличностного восприятия наиболее исследованы три: эффект ореола (“галоэффект”), эффект новизны и первичности а также эффект, или явление, стереотипизации.
Эффект ореола наиболее явно проявляется тогда, когда воспринимающий имеет минимальную информацию об объекте восприятия, а также когда суждения касаются моральных качеств. Эта тенденция затемнить определенные характеристики и высветлить другие и играет роль своеобразного ореола в восприятии человека человеком.
В ситуациях, когда воспринимается незнакомый человек преобладает эффект первичности (информация, которая была получена раньше, воспринимается как более значимая и оказывает большее влияние на общее впечатление о человеке). Противоположный эффекту первичности - эффект новизны, который заключается в том, что последняя, то есть более новая информация, оказывается более значимой, действует в ситуациях восприятия знакомого человека.
Известен также эффект проекции - когда приятному для нас собеседнику мы склонны приписывать свои собственные достоинства, а неприятному - свои недостатки, то есть наиболее четко выявлять у других именно те черты, которые ярко представлены у нас. Еще один эффект- эффект средней ошибки - это тенденция смягчать оценки наиболее ярких особенностей другого в сторону среднего.
В более широком плане  все эти эффекты можно рассмотреть  как проявления особого процесса, сопровождающего восприятие человека человеком, а именно процесса стереотипизации.
Как правило, стереотип возникает на основе достаточно ограниченного прошлого опыта, в результате стремления делать какие-то выводы в условиях ограниченной информации. Очень часто стереотип возникает относительно групповой принадлежности человека, например, принадлежности его к какой-то профессии.
Чаще всего мы приобретаем  их от той группы, к которой принадлежим, особенно от людей с уже сложившимися стереотипами (родителей, учителей), а  так же о средств массовой информации, обычно дающих нам упрощенное представление о тех группах людей, о которых мы не располагаем больше никакими сведениями.
В сфере межличностного восприятия выступают такие тонкие и гибкие механизмы, как идентификация, эмпатия, социально-психологическая рефлексия.
Идентификация в психологии развития [лат. identificare — отождествлять] В.В.Абраменкова определяет, как уподобление, эмоционально-когнитивный процесс неосознаваемого отождествление с кем-либо, чем-либо. «Психология развития». Словарь
Эмпатия (Е.Н. Емельянов) [греч. empatheia — сопереживание] — постижение эмоционального состояния, проникновение-вчувствование в переживания другого человека. Ещё, другими словами способность человека представить себя на месте другого человека, понять чувства, желания, идеи и действия другого, на непроизвольном уровне, положительно относиться к ближнему, испытывать сходные с ним чувства, понимать и принимать его актуальное эмоциональное состояние. Проявить эмпатию по отношению к собеседнику — значит посмотреть на ситуацию с его точки зрения, уметь "вслушаться" в его эмоциональное состояние.
Рефлексия [лат. reflexio — обращение назад] — процесс самопознания субъектом внутренних психических актов и состояний.
Аттракция - это и процесс формирования привлекательности какого-то человека для наблюдателя, и продукт этого процесса, то есть некоторое качество отношения.
Основной детерминантой  аттракции является эмоциональное  состояние человека во время межличностного контакта. Позитивные эмоции ведут  к симпатии, негативные вызывают антипатию. Такое влияние происходит независимо от того, имеет ли другой человек отношение к возникновению эмоции или он просто присутствует при эмоциональном возбуждении воспринимающего человека.
Составляющими взаимной привлекательности являются симпатия и притяжение.
Притяжение, как одна из составляющих межличностной привлекательности, в основном связано с потребностью человека быть вместе, рядом с другим человеком. Притяжение чаще всего ( но не всегда ) связано с переживаемой симпатией, то есть симпатия и притяжение могут иногда проявляться независимо друг от друга. В том случае, когда они достигают максимального своего значения и совпадают, связывая субъектов общения, можно уже говорить о межличностной привлекательности.
Первично возникшее межличностное притяжение определяет дальнейшее взаимодействие двух людей.
Чем ближе чьи-либо установки нашим  собственным, тем симпатичнее нам  кажется человек.
Гипотеза о том, что притягиваются  люди, которые противоположны по своим  внутренним качествам и как бы дополняют друг друга, не была экспериментально доказана. Было выявлено, что определенная взаимодополнительность (комплиментарность) может развиваться по мере развития отношений, но изначально люди все таки склонны выбирать тех, чьи потребности и личные качества подобны их собственным, исключение составляет пол партнера по общению.
Если рассматривать аттракцию  в отношениях. Такое проявления её как любовь. То здесь можно предположить, если происходит неудовлетворён- ность в отношениях, то здесь могут быть проблемы в выражении любви партнёров. Так, по представлениям: Любовь - это такой вид отношений между людьми, который не допускает господства одного человека над другим или беспрекословного подчинения одного другому. В любви обе стороны равны, одна не жертвует собой ради другой, и каждый, ничего не теряя, только приобретает. Люди в этом типе отношений не остаются разделенными так, как это бывает в отношениях вражды и одиночества. Вместе они составляют неразделимое целое, каждая сторона или часть которого служит условием и важнейшей предпосылкой для совершенствования другой. Т.о. зависимость, как тот фактор, который нарушает нормальные отношения.
Цель мотива аффилиации как взаимную и доверительную связь, где каждый из партнеров если и не любит другого, то относится к нему приязненно, принимает его, дружески поддерживает и симпатизирует ему.
Позитивные отношения с наибольшей вероятностью возникают между двумя  людьми, если каждый из них имеет  высокую потребность в аффилиации (быть принятым другими).
Бирно, Мак-Дональд и Микава [D. Вугпе, R. D. McDonald, J. Mikawa, 1963] пишут: "Представляется правомерным утверждение, что накапливаемый на протяжении жизни опыт общения с другими людьми ведет к обобщенным ожиданиям встретить в них источник поощрения или наказания. Если доминируют ожидания первого рода, то субъект будет стремиться к другим людям и искать в них товарищей, будет доверять им и высоко их ценить. Если же доминируют противоположные ожидания, то субъект будет избегать других людей, относиться к ним с подозрением и низко их оценивать. Индивид, опыт которого носит смешанный характер и у которого, в силу этого, высоки ожидания обоих родов, будет находиться в сфере межличностных отношений в состоянии практически постоянного конфликта. А человек, у которого оба вида ожиданий низки, будет проявлять в ситуациях межличностного общения безразличие и незаинтересованность. Люди, в опыте которых преобладают успешные межличностные взаимодействия, должны отличаться, во-первых, сильно развитыми мотивами сближения в ответ на связанные с аффилиацией ключевые стимулы; во-вторых, убеждением в том, что будущие ситуации межличностного взаимодействия дадут то же количество подкрепляющих взаимодействий; в-третьих, стремлением интерпретировать релевантные аффилиации стимулы в терминах собственного прошлого опыта и своих ожиданий»
 
1.4.Проявление  эмоционального аспекта в межличностных  отношениях
Эмоциональный аспект межличностных  отношений состоит из комплекса переживаний, сопровождающих построение контактов.
Говоря об отношениях между людьми, мы обращаемся одновременно к двум классам явлений. Это, во-первых, некая система взаимодействия, контактов, связей (в социально-психологической литературе именно этот круг явлений обычно охватывается понятием эмоциональные отношения), во-вторых, оценка субъектом самих этих взаимодействий и контактов и, главное, участвующих в них партнеров («у нас хорошие отношения», «я плохо к нему отношусь»). Эта оценка всегда носит ярко выраженный эмоциональный характер и может быть названа эмоциональным компонентом или эмоциональным аспектом межличностных отношений. Два этих аспекта — объективный и оценочный — хотя и тесно переплетены друг с другом и даже не существуют друг без друга, относятся тем не менее к различным аспектам реальности — это объективные, доступные для внешнего наблюдения процессы, с одной стороны, и их субъективное (эмоциональное) отражение — с другой.
«Отдаленность (отчужденность)»  субъектов отношений – отсутствие доверия, понимания,  близости; это  эмоциональная холодность между людьми. Как показали результаты исследований, так же увеличение переживания одиночества и приводит к усилению отчужденности между субъектами отношений, и наоборот. Т.о. происходит эмоциональное отчуждение.
Как пишет Е. Вовк.: «Что же касается гендерных моделей отношения и эмоциональности – то жалобы респондентов на то, что муж недостаточно эмоционально активен или что жена чересчур эмоционально требовательна, могут быть знаком попыток сохранить привычные модели отношений в меняющемся мире – а не изменить их, как предполагается обычно. Например, говорит Крэиб, они могут расшифровываться следующим образом: "до тех пор, пока ты любишь меня «правильно», я могу сохранять наши отношения; но как только ты будешь любить меня по-другому, я не буду знать, что делать". Собственно, это и составляет сердцевину проблематики, очерченной Беком в красивой, почти терминологической, метафоре "хаос любви": биографическая ситуация мужчин и женщин настолько изменилась, что они уже не могут следовать привычным моделям любви – даже если очень хотели бы этого; в результате любовь и личная жизнь превращаются в хаотичные попытки нащупать новые модели отношений, адекватные совместной жизни двух людей с независимыми биографиями» (по материалам сайта www.fom.ru.)
Если говорить о том  что мужчины и женщины сходятся друг с другом испытывая сильные  чувства друг к другу, возникают  проблемы, связанные с несовпадением компонентов любви, проявления которых зависит от гендерного возраста. Так, М.Т.Кузнецов выделяет чувственный компонент любви и личностный компонент любви. «Чувственный компонент любви (ЧКЛ) – это биологически обусловленное половое влечение к лицу противоположного пола со стремлением к физической близости с ним, вследствии чего этот компонент выступает в качестве чувственного начала для зарождения и формирования целостного чувства любви» [10.с.82]. «Личностный компонент любви (ЛЧК) – это воплощение личной потребности и готовности на избирательную духовную близость с устремлённостью к полноте самовыражения и сексуально-чувственной самоотдаче, к безраздельному слиянию с избранным объектом любви» [10.с.91]. И на основании этого Кузнецов приводит следующую динамику формирования половой любви у мужчин и женщин (по горизонтали – возраст, по вертикали – напряжённость чувств).:


1.5. Дисгармония как результат неудовлетворённости в межличностных отношениях
Максимально стабильной является семья, в которой субъект  ответственности и власти одно и  то же лицо, а члены семьи психологически ближе к нему, чем друг к другу – пишет В.Дружинин [1.с.75]
Нарушения в межличностных  отношениях продукт неумения общаться? Или неумения понять? Несовместимость  партнёров по отношениям? Нарушения  в эмоциональном восприятии партнёров? Отсутствие доверия и уверенности? Неадекватное ролевое поведение? Стремление к доминированию, власти одного над другим? Другой лишь средство удовлетворения, а не равноправный субъект отношений? Неуважение и высокомерность партнёров? Эгоистичность и эгоцентричность партнёров? Зависимость или же отсутствие зависимости в отношениях? Удовлетворённость или неудовлетворённость потребностей? Самореализация одного с помощью другого? и т.д.
Человеческие отношения  являясь результатом личностных вкладов двоих (и более) людей. Эти  отношения находятся в постоянной динамической трансформации, настройке, испытывают колебания мотиваций и чувств каждой из сторон, предъявляют все новые и усложненные требования к личностному потенциалу участников общения и, в результате, создают запутанные клубки противоречий и конфликтов.
Отношения людей, подобно всякому явлению этого мира, имеют свою этапность - от зарождения до угасания; к сожалению, невозможно полностью устранить трагические события, разлучающие партнеров, близких. А вопрос возможности длительных глубоких отношений взаимоудовлетворительной привязанности остается одним их самых интригующих в человеческой истории.
 
1.5.1.Понятие «дисгармония»
Дисгармония – нестройность, несогласие, расстройство, разногласие, разладица, разлад звуков. [67.]
Дисгармония [от латин. приставки dis - раз и слова гармония]. 1. Нарушение гармонии, неблагозвучное сочетание звуков (муз.). 2. перен. Отсутствие согласия, расхождение в чем-н. [66.]
Дисгармония, как нарушение  гармонии, возникает на основе каких-то нарушений, напряжение системы отношений. Итак, рассмотрим каждое понятие отдельно.
Гармония (от греч. harmonia – связанность; созвучный, стройный, гармоничный) – установка ориентирующая на осмысления мироздания (как в целом, так и его фрагментов) и человека с позиции полагания их глубинной внутренней упорядоченности. Означает соразмерность частей и целого, согласованность в сочетании чего-либо; неконфликтное соединение различного, единство противоположностей; внешнее выявление меры бытия, внутреннего порядка, установление пропорциональности, симметрии и т. п., внутренняя цельность реальности, наличие нерушимых связей, объединяющих отдельные части «универсума».
Нарушение – изменение нормальному состоянию, развитию чего-нибудь, невыполнение (несоблюдение условий…), прерывание. Так или иначе может восприниматься с некими трудностями.
Напряжение – сосредоточение сил, затруднённое состояние, усиление в проявлении, принуждение, неестественность, требующее больших усилий, требующее разрешения, выхода.
Напряжённость в межличностных отношениях – это излишняя сосредоточенность (гиперрефлексия) на них, повышенная озабоченность отношениями, которые являются неустойчивыми, трудными – доставляющими беспокойство [8.с.103].
 
1.5.2.Понятие «неудовлетворённость»
Неудовлетворённость – отсутствие удовлетворенности, желания. Чувства, переживания неудовлетворенного человека.
Неудовлетворительный – плохой, не удовлетворяющий определённым требованиям.
Неудовольствие – отсутствие чувства удовольствия, недовольство, неодобрение, отрицательное отношение к чему-нибудь, недовольство.
Недовольство – отсутствие удовлетворённости, отрицательное отношение к кому-чему-нибудь. [68.]
Неудовльствие (англ. displeasure) — по определению Б. Спинозы, «есть переход человека от большего совершенства к меньшему»; уменьшение совершенства понимается как уменьшение (ограничение) способности к действию. Как известно, Спиноза рассматривал Н., удовольствие и желанием качестве триады основных аффектов (т. е. эмоционально-мотивационных состояний), из которых берут свое начало остальные аффекты. [69.]
Итак, неудовлетворённость – это отсутствие реализации каких-либо потребностей, стремлений, желаний (депривация потребности), в результате чего возникает переживание отрицательного отношения, которое может выражаться так же в виде недовольства, желании удовлетворить или желание показать неодобрение сложившейся ситуацией. Так, разрушение благополучия приводящее к неудовлетворённости может быть: социальная изоляция (депривация), напряжённость в значимых межличностных связях…
Для лучшего понимания  так же рассмотрим противоположное понятие неудовлетворённости – удовлетворённость, так исходя из удовлетворённости можно узнать противоположное:
Удовлетворение – чувство удовольствия, которое испытывает тот, чьи стремления, желания, потребности удовлетворены, исполнены.
Удовлетворительный – достаточно хороший, удовлетворяющий определённым требованиям.
Удовлетворить – 1. исполнить чьи-нибудь требования, желания и т.п. 2. оказаться вполне отвечающим чему-нибудь.
Удовольствие – 1. чувство радости от приятных ощущений, переживаний, мыслей. 2. забава, развлечение. [68.]
Удовлетворённость - состояние удовлетворения - чувства удовольствия, испытываемого субъектом, чьи потребности, желания удовлетворены, исполнены. [70.]
Удовлетворённость (англ. satisfaction) — субъективная оценка качества тех или иных объектов, условий жизни и деятельности, жизни в целом, отношений с людьми, самих людей, в т. ч. и самого себя (самооценка). Высокая степень удовлетворённостью жизнью, очевидно, есть то, что именуется счастьем (англ. happiness); близкий конструкт — психологическое (субъективное) благополучие (англ. wellbeing). В исследованиях взаимосвязи между личностными чертами и удовлетворённостью жизнью устойчиво обнаруживаются положительные корреляции счастья с экстраверсией и альтруизмом, отрицательные — с нейротизмом. [69.]
Итак, под удовлетворённостью, как антониму неудовлетворённости будет соответствовать в данных определениях субъективная оценка человеком, состояние человека, чувство человека, что какие-либо потребности, желания, стремления исполнены, отвечают определённым требованиям или же доставляют удовольствие, радость, приятные ощущения. Соответственно из этого определения можно взять характеристики в обратном смысле для неудовлетворённости.
Неудовлетворённость можно  подразделить на некоторые виды: когнитивная, аффективная, поведенческая, материальная, социальная, профессиональная, сексуальная (половая), коммуникативная, физическая, аффилиативная и другие, которые будут рассмотрены в далее.
Неудовлетворённость в межличностных отношениях, исходя из вышеприведённых определений понятий неудовлетворённости и понятий межличностных отношений, будет описывать ситуацию когда происходит депривация реализации каких-либо потребностей, стремлений, желаний, которые ожидаются от межличностных отношений, от других людей, в результате чего возникает переживание отрицательного отношения, которое может выражаться так же в виде недовольства, желании удовлетворить или желание показать неодобрение сложившейся ситуацией, в желании прекратить отношения в виду их «бессмысленности» или если они дают «противоположный эффект».
Неудовлетворённость в межличностных отношениях может иметь как осознанный, так и неосознанный характер, что может влиять на степень разрешения и понимания неудовлетворённости.
И ещё позволю добавить здесь цитату из работы З.Фрейда («Об унижении любовной жизни»).: «Любовные влечения с трудом поддаются воспитанию, их воспитание дает то слишком много, то слишком мало. То, что стремится из  них  сделать  культура,  недостижимо; оставшиеся без применения возбуждения дают себя знать при  активных  половых проявлениях в виде неудовлетворенности» [13.с. 366 - 380.].
 
1.5.3.Причины неудовлетворённости и дисгармонии в межличностных отношениях
…большинство  людей не реализуют до конца свои возможности
эмоционального самовыражения и за это им приходится расплачиваться чувством недостаточной удовлетворённости собственной жизнью.
Е.Мелибруда [12. с.156]
 
Причины – 1. явление, вызывающее, обусловливающее возникновение другого явления. 2. основание, предлог для каких-нибудь действий. [68.]
Причины неудовлетворённости  в межличностных отношениях в психологии много исследовались, но косвенно, т.е. данный вопрос затрагивался в разных случаях: в семейной психологии в форме изучения удовлетворённости семейных отношений, в социальной психологии в форме изучения возникновения и поддержание межличностных отношений.
Неудовлетворенность в межличностных отношениях может быть по разным причинам, так это может зависеть от пространственных (возможность непосредственного контакта), временных (количество совместного времени), циклических (цикл или стадия развития отношений), средовых (условия в которых происходят отношения, например: социальное благополучие, материальная обеспеченность, наличие ж
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.