На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Механизм реализации фискальной политики в период перехода к социально-ориентированной рыночной экономике

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 05.12.2012. Сдан: 2012. Страниц: 38. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):




 Министерство образования Республики Беларусь 
 
Учреждение  образования
«Гомельский государственный  университет
имени Франциска Скорины»
 
 
Заочный  факультет
 
 
Кафедра экономических теорий
 
 
 
 
Механизм  реализации фискальной политики в период перехода к социально-ориентированной  рыночной экономике
 
Курсовая работа
 
 
 
 
 
 
Исполнитель:
студент группы  БУ -21                                   Кашанская Анна Викторовна
 
 
Научный руководитель:
                                                                  Баранов Александр Михайлович
 
 
 
                                                
 
 
 
 
 
 
 
 
Гомель 2010
СОДЕРЖАНИЕ
 
 
Введение …...……………………………………………………….………3
 
1   Сущность и механизм регулирования фискальной политики……….5
 
1.1 Виды  бюджетно-налоговой политики ……………………………… 7
 
1.2 Налоги, как инструмент воздействия на фискальную
      политику социально-рыночной экономики ………………………… 9
 
1.3 Влияние фискальной политики  на государственный бюджет ……12
 
2    Механизм реализации фискальной политики в Российской                 Федерации ……………………………………………………………..16
 
2.1 Теория предложения  как метод проведения фискальной  политики...……………………………………………………………..16
 
2.2 Проблемы  эффективности фискальной политики  Российской   Федерации  …………………………………………………………….18
 
2.3 Политические проблемы федеративной фискальной политики …..24
 
3  Особенности механизма реализации фискальной политики
     в  Республики Беларусь ………………………………….....................26
 
Заключение…….………………………………………………………….32
 
Список используемых источников ……………………………………...34
 
Приложения ………………………………………………………………35
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
ВВЕДЕНИЕ
 
 
Республика  Беларусь быстро входит в состояние  финансового и структурного кризиса. Сильный внешний шок торгового  и платежного баланса резко изменил  макроэкономическое положение страны. Правительство и институты централизованной плановой экономики оказались не готовы к такому развитию событий.
Огромные средства, взимаемые в виде налогов и  перераспределяемые через госбюджет, составляют главную экономическую  силу современного государства. Отсюда столь пристальное внимание к налогам и бюджету и большое воздействие фискальной политики на всю жизнь современного общества.
Тема фискальной политики на сегодняшний день весьма  актуальна,  так как экономика республики переживает далеко не самые лучшие дни, и  от  того, как правительство будет  осуществлять  бюджетно-налоговую  политику  зависит судьба каждого человека, живущего в нашей стране  и  судьба  всей  страны  в целом.
В данной курсовой работе выделяются три основных раздела – в первом дается общее понятие  и  представления  о  сути  фискальной  политики, ее  методах и видах,  во  втором  – изучается опыт управления фискальной политикой в Российской Федерации, в третьем - сделана   попытка   проанализировать   существующую фискальную политику правительства Республики Беларусь.
Среди  источников  информации,  использованных  при  написании  данной работы, следует  отметить  «Национальную  экономическую  газету»,  в  которой публикуются  интересные и независимые,  на  мой  взгляд,  статьи  белорусских экономистов. Для анализа некоторых данных применялись мной сведения из сайтов Министерства статистики и анализа Республики Беларусь, Министерства финансов Российской Федерации.
В данной работе  была  сделана попытка рассмотреть проблемы  и особенности осуществления фискальной   политики в Республике  Беларусь, проводимой нашим правительством.
Практика взаимоотношений  переходных стран с международными организациями показывает, что необходимо взвешенно и критически подходить  к стандартным рекомендациям МВФ, Всемирного банк, ЕС и ОЭСР. То, что временно могут позволить себе США, Германия, Великобритания, Франция, даже Китай, может оказаться неэффективным и опасным продолжением генерирующих кризис трендов для Беларуси. Залогом успеха является принятие комплексной программы взаимосвязанных, последовательных мер, которые учитывают не только состояние денежно-кредитной, бюджетно-налоговой систем и производственной структуры, но также качество институтов управления, состояние человеческого капитала, нормы неформального поведения, отсутствие политической конкуренции, свободы СМИ и независимой судебной власти.
Фискальная политика может быть направлена на стимулирование хозяйственной жизни, например, в  период спада, и тогда ее называют фискальной экспансией. Главными ее рычагами являются увеличение государственных расходов или/и снижение налогов. Направленная на ограничение экономического бума, точнее, на борьбу с вызванной этим бумом инфляцией, фискальная политика называется фискальной рестрикцией. Она предполагает снижение государственных расходов или/и увеличение налогов. Это позволяет снизить вызванную бумом инфляцию за счет падения темпов экономического роста и увеличения безработицы.
Многие эксперты МВФ для преодоления кризисных явлений стандартно рекомендуют развивающимся странам делать акцент на экспансионистскую монетарную и фискальную политику. Это чрезвычайно вредная рекомендация для Беларуси. Накачка экономики дополнительными эмиссионными деньгами, дальнейшее снижение процентных ставок и сокращение норм резервирования, предоставление банкам дешевых кредитов или бюджетных ресурсов (например, под видом увеличения доли государства в уставных фондах), выделение проблемным предприятиям бюджетной помощи - все это активно практиковало правительство Беларуси последние 15 лет. Именно такая политика и привела нас к кризису. Когда те же люди, по таким же программам будут делать то же самое, то едва ли Беларусь имеет шансы сократить издержки и время протекания структурного кризиса.
Международные организации утверждают, что в условиях дефляции есть возможность смягчения монетарной политики и применения мер фискального стимулирования. В Беларуси Национальный банк проводит очень мягкую монетарную политику, увеличивая на 50% рублевую денежную массу. Еще более быстрыми темпами растут объемы кредитования банковского сектора и государственных предприятий. Инфляция в нашей стране уже давно превышает уровень, который для рыночных экономик считается кризисным. Правительство уже давно превысило лимиты фискального стимулирования экономики, о чем свидетельствует тот факт, что размер доходов консолидированного бюджета превышает 50% ВВП, что бюджетные инвестиции и инвестиции госбанков вытеснили частные. Привлечение заемных ресурсов, в том числе внешних, для поддержки нереформированной экономики – такая антикризисная мера также предлагается МВФ и Всемирным банком – чрезвычайно опасна, ибо резко повышает риски попадания в долговую ловушку.
Правительству  необходимо  двигаться в таком направлении, чтобы не совершать ненужные государственные расходы и минимизировать  налогообложение субъектов хозяйствования,  тем  самым,  создавая  наиболее  благоприятные  условия  для развития бизнеса, но в то же время не лишить трансфертных выплат тех, кто  в них действительно нуждается.
1 СУЩНОСТЬ И МЕХАНИЗМ РЕГУЛИРОВАНИЯ ФИСКАЛЬНОЙ ПОЛТИТИКИ
 
 
Финансовые  отношения, сознательно осуществляемые и регулируемые с участием государства, формируют финансовую политику. Финансовая политика складывается из двух направлений деятельности государства: в области налоговых изъятий и в области государственных расходов, а также процессов перераспределения денежных ресурсов и создания государственного бюджета.
Исходным теоретическим  основанием финансовой политики  выступает фискальная   политика, как совокупность мер, предпринимаемых правительственными органами  по  изменению государственных расходов и налогообложения. Ее основными задачами  являются:
      сглаживание колебаний экономического цикла;
      обеспечение  устойчивых  темпов экономического  роста;
      достижение  высокого  уровня   занятости;  
      снижение инфляции.
Фискальная  политика в зависимости от механизмов ее регулирования  на изменение экономической ситуации делится на дискреционную  и  автоматическую фискальную политику (политику встроенных стабилизаторов).
       Под дискреционной политикой  понимают  сознательное  манипулирование правительством  государственными  расходами  и  налогами.  Ее  еще  называют активной фискальной  политикой.  Она  может  осуществляться  с  помощью  как  прямых,  так  и косвенных  инструментов. К   первым   относят   изменение государственных закупок товаров и услуг, трансфертных платежей. Ко вторым - изменения  в  налогообложении  (ставок  налогов,   налоговых   льгот,   базы налогообложения), политику ускоренной амортизации.
Так же, как изменения государственных  закупок,  на  объем  выпуска, доходов,  действуют  изменения  трансфертных  платежей,   которые являются элементом государственных  расходов. Однако  эффективность  их  влияния  на спрос, а значит, и на объем национального  продукта  несколько меньше. Это объясняется тем, что трансфертные выплаты населению  приводят  к  росту  его доходов,  но  только  часть  их,  определяемую  предельной   склонностью   к  потреблению МРС, население использует на потребление, увеличивая  на  ту  же величину  совокупные  расходы.  Механизм  влияния   изменения   трансфертных выплат на выпуск, доходы аналогичен тому, который  действует  при  изменении налогов.
Чтобы государственные  расходы имели стимулирующее  действие,  они  не должны финансироваться за счет налоговых поступлений. Рост налоговых  ставок снизит стимулы к  деловой  активности,  что  приведет  к  сокращению  объема производства, доходов. Поэтому рост государственных расходов,  как  правило, сопровождается бюджетным дефицитом.
Таким образом, увеличивая расходы  в  период  спада  производства  и сокращая  их  во  время   экономических   подъемов,   государство   смягчает экономические кризисы, добивается более плавного роста объема  национального производства.   
На практике  уровень государственных расходов, налоговых поступлений может  измениться  даже  в   случае,   если   правительство   не   принимает соответствующих   решений.   Это   объясняется   существованием   встроенной стабильности,     которая     определяет     автоматическую      (пассивную, недискреционную) фискальную политику. Встроенная  стабильность  основана  на механизмах, которые работают  в  режиме  саморегулирования  и  автоматически реагируют  на  изменения  состояния  экономики.  Их   называют   встроенными (автоматическими) стабилизаторами. К ним относят:
    изменения налоговых поступлений.  Сумма налогов зависит от  величины доходов населения и предприятий. В период  спада производства  доходы начнут уменьшаться, что автоматически сократит налоговые поступления в казну.  Следовательно,  увеличатся  доходы,  остающиеся  у   населения, предприятий. Это позволит в  определенной  степени  замедлить  снижение совокупного спроса, что положительно скажется  на  развитии  экономики. Такое же воздействие оказывает и прогрессивность налоговой системы. При уменьшении объема национального  производства  сокращаются  доходы,  но одновременно  понижаются  и  налоговые   ставки,   что   сопровождается уменьшением как абсолютной суммы налоговых поступлений в казну, так и их доли в доходах общества. В результате  падение совокупного спроса будет более мягким;
    системы  пособий  по  безработице  и  социальные  выплаты.  Они также    оказывают автоматическое антициклическое воздействие.  Так,  увеличение   уровня занятости ведет к росту налогов, за счет  которых финансируются пособия по безработице.  При  спаде  производства  увеличивается  число безработных, что сокращает совокупный спрос. Однако одновременно растут и суммы выплат пособий по безработице. Это  поддерживает  потребление, замедляет падение спроса и, следовательно, противодействует  нарастанию кризиса. В  таком  же  автоматическом  режиме  функционируют   системы   индексации  доходов,  социальных  выплат.  Существуют  и  другие  формы    встроенных  стабилизаторов:  программы  помощи   фермерам,   сбережения    корпораций, личные сбережения и т.д. [ 4, с. 237-238].
Встроенные стабилизаторы  смягчают изменения в  совокупном  спросе  и тем самым помогают стабилизировать  выпуск  национального  продукта.  Именно благодаря  их  действию  изменилось  развитие  экономического  цикла: спады производства стали менее  глубокими  и  более  короткими.  Раньше  это  было невозможно, так как налоговые ставки были ниже, а пособия по  безработице  и социальные выплаты незначительны.
Главное достоинство недискреционной  фискальной политики в  том,  что она только помогает сглаживать циклические колебания, но не может их устранить. Следует отметить, чем выше ставки налогов, чем больше трансфертные  платежи, тем более действенна недискреционная политика.
Наличие в фискальной политики двух основных компонентов  предполагает, что у государства  появляется возможность маневрировать  как за счет изменения порядка  налогообложения и привлечения  других видов доходов, так и структуры государственных расходов. Стратегическая цель фискальной политики – оптимальное воздействие на национальную экономику и обеспечение устойчивого и долговременного экономического роста.
 
 
       Виды бюджетно-налоговой политики
 
 
Можно выделить долгосрочную, среднесрочную и конъюнктурную беджетно-налоговую (фискальную) политику. На рисунке 1 изображены основные разновидности фискальной политики.
В том случае, когда фискальная политика выстраивается в зависимости  от фазы промышленного цикла, называется антициклической. В рамках  такой конъюнктурной политики принято различать стимулирующую и  сдерживающую фискальную политику. В периоды экономического спада экономики  необходимо  увеличивать государственные расходы, снижать налоги или  делать и то и другое, т.е. проводить стимулирующую  (экспансионистскую)  политику. Главная задача стимулирующей политики – смягчить грядущий кризисный спад и ускорить его преодоление. В   краткосрочном периоде  она  смягчает  экономический  цикл. Основное содержание этой фискальной политики представляет собой рост государственных доходов и снижение налогов. Наиболее  доступный и упрощенный ее вариант ее реализации – стимулирование совокупного спроса, в первую очередь потребительских и государственных расходов.       В  долгосрочном периоде – снижение  налогов  может привести к стимулированию экономического роста. Это предполагает  ускоренное обновление капитала, совершенствование экономического потенциала. Так было  в 80-е годы  в развитых странах, где налоговые реформы, в результате которых  были  снижены ставки налога на  прибыль  корпораций,  подоходного  налога,  способствовали подъему экономики.
В   целях   снижения   темпов   инфляции   реализуют    сдерживающую (рестрикционистскую)  фискальную  политику.  Она заключается в  сокращении государственных расходов, увеличении налогов или в сочетании  тех  и  других мер. В  краткосрочном  периоде  сдерживающая  политика  позволяет  сократить совокупный  спрос  и  тем  самым  помогает  снижению  инфляции   спроса. В долгосрочном периоде  она  может  привести  к  спаду  производства  и  росту безработицы. Таким образом, подавление инфляции спроса может обернуться увеличением безработицы, а сдерживание объемов выпуска продукции переводится в стагфляцию.
Чтобы выяснить, правильна  ли  проводимая  правительством  фискальная политика, необходимо оценить ее результаты.  Наиболее  часто  в  этих  целях используют  состояние  государственного  бюджета,  так   как   осуществление фискальной  политики  сопровождается  ростом   или   сокращением   бюджетных дефицитов или излишков. Однако судить по этим  показателям о действенности проводимой дискреционной политики достаточно сложно.  Это  объясняется  тем, что, с  одной  стороны,  фактические  бюджетные  дефициты  и  излишки  могут изменятся вследствие целенаправленного изменения государственных расходов  и налогов, а, с другой стороны, на их размеры могут повлиять изменения  объема национального продукта, доходов, что обусловлено  существованием  встроенной стабильности. Чтобы  разделить  эти  причины  и  иметь  возможность  оценить правильность  принимаемых  мер,  используют  бюджет  полной  занятости.   Он показывает, какими были бы дефицит  или  излишек  государственного  бюджета, если бы экономика функционировала в условиях  полной  занятости.
Изменение бюджета  полной занятости показывает, как  влияет проводимая фискальная политика на  изменение  совокупного  спроса.  Рост  дефицита  или сокращение излишка бюджета полной  занятости  свидетельствуют  о  проведении стимулирующей фискальной политики, направленной  на  расширение  совокупного спроса. Наоборот, сокращение дефицита или увеличение излишка бюджета  полной занятости являются результатом реализации сдерживающей фискальной  политики, цель которой - сокращение совокупного спроса  [2, c.125-134] .


 
 




 


 
 


 
 
 
Рисунок 1 - Основные разновидности фискальной политики
      Налоги, как инструмент воздействия на фискальную политику социально-рыночной экономики
 
В системе финансовых отношений немаловажную роль, с точки  зрения пополнения доходной части бюджетов различных уровней, и возможности воздействия на национальную экономику в целом и на отдельные сферы, играют налоги.
Налоги – это платежи, которые в обязательном  порядке уплачивают  в
доход государства  юридические и физические лица  (предприятия,  организации, граждане).  Как  правило,  эти  выплаты  не   только   обязательны,   но   и безвозмездны и принудительны. Налоги необходимы, так как  государство  с  их помощью воздействует на многие  экономические  и  социальные  процессы. Они помогают поощрять либо подавлять определенные виды деятельности,  направлять развитие тех или иных отраслей и регионов, регулировать количество  денег  и денежное   обращение,   воздействовать    на    инвестиционную    активность предпринимателей, функционирование  рынка  ценных  бумаг,  равновесие  между совокупным спросом и  совокупным  предложением.  И  хотя  налоги  в  большей степени  вызывают  возмущение,  чем  одобрение,  без  них   ни   современное общество, ни государство существовать не могут.
Назначение налогов проявляется   в их функциях  – фискальной   и
экономической. Фискальная функция состоит в  формировании  денежных  доходов государства. Аккумулированные  через  налогообложение  средства  государство использует на строительство дорог, крупных хозяйственных объектов,  объектов социального   назначения   (больниц,   школ,   детских   садов,   бассейнов, библиотек), на содержание науки,  защиту  окружающей  среды.  Часть  средств идет на здравоохранение и развитие медицины: совершенствование  производства медицинской  техники,  фармакологии,  защиту  здоровья  матери  и   ребенка, проведение медицинских исследований.  Значительная  часть  средств  идет  на развитие системы среднего общего, специального и высшего образования, в  том числе на выплату зарплаты преподавателям и стипендии студентам. Из  этих  же средств государство содержит дома престарелых, выплачивает пенсии и  пособия по   инвалидности   и   многодетности,   оказывает    помощь    больным  и  нетрудоспособным членам общества, содержит государственный аппарат,  армию, органы охраны правопорядка.
Оценивая потенциал  налоговой политики, следует обратить внимание на то, что налоговые изменения воздействуют на экономические процессы косвенным образом. При снижении налогов можно рассчитывать на увеличение  объема потребления (домашние хозяйства) и на рост инвестиционной активности (предприятия). Но на практике такие налоговые изменения могут привести к тому, что  домашние хозяйства, наоборот, увеличат предельную склонность к сбережению, а предприниматели сочтут нужным ускорить погашение банковских кредитов
Такой же разнобой может  происходить и тогда, когда государство  увеличивает налоги. Дело в том, что, снижая (повышая) налоговую нагрузку, государство лишь изменяет общие  условия хозяйствования, но не предписывает хозяйствующим субъектам конкретные экономические решения.
  Функции налогов  находятся  в  диалектической  зависимости  друг  от
друга. Так,  поступление  большего  количества  налоговых  сборов  в  бюджет (фискальная функция)  способствует  стимулированию  ускорения  строительства социальных объектов,  фундаментальных  научных  исследований  (экономическая функция). В то же время ускорение инвестиционной активности, рост  масштабов производства  (экономическая  функция)  способствует  увеличению   налоговых поступлений в госбюджет (фискальная функция) [3 с. 137-150].
  Инструменты налоговой политики различаются по скорости начала их действия. Одно дело, когда речь идет об индивидуальном подходном налоге с физических лиц, взимаемого у «источника дохода». Здесь в полнее можно рассчитывать на то, что реакция со стороны налогоплательщика будет мгновенной.
Другое дело, когда налогообложение  затрагивает прибыль предприятия. Тогда реакция предпринимателя  обнаруживается не сразу.
Господствующим  стал  принцип   равенства  всех  граждан  перед   налоговыми законами, в результате чего потребовалось  уравнять  налоговое  бремя  между всеми сословиями. Для уменьшения налогового бремени  бедноты  были  отменены ввозные пошлины на хлеб, налог на убой скота. Пожалуй, самыми  значительными следствиями  принципа  «всеобщего  равноправия»  стали  прогрессивная  шкала налогообложения и освобождение  от  налога   доходов  в  сумме  прожиточного минимума.
Прогрессивный  налог  возрастает  быстрее,  чем   прирастает   доход,   рисунок 2- Прогрессивные налоги и доходы.    Сейчас   все   страны   мира   используют преимущественно прогрессивную шкалу налогообложения.
 


 
Рисунок 2 –  Прогрессивные налоги и доходы
       Согласно  кейнсианскому подходу,  применение  налогов как важного инструмента   фискальной   политики   может    стимулировать    деловую    и
инвестиционную  активность,   так   как   снижение   налогов   оставляет   в распоряжении предпринимателей значительно большую  часть  денежных  средств, чем величина снижения уровня налога (рисунок 3 – Последствия изменения ставки пропорционального налога на ВВП в кейнсианской модели).
Здесь срабатывает  эффект мультипликатора.      
Экономический смысл этого  эффекта  следующий.  При  снижении  ставки налога  увеличивается  уровень  располагаемого  дохода,   что   приводит   к увеличению эффективного спроса во всех смежных сферах экономики по  аналогии с механизмом инвестиционного мультипликатора. При понижении ставок налога  с t1 до t2 уменьшается величина налоговых поступлений в госбюджет с Т1 до  Т2, что приводит к росту располагаемого  дохода  и  смещению  положения  функции спроса вниз. В результате положение  равновесия  А1  в  экономике  смещается также вправо и равновесный ВВП увеличивается (с Y1 до  Y2).  Пусть  значение МРС  колеблется  в  пределах  0,8,  а  ставка  налога  на  прибыль  поэтапно снижается с 28 до 20%. Тогда значение функции спроса при ставке t1 =  28%  и t2=20% составит соответственно:
АD1 = a + 0,8Y(1-0,28)+ I  =  a + 0,576Y + I
и  АD2  = a + 0,8Y (1-0,20)+ I = a + 0,640Y + I.
 


 
Рисунок  3 – Последствия изменения ставки пропорционального налога на ВВП в кейнсианской модели
 
Таким образом, благодаря мультипликативному эффекту и падению ставки пропорционального налога, повышается угол наклона линии совокупного  спроса, что приводит к росту равновесного ВВП.      
Однако  это  положение  касается  только  пропорциональных  налогов.
Именно они  играют роль автоматических стабилизаторов экономики.
Исследования  известного экономиста А. Лаффера по  влиянию  налоговой ставки на величину ВНП (ВВП) и  доходы  государственного  бюджета  показали, что при росте налоговой ставки (t) до  30-40%  достаточно  высокими  темпами растут и ВВП, и доходы государственной казны. Затем темпы  прироста  доходов бюджета затормаживаются, а при переходе 50%-ного  барьера  налоговой  ставки деловая  активность  затухает,  увеличиваются  масштабы  теневой  экономики, снижаются доходы бюджета. Такая зависимость носит методологический  характер и называется кривой Лаффера (рисунок 4).
 



Рисунок  4 – Кривая Лаффера
 
На практике трудно дать точную оценку оптимальной  ставки налога,  после которой налоговые поступления начинают падать. Так, было  установлено, что в Швеции tА соответствует налоговой ставке, равной  приблизительно  70%.
В середине 80-х  гг. предельная налоговая ставка здесь  была близка  к  80%  и при этих условиях ее уменьшение могло бы привести к росту налоговых  сборов. В России снижение налога на прибыль с 35 до 24%  и  введение  единой  ставки подоходного налога в 13% также способствовало росту налоговых поступлений  в бюджет [1, с.188-201].
 
 
1. 3 Влияние фискальной политики на государственный бюджет
 
 
Государственный бюджет представляет собой финансовый план доходов  и  расходов  государства  на определенный период, чаще всего на год, составленный с указанием источников поступления государственных  доходов  и  направлений  расходования  средств. Бюджет имеет доходную и расходную части, которые в  планируемой  перспективе должны быть сбалансированы.      
Роль бюджета  в  национальной  экономике  значительна.  Он  является частью финансов страны, которую контролирует государство, поэтому с  помощью бюджета государство способно вмешиваться в  рыночные  механизмы.  Во-вторых, бюджет является способом аккумуляции денежных средств для  решения  крупных, глобальных  экономических  проблем.  В-третьих,  наличие  бюджета  позволяет решать  сложные  социальные   проблемы   (бедности,   безработицы,   голода, грамотности, здоровья нации и др.).      
Государственный бюджет составляется правительством и утверждается, принимается  высшими  законодательными  органами.  Таким  образом,  в  руках государства появляются значительные финансовые  инструменты  воздействия  на экономические процессы. Как правило, это государственные  закупки,  дотации, трансфертные платежи (TR), инвестиции (I).  Государственные  закупки  – это спрос правительства на товары и услуги. Социальные  выплаты  (трансферты) - это платежи, которые осуществляются без соответствующего  предоставления  их получателям каких-либо товаров и услуг [4, с. 242-243].
Следует  отметить,  что  структура  доходной  и   расходной   частей государственного  бюджета  более   разнообразна,   чем   рассматриваемая   в
концепции фискальной политики. Баланс бюджета можно  условно  представить  в виде таблицы 1.   
Таблица 1 –  Баланс Бюджета
Доходы
Расходы
Налоговые поступления
Социальные  выплаты (Трансферты)
Доходы от эмиссии  и продажи ценных бумаг
Инвестиции  в экономику. Дотации и субсидии
Внутренние  и внешние займы
Расходы на содержание аппарата управления
Доходы от таможенной деятельности
Расходы на оборону  и поддержания внутреннего  порядка
Доходы от пользования  государственной собственностью
Предоставления  кредита внутренним и внешним  субъектам хозяйствования
Доходы от разгосударствления и приватизации
Погашение задолженности  по кредиту
Доходы от конфискации  имущества и др.
Расходы на науку, культуру, здравоохранение, образование и др.

 
Доходы и  расходы государства – центрального правительства – отражаются в  основном финансовом документе формирования и использования централизованного денежного фонда – государственном бюджете.
Государственные доход включают денежные поступления, не подлежащие  дальнейшему перераспределению независимо от того, производилась по ним фактическая оплата или нет, за исключением полученных дотаций.
Между  государственным  бюджетом и величиной  ВВП  существует  тесная взаимосвязь. Если представить, что сумма государственных закупок  товаров  и услуг – постоянная величина, не зависящая от уровня доходов, то  при  низком уровне доходов будет наблюдаться дефицит, а при высоком –  излишек  бюджета. Можно наглядно просмотреть данную взаимосвязь на рисунке 5 - Дефицит и избыток государственного бюджета.
 




 
Рисунок 5 –  Дефицит и избыток государственного бюджета
 
Если бюджет сбалансирован, то величина  налоговых  поступлений  совпадает  с суммой правительственных закупок (точка  D)  и  равна  отрезку  DE.  Если  в экономике наблюдается экономический спад, то сумма налоговых  поступлений  в бюджет при неизменном уровне государственных закупок сокращается  до  уровня ВС,  возникает  бюджетный  дефицит  величиной  АВ.  На  фазе  экономического подъема величина налоговых  поступлений  HF  выше  уровня  правительственных закупок, возникает бюджетный избыток HZ. При данном  уровне  государственных расходов и данном уровне налоговой ставки  размер  бюджетного  дефицита  или излишка зависит от величины доходов.     
Если  правительственные  расходы  превышают  доходы,  то   возникает
дефицит государственного  бюджета.  При  превышении  доходов  над  расходами государство имеет положительное сальдо бюджета.
Если из налогов (доходов)  вычтем  социальные  выплаты,  то  получим
величину чистых налогов.
В  этом  случае   бюджетный  дефицит  можно  представить  как разность между закупками товаров и услуг и чистыми налогами.
На размер бюджетного дефицита  оказывают  влияние  колебания  объема национального выпуска. В периоды депрессии,  когда  ВВП  снижается,  бюджет, как правило, сводится  с  дефицитом,  в  то  время  как  в  периоды  подъема наблюдается положительное сальдо бюджета.     
Причины этих изменений сальдо бюджета  кроются в том, что  во  время спадов  налоговые поступления от подоходного налога и других прямых  налогов снижаются, так как снижается налогооблагаемая база. В то же время в  периоды спадов некоторые виды государственных  расходов  увеличиваются  (пособия  по безработице и другие социальные выплаты).
Связь между бюджетом и  объемом ВВП можно проиллюстрировать  с помощью рисунка 6.



 
Рисунок 6 – Связь между бюджетом и объемом ВВП
       Предположим, что государственные расходы составляют  200  денежных единиц, а налоговая ставка t = 0,2.  Следовательно,  при  Y  =  0  налоговые поступления Т = 0. Когда расходы возрастают до  1000  единиц,  то  налоговые поступления становятся равными государственным расходам  (200  единиц).  При доходах 1500 единиц государственные  расходы  составят  300  единиц  и  т.д. Таким образом, при низком уровне доходов возникает дефицит  государственного бюджета, при высоком – избыток бюджета.
Возникает вопрос: может ли  рост  государственных  расходов, вместо
того чтобы  приводить к бюджетному дефициту, обусловливать  его   сокращение? Иначе говоря,  может  ли  прирост  государственных  расходов  вызвать  такое экономическое  оживление,  при  котором  сумма  взимаемых  налогов  превысит прирост государственных расходов?
Исследования  экономистов  показывают,  что   рост   государственных
расходов приводя  к  увеличению  доходов,  не  обеспечивает  такого  прироста налогов, который «окупал  бы»  возросшие  расходы.  Это  значит,  что  сумма налоговых поступлений  будет  всегда  меньше,  чем  прирост  государственных расходов [4, с.245 - 247].
 
 
 
2 МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ФИСКАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
 
  
2.1 Теория  предложения как метод проведения фискальной политики государства
 
 
В современной экономической теории существуют различные точки зрения на методы проведения фискальной политики государства. 
Сторонники кейнсианского направления традиционно ориентируются на создание эффективного совокупного спроса как стимула экономического развития. Поэтому они рассматривают сокращение налогов как основной фактор роста совокупного спроса и, соответственно, роста реального объема производства. Одновременно в краткосрочном периоде будет происходить сокращение поступлений в бюджет, следствием чего является образование или увеличение бюджетного дефицита.
Крайне неустойчивое, медленное с частыми спадами  и высоким уровнем инфляции развитие экономики ряда ведущих западных стран в 60-70-е годы породило кризис кейнсианского регулирования. В  начале 80-х годов Рейган в США и Тэтчер в Великобритании в корне изменили государственную экономическую политику, сделав ставку на взгляды и рекомендации представителей неоклассического, либерального направления в экономической теории. Данное направление получило название экономики теории предложения.
Теория экономики  предложения базируется на принципах  неоклассической теории о внутренней устойчивости капиталистической системы, основанной на совершенной конкуренции. В качестве движущей силы экономического роста сторонники этой теории выдвигают на первое место норму чистой прибыли на капитал, т.е. прибыли за вычетом налогов. В центр анализа они помещают индивидуума, экономическая деятельность которого определяется его предпочтениями, субъективными мотивами и стимулами.
Теория предложения в отличие от кейнсианского подхода к фискальной политике рассматривает последствия влияния мероприятий государства на предложение факторов производства, а не на совокупный спрос.
Важнейшим постулатом теории предложения является утверждение, что изменение налогов и государственных расходов влияет вначале на относительные цены, т.е. цены одних товаров или производственных факторов по отношению к другим, а уже это ведет к изменениям в доходах. Фискальная политика действительно влияет практически на все относительные цены. Но особое значение в теории предложения придается воздействию государства на относительную ценность для индивидуумов, во-первых, труда и досуга, и, во- вторых, процессов сбережения и потребления. Только после того, как экономические агенты отреагируют определенным образом на изменение относительных цен, меняются их доходы. Подоходный налог и налог по социальному страхованию взимаются с дохода от труда, но они не взимаются с благ от досуга. Поэтому уменьшение ставки заработной платы вследствие взимания налогов приводит к уменьшению стоимости досуга по сравнению со стоимостью труда и к возникновению эффекта замещения, то есть сокращению времени работы и увеличению продолжительности досуга. Точно так же налоговая система увеличивает стоимость сбережения по отношению к стоимости текущего потребления, так как потребление практически не облагается налогом, а доход от сбережений в момент его реализации облагается.
Стоит сказать  и о влиянии на относительные  цены государственных расходов в  интерпритации теории предложения. Резким нападкам подвергаются различные социальные программы, и в первую очередь – выплата пособий по безработице. Их рассматривают как «негативный налог на досуг», поощряющий его и уменьшающий потери от неучастия в производстве, что вызывает сдвиг в использовании времени и ресурсов в сторону увеличения досуга. Отсюда сторонники теории предложения делают вывод, что пособия по безработице увеличивает её в периоды экономических спадов и сдерживает рост занятости во время экономического роста. Значительное влияние оказывают некоторые государственные расходы и на относительную ценность сбережения и потребления. Такие государственные расходы, по их мнению, способствуют сокращению сбережений, так как при принятии экономических решений позволяют рассчитывать на помощь государства. К таким госрасходам они относят: субсидии промышленным предприятиям, правительственное гарантирование кредита, финансирование научно-технических исследований, расходы на развитие инфраструктуры.
Все это подтверждает, что важнейшим отличием теории предложения от кейнсианской является утверждение о первичном воздействии мероприятий фискальной политики не на доходы экономических агентов, а на относительные цены.
Помимо этого  существуют и другие различия. Одним  из таких отличий является утверждение сторонников экономики предложения о том, что в основу нужно ставить не расходы, а сбережения, в которых они видят главный фактор, определяющий накопление капитала. В связи с этим они выступают за увеличение сбережений и относительное сокращение потребительского спроса.
Другая черта  экономики предложения – выдвижение налогов на роль главного инструмента  фискальной политики. Причем политики, использующей иные методы и осуществляющей иные цели, нежели кейнсианская.
Сторонники  экономики предложения утверждают, что для решения экономических проблем, достижения долгосрочного неинфляционного роста необходимо воздействовать непосредственно на производство путем широкомасштабного и целенаправленного снижения налогов. Они рассматривают уменьшение налоговых ставок как фактор увеличении совокупного предложения. Они считают, что уменьшение налогового бремени приводит к росту доходов: населения, а следовательно, к росту сбережений, бизнеса, а следовательно, к увеличению прибыльности инвестиций.
Таким образом, сокращение налогов вызывает рост национального производства и дохода, что, в свою очередь, не только не уменьшает налоговые поступления в бюджет и не вызывай бюджетного дефицита, но при более низких ставках налогом обеспечивает рост налоговых поступлений в бюджет за счет расширения налоговой базы (в соответствии с «эффектом Лаффера»).
Следует заметить, что воздействие  налогов на спрос осуществляется быстрее. В краткосрочном периоде  снижение налогов однозначно приводит к росту совокупного спроса и уменьшению налоговых поступлений в бюджет, хотя в долгосрочном периоде налоговые поступления могут и увеличиться в результате достигнутого экономического роста. Иными словами, причинно-следственные связи между фискальной политикой и совокупным предложением рассчитаны на долгосрочный эффект, а сама цепочка этих связей велика [5, c.378-379].
 
 
2.2 Проблемы эффективности фискальной политики Российской Федерации
 
 
Главным звеном российской бюджетной системы является Федеральный бюджет Российской Федерации. В нем аккумулируется основная часть ресурсов бюджетной системы страны. Централизация средств в Федеральном бюджете дает возможность маневрировать ресурсами, направлять их на определяющие участки экономического и социального развития, осуществлять единую социально-экономическую политику в стране.
В Приложении А представлена «Оперативная информация об основных характеристиках федерального бюджета за январь-февраль 2010 года».
В управлении финансовой системой важную роль играет проблема бюджетного дефицита. Госбюджет построен на соотношении доходов и расходов. Теоретически наиболее оптимальным будет такой бюджет, который предполагает равенство доходов и расходов. Сальдо такого бюджета, следовательно, равно нулю. На практике добиться такого положения очень сложно. В макроэкономическом смысле стремление к бюджету, сальдо которого равно нулю, является мало перспективным делом. Что такое бюджет с нулевым сальдо? Это отражение функционирования самоограничивающей экономики: затраты определяются исключительно полученными доходами. Однако, если экономика развивается, то она должна решать все большие по объему задачи и средств на их реализацию хватать не будет.
Здесь мы сталкиваемся с бюджетным неравновесием, когда расходы превышают доходы (дефицит бюджета) или когда доходы превышают расходы (профицит бюджета).
Дефицит или избыток фактического бюджета указывает не только на возможные  дискреционные фискальные решения  о расходах и налогах, но также  и на уровень национального производства, т.е. фиксирует текущее положение экономики. Т.к. объем налоговых поступлений изменяется в зависимости от уровня национального производства, то трудность сравнения дефицитов и профицитов за любые два года состоит в том, что объемы национального производства в эти годы могут быть разными.
Решение данной проблемы экономисты нашли, введя понятие бюджета при полной занятости. Бюджет при полной занятости позволяет оценить, каким был бы дефицит или профицит госбюджета при существующем уровне налогов и государственных расходов, если бы экономика в течение года функционировала при полной занятости.
Исходя из этого, делается вывод о том, что дискреционная  фискальная политика целенаправленно  изменяет только дефицит при полной занятости, а не циклический дефицит. Поскольку фактический дефицит  состоит из структурного и циклического дефицитов, по нему нельзя судить о направленности фискальной политики правительства.
Сумма накопленных  за несколько лет бюджетных дефицитов образует государственный долг. Различают внешний и внутренний государственный долг.
Внешний государственный долг - это долг данного государства перед другим государствам, иностранным банкам и компаниям, международным организациям и отдельным лицам. Внешний государственный долг обусловлен рядом макроэкономических факторов, действие которых обуславливает объективную природу такой задолженности. Назовем факторы циклического дисбаланса в экономике, вызванного автоматическим сокращением налоговых поступлений в бюджет и сокращением государственных расходов в условиях циклического спада деловой активности. Кроме того, следует назвать факторы, обуславливающие структурный дисбаланс. То есть, решение вопросов, связанных с налаживанием новых видов производства в стране, с техническим перевооружением имеющейся структуры основного капитала требует притока дополнительных финансовых ресурсов. Одним из каналов получения дополнительного капитала являются внешние займы и кредиты.
Здесь возникает  вопрос: какие средства следует причислять к объему внешнего госдолга? Только те, которые были получены правительством страны и правительственными учреждениями или сюда следует относить долги отдельных банков и фирм? Международная практика показывает, что внешний долг - это совокупная сумма долгов Центробанка, правительства, и отдельных банков и компаний. Во многих странах мира действует правило, согласно которого все более-менее значительные объемы внешних заимствований отдельных рыночных субъектов данной страны гарантируются в той или иной степени государством. Следовательно, объем внешнего долга включает в себя как суверенные (государственные) долги, так и долги отдельных рыночных субъектов.
Приток внешних  заимствований с одной стороны  имеет субъективные основания в  виде решений правительственных  органов о необходимости внешних займов и кредитов. С другой стороны он имеет и объективные основания, обусловленные складывающейся макроэкономической ситуацией. При систематическом Наращивании долгового финансирования для покрытия бюджетного дефицита увеличивается спрос на деньги. Если Центробанк ограничивает выпуск денег в обращение, то это стимулирует быстрый рост процентных ставок [5, c.405-410].
Повышение процентных ставок на внутреннем рынке данной страны увеличивает спрос на валюту этой страны и ее ценные бумаги. Это создает приток «горячих» денег в страну и увеличение суммы внешнего долга. Обменный курс национальной валюты повышается, что стимулирует увеличение импорта и сокращение экспорта. Здесь мы сталкиваемся с комплексной формой проявления эффекта вытеснения, когда импорт вытесняет собственное производство, иностранные инвестиции вытесняют внутренние инвестиции.
В Приложении Б представлена «Структура государственного внешнего долга Российской Федерации по состоянию на  01 февраля 2010 года».
На объем  и структуру внешнего долга в большой степени влияют политические решения государства. Преодолеть тяготы внешнего долга весьма непросто. Но для этого решающее значение имеет политическая воля руководства. Если оно твердо взяло курс на приоритетное развитие национального производства и полностью отказывается от внешних долгов как формы покрытия бюджетного дефицита, то прямой путь к выходу из долговой трясины намечен. Здесь можно упомянуть решения правительства России в 2000—2002 гг. об отказе от кредитов МВФ и о выработке долгосрочного плана погашения внешней задолженности.
Внутренний государственный долг - это долг государства своему населению. В соответствии с законодательством Российской Федерации, государственным внутренним долгом РФ являются долговые обязательства правительства РФ, выраженные в национальной валюте, перед юридическими и физическими лицами. Долговые обязательства могут иметь форму кредитов, полученных правительством, государственных займов, осуществленных посредством выпуска ценных бумаг от имени правительства, других долговых обязательств, гарантированных правительством.
Назовем основные государственные долговые обязательства, которые обеспечиваются Правительством Российской Федерации:
    государственные краткосрочные облигации ГКО (сроком на 3, 6, 12 месяцев);
    облигации федерального займа (ОФЗ) (сроком на 1- 3 года);
    государственные долгосрочные облигации (ГДО) (сроком до 30 лет);
    облигации внутреннего государственного валютного займа (ОВВЗ);
    казначейские векселя и обязательства.
Нарастание  внутреннего долга менее опасно для национальной экономики по сравнению с ростом ее внешнего долга. Утечки товаров при погашении внутреннего долга не происходит, но возникают другие сложности в экономической жизни.
Внутренний  долг нельзя рассматривать в качестве долговой «петли» экономики. Более правильно его оценивать как средство постоянного финансирования экономики государством. Превышение расходов государства над доходами нельзя рассматривать как базу экономического краха. Если говорить о бюджетном профиците, то про это нельзя рассматривать как явление положительное. Бюджетный излишек формирует дополнительный спрос на деньги. Это увеличивает темпы инфляции. Если бюджетный излишек заморозить, то тем самым ограничивается избыточное давление совокупного спроса и сдерживаются темпы инфляции.
Если поставить  вопрос: возможно ли полностью погасить внутренний долг, то ответ будет  таков -  невозможно. Лучше говорить об эффективном управлении внутренним долгом. На практике используют три основных способа финансирования бюджетного дефицита:
а) кредитно-денежная эмиссия (монетизация бюджета);
б) выпуск облигационных займов;
в) увеличение налоговых поступлений в госбюджет.
Первый способ наиболее легкий и распространенный, связанный с выпуском дополнительного объема денежной массы. Государство получает дополнительный доход от печатания денег (сеньораж). Все экономические агенты платят государству своеобразный налог. Монетизация бюджетного дефицита может выражаться не только в эмиссии денег, но в кредитах Ценробанка по льготным ставкам.
Если дефицит финансируется с помощью государственных займов, то увеличивается среднерыночная ставка процента. Это снижает склонность к инвестированию частного капитала. Государственные облигации в конечном итоге не снижают инфляционное напряжение.
Увеличение налоговых поступлений в госбюджет выходит за рамки финансирования бюджетного дефицита, так как оно реализуется в долгосрочной перспективе в процессе радикальной налоговой реформы. Данная мера также не является неинфляционной.
Следовательно, все три отмеченных способа не являются неинфляционными, а стало быть, нельзя определить, какой из них эффективнее. Процесс управления госдолгом - процесс сложный, многоплановый. Он предлагает использование целого набора средств различного свойства.
   «Эффектом вытеснения», а более полно – эффект вытеснения государством частных инвестиций, возникает в случае долгового финансирования дефицита государственного бюджета.
Его суть состоит в  том, что когда правительство  выходит на денежный рынок с целью финансирования своих расходов, то оно начинает конкурировать с частным бизнесом за получение денежных средств, источником которых являются сбережения домохозяйств и фирм. Повышенный спрос на денежные средства вызывает увеличение процентной ставки, что приводит к сокращению частных инвестиций и смещению кривой совокупных расходов.
Эффективность фискальной политики во многом зависит от скорости реакции правительства на изменения  в экономике. В данной связи существует несколько препятствий, которые снижают степень эффективности применяемой фискальной политики. Во-первых, это так называемый «разрыв восприятия», под которым подразумевается промежуток времени между началом спада или инфляции и тем моментом, когда происходит осознание этих тенденций. Очень трудно предсказать будущий характер экономической активности. Хотя и существуют некоторые показатели, позволяющие прогнозировать экономические изменения, все же довольно трудно точно «рассмотреть» их. Порой проходит несколько месяцев прежде чем инфляция или спад, набравшие силу в этот период, проявятся в соответствующей статистике и будут осознаны.
Во-вторых, существует так  называемый «административный разрыв». Колеса демократического управления крутятся довольно медленно. Обычно значительный промежуток времени отделяет момент, когда приходит понимание необходимости фискальных мер, от того момента, когда эти меры на самом деле принимаются. У правительства иногда уходит так много времени на корректировку фискальной политики, что экономическая ситуация успевает полностью измениться и предлагаемые меры становятся совершенно неуместными.
В-третьих, существует разрыв между тем моментом, когда правительство  принимает решение о фискальных мерах, и временем, когда эти меры начнут оказывать воздействие на производство, занятость и уровень  цен. Если ставки налогов можно изменить довольно быстро, то фактическое осуществление государственных расходов на общественные работы требует длительного планирования и еще более продолжительного строительства соответствующих объектов. Поэтому такие расходы приносят весьма сомнительную пользу в качестве средства преодоления коротких спадов в 6-18 месяцев.
Из-за проблем подобного  рода дискреционная фискальная политика все в большей степени ориентируется  на изменение налогов.
По мнению большинства  предпринимателей и экономистов, один из главных факторов, сдерживающих в России рост производственной активности, - нерациональная фискальная политика, проводимая государством на протяжении практически всех 90-х годов. Считается, что то налоговое бремя, которое установило государство, было явно чрезмерным и не позволяло производственным структурам вести нормальную экономическую деятельность. Такой фискальный нажим повлек за собой целый ряд негативных явлений. Во-первых, оказалась скованной предпринимательская активность. Во-вторых, многие затратоемкие отрасли, наиболее важные и приоритетные с общегосударственных позиций, автоматически отсекались от прибыльных сфер деятельности и начали постепенно стагнировать, в результате произошла своеобразная структурная деградация российской экономики. В-третьих, нестерпимый налоговый пресс, стимулируя уклонение от налогов и развитие теневого сектора экономики, обострил бюджетные проблемы страны.
В сложившихся  условиях актуализируются задачи оценки эффективности действующей системы  фискального регулирования и  отыскания путей ее оптимизации. Решение их предполагает множество различных подходов, среди которых, в частности, можно отметить качественный метод решения проблемы. Он заключается в упорядочении и совершенствовании всего налогового законодательства. Необходимо прежде всего отказаться от практики начисления налогов на затраты (в настоящее время именно таким образом изымается налог на добавленную стоимость) и перейти к схеме, предусматривающей уплату налогов по мере поступления средств на счет предприятия. Уже этих двух моментов в действующей системе фискального регулирования достаточно, чтобы разрушить вполне нормальную экономическую структуру.
Однако этот подход, направленный на «расшивку» всей системы бухгалтерского учета для изменения самого механизма изъятия налогов, не предполагает методов макроанализа. В противовес ему количественный метод оптимизации налоговой системы нацелен на определение максимально рациональных налоговых ставок в рамках действующего фискального механизма. Понятно, что он предполагает оптимизацию величин как отдельных налоговых ставок, так и совокупного налогового бремени как на юридических, так и физических лиц. Данный метод кардинально не меняет действующей системы налогообложения и, по сути, нацелен лишь на корректировку количественных фискальных параметров. Понятно, что это направление совершенствования системы государственного регулирования предполагает применение широкого спектра микро- и макроэкономических методов и моделей.
Оценить эффективность  фискальной политики можно с разных позиций, а именно с позиции экономического субъекта (источника налогообложения) и государства (получателя налогов). С точки зрения юридических и физических лиц, оценка эффективности фискальной политики государства не представляет научного интереса, так как здесь действует прямолинейная и примитивная логика: чем больше налоговых изъятий, тем хуже. При оценке фискальной политики с точки зрения государства возможны два аспекта анализа: оценка эффективности фискальной политики, влияющей на производственную активность экономической системы и на наполненность доходной части государственного бюджета. Как правило, эти две оценки вступают в противоречие, и фискальная политика, эффективная с точки зрения второго критерия, может быть совершенно неэффективной с точки зрения первого.
Именно нелинейная зависимость объемов производства и налоговых поступлений от налогового бремени и есть предмет изучения, когда оценивается эффективность фискальной системы. Как правило, все конкретные расчеты параметров эффективности ведутся в рамках так называемой кривой А. Лаффера, в соответствии с которой функциональная зависимость налоговых доходов государства от уровня налогового бремени описывается параболой с точкой максимума.
 
 
2.3 Политические проблемы федеративной фискальной политики
 
 
Фискальная политика формируется на политической арене, и это во многом затрудняет их применение для стабилизации экономики.
Как известно, экономическая  стабильность – это не единственная цель государственной политики в  области расходов и налогообложения. 
Правительство занимается и такими вопросами как обеспечение населения общественными товарами и услугами и перераспределением доходов. Иногда требуется пренебрегать экономической стабильностью ради достижения более весомых целей, таких как, например, победа в войне.
В политических интересах бюджетный дефицит порой преподносится как нечто весьма привлекательное, а бюджетный излишек, напротив, воспринимается довольно болезненно. Это значит, что в обществе в какой-то момент может возникнуть политическая предрасположенность к дефициту, то есть в фискальной политике может возобладать пристрастие к стимулирующим фискальным мерам.
К сведению можно принять  во внимание некоторые данные  Министерства  Финансов Российской Федерации январь, февраль 2010года.
По итогом января профицит федерального бюджета составил 66,12 млрд. руб, а исполнение бюджета в феврале, который по итогом двух месяцев составил 194,62 млрд. руб.
По предварительной  оценке, доходы бюджета за два месяца составили около 1,308 триллиона рублей, или 18,8% к плановым назначениям доходов на 2010год; кассовое исполнение – 1,502 триллиона рублей, или 15,2 % к уточненной росписи.
Первичный дефицит составил 158,7 млрд. руб.
Февральский дефицит  составил 8,6 % к объему ВВП, по итогам января-февраля – 3,2 % ВВП.
Больше всего доходов в бюджет принесли налоговые сборы -573,75 млрд. руб., или 21,0 % к прогнозным показателям доходов федерального бюджета  на 2010 год. Федеральная таможенная служба перечислила в бюджет 539,87 млрд. руб., Росимущество – 2,67 млрб. руб.(4,7%).
Другими федеральными органами перечислено  191,44 млрд.руб. (38,0% к прогнозным показателям доходов федерального бюджета  на 2010 год).
Доходы без учета  доходов от управления средствами Резервного фонда и Фонда национального  благосостояния составили 92,11 млрд.руб. или 22,8% к   прогнозным показателям доходов федерального бюджета на 2010 год.
 Снижение налогов очень популярно в политическом плане, так же как и наращивание государственных расходов, особенно если избирательные округа конкретных политиков получают от этого выигрыш. Повышение же налогов обычно вызывает недовольство избирателей, да и сворачивание государственных расходов довольно рискованная мера для политиков.
Некоторые экономисты утверждают, что преследуемая политиками цель –  это вовсе не защита интересов  национальной экономики, а скорее собственное переизбрание на новый срок. Отдельные экономисты даже высказывают предположение о существовании политического делового цикла, то есть цикла, имеющего политическое происхождение. Они утверждают, что политические деятели могут манипулировать фискальной политикой ради получения максимальной поддержки со стороны избирателей, даже если их фискальные решения оказывают дестабилизирующее воздействие на экономику. В этом случае фискальная политика может быть извращена ради политических интересов. Это возможное извращение фискальной политики явление очень тревожное, но также и очень трудно доказуемое. Хотя эмпирические данные весьма неоднозначны, есть некоторые свидетельства в поддержку этой политической теории экономического цикла.
Даже при тех обстоятельствах, что в реальной экономике существуют некоторые моменты снижающие  эффективность фискальной политики, ее применение позволяет в той  или иной мере сгладить колебания  экономических циклов. Положительный  эффект от применения фискальной политики может быть достигнут только если управлением занимаются профессиональные специалисты.
 
3 ОСОБЕННОСТИ  ФИСКАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ В РЕСПУБЛИКЕ  БЕЛАРУСЬ 
 
 
Общие задачи становления в период перехода к социально-ориентировочной  рыночной экономики в бюджетно-налоговой сфере необходимо:
    выработать принципы новой фискальной политики, соответствующей задачам развития переходной экономики;
    сформировать новую бюджетно-налоговую систему, которая бы соответствовала становлению экономической систем рыночного типа;
    освоить технологию современной бюджетно-налогово политики.
О том, как в условиях современной Беларуси выглядят бюджетная и налоговая  системы, какие существуют неотложные задачи по ее дальнейшему совершенствованию, речь шла выше. Обратим внимание на то, что предстоит создать полноценную систему управления государственными активами и пассивами, обеспечить прозрачность и высокую эффективность бюджетного процесса. Есть необходимость своевременно преодолевать внутренний противоречия и в самой налоговой системе. При планировании государственных расходов необходимо освобождаться от не оправдавших себя традиций патернализма, доставшихся по наследству из административного периода.
Что касается выработки принципов современной фискальной политики и освоения новой бюджетно-налоговой технологии, то здесь не обойтись без заимствования передового опыта, накопленного развитыми странами мира.
Впрочем, нет сомнений и в том, что в переходный период фискальная политика в максимальной степени должна быть направлена на решение стратегических задач социально-экономического развития [6, c.366-370].
Фискальная  политика призвана оказывать позитивное воздействие на темпы экономического роста, способствовать преодолению официальной и скрытой безработицы, сокращению «теневого сектора» национальной экономики, не допускать чрезмерного возрастания государственного долга и дефицита бюджета, повышать эффективность государственных расходов и на приемлемом уровне сдерживать инфляцию.
Для сравнения  можно дать оценку структуры доходов бюджета переходного и современного периодов экономики Республики Беларусь.
 В переходный период реструктуризация доходной части бюджета обнаруживается в том, что изменяется соотношение налоговых и неналоговых поступлений в пользу налогов. То есть основная масса доходов бюджета формируется за счет налоговых поступлений (90-94%). В итоге налоговая нагрузка на общенациональном уровне колеблется в пределах 38-40% от ВВП.
Можно принять  во внимание данные Министерства финансов Республики Беларусь, что республиканский бюджет Беларуси за январь 2010 года исполнен с профицитом 163.2 млрб. руб. Превышение доходов над расходами    объясняется  за счет проведения бюджетной политики,  направленной на экономию бюджетных средств.
Доходы республиканского бюджета в первом месяце текущего года сложились  в сумме 2,2 трлн. руб., или 6,2 % годового плана. Налога на прибыль поступило 211,6 млрд.руб. (6% годового плана). За январь в республиканский бюджет поступило НДС на сумму 700,4 млрд.руб. (5,6 % годового плана). Доходы от внешнеэкономической деятельности составили 576,4 млрд.руб. (5,7 % годового плана) [8, c.10].
По состоянию  на 1 февраля 2010 года сумма долгов плательщиков перед бюджетом составила 102,1 млрд.руб., что на 43,4 млрд.руб. больше, чем по состоянию на 1января 2010 года.
Объем валового внутреннего продукта в 2009 году составил в текущих ценах 136,
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.