На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Реферат/Курсовая Основные процессы развития внешнеэкономических связей

Информация:

Тип работы: Реферат/Курсовая. Добавлен: 05.12.2012. Сдан: 2011. Страниц: 33. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 
 

Оглавление
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Экономическая ситуация в стране. Основные проблемы
и их анализ………………………………………………………………………...4
   §1. Общая оценка экономической ситуации ………………………………….4
   §2. Стратегические ресурсы России …………………………………………13
   § 3.Темпы инфляции…………………………………………………………..17
   § 4. Уровень безработицы……………………………………………………..23
   § 5. Взаимосвязь этих проблем……………………………………………….25
Глава 2. Основные процессы развития внешнеэкономических связей России…………………………………………………………………………….28      §1.Общая оценка развития внешнеэкономических связей России…………..28
  §2. Место и роль России в мировой торговле………………………………..31
  Глава 3.Значение внешнеэкономических связей для экономики России….................................................................................................................38
  §1.Показатели России внешней торговли…………………………………….38
  §2. Внешнеэкономические связи России……………………………………..42
  §3. Россия и всемирная торговля организация: проблемы присоединения, особенности взаимоотношений…………………………………………………43 

Заключение……………………………………………………………………….46
Используемая  литература……………………………………………………….48 
                                                       Введение

      В проделанной мною работе я попыталась отобразить положение России на данном этапе развития, показать его всесторонне: лучшие и худшие стороны.
      Цель  моей  работы – выявление и  анализ проблем современной экономики.
      Задачи  данной работы:
    Проанализировать современную экономическую ситуацию в России
    Обозначить основные проблемы современной экономики нашей страны
    Выявить причины возникновения этих проблем
    Исследовать данные проблемы
    Нахождение возможных путей решения
      На  рубеже XXI века внешнеэкономические  связи России переживают сложный  период глубоких качественных преобразований, связанных с осуществлением реформ и поиском путей интегрирования в систему мирохозяйственных отношений. Анализ этих процессов предполагает широкий и комплексный подход к оценке многих явлений современности, возникающих как в мировом хозяйстве и международных отношениях, так и внутри страны, связанных с изменениями в состоянии отечественной экономики и перспективами ее развития. Чтобы вникнуть в суть экономических отношений между разными странами необходимо: понять, как складывалась международная торговля; рассмотреть отношения России с Всемирной торговой организацией; оценить место и роль России в мировой торговле; понять как работает Россия на международном рынке труда; изучить государственное регулирование внешнеэкономических связей; и просто понять значение внешнеэкономических связей и причину развития. 

  Глава  1. Экономическая ситуация в стране. Основные проблемы и их       анализ
                                    §1. Общая оценка экономической ситуации
      Россия  в настоящее время находится на развилке экономических траекторий. Выбор направления дальнейшего движения будет, абсолютно очевидно, иметь далеко идущие последствия.  
      Завершилась фаза восстановительного роста, начата разработка стратегии и механизмов для перехода к экономическому росту инвестиционного типа. Собственно говоря, выбор уже сделан: взят курс на капитализацию глобальных конкурентных преимуществ страны – энергетического потенциала и трансконтинентального транзита. Страна развивает инвестиционные программы в этих областях с привлечением крупнейших стратегических инвесторов, используя при этом механизмы для накопления рентных доходов, которые будут использованы для модернизации нашей экономики.
        Установленная законом верхняя планка Стабилизационного фонда в 2,6 трлн рублей ,была превышена уже в 2007 г., почти на два года раньше, чем планировалось первоначально.  
      Уже сейчас имеется критически значимая сумма для осуществления целенаправленной инвестиционной политики. Теперь необходим  следующий шаг – использование  доходов от природной ренты для наполнения инвестиционных фондов, в том числе венчурного типа, которые могли бы заниматься проектами развития России совместно с союзниками и ближайшими партнерами[11]. 
      Сегодня финансовые возможности России достигли своего пика за последние четверть века. Сейчас важно, чтобы объекты инвестирования соответствовали приоритетам стратегии национальной конкурентоспособности и имели конкретное проектное воплощение.
        Вместе с тем на фоне растущих вызовов глобальной конкуренции и необходимости ускорения темпов развития нарастает критическая масса факторов, которая может привести к существенному торможению экономического роста в нашей стране. Практически исчерпан потенциал экспортно-сырьевой модели экономического роста в связи с усилением ограничений по эффективной добыче природных ресурсов и пропускной способности транспортной инфраструктуры.  
      Сохраняется тенденция деградации производственной инфраструктуры, социальной сферы, прежде всего, в сферах жилищно-коммунального хозяйства, общего образования и здравоохранения.  
      Обостряются проблемы технологического отставания российской экономики, недостаточного качества производственной инфраструктуры, низкого уровня инновационной активности [14]. 
      Для того чтобы ответить на вызовы времени  и воплотить в жизнь новые стратегии экономического развития, необходимо ответить на ряд острых для общества и специалистов вопросов. Один из таких вопросов – спокойное, профессиональное и строгое подведение итогов приватизации в нашей стране. Это гигантский по своим масштабам и последствиям процесс трансформации не только экономики, но и всего нашего общества. За ничтожный срок произведена ломка отношений между государством и субъектами экономики, в стране радикально поменялось положение общественных слоев и групп. Последствия этих процессов наше общество стало осознавать и осмысливать совсем недавно. 
      Ускоренная  приватизация вызвала много споров о ее правовой основе. Неверно думать, что в этой сфере царил полный правовой беспредел. Анализ показал, что в каждый данный момент наличествовало законодательство, которое устанавливало рамки действий государственных органов[18]. 
      Другое  дело – качество этого законодательства, его неполнота и нередко нецивилизованное лоббирование частных интересов. В результате образовался ряд «завалов».
        Во-первых: С позиции сегодняшнего дня видны противоречия и «дыры» в законодательстве, и явная «подгонка» правовых актов под конкретные интересы и нужды. Особенно этим отличались президентские указы тех лет. Но даже это несовершенное законодательство постоянно нарушалось чиновниками всех уровней, которые отвечали за раздачу государственной собственности. Ни о какой прозрачности для общества этих решений речи тогда не шло.
      Почти каждый приватизированный объект немедленно обрастал «гроздьями оффшоров». В результате образовался первый крупный «завал»: отсутствие прозрачности и ясности в важнейшем вопросе – кто и чем владеет? Без наведения правового порядка в этой сфере нельзя обеспечить эффективную защиту прав собственников, невозможно четко отделить бизнес от государственной бюрократии, открыть простор для массовой частной инициативы, сколько бы «единых окон» мы не учреждали. 
      Во-вторых: Какие доходы бюджет получил от приватизации?
      Разумеется, это просто слезы по сравнению  с теми оценками активов, теми доходами, которые впоследствии получили новые собственники.
      Мы  постоянно слышали аргумент: целью  приватизации было создание эффективного собственника, а не пополнение бюджета, и это правда. И никто не предлагает пересматривать приватизацию на этом основании. 
      Но, второй «завал», тем не менее, образовался. Его суть – гигантская недооценка национального богатства страны, его фактическое обесценение в ходе приватизации. И с этим что-то нужно делать. Необходимо вернуть экономике России ее истинные масштабы, а через это – и надлежащее место в мире.
      В-третьих: Одна из причин, почему значительная часть экономики, нашего национального богатства оказалась ненаблюдаемой, – это отсутствие строгого и исчерпывающего описания объектов собственности, включая их оценку[14].
      Подобное  описание в советской экономике  с единственным собственником, государством, не требовалось. А когда началась приватизация, отсутствие описания объектов приватизации позволило их оценивать, как Бог на душу положит, а потом прятать в оффшорах огромные куски активов, получая с них неучтенные доходы. Так мы получили третий «завал».  
      Перед государством стоит задача обеспечения  четкого описания всех объектов собственности, включая отражение в земельных  и лесных кадастрах. И только решив эту задачу, мы можем прийти к обществу цивилизованных собственников, а государство получит твердую основу для разработки и проведения в жизнь реалистичной экономической политики[24].
      В-четвертых: О сверхконцентрации собственности в руках немногих граждан и не граждан страны. На старте приватизации провозглашалась цель сделать собственниками максимально большое число граждан нашей страны, чьим трудом было создано национальное богатство. Если бы эта задача была последовательнореализована, мы имели бы сегодня в России современную рыночную экономику, стоящую на двух китах:  
              – гигантские корпорации под управлением наемных менеджеров с десятками и сотнями тысяч собственников– держателей акций, и
      – огромное число малых и средних  предприятий, которые, кстати, во всех странах мира создают до 80% новых рабочих мест и продвигают нововведения
      Но, в середине 90-х от этой цели фактически отказались. Вместо этого были созданы  гигантские холдинги, прежде всего, в  сырьевых отраслях, а собственность  была передана в руки горстки лиц.
      Малый же бизнес был брошен на произвол судьбы и практически отдан под власть криминала и «крышующих» его правоохранителей.
      Так мы получили четвертый «завал»[14].
      Из-за сверхконцентрации собственности  у нас до сих пор не развиты  фондовый рынок, банковская система, назревают разрывы в доходах, и общество пока еще (если говорить объективно) не принимает частной собственности.
        Не говоря уже о соблазнах конвертировать экономическую власть в политическое влияние и обратных тенденциях[13]. Ясно, что мы не построим конкурентоспособную рыночную экономику, не разобрав этот «завал». 
      Полагается, что всем понятна искусственность и неадекватность границ России на экономической карте мира. Большая часть реальных активов, составляющих национальное богатство страны, либо не вовлечена в хозяйственный оборот, либо не отражается в легальном финансовом обороте, что ведет, в частности, к занижению валового внутреннего продукта.  
      В результате в России сложился многотриллионный мешок как бы «виртуализированных», но вполне реальных активов, – прямая противоположность финансовому «пузырю» на рынках развитых стран. Уже второе десятилетие страна живет в противофазе с остальным миром, тем самым формируется системное напряжение между экономиками двух типов, снятие которого требует комплексного и стратегически выверенного подхода [17]. 
      Ситуация  подводит нас к выбору: либо мы соглашаемся  со сложившимися условиями и будем пытаться выжать в этих рамках максимум возможного, либо мы выходим за эти рамки и подводим под задачи, поставленные президентом, принципиально иные ресурсные возможности, которые позволят совершить модернизационный рывок и оздоровить морально-политическую и, если угодно, психологическую обстановку в стране. 
      При этом суть проблемы очевидна. Приватизационный механизм развития отечественного бизнеса за счет декапитализации госсобственности и ее передела в нижней точке стоимости себя исчерпал. Сегодня этот механизм – главное препятствие на пути роста капитализации отдельных бизнесов и экономики страны в целом, условием которой является интеграция в мировой рынок и доступ к долгосрочным кредитным ресурсам. 
      Очевидно, что если бы в России доминировали иностранные компании, то капитализация страны в десятки раз превышала нынешнюю, а российская экономика входила бы в десятку крупнейших экономик мира. Этот потенциал роста остается незадействованным, он не включен в повестку дня переговоров бизнеса и власти. Публичные дискуссии и проектные работы правительства по-прежнему идут вокруг недокапитализированных активов[11 ]. 
      Общественное  сознание как бы застряло на проблемах  «массового ограбления» и верит в неизбежность «справедливого» передела. А выигравшие от приватизации собственники до сих пор не избавились от ощущения недолговременности своего успеха и боятся нового передела[14].  
      С экономической точки зрения, политика рекапитализации национальных активов выгодна и государству, и бизнесу. Технически, как показал опыт «ЮКОСа», такой рост возможен. Даже при умеренно успешном сценарии в ближайшие 7–10 лет Россия может рассчитывать на рост показателей капитализации до двух трлн долл. США. Только капитализация Газпрома, по заявлению одного из его руководителей, должна увеличиться многократно. Однако данный сценарий нереализуем, как показал опять же опыт «ЮКОСа», в виде индивидуальной стратегии отдельно взятой частной компании. Помехой является кризис доверия между бизнесом и властью: власть подозревает бизнес в желании продать национальные активы иностранному капиталу, а бизнес – власть в желании реприватизировать собственность. 
      Необходимым условием реализации политики рекапитализации является продуманная программа взаимодействия бизнеса и власти, открытая для широкого круга участников. Для этого необходимо переформатировать общественную дискуссию с проблемы «справедливого» передела собственности на проблему «справедливого» раздела будущей прибыли, которая намного превосходит «недоплаченную стоимость» приватизированных активов. Все стороны, естественно, будут ориентированы на идею роста и совместного участия в доходах. Новый формат позволит вывести дискуссию из конфронтационного пространства в договороспособное, позволит власти и бизнесу консолидироваться на основе общей национальной стратегии развития России и таким образом снизить до минимума страновые риски. 
      С точки зрения технологии, решение задачи рекапитализации в общенациональном масштабе невозможно в закрытом режиме – через договор группы госчиновников и бизнеса. Этим политика системной рекапитализации бизнеса должна принципиально отличаться от декретной приватизации[13]. 
      Выработка и реализация национальной стратегии  ускоренного развития России на основе фундаментального роста стоимости активов возможна только в случае привлечения основных групп интересов, отражающих в совокупности ожидания широких слоев населения. Залог успеха инициативы способные  снять синдром «массового ограбления» в результате приватизации, переключить внимание общества с прошлого на будущее. Россия должна пройти эту развилку, в противном случае 2008 г. может быть стартом нового «справедливого» передела собственности[18].
      Киевский  Майдан показал, что понимание обществом  социальной справедливости легко превращается в политическую реальность и обесценивает любые кулуарные договоренности бизнеса и власти. 
      Формулу национального согласия, выстроенную  на взаимном интересе государства, бизнеса и рядовых граждан, предстоит определить, опираясь на понимание необходимости авторства каждого из этой тройки. Выгода, которую при этом извлекут все три стороны, должна быть выражена в рамках их внутренней программы и собственного языка, и должна быть значима по своей величине. 
      Для бизнеса успех проекта означает формирование надежной основы для долговременного  экономического развития, с существенным выигрышем уже на первом этапе, естественно, при условии повышения конкурентоспособности национальной экономики в целом. 
      Для государственной власти – это  защита пространственного суверенитета, гарантия национальной безопасности в вопросах контроля за критически важными ресурсами страны.  
      Для широких слоев населения –  это приоритет целей, отражающих представление о социальной справедливости, и понятные механизмы их достижения.  
      В целом такая программа может  обеспечить власти политическую поддержку  на десятилетие. Инициативы президента, озвученные в послании Федеральному Собранию и, кстати, частично реализованные (сокращение срока давности по имущественным спорам, амнистия капиталов, легализация личной собственности граждан), свидетельствуют о понимании властью существующих проблем.  
      В свою очередь, бизнес должен выступить  с ответными инициативами, с учетом основных стратегических целей государства:
      1) обеспечение социальной справедливости;
      2) гарантии национальной безопасности;
      3) возможности долгосрочного планирования развития бизнеса и экономики в целом[14].  
      Необходима  лаконичная и бьющая прямо в цель программа шагов, понятная лидерам общественного мнения в стране, руководителям государства и бизнес-сообществу. И это не должно вызывать конфликтов с международными партнерами России. 
      Идеологический  смысл заключается в том, что каждая из сторон является незаменимой в общей формуле национального согласия. Инициатива объективно будет принадлежать тем, кто успешно соединит вопросы долгосрочного развития бизнеса и национальной безопасности. На этой объединенной платформе можно обращаться к широким слоям населения.  
      Смысл также в том, чтобы вывести  обсуждение проблемы из закрытых кабинетов  в публичное пространство. Только публично проговорив проблему, можно реально подвести черту под прошлым и двигаться дальше в будущее.
      Целевой установкой является создание новых источников роста в экономике и механизмов для решения задачи подведения итогов приватизации с выходом на более высокую рыночную стоимость капитальных активов. Речь идет не о переделе собственности и не о пересмотре итогов приватизации и реприватизации, тем более, как это имеет место в Украине, а о рекапитализации[14].  
      Поскольку необходимость переоценки национального  богатства России совпадает во времени с формированием новой глобальной экономики, интернационализацией бизнеса, беспрецедентным трансграничным перемещением финансовых ресурсов, успех данного проекта предполагает соответствующую переговорную составляющую в ходе установления нового глобального баланса экономических потенциалов. 
      При этом мы рассчитываем, что по прошествии 5–8 лет Россия может достичь рыночной капитализации в 5–6 трлн долларов США (сегодня, кстати, в Соединенных Штатах Америки этот показатель равен 14 трлн. долларов), т.е. станет полноправным участником «большой восьмерки», и ее экономический статус перестанут подвергать сомнению.
      При этом экономическая политика приобретет устойчивость и реалистичность, поскольку будет опираться на адекватное представление об экономике страны. Новый масштаб легальной экономики должен резко расширить ее инвестиционную емкость.  
      Бизнес  получит гарантированную и государством, и обществом легитимность итогов приватизации и, как следствие, рост капитализации корпоративных активов, компенсирующих взятые на себя обязательства.  
      Регистрация прав собственности создаст возможность для выявления избыточной инфраструктуры, «спящих» активов и стимулов к росту малого и среднего бизнеса, который во всем мире является главным источником новых рабочих мест и роста доходов населения. 
      Экономика России в целом должна приобрести нормальные отраслевые пропорции. Будет обеспечена ликвидация существующей деформации цен, а также вопиющая диспропорция доходов отдельных групп населения. Российская экономика станет совместимой с экономиками развитых стран, что существенно укрепит международные позиции России[14].
      §2. Стратегические ресурсы России
      Ресурсы, которыми можно пользоваться в течение  длительного времени и которые есть у страны, но нет у большинства других (поэтому их можно выгодно продавать или обменивать), называются стратегическими. В 1997 году впервые за историю России ученые разных специальностей оценили главные богатства страны, ее стратегические ресурсы.
      В 2000 году численность населения составила 145 миллионов человек. С одной  стороны, это не очень много - в  восемь раз меньше, чем в Китае, самой населенной стране Земли. С другой стороны, по данному показателю Россия занимает шестое место в мире: в ней живет столько же людей, сколько в Англии, Франции и Канаде, вместе взятых. Плотность населения в России сильно различается: в Сибири и на Дальнем Востоке она одна из самых низких в мире - менее 1 человека на 1 км2, с другой стороны в центральном районе она довольно высока - более 100 человек на 1 км2, что в два с половиной раза больше среднемирового показателя. К сожалению, начиная с 1992 года численность населения начала сокращаться.
      Важно не только количество населения, но и  его "качество" - грамотность, уровень образования. С этой точки зрения России есть, чем гордиться: уровень образования в ней один из самых высоких на планете. По степени грамотности она относится к числу наиболее передовых и не уступает ни одной стране мира: 99,8% жителей старше 9 лет умеют читать и писать. Даже во многих государствах Западной Европы этот показатель заметно ниже (в 1990 году в Италии - 97%, Испании - 95%, Португалии - менее 90%), не говоря уже о государствах Африки и Азии.
      Многие  россияне, окончив школу, продолжают учебу в университетах, институтах, техникумах. В России 20% взрослого  населения имеют среднеспециальное, более 13%-высшее образование (взрослым в статистике считается человек старше 15 лет). Именно поэтому в стране есть высококвалифицированные специалисты практически по любой отрасли.
      Основной  интеллектуальный стратегический ресурс России - наука. Лишь в нескольких государствах мира, в том числе и в нашей стране, научные исследования ведутся практически во всех отраслях знания. В 80-х годах, по оценкам экспертов, 70% отечественных научных разработок соответствовали мировому уровню, а 20% даже превосходили его. Благодаря высокому уровню развития науки страна получила то, что больше всего ценится в современном мире, - новейшие технологии. Самыми передовыми обладают менее десяти государств планеты. Это и есть важнейшие технологические стратегические ресурсы России[24].
      К сожалению, в годы экономического кризиса (90-е годы) интеллектуальные и научные ресурсы России оказались под угрозой. Все меньше денег государство выделяет школам и учителям, институтам и ученым. Так, во второй половине 90-х годов расходы на науку сократились в 10 раз (средств выделяется в 30 раз меньше, чем в США). В результате закрылись многие исследовательские центры, прекратились эксперименты, ученые, в первую очередь молодые, стали уезжать за рубеж. Из-за этого снижается количество научных исследований и их качество. Так, доля разработок мирового и более высокого уровня в 90-х годах снизилась до 25 и 7% соответственно. Однако человеческие и интеллектуальные ресурсы России не утрачены и продолжают оставаться ее главным достоянием.
      Одним из важнейших ресурсов любой страны являются ее запасы полезных ископаемых. Все запасы минерального сырья делятся на две большие группы. Первая -разведанные запасы. Их месторождения уже открыты геологами, нанесены на карты, и на большинстве из них ведется добыча необходимого в стране сырья. Сколько в России таких ресурсов, подсчитано достаточно точно, и ни у кого нет сомнения в том, что размеры российских подземных кладовых самые большие в мире. На долю России приходится более 35% мировых запасов газа, 32% железа, 31% никеля, 27% олова, 21% кобальта, 14% урана, 13% нефти, а апатитов даже 65%. По запасам угля и золота наша страна занимает третье место в мире, а по запасам алмазов (после открытия в Архангельской области уникальных месторождений) - первое место. Россия входит в первую десятку государств, наиболее богатых медью, титаном, магнием[12].
      Однако  гигантские просторы нашей страны изучены  геологами далеко не полностью. Это  вторая группа - так называемые прогнозные запасы, которых в стране больше, чем разведанных. Прогнозные запасы нефти в три раза превосходят разведанные, а газа - почти в четыре. Значение России как всемирной кладовой возрастает. На ее долю приходится около 60% мировых прогнозных запасов газа, более 30% угля, около 20% нефти. Однако старые, давно разрабатываемые месторождения постепенно истощаются, а на открытие и обустройство новых не хватает денег. Геологическая разведка территории в 90-х годах резко сократилась, и превращение прогнозных запасов в разведанные происходит очень медленно.
      По  размерам территории (17,1 млн. км2) Россия занимает первое место в мире, намного обгоняя другие страны: Китай (9,3 млн. км2), Канаду и США (примерно 9,2 млн. км2) Австралию (7,6 млн. км2). В нашей стране можно встретить практически все ландшафты умеренного пояса Земли - от полярных пустынь до субтропиков. Большая часть территории России (46%) покрыта лесами. Второе место от площади (19%) занимают оленьи пастбища - северные тундры, и только на третьем месте (13%) находятся сельскохозяйственные земли (пашни, пастбища). Дома, заводы, дороги покрывают мизерную часть территории - всего 0,8%, что в восемь раз меньше, чем, например, площадь российских болот. Сельскохозяйственные угодья, в первую очередь пашни, - наиболее ценные земли, так как именно они дают большинство продуктов питания. Пашни в России раскинулись на 130 млн. га - это почти столько же, сколько во всех остальных странах Европы вместе взятых. По площади пахотных земель Россия уступает только двум государствам мира - США (190 млн. га) и Индии (170 млн. га), немного обгоняя Китай (97 млн. га). Однако российские пашни расположены в основном в не очень благоприятных климатических условиях, что снижает их ценность. Однако из-за расточительного отношения к земле Россия ежегодно теряет миллионы гектаров. Так, свалками в стране занято около 3 млн. га, что равно площади Бельгии. Овраги размыли около 2,5 млн. га, что больше территории Израиля, и с каждым годом эта цифра увеличивается на 0,1- 0,2 млн. га. В результате добычи полезных ископаемых разрушено более 1 млн. га - целая Ямайка!
      Россия  обладает самыми большими в мире площадями естественных экосистем, не измененных или очень мало измененных деятельностью человека. Они покрывают 7,5 млн. км2, или 44%> территории страны, причем это в основном лесные ландшафты[12].
      Второе  место занимает Канада (6,4 млн. км2 нетронутых земель, прежде всего тундры и полярные пустыни), а третье - Китай (2,1 млн. км2, главным образом горные ландшафты)
      Ученые  считают, что в ближайшем будущем  именно естественные экосистемы станут одним из главных стратегических ресурсов России. Уже сейчас разрабатываются международные законы и соглашения, по которым страны, обладающие большими площадями нетронутых территорий, могут «продавать» их работу мировому сообществу и отдельным государствам.
      Россия - одна из богатейших стран мира, в  которой есть все важнейшие стратегические ресурсы: многочисленное и образованное население, передовые технологии и крупные залежи полезных ископаемых, необъятная территория и огромный ресурс нетронутых экосистем. При должном использовании они могут позволить стране привести благосостояние ее граждан в соответствие с имеющимся у нее потенциалом развития. 

                                       §3. Темпы инфляции
      Безусловно, инфляция "всегда и везде является денежным феноменом" (М. Фридман). Однако на протяжении коротких временных интервалов темпы роста денежного предложения и цен могут отличаться под воздействием различных факторов.
      С начала 2005 года значение индекса потребительских  цен (ИПЦ), отражающего изменение цен на корзину из определенного набора товаров и услуг в среднем по России, составило 7,3% (см. рисунок 1). Это означает, что с начала 2005  года в среднем по РФ цены на потребительские товары и услуги увеличились на указанную величину. В то же время за тот же период 2004 года потребительские цены выросли лишь на 5,3%. То есть, цены росли в 2004 году медленнее, чем в 2005.
      
      По  данной таблице  и таблице 2 можно  сделать вывод, что такое резкое изменение цен связано с сезонными изменениями.
      Однако, индекс потребительских цен в целом по РФ отражает лишь среднее изменение цен. В то же время в каждом отдельном регионе страны цены могут изменяться как значительно быстрее, так и намного медленнее. Так, например, в Эвенкийском автономном округе цены выросли на 33,6% , в Камчатской области - на 15%, а в Волгоградской области - на 11,3%. В то же время в Корякском АО рост цен не превысил 3%, а в Тамбовской и Архангельской областях - 5,5%. В Москве и Санкт-Петербурге потребительские товары и услуги подорожали с начала 2005 года в среднем на 7,3% и 8,2% соответственно. То есть воздействие инфляции на ваш личный уровень жизни зависит и от того, где именно вы живете. Кроме того, индекс потребительских цен рассчитывается как средневзвешенное из трех компонент: индексов цен на продовольственные товары, непродовольственные товары и платные услуги населению. Проигрывая в одном, вы можете выиграть в другом. В мировой практике для сопоставимости данных принято на протяжении достаточно долгого периода времени поддерживать структуру весов постоянной. Ведь манипулируя весами, то есть, снижая вес фактора, показавшего больший рост цен, за счет увеличения веса фактора, продемонстрировавшего более умеренную ценовую динамику, можно достаточно сильно варьировать конечный показатель. К сожалению, в РФ Росстат не публикует данные о весах факторов. Более того, можно показать, что данные веса не являются стабильными, что вызывает большие сомнения в адекватности предоставляемых данных, иначе говоря – конечные цифры не сообщат нам всего того, что хотелось бы знать для полного понимания всей картины. Значительный вклад в рост цен внесло увеличение цен на платные услуги населению и значительное подорожание продовольственных товаров[24].
      Также уровень монетизации экономики России (отношение денежной массы к ВВП) по-прежнему достаточно низок по сравнению с другими странами с переходной экономикой. Таким образом, до достижения сопоставимого уровня монетизации экономики России рост денежного предложения будет "поглощаться" потребностью экономики в деньгах для обеспечения трансакций и сбережений. Помимо этого рост денежной массы соседствовал с быстрым ростом доходов населения и розничного товарооборота, так что значительная доля прироста денежного предложения была направлена на обеспечение покупательной способности населения и поддержание необходимо уровня ликвидности для совершения покупок [23].
      В РФ органом, одной из основных целей деятельности которого является поддержание стабильности цен, является Центральный Банк. Под контролем ЦБ находится предложение денег в экономике, оказывающее важнейшее влияние на инфляцию. В большинстве развитых стран центральные банки используют три основных рычага воздействия на денежную массу:
1) операции на  открытом рынке (покупка/продажа государственных облигаций)
2) изменение  ставки рефинансирования (ставки, под  которую ЦБ выдает кредиты коммерческим банкам)
3) нормы обязательного  резервирования (банки обязаны держать  определенный процент своих активов в виде резервов в ЦБ).
4) поддержание  стабильности национальной валюты.
      Однако  в России ставка рефинансирования практически  не оказывает никакого влияния на рынок, а следует за ставкой процента на межбанковском рынке. Одновременно рынок государственных бумаг  в нашей стране практически отсутствует в условиях их отрицательной доходности. То есть их просто невыгодно покупать, они не сберегают деньги, а лишь сохраняют какую-то их часть[24].
      Также в условиях высоких цен на основной товар российского экспорта (нефть) в Россию поступает значительный объем валюты и для недопущения резкого укрепления рубля ЦБ вынужден скупать эту валюту, увеличивая тем самым не только золотовалютные резервы, но и количество денег в экономике. Если же ЦБ хочет снизить темпы роста денежной массы и инфляцию, то ему придется допустить значительное укрепление рубля, что негативно скажется на российском экспорте и конкурентоспособности отечественных товаров. Необходимо не упускать из внимания и еще один важный момент: сокращение денежной массы для борьбы с инфляцией может привести к кризису ликвидности в банковском секторе. Кроме того, растущая экономика требует и соответствующего роста количества денег. Поэтому чрезмерное его сокращение способно вызвать и замедление экономической активности. В первом полугодии 2006 года инфляция снизилась, относительно прошлого года, но это временное улучшение не является определяющим показателем. В (таблице 2[11 ])указаны статистические данные по инфляции, в том числе и ее составляющие на период 2005-2006года [15].
        2005 г. 2006 г.* Январь-июнь Июль-декабрь
2005 г. 2006 г. 2005 г. 2006* г.
      Инфляция 10.9 9.5 7.8 6.2 2.8 3.1
Цены  на продукты питания 9.8 9.6 8.7 7.4 1.0 2.1
 аграрная  продукция       15.3 10.0 16.7 8.0 -1.3 1.8
плодоовощная  продукция       14.7 26.0 40.8 31.5 -18.6 -4.2
другая  сельхозпродукция       16.1 6.3 10.7 2.4 4.9 3.8
прочие  продукты питания 4.2 9.3 0.7 6.9 3.5 2.2
Цены  на непродовольственные товары 5.9 5.1 2.4 2.3 3.3 2.7
 Бензин 16.1 5.0 2.7 2.5 13.0 2.4
прочие  непродовольственные товары 5.4 5.1 2.4 2.0 2.9 3.0
Тарифы  на платные услуги 21.1 15.0 15.4 10.1 5.0 4.5
 услуги  ЖКХ 32.7 18.5 9.1 16.0 2.8 2.2
        Прочие 15.0 12.9 8.2 6.6 6.3 5.9
      Базовая инфляция 8.4 7.8 4.5 3.7 3.8 4.0
 
      Базовая инфляция без сельхозпродукции 4.9 6.9 1.8 4.0 3.1 2.8
       
      Справочное. Денежные показатели
Курс  рубля к доллару США 3.7 -6.5 3.3 -5.9 0.4 -0.6
Темп  роста наличных денег 30.9 34.8 7.6 11.4 21.7 20.9
      Таблица 2. Инфляция и ее составляющие (%)
      Как приходится бороться с инфляции в России?
      Таким образом, ЦБ приходится выбирать между взаимоисключающими целями в условиях ограниченности средства воздействия на ситуацию. Однако на самом деле, вполне вероятно, что в настоящее время инфляция в России носит во многом не монетарный характер ("больше или меньше" денег в обороте), а порождена структурными диспропорциями в экономике. Так, в конце 2004 - начале 2005 гг. денежная масса в стране росла более медленными темпами, чем в аналогичном периоде предыдущего года, однако это не привело к замедлению темпов инфляции (рисунок 3). Так что дело не только в количестве запущенных в оборот денег, но и в их реальном распределении по всей экономике страны [13].
      Рисунок 3. Темпы прироста денежной массы.
      
      Источник: http://www.business-magazine.ru/news/pub189265
      В такой ситуации представляется, что важным является снижение неопределенности путем четкого определения целей экономической политики, разработка реалистичных прогнозов, а также избежание значительного сжатия денежной массы в условиях значительно более низкой монетизации ВВП (отношение денежной массы к ВВП), чем в развитых странах. В то же время следует сосредоточить особое внимание на решении структурных проблем экономики, таких как сильная монополизация локальных рынков, неразвитость банковского и в целом финансового сектора, развитие цивилизованных методов регулирования предложения денег. То есть нельзя допускать чрезмерного скопления денег на одних рынках и их нехватки – на других.
      И в заключении можно сказать, что  инфляция – вещь неизбежная. И если для простого россиянина она пока воспринимается как "рост цен", от которого нельзя защититься, приводящий к тому, что "жить становится все тяжелее", то это происходит во многом из-за плохого понимания. Обыкновенные граждане только учатся азам рынка. Во многом недовольство людей могло бы быть снижено, если бы люди научились складывать из азов отдельные слова, иначе говоря – знать, что подорожает, когда, почему, и даже свои личные бюджеты распределять не от получки до получки, а планировать расходы на более длительный срок. Отдельный человек не может победить инфляцию. Но снизить силу наносимого ей удара по карману в какой-то степени можно. Для этого не нужно быть "продвинутым экономистом" – достаточно вспомнить поговорку "готовь сани летом, телегу зимой" и откладывать копеечку не на черный день, а на тот момент, когда, скорее всего, придется профинансировать те или иные расходы. А тем, кто занят своим, пусть небольшим бизнесом, учиться придется основательнее.
      Конечно, все это не снимает ответственность  и с органов государственной власти, ответственных за рост цен. Высокая инфляция неизбежно приводит к снижению уровня жизни простых граждан страны, и не допустить это - важная задача правительства и Центрального Банка.
      Кроме того, жаль, что пока телевидение  или газеты сообщают простым и  понятным языком только прогноз погоды – прогноз "финансовой погоды" становится не менее нужной вещью для россиян, поскольку все они живут в рыночной экономике. Что-то говорится и в специальных изданиях, но очень сложным языком. Если бы метеорологи сообщали бы нам прогноз погоды в своей специальной терминологии, мы бы попросту не поняли, когда будет дождь или заморозки. Ну, и еще труднее в таком случае будет объяснить, что право на ошибку, которое мы признаем за метеорологом, распространяется и на экономиста. Мы, конечно, недовольны неверным прогнозом погоды, но все же от него не отказываемся.
                               §4. Уровень безработицы
     Безусловно, безработица является наиболее плачевным последствием реформирования экономики в России. И решение этой проблемы должно быть незамедлительным. Отсутствие рабочих мест имеет важнейшие последствия на уровень жизни населения. В России же эта проблема принимает серьезные масштабы.
      В феврале 2006 года численность безработных  увеличилась на 1,1% по сравнению с  предыдущим месяцем. Общая численность безработных в России составляет 5,727 млн. человек. Это 7,7% всего экономически активного населения страны. Об этом сообщается в докладе Федеральной службы государственной статистики [21].
      При этом число официально зарегистрированных безработных в феврале 2006 года увеличилось на 3,7% по сравнению с предыдущим месяцем и составляло 1,906 млн. человек, передает "Прайм-ТАСС".
      Численность экономически активного населения  в России по состоянию на конец февраля 2006 г оценивалась Росстатом в 73,9 млн. человек - примерно 51% от общей численности населения страны [21].
      По  данным Росстата, реальные располагаемые  денежные доходы российского населения - рассчитанные за вычетом обязательных платежей и скорректированные на индекс потребительских цен - в январе-феврале 2006 года повысились на 9,5% по сравнению с аналогичным периодом 2005 года. Среднедушевые доходы россиян в феврале 2006 года составляли 8092 рубля. Среднемесячная начисленная номинальная заработная плата в России в феврале 2006 г составила 9106 рублей[11].
      Проблема  существует также среди молодежи. Рост числа безработных среди  молодежи грозит замедлением мировой  экономики и ставит под удар стабильность и безопасность нашей страны. Прогнозы неутешительны: через 10 лет уровень безработицы среди молодежи увеличится на 15%. Также, по данным Росстата огромное количество молодых людей живут за чертой бедности (менее чем на 2 доллара в день). Безработица среди молодежи представляет собой не только серьезный вызов самим молодым, но и экономические утраты в виде утечки сбережений и человеческого капитала. Также это чревато издержками на социальные программы, направленными на борьбу с преступностью и употреблением наркотиков[8].
      Также последствием  безработицы является демографический спад. Статистики уже бьют тревогу: к 2008 году в российских школах учатся на 6 миллионов детей меньше, чем сейчас.
Таковы  последствия демографического спада, происходящего в России. Об этом заявил на пресс-конференции министр  образования РФ Владимир Филиппов. За последние 10 лет в России закрылось 2 тысячи школ, на 25 процентов сократилось число учащихся в начальной школе. Филиппов отметил, что уменьшение числа учеников и введение 12-летнего обучения влечет за собой переподготовку и сокращение числа учителей. Так, по расчетам, нужно будет сократить к этому времени 500 тысяч педагогов[2].
      Вследствие  безработицы возникает огромное количество проблем, связанных с отсутствием денежных средств. Множество семей не может позволить себе «свести концы с концами». По данным социологического опроса проведенного в Москве в 2006 году. Из 100 опрошенных семей только, в среднем 13 могут жить более или менее достойно. Прочие данные приведены в таблице 4. 

      
        янв. май июль сент.
Мы  едва сводим концы с концами; денег не хватает даже на продукты 13       16 14 13
На  продукты денег хватает, но покупка  одежды вызывает серьезные затруднения       37       36 34 35
Денег хватает на продукты и одежду, но покупка вещей длительного пользования является для нас проблемой       38       37 38 39
Мы  можем без труда приобретать  вещи длительного пользования. Но затруднительно приобретать действительно дорогие вещи 12 11 14 13
Мы  можем позволить себе достаточно дорогие покупки квартиру, дачу и многое другое 0.1 0.4 0.3 0.3
       
Таблица 4:
Доход и уровень жизни (кол-во из 100 опрошенных).
       
      И хотя правительство все время  принимает какие-то решения, и все время внедряет какие-то реформы, по данным социологического опроса население не особо заметило изменений (Таблица 5.)(14):
        За минувший год*       Через год**
Значительно лучше       4 (5)       5 (6)
Несколько лучше       24 (25)       15 (16)
Без изменений       48 (45)       37 (34)
Несколько хуже       16 (17)       10 (7)
Значительно хуже       7 (6)       4 (2)
Нет ответа       2 (2)       31 (35)
      Таблица 5: Оценки изменений за минувший год. Ожидание на ближайшее будущее.
      * данные июля 2006 года; **Ожидание на  будущее
                           
      
                                §5. Взаимосвязь этих проблем
      Интересно заметить что инфляция и безработица  тесно взаимосвязаны между собой. Увеличение занятости и снижение безработицы сопровождаются ростом инфляции спроса, так как в экономике постоянно уменьшается объем неиспользованных ресурсов, и расширять производство приходится за счет "переманивания" ресурсов от одной фирмы к другой, из одной отрасли в другую, путем повышения ставок заработной платы и цен на инвестиционные товары. Снижение уровня инфляции спроса может быть достигнуто только путем ограничения занятости и увеличения безработицы. Это означает, что в краткосрочном периоде между уровнями инфляции и безработицы обнаруживается обратная зависимость, определяемая как кривая Филлипса (Phillips curve) (рисунок 6).
        
 
 
 
 
 

      Задача  состоит в нахождении оптимальной  точки пересечения между линиями, идущими от оси инфляции и от оси безработицы. Предположим, что это – точка, где безработица составляет 4%, а инфляция – 6% в год. Если инфляция будет раскручиваться дальше, безработица понизится до 3 и менее процентов.
      В любой момент времени правительство, управляющее совокупными расходами, может выбрать на кривой Филлипса определенную комбинацию уровней инфляции и безработицы для краткосрочного временного интервала. Этот выбор зависит от ожидаемого темпа инфляции: чем выше ожидаемая инфляция, тем выше располагается кривая Филлипса. Выбор экономической политики в этом случае затрудняется, так как фактический уровень инфляции будет выше для любого уровня безработицы.
      В 70–х годах в странах Запада обнаружилось явление «стагфляция», которое сочетало безработицу с инфляцией. Рост происходил в обоих направлениях. Цены продолжали повышаться даже в условиях заметного спада производства.
      Непредвиденным  подобное развитие событий   считать  трудно. В развивающихся странах, где безработицу стимулировал демографический взрыв, а государственное управление финансами оставляло желать лучшего, параллельное нарастание инфляции и безработицы обнаружилось значительно раньше.
      Здесь, по-видимому, следует учитывать национально-психологические  особенности, «фактор предпочтения», т. е. реакцию населения страны на инфляцию и безработицу, а также степень социальной защищенности. При рассмотрении среднегодового темпа колебаний по этим показателям видно, что, например, для Швеции или Италии ориентиром выступает занятость, отчасти в ущерб антиинфляционной коррекции, а для Германии же последняя является ключевой. Англосаксонский регион также обнаруживает склонность к сдерживанию инфляционного процесса.
      Опыт  государственного регулирования безработицы  различен во времени и пространстве, эффективность социальной политики часто довольно низка. Универсальных рецептов в этой области не существует, поскольку социальная жизнь напрямую связана с историческими традициями, склонностями населения, его привычками, политической активностью и т. д.
                        
 

      
      Глава 2. Основные процессы развития внешнеэкономических  
связей России

      §1.Общая  оценка развития внешнеэкономических  связей России.
      В условиях жесткой международной  конкуренции экономическое развитие страны должно определяться главным образом ее научными и технологическими преимуществами. Но, к сожалению, большая часть технологического оборудования, используемого сейчас российской промышленностью, отстает от передового уровня даже не на годы, а на десятилетия. А эффективность использования энергии, даже со ссылкой на климатические условия, у нас в разы ниже, чем у прямых конкурентов России на мировых рынках.
      Не  нарушая достигнутой финансовой устойчивости, нам надо сделать серьезный  шаг к стимулированию роста инвестиций в производственную инфраструктуру и в развитие инноваций. Россия должна в полной мере реализовать себя в таких высокотехнологичных сферах, как современная энергетика, коммуникации, космос, авиастроение, должна стать крупным экспортером интеллектуальных услуг.
      Разумеется, мы рассчитываем на рост предпринимательской  инициативы во всех секторах экономики и будем создавать для этого необходимые условия. Но мощный рынок рывок в вышеназванных, традиционно сильных для страны областях - это наш шанс использовать их как локомотив развития. Это реальная возможность изменить структуру всей экономики и занять достойное место в мировом разделении труда. Россия уверенно, чувствует себя в добывающих отраслях. Наши предприятия здесь вполне конкурентоспособны. Например, «Газпром», вышел на третье место в мире по капитализации среди крупнейших корпораций мира, при этом сохраняя достаточно низкие тарифы для российских потребителей. И этот результат возник не сам по себе, а как следствие целенаправленных действий со стороны государства. Однако на этом, разумеется, нельзя успокаиваться и останавливаться. Необходимо создать условия для ускоренного технологического обновления энергетической отрасли. Надо развивать современные перерабатывающие производства и транспортные мощности, осваивать новые перспективные рынки. И при этом необходимо полностью обеспечить как потребности внутреннего развития, так и исполнять обязательства перед нашими традиционными партнерами.
      Сегодня необходимы и шаги по развитию атомной  энергетики - энергетики, основанной на безопасных реакторах нового поколения. Нужно укрепить позиции России на мировых рынках атомного машиностроения, максимально используя здесь наши знания, навыки, новейшие технологии и, разумеется, международную кооперацию. Решению этой задачи должна служить и реструктуризация самой отрасли. И, разумеется, надо прицельно работать на перспективных направлениях энергетики - водородном и термоядерном. Кроме того, следует кардинально повысит эффективность потребления энергии. Это требование не прихоть для страны, богатой ресурсами, это вопрос нашей конкурентоспособности в условиях интеграции в мировую экономику, вопрос качества жизни людей и экологической безопасности. Также Россия сможет сыграть свою позитивную роль в формировании энергетической стратегии[13].
      Опираясь  на благоприятное географическое положение  страны, мы обязаны эффективно реализовать свой потенциал и в столь перспективной сфере, как современные коммуникации. Ключевое решение здесь - это комплексное, взаимоувязанное развитие всех видов транспорта и связи.
      Также нельзя забывать, что освоение космоса - это оборонный щит России, возможность раннего выявления глобальных природных катаклизмов, площадка для получения новых материалов, технологий. Для решения этих и других задач потребуются существенные капиталовложения в модернизацию мощности по производству космической техники и развитию наземной инфраструктуры. Россия может стать и одним из лидеров в нанотехнологиях. Это одно из самых перспективных направлений и путей развития энергосбережения, элементной базы, медицины, роботехники. Нам в целом нужна сегодня такая инновационная среда, которая поставит производство новых знаний на поток. Для этого нужно создать и необходимую инфраструктуру: технико-внедренческие зоны, технопарки, венчурные фонды, инвестиционный фонд - все это уже делается, создается. Нужно сформировать благоприятные налоговые условия для финансирования инновационной деятельности.
      Современной России нужен беспрепятственный  выход со всей продукцией на международные рынки. Для нашей страны это вопрос более рационального участия в международном разделении труда, вопрос получения полноценных выгод от интеграции в мировую экономику. Именно с этой целью мы продолжаем вести переговоры о присоединении к Всемирной торговой организации, и ведем их только на условиях, которые полностью учитывают экономические интересы России[22].
      Очевидно, что наша экономика уже сейчас является более открытой, чем экономики  многих членов этой уважаемой организации. И переговоры о вступлении России в ВТО не должны становиться инструментом торга по вопросам, не имеющим ничего общего с деятельностью этой организации.
      Современная российская внешняя политика опирается  на принципы прагматизма, предсказуемости  и верховенства международного права. Другое дело споры о дальнейшей судьбы Содружества не утихают до сих пор, и мы заинтересовано работаем над вопросами реформирования СНГ. Очевидно, что Содружество помогло без особых потерь пройти становления партнерских отношений между вновь образованными молодыми государствами, сыграло свою позитивную роль в сдерживании региональных конфликтов на постсоветском пространстве. Из опыта СНГ выросла и несколько продуктивных инициатив экономического сотрудничества. Сегодня параллельно на основе совпадающих интересов сторон развивается Союзное государство с Белоруссией, ЕврАзэс, Единое экономическое пространство. И сообща мы решаем проблемы, которые никто за нас не решит. При этом реально видим, что многостороннее партнерство позволяет это делать с меньшими затратами, с большей эффективностью. Содружество стало хорошей основой для формирования Организации Договора о коллективной безопасности. В эту структуру вошли страны, по-настоящему заинтересованные в тесном военно-политическом взаимодействии. На пространстве СНГ идет непростой, но активный поиск оптимальных моделей взаимодействия. И Россия готова прямо и ясно заявит о желательном для нас конечном результате такого поиска: это создание оптимальной экономической системы, которая обеспечивала бы эффективное развитие каждого из ее участников. Отношения с нашими ближайшими соседями были и остаются важнейшим направлением внешней политики Российской Федерации. Крупнейший из них - Европейский Союз. Наш постоянный диалог с ЕС создает благоприятные условия для взаимовыгодных экономических связей и расширения научных, гуманитарных и иных обменов. Совместная реализация нами концепции общих пространств является важным элементом всего общеевропейского развития. Особое значение для нас и для всей международной системы имеют отношения России с США, с КНР, с Индией, а также с быстро набирающими силу странами Азиатско-Тихоокеанского региона, Латинской Америки и Африки. Россия готова предпринимать все новые шаги для расширения рамок и сфер взаимодействия с этими государствами, а также укреплять 

     §2. Место и роль России в мировой торговле
      Удельный  вес СССР в мировой торговле достиг максимального уровня (3,4%) в 1983 г., а затем, постепенно снижаясь, составил 1,8% в 1990 г. (примерно 61 млрд. долларов). Около четверти его экспорта, по оценке экспертов МБРР, приходилось на промышленные товары. Основную часть валюты страна получала от вывоза нефти, газа, чугуна, стали, золота и оружия. СССР являлся крупным покупателем некоторых видов сырьевых товаров, особенно зерна. В 1990 г. (по данным Международного банка по реконструкции и развитию (МБРР)) на его долю приходилось 15% мирового импорта зерна.
      В середине 90-х годов доля России в  мировой торговле составляла около 1,5%. Как выразился один западный экономист, «если Россия исчезнет с мирового рынка, никто не заметит». Конечно, это явное преувеличение, выдача желаемого за действительное. Вместе с тем, это определенное отражение положения России в мировой торговле[19].
      С начала рыночных реформ российская внешняя  торговля становится сферой, имеющей  положительную динамику развития. С 1992 г. внешнеторговый оборот России увеличился в 1,4 раза, ее экспорт — более чем в 1,6 раза, а импорт — примерно на 5%. Еще на рубеже 90-х годов включенность России в международное разделение труда, определяемая как отношение объемов экспорта и импорта к ВВП, была на уровне 5% по той и другой позициям. В 1994 г. эти показатели составили 22% к ВВП по экспорту и 17% по импорту, увеличившись в 4 и 3 раза соответственно[18].
      Процесс заметного роста экспорта сопровождается тем, что к 1996 году вывоз многих важнейших  видов продукции стал заметно  менее прибыльным, либо вообще убыточным. Это обусловлено рядом факторов, в частности, выравниванием внутренних российских и мировых цен. Подавляющая часть товаров традиционного российского экспорта стоила внутри страны дороже, чем на внешних рынках; экспорт терял доходность под воздействием относительного удорожания рубля по отношению к доллару. Курс доллара в России рос с отставанием от темпов инфляции, поэтому рублевые затраты на экспортную продукцию увеличивались быстрее рублевого эквивалента экспортной выручки. Одновременно со снижением доходности экспорта снижалась и доходность импорта. Этот процесс был обусловлен усилением государственной политики регулирования импорта. В середине 90-х годов средневзвешенная ставка российского импортного тарифа составляла около 15%.
      Импортные товары облагаются также налогом  на добавленную стоимость и акцизами. Уменьшению доходности экспорта и импорта способствовали также рост транспортных тарифов и стабильно дорогой кредит.
      Ситуация  в стране складывалась таким образом, что даже низкоэффективный экспорт несет меньшие убытки, чем сворачивание соответствующих экспортных производств. К тому же наращивание экспорта в условиях обострившейся проблемы неплатежей в российской экономике минимизирует риск поставленной продукции и дает больше возможности получения за нее реальных финансовых средств.
      Рост  экспорта ряда традиционных российских товаров был не в последнюю очередь обусловлен и заметным сокращением спроса на эти товары на внутреннем рынке в результате экономического кризиса, в котором оказалась Россия.
      Выявляя факторы, обусловливающие положительную  динамику объемов внешней торговли, следует, прежде всего, назвать повышательную ценовую конъюнктуру на мировом рынке. Изменение мировых цен на важнейшие товары российского экспорта, поначалу носившее понижательный характер, к середине 90-х годов приобрело повышательный характер. Так, средние контрактные цены по экспорту увеличились примерно на 8% по сравнению с 1992 г. Мировые цены на товары, импортируемые в Россию, имели резко выраженную повышательную тенденцию. Уровень средних контрактных цен по импорту в середине 90-х годов превышал подобные цены в 1992 г. примерно в 2,3 раза. В результате рост внешнеторгового оборота России происходил при увеличении физического объема экспорта и уменьшении физического объема импорта. Другим важным фактором, существенно повлиявшим на достаточно устойчивый рост российской внешней торговли, послужило то, что внешняя торговля, как отмечалось выше, стала источником реальных доходов, «живых денег» для участников внешнеэкономической деятельности[21].
      Помимо  роста официальной внешней торговли в 90-е годы (особенно в их середине) был отмечен значительный прирост  оборота так называемой неорганизованной «челночной» торговли, не попадающей в официальные статистические отчеты. По некоторым оценкам в 1996 г. общий оборот этой торговли превысил 15 млрд. долл. При этом «челночный» экспорт составил чуть более 1 млрд. долл., остальное пришлось на импорт. Оборот челночной торговли товарами народного потребления в несколько раз превысил цифры официальной торговли. В середине 90-х годов «челноки» обеспечивали более 15% импорта России. Это свидетельствует в пользу того, что положение на российском рынке товаров народного потребления в середине 90-х годов и, видимо, в ближайшей перспективе, определяли и будут определять «челноки».
      В товарной структуре российского  экспорта 90-х годов сохраняется  сырьевая направленность с преобладанием  в ней энергоносителей. Доля сырьевых отраслей в экспорте страны составляет около 90%. Между тем окупаемость вложенного рубля в эти отрасли достигает 10-12 лет, тогда как в машиностроении 3-5, в электронике — 2-3, сфере обращения — 1-1,5 года.
      Некоторые российские и многие зарубежные экономисты не видят большой беды в сырьевой экспортной ориентации страны. Если подобная экспортная специализация, считают они, выгодна, значит, ее следует поддерживать, одновременно добиваясь повышения глубины и качества переработки первичных ресурсов, тем более что другой альтернативы нет. Между тем избранная стратегия накопления валютных ресурсов для нужд рыночных реформ (в том числе для выплаты внешнего долга) за счет массированного экспорта сырья и энергоресурсов чревата превращением страны в ресурсно-сырьевой придаток глобального мирового рынка. И чтобы не попасть в эту ловушку, необходимо учитывать многие факторы. Мировой опыт свидетельствует, что среди развитых стран немало экспортеров сырья. Так, например, у Норвегии доля чистого экспорта сырья в ВВП даже выше чем у России — 19,5% против 14,5%, а у Новой Зеландии — 14%. У таких стран, как Австралия, Канада, Нидерланды этот показатель значительно меньше — от 7,5% до 6,5%[13].
      Экспорт сырья влияет на уменьшение объемов  выпуска промышленной продукции. Эта  закономерность прослеживается во всех странах мира: чем больше объемы чистого экспорта сырья, тем меньше доля обрабатывающей промышленности в валовом внутреннем продукте (ВВП). В России эта доля пока достаточно высока — 21%), у Великобритании — 22%), Японии — 27%>, ФРГ — 29%>. В Норвегии и Австралии доля продукции обрабатывающей промышленности в ВВП составляет 15%, Канаде и Нидерландах — 18%», что ниже, чем у России. Принимая во внимание вышеприведенные показатели, можно предположить, что Россия с ее богатейшим научно-техническим и интеллектуальным потенциалом, не менее значимым, чем сырьевые богатства, должна идти путем сбалансированного роста вывоза сырья с увеличением экспорта высоких технологий и научных разработок. В свою очередь, экспорт машин и оборудования в последние годы сокращался. В 1995 г. он составил 4,6 млрд. долл. Его доля снизилась до 6% в общем объеме российского экспорта. Еще в 1993 г. он составлял 7%. Его объемы держатся в основном на поставках спецтехники.
      Структура импорта формируется под влиянием платежеспособного спроса, а также  падения производства внутри страны. В частности, эти факторы обусловливают значительный объем импорта продовольствия. Доля потребления импортного продовольствия (по стоимости) в общем объеме потребления продуктов питания населением России превысила в середине 90-х годов 50%, что заметно перевалило за допустимые границы продовольственной безопасности страны.
      Падают  закупки машинно-технической продукции, продукции инвестиционного назначения. Это означает, что замедляется процесс восстановления производственных фондов.
      Одна  из главных проблем российской внешней торговли — это необходимость стимулирования промышленного экспорта. С 1997 г., по мнению экспертов, прирост экспорта сырья станет невозможным. В результате приостановится рост внешнеторгового оборота. Положительное сальдо торгового баланса станет трудно достижимым.
      Федеральная программа поддержки экспорта, разработанная  Министерством внешнеэкономических связей РФ, ориентирована, главным образом, на обрабатывающие отрасли и предполагает рост доли готовой продукции в российском экспорте до 70% в 2005 году. Для обеспечения устойчивого роста доли готовой продукции в российском экспорте необходима поддержка в размере не менее 0,3-0,35% от национального дохода, что соответствует 0,7-1 млрд. долл.
      Следует, однако, иметь в виду, что расширение экспорта может в значительной степени означать лишь отток ресурсов и капиталов за рубеж, если не будет сформирован эффективный механизм внешнеторгового контроля, а также благоприятный инвестиционный климат внутри страны. В противном случае наращивание экспорта, в том числе готовых изделий, будет означать разбазаривание ресурсов и утечку капитала за рубеж.
      Создание  экспортной базы в условиях острой конкурентной борьбы на мировом рынке, несет с собой не только явные, но и скрытые проблемы. Так, например, ряд стран, в том числе США, предусматривают применение санкций против стран, применяющих так называемый «таргетинг», т.е. целевое наращивание экспортного потенциала. Сейчас перед лицом таких санкций оказались «новые индустриальные страны», используются они и в отношении Японии. При выработке внешнеэкономической политики Россия должна учитывать имеющиеся обстоятельства и строить свой курс в соответствии с ними и собственными реалиями.
      Основные  цели государственного регулирования  внешнеэкономической деятельности состоят в следующем:
      • использование внешнеэкономических  связей для ускорения создания в  России рыночной экономики;
    содействие повышению производительности труда и качества национальной продукции путем приобретения лицензий и патентов, закупок новых технологий, качественных комплектующих, сырья и материалов, включения российских предприятий в мировую конкуренцию;
    создание условий доступа российских предпринимателей на мировые рынки посредством оказания государственного, организационного, финансового, информационного содействия;
      • защита национальных внешнеэкономических  интересов, защита внутреннего рынка;
      • создание и поддержание благоприятного международного режима во взаимоотношениях с различными государствами и  международными организациями.
 

      
      Глава 3. Значение внешнеэкономических связей России
      §1.Показатели России внешней торговли.
      Российская  империя накануне Первой мировой  войны занимала седьмое место в мире по объему внешней торговли. Российская доля в мировом товарообороте составляла 3,4% (доля Великобритании с колониями - 27,4%, Германии - 12,6%, США - 9,6%). Удельный вес России в населении земного шара (10,2% в 1913 г.) не соответствовал уровню ее занятости в мировом хозяйстве. В российском экспорте в 1913 г. 61% составляла продукция растениеводства (в том числе зерновые культуры-40%), лен и пенька - 7%), 18% - продукты животноводства, 10% - продукция лесного хозяйства, 5% - ископаемые (главным образом нефть, металлы, руды), 4% - готовые изделия, 2% - другие товары. В дореволюционной России на экспорт шло в основном зерно. Россия занимала первое место в мире, причем экспорт возрос с 5,8 млн. тонн в 1888 г. до 10,4 млн. тонн в 1912 г. Будучи «житницей» планеты, царская Россия ввозила сырье (47% в 1913 г.) - хлопок, шерсть, кожу, цветные металлы; 33% импорта составляли готовые изделия. Стремительная индустриализация страны в 30-х г.г. изменила структуру внешней торговли. Уже в 1938 г. на долю промышленных товаров приходилось 64% экспорта. Хотя внешнеторговый оборот СССР постоянно возрастал (только за 1960-1986 г.г. он увеличился почти в 5 раз), доля страны в мировой торговле в конце 80-х г.г. была лишь 4%, т.е. практически не возросла по сравнению с царской Россией. Однако сильно изменился состав ввозимых и вывозимых товаров. СССР перед распадом (в 1991 г.) являлся по существу топливно-сырьевой кладовой мира: доля советского экспорта топлива, электроэнергии, руд и металлов составляла почти 60%. Советский Союз был также крупнейшим (наряду с США) оружейным цехом планеты. В 1989 г. СССР экспортировал оружия на сумму 21,8 млрд. долларов, а США - на 11,9 млрд. долларов. На вырученную от продажи сырья, топлива и оружия валюту страна закупала машины, оборудование, продукты питания и промышленные товары. Россия к середине 90-х г.г. играла скромную роль в международном разделении труда: ее доля в мировой торговле не превышала 1,5%. Внешнеторговый оборот страны за 1990-1996 г.г. сократился на 32%, причем импорт уменьшился почти вдвое. Это объясняется тем, что львиная доля (70%) сокращения импорта произошла за счет машин, оборудования, транспортных средств. Страна, переживающая острейший кризис, сворачивает производство, и, пока не начался экономический подъем, ей не нужны новые машины и оборудование[15].
      Начиная с 1992 г. Россия больше продает за границу, чем покупает. Эта разница достигает 25-30 млрд. долларов в год. Доходов от внешней торговли хватило бы, чтобы рассчитаться со значительной частью внешних долгов страны. В 2000 г. внешний долг составил 140 млрд. долларов. По этому показателю Россию опережает в мире только Бразилия.
      Однако, к сожалению, немалая часть валютной выручки «оседает» за рубежом. Незаконный вывоз капитала за 1992-2000 г.г. оценивается  астрономической величиной -от 100 до 300 млрд. долларов. «Бегущий» от экономической нестабильности отечественный капитал «работает» на процветание отнюдь не бедствующих западных стран. Предотвратить утечку капитала, создать условия для его возвращения стало одной из главных задач российского правительства в 90-х г.
      В России в конце XX в. внешняя торговля приобрела так называемый колониальный характер - вывозится сырье и топливо, а ввозятся легковые автомобили, продовольствие, товары массового спроса. Экспортируются в основном нефть и газ. В 2001 г. от их продажи наша страна получила почти 40% валюты. Экспорт сырой нефти вырос с 56,5 млн. тонн в 1991 г. до 150 млн. тонн в 2000 г., нефтепродуктов - с 27 до 57 млн. тонн. Вывоз природного газа увеличился за тот же период с 36,2 до 198, 5 млрд. куб. метров. В Российском экспорте 32% составляют сырье и металлы. За рубеж вывозится до 90% производимых в стране алюминия, меди, олова, цинка, а также почти 80% минеральных удобрений и около 90% отечественной целлюлозы. А вот экспорт машин и оборудования за 90-е г.г. сильно сократился. Хотя в СССР этот вид экспорта был и так невелик для индустриально развитой страны (21%, в то время как в США - 53%), в России его доля еще ниже - чуть более 9%[10 ].
      Итоги развития внешней торговли в 2004 г. стали  рекордными в новейшей истории России. Всемирная торговая организация констатировала, что российский экспорт рос значительно быстрее, чем у всех стран мира в целом в результате Россия вошла в десятку крупнейших стран-экспортеров и подняла свою долю в мировом экспорте с 1.6 до 2.8%о. казалось бы, это очевидный прогресс в укреплении внешнеэкономических позиций нашей страны. На самом деле далеко не все здесь так однозначно.
      За  первые 5 лет нового века внешнеторговый оборот, экспорт и импорт России, оцененные по методологии платежного баланса, увеличились в фактических ценах в 2.4 раза каждый при сверхвысоких среднегодовых темпах прироста более 19%>. Столь стремительному росту внешней торговли способствовали благоприятные условия внутри страны и на внешних рынках. На внутреннем рынке спрос на отечественное сырье, продукцию первого передела и продукцию оборонного комплекса возрастал медленнее, чем возможности ее производства, что позволяло наращивать экспортные поставки. Постоянное увеличение совокупного внутреннего спроса - конечного потребления и накопления - стимулировало расширение импорта. Конъюнктура на внешних рынках за прошедшее пятилетие в отличие от 1992-1999 гг. складывались в пользу российских внешнеэкономических операторов. Цены на импортируемые товары в 2000-2002 гг. падали, а в последние два года росли. В итоге в 2004 г. средние контрактные цены по экспорту увеличились на 58.5% по сравнению с 1999г., а такие же цены по импорту упали соответственно на 17.3%>. иными словами, в 2004 г. на оплату единицы импорта России приходилось тратить примерно в 1.9 раза меньше ресурсов, чем в начале пятилетнего периода. В этих условиях прирост экспорта и импорта в сопоставимых ценах практически постоянно опережал динамику отечественного производства и внутреннего спроса[15]. 

      Таблица 1. Темпы прироста производства, спроса и внешней торговли в России, % к предыдущему году, в сопоставимых ценах.
  2001 2002 2003 2004 2005 2006 В среднем   за год
ВВП 5.1 4.7 7.3 7.1 6,4 6,7 6.25
Промышленное 4.9 3.7 7.0 6.1 4,0   5,2
производство           3,9  
Внутренний 14.5 7.1 6.3 5.6 2,0 2,8 4,5
спрос              
Экспорт 2.8 10.5 11.7 10.7 4,7 5,8 7,6
товаров              
Импорт 29.8 17.8 22.0 24.2 22,5 31,7 24.5
товаров              
 
 

Источник: данные Федеральной службы государственной статистики и Федеральной таможенной службы, расчеты автора 

      Экспорт и импорт товаров в сопоставимых ценах выросли за 2001-2006 гг. соответственно в 1.5 и Зраза.
      Наша  страна теряет свои позиции на рынке  вооружений и военной техники. Экспорт оружия сократился до 2,5 млрд. долларов. Это почти в 9 раз меньше, чем в СССР, хотя в России осталось 82% оборонных предприятий бывшего СССР. Значительно вырос ввоз в Россию продуктов питания. В 1999 г. в нашу страну ввезено 540 тыс. тонн мяса и 748 тыс. тонн птицы, что соответственно в 1,9 и 16,2 раза больше, чем в 1992 г. Западные фирмы расширяют экспорт в Россию экологически опасных продуктов. Так, в 1995 г. из проверенных импортных товаров забраковано 58% колбасных изделий, 57% консервов, 36% масла. В 2001-2002 г.г. постоянно то гаснет, то разгорается с новой силой скандал о некачественных куриных корочках, поставляемых из США в Россию. Около половины потребляемого в России продовольствия поставляется из-за рубежа. Это серьезно подрывает экономическую безопасность страны[12].
      С кем торгует Россия? В 2000 г. в общем  объеме экспорта доля Германии составила 9,9%, США - 7,1%), Китая - 6,6%. Импортировались товары в основном из Германии -16,4%), США - 9,2%о, Италии - 7,4%, Германия не только крупнейшей торговый партнер России, но и главный ее кредитор: 50% общей задолженности России (это немецкие займы). 

      §2. Внешнеэкономические связи России
      Внешнеэкономические связи - результат мирового разделения труда. В зависимости от функциональных признаков выделяются следующие  основные формы, внешних экономических связей: внешняя торговля, научно техническое сотрудничество, экономическое сотрудничество, кооперирование. Основной формой внешнеэкономических связей была и остается внешняя торговля.
      В 1999 г., как и в 1998 г., сократился объем  внешнеторгового товарооборота России. Это произошло исключительно из-за уменьшения импорта, объем которого был наименьшим за все годы реформ. Если товарооборот (в текущих ценах) уменьшился за год на 13,4% (в 1998 г. - на 17,7%), то импорт - на 30,5%о (в 1998 г. - на 19,8%). Стоит отметить, однако, что с сентября 1999г. объем импорта вновь стал расти, причем темпами, близкими к 20%, если сравнивать месячные показатели с аналогичными показателями годовой давности[10 ].
      Весьма  схожая картина наблюдалась и  в динамике экспорта, который начал  устойчиво расширяться с середины 1999 г. Но поскольку в первом полугодии 1999 г. он не сократился так сильно, как импорт, в целом за год его величина оказалась равной прошлогодней (100,2%), тогда как в 1998 г. экспорт сократился на 15,9%.
      Высокие показатели динамики экспорта и импорта  в четвертом квартале 1999 г. не должны, однако, вводить в заблуждение - расширение торговли действительно началось, но его реальные темпы на самом деле не так уж велики.
      Дело  в том, что как раз в последние  месяцы 1998 г., который является базовым  при статистических сопоставлениях, произошло особенно резкое падение объемов торговли. Если сравнивать, например, с четвертым кварталом 1997 г., то окажется, что в октябре-декабре 1999г. объемы и экспорта, и импорта его уровня не достигли, (экспорт был меньше на 8%, импорт - на 48%). 

      §3. Россия и Всемирная торговая организация: проблемы присоединения, особенности взаимоотношений
      Россия  подала заявку на вступление в ГАТТ в июне 1993 г. После преобразования ГАТТ во Всемирную торговую организацию подтвердила свое намерение о вступлении в эту организацию в декабре 1994 года. В настоящее время Россия имеет статус наблюдателя в ВТО.
      Соглашение  об учреждении ВТО требует от вступающей страны принятия на себя таких же обязательств, какие уже взяли на себя страны-учредители. «Каждый член организации должен обеспечивать соответствие своих законов, нормативных и административных актов его обязательствам, взятым по соглашениям, входящим в ВТО». Из членства во Всемирной торговой организации можно извлечь ряд преимуществ.
      Во-первых, на Россию распространится принцип режима наибольшего благоприятствования. В результате наше государство сможет воспользоваться постоянно снижающимися тарифами других стран. Отечественная продукция не будет попадать под дискриминационные меры. Россия сможет защищать свои торговые права от неправомерных действий других стран под эгидой процедуры разрешения споров ВТО. По данным Министерства внешнеэкономических связей Россия по степени дискриминации находится на втором месте в мире после Китая.
      По  подсчетам специалистов, не являясь  членом Всемирной торговой организации, Россия ежегодно из-за ограничений по допуску российских товаров на мировые рынки, теряет от 1 до 4 млрд. долл. Во-вторых, вступление во Всемирную торговую организацию поможет разработать механизм допуска иностранного капитала в финансовую сферу России. В-третьих, повысится роль стимулирующей и оздоровляющей международной конкуренции для российского производителя. В-четвертых, членство в ВТО позволит получить таможенные льготы, облегчит доступ к кредитам, привлечет инвесторов, получение передовых технологий[24 ].
      С другой стороны, вступив во Всемирную  торговую организацию, Россия в значительной степени должна, во-первых, либерализовать свой внешнеторговый режим, реализуя принципы свободной торговли со странами-членами ВТО. Это может отрицательно повлиять на ее собственное производство, подрывая его и так невысокую конкурентоспособность. Во-вторых, Россия станет еще более зависимой от импортного продовольствия. Реже между промышленно развитыми странами возникают противоречия по поводу взаимных поставок сельскохозяйственной продукции. Без повышения импортных пошлин вытеснить импорт с российского продовольственного рынка будет очень сложно. В-третьих, вступление в ВТО может привести к гибели достаточно конкурентоспособной металлургической промышленности России вследствие снижения (согласно решениям Токийского раунда ГАТТ) на 30% таможенных тарифов на металлургическую продукцию. В-четвертых, страховой рынок может быть полностью захвачен иностранными страховщиками, имеющими значительно больший капитал, чем отечественные, и развитую инфраструктуру. В-пятых, наплыв дешевого импорта приведет к закрытию ряда производств и нарастанию безработицы[13].
      Присоединение России к Всемирной торговой организации  должно служить средством для  обеспечения ее внешних экономических интересов в условиях глобализации мировой экономики. Главное, чтобы это присоединение не превратилось в самоцель, и Россия не оказалась в итоге беззащитной перед мощным давлением других стран - членов этой организации.
 


Заключение
      На  рубеже XXI века внешнеэкономические  связи России переживают сложный  период глубоких качественных преобразований, связанных с осуществлением реформ и поиском путей интегрирования в систему мирохозяйственных отношений.
      Изучение  и творческое осмысливание процессов и тенденций, характеризующих внешнеэкономическое развитие нашей страны на этом переломном этапе, составляют важную задачу экономической науки. Анализ этих процессов предполагает широкий и комплексный подход к оценке многих явлений современности, возникающих как в мировом хозяйстве и международных отношениях, так и внутри страны, связанных с изменениями в состоянии отечественной экономики и перспективами ее развития. Эти явления, бесспорны, многообразны. Среди них наиболее актуальным сегодня представляется процесс вхождения России в постоянно развивающуюся мировую экономику при сохранении своей национальной безопасности и наращивании конкурентоспособности своей продукции, как на международном, так и на внутреннем рынках. Не менее важно также предвидеть, как те или иные варианты развития событий могут повлиять на место России в будущем многополюсном мире, стремясь к реализации наиболее предпочтительного для нас варианта. Заметную роль в формировании мирового экономического сообщества, углублении взаимных контактов, ориентации экономики страны на внешний рынок играет применение новых форм экономического взаимодействия, выходящих далеко за пределы традиционных торговых связей.
      Сейчас  внешнеторговая деятельность в России осущес
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.