На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Место и роль акциза в форировании доходной части государственного бюджета Республики Казахстан

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 06.12.2012. Сдан: 2012. Страниц: 46. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


?Содержание
 
 
Введение                                                                                                      3
                                                                                                         
1Экономическая сущность и природа акцизов                                       5            
1.1 История возникновения и развития акцизов                                     8
1.2 Основные положения законодательства об акцизах                       13
1.3 Зарубежный опыт применения акцизов
 
2 Анализ исчисления акциза и его место в формировании доходной
   части государственного бюджета РК                                                  18
2.1 Механизм исчисления и взимания акцизов                                     18
2.2 Анализ поступления акцизов в республиканский бюджет
      за 2009-2010                                                                                        21
2.3 Анализ поступления акцизов в местный бюджет по городу
      Семей                                                                                                   25
 
3 Проблемы и пути совершенствования акцизного
   налогообложения                                                                                   28
3.1 Современные проблемы взимания акцизов в РК                            28
3.2 Перспективы развития механизма взимания акцизов                    34
 
Заключение                                                                                               41
 
Список использованной литературы                                                     43
 
Приложение
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Введение
 
 
Одной из наиболее важных статей в налоговых доходах Республики Казахстан выступают акцизы. Фискальное значение данной группы налогов для бюджетов всех уровней трудно переоценить. С одной стороны акцизы являются относительно новым явлением в казахстанской экономике, с другой, специфика этих налогов заключается в том, что акцизы как ни один другой вид налогов приспособлены для государственного регулирования производства и потребления широкого круга товаров.
В экономической литературе развитых стран вопросы акцизного налогообложения занимают значительное место, что дает основания полагать, что вопрос этот сложен, притом, что исследования в этой области востребованы обществом в высокой степени.
Актуальность настоящей работы связана с условиями улучшения экономической ситуации в стране, пополнением республиканского и местных бюджетов.
Целью данной работы является анализ сложившейся ситуации в области акцизного налогообложения в Республике Казахстан. Реализуют соответствующую цель следующие задачи:
1) Обозначить основные положения законодательства об акцизах;
2) Выявить характер реального плательщика акцизов;
3) Конкретизировать действенный механизм акцизов и проблемы его совершенствования, на примере бензина и дизельного топлива.
В первой главе мы рассмотрели законодательную базу, на которой основываются акцизы. В данной главе мы произвели обзор и анализ наиболее важных нормативных документов.
Вторая глава посвящена одному из наиболее существенных вопросов, связанных с акцизным обложением: «Кто в действительности платит акцизы, и на кого в большей степени и как влияет введение акцизов?».
В третьей главе изучался вопрос акцизного сбора за реализацию бензина и дизельного топлива в розничной торговле.
Если мы заглянем в энциклопедический словарь, то найдем там, что акциз – вид косвенного налога, преимущественно на предметы массового потребления, а также услуги. Включается в цену товаров или тарифы на услуги. В настоящий момент акцизы выполняют в большей части фискальную функцию, что выражается в стремлении властей при введении тех или иных акцизов не столько к регулированию производства и потребления товаров, сколько к пополнению бюджета. Акцизы выступают одними из немногих рычагов воздействия государства на экономические процессы, имеющие место быть в обществе, совершенствование налогообложения в сфере акцизов может выступать одним из важнейших условий улучшения экономической ситуации, пополнения республиканского и местных бюджетов.

Исторически, акциз считался налогом на производство, а не на потребление, и налагался на производителя, как правило, по месту производства. Этот налог существовал, или существует, на базе фиксированной суммы в расчете на единицу продукции, что дополняет административные преимущества налога. Кроме того, налог может давать значительные доходы, в особенности в расчете на единицу административных издержек, если перечень подакцизных товаров тщательно продуман и включает лишь ограниченный круг товаров.

Среди косвенных налогов акцизы, как эффективный компонент финансовой системы и налогообложения, применяются практически во всех странах мира, являясь одной из важнейших статей доходной части бюджета и наиболее результативным механизмом государственного регулирования потребительского рынка. Во все времена государство стремилось организовать с помощью акцизов действенный контроль в этой сфере. Фискальное значение данной группы налогов для бюджетов всех уровней трудно переоценить. С одной стороны акцизы являются относительно новым явлением в казахстанской экономике, с другой, специфика этих налогов заключается в том, что акцизы как ни один другой вид налогов, приспособлены для государственного регулирования производства и потребления широкого круга товаров.
В настоящий момент акцизы выполняют в большей части фискальную функцию, что выражается в стремлении властей при введении тех или иных акцизов не столько к регулированию производства и потребления товаров, сколько к пополнению бюджета. Совершенствование налогообложения в сфере акцизов может выступать одним из важнейших условий улучшения экономической ситуации, пополнения республиканского и местных бюджетов.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
1 Экономическая сущность и природа акцизов
 
 
1.1 История возникновения и развития акцизов
 
 
С момента возникновения государства перед обществом встал важнейший вопрос поиска источников формирования государственной казны.
В ходе исторического развития государства методы изъятия доходов на его функционирование изменялись от натуральных сборов до денежных платежей, регулярно, принудительно, индивидуально, безвозмездно взимаемых в прямой либо косвенной форме, получивших название налогов.
Основная причина широкого распространения акцизов со времен глубокой древности и до наших дней обусловлена их ощутимыми фискальными выгодами и высокой скоростью их получения.
В прежние времена акциз называли иначе: пошлиной, податью, сбором, а иногда и просто налогом. Механизм обложения, действовавший в те времена, известен лишь приблизительно, что не позволяет точно указать, когда акцизы появились впервые. Достаточно отметить, что например, в казну Рима эпохи народных трибунов Тиберия и Гая Гракхов (162-133 и 153-121 годы до н.э.) поступали сборы, взимавшиеся в связи с освобождением рабов, а также с товаров, доставляемых морем в Рим не для собственного употребления. И тем и другим, по существу, облагались предметы роскоши. В Древнем Египте эпохи XII-XIII династий (начало 2-го тысячелетия до н.э.) взимался налог на пиво.[3, с. 89]
Н.И. Тургенев называл акцизами пошлину с предметов внутреннего потребления. В своем исследовании «Опыт теории налогов» (1818) он писал, что подать с соли во Франции была введена в 1345 году, когда государственные чины позволили Филиппу VI, первому королю из дома Валуа, ввести подать как на соль, так и на вино и водку. Президент Гено приписал введение данной подати также Филиппу Валуа, многие же  - Филиппу Прекрасному, а другие Филиппу Длинному. Подать с соли была отменена во Франции в 1789 году, и для ее замены никакой другой подати тогда определено не было. Впоследствии это подать была введена, но уже в новом виде.
В том же научном исследовании приводится сведения о возникновении акциза и примеры из практики его применения в других государствах. В частности, отмечается, что в Англии акциз был введен так называемым Долгим парламентом. В 1729 году акциз с соли был отменен, но вскоре вновь введен Робертом Вальпором (Уолполом) для уменьшение подземельной подати. Подать с соли была распространена и в других государствах. По изгнании царей из Рима Сенат присвоил себе монополию на соль. В последствии на соль в Римской империи был введен налог; город Рим был освобожден от него. Аналогическая акцизу подать с хлеба взималась с Голландии, Папской области и Женевской Республике.[4, с. 149]
Акциз был известен и в странах Азии. В книге Шао Ван Чена «Система налогообложения Китая династии Цин, 1644-1911» (1914) говорит о том, что в период правления последней императорской династии среди различных соляных налогов и сборов (старательный налог, сертификационный сбор, сборы за определенные государственные услуги, ликин) была и акцизная пошлина. Она называлась компенсационным сбором и налагалась в провинциях – потребителях соли на соль провинций-производителей: сбор уплачивался в провинции Гуан-дун на соль из Гуан-си и Сы-чуань, а в Гуй-чжоу – на соль из Ган-су. Тем самым эти две провинции пополняли свои скромные доходы.
Подобные примеры взимания акциза можно продолжить. Однако работы, посвященные пошлинам, податям или сборам, аналогичны акцизам, интересны не столько вследствие упоминания о них о первом установления акциза в том или ином государстве, сколько благодаря определению особенности этого специфического платежа.
В этой связи наиболее примечателен труд основоположника классической политэкономии Вильяма (Уильяма) Петти «Трактат о налогах и сборах» (1662), посвятившего акцизу отдельную главу (гл. XV). Петти выделят три группы вопросов, подлежащих рассмотрению. Во-первых, назначения и механизм взимания акциза. Во-вторых, взимания акцизов во внешней торговле. И, наконец, в-третьих, доводы в пользу взимания акциза.  
«Всеми, - говорит Петти, - приятно считать, что жители должны участвовать в покрытие государственных доходов лишь соответственно их доле и заинтересованности в общественном спокойствии, т.е. в соответствии с их имуществом или богатством. Однако существует два рода богатства: одно – фактическое, другое – потенциальное. Человек фактически и действительно богат в соответствии с тем, что он ест, пьет, одевает или каким-нибудь другим образом действительно и фактически использует. Те же люди, которые хотя и имеют достаточно возможностей, но мало пользуются ими, лишь потенциально богаты или богаты лишь воображении; они являются скорее управляющими и банкирами других людей, чем собственниками для самих себя».[3, с. 93] Исходя из этого, Петти констатирует, что каждый должен участвовать в государственных расходах в соответствии с тем, что он берет себе и действительно потребляет. Первое, что необходимо сделать, -  это подсчитать, чему равны в общей сумме расходы всей страны, состоящие из затрат каждого жителя на самого себя, а затем, какая часть этих расходов необходимо на покрытие общественных средств. Затем следует согласиться, что самая лучшая идея потребления состоит в обложение каждого средства существования в отдельности как раз в тот момент, когда оно готово для употребления; иначе говоря, не следует зерно облагать до того, как оно обращается в хлеб, ни шерсть, пока она не превратилось в сукно или, вернее, пока она не превратилась в окончательно в платье, так, чтобы была учтена стоимость шерсти, ткацкой и портняжной работы, вплоть до стоимости ниток и иголок. Однако, так как такой учет потребовал бы, возможно, слишком большого труда, необходимо составить список таких товаров, как природных, так и искусственных, учет которых может быть легко произведен, на которых (на них ли самих или на том предмете, в котором они находятся) может держатся штемпель акцизной платы и которые в тоже время, насколько это возможно, готовы к употреблению. Затем нужно учесть, какое количество дальнейшего труда или расходов необходимо затратить на каждый из них до их потребление того, чтобы сделать соответствующую поправку.[3, с. 103]
На вопрос о том, должны ли вывозимые отечественные товары облагаться акцизом или же товары, которые ввозятся в замен их, не должны облагаться никаким акцизам, В. Петти отвечает, что первые не должны, ибо они не потребляются на родине в натуре. Однако те товары, которые ввезены из-за границы взамен их и потребляются в стране, должны облагаться акцизами в том случае, если экспортированные товары не включают акцизы: «Таким образом, то, мы потребляем, будет облагаться один раз, а не чаще».[3, с. 105] Если же взамен товаров ввозится драгоценные металл, то в том случае, когда из него чеканятся деньги, он не должен облагаться акцизом, потому что деньги будут обменены на другие товары, которые и будут облагаться. Но если этот драгоценный металл будет переработан в украшения и посуду, или вытянут в проволоку или ленту, или сплющены в листы, то они тоже должны быть обложен, потому что этим путем он потребляет и окончательно расходуется,  что особенно ясно при выделке позументов и при золочении.
Понимая неоднозначное отношение к акцизу, которые часто принимает негативную сторону, Петти на примере обложения дымовых труб подчеркивает, что акциз должен быть ясным и небольшим, и приводит основных довода в пользу акцизов. Во-первых, справедливость требует, чтобы каждый платил в соответствии с тем, что он действительно потребляет. Во-вторых, этот налог, если только он не сдается в откуп, а регулярно взимается, располагается к бережливости, что является единственным способом обогащения народа. В-третьих, никто не уплачивает вдвое или дважды за одну и ту же вещь, поскольку ничто не может быть потреблено более одного раза. В-четвертых, при этом способе обложения можно всегда иметь превосходные сведения о богатстве, росте, промыслах и силе страны в каждой момент.
В указанном контексте представляет интерес еще одна работа. Шарль Луи Монтескье в своем сочинении «О духе законов» (1748) не использует термина «акциз», но некоторые его главы (например, гл. XIV «Об отношение природы налогов к образу правления») посвящены именно косвенным налогам, в том, числе и к акцизам. По мнению автора, подушный налог более свойственен рабству, налог на товары – свободе, потому что он не столь посредственно затрагивает личность плательщика. Этот налог, в действительности уплачиваемый плательщиком, хотя и взимаемый с продавца, есть ссуда, получаемая от купца получателем; поэтому купец является общим должником государства  и кредитором всех остальных лиц. Он наперед уплачивает государству налог, который когда-нибудь будет ему будет уплачен покупателями; и он уже уплатил за покупателя налог, уплатив его за свои товары. Понятно поэтому, что чем умереннее образ правления, чем более царит в нем дух свободы, чем в большей безопасности находятся имущества, тем легче купцу вносить вперед государству большие налоги, представляя, таким образом, ссуду частным лицам.[5, с. 115]
В России своеобразным предшественником акцизов можно считать так называемые винные откупа. С 60-х годов XIX века вплоть до начала Первой мировой войны питейные сборы составляли треть всех податных поступлений в государственную казну российского государства, устроившись при этом в натуральном исчислении. В начале XX века акциз на водку и спирт занимал первое место среди косвенных налогов. Кроме этого, существовали акцизы и на другие виды товаров: сахар, табак, нефтяные продукты и керосин, спички и ряд других товаров.
К сожалению, не существует достоинств без недостатков. А недостатки у акцизного обложения имелись и имеются очень серьезные. При введении небольшого количества акцизов, они охватывают сравнительно небольшое количество граждан, так как не всем хочется потреблять определенные подакцизные продукты (спирт, табак). Если же ими охвачены товары первой необходимости, то такое обложение охватывает всех, не обеспечивая необлагаемого минимума, и очень больно бьет по малоимущим большим семьям с большим количеством иждивенцев при одном кормильце. С этим обстоятельством в свое время связывали даже прогрессирующий демографический спад в некоторых государствах. Вторым, очень ощутимым недостатком, является ярко выраженная регрессивность обложения. [4, с. 155]
Акцизное обложение распространено очень широко и в современной мировой налоговой практике, где применяется достаточно успешно.
 
 
1.2 Основные положения законодательства об акцизах
 
 
Итак, мы выяснили, что акцизы – это разновидность косвенных налогов, включаемых в цену и оплачиваемых покупателем.
В соответствии с Кодексом Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» от 10 декабря 2009 года N 99-IV, в Республике Казахстан подакцизными товарами являются:
1) все виды спирта;
2) алкогольная продукция;
3) пиво с объемным содержанием этилового спирта не более 0,5 процента;
4) табачные изделия;
5) бензин (за исключением авиационного), дизельное топливо;
6) легковые автомобили (кроме автомобилей с ручным управлением или адаптером ручного управления, специально предназначенных для инвалидов);
7) сырая нефть, газовый конденсат.
Плательщиками акцизов являются физические и юридические лица, которые производят подакцизные товары на территории Республики Казахстан, импортируют подакцизные товары на таможенную территорию Республики Казахстан, осуществляют оптовую, розничную реализацию бензина (за исключением авиационного) и дизельного топлива на территории Республики Казахстан, осуществляют реализацию конфискованных, бесхозяйных, перешедших по праву наследования к государству и безвозмездно переданных в собственность государства на территории Республики Казахстан, если по указанным товарам акциз на территории Республики Казахстан ранее не был уплачен в соответствии с законодательством Республики Казахстан, осуществляют реализацию конкурсной массы подакцизных товаров, если по указанным товарам акциз на территории Республики Казахстан ранее не был уплачен в соответствии с законодательством Республики Казахстан. Плательщиками акцизов являются также юридические лица-нерезиденты и их структурные подразделения.
Плательщиками акцизов не являются уполномоченные государственные органы, осуществляющие реализацию конфискованных, бесхозяйных, перешедших по праву наследования к государству и безвозмездно переданных в собственность государства на территории Республики Казахстан подакцизных товаров.
Ставки акцизов утверждаются Правительством РК и устанавливаются в процентах (адвалорные) к стоимости товара или в абсолютной сумме на единицу измерения (твердые) в натуральном выражении. На алкогольную продукцию ставки акцизов могут устанавливаться в зависимости от объемного содержания в ней безводного (стопроцентного) спирта. Кроме того, ставки акциза на все виды спирта и виноматериал дифференцируются в зависимости от целей дальнейшего использования спирта и виноматериала.       На спирт и виноматериал, реализуемые для производства алкогольной продукции, ставка акциза может быть установлена ниже базовой ставки, устанавливаемой на спирт и виноматериал, реализуемые лицам, не использующим их для производства алкогольной продукции.(Приложение А)
Объектом обложения акцизом являются следующие операции, осуществляемые плательщиком акциза, с произведенными и (или) добытыми, и (или) розлитыми им подакцизными товарами:
1)                 реализация подакцизных товаров;
2)                 передача подакцизных товаров на переработку на давальческой основе;
3)                 передача подакцизных товаров, являющихся продуктом переработки давальческих сырья и материалов, в том числе подакцизных;
4)                 взнос в уставный капитал;
5)                 использование подакцизных товаров при натуральной оплате;
6)                 отгрузка подакцизных товаров, осуществляемая производителем своим структурным подразделениям;
7)                 использование производителем произведенных и (или) добытых, и (или) розлитых подакцизных товаров для собственных производственных нужд и для собственного производства подакцизных товаров;
8)                 перемещение подакцизных товаров, осуществляемое производителем с указанного в лицензии адреса производства.
Оптовая реализация бензина (за исключением авиационного) и дизельного топлива.
Розничная реализация бензина (за исключением авиационного) и дизельного топлива.
Реализация конкурсной массы, конфискованных и (или) бесхозяйных, перешедших по праву наследования к государству и безвозмездно переданных в собственность государства подакцизных товаров.
Порча, утрата подакцизных товаров.
Также, Налоговым кодексом порча, утрата акцизных марок, учетно-контрольных марок рассматривается как реализация подакцизных товаров.  Здесь следует отметить, что действующим Налоговым кодексом РК определены критерии отнесения к оптовой и розничной реализации бензина (за исключением авиационного) и дизельного топлива, осуществляемой на территории Республики Казахстан:
1) Реализация бензина (за исключением авиационного) и дизельного топлива относится к сфере оптовой реализации, если по договору купли-продажи (мены) покупатель обязуется принять указанные подакцизные товары и использовать их для дальнейшей реализации при условии, что поставщиками по данному договору купли-продажи (мены) являются:
      производитель бензина (за исключением авиационного) и дизельного топлива;
         налогоплательщик, состоящий на регистрационном учете по отдельным видам деятельности и осуществивший приобретение либо импорт бензина (за исключением авиационного) и дизельного топлива с целью их дальнейшей реализации.
      К сфере оптовой реализации относится также отгрузка бензина (за исключением авиационного) и дизельного топлива структурным подразделениям для дальнейшей реализации.
 2) К сфере розничной реализации бензина (за исключением авиационного) и дизельного топлива относятся следующие операции, осуществляемые поставщиками:
реализация бензина (за исключением авиационного) и дизельного топлива юридическим лицам (в том числе иностранным юридическим лицам) и индивидуальным предпринимателям для их производственных нужд;
         реализация бензина (за исключением авиационного) и дизельного топлива физическим лицам;
использование на собственные производственные нужды произведенного или приобретенного для дальнейшей реализации бензина  (за исключением авиационного) и дизельного топлива.(Приложение В)
Не подлежат обложению акцизом:
1) экспорт подакцизных товаров, имеющий документальное подтверждение на экспорт подакцизных товаров;
2) спирт этиловый в пределах квот, определяемых уполномоченным государственным органом по контролю за производством и оборотом этилового спирта и алкогольной продукции, отпускаемый      для изготовления лечебных и фармацевтических препаратов при наличии у производителя лицензии Республики Казахстан на право производства указанной продукции и государственным медицинским учреждениям при наличии соответствующей лицензии;
3) алкогольная продукция, за исключением виноматериала и пива, подлежащие перемаркировке учетно-контрольными или акцизными марками нового образца, если по указанным товарам акциз был ранее уплачен;
      4) спиртосодержащая продукция медицинского назначения (кроме бальзамов), розлитая в потребительскую тару емкостью не более 0,1 литра и зарегистрированная в соответствии с законодательством Республики Казахстан в качестве лекарственного средства.
Налоговая база по подакцизным товарам, в отношении которых установлены твердые ставки акцизов, определяется как объем произведенных, реализованных подакцизных товаров в натуральном выражении.

По подакцизным товарам, в отношении которых установлены адвалорные ставки акцизов, налоговая база определяется как стоимость произведенных, реализованных подакцизных товаров. Указанная стоимость определяется по ценам, не включающим акцизы и налог на добавленную стоимость, по которым производитель поставляет данный товар. [1].

Акцизы как налог имеют длительную историю и фактически тесно связаны с формированием государственной налоговой системы. Существовал этот налог и в дореволюционной России, и в Советском Союзе, существует он и в независимом Казахстане, и во всех других странах мира.

Первый Закон Республики Казахстан «Об акцизах» принят 24 декабря 1991 года, и Законом Республики Казахстан от 25 декабря 1991 года № 1072-XII «О налоговой системе в Республике Казахстан» акцизы включены в состав общегосударственных налогов. Закон об акцизах в первоначальной редакции состоял всего лишь из 7 статей и занимал объем в 2 страницы. Приложением к этому закону определялся перечень товаров, облагаемых акцизом, который в своей принципиальной части сохранился и до настоящего времени.

Традиционными товарами, облагаемыми акцизами, в подавляющем большинстве стран являются предметы не первой необходимости и даже в какой-то мере порочного потребительского спроса - алкогольные напитки и табачные изделия, предметы роскоши, производимые в небольшом количестве и вследствие этого имеющие высокие цены и потребляемые наиболее высокообеспеченными слоями общества, изделия из ценных видов меха, ювелирные изделия из драгоценных металлов и камней, икра и деликатесы из осетровых и лососевых рыб, одежда из натуральной кожи, ковры из натуральной шерсти, особенно ручной работы, высококачественные изделия из фарфора и хрусталя и некоторые другие.

По мере развития производства тех или иных видов продукции, изменений спроса и потребностей бюджета список подакцизных товаров периодически пересматривается.

Одно время у нас в Казахстане существовал акциз на такой предмет первой необходимости современной жизни, как электроэнергия, впоследствии отмененный.

В настоящее время акцизами облагаются как товары внутреннего производства, так и ввозимые на таможенную территорию Республики Казахстан.

Как и НДС, здесь действуют различные международные соглашения - как двусторонние, так и многосторонние, поскольку первоначально со странами СНГ у нас были иные отношения по экспортно-импортным операциям, чем со странами дальнего зарубежья.

В отношении акцизов ситуация следующая:

1) импорт облагается акцизами, за исключением перечня товаров, освобожденных от данного налога;

2) в страны СНГ, с которыми Республикой Казахстан заключены соглашения, экспорт освобождается от акцизов с учетом корректировок, вносимых соглашениями;

3) в страны СНГ, с которыми Республикой Казахстан не заключены соглашения, а также во все другие страны экспорт освобождается от акцизов.

Акцизы, особенно на алкогольную и табачную продукцию в странах со значительным потреблением этой продукции, являются существенной составляющей доходной части бюджетов всех уровней, поэтому акцизы периодически перераспределяются между местными и республиканским бюджетом. Из-за этого бюджеты некоторых стран носят название «пьяных». [6, с. 69]

1.3 Зарубежный опыт применения акцизов
 
 
Подобно практике применения различных ставок импортных пошлин, механизм и ставки взимания акцизов с ввозимых подакцизных товаров также дифференцированы в зависимости от страны происхождения товаров. Так, наибольшее фискальное значение среди всех табачных изделий имеют сигареты - на них приходится около 90% всех поступлений от табачных акцизов. Ко всем остальным видам табачных изделий применяются дифференцированные ставки, причем к сигарам и табаку для трубок - повышенные, во-первых, в перераспределительных целях - потребление данных видов табачных изделий в большей степени присуще более обеспеченным гражданам, во-вторых, в социальных целях - курение сигар и трубок приносит больший вред здоровью, нежели курение остальных табачных изделий. Большое значение имеет налогообложение курительного табака, используемого для так называемых «самокруток», так как последние способны заместить в потреблении сигареты фабричного производства [6, с. 78].
В Германии акциз на табачные изделия уплачивается путем приобретения налоговых марок на сумму акциза. Уплата акцизов производится при выходе табачных изделий из под режима «налогового склада», в случаях, если они в дальнейшем не подпадают под аналогичный режим или экспортируются владельцем «налогового склада».
В случаях, когда товар производится не зарегистрированным официально производителем табачных изделий, уплата осуществляется непосредственно производителем. Ставка применяется смешанная, в процентах от розничной цены и в пфенингах за сигарету, но не меньше установленного уровня в пфенингах.
Базой для расчета налога служит розничная цена одной сигареты, сигариллы, сигары, килограмма курительного табака, установленная производителем или импортером, причем эта цена должна быть не меньше розничной цены на аналогичную продукцию. Запрещается продавать табачные изделия по цене выше установленной производителем или импортером и указанной на марке или предъявленной к расчету акциза [7, с. 112].
Величина оптовых скидок продавцам не регламентируется законодательством, тогда как величина розничных скидок установлена в размере 3% от розничной цены табачного изделия. В некоторых случаях (банкротство или прекращение деятельности, во исполнение решений суда, при общем снижении розничных цен) с разрешения государственных органов возможно снижение розничной цены табачного изделия. Запрещается, кроме вышеуказанных случаев, реализация табачных изделий ниже или выше розничной стоимости, указанной на акцизной марке. Контроль за правильностью ведения торговли табачными изделиями осуществляется налоговыми органами.
В Великобритании обязательство по уплате акциза возникает в момент пересечения ее таможенной границы или достижения табачным изделием стадии готовности, на которой он может быть потреблен. Начисление акциза производится в момент, когда изделие покидает зарегистрированное место производства, отгружается со склада или покидает место, куда оно было импортировано на территории Великобритании. Нефтепродукты, используемые как топливо, облагаются более высокими акцизами, чем те, которые используются для других целей. Однако, существуют сниженные ставки, предназначенные для поощрения использования более экологически чистых видов топлива, таких, как бензин высокой очистки, дизельное топливо с пониженным уровнем серы и газ, используемый как топливо для автомобилей. Керосин, не используемый в транспортных средствах, большинство смазочных масел и нефтепродуктов, используемых для определенных промышленных, сельскохозяйственных и морских целей не облагаются акцизом или облагаются очень низкой ставкой. Заменители топлива облагаются акцизами по той же ставке, что и соответствующий нефтепродукт. Акцизами облагаются крепкие спиртные напитки, вино, пиво и сидр согласно крепости напитка и объему емкости. Спирт, используемый для научных, медицинский, исследовательских и промышленных целей не облагается акцизным налогом.
Акциз на сигареты взимается частично как сумма с каждой сигареты и частично как процент от розничной цены. Акцизный налог на другие табачные изделия основывается на их весе. Правительство полно решимости поднять акцизный налог на табак и табачные изделия как минимум еще на 5% в рамках своей программы по снижению уровня курящего населения.
Акцизный налог взимается с игры в казино, ставок и пари, бинго и игровых автоматов. Ставки зависят от конкретного вида азартной игры. Акциз исчисляется либо как процент от валового или чистого дохода, либо, в случае игровых автоматов, взимается фиксированная сумма с каждого автомата в зависимости от цены игры и размера возможного выигрыша. Валовой доход от Национальной лотереи облагается 12% акцизным налогом, но выигрыши этой лотереи не облагаются.
Годовой акцизный налог на владельцев личного транспорта (легковых машин и такси) взимается в размере 150 фунтов стерлингов. Налог на грузовой транспорт исчисляется в зависимости от грузоподъемности, и, в случае, если она составляет более 12 тонн, согласно количеству осей. Он разработан с таким учетом, чтобы сумма налога по крайней мере покрывала их долю износа дорог. Акциз на такси и автобусы варьируется согласно количеству пассажирских мест, а акциз на мотоциклы зависит от объема двигателя. Личный транспорт - машины, такси и мотоциклы, произведенные до 1973 года освобождены от акцизного налога. Планируются новые ставки акциза для машин с пониженным уровнем загрязнения окружающей среды - скидки до 50 фунтов стерлингов для легковых машин и до 500 фунтов стерлингов для грузовых машин и автобусов.
Другие акцизные налоги и сборы включают:
налог на страхование всего имущества, подлежащего налогообложению, в размере 4% и налог на страхование во время путешествия, а также на страховые полисы, проданные продавцами машин и бытовых приборов в размере17,5%;
1) акцизный сбор в 10 фунтов стерлингов за внутренние перелеты и перелеты в пределах стран Европейского Союза и 20 фунтов стерлингов на все остальные перелеты;
2) налог на отходы производства и жизнедеятельности из расчета 10 фунтов стерлингов за тонну.
Перечень подакцизных товаров во Франции достаточно широк. Акцизы взимаются с нефтепродуктов, электроэнергии, крепких спиртных напитков, пива, минеральной воды, табачных изделий, масличных и зерновых культур, сахара, спичек и зажигалок, кондитерских изделий, драгоценных металлов и ювелирных изделий, произведений искусства и антиквариата, страховых и биржевых операций, игорного бизнеса, зрелищных мероприятий, телевизионной рекламы. (Приложение Г)
Уплата налога производится путем приобретения акцизных марок, на которых указывается розничная цена, на сумму уплачиваемого акциза. Ставка акциза на табачные изделия состоит из специфической и адвалорной частей. В то же время, для сигарет, относящихся к группе, цены на которую пользуются наибольшим спросом, общая сумма уплачиваемого акциза определяется с использованием нормальной (общей ставки) ставки, применяемой к розничной цене. Вследствие того, что розничные цены на табачные изделия закрепляются государственными органами и определяются заранее, сумма акциза известна.
Среди прочих обязательных платежей за пользование автодорогами, наибольшую долю поступления приносят акцизы на горюче-смазочные материалы. В значительной степени это связано с более широкой, по отношению к другим обязательным платежам за пользование автодорогами, налогооблагаемой базой, малой эластичностью спроса на горюче-смазочные материалы по цене, и простотой в администрировании. Следует однако отметить, что простота администрирования обуславливается, как правило, применением специфической ставки, что может иметь негативное влияние на уровень поступлений от налогов, как будет показано ниже. Однако даже при применении адвалорной ставки, когда сумма налога составляет некоторую долю от цены ГСМ, возможны негативные последствия в виде чистого субсидирования потребления ГСМ. Это происходит вследствие установления фиксированной цены ниже рыночной для некоторых категорий производителей.
 
 
 
   2 Анализ исчисления акциза и его место в формировании доходной                 
   части государственного бюджета
 
 
   2.1 Механизм исчисления и взимания акцизов
 
 

Исчисление суммы акциза производится путем применения установленной ставки акциза к налоговой базе.

Налоговая база

1)     По подакцизным товарам, в отношении которых установлены твердые ставки акцизов, налоговая база определяется как объем произведенных, реализованных подакцизных товаров в натуральном выражении.

2)     По подакцизным товарам, в отношении которых установлены адвалорные ставки акцизов, налоговая база определяется как стоимость произведенных, реализованных подакцизных товаров. Указанная стоимость определяется по ценам, не включающим акцизы и налог на добавленную стоимость, по которым производитель поставляет данный товар.

3)     Дата совершения операции

Если иное не предусмотрено, во всех случаях датой совершения операции является день отгрузки (передачи) подакцизных товаров получателю. В случае реализации производителем произведенных им подакцизных товаров через сеть своих структурных подразделений датой совершения операции является день отгрузки товаров структурным подразделениям. При передаче давальческих товаров, являющихся подакцизными, датой совершения операции является день передачи указанных товаров подрядчику (переработчику).

При изготовлении подакцизных товаров из давальческих товаров датой совершения операции является день передачи изготовленных подакцизных товаров заказчику или лицу, указанному заказчиком.

При использовании подакцизных товаров для собственных производственных нужд и собственного производства подакцизных товаров датой совершения операции является день передачи указанных товаров для такого использования.

При перемещении подакцизных товаров, осуществляемом производителем с адреса производства, датой совершения операции является день перемещения подакцизных товаров с указанного в лицензии адреса производства.

В случае порчи подакцизной продукции, акцизных марок, учетно-контрольных марок датой совершения операции является день составления акта о списании испорченной подакцизной продукции (акцизных марок, учетно-контрольных марок) или день принятия решения о ее дальнейшем использовании в производственном процессе.

В случае утраты подакцизных товаров, акцизных марок, учетно-контрольных марок датой совершения операции является день, когда произошла утрата подакцизных товаров, акцизных марок, учетно-контрольных марок.

Налогоплательщик имеет право уменьшить исчисленную сумму акциза. На вычет относятся суммы акциза по подакцизным товарам, использованным в качестве основного сырья для производства других подакцизных товаров.

Вычету подлежат суммы акциза, уплаченного:

1) на территории Республики Казахстан при приобретении или импорте подакцизных товаров на таможенную территорию Республики Казахстан;

2) за подакцизное сырье собственного производства;

3) при передаче подакцизных товаров, изготовленных из давальческого подакцизного сырья.

Не подлежат вычету суммы акциза на все виды спирта, сырую нефть, газовый конденсат.

Вычет производится на сумму акциза, исчисленную исходя из объема подакцизного сырья, фактически использованного на изготовление подакцизных товаров в налоговом периоде.

Вычет суммы акциза, уплаченного при приобретении подакцизного сырья на территории Республики Казахстан, осуществляется при наличии следующих документов:

1) договора купли-продажи подакцизного сырья;

2) платежных документов или чеков контрольно-кассовой машины, подтверждающих оплату подакцизного сырья;

3) товаротранспортных накладных поставки подакцизного сырья;

4) счета-фактуры с выделенной отдельной строкой суммой акциза;

5) купажных актов (при производстве алкогольной продукции);

6) акта списания подакцизного сырья в производство.

Вычет суммы акциза, уплаченного за подакцизное сырье собственного производства, осуществляется при наличии следующих документов:

1) платежных документов или иных документов, подтверждающих уплату акциза в бюджет;

2) купажных актов (при производстве алкогольной продукции);

3) акта списания подакцизного сырья в производство.

Вычет суммы акциза, уплаченного при импорте подакцизного сырья на территорию Республики Казахстан, осуществляется при наличии следующих документов:

1) договора купли-продажи подакцизного сырья;

2) платежных документов или иных документов, подтверждающих уплату акциза в бюджет при таможенном оформлении;

3) грузовой таможенной декларации на импортируемое подакцизное сырье;

4) купажных актов (при производстве алкогольной продукции);

5) акта списания подакцизного сырья в производство.

В случае превышения суммы акциза, уплаченного производителями подакцизных товаров при приобретении на территории Республики Казахстан или импорте подакцизного сырья, над суммой акциза, исчисленной для изготовленных из этого сырья подакцизных товаров, сумма такого превышения вычету не подлежит.

Сроки уплаты акциза

1) Если иное не предусмотрено настоящей статьей, акциз на подакцизные товары подлежит перечислению в бюджет не позднее 15 числа месяца, следующего за отчетным налоговым периодом.

2) По подакцизным товарам, произведенным из давальческих сырья и материалов, акциз уплачивается в день передачи продукции заказчику или лицу, указанному заказчиком.

3) При передаче сырой нефти, газового конденсата, добытых на территории Республики Казахстан, на промышленную переработку акциз уплачивается в день их передачи.

4) Акциз на подакцизные товары, за исключением виноматериала и пива, уплачивается до получения учетно-контрольных марок.

Место уплаты акциза

1) Уплата акциза производится по месту нахождения объекта обложения.

2) Плательщики акциза, осуществляющие оптовую, розничную реализацию бензина (за исключением авиационного) и дизельного топлива, уплачивают акциз по месту нахождения объектов, связанных с налогообложением.

Порядок исчисления и уплаты акциза налогоплательщиками за структурные подразделения, объекты, связанные с налогообложением

1) По операциям, облагаемым акцизом, совершенным в течение налогового периода структурным подразделением, а также объектами, связанными с налогообложением, расчеты акциза составляются отдельно (далее по разделу - расчет по акцизу).

На основании расчета по акцизу определяется сумма акциза, подлежащего уплате за структурное подразделение, а также объекты, связанные с налогообложением.

2) Плательщики акциза обязаны представить расчет по акцизу в налоговые органы по месту нахождения структурного подразделения, объектов, связанных с налогообложением, в сроки, установленные в настоящем Кодексе.

Плательщики акциза, имеющие несколько объектов, связанных с налогообложением, зарегистрированных в одном налоговом органе, представляют один расчет по акцизу за все объекты.

3) Уплата акциза, включая текущие платежи, за структурные подразделения, объекты, связанные с налогообложением, производится юридическим лицом-плательщиком акциза непосредственно со своего банковского счета или возлагается на структурное подразделение.

Индивидуальные предприниматели представляют расчет по акцизу, подлежащему уплате за объекты, связанные с налогообложением, по месту нахождения объектов, связанных с налогообложением [2]

 
 
2.2 Анализ поступления акцизов в республиканский бюджет
              за 2008- 2010 года
 
 
В целом, по Республике Казахстан за 2008 год в государственный бюджет поступило акцизов на товары внутреннего производства на сумму 19689,8 млн. тенге. В 2009 году данный показатель увеличился на 2119,1 млн. тенге или 10,8%. По состояния на 2010 год поступления акцизов в республиканский бюджет по товарам внутреннего производства сотавили 21 759,8 млн. тенге, при прогнозе 21 269,1 млн. тенге, исполнение составило 102,3%.
 

Рисунок 1. Динамика поступления акцизов по товарам внутреннего производства и подакцизным видам деятельности за период 2008-2010 гг.
Наибольший удельный вес в поступлениях акцизов по товарам внутреннего производства составляют нефтепродукты, на их долю приходится 47,6% всех поступлений акцизов. Следующую позицию занимают поступления от этилового спирта и алкогольной продукции, который составляет 27,6%. Доля поступлений от подакцизных товаров непроизводственного характера и подакцизных видов деятельности составляет 21,2%, а по сырой нефти 3,6%
Относительно 2008 года поступления акцизов от алкогольной продукции снизились на 418,5 млн. тенге или на 6,5%. Поступления акцизов по нефтепродуктам в сравнении с 2008 годом увеличились на 982,4 млн. тенге или на 10,5%.(Рисунок 1).
В сравнении с 2009 годом поступления акцизов на товары внутреннего производства снизились на 49,1 млн. тенге или 0,2%, что связано прежде всего со снижением поступлений акцизов на алкогольную продукцию на 586,9 млн. тенге или на 8,9%, и на нефтепродукты на 978,7 млн. тенге или на 8,6%. В то же время значительно выросли поступления акцизов от подакцизной продукции непроизводственного характера и видов деятельности на 1774,1 млн. тенге относительно 2008 года (62,6%) и на 1 179,2 млн. тенге или на 34%. относительно 2009 года. Поступление акцизов на сырую нефть в 2010 году выросли на 74%, и составили 792,6 млн. тенге. Но в сравнении с 2008 годом данный показатель снизился на 288,1 млн. тенге или на 26,6%.
При анализе динамики поступления акцизов от импорта,  наблюдается их стабильный ежегодный рост как в абсолютном выражении, так и в процентах в общем поступлении данного налога.

Рисунок 2. Динамика поступления акцизов по импортируемым товарам
за период 2008-2010 гг.
 
Как видно из рисунка 2 наибольший удельный вес в поступлениях акцизов по импорту занимает акцизы на импорт нефтепродуктов. Несмотря на то, что в 2009 году этот показатель снизился на 8,1 процентных пункта, в 2010 поступления от акцизов по импорту нефтепродуктов увеличились на 587,7 млн. тенге или на 27,7%, в результате чего он по-прежнему занимает лидирующую позицию и составляет 51,8%.
Как уже было отмечено ранее, за период 2008-2010 гг. наблюдается устойчивый рост поступлений акцизов от импорта. Так от импорта этилового спирта и алкогольной продукции поступления составили 1 328,4 млн. тенге, что на 73% больше поступлений 2009г. Поступления от импорта подакцизной продукции непроизводственного характера также выросли 73% и составили 1 192,3 млн. тенге, нефтепродуктов на 24% и составили 2 705,2 млн. тенге. Поступления акцизов по импорту сырой нефти составили 0,6 млн. тенге (Приложение Д).
Как показано в таблице 1 сумма поступивших акцизов от производства и реализации этилового спирта за 2010 год составила 531,15 млн.тенге, что составляет 51,2% поступлений акцизов за 2009 год (1 038,3 млн.тенге). Исполнение прогноза составляет 86,5%.
В целом, по водке поступление акцизов составило за отчетный период 2010 года 2 979,8 млн.тенге, по сравнению с периодом 2009 года, когда поступление составило 3 332,6 млн.тенге. Недопоступления от прогноза по акцизам на водку за 2009 год, составляют 471,6 млн. тенге (прогноз -3 451,4 млн. тенге, факт — 2 979,8 млн. тенге).
 
Таблица 1.Поступление акцизов в республиканский бюджет
 
Подакцизная продукция/
деятельность
2009 год,
млн.тнг
2010 год,
млн.тнг
Темп прироста,
%
Производство и реализация этилового спирта
1038,3
531,15
-48,8
Водка
3332,6
2979,8
-10,6
Вино
349,9
223,4
-36,15
Коньяк
73,9
75,25
1,82
Нефтепродукты
10515,2
11148,1
6,01
Табачные изделия
3932,7
4121,1
4,79
Икра лососевых рыб
23,4
40,1
71,4
Игорный бизнес
168,7
303,8
80,08
Организация и проведение
лотерей
82,9
107,1
29,2

 
За период 2010 года поступило акцизов на вино на сумму 223,04 млн.тенге, что ниже на 36,3 % по сравнению с периодом 2009 года, когда фактическое поступление составило 349,9 млн.тенге. Исполнение прогноза при этом составило 182,8%. В 2010 году с целью приведения в соответствие с кодами бюджетной классификации был изменен порядок уплаты акцизов по винным напиткам. Так, если до июня 2009 года акцизы на винные напитки поступали на код 105204 бюджетной классификации (вина, произведенные на территории РК), то с июня предприятия перечисляют акцизы по данному виду продукции на код 105208 (слабоалкогольные крепленые напитки, крепленые соки с объемной долей этилового спирта от 1,5 до 12 процентов, произведенные на территории РК).
За 2010 год, прогноз по акцизам на шампанское исполнен на 99,3%, а по сравнению с аналогичным периодом 2009 года, поступление акцизов снизилось на 5,8%. Поступления в бюджет по акцизам на шампанское в течение года неравномерны, так как объем реализации из-за специфичности продукции увеличивается, как правило, в начале и в конце года (к новогодним праздникам).
На увеличение на 1,35 млн. тенге суммы акцизов от коньяка, фактически поступившей в бюджет с начала года (75,25 млн.тенге), в сравнении с аналогичным периодом 2009 года (73,9 млн.тенге) повлияло также то, что с июля 2009 года поступают также акцизы на бренди [20].
В 2010 году акцизов с нефтепродуктов было уплачено в размере 11 148,1 млн. тенге при прогнозе 10 515,2 млн.тенге, в 2009 году- 11 789,6 млн. тенге. При этом объем фактических поступлений снизился по сравнению с 2009 годом на 641,4 млн.тенге или 5,4 %. Причиной этому послужило погашение в 2009 году АО «ПКОП» недоимки по нефтепродуктам, образовавшейся в 2008 году на общую сумму 1129,1 млн тенге. В целом в отчетном году, без учета поступлений по недоимке 2008 года, наблюдается рост поступлений акцизов по нефтепродуктам по отношению к 2009 году на 488,7 млн. тенге.
Вместе с тем, в разрезе кодов нефтепродуктов наблюдается снижение поступления акцизов по кодам реализации бензина и дизельного топлива юридическими и физическими лицами в розницу. Данное обстоятельство объясняется изменением политики деятельности АО «ПКОП» в части реализации своей продукции. Если в 2009 году ставка акциза, применяемая к филиалам АО «ПКОП», составляла 5000 тенге за 1 тонну, то с 2010 года, в связи с тем, что филиалы перерегистрировались в отдельные самостоятельные предприятия, к ним применяется ставка акциза 500 тенге за 1 тонну.
Кроме того, если в 2009 году на один код бюджетной классификации поступали платежи и от оптовой и от розничной реализации нефтепродуктов, то в 2010 году для осуществления надлежащего контроля за полнотой уплаты акциза по нефтепродуктам были введены дополнительные коды бюджетной классификации, в результате чего в настоящее время поступления от оптового и розничного звена учитываются отдельно.
За 2010 год акцизов от производства табачных изделий и прочих изделий, содержащих табак поступило в бюджет 4 121,1 млн. тенге, план-прогноз в размере 3 932,7 млн. тенге выполнен на 104,8 % с превышением на 188,4 млн. тенге.
По суммам уплаченных в бюджет акцизов от производства табачной продукции 57,6% всех уплаченных акцизов приходится на АО «Филип Моррис Казахстан».
В целом, поступление акцизов от производства табачных изделий сформировано за счет трех областей, а именно Алматинской (3 938,1 млн. тенге), Южно-Казахстанской (155,7 млн. тенге) и Костанайской (8,9 млн. тенге).
Поступления акцизов от производства и реализации икры осетровых и лососевых рыб за январь-декабрь 2010 года составили 40,1 млн. тенге, план-прогноз выполнен на 105,2 %, в 2009 году за аналогичный период акцизов поступило в размере 23,4 млн. тенге, хотя реализация уменьшилась на 13%. Причиной этому послужило увеличение стоимости икры.
За 2010 год поступления акцизов по игорному бизнесу составили 303,8 млн. тенге при плане - прогнозе 267,6 млн. тенге, исполнение прогноза составило 113,5 %, прогноз перевыполнен на 36,2 млн. тенге. В сравнении с 2009 годом (168,7 млн. тенге) темп роста составил 180,1 %.
По республике на данный момент зарегистрировано 22 субъектов, получивших лицензию на занятие организации и проведения лотерей. По данному виду деятельности за 2010 год в бюджет поступило акцизов на 107,1 млн. тенге при плане 85,8 млн. тенге, исполнение прогноза составило 124,8%. Прогноз перевыполнен по Восточно - Казахстанской области (160%), Костанайской области (150%), Кзылординской области (125%) и г. Алматы (124,9%). Из общей суммы уплаченных акцизов от организации и проведения лотерей 99% поступлений приходятся на г. Алматы, из которых основная доля поступлений приходится от Национальной лотереи. По сравнению с 2009 годом поступления увеличились на 24,2 млн. тенге или 29,3%[29, c.84].
 
 
2.3 Анализ поступления акцизов в местный бюджет по г. Семей
 
 
Рассмотрим поступление акцизов по материалам Налогового комитета  г. Семей. В 2010 году в целом прогноз по акцизу исполнен на лишь на 66,78 %, при прогнозе 89 352 тыс. тенге, фактическое поступление акциза составило 59678 тыс. тенге (Таблица 2).
За 2010г. при прогнозе по акцизу на  спирт 8400 тыс.тенге поступлений в бюджет нет. Аналогичная ситуация по акцизу на  шампанское, при прогнозе 33120 тыс. тенге поступлений в бюджет нет. Это объясняется отсутствием налогоплательщиков. По акцизу на пиво на учете в Налоговом комитете по г.Семей состоят 2 налогоплательщика, как в 2010 году так и в   2009 году. Начисление акциза составило  в 2009 г.  – 1177 тыс.тенге , в 2010 г. – 1067,2 тыс.тенге., уменьшение объясняется снижением объемов реализации пива , ввиду снижения конкурентоспособности пива, так за 2009г. было реализовано167,5 тысяч литров , а  2010г. – 122,2 тыс.литров. По акцизу на крепленные напитки начисление за 2010г. составило 20,1 тыс.тенге, поступило 19,0 тыс.тенге , переплата на 01.10.2010г. составила 4,0 тыс.тенге.
 
Таблица 2. Поступления акцизов по г.Семей
за 2008-2010 годы
 

Вид акциза

2008 г.
2009 г.
2010 г.
Отклонение (+;-)
прогноз
факт
%
прогноз
факт
%
прогноз
факт
%
2009/ 2008
2010/ 2009
2010/ 2008
Спирт
10548
8124
77,0
11872
6445
54,1
8400
0
0
1679
-8124
-6445
Водка
29814
22594
75,7
31479
2157
74,2
33120
0
0
563
-22594
23157
Шампанское
0
0
 
0
0
0
18
0
0
0
0
0
Пиво
1245
1104
88,6
1595
1207
76,0
747
1088
79,1
103
-16
-119
Крепленные напитки
0
0
 
0
65
0
686
19
3,0
65
19
-46
Ювелирные изделия
25
34
136,0
30
179
597,4
166
271
163,2
145
237
92
Игорный бизнес
3158
4578
144,9
5380
15138
254,3
16042
24940
155,4
10560
20362
9802
Бензин
8945
10248
114,5
11620
20149
173,1
25033
26877
107,3
9901
16629
6728
Дизель
1204
1842
152,9
1948
4725
243,2
5140
6483
126,1
2883
4641
1758
 
Итого:
 
 
 
54939
48524
88,32
63924
71065
111,1
89352
59678
 
 
 
6,78
 
 
22541
 
 
 
11154
 
-11387
 
За текущий период наблюдается положительная динамика роста объемов алкогольной продукции, связанная с тенденцией значительного увеличения объемов производства виноградных, газированных вин. По сравнению с аналогичным периодом 2010 года объем производства вина по городу возрос, темп роста составил 143,8%, с превышением на 655,7 тыс. дал, это прежде всего свидетельствует об обеспечении конкурентоспособности местных вин на алкогольном рынке.
В результате мероприятий проводимых управлением налажен довольно жесткий контроль за производством и уплатой акциза по этиловому спирту, который повлиял на рост объема поступлений акцизов по спирту и за счет этих мероприятий план прогноз по области исполнен на 110%.
В производстве и реализации алкогольной продукции жесткая конкуренция, которая выражается в производстве дешевой алкогольной продукции, особенно из других областей Казахстана, что не могло не сказаться на объемах реализованной продукции и соответственно - акцизных сборов. Алкогольный рынок нашего города заполнен дешевой алкогольной продукцией поступающих из других регионов, оттеснив с рынка продукцию местных производителей.
По акцизу  на  ювелирные изделия в Налоговом комитете по г. Семей на учете в 2010 году состояли 8 плательщиков, в 2009 году – 6 плательщиков. За 2009г. начисление составило 156,24 тыс.тенге, за 2010г. начисление составило 271,3 тыс.тенге. Значительное увеличение начисления и поступления в 2010г. объясняется возросшим объемом реализации собственных ювелирных изделий отдельного предприятия, в 2008г. – 868,7 тыс.тенге, в 2009г. –1202,1 тыс.тенге.
По акцизу на «бензин»  прогноз исполнен на 107,3 %, среднемесячное начисление акциза в 2010 году составило   2200 тыс.тенге, т.е. ожидаемое поступление должно было составить 26400 тыс.тенге, с учетом переплаты на 2010 год  в размере 5000 тыс.тенге фактически поступило 26 877 тыс.тенге :
1)     средне месячное начисление  2200 тыс.тенге
2)     ожидаемое поступление  2200 тыс.тенге * 12 месяцев = 26400 тыс.тенге
3)     переплата на 2010 год 5 000 тыс.тенге (объясняется досрочным иcполнением налогового  обязательства по перечислению налога в бюджет.)
4)     фактически поступило  26 877 тыс.тенге ( 26400 тыс.тенге + 5000 = 31400 тыс.тенге)
По акцизу на «дизель»  прогноз исполнен на 126,1 %,  среднемесячное начисление акциза в 2010 году составило   380 тыс.тенге, т.е. ожидаемое поступление должно было составить  4560 тыс.тенге, с учетом переплаты на 01.07.08г. в размере 1800 тыс.тенге фактически поступило 6483  тыс.тенге :
1)     средне месячное начисление  380 тыс.тенге
2)     ожидаемое поступление  380 тыс.тенге * 12 месяцев =  4560 тыс.тенге
3)     переплата на 2009 год - 8837 тыс.тенге (объясняется досрочным иcполнением налогового обязательства по перечислению налога в бюджет.)
4)     фактически поступило   6483 тыс.тенге ( 4560 тыс.тенге + 1800 = 6360 тыс.тенге), при этом имели место крупные разовые сделки отдельного предприятия, поступления от которого составили   2000.0  тыс.тенге.
В целях своевременного и полного поступления акцизов в бюджет  специалистами Налогового комитета по г.Семей совместно со специалистами Налогового Комитета Министерства Финансов Республики Казахстан в 2009 году тематическими проверками по акцизу охвачено 1 предприятие; рейдовыми проверками по вопросу соблюдения правил производства, хранения и реализации подакцизной продукции 29 налогоплательщиков. В результате данных мероприятий в бюджет было взыскано 58,5 тыс. тенге.
3 Проблемы и пути совершенствования акцизного налогообложения
 
 
3.1 Современные проблемы взимания акцизов
 
 
Для рынка подакцизной продукции характерной чертой является  значительная доля присутствия теневого  производства и соответственно реализации готовой продукции, при чем это касается практически всех видов подакцизной продукции.  
Проблема наличия нелегального оборота  алкогольной продукции высвечивает   два аспекта.
1) Экономический. Теневой бизнес – это черная дыра  для государства в бюджете. 80% акцизов уплачивает десяток крупных предприятий республики, тогда как лицензиями на производство алкогольной продукции владеют сотни предприятий. Спад производства алкоголя в 2006 году, по сравнению с 2000 годом,  можно рассматривать как дефицит алкогольной продукции в республике. В условиях рыночной экономики, когда хозяйствующие субъекты моментально реагируют на все происходящие процессы в той или иной отрасли, естественно, этот дефицит был восполнен. Это означает только одно: еще как минимум  18,4 млн. дал. алкогольной продукции  остались «в тени». Другими словами, около 40 % всего алкоголя в стране носит нелегальный характер, бюджет при этом теряет около 1,5 млрд. тенге.
2) Социальный. Самый тревожный. За последние 25 - 30 лет потребление алкоголя значительно возросло, что сопровождалось ростом его негативных последствий, таких как широкое вовлечение в потребление алкоголя новы
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.