На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Реферат/Курсовая Порядок предъявления исков транспортной организации при ненадлежащем исполнении обязательства по перевозке грузов

Информация:

Тип работы: Реферат/Курсовая. Добавлен: 06.12.2012. Сдан: 2011. Страниц: 11. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Федеральное агентство по образованию 

Российский  государственный университет
имени Иммануила  Канта 

Факультет сервиса 
 
 

Курсовая  работа 
 

     «Порядок  предъявления исков  транспортной организации  при ненадлежащем исполнении обязательства  по перевозке грузов» 
 
 
 

Выполнил
студент 1 курса
очно-заочной  формы обучения
факультета  сервис
по специальности
«Организация  перевозок
и управление на транспорте»
Карпущенков Н.Ю. 
 

Руководитель :
Доцент, к.э.н. Масянова Н. Н.
 

Содержание:
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава I. Общие положения по перевозке
      Понятие и правовое регулирование перевозок ……………………………..5
      Виды транспортных перевозок………………………………………………8
      Предпосылки для заключения договора перевозки ………………………10
      Права и обязанности сторон по договору перевозки ……………………..13
      Ответственность по договору перевозки…………………………………..19
Глава II. Правовая защита отправителя грузов
      Досудебный порядок урегулирования споров…………………………….25
      Предъявление перевозчику претензии…………………………………….26
      Сроки заявления и рассмотрения претензии ……………………………..27
      Лица, обладающие правом предъявления претензии…………………….31
      Ненадлежащие адресаты заявленной претензии……………………….…33
      Содержание претензии и удовлетворение претензионных требований. Предъявление иска……………………………………………………….....36
Заключение………………………………………………………………… ….39
Список  использованной литературы……………………………….…..…42
Приложение № 1
Приложение № 2 

 

     
     Введение 

     В эпоху рыночных отношений все  коммерческие организации, а также  все хозяйствующие субъекты в  процессе своей деятельности частенько  прибегают к необходимости заключения договора перевозки тех или иных материальных ценностей. Особую актуальность эти отношения приобретают для грузоперевозчика -  государственного унитарного предприятия или хозяйственного общества (иной коммерческой организации), а также гражданина-предпринимателя, обладающего лицензией на осуществление перевозочной деятельности, учитывая перспективность грузовых перевозок транспортным средством для нашего региона. К тому же транспортные перевозки являются, по сути, связующим звеном экономики России, которое охватывает все виды общественного производства, распределения и обмена.
     Институт  отношений по поводу перевозки грузов содержится в отдельной главе (40) Гражданского кодекса Российской Федерации  в части второй и достаточно изучена и разработана многими цивилистами, правоведами и учеными. Здесь необходимо отметить, что в ГК закреплены, как правило, унифицированные общие нормы, относящиеся к железнодорожному, морскому, воздушному, автомобильному, внутреннему водному транспорту. Более детально общие условия перевозки грузов, пассажиров и багажа этими видами транспорта определяются транспортным законодательством, состоящим из транспортных уставов и кодексов, иных законов, а также издаваемых в соответствии с ними правил.
     По  договору перевозки одним из основных проблем в защите нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов является на практике незнание своих конкретных прав и обязанностей в силу правовой неосведомленности как клиентов (грузоотправителей), так и перевозчиков. Такое обстоятельство дел обусловлено, прежде всего, тем, что данные отношения регулируются, как уже ранее отмечала, транспортными уставами и кодексами, подзаконными актами. Вместе с тем существуют некоторые моменты, нуждающиеся в радикальном изменении.
     Курсовая работа направлена, прежде всего, на детальное изучение теории – существующего законодательного регулирования отношений по поводу перевозки грузов, а также, несомненно, проведение исследований по порядку предъявления исков транспортной организации при ненадлежащем исполнении обязательства по перевозке грузов. Цель работы даст, в конечном счёте, основания для объективного представления порядка и условий защиты ущемлённых прав по данному договору. Для достижений данной цели необходимо, в первую очередь решить задачи   по раскрытию понятия, сути, и содержания данных правоотношений. Кроме того, нужно выявить юридические критерии ненадлежащего исполнения и соответствующий порядок предъявления исков транспортной организации по перевозке грузов, исходя из вида транспортного средства, а также привести пример из судебной практики и сделать соответствующие выводы по ним. 
     Методологической  основой работы является изучение, анализ и обобщение законодательства, научной периодической литературы, монографии видных авторитетных специалистов в этой области, судебных прецедентов, а также иной литературы непосредственно или опосредованно касающиеся данных правоотношений.
     Новизна моего исследования состоит в  том, что здесь наиболее объективно раскрываются отношения, связанные с предъявлением претензии  и иска к транспортной организации в силу ненадлежащего исполнения последним и, разумеется, в работе содержатся выводы по некоторым обстоятельствам из данных правоотношений. 
 
 
 
 

Глава I. Общие положения
1.1 Понятие  и правовое регулирование перевозок 

     Термин  «перевозка» означает в общем  понятии «перемещение с помощью  транспортного средства»1[1]. Многие юристы, характеризуя отношения, связанные с транспортной перевозкой отмечают одну главную особенность как отрасли материального производства, заключающуюся в оказании специфических услуг – перемещение товара или человека в пространстве. Транспортная деятельность не сопровождается созданием новых вещей (предметов материального мира). Её ценность в экономическом эффекте, который создается в результате перемещения груза, пассажира и багажа в согласованное место. Поэтому отношения по перевозке возникают при наличии потребности в территориальном перемещении объектов или людей с помощью транспортных средств. Обычно в них принимают участие два субъекта: транспортная организация (владелец транспортного средства) и лицо, заинтересованное в транспортировке. Будучи урегулированными нормами права, эти отношения принимают форму обязательственно-правовых2[2].
     Перевозка - вид предпринимательской деятельности, опосредующей перемещение в пространстве материальных объектов (грузов, багажа) и людей-пассажиров. Согласно п. 1 статьи 784 перевозка грузов, пассажиров и багажа осуществляется на основании договора перевозки3[3]. Однако процесс перемещения груза не исчерпывается отношениями, возникающими из договора перевозки. Обязанности перевозчика по подаче подвижного состава, а отправителя по предоставлению под погрузку груза также относятся к перевозке. Перевозочными являются отношения, возникающие из договоров об организации перевозки, заявок, заказов, иных действий, совершаемых участниками перевозочного процесса до заключения договора перевозки груза либо после его исполнения.
      Суть  перевозки заключается в следующем: по договору перевозки «перевозчик  обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату»4[4]. Из приведенного определения можно сделать вывод, что договор перевозки по своему характеру является возмездным и взаимным. Он является возмездным, так как за перевозку перевозчик получает вознаграждение, и взаимным, поскольку перевозчик обязан перевезти груз и имеет право на провозную плату, а грузоотправитель обязан внести эту провозную плату и имеет право на перевозку сданного груза. Договор перевозки грузов считается заключенным с момента принятия перевозчиком груза и, следовательно, относиться к числу реальных договоров.
      Вместе  с тем в отдельных случаях этот договор может быть консенсуальным. Договор перевозки считается консенсуальным, когда перевозчик обязуется предоставить транспортные средства раньше вручения груза для перевозки. Например, на морском транспорте договор перевозки, именуемый договором фрахтования, или чартером, является консенсуальным. Кроме того, договор перевозки грузов является публичный характер. Однако для признания договора перевозки грузов публичным договором необходимо соблюдение определенных условий, предусмотренных ст. 789 ГК РФ. К числу таких условий относится перевозка грузов транспортом общего пользования, в качестве которой признается перевозка, осуществляемая коммерческой организацией, если из закона, и иных правовых актов или выданного этой организации разрешения (лицензии) вытекает, что она должна осуществлять перевозки грузов по обращению любого физического или юридического лица. И второе не менее важное условие: перечень организаций, обязанных осуществлять перевозки грузов, признаваемые перевозками транспортом общего пользования, должен быть обязательно опубликован в установленном порядке.  
     Как уже отмечала, данные отношения регулируются и устанавливаются Транспортными  уставами и кодексами, принятыми  Государственной Думой РФ, являющиеся федеральными законами. По отдельным вопросам транспортной деятельности законы принимаются субъектами РФ. Например, о плате за проезд на государственном или муниципальном пассажирском транспорте.
     Отношения по перевозке грузов, багажа и пассажиров регулируются также правилами, издаваемыми в соответствии с транспортными уставами и кодексами, другими законами. В ГК не названы органы, утверждающие эти правила. В частности, в ст. 2 ВК РФ5[5] в числе актов, регулирующих отношения в области авиации, указано на федеральные авиационные правила, принимаемые в порядке, определенном Указом Президента, Правительством РФ. Правила перевозок грузов на железнодорожном транспорте, правила перевозок пассажиров, багажа и грузобагажа утверждаются соответственно федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта и регистрируются в Министерстве юстиции РФ. Правила в области железнодорожного транспорта разрабатываются федеральным органом исполнительной власти с участием федерального органа исполнительной власти по регулированию естественных монополий на транспорте, заинтересованных организаций. В настоящее время Министерством путей сообщения РФ издан ряд новых Правил перевозок грузов, а также пассажиров, багажа, грузобагажа на железнодорожном транспорте. 

     1.2 Виды транспортных перевозок  

     Из-за различий видов транспорта принято  классифицировать подразделять транспортные перевозки: транспортная перевозка, железнодорожная, морская, воздушная, речная, автомобильная. 

     Кроме того, выделяется также особая разновидность  транспорта — трубопроводный. Однако технологическая специфика транспортировки товаров по газо- и нефтепроводам не дает основания говорить в этом случае о наличии транспортного обязательства. Поэтому термин “трубопроводный транспорт” имеет условное значение. Природа обязательства, возникающего при перемещении товаров по трубопроводу, имеет смешанный характер: здесь соединяются элементы обязательств по передаче имущества (газа, нефти) и по оказанию услуг (транспортировке, хранению). К трубопроводному транспорту применяется особое законодательство, включая правила об энергоснабжении (п. 2 ст. 548 ГК)6[6].
     Различают перевозки, осуществляемые в местном, прямом и смешанном сообщении.
     Местным называются перевозки в пределах одного транспортного предприятия (железной дороги, пароходства и т.д.)
     Прямым  признается перевозки, в выполнении которых по одному документу участвуют  несколько предприятий одно вида транспорта. Так, прямой будет перевозка  железной дороги по одному документу (накладная) из Нерюнгри в Иркутск, поскольку  груз в этом случае перевозится несколькими предприятиями железнодорожного транспорта.
     Прямой  смешанной перевозкой считается  перевозка, при которой на основе одного документа груз перевозится  различными предприятиями нескольких видов транспорта. Примером может  служить доставка груза от Москвы до Астрахани по железной дороге, а от Астрахани до одного из портов на Каспийском море (на территории России) морским транспортом.
     На  морском транспорте различают перевозки  в малом каботаже, в большом  каботаже и в заграничном сообщении. Под малым каботажем понимают перевозку грузов между российскими портами одного и того же моря. К большому каботажу относятся перевозки груза, осуществляемые между российскими портами разных морей, даже если при этом проходит через иностранные порты или обратно признается перевозкой в заграничном сообщении.
     Воздушный кодекс не подразделяет перевозки на отдельные виды, однако содержит некоторые  особые правила для международных  перевозок7[7].
     На  автомобильном транспорте перевозки  подразделяются на городские, пригородные, междугородние и международные.
     К городским перевозкам относятся  перевозки в пределах черты города (другого населенного пункта); к  пригородным – перевозки за пределы  черты города (другого населенного  пункта) на расстояние до 50 км включительно; к междугородным – перевозки за пределы черты города (другого населенного пункта) на расстояние более 50 км и к международным – перевозки за пределы или из-за пределов Российской Федерации с пресечением Государственной границы России8[8].       
 
 

      
        Предпосылки для заключения договора перевозки
 
     Организация перевозок грузов невозможно без  предварительного их согласования с  перевозчиками и грузоотправителями.
     С учетом особенностей перевозок грузов на различных видах транспорта документы, регулирующие организацию перевозки грузов, имеют различную правовую форму: при перевозках в прямом сообщении – это заявка (заказ), договор об организации перевозок грузов; при перевозках грузов в прямом смешанном сообщении – ежесуточная заявка, недельный календарный план, месячный график подачи судов.
     Заявка  является важнейшим средством организации  перевозки грузов; в ней конкретизируется задание и определяются показатели, обеспечивающие разовую перевозку. Грузоотправитель обязан подавать заявки в управление железных дорог места отправления не менее чем за 10 суток до начала перевозок грузов (ст.11 УЖТ), а на перевозку грузов, направляемых на экспорт и в прямом смешанном сообщении – не менее чем за 15 дней до начала перевозки грузов.
       Заявка на перевозку грузов представляется грузоотправителем в уполномоченные перевозчиком подразделения, перечень которых с указанием их места нахождения устанавливается перевозчиком и доводится до сведения грузоотправителей с указанием объема перевозки грузов в вагонах и тоннах в соответствии с установленной номенклатурой, с распределением по родам грузов, станциям назначения и датам погрузки.
     Особенностью  в порядке подачи заявления на железнодорожном транспорте является установление в ст.11 УЖД оснований, когда перевозчик имеет право отказать в согласовании  заявки на перевозку грузов (таких оснований в транспортных кодексах и уставах других видов  транспорта не предусмотрено).
       В соответствии со ст. 11 УЖД  такой отказ возможен в случаях: 
     - введения согласно ст. 29 Устава  прекращения или ограничения погрузки, перевозки грузов по маршруту следования груза;
     - отказа владельца инфраструктуры  в согласовании заявки на перевозку  груза;
     - обоснованного отсутствия технических  и технологических возможностей  осуществления перевозки;
     - в ином случае, предусмотренном Уставом, иными нормативными актами.
     В этих случаях перевозчик возвращает заявку на перевозку грузов с указанием  причин отказа грузоотправителю, организации, осуществляющей перевозку грузов.
     В соответствии со ст. 11 УЖД владелец инфраструктуры рассматривает представленные перевозчиком заявки на перевозку грузов и в срок не более чем пять дней при перевозках грузов в прямом железнодорожном смешанном сообщении и не более чем за десять дней при перевозках в прямом и непрямом международном сообщениях, прямом и непрямом смешанном сообщении возвращает заявку на перевозку грузов перевозчику с отметкой о результате согласования.
         В соответствии с Уставом владелец  инфраструктуры имеет право (в  случаях, прямо предусмотренных  ст. 11 Уставом) отказать перевозчику в согласовании заявки на перевозку грузов. При этом отказ в приеме и согласовании заявки на перевозку грузов может быть обжалован в судебном порядке.
     Аналогичный порядок установлен на речном транспорте; отличие состоит только в сроках подачи декадной заявки: заявка на этом виде транспорта подается за пять дней до наступления декады.
     На  автомобильном транспорте заявка представляется в обусловленные годовым договором  на перевозку грузов автомобильным  транспортом сроки, но не позднее 14 часов накануне дня начала перевозок грузов в городском или пригородном сообщении и не позднее 48часов до начала перевозок в междугородном сообщении. На морском транспорте грузоотправитель уведомляется о подаче намеченного тоннажа не позднее чем за 5 дней, то есть ан морском транспорте отсутствует в настоящее время система заявок, которая действовала до 1982 г.
     Мнения  относительно юридической природы  заявок расходятся во мнении в юридической  литературе. Подача заявки – это  самостоятельное одностороннее  требование грузоотправителя по мнению Б.Л. Хаскельберга9[9], К.К. Яичко10[10], С.С. Алексеева11[11], где по сути заявка является односторонней сделкой.
     По  мнению В.Т. Смирнова12[12], К.Ф. Егорова13[13], признать заявку сделкой значит придать несвойственное ей правообразующее значение, так как заявка в отношении грузовых перевозок играет роль оперативно-регулирующего документа. Утверждение о том, что подачей заявки грузоотправитель  принимает на себя перед перевозчиком обязательство использовать транспортные средства, а перевозчик – установить количество транспортных средств, необходимых для погрузки согласно поданной заявке, является, по их мнению, ошибочным.
     Абова предполагает, что принятие перевозчиком к исполнению заявки грузоотправителя практически означает достижение ими соглашения по подаче транспортных средств для перевозки грузов перевозчиком и их использованию грузоотправителем14[14]. Витрянский считает, что обязательство по подаче транспортных средств и их использованию всегда возникает из договора15[15].
     В этой ситуации представляется правильным мнения Егиазарова, Смирнова, Егорова о том, что заявка играет роль оперативно-регулирующего документа.  

     1.4 Права и обязанности сторон  по договору перевозки 

     Как мы уже знаем, сторонами по гражданско-правовому  договору перевозки сторонами являются «перевозчик» (организация или пбоюл, имеющая соответствующую лицензию), «грузоотправитель» (лицо, предоставляющая груз и плату за перевозку), а «грузополучатель» (управомоченное на получение груза лицо). Данные три термина используются практически на всех видах транспорта, а также в нормативно-правовых актах, регулирующих отношения на транспорте. Однако на морском транспорте16[16] используется другая терминология. Грузоотправителя там иногда называют фрахтователем, а договор перевозки  – договором фрахтования17[17]. Поскольку указанная терминология специфична для морских перевозок и притом применятся не всегда, то субъекты обязательства по перевозке в данной работе будут называться «перевозчики», «грузоотправители», «грузополучатели».
     Объектом  обязательства по перевозке грузов являются перевозимые перевозчиками  грузы. Если материальным объектом обязательства  по перевозке является перевозимый  груз, то в качестве юридического объекта  здесь выступает сама перевозочная деятельность, которая включает в себя не только транспортировку грузов, но и иные действия, связанные, например, с погрузкой, выгрузкой грузов, их хранением и выдачей грузополучателю.
     В обязанности перевозчика согласно законодательству входит подача грузоотправителю под погрузку в срок, установленный принятой от него заявкой (заказом), договором перевозки или договором об организации перевозок, исправные транспортные средства в состоянии, пригодном для перевозки соответствующего груза. Это означает, что перевозчик должен содержать транспортные средства в надлежащем состоянии и перед подачей под погрузку проверить их пригодность для перевозки соответствующего груза. Наряду с возложением на перевозчика обязанности подавать транспортные средства, пригодные для перевозки данного груза18[18], транспортное законодательство устанавливает, что их пригодность (вагонов, контейнеров) для перевозки данного груза в коммерческом отношении определяется грузоотправителем единолично, либо грузоотправителем и перевозчиком, либо самим перевозчиком.
     Отправитель груза должен отказаться от погрузки груза в транспортное средство, которое  непригодно для перевозки данного  груза, которое в таком случае считается не поданным в счет суточной нормы. Нарушение перевозчиком и  грузоотправителем указанных выше обязанностей обычно приводит к повреждению или порче груза, в связи с чем приходится решать кто должен нести ответственность перед грузополучателем.
     Устав железнодорожного транспорта устанавливает, что пригодность в коммерческом отношении вагонов, контейнеров (состояние грузовых отсеков, отсутствие постороннего запаха, особенности внутренних конструкций и пр.) для перевозки конкретных грузов определяется в отношении:
     вагонов – грузоотправителями, если погрузка осуществляется ими, или железной дорогой, если погрузка осуществляется ею;
     контейнеров – во всех случаях грузоотправителями.
     Если  утрата, недостача, повреждение (порча) груза произошли из-за технической  неисправности вагона, контейнера, то ответственность должна нести  железная дорога19[19].  Она может быть освобождена от ответственности, если докажет, что утрата, недостача, повреждение груза произошли вследствие обстоятельств, которые железная дорога не могла предотвратить и устранение которых от нее не зависело, а также в случае представления доказательств, подтверждающих, что неисправность вагона, контейнера произошла по вине грузоотправителя. И даже если грузоотправитель осуществит погрузку груза в неисправный в техническом отношении вагон, зная об этом, то данное обстоятельство не освобождает железную дорогу от ответственности за несобранность груза.
     Одной из наиболее важнейших обязанностей грузоотправителя является провозная  плата. По общему правилу провозная  плата, размер которой определяется тарифами, должна быть внесена в  пункте отправления одновременно со сдачей груза к перевозке. Кроме того, перевозчик вправе задержать отправку груза, если плата (фрахт) за перевозку не внесена  в установленные сроки20[20], либо отказаться от исполнения договора перевозки. При этом вагоны, контейнеры будут находиться на ответственном простое грузоотправителя21[21]. В случае невнесения причитающихся перевозчику платежей за предыдущую перевозку груза подача перевозчиком вагонов, контейнеров под очередную погрузку прекращается. Устав   железнодорожного транспорта в статье 35 предусматривает в случае уклонения грузополучателя от внесения платы за перевозку груза и иных платежей, причитающихся перевозчику последний вправе удерживать груз с уведомлением в письменной форме об этом грузополучателя, который обязан в течение четырех суток после получения такого уведомления распорядиться грузом. Если в течение указанного срока грузополучатель не примет соответствующие меры по внесению платы за перевозку грузов и иных платежей и не распорядиться грузом, перевозчик имеет право, если иное не предусмотрено договором перевозки, реализовать удерживаемый груз (кроме изъятых (ограниченных) из оборота грузы, воинских грузов и пр.).
     В ГК РФ в 792 статье говорится о том, что «перевозчик обязан доставить  груз, пассажира или багаж в  пункт назначения в сроки, определенные в порядке, предусмотренном транспортными уставами и кодексами, а при отсутствии таких сроков в разумный срок».
     В комментарии22[22] к этой норме говорится о том, что на железнодорожном транспорте сроки доставки грузов и правила исчисления сроков доставки утверждаются в соответствии со ст. 39 Транспортного устава железных дорог федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области экономики. Сроки доставки грузов могут устанавливаться в договорах об организации перевозок.
     Согласно  Уставу автомобильного транспорта сроки  доставки грузов и порядок их исчисления устанавливаются для перевозок  в междугороднем сообщении (ст. 69). Применительно к остальным перевозкам закреплен лишь общий принцип: автотранспортные организации обязаны перевозить грузы по кратчайшему маршруту, открытому для движения автомобильным транспортом, за исключением случаев, когда по дорожным условиям более рациональна перевозка с увеличением пробега23[23]. Такой подход обеспечивает доставку груза в разумный срок, о котором говорится в данной статье ГК.
     В соответствии с Воздушным кодексом Российской Федерации перевозчик обязан доставить принятый к перевозке  груз в пункт назначения в установленный срок, который определяется федеральными авиационными правилами или установленными перевозчиком правилами воздушных перевозок, если иное не предусмотрено договором воздушной перевозки24[24]. 

     Морской перевозчик обязан доставлять грузы  в срок и маршрутом, которые установлены соглашением сторон, а при отсутствии соглашения - в срок, который разумно требовать от заботливого перевозчика с учетом конкретных обстоятельств (ст. 152 Кодекс торгового мореплавания РФ). В договорах фрахтования сроки доставки груза, как правило, не предусматриваются. Обычно указывается, что судно будет следовать "со всей возможной скоростью" или "с разумной скоростью", под которой понимается не максимальная, а наиболее экономичная скорость. Не считается нарушением договора перевозки всякое отклонение судна от намеченного пути в целях спасения на море людей, судов и грузов, а равно иное разумное отклонение, если оно не вызвано неправильными действиями перевозчика. На внутреннем водном транспорте сроки доставки грузов и правила исчисления таких сроков определяются правилами перевозок грузов.
     Транспортными уставами и кодексами установлена  обязанность перевозчика уплатить штраф за нарушение установленных  сроков доставки груза. Размер штрафа на каждом виде транспорта установлен соответствующими транспортными уставами и кодексами. Уплата штрафа за просрочку доставки груза не освобождает перевозчика от возмещения вызванных просрочкой убытков в размере, установленном ст. 796 ГК. Например, если в результате просрочки в доставке груз пришел в негодность, перевозчик обязан уплатить управомоченному лицу штраф за нарушение сроков доставки и сумму, на которую понизилась стоимость груза, а при невозможности восстановления поврежденного груза - его стоимость.
     Перевозка пассажиров на всех видах транспорта осуществляется по расписанию. Сроки доставки багажа и порядок их исчисления определяются транспортными уставами, кодексами и принятыми в их развитие правилами перевозок пассажиров и багажа. На железнодорожном транспорте срок доставки багажа определяется временем следования до станции назначения поезда, с которым был отправлен багаж. Если багаж следует по маршруту с перегрузкой в пути, то срок доставки багажа определяется временем следования по данному маршруту согласованных поездов с добавлением одних суток на каждую перегрузку. Согласно ст. 88 Устава автомобильного транспорта РСФСР принятый к перевозке отдельно от пассажира багаж должен быть доставлен в пункт назначения не позднее дня прибытия пассажира в этот пункт по расписанию. Сроки перевозки пассажиров и багажа на внутреннем водном транспорте устанавливаются согласно расписанию движения судов (п. 1 ст. 95 Кодекс внутреннего водного транспорта РФ). При перевозках багажа морским транспортом перевозчик обязан доставить багаж, перевозимый на пассажирских и грузопассажирских судах, в соответствии с расписанием прибытия в пункт назначения того судна, на котором багаж был отправлен.
     Воздушный перевозчик обязан принять меры к  тому, чтобы багаж пассажира был  отправлен и доставлен тем  же рейсом, которым следует пассажир.
     В ГК нет нормы об ответственности  перевозчика за несвоевременную  доставку багажа. Ответственность за просрочку в доставке багажа предусмотрена  в транспортных уставах и кодексах (ст. 196 Кодекса торгового мореплавания РФ, ст. 120 Воздушного кодекса РФ, ст. 116 Кодекс внутреннего водного транспорта РФ, ст. 138 Устав автомобильного транспорта РСФСР). За просрочку в доставке багажа транспортные организации уплачивают штраф. 
 
 
 
 
 
 

       Ответственность  по договору перевозки
 
     Обязательства по перевозке грузов подчиняются общим правилам гражданского законодательства об ответственности. Поэтому объем и основания ответственности перевозчика установлены непосредственно в ГК (ст.ст. 794 - 796), а также в транспортных уставах и кодексах.
     Гражданский кодекс РФ допускает возможность установления ответственности соглашением перевозчика с пассажирами и грузовладельцами. Однако, как общее правило, нельзя договориться об устранении ответственности либо об ее ограничении. Изъятие допускается только применительно к перевозке груза и в случае, если возможность такого соглашения предусмотрена транспортными уставами и кодексами. Возможность соглашения об освобождении перевозчика от ответственности или уменьшении пределов его ответственности предусмотрена, например, ст. 175 Кодекса торгового мореплавания РФ. По смыслу 793 статьи ГК РФ стороны могут договориться об усилении ответственности перевозчика за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства перевозки. Согласно ст. 123 ВК РФ перевозчик имеет право заключать соглашения с пассажирами, грузоотправителями и грузополучателями о повышении пределов своей ответственности по сравнению с пределами, установленными ВК или международными договорами Российской Федерации. Аналогично может решаться данный вопрос и применительно к перевозкам грузов другими видами транспорта.
     «Перевозчик за неподачу транспортных средств для  перевозки груза в соответствии с принятой заявкой (заказом) или  иным договором, а отправитель за непредъявление груза либо неиспользование  поданных транспортных средств по иным причинам несут ответственность, установленную транспортными уставами и кодексами, а также соглашением сторон»25[25]. Здесь предусмотрена взаимная ответственность участников обязательства за неподачу под погрузку транспортных средств и их неиспользование. Объем и основания ответственности перевозчика за неподачу транспортных средств, а отправителя за непредъявление груза либо неиспользование поданных транспортных средств по иным причинам устанавливаются транспортными уставами и кодексами, а также соглашениями сторон.
     Материальная  ответственность железных дорог  и отправителей груза за неподачу вагонов и контейнеров и неиспользование  грузоотправителем поданных вагонов  и контейнеров установлена в  ст. 105 Транспортном уставе железных дорог РФ. За невыполнение автотранспортными предприятиями и грузоотправителями обязательства по подаче автомобилей под погрузку груза и неиспользование этих автомобилей грузоотправителями; за неподачу перевозчиком транспортных средств для перевозки грузов или буксировки плотов, непредъявление отправителем к перевозке груза или древесины в плотах; за непредъявление к перевозке груза перевозчик и отправитель несут друг перед другом ответственность в виде штрафа26[26].
     Ответственность за невыполнение обязательства по подаче транспортных средств и их использованию может быть установлена соглашением сторон. При этом действует общее правило о невозможности соглашения сторон об устранении или ограничении ответственности перевозчика
     Перевозчик  и отправитель груза освобождаются от ответственности в случае неподачи транспортных средств либо неиспользования поданных транспортных средств, если это произошло вследствие:
     непреодолимой силы, а также иных явлений стихийного характера (пожаров, заносов, наводнений) и военных действий;
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.